Догматизм — определение, догматизм в религии и философии

Какими мыслями оперирует человек? Это приводит к развитию определенных качеств характера. Привычной стала шаблонность мышления, когда человек оперирует понятиями, которые он воспринял из окружающего мира и не поддает проверке, сомнениям. В философии и науке это называется догматизмом, о котором пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Догматизм - определение, догматизм в религии и философии

Догматизм происходит из древнегреческого языка и обозначает способ мышления, который оперирует и опирается исключительно на догмы – понятия, которые человек не подвергает критике и сомнениям, считает вечными положениями.

В догматизме человек не критично мыслит в отношении тех догм, которыми оперирует. Он их не критикует, не проверяет, не поддает сомнениям. Он слепо верит в авторитеты. Обладает консервативным мышлением, когда не желает воспринимать новую информацию, противоречащую его убеждениям.

Догматизм часто применим в философии, религии и политике:

  • В религии человек должен слепо верить в то, что ему говорится. Он должен верить в догмы и слепо им следовать.
  • В философии догматизм является направлением учения или последователей. Оно возникает, когда человек начинает считать какое-то убеждение истинным и не подвергает его изменению, проверке доказательствами. Противоположными направлениями являются критицизм и скептицизм. В философии догматизм является однобоким суждением, которое требует слепой веры и подчинения.
  • В политике догматизм используется как понятие клише, которое не подвергается изменениям отдельным человеком.

На бытовом уровне многие люди являются догматами – слепо верующими в определенные убеждения и будучи неспособными их изменить, даже если мир и окружающие приводят реальные доказательства существования чего-то другого.

Что такое догматизм?

Что такое догматизм? Данное понятие подразумевает способ мышления, при котором факт, убеждение, формулировка воспринимаются  как очевидность и не подвергаются сомнениям. Человек оперирует устаревшими данными, игнорируя все новое и меняющееся.

Он не подвергает критике то, что усваивает, и слепо верит в некие догмы. Догматическая концепция исключает связь человеческого мышления с реальностью, избегает всего творческого, игнорирует что-либо новое и критическое мышление.

Человек должен принять догму в том виде, в которой она выступает, и верить в нее.

Догматизм - определение, догматизм в религии и философии

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, где философы Пиррон и Зенон воспринимали догматической любую философию. На сегодняшний день это понятие подразумевает некритическое восприятие неких догм как истинных. Изначально догматизм использовался лишь в религии, где человек должен верить во все религиозные учения о Боге, его единстве, непогрешимости и всесилии.

Догматизм процветал исключительно в религии, где каждый верующий должен верить писаниям, однозначно трактовать идеи, не подвергая их сомнению. Любое инакомыслие считалось ересью.

Согласно словарям, догматизмом является метод мышления, при котором определенные положения превращаются в закостенелые выводы, которые не учитывают изменений условий жизни, не подвергаются критике и изучению наукой. Догма воспринимается как абсолют. Ее противоположностью является диалектика, которая воспринимает все многообразие обстоятельств и условий жизни, изменчивость природы, трансформации и прочие изменения.

Там, где важной становится слепая вера, процветает догматизм. Это направление важно в религии и политике. Люди должны быть слепыми в своих убеждениях, чтобы поддерживать тех, кто стоит во главе движения. В противном случае движение распадется, люди разойдутся и не смогут подкреплять догмы тех, кто хочет управлять толпой.

перейти наверх

Догматизм в науке

Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.

Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.

Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.

Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению.

Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства.

Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.

Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.

Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.

Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:

  1. «Деньги дают власть».
  2. «Порядочных мужчин нет».
  3. «Все бабы – дуры».
  4. «Судьба предопределена» и пр.

Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.

Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.

Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации.

У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением.

В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.

перейти наверх

Догматизм в философии

Догматизм в философии является направлением в учении, где берется некая информация и воспринимается как истинная без предварительного ее анализа и без возможности ее изменить.

Догматизм - определение, догматизм в религии и философии

Зенон и Пиррон воспринимали всю философию как догматическую. Однако прочие философы иначе относились к догматизму:

  1. И. Кант считал догматизм способом познания, при котором новая информация не исследует условия и возможности.
  2. Гегель воспринимать догматизм как абстрактное мышление.

Догматизм в философии является ограниченностью восприятия и доверчивостью к тому, что нет необходимости обладать элементарными знаниями, чтобы познать истину и справиться со сложными задачами. Подобная наивная вера влечет за собой ошибки и иллюзии, что приводит лишь к одному – разочарованию человека.

Противоположностью догматизма является скептицизм – мышление, при котором отрицается любая возможность постичь истину. Скептиками были Пиррон и Зенон. Они обозначали догматиками всех, кто делал некую информацию достоверной и истинной, поскольку подвергали все сомнению и невозможности постичь истину.

Догматизм и скептицизм, по мнению Канта, являются диаметрально противоположными направлениями, которые имеют одну общую черту – однобокость. Ни одно из направлений не способно человеку помочь в развитии мышления. Вот почему промежуточным звеном, золотой серединой он сделал критическое мышление.

Догматизм не позволяет решить проблемы, поскольку отсутствует анализ ситуаций и обстоятельств в прошлом и настоящем, которые привели к их возникновению. Рассуждая шаблонно и готовыми идеями, можно привести лишь к усугублению проблемы, ее осложнению, уходу от реальности.

Многие могут полагать, что догматическое мышление является правильным, поскольку позволяет соблюдать веру, традиции и прочие постулаты. Однако там, где есть догматизм, напрочь отсутствует связь с реальностью, прогресс, рост и развитие. Человек словно застревает в некоем времени, переставая совершенствоваться.

Догматизм препятствует любому росту. Это все равно, что ребенок решит, будто он уже сформировался и ему нужно оставаться таким, каким он уже родился: не будет учиться ходить, говорить, читать и пр.

Догматизм связывают с такими понятиями, как консерватизм и авторитетность, поскольку люди нередко ссылаются на некие авторитеты, когда пытаются отстоять свою слепую веру и опровергнуть любое новое течение.

Догматик не обладает знаниями. Он просто слепо верит. Его убеждения часто являются не связанными между собой и порой даже противоречивыми. К примеру, верующий человек, который верит в ценность жизни, пойдет воевать со всеми, кто не верует, убивая их.

Окружающий мир кажется догматику опасным и грозным. В поисках защиты человек готов подчиниться авторитетам, которые будут глаголить некие идеи, часто оторванные от реальности, иррациональные и упрощенные.

Здесь становится важным не ценность и правдивость самой информации, а то, от кого она исходит.

Человек будет верить безоговорочно тому, кого считает своим авторитетом, веря в любую чушь и безрассудство, которое исходит из его уст.

перейти наверх

Итог

Догматизм – это определенный, ограниченный мир, в котором живет человек, пытаясь при этом выжить в реальном мире. Многие страдания, проблемы и нерешенные травмы являются следствием консервативного мышления. Итог – неспособность человека жить полноценно, решать любые проблемы, достигать любых целей.

На продолжительность жизни догматизм может не влиять, поскольку всегда найдутся группы (секты), которые согласны будут принять в свои ряды беспомощного, внушаемого и некритически мыслящего человека, слепо верящего и делающего все, что скажут ему авторитеты.

Источник: http://PsyTheater.com/dogmatizm.html

Догматизм

TR | UK | KK | BE | EN | догматизм это, что такое догматизм
Догмати́зм (др.-греч.

δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.

Термин «догматизм» применяется в сфере политики, религии и философии.

  • 1 Религия
  • 2 Философия
    • 2.1 Скептицизм
    • 2.2 Критическая философия
    • 2.3 Гегельянство и марксизм
  • 3 Политика
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Литература

Религия

Религиозный догматизм характерен для религий, требующих веры в догматы, утверждаемые в качестве непреложных истин и обязательных для всех верующих.

Философия

В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений.

Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм и критицизм.

Скептицизм

Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией.

Читайте также:  Что представляет собой социометрия и тесты джорджа морено

Древнегреческие скептики Пиррон и Зенон, отрицая возможность достижения истинного знания, называли «догматиками» всех философов, выдвигавших и защищавщих какие бы то ни было утверждения (догмы) о вещах как таковых (субстанциях).

Быть может, обо всём познаваемом желательно говорить «мне так кажется». Быть может, стоит сомневаться в том, что есть на самом деле.

Пирронисты (скептики) эпохи Возрождения и раннего Нового времени критиковали с помощью скептических аргументов и обвиняли в догматизме разные учения, прежде всего перипатетиков (то есть схоластов, которые считались последователями Аристотеля).

Критическая философия

В Новое время Иммануил Кант назвал «догматической» всю рационалистическую философию от Декарта до Христиана Вольфа за создание философских учений без предварительного исследования возможностей и предпосылок знания, исследования пределов познавательных способностей человека, то есть без решения вопроса о том, насколько человек способен познать истину. Изложенная им в «Критике чистого разума» критическая философия положила начало философскому критицизму.

Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе, а познаёт только явления, закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.

Гегельянство и марксизм

Г. В. Ф. Гегель также критиковал догматическую метафизику, собственно в его философии термины «догматизм» и «метафизика» являются синонимами. В понимании Гегеля догматизм — это односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия и, как таковое, противостоит диалектике.

Догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения диалектическое мышление не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными.

Эта критика догматизма была воспринята от Гегеля и диалектическим материализмом.

Политика

В политической сфере «догматизм» является расхожим политическим клише. В частности, коммунисты использовали ярлык догматизма в паре с ярлыком ревизионизма: «ревизионизм» означал недопустимую степень изменения марксистского учения, а «догматизм» — недопустимую неизменность.

Примечания

  1. Гегель. Соч. — Т. 1. — М.-Л., 1929. — С. 70.

См. также

В Викисловаре есть статья «догматизм» В Викицитатнике есть страница по теме
Догматизм

  • Догматика
  • Догмат
  • Догма
  • Фанатизм
  • Экстремизм

Литература

  • Догматизм // Большая советская энциклопедия
  • Э. Радлов. Догматизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • П. А. Флоренский. «Догматизм и догматика»

догматизм, догматизм это, что такое догматизм

Догматизм Информацию О

Догматизм - определение, догматизм в религии и философии

Догматизм

Догматизм

Догматизм Вы просматриваете субъект
Догматизм что, Догматизм кто, Догматизм описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: «что вы искали?»вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-113619.html

Догматизм в религии. Ошибочность христианских трактовок. Божественность – эзотерический смысл

Религия является одним из факторов определяющих эволюционный вектор устремления масс людей, однако деятельность современных религиозных конфессий не эффективна.

Вера в Бога выросла из невежественного восприятия младенческим человечеством явлений природы.

Люди видели в них деятельность некого могущественного существа, обладающего качествами, которые были проекцией их собственного сознания, и который мог быть умиротворён или рассержен поведением людей. Судьба человека могла быть хорошей или плохой в зависимости от реакции этого Бога на его поступки. Так сформировался небесный и адский комплекс различных религиозных верований.

  • Из этого автоматически выросла идея постоянной сущности названной душой, которая могла наслаждаться на небесах или страдать в аду по воле Бога и в результате дел совершенных личностью.
  • Гермес Трисмегист: «Знай, о Асклепий, что величайший является отцом небесных богов, таким же является человек, создатель богов пребывающих в храмах.
  • И если Отец – Творец сотворил по своему образу вечных богов, то человечество, в свою очередь, творит своих богов по своему собственному образу…»
  • Солнечный Логос это не Бог христиан, который не более как сам человек, возросший до существа ужасающего могущества и подверженный добродетелям и порокам самого человека.
  • Солнечный Логос – сумма всех эволюций в солнечной системе, включая человеческую, а сознание Логоса есть синтез, совокупность всех состояний сознания в системе.

Божество подлинной жизни – есть общая совокупность всех энергий: энергия самой жизни, энергия любви, энергия разума, энергия взаимодействия между всеми. Три слова: электричество, свет и жизнь выражают божественность, и их синтез есть Бог.

  1. В эзотерике термином «божественность» обозначается огромный диапазон эволюционирующих, непознанных качеств, о которых ограниченный человеческий ум не имеет ни малейшего представления.
  2. Когда люди разовьют осознание своих собственных, управляемых и просветлённых умов, они обнаружат себя посвящёнными в сознание истинного существования и состояние знания, которое докажет им факт существования души.
  3. Душа будет известна как сущность и духовный центр позади всех проявленных форм.
  4. Когда (в отдалённом будущем) установится прочная энергосвязь между тремя главными планетарными центрами – Шамбаллой, Иерархией и Человечеством и этот великий треугольник станет по-настоящему функционировать, на Землю придёт откровение о каком и не мечталось, проявится новое божественное качество, о котором сейчас нет даже представления.
  5. Это – настолько грандиозное по своей значимости, красоте и раскрывающейся силе событие, что любые значительные события всех времён служили лишь начальной посвятительной подготовкой к нему.
  6. Современная раса входит в условия, где она будет готова « видеть и слышать» то, что до настоящего времени было невидимо.
  7. Рост эфирного видения и числа ясновидящих людей постоянно раскрывают существование астрального плана и эфирного двойника физического мира и его обитателей.
  8. В следующей, шестой коренной расе будет преобладать астральное ясновидение, а в пятой коренной расе следующего круга будет демонстрироваться ментальное (высшее) ясновидение.
  9. Современная психология придёт к признанию души посредством изучения сверхсознательного, телепатических способностей и сил человека, развитию способности ясновидения.
  10. Мудрость изливается из мира душ благодаря сотням людей, которые соприкасаются со своими собственными душами.

Когда человек достигает определённого качества и может использоваться для служения миру, он может осеняться разумом Учителя или даже тем, кто выше адепта (как это было с Е.П. Блаватской).

  • Наблюдается также приток информации с высшего уровня астрального плана по линии набожности высокого порядка.
  • Очевидно, что Космос не мог быть сотворён какой-либо сущностью, существующей вне самого Космоса.
  • Если условно считать таким Богом Абсолют или саму Вечность, то это будет непроявленный и абстрактный Бог, который циклично выявляет в себе и из себя проявленную Божественность, пространство в форме Космоса.
  • Во всём множестве солнц и созвездий видятся только физические проявления разумных существований, которые воплощены.

Но это только одна седьмая всех возможных проявлений. Шесть седьмых – вне воплощения ожидая своей очереди проявиться.

Тела этих разумных космических, солнечных и планетарных Логосов составлены из живых чувствующих существ.

Человеческий ум отступает перед столь ошеломляющей картиной.

Всё движется вперёд к некому непостижимому завершению, лишь частичное прозрение о котором начнёт приходить к нам, когда наше сознание расширится за пределы космически – физического и космически – астрального планов и сможет постигать и мыслить на космическом ментальном плане. Это сознание солнечного Логоса.

Христианский Триединый Бог и семь Духов пред Престолом это искажённое отражение троичности (жизнь, качество, форма) и семиричности всего проявленного бытия.

Применительно к личности это Монада (Дух, Отец), Триада (Божественная Душа, Сын) и Эго (Человеческая Душа, Индивидуальность).

На просьбу – показать Отца Христос ответил: «Видевший Меня видел Отца…Я в Отце и Отец во Мне…Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец пребывающий во Мне, Он творит дела». Ев. От Иоанна 14 – 9,10

Монада, как высший центр Божественного сознания в человеке, формирует все центры (от центра к периферии), а Монадическая сфера содержит в себе все сферы (тела) человека.

Христос редко употреблял термин Бог, но часто говорил об Отце Небесном, который есть у каждого человека: «…Войдя в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который в тайне». Еванг. От Матфея 6-6

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Еванг. От Матфея 5-48

  1. Эта троичность в единстве является низшим выражением Божественного самосознания, единицей эволюционирующего Божественного разума, планетарного, системного и космического.
  2. Поэтому термин «Раб Божий» к Человеку (Эго, Душе), не применим.
  3. Великая Иерархия Бытия – цепь жизни, в которой важно малейшее звено и в которой наибольшее звено связано с наименьшим благодаря электрическому взаимодействию, взаимообмену духовной энергией.
  4. Всё существующее в пространстве есть выражение жизни и качества одушевляющего все формы.
  5. Личинка или червяк являются такими же выражениями жизни, как и человек, эволюционирующий через множество меняющихся проводников (личностей).
  6. Разница между ними только в точке достижения на эволюционной лестнице.

Когда в процессе эволюции сознания, единица эволюционирующего Божественного сознания достигает наивысшего, конечного, Божественного совершенства, она может заявить о себе: «Я Един! Я во всём и всё во мне!».

Термины «Отец» и «Сын» являются условными и относительными символами, а термины Дух и Жизнь являются синонимами.

Поэтому: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Ев. От Матфея 12-31

  • Символически сын (Душа) рождается от союза и взаимодействия Отца – Духа и Матери – Материи, как зародыш самосознательного существа который развивается и растёт в лоне матери – материи и обусловлен влиянием и качеством матери.
  • По мере своего развития сын подпадает под влияние Отца – Духа и при четвёртом посвящении полностью освобождается от притяжения материи, восходит к Отцу и сам становится Отцом (при шестом посвящении).
  • В космическом масштабе Солнечный Логос является троичным «Большим Человеком Небес» (Отцом, Сыном и Святым Духом).
  • Человек является точной копией Логоса на Космическом Физическом плане в Космическом Физическом теле Логоса.
  • Святой Дух это эволюционирующий Божественный разум, проявляющийся в Человеке (Эго, Душе) как высший (абстрактный) ум (три высших подплана ментального плана).
  • Энергией Шамбаллы и Иерархии, в Апостолах была инициирована связь между мозгом и Эго, Душой.
  • Они стали обладать сознанием своих Эго (Душ), поэтому заговорили на разных языках, так – как Эго знает все свои воплощения и все языки, на которых разговаривали все формируемые им личности.
Читайте также:  Понятие локуса контроля в психологии

Они могли принимать свет интуиции с планов Божественной Души и постигать, что Бог есть Жизнь: «Бог, сотворивший мир, и всё, что в нём,..не в рукотворённых храмах живёт. И не требует служения рук человеческих. Ибо мы Им живём и движемся и существуем…». Деяния 17- 24,25,28

«Разве вы не знаете, что…Вы – храм Божий и Дух Божий живёт в вас». 1 Павла к Коринф. 3-16

«Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное…Есть тело душевное, есть тело и духовное..». 1 Павла к Кор. 15-44

«Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа». Павла к Филип. 3-2о

«Когда из мёртвых воскреснут тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах». Еванг. От Марка 12 – 2

«И мир Божий, который превыше всякого ума (выше ментального плана), соблюдёт сердца ваши». Павла к Филип. 4-7

Однако человеческие Эго, Души, хотя и являются выражением (Каузальным телом) Божественной Души (развивающегося Христа в нас), находятся пока ещё на низкой эволюционной стадии развития и не обладают совершенным качеством, которое достигается при четвёртом посвящении (когда полностью раскрыт эгоический лотос).

«Мы теперь дети Божьи; но ещё не открылось, что (кем) будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны ему, потому что увидим Его как он есть». Посл. Иоанна Богослова 3-2

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю..». Павла к Коринф. 13-12

Очевидно, что в Царстве Небесном человек функционирует в энергетическом теле.

Как представители науки, так и представители церкви отождествляют человека с его телом выражения. Отсюда все ошибочные интерпретации и искажения.

Учёные отвергают понятия Дух и Душа, теологи не знают смысла и содержания этих понятий.

Источник: http://ifreestore.net/4728/48/

23. Альтернативы диалектики. Догматизм. Электизим. Метафизика. Неометафизика

ДОГМАТИЗМ

греч.-мнение, учение,
решение) – стиль мышления, для которого
характерна склонность к утверждению
без обсуждения, к использованию в анализе
действительности раз и навсегда
установленных понятий, схем и формул,
без учета конкретных обстоятельств и
изменяющихся условий.

Догматизму
свойственна боязнь самостоятельности,
постоянное стремление подкрепить свои
рассуждения ссылками на авторитет и
традицию.

Возникновение догматизма
исторически связано со становлением и
развитием религиозных доктрин, которые
требовали от верующих безоговорочного
признания основных положений вероучения
(догматов) и категорически запрещали
их отрицание или вольную трактовку, что
рассматривалось церковью как ересь.

В
философии под догматизмом обычно
понимается не столько характеристика
той или иной системы взглядов, сколько
отношение к ней, состоящее в неприятии
какой бы то ни было критики, в стремлении
любой ценой сохранить в неизменном виде
основные положения и выводы этой системы.

Философский догматизм возникает из
наивной веры обыденного здравого смысла
в то, что человеческое познание, используя
самые простые, не требующие специальной
подготовки средства (простое чувственное
восприятие и элементарную логику
бытового языка), способно обеспечить
постижение истины и дать окончательное
решение важнейших и глубочайших проблем,
стоящих перед человеком. Многочисленные
ошибки и заблуждения, обусловленные
столь наивной верой, породили глубочайшее
разочарование в способности человека
к познанию истины. Это разочарование
легло в основу формирования противоположного
догматизму стиля мышления – скептицизма,
вообще отрицающего возможность познания
истины. Преодоление крайностей догматизма
и скептицизма, утверждающих либо
чрезвычайную простоту и доступность
постижения «окончательных
истин»,
либо абсолютную
невозможность познания истины, достигается
благодаря исследованию познавательных
способностей человека. На необходимость
такого исследования, призванного
ответить на вопросы о том, может ли
человек вообще познать истину и каковы
пределы человеческого познания, впервые
указал И. Кант, метод которого в отличие
от догматизма и скептицизма получил
название «критицизм».
В процессе
анализа различных проблем реальной
жизни догматизм не способствует
постижению истинных причин их возникновения
путем их всестороннего изучения во всех
многообразных связях с другими проблемами
(прошлыми и настоящими), а сводится к
наложению на живую действительность
готовых категорий, формул и логических
схем. Тем самым он нередко порождает
псевдопроблемы и уводит от проблем
подлинных, требующих решения.

Эклектизм (от др.-греч.
ἐκλέγω
«избираю»)
— способ
построения философской системы путём
сочетания различных положений,
заимствованных из других философских
систем. Этот термин ввёл в употребление
александрийский философ II века Потамон,
которого упоминает Диоген Лаэртский в
конце своего введения к трактату «О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов».

Эклектическое
направление, в том случае, когда оно
приближается к синкретизму, то есть к
беспринципному и не методичному
соединению противоположных систем,
знаменует упадок философского творчества
и появляется в истории, обыкновенно,
после того как известный принцип теряет
в сознании людей свою силу и господствующее
положение.

После Платона и Аристотеля
эклектизм постепенно распространяется,
пока, наконец, в александрийской философии
не получает всеобщего признания. То же
самое замечается и в философии Вольфа
по отношению к философии Лейбница.

В
XIX веке эклектиками были Виктор Кузен
и Жуффруа, старавшиеся сочетать принципы
немецкого идеализма с началами английского
эмпиризма[1].

Критерием при
определении истинности начал, которые
стараются сочетать, обыкновенно служит
«здравый
смысл».
Хотя такое
направление в философии и не выдерживает
критики, это ещё не значит, что всякий
эклектизм должен быть осуждаем. Всякая
система должна считаться с твёрдо
установленными фактами и с истинными
положениями, какой бы философской школе
они ни принадлежали.

Это хорошо выразил
Лейбниц, утверждавший, что «все
системы философии правы в том, что они
утверждают, ошибаясь лишь относительно
того, что они отрицают».
Выражая
стремление считаться со всеми возможными
направлениями и путём критики находить
в них зерно истины, эклектизм, следовательно,
может обозначать требование широты
кругозора в деле обоснования собственной
системы[1].

Метафизика

(от греч. metaphysic — то,
что после физики) — наука о сверхчувственных
принципах и началах бытия. В истории
философии под М. чаще всего понимается
подлинная философия. Термин «М.»
впервые введен Андроником Родосским,
систематизатором работ Аристотеля,
объединившим под этим названием все
его труды, выходящие за рамки
естественно-научных сочинений антич.
мыслителя.

На протяжении истории
философии М. либо отвергалась как ложное
учение, выходящее за рамки опыта, либо
возвеличивалась как высшее достижение
человеческого разума. И. Кант критиковал
предшествующую ему М.

за ее умозрительность,
за то, что она имела дело с содержательно
ограниченными сферами и в то же время
не знала правильного пути познания этих
сфер, она только постулировала Бога,
бессмертие души, целостность мира,
наивно полагая, что их можно постичь
так же, как постигаются предметы реальной
действительности. Кант полагал, что М.
возможна как систематическое знание,
но сам он ограничился лишь анализом тех
противоречий, в которые впадает мысль,
пытаясь разрешить основные метафизические
проблемы. Кант ввел различие между М.
природы и М. нравов; в последней
противоречия чистого разума находят
практическое разрешение. Он также
разграничил М. и естествознание, показав
коренное различие предметов этих
дисциплин.

Тем не менее мы во
всех областях знания — в познании
человека, истории, природы — сталкиваемся
с метафизическими проблемами, везде
упираемся в то, что недоступно человеческому
разуму, в некий нерастворимый остаток.
Эти проблемы — не произвольный продукт
человеческого любопытства, не исторический
балласт мысли, а сама вечная загадочность
мира, укорененная в его состояниях и
свойствах.

Метафизические вопросы
разбросаны по всем областям, они везде
образуют основу тех или иных направлений
философии. «Под метафизикой, — писал
А. Шопенгауэр, — я понимаю мнимое знание,
которое выходит за пределы возможного
опыта, т.е.

за пределы природы или данного
явления предметов, выходит для того,
чтобы дать то или другое объяснение
относительно того, чем обусловливается
этот мир или эта природа в том или другом
смысле; или, говоря просто, объяснение
того, что прячется за природой и дает
ей возможность жизни и существования».
Любая М. говорит о совершенно др.

миропорядке, о порядке вещей-в-себе, где
теряют свое значение все законы этого
мира явлений. Шопенгауэр считает, что
есть некая, всегда актуальная метафизическая
потребность человека, что физика, т.е.
попытка естественного изучения явлений,
всегда упирается в М.

, как бы презрительно
первая ни относилась ко второй, ибо
физическое знание никогда не может
достигнуть начального звена всей
подлежащей объяснению цепи причин и
следствий. Любые действующие причины
основываются на чем-то совершенно
необъяснимом — на первоначальных
свойствах предметов и обнаруживающихся
в них силах природы. Философия, которая
пытается ограничиться физикой и отвергает
М.

как мнимое знание (прежде всего
материализм), — это излюбленная, по
Шопенгауэру, философия цирюльников и
аптекарских учеников. На деле, чем более
успешно развивается физика, тем
настоятельней возникает потребность
в М., чем полнее и точнее исследуется
сущность отдельных вещей, тем больше
всякое исследование нуждается в
объяснении общего и целого.

Существует и др. тип
истолкования М., берущий свое начало у
Ф. Ницше и наиболее ярко и последовательно
выраженный М. Хайдеггером. М., по мнению
Ницше, положила начало ложному удвоению
мира, его делению на мир истинный и мир
ложный, мир сверхчувственный и мир
чувственный.

Отсюда возникает и Бог как
онтология и мораль, навязывающая человеку
определенные, свыше установленные
правила, возникает учение о резком
противопоставлении субъекта и объекта.
М.

подавляет человеческую свободу,
заставляет его покоряться невидимым
идолам — отсюда рано или поздно наступающий
нигилизм, неверие в вечные ценности,
усталость европейского человечества.

«Истинный мир» в конце концов теряет
свою привлекательность, он не спасает,
ни к чему не обязывает, «истинный мир»
и Бог становятся бесполезными идеями,
которые необходимо упразднить. Для
Хайдеггера М. — не филос. учение и не
какая-то отдельная дисциплина философии,
а отношение к сущему в целом, истина о
совокупном сущем, т.е.

то или иное
истолкование поверх познания определенных
моментов, видов, классов, всего
существующего как такового. Метафизическое
суждение не может быть последовательно
выведено из наблюдения и познания
конкретной действительности, оно
опирается на решение человека как
свободного существа.

Человеческие
сообщества всегда возникают вокруг
того или иного ответа на метафизический
вопрос: для чего есть сущее. Философия
Ницше несет с собой, согласно Хайдеггеру,
завершение М.

, потому что разоблачает
все ранее дававшиеся ответы на вопрос
о смысле сущего как необоснованные,
спекулирующие в пустоте и вызванные
наивностью человеческих представлений
о себе самом. М. — это пространство
исторического свершения, пространство,
в котором судьбой становится то, что
сверхчувственный мир, идеи, Бог,
нравственные законы, авторитет разума,
прогресс, счастье большинства, культура,
цивилизация утрачивают присущую им
силу созидания и начинают ничтожествовать.
М. должна быть преодолена, нужно перестать
смотреть на наш мир как на проходной
двор и некую потусторонность, нужно
искать действительные бытийные основы
человеческого существования.

Читайте также:  Классификация акцентуаций характера по карлу леонгарду

Источник: https://StudFiles.net/preview/3846024/page:20/

Догматизм

Догматизм – это концепция мышления человека, которое настраивает его принимать понятия, факты, формулировки с позиции догмы, оперируя очевидностью того, о чем рассуждают, устарелыми данными, не учитывая нового и изменяющегося. Догматическая концепция не имеет стремления воспринимать и познавать новое, научно предопределенное, избегает творческого развития, противоположно критическому восприятию, в основном отстранено от реальности.

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, благодаря философам Зенону и Пиррону, которые рассматривали догматической всякую философию.

Что такое догматизм?

Понятие догма говорит необходимости восприятия чего-либо изначально истинным, без критики, научно не изучая и не обосновывая, в основном полагаясь на веру в религии или авторитет. Изначально это понятие выглядело в контексте религиозного понимания: в христианстве истинно было принятие единственности Бога, его непогрешимости и всесильности; в иудаизме – неоспорима идея о реинкарнации и карме.

Догматизм возникал одновременно с развитием религиозных концепций, которые призывали верующих безоговорочно принимать за истину все вероучения, категорически запрещалось вольная трактовка предложенных религиозных догм и считалась в глазах церкви ересью.

Догматизм в науке рассматривается не столько, как некая концепция взглядов, ее характеристики и особенности, а как необходимость сохранить в устойчивом, неизмененном виде эти взгляды и выводы, не поддавая их критике.

С гносеологической точки зрения понятие догматизм возникло из неосознанного игнорирования изменений и динамичности развития, преувеличенного восприятия истинности утверждаемого, избегания проверки и логического объяснения.

Психологические корни догматической концепции лежат в том, что мозг инертный, ему легче принять истину, чем объяснять ее. Существует склонность к стереотипному восприятию, предрасположение скорее к консервативному прошлому, чем к творческому и неизвестному настоящему и будущему.

С социальной стороны догматизм проявляется в желании сберечь текущее положение дел, оставить в неприкосновенности индивидуальный или групповой статус. Догматизму противопоставлено мышление, основанное на факте конкретности истины, ее определенности в рамках функционирования, условий формирования, целей, времени и места применимости.

Догматическое мышление из своей принципиальной позиции извращает суть первоначальных моральных позиций, так как автоматически перелаживает функции присущего данной ситуации морального принципа на другие ситуации, в результате чего теряется ее значение, возможно, превращается в ее противоположность. Например, добро воспринимается злом, если оно есть причиной безнаказанности преступлений.

По сути, догматическое мышление присуще для консервативного морального сознания категории человечества, которое привержено к идее абсолютизму: существования постоянно действующих моральных и универсальных принципов, которые против социального прогресса.

Примером тому есть религиозный догматизм, суть которого в твердом утверждении благодатности моральных принципов веры, откровения с одновременным игнорированием довода разума, критического мышления, развития науки. Часто догматизм проявляется через фанатизм или формализм.

При догматическом, абстрактном мышлении в изучении теоретических, исторических, политических проблем не берутся во внимание факторы времени и места.

Причиной кризисных моментов в экономике, духовной сфере и социальной может являться догматизм. То, что не соответствует нормам, слаженным канонам и догмам нашего понимания и восприятия считается подозрительным и подлежит сомнению. Истоками такого мышления есть непрофессионализм и приспособленчество.

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания.

В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом.

Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм.

Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений.

Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению.

Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.

Источник: https://psihomed.com/dogmatizm/

Догматизм — определение, догматизм в религии и философии

Для начала стоит рассмотреть определения догматизма. Слово “догма” является по своему происхождению древнегреческим и обозначает “мнение, решение, учение”. Отсюда можно выделить следующее определение догматического учения: следование истинам, прописанным определённым учением или мнением.

Это упрощённое определение этого понятия. Если дать более развёрнутое определение, то оно будет выглядеть следующим образом: догматизм – способ мышления, который оперирует определёнными догмами (положения, считающиеся вечными и неизменными, которые не могут быть подвергнуты какой-либо критике), а также опирается на них.

Догматизм имеет свои характерные черты, которые можно обозначить так:

  • некритичность по отношению к догмам, то есть отрицание любой критики, звучащей в адрес догм;
  • консерватизм мышления – отсутствие способности воспринимать информацию, которая в какой-то мере противоречит существующим догмам;
  • слепая вера в авторитеты – индивид неукоснительно доверяет и придерживается только истинам, которые предоставляются основателями и проповедниками догм.

Термин может быть использован в разных сферах – религии, политике и философии.

Религия и политика

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить.

В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов.

Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Если рассматривать использование термина “догматизм” в политической сфере, то можно выделить его применение теоретиками коммунистической идеологии.

Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие “догматизм” вместе с другим термином – “ревизионизм”.

Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе – недопустимую степень изменения марксизма.

Догматизм в философии

В философии термином “догматизм” обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений.

Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения.

Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина “догматизм” и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно.

Именно поэтому они называли “догматиками” всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах.

Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение “мне так кажется”, а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Определение догмы объясняет выражение «догматическое мышление»

Догматическое мышление — мышление застывшими, неизменным формулами, опирающимися на догмы Догматическое мышление — мышление, основанное на положениях, считающихся неопровержимыми Догматическое мышление — мышление схематичное, оторванное от реальности

Догматическое мышление — односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия (Гегель)

Синонимы слова «догма»

  • доктринёрство
  • формализм
  • схоластика
  • прямолинейность
  • стереотип
  • шаблон
  • штамп
  • стандарт

Возникновение школ и книг

Главным образом выделились две из них: Александрийская и Антиохийская. Вот в них-то и начали зарождаться первые ереси. Для обнаружения, а затем искоренения стали созываться Вселенские соборы, на которых обличались еретические высказывания и устанавливались вероучительные истины христианского Откровения в форме кратких определений.

  Мать манипулирует взрослой дочерью и выносит мозг

Прошло время, и уже в IV веке св. Кирилл Иерусалимский создал «Катехизическое поучение», где он раскрыл истинный смысл Символа веры и главные таинства христианской Церкви.

Буквально через некоторое время вышло «Большое огласительноес слово» св. Григория Нисского, где излагался важный опыт его догматического исследования.

К V веку епископ и богослов Феодорит Кирский составил учебное руководство «Сокращение Божественных догматов». Приблизительно в это же время на Западе блаженный Августин написал книгу «Руководство для Лавретия», которая очень сильно напоминает Катехизис.

Источники

  • https://psiho.guru/filosofiya/dogmatizm-opredelenie-dogmatizm-v-religii-i-filosofii.html
  • http://ChtoOznachaet.ru/chto-oznachaet-slovo-dogma.html
  • http://fb.ru/article/248717/chto-takoe-dogmat-v-pravoslavnom-hristianstve
  • [свернуть]

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/dogmatizm-opredelenie-dogmatizm-v-religii-i-filosofii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector