Архетипы карла густава юнга – тень

Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного — мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньАрхетипы Великого Отца и Великой Матери

Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.

Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Читайте также:  Кратко и понятно о психоанализе фрейда

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер.

Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия.

В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть — проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности.

Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души.

Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньМандала — символ архетипа Самости.

Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

  • Эго;
  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньТемный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньЭвридика в символическом образе Анимы — души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи.

Мужское — может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом.

Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньАрхетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.

При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости.

Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин.

Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньАрхетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций.

В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием».

Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей.

Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно.

При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньСимволически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньСоциальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньСимволическое изображение двойственной природы всего проявленного

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола.

«Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой.

Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины — Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньСимволическое изображение акта спасения души — Анимы

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления.

Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым.

Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

 Елена Захарченко

Источник: https://taynoe.com/arhetipy-yunga-tajny-dushi/

Архетипы Юнга

Архетипы Карла Густава Юнга – Тень

Архетипы Юнга – это значимый вклад в психологию, который принес великий философ и последователь незабвенного доктора Фрейда, который именно в этой теории и не согласился со своим последователем. Карл Густав Юнг считал, что личность имеет в себе три составляющих – эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Именно в третью категорию и входит понятие архетипа, и именно ее не принял Фрейд.

Теория архетипов

Чтобы лучше понять концепцию архетипов, нужно вспомнить все составляющие личности и их определения. Юнг объединял понятие личности и души, поэтому в его теории три части являлись именно частями души.

  • Эго
  • Центр сферы сознания, который включает в себя чувства, мысли, воспоминания и впечатления, которые позволяют нам воспринимать себя как целостное постоянство.
  • Личное бессознательное

Эта та часть личности, в которой вместились конфликты и воспоминания, ныне забытые, а также и те чувства, которые слабы и поэтому неосознаваемые нами. В эту часть входят комплексы, воспоминания и ощущения, которые человек вытеснил из границ своего опыта. Находящиеся здесь комплексы влияют и на мироощущение, и на поведение человека.

Коллективное бессознательное

Это – наиболее глубокий слой личности, который являет собой особое хранилище скрытых следов памяти предков, инстинктов от момента первых людей. Здесь хранятся мысли, имеющие отношение к нашему эволюционному прошлому, и благодаря наследственности эта часть является общей для всего человеческого. Именно к этой части теории и относится понятие архетипов личности.

Что такое архетипы? Это — врожденные идеи или воспоминания предков, свойственные всем людям, предрасполагающие к определенному восприятию и реакции на конкретные явления и события. В этом заключается врожденная эмоциональная реакция на что бы то ни было.

Основные архетипы

Количество архетипов человека, по теории Юнга, может быть неограниченным. В своей теории автор уделяет особое внимание персоне, аниме и анимусу, тени и самости. Юнг приводил архетип и символ, например Маска – для персоны, Сатана – для тени и т.д.

Персона

Персона (в переводе с латыни “маска”) являет собой публичное лицо человека, то, каким он проявляет себя на людях во всем многообразии социальных ролей.

Этот архетип служит цели утаивать истинную сущность и производить определенное впечатление на других людей, позволяет ладить с окружающими или стремиться к этому.

Если человек излишне обращен к этому архетипу, это ведет к тому, что он становится излишне поверхностным.

Тень

Этот архетип являет собой сущность противоположную персоне, то есть ту сторону личности, которую мы подавляем и таим. В тени заключаются наши подавленные импульсы агрессии, сексуальности, эмоциональные порывы, аморальные страсти и губительные мысли – все то, что мы отбросили как неприемлемое. В то же время это источник творческой мысли и жизненной силы.

Анима и Анимус

Архетипы Карла Густава Юнга – Тень

Самость

Важнейший архетип, который отсылает нас к необходимости гармонизации души, которая позволит добиться истинной уравновешенности всех структур. Именно в развитии самости Юнг видел главную цель существования.

Данная теория отсылает нас к более глубокому восприятию и себя, и своего мышления, и к пониманию окружающих нас людей.

Источник: https://womanadvice.ru/arhetipy-yunga

Архетипы Юнга, теория архетипов по Юнгу

Архетипы Карла Густава Юнга – Тень

Существует такое понятие, как архетип, что с греческого переводится как первообраз. Разработано понятие Карлом Юнгом.

Давайте же его разберём и постараемся понять, что в него вложено великим психологом. В первую очередь архетип это – воспоминание или же идея, что врожденна.

Всё это в обязательном порядке предрасполагает людей действовать, говорить и вообще вести себя определённым образом.

Реакция на события в нём, в архетипе, тоже предопределена. А, в общем и целом, по Юнгу архетип – это первичный процесс психических образов, что заключён в коллективном бессознательном.

В великом множестве архетипов – Юнг считал, что их количество не следует ограничивать – существует четыре главных и восемь основных, описанных ещё им самим – это мать, божество Солнца, смерть, мудрец, герой, ребёнок, плут и Бог.

Так же следует отметить, что архетипы способны создавать восхитительные в своём своеобразии замесы в человеческой личности, а, значит, они прекрасно сочетаемы.

Итак, приступим к описанию теории. И начнём мы, пожалуй, с самости.

  • Самость есть архетип, представляющий собой объединенное бессознательное и сознательное начало человеческой личности. Формируется самость под влиянием процесса индивидуации, в котором объединяются все аспекты человеческого «Я». В завершении этого процесса достигается гармония, целостность и единство. Юнг полагал, что развитие самости – основная цель жизни.

Но необходимо сознавать, что архетип самости не способен  реализоваться, пока вся душа человека не объединена, а, следовательно, все аспекты души как сознательные, так и бессознательные не приведены в состояние гармонии. Изображается самость чаще всего, как мандала, круг или же квадрат.

Следующей у нас выступает Тень.

  • С точки зрения коллективного бессознательного Тень – это инстинкт и потаённая природа человека, почти не изменившаяся с тех времён, когда человек впервые себя осознал. Тень невозможно абсолютно подавить воспитанием и во многом она несёт в себе отпечаток детства, когда деяния наши излишне прямолинейны и импульсивны.

Самый знаменитый символ Тени – Дьявол, как властитель чего-то скрытого, потаённого, а так же подземного, невидимого мира. Воспринимается он, конечно же, как наиболее яркий образ коллективного бессознательного.

Для наиболее значимого отражения Тени Юнг использует образы обманщиков-трюкачей. Что щеголяют своими наихудшими качествами. Да к тому же они зачастую выдают себя за тех, кем не являются.

Для начала нам следует рассмотреть Тень, как нечто потаённое, а потому и наиболее грозное и страшное в человеке.

Тень в большинстве случаев выступает, как подсознательные желания, не находящие ничего общего с общественной моралью. Это – самый низкий уровень сознания по отношению к современности.

Человек понимает, что этот чуждый ему индивид, что живет в нем самом, существует и проявляется тогда, когда, войдя в раж уже не остановиться. Однако потом зачастую он оправдывает себя, что это не он, он был таков лишь под влиянием момента. И, вообще, что-то на него сегодня нашло эдакое.

Нашедший на него влиятельный момент – не что иное, как тень – слабоосознаваемая часть личности, сохранившаяся ещё с первобытных времён и включающая в себя всё животное начало человека. Он — своеобразная тёмная сторона психики, олицетворяющая хаос, дикость и неизвестность.

  • Перейдём к следующему архетипу, а им у нас является персона. Именно он имеет наибольшую власть над сознанием человека. Однако в то же время он подобен маске, что актёр древнегреческого театра приложил к своему лицу. Общество ожидает от человека определённого поведения, что способствует формированию коллективных образов.

Но мы совершим непоправимую ошибку, начав воспринимать кого-либо через призму этого образа. Разумеется, люди выбирают себе роли по вкусу и с этой точки зрения персона – часть человека, но никогда не весь человек.

Персона, безусловно, нужна. И тому, кто не видит смысла работать над её развитием, сложно социализироваться, ведь его поведение нередко вызывающе, а то и попросту оскорбительно. Однако, несмотря на удобство сей маски, она вполне способна затмить всю остальную личность, замыкая человека в одну лишь социальную роль.

  • Мы подходим к окончанию нашего рассказа, и потому рассмотрим Аниму и Анимус… Если подходить к делу из предположения о том, что все люди андрогинны, то Анима представляет собой бессознательные женские задатки в мужчине, а Анимус мужские – в женщине.

Эти архетипы с точки зрения биологии объясняются тем, что в организмах людей вырабатываются оба типа гормонов как мужские, так и женские. Эволюция сего архетипа основывается на представлении о противоположном поле и опыте взаимодействия с ним.

В процессе совместной жизни многие мужчины приобрели женские черты, а женщины – мужские.  При неразвитости противоположного начала в человеке может возникнуть однобокий личностный рост и неправильное функционирование.

Источник: https://japsix.ru/arhetipy-yunga-teoriya-arhetipov-po-yungu/

Архетип «Тень»

Архетип «Тень» – это один из первообразов нашего бессознательного, описанный великим Юнгом. В нашей психике таится и до поры до времени молчит неизвестный нам зверь. Это древнее животное просыпается, когда коснулись нашей раны или неприятного воспоминания.

У всех оно разное это животное. Разное по виду и по мощности. В зависимости от степени и характера травмы этот зверь и предназначение получает индивидуальное.

У кого-то – это неприглядная сторона личности, а для иного защитник, выступающий на помощь тогда, когда боль уже невозможно терпеть.

Видеть в других то, что мы не хотим отмечать в себе, – Юнг назвал это «проекцией». Таким образом сознание защищает себя от признания  темных сторон нашей личности, а они никуда не исчезают внутри психики,  мы проецируем их на других людей. Сначала отвергаем, а затем – проецируем.

Происходит это от того, что нам очень трудно признаться себе в своих промахах и ошибках, так как это вызывает боль и стыд. И вместо того, чтобы противостоять этому, мы идем на всякие ухищрения, чтобы доказать, что  правы, даже если при этом делаем больно своим близким.

Архетип «Тень». Драма, разворачивающаяся в нашей психике, имеет множество актеров и лиц, одно из которых именуется «Тень». Наше «эго» — это только верхушка айсберга, плывущего над морем.

Под ней — бессознательный разум — огромная глыба льда, скрывающаяся под водой. Это наши подавленные мысли, воспоминания, эмоции и желания, о которых мы предпочитаем даже не вспоминать. Это наша «Тень».

Юнг считал, что «Тень» незаметно контролирует большую часть того, что и как мы думаем, говорим или делаем.

Поскольку «Тень» не видна и актуализируется лишь в экстренных ситуациях, ее влияние на наши поступки подобно воздействию подземных толчков на земную кору. Титанический сдвиг породы происходит через миллионы лет.

Тогда, когда уже никто не помнит начала начал, то есть истинных причин разрушительного разлома земли.

Слово «архи» означает высшую степень чего-либо. «Тип» – явление, заключающие в себе черты, повторяющиеся в большом ряде других, подобных им.  В случае с «Тенью» – это мощнейший заряд целого комплекса отрицательных чувств к кому-либо или себе самому, вытесненный на задворки психики болью или стыдом владельца.

Архетип «Тень». Признать в себе «Тень», значит проявить мудрость и стать целым. То есть целомудренным. Это значит присоединить к себе свою собственную силу и мощь. Для этого необходимо осознание болезненных моментов, осознание своей реакции на них и признание этой реакции.

Это не так уж сложно проделать в случае со стыдом. Достаточно обратиться к грамотному психологу или психотерапевту. Существуют простые и понятные техники работы со стыдом и виной.

Идеальный индивидуум в обществе – это тот, который соответствует его, нереальным для обыкновенного человека, стандартам. Выйдя за рамки этого стандарта, человек начинает испытывать чувство вины и стыда.

Проблема, с которой в этом случае сталкиваются люди, которые встречаются с «Тенью», это вопрос: «Неужели я плохой человек?» Ведь признание «Тени» означает признание, что у нас всех есть темные стороны, о которых нам не хотелось бы вспоминать.

Но почему люди решили, что «запрещенные» мысли и «неправильные» желания свидетельствуют о том, что они «плохие»? Это вполне может быть и не так. А иногда даже наоборот. Дуальность жизни.

Боль

А вот, если первопричиной была боль, дело обстоит куда сложнее. С болью не всякий терапевт со стажем сможет помочь.

Боль – это одна из возможных причин ухода в «Тень». Боль порождает страх, а страх блокирует выход травмы. Мы говорим о психической боли, которая, в свою очередь, может быть вызвала как физическим так и психологическим насилием. И опять-таки, сложности по устранению боли возникнут в большей степени от психической травмы.

Архетипы Карла Густава Юнга – ТеньВоронка психической травмы (из рабочих материалов практикующего психолога-психотерапевта)

Испуганный зверек забьется глубоко в бессознательные недра психического травматического материала. И выманить его можно будет только похожими на саму травму стимулами. А они, как правило, очень болезненные. Кроме того, самые раненые и загнанные зверьки – это фантомы детского страха.

И положили их в нашу психику самые близкие люди, а, следовательно, и достать смогут тоже только близкие. Положили родители, а вытащат на поверхность – наши вторые половинки. И вот в этот момент они должны стать поддержкой и опорой, а не пугаться невиданного зверя. Необходимо приручить его. И лаской потихоньку помочь выйти из укрытия.

Только сила Любви и терпение любящего сердца покажут зверьку новую, лишенную страха жизнь. И это будет долгожданный выход из «Тени».

Архетип «Тень». Юнг говорил, что при определенных обстоятельствах абсолютно все люди обладают склонностью к ужасным и жестоким вещам.

Как ни парадоксально, единственный способ борьбы с этим – это признание факта существования темных сторон у себя и у других. Увидеть свою «Тень» страшно. Не менее страшно увидеть скрытую темную сторону своих близких.

Способ принятия один: давать право на ошибку себе и людям. Это огромная Сила и Мудрость. Только так возможно стать целым. Это единственный путь обретения целомудрия.

 Ольга Толмачева

Источник: http://mercabadom.ru/arhetip-ten/

Концепция архетипов карла Густава юнга

В статье дается характеристика психологии Карла Густава Юнга. Особое внимание уделяется его концепции архетипов.

Одной из центральных категорий глубинной психологии является учение Юнга об архетипах. «Архетип» переводится с греческого языка как первообраз. Юнг под архетипами подразумевал врожденные модели восприятия мира и поведения людей. Это базовые матрицы психики являются формой человеческого проявления «коллективного бессознательного».

Юнг обнаружил их в рисунках пациентов психиатрической больницы. В этих рисунках повторялись одни и те же сюжеты и образы. Но самое главное заключалось в том, что они были тождественны у всех пациентов независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи, пола и образования.

Более того, они встречались в мифах разных народов, религиозных и астрологических символах, учениях алхимиков. Их онтологические основания следует искать вне человеческой психики. Одни авторы считают их проявлением устоявшихся в культуре образов и моделей поведения (Е.М.

Мелетинский), другие полагают, что они являются проявлением над психических, надсоциальных и надматериальных структур, пронизывающих всю Вселенную. Думается, самого Юнга следует отнести к второй группе. На это, в частности, указывают некоторые места из его произведений «Понятие архетипа ˂…

˃ указывает на то, что в психике существуют в наличности определенные формы, которые распространены вездесущно и повсюду», – пишет Юнг [1, c. 10]. Далее он замечает, что «феномен архетипического вида – данность более тонкая, нежели психическая, – основан на существовании некоего психоидного базиса, т.е.

чего-то лишь обусловленного психическим, но принадлежащего соответственного к иной форме существования» [1, c. 31]. Ученица и секретарь Юнга Аниела Яффе также подтверждает эту идею: «Концепция всеединой реальности ˂…˃ была названа Юнгом unus munus (мир, в котором материя и психика ещё не различимы или не реализованы по отдельности).

Подготавливая подобную монадическую точку зрения, он указывал на «психоидную» природу архетипов (т.е. не чисто психическую, а близкую к материальной) в тех случаях, когда они появляются в синхронно происходящих событиях» [2, c. 310-311].

Юнг сам указывал на идентичность своего учения об архетипах с платоновской онтологией: «В былые времена без особых затруднений понимали мысль Платона о том, что всякой феноменальности предшествует и надстоит идея. «Архетип» – не что иное, как уже в античности встречающееся выражение, синомоничное «идее» в платоновском смысле» [1, с. 30]. Этой точке зрения придерживается и профессор Р.Ю. Рахматуллин [3; 4; 5]. Мотивы такого объяснения природы творчества можно найти и в работах А.И. Столетова [5; 6].

Рассмотрим основные архетипы по Юнгу.

Самые важные из архетипов, выделенные Карлом Юнгом, следующие:

  1. Самость. Этот архетип выдающийся психотерапевт относил к самому важному из всех. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека.
  2. Мудрец. Здесь Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.
  3. Бог. Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.
  4. Анима и Анимус. Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус – бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное Я», служит основным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.
  5. Персона. Персона – это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях [8]. Его задача – уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.

Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие из них могут перекрывать друг друга или, напротив, сочетаться. Такие, как, например, Отец (авторитет, сила, мощь), Мать (стремление дать утешение) и Инфант (ребенок, незрелость, тоска по невинности) или Мудрец (знания, мудрость) и Герой (защитник, спаситель).

Хотелось бы остановиться на архетипе, который стал определяющим для сформировавшегося современного общества потребления, заразив сразу несколько поколений. И имя этому явлению – инфантилизм.

В соответствии с определением, данным Карлом Юнгом, ИНФАНТ – это взрослый по паспорту человек, но с детскими ценностями и установками. А страшен инфантилизм тем, что не позволяет человеку дорасти до нормальной личности.

Представления о мире, людях, жизни у инфанта упрощенно-уплощенные. И если нормальная личность живет в реальном мире, то инфант – в иллюзорном. Нормальная личность видит жизнь сложной и многомерной, а инфант представляет ее чем-то вроде киндер-сюрприза: надо только понять, с какой стороны разворачивать, а дальше тебя ждет сплошной шоколад и «миленький» подарочек внутри.

Нормальная личность учится на своих и чужих ошибках, а инфант, наступая на те же грабли, каждый раз удивляется. Нормальная личность пытается постичь законы жизни, инфант же жаждет рецептов, советов и схем.

Личность хочет понять, что является счастьем именно для нее, в то время как инфант руководствуется принципом «так принято». Нормальная личность с годами становится все глубже, интереснее, умнее, а инфант не меняется. Нормальная личность свою жизнь создает, инфант же умеет только подражать.

Поэтому все инфанты под завязку набиты штампами на разные случаи жизни: от простого (что надеть) до серьезного (что думать и как жить).

Поистине, наше сытое и спокойное время породило большое количество клонов, благодаря чему «человек разумный» стремительно переродился в «человека стандартного». Психологи и социологи утверждают, что количество инфантов на постсоветском пространстве выросло в разы – инфантильность реально стала массовым явлением среди населения в возрасте от 20 лет до конца жизни.

Если проанализировать, найдем целый комплекс отличительных черт инфантильного человека:

Мозаичное мировоззрение и детский эгоизм, эгоцентризм

Если нормальная личность имеет более-менее ЦЕЛОСТНОЕ представление о том, что такое мир, в котором он живет, так как он видит в нем основные причинно-следственные связи, инфантильный человек имеет мозаичное мировоззрение – картинку, сложенную из представлений «о том, о сем», основанную на чужих, готовых знаниях и выводах. Кроме того, «Я» для инфанта является центром вселенной – на все и на всех он смотрит только относительно себя.

Если взрослая личность смогла, методом проб и ошибок, и обучения и самообучения, найти причинно-следственные связи в этом мире, и связать свое мировоззрение в единое целое, найдя свое место в нем и постоянно развиваясь, совершенствуясь, инфант упорно этого не делает, считая, что и так все знает. Иначе говоря, инфантильная личность практически не меняется, оставаясь в рамках тех знаний, которые были приобретены в детстве. На практике это проявляется в том, что он постоянно наступает на одни и те же грабли – делает одинаковые ошибки в жизни, не исправляя их и не учась на них, используя лишь готовые способы жизни, рецепты действий и поведения. Взрослый, пытаясь понять себя, ищет СВОЕ счастье и СВОЮ жизнь, у инфанта сильно развито подражание – он вечно пытается копировать найденного себе кумира.

«Я никому ничего не должен и не обязан»

Еще одна отличительная черта инфантилизма: отсутствие обязательности и долженствования. Я никому ничего и никогда не должен и не обязан – это, буквально, жизненное кредо и стойкое представление инфанта.

Если взросление человека связано с все большим и большим ощущением своего долга перед собой и перед людьми за надлежащее выполнение все возрастающих обязательств перед жизнью, собой и людьми, инфант с детской непосредственностью становится лишь потребителем жизни. «Я никому ничего не должен, не обязан, а мне должны все, – ведь я такой особенный».

Правильней было бы сказать «ведь я такой маленький», – но инфант и сам не допускает мыслей о своей инфантильности, и ни с кем не согласится, если ему сообщат об этом, а тем более, упрекнут.

Почему же общество и государство не обеспокоено данным явлением? А причина простая: в настоящее время, в обществе потребления инфантилизм стал и социально, и государственно востребован.

Иметь человека, и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка – это мечта капиталистического государства. Ведь адекватному взрослому человеку очень тяжело осмыслить и психически переносить те социальные условия существования, в которых он пребывает сейчас.

Например, фактор социальной незащищенности – отсутствие работы, боязнь ее потерять, нищета, бесправие и произвол «хозяев жизни» инфантильному человеку переносить значительно легче, чем адекватному взрослому.

Да и уговорить купить новый гаджет, как и новый «модный прикид», машину инфанта ничего не стоит, потому что он не размышляет, нужно ли ему это на самом деле, а руководствуется навязанными извне стереотипами «модно», «стильно», «круто».

Вот почему обществу потребления, государству нужны люди, которые пребывают во взрослом телесном состоянии, но в своем сознании по-прежнему остаются детьми – такими очень легко управлять. Государству выгодно иметь и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка, который все делает так, потому что «все так делают».

Можно ли победить инфантилизм?

Инфантильность – качество, в той или иной мере присущее каждому. И, конечно, стоит с ним бороться, чтобы, по выражению А.Чехова, «по капли выдавливать из себя раба». Однако же большинство современных психологов считает, что инфант никогда не станет взрослым.

Иначе говоря, инфантильность непобедима – сформированную к 18-20 годам личность переделать нельзя.

Она способна развиваться лишь в русле имеющихся у нее свойств и качеств, но надеяться, что инфантильность перейдет во взрослость, бессмысленно, ибо «это не черта и даже не свойство личности, а это и есть сама личность инфантильного человека». Вернее, одна из возможных форм личности человека.

Однако сам Юнг не был столь категоричным. Инфант вполне может переродиться в Личность, если и не благодаря спонтанной работе над собой, то при вынужденной переоценке ценностей при столкновении с «суровыми реалиями жизни» – вполне возможно. При условии, что победит в себе чудовищный эгоцентризм и зацикленность на себе, что является одним из главных качеств Инфанта.

Источник: https://novainfo.ru/article/6575

Почему раздражают люди? Карл Юнг о тени и механизме проекции

У швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга и писателя Германа Гессе можно найти поразительно схожие мысли относительно того, почему некоторые люди раздражают нас так сильно. Вот пара показательных цитат:

Если вы ненавидите человека, вы ненавидите в нем что-то, что является частью вас самих. То, что не является нашей частью, не беспокоит нас.

Герман Гессе, «Демиан»

Все, что раздражает нас в других, может привести к пониманию нас самих.

Карл Юнг

Как отмечают Гессе и Юнг, если кто-то говорит или делает что-то, кажущееся эгоистичным или грубым, а мы в ответ испытываем злость или разочарование, значит, в этом опыте есть что-то, что может рассказать нам больше о нас самих.

Это не значит, что другие люди не ведут себя аморально или что наше суждение о таком поведении полностью безосновательно. Речь о том, что наша негативная эмоциональная реакция на воспринятые недостатки других людей отражает что-то, происходящее внутри нас.

Психологическая проекция — известный механизм самозащиты. Он вызывает проецирование наших собственных неуверенностей, изъянов и недостатков на других. Когда мы строго судим кого-то другого за то, что он груб, эгоистичен или глуп, в каком-то смысле мы делаем это для того, чтобы избежать противостояния этим характеристикам в нас самих.

В своей работе «Исследование феноменологии самости» Юнг говорит о «тени» — неизвестной, темной стороне личности.

Она темная, потому что является инстинктивной, иррациональной и примитивной, состоящей из таких импульсов, как похоть, власть, жадность, зависть, гнев и ярость. Но она также является скрытым источником творчества и интуиции. Осознание и интеграция теневого аспекта существенны для психологического здоровья — процесса, названного Юнгом индивидуацией.

Тень темна также потому, что она скрыта от света сознания. Согласно Юнгу, мы подавляем эти темные аспекты бессознательного, именно поэтому рано или поздно начинаем проецировать их на других. Он пишет:

Эти сопротивления обычно связаны с проекциями. Независимо от того, насколько очевидно может быть для независимого наблюдателя то, что это вопрос проекции, почти нет надежды, что субъект сам это осознает.

Как известно, дело не в сознании субъекта, а в бессознательном, которое совершает проекцию. Следовательно, он встречается с проекциями, но не создает их. Результат проекции заключается в изоляции субъекта от его окружения, поскольку реальное отношение к нему заменяется иллюзорным.

Проекция преобразует мир в копию собственного неизвестного лица субъекта.

Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать.

Нет, не человек или его поведение беспокоит нас, а наша реакция на него. Но мы можем использовать эту реакцию как инструмент для рефлексии, чтобы выяснить, почему эта злоба и раздражение возникают.

На каком-то глубоком внутреннем уровне мы знаем, что все люди в сущности одинаковы. Это не «другой». Это «мы» или «наше», выраженные в различных телах с различными точками зрения. Священник Эдвард Бикерстет в «Трактате о молитве» так описывает один эпизод из жизни английского христианского реформатора Джона Брэдфорда: 

Благочестивый мученик Брэдфорд, когда он увидел бедного заключенного, которого вели на казнь, воскликнул: «Туда, если бы не милость Божия, шел бы и Джон Брэдфорд». Он знал, что в его сердце есть те же греховные начала, которые привели преступника к этому позорному концу.

Цитата открыта для различных интерпретаций, но в свете этой дискуссии, можно сделать вывод, что Брэдфорд осознавал зло — теневой аспект — в себе, которое привело кого-то другого к совершению преступления и впоследствии к казни.

У каждого из нас есть тень, как и свобода принимать собственные решения. И каждый из нас способен совершать то, что будет его беспокоить. Но именно появление этого беспокойства заставляет нас противостоять теневому аспекту личности.

При этом негативные эмоции, которые у нас возникают по поводу поведения других людей (раздражение, злость, ярость), можно использовать для внимательного изучения своей реакции, знакомства со своей тенью и в, конечном счете, со своей личностью во всей ее многогранности.

Читайте также 

— Как возникают эмоции, о существовании которых мы не подозреваем

— Осознанность: почему не стоит избегать негативных эмоций?

— Интервью с Карлом Юнгом: «Единственная существующая опасность — это сам человек»

Перевод: «Философские беседы»

Обложка: Douglas Glass / Popperfoto / Getty Images

Источник: https://monocler.ru/pochemu-razdrazhayut-lyudi/

Архетипы Карла Густава Юнга – Тень

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.

Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

  • Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
  • Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Что такое Тень?

Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.

В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона.

Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный.

При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.

Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.

Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.

Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.

Взаимодействие Тени и Эго

Эго каждого человека отбрасывает Тень. Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам.

Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов.

В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.

Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.

Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.

Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям.

Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе.

Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.

  Что Подарить Мужу на День Рождения Оригинальное — [ТОП 10]

Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.

Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения».

Как зарождается Тень?

В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.

Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира.

К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией.

Но вместо того чтобы извиниться и принять свою неправоту, взрослый еще больше унижает, кричит на ребенка, наказывает либо бьет. Ведь нужно «уважать старших» и «закрыть рот».

Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее.

Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я».

Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.

Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию.

Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго.

Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.

5 шагов к светлой стороне

Психолог Жан Монбуркетт* в этом примере описывает пять этапов, которые нужно пройти, чтобы воссоединиться со своей Тенью.

1. Осознать проекцию на другого. Максим вместе с приятелем соз-дал свою фирму. Тот альпинист и часто берет отпуск, чтобы отдаться своей страсти.

А находясь в офисе, то и дело пьет кофе и болтает с сотрудниками, отрывая их от дела. Максим же – работоголик, его выводит из себя этот бездельник.

Но по сути, он проецирует на него свою Тень: собственную потребность в отдыхе он предоставил удовлетворять партнеру.

2. Скорректировать предубеждения. Создавая проекцию, мы надеваем на другого маску и взаимодействуем с ней, а не с реальным человеком.

Хотя маска не всегда впору этому персонажу и то и дело угрожает свалиться. Реальное поведение человека отнюдь не всегда соответствует нашему взгляду.

Так и Максим иногда с удивлением отмечает, что лентяй-партнер почему-то успевает справиться с большим объемом работы.

3. Перестать искать подтверждений. Избавиться от своей проекции нелегко: даже в моменты сомнений мы умеем убедить себя, вопреки очевидному, в справедливости своих предвзятых суждений. Чтобы проверить свои подозрения, Сергей начинает пристально следить за партнером, втайне желая поймать его на том, что тот отлынивает от работы. И иногда ему это удается. Сергей торжествует: он был прав!

4. Заглянуть в источник мучений. Упорно поддерживая свою проекцию, человек в какой-то момент чувствует себя обделенным, умаленным в самой своей сути. Он ощущает, что сам лишился тех качеств, которые проецирует на другого, и это вызывает хронический стресс. Максим, проецирующий на компаньона свою способность отдыхать и жить полной жизнью, уже на грани срыва, работа изматывает его до предела.

5. Принять то, что было отвергнуто. Депрессия нередко подталкивает проецирующего к осознанию патологической ситуации, в которой он оказался.

Психотерапевт может помочь ему овладеть проекциями, а благодаря этому выстроить реальную самооценку и здоровые отношения.

Максиму предстоит научиться у своего партнера умению распределять силы и – шире – пониманию, что жизнь больше, чем только работа. В итоге качество его жизни (включая работу) значительно улучшится.

* J. Monbourquette «Apprivoiser son ombre» (Bayard, 2011).

читайте также Почему Юнг сегодня в моде

Познакомьтесь с вашим двойником

Как вернуть себе свою Тень? Два упражнения от Станислава Раевского.

Почувствовать черты другого. Запишите три черты характера, которые вас раздражают в других людях, и три – которыми вы восхищаетесь, но сами, как вам кажется, ими не обладаете.

А теперь вспомните случаи, когда вы сами вели себя в соответствии с этими качествами. Например, когда вы проявили жесткость, хотя осуждаете ее. Или когда вели себя твердо, хотя считаете себя неуверенным.

Прочувствуйте это качество в себе, ощутите ту энергию, которая в вас появилась.

Сыграть своего антипода. Представьте себе того, кем вы больше всего восхищаетесь (или, наоборот, самого ужасного человека в мире). А теперь попробуйте ненадолго побыть им, вести себя, говорить, двигаться как он. Почувствуйте ту энергию, которая есть в этом образе. С. Р.

  Как жить дальше?

Сделать ее союзником

Вот почему для каждого из нас так важно «встретиться» со своим двойником и признать в нем себя. «Осознать свою Тень и научиться управляться с ней – участь всех людей», – писал Юнг***.

Это означает осознать: все то, что меня возмущает (или восхищает) в других людях, есть и во мне. Во мне, добром и миролюбивом, есть злость и агрессивность. Или во мне, слабом и беззащитном, есть сила и способность отстаивать свои интересы.

«Иначе говоря, в Тени таится полная противоположность тому человеку, которым мы себя считаем», – подытоживает Станислав Раевский.

Принять это очень непросто, ведь это означает пересмотреть наше представление о себе самих. Но тот, кто отказывается от этой работы, рискует еще больше. Ему грозят стресс и подавленность, тревога и неудовлетворенность собой, чувство вины. Он будет подвержен всевозможным навязчивым состояниям и рискует пойти на поводу у своих порывов: ревности, неуправляемого гнева, злобы, чревоугодия…

А отважившись встретиться с Тенью, мы получаем огромные бонусы. «Когда мы начинаем интегрировать свою Тень, то обнаруживаем, насколько мы внутренне богаче, чем представляли себе раньше, – говорит Станислав Раевский.

– Сколько в нас есть разного, что раньше мы приписывали другим людям и не замечали в себе. Подавленные качества, черты характера, комплексы – это же огромная энергия, которая была отлучена от нас, и теперь она к нам возвращается.

Меняется наше мироощущение, открываются новые горизонты, жизнь становится ярче. Мы обретаем способность любить других и весь мир».

читайте также «Сон, открывший мне глаза»

При этом, уточняет юнгианский аналитик, принять темные стороны своей личности не означает потакать им. Наоборот, признав их, мы можем их контролировать, то есть не позволяем Тени захватить нас.

«Если у человека во второй половине жизни найдется хотя бы малая толика сознания и крупица моральной силы, то критику, если она вообще должна присутствовать, следует относить только к себе», – полагает Джеймс Холлис. И все же чем раньше человек начнет осознавать свою Тень, тем лучше.

«Именно в молодости мы делаем очень много ошибок из-за незнания своей Тени и потом жалеем», – добавляет Станислав Раевский.

Кстати, про Тень стоит помнить и родителям, чтобы меньше навязывать детям свое видение мира, позволяя развиваться их естественным склонностям, интересам и особенностям характера.

Впрочем, навсегда распрощаться с Тенью нам не удастся никогда. (Вот почему Юнг предлагал своим клиентам к нему через 10 лет и проанализировать, что накопилось в их Тени за эти годы.) И это нам тоже стоит понять и принять.

* Дж. Холлис «Жизнь как странствие» (Класс, 2009).

** К. Г. Юнг «Эон» (Академический проект, 2009).

*** К. Г. Юнг «Синхрония» (АСТ, 2009).

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/arhetipy-karla-gustava-yunga-ten-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector