Методика проведения теста «сложные аналогии» и его результаты

Самосовершенствование 3 ноября 2016

В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях — в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других.

Методики исследования делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят.

Методика «Сложные аналогии» — одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.

Методика проведения теста

Для чего используется методика?

Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.

Методика «Сложные аналогии» способна выявлять такие нарушения мышления, как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством — нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.

Методика проведения теста

Описание стимульного материала

Методика «Сложные аналогии» имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей.

Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре «Бодрый-вялый» присутствует противопоставление, эти слова — антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра.

В данном случае паре соответствует шифр «Свет-темнота».

«Сложные аналогии», методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой — буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.

  • Шифр А обозначает логическую связь «один-множество» или «один — совокупность единиц», например, «глава-роман».
  • В шифре Б второе слово показывает, к какому классу явлений или предметов относится первое. Например, «пение-искусство».
  • Шифр В указывает на 2 слова, принадлежащих к одному классу, но второе больше по масштабам, чем первое. Например, «Море-океан».
  • Шифр Г представлен противоположными понятиями, например, «похвала-брань».
  • В шифре Д второе слово является последствием первого, например, «испуг-бегство».
  • Шифр Е — синонимы, например, «плакать-реветь».

Методика проведения теста

Процедура проведения исследования

Методика «Сложные аналогии» предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: «Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке.

В правой — 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице «Шифр» найти наиболее подходящую ей.

После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы «Шифр». На всю работу у Вас 3 минуты.

В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.

Методика «Сложные аналогии»: интерпретация результатов

После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов — 0, 5 правильных ответов — 12-14, 9 попаданий — 19-20 баллов.

Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.

Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.

Методика проведения теста

Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика «Сложные аналогии» не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/213125/

Online Test Pad

Тест включает несколько заданий в формате ЕГЭ и предназначен для учащихся 11 класса.

Пройти тест

Тест на знание и  употребление английских глаголов have got has got — иметь,

Пройти тест

Данный тест позволит вам, уважаемые деловые люди, узнать, насколько вы амбициозны, а также выяснить, не доходит ли у вас это качество до абсурда.

Пройти тест

Тест предназначен для учащихся 8 класса после изучения темы «Односоставные и неполные предложения»

Пройти тест

К каждому вопросу предложено три варианта ответов. Из трех только один правильный.

Пройти тестМетодика проведения теста Тест предназначен для учащихся 5, 6 классов при отработке навыков устного счёта по теме «Сравнение обыкновенных дробей.».Пройти тест

Тест на построение утвердительных предложений в Present Continuous в английском языке.

Пройти тест

Тест сразу проверяет и восприятие предложений на слух в своей смысловой форме, и письменную часть, и грамматическую. 

Пройти тест

ОГЭ. Модуль «Геометрия», часть 1, задания 9 — 13.  Вариант № 1

Пройти тест

Тест для проверки базовых знаний по окружающему миру в форме ЕГЭ (2 класс)

Пройти тест

Методика проведения теста
 

Пройти тест

Тест содержит вопросы по всем темам отечественной и зарубежной истории!

Пройти тестМетодика проведения теста Тест предназначен для контроля и самоконтроля обучающихся 6-х классов, а также повторения пройденного материала.Пройти тест

Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей: схемы, карты, таблицы, графики и формулы. Обязательные ответы на все вопросы. Каждый новый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.

Пройти тест

Многие из нас еще с детства мечтают о том, что станут директором школы (завода, магазина и пр.). Но кто задумывался над тем, есть ли у него предрасположенность к руководящей работе? Наш тест поможет вам ответить на этот вопрос.

Пройти тест

Тест для родителей «Хорошие ли вы родители?» На вопросы этого теста можно ответить «да», «нет», «не знаю»

Пройти тест

Экзамен по предмету «Аудит». Предмет входит в программу переподготовки кадров по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Пройти тест

Тесты для подготовки к аттестации на III группу допуска по электробезопасности до 1000 В в ростехнадзоре.

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/1073-metodika-slozhnye-analogii

» Определяем уровень развития логического мышления школьников с помощью методики "Сложные аналогии"

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Суть методики «Сложные аналогии»

Логика есть анатомия мышления.

Английский педагог и философ ХVIII века Джон Локк 

Приём был предложен психологом и психиатром Э.А. Коробковой, работавшей с детьми с отклонениями в психическом и физиологическом развитии. Цели методики заключаются в определении:

  • способности ребёнка устанавливать логические связи разного характера (и сложные, и простые) между понятиями;
  • возможности понимать абстрактные связи между явлениями.

Суть диагностики заключается в том, что испытуемый получает бланк с 40 словами, находящимися в определённой связи и объединёнными в пары, а также 12 словами, относящимися к шифру, в котором в качестве образца указаны пары с конкретными типом логических отношений:

  • собирательным («овца — стадо»);
  • видовым («малина — ягода»);
  • количественным («море — океан»);
  • антонимичным («свет — темнота»);
  • причинно-следственным («отравление — смерть»);
  • синонимическим («враг — неприятель»).

Тест можно применять в работе с детьми, достигшими 13–14 лет, конечных возрастных ограничений для использования приёма нет.

Процедура проведения диагностики среди школьников

Методика проведения теста

Если тест «Сложные аналогии» планируется организоваться в групповой форме, важно напомнить детям, что вся работа должна выполняться самостоятельно

Исследование рекомендуется проводить в индивидуальной форме, но допускается и групповой вариант тестирования. В обоих случаях диагностика подразумевает письменную форму ответов. На работу с бланком теста выделяется 4–5 минут.

Алгоритм проведения исследования:

  1. Работа начинается с разбора 6 пар шифра. Вместе со взрослым ребёнок определяет тип связи между словами, предложенными в качестве образца для сравнения. Например, «море» и «океан» имеют количественное отличие: что-то меньше, что-то больше; «отравление» и «смерть» соответствуют причинно-следственному виду: проглотив что-то опасное, можно умереть.
  2. Затем экспериментатор объясняет ребёнку, что 20 пар слов на листе также объединены подобными отношениями. Подросток должен эти отношения для себя определить и обвести подходящий ответ, соответствующий аналогичной паре из образца, напротив номера двойки слов.
  3. Ребёнок приступает к работе, а взрослый засекает время. Для удобства расшифровки испытуемому можно записывать не номера пар из шифра, а двойки слов целиком.
  4. Если школьник теряется и не может выделить сходные принципы, то организатор помогает ему, задаёт наводящие вопросы. Например, экспериментатор спрашивает: «Что такое физика?» («Это наука»). Затем даёт наводку: «А есть ещё науки?» («Да»), «Что такое малина?» («Это ягода»), «А какие ягоды ещё тебе известны?». Таким образом, ребёнок приходит к выводу, что физика — это одна из наук, а малина — одна из ягод. Соответствие определено.Методика проведения теста

    Индивидуальная форма тестирования даёт возможность получить от испытуемого ещё и устное объяснение выбора

Читайте также:  Психология успешного общения: секрет в отзеркаливании

Файлы: Материалы к тесту

Бланк задания и ключ

Протокол

Анализ и интерпретация результатов

Проверив результат подростка по ключам, экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов, соответствующих образцу, и выставляет оценку по десятибалльной шкале:

Интерпретируется результат так: 

  • 10 баллов — ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов — ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов — есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов — наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов — испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода — малина»);
  • 4 балла — нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла — школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг — неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны — ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл — испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Что касается устного комментария ребёнка при индивидуальной форме проведения, то он имеет важное значение для диагностики нарушений мыслительного процесса, заключение о характере которых может делать только специалист по возрастной психологии с целью разработки индивидуальной программы коррекции.

Методика «Сложные аналогии» позволяет сделать выводы о том, насколько хорошо ребёнок может выстраивать разного рода логические связи между явлениями и понятиями.

Эти результаты имеют большую ценность для определения интеллектуального уровня подростка, а также его соответствия возрастным нормам.

По итогам теста психолог может предложить индивидуальную программу коррекции в случае необходимости.

Если у вас возникли сложности или проблемы — вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/opredelyaem-uroven-razvitiya-logicheskogo-myishleniya-shkolnikov-s-pomoshhyu-metodiki-slozhnyie-analogii.html

Тест: «Сложные аналогии»

Skip to content Методика проведения теста

Только 5% успешно пройдут этот тест. Это очень сложный тест, позволяющий выяснить насколько человеку доступно выделение абстрактных связей и понимание сложных логических отношений. Вам будут даны 20 логических пар с 6 буквенными вариантами ответов, шифр из 6 пар для проведения аналогий.

Каждая пара слов имеет свою логическую связь. Ей присущ определенный тип логической связи. Так же вам предоставлен шифр, в котором буквами обозначены 6 типов, возможных в тесте логических связей. Они обозначены буквами А, Б, В, Г, Д, Е.

Ваша задача — определить в тестируемой паре какой тип логической связи в ней присутствует и соотнести ее с типом, данным в шифре; выбрав его буквенное обозначение.

На прохождение теста «Сложные аналогии» вам даётся всего 3 минуты. По сути, успешно пройдут его не более 5% людей. Шифр и логические пары ниже.

Шифр:

Методика проведения теста

Логические пары:

Если вы набрали 17-20 правильных ответов, значит вы прошли тест. Поздравляем! Это говорит о том, что вам доступно логичное сопоставление, понимание абстракций и построение логических связей, мышление не допускает диффузности, расплывчатости мысли, непроизвольности в рассуждениях.

Меньше 17 — тест провален! Если вас задело, то упростите себе задачу. Несколько минут изучите шифр, запомните связи и буквенное обозначение типа. Затем приступайте к тесту. Но это будет уже не совсем честно

Источник: https://edieta.org/testi/test-slozhnye-analogii

Всё о методике "Сложные аналогии" — суть, порядок проведения теста среди школьников, правила интерпретации результатов

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения.

Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы.

Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой — психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг — бегство;
  2. Физика — наука;
  3. Правильно — верно;
  4. Грядка — огород;
  5. Пара — два;
  6. Слово — фраза;
  7. Бодрый — вялый;
  8. Свобода — воля;
  9. Страна — город;
  10. Похвала — брань;
  11. Месть — поджог;
  12. Десять — число;
  13. Плакать — реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой — движение;
  16. Смелость — геройство;
  17. Прохлада — мороз;
  18. Обман — недоверие;
  19. Пение — искусство;
  20. Тумбочка — шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца — стадо (часть — целое);
  2. Малина — ягода (род — вид);
  3. Море — океан (маленькое — большое);
  4. Свет — темнота (антонимы);
  5. Отравление — смерть (причина — следствие);
  6. Враг — неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Методика проведения теста

Тестирование по методике «Сложные аналогии» рекомендуется проводить в индивидуальном порядке

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к.

их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями.

Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию — 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла.

Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Методика проведения теста

Низкие результаты по тесту «Сложные аналогии» может свидетельствовать о сниженной мотивации подростка и нежелании проходить тестирование

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца — стадо;
  • Б. Малина — ягода;
  • В. Море — океан;
  • Г. Свет — темнота;
  • Д. Отравление — смерть;
  • Е. Враг — неприятель.

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Ключ к тесту

Результаты ответов суммируются и стандартизируются в соотвествии с десятибальной шкалой:

Полученные по десятибальной шкале результаты интерпретируются следующим образом:

  • 10 баллов — ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов — ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов — есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов — наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов — испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода — малина»);
  • 4 балла — нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла — школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг — неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны — ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл — испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.
Читайте также:  Гиперболизация, воображение в психологии - что это?

Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна — даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%.

Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования.

Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/ispolzovanie-metodiki-slozhnyie-analogii-dlya-testirovaniya-shkolnikov.html

Справочник психолога-консультанта организации

Тест «Сложные аналогии»

^ Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно пони­мание сложных логических отношений и выделение аб­страктных связей.

^ В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца— стадо» — часть и целое, «Малина— ягода»— определение, «Море— океан» — различаются в количественном отношении и т. д.

В час­ти «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава — роман» аналогично «Овца — стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава — роман» — 1).

Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоя­щих из слов, которые находятся между собой в логичес­кой связи. Напротив каждой пары 6 цифр, которые обо­значают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 ти­пов и соответствующие им цифры приведены в таблице «Образец».

Вы должны, во-первых, определить отноше­ние между словами в паре. Затем подобрать наиболее близ­кую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из табли­цы «Образец». И после этого в цифровом ряду обвести кружком ту из цифр, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу.

Время выполнения зада­ния — 3 минуты».

Образец: Овца — стадо — 1 Малина — ягода — 2 Море — океан — 3 Свет — темнота —4 Отравление — смерть —5 Враг — неприятель —6

Стимульный материал:

1. Испуг — бегство 11. Десять — число
2. Физика — наука 12. Праздность — безделье
3. Правильно — верно 13. Глава — роман
4. Грядка — огород 14. Покой — движение
5. Похвала — брань 15. Бережливость — скупость
6. Пара — два 16. Прохлада — мороз
7. Слово — фраза 17. Обман — недоверие
8. Бодрость — вялость 18. Пение — искусство
9. Свобода — независимость 19. Капля — дождь
10. Месть — поджог 20. Радость — печаль

Обработка и анализ результатов. Проверить правиль­ность ответов и уровень развития логического мышле­ния по «ключу» (табл. 24).

Анализ результатов производится с помощью табл. 25.

Таблица 24

^

Предъявленные пары слов Правильный ответ
Испуг — бегство 5
Физика — наука 2
Правильно — верно 6
Грядка — огород 1
Похвала — брань 4
Пара — два 6
Слово — фраза 1
Бодрость — вялость 4
Свобода — независимость 6
Месть — поджог 5
Десять — число 2
Праздность — безделье 6
Глава — роман 1
Покой — движение 4
Бережливость — скупость 3
Прохлада — мороз 3
Обман — недоверие 5
Пение — искусство 2
Капля — дождь 1
Радость — печаль 4

Таблица 25

^

Количест­во ошибок Бал­лы Уровень развития понятийного мышления
0 5 Очень высокий уровень логически-понятийного мыш­ления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях
1 4 Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях
2 3+ Хорошая норма большинства людей, редко бывают не­точности в использовании понятий
3-4 3 Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточно­сти в использовании понятий
5-6 3- Низкая норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения
7 и более 2 Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различа­ет разницы понятий

Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления

Диагностическая цель. Исследование логического ас­пекта математического мышления.

^ «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности по­строения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут».

^ Лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 7
2) 1 4 9 16 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
5) 7 16 9; 5 21 16 9 4
6) 2 4 8 10 20 22 92 94
7) 24 22 19 15

^

1) 12 9 5) 13
2) 25 36 6) 44 46
3) 13 20 7) 10 4
4) 36 38

Оценка проводится по количеству правильно написан­ных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.

^ Если испытуемый зат­рудняется ответить при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, по­этому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.

Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

Диагностическая цель. Исследование индивидуальных особенностей мышления.

Инструкция. «Этот тест предназначен для того, что­бы помочь определить предпочитаемый вами способ мыш­ления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения.

Среди предлагаемых на выбор ответов нет пра­вильных или неправильных.

Максимум полезной инфор­мации вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мыш­ления, а не о том, как по-вашему следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного опросника состоит из утверж­дения, за которым следуют пять его возможных оконча­ний. Ваша задача — указать ту степень, в которой каж­дое окончание применимо к вам. На опроснике в квадра­тах справа от каждого окончания проставьте номера — 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован толь­ко один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

Пример:

Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:

  1. качество изложения, стиль;
  2. основные идеи книги;
  3. композицию и оформление книги;
  4. логику и аргументацию автора;
  5. выводы, которые можно сделать из книги.

Если вы уверены, что поняли приведенную выше ин­струкцию, продолжайте работать дальше».

  • ^
  • Текст опросника
  • А
  • Когда между людьми имеет место конфликт на поч­ве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;

  1. лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;
  2. лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;
  3. подходит к ситуации наиболее логично и последо­вательно;
  4. излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

Б

Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:

  1. понять цели и значение этого проекта;
  2. раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;
  3. определить, как мы собираемся разрабатывать дан­ный проект;
  4. понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы;
  5. чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.

В

Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, ког­да могу:

  1. связывать их с текущими или будущими занятиями;
  2. применять их к конкретным ситуациям;
  3. сосредоточиться на них и тщательно их проанали­зировать;
  4. понять, насколько они сходны с привычными идеями;
  5. противопоставить их с другими идеями. Г

Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или ста­тьях обычно:

  1. полезнее текста, если они точны;
  2. полезны, если они ясно показывают важные факты;
  3. полезны, если они поднимают вопросы по тексту;
  4. полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;
  5. не более и не менее полезны, чем другие материалы.

Д

Если бы мне предложили провести какое-то исследо­вание, я, вероятно, начал бы с…

  1. попытки определить его место в более широком кон­тексте;
  2. определения того, смогу ли я выполнить его в оди­ночку или мне потребуется помощь;
  3. размышлений и предложений о возможных резуль­татах;
  4. решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;
  5. попытки сформулировать проблему как можно пол­нее и точнее.
Читайте также:  Дисциркуляторная энцефалопатия головного мозга: степени

Е

Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных про­блем, я предпочел бы:

  1. встретиться с ними индивидуально и задать каждо­му конкретные вопросы;
  2. провести общее собрание и попросить их высказать свои мнения;
  3. опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;
  4. встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;

5) попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

Ж

^

  1. выстояло против оппозиций, выдержало сопротив­ление противоположных подходов;
  2. согласуется с другими вещами, которым я верю;
  3. было подтверждено на практике;
  4. поддается логическому и научному доказательству;
  5. можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.

3

Когда я на досуге читаю журнальную статью, она бу­дет скорее всего:

  1. о том, как кому-то удалось решить личную или со­циальную проблему;
  2. посвящена дискуссионному или социальному во­просу;
  3. сообщением о научном или историческом исследо­вании;
  4. об интересном, забавном человеке или событии;
  5. точном, без доли вымысла, сообщении о чьем-то интересном жизненном опыте.

и

Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внима­ние на…

  1. близость выводов к моему личному опыту;
  2. возможность выполнения данных рекомендаций;
  3. надежность и обоснованность результатов факти­ческими данными;
  4. понимание автором целей и задач работы;
  5. интерпретацию данных.

К

Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать — это:

  1. каков наилучший метод для решения этой задачи;
  2. кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;
  3. почему эту задачу стоит решить;
  4. какое влияние решение может иметь на другие за­дачи, которые приходится решать;
  5. какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.

Л

Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:

  1. уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо;
  2. принимаюсь за дело как можно раньше;
  1. выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать;
  2. есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;
  3. тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.

М

Если бы мне пришлось проходить испытания или сда­вать экзамен, я предпочел бы:

  1. набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету;
  2. дискуссию с теми, кто также проходит испытания;
  3. устное изложение и показ того, что я знаю;
  4. сообщение в свободной форме о том, как я приме­нил то, чему научился.
  5. письменный отчет, охватывающий историю вопро­са, теорию и метод.

Н

Люди, особые качества которых я уважаю больше все­го, это, вероятно, „.

  1. выдающиеся философы и ученые;
  2. писатели и учителя;
  3. лидеры политических и деловых кругов;
  4. экономисты и инженеры;
  5. фермеры и журналисты.

О

Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она…

  1. кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;
  2. объясняет вещи новым для меня образом;
  3. способна систематически объяснить множество свя­занных ситуаций;
  4. служит прояснению моего личного опыта и наблю­дений;
  5. имеет конкретное практическое приложение.

П

Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это глав­ным образом из-за…

  1. заинтересованности в совершенствовании своих про­фессиональных знаний;
  2. указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;
  3. желания расширить свою общую эрудицию;
  4. желания выйти за пределы собственной деятельно­сти для разнообразия;
  5. стремления узнать больше об определенном предмете.

Р

Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:

  1. показывались преимущества для меня, в зависимо­сти от выбираемой точки зрения;
  2. излагались все факты в ходе дискуссии;
  3. логично и последовательно обрисовывались затра­гиваемые спорные вопросы;
  4. определялись ценности, которые использует автор;
  5. ярко освещались обе стороны спорного вопроса и сущность конфликта.

С

Когда я впервые подхожу к какой-то технической про­блеме, я, скорее всего, буду:

  1. пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;
  2. искать пути и способы решить эту проблему;
  3. обдумывать альтернативные способы ее решения;
  4. искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;
  5. пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.

Т

Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:

  1. находить уже существующие методы, которые ра­ботают, и использовать их как можно лучше;
  2. ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;
  3. открывать новые и более совершенные методы;
  1. находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;
  2. разбираться в том, как и почему существующие ме­тоды должны работать.

^ . А теперь, пожалуйста, пе­ренесите ваши ответы в соответствующие квадратики на бланке дешифратора и суммируйте баллы сначала по строкам, а затем — по столбцам, следуя указаниям на этом бланке.

Источник: http://ignorik.ru/docs/index-694536.html?page=9

Методика «Сложные аналогии»

Цель: методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал. Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Материал к методике

Шифр

  • А. Овца – стадо
  • Б. Малина – ягода
  • В. Море – океан
  • Г. Свет – темнота
  • Д. Отравление – смерть
  • Е. Враг – неприятель
  1. Испуг – бегство     А Б В Г Д Е
  2. Физика – наука     А Б В Г Д Е
  3. Правильно – верно     А Б В Г Д Е
  4. Грядка – огород     А Б В Г Д Е
  5. Пара – два     А Б В Г Д Е
  6. Слово – фраза     А Б В Г Д Е
  7. Бодрый – вялый     А Б В Г Д Е
  8. Свобода – воля     А Б В Г Д Е
  9. Страна – город     А Б В Г Д Е
  10. Похвала – брань     А Б В Г Д Е
  11. Месть – поджог     А Б В Г Д Е
  12. Десять – число     А Б В Г Д Е
  13. Плакать – реветь     А Б В Г Д Е
  14. Глава – роман     А Б В Г Д Е
  15. Покой – движение     А Б В Г Д Е
  16. Смелость – геройство     А Б В Г Д Е
  17. Прохлада – мороз     А Б В Г Д Е
  18. Обман – недоверие     А Б В Г Д Е
  19. Пение – искусство     А Б В Г Д Е
  20. Тумбочка – шкаф     А Б В Г Д Е

Ключ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Оценка

Оценка, баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Кол-во правильных ответов 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 7 6

Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наиболее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада – мороз».

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00391.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector