Стадии психосексуального развития. оральная фиксация согласно фрейду

Все мы родом из детства, но еще до рождения в человеке уже заложены инстинкты, в т.ч. сексуальный. Бессознательная часть психики (по Фрейду – Оно) является наследственным фактором, а влияние внешнего мира, окружения, общества способствуют возникновению сознания и Сверх-Я.

Согласно теории Фрейда развитие личности идет поэтапно, выделяется пять стадий психосексуального развития – оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Особенности прохождения этих стадий ребенком и обусловливают судьбу, характер, а также разновидность нарушений психики, проблемы и трудности в жизни взрослого человека.

Каждый из этих этапов развития характеризуется определенным способом проявления энергии либидо через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Либи́до — (похоть, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, введенных Фрейдом, обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.

Понятие включает не только само стремление к сексу, а всю энергию влечения к тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т.д.

Если либидо удовлетворяется не полностью или неадекватным образом, человек рискует остановиться на достигнутой стадии, не развиваться дальше и у него фиксируются определенные черты личности.

Оральная стадия

Оральная стадия начинается сразу с момента рождения и продолжается примерно до полутора лет. На этой стадии (период кормления грудью) рот младенца становится эрогенной зоной – зоной удовольствия, и характеризуется сосредоточением большей части энергии либидо в области рта.

Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять. А материнская грудь удовлетворяет не только потребность в пище, но и становится первым сексуальным объектом. Во время кормления ребёнка покачивают, поют ему песни или что-то говорят.

Это уменьшает напряжение и ассоциируется ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие – недоверие, зависимость – независимость, чувство надежности, опоры или отсутствия надежности и опоры, т.е опасности мира.

Формируются навыки любви.

Все дети испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, бутылочки с соской, пустышки, ибо это лишает их удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию и произошла его фиксация на первой фазе оральной стадии (примерно до 6 месяцев), то может сформироваться орально-пассивный тип личности, что проявляется в беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения, поддержки от окружающих.

Во второй половине первого года жизни в ребенка появляются зубы, начинается вторая фаза оральной стадии -орально-агрессивная, когда укусы становится средством выражения недовольства или даже наказанием за не предоставление удовольствия по первому требованию. Если фиксация происходит в этот период, то во взрослой жизни человек склонен спорить по любым поводам, пессимизму, критике, цинизму, эксплуатации, доминированию с целью удовлетворения собственных нужд и даже к садизму.

Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением: обжорством, курением, употреблением алкоголя, обгрызанием ногтей, жеванием жевательной резинки, словесной агрессивностью, поцелуями, преобладанием орального способа получения сексуального удовлетворения и т.п. Уже на данной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия

Эта стадия начинается примерно в полуторагодичном возрасте и продолжается примерно до трех с половиной лет. На этой стадии ребенок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом и перемещает внимание сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации, а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием. В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий и мочи.

Родители приучают ребенка к туалету по-разному, и способ приучения влияет на его позднее личностное развитие. В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста – удерживание (анально-удерживающий тип личности) или выталкивания (анально-выталкивающий тип личности).

В первом случае протест выражается в удержании, замедлении процесса, чтобы заставить родителей ждать, осчастливить или наказать их таким образом, могут быть запоры.

Во взрослой жизни человек характеризуется упрямством (как в хорошем, так и в плохом смысле), скупостью, накопительством, собирательством всего, что «может пригодиться», пунктуальностью, методичностью, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

Во втором случаи протест выражается в выталкивании – родителей можно осчастливить чистым полом (постелью, штанами и т.п.) или наоборот – наказать грязным, могут быть расстройства ЖКТ. Во взрослой жизни – склонность разрушению, беспокойству по любым поводам и без таковых, импульсивность, жестокость, садомазохизм.

Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, у них развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Фаллическая стадия

Стадии психосексуального развития. Оральная фиксация согласно Фрейду

Начинается после окончания анальной стадии и продолжается примерно до шестилетнего возраста ребенка. В этот период проявляется активный интерес к своему телу, его строению, к функциям отдельных органов, особенно половых.

Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения.

Появляется интерес к родителю противоположного пола, происходит идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Главный символ этого периода – мужской половой орган, фаллос, основная задача – половая самоидентификация.

Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения. Более подробно так называемый Эдипов период описан в заметках «Психология: Эдипов комплекс» (в отношении мальчиков) и «Психология: Электры» (в отношении девочек) на моем сайте.

Неразрешенные проблемы Эдипова периода расцениваются психологами и психотерапевтами, как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, похожего на родителя противоположного пола. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, проявление социальных моделей поведения, свойственных своему полу.

Латентная стадия

Буря утихла… Период примерно с шести до примерно двенадцати лет (у девочек чуть раньше) характеризуется снижением полового интереса, и ребенок активно направляет свою энергию на несексуальные цели: обучение, овладение определенными навыками (проявляется интерес к определенному делу или области знаний), освоение общечеловеческого опыта и культуры, форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения. В этот период, как считают многие психологи, в дружбе мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками проявляется гомосексуальная тенденция.  Удовольствие получают от успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Фиксация на этой стадии выражается склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, когда успехи в работе, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, отношения с людьми, семья, дети, друзья (человеческие ценности) смещаются на второй план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

Генитальная стадия

С двенадцати лет (у девочек чуть раньше) и до конца жизни – заключительный этап психосексуального развития человека.

Происходит биологическое созревание в пубертатный период, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению, происходит прилив сексуальных сил. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения.

Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Таким образом, развитие завершается наступлением психологической зрелости, характеризующейся способностью к безусловной любви к другому человеку, зрелой сексуальностью, отношением к детям, именно как к детям, стремлением реализовать свои способности на благо человечества.

Но этой стадии достигают далеко не все: многие люди по различным причинам останавливаются на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой.

Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни. Человек взрослеет только телом, его психика остается детской, ему очень трудно своей детской психикой встречаться с реалиями взрослой жизни.

И даже достигшие зрелости люди иногда регрессируют к более ранним стадиям развития под давлением жизненных трудностей. Но они способны вернуться к зрелому состоянию в отличие от тех, кто пятой стадии никогда не достигал.

Согласно теории Фрейда, с чем соглашаются современные психологи и психотерапевты, нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры.

Описано два часто встречающихся типа нарушений в формировании характера на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. Психические гомосексуалисты не проявляют гомосексуальность, как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола.

Часто это отражается в выборе профессии: выбирается такой род деятельности, где присутствие лиц противоположного пола минимально или полностью исключено (пример моряки, полярники и т.п), или осуществляется бегство от противоположного пола (пример заключенные, монахи и т.п). Второй тип нарушения – нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя, внимание концентрируется только на себе, своих действиях и переживаниях. Главным становятся самоудовлетворение и самодовольство.

Переход на следующую стадию развития происходит в результате разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения на предыдущей стадии. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Само развитие есть процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Поиск удовольствия – внутреннее стремление, а удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве в основном от матери. Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания получать удовольствия господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе в удовлетворении принадлежит родителям или другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой может обусловить асоциальное поведение. Только когда ребенок способен действовать исходя из реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход к взрослому состоянию. В этом помогают защитные механизмы психики: часть инстинктивных желаний, не одобряемых в обществе, вытесняется из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

Источник: https://cvyk.pl.ua/blog/45-psikhologiya-stadii-psikhoseksualnogo-razvitiya-cheloveka.html

Психосексуальные стадии

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия.

Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В табл.

Читайте также:  Агглютинация в психологии, как метод оценки состояния личности

3-1 дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная 0 – 18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
Анальная 1,5 – 3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая 3 – 6 лет Половые органы (мастурбация) Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Латентная 6 – 12 лет Отсутствует (половое бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
Генитальная Пубертат (половое созревание) Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является половой инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.

Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и чрезмерного потакания. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения.

При чрезмерном потакании со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или чрезмерное потакание.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода.

Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь «покрепче». Регрессия – это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии).

Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации (Fenichel, 1945).

Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации.

В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем.

Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера, которые мы вскоре рассмотрим. А сейчас обратимся к характеристикам, выдвинутым Фрейдом на первый план в развитии личности.

Источник Хьелл Л., Зиглер Д. — Теории Личности (Мастера Психологии) — 2003

Источник: https://www.socionic.ru/index.php/2011-11-18-03-54-05/20261-2011-11-18-04-00-23

З. Фрейд. Стадии психосексуального развития

Критериями выделения стадий стали сексуальные цели (эроген­ная зона), характеристика процессов развития, источник конфликта. В концепции 3. Фрейда к одному из механизмов развития относится конфликт.

Переход на новую стадию и формирование новых структур личнос­ти связаны с конфликтом между влечением ребенка и невозможно­стью его удовлетворить, между наследственностью и средой. Идея противоречия, конфликтности как основы развития является цент­ральной для понимания развития.

Если возможности личности все­гда будут соответствовать ее желаниям, то развития не будет.

На оральной стадии(0-1,5 года) эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности в пище. Эрогенная зона — рот, губы, язык. Включает две фазы.

Орально-инкорпоративная фаза (1-6 месяцев) характеризуется аутоэротизмом (отсутствием нужды во внешних объектах для удов­летворения сексуального влечения) и глобальным нарциссизмом, т. е. полной обращенностью либидо ребенка на самого себя.

Ребе­нок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Сосание материнской груди является поведением, доставляющим наслаждение.

Искусственное вскармливание, согласно психоанали­зу, являясь источником конфликта, может приводить к невротизации ребенка.

Процессы инкорпорации (питания) представляют собой прооб­раз или модель двух важных в развитии личности процессов: интроекции (вкладывание, перенос из вне во внутрь, интериоризация как преобразование внешнего во внутреннее) и идентификации.

Орально-садистическая фаза (6-12 месяцев) характеризуется началом отлучения ребенка от груди. (Увеличиваются интервалы между кормлениями. Мать начинает регулировать пищевое пове­дение ребенка, навязывая нормы и препятствуя получению наслаж­дения.)

Два следствия. Во-первых, ребенок уже не получает беспрепятственного удовольствия, впервые сталкиваясь с принципом реальности. Во-вторых, мать начинает оставлять ребенка одного. В силу нового опыта столкновения принципов удовольствия и реальности создаются условия для формирования Эго ребенка.

Ребенок начинает дифференцировать границы Я и внешнего мира, разделение Я и не-Я. Возникает амбивалентность в отношении ма­тери. Впервые получает биопсихическую основу тенденция прояв­ления садизма и мазохизма. С прорезыванием зубов у ребенка по­являются новые возможности в освоении мира.

Он начинает опро­бовать их как способ воздействия на мать. Амбивалентность по отношению к матери заключается в том, что мать является, с одной стороны, источником получения наслаждения, а с другой — может быть наказана.

Отлучение ребенка от материнской груди, отдале­ние матери, с одной стороны, выступают как негативный фактор, а с другой, — как фактор, детерминирующий и стимулирующий про­цессы личностного развития.

Если конфликт разрешается неэф­фективно, то наблюдается нарушение развития личности за счет механизмов фиксации (эрогенное влечение привязывается к дан­ной области) и вытеснения. Вытеснение и фиксация на оральной стадии проявляются в ряде невротических симптомов.

Примером механизма вытеснения может быть «комок в горле», истерическая рвота у детей. Примером оральной фиксации — увязывание полу­чения удовольствия с оральной областью (курение, обжорство, тяга к спиртному, поцелуям и др.). Понятие орального характера связа­но с фиксацией либидо на оральной стадии.

Если фиксация проис­ходит на ранней орально-инкорпоративной стадии, формируется оральный оптимизм — доверчивость, часто чрезмерная, когда чело­век — потенциальная жертва обмана; беззаботность, безответствен­ность, уверенность в том, что всегда найдется «добрый дядя», кото­рый решит все проблемы. Фиксация на второй стадии ведет к фор­мированию орального пессимизма — враждебности, недоверия, жадности, неудовлетворенности, требовательности.

На анальной стадии(1-3 года) ребенок впервые вступает в от­крытое противостояние с обществом — взрослым. Эрогенная зона — анус. По 3.

Фрейду, ребенок на анальной стадии начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения облегчением, связан­ным с выделительной функцией. Однако на пути получения удо­вольствия встает социальный барьер.

Общество требует от ребенка произвольной регуляции телесных функций. Взрослый впервые регламентирует социальные требования и эталон действия в отно­шении поведения ребенка. Впервые в жизни ребенка возникает долженствование как задача управления жизненными функциями.

Психологическое значение этого события в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом социальных требований. Анальная стадия также включает две фазы.

Анально-садистическая фаза (1-1,5 года) характеризуется про­тивостоянием ребенка и взрослого. Ребенок получает удовольствие от напряжения и боли, что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей, и от сопротивления взрослому.

Анально-ретентивная (удержание) фаза (1,5-3 года) характери­зуется тем, что ребенок начинает произвольно регулировать свои функции. Личность приобретает контроль над окружением в фор­ме удержания — отпускания.

На анальной стадии ребенок впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. Эго приобре­тает функцию регуляции отношений ребенка с внешним миром. Возникает тестирование реальности в форме изучения возможнос­тей удовлетворения своего желания.

В случае фиксации может быть сформировано два типа характера: анально-удерживающий (упрям­ство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, эконом­ность, коллекционирование) и анально-выталкивающий (тенденция к противостоянию, упрямство, негативизм).

Фиксация также мо­жет привести к формированию чувства удовольствия от наказания, проявлениям энуреза и искажению сексуальной ориентации.

Фаллическая стадия(3-5 лет, эрогенная зона — пенис, клитор) является ключевой в развитии личности.

Рост познавательной дея­тельности ребенка, подчиненной сексуальности, приводит к откры­тию различий между полами, восприятию и переживанию «перво-сцены», интересу к половой сфере отношений между людьми и про­блеме рождения детей, где создаются свои «теории рождения» по принципу «аиста» или «капусты». У девочек возникает зависть к пенису и попытки объяснения различий между полами.

На фалли­ческой стадии осуществляется первый выбор сексуального объекта, который приводит к формированию Эдипова комплекса у мальчи­ков (комплекса Электры у девочек) и инцестозной направленности. В основе Эдипова комплекса лежит бессознательное сексуальное влечение мальчика к матери и стремление к физическому устране­нию отца.

Положительный Эдипов комплекс сочетает амбивалент­ную установку к отцу. Она сочетает враждебность к отцу как более [•удачливому сопернику в борьбе за любовь матери и восхищение Б его силой, могуществом, с одной стороны, и нежное объектное влечение к матери, с другой.

Инцестозное влечение к матери наталкива­ется на жесткие социальные запреты — ограничивается общениемальчика с матерью, ласки, телесный контакт, табуируется возможность спать рядом с ней и пр. Разрешение конфликта и преодоление Эдипова комплекса осуществляется как отказ от объектного влечения к матери и усиление отождествления и идентификации с отцом.

Важными условиями преодоления Эдипова комплекса выступают врожденный страх кастрации и комплекс вины, связанные с мифом о первобытной орде, т. е. с родовой памятью человечества, Результатом разрешения Эдипова комплекса становится формиро­вание структуры Сверх-Я, сила которого определяется яркостью и быстротой его вытеснения.

Сверх-Я включает интроецированные социальные нормы, запреты, мораль, идеалы. Негативный Эдипов комплекс характеризуется любовью к отцу и ненавистью к матери, что чревато формированием гомосексуальных тенденций на генитальной стадии..Слабая выраженность Эдипова комплекса приводит к формированию слабой структуры Сверх-Я и высокой вероятнос­ти его сохранения в подростковом возрасте. Тендерные различия находят проявления в слабости Супер-Эго у женщин, обусловлен­ной «смазанностью» проявления комплекса Электры и тенденцией его сохранения в силу отсутствия комплекса кастрации.

Латентная стадия(6 лет — до начала полового созревания) характеризуется прерыванием сексуального развития, амнезией и вытеснением из памяти первичных сексуальных переживаний. Энергия либидо сублимируется в игре, учении, хобби и направляет­ся на социально желаемые цели.

Читайте также:  Методика прогрессивных матриц равена для школьников и дошкольников

Генитальная стадия(12-18 лет, эрогенная зона — пенис, вагина) отличается бурным половым созреванием и возрастанием дав­ления сексуальной энергии либидо, Источником конфликта выс­тупает невозможность удовлетворения сильного сексуального вле­чения пред лицом социальных запретов, моральной тревогой, обусловленной цензором Сверх-Я и тревогой перед давлением Ид. Происходит второй выбор сексуального объекта, который вызывает направленность на достижение автономии от родителей и находит отражение в преодолении остатков Эдипова комплекса.

В силу нарушения баланса психодинамических сил в подростко­вом возрасте возникают различные варианты нарушений, обуслов­ленные регрессией на предшествующие стадии и неспособностью Эго справиться с давлением Ид и Супер-Эго.

Регрессия на оральную ста­дию обнаруживает себя в расстройствах пищевого поведения — анорексии (отказе от еды), чрезмерном обжорстве, курении, тяге к спир­тному; на анальную стадию — в таких крайностях поведения, как неопрятность, пренебрежении к порядку или, напротив, в чрезмерной педантичности, чистоте и порядку.

Немотивированная жестокость, агрессия, склонность к суицидам (аутоагрессия), тревожность эмоциональные расстройства характерны для подросткового возраста. А.

Фрейд выделяет такие специфические для этого возраста защитные формы поведения, как аскетизм (отказ от любых форм получения удовольствия), интеллектуализм (уход в мир интеллек­туальных ценностей), отрицание сексуальных интересов. В совре­менном обществе эскапизм (уход в мир фантазии, грез, виртуаль­ной мир, использование наркотиков и пр.) является еще одним вариантом проявления защитного механизма ухода.

Нарушения формирования характера на генитальной стадии происходят по гомосексуальному и нарциссическому типу.

Гомосексуальный тип проявляется в предпочтении своего пола, у женщин — в феминизме, у мужчин — в предпочтении ценностей ка­рьеры и общественной деятельности в ущерб ценностям семьи.

нарциссический тип характера отличает индивидуализм, самовлюбленность, неспособность к установлению близких отношений с дру­гими людьми.

Источник: https://cyberpedia.su/13xb9d8.html

Стадии психосексуального развития личности по З. Фрейду

В начале сексуальной жизни выделяют две фазы.

Первая, или прегенитальная, фаза сексуального развития представляет собой процесс, кульминационный момент которого приходится на конец пятого года жизни ребенка. Затем следует затишье, или латентный период.

Вторая, или генитальная, фаза начинается с возрождения сексуального импульса в период менархе или в период половой зрелости.

 В прегенитальной фазе выделяются три отдельные стадии — психосексуальные стадии. Каждая из них имеет отношение к той части тела, которая является главной сферой удовольствия в этом периоде жизни. Фрейд говорил, что неудача в решении проблем и конфликтов во время каждой из стадий приводит человека к фиксации.

Оральная стадия. Первый год жизни ребенка называется оральной стадией, потому что рот является центром удовольствия в это время. Ребенок использует рот не только для еды, но также для исследования мира: он берет в рот все — от игрушек до собственных рук и ног.

Личностные проблемы возникают главным образом тогда, когда оральные потребности или не удовлетворяются, или ребенок чрезмерно предается этим удовольствиям. Следовательно, раннее отлучение от груди или задержанное отлучение может приводить к страстному желанию или чрезмерной привязанности к бутылке, груди и другим формам орального удовлетворения.

У взрослого человека фиксация на оральной стадии может приводить к таким «оральным характеристикам», как чрезмерная разговорчивость, переедание, курение, алкоголизм или даже использование язвительного («кусающего») языка (сарказма). Чрезмерная зависимость от других (как зависимость ребенка от своей матери) является другим возможным признаком оральной фиксации.

Под влиянием стресса взрослый человек, фиксированный на оральной стадии, склонен к преувеличению этих черт.

Анальная стадия. Вторая психосоциальная стадия наблюдается на протяжении второго года жизни, когда требование контроля за дефекацией сталкивается с инстинктивным удовольствием ребенка испражняться, когда ему захочется.

Фокус удовольствия и конфликт перемещаются изо рта в анус, потому Фрейд назвал этот период анальной стадией. Если требование регуляции стула слишком строго или предъявляется слишком рано или слишком поздно, то возникают конфликты.

Нерешенные конфликты этой стадии могут формировать «анальную личность». Взрослые, фиксированные на анальной стадии, символически задерживают кал в форме повышенного контроля, скупости, упрямства, высокой организованности, педантичности и чрезмерной озабоченности в чистоте и порядке.

Другую крайность проявляют те, кто символически изгоняет кал: они неряшливы, не организованы или импульсивны.

Фаллическая стадия. К возрасту трех лет и в течение последующих двух лет фокус удовольствия перемещается в генитальную область. Подчеркивая психосексуальное развитие мальчиков, Фрейд назвал этот период фаллической стадией.

Фрейд говорил, что в течение фаллической стадии импульсы ид мальчика включают в себя сексуальное влечение к матери и желание уничтожить, даже убить, отца, с которым мальчик должен конкурировать за любовь матери.

Он назвал эту констелляцию импульсов эдиповым комплексом, потому что он соответствует сюжету древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, не ведая того, убивает своего отца и женится на своей матери.

Враждебные фантазии мальчика и импульсы по отношению к своему отцу создают страх возмездия, называемый кастрационной тревогой. Страх становится так силен, что эго подавляет инцестуозные желания.

Затем мальчик стремится стать подобным своему отцу (идентифицироваться с ним), и в этом процессе он обучается мужской сексуальной роли, что позднее помогает ему создать сексуальные отношения с другой женщиной, вместо своей матери.

Решение этих конфликтов более сложно для девочек. Согласно Фрейду, девочка начинает с сильной привязанности к матери, но так как она осознает, что у мальчиков есть пенисы, а у девочек нет, она начинает ненавидеть мать, обвинять ее в этом недостатке и считать себя неполноценной.

Она, якобы, испытывает зависть к пенису и переносит свою любовь на отца, у которого есть этот орган.

Но девочка должна все же избегать неодобрения со стороны матери, поэтому она идентифицирует себя с матерью, принимая женскую сексуальную роль и в последующем выбирает мужчину взамен своего отца.

Фрейд полагал, что преобладание интерперсональных проблем указывает на то, что большинство людей в некоторой степени фиксировано на фаллической стадии.

Человек, который испытывает страх или проявляет агрессию по отношению к учителю, начальнику или другой авторитетной личности, демонстрирует нерешенные конфликты с родителем одного с ним пола.

Вот некоторые из проблем, которые также могут быть связанными с плохо решенными конфликтами фаллической стадии: трудности с сексуальной идентификацией, неспособность к поддержанию стабильных любовных отношений, проявление нарушенного или социально неодобряемого сексуального поведения.

Латентный период. Период, начинающийся примерно в шестилетнем возрасте и заканчивающийся к началу периода менархе и половой зрелости, — это период сексуальной латентности. Латентность может быть полной или частичной. В латентном периоде развиваются сексуальные запреты.

Один из механизмов, с помощью которых сексуальная энергия направляется в другое русло, называется сублимацией, или переключением либидо на достижение новых целей и на различные культурные занятия.

Более того, по мере развития индивида либидинозные импульсы могут индуцировать противоположные антикатексисы, или реакции, например, отвращение, стыд, моральные переживания.

Вторая фаза сексуального развития называется генитальной. Она начинается в период менархе или в период половой зрелости и предполагает подчинение всех источников сексуального чувства доминирующим генитальным зонам.

Возникшие ранее либидинозные катексисы могут быть сохранены посредством включения их в сексуальную деятельность либо посредством их подавления или направления в другое русло. В этой фазе преодолевается стремление к кровосмесительному выбору объекта, а также происходит уход из-под влияния родительского авторитета.

Если предшествующее сексуальное развитие индивида было адекватным, он становится готов к установлению гетеросексуальных половых отношений.

Источник: https://studopedia.net/6_65205_stadii-psihoseksualnogo-razvitiya-lichnosti-po-z-freydu.html

Стадии психосексуального развития

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

  • оральная стадия — от рождения до полутора лет;
  • анальная стадия — от полутора до трех лет;
  • фаллическая стадия — с трех до 6-7 лет;
  • латентная стадия — с 6 до 12-13 лет;
  • генитальная стадия — с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития.

Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку.

Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря — фиксация.

Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде.

В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт.

В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы — это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития

Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы.

Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь — как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя.

Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь.

Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания.

Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу.

Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку.

Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

  • излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
  • чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов.

Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью.

Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на… детской попке.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку.

Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку — это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии — это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению — отдать или, напротив, оставить в себе.

Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение.

В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку.

Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

  1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
  2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным.

Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.

Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.

Но даже при положительном течении этапа приучения к горшку остается элемент конфликта этой стадии, поскольку с одной стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой — к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.

Фаллическая стадия

Начинается примерно с трех лет. Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга. Кроху занимают вопросы отношений между полами.

Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс — для мальчиков; или комплекс Электры — для девочек.

Эдипов комплекс — это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать.

«Мама, я хочу на тебе жениться!» — вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери.

В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он».

Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры — вариант Эдипова комплекса для девочек — протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом — олицетворяющим силу, власть, превосходство.

Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью.

Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться.

Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка — эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно — это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия.

Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego).

Я — это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности — «Сверх-Я» (Super-ego).

Сверх-Я — это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы.

Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития — генитальной стадии.

Генитальная стадия

Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни.

В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей.

По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству.

Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития.

Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным.

Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого — анальный, у третьего — фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

Источник: https://www.ourbaby.ru/article/Stadii-psihoseksualnogo-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector