Краткая информация про отрасли психологии

Описание: Психология изучает закономерности возникновения развития и функционирования психических процессов состояний свойств личности занимающейся той или иной деятельностью закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Особенности психологии: психология представляет собой науку о самом сложном понятии что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной…

  • Дата добавления: 2014-06-21
  • Размер файла: 309.34 KB
  • Работу скачали: 302 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

red54;;;Оглавление

Введение 3

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук 4

  1. 2. Основные отрасли психологии 6
  2. Заключение 11
  3. Список используемой литературы 12
  4. Приложение 13

Введение

  • Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
  • Особенности психологии:
  • — психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

— психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г.

, когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов.

 Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

  1. — психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров. 
  2. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.
  3. Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук 

Психология –наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Краткая информация про отрасли психологии

  • Рисунок 1 –Предмет изучения психологии
  • В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
  • Основные задачи психологии:
  • –изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
  • –изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
  • –использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

  1. Философия –в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.
  2. Педагогика –вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.
  3. Медицина, физиология –поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология –привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

2. Основные отрасли психологии

  • Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено: 
  • — во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, 
  • — во-вторых, появлением новых психологических знаний. 

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология –отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология –изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

  1. Основными понятиями общей психологии являются:
  2. — психические процессы;
  3. — психические свойства;
  4. — психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

  • Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
  • Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). 
  • Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.
  • Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).
  • Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
  • Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
  • Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. 
  • Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. 
  • В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
  • Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология –индивидуальные различия в психике людей.
  • Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).
  • Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.

  1. Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.
  2. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.
  3. Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.
  4. Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.
  5. Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.
  6. Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.
  7. Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.
  8. Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.
  9. Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
  10. Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами. 

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования.

 Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни.

 Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. 

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Читайте также:  Кто это такой амбиверт, его характеристика

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Заключение

Таким образом, психология –научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи — наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой.

 В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные.

 Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются.

 К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология.

 Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные — вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.

Список используемой литературы

  1.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. –М.: АСТ, 2010. –с.
  2.  Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. — М: Аллел, 2011. — 64 с.
  3.  Луковцева А.Л. Психология и педагогика.

     Курс лекций / А.Л. Луковцева. –М.: КДУ, 2008. –с.

  4.  Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. –СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
  5.  Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. –М.:. Эксмо, 2006. — 560 с.

Приложение

Краткая информация про отрасли психологии

 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 352 с.

Источник: http://refleader.ru/otrbewmer.html

Основные отрасли психологии

Краткая информация про отрасли психологииСовременная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:

• психические процессы;• психические свойства;• психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности.

В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

  • ? педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
  • ? возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится надетскую психологию, психологию юности изрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);
  • ? дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;
  • ? социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;
  • ? психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;
  • ? медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

? политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

? юридическая психология изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей.

Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Источник: Луковцева А. К.

«Психология и педагогика. Курс лекций»

Источник: https://psychojournal.ru/article/770-osnovnye-otrasli-psihologii.html

Основные отрасли современной психологии

Краткая информация про отрасли психологииПсихология это наука, которая постоянно развивается. Еще недавно психологию, считали одним из разделов философии. Однако сейчас психология — это самостоятельная наука, с множеством подразделов.

Практически каждый год появляются новые отрасли современной психологии. В основном это связано с увеличивающимся интересом к психологии, вернее сказать к ее результатам, которые она позволяет достичь.

В настоящий момент известно более 100 самостоятельных разделов психологии. Большинство из них появились на волне повышенного интереса и не имеют научной ценности. Про остальные отрасли психологии, такого не скажешь, поскольку их появление, являлось практической важностью.

Главным разделом психологии является «Общая психология» или по другому его называют «Основы психологии». Этот раздел является базисным, для тех кто изучает психологию, на его основе и происходит появление новых отраслей психологии.

Основные отрасли психологии

Общая психология — это раздел познакомит с основными теоретическими принципами и методами используемыми в психологии, а так же с психическими особенностями, процессами, состояниями свойственными личности.

Социальная психология — занимается изучением поведения отдельного человека, так и группы в целом, с целью выявления психологических закономерностей и явлений в процессе общения и взаимодействий друг с другом. В своих исследованиях использует научные методы психологии и социологии.

Возрастная психология — этот раздел психологии, который занимается изучением этапов психологического развития личности, на протяжении всего онтогенеза. При изучении возрастных периодов, во внимание принимаются социальные, биологические и психологические факторы.

Педагогическая психология — психологическая отрасль, которая занимается изучением психологических закономерностей, свойственных при обучении либо воспитании личности. На этой основе ведется разработка методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию личности.

Психология труда — раздел психологии, который ставит перед собой задачу изучить психологические особенности организации трудовой деятельности и ее совершенствования с целью получения эффективных результатов.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая иногда именуется как медицинская психология. Имеет близкие отношения с психиатрией. Этот раздел занимается изучением психических явлений, которые так или иначе имеют связь с заболеваниями.

Клиническая психология, это один из разделов, который реально помогает нуждающимся в психологической помощи людям.

Поскольку в рамках ее предмета, разрабатываются методики по диагностике психического здоровья, а так же способы коррекции в случае выявленных отклонений.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, которая изучает психологические различия свойственные различным представителям социальных, классовых, этническим и другим группам. В результате выявленные особенности, систематизируются и количественно оцениваются для каждой группы отдельно.

Психофизиология — отрасль психологии, которая занимается исследованием нейрофизиологических механизмов психических процессов. Проще говоря, психофизиология ищет физиологические причины, в психической деятельности человека.

Когнитивная психология — раздел психологии, который занимается изучением интеллектуальных особенностей присущих каждому человеку. На его основе, разрабатываются методики по тренировке памяти, логического мышления, воображения, творческой деятельности, различных способностей и навыков.

Биопсихология — психологическая наука, которая занимается изучением биологических процессов, которые происходят в организме, а так же их влиянием на психику человека. Основываясь на знаниях этой науки, появляются различные стимулирующие психотропные средства.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением поведения животных. Таким образом происходит сравнение психологии животных и человека, что помогает лучше понять мотивы и причины поступков человека.

Кросс-культурная психология — отрасль психологии, которая направлена на изучение культурных особенностей присущих каждому народу. Основная цель данного раздела выделение особенностей развития личности в зависимости от принадлежности к той или иной культуре .

Экспериментальная психология — отрасль психологии, которая является основой для всех видов научно психических исследований. С ее помощью проводятся психологические исследования во всех отраслях психологии.

Судебная психология — раздел психологии в задачи которого входит изучение психологических проблем связанных с судопроизводством. Основываясь на знаниях этого раздела, судебные психологи определяют степень аффекта, вменяемость, жесткость обращения, моральные принципы и другое, что позволяет судье объективно оценить психологическую ситуации и вынести соответствующий приговор.

Психология здоровья — занимается изучением биологических, социальных, психологических факторов с целью определения их влияния на здоровье человека. С ее помощью разрабатываются методики способные влиять на здоровье положительным образом.

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность в целом и ее совокупности. Главной целью является создание подробной картины личности, а так же ее взаимосвязей с миром, жизнью, обществом в процессе ее развития.

Психология отношений — раздел психологии, главная цель которого изучение отношений возникающих между различными социальными группами. Большинство тем этой отрасли посвящено отношениям возникающим между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, руководителями и подчиненными.

Источник: http://psiho-zakon.ru/obshaya-psihologiya/osnovnyie-otrasli-sovremennoy-psihologii

Основные отрасли психологии

Для решения своих проблем современная психология широко использует достижения других наук точно так же, как знания психологии используются этими науками. Выстраивается своеобразная двусторонняя система наук, использующих психологические знания.

Еще Платоном была создана одна из первых классификаций наук, дававшая схему всех научных знаний того времени. Она была построена по образу и подобию структуры психологии – структуры познавательных способностей человека:

  • Диалектика – ум, как искусство соображения;
  • Физика – чувственное познание, восприятие;
  • Этика – воля и стремление.

В структуре классификации Гегеля психология занимает место на ступеньке саморазвития духа:

  • Субъективный дух в форме индивидуального сознания;
  • Антропология как проявление естественно-душевного состояния;
  • Феноменология рассматривается как сознание, проявляющееся во внешнем действии;
  • Психология как духовная субстанция, мыслящая и воплощающая содержание.

В системе О.Конта, а это уже классификация XIX века, места для психологии вообще не было. Она занимала в это время промежуточное положение между биологическими и социальными науками. И только в конце XIX века она попала в состав наук.

Безусловно, очевидная истина лежала в основе такого решения – психология являлась одним из аспектов любого знания по той простой причине, что:

  • Во-первых, благодаря своему объективному содержанию;
  • Во-вторых, благодаря своему внутреннему строению в соответствии психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий процессов познавательной деятельности человека.

Практически ни одна наука, будь то математика, физика, логика ни в своих методах и теоретических структурах не зависят от психологии. Овладеть этими структурами возможно при непосредственном влиянии человека на предметы и явления, а изучить эти влияния и деятельность человека в развитии знаний может только психология.

Надлежащее место занимает психология в классификации наук, предложенной Б. Кедровым. Его схема представлена в виде треугольника, вершинами которого являются науки:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Философские.

Имеющиеся между ними связи подчиняются следующим принципам:

  • Субординации развития от низшего уровня к высшему уровню;
  • Принцип объективности, расположение наук должно идти так, как предметы их исследования;
  • Следование законам развития науки и знаний, выработанных ими.

Таким образом, получается, что внутри треугольника располагается психология и создает тесные связи с тремя группами наук. Уточняя положение психологии в схеме, Б. Кедров подчеркивает, что психология внутри треугольника располагается не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам, потому что мышление, например, является предметом не только психологии, но еще и диалектики и логики.

Исследуя поведение и психику человека с точки зрения их биологической организации и внешней социальной среды, психология будет тесно сотрудничать с естественными и общественными науками.

Неразрывна связь психологии и медицины, по той простой причине, что многие заболевания имеют психологическое происхождение, и результаты психологических исследований могут оказать огромную помощь при их лечении.
Следует назвать такую научную область как психиатрия, относящуюся к клинической медицине, раскрывающей причины и формы нарушения психической деятельности и особенности протекания психических заболеваний.

Большую возможность предоставляют психологии общественные науки, они помогают правильно подходить к пониманию психики и сознания человека с теоретической точки зрения. Психология ориентируется в первую очередь на философское учение о человеке.

Высшие психические функции человека в своем формировании опирались на такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы, поэтому психология опирается на данные истории общества и его культуры.

Сам термин «психологическая наука», предмет которой психологические явления, объединяет систему знаний. Это тот теоретический аспект, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты.

Психология стимулируется практикой, где ставятся свои цели и задачи, формулируемые как проблемы и конкретизируемые в темах исследования. В связи с этим появляется целый ряд частных наук и их отраслей.

Отнести психологию к разряду только естественных или только общественных наук ничем не оправдано, поэтому сегодня всем уже ясно, что психология занимает промежуточное место между естественными и общественными науками.

Психология сегодня – это разветвленная система наук. В этой системе много отраслей, которые представляют собой самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Психологические науки активно развиваются и, каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление, поэтому правильнее говорить не об одной науке психологии, а о целом комплексе развивающихся психологических наук.

В психологической науке выделяются сегодня фундаментальные науки, прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные (или по-другому их называют базовые) отрасли психологии ставят перед собой цель – познание психики. Они имеют общее значение для понимания и объяснения психологии поведения людей. Фундаментальные отрасли психологии дают те знания, которые необходимы всем. Иногда эти знания объединяют термином «общая психология».

Вторая группа отраслей получила название прикладная психология. Они ставят и решают проблемы, важные для развития всех научных направлений без исключения. Знания прикладной психологии применяются в какой-то конкретной области – авиационной, космической, спортивной, инженерной и др.

Специальные отрасли психологии для своего изучения выделяют те вопросы, которые представляют особый интерес для познания.

Помимо фундаментальных, прикладных, специальных отраслей, выделяется еще практическая психология, цель которой заключается в применении психологических технологий в работе непосредственно с реальным клиентом и решение его психологических проблем. Основная деятельность специалистов в этой области связана с профилактикой и коррекцией.

Исследуя индивида, общая психология выделяет в нем познавательные процессы, которые охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Благодаря этим процессам человек перерабатывает получаемую информацию о мире. Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний.

Дела и поступки людей определяются свойствами личности. К ним относятся эмоции, способности, мотивация, установки, темперамент, характер и воля.

Психология имеет тесную связь с общественными, естественными и техническими науками.

Таким образом, современная психология характеризуется процессом дифференциации, который и определяет разветвленность психологической науки, несмотря на существенные отличия друг от друга эти науки имеют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/osnovnye_otrasli_psihologii/

Отрасли психологии, критерии их выделения. Краткая характеристика

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

В настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

  • Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются.
  • Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.
  • Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений.
  • Специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
  • Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология.

Общая психология– этоособое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Общая психология является базовой отраслью, на данные которой опираются остальные отрасли психологической науки.

  1. Специальные отрасли психологии включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
  2. Генетическая психологияизучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
  3. Дифференциальная психологиявыявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.

Социальная психология изучает взаимодействие человека с большими и малыми социальными группами. Если классифицировать отрасли психологии, опираясь на психологические аспекты отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей, объединяемых понятием социальная психология.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека и психологические аспекты научной организации труда (НОТ).

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Она исследует формирование мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Патопсихология, психотерапия изучают нарушения различных психических функций и способы коррекции этих нарушений.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации. Медицинская психология также изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Она подразделяется на нейропсихологию, психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права, усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого и т.п.

); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования или деформации личности преступника, мотивами преступления и т.д.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

Сравнительная психология — отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливаются характер и причины существующих сходств и различий в их поведении.

Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются одна от другой вследствие того, что тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики.

Источник: https://cyberpedia.su/9x1688c.html

Отрасли психологии

Отрасли
психологии

условно разделяются:

фундаментальные
(общие, базовые) – имеют общее значение
для понимания и объяснения различных
психических явлений, поведения людей.

прикладные
(специальные)
– достижения, которых используются на
практике. В большинстве случаев решают
конкретные задачи в рамках своего
направления (2).

Отрасли
(3 группы критериев):

  1. выполняемой деят-ти

  • психология труда
  • педагогическая
  • спортивная
  • космическая
  • судебная
  1. Субъект выполняемой деят-ти

  • детская
  • этнопсихология
  • социальная
  • пато
  • зоо
  1. Конкретно-научная или практическая проблема

  • психофизиология
  • нейропсихология
  • психосоматика
  • психогенетика

Антитезы:
общая – дифференциальная; общая –
отраслевая.

Разделы
психологии:

  • общая
  • зоо (сравнительная)
  • психофизиология
  • нейропсихология
  • патопсихология
  • детская
  • индивидуальных различий (дифференциальная)
  • этно
  • социальная
  • психолингвистика
  • творчества

Общая
психология
исследует
наиболее общие закономерности психической
деятельности, обнаруживает и описывает
общие прин­ципы, категории, понятия
и методы психологической науки. Эта
об­ласть психологии дает знания,
одинаково необходимые всем специа­листам,
которых интересует поведение людей.

Наиболее
многочисленные фундаментальные
исследования в общей психологии касаются
главным образом таких явлений, как
на­учение и его законы, действие
мотивационных факторов, развитие таких
когнитивных процессов, как память,
мышление (6).

Возникновение
общей психологии как самостоятельной
и фундаментальной отрасли психологической
науки связано с именем С. Л. Рубинштейна,
который систематизировал психологические
знания и предложил методологию
исследова­ния психических явлений.
На базе основных понятий общей психологии
формируются понятия других отраслей
психологической науки (2).

Для
некоторых исследований в психологии
необходимо примене­ние особых методов
или методологии.

Так, психофизиологияизучает
физиологические и биохимические
изменения, которые происходят в нервной
системе при различных психологических
состояниях (эмоци­ональных переживаниях,
функционировании памяти, сновидениях
и т. п.).

В психофизиологии речь идет о
самых различных физиологичес­ких
сдвигах: активности потовых желез,
электроактивности мышц (электромиограмма),
мозга (электроэнцефалограмма) и так
далее.

В
отличие от физиологической
психологии
,
предметом
иссле­дования в психофизиологии
являются психологические проблемы
внутреннего мира человека.

Поведение
для психофизиолога явля­ется независимой
переменной, тогда как зависимыми
оказываются физиологические процессы.

Главной задачей современной психо­физиологии
является причинное объяснение психических
явлений путем раскрытия лежащих в их
основе нейрофизиологических ме­ханизмов.

Другие специальные
отрасли психологии также диктуются
по­требностями практики. Каждая из
отраслей разрабатывает свои тео­ретические
проблемы, но все они прежде всего
прикладные отрасли психологии.

Так,
психогенетикаизучает
наследственные механизмы психики и
поведения.

Дифференциальная
психология
выявляет
и описывает индиви­дуальные различия
людей, процесс формирования этих различий
и причины (6). Предпосылкой возникновения
дифференциальной пси­хологии явилось
внедрение в психологию эксперимента,
генетических и матема­тических
методов.

Начало разработке данной
отрасли психологии положил Ф. Гальтон,
создавший ряд приемов и приборов для
изучения индивидуальных различий и для
статистического анализа данных. Термин
«дифференциальная психология» был
предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными
методами диффе­ренциальной психологии
стали тесты.

Первоначально это были
индивидуальные тесты, затем появились
групповые, а позднее и проективные (2).

Возрастная
психология
(психология
развития) изучает особен­ности психики
человека на различных этапах его
жизненного пути. Она подразделяется на
детскую психологию, психологию подростка,
психологию юности, психологию взрослого
человека и геронтопсихологию (геронтология
– наука о старости).

Этнопсихология(от
греч. ethnos
— племя, народ) — изучает этнические
особенности психики людей, национальный
характер, этнические стереотипы,
национальное самосознание и т.д.

Социальная
психология
изучает
психические явления, которые возникают
в различных группах и коллективах в
процессе общения людей, выявляет
психологические закономерности
взаимоотноше­ний личности и коллектива
(6).

Началом
самостоятельного существования
социальной психологии считается 1908 г.,
когда одновременно появились работы
английского психолога У. Макдугалла и
американского социолога Э. Росса. В
названиях этих работ содержался термин
«социальная психология».

Современная
социальная психология как самостоятельная
наука включает в себя следующие основные
разделы: закономер­ности общения и
взаимодействия людей (здесь исследуется,
в частности, роль об­щения в системе
общественных и межличностных отношений);
психологические характеристики
социальных групп, как больших (классы,
нации), так и малых (где изучаются такие
явления, как сплоченность, лидерство и
т. д.); психология лично­сти (сюда
относятся проблемы социальной установки,
социализации и др.) (2).

Педагогическая
психология
изучает
психику учащихся в про­цессе
учебно-воспитательной работы, устанавливает
закономернос­ти овладения знаниями,
умениями, навыками (6). Как самостоятельная
отрасль психологической науки
педагогическая психология зародилась
во второй половине XIX
в.

В основе современной отечественной
педагогической
психо­логии лежит фундаментальное
положение о
том, что сущностью индивидуального
психического развития человеке является
усвоение им
общественно
исторического опыта, зафиксированного
в предметах материальной
и духовной культуры.

В то
же время это усвоение осуществляется
посредством активной деятельности
человека,
а
средства и способы этой деятельности
актуализируются в общении с другими
людьми.

По сферам применения педагогическую
психологию можно разделить
на
психологию дошкольного воспитания,
психологию обучения и вос­питания в
школьном возрасте с разделением на
младший, средний и старший школьный
возраст, психологию профессионального
обучения, психологию выс­шей школы.
(2).

Инженерная
психология
изучает
деятельность человека-опе­ратора в
автоматизированных системах управления.
Она решает проблему распределения и
согласования функций между маши­ной
и человеком (6).

Как
самостоятельная наука возникла под
влиянием научно-технической революции,
преобразовавшей психологическую
структуру производственных процессов.
Ускорение технического развития,
на­блюдаемого во второй половине XIX
и первой половине XX
в.

, поставило вопрос о необходимости
изучения психических возможностей
человека в производствен­ном процессе
и определения средств и способов его
взаимодействия с техникой.

Основными
проблемами, решаемыми инженерной
психологией, являются: анализ задач
человека в системах управления,
распределение функций между человеком
и автоматическими устройствами;
исследование совместной деятельности
опера­торов, информационного
взаимодействия между ними и процессов
общения; ана­лиз психологической
структуры деятельности операторов;
исследование факто­ров, влияющих на
эффективность, качество и надежность
деятельности операто­ров: исследование
процессов приема человеком информации;
анализ процессов переработки информации
человеком, ее хранения и принятия
решений; разработ­ка методов
психодиагностики способностей человека
в интересах решения задач профессионального
психологического отбора и профессиональной
ориентации; анализ процессов оптимизации
обучения операторов (2).

Политическая
психо­логия

— это отрасль психологии, изучающая
психологические компоненты поли­тической
жизни и деятельности людей, их настроения,
мнения, чувства, ценност­ные ориентации
ит.
п.

Эти психологические
феномены формируются и
проявля­ются
на
уровне политического сознания наций,
классом, социальных групп, правительств,
индивидов и реализуются в их конкретных
политических действиях (2).

Психология
искусства
— отрасль психологической науки,
предметом которой являются свойства и
состояния личности или группы лиц,
обусловливающие созданиеи
восприятие художественных ценностей,
а также влияние этих ценностей на
жизнедеятельность отдельной личности
и общества в целом (2).

Медицинская
пси­хология

– изучает психологические аспекты
гигиены, профилактики, диагностики,
лечения, экспертизы и реабилитации
больных.

Среди важ­нейших проблем
медицинской психологии — взаимодействие
психических и со­матических процессов,
закономерности формирования у больного
представления о своем заболевании,
изучение динамики осознания своего
состояния у больного, использование
компенсаторных и защитных механизмов
личности в терапевтиче­ских целях,
изучение психологического воздействия
лечебных методов и средств.

Структура медицинской
психологии: клиническая психология,
включа­ющая патопсихологию,
нейропсихологию, соматопсихологию;
общая медицин­ская психология;
психопрофилактика и психогигена;
психокоррекция.

Помимо
названных существуют и другие, не менее
интересные для научных исследований и
не менее значимые для практической
деятельности человека отрасли психологии,
в том числе; спортивная
психология, юридическая психология,
авиационная и космическая психология,
военная психология, психология
компьютеризации, экспериментальная
психоло­гия (2).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5132806/page:10/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector