Постпозитивизм в философии — что это?

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Постпозитивизм в философии — что это?

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу. Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы. Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников».

В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию.

Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы.

Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии.

Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла.

После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене.

Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г.

Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории.

Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру.

Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство.

После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. Главная идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Постпозитивизм в философии — что это?

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

Постпозитивизм в философии — что это?

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/pozitivizm.html

Позитивизм в философии это..

Позитивизм в философии это…

Позитивизм в философии это…

Постпозитивизм в философии — что это?

Позитивизм в философии – это направление, выдвигающее позитивное научное знание на первое место в сравнении с духовной деятельностью и умозрительными построениями. Он признает опыт, методы познания, основанные на наблюдении, теоретическим же учениям отказывает в достоверности.

Мировоззренческим вопросам, проблеме соотношения реальности и сознания отказывается в праве на существование. Говоря кратко – для направления характерно отрицание «метафизических» вопросов – т.е.

тех, решение которых невозможно проверить опытным путем и непосредственными наблюдениями.

Особенности направления и этапы его развития

Первая система XIX в. отказывает системе мировоззренческих представлений в достаточной обоснованности и «научности» на основании чрезмерного, на взгляд позитивистов, количества умозрительных понятий. Первые теоретики позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) заложили основные его идеи:

  • • отрицание традиционных вопросов мировоззренческого характера, решить которые считается невозможным из-за ограниченности человеческого разума;
  • • стремление поставить в зависимость от возможности опытной проверки право на существование теоретического знания;
  • • сведение научных знаний к совокупности данных, полученных наблюдением; исключение сведений, которые нельзя наблюдать, из числа научных фактов;
  • • поиск универсального способа получения достоверных научных фактов, разработка универсального языка науки;
  • • сведение задач науки к описанию явлений, но не их объяснению.

История развития направления включает три этапа: позитивизм XIX в., неопозитивизм (первая половина ХХ в.), постпозитивизм (вторая половина ХХ в.).

Позитивизм XIX в

Родоначальником направления считается О. Конт, впервые изложивший его положения в труде «Курс позитивной философии». В его понимании философия – средство раскрытия связей между естественными науками и законами природы, их обобщение.

Все явления, согласно этой концепции, подчиняются естественным законам, которые неизменны. И именно их открытие, систематизация и сведение их числа к минимуму определяется, как основная цель философских построений.

При этом они сводятся к описанию существующих явлений без их объяснения.

Этот взгляд слабо согласуется с традиционным пониманием сути и целей философии. Но концепция Конта интересна описанием истории зволюции общества, в соответствии с тремя стадиями интеллектуального совершенствования – теологической, метафизической и позитивной.

Идеи Конта продолжает Г. Спенсер, отводя при этом в своих построениях значительную роль эволюционным воззрениям. По его собственным словам – если Конт предлагал рассматривать формирование знаний о природе, то он сам – развитие явлений самой природы.

Рассуждения Спенсера об эволюции материи весьма механистичны – он предлагает принцип перехода «от однородного к разнородному». Оригинальна попытка Г.

Спенсера примирить религию и науку с позиций агностицизма – по его рассуждениям, постичь силы, лежащие в основе мира, невозможно, и на признании этой невозможности базируется и то, и другое.

Важный вклад в эволюцию этого этапа внес Дж. Ст. Милль, автор «Системы логики». Он предложил вместо обобщения наук применить методологию формальной логики. В развитие логики его вклад значителен, но отождествление с логикой окончательно лишает философию специфики мировоззренческой науки, складывавшейся на протяжении ее истории.

Постпозитивизм в философии — что это?

Дальнейшее развитие эти идеи получили в начале ХХ в., когда первый позитивизм уступил место новой исторической форме – эмпириокритицизму (наиболее известные теоретики – Э. Мах и Р. Авенариус).

Для эмпириокритицизма, или махизма характерно стремление окончательно «очистить» естественнонаучное знание от умозрительных построений. Лишь то, что можно наблюдать и подтвердить опытным путем признается «единственно существующим».

Наблюдаемое именуется «бесспорным первичным» материалом знания, а соответствующие факты и явления – «элементами мира», независимыми от материи и сознания.

Неопозитивизм

Работы Макса Планка, формулирование А. Эйнштейном принципов теории относительности во второй половине XIX в. положили начало нового этапа в развитии направления – неопозитивизма. Возникший в 20-х гг. ХХ в., он сосредотачивается на анализе научного языка и логико-методологических исследованиях. Основной вариант развития этапа – логический позитивизм.

Истоки лежат в идеях Венского кружка с М. Шликом во главе. Влияние на формирование направления оказало, помимо научных открытий, и развитие математики, прежде всего – математической логики. Из этой волны позитивизма развилась аналитическая философия.

Здесь была предпринята попытка объединить философию, формальную логику и естественные науки. Характерное произведение этого периода – «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Карнапа.

Важной задачей становится отделить предложения, имеющие смысл, от бессмысленных с синтаксической или логической точки зрения. Причиной появления «бессмысленных» предложений считают неопределенность и неправильное понимание языка.

Иными словами, при сохранении интереса к опыту, как первооснове знаний, добавляется интерес к языку, теории значений и правилам построения фраз.

При этом большинство проблем, затрагиваемых философией на протяжении ее развития, признаются бессмысленными. Практически все философское наследие предлагается считать набором логически бессмысленных предложений, а от нее самой остается логический анализ слов и предложений.

Читайте также:  Как узнать по почерку характер человека? разбираем пример почерка

Постпозитивизм

Основные идеи поспозитивизма выдвинул К. Поппер. Он предложил концепцию критического рационализма. Решение – изучать ли ту или иную проблему – следует принимать при помощи логики. Именно она помогает решить, является ли вопрос истинным или нет.

Куайн указывает на слабые места логического позитивизма, предлагая подвергать проверке на соответствие с реальностью теорий, а не отдельных высказываний.

Причина – существует группа высказываний, являющихся логически истинными и имеющих синтаксический смысл, таковыми являются благодаря наличию тавтологии или синонимов в формулировках.

Классические примеры – «всякий неженатый человек неженат», или «всякий холостой человек неженат».

  1. Многие положения позитивизма в этот период оказались отброшены, но определение направления, как опирающегося на уважение к рациональному опыту, строгое ясное мышление, сохранилось. Характерные черты постпозитвизма:
  2. • отказ от жесткого разграничения теории и науки;
  3. • снижение внимания к формальной логике;
  4. • усиление внимания к истории науки, динамике ее течения;
  5. • анализ влияния социальных и культурных факторов на процесс познания;

• замена принципа верификации фальсификацией: теория признается истинной, если ее следствием являются факты, которые можно проверить теорией. Теория же, которая перестает удовлетворять этому условию, признается фальсифицированной – т.е. становится ложной. Иными словами, задача состоит не в поиске абсолютно истинной теории, а в решении вопроса роста знаний;

• признание роли философии.

Теоретики постпозитивизма зачастую противоречат друг другу в своих концепциях. Тем не менее, сохраняется преемственность с предыдущими этапами. Основное внимание по-прежнему уделяется рациональным методам познания.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: http://ege59.ru/2017/04/24/pozitivizm-v-filosofii-eto/

Постпозитивизм

Позитивизм — направление в философии и науке, которое исходит из позитивного, то есть из устойчивого, несомненного, фактического. Поэтому позитивизм и ограничивает свои исследования и изложения, а метафизическое объяснения полагает неосуществимыми теоретически и бесполезными практически.

Логический позитивизм — философское направление, которое являет собою современную форму позитивизма.

Определение 1

Постпозитивизм — это целый набор концепций и идей, которые пришли на смену неопозитивизму — логическому позитивизму.

Главные идеи данного направления

Следует заметить, что множество разнородных философов, которые относятся к постпозитивизму, во многом не соглашается с друг с другом. Довольно часто они критикуют традиционные и консервативные представления неопозитивистов, при этом сохраняя преемственность в отношении его.

Самой главной идеей постпозитивизма является применение рационалистического метода познания в гносеологии и эпистемологии.

Основные представители

Постпозитивизм в философии — что это?

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К главным деятелям философии постпозитивизма относят:

  • К. Поппера,
  • И. Лакатоса,
  • П. Фейерабенда,
  • Т. Куна.

К. Поппер является самым разносторонним и интересным представителем данной философской традиции. Он полагает, что основная задача философской составной научного познания заключается в разрешении проблем увеличения количества знаний. Рост данного параметра может происходить в процессе непрерывной рациональной дискуссии, которая будет выступать яркой критикой существующего знания.

Именно поэтому философская традиция К. Поппера носит название критического рационализма.

В соответствии с его философией, все ученные, которые открывают определенные явления, делают это посредством перехода от гипотез к единичным высказываниям, что противоречит индуктивистскому мнению – переход к теории от фактов. Научная теория, по мнению мыслителя, — концепция, которая поддается сопоставлению с эмпирическим опытом. Именно вследствие этого она может быть сфальсифицирована в любой момент.

В свою очередь, философия не поддается такой фиктивности, вследствие чего она не носит научный характер.

Идейная база Поппера — осмысление роста рационального знания. Она вбирает в себя принципы фальсификационализма, фаллиболизма и рационально-критической дискуссии.

Иным ярким представителем английской постпозитивистской концепции является И. Лакатос, который выдвинул свою научно-исследовательскую методологию. В соответствии с его философской традицией, следует сравнивать теории между собой и приходить к единому решению.

Он является истинным постпозитивистом, так как обратил свой взор на потребность радикального и тщательного изучения исторического развития рационального познания. Все исследования в сфере науки, которые не сопровождались изучением истории науки, будут вести к одностороннему типу знания, который предшествует созданию догматизма.

Замечание 1

Следует также отметить американского философа Т. Куна, который начал критиковать ту схему развития науки, которую предложил уже вышеуказанный философ К. Поппер.

Главная идея Куна заключается в том, что развитие научного знания – это целостный процесс, в котором огромную роль играет производительность научного сообщества.

Кроме того, важным и неотъемлемым элементом данного развития является социальный и психологический аспект существования общества.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii_19_i_nachala_20_veka/postpozitivizm/

Позитивизм Эмпириокритицизм Неопозитивизм Постпозитивизм — порядок и различия, ученые и мнения

Позитивизм (вообще) (фр. positivisme, от лат.

positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические («опытные») исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: всё подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук (а не общей философии).

Для начала краткая схема:

Кратко основные идеи и самые известные философы «позитивизмов»

Схема развития/появления «позитивизмов» такова

    Сначала, сам позитивизм, в котором выделяют «три стадии»:

    1. Позитивизм Огюст Конта (попытка создать новую философию науки — «собственно научную», при этом была цель изгнать метафизику и «стороннее» мировоззрение, по возможности всё свести к фактам)
    2. Махизм и Эмпириокритизцизм (развитие позитивизма — попытка отделаться от мировоззренческих проблем) — Э. Мах, Р. Авенариус
    3. Неопозитивизм (попытка свести всё к опыту через верификацию, неуспешно) — Бернард Рассел
  1. Во-вторых уже другой этап — Постпозитивизм (фальсификация вместо верификации, признание того, что полностью отбрасывать метафизику, мировоззрение нельзя) — Карл Поппер, Томас Кун

ПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм был создан Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах 19 века
Появление позитивизма было вызвано тем, что философы не разбирались в научных процессах, а их представления о науки были оторваны от реальности. То есть позитивизм был попыткой создать философию науки изнутри самой этой науки.

  • То есть делается попытка извлечь метод научного познания из самой науки, но тут весь вопрос в том (это один из недостатков позитивизма, остальные будут перечислены ниже), что не ясно какой именно облик науки надо брать.
    Один из них- учебный — этот образ состоит в том, что все уже ясно понятно и доказано
  • В то время как на самом деле наука это споры, размышления и сомнения.
  • Таким образом наука «по учебникам» и исследовательская различаются.
  • Также следует, понимать что разнятся подходы, в которых исследуется:
  • как осознают свою науку ученые
  • как это видно со стороны
  1. Так например часто опускаются методы — вспомогательные действия- среди которых может быть даже интуиция или совершенно нелогичный выбор пути исследования
  2. Таким образом, соблазн позитивизма состоит в том что он видел науку со стороны результата — не рассматривая многого внутри её.
  3. Так можно увидеть науку значительно проще чем он есть на самом деле.
  4. Позитивизме в некотором смысле идет по более простому пути- наука воспринимается глазами среднего ученого — в том смысле что мы когда идем по улице не задумываемся о том как именно переставлять ноги.
  5. Перечислим методы позитивизма:
  1. у философии науки не должно быть собственного мировоззрения, она должна просто обобщить результаты и выстроить картину мира
  2. наука основывается на эмпирии — на фактах. То есть научные открытия есть следствия научных фактов- таким образом развитие науки следует из накопления фактов- такое воззрение называют словом кумулятивизм— таким образом строительство здания можно свести к накоплению кирпичей (что, естественно, не так)

Несмотря на некоторую наивность позитивизм сыграл важную роль в развитии науки- так выходцы из позитивистского гнезда создали эмпирическую социологию — в то время как Маркс создавал социологию теоретическую.
Почему позитивизм провалился?

С точки зрения позитивизма мировоззранческие ценности входят только в старую метафизику, а ученый же не нуждается ни в каких метафизических представлениях — оказалось что ни ученые ни философы просто не видели форму включения метафизики в науку.

Пример — был открыт закон сохранения массы — но он является лишь частным случаем закона сохранения энергии, но это выяснили только уже после Эйнштейна в 19 веке — ранее же ученые понимают материю куда более упрощенно- просто как вещество.

Но когда заметили, что масса переходит в энергию в процессе радиоактивного распада — то получилось что масса была своего рода мировоззренческой проблемой (то есть возникает вопрос как вообще трактовать собственное ощущение? ведь масса «по-научному оказалась энергией» ?!).

Махизм и Эмпириокритицизм

Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом.

Чтобы справится с позитивизма был проведен его «апгрэйд» и появился махизм — здесь все мировоззренческие проблемы прелагают считать псевдопроблемами — типа «масса или не масса — не очень важно» — наука просто описыват лишь ощущения.

Но и тут решили переформулировать- сказать что наука описывает «нейтральные элементы опыта»— но фактически это просто переименование ощущений, но цель переименования понятно — ведь ощущение как-то называется — надо объяснять что их вызывает и т.д. а это уже лишние философские проблемы и опять же — «угроза объективности и появления мировоззрения» — потому и переименовали.

Третья стадия позитивизма позникла после открытий Эйнштейна.

НЕОПОЗИТИВИЗМ = ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Основы неопозитивизма были заложены в трудах Бертрана Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

Неопозитивизм сыграл большую роль — было открыто, что «то, что считалось замечательным может и не быть замечательным».

Общее что роднит неопозитивизм с остальными видами позитивизма:

  1. принцип деморкации- жесткого разделения науки и мировоззрения
  2. второе — неопозитивизм — это эмпиризм

Эмпиризм неопозитивизма очень ярко выражается в новом для момента появления неопозитивизма понятии верификации— оно с точки зрения позитивизма дает способ проверки суждения.

Верификация — логическая процедура, которая устанавливает взаимно-однозначное соотвествие между фактами — так называемыми протокольными предложениями и теоретическими предложениями.

То есть из набора протокольных предложений описывающих факты пытаются вывести теоретические суждения и таким образом их верифицировать — то есть подтвердить их таким вот образом. Под фактами подразумеваются либо операции либо результат измерения.

Таким образом проверяемыми суждениями являются только такие, где теоретическое рассуждения можно свести к цепочке фактов.

Что ново сравнении с предыдущими видами позитивизма: ранее все эмпирики просто ограничились доктринами, новые же позитивисты попытались свести теоретические законы к измерениям — фактам.

То есть они первыми обратились к реально действующей теории и стали ее анализировать- первыми стали работать именно с теориями анализируя их. То есть утверждали, что философ науки должен разбираться непосредственно с научными теориями.

Процедура верификации оказывалась неосуществимой. Так вышло что всеобщие суждения не выводятся и частного.
Например — как вывести Закон Ома из повторений измерений? Как можно утверждать о силе тока просто глядя о стрелки рядом с делением? Мы неизбежно начинаем толковать результат- объясняя что означает указание стрелки.

Таким образом, не бывает чисто эмпирических (вообще «без теории») научных фактов.

Научный факт- это событие описанное на языке науки, а для такого описания нужны общие понятия науки. Так мы применяем теоретические понятие дабы истолковать результат. Возникает понятие теоретической нагруженности факта (возникает как комбинация наличия факта и приписываемого ему объяснения или классификации с использованием теоретических понятий).

Возникает попытка обосновать ситуацию так — наука занимается описанием опыта, но оно конвенциально (произвольно)- то есть мы вводим понятие исходя из красоты, простоты и удобства. Но обычно красота простота и удобство возникают как раз таки по тому что найдено общее основание (что прямо не следует из опыта), которое и ставит все на свои места.

Неопозитивизм о месте философии в науке:

Так, видный представитель последнего Л. Витгенштейн считал, что философия не является одной из наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мнению, цель философии − логическое прояснение мыслей: мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать их ясными и отчетливыми.

Употребляя «строительную терминологию», Витгенштейн говорил, что философ − это не архитектор, помогающий каменщику строить дом, а мусорщик, убирающий комнаты уже построенного дома.

Основная задача философии − борьба с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с языком, которое, по его мнению, является источником всякого рода псевдопроблем.

Читайте также:  Методика таблиц шульте - тестирование школьников на обучаемость

Таким образом, по мнению неопозитивистов, предметом философии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин

Постпозитивизм признает программирующее виляние на науку культуры и метафизики.
Знания не сводятся к фактам в постпозитивизме — в процессе познания признается наличие скачков и научных революций — то есть не сводится просто к накоплению фактов.

  • Именно в постпозитивизме — (если сравнивать с позитивизмом и неопозитивизмом) впервые признано что факт всегда имеет теоретическую окраску и что его можно толковать различным образом.
    Карл Поппер
    — классик западной философии- стоит между непозитивизмом и постпозитивизмом (кто-то считает его основателем постпозитивизма)
  • У Поппера две ключевые идеи:
  • Одна из них — принцип фальсификации — хочется чтобы факт по прежнему был единственным судьей теории — это и роднит его с позитивизмом
    но выясняется что верификация не работает-
  • как же тогда факт может подтверждать теорию — ведь верификация невозможна?
  • Поппер отвечает- это и есть вторая идея- факт работает на на поддержание теории а на ее опровержение — а вот сами эмпирические концепции получаются уже не на эмпирической почве, а, так сказать, в ходе свободного творчества.
  • Поппер выдвигает концепцию трех миров:
  1. Мир физических состояний — реальность, существующая объективно;
  2. Мир психических состояний — состояние сознания и его активность
  3. Мир идей и гипотез — «мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства»

Поппер прямо связывает свою точку зрения с Платоном — но отличие в том что идея порождается человеком — мир идей здесь пополняется творчеством человека.
Второе отличие — платоновские идеи — это бытие — это сущность вещи — они действительно существуют и задают сущность вещи, обитатели же третьего мира Поппера вовсе не являются отражением вещей — это просто способ удобного описания.

Таким образом, развитие науки сводится к пополнению третьего мира — но когда найдется опровергающий факт- идея хоть и остается, но она уже опровергнута.

В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. «Мы не знаем – мы можем только предполагать».

Источник: http://fkn.ktu10.com/?q=node/8021

52. Позитивизм и неопозитивизм (общая характеристика и эволюция) — Philosophy Tips

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного.

Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки.

Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания.

Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма.

Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: 

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.; 
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX — начале XX века; 
  • третья стадия — неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим.

Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, — этику, литературу, психологию.

Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией.

Безграничное доверие к философии — «царице наук» — сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение «человеческих» проблем (С.

Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную «метафизику» далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса «науки наук».

Философия может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука — не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — позиция, согласно которой научное знание — оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Источник: https://www.sites.google.com/site/philosophytips/home/pozitivizm-i-neopozitivizm-obsaa-harakteristika-i-evolucia

Постпозитивизм как философия науки ( П. Фейеробенд, М. Полани)

Четвертая форма позитивизма получила название «постпозитивизм» — философия науки. Основные идеи сформулировал Поппер, выдвинувший концепцию критического рационализма. Среди изучаемых проблем есть ложные и истинные. С помощью логики, необходимо доказать, что вопрос истинный, иначе его не следует изучать вообще (отказ от индукции, обращение к дедукции).

Много внимания Поппер уделяет социальным проблемам, яростный противник тоталитарных режимов, изучал проблему насилия. Его последователями являются Лакатос, Кун. Большое значение имеют проведенные ими исследования структуры научных революций, разработка методологии программ исследований, роли традиций в развитии науки, объяснение критериев социального прогресса.

Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом не согласны друг с дру­гом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют по отношению к нему преемственность.

Как и неопо­зитивисты, постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания.

          Особенности постпозитивизма: 1. Ослабление внимания проблемы в формальной логике 2.

Активное обращение  к истории науки, концентрация внимания  на динамике развития науки, его противоречиях 3. Отказ от жестких ограничений между империей и теорией, наукой и философией 4.

Анализ социокультурных факторов научной деятельности 5.Замена верификации фальсификацией 6.Признание роли философии.

          Кун написал  книгу структура научных революций и выявил  механизм развития науки, как единства «нормальной науки»  и некумулятивных скачков научной революции. Нормальная наука- это парадигма. Парадигма-это разделение определенным научным сообществом научные достижения. Научные достижения являются  образцом постановки научных проблем и способов их решения.

          Лакатос  ввел понятия научно-исследовательские программы. Наука  по Лакотосу –это поле борьбы, которая ведет  к смене научных программ. В социологии управления смена позитивной программы на культороцентрискую программу.  «Твердое ядро и защитный пояс» Твердое ядро-концепция программы. Защитный пояс призвана защитить твердое ядро от размывания. Отрицательная эвристика.

          Фейерабенд -методологический анархизм, нельзя теории ранжировать  и сравнивать, теории  не соизмеримы. Тезис о кумулятивизме: Наука-есть процесс накопления знаний. Наука- борьба неизмеримых теорий.

          Полани- идеи неявного знания, которые являются предпосылочным знанием  Наука питается  разными типами знаний, но не обыденными. Они являются неявными и предпосылочными.

Концепция теоретического реализма П. Фейерабенда

Пол Фейерабенд (1924-1974) исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. Это путь для преодоления схоластичности современной философии науки.

Пролиферациямаксимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки. Нельзя упрощать науку и ее историю. История науки, и научные идеи, и мышление ее создателей должны рассматриваться как нечто диалектическое – сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс.

Наука, ее история и философия должны развиваться в тесном единстве и взаимодействии. Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский  подход к анализу науки, развитию знания. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается.

  Чисто рациональная теория развития идей сосредотачивает внимание главным образом на тщательном изучении понятийных структур, включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант  развития науки..

Ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, методологических директив, которые Фейерабенд не отвергает, но и не ограничивает их только рациональными правилами. Его методологическое кредо «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО!» означало, что исследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются и заслуживающими внимания.

Резко выступал против неопозитивистского схоластического конформизма с его требованием оставлять все так, как есть. Подчеркивает, что методологические директивы не являются статичными, неизменными, а всегда носят конкретно-исторический характер.

Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории. Данные истории играют решающую роль в спорах между конкурирующими методологическими концепциями.

И кроме того, эти данные служат той основой, исходя из которой можно наиболее достоверно объяснить эволюцию теории, которую нельзя не учитывать в методологических оценках. Пол Фейерабенд критикует кумулятивизм, согласно которому развитие знания происходит в резуль­тате постепенного накопления знаний. Фейерабенд — ярый сто­ронник тезиса о несоизмеримости теорий.

Теории дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и по­нятия. Согласно Фейерабенду, плюрализм должен господствовать не только в политике, но и в науке.

Анархизм, считает Фейерабенд, не является слиш­ком привлекательной политической доктриной, однако он слу­жит прекрасным лекарством для философии познания и науки, для тех, кто склонен ограничивать себя одним универсальным методом. Но если нет жестких критериев научности, то естест­венно предположить связь научных фактов с ненаучными. По­следние влияют на науки и обладают самостоятельной ценностью. Наука, философия, религия и даже магия — все уместно, все об­ладает самостоятельной ценностью. Заслуга Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приоб­ретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий, здесь нет единой ли­нии.

Читайте также:  Матрица эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов

Концепция личностного и неявного  знания М. Полани

Личностное знание – термин, введенный в методологию науки американским философом М. Полани и означающий тот объем неявного знания, которым располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого». Неявное знание – информация, используемая в практической и познавательной (в т.ч.

научной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционного оформления. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, а  пользование им сродни искусству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, из рук в руки. Согласно современной философии науки, любая научная теория (в т.ч.

формальная) в существенной степени опирается на специфический для нее пласт неявного знания, являющийся своеобразным проявлением  в науке ее когнитивного бессознательного.

Любой научный текст всегда является частью, элементом более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности (ее контекста), а последний —  частью еще более широкой и неопределенной реальности – интертекста.

Источник: https://ifilosofia.ru/voprosy-otvety-po-predmetu-filosofii-nauki/432-postpozitivizm-kak-filosofija-nauki-p-fejerobend-m.html

Постпозитивизм

В 60-70 годы XX века сформировалась школа критического рационализ­ма или постпозитивизма. Карл Поппер, основатель этой школы, обратился к ʼʼметафизическим проблемамʼʼ, призвав: ʼʼХватит копаться в словах и смыслахʼʼ.

К.Поппер обратил внимание на то, что задачей теории познания должен быть не поиск единственно верного метода, а рассмотрение действительного процесса роста знаний.

Реальное накопление знаний происходит не в форме по­стоянной эволюции, есть и резкие скачки — переходы от одной теории к другой.

Именно наличие научных революций делает беспочвенными претензии ученых и философов найти абсолютно достоверное знание: ведь признание какой-либо науки в качестве достоверной закрывает перед ней дорогу дальнейшего разви­тия.

А поскольку признано необходимым развитие всœего существующего — в т.ч. и научного знания — придется признать: на каждой исторической ступени наука не может считаться хранительницей истины, потому что она полна пробелов и заблуждений (иначе в науке нечему было бы развиваться).

К.Поппер отказался от жесткого противопоставления достоверных фак­тов и изменяющихся теорий. По его мнению, напротив: понимание фактов за­висит от теории. Одни и те же факты могут подтверждать множество теорий. Следовательно, факты как эмпирическая база науки не бывают автоматиче­ски превращены в теорию: любая теория — не простое обобщение фактов, а творческий синтез.

Она раскрывает смысл явлений и дает возможность не толь­ко объяснять уже наблюдаемые факты, но и предсказывать еще неизвестные. Научное знание несводимо к эмпирическому: наука опирается на опыт, но раз­вивается она благодаря тому, что творческое мышление поднимается над опы­том.

Индуктивный научный метод как переход от единичных фактов к их тео­ретическому обобщению — миф: реальная наука развивается иным методом, ги-потетико-дедуктивным. Сущность его в том, что процесс познания начинается с выдвижения гипотезы, которую сверяют с результатами наблюдений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ученый переходит не от фактов к теории, а от гипотезы — к поиску подтверждающих ее фактов. Но ни одно теоретическое предположение нельзя доказать экспериментально: его можно лишь опровергнуть фактами.

Итак, по мнению К.Поппера, наука — не процесс поиска истины, а осво­бождение от заблуждений. Проверяется не наличие фактов, подтверждающих гипотезу, а отсутствие фактов, с ней несовместимых; пока их не обнаружено, гипотеза признается правдоподобной.

Но однажды такой факт найдется, и ста­рая теория будет отвергнута и заменена новой. В этом и состоит развитие нау­ки. Поскольку любая научная теория однажды будет опровергнута͵ истина не­достижима; следовательно, говорить о том, что одна теория ближе к истинœе, чем другая, нет смысла.

Что же такое развитие науки, в случае если не приближение к истинœе? Согласно К.Попперу, исследование начинается с того, что предшест­вующая научная теория переживает кризис: всœе больше вновь обнаруживаемых фактов не согласуется с ней. Цель научного исследования — поиск выхода из этого затруднения.

Наука ищет новую теорию, которая бы объяснила (то есть ввела в теоретические модели) новые факты и предсказала бы наибольшее ко-

личество новых. Основное требование для предлагаемых гипотез — открытость опытному контролю.

Проверка гипотезы в принципе бесконечна — один факт ʼʼпротивʼʼ может перевесить любое количество фактов ʼʼзаʼʼ, в связи с этим ученые предпочитают ту гипотезу, которая точнее объясняет реальность при сущест­вующих на данный момент средствах проверки, и пользуются ею. Но научной теорией как достоверным знанием ни одна из гипотез не может называться.

Для отделœения научного знания от ненаучного Поппер предложил прин­цип фальсификации: научным утверждением является лишь такое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мо­жет быть опровергнуто опытом. В случае если возможно опытное опровержение гипоте­зы — она отвечает критериям научности. Собственно, принцип фальсификации — не способ проверки, а установка на крайне важно сть критической проверки.

Но философские или метафизические утверждения не бессмысленны: без них наука невозможна, так как научная идея сначала формулируется в виде фи­лософской концепции, и лишь затем появляется возможность ее опытной про­верки. К.Поппер признал самостоятельную роль философии: ʼʼОт Фалеса до Эйнштейна направление движения науки указывали метафизические идеиʼʼ.

  • Основные принципы постпозитивизма таковы:
  • 1) крайне важно исследовать не отдельные высказывания, а реальное раз­витие науки — процесс возникновения теорий и принятия их учеными;
  • 2) ʼʼэмпирическая базаʼʼ науки не является абсолютно достоверным фун­даментом научного знания, ее понимание зависит от научной теории;
  • 3) невозможно провести границу между наукой и ненаучными формами мыслительной активности, а также между наукой и общественной жизнью (на формирование стиля научного мышления влияют органи­зация научной деятельности, научные коммуникации и традиции);
  • 4) признание эвристической ценности философии для науки (к примеру, метафизические истоки имеют фундаментальные научные понятия);
  • 5) прогресс научного знания — не приближение к истинœе, а расширение возможности научных теорий объяснять и предсказывать факты.

Томас Кун в своей книге ʼʼСтруктура научных революцийʼʼ представил концепцию развития научных знаний, ставшую популярной. Он подчеркнул особую роль деятельности самих ученых в развитии науки.

Основным поняти­ем его теории является парадигма как совокупность критериев рациональности, методологических норм, ценностей и установок, употребляемых в области на­учных исследований: ʼʼПод парадигмой я подразумеваю признанные всœеми на­учные достижения, которые в течение определœенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решенияʼʼ.

Парадигма — стиль мышления, вырабатываемый наукой как социальным институтом; не существу­ет ученых-одиночек, в связи с этим, по мнению Т.Куна, не существует и теоретиче­ски нейтральных исследований, каждый ученый видит мир через призму усво­енной им парадигмы. Именно парадигма определяет, какие проблемы имеют смысл и какие методы их решения допускаются.

Развитие науки представляет собой чередование периодов ʼʼнормальной наукиʼʼ, когда существует общепри­знанная парадигма, и кризисных периодов, когда парадигма оказывается бес­сильной разрешить накопившиеся проблемы. Как правило, в парадигме не со-

мневаются и ее не пытаются проверить. Но со временем накапливаются задачи, не разрешаемые в рамках парадигмы, увеличивается расхождение между фак­тами и теоретическими предсказаниями.

Лишь тогда происходит проверка и от­сев конкурирующих гипотез: для разрешения кризиса предлагаются новые па­радигмы и ведут борьбу. Победа одной из них означает конец кризиса. Переход к новой парадигме не основывается на рациональных доводах, здесь нужна ве­ра. Т.

Кун считает всœе парадигмы в принципе равноценными, а научные теории, создаваемые в рамках разных парадигм, несопоставимыми. Нельзя сказать, что наука, развиваясь, переходит от ʼʼменее вернойʼʼ парадигмы к ʼʼболее вернойʼʼ.

Прогресс науки — не достижение более правильного представления о мире, а рост способности науки решать проблемы, встающие перед человечеством.

Имре Лакатос считал, что история науки есть история конкуренции ис­следовательских программ.

Исследовательская программа есть логически взаимосвязанная последовательность теорий; она состоит из ʼʼжесткого ядраʼʼ (базовых принципов) и ʼʼзащитного поясаʼʼ (вспомогательных гипотез, кото­рые бывают сменены).

Каждая исследовательская программа в своем разви­тии проходит две стадии: прогресса (выдвижение всœе новых гипотез, расшире­ние эмпирического и теоретического содержания) и вырождения (потери эври­стической способности, роста искусственных допущений).

Сначала сменяется ʼʼзащитный поясʼʼ, и лишь потом подвергаются сомнению основные теории. Лишь разрушение ʼʼядраʼʼ приводит к переходу к новой программе. Каждая но­вая программа лучше старой, так как она объясняет факты, досœелœе непонятные.

Пауль Фейерабенд довел до предела тезис постпозитивизма о взаимосвязи между теорией и фактом: он утверждал, что каждая концепция формулирует свои собственные факты, и в связи с этим разные теории несравнимы. Факты сами по себе не имеют научного значения — они не могут ни подтвердить теорию, ни опровергнуть ее. П.

Фейерабенд отверг существование даже ʼʼтеоретически ней­тральногоʼʼ научного языка: значения терминов определяются той теорией, в которую они входят, а при переходе термина в другую теорию его значение из­менится. Поскольку универсального метода познания не существует, критерии рациональности относительны.

Наиболее важные открытия всœегда делались во­преки ʼʼочевиднымʼʼ и ʼʼбесспорнымʼʼ теориям: то, что называют ʼʼнормальной наукойʼʼ, — эпоха упадка. По словам П.Фейерабенда, необходим научный плю­рализм вместо догматизма — то есть свобода конкуренции между теориями.

Между тем, ценность свободы разума не признается в науке: она ничем не ра­циональней мифа и сводится к идеологии, в ней господствует догматизм (всœе, что расходится с мнением авторитетов, отвергается). Необходимо освободить общество от ʼʼдиктата наукиʼʼ, развенчав ее претензии на истинность и отделив науку от государства.

Даже развитие науки иррационально: как считал П.Фейерабенд, новые теории побеждают не потому, что они ближе к истинœе, а благодаря пропаганде. Он призывал освободить человека от ʼʼметодологическо­го принужденияʼʼ, то есть от претензий науки быть единственным источником универсального и объективного знания.

Плюрализм должен стать научным принципом: каждый человек вправе сделать свой выбор между научными теориями, не дожидаясь, пока смениться господствующая парадигма.

Постпозитивизм — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Постпозитивизм» 2017, 2018.

  • — Постпозитивизм: критический рационализм К.Поппера и научный материализм П.Фейрабенда.

    Третий позитивизм (неопозитивизм): логический позитивизм, семантический позитивизм, лингвистический анализ. Второй позитивизм (эмпириокритицизм): Э.Мах, Р.Авенариус. Махизм — нередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются… [читать подробнее].

  • — Неопозитивизм и постпозитивизм.

    Эта школа имеет и другие названия, такие, как неопозитивизм логический позитивизм, современный эмпиризм. Ее представители считают себя наследниками анг­лийского эмпиризма Локка, Юма, Беркли. Неопозитивизм берет свое начало с образования в 1922 г. Вен­ского кружка, в… [читать подробнее].

  • — Неопозитивизм и постпозитивизм.

    Эта школа имеет и другие названия, такие, как неопозитивизм логический позитивизм, современный эмпиризм. Ее представители считают себя наследниками анг­лийского эмпиризма Локка, Юма, Беркли. Неопозитивизм берет свое начало с образования в 1922 г. Вен­ского кружка, в… [читать подробнее].

  • — ПОСТПОЗИТИВИЗМ

      Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически… [читать подробнее].

  • — Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

    Прогресс науки, ее несомненная социально-практическая ценность, точность ее фактов, отчетливость гипотез и их практическое подтверждение, бесспорность результатов научного познания формировали убеждение в том, что наука неограничена в своих возможностях и способна… [читать подробнее].

  • — Постпозитивизм

    (то, что после позитивизма) включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции. При всем их разнообразии можно говорить о некоторых общих чертах и подходах постпозитивистских концепций к анализу… [читать подробнее].

  • — Постпозитивизм

    (то, что после позитивизма) включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции. При всем их разнообразии можно говорить о некоторых общих чертах и подходах постпозитивистских концепций к анализу… [читать подробнее].

  • — Постпозитивизм.

    Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские проблемы и ряд других. Постпозитивизм занимается широким кругом проблем: вопросами о… [читать подробнее].

  • — Постпозитивизм.

    Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские проблемы и ряд других. Постпозитивизм занимается широким кругом проблем: вопросами о… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/filosofiya/view/510162_postpozitivizm

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector