Что такое плюрализм: определение и виды

Добавлено в закладки: 0

Что такое плюрализм? Описание и определение понятия

Плюрализм – это присутствие в современном обществе большого числа разных организаций и институтов, которые имеют различные культурные, политические, религиозные, этнические, экономические интересы.

Политический плюрализм есть в обществе, в котором отсутствует сплочённый клан власти, власть распределяется по разным группам, которые конфликтуют меж собой в борьбе за власть.

Политический плюрализм относят, как к политическим, так  и к прочим общественным институтам, которые обеспечивают широкое разделение власти. С точки зрения политики плюрализм — это предпосылка демократии.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это позиция, в согласии с которой есть множество или несколько несводимых и независимых друг к другу видов бытия или начал, форм и оснований знания, стилей поведения и так далее.

Термин плюрализм относят к:

  • Религиозный плюрализм
  • Космический плюрализм
  • Идеологический плюрализм
  • Политический плюрализм
  • Плюрализм (философия)

Политический плюрализм — это принцип, который содействует существованию различных типов политических сил с конкуренцией меж ними за представительство в органах госвласти. Он предусматривает легальное столкновение интересов, дискуссии меж сторонниками разных точек зрения, то есть многопартийность.

Нужные, но недостаточные условия для политического плюрализма — это свобода массовой информации и свобода слова, политическая оппозиция, многопартийная система, парламентаризм, свободные выборы, общественные организации, которые независимы от государства .

Политический плюрализм применяет главные концепции социологического плюрализма (о равноправии причин социального развития) для того, чтобы обосновать идею многообразия практических действий по воплощению политических доктрин.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это философская позиция, в согласии с которой есть множество разных независимых, равноправных и несводимых друг к другу методологий познания и форм знания (эпистемологический плюрализм), или форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм имеет оппонирующую позицию в отношении к монизму.

Термин «плюрализм» ввели в начале XVIII в. Вольфом Христианом, последователем Лейбница для того, чтобы описать учения, противостоящие теории монад Лейбница, разных видов дуализма.

Плюрализм в философских системах

Что такое плюрализм: определение и виды

Плюрализм в конце XIX—XX веке получил развитие и распространение, как в философских андроцентрических концепциях, которые абсолютизируют уникальность личного опыта (экзистенциализм, персонализм), так и в эпистемологии (прагматизм Джеймса Уильяма, философия науки Поппера Карла и, в особенности, теоретический плюрализм его последователя Фейерабенда Пауля).

Эпистемологический плюрализм в качестве методологического подхода в науке, подчёркивая примат воли и субъективность знания в процессе познания (Джемс), социальную (Фейерабенд) и историческую (Поппер) обусловленность знания, критикует научную классическую методологию и это одна из посылок некоторых антисциентистских течений.

Космический плюрализм (от лат. pluralis — множество) — это теория, которая полагает существование большинства других, помимо Земли, населённых миров.

Общие представление

Космический плюрализм в качестве гипотезы существования многих, помимо Земли, миров, – это своего рода противоположность гипотезе уникальности Земли.

В первый раз это абстрактное допущение появляется в работах Анаксимандра (610 г. до н. э. — 546 г. до н. э.).

Идея космического плюрализма в последующие века имела широкое развитие и распространение не лишь в среде философов, но и общества в целом, и астрономов.

Взгляды древнегреческих мыслителей

Что такое плюрализм: определение и виды

Позже подход древнегреческих противников космического плюрализма являлся основанием идей геоцентрической системы Птолемея и послужил для «христианских» воззрений теоретической базой в оппозиции в данном вопросе.

Взгляды средневековья

Изначально, в Средние века, развитие идей космического плюрализма идёт преимущественно благодаря арабской культуре. Так, сказки «Тысяча и одна ночь», повествует о космосе, состоящем из разных миров, при этом, каждый со своими обитателями. Некоторые из тех миров по размеру больше Земли.

С творчеством восточных народов перекликаются работы исламского философа и шестого муджаддида Фахруддин ар-Рази (1149—1209). К примеру, в тафсире Мафатих аль-гайб (от арабского Ключи от сокровенного) он сообщает о том, что невозможно совместить всемогущество Аллаха с существованием только одного единственного мира.

Так Фахруддин ар-Рази не соглашается с геоцентризмом Аристотеля, Ибн Сина и Птолемея. Для того, чтобы усилить богословскую аргументацию, он ссылается на аят Корана из суры Аль-Фатиха: «Хвала Аллаху, Господу миров», обращая внимание на то, что термин «мир» стоит в множественном числе.

Оппонент в толковании данного аята — это Ибн Таймия. Он считал, что в этой ситуации имеются в виду только миры созданного и миры сокрытого, невидимые глазу. А помимо этого, по его мнению, также идёт речь о мирах разумов, ибо, в согласии с хадисами, ум и разум и (акл) — самое почитаемое и высокое творение Аллаха.

Окончание средних веков отмечалось продолжением борьбы меж гелиоцентрическим взглядом Коперника и геоцентрическим взглядом Птолемея. Но, такие достижения, как открытие законов Кеплера и изобретение телескопа, создали предпосылки для плавного доминирования плюралистических идей в научной области.

Взгляды эпохи Возрождения

Что такое плюрализм: определение и виды

Он считал, что следствие принципиального тождества небесной и земной материи — это гомогенность системы мироздания: те структуры, которые мы вокруг себя видим, должны быть во Вселенной повсюду . В частности, должны повсюду существовать планетные системы, как Солнечная:

Кроме этого, все данные миры могут являться обитаемыми, как и Земля. Планетные системы, а порой и сами планеты, Бруно назвал мирами. Эти миры не отделяются друг от друга непроницаемыми рубежами. Меж ними только пространство.

Бруно был первым, кто посчитал, что хотя бы некоторые звёзды — это далёкие солнца, центра планетных систем. Но тут он проявлял определённую осторожность, не исключая, что некоторые звёзды могут являться далёкими планетами Солнечной системы. Просто незаметно их передвижение вокруг Солнца, ввиду их огромных расстояний и продолжительных периодов обращения.

Взгляды Нового времени

Научно-техническая революция Нового времени и последующая эпоха Просвещения, сделали плюрализм доминирующей точкой зрения в научной среде.

Заметными работами данного периода был атлас Целлариуса Андреаса Harmonia Macrocosmica (1660), изображающий звёздное небо в видении и Коперника, и Птолемея, и книга Бернарда де Фонтенеля Entretiens sur la pluralité des mondes (1686) (рус.

Беседы о множественности миров), посвящена анализу космологии Коперника. Из сторонников плюрализма были не только философы, к примеру, Локк Джон, или астрономы, к примеру, Гершель Уильям, но даже и политики, включая Джона Адамса и Бенджамина Франклина.

В резуультате распространения научного скептицизма, отношение к космическому плюрализму переросло окончательно рамки просто богословия и философии, став частью вопросов, которые относятся к биологии и астрономии.

В конце XIX века Фламмарион Камиль, французский астроном, один их главных популяризаторов плюрализма в то время, в книге «La pluralité des Mondes habités» (1862) (рус. Множества обитаемых миров), в первые 20 лет выпускался более, чем в 30 изданиях, выдвинул идею, что жители других миров являются не просто разновидностью землян, а сугубо самостоятельными группами существ.

Взгляды Новейшего времени

Что такое плюрализм: определение и виды

Увеличившаяся, к 1970-м — 1980-м годам, весомость научного скептицизма, которая подразумевала

, в частности, фальсифицируемость и проверяемость, в умалила о многом частоту и значение применения термина «ко смический плюрализм». Но, дискуссия в приницпе продолжается. Некоторые её участники, к примеру, Фрэнк Дрейк или Карл Саган, могут вполне считаться сторонниками плюрализма, а сторонники гипотезы уникальности Земли — их скептиками или оппонентами.

Религиозный плюрализм (или суперэкуменизм) — это религиозное движение, которое стремится к унификации не лишь христианских конфессий (или экуменизм), но и мировых религий для достижения диалога религий.

Соответственно с суперэкуменической позицией, религий много — Бог един. Нет религии ниже или выше, все религии равны и улучшают духовный рост своих последователей. Поэтому суперэкуменизм — это религиозный плюрализм.

Все религии позитивны и являются дорогами человека к Высшей Истине и к Бог(ам). Бог(и) себя выражают в многообразии, крупные религии — это творчество Богов и человека. Мировые религии позитивны тем, что они носители общечеловеческих ценностей.

Суперэкуменизм побуждает отбросить нетерпимость, фанатизм, религиозную гордыню, ограниченность, разделение людей на мусульман, христиан, индусов, буддистов, иудеев и так далее.

Теософы в 1893 году провели и организовали в Чикаго Всемирный конгресс религий, где выступал от индуизма индийский религиозный деятель Вивекананда.

Главные теоретики религиозного плюрализма (суперэкуменизма): Хик Джон (англ.)русск., Ж. Миле, Ричард Люсьен (Lucien Richard), Ниттер Пол  (англ.)русск., Каурд Гарольд (Harold Coward), православный антиохийский богослов Митрополит Ливанских гор Георгий (Ходр).

Что такое плюрализм: определение и виды

Согласно мнению большинства исследователей, особенность нынешней информационной индустрии — это доминирование транснациональных и национальных корпораций (их владельцев в России называют олигархами).

Так, когда в США имеются десятки тысяч различных источников массовой информации (журналов, газет, кинокомпаний, телеканалов и издательств) к началу XXI в.

большая их часть контролируется 28 большими корпорациями.

Похожая ситуация была возможной частично из-за того, что в массовой коммуникации стал большим объем помещаемой рекламы.

Сегодня радио и телевидение зависят полностью от рекламы (журналы и газеты — немного меньше, нежели Интернет, но в Интернете зависимость от рекламы с каждым годом усиливается).

Размещение рекламы даёт огромные доходы, и они тем больше, чем аудитория, которая охвачена СМИ, которые содержат рекламу, многочисленнее.

Ориентация на увеличение потребительского круга диктует собственные законы постройки материалов для СМИ, в частности особенный подход к образованию программ новостей, которые должно воспринять как можно большее количество слушателей, читателей, зрителей. Именно потому проходит стандартизация информации, появляется некоторая консервативность, что сужает возможности человека разобраться самому в происходящих событиях.

Что такое плюрализм: определение и виды

Главной движущей силой образования данной гиперреальности является рыночный коммерческий принцип, который регламентирует показ в СМИ «сбалансированных», условных ценностей и образов, которые соответствуют мировоззрению «среднего потребителя», который стремился сохранять стабильность и избегать крайностей у большинства. В итоге такой информационной политики получится удовлетворять потребности и потребителей массовой коммуникации, и производителей: производители имеют широкий рынок сбыта, а потребители — информацию, которая не задевает их систему норм и ценностей.

Мы коротко рассмотрели плюрализм: в системах философии, общие представления, взгляды древнегреческих мыслителей, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, Новейшего времени, СМИ. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Источник: https://biznes-prost.ru/plyuralizm.html

Плюрализм: что это простыми словами, принципы, признаки, политический, идеологический, конституции, государства, права

Что такое плюрализм: определение и виды

Плюрализм — это множество равных по своей значимости взглядов, суждений. Данное понятие многие связывают с политикой и борьбой различных партий, но оно используется и в других сферах.

Принцип плюрализма, его обусловленность

Принцип действия плюрализма заключается в существовании различных форм и видов экономического и политического самовыражения граждан.

Факторы, способствующие распространению данного принципа:

  • переход от главенства труда к осознанию важнейшей роли знаний, в результате чего утрачиваются обязательства каждого перед обществом, ослаблениесоциальных связей;
  • изменение характера труда большинства представителей общества, рост интеллектуализации работы;
  • дематериализация производства;
  • развитие технологий производства и средств передачи информации;
  • увеличение способов коммуникации между людьми;
  • появление новых форм организации бизнеса;
  • распространение гибких производственных систем, способных быстро реагировать на изменения;
  • новые способы участия работников в управлении собственностью и прибылью от нее;
  • переход к “обществу услуг”, при котором большинство людей не делают товары, а предлагают нематериальные услуги другим.

Признаки

Основные признаки плюралистического устройства общества:

  • активность: взаимодействие людей, имеющих разное мнение на проблему, их влияние друг на друга;
  • взаимопонимание: члены общества не просто принимают факт существования разных мнений, но и стараются понять других;
  • невмешательство в дела других: способность людей уживаться с парадигмами мнений других, а не стараться их изменить;
  • наличие диалога: умение всех сторон находить компромисс в ходе встреч и диалогов, их способность к конструктивной критике и самокритике.
Читайте также:  Кратко о гештальтпсихологии - что это такое, представители

Разновидности

Основная концепция этого явления — равноправие существующих позиций, какающихся какого-либо вопоса. Выделяют много видов плюрализма, отражающих ее:

  • политический;
  • правовой;
  • философский;
  • плюрализм мнений;
  • идеалистический;
  • религиозный;
  • космический.

Что такое плюрализм: определение и виды

“Плюрализм” (от лат. pluralis) дословно переводится “множественный”. В политических словарях можно найти следующие значения этого термина:

  • Учение, согласно которому бытие людей, как и знание, имеет несколько начал.
  • Организация власти, при которой основные организации и партии взаимодействуют друг с другом, высказывая противоположные точки зрения.
  • Политическое устройство государства, допускающее существование и свободное выражение в СМИ взглядов на будущее страны и общества. Оно характеризуется многопартийностью, свободными выборами, наличием парламента и независимых от государства организаций, свободами слова и СМИ.
  • Система устройства общества, где разные социальные группы имеют институционные средства выражения своих интересов: профсоюзы, партии, различные церковные и общественные организации.

Правовой

Это явление предполагает наличие в стране нескольких правовых систем. Например, на Северном Кавказе действуют российское законодательство, кодекс ислама шариат и традиции местного населения. Для решения возникающих проблем могут использоваться все 3 способа разрешения споров.

Некоторые юристы считают, что разные правовые системы способствуют расколу общества. Другие имеют противоположную точку зрения: разные юридические институты появляются после реформ и дают возможность населению привыкнуть к нововведениям, в результате чего общественное напряжение снижается.

Философский

Философский плюрализм подразумевает то, что есть несколько равных основ бытия. Соответственно существуют разные способы познания.

Эта идея послужила основой для появления большого количества философских течений в конце 19 — начале 20 вв. Многие исследователи высказывали свои идеи о том, кто такой человек, где его место в мире, что есть истина и как принимать верные решения. Мысли разных ученых часто противоречили друг другу и становились основами философских школ.

В итоге плюрализм привел к тому, что знания стали считаться субъективными, а степень доверия к классической науке снизилась.

Плюрализм мнений

Каждый имеет свое мнение и принципы. Он также признает, что у окружающих могут быть другие взгляды на жизнь. При этом он не соглашается со всем, что ему говорят, а только уважает другие точки зрения. Плюрализм позволяет людям жить в мире между собой, имея разные убеждения.

Идеалистический

Этот вид плюрализма предполагает то, что взгляды каждого имеют право быть. Человек вправе развивать и защищать свои ценности. При этом ни одна из позиций не может быть признана верной, так как людям не дано знать всю правду о мире.

Религиозный

Плюралисты считают, что все религии равны. Они равны. Все верования помогают людям достичь духовности, а значит полезны. Бог для всех един, он не разделяет верующих по религиозным убеждениям.

Религиозный плюрализм — теологическое течение. Оно появилось после того, как в Чикаго в 1893 г. состоялся Всемирный конгресс религий, где представители разных конфессий обсудили особенности веры. Многие предложили не разделять верующих по конфессии и не осуждать людей, проповедующих другие ценности.

Во всех религиозных текстах изложены общие мысли о Боге и правилах, которые должны соблюдать люди на Земле. Поэтому разные конфессии можно считать разные точки зрения по поводу наследия Всевышнего на нашей планете.

Космический

Космический плюрализм — научное течение, предполагающее, что Земля — не единственная планета, на которой живут разумные существа. Эта идея наиболее распространена среду астрономов и философов.

В Древней Греции появились люди, считающие, что число миров бесконечно, но ни в одном из них точно не знают о существовании других. Оставались и те, кто думал, что Земля — уникальная планета. Когда был изобретен телескоп, сторонников этой идеи стало больше.

В период Возрождения Джордано Бруно активно доказывал, что есть много миров. У него было много последователей.

В эпоху Просвещения эта идея получила широкое распространения благодаря появлению математики, астрономии и биологии. Ученые открывали новые факты, говорящие о том, что люди очень мало знают о себе и о месте, в котором живут.

В 70-х гг. 20 в. наиболее известным представителем космического плюрализма стал Константин Циолковский. Он предполагал, что на других планетах живут не люди, а неизвестные нам существа, а также что космос бесконечен.

К единому мнению по поводу наличия других миров не удалось прийти до сих пор, так как нет фактов доказывающих или опровергающих наличие жизни на других космических объектах. Толерантность помогает избежать конфликтов и в этой области познания.

Основная концепция плюрализма применима не только к научным и политическим сферам. Разные мнения допустимы в любой области познания. Способность вести диалог, имея противоположные убеждения, помогает людям жить в мире и согласии.

Источник: https://w.today/otnosheniya/plyuralizm

❶ Что такое плюрализм

11 декабря 2011

Автор КакПросто!

В истории мира нередки случаи, когда решение острых проблем было найдено без воздействия грубой силы — за столом переговоров, путем жарких дискуссий, при взаимоуважении и учете интересов всех сторон. Это одна из форм проявления плюрализма. Так что же такое плюрализм?

Что такое плюрализм: определение и виды В общем смысле, под плюрализмом понимается такое виденье мира и действительности, согласно которому существуют всегда несколько несвязанных друг с другом форм бытия, знаний об окружающем мире, разнообразных жизненных методов и прочих вещей. Плюрализм подразумевает под собой многофункциональность повседневной жизни, в которой есть место несвязанным друг с другом вещей, но они все равно соседствуют друг с другом несмотря ни на что. Существует несколько общепринятых форм плюрализма:

Философская трактовка плюрализма очень близка той, которая указана выше. Под бытием подразумевается не только материальные или абстрактные понятия о жизни, но и знания о мире. Таким образом, в философии под плюрализмом имеется ввиду соседство абсолютно равноправных по отношению друг к другу и независимых форм знания или бытия.

Политический плюрализм – это один из основополагающих принципов жизни любого демократического государства. В политике под плюрализмом подразумевается законное противодействие различных по своим интересам и идеологиям политических сил за право быть во власти и политической жизни страны.

Силы могут быть разными по масштабам, интересам, идеологиям, мыслям и мнениям, но они сосуществуют и постоянно взаимодействуют друг с другом. В это заключается политический плюрализм.Религиозный плюрализм несколько далек по смыслу от иных трактовок.

Религиозный плюрализм (Суперэкуменизм) – это особое религиозное движение, главной целью которого является создание единого целого из всех существующих в мире конфессий. Принципами суперэкуменизма являются полная и безоговорочная терпимость ко всем существующим в мире религиям и признание всех путей общения человека с Высшим Разумом равнозначными и равностепенными.

Если посмотреть вокруг, то явление плюрализма можно заметить везде: на улице, дома, на работе, в кинотеатре и многих других местах. Суть его везде одна и та же – принятие окружающих вещей и людей такими, какие они есть от природы.

Видео по теме

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-94342-chto-takoe-plyuralizm

ПЛЮРАЛИЗМ

от лат. pluralis — множественность] — демонстрация и реализация различных, инвариантых позиций, мнений, точек зрения в условиях совместной деятельности и общения по поводу вопросов и задач, личностно значимых для каждого и принципиально важных для общности в целом.

При этом необходимо специально обговорить, что несовпадение мнений, отсутствие их нивелировки, поверхностного единства ни в коей мере не означает, что в общности сложилась конфликтная ситуация.

Более того, на этапе дискуссионного определения «что» и «как» следует делать подобное откровенное столкновение индивидуальных мнений, что позволяет уже после принятия группового решения, когда выработана тактика дальнейших единых действий, не возвращаться к спорным вопросам, не «откатываться» на предшествующую фазу выработки согласованных групповых планов.

Кроме того, совершенно очевидно, что без плюрализма мнений на этапе принятия группового решения практически был бы невозможен тот нередко случающийся интеллектуальный «прорыв», с надеждой на который и проводится, например, наиболее распространенная техника групповой дискуссии — брейншторминг.

Следует подчеркнуть, что плюрализм мнений ничего общего не имеет с конфликтным противостоянием позиций, с непримиримой конкурентностью и ни в коей мере не предполагает попыток на этапе уже реализации принятого решения возложить груз ответственности на другого и снять его с себя, если на этапе обсуждения победило мнение оппонента.

Конечно, подобная реакция нередко случается, но, как правило, лишь в группах невысокого уровня социально-психологического развития и при этом тогда, когда речь идет не об изначальном плюрализме мнений членов общности, а о принципиально низкой степени ценностно-ориентационного единства в ней и об отчетливо выраженном конкретно-конфликтном противостоянии ее членов друг другу.

Несмотря на то, что в последние годы термин «плюрализм» достаточно широко применяется в психологии малых групп, все же это понятие чаще применяется в психологии больших групп и, прежде всего, в политической психологии, так как именно он характеризует систему взаимоотношений в действительно демократическом обществе, а отсутствие плюрализма выступает в качестве одного из важнейших критериев, позволяющих оценить социум в качестве тоталитарного.

Прямым следствием дефицита плюрализма в группе является широко известный в социальной психологии феномен «огруппления» мышления, который не только существенно снижает эффективность совместной деятельности, но и часто делает попросту невозможным принятие по-настоящему качественных решений. Более того, нередко «огруппление» мышления приводит к катастрофическим последствиям.

Данный феномен впервые был зафиксирован И. Джанисом на основании анализа процесса принятия ряда откровенно провальных решений высшим политическим руководством США, в частности, действий администрации Ф. Рузвельта в ситуации назревающего военного столкновения с Японией в 1941 г., попытки силового устранения режима Ф. Кастро на Кубе в 1961 г.

и эскалации военного вмешательства США в ситуацию во Вьетнаме в 1964—1967 гг. И.

Джанис сформулировал восемь симптомов «огруппления» мышления, а именно: иллюзию неуязвимости, безусловную веру в этичность группы, рационализацию, стереотипный взгляд на внешних оппонентов, часто позиционируемых как противник, сильное давление конформизма, самоцензуру, иллюзию единомыслия и наличие в группе «умохранителей».

Иллюзия неуязвимости проявляется в том, что группа проявляет излишний оптимизм относительно своих возможностей, не позволяющий адекватно оценить внешние угрозы и выявить уязвимые точки собственной позиции.

Зараженные безусловной верой в этичность своего сообщества «члены группы верят в неотъемлемо присущую ей добродетель и отвергают все рассуждения о морали и нравственности»1.

Рационализация является групповой формой аналогичной индивидуальной психологической защите. В процессе принятия решения члены группы заняты не анализом возможных альтернатив, а поиском псевдорациональных обоснований одной единственной позиции.

  • Стереотипный взгляд на внешних оппонентов проявляется, прежде всего, в том, что «попавшие в болото огруппления мышления рассматривают своих противников как слишком злонамеренных, чтобы вести с ними переговоры или как слишком слабых и неразумных, чтобы защитить себя от планируемых ими действий»2.
  • Давление конформизма становится явным и проявляется в открытых, целенаправленных санкциях против нарушителей единомыслия: «Тем, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, члены группы дают отпор иногда даже не с помощью аргументов, а при помощи насмешек, задевающих лисность»1.
  • Самоцензура: «Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения»2.
  • Иллюзия единомыслия является следствием сильного давления конформизма в сочетании с самоцензурой, поскольку таким образом создается видимость единодушной поддержки решения, «более того, кажущийся консенсус подтверждает правильность группового решения», поскольку «Все эти незаурядные люди не могут одновременно ошибаться»3.
  • Наличие в группе «умохранителей» предполагает, что «некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений»4.
Читайте также:  Амбивалентные чувства в жизни и в отношениях

Еще раз подчеркнем, наличие даже некоторых из перечисленных симптомов может существенно снизить эффективность групповой деятельности и ограничить способность группы к принятию креативных и инновационных решений.

Полномасштабное же «огруппление» мышления практически неизбежно влечет за собой «провальные» результаты. Этому имеется множество подтверждений не только в политической, но и в бизнес-практике.

Так, например в истории бизнес-катастрофы, связанной с крахом проекта «Иридиум», фактор огруппления мышления сыграл одну из ключевых ролей.

В этой связи особый интерес представляют меры, предложенные И. Джейнисом для предотвращения «огруппления» мышления. Он сформулировал их в следующих основных положениях:

1. «Лидер должен поощрять каждого члена группы высказывать свои возражения и сомнения, возникающие по поводу предлагаемых решений. Чтобы это было эффективным, лидер должен демонстрировать готовность к восприятию критики своих собственных идей.

2. Лидер с самого начала должен сохранять беспристрастность в развернувшихся дискуссиях и выражать свои предпочтения и ожидания только после высказывания точек зрения остальных членов группы.

3. Группе следует разделиться на подкомитеты для независимого обсуждения проблемы и затем вновь собраться вместе, чтобы прийти к единому решению.

4. Периодически к участию в групповом обсуждении следует привлекать независимых экспертов и поощрять их к поиску слабых мест в позициях членов группы.

5. В ходе каждой встречи хотя бы одного человека следует назначать на роль “адвоката дьявола”, оспаривающего выдвигаемые группой идеи.

Эти предложения направлены на усиление способностей группы рассматривать множество альтернатив, устранять иллюзии согласия и более полно учитывать релевантную информацию»5. Совершенно очевидно, что речь в данном случае идет именно об обеспечении реального плюрализма мнений в контактном сообществе.

Еще одним важнейшим средствам обеспечения плюрализма в группе являются групповые нормы, особенно в той их части, которая касается принятия решений и обеспечения прав меньшинства.

Как правило, при принятии решения, группы руководствуются одним из двух принципов: «побеждает большинство» или «побеждает истина».

Что касается первого из них, то «в соответствии с правилом победы большинства, группа в результате соглашается с той позицией, которая имеет наибольшее число сторонников, даже если это большинство оказывается незначительным»1.

Принцип «побеждает истина», в свою очередь, предполагает, что «на основании представленной … информации и различных аргументов члены группы убеждаются в истинности определенной позиции, даже если поначалу ее разделяло меньшинство членов этой группы»2.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/plyuralizm.html

ПЛЮРАЛИЗМ

наличие различных мнений, взглядов. Наиболее типичная форма дуализм.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

лат. pluralis – множественный) – один из фундаментальных принципов правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов эконом., политич. и культур. жизни общества.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история

лат. – множественный) – организация общества, которая основывается на поощрении многообразия и свободной конкуренции между различными общественными элементами, осуществляемой по определенным “правилам политической игры”.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

Источник: Исторические термины: краткий глоссарий

множественный — философское учение, согласно которому в мире существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин введен X. Вольфом в 1712 г. Утверждает существование двух начал — материального и идеального. Противоположность П. — монизм — признает единую основу всего существующего.

Кроме того, термин характеризует политическую систему общества, при которой социальные группы общества имеют организационные возможности для выражения своих интересов через своих представителей в политических партиях, профсоюзах, церковных и других организациях.

Активно употреблялся в политическом лексиконе периода «перестройки» в СССР.

Источник: Словарь исторических терминов

от лат. pluralis – множественный) в историко-филос. науке – отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. развития; в теоретико-познават.

плане – утверждение равноправности любой системы ист. анализа (психологич., ценностной, формально-логич. и др.), что в конечном счете ведет к отрицанию существования единой (объективной) ист. истины. Являясь реакцией на все более открывающееся человеческому познанию действительное многообразие ист.

процесса, на неспособность идеалистич. монизма (от гегельянства до теизма) дать науч. объяснение истории, выражая неприятие бурж. историографией марксизма с его материалистич. монизмом, П. приобрел с сер. 19 в. широкое (ныне господствующее) влияние в бурж. историко-филос.

науке, не представляя при этом единой историко-филос. концепции.

Тезис о “многовариантности” ист. процесса, о бесчисленности путей ист. развития, составляющий гл. содержание П., – не только отрицание монистич. взгляда на историю; он оборачивается отрицанием закономерности ист. развития. Этот тезис не имеет ничего общего с марксистским положением о многообразии форм и путей развития общества в пределах каждой обществ.-экономич. формации, о возможности сочетания в ту или иную ист. эпоху черт “соседствующих” формаций и т. д. В пределах общего для всех плюралистов признания множественности факторов, определяющих пути движения общества, различаются чисто идеалистич. направления (неокантианство, презентизм, экзистенциализм, циклизм) и направления, пытающиеся эклектически сочетать материалистич. и идеалистич. объяснения истории. Последние, выявляя и стремясь синтезировать материальные и духовные факторы, рассматривают их только в отношениях координации, но не субординации (синтеза исторического школа, в определенной мере позитивизм, бурж. структурализм). Коренная противоположность марксизма П. в этом отношении состоит в том, что, отнюдь не отрицая множественности факторов ист. развития, марксизм выделяет субординацию как определяющую форму их связи, а экономич. фактор (базис общества) – как решающий в системе субординации (что отнюдь не означает невозможности выдвижения на первый план на определенных этапах такого фактора, как обществ. сознание, идеология и т. д.). Е. Э. Печуро. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: https://interpretive.ru/termin/plyuralizm.html

Плюрализм: определение понятия

Значение слова плюрализм – позиция, при которой есть не одно, а множество несоединимых друг с другом начал бытия, форм поведения, конфигураций мировоззрения. По большому счету, философы подразделяются на материалистов и их противников – идеалистов.

Первые смотрят на мир через природную составляющую. Объект исследований философов-материалистов – разнообразные формы общественной и духовной жизни человека. Суть материалистической идеи – в сочетании объективного начала (за основу наблюдений берется социум) и субъективного – принимается во внимание личный опыт конкретного индивидуума.

  • Рекомендуем: Что значит понятие: перцепция?
  • Идеалисты развивают свою идею, основываясь прежде всего на мышлении человека, его идеях, они движутся от мысли, от человеческой уникальности – ко всей полноте окружающего мира, а материалисты – наоборот, от мира к индивидуальности.
  • Плюрализм в демократическом обществе – разнообразие заинтересованностей, ценностей, концепций, представлений, общественных и общественно-политических течений в демократическом мире. В европейской практике наибольшую популярность приобрел термин “демократический плюрализм”, который включает в себя все без исключения главные элементы концепций свободомыслия:
  • Вольное избрание властей, при соблюдении условия свободы выдвижения кандидатур; свобода образования политических организаций; общее и равное избирательное право; равные права на агитацию; следование правилу «один человек – один голос».
  • Власть большинства, с признанием права меньшинства на выражение своей позиции, в рамках законодательства.
  • Большинство обязано уважать оппозицию, существует непреложное право на свободную критику действующего правительства, предполагается возможность изменения направления развития при смене политической верхушки в результате честных выборов.
  • Конституционализм – абсолютно все должны соблюдать конституцию.
  • Обеспечение главных прав и свобод гражданина, для чего необходимо крепкое гражданское общество. Следуя принципам плюрализма в политике, общество отказывается от господства насилия в государстве, деспотизма, тоталитаризма, диктатуры и цензуры, а напротив, готово к поиску компромиссов и консенсусов.

Общие понятия

Следует обратить внимание на то, что философская концепция как наука не всегда может дать точные и однозначные ответы, здесь тоже бывают некоторые противоречия и расплывчатые формулировки.

Самый сложный для философии вопрос – сколько же на самом деле глубинных основ во вселенной? Одна, две, а быть может, бесчисленное множество? Попытки отыскать решение данной проблемы привели к выделению трех подтипов философии: плюрализма, моноизма и дуализма.

Рекомендуем: Парадигма — это

В том случае, если предусмотрено лишь два противоборствующих мнения, теория носит название дуализм. В качестве примера таких противоположностей можно рассматривать белое с черным, доброе начало и злое, тьму и свет и так далее. Из этого можно сделать вывод, что дуализм – лишь частный случай определения плюрализма.

В противовес предыдущим двум постулатам мировоззрения, моноизм утверждает тезис о том, что во вселенной принято лишь одно начало, и оно может быть из догмы материализма или идеализма.

Если брать обобщенно, плюрализм в философии – это такой подход в теории, который подразумевает великое множество разнообразных сущностей в понимании существа, которые сильно различаются между собой, а моноизм – понятие о едином начале всего существующего.

Монизм, дуализм и плюрализм – три основные составляющие общего философского направления.

Рекомендуем: Что такое идеализация?

Идеологический плюрализм закреплен в законе всех государств. Он является основой, которая гарантирует многообразие и плюрализм мнений, идеологических посылов, – разумеется, если в них нет призыва к агрессии, насилию, межэтнической и межрелигиозной розни.

Сама по себе современная структура государства является подтверждением того, что плюрализм в философии тесно связан с нашей обыденной жизнью.

Можно предположить, что такое разнообразие во мнениях и мировоззрении возможно лишь потому, что на планете существует великое множество людей, а соответственно, и мнений, к которым добавляются идеологические, региональные, исторические и другие особенности.

Догматики и скептики

В противовес догмату, философ, скептически настроенный, не разрабатывает ни своего собственного восприятия, ни распространяет чье-либо – он лишь критикует придуманное другими. Налицо некий деструктивизм во мнении, уж такой тут принцип плюрализма.

Читайте также:  Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

В широком понимании плюрализм можно разделить на такие подпункты:

  • Плюрализм в религиозных вопросах.
  • Политический плюрализм в государстве.
  • Плюрализм в философии.
  • Космический плюрализм (признание того, что Земля – не единственная населенная планета во вселенной).
  • Идеологический плюрализм.

Космический плюрализм – противоположность теории о том, что Земля уникальна и больше нигде нет разумной жизни. В последние десятилетия космический плюрализм распространился в обществе, выйдя за рамки узкого круга ученых в людские массы, и стал многими признаваемым представлением.

Воздействие на СМИ

Как это ни странно прозвучит, но такое понятие, как плюрализм, в современных средствах массовой информации отсутствует. Как же так, спросите вы? Ведь на уличных лотках мы видим множество изданий, публикующих новости, мнения, экспертные оценки и так далее.

Рекомендуем: Гипотеза — это

Выбирается такая модель, которая приносит больше денег. А учитывая, что практически все средства массовой информации контролируются конкретными корпорациями, из, казалось бы, сотни газет и десятков каналов, у нас всего лишь пара-тройка владельцев всего этого. Да и те ограничены рамками прибыли.

Газета, публикующая непопулярные статьи о проблемах в обществе, экономических, социальных, политических, критикующая ту или иную позицию, да и вообще, не попадающая в категорию “массовости”, заведомо обречена на банкротство.

Поэтому и продолжают работать только те СМИ, которые либо приносят прибыль, либо спонсируются определенными лицами для достижения конкретных целей. Плюрализм как таковой здесь напрочь отсутствует.

Это же может относиться и к другим сферам – кино, живописи, – такова нынешняя массовая культура. Андрей Воробьев

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/plyuralizm.html

Политический словарь – значение слова Плюрализм

(PLURALISM) – наличие в современном обществе разнородных институтов и организаций, имеющих разнообразные (diversified) религиозные, экономические, этнические и культурные интересы.

Политическим плюрализмом характеризуется общество, где власть (властное могущество) (power) широко распределена между многочисленными группами, которые находятся в подвижных состояниях конфликта, соперничества и сотрудничества друг с другом.

Политический плюрализм [как характеристика ] может относиться также к правительственным и другим общественным институтам, обеспечивающим возможность столь широкого разделения власти. Как политическая философия плюрализм означает точку зрения, согласно которой разнообразие (diversity), будучи предпосылкой демократии, является желательным.

Иногда социальный плюрализм противопоставляют, подчеркивая роль волюнтарных групп в индустриальном обществе, культурному плюрализму досовременных или традиционных обществ, где более значимы “натуральные” групповые образования, в основе которых такие факторы, как расовый, языковой, кастовый или религиозный.

Социальный плюрализм предполагает столкновение групповых интересов, но в рамках – как на это рассчитывают – общего ценностного консенсуса, тогда как культурный плюрализм есть продукт расколов по поводу базовых ценностей. Реальное значение.

Рассредоточение власти между множеством групп разного типа и характера является в настоящее время общепризнанным среди политологов независимо от того, применяют ли они “групповой подход” в своих собственных исследованиях.

В демократическом обществе наличие многочисленных конкурирующих групп, оказывающих друг на друга в целом взаимоуравновешивающее давление, призвано воспрепятствовать тому, чтобы в обществе доминировала одна какая-либо группа. Американские политологи в общем приемлют плюралистическую модель как желательную, по крайней мере в современном индустриальном государстве. Под сомнение ставилась ее желательность в более молодых культурно плюральных государствах, где при отсутствии объединяющих ценностей высокая степень плюралистического распределения власти может подрывать публичный порядок и вести к дезинтеграции государства. Даже в развитых странах плюралистическая демократия критиковалась за то, что она порождает много групп, располагающих правом вето, и потому медленно откликается на требования перемен.

Смотреть значение Плюрализм в других словарях

Плюрализм М. — 1. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей (противоп.: монизм). 2. Один из фундаментальных…….. Толковый словарь Ефремовой

Плюрализм — плюрализма, мн. нет, м. (от латин. pluralis – многочисленный) (филос.). Идеалистическая философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму). Толковый словарь Ушакова

Плюрализм — -а; м. [от лат. pluralis – множественный]1. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания……..

Толковый словарь Кузнецова

Плюрализм — лат. pluralis англ. – pluralism – множественный А Принцип устройства общества, согласно которому утверждается необходимость многообразия субъектов экономической, политической…….. Экономический словарь

Политический Плюрализм — – наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений и формирований, действующих в рамках Конституции, которая провозглашает их равенство перед законом. Экономический словарь

Плюрализм — (от лат. pluralis – множественный) – в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства,…….. Юридический словарь

Политический Плюрализм — – наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений и формирований, действующих в рамках Конституции, которая провозглашает их равенство перед законом. Юридический словарь

Плюрализм — (от лат. pluralis – множественный) – 1) философское учение,согласно которому существует несколько (или множество) независимых началбытия или оснований знания. Термин “плюрализм”…….. Большой энциклопедический словарь

Плюрализм — — множественный — философское учение, согласно которому в мире существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин введен X. Вольфом в 1712 г. Утверждает…….. Исторический словарь

Политический Плюрализм — – концепция, согласно которой в современном обществе взаимодействуют различные политические партии и иные общественные организации (профсоюзные, церковные, предпринимательские…….. Исторический словарь

Плюрализм — (от лат. pluralis – множественный) в историко-филос. науке – отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально…….. Советская историческая энциклопедия

Плюрализм — (от лат. – множественный) (группенсекс), перверситет, заключающийся в проведении групповых половых актов на глазах друг у друга. Сексологическая энциклопедия

Плюрализм Сексуальный —         (лат. pluralis – множественный), см. Триолизм. Сексологическая энциклопедия

Культурный Плюрализм — См. плюрализм (4). Психологическая энциклопедия

Онтологический Плюрализм — – “несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу” [Blackborn, 1996, c. 290-291].Плюрализм часто ассо-циируется…….. Психологическая энциклопедия

Плюрализм

Источник: http://slovariki.org/politiceskij-slovar/3819

Что такое Плюрализм

Значение слова Плюрализм по Ефремовой:

Плюрализм — 1. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей (противоп.: монизм). 2.

Один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. 3.

Множественность мнений, суждений, взглядов и т.п. как один из принципов общественного устройства.

Плюрализм в Энциклопедическом словаре:

Плюрализм — (от лат. pluralis — множественный) — 1) философское учение,согласно которому существует несколько (или множество) независимых началбытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712).

2) Характеристика демократической политической системы общества, прикоторой социальные группы имеют органичные (институционные) возможностидля выражения своих интересов через своих представителей (политическиепартии, профсоюзы, церковные и другие организации).

Значение слова Плюрализм по Религиозному словарю:

Плюрализм — Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 г.

Значение слова Плюрализм по словарю Ушакова:

ПЛЮРАЛИЗМ, плюрализма, мн. нет, м. (от латин. pluralis — многочисленный) (филос.). Идеалистическая философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму).

Определение слова «Плюрализм» по БСЭ:

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный)философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. П.

противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное. 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба П. и монизма, но и как столкновение разных форм П.

, например материалистического и идеалистического П. Так, античный атомизм — материалистический вариант П., поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант П., представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций — монад.

Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал («четырёх стихий» — земли, воды, воздуха и огня и т.п.

), каждое из которых характеризует в своей специфичности определённую сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла П. Классическая философия 17-18 вв.

в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.Развитие идеалистической философии в конце 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П.

, что находит своё выражение прежде всего в Персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме,«критической» онтологии Н. Гартмана.

В гносеологии обращение к П. было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19-20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

Превращение П. в осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений идеалистической «философии науки», как, например, конвенционализм А. Пуанкаре (Франция), концепция «критической методологии»,предложенная английским философом К. Поппером и его учениками (П. Фейерабендом и др.) и называемая ими «теоретическим П.», и др. Вместе с тем в науке усиливается и противоположная тенденция — к интеграции знания и построению единой картины мира.В современной буржуазной социологии П. как методологическая ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политического П., трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие заинтересованных групп (см. «Плюралистической демократии» теория).Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что существует П. внутри марксизма, выражающийся в различных равноправных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в существовании множества«моделей» социализма, не имеющих между собой ничего общего. Эти антинаучные концепции отвергают интернациональный характер марксизма-ленинизма и общие закономерности строительства социалистического общества.Диалектический материализм преодолевает ограниченность как вульгарного монизма, так и П. и, подчёркивая материальное единство мира, развивает одновременно учение о качественно различных формах движения материи, о многообразии и сложной взаимосвязи разных сфер и уровней бытия.Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, M., 1911. Цехмистро И. З., Диалектика множественного и единого, M., 1972. Laner P., Pluralismus oder Monismus, B., 1905. Jakowenko B., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928. Der Methoden und Theorien-pluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.А. П. Огурцов.

Источник: https://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/plyuralizm.html

Ссылка на основную публикацию