Гуманизм и антропоцентризм – это сущность эпохи Возрождения. К ней относятся социологические и философские учения времен становления раннего буржуазного общества (главным образом в Италии) 14-17 вв.
В эту эпоху официальной философией оставалась схоластика, однако возникновение культуры гуманизма и существенные достижения в естествознании способствовали тому, что философия перестала быть лишь служанкой богословия. Антисхоластическую направленность приобрела перспектива ее развития.
Она проявилась прежде всего в этике – началось возрождение этических учений эпикуризма (Балла) и стоицизма (Петрарка), которые направлены против христианской морали.
Роль натурфилософских концепций в философии Возрождения
В философии Возрождения наибольшую роль сыграли натурфилософские концепции (Парацельс, Кордано, Бруно), которые свидетельствовали о крушении старых схоластических методов познания природы. Самыми важными результатами данного естественнонаучного направления были:
- различные методы экспериментально-математического изучения природы;
- противоположное теологическому детерминистское толкование действительности;
- формулировка научных законов природы, свободных от антропоморфических элементов (то есть от наделения человеческими качествами субъектов, с которыми соприкасается человек).
Что характерно для натурфилософского направления?
Натурфилософское направление характеризуется метафизическим пониманием неделимых природных элементов как абсолютно неживых, бескачественных.
Для него также характерно отсутствие исторического подхода в изучении природы и поэтому деистическая непоследовательность, которая сохраняет в бесконечном мире обособленное положение Бога.
Деизм же предполагает его наличие как безличной причины бытия, которая не участвует в дальнейшем развитии мира.
Антропоцентризм и гуманизм
В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы.
Антропоцентризм – это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. С этим понятием связано понятие гуманизма. Отражаемый, исходящий из человеческого сознания антропоцентризм – это и есть гуманизм. Его объект – ценность человека.
Познанием его разума и творческих способностей, стремлением к счастью на земле заменяется презрение к земному естеству. Гуманизм начинается, когда человек задумывается о самом себе, о том, какая роль отведена ему в мире, о своем предназначении и сущности, о цели и смысле своего бытия.
Все эти рассуждения всегда имеют конкретные социальные и исторические предпосылки.
Какие интересы выражает антропоцентризм?
По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные интересы.
В революционных идеях, направленных на земную, внутреннюю «божественность» человека, проявлялся гуманизм Ренессанса, а также в привлечении к жизненной активности человека, в утверждении его веры в самого себя.
Гуманизм в узком смысле слова – это идейное движение, сущность которого состоит в изучении и распространении культуры, искусства, литературы и античных языков. Поэтому итальянский антропоцентризм эпохи Возрождения часто характеризуется как филологический, литературный.
Человек и природа
В эпоху Ренессанса происходило обращение к гармонизации отношений между природой и человеком. В работах мыслителей этого времени тема человека тесным образом переплетена с темой природы. Последняя рассматривается как что-то одухотворенное и живое. Природа — это не просто результат промысла Бога, но и что-то, обладающее самодостаточностью, креативностью. Равноценными божественным установлениям являются ее законы.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения, таким образом, меняет также отношение человека к природе. Человек открывает ее великолепие и красоту, начинает рассматривать ее как источник наслаждения, радости в противовес средневековому мрачному аскетизму.
Природа также начинает рассматриваться как убежище, которое противостоит порочной и развращенной человеческой цивилизации.
Мыслитель Жан-Жак Руссо (портрет его представлен ниже) прямо говорил, что источником всех наших бедствий является переход от естественного, природного начала человека к социальному.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения рассматривает человека как органическую часть природы. Он является действующим по естественным законам существом. Человек, постигая разумность действительности, познает смысл и цель собственной жизни.
Гармония в мире
Природа, согласно представлениям мыслителей Возрождения, производит сама все формы вещей. Гармония является наиболее идеальной из них и соответствующей сущности красоты. Мир, по их представлениям, наполнен гармонией.
Она проявляется во всем: в чередовании дня и ночи, в сочетании красок полей и лесов, меняющихся в зависимости от времени года, в наличии разных видов птиц и животных, взаимодополняющих друг друга.
Однако если созданный Творцом мир является гармоничным, то, значит, и человек, который выступает его частью, также должен быть таковым. Речь идет при этом не только о гармонии тела и души, но и о гармонии самой души, также подчиняющейся установленным природой всеобщим законам.
Это важная идея, которую выдвигает антропоцентризм Возрождения. В работах различных мыслителей Ренессанса, стоит отметить, понятие гармонии выступает не просто элементом эстетической теории, а принципом организации воспитания и социальной жизни.
О природе человека
Под влиянием зарождавшихся в то время капиталистических отношений, новой культуры, называемой гуманизмом, и научного знания формируется философская антропология данной эпохи.
Если средневековая религиозная философия проблему человека решала в плане мистическом, то совсем другие идеи предлагает антропоцентризм. Эпоха Возрождения человека переносит на земную основу и пытается на этой почве решить его проблемы.
Философы этого времени в противоположность учению о том, что люди являются изначально греховными, утверждают естественное их стремление к гармонии, счастью и добру. Гуманизм и антропоцентризм — это понятия, которые эпохе Возрождения присущи органически. Бог в философии данного периода полностью не отрицается.
Однако, несмотря на пантеизм, мыслители акцент переносят на человека. Проникнутой пафосом автономии человека, гуманизма, верой в безграничные возможности людей оказывается философия антропоцентризма.
Не будет ошибочным утверждение, что философская мысль эпохи Возрождения создала предпосылки для возникновения европейской философии 17 века, а также дала мощный стимул развитию естественнонаучного знания. Благодаря ей появился целый ряд гениальных открытий, совершенных уже в Новое время.
Возвращение к традициям античности
В формировании философии природы (натурфилософии) в новом виде, как не теологического, не религиозного, а светского осмысления самой сути бытия природы и существующих в ней законов выразилось возвращение к традициям античности. Взгляд на философию в традиционном ее понимании как «науки наук» все еще сохранялся.
Истолкование законов бытия мира и природы
В понимании и истолковании законов бытия мира и природы натурфилософия Возрождения опирается на географические и естественнонаучные открытия того периода.
Естественно-научные теории и открытия Леонардо да Винчи, Николая Коперника (портрет его представлен ниже), Дж. Бруно в области движения небесных тел и астрономии сыграли особую роль.
Усиливается рационалистическое и одновременно доказательное понимание законов бытия как универсального Единства в противовес схоластическому.
Никола Кузанский, например, выдвигает идею о том, что бесконечен не только Бог, но и Вселенная, природа, так как он незримо в них присутствует. Поэтому Бог является бесконечным максимумом, а природа — тоже максимум, хоть и ограниченный.
Так как она состоит из конечных величин, отдельных предметов, то между конечностью и бесконечностью пропасти нет, это просто разные стороны одной сущности мира.
Диалектика конечного и бесконечного присуща природе — бесконечное состоит из всего конечного, а последнее переходит в бесконечное.
Рассуждая так, можно невольно сделать вывод о вечности природы, а также о бесконечности отдельных вещей. Не только Бог вечен, но и природа. Кузанский, придерживаясь точки зрения о сотворении мира Богом, который совершенен, утверждает, что таковой является и природа, так как Творец несовершенного не создает.
Подробнее о человеке и природе
В идее о человеке как о совершенной и прекрасной индивидуальности, которую выражает гуманизм и антропоцентризм Возрождения, внимание акцентируется на том, что человек по природе своей не только существо совершенное, но и разумное, что определяет его совершенство. Это не порочное и не греховное существо. Принцип антропоцентризма предполагает, что люди как природные существа друг перед другом равны, каждый есть совершенная и гармоничная индивидуальность.
Многие мыслители эпохи Возрождения, как вы видите, затрагивали понятие гармонии природы и гармонии человека, но не все видели их единство. Однако в это время выдвигаются и некоторые точки зрения, которые можно рассматривать как идею гармонии человека и природы. Например, Бруно (портрет его представлен ниже), придерживаясь принципа пантеизма, природу понимает как Бога в вещах.
Следовательно, если везде и во всем присутствует Бог, то можно предположить также, что он нигде не присутствует. И если мир является рядоположенностью существ от низших к высшим, то единым с миром природы является и человек.
Непосредственным образом связано духовное и телесное. Между ними присутствует единство и нет пропасти. Следовательно, жизнь человека осуществляется по законам природы.
Гармония здесь скорее выступает не как взаимодействие природы и человека, а как соотнесение части и целого.
Источник: https://www.syl.ru/article/201581/new_antropotsentrizm-epohi-vozrojdeniya-antropotsentrizm—eto
Антропоцентризм в философии
Антропоцентризм — это особое учение, основной сутью выступает человек, который стал центром всей Вселенной. В тоже время человечество играет роль и микрокосмоса, меняет все через призму взглядов. Антропоцентризм в философии можно найти уже с античных времен, когда философ Сократ распространял учение, позднее философы в будущем поддержали термин антропоцентризма.
Антропоцентризм — это представление того, что на человеке сосредотачиваются все события, которые происходят в мире. В 21 веке слово “антропоцентризм” можно встретить в нескольких значениях.
- Экологическое понятие. Человек — царь природы, и вправе требовать от неё необходимых благ.
- Лингвистическое понятие. Равное положение ценностей.
- Философское понятие. Роль высшей цели всего мира за населением.
Различия с гуманизмом
Гуманизм в Средневековье был совокупностью учений, которые представляли человека как существо, способное мыслить, сопротивляться и действовать самостоятельно. Именно благодаря гуманизму были объявлены другие принципы формирования личности и решены основные проблемы касающиеся взаимодействия с растениями, животными и всем живым.
Новое философское учение указывало на античное искусство, литературу и культуру как на духовную сущность.
В то время культура и наука считались собственностью церкви, которая с большой неохотой делилась ими, н с помощью гуманизма эпохи Возрождения удалось приоткрыть эту завесу.
В Италии, а следом и во всех странах Европы стали появляться университеты, в которых изучали как теософские науки, так и светские предметы: анатомия, математика, гуманитарные науки и музыка.
- Гуманизм Возрождения учил добродетельности, черте, которая присуща каждому и учил развивать её в себе с помощью наставников или самостоятельно.
- Часто, по ошибке, выдвигают понятие антропологический гуманизм, но это совершенно разные вещи.
- Гуманизм включает в себя теории о представлении человека, умеющего мыслить и совершать самостоятельные поступки, гармонирую отношения между собой и миром.
- Антропология в философии представляется в виде учения, которое говорит о человеке, как о цели всех событий.
В основном антропоцентризм отличен от гуманизма по той причине, что это учение говорит о служении всего мира человеку. Антропоцентризмом является потребитель, который уничтожает все живое, полагая, что имеет на это разрешение и весь мир обязан служить лишь ему. Гуманистический приверженец старается не навредить другим, отличается милосердием и стремлением помочь или защитить.
Основные принципы направления
Главные черты учения составляются из принципов антропоцентризма.
- Человек — главная фигура всего мира, все остальное в мире оценивается по тому, сколько пользы принесет ему.
- Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным.
- Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестнице. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
- Связь с людьми заключается в том, чтобы они могли распоряжаться её благами.
- Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.
Натуроцентризм и его противостояние
Натуроцентризм – это учение, в котором можно найти даостско-буддистские идеи о том, что нужно прийти к взаимопроникаю с окружающим миром. Это направление указывает на то, что человечество не должно занимать монархическую позицию над всем живым. В соответствии с учением необходимо стать наравне со всем миром. Именно поэтому нельзя вмешиваться в природные события.
Значение антропоцентрических понятий противостоит натуроцентризму, но у них есть одна общая черта: природа выступает в роли отдельной фигуры.
- Антропоцентризм указывает на права распоряжаться богатствами мира в соответствии с желаниями.
- Натурфилософским выступает учение, отличающееся концепцией, которая близка к буддизму, а его основную суть озвучил Франциск Ассизский. Он говорил о том, что с помощью веры в доброе смирение дает возможность развитию демократической позиции касательно отношения к природе. Никто не обладают правом вмешиваться в развитие живых процессов, и могут только лишь приумножать и помогать ей.
Христианская регалия и ее воздействие
Антропоцентризм в христианской религии придерживается тех же идей, только несколько измененных, учитывая мораль христианства. К основным принципам данного течения относится следующее:
- Бог выступает в роли олицетворения всей природы, поскольку создал весь мир.
- Поскольку лишь человек был создан по образу бога, то возвышается над всем, что было сотворено создателем мира.
- Население Земли получило возможность управления от бога.
- Все живые объекты не имеют вид подобно богу, они несовершенны, а человек в праве делать с ними все, что считает нужным.
Христианская религия видит человеческую волю, как особое блаженство, которое стремится подарить красоту и любовь.
Взаимодействие с природой
В 21 веке антропогенез потерпел изменения, после этого его идеи представляются в виде принципов гармонии природы и человека. Согласно этому необходимо:
- изучать природу, а не покорять;
- сохранить для будущего поколения;
- бережно относиться к природным ресурсам;
- наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий.
В период Ренессанса население планеты пришло к необходимости гармоничных отношений с природой. В учениях мыслители указывали, что человек неразрывно связан с окружением, оно рассматривается живой и одухотворенной фигурой. Мир рассматривался не просто как творение бога, мир — это нечто, отличающееся креативностью, самодостаточностью.
В эпоху Возрождения произошла смена отношения ко всему живому. Открыв великолепие и красоту Земли, все увидели его источником радости и наслаждения. Природу антропоцентризм рисует как место, в котором душа сможет спрятаться от людской цивилизации.
Философ Жак-Жак Руссо указывал на то, что переход от природного начала к социальному является причиной всех бед человечества. В данную эпоху антропоцентризм называют важной частью всего сущего.
В учениях мыслители указывали, что, стремясь к разумности действий, удастся познать смысл своей жизни.
Мировая гармония
Философствование в эпоху Возрождения указывало на то, что природа способна сама создавать формы вещей. Гармония- идеальная форма, которая представляет сущность красоты.
Мыслители представляли мир, наполненным гармонией, которую находили везде: в смене дня и ночи, смены красок полей и лесов, разных видах птиц и животных. Но если все живое, что наполняет планету считают гармоничным, то население выступает важной частью, такой же гармоничной фигурой.
При этом имеется в виду не только гармония между телом и душой, но и гармония человеческой души, которая подчиняется земным законам.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/antropotsentrizm.html
Антропоцентризм и гуманизм в современном обществе
Антропоцентризм представляет собой учение, основная идея которого в том, что центром Вселенной, целью всех происходящих событий является человек. При этом и он сам – микрокосмос, и переосмысливает все вокруг через призму своих взглядов, разделяя истину и ложь.
Что такое «антропоцентризм»?
Антропоцентризм – это идеалистическое воззрение, которое доказывает, что человек является сосредоточением космоса и главной целью всего, что происходит в мире. С латыни переводится, как сочетание слов «человек» и «центр».
Что такое антропоцентризм в философии? В античности первым этот термин сформулировал Сократ, позже его поддержали философы нового времени. Речь о том, что ценность жизни уравновешивается только ценностью другой такой жизни, и никак иначе.
В современном мире слово «антропоцентризм» трактуется в нескольких значениях:
- Философское. Человек – высшая цель мироздания.
- Лингвистическое. Равновесие ценностей.
- Экологическое. Человек – хозяин природы, имеет право на любые ее блага.
Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?
Некоторые отождествляют антропоцентризм и гуманизм, но это разные вещи:
- Гуманизм — комплекс теорий, представляющий человека, который умеет мыслить и самостоятельно действовать, гармонизировать отношения между собой и миром.
- Антропоцентризм – учение, по которому человек являет собой цель всех событий, его феномен противопоставляется только феномену жизни.
Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что по этому учению, весь окружающий мир должен служить человеку. Антропоцентрист — это потребитель, уничтожающий живую природу, как имеющий на это право, убежденный, что весь мир должен служить только ему. Гуманист старается не причинять другим вреда, проявляет милосердие, стремление помочь и защитить.
Особенности антропоцентризма формулируются, исходя из основных принципов этого учения:
- Главная ценность – человек, как самоценное существо, все остальное в природе оценивается по степени полезности ему.
- Окружающий мир – собственность людей, и они могут поступать с ним так, как считают нужным.
- На вершине социальной лестнице – человек, на второй ступеньке – вещи, созданные им, на третьей – объекты природы, имеющие ценность для личности.
- Идеи антропоцентризма предусматривают: связь с природой проявляется только в том, чтобы получать от нее нужные для людей блага.
- Развитие природы должно подчиняться процессу развития людей, и никак иначе.
Антропоцентризм и натуроцентризм
Понятие «антропоцентризм» зачастую противопоставляют натуроцентризму, но наряду с полярностью, их объединяет одна черта: природа рассматривается, как нечто внешнее по отношению к человеку. Речь идет об основных способах: владения и существования.
- Антропоцентризм утверждает право человека распоряжаться природными богатствами по своему желанию.
- Натуроцентризм – учение, близкое к буддизму, его главную идею сформулировал Франциск Ассизский: вера в доброе смирение помогает человеку занимать не руководствующую, а демократическую позицию по отношению к природе. Люди не имеют права вмешиваться в процесс развития природы, только помогать и приумножать.
Христианский антропоцентризм
Религиозный антропоцентризм представляет те же идеи, только в некоторой интерпретации, с учетом христианской морали. Основные принципы этого течения:
- Бог является олицетворением природы, как ее Создатель.
- Только человек создан «по образу и подобию Божьему», поэтому стоит выше всего другого, созданного Господом.
- Бог передал людям управление миром природы.
- Поскольку все предметы мира не богоподобны, то являются несовершенными, их можно исправлять.
Христианство рассматривает волю человека, как наивысшее благо, стремящееся насаждать любовь и красоту. В 21 веке идеи антропоцентризма представляются, как принципы гармонии человека с природой:
- изучать ее, а не покорять;
- сохранять для будущих поколений;
- бережно распоряжаться ресурсами;
- минимизировать вред, который наносится в интересах усовершенствования технологий.
Источник: https://womanadvice.ru/antropocentrizm-i-gumanizm-v-sovremennom-obshchestve
Определение антропоцентризм
Антропоцентризм называется теорией философии, которая ставит человека в центр всего . Поэтому эта доктрина утверждает, что интересы людей требуют большего внимания, чем все другие вопросы.
Для антропоцентризма человеческое состояние должно быть единственной вещью, которая руководит судом. Таким образом, остальные живые существа и вселенная в целом всегда должны рассматриваться с точки зрения благополучия людей . Таким образом, интеллектуальная и моральная забота о других существах подчиняется потребностям нашего вида.
Можно рассматривать антропоцентризм с разных точек зрения. Много раз это учение понимается в противовес теоцентризму, который ставит Бога как меру всего. В эпоху Возрождения антропоцентризм сумел навязать себя теоцентризму, царствовавшему в средние века .
Фактически можно указать, что переход от средневековой культуры к современности отмечен потерей господства теоцентризма и, напротив, развитием антропоцентризма.
В то время как до пятнадцатого века Бог обычно воспринимался как источник и причина всей вселенной, с тех пор человек стал помещаться в центр. Это предполагало новое мировоззрение и радикальные изменения в понимании реальности.
Антропоцентризм, однако, часто ставится под сомнение. Вера в то, что человеческие интересы соответствуют интересам остальных видов или что только человек подвержен моральным соображениям, активисты критикуют за права животных.
Одним из пунктов, который служит для разжигания противоречий в этом контексте, является то, что мы являемся единственным видом животных на этой планете, который притворяется, что доминирует над другими, просто питая свое эго, а не живот: остальные живые существа этого не делают. Они нападают на кого-либо без необходимости, но они выполняют задачу, которую природа доверила им для поддержания баланса.
Хотя из-за типичного высокомерия многих людей жизни животных не хватает сложности по сравнению с нашей, мы должны быть благодарны многим из них за поддержку различных экосистем, которые, с другой стороны, мы стремимся разрушить в нашем стремлении к производству ракеты, высокие башни и искусственные острова.
С другой стороны, анималисты часто напоминают тем, кто защищает идеи антропоцентризма, что наш вид не охотится своими ногтями и зубами, а прибегает к созданию искусственного оружия: если бы мы действительно были всеядными, как указывают большинство источников условно, тогда мы могли бы получить нашу собственную еду без помощи какого-либо инструмента .
Масштабы антропоцентризма намного больше, чем простое перемещение других видов на планете Земля, и это можно увидеть в подавляющем большинстве классических художественных произведений, в которых появляются внеземные существа.
Хотя верно, что почти во всех из них посетители имеют технологии, более продвинутые, чем разработанные человеком, именно поэтому они смогли прибыть из других галактик, они редко имеют вид, соответствующий их предполагаемому интеллектуальному превосходству.
Позиция, известная как разумный замысел, с другой стороны, постулирует, что живые существа и сама вселенная были созданы существами более высокого разума.
Это точка зрения относительно противоположная антропоцентризму, которую многие ученые обвиняют в креационизме ; однако его защитники утверждают, что это гораздо более вероятное объяснение нашего существования, чем естественный отбор.
Как и ожидалось, ни одна из сторон не может предложить неопровержимые доказательства своих теорий.
Источник: https://ru.tax-definition.org/53163-anthropocentrism
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — философская и мировоззренческая ориентация, при которой человек рассматривается как центр мироздания, как начало бытия и знания.
Как автономный творец, не имеющий над собой ничего высшего. Как тип миросозерцания Антропоцентризм, во многом определивший общий характер новоевропейского мышления, формируется в эпоху Возрождения.
Для античности с её космоцентризмом характерно понимание человека по аналогии с природно-космической жизнью (человек как «микрокосм») либо сквозь призму жизни социума (человек как «животное разумное и общественное»).
Для средневекового миросозерцания с его теоцентризмом человек как «образ и подобие Божие» соотнесён не столько с природой, сколько со сверхприродным Богом. Августин вслед за апостолом Павлом открывает «внутреннего человека», глубины души которого неизмеримы, скрыты даже от него самого и доступны лишь Творцу.
Однако, согласно библейскому повествованию, человек после грехопадения утратил единство с Богом и ту первоначальную чистоту, которая была источником его силы и высокого достоинства, и природа его оказалась, таким образом, внутренне раздвоенной.
Эта трагическая расколотость человека, преодоление которой стало возможным только с помощью Богочеловека Иисуса Христа, принёсшего себя в жертву ради искупления людей, определяет характер христианской антропологии.
В XV-XVI веках по мере углубления процесса секуляризации происходят сдвиги в мировоззрении, ослабляющие, а затем и устраняющие чувство греховности и ущербности человека, а тем самым уменьшающие дистанцию между ним и Божественным Творцом.
Так формируются предпосылки Антропоцентризма как типа миросозерцания, характерного для гуманистов эпохи Ренессанса. Так, Дж.
Манетти (XV век) в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» («De dignitate») характеризует человека как «смертного Бога», «небесное и божественное животное», «скорее божественное, чем человеческое существо». В «Речи о достоинстве человека» Дж.
Пико делла Мирандола человек предстаёт как творец самого себя, и таким же умонастроением пронизаны сочинения М. Фичино. Возрожденческий идеал деятельного человекобога, мага и чудотворца, исполненного титанического могущества, находит своё выражение в культе человеческого творчества.
При этом культ гения, вообще человеческой исключительности нередко оборачивается крайним индивидуализмом и абсолютизацией эстетического подхода к человеку — вплоть до имморализма. Если в средние века ценность «внутреннего человека» покоилась на союзе человека с Богом, т. е.
не была автономной, то в эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не столько в космосе, сколько в себе самом. Христианское учение о воскресении во плоти по мере секуляризации вело к характерной для Антропоцентризма «реабилитации» человека во всей его материальной телесности, а через него — и природы в целом, которая становится предметом мистич. переживания.
В эпоху Реформации и особенно Контрреформации возрожденческий Антропоцентризм получает новые формы.
В XVII-XVIII веках возникает характерный для новоевропейской философии субъективизм — требование исходить в философии и науке из субъекта, Я (картезианское cogito ergo sum как принцип субъективной достоверности).
Не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый акт мышления, от которого невозможно отделить мыслящего, был положен Р. Декартом в основание новой философии.
Однако в картезианстве самосознание как начало философии ещё не обрело полной автономии: истинность этого принципа гарантирована у Декарта существованием Бога — источника и основы объективной значимости всякого знания.
Превращение субъекта, Я, в автономное начало происходит в XVIII веке благодаря И. Канту и созданному им трансцендентальному идеализму, с точки зрения которого именно субъект — логический, этический, эстетический — конституирует эмпирический мир. У И.Г.
Фихте автономия самополагающего, само себя порождающего Я становится центральным основоположением философской системы. При этом Фихте постулирует единство Абсолютного и конечного Я, граница между которыми оказывается принципиально неопределимой. В английском эмпиризме XVIII века (Дж. Локк, Д. Юм и др.) дух рассматривается не как бытие, а как представление, как совокупность состояний индивидуального сознания, связанных чисто психологически.
В XIX-XX веках по мере углубления секуляризации Антропоцентризм принимает формы открытого богоборчества. По словам Л.
Фейербаха, религия становится вампиром человечества, пожирающим его плоть и кровь: человек должен устранить Бога, чтобы обрести подлинное величие, которое он неправомерно передал Богу, тем самым истощив и опустошив самого себя.
Для атеистического гуманизма Фейербаха самое высшее в философии — это человек, сущность которого он усматривает, правда, не в отдельном индивидууме, а в коллективном, родовом существе, а потому обосновывает альтруистическая мораль. Вскоре, однако, М.
Штирнер, а затем Ф. Ницше отменяют эту мораль. Штирнер («Единственный и его собственность», 1844) провозглашает тезис: «Ego mihi Deus» — «Я сам себе Бог», а Ницше создаёт с большой художественной силой образ сверхчеловека — человекобога, эгоистичного и агрессивного.
Ницше оказал сильное влияние на умонастроение XX века; современная философия постмодерна несёт на себе неизгладимую печать Антропоцентризма в том его варианте, который восходит к Ницше.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/antropotsientrizm
Антропоцентризм
Антропоцентризм — это научно-философская познавательная установка (см. Гносеология), в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о бытии (см. Бытие), природе (см. Мир), обществе (см. Общество) и в самом познании.
Классическую формулировку антропоцентризм приобретает уже в Античности, в широко известной формуле Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании, антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во Вселенной.
В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В антропоцентристских концепциях подчёркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка.
В политике принцип антропоцентризма реализован в либерализме, признающем приоритет интересов личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость её естественных прав.
Методологически антропоцентризм противостоит натуралистическому детерминизму и историцизму, означая приоритет целеполагающей человеческой деятельности перед социальными структурами и «законами исторической необходимости».
Изначально, антропоцентристской установке чуждо масштабное социальное [мегамашинное] проектирование и жёсткие социальные технологии, подчиняющие интересы личности логике проекта и превращающие человека в «винтик» государственной машины.
Антропоцентризм содержит в себе требование соразмерности социальных преобразований человеку и очерчивает пределы вмешательства власти в человеческую повседневность. Что касается марксизма, то он унаследовал просветительский взгляд на человека как на продукт обстоятельств и воспитания и определял сущность человека как комплекс социальных отношений.
И хотя деятельностный подход, реализованный в понятии общественной практики, и претендует на снятие дилеммы антропоцентризма и социоцентризма, марксизм в целом явно тяготеет к последнему. Отход К. Маркса от антропоцентризма, заявленного в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» и «Манифесте Коммунистической партии» («свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»), отчётливо виден в его концепции формационного развития общества как естественно-исторического процесса, в рамках которого человек представляет собой «личный элемент производительных сил». Русские марксисты, например, Г. В. Плеханов, явно тяготели к социоцентризму в решении вопроса о роли личности в истории.
В классической социологии основная позиция антропоцентризма отчётливо выражена Г. Спенсером, полагавшим, что «каждое социальное явление должно иметь своим источником известные свойства индивидов», а потому «тип общества определяется природой составляющих его единиц».
Развёрнутую социологическую интерпретацию антропоцентризм получил в «понимающей социологии» М. Вебера. Веберовский постулат субъективной интерпретации гласит: «ничто не может быть понято лучше, чем индивидуальное осмысленное действие».
Понять социальное явление значит свести его к субъективным смыслам действующих индивидов — конечному пункту теоретического анализа любых социальных процессов.
В поствеберовской социологии антропоцентризм противопоставлен структурному функционализму, сторонники которого акцентировали внимание на детерминирующем воздействии социальных структур.
Наследующая же веберовские традиции феноменологическая социология выступала против реификации (овеществления) социальных структур и трактовала их как набор социально одобренных образцов человеческого поведения. Не отрицая структурирующего воздействия социальных институтов на человеческую деятельность, она исследовала систему высокосложных типизаций, аккумулирующих опыт индивидуального «усвоения» подобных образцов в исполнении социальных ролей (интериоризация).
Социологический постмодернизм ликвидировал противопоставление человека и продуктов его творческой активности, радикализировав структуралистские идеи «смерти субъекта» (М. Фуко), растворения автора в тексте (Р. Барт).
Современной социальной науке свойственны попытки снятия дилеммы антропо- и социоцентризма с помощью понятия габитуса как инкорпорированной социальности (П. Бурдьё).
Но в отличие от традиционных обществ, габитус современного человека, вовлечённого во множество изменчивых личных и анонимных социальных связей, не может считаться социальным инвариантом, а концепция габитуса — окончательным снятием дилеммы антропоцентризма и социоцентризма.
Источник: https://gtmarket.ru/concepts/7223
АНТРОПОЦЕНТРИ́ЗМ
Авторы: П. П. Гайденко
АНТРОПОЦЕНТРИ́ЗМ (от антропо… и лат. centrum – центр), филос. и мировоззренч.
ориентация, при которой человек рассматривается как центр мироздания, как начало бытия и знания, как автономный творец, не имеющий над собой ничего высшего.
Как тип миросозерцания А., во многом определивший общий характер новоевропейского мышления, формируется в эпоху Возрождения.
Для античности с её космоцентризмом характерно понимание человека по аналогии с природно-космич. жизнью (человек как «микрокосм») либо сквозь призму жизни социума (человек как «животное разумное и общественное»). Для ср.-век.
миросозерцания с его теоцентризмом человек как «образ и подобие Божие» соотнесён не столько с природой, сколько со сверхприродным Богом. Августин вслед за ап. Павлом открывает «внутреннего человека», глубины души которого неизмеримы, скрыты даже от него самого и доступны лишь Творцу.
Однако, согласно библейскому повествованию, человек после грехопадения утратил единство с Богом и ту первоначальную чистоту, которая была источником его силы и высокого достоинства, и природа его оказалась, т. о., внутренне раздвоенной. Эта трагич.
расколотость человека, преодоление которой стало возможным только с помощью Богочеловека Иисуса Христа, принёсшего себя в жертву ради искупления людей, определяет характер христианской антропологии.
В 15–16 вв. по мере углубления процесса секуляризации происходят сдвиги в мировоззрении, ослабляющие, а затем и устраняющие чувство греховности и ущербности человека, а тем самым уменьшающие дистанцию между ним и Божественным Творцом. Так формируются предпосылки А.
как типа миросозерцания, характерного для гуманистов эпохи Ренессанса. Так, Дж. Манетти (15 в.) в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» («De dignitate») характеризует человека как «смертного Бога», «небесное и божественное животное», «скорее божественное, чем человеческое существо».
В «Речи о достоинстве человека» Дж. Пико делла Мирандола человек предстаёт как творец самого себя, и таким же умонастроением пронизаны сочинения М. Фичино.
Возрожденческий идеал деятельного человекобога, мага и чудотворца, исполненного титанического могущества, находит своё выражение в культе человеческого творчества. При этом культ гения, вообще человеческой исключительности нередко оборачивается крайним индивидуализмом и абсолютизацией эстетич.
подхода к человеку – вплоть до имморализма. Если в средние века ценность «внутреннего человека» покоилась на союзе человека с Богом, т. е. не была автономной, то в эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не столько в космосе, сколько в себе самом.
Христианское учение о воскресении во плоти по мере секуляризации вело к характерной для А. «реабилитации» человека во всей его материальной телесности, а через него – и природы в целом, которая становится предметом мистич. переживания.
В эпоху Реформации и особенно Контрреформации возрожденческий А. получает новые формы. В 17–18 вв.
возникает характерный для новоевропейской философии субъективизм – требование исходить в философии и науке из субъекта, Я (картезианское cogito ergo sum как принцип субъективной достоверности).
Не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый акт мышления, от которого невозможно отделить мыслящего, был положен Р. Декартом в основание новой философии.
Однако в картезианстве самосознание как начало философии ещё не обрело полной автономии: истинность этого принципа гарантирована у Декарта существованием Бога – источника и основы объективной значимости всякого знания.
Превращение субъекта, Я, в автономное начало происходит в 18 в. благодаря И. Канту и созданному им трансцендентальному идеализму, с точки зрения которого именно субъект – логический, этический, эстетический – конституирует эмпирич. мир. У И. Г.
Фихте автономия самополагающего, само себя порождающего Я становится центр. основоположением филос. системы. При этом Фихте постулирует единство Абсолютного и конечного Я, граница между которыми оказывается принципиально неопределимой. В англ. эмпиризме 18 в. (Дж. Локк, Д. Юм и др.) дух рассматривается не как бытие, а как представление, как совокупность состояний индивидуального сознания, связанных чисто психологически.
В 19–20 вв. по мере углубления секуляризации А. принимает формы открытого богоборчества. По словам Л.
Фейербаха, религия становится вампиром человечества, пожирающим его плоть и кровь: человек должен устранить Бога, чтобы обрести подлинное величие, которое он неправомерно передал Богу, тем самым истощив и опустошив самого себя. Для атеистич.
гуманизма Фейербаха самое высшее в философии – это человек, сущность которого он усматривает, правда, не в отд. индивидууме, а в коллективном, родовом существе, а потому обосновывает альтруистич. мораль. Вскоре, однако, М. Штирнер, а затем Ф. Ницше отменяют эту мораль.
Штирнер («Единственный и его собственность», 1844) провозглашает тезис: «Ego mihi Deus» – «Я сам себе Бог», а Ницше создаёт с большой худож. силой образ сверхчеловека – человекобога, эгоистичного и агрессивного. Ницше оказал сильное влияние на умонастроение 20 в.; совр. философия постмодерна несёт на себе неизгладимую печать А. в том его варианте, который восходит к Ницше.
Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/702474
Антропоцентризм
Антропоцентризм
(от греч. anthtropos – человек и лат. centrum –
центр) – воззрение, согласно которому
человек есть центр Вселенной и цель
всех совершающихся в мире событий.
Философский
энциклопедический словарь. 2010.
В
эпоху Возрождения совершается переход
от теоцентризма к Антропоцентризму, т.
е. центр внимания от Бога перемещается
к человеку.
В этот период возрождаются
идеалы античности, получают распространение
и развиваются идеи гуманизма и прежде
всего идея о самоценности земной жизни
человека, учение о целостности
индивидуального духовно-телесного
существования человека и его органической
связи со Вселенной.
Мыслители
этого периода провозглашали свободу
человека, человеческой личности,
выступали против религиозного аскетизма,
за право человека на наслаждение, счастье
и удовлетворение земных потребностей.
Человек провозглашался не только
важнейшим объектом философского
рассмотрения, но и центральным звеном
всей цепи космического бытия.
Для
взглядов и сочинений мыслителей этого
времени характерна антисхоластическая
направленность, создание новой
Пантеистической картины мира
(отождествление бога с природой).
Классическую
формулировку антропоцентризм обретает
в знаменитой формуле Дротагора “человек
есть мера всех вещей”.
В отличие от
античного уподобления микро- и макрокосма,
а также от объективизма классической
рациональности в современном естествознании
антропоцентризм выражает зависимость
научного результата не только от
положения субъекта-наблюдателя и
характеристик его инструментальной и
целеполагающей деятельности, но и от
самого факта его присутствия во вселенной.
Посмотрим
теперь, чем все же возрожденческое
понимание человека отличается от
античного и средневекового. Для этого
я обратилась к рассуждению одного из
итальянских гуманистов, Джованни Пико
делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой
«Речи о достоинстве человека».
Сотворив человека и «поставив его в
центре мира», Бог, согласно этому
философу, обратился к нему с такими
словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни
определенного места, ни собственного
образа, ни особой обязанности, чтобы и
место, и лицо, и обязанность ты имел по
собственному желанию, согласно твоей
воле и твоему решению. Образ прочих
творений определен в пределах установленных
нами законов. Ты же, не стесненный
никакими пределами, определишь свой
образ по своему решению, во власть
которого я тебя предоставляю». Этот
подход совершенно отличается от античного
и средневекового.
В
эпоху Возрождения, как никогда раньше,
возросла ценность отдельного человека.
Ни в античности, ни в средние века не
было такого жгучего интереса к
человеческому существу во всем
многообразии его проявлений.
Выше всего
в эту эпоху ставится своеобразие и
уникальность каждого индивида.
Изощренный
художественный вкус везде умеет
распознать и подчеркнуть это своеобразие;
оригинальность и непохожесть на других
становится важнейшим признаком великой
личности.
Нередко
поэтому можно встретить утверждение,
что именно в эпоху Возрождения вообще
впервые формируется понятие личности
как таковой. И в самом деле, если мы
отождествим понятие личности с понятием
индивидуальности, то такое утверждение
будет вполне правомерным.
Однако в
действительности понятие личности и
индивидуальности следует различать.
Индивидуальность — это категория
эстетическая, в то время как личность
— категория нравственно-этическая.
Если
мы рассматриваем человека с точки зрения
того, как и чем он отличается от всех
людей, то мы смотрим на него как бы извне,
глазом художника; к поступкам человека
мы прилагаем в этом случае только один
критерий — критерий оригинальности.
Что
же касается личности, то в ней главное
другое: способность различать добро и
зло и поступать в соответствии с подобным
различением. Вместе с этим появляется
и второе важнейшее определение личности
— способность нести ответственность за
свои поступки.
И далеко не всегда
обогащение индивидуальности совпадает
с развитием и углублением личности:
эстетический и нравственно-этический
аспекты развития могут существенно
между собой расходиться. Так, богатое
развитие индивидуальности в XIV- XVI веках
нередко сопровождалось крайностями
индивидуализма; самоценность
индивидуальности означает абсолютизацию
эстетического подхода к человеку.
Согласно
американскому медиевисту Линну Уайту
(Lynn White Jr) антропоцентризм возник как
результат двух исторических образований:
- модели cовременного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром.
- иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.
Представители
- М. Сервет
- Н. Коперник
- Г. Галилей
- Дж. Бруно
- М. Монтень: «Для человека, который не знает науки добре, любая другая наука бесполезна»
- Т. Мор
- Т. Кампанелла и др.
Джордано
Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном;
он находится во всем и повсюду, но вне
и не над, но в качестве наиприсутствующего,
подобно тому как нет сущности вне и над
сущим, нет природы вне природных вещей,
блага – вне благого. Сущность же
отличается от бытия только логически,
как разум отличается от того, чьим
разумом он является.
Итак,
приступай и поймешь, где находятся
Природа и Бог, ибо там же находятся
причины вещей, сила начал, жребий стихий,
семена возникающих вещей, формы-прообразы,
активная возможность, все открывающая
и известная под именем первой субстанции.
Она же есть материя, пассивная возможность,
подлежащая, пребывающая и присутствующая,
приходящая почти всегда к единому. Ибо
вовсе не существует как бы нисходящего
свыше подателя форм, который бы извне
образовывал вещи и придавал им порядок».
Источник: https://StudFiles.net/preview/1881539/page:3/