Главная Философия Философия Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Феноменология буквально означает учение о феноменах. Феномен — это философское понятие, которое означает: 1) явление, которое постигается в чувственном опыте, 2) объект чувственного созерцания в отличие от его сут тниснои основи.
Возникновение в начале XX в феноменологии как направления западной философии связано с именем немецкого философа. Е. Гуссерля (1859-1938). Вт впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым феноменологическим методом, который составляет фундамент наукуки.
Целью феноменологии является построение науки о науке и раскрытие жизненного мира, мира повседневной жизни как основы всего познания. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует из к ослидження сознания, потому что реальность доступна людям только через сознаниеь.
Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии
Следует выделить чистую, т.е. предметному, досимволичну сознание, или»субъективный поток», и определить ее особенности. Выделив»чистую»сознание, утверждают феноменологи, мы поймем сущность сви идомости вообщеть свідомості взагалі.
Главной характеристикой сознания вообще ее постоянная направленность на предметы. Такая»наивная»направленность называется»интенциональность»Сознание всегда интенционально, т.е. направлена ??на что о-недаправлена на що-небудь.
В процессе своей деятельности, как теоретической, так и практической, человек»наивная», то есть она не видит тех»смыслов», которые сама вкладывает в предметы, им осознаются.
Человек считает, что познает объекты я как нечто независимое от сознания своей и других людей самом деле это не объекты, а»предметы»(то, что передо мной), иными словами, это — объекты, в которые я вкладываю определенные смыслы, или»очеловеченные , или данные в сознанииднені об'єкти», або дані в свідомості.
Важно различать эту»чистую сознание»(«смыслы сознания») и то, что вне ее, т.е. собственно объекты. До возникновения всех наук и теорий существует жизненный мир — наивное повседневную жизнь. Это жизнь и является ист релом всех теорий и понятий науки. Жизненный мир — фундаментальная предпосылка культуры и цивилизации.
Он заполнен»смыслами»сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и пол ягае, что мы этого не понимаем.
Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а в действительности исследуем вторичные образования»жизненного мира», на основе которых получаем понятие науки задач ния феноменологии — показать, как появились вторичные образования жизненного миряк з'явилися вторинні утворення життєвого світу.
Чтобы понять генезис понятий и выявить природу истинной»чистого сознания», необходимо осуществить редукцию сознания, то есть перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности.
Для этог го мы применяем способ»Эпоха»- такой операции мысли, когда внимание ученого направлена ??не на предмет, а на то, как даются указанные предметы нашем сознании. Сам предмет бы остается в стороне, а на первый план выходит состояние сознания. Сфера, где осознается предмет -«чистое сознание», т.е.
очищенная от догм, схем и стереотипов мышления, а главное, очищенная от попыток найти основу сознательную ости в том, что не является сознаниемомості в тому, що не є свідомістю.
«Чистый разум», освобождена от всех человеческих установок, доопытный, становится доступной пониманию с помощью»редукции»(возведению) — умственной операции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения пред дуете к осмыслению их чистой сущности способом»Эпоха», а затем перейти к постижению основы всего существующего -«абсолютного. Яго існуючого – «абсолютного. Я».
Феноменология утверждает, что сознание в чистом виде -«абсолютное. Я»(которая одновременно является источник * потока сознания).
Она конструирует мир, вкладывая в него»смыслы»Все виды реальности, с которым мы имеет дело человек, объясняются из актов сознания объективной реальности, словно существует вне и независимо от сознания, просто не существует.
Сознание объясняется из себя самой, проявляет себя как феноменомпроявляє себе як феномен.
Учредители феноменологии (Гуссерль,. Брентано,. Хайдеггер,. Мерло-Понти и др.) понимали, что это новая наука о сознании, новое начало философии, переход от иррационализма к возможности рефлексивного дос исследования разнообразных видов человеческого опыту.
Методы феноменологии осуществили значительное влияние на развитие экзистенциализма, герменевтики, аналитической философии и др.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/filosofia/filosofiya_-_kasyan_vi/fenomenologichniy_napryam_filosofiyi.htm
Феноменология как направление современной философии
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Феноменология как направление современной философии |
Рубрика (тематическая категория) | Философия |
Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.
Феноменология началась с тезиса Гуссерля ʼʼНазад, к самим вещам!ʼʼ, который противопоставляется распространенным в то время призывам ʼʼНазад, к Канту!ʼʼ, ʼʼНазад, к Гегелю!ʼʼ и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет исследования психологии, но как ʼʼтрансцендентальное Яʼʼ и ʼʼчистое смыслообразованиеʼʼ (интенциональность).
Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося ᴇᴦο существование за скобки.
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) — немецкий философ, ученик Брентано. Родоначальник феноменологии. Он утверждал, что философия ещё не существует как наука. Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на ᴇᴦο взгляд, сделать философию строгой и точной наукой.
По Гуссерлю, нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале, данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл˸ видеть все проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Для завершения своей теории он вводит понятие «конституиравания».
Сознание есть конституирующий поток.
Феноменология Гуссерля оказала непосредственное влияние на М.Хайдеггера и весь экзистенциализм, М. Шелера, Н. Гартмана и др.
Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к ʼʼвсеобъемлющему единству сущегоʼʼ, которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к ʼʼпоследним… сущностным необходимостямʼʼ, она тем самым задаёт основные понятия наукам[. Задача феноменологии — ʼʼв познании полной системы образований сознания, конституирующихʼʼ (имманентно) объективный мир
Феноменология как направление современной философии — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Феноменология как направление современной философии» 2015, 2017-2018.
Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/352182_fenomenologiya_kak_napravlenie_sovremennoy_filosofii
41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.
Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.
Для Гуссерля феноменология – это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.
Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию.
Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.
Предметное бытие обретает смысл, будучи соотнесенным с сознанием. По Гуссерлю, этим оно обретает еще и объективный смысл. В поиске этого соответствия просматривается одна из главных задач познания.
Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а сознание познает бытие.
Феномен представлен в сознании, а сознание предстает в феномене как двуединство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание.
Задача феноменологии в раскрытии смысла предмета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, которые противопоставляют бытие сознанию.
Предмет феноменологии – достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, – удел философии, которая определяется Гуссерлем как первая философия. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.
Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности.
Это главная феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин.
Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, которые корреспондируют с сознанием, т. е. становятся феноменами.
Источник: http://www.telenir.net/filosofija/filosofija_shpargalka/p41.php
Феноменология как направление современной философии
Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) — немецкий философ, ученик Брентано. Родоначальник феноменологии. Он утверждал, что философия еще не существует как наука. Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию строгой и точной наукой.
По Гуссерлю, нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале, данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл: видеть все проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Для завершения своей теории он вводит понятие «конституиравания».
Сознание есть конституирующий поток.
Феноменология Гуссерля оказала непосредственное влияние на М.Хайдеггера и весь экзистенциализм, М. Шелера, Н. Гартмана и др.
Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.
- Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир
- Философские идеи фрейдизма
- Зигмунд Фрейд – ученый врач, который создал психоанализ.
- Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности.
Фрейд как врач ежедневно принимал около 10 посетителей. Пациент тогда – это представитель высших слоев среднего класса и низших слоев знати (в Австро-Венгрии).
Вена как столица была крупным городом, где возник такой феномен, как невроз – базовый феномен личности. До Фрейда невроз лечили посредством гипноза. Фрейд от него принципиально отказался.
Он стал лечит словом и оформил процедуры как метод свободных ассоциаций.
- Фрейд в работе «Я и оно» (1923 г.) выделил суперуровни психики:
- 1) Бессознательный – «оно».
- 2) Сознание.
- 3) Сверхсознание.
Фрейд отбросил философскую тенденцию, которая идет от Рене Декарта, согласно которой сознание – это то, что осознает личность; сознание автономно. Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». По Фрейду наоборот:
- — сознание не автономно; оно есть слуга двух господ – бессознательного и бессознания;
- — сознание не ясно, не четко; сознание руководствуется теми или иными бессознательными образами.
- Фрейд сводил бессознательное к двум комплексам:
- — комплексу Эдипа, который проявляется у сына в 3-5 летнем возрасте;
— комплексу Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и враждебное отношение к матери в 3-5 летнем возрасте). Фрейд признавал, в действительности, только комплекс Эдипа.
- Поздний Фрейд учитывал опыт войны и разделял бессознательное также на другие два комплекса:
- — эрос – любовь к жизни, к созидательной деятельности;
- — тонатос – любовь к смерти, к разрушительной деятельности.
Сверхсознание – это усвоение личности нормы и ценности общества (совесть личности, цензор личности, контролер личности). Сверхсознание делает приемлемым поведение личности, обусловленное бессознательными комплексами.
Зигмунд Фрейд всю проблему бессознательного связывал с детством личности.
Выделяют два понятия, характеризующие сущность учения Фрейда:
Вытеснение, означающее, что сознание личности вытесняет все неприемлемое в бессознание. Личность проводит рационализацию, т.е. логически аргументирует то, что личность не желает делать. Все содержимое бессознательного охраняется защитными механизмами. Бессознательное проявляется в:
- — оговорке;
- — описке;
- — снах;
- — английском юморе (не путать с армейским).
Источник: https://infopedia.su/13xa17f.html
Феноменология
Феноменология это одно из наиболее влиятельных философских течений 20 века. Основатель феноменологии — немецкий философидеалист, математик Эдмунд Гуссерль (1859-1938), стремившийся превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода.
Его ученики Макс Шелер, Герхард Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Роман Ингарден внедрили феноменологические принципы в этику, социологию, юриспруденцию, психологию, эстетику, литературоведение.
Феноменологии близок экзистенциализм, который, став наиболее влиятельным направлением в западноевропейской культуре после второй мировой войны, в той же мере основывался на феноменологии Гуссерля, как и на философии С.Кьеркегора.
Согласно определению Гуссерля, феноменология обозначает дескриптивный философский метод, установивший в конце прошлого столетия априорную психологическую дисциплину, оказавшуюся способной создать базис для построения всей эмпирической психологии.
Кроме того, он считал феноменологию универсальной философией, на основе которой может быть произведена методологическая ревизия всех наук. Гуссерль полагал, что его метод является ключом к познанию сущности вещей. Он не разделял мир на явление и сущность. Анализируя сознание, он исследовал субъективное познание и его объект одновременно.
Объект — это активность самого сознания; форма этой активности — интенциональный акт, интенциональность. Интенциональность — конституирование объекта сознанием — ключевая концепция феноменологии. Первая попытка применить феноменологию к философии искусства и литературоведению была предпринята В.Конрадом в 1908. Конрад считал предметом феноменологического исследования «эстетический объект» и отграничивал его от объектов физического мира.
Следующая важная ступень в истории феноменологии — деятельность польского ученого Ингардена. В качестве объекта исследования Ингарден выбрал художественную литературу, интенциональный характер которой считал очевидным, стремясь показать, что структура литературного произведения есть одновременно способ его существования и его сущность.
Для экзистенциалистского варианта феноменологического подхода к литературе характерно перенесение акцента с «трансцендентной субъективности» на «человеческое существование». Феноменология в своем гуссерлианском варианте стремилась быть наукой. Экзистенциалисты, и прежде всего М.
Хайдеггер, зачастую подменяли традицию логических методологических исследований интуитивными выкладками. Книга Хайдеггера «Бытие и время» (1927) оказала заметное влияние на французский экзистенциализм.
Если феноменологическая редукция Гуссерля вела его к чистому сознанию, сущностью которого был конституитивный акт, интенциональность, то Хайдеггер обратил чистое сознание в тип экзистенциального «примитивного сознания». Наиболее полно использовал феноменолого-экзистенциальную ориентацию в исследовании литературного творчества Э.
Штайгер в книге «Время как воображение поэта» (1939). Монография В.Кайзера «Произведение словесного искусства» (1938) продолжила исследования литературы в этом направлении. Дж.Пфайфер, популяризатор творчества Хайдеггера, Ясперса и М.Гейгера, в диссертации 1931 дал определение феноменологического семантического метода исследования.
Основным принципом феноменолого-экзистенциалистского подхода к литературе является рассмотрение художественного произведения как замкнутого в себе и «совершенного» выражения человеком своих представлений. Согласно этой концепции, произведение искусства выполняет свое назначение самим фактом своего существования, оно вскрывает основы человеческого существования.
Указывается, что произведение искусства не должно и не может иметь иной цели, кроме онтологически-эстетической. Отличительной чертой французских философов искусства является то, что они придерживаются более строгой в научном отношении методологии и гораздо более рациональны в подходе к произведению искусства (М.Дюфренн, Ж.П.Сартр, М.Мерло-Понти).
Это будет вам интересно: Постструктурализм
Методологические принципы феноменологического анализа литературного произведения базируются на утверждении, что феноменология — дескриптивный научный метод, рассматривающий феномен вне контекста, исходя из него самого.
Сложные феномены препарируются на отдельные составные части, уровни, пласты, тем самым выявляется структура феномена. Феноменологическое описание и раскрытие структуры составляет первую методологическую ступень в исследовании литературного произведения.
Дескриптивный и структурный анализ приводят феноменологов к онтологическому исследованию феномена. Применение онтологии в литературных исследованиях составляет второй важнейший аспект феноменологического подхода к литературе.
Третий существенный вопрос феноменологического подхода связан с выявлением отношения произведения искусства к реальности, т.е. с выявлением роли причинности в феноменологической концепции произведения искусства.
Феноменологический метод
Метод выявления слоев в феноменологическом описании был впервые использован Гуссерлем, построившим «модель» послойной структуры воспринимаемого сознанием объекта, сущность которой состоит в том, что ее слои, представляя каждый в отдельности независимую единицу, вместе создают целостную структуру.
Ингарден применил этот принцип к литературному произведению. Именно ученые-феноменологи первыми подошли к исследованию структуры произведения искусства, т.е. применили методологию, используемую впоследствии структурализмом. Некоторые восточноевропейские ученые (З.Константинович, Г.
Вайда) считают феноменологический метод исследования германским эквивалентом русского формализма (см. Формальная школа) и англо-американской «новой критики». Наиболее широкое распространение получила идея о том, что феноменологический метод рассматривает произведение искусства как единое целое.
Все, что можно выяснить о произведении, заключено в нем самом, оно несет свою самостоятельную ценность, имеет автономное существование и построено по собственным законам.
Экзистенциалистский вариант феноменологического метода, базирующийся на тех же принципах, отличается лишь тем, что выделяет внутренний опыт работы интерпретатора произведения, подчеркивает его «параллельное течение» с произведением, его творческие способности, необходимые для анализа произведения искусства.
Феноменологический метод рассматривает произведение вне процесса реальности, отъединяет его от сферы реальности и «ставит в скобки» не только действительность, существующую вне сознания, но также субъективную психологическую реальность сознания художника с целью приближения к «чистому» (трансцендентному) сознанию и чистому феномену (сущности).
Это будет вам интересно: Сентиментализм
В США с начала 1970-х наблюдается постепенная, но явно ощутимая смена ориентации от неопозитивистской модели познания к феноменологической. Обращение к феноменологической методологии, постулирующей неразрывность субъекта и объекта в акте познания, объяснялось стремлением предложить нечто новое по сравнению с традиционными приемами «новой критики».
Рассмотрение художественного произведения как объекта, существующего независимо от его создателя и воспринимающего его субъекта, под влиянием пересмотра субъектно-объектных отношений в философии сменилось разработкой комплекса проблем, связанных с отношением «автор—произведение—читатель».
По-новому актуальными для американской критики становятся европейские по своему происхождению разновидности рецептивной эстетики, занимающейся анализом отношений «произведение — читатель» и Женевской школы, выявляющей отношение «автор — произведение».
В США в русле феноменологической методологии существуют три школы: рецептивная критика, или школа реакции читателя; критика сознания; школа критиков Баффало. Предметом исследования в данных литературно-критических школах выступают феномены сознания.
Между этими школами наблюдаются, однако, существенные различия, и прежде всего в плане основной концепции — отношения «читатель — текст». Критики сознания рассматривают текст как воплощение сознания автора, которое мистически разделяется восприимчивым читателем.
Критики школы Баффало утверждают, что читатель бессознательно оформляет и детерминирует текст в соответствии со своей индивидуальностью. Рецепционисты рассматривают текст в качестве своеобразного «контролера» процесса откликов читателя. Непринципиальность расхождений снимается убежденностью в том, что любые характеристики произведения следует выводить из деятельности познающего субъекта.
Все разновидности феноменологической критики подчеркивают активную роль читателя как субъекта эстетического восприятия.
Слово феноменология произошло от английского phenomenology, немецкого Phanomenologie, французского phenomenologie.
Источник: https://www.litdic.ru/fenomenologiya/
ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ
Авторы: В. И. Молчанов
ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ (букв. – учение о феноменах), одно из гл. направлений в философии 20 в. Основатель – Э. Гуссерль, непосредств. предшественники – Ф. Брентано и К. Штумпф.
Термин «Ф.» в философии восходит к 18 в., употребляется нем. философом И. Ламбертом («Новый органон», 1764) в значении «теория видимости» в противоположность теории истины; в разных значениях встречается у И. Г. Гердера, И. Канта, И. Г.
Фихте, Г. В. Ф. Гегеля («феноменология духа» как «наука об опыте сознания»), Ч. Пирса. У Гуссерля Ф. выступает как фундам. наука о сознании – учение об очевидности и истине актов сознания и самих вещей в их самораскрытии и явленности.
Ф.
представляет собой широкое филос. движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Э. Гуссерля, – учения М. Шелера и М. Хайдеггера. Одним из источников Ф.
явился интерес к «Логическим исследованиям» Гуссерля со стороны мюнхенского кружка философов и психологов – учеников Т. Липпса (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфендер, Д. Гильдебранд, Т. Конрад, Х. Конрад-Мартиус и др.).
Некоторые из них переезжают с 1905 по 1908 в Гёттинген, где преподаёт в это время Гуссерль, а Райнах становится его ассистентом. Проблематика мюнхенско-гёттингенской группы заложила основы т. н. реалистической Ф. с её ориентацией на онтологич. проблематику.
Райнах и Дауберт работают над теорией суждения и «социальных актов», предвосхищая открытия Дж. Остина. Ф. в Германии насчитывает неск. поколений исследователей, большую роль в её упрочении сыграли О. Финк и Л. Ландгребе, быв. ассистенты Гуссерля. Наиболее известные междунар.
центры Ф. возникли в 1970-е гг. в Вуппертале (К. Хельд и Л. Тенгели) и в Бохуме (Б. Вальденфельс). В Швейцарии Ф. представлена именами И. Керна, Э. Холенштайна, Э. Марбаха.
В нач. 20 в. происходит интенсивное усвоение идей Э. Гуссерля в России (Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Г. Г. Шпет, Б. В. Яковенко, А. Ф. Лосев и др.). Во Франции можно выделить два этапа становления Ф.: 1930–50-е гг., связанные с именами Ж. П. Сартра, М. Мерло-Понти, П. Рикёра, М. Дюфрена, А. Камю, Э.
Левинаса, и период более поздний и современный, связанный с именами М. Анри, Ж. Деррида, М. Ришира, Ж. Л. Мариона, А. Мальдине и др. Благодаря ученикам Гуссерля – Р. Ингардену и Я. Паточке Ф. получила распространение в Польше и Чехии. Ф. стала влиятельным филос. направлением в США благодаря А. Шюцу, М.
Фарберу, А. Гурвичу и Д. Кэрнсу. Ф. распространена в Канаде и Мексике, в Японии и Китае и др. странах Азии, а также в Лат. Америке, Австралии и ЮАР. Исследовательские центры и феноменологич. об-ва работают во многих странах мира. В 2002 создана междунар. Орг-ция феноменологич. организаций. С 1960-х гг.
возобновляются исследования Ф. в России (К. С. Бакрадзе, П. П. Гайденко, З. М. Какабадзе, Н. В. Мотрошилова и др.) и переводы феноменологич. текстов. В 1980-е гг. Ф. объединяет молодых исследователей Вильнюса, Москвы, Риги и Ростова-на-Дону (изданы 5 сб-ков по Ф. и герменевтике).
В 1998 основан Центр феноменологич. философии в РГГУ.
Феноменологич. метод получил применение в психологии и психиатрии (А. Пфендер, Ф. Бейтендейк, Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Д. Лэйнг, Э. Штраус), этике (М. Шелер и Д. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штайн, А. Шюц), философии религии (М.
Шелер, К. Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (А. Райнах, Х. Конрад-Мартиус, Р. Ингарден, О. Финк), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе, Я. Паточка). Влияние Ф. испытали экзистенциализм, персонализм, филос. герменевтика и др. течения.
Осн. периодич. издания: «Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung» (изд. Э. Гуссерлем и др.
, 1913–30); «Philosophy and Phenomenological Research» (США, c 1940); «Phaenomenologica» (с 1958, более 200 томов); «Journal of the British Society for Phenomenology» (c 1970); «Analecta Husserliana» (США, c 1971, более 120 томов); «Phänomenologische Forschungen» (ФРГ, с 1975); «Phenomenological Inquiry» (США, c 1976); «Husserl Studies» (c 1984); «Логос» (М., с 1991); «The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy» (США, c 2001), «Ежегодник по феноменологич. философии» (М., с 2008); «Horizon. Феноменологич. исследования» (СПб., с 2012).
Основные идеи и метод
Радикализация человеческой способности менять установки и позиции – исходный пункт Ф. как теории и метода: у Э. Гуссерля – это возможность перехода от индивидуального созерцания к сущностному, от обыденной, или естественной, установки к феноменологической, или рефлексивной (феноменологич.
редукция – заключение в скобки всех допущений относительно существования предметов внешнего опыта, и «трансцендентальная редукция» – заключение в скобки собственного сознания как психологич. реальности), у М.
Хайдеггера – возможность перехода от неподлинного к подлинному способу бытия, трансформация неопределённости повседневного существования в «решимость», у М. Шелера – от наблюдения к непосредственно переживаемому контакту с миром, у Ж. П.
Сартра – это свобода выбора как изначальное свойство и бремя человека, у М. Мерло-Понти – возможность перехода от догматизма здравого смысла и науки к своему Я как субъекту-в-мире.
Осн. идея: человеческое сознание и бытие – это не замкнутые сферы, но фундам. проекты реализации смысла. Феноменологич.
метод является принципиально дескриптивным, ему свойственно отстранение от любых предпосылок, которые не реализуются в опыте; предметом исследования должны быть сами вещи (в широком смысле), но не теории или мнения о них.
Ф.
имеет своим предметом многообразные феномены человеческого мира, доступ к которым и возможность описания которых укоренены в самом сознании и человеческом бытии: сознание и рефлексия, время и переживание, суждение и познание, любовь и ненависть, воля и желание, страх и совесть, действие и выбор, свобода и смерть, телесность и пространство и т. д. Исходные понятия осн. феноменологич. учений: психич. феномены (Ф. Брентано), интенциональность сознания (Э. Гуссерль), личность как духовный акт (М. Шелер), бытие-в-мире (М. Хайдеггер), восприятие и телесность (М. Мерло-Понти), человеческая реальность (Ж. П. Сартр). Тезис Брентано о том, что истинный метод философии не отличается от метода естеств. наук, был реализован Гуссерлем в его концепции философии как строгой науки, основанной на внутр. опыте, в отличие от естествознания, обращённого к опыту внешнему. Ф. исходит из неразрывности и одновременно взаимной несводимости сознания и предметного мира, которая выражается у Гуссерля в различии трёх видов связей – между познаваемыми в науке вещами, между переживаниями познающего сознания и между логич. связями теории, у Хайдеггера – в «онтологич. различии» бытия и сущего, у Сартра – в различии в-себе-бытия и для-себя-бытия, у Мерло-Понти – «невидимого» и «видимого»: невозможно представить себя просто кусочком мира, только объектом биологич., психологич. и социологич. исследований. В послегуссерлевской Ф. приоритет отдан проблеме неразрывности человеческого бытия и мира («бытие-в-мире» у Хайдеггера, тело как субъект целостного «первичного восприятия» и тем самым «проводник бытия в мир» у Мерло-Понти).
Различие между феноменом, явлением и видимостью, проведённое М. Хайдеггером, уточняет предмет Ф.
: если явление отсылает к сущности, а видимость показывает не то, что она в себе есть, то феномен характеризуется как то, что «себя-в-себе-самом-показывает».
Воспринимаемое данное как таковое, убеждённость в истинности или ложности суждения или аргументации, переживаемые эмоциональные состояния суть феномены; они не сводятся и не выводятся из предметов или обстоятельств, с которыми соотносятся.
Ф.
объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный временной поток сознания. Время рассматривается в Ф. не как объективное время, но как временность, темпоральность самого сознания [время как синтез внутр. фаз переживания (Гуссерль)] и бытия [время как изначальное «вне-себя» в себе самом; будущее как возможность экзистенциального времени, объединяющего настоящее, прошлое и будущее (Хайдеггер)].
Временность – основа внутренней историчности личности (Гуссерль), историчности бытия-в-мире (Хайдеггер).
Принципиальным для Ф. является онтологич. понимание истины. Истина – это тождество предмета самому себе, «бытие в смысле истины»: «истинный друг», «истинное положение дел» и т. д.
Истинным может быть также структура акта сознания, в котором положение дел усматривается именно таким, каково оно есть. Очевидность в качестве критерия истины является не особым чувством, сопровождающим некоторые суждения, а переживанием совпадения мыслимого и созерцаемого. У М.
Хайдеггера истина как открывающее бытие укоренена в самом способе бытия человека, которое характеризуется как «раскрытость».
В разработанной Э. Гуссерлем теории предметности и региональных онтологий устанавливается корреляция между способом данности определённого типа предметности [материальной вещи, телесности, души (психического)] и актами сознания.
Региональные онтологии лежат в основе соответствующих наук – физики, соматологии (учения о полях ощущений живого тела), психологии и определяют их методы, но не определяются ими. Сущностное усмотрение выделяет инвариантный смысл предмета и является основой науч. мышления.
Созерцание общего должно иметь чувственную опору, которая может быть совершенно произвольной. В актах сущностного созерцания являет себя идеальная предметность, но она не есть создание этих актов или функция мышления.
Опора на многообразные акты восприятия, памяти и фантазии есть, во-первых, основа многообразия в «созерцании сущностей» и, во-вторых, – основа для радикального различения идеализации и идеации (усмотрения идеи).
Первая осуществляется как конструирование понятий и объектов вне реальной сферы восприятия (точка, масса, социальная структура и т. д.), вторая отдаёт предпочтение миру восприятия.
Различие вариантов в постановке и решении проблемы интерсубъективности соответствует различию исходных задач философов. Для М. Шелера таковой является обоснование этики и социологии.
Согласно Шелеру, общность присутствует в сознании каждого индивида: «Не только Я есть член Мы, но также и Мы есть необходимый член Я».
Проблему связей в общности должно разрешить учение о ступенчатой сфере сочувствования («симпатии») – от единочувствия (Einsfühlung) до духовной (акосмической) любви к личности.
Исходная проблема Э. Гуссерля – основание объективности познания и самопознания в общности. Др.
человек, благодаря которому возможен опыт чужого, дан нам, во-первых, не как природный объект, но как тело-плоть, принадлежащее другому Я, как тот, кто «изнутри», психически управляет своей телесностью, и, во-вторых, – как субъект, устанавливающий свой смысловой мир и опять-таки конституирующий других, в т. ч. и меня, в качестве объектов и субъектов мира. В обоих случаях опыт Другого не доступен непосредственно, он конституируется по аналогии с моей субъективностью. Пересечение миров независимых конститутивных систем образует общий для всех мир. Благодаря опыту чужого и Другого преодолевается солипсизм и становится возможным иерархич. сообщество «монад» (независимых наблюдателей и деятелей), в которых реализуется разная степень объективности познания.
Исходный пункт М. Хайдеггера – совместное бытие (Mitsein) в повседневности, для преодоления которой необходима радикальная индивидуация (аналог феноменологич. редукции), определяющая подлинный, независимый от каких бы то ни было функциональных отношений способ бытия как индивида, так и народа.
Исходные пункты Ж. П. Сартра и Э. Левинаса – приоритет Другого в конституировании Я и мира и выходящий за пределы сферы познания характер отношений Другого и Я (онтологический у Сартра, этический у Левинаса). У Сартра это отношение– конфликт как взаимное ограничение свободы, т. е. возможности быть иным.
Это реализуется во взгляде Другого, превращающего меня в объект, при этом Я воспринимаю Другого в качестве субъекта (взгляд, в отличие от глаз, нельзя объективировать). Соответственно Другой конституирует меня как субъект, превращаясь под моим взглядом в объект. Отношение к Другому более первично, чем отношение с Другим, т. е.
отношение «Мы».
У Э.
Левинаса Другой раскрывает свою абсолютную инаковость в ситуации лицом-к-лицу; отношение к Лицу асимметрично, это не соперничество, но индивидуализирующая человека ответственность за другого человека («любой Другой уникален»), какими бы ни были поступки последнего. Забота о Другом, способность отдавать приоритет Другому – абсолютная ценность и первичное этич. отношение.
Варианты Ф. различаются прежде всего исходной точкой описания фундам. круга «человек – сознание – бытие». Для Э. Гуссерля – это естеств. установка, «жизненный мир» и трансцендентальная субъективность, для М.
Шелера – личность, чувство и иерархия ценностей, для М. Хайдеггера – вопрошающее о бытии человеческое бытие-в-мире, для Ж. П. Сартра – эмоция как магич. превращение мира, для П. Рикёра – воля, «реинтеграция сознания в теле и тела в сознании».
В феноменологич.
учении о сознании выявляются предельные возможности многообразных способов смыслополагания: от простейшей фиксации пространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов, от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смысловых основах культуры.
Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/4708645
Философио.Ру
Феноменология является одним из главных течений западной философии ХХ столетия и тесно связана с именем Эдмунда Гуссерля — её основного разработчика. Буквально, в переводе, она означает: «учение о феноменах».
Понятие «феномена» стало популярным благодаря Канту: с его помощью он выражал воспринимаемый рассудком и чувствами мир явлений, противопоставляя последнему непознаваемый мир вещей-в-себе. Кант предложил такой способ рассмотрения реальности, когда феномены вещей объявляются нетождественными их сущностному строению.
Истоки феноменологии как течения в философии следует искать в феноменологической психологии и в учениях К.Штумпфа и Ф.Брентано — учителя Гуссерля. У них понятие «феномена» было использовано для обоснования познавательного дуализма трансцендентных и имманентных объектов.
Трансцендентное — это аналог кантовской «вещи-в-себе», оно означает объекты, лежащие вне нашего субъективного участия. Имманентное — это нечто, напоминающее кантовские «вещи-для-нас» или феномены.
Философию, по мнению феноменологов, интересуют не феномены физических вещей, а феномены сознания, то есть то, что собственно является содержанием мышления. Основная задача феноменологии состоит в том, чтобы разобраться с сущностью феноменов сознания и их связью с феноменами вещей.
Теоретические источники феноменологии
Сам Гуссерль, в статье написанной для «Британской энциклопедии», употреблял понятие «феноменологии» в двух значениях:
* Для обозначения априорной психологии, являющейся основой для эмпирических исследований.
* Для обозначения универсальной философской науки, выступающей в качестве основы для построения системы наук.
Феноменологическая философия является дальнейшим развитием философии Декарта, а именно, его идеи о том, что любая реальность, которую мы воспринимаем как существующую, на самом деле существует лишь в качестве содержания наших собственных представлений, то есть, как нечто, выраженное в суждениях.
Декарт утверждал, что мир «возникает» внутри нас и изнутри формирует наши склонности и привычки. Нас, по мнению этого мыслителя, не интересует мир, как он существует сам по себе. Нас интересует его проявления в сознании.
Гуссерль, разрабатывая эту теорию Декарта, опирался также на понятие «интенциональности» — центральное в феноменологической психологии.
Сущность феноменологии
Специфика феноменологии как философского учения состоит в том, чтобы отказаться от любых смысловых предпосылок познания за исключением одной: возможности описания чистого сознания феноменов.
Пытаясь реализовать замысел Декарта — превратить философию в чистую науку — Гуссерль выдвинул лозунг: «Назад к предметам».
Это означало требование «очистить» сознание и предметный мир от причинных и функциональных связей, которые считаются субъективными примесями в познании. Обнаружение и выявление чистого сознания или сущности предмета предполагает:
* Критику натурализма и психологизма, усматривающих сущность сознания в предметных и субъектных связях;
* Феноменологическую редукцию — рефлексию над сознанием, вовлечённым в различные взаимосвязи.
Философия, согласно феноменологическому методу, должна иметь дело не с предметами и не со связями между предметами, а с сознанием предметов.
Поэтому, перед началом работы с предметом, необходимо произвести такую процедуру, как эпохе: исключение из состава сознания всего объективного. Иногда такая операция называется «заключением в скобки». Мир, «заключённый в скобки» и есть мир, с которым работает феноменология.
После процедуры «эпохе» наступает черёд главной методической операции феноменологии — феноменологической редукции. Она имеет два этапа-уровня:
* Ноэтический — исключение всякой объективирующей позиции в переживании, описание самого акта переживания.
* Ноэматический — описание того, что уже пережито.
Поскольку феноменологический опыт может быть произведён не только над жизнью «Я», но и над жизнью любого другого «Я», которого мы можем себе представить, можно сделать вывод, что феноменологическая редукция охватывает все общественное пространство.
Однако феноменологическая редукция не позволяет проникнуть в сущность вещей.
Для этого необходима эйдическая редукция, с помощью которой постигаются чистые сущности вещей — эйдосы. Изучая отдельные феномены сознания и их вариации, эйдическая редукция пытается найти инварианты, то есть повторяющиеся и устойчивые моменты. Такие инварианты могут иметь только внеопытные формы.
Главной характеристикой очищенного в результате редукции опыта является интенциональность. Она означает акт придания смысла предмету при постоянной возможности различения смысла и предмета.
Феноменология близка со многими течениями современной западной и восточной философии. Помимо Гуссерля её видными представителями считаются М.
Хайдеггер, М.Мерло-Понти, Р.Ингартен, А.Щюц. В России, с 80-х годов ХХ столетия также отмечено повышение интереса к феноменологической философии. Возобновлено издание журнала «Логос», в котором публикуются работы классиков феноменологии и исследования отечественных философов, имена таких российских феноменологов, как И.Молчанов, Н.
Мотрошилова, А.Михайлов, известны на Западе.
Источник: https://www.filosofio.ru/postklassicheskaya-zapadnaya-filosofiya/fenomenologiya.html
Что такое Феноменология? Феноменология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Феноменология представляет собой одно из направлений в философии 20-го века, задачей которого является описание феномена (явления, события, опыта) на основе первичного опыта познающего сознания (трансцендентальное Я). Его основателем является Гуссерль, хотя у него были предшественники: Франц Бертано и Карл Штумпф.
Книга Гуссерля «Логические исследования» является отправной точкой возникновения этого направления, которое оказало огромное влияние на появление и развитие феноменологической психологии, феноменологической социалогии, философии религии, онтологии, философии математики и естествознания, метафизику, герменевтику, экзистенциализм и персонализм.
Ядром этого направления является понятие интенциональности — свойство человеческого сознания направленности на определённый предмет, то есть заинтересованность человека в рассмотрении философского аспекта конкретного объекта.
Феноменология ставит своей целью создание универсальной науки, которая служила бы обоснованием всем остальным наукам и познанию вообще, имела строгое обоснование. Феноменология стремится описать интенциональность жизни сознания, бытие личности, а также фундаментальные основы человеческого существования.
Характерной чертой данного метода является отказ от любых сомнительных предпосылок. Данное направление утверждает одновременную неразрывность и в то же время несводимость воедино сознания, человеческого существования, личности, психофизической природы человека, духовной культуры и социума.
Гуссерль выдвинул лозунг «Назад к самим вещам!», который ориентирует человека на отстранение от функциональных и причинных связей между предметным миром и нашим сознанием.
То есть, его призыв — это восстановление связи между сознанием и предметами, когда предмет не превращается в сознание, а воспринимается сознанием, как предмет, обладающий определённым свойствами без изучения его функций, строения и т.д.
Он отстаивал чистое сознание, свободное от догм, навязываемых шаблонов мышления.
В качестве методов исследования предлагалось 2 основных:
- Очевидность — непосредственное созерцание,
- Феноменологическая редукция — освобождение сознания от естественных (натуралистических) установок.
Феноменологическая редукция не является наивным погружением в окружающий мир, а концентрирует внимание на том, что переживает сознание в том мире, который нам даётся. Затем эти переживания используются просто, как некие конкретные факты, а как идеальные сущности. Затем это редуцируется к чистому сознанию нашего трансцендентного Я.
- «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоёв в трансцендентально чистом сознании», — Гуссерль, «Идеи».
- Используя метод феноменологической редукции, человек постепенно приходит к пониманию того, что бытию предшествует чистое эго или чистое сознание с переживаемыми им сущностями.
- Феноменология охватывает, таким образом, огромное поле от простого созерцания предмета до философского размышления об основе его смысловых культур.
Гуссерль стремился не только к осознанию мира, но и конструированию, к созданию истинного мира, в центре которого находится сам человек.
Он писал: «Философское познание создаёт не только особые результаты, но и человеческую установку, которая тотчас же вторгается во всю остальную практическую жизнь… Оно формирует новое задушевное сообщество между людьми, мы могли бы сказать сообщество чисто идеальных интересов между людьми, которые живут философией, связаны незабвенно идеями, которые не только полезны всем, но идентично освоены всеми».
В настоящее время методы исследования феноменологии используют в психиатрии, социологии, литературоведении и эстетике. Крупнейшие центры феноменологии расположены в Бельгии и Германии. В 90-х годах 20-го века центры были созданы в Москве и Праге. В США расположен Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования.
Уверенности и убеждения являются самыми неуловимыми, и при этом, самыми основополагающими восприятиями в нашей жизни. Они создают нашу реальность, они сами являются тем контекстом реальности, в котором возникают и переживаются все остальные восприятия. Что такое визуальное восприятие само по себе?… Читать дальше
В процессе нашего жизненного пути мы постоянно претерпеваем трансформации и изменения, касающиеся нашего жизненного опыта.
На пути нашего роста, взросления, развития мы постоянно накапливаем опыт и концентрируем его. В течение нашей жизни, начиная с самого раннего детства, наш опыт откладывается в подсознании… Читать дальше
В сфере взаимодействия человека с невидимой частью мира в конце прошлого века российскими учёными был сделан поистине революционный прорыв. Началось всё с того, что в Генеральном Штабе ВС России была поставлена задача: изучить уровень, на который вышли наши потенциальные геополитические противники —… Читать дальше
Одним из самых распространённых случаев заболевания в психиатрии можно считать слуховые или зрительные галлюцинации, поэтому, когда обыкновенный человек встречается с ними впервые, то начинает паниковать, усугубляя тем самым своё положение. Приверженцы же разнообразных мистических организаций изнуряют… Читать дальше
Спасибо, за интерес к теме «что такое Феноменология»!
Источник: https://samopoznanie.ru/schools/fenomenologiya/