Что такое эмпиризм, эмпирика — определение, положения

Краткое содержание статьи:

Многие люди, интересующиеся чтением философской, психологической или научно-публицистической литературы, часто могут встретить весьма специфический термин – «эмпирический» либо что-то связанное с этим. Многим трудно понять, что означает «эмпирическим путём», как это понимать и что с этим делать.

Википедия и другие всевозможные энциклопедии, как правило, дают весьма пространные и сложные определения, которые не так уж и просто понять.

Но на самом же деле, если копнуть более глубоко в этимологию и определение этого понятия, то можно понять, что оно довольно-таки проще, чем может показаться на первый взгляд.

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Слово «эмпирический» простыми словами

Чтобы понять, что означает это самое понятие «эмпирический», стоит разобраться в этимологии (происхождении) этого понятия. Это слово восходит к термину «эмпиризм», произошедшему от древнегреческого слова «έμπειρία», означающее опыт.

Под эмпиризмом, как правило, подразумевается философское течение, представители которого считают, что главным источником научного, как и любого другого познания является опыт. То есть любое наше знание мы получаем через опыт, наблюдения и эксперименты.

По сути, когда мы говорим фразу «эмпирическим путём», мы подразумеваем именно путём опыта. Причём опыт в данном контексте – это не только какой-то научный опыт, но и жизненный опыт в целом.

Некоторые сравнивают это понятие с более простым понятием «школа жизни». Отчасти, это сравнение относительно верно, но всё равно несколько другое.

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Примеры применения слова «эмпирический»

Чаще всего, данное понятие употребляется во всевозможной философской или публицистической литературе. Поскольку этот термин относится к целому философскому направлению, то и используют его чаще всего в контексте других философских понятий.

Кроме того, такое понятие нередко используется в научных кругах, поскольку оно является составной частью научного стиля.

Также, в меньшей степени, данный термин применяется и в психологии, поскольку философия предметным образом довольно тесно связана с психологией. Если же вы хотите блеснуть своими знаниями в обычной бытовой обстановке, этот термин можно использовать в любом контексте, связанном с опытом или наблюдениями.

  • Например, «По моим эмпирическим наблюдениям…» или «Эмпирические данные говорят о том, что я прав».

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Истоки понятия «эмпиризм»

Чтобы более точно понимать, что представляет собой термин «эмпиризм» и «эмпирический», стоит более детально разобраться, откуда взялось это слово, как возникло и что оно постулирует.

Эмпиризм как философское течение зародился примерно в конце XVI. Дело в том, что именно на это время приходится период Ренессанса или Возрождения, когда религиозные догмы сменяются более научным взглядом на устройство мира. Кроме того, именно в этот период зарождается антропоцентризм – идея, которая ставит во главу угла человеческую личность.

Одним из первых теоретиков эмпиризма был Френсис Бэкон. Он воспринимал всё через призму естественнонаучного знания, считал, что наука должна носить практический характер, а целью всей этой науки он ставил господство человека над природой.

Сторонники эмпиризма, особенно его радикальных проявлений, считают, что единственно возможным источником любого знания является наблюдение.

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Есть и более умеренные представители эмпиризма, которые допускают весомую роль чувственного созерцания и умственных способностей.

Эмпиризм как течение можно весьма условно поделить на две своеобразные формы

  • Идеалистическая (она же имманентная) – по этой форме опыт воспринимается через совокупность всевозможных чувственных ощущений или представлений, отрицающая, что в основе опыта может лежать объективная реальность.
  • Материалистическая (она же трансцендентная) – утверждает, что источником опыта является объективный внешний опыт.

Также, стоит отметить, что эмпиризм, как философское учение возникло, в сущности, как реакция на ряд других философских течений:

  • Нативизм, считавший, что есть определённая совокупность знаний, которая дана нам от рождения.
  • Рационализм, утверждавший, что не опыт, а разум человека является наиболее объективным и центральным источником любого знания.

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Представители эмпиризма

Эмпиризм получил довольно широкую популярность среди философов и учёных того времени. Как уже говорилось выше, одним из первых представителей этого течения был Френсис Бэкон. Он придал всему этому учению более чёткую и стройную форму.

К другим представителям можно отнести таких деятелей, как философ и один из основателей теории общественного договора Томас Гоббс, один из основателей идеи либерализма Джон Локк, шотландский философ и историк Дэвид Юм, родоначальник социологии как науки Огюст Конт и многие другие.

Видео про эмпирические знания

В этом ролике Андрей Пирогов расскажет, как применяют это понятие в философии и психологии, в каком контексте его употребляют:

Источник: https://1-vopros.ru/1256-ehmpiricheskim-putyom-chto-oznachaet.html

Эмпиризм в философии: основатель и представители

Эмпиризм – одна из трех основных теорий познания, противопоставляющаяся мистицизму и рационализму. Эмпиризм в философии – это метод познания, основывающийся на личном опыте, полученном через органы чувств. Выводы, сделанные на основе опыта, считаются истинными или близкими к истине. Основоположник эмпиризма –английский философ Френсис Бэкон.

Развитие эмпиризма: философия Нового времени

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Отличительные черты философии Нового времени:

  • вопрос познания природы становится первостепенным, смещая на задний план вопросы познания бытия и человека;
  • главные источники познания – опыт и эксперимент;
  • основа социального прогресса – наука;
  • ослабевает влияние Церкви, среди епископов распространено светское отношение к миру;
  • познание фокусируется на изучение системы, а не отдельных частей;
  • развивается материализм, его новая форма дает старт развитию математики и механики.

Новый период в развитии общества, ставивший научное знание выше всего остального, позволил сформироваться эмпиризму – методу познания, основанному на чувственном опыте.

Что такое эмпиризм

Понятие «эмпиризм» объединяет более 10 отдельных направлений в теории познания. Общая черта различных теорий эмпиризма: познание – результат жизненного опыта.

Он является достоверным знанием, поскольку отображает события, произошедшие в действительности. Но нельзя считать жизненный опыт единственным источником достоверного знания.

Единичный опыт не отражает полноту наблюдений, он – одна из версий объективной реальности.

Эмпиризм базируется на положениях:

  1. Череда событий создает ассоциативную связь. Если произошло событие А, произойдет событие Б.
  2. Связь между опытом и реакцией на событие возникает в результате многократного повторения.
  3. Постепенно, ассоциативный ряд становится привычным и неразрывным. Отделить восприятие события от пережитого опыта становится невозможным.
  4. Подобные связи возникают не только в течение жизни конкретного человека. Они формируются на протяжении нескольких столетий, тысячелетий. Также предрасположенность к возникновению связей вызывает развитие животного мира. Спенсер полагал, что человек склонен обладать ассоциациями от рождения. Они формируются в процессе эволюции и постепенно усложняются.
  5. Помимо биологических условий, в процессе формирования опыта участвует социальная среда. Культурное поле влияет на развитие индивида, создавая условия для формирования познавательных процессов. Опыт стоит рассматривать, как психологическое явление.

Познание становится возможным благодаря воздействию опыта на психофизические процессы и образованию ассоциативных связей из отдельных элементов сознания. У законов познания высокая степень вероятности, но они не являются достоверными. Законы познания изменяются и развиваются.

Эмпирические методы познания

Суть эмпирического познания – изучение мира посредством чувственного восприятия. Рассматривается внешняя сторона предметов, которые человек оценивает органами чувств: зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными. Для большинства людей основным способом получения информации становится зрение

Опытное исследование в эмпиризме происходит с использованием методов:

  1. Описание – фиксация данных наблюдения, с использованием средств искусственного или естественного языка. Для составления описания данные необходимо измерять и сравнивать.
  2. Наблюдение – получение знаний о внешних сторонах, форме и свойствах изучаемого явления, посредством целенаправленного восприятия.
  3. Сравнение – выделение сходства или различия объектов, их отдельных частей или этапов развития.
  4. Измерение – сравнение заданной величины и заданного стандарта, с целью вывить разницу между исследуемыми явлениями, подтвердить или опровергнуть их принадлежность к определенной группе.
  5. Эксперимент – изучение объекта происходит в заданных и контролируемых условиях. Используется для исследования объекта в чистом виде, подтверждения существующей гипотезы или сбора данных для формирования новой гипотезы.

Применение нескольких методов эмпирического познания позволяет получить разнообразную информацию, и провести ее сравнительный анализ. Обобщение полученных данных позволяет делать умозаключения, перейти от отдельных фактов к научным предположениям.

Формы познания в эмпиризме

Признание различных форм анализа порождает разные походы к пониманию опыта. В философии эмпиризма выделяют две формы познания: имманентный и трансцендентный эмпиризм.

Имманентная форма эмпиризма

Цель имманентного эмпиризма: доказательство комбинаторности ощущений. Всякое знание состоит из сочетания нескольких единичных представлений. Из попыток объяснения принципа формирования сознания постепенно были сформулированы теории скептицизма и трансцендентного анализа.

Юм полагал, что реальность не существует отдельно от сознания. Он разграничивал продукты психической деятельности: идея – бледный и слабый, впечатление – сильный.

Он считал границу размытой и условной, поскольку у безумных людей она не прослеживается. Источником знания могут стать только впечатления, а идеи такой способностью не обладают, они – результат познания.

Постепенно Юм отказался от необходимости присутствия сознания для получения впечатлений и признал их автономными.

Милль считал, что сознание проявляется только как элементы психики: эмоции и представления. Механизм познания формировался в результате ассоциации, возникающей между отдельными элементами психики. Он признал, что существование бытия возможно и вне сознания, в виде отдельных ощущений удается сохранять свою реальность.

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Трансцендентная форма эмпиризма

Трансцендентный эмпиризм – это материализм. В материализме за истинную реальность принимают частицы материи, существующие отдельно, и вступающие в различные комбинации. В момент контакта организма с окружающей средой происходит формирование сознания.

Виды идолов по Бэкону

Согласно Френсису Бэкону, главная цель науки – улучшение человеческой жизни. Человек с помощью изобретений и открытий должен подчинить себе силы природы. Чтобы достичь этого, нужно обладать правильным мышлением. Рациональному мышлению мешают идолы – заблуждения, которые появляются у человека в по мере взросления.

Человеку нужно избавиться от 4 типов заблуждений:

  • Идолов рода. Это – ложные представления о жизни, которые возникают из-за ограниченности разума и ошибочного восприятия действительности посредством органов чувств. Преодолеть влияние идолов рода человек может с помощью самообразования.
  • Идолов театра. Под этими идолами философ подразумевает представления о мире, взятые людьми из различных философских учений. Ни одно из течений философии не дает точного ответа на вопросы о смысле бытия и их нельзя воспринимать как свод жизненных правил. Бездумное следование философской идеи приводит человека к неправильному понимаю мироустройства. Избавиться от него удается, отказавшись от следования авторитетам.
  • Идолов рынка и площади. Они возникают из-за недопонимания между людьми. Наделяя одни и те же слова разными значениями, люди вступают в споры, которые часто приводят к бессмысленным ссорам. Чтобы избежать этого, нужно научится не делать поспешных выводов.
  • Идолов пещеры. Эти заблуждения появляются из-за искаженного восприятия действительности, зависящего от субъективного взгляда. Человек смотрит на мир через призму своего внутреннего «Я» и не может оценивать события беспристрастно. Идолы пещеры естественны, их удается победить, если приложить достаточно усилий.
Читайте также:  Дедукция в философии и психологии

Борьба с идолами зависит не от сознания конкретного человека, а от сознания общества. Чтобы избавиться от идолов, нужно менять восприятие масс, воспитывать их осознанность.

Создатели эмпиризма

Эмпиризм обязан своим развитием нескольким десяткам философов. Среди представителей эмпиризма, внесших наибольший вклад в становление и популяризацию теории, выделяют:

  • Ф. Бэкона;
  • Томаса Гоббса;
  • Джона Локка.

Помимо развития непосредственно эмпиризма, многие философы параллельно занимались изучением других направлений философии. Поэтому эмпиризм скорее является результатом сочетания смежных философских течений, чем самостоятельным учением.

Ф. Бекон

Его считают родоначальником эмпиризма. Бэкон был не только философом, ученым, влиятельным политическим деятелем. Он пропагандировал идеи по реорганизации общества, стремился рационализировать подходы к познанию мироустройства. Мыслитель был сторонником научного подхода и способствовал популяризации науки в эпоху Нового времени. Ему принадлежит крылатое выражение «Знание – сила».

Взгляды Бэкона на собственную теорию познания были достаточно либеральны. Он поддерживал идею взаимодействия философских учений.

Опыт и теоретические размышления могут быть гармонично объединены и преобразованы. Как подтверждение теории, в одной из своих работ он описывает процесс создания меда.

Пчела не просто собирает нектар, она производит мед, используя практический опыт и теоретическую цель.

Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Чтобы определить, истинно ли знание, необходим достаточный объем опыта. С помощью опыта можно подтверждать или опровергать гипотезы.

 Главной целью Бэкон считал познание Вселенной. Бог создал человека разумным, и дал возможность исследовать мир. Но на пути постижения истины есть преграды – заблуждения.

Задача философа – избавиться от них, научится отделять истину от навязанного впечатления.

Т. Гоббс

Он был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Все знания он приобретает в течение жизни, накапливая практический опыт. Восприятие, основанное на органах чувств, субъективно, поэтому необходимо различать настоящее восприятие и ложное.

Настоящее восприятие появляется на основе:

  • сигналов – звуков, издаваемых животными;
  • меток – знаков, созданных человеком для обобщения;
  • естественных знаков – звуков природных явлений;
  • знаков – человеческой речи, в которой преобладает специфическая терминология.

Ложное восприятие базируется на внутренних ощущениях человека. Оно – результат снов, неверных толкований воспоминаний или сумасшествия.

Дж. Локк

Знаменитым, Локка сделала его работа «Опыт о человеческом разуме».

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата:

  • у человека нет врожденных идей;
  • разум новорожденного чист;
  • в разуме не может появиться того, что прежде не существовало в ощущениях.

Источник познания по Локку – жизненный опыт, который формируется под воздействием окружающей среды. Опыт может быть внешним и внутренним. Внешний опыт человек получает непосредственно при контакте с окружающим миром, внутренний – результат его собственных размышлений.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/empirizm.html

Что такое Эмпиризм

Значение слова Эмпиризм по Ефремовой:

Эмпиризм — Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания (противоп.: рационализм).

Склонность к практической деятельности, приверженность фактам, опыту.

Значение слова Эмпиризм по Ожегову:

Эмпиризм — Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений

Эмпиризм Исследовательский метод, основанный на описании фактов, без последующих заключений и теоретических обобщенийLib

Эмпиризм в Энциклопедическом словаре:

Эмпиризм — (от греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания,признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.Противостоит рационализму.

Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта,чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий,теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.

Юм). элементыэмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

Значение слова Эмпиризм по словарю медицинских терминов:

эмпиризм (греч. empeiria опыт) в медицине — направление, представители которого пренебрегали теорией и придерживались неизменных предписаний, основанных на преданиях и собственных наблюдениях за больными. возникло в Греции в III в. до н. э.

Значение слова Эмпиризм по словарю Ушакова:

ЭМПИРИЗМ эмпирпизма, мн. нет, м. (см. эмпирия) (филос.). Философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций. Английский эмпиризм. Ползучий эмпиризм. (беспринципное и бесперспективное делячество. полит.).

Значение слова Эмпиризм по словарю Даля:

Эмпиризм м. греч. слепой опыт, без разумного примененья теории и вообще науки. -рический, основанный на одном опыте, не на учении. Эмпирик, противопол. теорик. кто следует одному опыту, практике, отвергая рассужденье и науку.

Определение слова «Эмпиризм» по БСЭ:

Эмпиризм (от греч. empeirнa — опыт)направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность Рационализму, в Э.

рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв.. он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф.

Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм). В буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание идеалистического Э. с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о реальности: фундаментальное для Э.

понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального сознания) существующим чувственным сущностям(«нейтральные элементы» мира Э. Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Б. Рассела). Э.

подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логический Э.

(Логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного опыта, и считает вторые бессодержательными.Э.

сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э.

вынужден выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения теоретического знания.

Между тем функционирование памяти не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели провал.Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический материализм не сводит к нему всё содержание знания и подчеркивает активную деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания — один из основных принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания и литературу при этой статье.В. А. Лекторский.

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положенияЧто такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

Источник: https://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/empirizm.html

Эмпирический метод — это эмпиризм (опыт), взятый за основу при исследованиях и научном познании

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.

Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.

Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.

Эмпирический и эмпиризм — это…

Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».

Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.

Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.

Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.

Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.

Эмпиризм делится на два направления:

  1. Материалистическое. Вокруг нас окружающая действительность, существующая сама по себе, независимо от нашего сознания. Мы постигаем этот мир при помощи органов чувств, черпаем из него опыт. Этот чувственный опыт — главный источник подлинного знания.
  2. Идеалистическое. Основа опыта – совокупность наших ощущений и представлений. Реальность существует только в пределах нашего сознания, а вне его – ничего нет.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.

Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.

На этом уровне происходят следующие процессы:

  1. Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
  2. Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
  3. Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
  4. Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.
Читайте также:  Что такое цнс, ее функции и отделы

Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.

Эмпирические методы исследования

Эмпирическое исследование – это набор методов, подразумевающих сбор информации, получаемой при изучении некого объекта.

Эмпирический метод — это способ научного познания окружающей реальности опытным путем.

Выделим основные эмпирические методы исследования.

Наблюдение — как основа эмпиризма

Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.

Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:

  1. Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
  2. Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
  3. Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».

Наблюдение включает в себя:

  1. объект – то, на что смотрим;
  2. субъект – самого исследователя;
  3. технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).

Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.

Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.

Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.

Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:

Измерение — это еще один эмпирический уровень познания

Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.

Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.

Чтобы провести измерение нам понадобятся:

  1. величина – что будем мерить;
  2. субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
  3. методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.

Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.

Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.

Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы

Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.

Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.

Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.

Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.

Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.

В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.

Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:

  1. исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
  2. проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
  3. решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.

Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения

Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.

Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.

Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.

Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:

  1. стандартизация структуры изложения материала;
  2. определение используемых терминов, их значений;
  3. установка критериев для применения тех или иных оценок;
  4. переход от естественного языка к формализованному виду;
  5. сопоставление информации из разных источников.

Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.

Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.

Эмпирическое исследование в виде сравнения

Это метод познания, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между несколькими объектами.

Есть два воздушных шара красного цвета. Один из них более красный, другой менее – скорее ближе к розовому. Или два стакана с чаем – один горячее, другой холоднее.

Сравнение помогает прийти к общему знаменателю в спорных вопросах. Гораздо проще добиться согласия, если оценивать теорию не в абсолютных значениях – правда/ложь, а в сравнительных степенях: «эта теория точнее другой подобной», «эта гипотеза проще для понимания».

Еще сравнительные степени используют, когда нет возможности перейти к прямым математическим единицам измерения. Например, в гуманитарных науках.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Что такое эмпиризм, эмпирика - определение, положения

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehmpirizm-ehmpiricheskij-metod-issledovaniya-chto-ehto-takoe-urovnya-nauchnogo-poznaniya.html

Эмпиризм

Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму.

Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв.

(Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Это объясняется различием толкований, какие нередко тот же мыслитель может придавать понятию «опыт».

Под опытом в узком смысле слова разумеют познание единичного (Аристотель: ή μέν έμπειρία τών χαθ ' έχαστόν εστι γνώσις — sin gularium cognitio). Но единичное можно понимать:

  1. как субъективное ощущение, если дело идет о внешнем опыте, или как «единичное представление», если дело идет о внутреннем опыте;
  2. как восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.

Формы эмпиризма

Это различное понимание опыта создает две типичных формы эмпиризма:

  • имманентный и
  • трансцендентный.

Имманентный эмпиризм

Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).

Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Oн противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям — Идеям — более яркие и сильные — Впечатления, но признает эту границу текучей, не безусловной, как это обнаруживается в сумасшествии и в сновидениях.

Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражения.

Подобным же образом Милль, ограничивая весь материал познания единичными психическими переживаниями (ощущениями, представлениями и эмоциями) и объясняя весь познавательный механизм как продукт ассоциации между единичными психическими элементами, допускает существование вне сознания некоторого бытия в виде постоянных возможностей ощущения (permanent possibilities of sensation), которые сохраняют свое реальное тождество помимо нашего сознания.

Трансцендентный эмпиризм

Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

Основные положения

Итак, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей.

В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт.

Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.

Читайте также:  Психоорганический синдром, триада вальтер бюэля

Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка еще не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма.

Чтобы психологически объяснить возникновение и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:

  1. Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
  2. Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
  3. Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой (Милль).
  4. Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путем для рода (Спенсер).
  5. Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» (Риль), продуктом коллективного, общественного мышления.

Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты (см. Челпанов, «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215).

Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания.

Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не пользуются законами тождества и противоречия, ибо, если бы пользовались ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и не знать, что сознаешь, если только не предполагать возможности бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон противоречия «одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из опыта».

Другой эмпирист, Геринг, замечает: «Наблюдая естественное мышление, скоро можно убедиться, что оно не знает закона тождества и не следует ему, скорее возится с противоречиями, не получая повода усомниться в истинности своих мыслей» («System der Krit. Philosophie», т. I, стр. 310). Подобным же образом эмпиристы пытаются объяснить происхождение из опыта и других необходимых элементов познания.

Представители эмпиризма

К представителям эмпиризма следует отнести:

  • Демокрита,
  • софистов,
  • стоиков,
  • эпикурейцев и скептиков
  • Рожера Бэкона,
  • Галилея,
  • Кампанеллу,
  • Фр. Бэкона (родоначальника нового эмпиризма),
  • Гоббса,
  • Локка,
  • Пристли,
  • Беркли,
  • Юма,
  • Кондильяка,
  • Конта,
  • Джемса Милля,
  • Джона Милля,
  • Бэна,
  • Спенсера,
  • Дюринга,
  • Ибервега,
  • Геринга и многих других.

Во многих из систем этих мыслителей рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера — влияние немецкого идеализма и критицизма, у Дюринга — влияние Тренделенбурга и т. п.

Среди последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму, например Фр. Альберт Ланге, Алоиз Риль и Эрнст Лаас. Из слияния эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление эмпириокритицизм, основателем которого был Р.

Авенариус, а последоватетелями — Карстаньен, Мах, Петцольд, Вилли, Клейн и др.

Литература

Важнейшие труды по новейшему эмпиризму:

  • Джон Милль, «Система Логики» и «Исследование философии с. Вильяма Гамильтона»;
  • Спенсер, «Психология» (преимущественно IV-й том, заключающий в себе теорию познания Спенсера);
  • Лаас, «Идеализм и позитивизм»;
  • Тэн, «Об уме и познании» (пер. под ред. Страхова);
  • Дюринг, «Курс философии» ;
  • Льюис, «Вопросы жизни и духа»;
  • Гельмгольц, «Факты в восприятии» и статья о «геометрических аксиомах», положившая начало философской литературе по пангеометрическим умозрениям (помещена в сборнике статей по пангеометрии, изданном в Казани в память Лобачевского в 1892 г.); * Вл. Соловьев, «Критика отвлеченных начал»;
  • Александр Введенский, «Опыт построения теории материи» (1888, ч. I);
  • М. Каринский, «Классификация выводов» и ряд статей об эмпиризме, печатаемых в «Журнале Мин. Нар. Просв.», 1897 (II), 1901 (V, VIII, IX), 1902 (IV), 1903 (II, VIII, XI) и 1904 (II);
  • Челпанов, «Проблема восприятия пространства» (часть I, 1 896, и часть II, 1904; первая часть трактует вопрос с психологической, вторая — с гносеологической точки зрения).

Характеристики эмпиризма в истории философии имеются во всех общих курсах. Специальной полной истории эмпиризма и скептицизма в новейшей философии нет; существуют только труды, отчасти выполняющие эту задачу, как

  • «История материализма» Ланге;
  • Brochard, «Les sceptiques grecs»; Baumann, «Raum, Zeit und Zahl»;
  • Lasswitz, «Geschichte der Atomistik»;
  • Рябо, «Современная английская психология».

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/6a8f0bf4c38d796d.html

ЭМПИРИЗМ

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

направление в учении и практике познания, подчеркивающее роль созерцания, чувственного опыта и противопоставляющаяся теоретической форме и звену в структуре научного познания.

Источник: Методологический словарь для управленцев

от греч. empeiria — опыт) — англ. empirism; empiricism; нем. Empirismus. Направление в теории познания, к-рое важнейшим источником и критерием познания считает чувственный опыт, а формы мышления рассматривает как исключительно субъективный способ систематизации представлений.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

empiricism), филос. направление, признающее чувственный опыт единств, источником достоверного знания; противостоит рационализму и ограничивает априорное знание (априори). Эмпирические взгляды встречаются уже в ср.-век. философии и даже раньше, но осн. развитие Э. получил в 17 в.

благодаря рев-ции в физике, когда опыт был противопоставлен непродуктивной в науч. смысле метафиз. спекуляции. Требование к философии откликаться на нужды науки — постоянный мотив всей традиции Э.

от Локка и Юма до Рассела и логических позитивистов (логический позитивизм), актуально оно и в прагматизме (верификационизм). Энгельс (Engels), см. Марксизм.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

EMPIRICISM) Доктрина, основанная на предположении о том, что единственным источником знания является опыт.

В позитивном смысле это понятие используется в социологии для описания такого стиля социологической работы, при котором исследователь старается избегать непроверенных теоретических положений и всегда стремится к получению количественных эмпирических данных.

В негативном смысле понятие эмпиризма означает тенденцию недооценивать, с одной стороны, важность теории, а с другой — практические и теоретические трудности сбора надежных данных. См. также: Интервью; Официальная статистика; Позитивизм; Теоретически нагруженный результат; Установка.

Источник: Социологический словарь

от греч. empeiria — опыт) — познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об об-ве, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению соц. процессами. При этом научн. функции социологии сводятся к обоснованию практич.

поведения, а функции добывания знаний об об-ве низводятся до технич. операций с верифицируемыми данными, собранными разными социоло-гич. методами. Тем самым теоретич. знание выводится за пределы социологии. В истории социологии Э. получил развитие как сознательный уход от стилей «соц.

философии» и «критич. журнализма». Однако абсолютизация Э. на практике приводит социологию не столько к бескорыстному служению об-ву и построению точной науки об об-ве, сколько к замыканию на узких, внутрипрофессиональных заботах о совершенствовании технико-методич. обеспечения сбора и обработки соц.

информации. М.С. Ковалева.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

empiricism) — 1. Доктрина, согласно которой все знание происходит от опыта как априорной противоположности категорий (эпистемологическая позиция Юма, Локка, логических позитивистов и т.д.). Ср. Идеализм; Эпистемология; Позитивизм. 2. (Уничижительное) использование эмпирических методов в ущерб более адекватному теоретическому подходу (см.

также Абстрактный эмпиризм). 3. (Особенно в марксизме и недавней философии науки) отказ признавать, что природа понятий, а следовательно, и «фактов» обременена теорией и социально сконструирована, равно как и реконструирована (см. также Относительность теории).

«Проблемы эмпиризма» в философии и научном методе давно были признаны как «проблема индукции»: временный статус любого универсального обобщения основан только на конечной последовательности эмпирических наблюдений (см. Индукция и индуктивная логика).

Другой аспект философского эмпиризма (при отсутствии какого-либо ясного решения проблемы индукции) состоит в том, что он может вести к скептицизму или релятивизму.

Например, в форме формулировки доктрины, согласно которой мы можем обладать знанием только относительно наших собственных ощущений, без необходимости отношения к действительности вне их, эмпиризм примыкает к идеализму и может вылиться или в скептицизм, или в релятивизм.

Столкнувшись с такими трудностями, многие философы и социологи подчеркнули важность понятий, гипотез и теорий в науке и социологии, объявив методологию скорее реалистичной, чем эмпирической (см. Реализм). Однако остаются проблемы в прямом утверждении какой-либо всеобщей философской или методологической позиции (см. Методология; Наука). Важность эмпирических методов и эмпирического знания широко признана в социологии, но это не подразумевает «эмпиризм» в определенных смыслах. См. также Эмпирическая социология.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Источник: https://voluntary.ru/termin/empirizm.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector