Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо.

Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования.

Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Сказкотерапия как метод психологической коррекцииДидактическая игра

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Сказкотерапия как метод психологической коррекцииРебенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера.

Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым.

Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8-9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

  Системные расстановки Берта Хеллингера: что это такое?

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми.

Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной.

Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3-4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5-6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10-12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Источник: https://bestlavka.ru/skazkoterapiya-dlya-detej-kak-metod-psixologicheskoj-korrekcii/

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для взрослых и детей

Чтение сказок — одно из самых любимых детских занятий, с помощью которого оказывается воздействие на психику, корректируется поведение, устраняются психосоматические расстройства. Существует несколько направлений, рассчитанных на детскую и взрослую аудитории. Выбирается наиболее подходящий вариант сотрудничества исходя из проблемы, которую пытаются решить родители ребенка.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Читайте также:  Что такое работа над собой или самовоспитание

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Суть метода

В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.

Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.

Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.

В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.

Методы сказкотерапии

Для полного раскрытия личностных качеств применяются различные методы работы с литературным текстом:

  1. Чтение истории или сказки психотерапевтом. Это помогает ребенку расслабиться, молчапослушать, привыкнуть к голосу и манере поведения психолога. В первые 10–15 минут происходит налаживание контакта.
  2. Обсуждение рассказа. Когда контакт состоялся, малышу или подростку легче включиться в работу. В этот момент начинается постепенное раскрытие личности. Специалист наблюдает за клиентом, учитывает тон голоса, движения рук, корпуса, мимику.
  3. Доверительные отношения — повод дать возможность ребенку самому сочинить рассказ. Иногда этот момент необходимо перенести на следующий сеанс работы, дать время обдумать ситуацию, перестроить сознание.
  4. Если клиент стесняется, переживает, специалист дает ему возможность выразить отношение к героям сказки в творчестве: нарисовать цветными карандашами персонажей, слепить скульптуру. В этом процессе отображается настроение человека в данный момент. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.

При длительных занятиях психолог с детьми создают кукол, которых впоследствии используют для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги.

Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью.

Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Медитативные сказки

Это расслабляющие рассказы, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным. Важно правильно подобрать цвета в описании, чтобы малыш представил их и спокойно уснул. Зеленый, синий, голубой цвета помогут расслабиться, снизить частоту сердечного ритма, расширить капилляры.

Медитативные сказки по своему воздействию близки к гипнозу, что вводит человека в состояние альфа, в котором решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии.

В состоянии альфа и тета-ритмов сознание работает, а тело полностью расслаблено. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс после рабочего дня, разрешить семейные конфликты.

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Используя данный метод, психолог воздействует на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения.

Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме. Одновременная работа с родителями малыша дает подсказки, как правильно общаться с ним в будущем. Согласнорезультатам исследований, психологические сказки для детей помогли избежать проблем в школьном подростковом возрасте.

Слушание сказок о животных учит ребенка проявлять заботу о домашних питомцах, веря, что они герои его истории.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ.

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей.

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами. В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов.

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Польза для детей

Воздействие на волю человека, неуверенного в себе, обычно вызывает противодействие. Сказка дает несколько вариантов решения проблемной ситуации, поэтому дети выбирают сами, что им больше нравится, запоминают алгоритм действий.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Литературные произведения способны показать, как нужно работать в команде. Это влияет на руководящие способности человека в будущем. Бизнес тренеры часто используют выдуманные истории при проведении семинаров для торговых представителей, менеджеров, агентов. Заложенные в детском возрасте основы способствуют становлению лидерских качеств человека.

Способность развиваться, учиться, меняться — основная цель сказкотерапии, как метода коррекции. На смену злости, капризам приходит конструктивный подход, желание выйти победителем, испытав при этом радость.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/skazkoterapiya.html

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции поведения

Сказка формирует у ребенка ресурсы для успешной социализации, так как воздействует на него на ценностном уровне.

В процессе направленной работы решаются педагогические и психологические проблемы с учетом личностного потенциала и духовно-нравственных ориентиров человека.

Сказкотерапевт помогает понять прошлое и настоящее, моделировать успешное поведение в будущем и способствует переосмыслению внутреннего мира.

С древних времен при помощи сказок «из уст в уста» передавали опыт, моральные нормы и правила, принятые в обществе. Как метод психологической коррекции сказкотерапия возникла в конце 60-х годов прошлого века и начала использоваться психологами и педагогами.

Применяется для улучшения взаимодействия человека с окружающими, развития творческих способностей, расширения границ внутреннего мира. Он не имеет возрастных ограничений и предназначен для детей, подростков и взрослых.

Используется в педагогике для решения воспитательных, образовательных, развивающих задач, на тренингах, в психотерапии. Сказка выступает в роли посредника между психологом и пациентом, снижая тревожность и сопротивление последнего.

Сказкотерапия позволяет:

  • лучше понимать причинно-следственные связи своих и чужих поступков, внешних событий;
  • осознавать свои возможности и скрытые потенциалы;
  • определить ценности в жизни;
  • познакомиться с разными вариантами мироощущения;
  • строить осмысленное конструктивное взаимодействие с окружающими людьми;
  • ощутить внутреннюю гармонию.

Чаще всего этот метод применяется среди детей. Сложная жизненная ситуация, с которой в силу юного возраста ребенок не может справиться, представляется в виде сказки.

Это помогает ему осознать проблему в доступной форме и найти нужное решение. А работа с психологом воспринимается как игра в мире знакомых сказочных героев и сюжетов.

В возрасте 2-3 лет у человека возникает интерес к сказке, он начинает запоминать несложные действия персонажей.

До 10-12 лет информация лучше усваивается через наглядные и яркие образы, так как у детей преобладает правополушарный, образный тип мышления.

Музыка, иллюстрация, мультфильм, сказка вызывают сильные эмоции, влияют на мыслительный процесс, лучше запоминаются, служат основой к творчеству. Сказка является эффективным способом дать знания об окружающем мире. Воспринимая ее, ребенок встраивает услышанное в свой жизненный опыт.

Если с раннего возраста до вступления в младший подростковый возраст мама читала и рассказывала истории, а затем они вместе обсуждали их, у слушающего постепенно формируется «каталог» жизненных ситуаций: об устройстве мира, взаимоотношениях между людьми, собственного места в жизни.

Читайте также:  Доминирование и доминация в нашей сегодняшней жизни

Если они читались или рассказывались без обсуждения, эти знания формируются не полностью, человеку трудно будет применить их в действительности.

Взрослым рекомендуется после прочтения сюжета обязательно обсуждать ее с малышом, способствуя осмыслению мудрости, которой учит сказка. Примерно в 4 года у ребенка формируется способность отделять сказочную действительность от реальности.

Нужно учить его искать соответствия и контрасты с реальной жизнью, обращаться к приобретенному опыту.

Тогда естественным образом формируется способность действовать осознанно, изучать собственные возможности; взаимодействовать созидательно, принимать решения.

Для подростков и взрослых актуальны когнитивный (анализ сказки, обсуждение) и творческий аспекты произведения. Обсуждение помогает изменить или расширить взгляд на рутинные ситуации, задуматься о духовных ценностях. В творчестве у человека развиваются познавательные процессы, фантазия, реализуются скрытые способности.

Сказкотерапия признана одним из эффективных методов работы с особыми детьми в дошкольном возрасте: как сопутствующее лечение она применяется в логопедической практике, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью.

Одна из функций — диагностическая: на занятиях выявляется психическое развитие человека, отношение к себе и окружающим, определяются мотивы поведения.

С учетом возраста, речевого статуса пациента, степени выраженности отклонения и особенностей его психики применяют также музыкальную, танцевальную терапию.

При серьезных нарушениях, требующих длительного курса занятий со специалистом, сказкотерапия позволяет развивать речевые функции, формировать познавательные способности, усваивать причинно-следственные связи и социальные нормы в доступной для ребенка игровой форме.

Терапию сказками применяют с целью:

  • развития навыков конструктивного выражения эмоций, эмоциональной регуляции;
  • коррекции агрессивного поведения, гиперактивности;
  • снижения уровня тревожности, преодоления страхов и фобий (темноты, расставания с родителями, страх посещением врача);
  • коррекции расстройств поведения с физическими проявлениями (проблемы с едой, неконтролируемое мочеиспускание и т. п.);
  • преодоления трудностей адаптации к новым условиям (детский сад, школа);
  • снятия стресса при проблемах в семье (расставание родителей, появление нового члена семьи, потеря любимых людей или домашнего питомца);
  • повышения учебной мотивации у младших школьников, стремления к преодолению трудностей в учебе;
  • формирования позитивного отношения к себе, адекватной самооценки;
  • создания условий для развития воображения, фантазии, нешаблонности мышления, творческого самовыражения.

В терапии используется несколько разновидностей сказок:

  • дидактическая;
  • психологическая;
  • психокоррекционная, или терапевтическая;
  • психотерапевтическая.

Дидактическая сказка предназначена для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Основная задача — это передача знаний, осознание важности новых умений и навыков. Сфера применения этого вида велика. Малышам 3-4 лет она поможет выучить названия цветов, букв и т. д.

; понять, зачем мыть руки и чистить зубы, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться игрушками с друзьями. Даже скучное или неприятное занятие вызывает интерес, если включить его в сюжет, где предметы оживают, а животные говорят.

Для большей эффективности повествование можно сопроводить заданием, которое ребенок 5-6 лет сможет выполнить самостоятельно или с минимальной помощью взрослого: нарисует перекресток со светофором, смастерит и повесит кормушку для птиц, посадит семена в землю.

Дидактическая сказка выполняет функцию модели, отражая различные ситуации, указывая на последствия неконструктивного решения конфликтов и предлагая приемлемые способы выхода.

Родители и педагоги часто сами сочиняют истории, направленные на конкретного ребенка или группу детей, так как знают их интересы: самолеты, паровозики, лошади, космос. Есть и авторские произведения, например, рассказы Л. Н. Толстого, Г. Н. Юдина, Дж. Родари, Л. И. Храмцовской, А. Лопатиной и М. Скребцовой.

Современные дидактические сказки широко распространены в виде короткометражных мультфильмов с простым сюжетом, посвященных одному навыку («Аркадий Паровозов» — о безопасности в быту; «Приключения бурого медвежонка», «Чарли и Лола», «Котики, вперед! », «Малышарики», «Три кота» — о взаимоотношениях в семье и среди друзей).

Мультфильмы легче воспринимаются детьми и просматриваются с интересом, но это не исключает последующего обсуждения сюжета.

Дидактические сказки неэффективны для взрослых людей и мало распространены, так как в этом возрасте скептически относятся к подобной незатейливой агитации.

Притча, или психологическая сказка основывается на реальных событиях и содержит вымысел. Она предназначена для подростков и взрослых. Цель — передать важную информацию в виде метафоры, аллегории, тем самым оказав влияние на личность человека.

В этом заключается сложность, так как она концентрируется на психологической стороне действий. Она объясняет, зачем беречь жизнь и здоровье, как прощать, строить доверительные отношения с друзьями.

Поняв это в работе со сказкой, ребенок или взрослый самостоятельно сможет перечислить несколько ситуаций, подходящих для данной истории, которые будут помогать правильно относиться к своему здоровью. Это способствует формированию личности.

Пример психологической сказки — это притча о двух людях, пришедших в чужой город и остановившихся напиться. Оба интересуются, кто живет здесь. В ответ местный старик спрашивает, какие люди там, откуда они пришли. Один собеседник отвечает, что в его городе злые, жестокие люди. Второй говорит, что на его земле честный и дружелюбный народ.

Старик одинаково отвечает обоим: «Таких же найдешь и здесь». Сказка завершается выводом, что «каждый видит только то, что несет в своем сердце: тот, кто не находит ничего хорошего рядом с собой, не сможет найти положительное нигде, сколько ни странствуй».

Глубинный смысл ее в том, что если человек настроен негативно по отношению к чему-то в его окружении, то очень часто дурно не само явление, а его мнение о нем.

Психологические сказки рекомендуется применять с последующим обсуждением и пояснением. Важно, чтобы слушающий, а не терапевт первым ответил на вопрос, чему посвящена история и в чем ее смысл. Если мнение психотерапевта отличается от взглядов слушателя, начинается совместная работа над поиском варианта, который нравится обоим.

Предназначены для детей в возрасте до 11–12 лет и рассказываются с целью повлиять на установки и поведение ребенка. Действия в них могут быть похожи на реальные события, а могут добавляться аллегориями. В них показан сначала нежелательный поступок, а потом демонстрируется альтернатива, которая приводит к счастливому завершению.

Сюжет разворачивается в определенной последовательности; знакомство с героями и их жизнью — появление трудностей, сходных с проблемой ребенка — неконструктивные попытки персонажей решить проблему — нахождение правильного решения (возможен совет — мудрого наставника) — осознание героем неправильного поведения, решение проблемы, развязка — мораль, извлечение опыта из своих действий.

Терапевтическая сказка воспринимается на двух уровнях. На сознательном человек понимает, что сюжет вымышленный. Но он отождествляет себя с персонажем, сочувствует ему, представляет себя на его месте.

Таким образом проводится параллель между сюжетом истории и собственной жизнью. Когда ребенок узнает свою проблему, даже если он думает, что это не про него, на подсознательном уровне услышанное усваивается.

Он пересматривает свое поведение и извлекает из сказки урок.

В качестве примера — история про Крошку Енота: послушав чужое мнение, он подходил к ручью с палкой. Ему казалось, что там живет кто-то злой и вооруженный. Улыбнувшись ручью, он увидел там симпатичного енота. В работе с этим сюжетом осознается важность улыбки и позитивного отношения к миру. Такое может произойти в реальной жизни, например, при входе в новый коллектив.

Пример сказки-метафоры: грустный и плачущий Волк уходит жить в другой лес, так как здесь его никто не любит и все боятся. Зайчонок спрашивает, взял ли он с собой свои страшные зубищи, когти и грозный рык.

Психокоррекционную сказку без аллегорий можно прочитать, не обсуждая, так как она достаточно ясна и дает возможность самому подумать над ее смыслом. По желанию ребенок может нарисовать сказку, инсценировать ее с игрушками. Сказку-метафору необходимо обсудить.

Данная разновидность обладает наиболее сильным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, помогает раскрыть глубинный смысл событий, позволяет взглянуть на проблему с нехарактерного ракурса. Эти истории неоднозначны, в них не всегда счастливый финал, развязка иногда не ясна.

Затрагиваемые темы глубоки и сложны и находятся уже в области философии: проблемы жизни и смерти, отношение человека к самому себе, окружающим людям, к приобретениям и потерям, любви и богатству, миру в целом. Это способствует личностному росту.

Цель психотерапевтических сказок — это поддержка в трудной жизненной ситуации, помощь при психоэмоциональной травме.

Такими могут быть сказки о преобразовании, изменении (Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»); художественные и народные волшебные (наиболее интересны детям 6-7 лет); страшные сказки про чертей, ведьм, призраков.

Многократно создавая и проживая пугающие моменты в сказке, реципиенты снимают напряжение и страх, приобретая конструктивные способы реагирования. Финал страшилки всегда неожиданный и смешной.

Подобные истории рассказывают в группе детей 8-9 лет и подростков; читать нужно «страшным» голосом, с соответствующей интонацией.

Примеры сказок:

  • русские народные: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба-яга»;
  • авторские: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Л. Пантелеев «Две лягушки»;
  • зарубежные: Г. Х. Андерсен «Русалочка», Ш. Перро «Золушка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», братья Гримм «Госпожа Метелица» и многие другие.

Чтение или рассказывание сказки — это форма общения людей. Чтецу или рассказчику необходимо эмоционально отнестись к этому процессу. Основные рекомендации:

  1. 1. Рассказчику следует расположиться так, чтобы слушатель мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, обмениваться с ним взглядом.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/skazkoterapiya-dlya-detej.html

Сказкотерапия как метод психологической коррекции учащихся

Сказкотерапия как метод психологической коррекции учащихся

Мигранова Эльвира Ринатовнапедагог-психолог

Сказкотерапия — один из эффективных методов работы с детьми, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов.

В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.

Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: развитие гармонизации чувств у детей; формирование способности рефлектировать свои чувства, формирование эмпатии, формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности, принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной», способностей контактировать с другими детьми; развитие сенситивности к процессу преодоления трудностей.

Учитывая вышесказанное, передо мной встал ряд разносторонних задач: профилактика и коррекция негативных тенденций социального развития дошкольников, формирование представлений дошкольника о жизненных явлениях и социальных нормах, научить определению модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации, обогащение внутреннего мира детей, развитие речи.

Читайте также:  Моторная и сенсорная афазия, что это такое?

Существуют различные виды сказок. Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории — это сказки, мифы, притчи.

В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но успешно применяются в этой области специалистами-педагогами, психологами и библиотекарями.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок — сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы.

Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом.

Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, как метода психокоррекции, на которые я опираюсь в своей работе с дошкольниками.

I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если…? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций.

Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя.

Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а мне позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

III. Рассказывание сказки.

  • Используя этот метод я решаю следующие задачи:
  • выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого.
  • Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.
  • Приемы используемые мной при рассказывании сказок различны это:
  • 1) рассказчик педагог от 3 лица – группе детей
  • 2) рассказчик педагог – одному ребенку
  • 3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу
  • 4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
  • 5) рассказчик педагог от первого лица – группе детей
  • 6) рассказывание сказки от 1 лица детьми
  • 7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.

При приеме«рассказчик педагог – одному ребенку» я применяю в своей практике персонализированные сказки. Это сказки, в которых сам ребенок главный герой. Для усиления эффекта сказкотерапии я использую куклы – рукавички(Мишка – сказочник, собачка).

Этот прием усиливает воспитательное воздействие, поскольку беседы идут не от взрослого человека, а от любимого «друга».

Дети, разговаривают с ними, устраивают всевозможные представления, да и в их волшебном кармане всегда может оказаться какая – либо волшебная вещь.

IV. Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок:

  1. Выбор главного героя

  2. Создание места, в котором приятно находиться герою

  3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть)

  4. Описание любимых и не любимых занятий главного героя

  5. Рассказ о главной мечте (желании) героя

  6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)

  7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)

При проведении данной работы я использую карточки разработанные Ириной Васильевой из серии Волшебный сундучок «Сказочные герои», «Волшебные существа», а так же карточки Марии Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка». Так же при сочинении сказок в помощь ребенку предлагается пальчиковый театр, что способствует преодолению психологических барьеров.

Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

В связи с вышесказанным и опираясь на данные мониторинга состояния эмоциональной сферы детей за 2012-2013 уч. год, учитывая пожелания педагогов и родителей, а также по результатам тестов «Рука» Вагнера, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», теста тревожности Р.Тэммла, М.

Дорки и В.Анена и других методик. Я посчитала необходимым остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой — степенью директивности применяемого подхода.

Следует отметить, что предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходима по ряду причин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах.

Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями и сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис лучше работать индивидуально.

Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями поведения, контролируемой агрессией, с заниженной самооценкой, тревожных детей проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты.

Во-вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения, (т.е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения.

Кроме того, предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» сказки и игры. В связи с этим необходимо отметить, что очень часто в рамках этого направления на одном занятии сочетаются сказкотерапия, игротерапия и арт-терапия.

План проведения таких занятий может быть произвольным. Однако, для своей работы я предпочитаю опираться на план предложенный Д.Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап

  1. Назначение
  2. этапа
  3. 1. Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик илисовершается иное «сплачивающее» действие.

  • 2. Повторение
  • Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
  • Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
  • 3. Расширение
  • Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

  1. 4. Закрепление
  2. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
  3. Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.
  4. 5. Интеграция
  5. Связать новый опыт с реальной жизнью.
  6. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.
  7. 6. Резюмирование
  8. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Справедливости ради хочется добавить, что приведенные эти два различных подхода не имеют на практике столь явного разграничения и используются в комбинированном виде.

Так же крайне необходима параллельная работа с родителями. Родителям предлагаются консультации об индивидуальных особенностях их детей, секреты и «законы» воспитания ребенка, даются рекомендации как себя вести в той или иной ситуации, проводятся беседы. Также использую притчи и сказки для родителей.

Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия является одним из наиболее эффективных методов психологической коррекции детей разных возрастов. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений, учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.

После курса сказочной терапии ребёнок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.

 Список литературы:

1.Маниченко И. В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. Аудиокнига.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб. Речь, 2013.

3. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными. Тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. -192с.

4. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… — М.: Генезис, 2011. – 288 с.

Источник: https://infourok.ru/skazkoterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrekcii-uchaschihsya-2475001.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector