Феноменология как течение в философии: что это такое

Главная Философия Философия Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Феноменология буквально означает учение о феноменах. Феномен – это философское понятие, которое означает: 1) явление, которое постигается в чувственном опыте, 2) объект чувственного созерцания в отличие от его сут тниснои основи.

Возникновение в начале XX в феноменологии как направления западной философии связано с именем немецкого философа. Е. Гуссерля (1859-1938). Вт впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым феноменологическим методом, который составляет фундамент наукуки.

Целью феноменологии является построение науки о науке и раскрытие жизненного мира, мира повседневной жизни как основы всего познания. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует из к ослидження сознания, потому что реальность доступна людям только через сознаниеь.

Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии

Следует выделить чистую, т.е. предметному, досимволичну сознание, или”субъективный поток”, и определить ее особенности. Выделив”чистую”сознание, утверждают феноменологи, мы поймем сущность сви идомости вообщеть свідомості взагалі.

Главной характеристикой сознания вообще ее постоянная направленность на предметы. Такая”наивная”направленность называется”интенциональность”Сознание всегда интенционально, т.е. направлена ??на что о-недаправлена на що-небудь.

В процессе своей деятельности, как теоретической, так и практической, человек”наивная”, то есть она не видит тех”смыслов”, которые сама вкладывает в предметы, им осознаются.

Человек считает, что познает объекты я как нечто независимое от сознания своей и других людей самом деле это не объекты, а”предметы”(то, что передо мной), иными словами, это – объекты, в которые я вкладываю определенные смыслы, или”очеловеченные , или данные в сознанииднені об'єкти”, або дані в свідомості.

Важно различать эту”чистую сознание”(“смыслы сознания”) и то, что вне ее, т.е. собственно объекты. До возникновения всех наук и теорий существует жизненный мир – наивное повседневную жизнь. Это жизнь и является ист релом всех теорий и понятий науки. Жизненный мир – фундаментальная предпосылка культуры и цивилизации.

Он заполнен”смыслами”сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и пол ягае, что мы этого не понимаем.

Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а в действительности исследуем вторичные образования”жизненного мира”, на основе которых получаем понятие науки задач ния феноменологии – показать, как появились вторичные образования жизненного миряк з'явилися вторинні утворення життєвого світу.

Чтобы понять генезис понятий и выявить природу истинной”чистого сознания”, необходимо осуществить редукцию сознания, то есть перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности.

Для этог го мы применяем способ”Эпоха”- такой операции мысли, когда внимание ученого направлена ??не на предмет, а на то, как даются указанные предметы нашем сознании. Сам предмет бы остается в стороне, а на первый план выходит состояние сознания. Сфера, где осознается предмет -“чистое сознание”, т.е.

очищенная от догм, схем и стереотипов мышления, а главное, очищенная от попыток найти основу сознательную ости в том, что не является сознаниемомості в тому, що не є свідомістю.

“Чистый разум”, освобождена от всех человеческих установок, доопытный, становится доступной пониманию с помощью”редукции”(возведению) – умственной операции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения пред дуете к осмыслению их чистой сущности способом”Эпоха”, а затем перейти к постижению основы всего существующего -“абсолютного. Яго існуючого – “абсолютного. Я”.

Феноменология утверждает, что сознание в чистом виде -“абсолютное. Я”(которая одновременно является источник * потока сознания).

Она конструирует мир, вкладывая в него”смыслы”Все виды реальности, с которым мы имеет дело человек, объясняются из актов сознания объективной реальности, словно существует вне и независимо от сознания, просто не существует.

Сознание объясняется из себя самой, проявляет себя как феноменомпроявляє себе як феномен.

Учредители феноменологии (Гуссерль,. Брентано,. Хайдеггер,. Мерло-Понти и др.) понимали, что это новая наука о сознании, новое начало философии, переход от иррационализма к возможности рефлексивного дос исследования разнообразных видов человеческого опыту.

Методы феноменологии осуществили значительное влияние на развитие экзистенциализма, герменевтики, аналитической философии и др.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/filosofia/filosofiya_-_kasyan_vi/fenomenologichniy_napryam_filosofiyi.htm

Феноменология как направление современной философии

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Феноменология как направление современной философии
Рубрика (тематическая категория) Философия

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля ʼʼНазад, к самим вещам!ʼʼ, который противопоставляется распространенным в то время призывам ʼʼНазад, к Канту!ʼʼ, ʼʼНазад, к Гегелю!ʼʼ и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет исследования психологии, но как ʼʼтрансцендентальное Яʼʼ и ʼʼчистое смыслообразованиеʼʼ (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося ᴇᴦο существование за скобки.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий философ, ученик Брентано. Родоначальник феноменологии. Он утверждал, что философия ещё не существует как наука. Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на ᴇᴦο взгляд, сделать философию строгой и точной наукой.

По Гуссерлю, нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале, данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл˸ видеть все проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Для завершения своей теории он вводит понятие “конституиравания”.

Сознание есть конституирующий поток.

Феноменология Гуссерля оказала непосредственное влияние на М.Хайдеггера и весь экзистенциализм, М. Шелера, Н. Гартмана и др.

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к ʼʼвсеобъемлющему единству сущегоʼʼ, которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к ʼʼпоследним… сущностным необходимостямʼʼ, она тем самым задаёт основные понятия наукам[. Задача феноменологии — ʼʼв познании полной системы образований сознания, конституирующихʼʼ (имманентно) объективный мир

Феноменология как направление современной философии – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Феноменология как направление современной философии” 2015, 2017-2018.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/352182_fenomenologiya_kak_napravlenie_sovremennoy_filosofii

41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.

Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.

Для Гуссерля феноменология – это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.

Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию.

Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.

Предметное бытие обретает смысл, будучи соотнесенным с сознанием. По Гуссерлю, этим оно обретает еще и объективный смысл. В поиске этого соответствия просматривается одна из главных задач познания.

Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а сознание познает бытие.

Феномен представлен в сознании, а сознание предстает в феномене как двуединство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание.

Задача феноменологии в раскрытии смысла предмета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, которые противопоставляют бытие сознанию.

Предмет феноменологии – достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, – удел философии, которая определяется Гуссерлем как первая философия. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.

Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности.

Это главная феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин.

Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, которые корреспондируют с сознанием, т. е. становятся феноменами.

Источник: http://www.telenir.net/filosofija/filosofija_shpargalka/p41.php

Феноменология как направление современной философии

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.

Читайте также:  Что такое наглядно-образное мышление?

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий философ, ученик Брентано. Родоначальник феноменологии. Он утверждал, что философия еще не существует как наука. Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию строгой и точной наукой.

По Гуссерлю, нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале, данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл: видеть все проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Для завершения своей теории он вводит понятие “конституиравания”.

Сознание есть конституирующий поток.

Феноменология Гуссерля оказала непосредственное влияние на М.Хайдеггера и весь экзистенциализм, М. Шелера, Н. Гартмана и др.

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

  • Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир
  • Философские идеи фрейдизма
  • Зигмунд Фрейд – ученый врач, который создал психоанализ.
  • Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности.

Фрейд как врач ежедневно принимал около 10 посетителей. Пациент тогда – это представитель высших слоев среднего класса и низших слоев знати (в Австро-Венгрии).

Вена как столица была крупным городом, где возник такой феномен, как невроз – базовый феномен личности. До Фрейда невроз лечили посредством гипноза. Фрейд от него принципиально отказался.

Он стал лечит словом и оформил процедуры как метод свободных ассоциаций.

  1. Фрейд в работе «Я и оно» (1923 г.) выделил суперуровни психики:
  2. 1) Бессознательный – «оно».
  3. 2) Сознание.
  4. 3) Сверхсознание.

Фрейд отбросил философскую тенденцию, которая идет от Рене Декарта, согласно которой сознание – это то, что осознает личность; сознание автономно. Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». По Фрейду наоборот:

  • – сознание не автономно; оно есть слуга двух господ – бессознательного и бессознания;
  • – сознание не ясно, не четко; сознание руководствуется теми или иными бессознательными образами.
  • Фрейд сводил бессознательное к двум комплексам:
  • – комплексу Эдипа, который проявляется у сына в 3-5 летнем возрасте;

– комплексу Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и враждебное отношение к матери в 3-5 летнем возрасте). Фрейд признавал, в действительности, только комплекс Эдипа.

  1. Поздний Фрейд учитывал опыт войны и разделял бессознательное также на другие два комплекса:
  2. – эрос – любовь к жизни, к созидательной деятельности;
  3. – тонатос – любовь к смерти, к разрушительной деятельности.

Сверхсознание – это усвоение личности нормы и ценности общества (совесть личности, цензор личности, контролер личности). Сверхсознание делает приемлемым поведение личности, обусловленное бессознательными комплексами.

Зигмунд Фрейд всю проблему бессознательного связывал с детством личности.

Выделяют два понятия, характеризующие сущность учения Фрейда:

Вытеснение, означающее, что сознание личности вытесняет все неприемлемое в бессознание. Личность проводит рационализацию, т.е. логически аргументирует то, что личность не желает делать. Все содержимое бессознательного охраняется защитными механизмами. Бессознательное проявляется в:

  • – оговорке;
  • – описке;
  • – снах;
  • – английском юморе (не путать с армейским).



Источник: https://infopedia.su/13xa17f.html

Феноменология

Феноменология это одно из наиболее влиятельных философских течений 20 века. Основатель феноменологии — немецкий философидеалист, математик Эдмунд Гуссерль (1859-1938), стремившийся превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода.

Его ученики Макс Шелер, Герхард Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Роман Ингарден внедрили феноменологические принципы в этику, социологию, юриспруденцию, психологию, эстетику, литературоведение.

Феноменологии близок экзистенциализм, который, став наиболее влиятельным направлением в западноевропейской культуре после второй мировой войны, в той же мере основывался на феноменологии Гуссерля, как и на философии С.Кьеркегора.

Согласно определению Гуссерля, феноменология обозначает дескриптивный философский метод, установивший в конце прошлого столетия априорную психологическую дисциплину, оказавшуюся способной создать базис для построения всей эмпирической психологии.

Кроме того, он считал феноменологию универсальной философией, на основе которой может быть произведена методологическая ревизия всех наук. Гуссерль полагал, что его метод является ключом к познанию сущности вещей. Он не разделял мир на явление и сущность. Анализируя сознание, он исследовал субъективное познание и его объект одновременно.

Объект — это активность самого сознания; форма этой активности — интенциональный акт, интенциональность. Интенциональность — конституирование объекта сознанием — ключевая концепция феноменологии. Первая попытка применить феноменологию к философии искусства и литературоведению была предпринята В.Конрадом в 1908. Конрад считал предметом феноменологического исследования «эстетический объект» и отграничивал его от объектов физического мира.

Следующая важная ступень в истории феноменологии — деятельность польского ученого Ингардена. В качестве объекта исследования Ингарден выбрал художественную литературу, интенциональный характер которой считал очевидным, стремясь показать, что структура литературного произведения есть одновременно способ его существования и его сущность.

Для экзистенциалистского варианта феноменологического подхода к литературе характерно перенесение акцента с «трансцендентной субъективности» на «человеческое существование». Феноменология в своем гуссерлианском варианте стремилась быть наукой. Экзистенциалисты, и прежде всего М.

Хайдеггер, зачастую подменяли традицию логических методологических исследований интуитивными выкладками. Книга Хайдеггера «Бытие и время» (1927) оказала заметное влияние на французский экзистенциализм.

Если феноменологическая редукция Гуссерля вела его к чистому сознанию, сущностью которого был конституитивный акт, интенциональность, то Хайдеггер обратил чистое сознание в тип экзистенциального «примитивного сознания». Наиболее полно использовал феноменолого-экзистенциальную ориентацию в исследовании литературного творчества Э.

Штайгер в книге «Время как воображение поэта» (1939). Монография В.Кайзера «Произведение словесного искусства» (1938) продолжила исследования литературы в этом направлении. Дж.Пфайфер, популяризатор творчества Хайдеггера, Ясперса и М.Гейгера, в диссертации 1931 дал определение феноменологического семантического метода исследования.

Основным принципом феноменолого-экзистенциалистского подхода к литературе является рассмотрение художественного произведения как замкнутого в себе и «совершенного» выражения человеком своих представлений. Согласно этой концепции, произведение искусства выполняет свое назначение самим фактом своего существования, оно вскрывает основы человеческого существования.

Указывается, что произведение искусства не должно и не может иметь иной цели, кроме онтологически-эстетической. Отличительной чертой французских философов искусства является то, что они придерживаются более строгой в научном отношении методологии и гораздо более рациональны в подходе к произведению искусства (М.Дюфренн, Ж.П.Сартр, М.Мерло-Понти).

Это будет вам интересно:  Постструктурализм

Методологические принципы феноменологического анализа литературного произведения базируются на утверждении, что феноменология — дескриптивный научный метод, рассматривающий феномен вне контекста, исходя из него самого.

Сложные феномены препарируются на отдельные составные части, уровни, пласты, тем самым выявляется структура феномена. Феноменологическое описание и раскрытие структуры составляет первую методологическую ступень в исследовании литературного произведения.

Дескриптивный и структурный анализ приводят феноменологов к онтологическому исследованию феномена. Применение онтологии в литературных исследованиях составляет второй важнейший аспект феноменологического подхода к литературе.

Третий существенный вопрос феноменологического подхода связан с выявлением отношения произведения искусства к реальности, т.е. с выявлением роли причинности в феноменологической концепции произведения искусства.

Феноменологический метод

Метод выявления слоев в феноменологическом описании был впервые использован Гуссерлем, построившим «модель» послойной структуры воспринимаемого сознанием объекта, сущность которой состоит в том, что ее слои, представляя каждый в отдельности независимую единицу, вместе создают целостную структуру.

Ингарден применил этот принцип к литературному произведению. Именно ученые-феноменологи первыми подошли к исследованию структуры произведения искусства, т.е. применили методологию, используемую впоследствии структурализмом. Некоторые восточноевропейские ученые (З.Константинович, Г.

Вайда) считают феноменологический метод исследования германским эквивалентом русского формализма (см. Формальная школа) и англо-американской «новой критики». Наиболее широкое распространение получила идея о том, что феноменологический метод рассматривает произведение искусства как единое целое.

Все, что можно выяснить о произведении, заключено в нем самом, оно несет свою самостоятельную ценность, имеет автономное существование и построено по собственным законам.

Экзистенциалистский вариант феноменологического метода, базирующийся на тех же принципах, отличается лишь тем, что выделяет внутренний опыт работы интерпретатора произведения, подчеркивает его «параллельное течение» с произведением, его творческие способности, необходимые для анализа произведения искусства.

Феноменологический метод рассматривает произведение вне процесса реальности, отъединяет его от сферы реальности и «ставит в скобки» не только действительность, существующую вне сознания, но также субъективную психологическую реальность сознания художника с целью приближения к «чистому» (трансцендентному) сознанию и чистому феномену (сущности).

Это будет вам интересно:  Сентиментализм

В США с начала 1970-х наблюдается постепенная, но явно ощутимая смена ориентации от неопозитивистской модели познания к феноменологической. Обращение к феноменологической методологии, постулирующей неразрывность субъекта и объекта в акте познания, объяснялось стремлением предложить нечто новое по сравнению с традиционными приемами «новой критики».

Рассмотрение художественного произведения как объекта, существующего независимо от его создателя и воспринимающего его субъекта, под влиянием пересмотра субъектно-объектных отношений в философии сменилось разработкой комплекса проблем, связанных с отношением «автор—произведение—читатель».

По-новому актуальными для американской критики становятся европейские по своему происхождению разновидности рецептивной эстетики, занимающейся анализом отношений «произведение — читатель» и Женевской школы, выявляющей отношение «автор — произведение».

В США в русле феноменологической методологии существуют три школы: рецептивная критика, или школа реакции читателя; критика сознания; школа критиков Баффало. Предметом исследования в данных литературно-критических школах выступают феномены сознания.

Между этими школами наблюдаются, однако, существенные различия, и прежде всего в плане основной концепции — отношения «читатель — текст». Критики сознания рассматривают текст как воплощение сознания автора, которое мистически разделяется восприимчивым читателем.

Критики школы Баффало утверждают, что читатель бессознательно оформляет и детерминирует текст в соответствии со своей индивидуальностью. Рецепционисты рассматривают текст в качестве своеобразного «контролера» процесса откликов читателя. Непринципиальность расхождений снимается убежденностью в том, что любые характеристики произведения следует выводить из деятельности познающего субъекта.

Все разновидности феноменологической критики подчеркивают активную роль читателя как субъекта эстетического восприятия.

Слово феноменология произошло от английского phenomenology, немецкого Phanomenologie, французского phenomenologie.

Читайте также:  Чем отличаются чувства человека от эмоций?

Источник: https://www.litdic.ru/fenomenologiya/

ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ

Авторы: В. И. Молчанов 

ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ (букв. – уче­ние о фе­но­ме­нах), од­но из гл. на­прав­ле­ний в фи­ло­со­фии 20 в. Ос­но­ва­тель – Э. Гус­серль, не­по­средств. пред­ше­ст­вен­ни­ки – Ф. Брен­та­но и К. Штумпф.

Тер­мин «Ф.» в фи­ло­со­фии вос­хо­дит к 18 в., упот­реб­ля­ет­ся нем. фи­ло­со­фом И. Лам­бер­том («Но­вый ор­га­нон», 1764) в зна­че­нии «тео­рия ви­ди­мо­сти» в про­ти­во­по­лож­ность тео­рии ис­ти­ны; в раз­ных зна­че­ни­ях встре­ча­ет­ся у И. Г. Гер­де­ра, И. Кан­та, И. Г.

Фих­те, Г. В. Ф. Ге­ге­ля («фе­но­ме­но­ло­гия ду­ха» как «нау­ка об опы­те соз­на­ния»), Ч. Пир­са. У Гус­сер­ля Ф. вы­сту­па­ет как фун­дам. нау­ка о со­з­на­нии – уче­ние об оче­вид­но­сти и ис­ти­не ак­тов соз­на­ния и са­мих ве­щей в их са­мо­рас­кры­тии и яв­лен­но­сти.

Ф.

пред­став­ля­ет со­бой ши­ро­кое фи­лос. дви­же­ние, в ко­то­ром уже в ран­ний пе­ри­од воз­ни­ка­ют тен­ден­ции, не­сво­ди­мые к фи­ло­со­фии Э. Гус­сер­ля, – уче­ния М. Ше­ле­ра и М. Хай­дег­ге­ра. Од­ним из ис­точ­ни­ков Ф.

явил­ся ин­те­рес к «Ло­ги­че­ским ис­сле­до­ва­ни­ям» Гус­сер­ля со сто­ро­ны мюн­хен­ско­го круж­ка фи­ло­со­фов и пси­хо­ло­гов – уче­ни­ков Т. Лип­пса (И. Дау­берт, А. Рай­нах, А. Пфен­дер, Д. Гиль­деб­ранд, Т. Кон­рад, Х. Кон­рад-Мар­ти­ус и др.).

Не­ко­то­рые из них пе­ре­ез­жа­ют с 1905 по 1908 в Гёт­тин­ген, где пре­по­да­ёт в это вре­мя Гус­серль, а Рай­нах ста­но­вит­ся его ас­си­стен­том. Про­бле­ма­ти­ка мюн­хен­ско-гёт­тин­ген­ской груп­пы за­ло­жи­ла ос­но­вы т. н. реа­ли­сти­че­ской Ф. с её ори­ен­та­ци­ей на он­то­ло­гич. про­бле­ма­ти­ку.

Рай­нах и Дау­берт ра­бо­та­ют над тео­ри­ей су­ж­де­ния и «со­ци­аль­ных ак­тов», пред­вос­хи­щая от­кры­тия Дж. Ос­ти­на. Ф. в Гер­ма­нии на­счи­ты­ва­ет неск. по­ко­ле­ний ис­сле­до­ва­те­лей, боль­шую роль в её уп­ро­че­нии сыг­ра­ли О. Финк и Л. Ланд­гре­бе, быв. ас­си­стен­ты Гус­сер­ля. Наи­бо­лее из­вест­ные ме­ж­ду­нар.

цен­тры Ф. воз­ник­ли в 1970-е гг. в Вуп­пер­та­ле (К. Хельд и Л. Тен­ге­ли) и в Бо­ху­ме (Б. Валь­ден­фельс). В Швей­ца­рии Ф. пред­став­ле­на име­на­ми И. Кер­на, Э. Хо­лен­штай­на, Э. Мар­ба­ха.

В нач. 20 в. про­ис­хо­дит ин­тен­сив­ное ус­вое­ние идей Э. Гус­сер­ля в Рос­сии (Н. О. Лос­ский, С. Л. Франк, Г. Г. Шпет, Б. В. Яко­вен­ко, А. Ф. Ло­сев и др.). Во Фран­ции мож­но вы­де­лить два эта­па ста­нов­ле­ния Ф.: 1930–50-е гг., свя­зан­ные с име­на­ми Ж. П. Сар­тра, М. Мер­ло-Пон­ти, П. Ри­кё­ра, М. Дюф­ре­на, А. Ка­мю, Э.

 Ле­ви­на­са, и пе­ри­од бо­лее позд­ний и со­вре­мен­ный, свя­зан­ный с име­на­ми М. Ан­ри, Ж. Дер­ри­да, М. Ри­ши­ра, Ж. Л. Ма­рио­на, А. Маль­ди­не и др. Бла­го­да­ря уче­ни­кам Гус­сер­ля – Р. Ин­гар­де­ну и Я. Па­точ­ке Ф. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в Поль­ше и Че­хии. Ф. ста­ла влия­тель­ным фи­лос. на­прав­ле­ни­ем в США бла­го­да­ря А. Шю­цу, М.

 Фар­бе­ру, А. Гур­ви­чу и Д. Кэрн­су. Ф. рас­про­стра­не­на в Ка­на­де и Мек­си­ке, в Япо­нии и Ки­тае и др. стра­нах Азии, а так­же в Лат. Аме­ри­ке, Ав­ст­ра­лии и ЮАР. Ис­сле­до­ва­тель­ские цен­тры и фе­но­ме­но­ло­гич. об-ва ра­бо­та­ют во мно­гих стра­нах ми­ра. В 2002 соз­да­на ме­ж­ду­нар. Орг-ция фе­но­ме­но­ло­гич. ор­га­ни­за­ций. С 1960-х гг.

во­зоб­нов­ля­ют­ся ис­сле­до­ва­ния Ф. в Рос­сии (К. С. Ба­крад­зе, П. П. Гай­ден­ко, З. М. Ка­ка­бад­зе, Н. В. Мот­ро­ши­ло­ва и др.) и пе­ре­во­ды фе­но­ме­но­ло­гич. тек­стов. В 1980-е гг. Ф. объ­е­ди­ня­ет мо­ло­дых ис­сле­до­ва­те­лей Виль­ню­са, Мо­ск­вы, Ри­ги и Рос­то­ва-на-До­ну (из­да­ны 5 сб-ков по Ф. и гер­ме­нев­ти­ке).

В 1998 ос­но­ван Центр фе­но­ме­но­ло­гич. фи­ло­со­фии в РГГУ.

Фе­но­ме­но­ло­гич. ме­тод по­лу­чил при­ме­не­ние в пси­хо­ло­гии и пси­хи­ат­рии (А. Пфен­дер, Ф. Бей­тен­дейк, Л. Бин­сван­гер, В. Франкл, Р. Д. Лэйнг, Э. Штра­ус), эти­ке (М. Ше­лер и Д. Гиль­де­бранд), эс­те­ти­ке (М. Гай­гер, Р. Ин­гар­ден, М. Дюф­рен), пра­ве и со­цио­ло­гии (А. Рай­нах, Э. Штайн, А. Шюц), фи­ло­со­фии ре­ли­гии (М.

 Ше­лер, К. Ста­вен­ха­ген, Ж. Хе­ринг), он­то­ло­гии (А. Рай­нах, Х. Кон­рад-Мар­ти­ус, Р. Ин­гар­ден, О. Финк), фи­ло­со­фии ма­те­ма­ти­ки и ес­те­ст­во­зна­ния (О. Бек­кер), ис­то­рии и ме­та­фи­зи­ке (Л. Ланд­гре­бе, Я. Па­точ­ка). Влия­ние Ф. ис­пы­та­ли эк­зи­стен­циа­лизм, пер­со­на­лизм, фи­лос. гер­ме­нев­ти­ка и др. те­че­ния.

Осн. пе­рио­дич. из­да­ния: «Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung» (изд. Э. Гус­сер­лем и др.

, 1913–30); «Philosophy and Phenomeno­lo­gical Research» (США, c 1940); «Phaeno­menologica» (с 1958, бо­лее 200 то­мов); «Journal of the British Society for Pheno­me­nology» (c 1970); «Analecta Husser­liana» (США, c 1971, бо­лее 120 то­мов); «Phä­no­menologische Forschungen» (ФРГ, с 1975); «Phenomenological Inquiry» (США, c 1976); «Husserl Studies» (c 1984); «Ло­гос» (М., с 1991); «The New Yearbook for Phenomenology and Pheno­meno­logi­cal Philosophy» (США, c 2001), «Еже­год­ник по фе­но­ме­но­ло­гич. фи­ло­со­фии» (М., с 2008); «Horizon. Фе­но­ме­но­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния» (СПб., с 2012).

Основные идеи и метод

Ра­ди­ка­ли­за­ция че­ло­ве­че­ской спо­соб­но­сти ме­нять ус­та­нов­ки и по­зи­ции – ис­ход­ный пункт Ф. как тео­рии и ме­то­да: у Э. Гус­сер­ля – это воз­мож­ность пе­ре­хо­да от ин­ди­ви­ду­аль­но­го со­зер­ца­ния к сущ­но­ст­но­му, от обы­ден­ной, или ес­те­ст­вен­ной, ус­та­нов­ки к фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской, или реф­лек­сив­ной (фе­но­ме­но­ло­гич.

ре­дук­ция – за­клю­че­ние в скоб­ки всех до­пу­ще­ний от­но­си­тель­но су­ще­ст­во­ва­ния пред­ме­тов внеш­не­го опы­та, и «транс­цен­ден­таль­ная ре­дук­ция» – за­клю­че­ние в скоб­ки соб­ст­вен­но­го со­зна­ния как пси­хо­ло­гич. ре­аль­но­сти), у М.

 Хай­дег­ге­ра – воз­мож­ность пе­ре­хо­да от не­под­лин­но­го к по­длин­но­му спо­со­бу бы­тия, транс­фор­ма­ция не­оп­ре­де­лён­но­сти по­все­днев­но­го су­ще­ст­во­ва­ния в «ре­ши­мость», у М. Ше­ле­ра – от на­блю­де­ния к не­по­сред­ст­вен­но пе­ре­жи­вае­мо­му кон­так­ту с ми­ром, у Ж. П.

Сар­тра – это сво­бо­да вы­бо­ра как из­на­чаль­ное свой­ст­во и бре­мя че­ло­ве­ка, у М. Мер­ло-Пон­ти – воз­мож­ность пе­ре­хо­да от дог­ма­тиз­ма здра­во­го смыс­ла и нау­ки к сво­ему Я как субъ­ек­ту-в-ми­ре.

Осн. идея: че­ло­ве­че­ское соз­на­ние и бы­тие – это не замк­ну­тые сфе­ры, но фун­дам. про­ек­ты реа­ли­за­ции смыс­ла. Фе­но­ме­но­ло­гич.

ме­тод яв­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но де­ск­рип­тив­ным, ему свой­ст­вен­но от­стра­не­ние от лю­бых пред­по­сы­лок, ко­то­рые не реа­ли­зу­ют­ся в опы­те; пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния долж­ны быть са­ми ве­щи (в ши­ро­ком смыс­ле), но не тео­рии или мне­ния о них.

Ф.

име­ет сво­им пред­ме­том мно­го­об­раз­ные фе­но­ме­ны че­ло­ве­че­ско­го ми­ра, до­ступ к ко­то­рым и воз­мож­ность опи­са­ния ко­то­рых уко­ре­не­ны в са­мом соз­на­нии и че­ло­ве­че­ском бы­тии: соз­на­ние и реф­лек­сия, вре­мя и пе­ре­жи­ва­ние, су­ж­де­ние и по­зна­ние, лю­бовь и не­на­висть, во­ля и же­ла­ние, страх и со­весть, дей­ст­вие и вы­бор, сво­бо­да и смерть, те­лес­ность и про­стран­ст­во и т. д. Ис­ход­ные по­ня­тия осн. фе­но­ме­но­ло­гич. уче­ний: пси­хич. фе­но­ме­ны (Ф. Брен­та­но), ин­тен­цио­наль­ность соз­на­ния (Э. Гус­серль), лич­ность как ду­хов­ный акт (М. Ше­лер), бы­тие-в-ми­ре (М. Хай­дег­гер), вос­при­ятие и те­лес­ность (М. Мер­ло-Пон­ти), че­ло­ве­че­ская ре­аль­ность (Ж. П. Сартр). Те­зис Брен­та­но о том, что ис­тин­ный ме­тод фи­ло­со­фии не от­ли­ча­ет­ся от ме­то­да ес­теств. на­ук, был реа­ли­зо­ван Гус­сер­лем в его кон­цеп­ции фи­ло­со­фии как стро­гой нау­ки, ос­но­ван­ной на внутр. опы­те, в от­ли­чие от ес­те­ст­во­зна­ния, об­ра­щён­но­го к опы­ту внеш­не­му. Ф. ис­хо­дит из не­раз­рыв­но­сти и од­но­вре­мен­но вза­им­ной не­сво­ди­мо­сти соз­на­ния и пред­мет­но­го ми­ра, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся у Гус­сер­ля в раз­ли­чии трёх ви­дов свя­зей – ме­ж­ду по­зна­вае­мы­ми в нау­ке ве­ща­ми, ме­ж­ду пе­ре­жи­ва­ния­ми по­знаю­ще­го соз­на­ния и ме­ж­ду ло­гич. свя­зя­ми тео­рии, у Хай­дег­ге­ра – в «он­то­ло­гич. раз­ли­чии» бы­тия и су­ще­го, у Сар­т­ра – в раз­ли­чии в-се­бе-бы­тия и для-се­бя-бы­тия, у Мер­ло-Пон­ти – «не­ви­ди­мо­го» и «ви­ди­мо­го»: не­воз­мож­но пред­ста­вить се­бя про­сто ку­соч­ком ми­ра, толь­ко объ­ек­том био­ло­гич., пси­хо­ло­гич. и со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний. В по­сле­гус­сер­лев­ской Ф. при­ори­тет от­дан про­бле­ме не­раз­рыв­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бы­тия и ми­ра («бы­тие-в-ми­ре» у Хай­дег­ге­ра, те­ло как субъ­ект це­ло­ст­но­го «пер­вич­но­го вос­при­ятия» и тем са­мым «про­вод­ник бы­тия в мир» у Мер­ло-Пон­ти).

Раз­ли­чие ме­ж­ду фе­но­ме­ном, яв­ле­ни­ем и ви­ди­мо­стью, про­ве­дён­ное М. Хай­дег­ге­ром, уточ­ня­ет пред­мет Ф.

: ес­ли яв­ле­ние от­сы­ла­ет к сущ­но­сти, а ви­ди­мость по­ка­зы­ва­ет не то, что она в се­бе есть, то фе­но­мен ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как то, что «се­бя-в-се­бе-са­мом-по­ка­зы­ва­ет».

Вос­при­ни­мае­мое дан­ное как та­ко­вое, убе­ж­дён­ность в ис­тин­но­сти или лож­но­сти су­ж­де­ния или ар­гу­мен­та­ции, пе­ре­жи­вае­мые эмо­цио­наль­ные со­стоя­ния суть фе­но­ме­ны; они не сво­дят­ся и не вы­во­дят­ся из пред­ме­тов или об­стоя­тельств, с ко­то­ры­ми со­от­но­сят­ся.

Ф.

объ­е­ди­ня­ет тра­ди­ци­он­но про­ти­во­пос­тав­ляе­мые «ис­ти­ны в се­бе» (иде­аль­ные, вне­вре­мен­ные пред­ме­ты) и аб­со­лют­ный вре­мен­ной по­ток соз­на­ния. Вре­мя рас­смат­ри­ва­ет­ся в Ф. не как объ­ек­тив­ное вре­мя, но как вре­мен­ность, тем­по­раль­ность са­мо­го соз­на­ния [вре­мя как син­тез внутр. фаз пе­ре­жи­ва­ния (Гус­серль)] и бы­тия [вре­мя как из­на­чаль­ное «вне-себя» в се­бе са­мом; бу­ду­щее как воз­мож­ность эк­зи­стен­ци­аль­но­го вре­ме­ни, объ­еди­няю­ще­го на­стоя­щее, про­шлое и бу­ду­щее (Хай­дег­гер)].

Вре­мен­ность – ос­но­ва внут­рен­ней ис­то­рич­но­сти лич­но­сти (Гус­серль), ис­то­рич­но­сти бы­тия-в-ми­ре (Хай­дег­гер).

Прин­ци­пи­аль­ным для Ф. яв­ля­ет­ся он­то­ло­гич. по­ни­ма­ние ис­ти­ны. Ис­ти­на – это то­ж­де­ст­во пред­ме­та са­мо­му се­бе, «бы­тие в смыс­ле ис­ти­ны»: «ис­тин­ный друг», «ис­тин­ное по­ло­же­ние дел» и т. д.

Ис­тин­ным мо­жет быть так­же струк­ту­ра ак­та соз­на­ния, в ко­то­ром по­ло­же­ние дел ус­мат­ри­ва­ет­ся имен­но та­ким, ка­ко­во оно есть. Оче­вид­ность в ка­че­ст­ве кри­те­рия ис­ти­ны яв­ля­ет­ся не осо­бым чув­ст­вом, со­про­во­ж­даю­щим не­ко­то­рые су­ж­де­ния, а пе­ре­жи­ва­ни­ем сов­па­де­ния мыс­ли­мо­го и со­зер­цае­мо­го. У М.

 Хай­дег­ге­ра ис­ти­на как от­кры­ваю­щее бы­тие уко­ре­не­на в са­мом спо­со­бе бы­тия че­ло­ве­ка, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как «рас­кры­тость».

В раз­ра­бо­тан­ной Э. Гус­сер­лем тео­рии пред­мет­но­сти и ре­гио­наль­ных он­то­ло­гий ус­та­нав­ли­ва­ет­ся кор­ре­ля­ция ме­ж­ду спо­со­бом дан­но­сти оп­ре­де­лён­но­го ти­па пред­мет­но­сти [ма­те­ри­аль­ной ве­щи, те­лес­нос­ти, ду­ши (пси­хи­че­ско­го)] и ак­та­ми соз­на­ния.

Ре­гио­наль­ные он­то­ло­гии ле­жат в ос­но­ве со­от­вет­ст­вую­щих на­ук – фи­зи­ки, со­ма­то­ло­гии (уче­ния о по­лях ощу­ще­ний жи­во­го те­ла), пси­хо­ло­гии и оп­ре­де­ля­ют их ме­то­ды, но не оп­ре­де­ля­ют­ся ими. Сущ­но­ст­ное ус­мот­ре­ние вы­де­ля­ет ин­ва­ри­ант­ный смысл пред­ме­та и яв­ля­ет­ся ос­но­вой на­уч. мыш­ле­ния.

Со­зер­ца­ние об­ще­го долж­но иметь чув­ст­вен­ную опо­ру, ко­то­рая мо­жет быть со­вер­шен­но про­из­воль­ной. В ак­тах сущ­но­ст­но­го со­зер­ца­ния яв­ля­ет се­бя иде­аль­ная пред­мет­ность, но она не есть соз­да­ние этих ак­тов или функ­ция мыш­ле­ния.

Опо­ра на мно­го­об­раз­ные ак­ты вос­при­ятия, па­мя­ти и фан­та­зии есть, во-пер­вых, ос­но­ва мно­го­об­ра­зия в «со­зер­ца­нии сущ­но­стей» и, во-вто­рых, – ос­но­ва для ра­ди­каль­но­го раз­ли­че­ния идеа­ли­за­ции и идеа­ции (ус­мот­ре­ния идеи).

Пер­вая осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как кон­ст­руи­ро­ва­ние по­ня­тий и объ­ек­тов вне ре­аль­ной сфе­ры вос­при­ятия (точ­ка, мас­са, со­ци­аль­ная струк­ту­ра и т. д.), вто­рая от­да­ёт пред­поч­те­ние ми­ру вос­при­ятия.

Раз­ли­чие ва­ри­ан­тов в по­ста­нов­ке и ре­ше­нии про­бле­мы ин­тер­субъ­ек­тив­но­сти со­от­вет­ст­ву­ет раз­ли­чию ис­ход­ных за­дач фи­ло­со­фов. Для М. Ше­ле­ра та­ко­вой яв­ля­ет­ся обос­но­ва­ние эти­ки и со­цио­ло­гии.

Со­глас­но Ше­ле­ру, общ­ность при­сут­ст­ву­ет в соз­на­нии ка­ж­до­го ин­ди­ви­да: «Не толь­ко Я есть член Мы, но так­же и Мы есть не­об­хо­ди­мый член Я».

Про­бле­му свя­зей в общ­но­сти долж­но раз­ре­шить уче­ние о сту­пен­ча­той сфе­ре со­чув­ст­во­ва­ния («сим­па­тии») – от еди­но­чув­ст­вия (Einsfühlung) до ду­хов­ной (акос­ми­че­ской) люб­ви к лич­но­сти.

Ис­ход­ная про­бле­ма Э. Гус­сер­ля – ос­но­ва­ние объ­ек­тив­но­сти по­зна­ния и са­мо­по­зна­ния в общ­но­сти. Др.

че­ло­век, бла­го­да­ря ко­то­ро­му воз­мо­жен опыт чу­жо­го, дан нам, во-пер­вых, не как при­род­ный объ­ект, но как те­ло-плоть, при­над­ле­жа­щее дру­го­му Я, как тот, кто «из­нут­ри», пси­хи­че­ски управ­ля­ет сво­ей те­лес­но­стью, и, во-вто­рых, – как субъ­ект, ус­та­нав­ли­ваю­щий свой смы­сло­вой мир и опять-та­ки кон­сти­туи­рую­щий дру­гих, в т. ч. и ме­ня, в ка­че­ст­ве объ­ек­тов и субъ­ек­тов ми­ра. В обо­их слу­ча­ях опыт Дру­го­го не дос­ту­пен не­по­сред­ст­вен­но, он кон­сти­туи­ру­ет­ся по ана­ло­гии с мо­ей субъ­ек­тив­но­стью. Пе­ре­се­че­ние ми­ров не­за­ви­си­мых кон­сти­ту­тив­ных сис­тем об­ра­зу­ет об­щий для всех мир. Бла­го­да­ря опы­ту чу­жо­го и Дру­го­го пре­одо­ле­ва­ет­ся со­лип­сизм и ста­но­вит­ся воз­мож­ным ие­рар­хич. со­об­ще­ст­во «мо­над» (не­за­ви­си­мых на­блю­да­те­лей и дея­те­лей), в ко­то­рых реа­ли­зу­ет­ся раз­ная сте­пень объ­ек­тив­но­сти по­зна­ния.

Ис­ход­ный пункт М. Хай­дег­ге­ра – со­вме­ст­ное бы­тие (Mitsein) в по­все­днев­но­сти, для пре­одо­ле­ния ко­то­рой не­об­хо­ди­ма ра­ди­каль­ная ин­ди­ви­дуа­ция (ана­лог фе­но­ме­но­ло­гич. ре­дук­ции), оп­ре­де­ляю­щая под­лин­ный, не­за­ви­си­мый от ка­ких бы то ни бы­ло функ­цио­наль­ных от­но­ше­ний спо­соб бы­тия как ин­ди­ви­да, так и на­ро­да.

Читайте также:  Кто такие гении, и что говорит о гениальности психология

Ис­ход­ные пунк­ты Ж. П. Сар­тра и Э. Ле­ви­на­са – при­ори­тет Дру­го­го в кон­сти­туи­ро­ва­нии Я и ми­ра и вы­хо­дя­щий за пре­де­лы сфе­ры по­зна­ния ха­рак­тер от­но­ше­ний Дру­го­го и Я (он­то­ло­ги­че­ский у Сар­тра, эти­че­ский у Ле­ви­на­са). У Сар­тра это от­но­ше­ние– кон­фликт как вза­им­ное ог­ра­ни­че­ние сво­бо­ды, т. е. воз­мож­но­сти быть иным.

Это реа­ли­зу­ет­ся во взгля­де Дру­го­го, пре­вра­щаю­ще­го ме­ня в объ­ект, при этом Я вос­при­ни­маю Дру­го­го в ка­че­ст­ве субъ­ек­та (взгляд, в от­ли­чие от глаз, нель­зя объ­ек­ти­ви­ро­вать). Со­от­вет­ст­вен­но Дру­гой кон­сти­туи­ру­ет ме­ня как субъ­ект, пре­вра­ща­ясь под мо­им взгля­дом в объ­ект. От­но­ше­ние к Дру­го­му бо­лее пер­вич­но, чем от­но­ше­ние с Дру­гим, т. е.

от­но­ше­ние «Мы».

У Э.

 Ле­ви­на­са Дру­гой рас­кры­ва­ет свою аб­со­лют­ную ина­ко­вость в си­туа­ции ли­цом-к-ли­цу; от­но­ше­ние к Ли­цу асим­мет­рич­но, это не со­пер­ни­че­ст­во, но ин­ди­ви­дуа­ли­зи­рую­щая че­ло­ве­ка от­вет­ст­вен­ность за дру­го­го че­ло­ве­ка («лю­бой Дру­гой уни­ка­лен»), ка­ки­ми бы ни бы­ли по­ступ­ки по­след­не­го. За­бо­та о Дру­гом, спо­соб­ность от­да­вать при­ори­тет Дру­го­му – аб­со­лют­ная цен­ность и пер­вич­ное этич. от­но­ше­ние.

Ва­ри­ан­ты Ф. раз­ли­ча­ют­ся пре­ж­де все­го ис­ход­ной точ­кой опи­са­ния фун­дам. кру­га «че­ло­век – соз­на­ние – бы­тие». Для Э. Гус­сер­ля – это ес­теств. ус­та­нов­ка, «жиз­нен­ный мир» и транс­цен­ден­таль­ная субъ­ек­тив­ность, для М.

 Ше­ле­ра – лич­ность, чув­ст­во и ие­рар­хия цен­но­стей, для М. Хай­дег­ге­ра – во­про­шаю­щее о бы­тии че­ло­ве­че­ское бы­тие-в-ми­ре, для Ж. П. Сар­тра – эмо­ция как ма­гич. пре­вра­ще­ние ми­ра, для П. Ри­кё­ра – во­ля, «ре­ин­те­гра­ция соз­на­ния в те­ле и те­ла в соз­на­нии».

В фе­но­ме­но­ло­гич.

уче­нии о соз­на­нии вы­яв­ля­ют­ся пре­дель­ные воз­мож­но­сти мно­го­об­раз­ных спо­со­бов смыс­ло­по­ла­га­ния: от про­стей­шей фик­са­ции про­стран­ст­вен­но-вре­мен­но­го по­ло­же­ния объ­ек­та до ус­мот­ре­ния иде­аль­ных пред­ме­тов, от пер­вич­ной реф­лек­сии на вос­при­ятие до раз­мыш­ле­ния о смы­сло­вых ос­но­вах куль­ту­ры.

Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/4708645

Философио.Ру

Феноменология является одним из главных течений западной философии ХХ столетия и тесно связана с именем Эдмунда Гуссерля – её основного разработчика. Буквально, в переводе, она означает: “учение о феноменах”.

Понятие “феномена” стало популярным благодаря Канту: с его помощью он выражал воспринимаемый рассудком и чувствами мир явлений, противопоставляя последнему непознаваемый мир вещей-в-себе. Кант предложил такой способ рассмотрения реальности, когда феномены вещей объявляются нетождественными их сущностному строению.

Истоки феноменологии как течения в философии следует искать в феноменологической психологии и в учениях К.Штумпфа и Ф.Брентано – учителя Гуссерля. У них понятие “феномена” было использовано для обоснования познавательного дуализма трансцендентных и имманентных объектов.

Трансцендентное – это аналог кантовской “вещи-в-себе”, оно означает объекты, лежащие вне нашего субъективного участия. Имманентное – это нечто, напоминающее кантовские “вещи-для-нас” или феномены.

Философию, по мнению феноменологов, интересуют не феномены физических вещей, а феномены сознания, то есть то, что собственно является содержанием мышления. Основная задача феноменологии состоит в том, чтобы разобраться с сущностью феноменов сознания и их связью с феноменами вещей.

Теоретические источники феноменологии
Сам Гуссерль, в статье написанной для “Британской энциклопедии”, употреблял понятие “феноменологии” в двух значениях:
* Для обозначения априорной психологии, являющейся основой для эмпирических исследований.
* Для обозначения универсальной философской науки, выступающей в качестве основы для построения системы наук.

Феноменологическая философия является дальнейшим развитием философии Декарта, а именно, его идеи о том, что любая реальность, которую мы воспринимаем как существующую, на самом деле существует лишь в качестве содержания наших собственных представлений, то есть, как нечто, выраженное в суждениях.

Декарт утверждал, что мир “возникает” внутри нас и изнутри формирует наши склонности и привычки. Нас, по мнению этого мыслителя, не интересует мир, как он существует сам по себе. Нас интересует его проявления в сознании.

Гуссерль, разрабатывая эту теорию Декарта, опирался также на понятие “интенциональности” – центральное в феноменологической психологии.

Сущность феноменологии

Специфика феноменологии как философского учения состоит в том, чтобы отказаться от любых смысловых предпосылок познания за исключением одной: возможности описания чистого сознания феноменов.

Пытаясь реализовать замысел Декарта – превратить философию в чистую науку – Гуссерль выдвинул лозунг: “Назад к предметам”.

Это означало требование “очистить” сознание и предметный мир от причинных и функциональных связей, которые считаются субъективными примесями в познании. Обнаружение и выявление чистого сознания или сущности предмета предполагает:

* Критику натурализма и психологизма, усматривающих сущность сознания в предметных и субъектных связях;
* Феноменологическую редукцию – рефлексию над сознанием, вовлечённым в различные взаимосвязи.

Философия, согласно феноменологическому методу, должна иметь дело не с предметами и не со связями между предметами, а с сознанием предметов.

Поэтому, перед началом работы с предметом, необходимо произвести такую процедуру, как эпохе: исключение из состава сознания всего объективного. Иногда такая операция называется “заключением в скобки”. Мир, “заключённый в скобки” и есть мир, с которым работает феноменология.

После процедуры “эпохе” наступает черёд главной методической операции феноменологии – феноменологической редукции. Она имеет два этапа-уровня:

* Ноэтический – исключение всякой объективирующей позиции в переживании, описание самого акта переживания.
* Ноэматический – описание того, что уже пережито.

Поскольку феноменологический опыт может быть произведён не только над жизнью “Я”, но и над жизнью любого другого “Я”, которого мы можем себе представить, можно сделать вывод, что феноменологическая редукция охватывает все общественное пространство.
Однако феноменологическая редукция не позволяет проникнуть в сущность вещей.

Для этого необходима эйдическая редукция, с помощью которой постигаются чистые сущности вещей – эйдосы. Изучая отдельные феномены сознания и их вариации, эйдическая редукция пытается найти инварианты, то есть повторяющиеся и устойчивые моменты. Такие инварианты могут иметь только внеопытные формы.

Главной характеристикой очищенного в результате редукции опыта является интенциональность. Она означает акт придания смысла предмету при постоянной возможности различения смысла и предмета.
Феноменология близка со многими течениями современной западной и восточной философии. Помимо Гуссерля её видными представителями считаются М.

Хайдеггер, М.Мерло-Понти, Р.Ингартен, А.Щюц. В России, с 80-х годов ХХ столетия также отмечено повышение интереса к феноменологической философии. Возобновлено издание журнала “Логос”, в котором публикуются работы классиков феноменологии и исследования отечественных философов, имена таких российских феноменологов, как И.Молчанов, Н.

Мотрошилова, А.Михайлов, известны на Западе.

Источник: https://www.filosofio.ru/postklassicheskaya-zapadnaya-filosofiya/fenomenologiya.html

Что такое Феноменология? Феноменология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Феноменология представляет собой одно из направлений в философии 20-го века, задачей которого является описание феномена (явления, события, опыта) на основе первичного опыта познающего сознания (трансцендентальное Я). Его основателем является Гуссерль, хотя у него были предшественники: Франц Бертано и Карл Штумпф.

Книга Гуссерля “Логические исследования” является отправной точкой возникновения этого направления, которое оказало огромное влияние на появление и развитие феноменологической психологии, феноменологической социалогии, философии религии, онтологии, философии математики и естествознания, метафизику, герменевтику, экзистенциализм и персонализм.

Ядром этого направления является понятие интенциональности — свойство человеческого сознания направленности на определённый предмет, то есть заинтересованность человека в рассмотрении философского аспекта конкретного объекта.

Феноменология ставит своей целью создание универсальной науки, которая служила бы обоснованием всем остальным наукам и познанию вообще, имела строгое обоснование. Феноменология стремится описать интенциональность жизни сознания, бытие личности, а также фундаментальные основы человеческого существования.

Характерной чертой данного метода является отказ от любых сомнительных предпосылок. Данное направление утверждает одновременную неразрывность и в то же время несводимость воедино сознания, человеческого существования, личности, психофизической природы человека, духовной культуры и социума.

Гуссерль выдвинул лозунг Назад к самим вещам!”, который ориентирует человека на отстранение от функциональных и причинных связей между предметным миром и нашим сознанием.

То есть, его призыв — это восстановление связи между сознанием и предметами, когда предмет не превращается в сознание, а воспринимается сознанием, как предмет, обладающий определённым свойствами без изучения его функций, строения и т.д.

Он отстаивал чистое сознание, свободное от догм, навязываемых шаблонов мышления.

В качестве методов исследования предлагалось 2 основных:

  • Очевидность — непосредственное созерцание,
  • Феноменологическая редукция — освобождение сознания от естественных (натуралистических) установок.

Феноменологическая редукция не является наивным погружением в окружающий мир, а концентрирует внимание на том, что переживает сознание в том мире, который нам даётся. Затем эти переживания используются просто, как некие конкретные факты, а как идеальные сущности. Затем это редуцируется к чистому сознанию нашего трансцендентного Я.

  • “…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоёв в трансцендентально чистом сознании”, — Гуссерль, “Идеи”.
  • Используя метод феноменологической редукции, человек постепенно приходит к пониманию того, что бытию предшествует чистое эго или чистое сознание с переживаемыми им сущностями.
  • Феноменология охватывает, таким образом, огромное поле от простого созерцания предмета до философского размышления об основе его смысловых культур.

Гуссерль стремился не только к осознанию мира, но и конструированию, к созданию истинного мира, в центре которого находится сам человек.

Он писал: “Философское познание создаёт не только особые результаты, но и человеческую установку, которая тотчас же вторгается во всю остальную практическую жизнь… Оно формирует новое задушевное сообщество между людьми, мы могли бы сказать сообщество чисто идеальных интересов между людьми, которые живут философией, связаны незабвенно идеями, которые не только полезны всем, но идентично освоены всеми”.

В настоящее время методы исследования феноменологии используют в психиатрии, социологии, литературоведении и эстетике. Крупнейшие центры феноменологии расположены в Бельгии и Германии. В 90-х годах 20-го века центры были созданы в Москве и Праге. В США расположен Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования.

Уверенности и убеждения являются самыми неуловимыми, и при этом, самыми основополагающими восприятиями в нашей жизни. Они создают нашу реальность, они сами являются тем контекстом реальности, в котором возникают и переживаются все остальные восприятия. Что такое визуальное восприятие само по себе?… Читать дальше

В процессе нашего жизненного пути мы постоянно претерпеваем трансформации и изменения, касающиеся нашего жизненного опыта.

На пути нашего роста, взросления, развития мы постоянно накапливаем опыт и концентрируем его. В течение нашей жизни, начиная с самого раннего детства, наш опыт откладывается в подсознании… Читать дальше

В сфере взаимодействия человека с невидимой частью мира в конце прошлого века российскими учёными был сделан поистине революционный прорыв. Началось всё с того, что в Генеральном Штабе ВС России была поставлена задача: изучить уровень, на который вышли наши потенциальные геополитические противники —… Читать дальше

Одним из самых распространённых случаев заболевания в психиатрии можно считать слуховые или зрительные галлюцинации, поэтому, когда обыкновенный человек встречается с ними впервые, то начинает паниковать, усугубляя тем самым своё положение. Приверженцы же разнообразных мистических организаций изнуряют… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Феноменология”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/fenomenologiya/

Ссылка на основную публикацию