Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Около 3% детей в настоящее время рождаются с отклонением в умственном развитии и, к сожалению, эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Что означает слово олигофрен и что такое олигофрения? Каковы ее симптомы и лечение?

Как определить и чем лечить шизофрению? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение основных понятий в психологии

Что значит олигофрения? Олигофрен — это кто такой? Фото:

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

В МКБ-10 олигофрения имеет код F70-79 и означает приобретенную до трех лет или врожденную умственную отсталость, вызванную патологией головного мозга, неполное развитие психики или его задержку, характеризующуюся нарушением интеллекта, ведущие к полной или частичной социальной дезадаптации.

Термин «олигофрения» произошел от древнегреческого слова «ὀλίγος» — маленький, и «φρήν» — ум.

Причины возникновения патологии

Каковы факторы развития и передаётся ли недуг по наследству? Причины возникновения олигофрении обусловлены множественными факторами.

Внешние причины:

    Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

  1. Тяжелые инфекционные заболевания матери ребенка, перенесенные ей во время беременности — например, грипп или краснуха.
  2. Интоксикация во время беременности, вызванная нарушением обмена веществ.
  3. Паразитарные заболевания матери при беременности.
  4. Травмы плода, в том числе, нанесенные при осложненных родах — ушибы, удары, сдавливание головы плода щипцами, а также длительное кислородное голодание при родах.

Внутренние причины:

  1. Наследственность, проявляющаяся в хромосомных заболеваниях.
  2. Нарушение углеводного и белкового обмена в организме.
  3. Воспалительные заболевания мозга в раннем детстве — менингиты, менингоэнцефалиты.

Около 75% случаев олигофрении вызваны врожденными факторами.

Классификация и виды

Олигофрению делят на две группы в зависимости от причин, которые привели к заболеванию:

    Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

  • первичная — при которой умственная отсталость была приобретена по наследству;
  • вторичная — когда олигофрения стала последствием перенесенных инфекционных заболеваний, нанесенных травм мозга, отравлениями и нарушением обмена веществ, интоксикацией.

Также разделяют следующие формы заболевания:

  1. I форма — наследственная умственная отсталость на фоне нарушения развития костной ткани, микроцефалией, болезнью Дауна и прочими.
  2. II форма — умственная отсталость ребенка, вызванная во внутриутробном периоде его развития инфекционными и паразитарными болезнями матери.

    Например, рубеолярная олигофрения, возникающая при перенесенной матерью во время беременности краснухой.

  3. III форма — олигофрения, спровоцированная родовыми травмами, кислородным голоданием, а также болезнями ребенка до достижения им трехлетнего возраста — менингитом, энцефалитом, а также нанесенной черепно-мозговой травмой.
  4. IV форма — заболевание, вызванное прогрессированием какого-либо врожденного заболевания ребенка — например, дефектного развития головного мозга.

Стадии и степени развития

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Существует следующие стадии и степени умственной отсталости:

Олигофрения в степени дебильности (Легкая степень олигофрении):

  1. Легкая дебильность — при ней ребенок может обучаться со сверстниками в общеобразовательных школах лишь формально, а также справляться с материалом, преподаваемым во вспомогательных школах, достаточно успешно адаптироваться в социуме. Человек может освоить достаточный для выполнения простого труда объем знаний.
  2. Умеренная дебильность. При ней больной может усвоить программу обучения на уровне 8 классов во вспомогательной школе, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления простой трудовой деятельности.

    Адекватно ведет себя в обычном быту, однако при нестандартных ситуациях теряется.

  3. Выраженная дебильность. Характеризуется выраженным недостатком развития интеллекта, человек может освоить начальные классы вспомогательной школы. Выполнение даже простой работы по дому может проходить только под присмотром. Часто наблюдаются дефекты речи, эмоции не выражены, человек социально дезадаптирован.

Олигофрения в степени имбецильности (Умеренная степень олигофрении):

  1. Нерезко выраженная имбецильность. Интеллект менее развит, чем при дебильности. Человек неспособен выполнять бытовые задачи простого уровня, нуждается в постоянном надзоре, может адаптироваться только к привычным условиям. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Человек с трудом поддерживает личную гигиену, не способен полностью себя обслужить.
  2. Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

  3. Резко выраженная имбецильность. Характеризуется глубоко выраженным снижением интеллекта. Человек не способен к обучению в спецшколе, его интересы ограничиваются физиологическими потребностями, самообслуживание возможно лишь частично. Больным не всегда контролируется работа тазовых органов, также бывает нарушена моторика.

Олигофрения в стадии идиотии (Тяжелая степень олигофрении). У человека наблюдается полное отсутствие интеллектуального и речевого развития, полностью отсутствуют навыки самообслуживания.

Больной требует постоянного ухода за собой, не контролирует элементарные физиологические функции организма. Тело диспластично, моторные навыки сильно нарушены, эмоции простые полярные.

Также данные стадии олигофрении соответствуют следующим четырем степеням по функциональным нарушениям организма:

  • I степень. Включает в себя умственную отсталость в стадии легкой дебильности;
  • II степень. Соответствует умеренной стадии дебильности, а также осложненному типу легкой дебильности с эпилептическими припадками;
  • III степень. Умеренная дебильность осложненного типа с эпилептическими припадками и нарушениями в поведении — человек бродяжничает, его влечения расторможены. Также к данной степени относятся выраженная дебильность и не резко выраженная имбецильность;
  • IV степень. Соответствует олигофрении в стадии идиотии.

Симптомы и признаки у детей и взрослых

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Олигофренический патопсихологический синдром характеризуется неспособностью обучаться, формировать понятия и абстрагироваться, а также примитивностью мышления.

Олигофренический симптомокомплекс выражен нарушением характеристик когнитивной сферы:

  1. Восприятие больного сужено. Человеку требуется достаточно много времени, чтобы узнать знакомое изображение. При выраженной дебильности больной с трудом различает цвета, может путать похожие друг на друга предметы на изображении. Также нарушено целостное восприятие зрительных объектов — на картинке опознаются лишь некоторые предметы, перечисляются только ли отдельные детали, тогда как содержание картики в целом не рассматривается.
  2. Память. Изучение нового материала сопряжено со значительными сложностями.

    Больной крайне тяжело запоминает новые полученные знания, медленно их осваивает на практике. Материал требует многократного повторения для запоминания.

    Не связанные между собой слова запоминаются очень долго, после чего быстро забываются и не могут быть воспроизведены. Больной плохо запоминает логические связи между объектами.

  3. Структура мышления характеризуется затруднениями в обобщении явлений, мысленные процессы протекают в замедленной форме, мотивация слабо выражена, абстрагирование от ситуации затруднено. Больной с трудом выявляет закономерности. Определение отличий предметов друг от друга также производится с трудом ввиду невозможности выявления их основных свойств и признаков.
  4. Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

    Анализ абстрактных понятий невозможен, так как больной не может выявить их основную суть, обращая внимание на второстепенных или же случайных их признаках.

    Способность к классификации сильно затруднена или отсутствует, потому как больной не может сгруппировать объекты по основным признакам.

    Речь олигофрена бедна, словарный запас, как активный, так и пассивный, уменьшается с повышением степени олигофрении. Слова могут быть употреблены в несоответствующем им значении или произносятся с искажениями.

    В лексиконе больше слов, являющихся названиями предметов, а не характеризующих какое-либо понятие. У больного могут присутствовать дефекты речи. Письменная речь может не сформироваться.

  5. Воображение дефектное, фантазия плохо развита. События из собственной жизни передаются с трудом, также больному тяжело составить из предложенных слов какое-либо предложение либо рассказ.
  6. Эмоциональная сфера больного скудная. Высшие чувства отсутствуют, наблюдаются лишь элементарные чувства удовлетворения естественных потребностей. Собственные эмоции осознаются редко. Больной может как переоценивать свои возможности, так и сознавать свою неполноценность и переживать обиду по причине отрицательного отношения к себе окружающих людей.
  7. Мотивация слабо выражена. Больные легко внушаемы, тогда как собственная волевая активность низкая.
  8. Внешний облик характеризуется слабым выражением эмоций. Часто наблюдается нарушение двигательных функций.

Перечисленные симптомы имеют место независимо от того, какая причина вызвала олигофренический синдром.

Диагностика

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

  • Формы заболевания, вызванные генетической предрасположенностью, в настоящее время могут диагностироваться еще при внутриутробном развитии ребенка.
  • При этом возможно искусственное прерывание беременности при обнаружении у плода олигофрении.
  • У ребенка на первом году жизни олигофрения диагностируется путем обнаружения комплекса соответствующих симптомов — например, ребенок не может держать голову до годовалого возраста, фиксировать взгляд на каком-либо одном предмете, а также определить направление исходящего звука, отсутствует улыбка и гуление в ответ на произносимую речь.

На втором году жизни умственная отсталость диагностируется по отсутствию попыток имитировать поведение взрослых, неразвитости моторики. Также ребенок не способен понять речь, с которой к нему обращаются.

На данном раннем этапе возможна диагностика тяжелых форм умственной отсталости.

У ребенка дошкольного возраста более легкие формы олигофрении проявляются в слабом развитии речи, низком словарном запасе для соответствующего возраста. Ребенок не может обслуживать себя, эмоционально беден.

Лечение, коррекция, адаптация

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

  1. Лечение умственной отсталости возможно в том случае, если ее причиной выступает нарушенный обмен веществ.
  2. В этом случае ребенку даются соответствующие препараты, а успех лечения зависит от того, насколько организм их усваивает.
  3. В остальных случаях можно лишь улучшать состояние больного ноотропными препаратами, средствами, улучшающими мозговое кровообращение, витаминными комплексами.
  4. Также разработана программа реабилитации для умственно отсталых детей.
  5. При этом в случае диагноза олигофрении легкой и средней тяжести их обучение происходит в специальных детских садах и школах-интернатах, в штат которых введена такая профессия, как олигофрен педагог — специалист по воспитанию и обучению умственно отсталых детей.

В данных заведениях детям прививаются необходимые навыки и знания в соответствии со степенью тяжести заболевания. Одновременно дети получают профессиональное образование. После окончания образовательного учреждения овладевшие необходимыми навыками люди могут трудоустроиться.

При всех формах диагностированной олигофрении больному назначается денежное пособие.

Читайте также:  Что это такое - расстановки по хеллингеру? виды и описание метода

Сколько живут олигофрены?

Длительность жизни олигофрена не зависит от степени его умственной отсталости. В гораздо большей степени на это влияет заболевание, которое привело к олигофрении.

  • Способность умственно отсталого ребенка к социальной адаптации, конечно же, в самой большей степени зависит от тяжести данного заболевания и его причин.
  • Однако немаловажно и специализированное образование, в процессе которого усилиями соответствующих специалистов у ребенка будут максимально выработаны необходимые для жизнедеятельности навыки.
  • Олигофрения — психотерапия:

Источник: https://psyholic.ru/psihiatriya/stepeni-oligofrenii.html

Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмом

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильностиПромежуточная степень умственной отсталости (олигофрении), которая находится между дебильностью и идиотией называется имбецильностью. Это средняя степень умственного недоразвития.

Ребёнок с таким диагнозом признаётся инвалидом детства, так как он не способен жить самостоятельно. Ему необходима опека и постоянный контроль.

Имбецилы обучаемы, но навыки, которыми они овладевают – самые примитивные. Они способны к общению, реагируют на одобрение, или осуждение.

Математику осваивают на уровне примитивного счёта. Считают только конкретные, осязаемые вещи: деньги, предметы. Грамота даётся тяжело: могут читать небольшие тексты, чаще всего – по слогам. Умение писать ограничивается несколькими словами.

Социально-бытовые успехи достаются им с трудом, но больного можно научить ухаживать за собой, самостоятельно есть, одеваться.
Им доступно овладение азбучными трудовыми навыками, но обучение происходит путём длительных повторений и запоминаний одних и тех же действий.

Вечные дети

Высшие функции мозга, которые, собственно, формируют уникальную личность человека, находятся на предельно низком уровне. По своему психическому развития лица, страдающие имбецильностью, навсегда остаются в возрасте «дошколёнка».

В отличие от людей с лёгкой формой умственной отсталости, имбецила легко узнать даже по внешним признакам. В зависимости от микро, или гидроцефалии, больной имеет непропорциональные размеры головы: слишком маленькую, или излишне крупную.

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

То есть – те, которые можно заметить на лице. При ходьбе они неуклюжи, плохо координируют движения, часто горбятся, сутулятся. Мелкая моторика, благодаря очаговым неврологическим симптомам, им почти неподвластна. Большое достижение для лиц с имбецильностью – завязать шнурки, вдеть нитку в иголку.

Такие люди вынуждены всю жизнь прожить в семье родителей на положении 7-летних детей. Отец и мать являются для них объектом неистощимой любви. Своих семей они не заводят. Общение ограничено семейным кругом, или группами реабилитации.

Постоянный контроль

Речь имбецила – это набор из пары сотен простых слов, которыми они пользуются лишь при острой необходимости. Они косноязычны, неправильно строят предложения, пользуются короткими фразами. Мышление развито на самом примитивном уровне, волевой фактор отсутствует, эмоции исчерпываются проявлением либо радости, либо гнева.

Смена привычных обстоятельств повергает их в страх и растерянность. Безиницциативные, внушаемые, пассивные, они легко могут попасть под дурное влияние. Поэтому всю жизнь им необходим постоянный контроль и надзор.

Кругозор имбецила не выходит за рамки удовлетворения естественных потребностей и удовлетворения простейших инстинктов.

Их постоянно преследует чувство голода, они могут есть огромными порциями, не испытывая при этом чувства насыщения. Важно закреплять у них правила простейших норм поведения.

Без неусыпного контроля семьи, педагогов и психиатров такие больные могут представлять опасность для окружающих. Они сексуально расторможены и не могут подавить своих половых влечений. Это часто грозит вылиться в асоциальное поведение (онанизм), приставание к женщинам и преступления на сексуальной почве.

Формы заболевания

Олигофрения в степени имбецильности в зависимости от причин, вызвавших патологию, подразделяют на четыре формы.

  1. Наследственная форма. Она вызывается дефектными генами родителей.
  2. Внутриутробная форма. Болезнь провоцируют бактериальные, или вирусные инфекции, перенесённые женщиной во время беременности.
  3. Форма умственной отсталости, вызванная: а) родовыми травмами, гипоксией мозга плода, асфиксией новорождённого; б) перенесёнными в раннем детстве серьёзными инфекциями, или травмами черепа.
  4. Задержка умственного развития, вызванная врождённой неполноценностью эндокринной системы, или головного мозга.

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Провоцирующие факторы и причины

Есть несколько комплексов причин, приводящий к развитию умственного развития:

  1. Причины внутреннего характера: хромосомные аномалии, генетические сбои, наследственные факторы.
  2. Причины внешней этиологии: инфекционные заболевания в период беременности, злоупотребление будущей матерью любыми видами наркотических средств. Травмы черепа ребёнка во время родов, или после них, а также разные резус — группы крови матери и ребёнка.
  3. Причины смешанной этиологии: влияние на ребёнка, как внешних, так и внутренних повреждающих агентов. Двойной натиск патологических факторов дают самую серьёзную степень имбецильности.

Стадии и степени развития

Олигофрения имеет три тяжести развития в зависимости от степени умственной отсталости — дебильность, имбецильность, идиотия.

В свою очередь имбецильность имеет 2 степени тяжести: умеренную и выраженную. Для каждой из них характерна определённая форма умственной недоразвитости:

  1. Умеренная степень тяжести. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта от 34 до 48 баллов. Способность к мышлению ограничена: оно конкретное, напрямую связано с определённой ситуацией. Возможность к анализу, ассоциациям таким пациентам недоступна. Больные неправильно строят предложения, косноязычны, имеют минимальный запас слов, необходимый для общения с теми, кто их опекает. Эмоциональность почти на нуле, слабо развита мелкая моторика. Ярко выражена неврология: парезы, расстройства чувствительности. Органическое поражение черепно-мозговых нервов нередко вызывает эпилепсию. Иногда присоединяются признаки аутизма.
  2. Выраженная степень. Нижняя граница IQ всего 20 баллов, верхняя не превышает 34. Неврологическая симптоматика весьма колоритна: к парезам присоединяются параличи, моторика в зачаточном состоянии. Интеллектуальные способности и личностные качества выражены в самой малой степени. По уровню словарного запаса похожи на 6-летних детей. Им необходим пожизненный контроль, помощь в простейшем самообслуживании.

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Имбецильность у детей

В отличии от дебильности, имбецильность у своего чада можно заподозрить чуть ли не с пелёнок. Этот ребёнок всюду сильно запаздывает.

Если к годовалому возрасту он не отличает родителей от посторонних, не проявляет никакой реакции на обращённую к нему речь, не интересуется игрушками, следует насторожиться. Дети начинают поздно сидеть, стоять.

Малыш с подозрением на имбецильность не берёт протянутые ему игрушки, не хватается за ближайшую опору при угрозе падения. Ходьбу осваивает только к 2-м годам.

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Все их игры отличаются каким-то единым стандартом и нелепой трафаретностью. Речь даётся им с трудом, отличается неправильным построением, косноязычностью. К двум-четырём годам они только начинают учиться говорить.

В коррекционных классах таких больных можно научить только счёту в пределах 10, чтению по слогам, коротким пересказам услышанного.

Дети-имбецилы отличаются почти полным отсутствием эмоций, «застывшей» мимикой лица и тотальным безразличием к окружающему миру. В младенческом возрасте их часто принимают за глухих из-за отсутствия реакции на обращённую к ним речь.

Диагноз и тест на имбецильность

Такие пороки развития, как имбецильность, можно диагностировать ещё в период беременности женщины. С помощью скринингового исследования имеется шанс выявить отклонения в развитии плода на ранних стадиях.

Определить имбецильность помогут тесты на уровень IQ и шкала Векслера. Уровень коэффициента интеллекта при имбецильности колеблется от 60 до 20 в зависимости от степени тяжести заболевания.

Баллы в количестве меньшем 55, набранные по шкале, также свидетельствуют в пользу заболевания. По результатам тестов психоневролог ставит оценку умственных способностей.

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Для постановки диагноза, помимо тестов, проводится беседа с пациентом, из которой можно сделать выводы о том, насколько у него развита речь, каковы его интересы, насколько он адаптирован среди людей.

Точной постановке диагноза и выяснению причин болезни поможет проведение компьютерной и резонансно-магнитной томографии. Нарушения в работе головного мозга выявит электроэнцефалограмма. Сосуды на предмет патологии проверяют с помощью ангиографии.

Многие заболевания, для которых характерна умственная отсталость, могут маскироваться под имбецильность. Для этого следует отличать эту болезнь от деменции, эпилепсии и юношеской шизофрении.

Возможности коррекции и адаптации пациента

Имбецильность, как и любая врождённая форма слабоумия, не излечивается. Всё, что можно сделать для таких больных – это лечить не болезнь, а симптомы. Медикаментозное лечение делится на специфическое и симптоматическое.

Специфическое лечение получают пациенты с нарушением в обмене веществ и при ферментных дефектах:

  1. При гипотиреозе недостаток тиреоидных гормонов лечат их синтезированным заменителем – Левотироксином. Эндокринолог подбирает индивидуальную схему приёма препарата, определяет первоначальную дозу и последующее её нарастание.
  2. Фенилкетонурия лечится строгой диетой. Исключаются продукты с высоким содержанием белка, то есть – фениланина. В организме не вырабатывается фермент, который должен превращать фениланин в тирозин. А именно тирозин отвечает за нормальное протекание Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильностимногих гормональных процессов. Кроме диеты, больным необходим приём Карнитина, который тормозит избыточную выработку гормонов щитовидной железы.
  3. Токсоплазмоз хорошо поддаётся лечению антибиотиками, Дирапримом, Хлоридином, препаратами мышьяка.
  4. Инфекции мозга (энцефалит, менингит) лечат антибиотиками в сочетании с сульфаниламидами (Бисептол, Сульфатон, Бактериал).

Симптоматическое лечение состоит в назначении препаратов, стимулирующих деятельность мозга. К ним относятся:

  1. Психостимуляторы. Медикаменты, повышающие уровень умственной и физической активности (Кофеин, Сиднокарб, Риталин, амфетамины).
  2. Биостимуляторы. Фитосборы и травы, ускоряющие обмен веществ (экстракт алоэ, женьшень, мумиё, прополис, подорожник)
  3. Диуретики. Средства, выводящие лишнюю воду из организма (Фуросемид, Диакарб, Маннит). Они показаны при гидроцефалии.
  4. Противосудорожные препараты (Фенобарбитал, Фенитоин, Карбамазепин) назначаются при склонности к эпилептическим приступам.Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности
  5. Психотропные средства группы транквилизаторов (Феназепам, Элзепам, Сибазон) и нейролептиков (Аминазин, Галоперидол, Тизерцин) применяют для снижения возбудимости и немотивируемых вспышек агрессии.
Читайте также:  Эпистемология в научной философии - это часть общих знаний

Пациенты с выраженными дефектами речи занимаются с логопедом. Все больные должны находиться под наблюдением у психиатра. Помня, что имбецилы по уровню развития не опережают семилетних детей, основное лечение сводится к воспитанию, уходу и неусыпному контролю.

Если контроля за больными нет, они легко подпадают под влияние асоциальных элементов и становятся соучастниками преступлений. Такие люди опасны и нуждаются в помещении в психиатрическую клинику, где проходят курс лечения антипсихотиками.

Предупредительные меры

Профилактика имбецильности делится на первичную и вторичную. Первичная состоит в том, что возможные патологии выявляют ещё на стадии формирования и развития плода.

Беременной женщине проходятся процедуры УЗИ и исследуется кровь на наличие некоторых гормонов. Полученные данные свидетельствуют о благоприятном течении беременности, если гормональный фон в порядке. Отсутствие некоторых гормонов может свидетельствовать о развивающейся патологии плода.

Вторичная профилактика – это быстрое выявление патологий у новорождённых. Чем раньше выявлены симптомы болезни, тем раньше предпринимаются меры по реабилитации и развитию психики и интеллекта ребёнка.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/imbecilnost.html

Разновидности олигофрении — от дебильности до идиотизма

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.

Третью группу причин составляют факторы смешанной этиологии, имеющие как эндогенный, так и экзогенный характер. Самые тяжелые формы олигофрении развиваются именно под совокупным воздействием сразу нескольких, различного рода негативных, факторов.

Степени олигофрении

В зависимости от клинической картины болезни, коэффициента интеллекта и выраженности умственного дефекта больного различают 3 вида заболевания, 3 степени олигофрении:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия.

Легкая степень

Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно.

У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги.

Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса.

Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания.

Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.

Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.

Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.

При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.

3 степени олигофрении

Глубокая форма умственной отсталости

Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов.

Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь.

Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.

Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.

При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.

Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.

Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика.

Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка.

Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

Источник: http://7psihozov.ru/oligofreniya/raznovidnosti-oligofrenii.html

Олигофрения

Олигофрения — наследственное заболевание обмена веществ, обусловленное дефицитом одного из ферментов обмена фенилаланина, сопровождающееся нарушением гидроксилирования аминокислоты фенилаланина в тирозин.

В результате в организме больного ребёнка происходит постепенное накопление фенилаланина и его метаболитов, оказывающих токсическое действие на ЦНС с дальнейшей задержкой психического развития. Болезнь в первые описана в 1934 г. А.

Феллингом.

Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервно–психические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально–речевой сфере и в меньше степени — в сенсомоторной). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 20–50) и дебильность (IQ = 50–70).

Идиотия — самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь.

Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием.

Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей.

Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы.

Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят.

Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке.

Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты.

В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций.

Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

Лечение олигофрении

Зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб.

При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства.

Читайте также:  Понятие идиосинкразии в медицине и психологии

Эффективность лечения тем выше, чем раньше оно начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика), в т.ч. обучение умственно отсталых детей и подростков в специализированных учреждениях (например, вспомогательных школах, интернатах, специальных ПТУ).

Источник: https://medinfa.ru/illnlist/14/oligofreniya/

Дебилъность, имбецильность, идиотия и DSM-III

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебилъность, имбецильность и идиотию.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г.[1], умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

IQ DSM-III Международная система Российская система
7 1 и выше Норма Норма
50-70 Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении Дебильность
35-49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении Имбецильность
25-39 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении Идиотия
20 и ниже Глубокая умственная отсталость

Дебильность – незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют.

Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны.

Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме.

Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая

деятельность не становится ведущей.

В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение.

Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК.

Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития.

У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития.

Для них существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития.

Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам.

В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах.

Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка.

В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.).

Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.

Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще.

Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни.

Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

[1] Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксакова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 214.

Источник: https://psixologiya.org/specialnaya/umstvennaya-otstalost/1615-debilnost-imbeczilnost-idiotiya-i-dsm-iii.html

Ссылка на основную публикацию