Сущность рефлексии в философии

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.

Сущность рефлексии в философииРефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) – это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый – это объекты внешнего мира; второй – деятельность собственного ума.

На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии.

Рефлексия по Локку – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый – восприятие, мысли, желания; второй – наблюдение или созерцание структур первого уровня.

В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, – только рефлексией.

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии.

Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию:
– Осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов СЮ. и др.);
– Мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н.

, Рубинштейн СЛ., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.);
– Творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.),

– Общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева СВ. и др.); ^личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С, Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).

Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».

Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».

С понятиями «рефлексия» и «самосознание» С.Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я».

«Я» – это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании… Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится.

Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – кем я стал?». Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными.

В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге – жизни человека.

По словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

В подходе А.В.

Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы – как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка – синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

А.В. Карпов пишет:

«Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает:

«Рефлексия – это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».

Функции рефлексии

  • Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.
  • Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие:
    – позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
    – позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
  • – рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

В работах А.В.

Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:
– Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту.

Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности.

При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;
– Коммуникативная рефлексия — рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

  1. Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:
    – познавательную;
    – регулятивную;
  2. – функцию развития.
  3. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

  • Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии:
    – переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;
    – апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
  • – переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса.

Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная рефлексия – предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.

  1. В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:
    – экзистенциальную;
    – культуральную;
  2. – саногенную.
  3. Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Читайте также:  Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:
– Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.

– Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.

– Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П.

Ковалев выделяют следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения:
– Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

– Коммуникативная рефлексия – заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).
– Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

  • Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»:
    – личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);
    – социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);
  • – рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии. А.В.

Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:
1-й уровень – включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;
2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;

4-йуровенъ заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Формы рефлексии

Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е.

осуществляется рефлексия «здесь и теперь».

Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом.

Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы.

Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.С. Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

  1. Во внутри субъектных формах различают:
    – корректирующую;
    – избирательную;
  2. – дополняющую.
  3. Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.
  4. Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.
  5. С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.
  6. Межсубъектные формы представлены:
    – кооперативной;
    – состязательной;
  7. – противодействующей рефлексией.
  8. Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.
  9. Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.
  10. Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М. К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, – конструктивной и контрольной.

С позиции конструктивной функции рефлексия — это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении.

С позиции контрольной функции рефлексия – это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы:
– рефлексия в области самосознания;
– рефлексия образа действия;

  • – рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.
  • Рефлексия в области самосознания — это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензи-тивной способности человека. Она различается тремя уровнями:
    1) первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;
    2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;
  • 3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком.

Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-refleksii-i-ee-sushchnost-750.htm

Рефлексивное управление: философско-методологический аспект 09. 00. 01 Онтология и теория познания

“Понятие рефлексии в истории философии и ее методологическое значение” – посвящен анализу исторического развития понятия рефлексии с методологической точки зрения.

Обычно, рассматривая проблему рефлексии, отмечают, что в европейской философии она впервые была поставлена Сократом, а ее исходной формой является самопознание.

Но главное заключается в том, что рефлексия изначально осмысливалась не как определенное понятие, а как способ обоснования ценностей – моральных, эстетических и др. Таким образом, им был задан курс на онтологическое толкование рефлексии, который выдерживался вплоть до Нового времени, сменившего его на гносеологическое.

В европейской философии средних веков функциональное назначение рефлексии качественно изменяется. Здесь она выступает как способ обоснования религиозных ценностей, включавших в себя все другие. Причём сама философия здесь становится “служанкой богословия”. Августин использовал с этой целью неоплатонизм, Фома Аквинский – учение Аристотеля.

В Новое время рефлексия выступает как способ обоснования научного знания. В роли методологического принципа она позволяет решать гносеологические проблемы. Именно в этот период речь зашла и о ее собственном понимании.

В его развитии обнаруживаются два основных этапа: фиксирующий ее как способ обоснования научного знания в индивидуальном самосознании (Декарт – Локк – Лейбниц); определяющий ее как способ обоснования научного знания в общественном самосознании (Фихте – Шеллинг – Гегель).

В критической философии Канта рефлексия играет двойственную роль.

В неклассической философии XIX–XX вв. рефлексия определялась как философский метод обоснования самих оснований духовной и практической деятельности. Основополагающая функция философской рефлексии исследовалась как на индивидуальном, так и на социально-ком­му­ни­катив­ном уровне.

Наиболее зримо ее роль в индивидуальной человеческой деятельности была выявлена феноменологией (Гуссерль, Вебер, Шюц), экзистенциализмом (Хайдеггер, Сартр, Камю, Ясперс) и прагматизмом (Пирс, Джемс, Дьюи); в социально-коммуникативной деятельности – герменевтикой (Дильтей, Хайдеггер, Рикёр, Гадамер).

В плане исследуемой темы обращает на себя внимание учение Ясперса, который специально говорил об особой значимости философской рефлексии для человека, попадающего в какую-либо пограничную ситуацию.

В феноменологии и экзистенциализме определялись соответственно предметные и ценностные основания человеческой деятельности; в прагматизме речь зашла о выявлении её операциональных оснований. Рефлексия здесь истолковывалась как способ мышления.

Инструментально развитую трактовку философской рефлексии с такой точки зрения представил Дьюи.

В герменевтике методологическое значение рефлексии было установлено Гадамером. Отмечая диалектический характер любой рефлексии, он видел её природу в отражении.

По его мнению, как отношение отражения мысль также рефлексивна. Однако рефлексивное движение нельзя ограничить мыслью. Рефлексия есть в любой человеческой деятельности. Рефлексия как отражение деяния самого дела есть деятельностная форма рефлексии. В отечественной философии проблема рефлексии стала интересовать исследователей со второй половины ХХ века. Наибольший вклад в её разработку внесли представители Московской методологической школы Г.П. Щедровицкого и её ответвления – Новосибирской школы “интеллектики” И.С. Ладенко. Принципиальное расхождение указанных школ в методологических ориентациях, как свидетельствуют источники, обусловлено различным истолкованием фундаментальных и прикладных аспектов рефлексии, её функций в сознании и деятельности, теоретических и практических оснований и т.д., в конечном счете – единства отражения и действия. Взаимосвязь последних возможна в двух вариантах: по формуле “отражение – действие – отражение'” и по формуле “действие – отражение – действие'.” В первом случае рефлексия определяется как “отражение отражения”, во втором – деятельностным образом, как “действие действия”, т.е. путём удвоения действия (по Гадамеру: “деяния самого дела”). Реализацию первого варианта мы видим в концепции интеллектуальных систем И.C. Ладенко, реализацию второго – в системомыследеятельностной концепции Г.П. Щедровицкого. В контексте идейных разногласий, возникших ещё среди участников Московского методологического кружка (предшественника школы Г.П. Щедровицкого), сформировалось новое толкование рефлексии, автором которого был В.А. Лефевр. Интерес к рефлексии у него возник в связи с проблемами автоматизации процессов принятия решений. Она была средством моделирования систем управленческой деятельности. Существующие толкования рефлексии для этой цели не подходили. Потребовалось её переосмысление.

Читайте также:  Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Осуществленный анализ позволил сделать следующие выводы:

  1. В отличие от рефлекса рефлексия есть опосредствованное отражение субъектом объекта.
  2. Способом этого опосредствования является самосознание субъекта, причём как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
  3. Исходя из первого и второго, в самом общем плане рефлексию можно определить как отражение иного в себе, а себя в ином.
  4. Рефлексия играет основополагающую роль в разрешении противоречий между субъектом и объектом.
  5. В методологическом смысле она предстаёт как способ творческого разрешения противоречий между субъектом и объектом, определяющий воспроизведение и произведение оснований человеческой деятельности.
  6. Философская рефлексия полагает (выявляет и формирует) предельные, т.е. мировоззренческие, основания человеческой деятельности.
  7. Предельными мировоззренческими основаниями являются предметные, операциональные и ценностные. Отсюда происходит соответствующее подразделение философской рефлексии.
  8. В опосредствовании отражения и действия между субъектом и объектом существует рефлексивное оборачивание: отражающее (рефлексивное) действие оборачивается действием отражения (рефлексии). В последнем случае, рефлексия обретает управленческий смысл.

Во втором параграфе – “Философско-методологический смысл рефлексивного управления” – излагаются основные положения авторской концепции рефлексивного управления, определяется его мировоззренческая природа, сущность, специфика в обычных ситуациях и относительно критических ситуаций.В настоящее время в области исследований рефлексивного управления на концептуальном уровне противоборствуют друг с другом три основных подхода: гуманитарный, системомыследеятельностный и натуралистический. Решение данной проблемы диссертант связывает с возвращением к философским истокам понятия “рефлексия” в специальном методологическом исследовании её творческой функции. Выявляя предшествующие всякому опыту его исходные мировоззренческие основания (в виде порождающих механизмов, категориальных структур, универсалий), философская рефлексия использует их как принципы и критерии в культуротворческом процессе. В этом отношении она оказывается участницей культурно-исторического процесса – определяет его параметры, основные направления и ориентиры. При этом воспроизводящая функция философской рефлексии оборачивается ее производящей функцией. С другой стороны, производящая рефлексия в новых формах культуры воспроизводит свои предпосылки. Воспроизводящая и производящая рефлексия имеют различную временную направленность. Но само их взаимное оборачивание осуществляется всегда актуально.В плане реализации своей нормативной функции прикладная методология является управленческой деятельностью. Поскольку прикладная философия в своей теоретичности и научности оказывается тождественной прикладной науке, управленческие функции свойственны и философской рефлексии. Это значит, что философская рефлексия в своей рациональной диалектической форме, также направляет, организует и регулирует человеческую деятельность. Можно предположить, что диалектический метод, являясь способом сознательного (рефлексивного) разрешения противоречий, возникающих во взаимодействии субъекта с объектом, осуществляет эти функции в категориях “цель”, “средство”, “результат”. Известно, что любая деятельность целенаправлена, организуется с помощью средств, а регулируется на основе результатов. Выявляя (направляясь на) мировоззренческие основания культуры, философия формирует (организует) универсальный рефлексивный механизм как способ реализации (и регуляции) всех рефлексивных процессов в человеческой деятельности. Рефлексируя “изнутри” этих процессов и “над” ними, она таким образом управляет ими. Управленческая деятельность, осуществляемая на основе рефлексии и посредством рефлексии, определяется в разных формах как рефлексивное управление.

Закономерная специализация рефлексивного управления осуществляется сразу в двух направлениях: применительно к обычным ситуациям речь идет о самоуправлении, применительно к критическим ситуациям ­­– о внешнем управлении ими.

Разделение функций философской рефлексии по предметному основанию снимает проблему ее парадоксов.

Развитие специализированных направлений рефлексивного управления философская рефлексия обеспечивает, решая две основополагающие задачи: воспроизведения его исходных мировоззренческих оснований и произведения их в виде конечных ориентиров.

Философское осмысление управленческой деятельности изначально является внешней рефлексией. Стремясь выделить главное, основное в предмете, она отвлекается от его специфики. Таким образом, возникает система фундаментальных, базовых понятий теории управления. Однако всеобщность этих понятий зависит, в свою очередь, от уровня самого рефлексивного освоения действительности.

Применительно к управлению эти уровни представляются: уровнем “неуправленческой” (недифференцированной, трудовой) деятельности, уров­нем специализированной управленческой деятельности и уровнем самоуправления. Предпосылки методологии рефлексивного самоуправления формируются на каждом из них.

В предельно общем мировоззренческом контексте философская рефлексия ставит и решает проблему управления, т.е. отвечает на вопрос: что это такое? В управленческом контексте она осмысливает проблему методологии управленческой деятельности, определяет концептуальные подходы к управлению.

А в методологическом контексте управленческой деятельности философская рефлексия ставит и решает проблему методологических оснований принятия решений – ядра и сути любой управленческой деятельности. Рефлексивное управление представляется по существу как управление процессом подготовки и принятия решений.

В самоуправлении эту функцию берет на себя самосознание, являющееся в то же время и центром предметного сознания. Выявление объективного в субъективном самосознании – бесконечный процесс. Оно дает начало самостоятельности и ответственности в принятии решений.

Преодоление узкоспециализированного смысла управленческой деятельности, необходимое в критических ситуациях, невозможно без рефлексивной работы в этом направлении. Развитие управленческой рефлексии здесь предполагает выход из собственной, внутренней ее области во внешний социокультурный контекст.

В различных областях культуры она формирует универсальное отношение человека к миру и становится философской рефлексией. С другой стороны, вместе с конкретной универсальностью философская рефлексия обретает и реальную власть.

Третий параграф первой главы – “Системогенез категориальной модели рефлексивного механизма управленческих решений” – посвящен формированию его смыслового образа, т.е. его модельному представлению. Оно осуществляется в процессе творческого воспроизведения фундаментальных философских предпосылок управленческой деятельности.

Поскольку процесс рефлексии имеет свое начало и завершение, системогенез ее механизма в предельном случае имеет тройственный ритм: нерефлексивная (дорефлексивная) стадия – рефлексивная стадия (именуемая рефлексией первого порядка) – саморефлексивная (надрефлексивная) стадия, где речь идет о рефлексии второго и следующих порядков.

Рефлексивный механизм является его результатом. В своей наиболее развитой форме, аккумулирующей в снятом виде все предыдущие, он выступает просто как рефлексия рефлексии.

Но эта абстракция предполагает бесконечное многообразие его конкретных форм: понятие понятия, мышление мышления, память памяти, сознание сознания, наука о науке, кибернетика кибернетики, коммуникация коммуникаций, управление управлением и т.д. Отсюда естественно возникает необходимость представлять его и на конкретно-всеобщем, т.е.

мировоззренческом уровне.

Системогенез рефлексивного механизма в его универсальном – онтологическом – смысле совмещается с антропосоциогенезом. Соответственно основным формам человеческой активности можно выделить три материальные системы отражения: поведенческую, деятельностную и автокоммуникативную.

Поведенческая система отражения является непосредственно замкнутой. Ее механизм (способ) в современной науке представляется образом “рефлекторного кольца”. Двусторонняя детерминация этого отражения размыкается предметным выбором. Деятельностная система отражения является открытой и опосредствованной. Ее механизм рефлексивный.

Односторонняя (субъектная) детерминация такого отражения дополняется взаимной связью (с объектом). В процессе автокоммуникации происходит замыкание открытой системы человеческой деятельности, её самоорганизация и опосредствование непосредственного. Авторефлексия т.е. рефлексия над рефлексией как бы возвращает назад – в нерефлексию.

Способом этого возвращения является положительная и отрицательная обратная связь. Авторефлексия (саморефлексия) подразделяется на производящую и воспроизводящую и выступает не только как механизм самой обратной связи, но и как механизм взаимной связи и как механизм выбора.

В гносеологическомаспекте системогенеза философская рефлексия выступает как способ выявления уникальных познавательных оснований рефлексивного механизма принятия человеком решений. Такими основаниями являются знания. Соответственно, в человеческой психике выделяются три уровня формирования этого механизма: бессознательный, сознательный и уровень самосознания.

Уникальность бессознательного в человеческой психике заключается в отсутствии знаний. Бессознательное всегда является в формах непосредственного отражения бытия, а знания (включая и так называемое непосредственное знание) всегда опосредствованы сознанием. Последнее возникает благодаря рефлексии как способу осознания или со-знания.

Рефлексивный механизм предметного осознания и сознания в своей сущности является формальным. Принятие решений человеком на уровне самосознания осуществляется также с помощью рефлексивного механизма. Однако здесь он обретает творческий характер. Его знание представляется в самосознании идеально. И именно поэтому он обретает реальную нормативную способность управлять.

Философско-методологическая рефлексия над процессом принятия решений выявляет их предельные методологические основания. Ее творческий характер наиболее ярко выражается в самосознании. Здесь она определяет предпосылки и степень самостоятельности субъекта принятия решений, т.е.

формирует структуру рефлексивного механизма принятия решений и выделяет уровни его развертывания в человеческой деятельности. Логику осознания этих оснований можно представить последовательностью категорий: “цель – средство –результат”. Эти категории выступают как способы (формы) решения задач (проблем) закрытого, открытого и синергетического типа.

Структурообразование рефлексивного механизма управленческих решений осуществляется на уровне оснований, теорий, концептуальных подходов и т.д.

Читайте также:  Дедукция в философии и психологии

В контексте культурогенеза философская рефлексия выступает как универсальный способ осознания процессов подготовки и принятия решений в различных областях человеческой деятельности.

Соответственно обыденному, теоретическому и метатеоретическому уровням отражения бытия можно выделить её 1) единичную; 2) особенную; 3) всеобщую формы.

На третьем, собственно философском ее уровне, рефлексивный механизм управленческих решений представляется также в категориях “цель”, “средство”, “результат”, двусторонне связанных в треугольник.

В четвертом параграфе –

Источник: http://ru.convdocs.org/docs/index-119744.html?page=3

1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии

Каждому человеку нужно иметь особо устроенный, как бы второй глаз, а не быть, хотя и имея два глаза, похожим на циклопа…. второй глаз есть не что иное, как самопознание человеческого разума, без которого у нас не было бы никакого масштаба для измерения величины наших знаний.

Иммануил Кант (1966, с.231).

  Как давно известен людям феномен рефлексии? Как изменялось это понятие с развитием научной мысли? Давайте попробуем разобраться. Для начала обратимся к сведениям, которые нам дает Философский энциклопедический словарь (1983).

  Понятие “рефлйксия” (от латинского reflexio – «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира.  Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы.

Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека.  Сократ считал важнейшей задачей человека познание своей духовной активности в ее познавательной функции. Платон указывал на важность самопознания в связи с воспитанием такой добродетели, как благоразумие, которое он определял как знание самого себя.

Аристотель признавал за рефлексией свойство божественного разума, который способен обнаружить единство предмета знания и знания, т.е. мыслимого и мысли.  С течением времени понятие рефлексии расширилось, что было связано с одной из важнейших проблем философии нового времени – проблемы обоснования, источника знаний человека.

  Так Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлекаясь от всего внешнего, телесного. Полученное в результате знание о самом себе – есть единственно достоверное знание, которое становится основанием для последующих размышлений о существовании Бога, о свойствах физического мира.

  Локк рассматривал рефлексию как внутренний опыт, являющийся основным источником знаний, в отличие от опыта внешнего, основанного на восприятии окружающего мира органами чувств. Эта трактовка рефлексии позднее стала главной аксиомой так называемой интраспективной психологии. Важно отметить, что именно от Локка идет традиция собственно научного изучения рефлексии.

Локк впервые выделил рефлексию как особую психическую реальность. Он определял ее как действие ума над самим собой, «. наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» (Локк, 1960, с. 129).

  Особое развитие получило представление о рефлексии в немецкой классической философии при рассмотрении гносеологических проблем. Здесь рефлексия понималась как анализ наукой собственных средств познания или особый вид теоретической ретроспекции. Кант рассматривал рефлексию в связи с исследованием оснований познавательной способности человека и видел ее особую роль в образовании понятий.

Он выделил логическую рефлексию, при которой представления об окружающем мире просто сравниваются друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой сравнимые представления связываются с той или иной познавательной способностью – чувственностью или рассудком (Кант, 1965).

  Гегель признавал рефлексию как необходимый момент познавательного процесса и вместе с тем подчеркивал ее ограниченность. В рефлексии он видел также движущую силу развития духа человека. Вообще для философии тех времен было характерно рассматривать рефлексию как процедуру поиска последних, абсолютных оснований знания с тем, чтобы построить на них систему всеобъемлющего знания.

  Особенно интенсивно развивается рефлексивный подход в философии Западной Европы в 19-20 вв. Он призван был выразить своеобразие предмета философии в системе наук, его обособленность от предметно-чувственной деятельности, сосредоточенность на самосознании знания.

Среди разных подходов в применении рефлексивного принципа выделим те философские направления, где роль рефлексии особенно заметна.  В феноменологии Гуссерля рефлексия трактуется как универсальный способ познания сознания, при котором «поток переживания со всеми его разнообразными событиями. становится ясно постигаемым и анализируемым» (цит. по Философская Энциклопедия, 1967, с.501).

  Современная герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, К.Ясперс) усматривает основную функцию рефлексии в интерпретации и обосновании смысла, определяя рефлексию как отношение между смыслом и «Я».  Философия экзистенциализма (Ж. Сартр, М. Хайдеггер, С.

Франк) открывает в рефлексии новое содержание: она приобретает этическое свойство, становясь голосом совести человека и обретая контролирующую сознание функцию. Рефлексия как «осмысляющее мышление» (Хайдеггер, 1993) будит в человеке чувство вины, побуждает его оценить свою нравственную позицию, определить назначение своего бытия.

  Объективности ради, стоит упомянуть, что в философии понятия совести и рефлексии тесно соотносились и прежде. В подтверждение – известная фраза Канта: «Закон, живущий в нас, называется совесть. Совесть есть, собственно, соотнесение наших поступков с этим законом» (1966).

  Для отечественной философии рефлексивный подход тра- диционен и активно реализуется в таких направлениях, как рефлексия о содержании знания, представленного в различных формах культуры (искусстве, языке, науке и др.), рефлексия о самом процессе мышления (как мышление о мышлении), например, анализ путей и способов формирования этических норм.

  В условиях информационного общества, в связи с нарастающей дифференциацией и интеграцией знаний, особенно активно развивается методологическая функция рефлексии. В этой роли рефлексия привлекается для решения таких методологических проблем , как организация междисциплинарных научных исследований, повышение эффективности управления большими системами.

  Другим перспективным направлением реализации рефлексивного подхода в современной философской науке является изучение самореф- лексии науки.

Саморефлексия науки проявляется как осмысление ею своего места в духовной жизни общества, моральных принципов, определяющих саму допустимость исследования и его возможных последствий (например, проблема клонирования), как анализ языковых средств описания научных изысканий.

  Рефлексия в науке имеет как собственно научную, так и социальную, этическую и даже эстетическую направленность (например, анализ соответствия научного исследования принципу гармонии и простоты). Безусловно, такой подход способствует развитию научного поиска, повышает его продуктивность и вместе с тем обогащает его духовный потенциал (Ладенко, Семенов, Степанов, 1989).  Развитие знаний о рефлексии способствует ее дальнейшей дифференциации. В современной философии принято выделять три основных вида рефлексии:  – элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний, размышлению об их границах и значении;  – научная рефлексия как анализ и критика теоретического знания на основе методов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования;  – философская рефлексия как осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом (Митюшин, 1983).  В современной мировой философской науке пределы категории рефлексии существенно расширились. Помимо традиционной, ретроспективной функции рефлексии – критического анализа накопленного наукой знания – активно применяется ее конструктивная, творческая функция: разработка ценностей, целей, программ и самих средств научной деятельности. Рефлексия широко используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая либо в качестве методологического средства междисциплинарных разработок, либо объяснительного принципа для некоторых социальных и гуманитарных дисциплин (искусствоведение, социология, лингвистика и др.).

  Наконец, понятие рефлексии перестало быть только философским или общенаучным. Оно является теперь и специальнонаучным, в частности, психологическим понятием. Психологическая наука на протяжении последних десятилетий активно исследует проблематику рефлексии. Анализом изучения психологического содержания понятия рефлексии мы займемся в следующем разделе.

Задание для рефлексивного самоконтроля

  1. Как вы понимаете слово рефлексия? Попробуйте дать свое определение этому понятию. Постарайтесь при этом учесть этимологию этого слова (происходит от латинского reflexio, что значит.). Сравните ваше определение рефлексии с тем, как определяет ее Философский энциклопедический словарь.  2.

Подумайте, в чем видели назначение рефлексии древнегреческие философы? Попробуйте обобщить взгляды на рефлексию у Сократа, Платона, Аристотеля.  3. Демокрит говорил: «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли». Как вы думаете, какой из указанных видов познания имеет отношение к рефлексии?  4.

Вспомните, кто из философов понимал рефлексию как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления»? В чем особая заслуга этого философа в развитии знания о рефлексии?  5. Что новое появляется в содержании и функциях рефлексии в философии экзистенциализма?  6.

Как вы думаете, почему философы-экзистенциалисты связывали рефлексию с чувством вины, которое переживает человек?

  7. Проверьте себя: зачем современной науке нужна саморефлексия? Какую функцию она выполняет?

Добавить свое объявление Загрузка…

Источник: https://txtb.ru/143/2.html

Ссылка на основную публикацию