Консерватизм — что это, кратко и понятно

Если про вас кто-то скажет, что вы консервативны, это не повод для обиды, но задуматься стоит. Что значит «консервативно», какой смысл чаще всего вкладывают в это слово и что подразумевает его употребление сегодня?

Консерватизм — что это, кратко и понятно

«Консерватизм»: происхождение слова

Если вам покажется, что слова «консервативный» и «консервы» имеют общий корень и схожее звучание, это не совпадение.

Что значит «консервативный человек»? Это личность, приверженная сохранению и соблюдению традиционных взглядов и ценностей общества, в котором она живет.

Как понятно из определения, слово «консервы» не случайно, так как оба эти слова имеют латинское происхождение, а перевод буквально может восприниматься как «сохраняю».

Хорошо ли человеку быть консервативным в современном обществе?

На самом деле быть приверженцем традиционных укладов не всегда хорошо, и прежде всего для самого консерватора. Почему? Дело в том, что традиции раньше менялись достаточно медленно.

Что значит «консервативно»? Это слово употребляется в отношении фольклора, нарядов, политического строя, прочих ценностей.

«Хранители» не только сберегали идеологические устои, но и передавали их последующим поколениям, вдохновляли их продолжать начатое предками.

Народ — это не просто люди, это история, богатая творчеством, общим духом, который является движущей силой поколений. Однако с развитием техники мы стремительно меняемся, меняется также и наполнение жизни.

Консерватизм — что это, кратко и понятно

Сегодня человек консервативный — это уже не вдохновитель. Нынешнему поколению не так нужны традиции, как ранее, во многом оно создает свои. Речь идет не обо всех ценностях, но изменения коснулись устройства отношений и семьи, карьеры, понимания чести. Сегодня о прошлых ценностях помнят, но уже не так рьяно чтут, если они не отвечают современным тенденциям.

Консерватор и настоящее

Что значит «консервативный»? Вот простые сравнения. Если раньше было правильным создавать семью, венчаться в церкви, то сегодня все больше современной молодежи предпочитает жить гражданским браком. Построить дом? Дорого, накладно — проще снимать студию или квартиру. Карьера? А почему бы не попробовать стать стартапером и открыть свое дело в «не раскрученной» пока нише?

Консерватизм — что это, кратко и понятно

Консерватизм, молодежь и политика

Что значит «консервативные политические предпочтения»? Как известно, во многих странах, где законы принимаются парламентом, есть партии консерваторов.

Их члены голосуют за сохранение политического строя, отказываются принимать слишком прогрессивнее законы или те из них, что противоречат традициям общества.

Не всегда консерваторы идут в ногу со временем, но такие люди позволяют не забывать обществу, «откуда мы пришли».

Зачастую консерваторами являются люди старшего поколения. Согласитесь, что чем старше человек, тем сложнее ему принимать новые веяния, пришедшие благодаря моде или прогрессу.

Молодежь именно по этой причине часто не находит общего языка с родителями и старшими родственниками. Юность смотрит вперёд и ратует за новое, в то время как старшее поколение опасается стремительно меняющегося в социуме и желает сохранения традиций. Такая разбежка во взглядах позволяет современному обществу планомерно развиваться, сохраняя важные ценности и традиции.

Когда консервативность — хорошо

Не поспоришь с тем, что с течением времени действительно многие важные традиции теряют свою привлекательность в глазах общества.

В некоторых местах пропадает уважение к пожилым людям, одежда становится все более откровенной, а молодежь проще вступает в половые связи. К примеру, в нашей стране средний возраст первого полового акта для девушек составляет всего 14 лет.

Для сравнения: десять лет назад средний возраст, согласно статистическим опросам, был 17 лет, а в 1990 году — 19. Не все изменения позитивны, что и говорить, в этом консерваторы правы.

Нужно быть здравомыслящим человеком, чтобы не поддаваться не полезным, но «модным» проявлениям поведения толпы. В этом смысле оставаться собой и быть верным своим убеждениям совсем не плохо. Итак, что значит «консервативно», мы разобрались.

Консерватизм — что это, кратко и понятно

Резюмируя

Быть приверженцем традиционных взглядов на жизнь и систем ценностей — вот что значит консервативно мыслить. Такие люди являются хранителями традиций и стараются бережно передавать их подрастающему поколению. Особенно важно это сегодня, в стремительно развивающемся мире.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-chto-znachit-konservativno-myslit.html

Что такое консерватизм простыми словами

Термином «консерватизм» в широком смысле принято называть установку на сохранение уже существующих порядков. В более конкретном смысле – это политическая идеология, опирающаяся на традиционные ценности. Консерваторы выступают против радикальных изменений в обществе и не приемлют реформ, которые могут поколебать сложившуюся социальную структуру.

Как появился консерватизм

Как политическая доктрина консерватизм стал распространяться в Европе после Великой французской революции, которая произошла в конце XVIII века.

Бурные изменения в агрессивный радикализм, сопровождающие это знаменательное событие, вызвали в обществе не только воодушевление масс, но и противодействие со стороны определенных кругов.

Они хотели стабильности и определенности, которых не могла дать революция.

Однако подобная идеология зародилась раньше в Англии во времена Реставрации. После казни короля Карла I и установившейся потом диктатуры Томаса Кромвеля, монархия в стране была восстановлена, но власть короля сильно ограничена законом.

Приверженцы консервативных взглядов объединились в партию тори.

Они отказались от радикальной идеи роялизма, признававшего абсолютную власть единоличного монарха, и признали, что не только король, но и палата лордов и выбранная народом палата общин обеспечивают суверенитет страны.

В Англии тори долгое время не могли прийти к власти, и только после Французской революции, напугавшей всю Европу, сумели стать влиятельной силой, найдя опору в аристократах и укрепившихся к тому времени в Англии капиталистах. Важным пунктом политической повестки стало положение о том, что государство не должно вмешиваться в дела частного бизнеса. По этому вопросу шли споры. Идеологом консервативных взглядов стал тогда Эдмунд Бёрк.

В XIX веке в политическом поле Европы существовало три основных идеологических направления: помимо консерватизма это были либерализм и социализм. Между ними велась политическая борьба.

В наше время подобное положение дел в целом сохранилось, но возникло больше нюансов в связи с появлением других идеологических установок. Консерватизм стал более гибким по сравнению с прежними временами и не отрицает необходимости нововведений и изменений в обществе.

Но выступает за максимально спокойное и щадящее их проведение.

Русский консерватизм

Консервативная идеология начала оформляться в России в XIX веке. Еще в 1811 году Н. М. Карамзин написал свои «Записки о древней и новой России», где можно видеть выражение этой позиции. Признавая умеренные реформы, автор, тем не менее, настаивал на традиционализме и авторитарном правлении, считая их единственно приемлемыми для российских реалий.

После того, как в России четко оформились два противоположных направления – западничество и славянофильство, консервативная идея сплелась со славянофильскими воззрениями. Такие представители русского консерватизма, как К. Н. Леонтьев, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев и другие отрицали всякие реформы и любые попытки сблизить Россию и Европу.

Сейчас консерватизм в России олицетворяет правящая партия «Единая Россия», выступающая за максимальную независимость от Запада, импортозамещение, опору на православные традиции и исконные ценности русского народа.

Существующие в мире консервативные партии

Популярность консервативных идей сейчас не вызывает сомнений. Подтверждением тому выступает наличие в самых разных странах соответствующих партий.

Они активно участвуют в политической борьбе, их представители избираются в парламент, где-то они имеют большинство в представительном органе. В своих программах и предвыборных обещаниях консерваторы следуют идеям стабильности и умеренных, продуманных реформ.

Они выступают против радикализма и ни в коей мере не приемлют экстремизма. Тот факт, что избиратели отдают им голоса, говорит о том, что многим людям близки подобные установки.

В отношении внешней политики консерваторы опираются на идеи безопасности и традиционные ценности. Они не стремятся менять союзников, пытаясь при расхождениях с ними все же прийти к консенсусу. Военное решение проблем консерваторы допускают и готовы к жестким действиям, когда считают их необходимыми.

Консерватизм — что это, кратко и понятно

Идеологическую борьбу консерваторы ведут с либералами и социалистами. С радикальными партиями они не дискутируют, считают их экстремистскими и не законными.

 Если исходить из классификации партий на левые, правые и центристские, консервативную можно определить как правую или центристскую.

Наибольшим авторитетом консерваторы пользуются в Великобритании, где они неоднократно побеждали на выборах и образовывали правительство.

А вот в Австралии и США подобной партии нет в активном политическом поле. Однако сами идеи достаточно распространены. Например, Рональд Рейган, будучи представителем республиканской партии, вел вполне консервативную политику. Во многих странах Латинской Америки консерваторы пользуются авторитетом и популярностью. Особенно сильно их влияние в Бразилии, Колумбии.

Источник: https://portalinform.ru/chto-takoe-konservatizm-prostymi-slovami/

Консерватизм и неоконсерватизм. Консервативная (от лат

Консервативная (от лат.

conserve — сохраняю, охраняю)идеология характеризуется ориентацией назащиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к народным движениям.

Она насчитывает 200 лет и сформи­ровалась как реакция на политическую мысль и события Великой французской революции, как антиреволюцион­ная идеология, отстаивающая идею незыблемости уста­новленных божественным разумом порядков.

Термин «консерватизм» впервые был употреблен в 1818 г. французским писателем Ф.Шатобрианом. Консерватизм базируется на приорите­те преемственности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка вещей, сложившегося естествен­ным образом, на иерархичности человеческого сообщес­тва, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.

Важнейшие принципы консерватизма :

— нравственный абсолютизм ( т.е. неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценнос­тей, которые совершенно не зависят от воли человека)

— отри­цание неизбежности социального прогресса (любыепроекты лучшего общества таят в себе неизвестность , поэтому должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возмож­ность избежать социальных потрясений).

— принцип традиционализма (сохранение прошлого обычаев, предрассудков как основы един­ства поколений).

— от­рицательное отношение к идее равенства (консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии, элитарного характера управле­ния).

— выступают против политизации людей (считают более важным для человека его частные интересы, т.к. политика — это сфера деятельнос­ти политических элит.)

  • Консерватизм может быть различен в зависимости от его отношения к социальным изменениям.
  • Выделяют:
  • — консерва­тизм реакционный со стремлением повернуть вспять отжив­шие порядки
  • — консерватизм статус-кво — усилия нап­равлены на сохранение существующего — консерватизм реформистский — не только признаются, но и активно поддерживаются необходимые преобразования при сохра­нении лучших черт прошлого и настоящего.

Во второй половине XX в. изменения в мире заставили консерваторов пересмотреть некоторые положения своей идеоло­гии. Так возникло неоконсервативноетечение,которое связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании — консерваторов во главе с М.Тэтчер, в ФРГ — блока ХДС/ХСС во главе с Г.Колем.

Сов­ременная консервативная идеология во многом близка ли­берализму. Эти две идеологии были идейными антагонис­тами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Теперь же различия между ними не столь принципиальны.

В главных своих идеях они смыкаются: фактически это две стороны одной идеологии.

В неоконсер­ватизме сочетаются приверженность прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркива­нием старых, традиционных ценностей — семьи, культу­ры, морали, порядка, чувства долга и т.д.

Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма?

1.Он не отрицает полностью идею демократии, т.е. власти народа (но подчеркивает, что демократическое политическое устрой­ство должно сочетаться с элитарным политическим руко­водством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наи­более способных граждан).

2. отдавая, как и прежде, предпочтение силь­ной власти и сильному государству, неоконсерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономичес­кую жизнь должно быть ограничено.

Читайте также:  Тест - ведущее полушарие мозга, определение типа характера

3.

признавая бедность, страдание и неспра­ведливость неизбежным злом, они выступают за осторож­ные и ограниченные социальные реформы (неоконсерва­торы — противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения, они против уравнительного распределения и требуют сокра­щения государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное госу­дарство, по мнению неоконсерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов).

Ярким примером политики неоконсерваторов явилась политика М.Тэтчер.

Ее правительством была осуществлена целая система мер, направленных на обеспечение эффек­тивного развития английской экономики: упразднение кон­троля над доходами, ценами ивалютного контроля; сниже­ние стандартной ставки подоходного налога с 33 до 30 %; приватизация государственных предприятий (с 1984 по 1987 г. в частную собственность была передана 1/3 соб­ственности государства в промышленности). Государство отказалось от вложения средств в полуобанкротившиеся предприятия. В такой обстановке смогли выжить лишь те фирмы, которые были способны поднять производитель­ность труда и конкурентоспособность своих изделий. В 80 — 90-е гг. консерваторы добились наибольшего экономического роста, высокой стабильности и морального обновления общества в веду­щих странах Запада.

Социализм

Социализм (от лат. socialis — общественный) — полити­ческая идеология, исторически связанная со стремлением народных масс к обществу социальной справедливости, солидарности и защищенности.

Термин «социализм» ввел Пьер Леру. Самый существен­ный вклад в развитие социалистических идей внесли К. Маркс и Ф. Энгельс.

Они обосновали коммунистическую идеологию, в основе которой лежит идея построения справедливого бес­классового коммунистического общества.

Переход к такому обществу должен осуществляться посредством социалистиче­ской революции и установления диктатуры пролетариата. Бла­годаря марксизму впервые в истории возникло мощное поли­тическое движение, объединившее миллионы сторонников.

На рубеже XIX—XX вв. после ухода из жизни Маркса и Энгельса и в связи с изменениями капитализма в марксизме и в рабочем движении возникают два течения: радикаль­но-революционное (у его истоков стоял В.И. Ленина) и реформистское (у истоков стоял Э. Бернштейна).

1. Демократический социализм (социал-демократизм) свя­зан с именем немецкого социал-демократа Э. Бернштейна. Эдуард Бернштейн отрицал революцию, но призывал к реформам капиталистического общества (лозунг: движе­ние( т.е.

реформы) — все, конечная цель (революция) — ничто). Социал-демократические партии возникли в конце XIX — начале XX вв. и первоначально были партиями рабочего класса, на сегодняшний день их социальная база гораздо шире.

Она включает все трудящиеся слои (рабочих, интел­лигенцию, служащих, мелкий бизнес).

В Первую мировую войну и особенно после Октябрь­ской революции 1917 г. это направление переживает тяже­лый кризис. Но в 1951 г. социалистические и социал-демократические партии объединились в Социалистический интернационал, который объединяет более 80 партий и организаций.

Основными цен­ностями социал-демократии провозглашаются свобода, равенство, социаль­ная справедливость, солидарность, а также эта идеология признает равноправие различных форм собственности и регулируемый рынок.

Полити­ческая демократия означает обеспечение прав и свобод граждан, конкурентной политической системы, развития парламентаризма, многопартийности, плюрализма, пра­ва на оппозицию, верховенство закона. Социальная демо­кратия (т.е. социал-демократия) — создание системы социальных гарантий для всех трудящихся, обеспечение достойного уровня жизни.

Социал-демократы подчеркивают, что цели демократиче­ского социализма должны достигаться мирными, демократи­ческими средствами, путем постепенной эволюции общест­ва, с помощью реформ, классового сотрудничества.

Социал-демократы выражают интересы среднего слоя, поэтому их влияние растет в развитых странах. Социал-демократы неод­нократно побеждали на выборах, формировали правительст­во.

В настоящее время социалистынаходятся у власти в Вели­кобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии.

2. В.И. Ленин в рамках радикально-революционного направ­ления марксизма призывал к социалистической революции и заложил основы для возникновения коммунистической партии. Ленинизм в СССР в 1930-е годы превратился в ста­линизм.

После Второй мировой войны образовалась мировая система социализма, но в I960—70-е п. стало очевидным, что социализм проигрывает соревнование с капитализмом. В 1985 г. в СССР начинается перестройка. Ее цель — сделать реальный социализм гуманным и демократическим, но про­цесс вышел из-под контроля.

В результате СССР расколол­ся, мировая система социализма была разрушена.

Национализм

Национальные идеологии выражают политические требо­вания граждан, чьи интересы в повышении социального статуса связываются с национальной принадлежностью. Национализм всегда воплощает особое понимание нации.

В определенных исторических условиях национальное са­мосознание может заявить о себе как главных фактор по­литической социализации личности, основа системы цен­ностей.

Подъем национализма в Западной Европе в XIX в. со­провождал становление таких государств, как Франция, Италия, Германия. Волна национально-освободительного движения прокатилась в мире после Второй мировой вой­ны и разрушения колониальной системы.

Национализм используется для создания привилегий для лиц коренной национальности или этнической груп­пы. В этом случае создаются основы для сепаратизма, идей этнического и национального превосходства и исключи­тельности. Национализм — идеология национальной ис­ключительности, превосходства одной нации над другой. Его крайние формы — шовинизм и расизм.

Шовинизм — нетерпимость к другим народам, дейст­вия, направленные на их дискриминацию.

Национализм транс­формируется в шовинизм, когда национальная идея стро­ится на претензии нации на особую историческую мис­сию, мессианское руководство другими народами (например, национал-социализм в Германии в 1933 – 1945).

Шовинизм в своей крайней форме выступает как расизм, делящий человечество на высшие и низшие расы. Низшие расы якобы неспособны к освоению достижений цивилиза­ции, обладают порочной, упадочной культурой. Высшие — носители прогресса, призваны господствовать над други­ми. Высшей провозглашалась раса арийцев.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/28989.html

Понятие консерватизма и история его возникновения (стр. 1 из 3)

Введение………………………………………….…………………………….3

Понятие консерватизма и история его возникновения………………………4

Принципы и цели консерватизма………………………………………………7

Консерватизм в современном мире..………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………15

Введение

Политический мир невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения власть и связанные с ней формы правления, а также проводимый ими политический курс нуждались в фундаменте, основании.

Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, и была призвана выполнять эту задачу.

О ее значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие называют веком идеологии, поскольку он прошел под знаком не просто бескомпромиссной борьбы, а войны различных идеологических систем.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов «идея» и «логос». В научный оборот он был введен Антуаном Дестюбом де Траси, одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде «Этюд о способности мыслить» он использовал термин идеология, чтобы охарактеризовать науку об идеях. [4]

В современном мире произошла глобализация политической идеологизации. В одном плавильном котле сейчас оказались политические идеи, концепции доктрины и представления всех времен, народов и регионов.

При такой пространственно временной и содержательной глобализации производства политических идей все труднее предложить универсальную систему политических знаний, отвечающую требованиям теоретического осмысления политической сферы современного мира.

Своеобразие трактовок нынешних проблем субъектами политической жизни не может быть понято без знания особенностей либерализма, консерватизма, социализма, входящих в семью основных политических идеологий.

Я хочу остановиться более подробно на таком направлении политической идеологии, как консерватизм.

Понятие консерватизма и история его возникновения

Консерватизм — это система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок, который так же, как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Обращает на себя внимание историческая многовариантность консерватизма. [2]

Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работах З.Верка, Ж. де Местра, Л. де Вональда и их единомышленников и последователей. Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э.Верка «О революции во Франции».

Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители: К.Леонтьев, Н.Данилевский, В.С.Соловьев, И.Ильин во второй половине ХIХ — начале ХХ в., а после прихода к власти большевиков — ряд представителей русского зарубежья. Сам термин “консерватизм” вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г.

журнала «Консерватор». Основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В этой связи следует отметить, что, хотя экономика конца ХVIII — начала ХIХ в.

характеризовалась бурными темпами развития, общественно-политическая мысль этого периода отмечена печатью реставрации, проявившейся в появлении так называемых теократических политических учений, возрождении теорий божественного происхождения государственной власти вообще и королевской власти в частности.

К тому периоду относится также формирование историзма, миросозерцания. Наряду с верой в силу человеческого разума снова получает популярность мысль о неразрывной связи человека с прошлым, с вековыми традициями и обычаями, происходит историзация человеческого мышления.

К этому же периоду относится дальнейшая интенсивная разработка органической теории государства, в которой последнее отождествлялось с существом, имеющим самостоятельное от отдельных личностей существование и стоящим над ними, обладающим внутренней жизненной силой и способностью к самосохранению.

Следует отметить, что начавшиеся формироваться в первой половине ХIХ в. позитивизм О.Конта и социализм А.К. Сен-Симона являлись реакцией на идеи социального атомизма, возрожденческо-просветительского индивидуализма и результаты Великой французской революции, стремлением к их духовному преодолению.

В поисках органических начал в организации общества они были весьма близки основателям континентальной консервативной традиции Ж. де Местру и Л. де Бональду. Объясняя власть и общество волей божьей, де Бональд рассматривал власть как живое существо, призванное сохранить общество.

«Воля этого существа,— говорил он,— называется законом, а его действия — правительством». Как и живое существо, общество имеет свое детство, юность, зрелость.

Возражая Руссо и Канту, которые считали, что общество создано человеком для человека, де Бональд утверждал: Человек существует только для общества; общество создается только для самого себя.

В конструкциях основателей консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела обеспечивают жизнеспособность и целостность всего его организма. [5]

Если либерализм в социализм возникли как классовые идейно-политические течения соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом.

В целом консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. [1]

Как писал один из видных представителей современного консерватизма М.Оукшот, быть консерватором значит «предпочесть проверенное непроверенному, факт тайне, реальное возможному, близкое далекому, достаточное сверхдостаточному, удобное совершенному…». В этом контексте консерватизм можно рассматривать как искусство политического компромисса, обеспечения равновесия и умеренности.

Очевидно, что консерватизм представляет собой нечто большее, чем просто защиту интересов тех или иных слоев населения. «Консервативное» включает в себя утвердившийся и общепринятый в обществе набор ценностей, детерминирующих поведение и образ мыслей значительных категорий людей, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам.

Важное место в нем занимают глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Нередко консервативные ценности и нормы поддерживают и отдельные группы населения, интересам которых они объективно противоречат.

Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость. Показательно, что начиная со второй половины ХIХ в. и особенно в ХХ в.

Читайте также:  Страхи у детей - какие бывают и как с ними справиться?

(в ряде случаев после второй мировой войны), приспосабливаясь к социально-экономическим и общественно-политическим изменениям, консерваторы приняли многие важнейшие идеи и принципы, которые они раньше отвергали, например, свободные рыночные отношения, систему представительства и выборности органов власти, парламентарием, политический и идеологический плюрализм и т.д.

При всей своей приверженности религиозной вере большинство консерваторов после второй мировой войны приняли рационализм. Приняли они также отдельные кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния и т.д. В этом аспекте консерватизм претерпел глубокую трансформацию в 70-х — 80-х годах. [2]

Принципы и цели консерватизма

Основой консервативной идеологии является традиционализм, т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Бёрна, следовать традиционализму значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей, сообразовывать свои поступки с вековой мудростью, аккумулированной в традиционных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации.

Эти три идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной стороны, специфическую идеологическую позицию,
ассоциирующуюся с определенными, а именно консервативными политическими представлениями, позициями, партиями, а с другой консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни.

  • Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической доктрины:
  • 1) необходимость основать социальное благополучие на традиционных ценностях;
  • 2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалитаризму (социальному равенству);
  • 3) необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и долг перед общностью.

Источник: https://mirznanii.com/a/344872/ponyatie-konservatizma-i-istoriya-ego-vozniknoveniya

11.3. Сущность и основные черты консерватизма и неоконсерватизма

Консерватизм
(от лат. conservare
– сохранять, беречь) как особая
политическая идеология возник в конце
XVIII
в.

в качестве реакции на идеи Просвещения
и изменения в общественной жизни,
вызванные Великой французской революцией.

Родоначальниками консерватизма считаются
английский философ Эдмунд
Берк

(1729–1797) и французские общественные
деятели Жозеф
де Местр

(1753–1821) и Луи
Бональд

(1754–1840).

Первое
систематическое изложение идей
консерватизма содержится в книге Э.
Берка «Размышления о революции во
Франции» (1790). Термин консерватизм
был впервые употреблен в 1818 г. французским
писателем Франсуа
де Шатобрианом

(1768–1848).

В
широком смысле политическим
консерватизмом

считается система идей, используемая
для оправдания и сохранения любой
общественной структуры независимо от
ее роли и значения, то есть отрицание
необходимости всяких изменений какого-то
сложившегося порядка. Консерватизм
– это идейно-политическое течение,
сторонники которого отстаивают
устоявшиеся ценности и отрицают
необходимость перемен.

Консерватизм Э.
Берка и его последователей предполагает
защиту не любых форм общественной жизни,
но именно тех, которые базируются на
традиционных устоях и ценностях,
моральных и религиозных нормах, прошедших
проверку на опыте в течение не одного
столетия.

Рис. 15. Признаки
консерватизма

классического консерватизма содержится
в его ключевых постулатах, приведенных
ниже.

  • Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума.
  • Несовершенство природы человека, в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества.
  • Нравственный абсолютизм, признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам.
  • Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов.
  • Традиционализм, основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности.
  • Политический реализм. Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум.
  • Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных.
  • Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит.
  • Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов.

Со
второй половины XIX
и до 70-х гг. XX
вв. консерватизм и либерализм развивались
во взаимодействии. В частности, либерализм
взял в консерватизме идею порядка в
противовес хаосу, консерватизм заимствовал
положение о политическом равенстве и
необходимости реформ для сохранения
устойчивости общества.

Неоконсерватизм
возникает как реакция на кризисные
явления в экономике развитых стран
последней трети XX
в. В это время показали свою низкую
эффективность методы государственного
регулирования экономики, предлагавшиеся
представителями либерального реформизма.

Формирование
неоконсервативных идей в основном
совпало с приходом к власти в США
республиканцев во главе с Р. Рейганом
(1980 г.), в Великобритании – консерваторов
во главе с М. Тэтчер (1979 г.), в ФРГ – блока
ХДС–ХСС во главе с Г. Колем (1983 г.).
Виднейшими идеологами неоконсерватизма
являются Дж.
Белл
(США) и
Р. Арон
(Франция).

Неоконсерватизм
является продуктом взаимовлияния
либеральных и консервативных идей.
Фактически это новое течение знаменует
собой возврат к постулатам классического
либерализма, подкрепляемых аргументами
консерватизма.

Либерализм рассматривается
именно
как оптимальная модель общественного
устройства, базирующегося на многолетних
традициях, а попытки отойти от него
(неолиберализм), как утверждают
неоконсерваторы, не привели к решению
проблем.

Рис. 16. Признаки
неоконсерватизма

Выделяют
следующие ключевые положения
неоконсерватизма:

  • Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах.Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей.
  • Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности.
  • Социальная политика неоконсерватизмаограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих. Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя.
  • Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим.
  • В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций.

Виднейшим
идеологом неоконсерватизма в области
экономики является американский
экономист М.
Фридмен (р. 1912)
,
получивший за свои разработки Нобелевскую
премию по экономике в 1976 г., главный
представитель монетаризма.

На основе
обширных эмпирических исследований он
и его последователи доказали основной
тезис монетаристской доктрины – уровень
деловой активности и эффективности
экономики определяется динамикой объема
имеющейся в обращении денежной массы.

Исходя из этого выводится неоконсервативная
экономическая политика.

Основным
ее практическим тезисом является то,
что кредитно-денежная и бюджетная
политика государства, разработанная в
учении Кейнса, не способна существенно
улучшить положение дел в экономике.

Следствием такой политики всегда
является устойчивая инфляция как
результат роста государственных расходов
и бюджетного дефицита.

Кроме того,
значительно увеличиваются налоги на
самые доходные корпорации, что отбивает
у них желание повышать предпринимательскую
активность.

Фридмен
и его сторонники отмечают, что в силу
традиционной неповоротливости
государственного аппарата возникают
временные разрывы между возникновением
кризисной ситуации, реакцией на нее
правительства и реализацией мероприятий
по преодолению кризиса. Вследствие
этого соответствующие меры могут
оказаться бесполезными, а иногда даже
и вредными для экономики, поскольку уже
не будут отвечать реальной ситуации в
постоянно развивающейся экономике.

Указывая
на эти обстоятельства, монетаристы
призывают существенно ограничить
степень государственного регулирования
экономики. Правительство должно решать
одну ключевую задачу – следить за
обеспечением необходимого объема
денежной массы путем регулирования
эмиссии национальной валюты.

Для
снижения роли государства в экономике
монетаристы предложили провести
приватизацию значительной части
государственных предприятий, снизить
налоги на доходы, прибыль и собственность,
сократить социальные программы, пособия
по безработице, отменить устанавливаемый
законом размер минимальной заработной
платы.

Эти меры нашли практическое
воплощение в 1980-е гг. в Великобритании
«тэтчеризм», США («рейганомика»), в
постсоциалистических странах (Польша,
Венгрия, республики бывшей Югославии
и др.). В монетаристском русле осуществлялись
экономические реформы в первой половине
1990-х гг.

в России, Украине, Грузии, Армении,
Азербайджане, Киргизии.

Неоконсерватизм
определяет социально-политические
отношения в развитых странах как некую
сложившуюся, устойчивую, подчиняющуюся
проверенным временем традициям систему.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2493018/page:44/

Консерватизм

Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди — разные мнения.

Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

Что такое консерватизм — определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

  • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве, но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы.

Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их.

Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Причина появления консерватизма

Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция.

Читайте также:  Моторная и сенсорная афазия, что это такое?

Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы.

Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод, а социализм — социального равенства.

Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс.

Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

  • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование.

Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий.

Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

Психологический тип консерватор

Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор.

Радикал — это человек, который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка.

Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

Консерватор — человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.

Источник: https://tradesmarter.ru/analitika/prs_konservatizm_50271.html

КОНСЕРВАТИЗМ

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат.

conservo — ох­ра­нять, со­хра­нять) — в ши­ро­ком смыс­ле — обо­зна­че­ние умо­на­строе­ния и жиз­нен­ной по­зи­ции, ха­рак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся при­вер­жен­ность тра­ди­ции — со­ци­аль­ной, нрав­ст­вен­ной, ре­ли­ги­оз­ной, свя­зан­ное с этим не­до­ве­рие к лю­бым ра­ди­каль­ным но­во­вве­де­ни­ям и пред­поч­те­ние мед­лен­ных, по­сте­пен­ных из­ме­не­ний («ор­га­ни­че­ской эво­лю­ции»).

По оп­ре­де­ле­нию од­но­го из вид­ней­ших идео­ло­гов британского кон­сер­ва­тиз­ма М.

Оук­шот­та, «быть кон­сер­ва­то­ром оз­на­ча­ет пред­по­чи­тать из­вест­ное — не­из­вест­но­му, ис­пы­тан­ное — не­из­ве­дан­но­му, факт — за­гад­ке, на­сущ­ное — воз­мож­но­му, ог­ра­ни­чен­ное — бес­край­не­му, близ­кое — да­лё­ко­му, дос­та­точ­ное — из­бы­точ­но­му, удоб­ное — иде­аль­но­му…» (Oakeshott M. Rationa­lism in politics, and other essays. L., 1962 год. P. 169).

В этом смыс­ле консерватизм не свя­зан с какой-либо оп­ре­де­лён­ной тео­ри­ей, су­ще­ст­ву­ет главным образом ла­тент­но и по­лу­ча­ет то или иное идео­ло­гическое оформ­ле­ние как от­вет на вы­зо­вы, об­ра­щён­ные к кон­крет­но­му об­ще­ст­ву и под­ры­ваю­щие сло­жив­ший­ся ук­лад жиз­ни.

В бо­лее уз­ком смыс­ле консерватизм — од­но из об­щественно-по­ли­тических те­че­ний XIX-XX веков, идео­ло­гия ко­то­ро­го, од­на­ко, с тру­дом под­да­ёт­ся сис­те­ма­ти­за­ции в си­лу мно­го­об­ра­зия тех ре­лигиозных, куль­тур­но-ис­то­рических, национальных тра­ди­ций, на ко­то­рые обыч­но ссы­ла­ют­ся кон­сер­ва­то­ры. В от­ли­чие от ли­бе­ра­лиз­ма и со­циа­лиз­ма, консерватизм, не имею­щий идеа­ла со­вер­шен­но­го об­щественного строя, оп­ре­де­ля­ет­ся С. Хан­тинг­то­ном как «ин­сти­ту­цио­наль­ная идео­ло­гия», т. е. вы­сту­паю­щая в за­щи­ту на­лич­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ко­гда они ока­зы­ва­ют­ся под уг­ро­зой.

Воз­ник­но­ве­ние консерватизма как по­ли­тического те­че­ния в конце XVIII — начале XIX веков свя­за­но с ре­ак­ци­ей на со­бы­тия Французской ре­во­лю­ции XVIII века.

Cвоё пер­во­на­чаль­ное вы­ра­же­ние он по­лу­чил пре­ж­де все­го в про­грамм­ных «Раз­мыш­ле­ни­ях о ре­во­лю­ции во Фран­ции» (1790 год) Э. Бёр­ка, а так­же в со­чи­не­ни­ях Ж. де Ме­ст­ра, Л. Бо­наль­да, ран­не­го Ф.Р. де Ла­мен­не, С.

Кол­рид­жа, немецких пуб­ли­ци­стов и по­ли­тических мыс­ли­те­лей Ф. Ген­ца, А. Мюл­ле­ра и др.

Тер­мин уко­ре­нил­ся бла­го­да­ря на­зва­нию из­да­вав­ше­го­ся Ф.Р. де Ша­тоб­риа­ном в 1818-1820 годы журнала «Le Conser­va­teur».

Об­щим для это­го ран­не­го по­ли­тического консерватизма яви­лось не­га­тив­ное от­но­ше­ние к по­пыткам пе­ре­соз­дать об­ще­ст­во по какому-либо «ра­цио­наль­но­му» про­ек­ту: при­тя­за­ни­ям про­све­ти­тель­ско­го «ав­то­ном­но­го» ра­зу­ма с его аб­ст­ракт­ны­ми кон­цеп­ция­ми иде­аль­но­го об­щественного уст­рой­ст­ва был про­ти­во­пос­тав­лен ав­то­ри­тет тра­ди­ции — кол­лек­тив­ных ве­ро­ва­ний, нра­вов и обы­ча­ев, в ко­то­рых во­пло­тил­ся мно­го­ве­ко­вой опыт дан­но­го на­ро­да, пред­став­лен­ный та­ки­ми ис­то­ри­че­ски сло­жив­ши­ми­ся ин­сти­ту­ция­ми, как Цер­ковь и го­су­дар­ст­во (ре­ли­гия как «ос­но­ва гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва» у Бёр­ка, со­юз «тро­на и ал­та­ря» у Ж. де Ме­ст­ра и др.).

Тра­ди­ция по­ни­ма­ет­ся Бёр­ком как пре­ем­ст­вен­ная связь не толь­ко с про­шлы­ми, но и с бу­ду­щи­ми по­ко­ле­ния­ми.

Пе­ре­да­вае­мые тра­ди­ци­ей ос­но­во­по­ла­гаю­щие цен­но­сти име­ют сво­им ис­точ­ни­ком транс­цен­дент­ный мо­раль­ный по­ря­док, ус­та­нов­лен­ный Бо­гом и пре­вос­хо­дя­щий че­ло­ве­че­ское ра­зу­ме­ние. Зло из­на­чаль­но ко­ре­нит­ся не в тех или иных об­щественных уч­ре­ж­де­ни­ях, как по­ла­гал Ж.Ж.

Рус­со, но в са­мой че­ло­ве­че­ской при­ро­де, не­су­щей на се­бе пе­чать пер­во­род­но­го гре­ха.

Ре­во­люционным тре­бо­ва­ни­ям ра­вен­ст­ва и ли­бе­раль­ным док­три­нам, ис­хо­див­шим из со­ци­аль­но­го ато­миз­ма, бы­ла про­ти­во­пос­тав­ле­на кон­цеп­ция об­ще­ст­ва как ие­рар­хи­че­ски уст­ро­ен­но­го ор­га­ни­че­ско­го це­ло­го, в ко­то­ром разл. ин­ди­ви­ды и груп­пы в си­лу тра­ди­ции вы­пол­ня­ют раз­ные за­да­чи на бла­го это­го еди­но­го це­ло­го. Тео­рия об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра от­вер­га­лась как ра­цио­на­ли­стическая фик­ция.

Консерватизм в анг­ло­сак­сон­ском ми­ре был бо­лее ли­бе­ра­лен, чем в стра­нах кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы, где центральную роль в со­хра­не­нии со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти от­во­ди­лась го­су­дар­ст­ву и Церк­ви. Э.

Бёрк, за­щит­ник лич­ной сво­бо­ды и британского пар­ла­мен­та­риз­ма, при­да­вал важ­ное зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии ин­ди­ви­да «ма­лым кла­нам» — се­мье, гиль­ди­ям, ас­со­циа­ци­ям. К.

Мет­тер­них, вид­ней­ший кон­сер­ва­тив­ный по­ли­тик эпо­хи Рес­тав­ра­ции, счи­тал, что не­воз­мож­но пе­ре­не­сти прин­ци­пы британской кон­сти­ту­ции на ев­ропейский кон­ти­нент.

Кле­ри­каль­но-мо­нар­хических идеи французских тра­ди­цио­на­ли­стов и ря­да немецких ро­ман­ти­ков во мно­гом оп­ре­де­ли­ли идео­ло­гию Свя­щен­но­го сою­за. С ран­ним консерватизм свя­зан ряд фи­лосовских и юри­дических кон­цеп­ций, раз­ра­ба­ты­вав­ших­ся пре­ж­де все­го в Гер­ма­нии: ис­то­ри­ческая шко­ла пра­ва (Ф.К. фон Са­ви­ньи) и др.

Пер­вой по­ли­тической пар­ти­ей, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся «кон­сер­ва­тив­ной» с 1830-х годов, бы­ли британские то­ри (см. Кон­сер­ва­тив­ная пар­тия), ли­дер ко­то­рых Р. Пиль ви­дел за­да­чу пар­тии в про­ве­де­нии ре­форм при со­хра­не­нии об­щественного по­ряд­ка.

На про­тя­же­нии XIX века  вме­сте с бы­ст­рой ин­ду­ст­риа­ли­за­ци­ей, ур­ба­ни­за­ци­ей, за­вер­ше­ни­ем фор­ми­ро­ва­ния национальных го­су­дарств про­ис­хо­ди­ла по­сте­пен­ная транс­фор­ма­ция кон­сер­ва­тив­ной идео­ло­гии и по­ли­ти­ки: кон­сер­ва­тив­ные пар­тии ста­ли вы­ра­жать ин­те­ре­сы не толь­ко при­ви­ле­ги­ро­ван­ных со­сло­вий «ста­ро­го по­ряд­ка», но и про­мыш­лен­ни­ков, аг­ра­ри­ев, городской мел­кой и сред­ней бур­жуа­зии. Во Фран­ции, на­ря­ду с консерватизмом ле­ги­ти­ми­стов из «бес­по­доб­ной па­ла­ты», к 1830-м годам фор­ми­ру­ет­ся «ли­бе­раль­ный кон­сер­ва­тизм» (тер­мин ввёл в обо­рот Ф. Ги­зо), на ко­то­рый ори­ен­ти­ро­ва­лись сто­рон­ни­ки Луи Фи­лип­па. В Гер­ма­нии, где консерватизм был в наи­боль­шей сте­пе­ни свя­зан с иде­ей со­хра­не­ния «ста­ро­го по­ряд­ка», су­ще­ст­во­вал так­же «ре­фор­ма­тор­ский кон­сер­ва­тизм» (Reformkonservatusmus) К. фом Штей­на. В Ве­ли­ко­бри­та­нии ли­бе­раль­ные по­ли­тические ре­фор­мы, пре­дос­та­вив­шие боль­шей час­ти на­се­ле­ния из­би­ра­тель­ные пра­ва, про­во­ди­лись ка­би­не­та­ми то­ри — Пи­ля и Б. Диз­ра­эли. О. фон Бис­марк и Диз­ра­эли ста­ли вид­ней­ши­ми кон­сер­ва­тив­ны­ми по­ли­ти­ка­ми второй половины XIX века консерватизм  этой эпо­хи час­то смы­ка­ет­ся с на­цио­на­лиз­мом. К началу XX века воз­ни­ка­ют и край­не пра­вые кон­сер­ва­тив­ные пар­тии (напр., «Ак­сь­он фран­сез», воз­глав­ляе­мая Ш. Мор­ра­сом).

Основные прин­ци­пы российского консерватизма бы­ли сфор­мули­ро­ва­ны в конце XVIII — начале XIX веков М.М. Щер­ба­то­вым и Н.М. Ка­рам­зи­ным и по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рии (гр. С.С. Ува­ров, Н.Г. Уст­ря­лов и др.

), в уче­нии сла­вя­но­фи­лов (А.С. Хо­мя­ков, Ю.Ф. Са­ма­рин).

С точ­ки зре­ния российских кон­сер­ва­то­ров, са­мо­дер­жав­ная фор­ма прав­ле­ния со­от­вет­ст­во­ва­ла ис­то­рическому свое­об­ра­зию русского на­ро­да и рас­смат­ри­ва­лась ими как един­ст­вен­ный ис­точ­ник ре­форм и га­рант по­ряд­ка в об­ще­ст­ве.

Вид­ней­шие пред­ста­ви­те­ли консерватизма в Рос­сии — М.Н. Кат­ков, Н.Я. Да­ни­лев­ский, К.Н. Ле­он­ть­ев, К.П. По­бе­до­нос­цев, Л.А. Ти­хо­ми­ров и др. Кон­сер­ва­тив­ны­ми бы­ли воз­зре­ния та­ких русских пи­са­те­лей и по­этов, как Ф.И. Тют­чев, Н.В. Го­голь, А.А. Фет, Н.М. Лес­ков, Ф.М. Дос­то­ев­ский.

В це­лом кон­сер­ва­тив­ный ха­рак­тер име­ли «контр­ре­фор­мы» 1880-1890-х годах  в прав­ле­ние императора  Алек­сан­д­ра III. Во второй половине XIX века по­явил­ся т. н. ли­бе­раль­ный консерватизм (Б.Н. Чи­че­рин, П.Б. Стру­ве и др.). В начале XX века про­ис­хо­ди­ло ор­га­ни­за­ци­онное объ­е­ди­не­ние кон­сер­ва­тив­ных сил («Рус­ское со­б­ра­ние», Со­юз рус­ско­го на­ро­да и др.

), на­цио­на­лизм стал од­ним из основных прин­ци­пов в обос­но­ва­нии консерватизма (М.О. Мень­ши­ков и др.). По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года идео­ло­гия консерватизма ут­ра­ти­ла своё влия­ние в Рос­сии. В эмиг­ра­ции консерватизм был пред­став­лен ра­бо­та­ми ря­да русских мыс­ли­те­лей (И.А. Иль­ин, кон­цеп­ция «ду­хов­но сво­бод­но­го кон­сер­ва­тиз­ма» С.Л. Фран­ка и др.).

По­сле Первой ми­ро­вой вой­ны ис­чез­ли круп­ней­шие ев­ропейские мо­нар­хии, а вме­сте с ни­ми прак­ти­че­ски ушёл в про­шлое консерватизма, ори­ен­ти­ро­вав­ший­ся на со­хра­не­ние тро­на и ал­та­ря.

В ус­ло­ви­ях, ко­гда поя­ви­лась уг­ро­за сло­жив­шим­ся по­ли­тическим и эко­номическим ин­сти­ту­там (ком­му­низм, на­цио­нал-со­циа­лизм), ли­бе­ра­лизм при­об­рёл ох­ра­ни­тель­ные функ­ции, а по­то­му ли­бе­раль­ный консерватизм вы­сту­пал как идео­ло­гия основных пра­вых пар­тий.

Од­но­вре­мен­но про­ис­хо­ди­ла ра­ди­ка­ли­за­ция час­ти кон­сер­ва­то­ров, пе­ре­няв­ших не­ко­то­рые про­грамм­ные по­ло­же­ния со­циа­ли­стов. С наи­боль­шей си­лой это про­яви­лось в вей­мар­ской Гер­ма­нии, где воз­ник­ла идео­ло­гия «кон­сер­ва­тив­ной ре­во­лю­ции».

По­сле Второй ми­ро­вой вой­ны про­грам­мы круп­ных пра­вых пар­тий в Западной Ев­ро­пе со­че­та­ют в се­бе эле­мен­ты ли­бе­ра­лиз­ма и консерватизма. В 1970-х годах в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии воз­ни­ка­ет не­окон­сер­ва­тизм, ока­зав­ший за­мет­ное влия­ние на по­ли­ти­ку пра­ви­тельств Р. Рей­га­на и М.

Тэт­чер. В по­ле­ми­ке с ли­бе­раль­ной по­ли­тической фи­ло­со­фи­ей за­мет­ный след ос­та­ви­ли тру­ды по­сле­до­ва­те­лей ком­му­ни­та­риз­ма, от­час­ти сов­па­даю­щие с идео­ло­ги­ей т. н. со­ци­аль­но­го консерватизма (со­че­та­ние прин­ци­пов лич­ной сво­бо­ды и со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти).

В Рос­сии ре­ак­ция на ра­ди­каль­ные ре­фор­мы 1990-х годов вы­зва­ла по­яв­ле­ние различных вер­сий консерватизма, ис­хо­дя­щих как из идей И.А. Иль­и­на (А.И. Сол­же­ни­цын и др.), так и из опы­та со­вет­ско­го «ре­аль­но­го ком­му­низ­ма» (А.А. Зи­новь­ев и др.).

Дополнительная литература:

O’Sullivan N. Conservatism. L., 1976;

Kondylis P. Konservativismus. Geschicht­li­cher Gehalt und Untergang. Stuttg., 1986;

Ré­mound R. Les droites en France. P., 1988;

Gott­fried P. E. The conservative movement. 2nd ed. N. Y., 1993;

Ман­хейм К. Кон­сер­ва­тив­ная мысль // Ман­хейм К. Ди­аг­ноз на­ше­го вре­ме­ни. М., 1994;

Schildt A. Konservatismus in Deutsch­land. Von den Anfängen im 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Münch., 1998;

Рус­ский кон­сер­ва­тизм XIX сто­ле­тия. М., 2000;

Гу­сев В. А. Рус­ский кон­сер­ва­тизм. Тверь, 2001.

idem. Les droites aujourd’hui. P., 2005;

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Kirk R. The conservative mind: from Burke to Eliot. 7th ed. Chi., 2001
  • Nisbet R. Conserva­tism: dream and reality. 2nd ed. L. a. o., 2002
  • Чер­нав­ский М. Ю. Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские ос­но­вы кон­сер­ва­тиз­ма в Рос­сии. М., 2004
  • Реп­ни­ков А. В. Кон­сер­ва­тив­ные пред­став­ле­ния о пе­ре­уст­рой­ст­ве Рос­сии (ко­нец ХIХ – на­ча­ло ХХ вв.). М., 2006
  • Пайпс Р. Рус­ский кон­сер­ва­тизм и его кри­ти­ка: ис­сле­до­ва­ние по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры. М., 2008

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/konsiervatizm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector