Значение в психологии каузальной атрибуции

Понятие атрибуции состоит в том, чтобы понимать и правильно воспринимать собственное поведение. Также в него входит то, как проявляют себя другие люди. Характеризуемые этим понятием качества личности не выделяются явным образом. В поле восприятия их нет.

То есть атрибуция — это черты, которые приписываются людям на основании логических умозаключений и интуиции. Понятие указывает и на результат, который вполне может не соответствовать действительности.

Также всегда имеется вероятность того, что анализ будет неправильным.

Что такое атрибуция

Всё началось со стремления людей объяснять мотивы собственного поведения и поведения других людей. Очень скоро термин был расширен, в результате чего удалось выйти за начальные рамки.

Атрибуция — это приписывание разных психологических свойств человеку на основании наблюдения за ним. Здесь могут иметь место даже неосознанные умозаключения о ком-либо, а также рассматриваться причины поведения.

Сейчас атрибуция — это не только определение особенностей чьего-либо поведения. Она представляет собой ряд психологических характеристик, которые могут быть направлены на прочие объекты. В любом случае атрибуция является основным механизмом социального восприятия.

Значение в психологии каузальной атрибуции

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.

Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума.

Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов.

Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.

Значение в психологии каузальной атрибуции

Необходимость атрибуции

Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».

Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.

Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.

Значение в психологии каузальной атрибуции

Виды атрибуции

Люди, у которых развита личностная атрибуция, ориентированы на нахождение виновника того, что произошло. Если приписывать причину ситуации определённому человеку, то проявляется личностная атрибуция в психологии. Примеры не являются сложными: «Мы не успели приехать вовремя, потому что ты опоздал на поезд».

Если у человека развита обстоятельная атрибуция, то он часто обвиняет внешние факторы. Поиски конкретного лица его не интересуют.

Стимульная атрибуция состоит в обвинении предмета. Стакан упал и разбился, так как находился на краю стола. Также причина может состоять в том, что сам пострадавший виноват.

Значение в психологии каузальной атрибуции

Ошибки восприятия

Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию.

Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.

Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.

Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.

Значение в психологии каузальной атрибуции

Атрибуция при оценивании подчинённых

В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.

Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей.

При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей.

Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздействия индивидуальных факторов.

Значение в психологии каузальной атрибуции

Атрибуция для руководителей

Если к руководителям обратиться с просьбой определения их неэффективности, то большинство выбирает недостаток поддержки, то есть внешний ситуационный фактор.

Это связано со склонностью начальников разного уровня отрицать свою ответственность в ситуации. Подобный подход также примечателен принятием ответственности за успех.

Атрибуция в психологии — это характеристика, которая проявляется в оценивании собственной деятельности менеджерами.

Было отмечено увеличение эффективности их труда при улучшении уровня поддержки. Они не считали, что их способности, а также желание трудиться усердно являются значимыми факторами. Но в отношении подчинённых настаивали на значимости этих аспектов.

А вот люди с развитым чувством эмпатии быстро понимают ощущения других. Кроме того, им свойственно рассматривать подобное поведение, как своё.

То есть атрибуция — это домысливание чьего-либо поведения при отсутствии дополнительной информации. Все мы стараемся получить как можно большее представление о собеседнике или коллективе на основании каких-то данных. Но вот при их недостаточном количестве возникает атрибуция, которая может соответствовать реальности или ей противоречить. Подобные моменты следует учитывать.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-atribuciya-eto-chto-takoe-primery-atribucii-v-psixologii.html

Что такое каузальная атрибуция

Значение в психологии каузальной атрибуции

Пытаясь объяснить себе действия окружающих людей, спрогнозировать их поведение, мы приписываем их поступкам свое индивидуальное видение. Мы судим о других людях с позиции личного опыта и уровня культуры. В этом и заключается феномен каузальной атрибуции. Первое слово в данном словосочетании переводится с латинского языка как “причина”, второе — “приписывание”.

Говоря научным языком, каузальная атрибуция — это основа межличностного восприятия, заключающегося в интерпретации поведения и внутреннего состояния другого человека в условиях недостатка реальной информации о нем. С этой точки зрения, любой диалог является процессом взаимоубеждения, обоюдным навязыванием мнений.

Корифеем теории каузальной атрибуции считается американский психолог Ф. Хайдер. Большой вклад в разработку проблемы межличностного восприятия внесли его коллеги — американцы Ф.Фидлер и Г. Келли, а также канадец Ли Росс.

Примеры каузальной атрибуции

Любой из нас чувствует дискомфорт, если не может что-то объяснить себе. Целостная картина мира рушится, если хотя бы одно событие остается без интерпретации:

  • “Ну, почему его так долго нет?” — страдает юная возлюбленная;
  • “Чего он от меня добивается?” — мучается подчиненный над разгадкой реплики начальника;
  • “Что они выкинут на этот раз?” —  с опаской думает учитель, идя на урок в “трудный” класс.

Герой каждой из этих ситуаций пытается представить себе, что на уме у другого человека. Загвоздка всегда одна — дефицит фактов. И тогда включается воображение — додумывание, дорисовывание картины, доведение ее до логического осмысления.

Главный помощник в этом процессе — личный жизненный опыт.

Исследования психологов показали: реакции людей на привычные и нестандартные образцы поведения неоднозначны.

Если, к примеру, ученикам, ожидающим нового учителя-географа, представить его как хорошего специалиста, вряд ли они настроятся на интересный урок.

Если же детей предупредить, что их будущий педагог является туристом, бардом и мастером спорта по гребле, то ребята еще на перемене соберутся в классе в предвкушении необычного урока.

При попытке истолковать чужое или собственное поведение, мы ищем либо внутренние (личностные) причины либо внешние (обстоятельственные).

В соответствии с этим различают два вида атрибуции:

  1. Интернальную, опирающуюся на личностные качества (силу воли, целеустремленность, способности).
  2. Экстернальную, связывающую поступки с обстоятельствами (благоприятной погодой, везением, удачей).

  Психология личности

Исследования показали: наблюдатель событий чаще всего использует первый вид атрибуции, участник — второй. Ни один из них не представляет себе реальной ситуации. Такой крен приводит к субъективности и ошибочности суждений. Не учитывая этот “пунктик” нашего сознания, мы рискуем выдавать предубеждения за правду и постоянно предаваться самообману.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Свои удачи мы обычно приписываем собственным личным качествам, а неудачи — внешними обстоятельствам. Когда же судим о других, то происходит все ровно наоборот. Если друг добился успеха, мы склонны объяснять это удачно сложившимися внешними обстоятельствами. А нелады в делах приятеля припишем его личным качествам.

Иначе рассуждают только единицы людей. Объяснить провал в деятельности партнера обстоятельствами, признавая его талант, трудолюбие, самоотдачу, ставя его с собой на одну ступеньку, а то и выше — задача, которая многим не по зубам. Большинство из нас переоценивают себя и недооценивают других.

Это и понятно: если не обвинять неблагоприятные ситуации, придется засучить рукава и работать в поте лица, самосовершенствоваться. А охотников “пахать” — даже на самого себя — много не бывает. Таким образом, главной ошибкой восприятия атрибутивная теория считает преувеличение собственной значимости.

Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию. Скромный молодой человек отваживается заговорить на улице с красивой девушкой. Однако незнакомка не пришла в восторг ни от его стильного костюма, ни от остроумия и резко отвергла попытку завязать отношения.

Парень испытал шок от несоответствия “выходки” девушки своим ожиданиям и культурным нормам. После этой неудачи он наверняка запрограммирует себя негативными установками типа “все бабы стервы”, “им только толстосумы интересны”. А ведь у девушки, возможно, было просто плохое настроение.

Этот пример показывает, как важно для возникновения и сохранения отношений верное объяснение мотивов другого человека. Надуманные причины могут кардинально отличаться от истинных. Поэтому в ситуации с явным дефицитом информации лучше лишний раз уточнить какие-то детали или переспросить, чем полагаться на собственное воображение.

Эксперимент Ли Росса

Предметом изучения данного исследования, проведенного в 1977 году, было восприятие чужого интеллекта. Оказалось, мы его склонны переоценивать в условиях социального давления.

Читайте также:  Психология манипулирования и психология манипуляции

Ли Росс воссоздал в эксперименте события собственной жизни. Экзамен, который ему пришлось однажды сдавать, заканчился для него провалом: экзаменаторы засыпали его вопросами, в которых сами были явными “спецами”. Росс был в отчаянии от своего “невежества” и в восхищении от “гениальности” экзаменаторов.

  Признаки и причины дисморфофобии

Через полгода он сам стал преподавателем и получил возможность таким же способом “валить” своих студентов. Один из них признался, что испытал на экзамене те же чувства, что и Росс, когда тот выступал в роли экзаменуемого.

После этого психолог задумал провести эксперимент-викторину. Участники были разделены на три группы: ведущих, игроков и зрителей. Первым надо было задавать максимально сложные вопросы.

К слову сказать, такие вопросы может придумать каждый из нас, опираясь на свою специализацию. Однако участники викторины пришли к другому выводу: они посчитали задающих вопросы намного эрудированнее отвечающих. Последующие эксперименты показали, что даже очень умные люди склонны к аналогичным заключениям.

Подобный “эффект ореола” можно наблюдать и в жизненных ситуациях, когда нам приходится оценивать интеллект собеседника, наделенного властью. Обычно такой человек, будь то учитель, начальник или высокопоставленный чиновник, ведет диалог и задает “каверзные” вопросы. Мы же часто приписываем ему выдающийся интеллект и испытываем перед ним невольное благоговение.

Эксперименты Росса привели к следующим выводам:

  • люди склонны приписывать другим несуществующие качества, исходя из отдельных аспектов поведения;
  • сформировать правильное суждение о человеке по одному или нескольким поступкам невозможно.

Так ли важно понимать друг друга?

Объяснение причин собственного и чужого поведения — ключ к важнейшим вопросам социального бытия: кто я? кто возле меня? могу ли я доверять окружающим? что определяет поступки: личные свойства или ситуации?

Знание правильных ответов на эти вопросы позволяет:

  • избавиться от лишнего негатива: тревоги, подозрений, паники;
  • защитить себя от предательства, подлости, манипулирования;
  • управлять различными ситуациями;
  • принимать рациональные решения;
  • прогнозировать поведенческие модели окружающих.

Постижение опыта другого человека, как он сам его понимает, — главная цель межличностного взаимодействия. Это незаменимый ориентир при выборе:

  • квалифицированных специалистов;.
  • кандидатов на политические должности;
  • партнеров по бизнесу;
  • спутников жизни.

Не удивительно, что изучение атрибуции давно уже вышло за рамки социальной психологии. Сегодня искусство понимать актуально для педагогов, спортсменов, менеджеров, для каждого из нас. Оно позволяет нам адекватно оценивать друг друга, эффективно взаимодействовать, уживаться с самыми разными людьми, рассчитывать на снисхождение и сочувствие.

Источник: http://rostduha.ru/chto-takoe-kauzalnaya-atribuciya/

Теория каузальной атрибуции

Значение в психологии каузальной атрибуции

Для начала давайте разберемся, что такое каузальная атрибуция. Это словосочетание происходит от латинских слов causa — причина и attribuo — придаю, наделяю. Т.е. в итоге мы имеем особое явление в межличностном восприятии людей, которое заключается в интерпретации действий окружающих, субъективном объяснении причин их поведения в условиях ограниченной информации. Например, когда бабушки в подъезде видят молодую девушку, выходящую из парадного, они додумывают, что она идет на свидание и что она ветреная особа. Их предположение произрастают из отсутствия достаточной информации об этой девушке.

 Сама теория каузальной атрибуции пришла к нам из западной социальной психологии, где она в общих чертах была сформулирована как Attribution theory такими учеными, как Фриц Хайдер (создатель), Гарольд Келли, Эдвард Джонсон, Даниел Джилберт, Ли Росс и другие. Свою цель исследовали видели в том, чтобы проследить механизмы построения причинно-следственных связей простыми гражданами, увидеть, как они объясняют не только происходящие рядом с ними события, но и свое собственное поведение.

 Следующий механизм каузальной атрибуции помогает нам понять некоторые важные вещи об окружающих: люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения → ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека → причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку. Это объясняет такие явления как, например, почему на вас соседи смотрят косо, почему учитель не любит вашего ребенка, почему вам хамят в транспорте и многие другие! Более того, Хайдер во время изучения «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей, пришел к заключению, что мнение о человеке (хороший человек – плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает – плохо поступает). Именно поэтому вам так трудно изменить превратное мнение о вас у некоторых окружающих!

 Исследователь Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1.  личностная атрибуция – причина приписывается совершающему действие человеку (ребенок съел конфету, потому что он невоспитанный);
  2. объектная атрибуция – причина приписывается объекту, на который направлено действие (ребенок съел конфету, потому что в этой конфете много веществ, вызывающих у детей привыкание);
  3. обстоятельственная атрибуция – причина приписывается обстоятельствам (ребенок съел конфету, потому что обед был несколько часов назад).

Интересен тот факт, что участники событий чаще используют обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатели – личностную. Это называется фундаментальной ошибкой. Так, например, ваш ребенок говорит, что опоздал в школу, потому что дорога была очень заснеженная/перекопанная/сидела злая собака, а учитель может говорить, что он опоздал, потому что он ленивый/безответственный/не хочет учиться.

 От чего же зависит степень атрибуции, глубина приписывания? Она зависит от двух факторов: соответствие поступков ролевым ожиданиям и культурным нормам. Т.е. чем больше вы соответствуете существующим стереотипам, тем меньше вам приписывают. А зачем же вам что-то приписывать, если вы ведете себя предсказуемо? Ведь дефицита информации о вас в таком случае нет.

 Закончить данную статью хочется следующим: любая теория дает нам пищу для размышлений. Так что,

  • пред тем, как осуждать другого человека – обратите внимание на обстоятельства, в которых он оказался;
  • прежде чем оправдываться – посмотрите в глубь себя, возможно, причина лежит не в вашем окружении, а в вас самих;
  • не все приятные люди делают приятные поступки и не все неприятные поступают плохо;
  • если вы хотите жить неординарной жизнью, демонстрировать свою яркую индивидуальность – имейте в виду, что вы станете жертвой каузальной атрибуции, с этим вы ничего поделать не сможете, но кто предупрежден – тот вооружен!

Гармонии вам и вашим близким!

Юлия Шендер

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/teoriya-kauzalnoj-atribucii/

Каузальная атрибуция — что это такое в психологии и общении?

Нередко мы пытаемся понять причины действий других. При этом оценка поведения может быть связанной как с обстоятельствами, так и с личными характеристиками конкретного человека. Такое оценивание называют «каузальная атрибуция». Что такое теория каузальной атрибуции — вопрос, требующий детального рассмотрения.

Что такое каузальная атрибуция?

Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции.

Каузальная атрибуция — виды и ошибки

Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию.

Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция.

Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.

Виды каузальной атрибуции

Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:

  1. Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
  2. Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
  3. Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам

Ошибки каузальной атрибуции

Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:

  1. Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную самооценку.
  2. Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям.
  3. Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение. По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями.
  4. Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты.

Каузальная атрибуция и межличностная аттракция

Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным.

Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее.

Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.

Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает.

Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию.

Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями.

Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи.

Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.

Как обмануть полиграф и кому противопоказано прохождение детектора лжи? Как обмануть полиграф – этот вопрос волнует многих людей, которых ожидает собеседование, очная ставка со следователем или выяснение отношений. Можно воспользоваться механическим, психологическим, медикаментозным средством обмана, но так ли они будут верны? Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества? Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.
Социальный контроль — виды и основные функции Социальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации. Ментальность — что это такое и как ее изменить? У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях.
Читайте также:  Представления маркса о базисе и надстройке

Источник: http://kak-bog.ru/kauzalnaya-atribuciya-chto-eto-takoe-v-psihologii-i-obshchenii

Каузальная атрибуция — что это такое

И часто нам кажется, что мы не просто видим, как человек выглядит — толстый он или худой, высокий или низкий, какого цвета у него глаза, волосы, как он одет, — но и такие вещи, как умный он или глупый, солидный или нет.

Мы даже подсознательно определяем его настроение, социальный статус и предполагаем, что уже составили характеристику человека. Однако это не так. Все эти наши действия имеют свое название, и в психологии данный феномен называется атрибуция.

Значение

Давайте разберемся: что такое атрибуция? Атрибуция – это процесс, когда люди, имея небольшое количество информации, делают выводы о причинах поведения человека или произошедших событий. Но это не всегда касается других людей. Чаще всего атрибуция направлена на самого себя, когда человек пытается оправдать или объяснить свои действия, ссылаясь на различные факторы.

Понятие и сущность атрибуции состоит в том, чтобы принимать личные действия. Те качества индивида, которые характеризуются, исключены из пределов восприятия – по сути, их даже как будто и нет.

То есть можно дать еще одно определение атрибуции – это та характеристика, которую пытаются создать путем интуиции и некоторых умозаключений.

И, как правило, приписывание некоторых качеств тому или иному индивиду не всегда оказывается правильным.

Рекомендуем: Что значит: антропоморфизм?

Такой подход применим и к социальным группам, когда их характеризуют, но явных мотивов их поведения в поле восприятия нет. Этот случай психологи называют групповая атрибуция.

Групповая атрибуция также проявляется, когда группа индивидов пытается объяснить свои положительные стороны внутренними факторами, а для чужой группы в качестве причины указывают внешние.

И наоборот, свои негативные моменты списывают на внешние факторы, в чужой группе же указывают причиной отрицательных моментов внутренние факторы.

Теория атрибуции утверждает, что человек анализирует поведение других людей в зависимости от причин, которые он сам интуитивно выявил. Согласно теории, каузальная атрибуция подразделяется на два типа:

  • Экстернальный.
  • Интернальный.

Экстернальный тип атрибуции – это поиск причин поведения среди факторов, не зависящих от человека, то есть внешних факторов. А интернальная (внутренняя) – это объяснение причин поведения, исходя из собственного психологического состояния.

  1. Теория атрибуции подразумевает определенный порядок действий человека:
  • Наблюдение за объектом и его поведением в определенной ситуации.
  • На основе оценок и личного восприятия сделать вывод из наблюдения за объектом.
  • Используя данный вывод и поведение объекта, приписать ему психологические шаблоны поведения.

Понятие и сущность атрибуции подразумевает домысливание причин поведения людей, однако это не всегда соответствует действительности. Если быть точнее, то чаще теория каузальной атрибуции не бывает верна.

Разновидности

Атрибуция в психологии разделена на три вида. Стоит более детально рассмотреть виды атрибуции.

  • Личностная атрибуция – означает, что личность ищет виновника той или иной ситуации. Чаще причиной служит конкретный человек.
  • Обстоятельная – человека в данном случае не интересуют конкретные виновники, он ищет причины происходящего во внешних факторах.
  • Стимульная – человек обвиняет неодушевленный предмет. Чаще так происходит, если виноват он сам. Например: стакан разбился, потому что стоял на самом краю стола.

Эффект каузальной атрибуции помог выявить некоторые факты. Если индивиду приходится объяснять удачу постороннего человека или свои личные проблемы, то используется стимульная атрибуция.

Также вызывает интерес то обстоятельство, что обычно, рассказывая об успехе, человек указывает основной причиной себя. А вот в неуспешных делах всегда виноваты обстоятельства. Индивид полагает, что достиг всего потому, что он очень умен и трудолюбив, а если произошла какая-либо неудача, то причиной тому стали факторы, не зависящие от индивида.

Рекомендуем: Аккомодация в психологии

Однако если человек рассказывает об успехах другого человека, то тут все противоположно. Другому повезло потому, что он подлиза, проныра, что с начальством он на короткой ноге. А не везет ему, потому что он ленивый и недостаточно умный.

И мало кто укажет, что причиной спада производства было недостаточное финансирование или неправильная организация труда. В таких случаях проявляется склонность недооценивать ситуационные факторы и очень сильно переоценивать возможности индивидуальных.

Также можно отметить и то, что руководители чаще всего не берут на себя ответственности за какие-либо неудачи. На вопрос, почему они так неэффективны на своем месте, они укажут в качестве причины малую финансовую поддержку, но никак не собственную оплошность. Однако если речь идет об успехе, то это достижение руководство, как правило, полностью приписывает себе.

Ошибочное суждение

Подобный случай назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Это происходит тогда, когда причины одинаковы как для внутренних факторов, так и для внешних. Индивид не может определиться в решении, и происходит фундаментальная ошибка.

Рекомендуем: Что изучает акмеология?

Указывая следствия и причины, мы делаем разные выводы. Также наши выводы и объяснения причин будут разными в зависимости от того, нравится нам другой человек или же нет.

  • Если индивид пришел к успеху, то причиной он укажет собственные качества.
  • В неудаче индивида виновата будет ситуация.

Явление каузальной атрибуции прослеживается и в анализе поведения симпатичного человека и не очень. Существенную ошибку совершает человек, когда он находит причины там, где он их искал. Это означает, что если человек уже настроился на определенный результат, то он его найдет везде. Если мы намерены оправдать действия человека, то всегда найдем причины для его оправдания.

И наоборот, если мы решили кого-то осудить, то обязательно осудим, найдя соответствующую причину. При этом атрибуция ответственности будет только у людей с развитым чувством эмпатии. Им свойственно представлять себя на месте других, понимать ощущения посторонних и примерять на себя чужие шаблоны поведения.

Рекомендуем: Альтруизм — это

Атрибуция – это домысливание при анализе чьих-либо действий, когда ощущается нехватка информации.

Другими словами, мы хотим получить данные о своих коллегах, собеседниках или просто о группе людей на основании некоторых данных, которые имеем.

Если этих данных недостаточно, то возникает такое психологическое явление, как атрибуция. Она может и отражать действительность, и искажать её. Это очень важно учитывать.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/kauzalnaya-atribuciya.html

18. Каузальная атрибуция

Каузальная
атрибуция

– процесс приписывания другому чел-ку
причин его поведения в том случае, когда
информация об этих причинах отсутствует.
Потребность понять причины поведения
партнера по взаимодействию возникает
в связи с желанием интерпретировать
его поступки.

Приписывание осуществляется
либо на основе сходства поведения
воспринимаемого лица с каким-то другим
образцом, имевшимся в прошлом опыте
субъекта восприятия, либо на основе
анализа собственных мотивов, предполагаемых
в аналогичной ситуации (в этом случае
может действовать механизм идентификации).

Мера и степень
приписывания в процессе межличностного
восприятия зависит от двух показателей:
от степени уникальности или типичности
поступка и от степени его социальной
«желательности» или «нежелательности».

Типичном и желательном поведение
поддается однозначной интерпретации,
нежелательное и уникальное поведение
допускает много различных интерпретаций
и, следовательно, дает простор приписыванию
его причин и хар-к.

Характер
атрибуций зависит и от того, выступает
ли субъект восприятия сам участником
какого-либо события или его наблюдателем.
В этих двух различных случаях избирается
разный тип атрибуции. Г.

Келли выделил
три таких типа: личностную атрибуцию
(когда причина приписывается лично
совершающему поступок), объектную
атрибуцию (когда причина приписывается
тому объекту, на кот.направлено действие)
и обстоятельственную атрибуцию (когда
причина совершающегося приписывается
обстоятельствам).

При приписывании
причин
успеха
и неудачи:
участник действия «винит» в неудаче
преимущественно обстоятельства, в то
время как наблюдатель «винит» за неудачу
прежде всего самого исполнителя.

Ошибки атрибуции:

  1. Фундаментальная ошибка (одна! Остальное – ее проявление) атрибуции. Приписать причину действия личности чел-ка. Ограничения: 1)если чел-ка рассматривает другой с внутреннего локуса контроля, то он так и рассуждает.

    Так же с внешним. 2) чел-к – участник или наблюдатель этого процесса. Наблюдатель, в отличие от участника, не знает предыстории. Еще момент: чел-к не учитывает неслучившегося, хотя оно, возможно, стало причиной.

  2. Мотивационные ошибки атрибуции. Приписываем людям поведение исходя из наших пристрастий и мотиваций.

19. Межличностная аттракция

Методы
на определение точности восприятия (
из
лекции):

  1. Экспертная оценка

  2. ГОЛ (групповая оценка личности)

  3. Аттракция (привлекательность, привлечение) – эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Точность
межличностной перцепции.

Личностные
тесты, но, во-первых, не существует тестов
для выявления и измерения всех хар-к
чел-ка (следовательно, сопоставление
если и возможно, то только по тем хар-кам,
для кот.

существуют тесты); во-вторых,
как это уже отмечалось, тесты нельзя
рассматривать как единственный инструмент
исследования личности, поскольку им
присущи те или иные ограничения.

Аналогичная проблема
возникает и в том случае, когда используется
метод экспертных оценок. В качестве
экспертов выбираются люди, хорошо
знающие того чел-ка, кот.выступает
объектом восприятия.

Их суждения о нем
(«экспертные оценки») сопоставляются
с данными субъекта восприятия. Но и в
этом случае мы по существу имеем вновь
два ряда субъективных суждений: субъекта
восприятия и эксперта (кот.

тоже выступает
субъектом восприятия, и, значит, его
суждения отнюдь не исключают элемента
оценки).

В экспериментах
по межличностной перцепции устанавливаются
четыре группы факторов: а) переменные,
при помощи кот.

Читайте также:  Инфантильность, что это значит и как проявляется у взрослых?

субъект восприятия
описывает самого себя; б) ранее знакомых
личностей; в) отношения между собой и
объектом восприятия, наконец г)
ситуационный контекст, в котором
осуществляется процесс межличностной
перцепции.

Соотнеся между собой эти
четыре группы факторов, можно по крайней
мере определить, в какую сторону
свойственно сместиться восприятию в
каждом конкретном случае.

Произвольные
представления о связи различных хар-к
чел-ка получили название «иллюзорных
корреляций».

Эти своеобразные «стереотипы»
основываются не только на «жизненном»
опыте», но часто на обрывках знаний,
сведений о различных психологических
концепциях, имевших распространение в
прошлом (например, идей Кречмера о связи
типов конституции чел-ка с чертами его
характера, идей физиогномики о соответствии
черт лица некоторым психологическим
хар-кам и т.д.). А.А.
Бодалев получил в этом отношении весьма
интересные данные: из 72 опрошенных им
людей относительно того, как они
воспринимают внешние черты других
людей, 9 ответили, что квадратный
подбородок — признак сильной воли, 17 —
что большой лоб — признак ума, 3
отождествляют жесткие волосы с непокорным
характером, 16 — полноту с добродушием,
для двух толстые губы — символ
сексуальности, для пяти малый рост —
свидетельство властности, для одного
чел-ка близко посаженные друг к другу
глаза означают вспыльчивость, а для
пяти других красота — признак глупости
(Бодалев, 1982. С. 118).

Никакой тренинг в полной мере не сможет
снять эти житейские обобщения, однако
он может хотя бы озадачить чел-ка в
вопросе о «безусловности» его суждения
по поводу других людей.

Межличностная
аттракция.
Область
исследований, связанных с выявлением
механизмов образования различных
эмоциональных отношений к воспринимаемому
чел-ку, получила название исследования
аттракции. Аттракция — это и процесс
формирования привлекательности какого-то
чел-ка для воспринимающего, и продукт
этого процесса, т.е. некоторое качество
отношения.

Аттракцию можно
рассматривать как особый вид социальной
установки на другого чел-ка, в которой
преобладает эмоциональный компонент
(Гозман, 1987), когда этот «другой»
оценивается преимущественно в категориях,
свойственных аффективным оценкам.

Изучается, в частности, вопрос о роли
сходства хар-к субъекта и объекта
восприятия в процессе формирования
аттракции, о роли «экологических» хар-к
процесса общения (близость партнеров
по общению, частота встреч и т.п.). Выделены
различные уровни аттракции: симпатия,
дружба, любовь.

Существуют даже две
взаимоисключающие теории любви:
пессимистическая, утверждающая негативное
воздействие любви на развитие личности
(возникновение зависимости от любимого
чел-ка), и оптимистическая, утверждающая,
что любовь способствует снятию тревоги,
более полной самоактуализации личности.

Любовные стили: страсть, игра, дружба,
размышление, одержимость, бескорыстная
самоотдача.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5248489/page:2/

Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции

загрузка…

Каузальная атрибуция считается уникальным психологическим феноменом, характеризующим человеческое восприятие эмоций, мотивов и причин того или иного поведения другого человека.

При отсутствии достаточного количества необходимой информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у прочих людей возникает искаженная интерпретация ситуации.

Такой феномен восприятия основан на приписывании неких несуществующих характеристик, особенностей, причинно-следственных связей и т.п.

Понятие каузальной атрибуции впервые было сформулировано в середине 20 века американскими социальными психологами: профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Гарольдом Келли, исследователем Фрицем Хайдером и профессором психологии Стенфордского университета США Ли Россом.

Дальнейшее описание этого феномена межличностных отношений нашло отражение в «Attribution theory» (теории атрибуции).

В соответствии с каузальной атрибуцией исследователи пытались объяснить механизмы толкования обычным рядовым гражданином причинно-следственных связей некоторых событий, а также собственного поведения.

Классификация атрибуции

Теория каузальной атрибуции предполагает наличие двух показателей, определяющих меру и степень приписывания взамен действительных фактов:

соответствие действия социально-ролевым ожиданиям (т.е. чем меньше информации, тем меньше соответствие, тем больше степень приписывания); соответствие поведения общепринятым культурным нормам.

В соответствии с теорией каузальной атрибуции классификация феномена «приписывания» подразделяется на три вида атрибуции:

  • личностная (причинно-следственная связь приписывается человеку, который совершил поступок);
  • объектная (причинно-следственная связь приписывается объекту, на который обращено действие);
  • обстоятельственная (причинно-следственная связь приписывается обстоятельствам).

Было установлено, что наблюдатель «со стороны» чаще применяет атрибуцию личностную, а участник ситуации или события – обстоятельственную.

Механизмы теории атрибуции

Механизмы каузальной атрибуции основаны на следующих положениях:

познавая друг друга в социуме, люди не ограничиваются сведениями, полученными в результате внешних наблюдений: они стремятся к выяснению причин поступка и к формулированию выводов о личностных качествах; поскольку информация, полученная в результате стороннего наблюдения, часто бывает недостаточной, наблюдатели определяют вероятные причины, побудившие к действию, и приписывают их наблюдаемому участнику; интерпретация причин оказывает существенное влияние на поведение наблюдателя.

Самые существенные результаты исследования были получены вследствие изучения механизмов каузальной атрибуции. Были установлены:

  • системные различия в объяснении человеком собственного поведения и действий других людей;
  • отклонения процесса замещения от логических норм под влиянием субъективных факторов (информационных и мотивационных);
  • стимулирующее воздействие, которое оказывается на деятельность человека и его мотивацию посредством объяснения неудовлетворительных результатов такой деятельности влиянием внешних факторов, а удовлетворительных результатов – влиянием внутренних факторов.

Одной из самых частых закономерностей теории считается завышение собственной значимости и преувеличении роли некоторых факторов (таких как удача, везение, способности) в формировании ситуации.

Цели и результаты исследования теории атрибуции

В соответствии с механизмами каузальной атрибуции определяются методы практического использования полученных результатов для воздействия на эффективность человеческой деятельности, ее мотивацию, на эмоции и цели.

Изучение атрибуции помогает установить момент возложения или принятия участниками коллектива личной ответственности за совершенные действия.

Результаты используются для адекватной оценки реального вклада конкретного участника в общую корпоративную деятельность группы.

Теорию каузальной атрибуции первоначально изучали лишь в рамках социальной психологии. Сейчас ее применяют в общей, педагогической, возрастной, а также в спортивной психологии. Основными сферами изучения являются самовосприятие, межличностное восприятие, восприятие большого объема иных социальных объектов.

загрузка…

Источник: http://www.edu-psycho.ru/kauzalnaya-atribuciya-mehanizmy-kauzalnoy-atribucii.html

Понятие каузальной атрибуции в социальной психологии

Социально-психологические явления изучаются на четырех уровнях социально-психологической реальности:

  1. Межличностный;
  2. Внутригрупповой;
  3. Межгрупповой;
  4. Социально-средовой.

Социально-психологические явления на межличностном уровне изучает психология общения. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [3]. Исходя из определения, можно выделить психологическую структуру общения:

  • Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией);
  • Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие и взаимовлияние людей);
  • Перцептивная сторона общения (общение как восприятие и понимание людьми друг друга).

В рамках изучения перцептивной стороны общения выделяются два основных механизма межличностного восприятия: атрибуция и стереотипизация. Атрибуция, таким образом, – это социально-психологический феномен в области восприятия человека человеком, предполагающий осуществление межличностного познания общающихся.

Атрибуция (от лат. attribuo — придаю, наделяю) – это приписывание себе или партнеру по общению каких-либо качеств, интерпретация субъектом своего восприятия поведения других людей.

При этом атрибуция осуществляется не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д.

, а путем приписывания личности или группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия: люди наделяются приписываемыми им свойствами априорно в условиях недостатка информации или нежелания ее анализировать.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) – это составная часть межличностного восприятия и познания, заключающаяся в приписывании социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) причин и мотивов поведения, т.е. причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения.

Таким образом, каузальная атрибуция возникает и развивается в процессе социального взаимодействия и связана с индивидуальным опытом субъекта социальной перцепции.

Феномен каузальной атрибуции относится не только к восприятию человека человеком, но и к мышлению, т.к. он заключается в конструировании, «достраивании» той части информации, которой недостает человеку для создания полных и систематизированных представлений о том или ином объекте.

Согласно психологическим закономерностям, логическому мышлению препятствуют эмоции; поэтому закономерности казуальной атрибуции как таковой наиболее ярко проявляются в тех случаях, когда эмоциональные явления блокируют протекание процесса мышления по законам логики. Поэтому каузальная атрибуция наиболее ярко проявляется в интерпретации причин своих и чужих успехов и неудач, т.к. результаты деятельности с точки зрения их позитивности или негативности всегда эмоционально окрашены.

Процесс каузальной атрибуции и его результаты преимущественно индивидуальны, но имеют и общие особенности.

Результат каузальной атрибуции можно определить как отнесение причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним.

В первом случае причины каких-либо событий приписываются преимущественно действиям обстоятельств,  во втором случае – действиям определённых личностей.

«Внутренние причины соотносятся с определением наблюдателем знаний или способностей действующего субъекта, определяющих возможность выполнения им данного действия, а также намерений субъекта поступка» [9].

Таким образом, существует два основных вида каузальной атрибуции – внешняя и внутренняя. По параметру устойчивости выделяют также  стабильные и вариативные каузальные атрибуции [6].

Некоторые авторы считают, что разделение каузальной атрибуции на внешний и внутренний виды можно отнести только к результатам действия. «Действия и лежащие в их основе намерения всегда обусловлены только внутренне. Теоретико-атрибутивное подразделение внутренних и внешних каузальных факторов уместно применять лишь в отношении результатов действия (событий).

Действия и лежащие в их основе интенции могут, разумеется, осуществляться в расчете на внешние факторы, однако последние не являются их «побудителями».

В отличие от них результат действия не полностью зависит от субъекта, так как его наступление всегда обусловлено отчасти внутренними (зависящими от субъекта) и отчасти внешними (зависящими от окружения) факторами» [13].

Каузальная атрибуция в зарубежной психологии рассматривается как универсальный механизм социальной перцепции. В отечественной психологии принято считать, что «необходимость в приписывании возникает в нестандартных ситуациях, когда наблюдаемый демонстрирует необычное, непонятное поведение.

Атрибуция — приведение такого поведения к привычным объяснительным схемам» [4].

 Процесс каузальной атрибуции, согласно теоретикам отечественной психологии, возникает в тех случаях, когда какое-либо поведение социального объекта выходит за рамки типичного поведения (является уникальным) и социально желательного (выходит за пределы социальных норм).

Вывод: исходя из вышесказанного, исследование каузальной атрибуции охватывает, в первую очередь следующие вопросы:

  • систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;
  • отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;
  • воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека.

Далее: Структура процесса каузальной атрибуции

Источник: https://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/kauzalnaya-atribuciya/ponyatie-ka-v-socialnoy-psihologii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector