Проведение социометрии для дошкольников. методика проведения

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса – ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ». Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки.

Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке. Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине. Исследование проводилось в первой половине дня.

Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ».

Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.

После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению: В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным. По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

  • -«звезда» – 5 и более выборов; I
  • -«принятые» – 2-4 выборов;II
  • -«непринятые» – 1 выборов;III
  • -«изолированные» -0 выборов.IV
  • Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV). Определить УБГ
  • -высокий (I+ II) больше (III+IV);
  • -средний (I+ II) равно (III+IV);
  • -низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов). Определение коэффициента взаимности по формуле: (КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где КВ – коэффициента взаимности; Р1 – число взаимных выборов; Р – общее число выборов, сланное в эксперименте.

На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).

Анализировались категории положительных и отрицательных выборов.

Анализ экспериментальных данных полученных в результате исследования. 1 ЭТАП Социометрический анализ группы № 5.

Таблица 1 – «Социометрическая матрица». От 25 мая 2012 года:

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Таблица 2 – Итоги социометрии:

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Диаграмма 1 – Результаты социометрии. Май 2012:

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

«УБВ» =Низкий т. к (I+ II=9)

Источник: https://megapredmet.ru/1-73616.html

Социометрия для дошкольников и технология реализации метода

Первый опыт ребенка налаживания общения со сверстниками, адаптации в коллективе соотносится со временем посещения детского сада. Малыши знакомятся, делятся игрушками, ссорятся, обижаются, мирятся, игнорируют друг друга.

И если характер межличностных контактов еще можно контролировать посредством наблюдения, то отследить внутреннее отношение каждого воспитанника к разным ситуациям возможно только посредством применения диагностических методик.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

К их числу относятся:

  • психологическая диагностика, позволяющая получить общее представление о взаимоотношения детей;
  • социометрия для дошкольников — метод, основанный на применении количественных техник при исследовании малых социальных групп.

Методика социометрии для дошкольников

Методика изучения межличностных отношений — социометрия — была впервые опробована Якобом Леви Морено в период Первой мировой войны, окончательно разработана и оформлена его приемником — американским социальным психологом Дж.

Морено. Особенность теории заключается в возможности исследования малых социальных групп, уже сложившихся в коллектив, что позволяет включить социометрический метод в список инструментов работы педагога-психолога детского сада.

Цели применения методики социометрии в ДОУ для дошкольников:

  1. Изучение степени сплоченности коллектива воспитанников, межличностных отношений в группе.
  2. Выявление роли каждого отдельного ребенка в коллективе.
  3. Исследования характера отношений внутри микрогрупп, сформировавшихся в коллективе, и типа взаимодействия этих микрогрупп.
  4. Определения уровня эмоциональной напряженности между дошкольниками и принятие мер по ее снижению за счет перегруппировки детей в рамках ведения отдельных видов деятельности.

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

Социометрический метод имеет уникальные черты, отличающие его от традиционных психологических и социологических практик.

Социометрия применима в случае необходимости изучение конкретной уникальной ситуации общения, которая, тем не менее, будет характеризоваться узнаваемыми чертами — наличием в детском коллективе «звезд» и «отверженных», гласных и негласных лидеров, дроблением коллектива на мини-сообщества по интересам.

Скачать книгу «Оценка качества образования» Скачать бесплатно в .pdf

Принципы реализации социометрической методики

Скачайте таблицу о правилах проведения исследованийСкачать в .docx

Правила проведения исследований Рекомендации
Самое главное — доверие. Исследования должен проводить хорошо знакомый специалист, которому воспитанники полностью доверяют.
Работаем в располагающей обстановке.  Исследование следует выполнять в знакомом для ребенка месте, не вызывающем негативных эмоций.
Все сказанное останется тайным.  При проведении социометрии в кабинете может присутствовать только педагог-психолог и ребенок. В случае работы со взрослыми можно проводить анонимные групповые опросы, но ввиду необходимости записывать ответы со слов дошкольников применим только метод индивидуальной работы.
Диагностика = игра. Исследование рекомендуется проводить в игровой форме.
Давление — под запретом. В ходе проведения опроса специалисту категорически запрещается навязывать воспитанникам свое мнение, комментировать их ответы, оказывать психологическое давление в любой форме.

Регламент проведения социометрической процедуры является стандартным. Опросу воспитанников предшествует подготовительная работа, в ходе которой определяются цели исследования, формируются предположения, составляется список вопросов.

Педагогу-психологу важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошколят. Для этого необходимо вести консультационную работу с воспитателями групп, при необходимости — корректировать список вопросов для каждого детского коллектива в ДОУ.

Специалист, реализующий социометрический метод, должен быть готов к нежеланию детей отвечать на ряд вопросов. Особенно это актуально при работе с воспитанниками, имеющие нарушения эмоциональной сферы.

Малыши редко могут скрыть свои симпатии и антипатии, поэтому для построения целостной картины взаимоотношений в группе и выработки коррекционных мер достаточно дополнить социометрические данными результатами, полученными в ходе диагностического наблюдения.

Попробуй бесплатно! Учебная программа “Руководство развитием ДОО”. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Цветовая социометрия для дошкольников

В основу данной разновидности социометрии положен клинический диагностический цветоассоциативный тест, предназначенным для определения эмоциональных связей человека к самому себе, родным, людям из ближайшего окружения. Использование методики было обосновано советским психиатром М.А. Эткиндом посредством выявления зависимостей между ассоциативным восприятием цвета и межличностными отношениями.

В современном варианте цветовая игровая социометрия для дошкольников ценна возможностью понимания восприятия детей самих себя и членов коллектива. А поскольку осуществление выбора проводится на основе ассоциативных связей, вероятность нивелирования результатов ввиду внешнего воздействия или следования навязанным установкам «хороший — плохой» сводится к минимуму.

К проведению цветового теста Люшера имеется ряд ограничений:

  1. Исследование рекомендуется проводить с дошкольниками, достигшими пятилетнего возраста.
  2. На момент проведения беседы, позволяющей заполнить контрольные бланки, воспитанники должны быть хорошо знакомы с фамилиями всех членов коллектива. Для предупреждения возможного возникновения затруднений психологу рекомендуется запастись фотографиями детей единого образца, чтобы снизить погрешность за счет разницы в визуальном восприятии.
  3. В исследование можно включать воспитанников с особыми образовательными потребностями при условии, что они хорошо знакомы со всеми членами коллектива.

Технология проведения цветовой социометрии: вариант 1

  • Для реализации цветового теста необходимо провести подготовительную работу: Нарисовать или напечатать поле, размеченное в соответствии со схемой.
  • Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения
  • Подготовить по 3 фишки таких цветов:
  • белый,
  • серый,
  • черный,
  • коричневый,
  • желтый,
  • оранжевый,
  • розовый,
  • малиновый,
  • красный,
  • зеленый,
  • синий,
  • фиолетовый,
  • сиреневый.

В начале исследования педагог-психолог сначала проводит с ребенком беседу, после установления доверительных отношений — предлагает малышу выбрать фишку, цвет которой нравится больше всего, и разместить в центре поля — на красном квадрате (я — ассоциация).

  1. На зеленых квадратиках следует разместить фишки-обозначения людей, которых дошкольник любит больше всего.
  2. На синих — фишки, обозначающие взрослых и детей, с которыми бы малышу очень хотелось общаться.
  3. На черных квадратах ребенку следует расположить людей, имена которых связаны с неприятными эмоциями — ссорами, обидами.

Максимальное количество фишек, которое можно разместить на одном квадрате, — четыре. В случае, если воспитанник стремится расположить на квадрате большее число фишек, это фиксируется в протоколе, а фишки размещаются на ближайшем белом квадрате. Допускается неполное заполнение квадратов и расширение цветов по желанию ребенка.

Читайте также:  Кто это такой амбиверт, его характеристика

В ходе выполнения социометрического исследования педагог-психолог заполняет протокол на каждого ребенка, бланк которого представлен ниже.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Интерпретация результатов производится в соответствии с таблицей (см. в приложении).

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»Скачать в .docx

Технология проведения цветовой социометрии: вариант 2

Для проведения теста необходимо подготовить 8 карточек, соответствующих цветам М. Люшера (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный).

Перед началом исследования цветовые карточки в хаотичном порядке выкладываются перед дошкольником, и педагог-психолог, поочередно перечисляя детей группы, предлагает воспитаннику поочередно указывать на цвета, которые ассоциируются с тем или иным ребенком. Малышу также предлагается выбрать цветовую карточку, которая больше всего относится к нему самому (выполнение самооценки). При этом очень важно, чтобы данный выбор не был первым или последним в цепочке ответов.

  1. Все ассоциации фиксируются в протоколе. 
  2. Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения
  3. Позже проставляются и ранговые соответствия цвета.  
  4. Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения
  5. В ходе исследования удается определить:
  1. Социометрические статусы всех членов детского коллектива.
  2. Количество «положительных» и «отрицательных» выборов, свидетельствующих об отношении к коллективу в целом. К числу первых относятся цвета с рангами 1-3, к числу последних — цвета с рангами 6-8, демонстрирующие острое социальное неприятие.
  3. Самооценку дошкольников.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Результаты социометрии дошкольников

Анализ социометрических данных требует значительного внимания. Непосредственно после заполнения бланков необходимо провести их количественную обработку, чтобы получить предварительные результаты проведенной социометрии дошкольников.

  • Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения
  • Для быстрой обработки данных специалисты рекомендуют сделать сводную таблицу, на основании которой создается социограмма — графическая схема, в которой полученные данные представляются в виде условленных знаков, а межличностные связи визуализируются посредством стрелок.
  • С целью визуализации данных социограмма составляется в такой последовательности:
  1. В центр круга выносятся дети-«звезды», получившие наибольшее количество положительных выборов от сверстников. К ним будет вести наибольшее количество стрелок.
  2. Опорная группа располагается во втором концентрическом круге. Это «принимаемые» воспитанники, имеющую достаточную степень популярности и являющиеся наиболее стабильными в эмоциональном плане.
  3. Третий круг социограммы — игнорируемые дошкольники, получившие нулевые позиции и по положительным, и по отрицательным выборам.
  4. На последний круг схемы выносятся «отвергаемые» дети, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.
  5. За пределами круга находятся дети-изгои, «неудобные» дети. Обычно их количество невелико (один-три). Часто в число изгоев попадают воспитанники с особыми образовательными потребностями, неспособные выстраивать социальные отношения ввиду собственного неприятия или индивидуальных особенностей.

Важный показатель социограммы — соотношение взаимных выборов, демонстрирующих наличие микрогрупп в коллективе и характер взаимоотношений между их участниками. В большинстве случаев микрогруппы можно выявить и по наличию объединяющих факторов — общих интересов и увлечений, национальной принадлежности, материального статуса.

Полученная социограмма является ценным элементов визуализации взаимоотношений в детском коллективе, позволяющей не только понять уровень разобщенности или конфликтности отдельных групп, но и разработать, реализовать комплекс коррекционных мер, нацеленный на сплочение дошкольников, воспитание взаимоуважения и преодоление социальных межличностных барьеров.

Читать еще по теме:

Источник: https://www.resobr.ru/article/63108-qqq-17-m4-sotsiometriya-dlya-doshkolnikov

Социометрия для дошкольников

Детский коллектив – это сложная форма человеческих отношений. И сложность заключается в том, что общение в группе для большинства детей является первым опытом установления контакта.

Детям необходимо адаптироваться в коллективе, научиться искать друзей, справляться с индивидуальными особенностями сверстников. Некоторые становятся лидерами, легко вливаются в коллектив. Другим это сделать сложнее.

Но даже среди друзей не редки ссоры, обиды, агрессия.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Воспитатели, как правило, знают особенности характеров своих подопечных. Но если в группе больше 20 детей, то уделять персональное внимание каждому и в нужном объеме не всегда удается. А родители часто склонны игнорировать “мелкие” неприятности своих детей в детском саду.

Но многие современные детские сады имеют в своем штате специалистов, в чьи обязанности как раз и входит решение подобных проблем.

Методика социометрия

Существует много методик на определение межличностных отношений. Но не все они подходят для дошкольного возраста. Однако, социометрия Морено и метод наблюдения для диагностирования дошколят вполне подойдут.

При этом стоит отметить, что метод наблюдения не дает полной картины. Это скорее поверхностное исследование. А социометрия как метод исследования позволяет заглянуть глубже в душу ребенка.

Социометрия – это в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Условия проведения методики

  • Прежде всего, для получения более достоверной информации целесообразно использование не одной методики, а комплекса методов, включая наблюдение.
  • Во-вторых, диагностика должна проводиться тем человеком, у которого с ребенком доверительные отношения.
  • В-третьих, диагностирование должно проходить в знакомом помещении без посторонних людей, не должно быть даже воспитателя: только ребенок и специалист.
  • В-четвертых, все должно быть в игровой форме.
  • Ни в коем случае взрослый не должен комментировать ответы ребенка, как-то давить на него, подсказывать. Ребенок должен принимать решения самостоятельно.

Цели проведения социометрии

  • Изучение сплоченности детского коллектива.
  • Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников.
  • Исследование “союзов” внутри коллектива.

Очень важен тот момент, что социометрическое исследование должно проводиться в давно адаптированной группе сверстников.

А не в том коллективе, который начал складываться недавно, и не все члены коллектива достаточно хорошо знакомы друг с другом.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Особенности проведения социометрии

Если для взрослых предполагается написание ответов на поставленные вопросы, то для дошкольников, в силу возрастных особенностей детей, вопрос и ответ звучат в устной форме, и взрослый самостоятельно фиксирует результат на бумаге.

Социометрия для дошкольников: примеры

Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: “Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты поместишь в красный домик? Кого в черный?”

Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.

Ребенку предлагают представить, что он является капитаном большого красивого корабля, который собирается в увлекательное путешествие. Затем следует задать следующие вопросы для социометрии: “Кого из друзей ты возьмешь с собой? Кого ты категорически не захочешь брать?” Также три положительных и три отрицательных выбора.

Каждому ребенку в группе детского сада предлагают по три открытки, которые надо разложить в шкафчики раздевалки тем ребятам, с которым их связывают теплые дружеские отношения. Но взрослый должен учесть, что кто-то из детей не получит ничего. Поэтому наготове должны быть лишние открытки, которые взрослый положит таким детям. Истинная картина фиксируется на листе, как и реакция детей.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Обработка социометрии

Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец – списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим – отрицательные. Внизу сводятся данные – средние показатели выборов.

На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.

  • “Лидеры” – дети, имеющие большую часть положительных выборов.
  • “Принимаемые”- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.
  • “Игнорируемые” результат выбора которых равен нулю.
  • “Отвергаемые” – дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.
  • “Изгои” – дети с большим количеством отрицательных выборов.

Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию “игнорируемые”, поскольку одногрупники могли о них просто забыть.

Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

На основе выбора детей высчитывается коэффициент сплоченности детского коллектива.

К.С. = сумма положительных взаимных выборов / сумма положительных выборов Х 100%

Высокий коэффициент дает понять, что отношения в коллективе крепкие. Атмосфера положительная.

По результатам исследования, специалист составляет план работы с детьми, корректирующий те или иные линии поведения.

Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8134-sotsiometriya-dlya-doshkolnikov.html

Социометрия для дошкольников

Межличностные отношения – это предмет изучения в рамках психологии и социальной психологии, которому уделяется очень большое внимание. Особая сложность в изучении межличностных отношений и взаимодействий заключается в том, что данное понятие имеет специфическое устройство, когда дело касается детского коллектива.

Это обусловлено теми же причинами, что и тот факт, что отношения, которые устанавливаются между детьми, отличны от принципов, предусмотренных в рамках общей психологии.

В этом случае перед исследователями встает необходимость приспосабливаться к условиям данной социальной группы, а также найти выход из сложившейся ситуации, который не навредит маленьким участникам группы.

Как и во всех социометрических измерениях, в дошкольной группе также есть лидеры, игнорируемые члены группы, изгои и нейтральные, которые набирают одинаковое количество симпатий и антипатий. В детском коллективе также могут возникать конфликты, и, с целью формировать наиболее благоприятную атмосферу, исследователи пользуются методикой социометрии.

Проведение социометрии для дошкольников. Методика проведения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Социометрия представляет собой комплекс специально и заранее подготовленных тестов, проводимых в различном виде. Они позволяют определить степень адаптации ребенка к коллективу и новым условиям, а также выявить его место и роль, которую он играет среди сверстников.

Исследователи акцентируют внимание на том, что каждый, кто принимает участие в жизни дошкольника, должен понимать его проблемы и желания.

Это требуется для того, чтобы в случае возникших проблем своевременно оказать необходимую помощь и поддержку.

В современных дошкольных учреждениях (в том числе в детских садах) работают специально обученные специалисты, которые занимаются организацией и проведением социометрического измерения.

Для того, чтобы получить адекватные и конкретные результаты в рамках социометрического измерения, специалист должен соблюдать несколько основных правил:

  1. Проводить социометрическое исследование в группе дошкольников, используя комплекс методических приемов, в том числе включенное и не включенное наблюдения;
  2. Тестирование производится только тем человеком, с которым дети чувствуют себя максимально комфортно и не боятся высказать свое мнение;
  3. В помещении не должны присутствовать посторонние лица, чтобы не наносить дискомфорт ребенку во время диагностирования;
  4. Поскольку дошкольнику с учетом его возрастных особенностей проще воспринимать информацию в игровой форме, то и процесс социометрического измерения должен восприниматься им как игра;
  5. Недопустима корректировка ответов, а также специально подталкивать ребенка к тому или иному ответу или результату.
Читайте также:  Что такое "валиум" и с чем его принимают

Цели и результаты проведения социометрического измерения среди школьников

Социометрия среди дошкольников имеет несколько особенностей. Одна из них заключается в том, что исследователи действительно могут провести анализ эмоционального состояния каждого ребенка в коллективе. Методика анализа позволяет также:

  • Выявить уровень сплоченности в исследуемой группе дошкольников;
  • Узнать реальный статус ребенка, его роль в группе сверстников;
  • Определить, какие союзы и группы сформировались внутри более обширной социальной группы дошкольников.

Исследование необходимо проводить не сразу после того, как ребенок попал в группу. Эффективные результаты можно получить только после момент адаптации дошкольника, когда между детьми уже есть взаимосвязь и общность интересов.

По итогам изучения сплоченности специалист определяет для каждого ребенка индивидуальный подход, а также занимается поиском наиболее эффективных путей для разрешения возможных противоречий, которые также можно определить в результате социометрического измерения.

Здесь важна квалификация специалиста, его авторитет в группе дошкольников, умение выслушать ребенка, встать на его место.

В отличие от взрослых людей, которые могут самостоятельно проходить тестирование и фиксировать ответы на предложенные категории и вопросы, ребенок проходит данное измерение в устном виде, поскольку таким образом он лучше воспринимает информацию.

К тому же, в дошкольном возрасте не все дети умеют читать длинные предложения или воспринимать серьезную информацию, поэтому измерение для них проводится в упрощенной, игровой форме. Ответы также фиксируются специалистами.

Очень важно, чтобы они отражали действительную картину, а не желаемый результат, который может расходиться с реальным.

Замечание 2

Все варианты тестов, как мы отметили ранее, представлены для ребенка в игровой форме для лучшего восприятия. Никаких конкретных вопросов, которые касаются сверстников, ребенок не получает.

Примерами методики могут быть несколько вариантов организации социометрического измерения.

Во-первых, методика «два домика». В данном случае исследователь предлагает ребенку посмотреть на два нарисованных домика и решить, кого и в какой домик он хочет разместить.

Один из домиков – ухоженный, красивый и уютный, а второй – маленький и угрюмый. Испытуемому предлагают сделать не более трех положительных и трех отрицательных выборов.

Нельзя настаивать на том, если ребенок не хочет никого селить в домик.

Вторая методика – «Капитан корабля». В данном случае специалист предлагает ребенку представить себя капитаном большого и красивого корабля, который отправляется в захватывающее путешествие вокруг Земли. Ребенку дают сделать выбор: кого он хотел бы взять с собой на корабль, а с кем отказался бы путешествовать.

На основе полученных данных специалист может определить, кому ребенок отдает свои симпатии, кого считает верным товарищем и другом, достойным попасть на корабль, а с кем он не хочет дружить.

По результатам опроса нескольких дошкольников выстраивается социометрическая таблица, в которой отмечается, какой ребенок получил больше всего симпатий, какой – больше всего антипатий, и сколько из них носят взаимный характер.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociometriya_dlya_doshkolnikov/

«Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе». статья (подготовительная группа) на тему

«Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе».

Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.

Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, – и все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Вы говорите: дети меня утомляют.Вы правы.

 Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

 Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.Чтобы не обидеть.

               Я. Корчак

На мой взгляд очень глубокое высказывание в отношении понимания детских чувств.

И ведь, действительно, что бы понять и приблизиться к истинным чувствам ребенка, нам необходимо проделать коллосальную работу над собой. Очень часто слушать ребенка не значит « слышать и понимать»..

Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу.

В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих  товарищей, а другие – менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение.

От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

  • Вы все, наверное, замечали, что в группе детей всегда есть лидер, иногда явный, иногда ( реже) находящийся в «тени», но, тем не менее, имеющий определенное влияние на большинство процессов, происходящих во взаимодействии между детьми в группе.
  • Так же вы наверняка замечали и таких деток, которые  играют в одиночестве, или, что еще более печально, детей, которых по каким – то причинам (объективным или субъективным) не принимают в игру или какой – то другой вид взаимодействия.
  • А как вы считаете, нужно ли таких детей, как например одиночек, привлекать в коллективные занятия, игры?
  • А нужно ли так называемых « лидеров» скажем так – опускать «с небес на землю»?

Действительно, кандидат психологических наук Марина Ростиславовна Битянова считает, что человеку полезно побывать в разных статусных позициях, так как смена статусов обеспечивает большую социальную гибкость, обогащает опыт социального поведения личности.

Постоянное пребывание в «звездах» в дошкольном и школьном возрасте делает человека ригидным, социально уязвимым и беззащитным, перед неминуемыми изменениями. Столь же опасна для развития личности устойчивая позиция отверженного или изолированного в группе.

Заниженная самооценка, неуверенность в себе, пессимистический взгляд на отношения с другими людьми – вот только некоторые следствия устойчивого нахождения человека в позиции отверженного или изолированного.

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Традиционно для исследования эмоциональных отношений внутри малой группы используется метод социометрии.

Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг (товарищ) и “metrum” – измерение( мера). Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий.

Использование диагностических методики, такой как социометрия, может дать достаточно надежные и достоверные результаты, опираясь на которые, можно сбалансировать взаимоотношения детей в группе. В работе с детьми используются различные варианты и модификации социометрического исследования.

Наиболее распространенным является ”Выбор в действии” (“Два домика”, “Варежка” , “У кого больше?” и «Секрет»). 

– Целью социометрического исследования является

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

-Как же проходит данная процедура?

Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников.

Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены группы достаточно хорошо узнали друг друга.

Как показывает практика, лучше всего социометрию проводить в группе с численностью до 25 человек, что облегчает процесс обработки полученных данных.

Особенности социометрических исследований в ДОУ

При классической процедуре социометрии участнику исследования предлагается письменно ответить на социометрические вопросы которые предъявляются на бланке (к примеру, “С кем во время спортивной эстафеты вы хотели бы оказаться в одной команде?” и “С кем бы вы не хотели пойти в совместный поход?”). Учитывая возрастные особенности дошкольников, способы и приемы проведения данной методики в детском саду существенно отличаются от изначального варианта.

– Во-первых, в силу недостаточной сформированности у детей дошкольного возраста навыков письма, и чтения  исследователь предлагает устно ответить на социометрический вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии.

– Процедура проведения исследования в большей степени напоминает игру. Такой вариант проведения социометрии позволяет заинтересовать ребят данной методикой и вызвать у них желание поучаствовать в новой “игре”, и завуалировать истинную цель применения методики, что способствует спонтанным и искренним ответам участников исследования.

– Ребенку предъявляются две картинки с изображениями домиков и говорится: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

– Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу).В том порядке, в котором ребенок делал выбор, присваивая ранговый номер.

Процедура проводится строго индивидуально, либо специалистом, либо воспитателем, при условии, что присмотр за группой осуществляет кто-то еще.

– Этап обработки результатов

Конечно, обработать и интерпретировать данные полученные в ходе исследования должен узкий специалист, и если у вас в учреждении имеется психолог, то после обработки данных исследования он предоставит расшифрованные результаты  в виде таблиц (матриц), диаграмм, с указанием всей необходимой информации по исследованию. И вот когда к вам в руки попадают данные в которых уже указаны социометрические позиции детей группы, можно их анализировать, сравнивая с собственными наблюдениями за повседневной деятельностью детей.

В таблице все очень просто, мы видим сколько выборов положительных ( +) и отрицательных ( – ) получил каждый член группы. Так же, видим статус присвоенный каждому ребенку в группе. На социограмме можно четко проследить наличие миркрогрупп в коллективе.

Разберемся со значениями социометрических позиций

Звезды- здесь все понятно, это дети получившие большее количество положительных выборов, таким образом этот ребенок является в коллективе негласным лидером, он так или иначе влияет на поведение приближенных к нему членов группы.

Предпочитаемый- это благоприятный социометрический статус, так принято называть тех, кто получил значительное количество положительных выборов. В группе данная категория детей свободно контактирует со всеми членами группы в том числе и с лидером.

Пренебрегаемый- это условно благоприятный статус, однако эти дети имеют некоторые проблемы во взаимодействии с коллективом, возможно они имеют одного – двух приятелей, но при этом получают отрицательные выборы от некоторых членов группы. Такие дети не популярны в группе.

Читайте также:  Что такое панические атаки. как бороться с приступами паники

Изолированный- Это неблагоприятный соц.статус, такие дети не получают никаких выборов вообще, их как будто не существует для группы. Для уточнения ситуации следует разобраться как долго посещает ребенок данную группу/учреждение. Часто ли отсутствует?

Отверженный- неблагоприятный соц.статус. Получены только отрицательные выборы. Это дети которые активно не принимаются группой

и вот в этой ситуации необходимо разобраться более подробно, как раз опираясь на социоматрицу и социаграмму, в таблице можно проследить от кого получил отрицательный выбор данный ребенок, и принять к сведению эту информацию при построении дальнейшей работы по сплочению детского коллектива.

А можно ли вообще  изменить статус ребенка в группе? Отечественные психологи отвечают на этот вопрос утвердительно! Основной путь это – организация разнообразных видов групповой деятельности, направленных на сплочение коллектива и создания ситуации публичной успешности для детей находящихся в неблагоприятном социометрическом статусе.

Для того что бы начать работу по сплочению детского коллектива, необходимо понять что же может служить препятствием для полноценного взаимодействия детей в группе? Как вы считаете? Ответы:(психологические особенности детей в неблагополучном статусе, социальная принадлежность, внешность и т.д)        

  1. На формирование социометрического статуса влияет ряд психологических и социальных факторов:
  2. К психологическим особенностям можно отнести
  3.  – Застенчивость
  4. – чрезмерно заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний.
  5. – Некоторые свойства темперамента.
  6. – Отставание в психическом развитии.
  7. К социальным факторам

– Отношение ребенка к определенной социальной прослойке ( попросту говоря, наличие модной одежды, популярных игрушек и т.д… Дети копируют взрослых.. а у взрослых зачастую внешнее благополучие и достаток выводятся на первый план)

– Долгое отсутствие в коллективе

– Адаптационный период

– Наличие физического дефекта  ( к сожалению в детском коллективе наличие физического дефекта служит поводом для насмешек и издевок, дети прямолинейны и зачастую не обладают достаточным чувством такта..)

Ребенок  «изолированный» или «отверженный» в первую очередь лишен полноценного общения со сверстниками, а в одиночку ребенок может развиться до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка это сфера его жизнедеятельности, самоутверждения, самореализации, обогащения.

Для сплочения детского коллектива и изменения неблагоприятного социометрического статуса детей в коллективе педагогу- психологу необходимо решить ряд задач направлениях на:

– развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и т.д.

  • – повышения уровня самооценки
  • – повышения уровня эмпатии        
  • – создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения ( мимика, жесты, пантомимика)
  • – Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
  • – Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  • – Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
  • -Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
  • – Обучение детей правилам хорошего тона.
  • Но и воспитатель может сплотить детский коллектив и сбалансировать отношения в нем реализуя ряд групповых занятий таких  как:
  • – этюды (проигрывание различных ситуаций)
  • – упражнения творческого и подражательного характера
  • – творческие игры
  • – совместные дидактические, развивающие игры
  • – мини- конкурсы
  • – моделирование и анализ заданных ситуаций
  • – импровизация
  • – совместное сочинение историй
  •  Работая в данном направлении дети активно взаимодействуют  друг с другом,  учатся налаживать контакты со всеми участниками процесса, таким образом, мы сплачиваем группу, выравнивая неблагоприятные социометрические статусы, получаем высокий коэффициент сплочения группы.
  • Список литературы:
  1. Битянова М.Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей:учеб.пособие / М.Р. Битянова.-М.,2001 ( Серия «Кафедра психологии»)
  1. Социальная психология малой группы: учеб.пособие/ Р. Л.Кричевский,

       Е.М. Дубровская.-М., 2001

     3.Петровский А.В.личность,деятельность,коллектив/А.В.Петровский.-  М.,1982

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/31/sotsiometricheskoe-issledovanie-kak-metod-vyyavleniya-osobennostey

Проведение социометрического обследования детей дошкольного возраста

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Педагогика Изучение особенностей работы педагога детского дошкольного учреждения
Перейти к загрузке файла
Методика “Два домика” Для проведения методики “Два домика” был приготовлен лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета. В процессе исследования проведена индивидуальная беседа с каждым из детей. В начале исследования каждому ребенку были показаны обе картинки со словами: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”Ребенку предлагалось сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования (табл. 1). Таблица 1 Образец социоматрицы

№  п/п  Кто выбирает Кого выбирают  Сделанные выборы 
10  ”+”  ”” 
Гордеев Виктор  (+)  (+)  [] 
Дмитриева Юля  (+)  (+)  []  (+) 
Зайцева Лиза  [] 
Иванов Илья  (+)  (+) 
Кузин Андрей (+)  (+)  [] 
Кузнецова Таня  []  []  (+) 
Петрова Катя  (+) 
Попов Сергей []  (+) 
Романов Егор  (+) 
10  Смирнов Петр  (+)  [] 
Полученные выборы ”+” 
””
Взаимовыборы ”+” 
””

Условные обозначения:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

  • – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
  • () – положительный взаимовыбор

[ ] – отрицательный взаимовыбор

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • 1. “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • 2. “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • 3. “Пренебрегаемые” – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • 4. “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • 5. “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (с.с.п.в.),

которая является своеобразным ориентиром распределения мест

в иерархии коллектива:

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов составлена таблица (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение социометрических статусов в группе

Фамилия, имя ребенка  Количество положительных выборов Количество отрицательных выборов  Социометрический статус в группе 
Дмитриева Юля  ”Звезда” 
Петрова Катя  –  “Предпочитаемые”
Гордеев Виктор 
Иванов Илья  – 
Романов Егор  – 
Кузин Андрей 
Попов Сергей 
Смирнов Петр  “Пренебрегаемые”
Зайцева Лиза 
Кузнецова Таня 
“Изолированные”
“Отвергаемые”

Далее была проведена методика «Секрет». Подготавливались переводные картинки (красочные, сюжетные) по три штуки на каждого ребенка и шесть-восемь запасных. Перед началом эксперимента каждому ребенку говорилось: «Сейчас мы будем с тобой играть в интересную игру. Она называется «Секрет». Все дети группы по очереди, по секрету будут дарить друг другу подарки.

«Я дам тебе три картинки, и ты подаришь их кому захочешь, только каждому ребенку по одной. Если захочешь, можно положить и тем детям, которые болеют» (последнее говорилось между прочим, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное).

Затем ребенку предлагалось три картинки, и экспериментатор спрашивал, какая из трех ему больше всего нравится, затем из оставшихся двух. После этого ребенка просили «на минутку» дать ему посмотреть и на оборотной стороне каждой картинки рядом с номером ребенка по групповому списку ставились условные обозначения.

После того как ребенок сделал свой выбор, его спрашивали: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку…(называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?».

Затем говорили: «Если бы у тебя было много-много картинок и кому-нибудь из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Затем ребенка спрашивают: «А как ты думаешь, кто из детей вашей группы может подарить картинку тебе?» В протоколе фиксируется следующее: Как ребенок принимает задачу подарить картинки другим; Имена детей, которым отдал 1, 2, 3 выборы; Обоснование первого выбора;

Ожидаемые выборы; Воспроизведение выбора.

Обработка данных: подсчитывалось число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе.

Полученные данные заносились в социоматрицу. Проводился сравнительный анализ выборов и на основании данных определялось статусное положение каждого ребенка и все дети распределялись по условным статусным категориям: «предпочитаемые» – 6-7 выборов;«принятые» – 3-5 выборов;«непринятые» – 1-2 выбора; «изолированные» – не получившие ни одного выбора.

Фамилия, имя ребенка  Дмитриева Юля  Петрова Катя  Гордеев Виктор  Иванов Илья  Романов Егор  Кузин Андрей  Попов Сергей  Смирнов Петр Зайцева Лиза  Кузнецова Таня 
Дмитриева Юля  + + +
Петрова Катя  + + +
Гордеев Виктор  + + +
Иванов Илья  + + +
Романов Егор  + + +
Кузин Андрей  + + + +
Попов Сергей   + + +
Смирнов Петр  + + +
Зайцева Лиза  + + +
Кузнецова Таня  + + +
Сумма выборов  7 3  4 3 2 3 2 3 2 2
 Сумма взаимных выборов

Соотношение социометрических статусов в группе

Фамилия, имя ребенка  Количество положительных выборов Социометрический статус в группе 
Дмитриева Юля  7 ”Предпочитаемая” 
Петрова Катя  “Принятые”
Гордеев Виктор 
Иванов Илья  3
Смирнов Петр  3
Кузин Андрей  3
Романов Егор 2 “Непринятые”
Зайцева Лиза  2
Кузнецова Таня  2
Попов Сергей  2
 0 “Изолированные”

Итак, в результате проведения двух методик выявилась следующая тенденция: лидер данной группы – Дмитриева Юлия, Определились дети предпочитаемые (4 чел.), есть непринятые (4чел.). Положительным результатом диагностики является отсутствие «изолированных», благоприятным климатом в детском коллективе.

Отчет по практике

Источник: https://studwood.ru/1039266/pedagogika/provedenie_sotsiometricheskogo_obsledovaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta

Ссылка на основную публикацию