Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

  • Экзистенциализм – это одно из философских направлений, центром которого является человек.
  • Данное течение было широко распространено в прошлом столетии.

Оглавление:

  • Понятие экзистенция, экзистенциальность, экзистенциалист
  • Философия экзистенциализма
  • Причины возникновения
  • Направления экзистенциализма
  • Экзистенциальные проблемы
  • Основные философы экзистенциалисты
  • Экзистенциализм в литературе
  • Современный экзистенциализм и его представители

Понятие экзистенция, экзистенциальность, экзистенциалист

Экзистенциализм происходит от латинского exsistentia, что означает существовать. Ключевое место здесь принадлежит человеку, как абсолютно уникальному явлению, его внутреннему миру.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Представители этого течения стали именоваться экзистенциалистами. Представителями русского экзистенциализма считают Федора Достоевского, Льва Шестова, в чьих трудах прослеживается подробное описание внутреннего мира, духовной составляющей бытия человека – экзистенциальности.

Философия экзистенциализма

Основные идеи сводятся к определению значения термина «бытие». Характерной чертой последнего является интуитивное познание индивида. В отличие от рационализма, в existentialism существование человека предшествует его сущности.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Это единая связь между субъектом и объектом. Простыми словами, центром теории экзистенциализма выступает переживание по поводу своей роли в мире (в отличие от философии жизни).

Причины возникновения

  1. Выделяют внешние и внутренние предпосылки формирования данного течения.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Внешние обусловлены масштабными историческими событиями, потерями миллионов жизней. В связи с чем возник кризис человека в поствоенном обществе, когда ряд представителей пытались помочь индивиду обрести свое «Я». Философия создавала новые понятия: усредненного человека, вот-бытие, так-бытие, бытие-в-мире.

Внутренние представлены трансцендентностью, которая призвана раскрыть смысл личности, свободы. Имея атеистические взгляды, человек сам управляет и принимает решения, он лишен онтологического существования (по Сартру).

С другой стороны, индивидуумом движут отношения к другим (глубокие, личные), представляемые перед Всевышним (Марсель).

Направления экзистенциализма

Существует два вида этого философского направления.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Атеистический

Ответственность за свою судьбу полностью несет индивидуум. Он сам формирует себя, ни на кого не рассчитывает. С точки зрения светской – человек одинок.

Религиозный

Человек признает существование высшей силы. Вера – источник самосовершенствования. Данная позиция характерна для русской философии. В Германии основной представитель экзистенциализма — Карл Ясперс.

Экзистенциальные проблемы

К основным экзистенциальным вопросам принадлежат вопросы бытия.

Проблема смысла жизни

Существует неразрывно с личностью. Этот вопрос посещает не только философов, но и каждого человека при угрозе смерти или ее приближении. Анализируя прожитую жизнь, возникает стремление к познанию внутреннего мира, саморефлексии.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Пограничные ситуации осмысливаются в трудах писателей-экзистенциалистов, обладающих экзистенциальным опытом (труды Сартра, Камю).

Именно экзистенциальный страх возвращает человека к осмыслению собственного бытия – смысла жизни, а не повседневности, избавляет от экзистенциальной пустоты.

Проблема выбора

Выбор, прежде всего свобода, – основная экзистенциальная потребность. Так, ряд философов возлагает ответственность за жизнь человека на него самого. Он свободен в принимаемых решениях, являясь воплощением свободы.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Здесь экзистенция ориентирована куда-то, на что-то или кого-то.

Свобода выбора заключается в смещении фокуса внимания с общественного на индивидуальное (единичного человека). Сфера личности приводит к историчности, замещая экзистенциальную пустоту.

Проблема философии

Основополагающая проблема сводится к повороту на человека. Уход от рационального, признание иррациональности, признание индивида ядром. Это отличается от ранней онтологии.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Логика, гносеология, теория вещей, теория идей отметаются представителями новой онтологии. Простыми словами в философии развивается новое понятие временности, истинной, отличающейся от физической.

Проблема одиночества

Человек – социальное существо, но каждый выбор приводит к одиночеству. Это чувство может привести к экзистенциальной угрозе (когда совместное сосуществование невозможно в принципе). Окружающая действительность утрачивает свое значение, становится чуждой для индивидуума.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Внутренние переживания, драма приводят к выбору себя в конфликтных ситуациях. Кратко и понятно экзистенциализм можно представить, как направление, где человек одинок, по причинам объективности.

Основные философы экзистенциалисты

Перечислим наиболее масштабные фигуры в данном течении:

  • представители в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев;
  • корифеи немецкой школы: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер;
  • французские экзистенциалисты: Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю.

Экзистенциализм в литературе

На первый план выходят произведения, в которых четко прослеживается проблема одиночества человека в социуме. Герои книг – личности, испытывающие на себе тяготы бытия в обыденной жизни.

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Авторы переосмысливают факт существования как такового, стремятся избавиться от трагизма. Яркие примеры – труды Ж. П. Сартра, А. Камю, С. Де Бовуара.

Современный экзистенциализм и его представители

В настоящее время свободу рассматривают, как тяжелый труд, постоянный выбор, что загоняет человека в рамки. Принятие решений – ежедневная обязанность, требующая выполнения. Отсутствие действий – также выбор.

Суть заключается в постоянной ответственности за свою жизнь, за реальность, которую человек создает (И. А. Бродский, позднее творчество В. Высоцкого).

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/ehkzistencializm.html

Экзистенциализм в философии это..

Экзистенциализм в философии это…

Экзистенциализм в философии это…

Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Термин Экзистенциализм (латынь existentia — существование) — олицетворяет собой философию существования индивидуума (личности).

Экзистенциализм в философии это совершенно особое направление, фиксирующее свой взгляд лишь на одной проблеме — уникальности бытия человека.

В свою очередь рассматривающее все вытекающие из этого словосочетания проблемы, такие как: кризис личности, иррациональная (чувственная) сторона человека, эмоциональная природа субъектов и многих других, но обо всем по порядку.

Зарождение направления

Пускай определение «экзистенциальная философия» пришло к нам уже в середине первой половины XX столетия, само течение, развивающееся параллельно с персонализмом и антропологией, к этому времени существовало уже без малого сотню лет.

Родоначальником принято считать датского философа Серена Кьеркегора (1813—1855 гг), глубоко религиозного человека, который отталкиваясь от первородного греха описанного в Библии, смотрел на жизнь не иначе, как на отчаяние. Отчаяние — это единственное, что может послужить нам для прорыва к пониманию Бога.

Серен был глубоко уверен во вторичности осмысленного разумом поступка или действия и ставил на первый план особенность индивидуального отношения к существованию. Такого рода иррациональное видение оспаривается до сих пор.

Дальнейшее развитие

После Кьеркегора, к экзистенциалистам примкнули такие великие философы, как Фридрих Шеллинг (1775—1854 гг) и Фридрих Ницше (1844—1900 гг). И если Шеллинг был уже достаточно стар, что бы привнести в течение что-то новое, то как раз Ницше привнес массу неакадемических работ и высказываний, которые в свою очередь и породили общественный резонанс вокруг данного ответвления.

Однако массово экзистенциализм захлестнул Германию, а позже и всю Европу лишь после Первой мировой войны. Вряд ли этот триумф стоит причислять к заслугам Эдмунда Гуссерля (1859—1938 гг), Карла Ясперса (1883—1969 гг) или Мартина Хайдеггера (1889—1976 гг). Скорее, это заслуга всеобщего развития человека за прошедшие века.

Гуссерль стал родоначальником «феноменологии», раздела философии, подразумевающего под своей задачей описание опыта человеческого сознания и различения в нем субстанциальных (сущностных) черт. Другими словами — это обращение к своему накопленному опыту (эмпирическому доказательству) за все время проживания на планете Земля.

Сам Хайдеггер начинает свою величайшую работу «Бытие и Вечность» со слов: «Понятие «бытия» пусть и не полностью, но в значительной степени потерпело тривиализацию».

Это проливает свет на прогресс умов среднестатистических граждан того времени. И если когда-то это было отдельное учение о «существовании», доступное пониманию избранных персон, теперь, спустя 50-70 лет, стало всеобщим достоянием и в то же время проблемой.

После Второй Мировой и до наших дней

Пока течение охватывало остальную часть мира и потихоньку перетекало в психологию, Европа взрастила новых философов, рожденных, как показывает время, лишь для того, что бы донести до нас последние из основных терминов и отправить такой огромный раздел науки как Философия на покой.

И если Альберт Камю (1913—1960 гг), Морис Мерло-Понти (1908—1961) и Габриэль Марсель (1889—1973) бесспорно являлись двигателями экзистенциального прогресса, то Жан-Поль Сартр (1905—1980гг) в одиночных и совместных работах с Симоной де Бовуар (1908—1986 гг) вывел этот раздел философии на новый уровень.

Именно после войны и возник тот самый «экзистенциальный кризис», о котором мы поговорим позже. Кратко и понятно отражает мысли общества того времени работа Сартра, под названием «Бытие и Ничто», которое он позаимствовал у труда Хайдеггера, но внес в него некое изменение. То, что 30 лет назад было «Вечностью» теперь покрылось штампом краха и безысходности.

Именно он разделит экзистенциализм на два ответвления: религиозный и атеистический. Последний стал отождествлять собой то, что за всеми явлениями, происходящими в мире, не может стоять высшее существо (Бог), который определял бы и истинность.

Не находить смысла стало вполне нормальным явлением и даже больше. Если Камю принял Нобелевскую Премию в 1957 году с радостью и почетом, то, тот же Сартр в 1964 году уже отказывается от премии, не видя смысла наградах как таковых.

После Сартра уже бессмысленно выделять философов и мыслителей данного направления в новейшем времени, так как умственно равных философам людей станет слишком много. Только вот свою гениальность они смешают не на страницах книг, а направят ее в кино, музыку и прочие разделы духовной составляющей современного мира.

Основные вопросы, рассматривающиеся данным разделом философии

Экзистенциальный кризис, который мы вспоминали выше, стал, пожалуй, самой популярной и нарицательной проблемой каждого человека. Что в прошлом столетии, что сейчас этот кризис есть не что иное, как вопрос: Почему технический прогресс идет так быстро, а неустойчивость жизни, страх, отчаяние и безысходность поглощают человека все больше и больше?

Обобщить этот вопрос, тем самым дав общий ответ для всех, не выйдет — это исключит индивидуальность, что вряд ли придется по нраву большинству. Самое важное — это отыскать и понять свой глубинный внутренний мир, используя при этом феноменологию Гуссерля, то есть опыт.

Следующая проблематика — это подлинная философия, или если угодно, подлинное мировоззрение. Проблематика рационализма (предшествующих течений) состоит в том, что он делит все на объект или субъект, порождая при этом неправильное понимание вещей.

Правильное мировоззрение экзистенциалистов всегда покрывается примесью иррациональной стороны человека, о которой мы говорили в самом начале, и подразумевает под собой единство объективного и субъективного.

Именно это единство и воплощается в некую иррациональную реальность.

 Многие утверждают, что для сближения с этой реальностью, необходимо оказаться в такой ситуации, при которой произойдет переосмысление и сближение со своим подлинным Я.

Дальнейший вопрос — это интуиция, считающаяся истинным способом проникновения в «экзистенцию» (иррациональную реальность, в которой мы обитаем). Само понятие «интуиция» представляет собой иррационально интерпретированный феноменологический опыт.

В целом, экзистенциализм рассматривает бесчисленное множество вопросов и проблем, но последняя и, пожалуй, вторая, после «кризиса» по своей значимости проблематика — это свобода. Она должна определяться (представляться) личностью, как выбор из бесчисленного множества свобод.

Каждый из нас должен постигать себя в течение всей жизни, не ограничиваясь в «духовном росте», не выставлять повинным «обстоятельства» и строить свою личность. Все же, идеальное достижение свободы в экзистенциализме — это свобода единой личности от целого общества.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: http://ege59.ru/2017/04/07/ekzistencializm-v-filosofii-eto/

Экзистенциализм (философия существования)

Экзистенциализм – это направление в современной западной философии, возникшее в ХХ веке как попытка создания нового, по сравнению с существующим, мировоззрения, отвечающего взглядам современного человека.

Экзистенциализм как философия утвердился в Европе между двумя мировыми войнами и до конца 60-х годов оставался своего рода модой. Это течение выросло из иррационализма, из «философии жизни» ХIХ века и название свое получило от понятия «экзистенция», то есть существование, которое было впервые введено датским философом С.Кьеркегором, и означало способ бытия человеческой личности.

Философия как специфическая область знания всегда ставила и решала на каждом этапе своего развития экзистенциальные проблемы. Она возникает и формируется как размышление человека о самом себе, о своем существовании, о сущности своего бытия, о смысле жизни, о месте и роли человека в мире, в котором он живет, о ценностях, которые определяют его жизненную позицию.

Экзистенциализм как философское течение ХХ века продолжает эту сторону философского знания, когда человек является главным предметом философии.

Читайте также:  Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Это течение представляет собой порождение определенного периода современной истории, отражение ситуации, в которой оказалась Европа в итоге Первой мировой войны и после Второй мировой войны, в условиях духовного кризиса, военной, экономической, политической, моральной катастроф.

Поэтому можно сказать, что в целом это философия, отражающая исторические катастрофы и место конкретного человека в них и в их последствиях.

Как течение философской мысли экзистенциализм возник в Германии после I мировой войны, и его основателями считались Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер; вторая волна экзистенциализма появилась во Франции после II мировой войны, и его представители – Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Представителем русского экзистенциализма ХХ века является Н.А.

Бердяев, хотя в западном мире распространена точка зрения, что основателем экзистенциализма является Ф.М.Достоевский. Различают также экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический (Сартр, Камю).

Хайдеггер со своим учением, именуемым «фундаментальная онтология», никогда не относил себя к экзистенциализму, хотя своими идеями предопределил его развитие.

Экзистенциализм как направление современной мысли не является системой определенных философских взглядов, а представляет собой способ философского мышления, часто выраженный в литературной форме.

Хотя на различные учения экзистенциализма накладывают отпечаток национальные, исторические, личностные особенности авторов, тем не менее, можно выделить некоторые общие черты, характерные для всех его представителей:

• исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности, которое представляет собой единственную подлинную действительность;

Так, Ясперс, как и все экзистенциалисты, считает, что в основе философии должно лежать не абстрактное бытие, а бытие конкретной человеческой личности.

А Хайдеггер, например, пишет, что в традиционной философии бытие слишком часто понимали как наиболее абстрактную из всех категорий: как высшее существо, как первопричину или просто как набор качеств, свойственных сущему вообще.

Он отмечает, что люди – единственные существа, которые ставят вопрос о бытии вообще, только для них бытие является личной, экзистенциальной проблемой. Поэтому, начиная свое исследование проблемы бытия, Хайдеггер считает, что таким началом является фактическая повседневная жизнь человека, а сами люди и есть неповторимые проявления бытия.

Сартр исходит из того, что человеческая реальность является совершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с какими другими видами сущего.

Он заостряет внимание на субъективном мире человека, на проблемах индивидуального бытия личности. Действительное познание человека состоит в том, чтобы рассматривать его, прежде всего, как индивидуальное бытие.

Это дает возможность понимания и осознания уникальности, неповторимости человеческой личности.

• утверждение о том, что существование (экзистенция) предшествует сущности, то есть сначала человек появляется на свет, существует, что-то делает, думает, а потом определяет сам себя, свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели;

По Сартру, например, ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, человеческая реальность детерминирует саму себя целиком, человек есть причина самого себя. Поэтому он провозглашает тезис: существование предшествует сущности. Сначала человек рождается, а потом творит себя каждым своим действием и поступком.

То, чем человек станет, определяется его индивидуальным выбором, а не чередой каких-то внешних или даже внутренних причин. Человек просто существует, так как нет никакой природы, которая могла бы определить способ его жизни, нет никаких норм и предписаний, даже «божественных идей», определяющих, что должен делать человек в своей жизни.

Человек должен постоянно творить себя, следовательно, постоянно ставить под вопрос свое существование, сам формировать свою личность, индивидуальность и придавать смысл своей жизни.

Человек сам определяет свою сущность, он свободен в том, каким хочет видеть мир, в котором он живет, каким он сам хочет стать, и именно свобода позволяет человеку как можно лучше распорядиться своей жизнью.

• одним из основных является понятие «экзистенция» способ бытия человеческой личности, центральное ядро человеческого Я, благодаря которому оно выступает как неповторимая человеческая личность и рассматривается как процесс и «открытая возможность»;

Существование имеет две разновидности:

1) неподлинное существование, где в качестве сущего выступают вещи, природа, материальное производство, социальные связи. Эта среда противостоит человеку, и он, забывая о своей сущностной определенности, живет как «живая вещь».

Так, Ясперс, критикуя современное положение человека в обществе, его безликое существование среди массы лю¬дей, считает, что отдельный индивид стал про¬стым колесиком в огромной машине современного государ¬ства, утратил свою самостоятельность, ока¬зался во власти чуждых, неподлинных форм существования.

Хайдеггер, например, отмечает, что погруженный в мир человек не может в полной мере быть самим собой; в этом случае человеческое существование определяется бытием вещей, природной или социальной средой, а это, по его мнению, есть неподлинное существование.

При неподлинном существовании возникает такой «объективный взгляд» на личность, когда она вполне оказывается заменимой другой личностью. Это Хайдеггер называет феноменом усредненности.

Такая реальность нивелирует личность, каждый уже сам хочет быть похожим на других, не хочет выделяться из толпы, а поэтому невозможно никого сделать ответственными за свои поступки.

По Сартру, человек может и должен полагаться только на самого себя, не уповая ни на какие внешние обстоятельства, не подчиняясь никаким авторитетам, не ориентируясь на традиции и установки.

Но это имеет обратную сторону: у человека появляется чувство тревоги, так как он «заброшен» в мир, ему приходится жить вместе с другими и для других, формируя жизнь сообразно своему выбору.

У человека также появляется страх за выбор собственных ценностей, за принятие собственных решений, поэтому человек пытается объяснить свои действия объективными обстоятельствами, якобы не зависящими от него причинами, скрыться за какой-нибудь социальной ролью.

Это есть неподлинное существование, которое человек принимает в результате свободного выбора. Одной из форм неподлинного существования является социальная жизнь человека, когда общество противостоит свободному развитию личности.

С точки зрения Камю, мир неразумен, так как является внечеловеческой реальностью, не имеющей ничего общего с нашими желаниями и нашим разумом; он также иррационален по своей сути, но при этом вполне познаваем.

Индивид очень часто находится во власти этого мира, оказывается погруженным в рутину повседневной жизни, и постепенно им овладевает скука, меланхолия, хандра.

В какой-то момент человек начинает осознавать абсурдность своего существования и задается вопросом: как жить без высшего смысла? Такое осознание скуки повседневного существования, бессмысленности жизни, ее иррациональности Камю и называет чувством абсурда.

При этом философ подчеркивает, что абсурд одинаково зависит и от человека, и от мира – это единственная связь между ними, он проявляется только в их совместном присутствии, существовании, столкновении.

Поэтому человеку, который знает о конечности своего существования, необходимо возвыситься посредством свободного выбора от неподлинного существования к подлинному.

Но этот переход не может осуществиться автоматически или путем естественного взросления человека; его внутреннее ядро раскрывается в пограничных ситуациях, которыми могут быть страдание, страх, вина, борьба, болезнь или даже смерть, но не собственная, а близких людей.

2) подлинное существование, или экзистенция, – это особый вид существования, открывающий трансцендентную возможность выхода за пределы обыденности, прорыв к «собственной возможности бытия», переход от обезличенного бытия к самобытию, от неподлинного к подлинному существованию.

Хайдеггер считает, что осознание конечности бытия человеком очень важно для его жизни, понимания ее смысла, и осознание феномена смерти позволяет человеку перейти от неподлинного существования к подлинному. По Ясперсу, обретение экзистенции, подлинного существования связано с «экзистенциальной коммуникацией».

Это такое общение между людьми, которое означает внутреннюю, свободно избранную связь людей, где они открываются друг другу как самоценные и неповторимые личности, а не играют роли, предписанные им обществом.

К экзистенциальной коммуникации человек приходит только в результате предварительного сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний.

Сартр считает, что подлинное существование человека связано с реализацией фундаментального проекта, которым и является сам человек. Проект – это замысел, устремленность, цель, на которую ориентирует человек свою деятельность и который всегда незавершен, пока жив человек.

Он всегда открыт для новых возможностей, он должен себя постоянно делать, творить, изобретать и нести ответственность за фундаментальный проект своей жизни.

Никто не может быть виноват, если проект не сможет реализоваться, причину надо искать лишь в себе, а не списывать на обстоятельства.

  • Согласно Камю, единственным способом подлинного существования может быть бунт – это протест против всего, что угнетает, подавляет человека, унижает его достоинство, против несправедливости человеческого удела, против абсурдности жизни.
  • • наиболее развитым понятием философии экзистенциализма является понятие свободы;
  • Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу, которая заключается в том, чтобы он не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком.

Наиболее ярко эта проблема отражена в творчестве Сартра. Во- первых, он считает, что человек изначально свободен, «обречен» на свободу, «осужден» быть свободным, так как с самого рождения он не ограничен никакими установками, рамками, предписаниями.

Во-вторых, человек делает свободный нравственный выбор, «выбирает себя» в процессе развития. И этот выбор, который каждый человек вынужден делать постоянно, определяется личной ответственностью.

Поэтому для Сартра свобода означает ответственность, которая лежит на самом человеке за его существование, за то, кем он станет, каким содержанием наполнит свое существование.

Но человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей. Каждый из нас, создавая образ человека, каким он хотел бы быть, в то же время создает образ человека, каким он должен быть, то есть такой образ, который значим для всей эпохи в целом.

Значит, ответственность человека распространяется на все человечество. Он пишет: «выбирая себя, я выбираю человека вообще».

Сартр считает, что бытие человека есть свобода, она не зависит от других людей, но как только начинается действие, каждый должен желать свободы других, более того, человек обнаруживает, что свобода целиком зависит от свободы других людей, а свобода других зависит от его свободы.

Таким образом, в реальной жизни оказывается, что только ответственность определяет свободный, осознанный выбор человека и для Сартра совершенно очевидно, что свобода – это, прежде всего, ответственность. Человек есть деятельный, активный индивид, который никогда не может уклониться от выбора и принятия полной ответственности за этот выбор.

• проблема смысла жизни пронизывает творчество всех философов экзистенциалистов. Камю, например, утверждает, что абсолютной, высшей ценностью является сама жизнь человека и его достоинство.

Жизнь – единственная ценность, которая не может быть подвергнута никакому сомнению, и ее нужно постоянно насыщать смыслом. А источником смысла и является жизнь каждого человека; она самоценна, неповторима и уникальна.

В этом и состоит утверждение гуманизма, который экзистенциалисты считают сутью своего учения.

Таким образом, в философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, которая заключается в том, что каждый свободный человек рассматривается как неповторимая, уникальная личность, которая несет ответственность за все свои поступки, а не оправдывает себя обстоятельствами. Человек есть то, чем он сам решил быть в этом мире.

Идеи экзистенциализма оказали огромное влияние на всю культуру ХХ века и продолжают оказывать и сейчас, так как в нем отражены основополагающие принципы человеческого существования в условиях, когда многие люди склонны вести «неподлинное существование». Эти идеи можно обнаружить не только в творчестве философов, но и экзистенциально мыслящих писателей во всем мире.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/existensialism

Философио.Ру

Термин «экзистенциализм» буквально, в переводе означает: «учение о существовании». Под философским экзистенциализмом понимают учение, которое утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

Большинство классических философских концепций старались исключить человека из теории познания, подозревая, что он искажает на процесс получения истины.

Экзистенциализм, напротив, выдвигает на первый план абсолютную универсальность человеческого бытия и рассматривает все философские проблемы в перспективе человеческого существования.

Читайте также:  Что такое социальная перцепция для человека и групп людей в психологии

Истоки экзистенциализма усматривают в философии датского мыслителя Сирена Киркегора, впервые использовавшего понятие «экзистенции» для характеристики человеческого существования. При жизни Киркегора его идеи не получили известности и признания и лишь в 10-е годы XX столетия экзистенциализм начал распространяться и влиять на философию и духовную жизнь Европы и Америки.

Главное в философии экзистенциализма

Главное в экзистенциализме — это утверждение, что существование человека предшествует его сущности. Один из классиков экзистенциализма, французский философ Ж.-П.Сартр, так разъясняет этот тезис: «Возьмём любой предмет, изготовленный человеком, к примеру, нож для разрезания бумаги.

Этот нож сделан мастером, который знал, что он делает. То есть, он руководствовался определённым понятием ножа. Невозможно представить ситуацию, когда мастер изготовляет нож, не имея представления о нём. Классическое традиционное представление о человеке считало последнего творением Божьим.

Человек сотворён по определённому понятию, его сущность предшествует существованию. Есть некая человеческая природа, общая для всех людей, а отдельный человек — это частный случай этой общей природы.

Экзистенциализм переворачивает всё наоборот: человек сначала существует, появляется в мире, а уже затем определяется, становится чем-то». Вначале он ничего собой не представляет. Человеком он становится впоследствии, причём таким, каким он себя делает.

Свобода человека есть его существенное определение. Человек — это сумма его поступков, это его жизнь. Познание и деятельность производны от человеческой субъективности.

Сёрен Киркегор (1813-1855)
Киркегор, впервые употребивший понятие «экзистенции» для характеристики сущности человеческого бытия, утверждал, что экзистенция не может быть понята посредством абстрактных логических категорий. Наука ничего не может сказать о сущности человека.

Экзистенция — это внутреннее, постоянно переходящее во внешнее, предметное бытие. Но предметное бытие выражает «неподлинное» существование человека. Чтобы обрести экзистенцию или «подлинное» бытие, нужно пройти путь, который Киркегор назвал экзистенциальной диалектикой.

Этот путь состоит из трёх ступеней диалектического восхождения:
* Эстетической;
* Этической;
* Религиозной.
На эстетической ступени доминирует ориентация на наслаждение; принцип этической ступени — долг, который уже свидетельствует о самоопределении человека, но рассудочным способом.

И только на религиозной стадии человек усилием воли отказывается от прежних привычек и всем своим существом принимает страдание как принцип существования.

  • Выводы Киркегора близки к буддистскому мировосприятию.
  • Онтология экзистенциализма

Экзистенциализм есть прежде всего онтология. Этим он отличается от большинства философских учений прошлого и настоящего, тяготевших в сторону теории познания. Экзистенциальное мышление разворачивается исключительно в сфере бытия, а все остальные проблемы приобретают второстепенное значение.

Главная проблема экзистенциализма — определение места экзистенции в общей структуре бытия, то есть конкретизация специфики человеческого существования в соотношении с остальными видами бытия. Центральная характеристика человеческого бытия — «бытие-между». Этим подчёркивается промежуточный, несамостоятельный характер человеческого существования, его зависимость от «Иного».

Характеризующими бытие человека понятиями являются: «тревога», «заброшенность», «отчаяние», «вина». Экзистенциалисты утверждают, что основное человеческое чувство — это тревога. Решившись на что-то, человек не может не сознавать, что он выбирает не только своё собственное бытие, но и берёт в свои «попутчики» всё человечество.

Следовательно, он не может не испытывать чувства ответственности и тревоги.
Это чувство тревоги хорошо известно тем, кто брал или берёт с собой в «попутчики» всё человечество: к примеру, военноначальник, посылающий человека на смерть. «Заброшенность» характеризует человека, отказавшегося от Бога: «если Бога нет, то всё дозволено».

Нет инстанции, сверяясь с которой человек совершает поступки. Будучи «заброшенным» в мир, человек сам творит свою жизнь и отвечает за всё то, что делает. В мире нет знамений и нам не на что ориентироваться. «Отчаяние» означает, что мы можем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли. Человек свободен и жизнь такова, как он её определит.

Нужно лишь понять, что значение имеют действия и их результаты, а не намерения. Человек — это сумма его поступков. Нет раз и навсегда установленных качеств его характера: сегодня ты герой, а завтра можешь показать себя трусом. Всё зависит от тебя.

Особенно отчётливо смысл индивидуального человеческого бытия обнаруживается в так называемых «пограничных ситуациях» (К.Ясперс), то есть в ситуациях реальной опасности для жизни. Здесь слетают все маски и человек показывает свою суть.

Теория познания экзистенциализма
Выражение человеческой экзистенции на языке понятий невозможно, поэтому философы-экзистенциалисты пытаются найти другие способы и методы познания. В частности, очень распространённым является литературный стиль. Ж.-П.Сартр прямо заявил: «Хочешь быть философом — пиши романы».

М.

Хайдеггер предпринял успешную попытку привить к экзистенциализму феноменологический метод, который позволил превратить экзистенциализм в систематическую онтологию, описывающую реальность в своеобразном категориальном ряду. Этот ряд условно можно представить в виде триады: «мир — бытие-в-мире — бытие». Экзистенция есть средний номер триады, своеобразное промежуточное звено между двумя безднами, обступающими человека.

Формы экзистенциализма

* Религиозный, как правило, христианский, экзистенциализм. Его сторонники, в поисках детерминант человеческого бытия, «Иного», от которого зависит обретение человеком своего «Я», обращаются к Богу.

Представлен К.Яспером, Л.Шестовым, Г.Марселем.
* Не-религиозный экзистенциализм под «Иным» понимал не Бога, а прочие факторы, влияющие на человеческое бытие. Представлен М.Хайдеггером, .Камю, Ж.-П.

Сартром.

Экзистенциализм был очень популярен в Европе после второй мировой войны, оказал стимулирующее влияние на философию. Он удачно сочетался с феноменологическим и герменевтическим методами.

Свидетельством общественного признания экзистенциализма может служить то, что ведущие его авторы — А.Камю и Ж.П.Сартр были удостоены Нобелевских премий.

В настоящее время экзистенциализм, в качестве актуального направления в философии, исчерпал себя.

Источник: https://www.filosofio.ru/postklassicheskaya-zapadnaya-filosofiya/ekzistentsializm.html

Агу им. абая

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Кафедра: Философии

Реферат

На тему:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Выполнила:

Студентка 2 МТР

Михайлова А.Н.

Проверил:

Аюпов Н.Г.

Алматы 2000 г.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм
(от лат. existentia — существование) — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.

Истоки Экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире.

Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой “неподлинное существование”, обретение экзистенции предполагает решающий “экзистенциальный выбор”, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами среды, к единственному и неповторимому “самому себе”.

Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.

В ХХ в. Экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета Экзистенциализма В своей основе Экзистенциализм — это нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.

Принято делить Экзистенциализм на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направления Экзистенциализма — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго, расцветшего во время второй мировой войны — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

Религиозная направленность Экзистенциализма носит не конфессиональный характер, она близка к учению Толстого. Например, Марсель понимает Бога как “абсолютное Ты”, как самого интимного и надежного друга (пользуясь лингвистической терминологией — ср. модальности, — можно сказать, что Бог Экзистенциализма существует в модальности императива, молитвы, внутреннего диалога).

Основная проблема Экзистенциализма
— проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх, “экзистенциальная тревога”, тошнота, скука.

“Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха”.

Это и есть “подлинное существование”, спокойно-трагическое в мире религиозного Экзистенциализма и безнадежнотрагическое в мире атеистического Экзистенциализма.

Экзистенциализм — философия жизни. В этом смысле он составляет резко контрастирующую пару с аналитической философией, не менее влиятельной, чем Э.
, и надолго его пережившей. Как философское направление Экзистенциализм кончился в 1960-е гг., аналитическая философия жива до сих пор. Сравним схематически эти два направления мысли ХХ в.:

Интересно, что последнему пункту основатели обоих направлений решительно не соответствовали: Хайдеггер был исключительно академическим человеком, Витгенштейн — исключительно эксцентричным.

Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, так как недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью. Поэтому столь противоположные направления одинаково служили культуре в самые тяжелые ее годы.

В конце 1960-х гг. Экзистенциализм полностью переходит в художественную беллетристику, на экраны фильмов и страницы романов.

  • Я хотела бы выступить здесь в защиту экзистенциализма от ряда упреков, высказанных в адрес этого учения.
  • Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния.
  • С другой стороны, экзистенциалистов обвиняют в том, что они подчеркивают человеческую низость, показываем всюду гнусное, темное, липкое и пренебрегают многим приятным и красивым, отворачиваемся от светлой стороны человеческой натуры.
  • Со своей стороны христиане упрекают их еще и в том, что они отрицают реальность и значение человеческих поступков, так , как, уничтожая божественные заповеди и вечные ценности, не оставляют ничего, кроме произвола: всякому позволено поступать, как ему вздумается, и никто не может судить о взглядах и поступках других людей.

На все эти обвинения я постараюсь здесь ответить. Можно сказать с самого начала, что под экзистенциализмом понимается такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

Основное обвинение состоит в том, что они обращают особое внимание на дурную сторону человеческой жизни. экзистенциалисткой”. А экзистенциалистов объявляют “натуралистами”. Но, если они действительно натуралисты, вызывает крайнее удивление, что они могут пугать и шокировать в гораздо большей степени, чем натурализм в собственном смысле.

Человек, относящийся терпимо к такому роману Золя, как “Земля”, испытывает отвращение, читая экзистенциалистский роман; человек, ссылающийся на народную мудрость,— которая весьма пессимистична,— находит их законченными пессимистами. И в то же время трезво рассуждают по поводу того, что “своя рубашка ближе к телу” или что “собака любит палку”.

Есть множество других общих мест, говорящих о том же самом: не следует бороться с установленной властью; против силы не пойдешь; выше головы не прыгнешь; любое не подкрепленное традицией действие — романтика; всякая попытка, не опирающаяся на опыт, обречена на неудачу, а опыт показывает, что люди всегда скатываются вниз, что для того, чтобы их удержать, нужно нечто твердое, иначе воцарится анархия. И, однако, те самые люди, которые пережевывают эти пессимистические поговорки, которые заявляют всякий раз, когда они видят какой-нибудь более или менее отвратительный поступок: “Да, таков человек!”, и которые кормятся этими “реалистическими напевами”,— эти же люди упрекают экзистенциализм в излишней мрачности, и притом так упрекают, что иногда спрашиваешь себя: не за то ли они им недовольны, что он, наоборот, слишком оптимистичен? Что, в сущности, пугает в этом учении? Не тот ли факт, что оно дает человеку возможность выбора? Чтобы это выяснить, надо рассмотреть вопрос в строго философском плане. Итак, что такое экзистенциализм?

Большинству людей, употребляющих это слово, было бы очень трудно его разъяснить, ибо когда оно стало модным, экзистенциалистами стали объявлять и музыкантов, и художников. Это исключительно строгое учение, меньше всего претендующее на скандальную известность и предназначенное, прежде всего для специалистов и философов. Тем не менее, можно легко дать ему определение.

Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, экзистенциалисты. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта. Как это, собственно, следует понимать?

Читайте также:  Социофобия: кто такие социофобы и как избавиться от социофобии?

Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например книгу или нож для разрезания бумаги.

Он был сделан ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления.

Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой — приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен.

Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. И это обусловливает наличие данного ножа или данной книги. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.

Когда мы представляем себе бога-творца, то этот бог по большей части уподобляется своего рода ремесленнику высшего порядка.

Какое бы учение мы ни взяли — будь то учение Декарта или Лейбница,— везде предполагается, что воля в большей или меньшей степени следует за разумом или, по крайней мере, ему сопутствует и что бог, когда творит, отлично себе представляет, что именно он творит. Таким образом, понятие “человек” в божественном разуме аналогично понятию “нож” в разуме ремесленника.

И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме.

Источник: https://mirznanii.com/a/229047/ekzistentsializm

Экзистенциализм

войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США.

Представители этого направления в Италии — Экзистенциализм Кастелли, Н. Аббаньяно, Экзистенциализм Пачи; в Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет; в США идеи Экзистенциализм популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди.

К Экзистенциализм близки религиозно-философского направления: французский персонализм (Экзистенциализм Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше.

На Экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Экзистенциализм Гуссерля.

  Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта.

Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно Экзистенциализм, непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами).

Для описания её структуры многие представители Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность. Экзистенция «открыта», она направлена на другое, становящееся её центром притяжения.

По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

  Определяя экзистенцию через её конечность, Экзистенциализм толкует последнюю как временность, точкой отсчёта которой является смерть.

В отличие от физического времени — чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т.д.

Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно Экзистенциализм, в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, всё это — эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историчность и ситуационность экзистенции — модусы её конечности.

  Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы.

В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей Экзистенциализм Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифо-поэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь «намекнуть» на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критический характер.

  Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил.

Свобода, согласно Экзистенциализм,— это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в «направленности-на», в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Экзистенциализм определяется их трактовкой трансценденции.

Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку «человек обречён быть свободным». Свобода предстаёт в Экзистенциализм как тяжёлое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность.

Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.

Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man»: это безличный мир, в котором всё анонимно, в котором нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в котором все «другие» и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности.

У Бердяева этот мир носит название «мира объективации», признаки которого: «…1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность» («Опыт эсхатологической метафизики», Париж, 1949, с. 63).

  Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жажда разоблачения искажённых, превращенных форм сознания («дурной веры») оборачивается, в сущности, требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признаёт Камю, — это единение индивидов в бунте против «абсурдного», мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием «абсурдного» человека.   Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие — трансценденция — является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию — это диалог. Бытие, по Марселю, не «Оно», а «Ты». Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку, осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование есть акт, посредством которого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистического «Я». Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная; а поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере «таинства».

  Прорывом объективированного мира, мира «man», является, согласно Экзистенциализм, не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественно-философского творчества.

Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию.

Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что всё в мире, в конечном счёте, терпит крушение уже в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви.

Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологическое учение (см. Эсхатология).

В Экзистенциализм преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого.

Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска Экзистенциализм являются свидетельством кризисного состояния современного буржуазного общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия Экзистенциализм может быть названа философией кризиса.

  Социально-политические позиции у разных представителей Экзистенциализм неоднородны. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении Сопротивления; с конца 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левым радикализмом и экстремизмом.

Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения новых левых.

Политическая ориентация Ясперса и Марселя носит либеральный характер, а социально-политическим воззрениям Хайдеггера, в своё время сотрудничавшего с нацизмом, присуща ярко выраженная консервативная тенденция.

  Экзистенциализм отразил духовную ситуацию буржуазного общества, обнажил его противоречия и болезни, — но предложить выход из этой ситуации он не смог.

  Идеи и мотивы Экзистенциализм получили распространение в современной западноевропейской, американской и японской литературе; они отразились не только в художественных произведениях самих философов-экзистенциалистов (Сартр, Камю, Марсель, де Бовуар), но и в творчестве А. Мальро, Ж. Ануя, Экзистенциализм Хемингуэя, Н. Мейлера, Дж. Болдуина, А. Мёрдок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.

 

  Лит.: Гайденко П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем., М., 1964; Современный экзистенциализм, М., 1966; Соловьев Экзистенциализм Ю.

, Экзистенциализм, «Вопросы философии», 1966, № 12; 1967, № 1; его же, Экзистенциализм, в кн.: Буржуазная философия XX века, М., 1974; Современная буржуазная философия, М., 1972; гл. XIII и XIV; Foulquie P., L’existentialisme, P., 1947; Castelli Е., Existentialisme théologique, P., 1948; Siebers G.

, Die Krisis des Existentialismus, Hamb.— Bergedorf, 1949; Müller M., Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart, Hdlb., 1949; Lenz J., Der moderne deutsche und französische Existentialismus, 2 Aufl., Trier, 1951; Wahl J., Les philosophies de l’existence. P., 1954; Allen Е. L.

, Existentialism from within, L., [1953]; Heinemann Fr., Existenzphilosophie lebendig oder tot?, Stuttg., [1954]; его же, Jenseits des Existentialismus, [Stuttg., 1957]; Gignoux V., La philosophie existentielle. P., 1955; Lukacs G., Existentialisme ou marxisme, [2 éd.], P., [1961]; Bollnow O. F.

, Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., [1960]; Abbagnano N., Introduzione all’esistenzialismo, [2 ed.], [Mil., 1967].

  П. П. Гайденко.

 

Статья про слово «Экзистенциализм» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 14766 раз

Источник: http://bse.sci-lib.com/article125520.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector