Гиперболизация, воображение в психологии — что это?

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались.

И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге.

Такой процесс и называется воображением.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии – один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ.

Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные.

В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые.

Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно.

Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на «серую массу». С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат – уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами.

Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего.

Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут.

От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение.

Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения – отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений.

Во время «ночных киносеансов» мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ.

Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан.

Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом.

За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке.

Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая – на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни.

Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление.

Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология.

Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам.

Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Читайте также:  Кто такие гении, и что говорит о гениальности психология

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса.

Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье.

У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин.

У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными.

Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир.

Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей.

Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на «серую массу» людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Источник: https://www.syl.ru/article/168423/new_voobrajenie-v-psihologii-svoystva-voobrajeniya-v-psihologii

Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях

Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.

Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.

Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные понятия

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  • Воображение — орудие не только творческого человека.
  • Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.
  • Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.
  • Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:
  1. Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.

    К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.

  2. Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.

Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  1. Творческое воображение во многом работает на основе схемы «анализ-синтез»: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь; после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.
  2. Операции воображения — это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.
  3. Основные операции воображения — это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

Приемы

Что относится к приемам воображения?

Агглютинация

  • Агглютинация — это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.
  • Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.
  • Примеры агглютинации:
  1. Морская дева. Традиционно морские девы — это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии.

    В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.

  2. Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  3. Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса — создание с телом льва и человеческой головой.
  4. Кентавр. Известное мифическое существо — наполовину человек, наполовину конь, — перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  5. Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  6. Животные из популярных мультсериалов «Аватар: Легенда об Аанге» и «Аватар: Легенда о Корре». В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема «агглютинация»: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  7. Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф — это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.

С латинского языка слово «агглютинация» переводится как «приклеивание». Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

Гиперболизация

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  1. Гиперболизация — явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.
  2. Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.
  3. Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.
  4. Примеры:
  1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
  2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
  3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.

Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

Придача

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  • Придача — некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.
  • Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.
  • Примеры:
  1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
  2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
  3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.

    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

Типизация

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  1. Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.
  2. Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.
  3. Примеры:
  • Фауст;
  • Евгений Онегин;
  • Митрофанушка из пьесы «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  • Помещики из произведения «Мертвые души» Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

Акцентирование

Акцентирование — прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

Примеры:

  1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Гиперболизация, воображение в психологии - что это?Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
  2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

Перенос

  • Перенос (или перемещение) — прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.
  • В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «попаданцами»: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.
  • Примеры известных попаданцев:
  1. Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.
  2. Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  3. Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.

Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

Аналогия

Аналогия — оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

Примеры:

  1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
  2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

Связь приемов воображения

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

  1. Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.
  2. Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.
  3. Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.

Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.

О приемах творческого воображения в этом видео:

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/priemy-voobrazheniya.html

Воображение в жизни человека

Способности Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются.

Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее.  Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора.

Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения.

Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые —  неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное  воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете.

Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями.

Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта.

Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого,  нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к  уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий.

Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

 Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс  выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки  и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  •  Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность.  Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения.

Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации.

Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие.

Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления.

Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим  раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное  условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект.

Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/voobrazhenie-v-zhizni-cheloveka.html

Механизмы воображения

Замечание 1

Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм.

Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку.

Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека.

Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта.

Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

Гиперболизация как механизм воображения

Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства.

Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок.

Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.

Замечание 2

Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.

Схематизация как механизм воображения

Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.

Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.

Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:

  • конспектированием
  • инфографикой
  • иллюстрированный график
  • алгоритмический график
  • концептуальная схематизация

Акцентирование как механизм воображения

Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.

Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.

Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).

Типизация как механизм воображения

Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.

Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.

Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/mehanizmy_voobrazheniya/

Приемы воображения Агглютинация, гиперболизация, типизация

Приемы повышения надежности и объективности результатов беседы:Уменеие использовать ситуацию, Четкий план,Варьирование вопросов

Приемы повышения надежности и объективности результатов беседы: Четкий план.Варьирование вопросов. Умение использовать ситуацию.

Приемы формирования у детей культурно-гигиенических навыков: Игровые.) Художественные произведения, фольклор.Педагогическая оценка.

Приемы формирования у детей культурно-гигиенических навыков: Показ и объяснение.Упражнение,Пример взрослых.

Признаками коллективной познавательной деятельности являются:необходимость управления индивидуальной деятельностью учащихся в совместной работе,частичное осуществление контроля самими учащимися,членами коллектива,Наличие общих результатов

Признаки видов воспитания: Институциональный признак.Стиль отношений между воспитателем и воспитанником.Направления воспитательной работ

Признаки воспитания: Целенаправленность

Признаки гуманистической воспитательной системы в школе: Ориентация на общечеловеческие ценности.Наличие в школе собственной концепции воспитания. Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослы

  • Признаки коллектива Ценности коллектива Цели коллектива Потребность в общении
  • Признаки коллектива:структура коллектива
  • Признаки коллективной познавательной деятельности: наличие единой цели, общей мотивации; наличие общих результатов; рациональное разделение труда и функций между учащимися
  • Признаки коллективной познавательной деятельности: Рациональное разделение труда и функций между учащимися ; Наличие общих результатов; Наличие единой цели, общей мотивации

Признаки коллективной позновательной деятельности Рациональное разделение труда и фунуций между учащимися обеспечивающие усвоение знаний ,умений,навыков каждым членом коллектива .

Наличие единой цели ,общей мотивации осознание учениками объединения усилий всех членов коллектива для достижения общественно значимой цели .

возникновение а процессе деятельности взаимной отвественности и зависимости между учащимися

Признаки социально-политической организации: Наличие общей социально-значимой цели. Совместная деятельность. Равенство прав и обязанностей.

Признаки сфомированности компетентности разрешения проблем у учащихся начального образования: Приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем. Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности. Называет мотивы своих действий

Признаки, отличающие процесс ощущения от процесса восприятия: непосредственность воздействия раздражителей; воздействие на отдельные органы чувств; адаптивность процесса ощущения

Применение методов обучения зависит отВида урока

Принцип гуманизации воспитания предполагает: Уважение прав и свобод личности.Предъявление разумных и посильных требований.Уважение права человека быть самим собой.

Принцип параллельного воздействия в теории коллектива Влияние на воспитанника через членов коллектива. Влияние на воспитанника через коллектив. Влияние на воспитанника через актив коллектива

  1. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива: Влияние на воспитанника через коллектив, Влияние на воспитанника через актив коллектива
  2. Принцип природосообразности воспитания: Формировать ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя Согласовываться с общими законами развития природы и человека Воспитание должно основываться на научном понимании процессов
  3. Принцип, выражающий социальную закономерность физической культуры: Связи физического воспитания с подготовкой занимающихся к жизни и труду
  4. Принцип, предусматривающий сохранение и укрепление здоровья занимающихся: Оздоровительной направленности физического воспитания
  5. Принципы аттестации: системность экспертных оценок; открытость системных оценок

Принципы воспитания: Воспитания в коллективе и через коллектив. Воспитания в коллективе и через коллектив. Eдинства действий всех лиц, воспитывающих личность.

Принципы воспитания: Опора на положительное в человеке.Связь воспитательной работы с жизнью. Согласованность требований школы, семьи и общественности.

Принципы дидактической концепции В. Занкова: Принцип быстрого темпа в изучении программного материала Принцип ведущей роли теоретических знаний Принцип обучения на высоком уровне трудности

Принципы дидактической концепции Л.В. Занкова. Принцип быстрого темпа в изучении програмного материала. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Принцип ведущей роли теоритических знаний.

Принципы дидактической концепции: Обучения на высоком уровне трудности. Принцип быстрого темпа в изучении программного материала. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

Принципы личностно-ориентирован-ного подхода в обучении:Приоритетного старта Синтез интеллекта, аффекта и действия Вариативность

Принципы нравственного воспитания дошкольников: Воспитание детей в коллективе. Eдинство воздействий на чувства, сознание, волю и поведение. Требовательность к ребенку в сочетании с уважением к его личности.

Принципы обучения – это:исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы, и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения

Принципы обучения – это:исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы, и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения

Принципы обучения дошкольников: Научности.Доступности.Наглядности. Индивидуального подхода. Воспитывающего обучения. Развивающего обучения. Систематичности и последовательности. Сознательности и активности

Принципы обучения: Систематичности и последовательности. Наглядности. Прочности.

принципы обучения-это…Исходные правила изкономерности в организации познавательной деятельности учащихся

Принципы организации школьной жизни: Сотворчество воспитателей и воспитанников. Организация общественно-значимой деятельности. Взаимопонимание, взаимодействие старших и младших.

Принципы отбора содержания образования-Стандарты образования, учебный план, учебная программа, учебная литература, Общеобразовательный и развивающий характер учебного материала, Традиции государства в области стратегии образования, уровень развития педагогической науки и практикй образования

Принципы построения режима дня для детей в дошкольной организации: Учет возрастных особенностей детей. Постоянство режима.В процессе выполнения режима нужно обращать внимание на состояние здоровья детей.

Принципы природосообразности воспитания: Воспитание должно основываться на научном понимании процессов.Согласовываться с общими законами развития природы и человека. Формировать ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

Принципы семейного воспитания Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников. Гуманность и милосердие к растущему человеку. Открытость и доверительность отношений с детьми.

  • Принципы создания общешкольного годового плана работы:Принцип научности планирования; Принцип оптимальности; Принцип перспективности
  • Принципы формирования содержания образования…
  • Принципы формирования содержания общего среднего образования;Общеобразовательный характер учебного материала, связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества, интегративность изучаемых курсов, фундаментализация и наличие межпредметных связей
  • Принято выделять …. уровня методологии4
  • Принято выделять …. уровня методологии4

Приоритетные направления воспитания (план воспитательной работы Демеуовой М. E.): Казахстанский патриотизм и гражданственность. Интеллектуальная культура. Политическая и правовая культура.

Источник: https://cyberpedia.su/13x5d4c.html

Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентуация, схематизация и типизация

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение –это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, состоящий в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Механизмы воображения изучены очень слабо, в том числе и его анатомо-физиологическая основа (где в мозгу локализовано и т.д.).

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Процесс воображениясвойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать.

Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

В психологии различают активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека и подчинено внутренним факторам. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности.

Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. (Рибо вывел: Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам).

  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется).
  • Репродуктивное воображение – здесь воспроизводится реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).
  • Существуют также и другие виды воображения:

Сновидения – относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Фантазии– это образы воображения, которые никак или мало соответствуют действительности.

Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью (как правило, результат тех или иных нарушений психики или работы организма).

Грезы– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будующим.

Мечты — они обращены к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s18816t5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector