Что такое наглядно-образное мышление?

Что такое наглядно-образное мышление?

Наглядно-образное мышление – это процесс решения задач, во время которого человек работает с предметами, только представляя их себе зрительно, но, не взаимодействуя с ними в реальности. Другими словами, используя наглядно-образный мыслительный процесс, человек может переместить образ определенного предмета (например, телевизора) на любое место (например, в другую часть квартиры во время перестановки мебели), и представить, как он будет там смотреться, при этом, не перемещая его в реальности.

Наглядно-образное мышление: что это такое

Отличительной особенностью данного вида мышления является установление неординарных связей между свойствами и предметами. Оно необходимо, когда человек хочет что-либо получить в результате своей деятельности, но при этом он просто представляет ситуацию, как бы он это сделал и что получится в итоге. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.

Согласно психологу Ж. Пиаже в развитии детского мыслительного процесса можно выделить следующие этапы:

  1. Практические (сенсомоторные). Ребенок от рождения и до 2 лет познает мир при помощи манипуляций с предметами.
  2. Дооперационные. Начинаются примерно в 2 годика и продолжаются до 7лет. В это время развивается речь, а также способность в уме видеть образ предмета, выполняя с ним различные манипуляции.

Развитие образного мышления происходит в 4-5 лет, когда малыши постепенно переходят при решении задач от контактного способа с предметами к работе с их образами в уме.

ВАЖНО! Наглядно-образный мыслительный процесс становится основным в возрасте 5-6 лет. В это время для решения конкретной задачи ребенку уже не нужно взаимодействовать с предметом, он может произвести все свои действия в уме, на мысленном уровне.

Развитие наглядно образного мышления

В начале дошкольного периода малыши умеют решать задачи, связанные с передвижением, применением объекта только при непосредственном контакте с ним руками. Со временем у них проявляется способность во время поиска ответа не воздействовать на предмет тактильно, а делать упор на представление его в уме.

  Развитие критического мышления

Развитие наглядно-образного мышления возможно, если малыши могут сочетать различные части предметов, перемещать их, выделять главные признаки в уме.

Уже с 4 лет у детишек полностью формируются основные функции психики, что создает базу для интенсивного развития такого вида мыслительного процесса.

Именно в это время важно тренировать ребенка, а для этого разработаны специальные упражнения, которые разделяют на 2 группы:

Комбинационные

Основная их цель – позволить ребенку на базе набора определенных образов создать что-нибудь новое. Исходники могут быть самыми различными, от математических знаков, буквенных и цифровых символов, до сложных геометрических фигур.

Задачи ставятся по-разному. Можно попросить ребенка создать из цифровых и математических знаков фигурку человечка. Или предоставить полную свободу действий и посмотреть, что у него получится. К подобным задачкам относятся и задания на нахождение и восстановление недостающего элемента.

Хорошим упражнением считается игра «Шахматная доска», в которой предлагается из различных частичек создать поле, чередуя их. Можно организовать состязания на скорость и постепенно увеличивать размер полей.

Трансформационные

Цель таких упражнений по развитию наглядно-образного мышления состоит в изменении исходного, законченного образа, чтобы в итоге получилось что-то новое. Чаще всего используются упражнения со спичками.

Ребенку дается образ, сложенный из спичек или палочек. Предлагается убрать несколько спичек или переложить их так, чтобы получилась новая фигура.

Например, исходником является домик, из которого нужно сделать флажок, переложив палочки (спички).

Хорошо помогают скоростные задания. Участникам раздают листы с нарисованными в количестве 20 штук буквами «Ш». В качестве задачи предлагается дорисовать каждую букву так, чтобы появился новый предмет. Все 20 образов должны быть узнаваемыми и разными. После завершения времени, отведенного на задание, проводят его обсуждение по поводу узнаваемости и оригинальности созданных образов.

  Развитие когнитивного мышления

В качестве упражнения используют групповое рисование. При этом следует перед рисующими поставить задачу – создать нетривиальный образ. Можно немного сузить тематику и предложить нарисовать несуществующее чудовище или телефон будущего.

Для детишек можно предложить следующие упражнения:

  • нарисовать букву «Ш» и постараться повернуть ее так, чтобы получилась другая буква алфавита. Должна получиться «Е»;
  • описать каплю росы, рассвет, радугу, зубную щетку.

Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции, предоставляет возможность дошкольнику усваивать общие принципы существования вещей и явлений в реальности. Уровень развитости наглядно-образного мышления, который достигается в возрасте до 7 лет, является базисным вкладом в общий процесс формирования психики.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/naglyadno-obraznoe-myshlenie.html

Общая характеристика понятия «наглядно-образное мышление»

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания. косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Можно выделить индивидуальные стили мышления.

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора – «Что, если…».

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

Особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все ,что работает».

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

Индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения.

Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств.

Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как «образная», так и «понятийная» логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме.

Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает.

Другие хорошо оперируют образами.

Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

Основная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.

Читайте также:  Что называют синдромом арнольда киари?

Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е.

является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

Вывод: Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a17188.html

Наглядно действенное и наглядно образное мышление

Мышление, будучи теснейшим образом связанным со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Оглавление:

В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности но сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.

Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

Допонятийное и понятийное мышление

В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка.

Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичные, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 ле) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления — понятийное, или словесно- логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

Теоретическое и практическое мышление

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей.

Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения копыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческим — литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, модельерам и т.д.

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

Наглядно-образное мышление

Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

Наглядно-действенное мышление

Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект».

Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.

В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления.

По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/naglyadnoe-myshlenie.html

Основные виды мышления и их особенности

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой.

Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики.

Практически действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Предметно-действенное мышление

Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет.

Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий.

Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых.

Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах.

Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких то чек зрения.

В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей.

Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик. Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением.

Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.

Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).

Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный, наглядный материал. В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта.

И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

Источник: http://studbooks.net//psihologiya/osnovnye_vidy_myshleniya_osobennosti

Виды мышления: Наглядно-действенное, Наглядно-образное, Словесно-логическое, Теоретическое и Практическое, Творческое, Пралогическое

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.

Читайте также:  Что такое плюрализм: определение и виды

Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д.

, наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д.

сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета.

В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением.

Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т.

основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений.

Мышление т. характерно для научной деятельности.

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Источник: http://profalmazperm.ru/nagljadno-dejstvennoe-i-nagljadno-obraznoe/

Наглядно-образное мышление

Определение 1

Наглядно-образное мышление берет свое начало внутри наглядно-действенного и является следующей после него стадией развития мышления.

Для такого мышления характерно представление содержания мыслительной задачи в наглядной форме, при этом ее решение проводится посредством оперирования в уме образами/представлениями предметов (либо же их изображениями) за счет их полного или частичного преобразования.

Отсюда следует, что успешность решения задач наглядного типа напрямую зависит от уровня сформированности зрительных образов, а также мыслительных операций.

Как формируется наглядно-образное мышление. Основные принципы решения задач

Для изучения наглядно-образного мышления с последующей оценкой его сформированности активно применяется методика прогрессивных матриц Дж. Равена.

Также в процессе исследования, которое проводила В. А. Лонина, при сравнении слабовидящих школьников с их сверстниками, видящими хорошо, использовался метод исследования, который разработала Т. В.

Розанова, основывающийся на матрицах Дж. Равена.

Доказано, что интенсивный период развития наглядно-образного мышления приходится на весь период младшего школьного возраста и продолжается также в среднем школьном возрасте.

Но младший школьный возраст считается сензитивным периодом в развитии наглядно-образного мышления.

Это является закономерностью, так как этот возраст имеет прямую связь с развитием зрительных функций, продолжающееся до 13 лет (по Л. А. Новиковой, Д. А. Фарберу и прочим).

Эти закономерности в развитии мышления у школьников как младшего, так и среднего школьного возраста находят подтверждение в более высоком темпе увеличения количества правильных решений, выполненных самостоятельно к концу младшего школьного возраста в сравнении с окончанием среднего школьного возраста, а также в сокращении количества требующейся помощи и времени, которое было затрачено для нахождения решения.

Пример 1

Ученики 1 класса с нормальным зрением смогли самостоятельно найти верное решение в 72,6% заданий, ученики 4 класса — в 82,6%, ученики 7 класса — в 85,8%. Учащиеся со слабым зрением показали более низкие результаты: ученики 1 класса — 55,9%, 4 класса — 72,8% и 7 класса — 79,3%.

При сравнении этих показателей можно заметить, что у последней группы результаты ниже, чем у нормально видящих учеников. При этом более всего различаются ученики 1 класса — на 16,7%, в то время как семиклассники различаются всего лишь на 6,5%

Далеко не все задачи можно решить с одинаковой степенью успешности.

Более легкими являются те задания, в которых присутствует простое тождество, несколько сложнее — где есть усложненное тождество, а также симметрия.

При решении задач на аналогию школьники испытывают уже большие трудности. Но при этом к моменту перехода в старшие классы дети со слабым зрением справляются с ними вполне успешно.

Для процесса решения задач на наглядно-образное мышление необходим анализ, который заключается в распознавании отдельных элементов/частей фигуры или нескольких фигур, которые изображены на рисунке. Одновременно с этим требуется производить соотнесение, сопоставление и синтез (то есть установление связей среди разных элементов слияния всех частей в одну фигуру/комплекс фигур).

Замечание 1

Анализ, используемый при решении таких задач, а также сравнение, дают возможность выделить существенные признаки, связи, пространственные отношения конкретных элементов и частей с одновременным абстрагированием общих существенных свойств/связей.

Нарушение единства между анализом и синтезом, неполный/бессистемный элементарный анализ, неверное абстрагирование, поверхностное сравнение, выделение несущественных признаков/связей — все это приводит к одностороннему проведению синтеза, а также к неверным обобщениям, в основном — к неверному решению задач.

Если решение проводится повторно (возможно также проведение и третьей попытки), то часть ошибок исчезает.

Все дело в том, что при повторных попытках условия задачи дополняются полученной ранее информацией. Также в это время активизируются мыслительные процессы.

Более всего это характерно для школьников с нормальным зрением, так как они более быстро и успешно исправляют допущенные ранее ошибки.

Также большую роль в успешном выполнении задания играет достаточная степень четкости и устойчивости сформированных опытным путем зрительно-пространственных представлений. При замедленности и неточности процесса восприятия у учащихся со слабым зрением формируются представления нечеткие, неустойчивые, неполные и малодифференцированные.

При исследовании взаимодействия внутренней речи и наглядного мышления в процессе решения матриц Дж. Равена, Соколовым А. Н. было отмечено, что малые усложнения структуры таких задач приводят к необходимости в словесных определениях/умозаключениях.

При этом наглядное мышление трансформируется в наглядно-словесное.

В процессе наглядного мышления (например, при зрительном поиске похожих фигур) большая часть сложившейся ситуации в восприятии имеет образную форму, однако в случае необходимости проведения более детального анализа запускается механизм второй сигнальной системы, при котором:

  • осуществляется словесное фиксирование типичных признаков воспринимаемых фигур, с последующим переводом зрительной наглядности в систему знаков речи;
  • проводятся необходимые для нахождения решения умозаключения (в описываемом случае, в первую очередь, это разделительные и направленные на поиск аналогий умозаключения), которые принимают форму логических энтимем — то есть они имеют пропуски исходных посылок, так как те представлены наглядно (подробнее: Соколов А. Н. «Внутренняя речь и мышление». М., 1968).

При этом затруднения при решении одних и тех же задач испытывают школьники как с нормальным, так и со слабым зрением, однако показатели успешности решения этих задач у них различаются.

Основные типы ошибок в задачах на наглядно-образное мышление

Если в процессе решения задачи ее анализ был проведен недостаточно глубоко или же синтез был односторонним/частичным, то неизбежно появление ошибок. Это является следствием того, что школьники уделяют повышенное внимание только одному из признаков задачи, что и приводит их к неправильному решению.

Подобных ошибок существует большое разнообразие. Чаще всего встречаются следующие их виды:

  • те, которые являются следствием недостаточного учета признаков, присутствующих на рисунке, а также их поверхностного сравнения;
  • те, что являются следствием недостаточной оценки взаиморасположения различных компонентов или частей, из которых состоит фигура, в пространстве, а также того, как они относятся к общей структуре рисунка.

Все эти ошибки базируются на различных причинах, которые довольно сложно разграничить.

Первый тип ошибок по большей части основывается на первоначальном зрительном анализе условий заданий — то есть зависит от выделения важных и не особо важных признаков/связей геометрической фигуры или композиции, которые воспринимаются на рисунке.

Второй тип ошибок базируется на недостаточном владении операциями, направленными на восприятие пространственных отношений фигур/композиций, расположенных на плоскости листа.

Влияние плохого зрения на наглядно-образное мышление

Наглядное и понятийное мышление у детей с нарушениями зрения формируется и развивается согласно общим законам развития мышления для детского возраста.

Так, в дошкольный период идет развитие наглядно-действенного мышления, в младший школьный период активно идет развитие наглядно-образного и конкретно-понятийного мышления, после чего происходит переход к абстрактно-понятийному мышлению, которое является высшей стадией развития.

Замечание 2

Плохое зрение способствует относительно большей детской пассивности, которая проявляется в сфере реализации практической/познавательной деятельности в сравнении с детьми, имеющими нормальное зрение.

Все недостатки предметно-практической деятельности, которые проявляются у дошкольников, являются своеобразным формированием конкретно-понятийного мышления в процессе неполноценного развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети, имеющие зрительные дефекты, имеют большие потенциальные возможности в развитии наглядно-образного и словесно-понятийного мышления, которые имеют опору на наглядно-действенное мышление, а также с использованием различных методов абстрагирования/обобщения.

Своеобразие развития наглядно-образного и понятийного мышления у таких детей проявляется более всего в младшем и среднем школьном периоде.

Старшеклассники с проблемами зрения проявляют особенности развития образного мышления только при выполнении заданий достаточной сложности.

Замечание 3

При сравнении ошибок первого и второго типа, которые были сделаны школьниками со слабым и обычным зрением, было отмечено, что дети без зрительных проблем совершали их в существенно меньшем количестве: первого типа в три раза меньше, второго — в четыре раза. При этом у хорошо видящих учеников первого класса ошибок выявлено гораздо меньше, чем у учеников 4 класса с проблемами зрения.

У детей со слабым зрением преобладают ошибки второго типа ( в сравнении со второй группой), что объясняется неполноценной четкостью, а также устойчивостью зрительно-пространственных представлений, которые формируются практически. Все это является следствием неточного зрительного восприятия на фоне плохого зрения.

Существенная часть ошибок обоих типов, которые были допущены младшеклассниками в процессе решения заданий на основе трех наборов матриц Равена, может быть исправлена лишь при однократной или двукратной стимуляции (например, «посмотри внимательно»).

При этом учащиеся с нормальным зрением делают исправления быстрее и эффективнее, в то время как для детей с плохим зрением такая общая стимуляция часто не является достаточной.

В большей части решение заданий становилось возможным после помощи экспериментатора, который объяснял условия задач.

Рассмотрение характера и причин ошибок, которые наблюдаются при выполнении заданий трех наборов, дало следующую картину: дети с проблемным зрением задействуют при решении наглядных задач на аналогию точно такие же процессы, что и ученики с нормальным зрением. Но при наличии неполноценного зрения у детей имеются серьезные затруднения при выполнении зрительного анализа/синтеза большей сложности.

Читайте также:  Инфантильность, что это значит и как проявляется у взрослых?

Также стоит обратить внимание на то, что плоховидящие ученики существенно отличаются по успешности решения задач наглядного типа внутри различных возрастных групп. При рассмотрении представителей одной группы часть из них вполне успешно справляется с заданиями, другая часть отличается средней успешностью, у третьей она на низком уровне.

В течение школьного возраста наглядно-образное мышление у детей со слабым зрением претерпевает значительное развитие.

У них отмечается несколько ускоренный рост в период между 7-8 и 10-11 годами по сравнению с обычными школьниками.

Однако далее, между 10-11 и 13-14 годами, этот темп замедляется, число верных решений при этом увеличивается, но в незначительной мере. Поэтому изначальные различия между двумя указанными группами нивелируется.

При этом множеством авторов (как отечественных, так и зарубежных) было отмечено, что развитие мышления не находится в зависимости от серьезности нарушения зрения (например, так считают Земнова М. И., Литвак А. Г., Фром В. и многие другие). Мышление также может быть высоко развито у слепых и слепоглухих (Костючек Н. С., Солнцева Л. И. и другие).

В качестве источника мыслительной деятельности выступает восприятие действительности, осуществляемое при помощи зрения, слуха, осязания и прочих разновидностей чувствительности.

Слово в познании действительности играет обобщающую роль и имеет важное компенсаторное значение, которое помогает школьникам, даже тем, кто имеет серьезные нарушения зрения, выходить на границы непосредственного чувственного опыта.

Во время обучения и целенаправленной практики у детей с любым видом зрения меняется соотношение между словесно-логическим и чувственным.

При этом роль, которую выполняли непосредственные чувственные формы познания, сужается ввиду развития мыслительных операций и логической интерпретации фактических данных. Помимо этого, не менее важное компенсаторное значение имеют процессы интериоризации.

Замечание 4

Анализ решения задач, которое было выполнено школьниками, имеющими нарушения зрения, говорит о том, что усвоение содержания заданий, а также рассуждения/умозаключения у них не имеют отличий от школьников с нормальным зрением.

Большое значение для слабовидящих учеников имеет развитие дедуктивного мышления, опирающееся на индуктивные умозаключения, которые основываются на многообразии определенного наглядного опыта.

Для школьников важным компенсаторным значением обладает умение делать выводы, основанные на аналогии. В процессе формирования знаний, которые опосредствуют развитие понятий, существенное значение имеет речевое общение и применение коммуникативных технических средств. Речь, которая помогает усваивать знания, играет крайне важную роль в коррекции и компенсации проблемных зрительных функций.

понятий должно в полной мере раскрываться в наглядном материале, при условиях активной практической деятельности учеников. Чаще всего понятийные определения, которые дает учитель, должны сочетаться с демонстрацией определенного материала, в котором ученики должны выделять существенные признаки.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/spetsialnaja-psihologija/nagljadno-obraznoe-myshlenie/

Образное мышление. Развитие образного мышления

Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше.

Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

Как мы используем образное мышление?

•   Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно.

Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию).

Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

•   Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде.

Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь.

Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

•   Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

•   Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

—    Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

—    Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

—    Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака.

Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии.

Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Образное мышление у детей

Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить.

Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления.

На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

Образное мышление у взрослых

Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы.

После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления.

А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию.

Помогают в этом и развивающие тренажёры Битрейники. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ.

Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

  • Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!
  • Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

Источник: https://b-trainika.com/blog/myshlenie-obraznogo-myshleniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector