Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Добрый день, дорогие читатели!

Нарушения речи у детей сегодня становятся частой проблемой, с которой родители обращаются к невропатологам и логопедам. В тройке наиболее частых речевых расстройств находится дизартрия.

В зависимости от степени развития болезни она может приобретать как легкую, стертую форму, так и ярко выраженную.

В любом случае, ставить диагнозы родителям нельзя. Они должны обратиться к специалисту. Не обязательно заболевание связано с психическими аномалиями. Может развиться дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием. Как она проявляется, и как ее лечить?

Что это такое?

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Сначала разберемся: дизартрия – что это такое? Это нарушение, при котором наблюдается целый ряд расстройств:

  • артикуляции;
  • фонематического восприятия;
  • темпо-ритма;
  • эмоциональной окраски речи;
  • речевого дыхания.

В результате расстройств страдает ясность и выразительность говорения.

Причины развития дизартрии кроются в генетических и внутриутробных нарушениях:

  • гипоксия;
  • токсикоз у матери во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • соматические заболевания у беременной;
  • патологические роды;
  • асфиксия;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность;
  • ДЦП.

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Среди причин дизартрии могут быть и заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве:

  • гидроцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • гнойный отит.

Многие родители, обнаружив у ребенка речевые нарушения, винят себя за халатность. Если ни одно из перечисленных заболеваний не было перенесено малышом в раннем детстве, но винить родителям себя не в чем.

Нарушение произошло внутриутробно, и даже опытный врач не всегда может его выявить, ведь все анализы в порядке.

Степени и виды заболевания

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

В зависимости от выраженности симптомов выделяют несколько степеней развития болезни:

  • 1 степень (стертая дизартрия у детей). В быту дефекты говорения могут быть не заметны и выявляются только после обследования специалистом. Многие родители даже не обращают внимания на незначительные недостатки в речи крохи, надеясь, что малыш перерастет. Иногда действительно так бывает, но если нарушение прогрессирует, следует показать малыша невропатологу и логопеду.
  • 2 степень. Нарушения в речи ярко выражены, заметны окружающим, однако речь ребенка можно понять.
  • 3 степень. Речь понятна только близким людям, окружающие понимают ребенка с трудом.
  • 4 степень. Говорение непонятно даже близким.

На двух формах заболевания стоит остановиться отдельно. Особое внимание стоит уделить стертой форме дизартрии, так как нарушение встречается часто, но обращают на него внимание очень редко.

Стертая дизартрия

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Термин впервые был введен О. Токаревой. Она утверждает, что отдельно кроха может четко и внятно произносить звуки, но в процессе говорения они стираются, становятся нечеткими. Недостатки проявляются в речевом потоке.

Причиной стертой дизартрии становится микроочаговое поражение головного мозга. В связи с этим диагноз ставится только ближе к 5 годам.

Наряду с расстройствами речи проявляются нарушения в мелкой моторике, движения у ребенка неловкие, он быстро устает, мимика скудная. Такие навыки, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, даются малышу с трудом.

Псевдобульбарная форма

Эта форма развивается после менингита или энцефалита в результате повреждения проводящих нейронов. У таких малышей нарушается речевая моторика, сосательный рефлекс, глотание.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Движения языка и губ у малыша медленные, речь тихая, невнятная, наблюдается нарушение в произношении шипящих и сонорных (ц, ш, щ, р), трудно даются мягкие звуки, зато лексика и грамматический строй не нарушаются. Основные дефекты связаны именно с фонетикой.

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Заболевание часто путают с дислалией, поэтому диагноз должен стать доктор. Родители лишь могут первыми обратить внимание на аномалию и вовремя обследовать ребенка.

Симптомы

Речевая дизартрия у детей проявляется в следующих состояниях:

  • дистония и гипотонус мышц артикуляции (губы и зубы разомкнуты, органы речи расслаблены);
  • слюнотечение;
  • назализация (носовой оттенок речи);
  • звуки искажены;
  • речь невнятная, однотонная, непонятная;
  • недостаточная сила голоса;

Источник: https://chesnachki.ru/zdorove/zdorovia-vsem/dizartriya-u-detej-s-normalnym-psihofizicheskim-razvitiem.html

Дизартрия у детей: виды, симптомы, обследование, лечение

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

  • бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком;
  • паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи;
  • псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи;
  • экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц;
  • стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков;
  • холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.

Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

Причины заболевания

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Симптомы и признаки дизартрии у детей

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе.

При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах.

Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

Лечение дизартрии в детском возрасте

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя.

Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы.

Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы.

Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка.

Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/dizartriya-u-detej/

Дизартрия у детей: как отличить детский лепет от патологии?

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка
Дизартрия у детей – это расстройство произношения.

  • Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.
  • При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.
  • Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.

Причины дизартрии у детей

В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет).

Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы беременности;
  • резус-конфликт;
  • соматические болезни матери;
  • травмы при родах;
  • патологическое течение родов;
  • асфиксия новорожденного;
  • гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);
  • недоношенность.
Читайте также:  Что такое десоциализация и как она проявляется

Причины нарушения речи в раннем детстве:

  • перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
  • гидроцефалия;
  • тяжелые интоксикации;
  • гнойный отит среднего уха;
  • черепно-мозговая травма.

Признаки дизартрии у детей

Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.

В грудном возрасте дизартрия может проявляться в виде:

  • трудностей при сосании груди или бутылочки, вялого сосания;
  • поперхивания, частых срыгиваний.

Основными симптомами дизартрии выступают:

  1. Нарушение артикуляционной моторики:
  • спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
  • гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
  • дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
  1. Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.
  2. Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.

Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.

Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

Виды патологии

В основе неврологической классификации болезни лежит локализация поражения и соответственный симптомокомплекс. Дизартрия бывает:

  1. Бульбарная – поражение ядер подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге. Часто ей сопутствуют проблемы с глотанием.
  2. Псевдобульбарная – поражение корково-ядерных проводящих путей. Отличительным признаком ее выступает монотонность речи.
  3. Корковая – поражение зон коры головного мозга, координирующих артикуляцию. Характеризуется правильной структурой слова с неправильным произношением слогов.
  4. Мозжечковая – возникает при поражении мозжечка и отличается растянутой речью и постоянной сменой громкости.
  5. Подкорковая – поражение подкорковых ядер. Характеризуется невнятной смазанной речью, назализацией голоса.
  6. Холодовая – дефекты речи проявляются в условиях смены температуры помещения.

Существует еще логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:

  • I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются только при специальном исследовании.
  • II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.
  • III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.
  • IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.

Чем опасна дизартрия?

Среди осложнений заболевания можно отметить появление дисфагии и искажение слухового восприятия речи.

Тяжелых последствий для физического здоровья заболевание не несет. В будущем у ребенка с дизартрией могут возникнуть трудности с адаптацией в социуме.

Обследование детей с дизартрией

Диагностику болезни и дальнейшее ведение детей осуществляет логопед и детский невролог.

Наиболее значимыми обследованиями являются:

  1. электроэнцефалография;
  2. электронейрография;
  3. электромиография;
  4. трансканальная магнитная стимуляция;
  5. МРТ головного мозга.

Логопедическое обследование детей с дизартрией включает:

  • оценку речевых нарушений – анамнез речевого развития, исследование звукопроизношения, ритма, темпа, разборчивости речи, фонематического восприятия, объема словарного запаса;
  • оценку неречевых нарушений – особенности строения речевого аппарата, объем речевых движений, состояние мимической и речевой мускулатуры, характер дыхания;
  • исследование письменной и устной речи.

Как вылечить дизартрию у ребенка

Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию. Как правило, после нескольких месяцев интенсивной работы со специалистом дефект исчезает.

1.Логопедическая работа

Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и рекомендованный план коррекции дефекта. В большинстве случаев в речевой карте описываются упражнения на:

  • развитие мелкой моторики — пальчиковые игры, гимнастика;
  • развитие артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
  • развитие речевого и физиологического дыхания — дыхательная гимнастика;
  • коррекцию нарушенного и закрепление правильного произношения;
  • формирование выразительности речи;
  • развитие речевой коммуникации.

2.Медикаментозное лечение дизартрии у детей

В основе медикаментозного лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов (Энцефабол, Глицин, Пантогам, Семакс, Фенибут, Церебролизин). Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.

При лечении нарушений речи также используются:

  • точечный массаж;
  • ЛФК;
  • лечебные ванны;
  • механотерапия;
  • физиотерапия;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание;
  • изотерапия;
  • пескотерапия;
  • дельфинотерапия.

3.Лечение дизартрии в домашних условиях

Дизартрию у детей можно лечить в домашних условиях после консультации невролога и логопеда. Для развития и коррекции речи в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:

  1. Гимнастика для щек и губ:
  • надуть губы и щеки;
  • надуть щеки поочередно;
  • втянуть щеки (между зубов);
  • сымитировать сосательные движения;
  • вибрация губами.
  1. Гимнастика для нижней челюсти:
  • открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;
  • прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.
  • облизывание губ;
  • упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.

Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

Особенности воспитания детей с дизартрией

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком.

Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от других и начинают комплексовать. Часто малыши используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать.

Зачастую родители не уделяют этому внимания и такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи.

Прогноз по болезни

Прогноз лечения у детей зависит от формы патологии. Тяжелые формы заболевания плохо поддаются коррекции. При систематических занятиях можно только улучшить произношение. Дизартрия легкой степени, в частности стертая форма заболевания, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полной чистоты речи.

Профилактика расстройств произношения

Профилактика патологии у детей с перинатальными поражениями заключается в ранней медико-педагогической работе. Основные меры профилактики дизартрии в раннем детском возрасте основаны на предупреждении травм, нейроинфекции, токсических воздействий.

Результат лечения дизартрии зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, настойчивости и терпения родителей, выбора хорошего специалиста. Чем раньше выявлена патология, тем эффективнее будет ее лечение.

  1. Как можно больше разговаривайте с ребенком в грудном возрасте – читайте малышу книги, рассказывайте потешки, описывайте все, что делаете.
  2. Не допускайте сюсюканья при общении с ребенком. Ваша речь должна быть четкой и выразительной.
  3. Помните, что исключительно в домашних условиях вылечить дизартрию не получиться. Кроме того, самолечение может привести к усугублению процесса. Домашняя гимнастика может выступать в качестве дополнения к занятиям с логопедом.

Источник: https://doktordetok.ru/nevrolog/dizartriya-u-detey-lechenie.html

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей представляет собой одну из разновидностей нарушения произношения, которая развивается вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Спровоцировать его могут поражения отделов мозга, расположенных в заднелобном и подкорковых слоях.

В логопедической практике дизартрия относится к тройке наиболее распространенных нарушений устной речи у детей. По частоте встречаемости она уступает дислалии и несколько опережает алалию.

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Характерные признаки дизартрии у детей и взрослых

В отличие от афазии – другого системного нарушения уже сформированной речи, возникающего при органических поражениях речевых отделов коры, дизартрия характеризуется ограниченностью подвижности элементов речевого аппарата (в частности мягкого неба, языка и губ) и мимических мышц. Ограничение подвижности органов речи при дизартрии у детей, в свою очередь, провоцирует затрудненность артикуляции.

Дизартрия у детей является причиной нарушения словопроизношения и вытекающих отсюда замедления развития навыков чтения и письма, что обусловливается общей задержкой речевого развития.

В отдельных случаях ребенку ставится диагноз «общее недоразвитие речи». Скорректировать подобного рода дефекты могут занятия со специалистом-логопедом, однако адекватное лечение дизартрии у детей при этом требуется начинать уже с раннего возраста.

Дизартрия характеризуется нарушениями:

  • Речевой моторики (сниженной четкостью и смазанностью произношения);
  • Просодической стороны речи (то есть системы взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов, влияющих на разборчивость, внятность, мелодику и эмоциональную окрашенность речи);
  • Ритма дыхания;

а также потерей плавности речи, ускорением или замедлением темпа речи.

Кроме того, дети-дизартрики нередко разговаривают слабым голосом и очень тихо или же, наоборот, достаточно резко.

Причины развития дизартрии

Дизартрию у детей провоцируют различные вредоносные факторы, воздействие которых на организм может отмечаться еще в период его внутриутробного развития. Так, в большей степени дизартрии подвержены малыши, матери которых во время беременности столкнулись с такими явлениями, как:

  • Токсикоз;
  • Гипоксия плода;
  • Наличие протекающих в хронической форме соматических заболеваний у матери;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Различного рода патологии плаценты, пуповины и плодных оболочек.

К нарушениям речи могут привести затяжные или стремительные роды, которые осложняются кровоизлиянием в мозг младенца, патологическое течение родов, преждевременное рождение ребенка, асфиксия новорожденного, перенесенная малышом в период новорожденности ядерная желтуха.

Другими факторами риска развития дизартрии у детей являются воздействующие на организм токсические вещества, а также перенесенные в раннем возрасте (как правило, до трех лет):

  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Гнойный отит среднего уха;
  • Гидроцефалия;
  • Серьезные черепно-мозговые травмы.

На том основании, какой именно структурный элемент в головном мозге затронут поражениями, рассматривают несколько форм дизартрии у детей.

По этому признаку выделяют подкорковую (экстрапирамидную), мозжечковую, корковую, бульбарную и псевдобульбарную дизартрию у детей.

Источник: https://zdorovi.net/bolezni/dizartrija-u-detej.html

Дизартрия у детей

Этот диагноз пугает большинство родителей. Однако в наше время и с таким недугом можно справиться при условии своевременного выявления и адекватной терапии. Итак, узнаем о том, что это — дизартрия, каковы ее признаки, почему она возникает, как и всегда ли можно вылечить это заболевание?

Что такое дизартрия: симптомы и причины

Так называются нарушения в произношении слов, которые происходят по причине недостаточной иннервации речевого аппарата. Речь идет о связи клеток с нервными окончаниями. У ребенка при этом наблюдается ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба. Это затрудняет артикуляцию, то есть произношение.

Читайте также:  Дедукция в философии и психологии

Почему же возникает недостаточная иннервация? Причин этого может быть несколько:

  1. Органическое поражение центральной нервной системы. При этом мускулатура лица в той или иной степени ограничена в движении. Так происходит при детском церебральном параличе, то есть нередко встречается дизартрия у детей с ДЦП.
  2. Поражения головного мозга либо его отдельных участков. Чаще всего специалисты констатируют именно эту причину недуга. А она уже может быть обусловлена недоношенностью ребенка, внутриутробной инфекцией, резус-конфликтом мамы и малыша, родовыми травмами, асфиксией, сильным токсикозом. 
  3. Менингит и энцефалит, которыми переболело дитя. 

Поскольку заболевание связано с нарушениями в работе ЦНС, для постановки диагноза необходимо тщательное обследование юного пациента в условиях стационара. На сегодня разработаны эффективные методы ранней диагностики заболевания. В обследовании ребенка принимают участие психотерапевты, логопеды, психологи, дефектологи, терапевты, педиатры.

Что же должно вызвать у родителей подозрение? Есть некоторые признаки дизартрии у ребенка, позволяющие папе и маме заподозрить заболевание на ранней стадии. Кроме нарушений в произношении звуков наблюдаются:

  1. Разный речевой темп и ритм, сбои в речевом дыхании.  
  2. Слабость артикуляционных мышц. Это проявляется слишком плотным сжатием губ или самопроизвольным вываливанием языка наружу, повышенным слюноотделением. 
  3. Кажущийся гайморит. Малыш постоянно говорит «в нос», но его гайморовы пазухи чисты, насморка нет. 
  4. Искажение и пропуск звуков в словах, часто «съедаются» сразу несколько согласных. 
  5. Утихание речи в конце фраз, а в середине порой кажется, что ребенок поперхнулся.  
  6. Высокий и писклявый голос, который звучит неестественно. 
  7. Отсутствие мелодичности речи. Девочка или мальчик говорят монотонно и медленно либо у них быстрый и невнятный поток слов, которыми они как бы захлебываются. 

Если родители внимательные, то уже в раннем дошкольном возрасте (до трех лет) заметят вышеуказанные признаки недуга. Не стоит надеться на то, что с возрастом все пройдет, что малыш выговорится.

Нужно поспешить к специалистам, чтобы по возможности успеть исправить ситуацию к школьному возрасту.

Некоторые формы дизартрии успешно лечатся, для других же существуют коррекционные программы и специализированные формы обучения.

Виды дизартрии

Виды этой патологии, которых существует несколько, зависят от того, какая именно часть артикуляционного аппарата поражена, и какие нарушения вызывает этот недуг. По этому принципу выделяют такие разновидности дизартрии:

  1. Мозжечковая.  Само название говорит, что речевая патология возникает в результате поражения мозжечка. Проявляется она гнусавостью произношения и замедленной речью; неправильной постановкой ударений и снижением силы голоса в конце предложений.
  2. Подкорковая. Причиной ее возникновения являются патологические процессы в ядерных центрах мозга. Подкорковый вид дизартрии проявляется неравномерностью тембра голоса и ослаблением силы произношения слов, неправильным звукопроизношением и выкриками гортанных звуков.
  3. Бульбарная. Развивается из-за отсутствия у ребенка бульбарных рефлексов. При этом у малыша голос хриплый и тихий, гласные звуки произносятся однообразно.
  4. Псевдобульбарный вид дизартрии возникает при спастическом параличе либо гипертонусе лицевых мышц. Он проявляется нарушением произношения сонорных звуков, частым поперхиванием при разговоре.  
  5. Корковая. Чаще возникает при поражениях лобной доли мозга в результате травм. Корковому виду патологии характерно отсутствие плавности речи, пропуск звуков, снижение громкости.

Различные формы речевого нарушения требуют индивидуального подхода в каждом случае и комплексного лечения. Его прогноз может составить только специалист после точной постановки диагноза и наблюдений за ходом терапии на начальном этапе. Например, бульбарная или псевдобульбарная дизартрия даже при интенсивной и адекватной терапии может остаться на всю жизнь. 

Как лечить дизартрию у детей

Чаще всего это нарушение речи исправляется логопедом, если выявлено вовремя, и его степень легкая.

Логопедическая коррекция — это специальные занятия с составлением речевой карты, планом занятий.

Логопед выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики, физиологического дыхания, формирует выразительность речи. Вместе с родителями он работает над развитием речевой коммуникации.

Для устранения легкой формы дизартрии с детьми проводятся индивидуальные либо групповые занятия. Сложные формы недуга необходимо лечить комплексно, с назначением медикаментов, в сотрудничестве логопеда и родителей. Для детей с дефектами речи существуют специализированные школы.  

Медикаментозное лечение

Чаще всего для терапии дизартрии назначаются ноотропные препараты. Медикаменты этой категории влияют на высшие функции мозга: улучшают умственную деятельность, память, облегчают обучение, стимулируют интеллектуальную деятельность дошкольника. Среди таких препаратов Пантогам, Энцефабол, Глицисед, Семакс, Фенибут, Церебролизин, Церепро.

Лечение в домашних условиях

Родители должны выполнять все рекомендации психолога, невролога и логопеда, заниматься с ребенком и дома. Как правило, коррекционные педагоги рекомендуют в домашних условиях выполнять определенный комплекс упражнений:

  1. Надувание губ и щек с удерживанием воздуха. 
  2. Поочередное надувание щек, перекатывание воображаемого мячика.
  3. Движения нижней челюстью в стороны, выдвигание ее вперед.
  4. Втягивание щек, имитация сосательных движений ними.
  5. Прикусывание зубами марлевой повязки.
  6. Облизывание губ языком в разные стороны. 

Также регулярно необходимо проговаривать с ребенком специальные потешки и скороговорки для развития звукопроизношения.  

Массаж

Его цель — улучшение состояния речевого аппарата ребенка. Логопедический массаж устраняет повышенный и пониженный тонус мышц, улучшает технику произношения слов, активизирует возможности артикуляции.

Такая манипуляция должна выполняться дефектологом или логопедом, при этом у ребенка не должно быть противопоказаний к ее проведению. А это стоматит, инфекционные вирусные недуги, герпес, рвотный рефлекс.

Инструментами логопеда для выполнения массажа служат зонды в виде шариков, усиков, грибков, улиток. Зондовый массаж выполняется в положении ребенка сидя и лежа.

Последствия и прогноз

Положительные результаты в терапии нарушения речи возможны при своевременно начатой и регулярной логопедической работе.

Огромное значение имеет сотрудничество родителей и специалистов, их взаимные усилия, направленные на улучшение работы артикуляционного аппарата ребенка.

Овладев навыками четкой и правильной речи, дети могут обучаться в общеобразовательной школе. При необходимости они могут получать логопедическую помощь в учебном заведении или детской поликлинике.

Если дизартрия выявлена поздно или имеет место ее тяжелая форма, то возможно только улучшение речевой функции. Для социализации таких детей огромное значение имеет преемственность логопедических учреждений — детского сада и школы, содружество невролога, логопеда, массажиста, психоневролога.

Когда речь идет о детях с перинатальным поражением головного мозга, то медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни. Родители малышей с таким диагнозом должны регулярно посещать детского невролога, педиатра, проходить все назначенные исследования.

Профилактика дизартрии в дошкольном возрасте — это предупреждение травм головного мозга, нейроинфекций, токсических воздействий.

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия

Дизартрия представляет собой такого типа патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения, отмечаемого в произношении отдельных типов звуков.

Общее описание

Данного типа нарушение возникает по причине недостаточности иннервации речевого аппарата, которая, в свою очередь, достигается за счет поражения соответствующих отделов мозга – подкорковых и заднелобных.

У пациентов отмечается ограниченность в подвижности органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое нёбо), ввиду чего усложняется артикуляция (артикуляция определяется как совместно проводимая речевыми органами работа, в результате которой обеспечивается возможность произношения звуков в речи).

Дизартрия у взрослых проявляется без сопутствующих форм распада речевой системы (т.е. нарушение слухового восприятия речи, нарушение письма и чтения).

Дизартрия у детей зачастую становится причиной нарушений, связанных с воспроизведением слов, что, в свою очередь, приводит к нарушению чтения и к нарушению письма, в некоторых случаях актуальность приобретает общее недоразвитие речи.

При произношении звуков отмечается их нечеткость и «смазанность», что касается особенностей голоса, то при этом заболевании он может проявляться как в крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. В речи отсутствует характерная для нее плавность, дыхание в ритме сбивается, изменениям подвергается и темп речи, который то замедлен, то ускорен.

В зависимости от клинико-психологической характеристики, дети с дизартрией определены в неоднородного типа группу, причем в ней нет взаимосвязи тяжести проявления этой патологии со степенью выраженности психопатических форм отклонений.

Следует отметить, что дизартрия, равно как и тяжелые ее формы, проявляться может даже у детей при сохраненном у них интеллектом, в то время как ее легкие проявления могут проявляться и у этой группы детей, и у детей, для которых актуальны нарушения интеллектуального развития.

В зависимости от особенностей, выделенных в каждом конкретном случае для психофизического развития детей с дизартрией, клинико-психологическая характеристика основывается на следующем разделении пациентов на группы:

  • дизартрия, проявляющаяся у детей с нормальным уровнем психофизического развития;
  • дизартрия у детей при гидроцефалии;
  • проявление дизартрии у детей при олигофрении;
  • дизартрия при ДЦП;
  • проявление дизартрии у детей при ЗПР (т.е. при задержке психического развития);
  • дизартрия у детей при ММД (минимальная форма мозговой дисфункции).

Последний вариант, связанный с минимальной формой дисфункции при дизартрии у детей, проявляется достаточно часто, отмечается он в коллективах среди детей, обучающихся в специализированных дошкольных и школьных учреждениях.

В этом случае к недостаточности речи добавляются также нарушения памяти, внимания, волевой и эмоциональной сферы, интеллектуальной деятельности, легкие формы двигательных расстройств, замедленность формирования определенных корковых функций высшего порядка.

Проявление двигательных нарушений преимущественно отмечается в рамках более поздних сроков формирования у пациентов двигательных функций, в особенности таких из них как развитие самостоятельной возможности сидения, ползания, хождения, захвата пальцами предметов с последующей манипуляцией ими и пр.

Нарушения эмоциональные и волевые заключаются в проявлении повышенной степени эмоциональной возбудимости, а также в общей истощаемости, характеризующей состояние нервной системы.

В период первого года жизни отмечается беспокойность детей, им требуется постоянное внимание, также они плаксивы. Актуальны нарушения аппетита и сна, имеется предрасположенность к диатезу, расстройствам ЖКТ, а также к срыгиванию и к рвоте.

Зачастую детей характеризует повышенная метеозависимость.

В период дошкольного возраста отмечается двигательная беспокойность, склонность к повышенной раздражительности и переменчивости настроений, суетливость, дети непослушны и грубы. Усиление двигательного беспокойства происходит в ситуации, когда ребенок переутомлен, вплоть до истероидных реакций.

Читайте также:  Сущность рефлексии в философии

И хотя у детей не появляются выраженные формы парезов и параличей, моторика их преимущественно неловкая, отмечается и недостаточность ее координации. Помимо этого актуальны проблемы с неловкостью в реализации навыков, касающихся самообслуживания, отставанием от сверстников по части точности и ловкости в выполнении движений.

Готовность руки в отношении письма также развивается с задержкой, по этой причине длительное время отсутствует практический интерес к ручной деятельности (лепка, рисование и пр.), у них плохой почерк (школьный возраст).

Выраженный характер имеют нарушения, связанные с интеллектуальной деятельностью, что проявляется в пониженной умственной работоспособности, пониженном внимании и в нарушениях памяти.

Дизартрия: причины

В целом дизартрия является проблемой глобального масштаба, потому как распространение ее, как мы отметили, приходится полностью на функцию речи, а не на отдельные элементы в ней. Соответственно, рассматривается в таком случае органическое поражение, которому подверглась ЦНС, за счет чего для ребенка актуальна резкая ограниченность в движении мускулатуры.

В качестве наиболее существенного варианта рассматривается поражение мозга, на фоне которого и развивается дизартрия. Зачастую причиной этого становится перенесение матерью какого-либо инфекционного заболевания в период беременности, а также серьезной формы токсикоза.

В рамках беременности помимо этого рассматриваются такие варианты воздействия, ведущие к дизартрии, как патологическое развитие плаценты, стремительные или, наоборот, затяжные роды.

При родах актуальны такие виды травм как рождение при асфиксии, кровоизлияние в мозг, черепно-мозговая травма и пр.

Помимо этого учитывается в качестве возможного фактора, спровоцировавшего заболевание, перенесение ребенком инфекционных болезней, поражающих мозг и его оболочки (менингит, менингоэнцефалит и пр.).

Следует отдельно отметить, что помимо связи с другого типа патологиями, дизартрия может выступать и в качестве симптома детского церебрального паралича (ДЦП). В этом случае причины связи изучены недостаточным образом.

Относительно недавно придерживались теории о том, что ДЦП является результатом родовой травмы, однако в рамках проводимых исследований выяснилось, что порядка в 80% случаев данная патология имеет врожденный характер, соответственно, развивается ДЦП внутриутробно.

На процессе родовой деятельности эта патология может сказаться, кроме того, актуальная патология родовой деятельности может спровоцировать усугубление первопричины.

Классификация дизартрии

В зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм:

  • стертая дизартрия – симптоматика (речевые, психологические и неврологические проявления) имеет, соответственно, стертый вид, что нередко дает основания спутать дизартрию с таким нарушением как дислалия (данное нарушение проявляется в том, что дети, имея нормальный слух и при сохранности у них речевого аппарата, имеют проблему, связанную со звукопроизношением); отличие одного варианта от другого заключается в наличии при дизартрии очаговой формы неврологической микросимптоматики;
  • выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но она при этом характеризуется как малопонятная и нечленораздельная; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;
  • анартрия – эта форма выраженности дизартрии сопровождается абсолютным отсутствием у ребенка возможности произносить речь.

В зависимости от конкретной области локализации дизартрия может сопровождаться периферическим или центральным параличом. При периферическом параличе поражению подвергается, соответственно, периферический двигательный нейрон в сочетании с его связями с мышцами.

При центральном параличе поражению подвергается центральный двигательный нейрон, а также связи, существующие между ним и периферическим нейроном.

При периферическом параличе у больных снижены или полностью отсутствуют рефлексы и мышечный тонус, помимо этого актуальна атрофия мышц.

Что касается центрального паралича, то развивается он, как отмечено, за счет поражения центрального двигательного нейрона, причем поражение это возникает в рамках любого его участка (т.е. это может быть спинной мозг, ствол головного мозга, кора головного мозга (двигательная зона)).

Периферический паралич в основном отражается на совершении непроизвольных и произвольных движений, паралич центральный – в основном лишь на движениях произвольных.

Периферический паралич сопровождается нарушением диффузного масштаба по части артикуляционной моторики, а центральный паралич определяет нарушение в тонких дифференцированных движениях.

Отличия существуют и в особенностях мышечного тонуса: центральный паралич сопровождается преобладанием повышенного мышечного тонуса (что определяется как его спастичность); периферический паралич характеризуется практическим отсутствием тонуса.

Относительно звучания при периферическом параличе определяется сведение артикуляции гласных к звуку нейтрального характера, а звонких согласных и гласных – к глухому. В таком случае рассматривается бульбарная дизартрия.

Бульбарная форма патологии нередко сочетается с появлением у пациентов расстройств глотания. Кроме того, бульбарная дизартрия также является одним из симптомов патологии – бульбарного синдрома.

Что касается центрального паралича, который определяет такую форму нарушения как псевдобульбарная дизартрия, то в его случае артикуляция гласных сдвигается назад, звучание согласных может быть как приглушенным, так и звонким. Речь у больных становится монотонной.

Данная форма заболевания также может выступать в качестве симптома, относясь, на этот раз, к такой патологии, как псевдобульбарный синдром.

Помимо бульбарной и псевдобульбарной формы заболевания, существует корковая дизартрия, обуславливается она тем, что поражению подлежат отделы мозга, непосредственным образом связанные с функциями тех мышц, которые принимают прямое участие в процессах артикуляции. Особенность этой формы заболевания заключается в расстройстве произнесения, касающегося слогов, при котором, между тем, сохраняется правильная структура произносимого слова.

Следующая форма заболевания – мозжечковая дизартрия. Обуславливается она тем, что поражению подвергается мозжечок (не исключается и поражение проводящих путей). Характеризуется мозжечковая дизартрия тем, что речь при ней становится скандированной и растянутой, модуляция подлежит нарушению, меняется и громкость.

Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая, гиперкинетическая дизартрия) проявляется на фоне поражения, затрагивающего подкорковые узлы в сочетании с их нервными связями. В данном случае отмечается смазанность и невнятность речи, также отмечается ее носовой оттенок. Резким образом нарушена просодика речи (т.е. интонационно-выразительная ее окраска), темп речи.

Источник: https://SimptoMer.ru/bolezni/logopediya/276-dizartriya-simptomy

Дизартрия, что это такое: просто «каша во рту» или сложная патология головного мозга

3 критерия классификации речевой патологии

Симптомы, виды и причины появления дизартрии очень разнообразны. Нарушение затрагивает всю произносительную сторону речи. При ранней диагностике и своевременной коррекции можно многое сделать для улучшения произношения.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

В зависимости от того, какие специалисты проводят диагностику, классификация дизартрии осуществляется по различным критериям.

Первый критерий опирается на локализацию патологии в ЦНС, и степень поражения головного мозга:

  1. Псевдобульбарная дизартрия – поражена лицевая мускулатура, нарушена моторика;
  2. Бульбарная дизартрия – поражены ветви и ядра лицевого нерва;
  3. Корковая дизартрия – поражены двигательные зоны в корковых структурах головного мозга;
  4. Мозжечковая дизартрия – поражен мозжечок;
  5. Стертая форма дизартрии – характерны парезы различных мышечных групп;
  6. Холодовая дизартрия – последствия врожденной миопатии, проявляющейся при понижении температуры воздуха;
  7. Паркинсоническая дизартрия – следствие болезни Паркинсона.

По второму критерию дизартрия речи классифицируется по проявленным ведущим синдромам. Формы нарушения:

Характерным признаком заболевания является нечеткость произношения и слабость артикуляционных мышц

  1. Спастико-ригидный синдром – ригидность речи;
  2. Спастико-паретический синдром – паралич и парез нейронов головного мозга;
  3. Спастико-гиперкинетический синдром – нарушение координации мышц лица;
  4. Спастико-атактический синдром – осложненная форма мозжечковой и псевдобульбарной дизартрии;
  5. Атико-гиперкинетический синдром – проявляется нарушением координации движений.

В соответствии с третьим критерием выделяют 4 степени дизартрии по степени понятности речи больного:

  1. Самая легкая степень – ставится после специализированного обследования.
  2. Речь понятна, дефекты заметны окружающим.
  3. Речь понятна лишь близким людям.
  4. Анартрия – речь не понятна окружающим или отсутствует совсем.

Существует клиническая характеристика наиболее часто встречающихся форм этого речевого расстройства. Они получили свое название в соответствии с локализацией дефекта нервной системы.

Бульбарная

  • нечеткое произношение звуков из-за вялого паралича мышц губ и щеки;
  • голос незвучен, расстроен;
  • наблюдается слюнотечение;
  • гнусавость;
  • расстройство глотания.

Мозжечковая

Со стороны кажется, что говорящему трудно шевелить губами и языком

  • речь скандированная, замедленная, напоминает речь пьяного;
  • объем движений языка снижен, проявляется его тремор, гипотонус;
  • нарушения жевания;
  • нарушения движения, осанки.

Корковая

  • нарушено произвольное создание артикуляционных поз;
  • отмечаются расстройства голоса и дыхания;
  • отсутствует использование языковых средств.

Подкорковая

  • появляются насильственные гиперкинезы при попытках речи,
  • заметны нарушения голоса, просодики речи.

Стертая

  • одно из проявлений псевдобульбарной дизартрии, характеризуется малоподвижностью губ, языка, слюнотечением,
  • нарушениями и недоразвитием мелкой и крупной моторики,
  • нарушением ориентировки в пространстве, просодики речи, дикции и дыхания.

Шеметова Анастасия Александровна, психотерапевт, г. Москва, Детская клиника СМ-доктор

Ее причины – легкая асфиксия в родах, родовая травма, ПЭП, нарушения внутриутробного развития.

Стертая дизартрия нередко сочетается с ММД (минимальной мозговой дисфункцией).

К 4-5 годам большинство симптомов исчезает, остаются нарушения произношения и просодики. Развитие мелкой моторики рук необходимо при стертой дизартрии, так как зоны иннервации пальцев рук и артикуляционного аппарата близки.

Как возникает речевая патология

  • Основная причина нарушения иннервации лицевых мышц и нарушения работы отделов головного мозга, отвечающих за речевую деятельность – органическое поражение центральной нервной системы.
  • Оно возникает во внутриутробном периоде, во время родов, и во время становления речи – в период раннего дошкольного детства.
  • Причины появления дизартрии в перинатальном периоде:
  • Гемолитическая болезнь (несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору);
  • Ранний и поздний токсикозы беременности;
  • Недоношенность;
  • Нерациональное ведение родов, родовая травма;
  • Гипоксия плода, асфиксия во время родов, приведшая к кислородному голоданию и поражению головного мозга;
  • Желтуха новорожденных;
  • Соматические заболевания матери, повлиявшие на течение беременности в острой и хронической форме, врожденные пороки развития нервной системы (аплазия ядер черепно-мозговых нервов).

Речь больных детей трудно понять, звукопроизношение характеризуется искажением звуков

Дизартрия у детей и у взрослых может возникнуть в течение жизни. Причины дизартрии, проявившие себя в раннем детстве и у взрослых:

  • Перенесенные инфекционные заболевания ЦНС (менингит, энцефалит);
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Интоксикации в тяжелой форме;
  • Нарушения мозгового кровообращения, последствия инсульта;
  • Опухоли головного мозга, последствия нейрохирургического вмешательства;
  • Олигофрения;
  • Рассеянный склероз, болезнь Паркинсона.

В невропатологии не прослеживается прямая связь между тяжестью течения дизартрии и выраженностью симптомов основного заболевания.

Основные проявления речевого нарушения

Внимательные родители могут по совокупности признаков предположительно определить, можно ли отнести к проявлениям дизартрии нарушения речи и поведения их ребенка.

Решающее слово в постановке диагноза, конечно же, остается за неврологом, который сможет дифференцировать речевое нарушение от сходных симптомов.

Источник: https://pupsek.com/zdorov-e-rebenka/detskie-bolezni/dizartriya-chto-eto-takoe.html

Ссылка на основную публикацию