Что такое эти необычные слова “аскетизм” и “аскетичность”

Скачать эту статью

Аскетизм — это название духовной практики, связанной с самоограничением и строгой дисциплиной. Соответственно, аскеты — те, кто практикует аскетизм.

В каждой религиозной традиции, где присутствует понятие «аскетизм», взгляды на его цель и методы различны. Поэтому довольно сложно дать общее определение, не рассматривая аскетизм в рамках конкретной традиции.

4 основные цели аскетов: сверхспособности, прозрение, гармония, Божественная благодать

Учитывая разнообразие конфессий, перечислить все устремления аскетов каждой существующей религии невозможно. Но это и не нужно. Внимательного изучения преимущественно заслуживают наиболее распространённые взгляды, присущие самым древним и влиятельным культурам.

1 цель. Аскеза как средство обретения мистических способностей. Такая интерпретация рассматриваемой практики наиболее древняя. Происходит она из индуизма и характерна для множества близких ему культовых традиций. Индийские аскеты — это и люди, и божества (суры), и демоны (асуры).

Иногда им, в силу тех или иных обстоятельств, требуется стать могущественнее. Тогда достаточно предать плоть немыслимым испытаниям вроде стояния на одной ноге продолжительное время.

В итоге высшие силы, чаще всего в лице бога-творца Брахмы, даруют за подвижничество мистические силы, например, неуязвимость.

2 цель. Аскетичность как путь к духовному прозрению. Идея здесь заключается в полном отрицании мирского.

Если плоть имеет греховную природу, то следует выйти из-под её контроля, чтобы стать сильнее духом. Скажем, голод заставляет человека искать пропитание.

Но, игнорируя желания желудка, человек обретает над ним власть, превращается в хозяина тела, а не раба своих потребностей.

Подобные взгляды преимущественно распространены в традициях Древнего Востока. В частности, некоторые направления йоги основаны на полном отрицании телесного. Подчинив чувства, дыхание и мысли, практик разрывает все связи с материальным миром и готовится уйти в духовные сферы.

Но это ни в коем случае не относится ко всем направлениям йоги и Восточных учений, а характерно лишь для отдельных школ.

Что такое эти необычные слова Индус Амар Бхарати, 45 лет держащий поднятую руку,  — пример радикального аскетизма

3 цель. Умеренная аскетическая жизнь как фундамент для жизни духовной. Ещё одна Восточная трактовка данной практики. Она популярна в большинстве буддийских традиций.

Смысл в том, чтобы ограничивать себя, избегая излишеств, но не превращать это в культ. Умерщвление плоти — такая же крайность, как праздная жизнь. И то и другое отвлекает человека от мира духовного.

Единственный разумный путь — срединный, то есть такой образ жизни, который поддерживает спокойное существование для размышлений о вечном.

4 цель. Аскетизм как средство стяжания Божественной благодати. Это сравнительно поздний, христианский взгляд на аскетизм, принципиально отличающийся от предшествующих идей. Если говорить просто, то задача такой практики — преображение человека, обретение духовного совершенства.

Разумеется, такая древняя практика имеет сотни других толкований. Например, нельзя не упомянуть, что осознанный аскетический образ жизни вели античные философы, в частности, Диоген. При этом они не связывали самоограничение с религиозными целями.

Этот обширный материал придётся оставить за бортом, ибо в дальнейшей статье мы преимущественно поговорим про аскетизм в православии.

Отшельничество, посты и другие распространённые методы аскетизма

Христианская аскетика за столетия своего существования не только переосмыслила древние формы подвижничества, но сформировала свои. Важно понимать, что все они нужны для борьбы с каким-либо недостатком, присущим человеческой природе, а не сами по себе. Рассмотрим, какие методы описывали святые отцы и практиковали верующие за минувшие века:

Отшельничество.

Дабы сосредоточиться на духовном, человек намерено обрывает связь с мирским, уходя в места, где не живут люди.

Хотя такой образ жизни известен из глубокой древности, именно в христианском понимании первопроходцами можно считать пророка Илию, Иоанна Крестителя и, конечно же, Иисуса Христа. Впоследствии многие святые подвижники избирали отшельнический образ жизни в пещерах, лесах и прочих уединённых местах.

Более простая форма отшельничества — уход в монастырь, в окружение единомышленников. Важно понимать, что единственный правильный мотив — намерение больше времени посвящать работе над собой, но, ни в коем случае, не бегство от суетного мира.

Что такое эти необычные слова Сергей Радонежский — один из самых известных православных аскетов-отшельников

Целомудрие. Необходимость этого пункта связана с тем, чтобы обуздать свои чувства, не дать им управлять собой. Здесь уместно процитировать патриарха Кирилла:

«Аскеза — это вовсе не жизнь в пещере и постоянный пост, а способность регулировать свои инстинкты».

Контроль над позывами плоти волевым усилием — один из залогов обретения Божественной благодати. Другими словами, нам не нужно искоренять сексуальное желание и отрицать его существование, но нужно суметь стать его хозяином.

Послушание. Эта аскеза необходима, чтобы преодолеть эгоизм. Послушание — это не бездумное следование чужим приказам, а способность вести себя дисциплинировано, в соответствии с наставлениями Священного Писания. Игумен Нектарий (Морозов) так говорит о непослушании:

«Надо начинать с того, с чего начались все злоключения рода человеческого, а именно — с грехопадения. Отпадение праотцев от Бога произошло именно посредством преслушания, преступления той заповеди, которая дана была первозданному человеку — о невкушении плода с Древа познания добра и зла. Эта заповедь, которую Господь дал человеку, заключалась именно в послушании. В чем ее смысл?

Господь учил человека сообразовывать, соединять свою волю с Его волей. Именно тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога — произошло грехопадение. Это повлекло за собой извращение природы самого человека, искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания

Искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания. Но святые отцы говорят: каким путем благодать уходит, таким путем она и возвращается. Непослушанием первозданного человека грех вошел в мир и стал властвовать над природой человеческой; послушанием Сына Божьего, нового Адама, грех в человеческой природе был преодолен. Вот почему добродетель послушания так важна».

Нищета. Пожалуй, сегодняшние коннотации этого слова мешают правильно воспринять идею данной аскезы. Суть в том, чтобы отказаться от роскоши. Православный святой Нил Сорский так писал об аскезе нищеты:

«Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию».

К слову, он же был противником различных украшательств храмов.

Смотрите также статью Адвентисты седьмого дня

Пост. В христианстве существует идея того, что тело — это храм души.

Это важная мысль, поскольку она разительно отличается от представлений, характерных для многих других религий, считающих тело лишним материальным придатком.

С точки зрения христианства тело нужно развивать и закалять вровень с духом. Для таких целей и существует пост. Вот, что о нём пишет преподобный Марк Подвижник:

«Она (польза поста) всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет сорняки, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.

Ибо тело сие из той же земли и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды.

Сказанное же пред сим сказано не для того, чтобы удержать желающих получить пользу от поста, но в предостережение нежелающим повредить себе им: ибо как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим».

Существуют и другие способы аскетизма. Один из них — «Иисусова молитва». О ней мы поговорим подробно в следующем разделе.

Внимательная Иисусова молитва — один из главных инструментов аскета-христианина

Как заметил преподобный Марк Подвижник, практика без молитвы — не только бесполезное, но и вредное занятие:

«И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу бывающее бедствие, ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас… Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя».

Иисусова молитва распространена среди монахов. Суть практики заключается в том, чтобы внимательно и непрестанно повторять про себя слова:

Что такое эти необычные слова Вариант текста Иисусовой молитвы. Её непрестанное повторение — распространённая аскеза монахов

Впрочем, это не единственный вариант молитвы. Существуют и другие:

 «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных».

  • «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».
  • «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас».
  • «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».
  • «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)».
  • «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».
  • «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)».
  • «Го́споди, поми́луй». 

Самая краткая форма молитвы используется в католицизме: «Иисус».

Главное условие чтения — слушать и слышать. Практика Иисусовой молитвы — это сосредоточенное слушание, а не механическое повторение. Частично это может напоминать медитацию, чтение мантр и прочие духовные упражнения, но задачи здесь свои, да и ряд особенностей имеется.

Но объяснить его в силах только опытный христианин, способный провести ученика по всем ступеням чтения молитвы и уберечь от ошибок.

3 врага аскетизма: прелесть, автоматизм и фанатизм

Увы, далеко не каждому практику ясны базовые задачи и принципы аскетизма. Отсюда возможны неприятные последствия.

Прелесть. Практик пленяется результатом и гордится им, как своим достижением, отрицая участие в процессе Бога. Так сворачивают с христианского пути в мистику.

Автоматизм. Процесс ради процесса без участия духа не принесёт никаких результатов.

Фанатизм. Несоизмеримость своих сил с суровостью аскетической практики способна нанести непоправимый урон здоровью. Требуется умеренный, взвешенный подход.

Правильный христианский аскетизм объединяет волю человека и Бога

Совершая подвиги телом, умом и душой, христианин демонстрирует ревность в деле спасения. Но при этом он понимает, что эти действия становятся значимыми не сами по себе, а когда они освещаются Божественной благодатью.

Практикуя аскетизм, важно понимать его высшую цель и избегать ловушек вроде прелести, фанатизма и автоматизма. Заниматься этим следует только под надзором опытного верующего наставника. В противном случае стоит ограничиться умеренностью в образе жизни и непоколебимой верой.

Что такое эти необычные слова Серафим Саровский демонстрирует Николаю Мотовилову результат аскетизма — благодать Духа Святого

Источник: https://hranitel.club/270-asketizm

Аскетичность – это путь к познанию истины

Человека, посвятившего свою жизнь духовному совершенству, называют аскетом. Слово «аскет» в переводе с греческого языка означает «упражняющийся в чем-либо». Изначально имелась в виду подготовка атлетов к соревнованиям, затем считали, что аскетичность – это стремление к добродетельной жизни, борьба с дурными привычками и пороками.

Читайте также:  Тест роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Что такое эти необычные слова

Суть аскетизма

Аскет отличается от человека, который живет духовной жизнью, но при этом женат и не стремится уйти от мирских благ, тем, что он отказывается от какой бы то ни было собственности и не вступает в брачные отношения. Одним словом, отшельник. Аскетичность – это исключительно строгий, воздержанный образ жизни, при котором человек занимается исключительно духовными упражнениями, недоступными для понимания мирских людей.

Основное предназначение аскета – достижение собственного нравственного совершенства или блага других людей. Аскет готов ради этого терпеть духовные испытания, испытывать физические страдания и переносить материальные лишения.

Аскетизм в философии

Что такое эти необычные слова

Аскетичность присуща философии стоиков. Ее проповедовал апостол Павел. Аскетизм – это нравственный принцип, который утверждает превосходство духа над плотью и требует ограничения чувственных наслаждений. Это направление философии было свойственно нескольким школам, провозгласившим свободу духа от желаний.

Широкое распространение аскетизм получил в различных религиозных течениях. Христианский аскетизм имел своей целью усмирение и умерщвление чувственных желаний человека.

Имелось в виду не только половое воздержание, но и отречение от удовольствий, доставляемых слуховыми и вкусовыми ощущениями, созерцанием и так далее.

Категории лиц, которым необходим аскетизм

Аскетичность – это особое душевное состояние, при котором человек стремится к познанию Бога. Таким людям сложно жить в обычном мире, они с рождения предназначены для жизни подвижника.

Аскетизм необходим и той категории лиц, которые стремятся познать истину, но преобладание чувственных желаний и отсутствие веры мешает им достичь желаемого.

Для таких людей аскетичность – это возможность познать истину.

Они не могут быть счастливы в мире, в обычных жизненных условиях, их беспокойному мятущемуся духу необходим аскетизм. К примеру, если они женаты, то и сами страдают в семейной жизни, и своих жен делают несчастными.

Философия аскетизма – это протест высшего «я» человека против преобладания чувственных желаний над ним. Чтобы подчинить свой организм (психический и физический) воле, нужен целый ряд особых упражнений, которые противоречат желаниям плоти.

Значит, аскетизм является средством для подчинения своей плоти высшему «я» человека в интересах духовного развития. И если у человек смог достичь такого состояния и получил власть над своими страстями, то он может жить и в обычных жизненных условиях, не опасаясь, что желания победят его дух. Многие святые подвижники именно так и поступали – они жили среди людей как проповедники истины.

Путь аскетизма – это путь рассуждения о своих подвигах. И этот путь необходим для того, чтобы человек осознавал и соразмерял свои возможности, дабы эти подвиги были посильными и не привели к обратным результатам.

Источник: https://autogear.ru/article/106/798/asketichnost—eto-put-k-poznaniyu-istinyi/

Тема: Аскетизм

  1. 02.08.2013, 13:38 #1

    Как я понимаю, аскетизм бывает разным. В своих крайних проявлениях он не приносит пользы, а только изнуряет человека. Такой аскетизм Будда критиковал. Все мы это знаем и понимаем. Тем не менее, аскетизм, самодисциплина, обуздание своих страстей – необходимы. Но как определить меру аскетизма? Или это определяется сугубо индивидуально?

  2. Аурум (02.08.2013), Дечен Намдрол (02.08.2013), Степан Т (02.08.2013), Топпер- (02.08.2013)
  3. 02.08.2013, 13:51 #2

    http://atlasmap.ru/index.php/shtat/118147 В такой стране как Индия к людям аскетам обычно уважительное отношение.

    А что на счет нашей страны?

  4. 02.08.2013, 14:15 #3

    Дмитрон, я не про страну спрашиваю, а про личную практику.

  5. 02.08.2013, 14:25 #4

    Индивидуально конечно же. На мой взгляд хорошо сказал Дост. Чаа, который привёл метафору с кустом. Если не будешь поливать – засохнет. Но если будешь тянуть за ветки – то только всё погубишь и ничего не добьёшься. Нужен правильный баланс усилий. Который у всех свой. В суттах Будда о том же говорит. Но ещё и упоминает, что он не порицает любую суровую болезненную аскезу. А порицает только ту, которая из-за этого не приносит плодов (точнее, он порицает то, что она болезненна, но хвалит, если она при этом приносит плоды). Вот тут, в самом конце, там где о трёх видах отшельников – http://theravada.ru/Teaching/Canon/S…a-sutta-sv.htm

  6. Ittosai (02.08.2013), Джнянаваджра (02.08.2013), Ритл (02.08.2013), Топпер- (02.08.2013), Федор Ф (02.08.2013)
  7. 02.08.2013, 14:30 #5

    Сообщение от Федор Ф

    Как я понимаю, аскетизм бывает разным. В своих крайних проявлениях он не приносит пользы, а только изнуряет человека. Такой аскетизм Будда критиковал. Все мы это знаем и понимаем. Тем не менее, аскетизм, самодисциплина, обуздание своих страстей – необходимы. Но как определить меру аскетизма? Или это определяется сугубо индивидуально?

    Для монахов например есть разрешенные четыре необходимости: еда, лекарства, одежда, жилища. Т.е. то, без чего человек жить не сможет. Можно ориентироваться на эти критерии.

  8. Алик (02.08.2013), Дечен Намдрол (02.08.2013), Ритл (02.08.2013), Федор Ф (02.08.2013)
  9. 02.08.2013, 14:35 #6

    Сообщение от Федор Ф

    Как я понимаю, аскетизм бывает разным. В своих крайних проявлениях он не приносит пользы, а только изнуряет человека. Такой аскетизм Будда критиковал. Все мы это знаем и понимаем. Тем не менее, аскетизм, самодисциплина, обуздание своих страстей – необходимы. Но как определить меру аскетизма? Или это определяется сугубо индивидуально?

    Я даже не знаю аскетизм это или нет. У меня как-то сам постепенно исчез интерес ко многим благам цивилизации. Осталось по-минимуму. Я не прилагал к этому вообще никаких усилий, просто все затухло и все. Более ценно для меня уединение. Можно сказать веду полу-монашеский образ жизни. Наверное, не все знакомые меня понимают.

  10. Zom (02.08.2013), Алик (02.08.2013), Лери (02.08.2013), Микаэль (03.08.2013), Ритл (02.08.2013), Топпер- (02.08.2013), Федор Ф (02.08.2013), Читтадхаммо (02.08.2013)
  11. 02.08.2013, 14:41 #7

    Сообщение от Федор Ф

    Дмитрон, я не про страну спрашиваю, а про личную практику.

    А может просто практикующим “Благородный Восьмиричный Путь” стать. Это подразумевает некоторую аскетичность, в современном понимании.
    Вопрос в другом. Если как в Индии есть желание стать аскетом, то не получится. Отношение к ним в Индии и в России совершенно разное. Аскеты там в основном на подаяния живут и ночуют иногда при паломничествах в домах простых индийцев, у которых за честь такого дома принять. Такое же отношение к монахам паломникам в ЮВА.

    В России, лучше держаться общины, с хорошей репутацией, иначе одиночество ни к чему хорошему не приведет.

  12. Zom (02.08.2013), Топпер- (02.08.2013)
  13. 02.08.2013, 14:44 #8

    Сообщение от Zom Индивидуально конечно же. На мой взгляд хорошо сказал Дост. Чаа, который привёл метафору с кустом. Если не будешь поливать – засохнет. Но если будешь тянуть за ветки – то только всё погубишь и ничего не добьёшься. Нужен правильный баланс усилий. Который у всех свой. В суттах Будда о том же говорит. Но ещё и упоминает, что он не порицает любую суровую болезненную аскезу. А порицает только ту, которая из-за этого не приносит плодов (точнее, он порицает то, что она болезненна, но хвалит, если она при этом приносит плоды). Вот тут, в самом конце, там где о трёх видах отшельников – http://theravada.ru/Teaching/Canon/S…a-sutta-sv.htm Спасибо. Тем не менее, порицается то, что отшельник мучает себя, даже при лучшем варианте (когда аскеза приносит плоды).

    Согласен с тем, что мера должна быть индивидуальна. Я даже думаю, что при правильном понимании необходимый аскетизм становится естественным, нормой жизни. То есть, мудрый человек просто автоматически перестает следовать чувственным желаниям.

    Но у меня есть сомнения по поводу того, что можно полностью положиться только на мудрость. Все-таки некоторые усилия всегда необходимы. Опять же, смущает то, что всякие усилия загоняют желания, неблагие тенденции вглубь сознания. Это еще хуже.

    Со скрытыми тенденциями сложнее бороться.

  14. Zom (02.08.2013), Ритл (02.08.2013)
  15. 02.08.2013, 14:45 #9

    Сообщение от Дмитрон А может просто практикующим “Благородный Восьмиричный Путь” стать. Это подразумевает некоторую аскетичность, в современном понимании. Вопрос в другом. Если как в Индии есть желание стать аскетом, то не получится. Отношение к ним в Индии и в России совершенно разное. Аскеты там в основном на подаяния живут и ночуют иногда при паломничествах в домах простых индийцев, у которых за честь такого дома принять. Такое же отношение к монахам паломникам в ЮВА.

    В России, лучше держаться общины, с хорошей репутацией, иначе одиночество ни к чему хорошему не приведет.

    Дмитрон, вам же пояснили, что вопрос про личную практику, про меру определения степени аскетизма. А вы начали о том как там живут в других странах и поучать как нужно жить вообще…

  16. Федор Ф (02.08.2013), Фил (02.08.2013), Цхултрим Тращи (02.08.2013), Юрий Бочкарев (03.08.2013)
  17. 02.08.2013, 14:46 #10

    Аскетизм к тому же ещё экономически выгодная вещь, например увидел шоколад в киоске или газету,очки и любые другие приблуды подумал так ли мне это необходимо, в итоге решил что нет, и сэкономил денег.

  18. Zom (02.08.2013), Лери (03.08.2013), Ритл (02.08.2013), Топпер- (02.08.2013)
  19. 02.08.2013, 14:48 #11

    Сообщение от Федор Ф

    Как я понимаю, аскетизм бывает разным. В своих крайних проявлениях он не приносит пользы, а только изнуряет человека. Такой аскетизм Будда критиковал. Все мы это знаем и понимаем. Тем не менее, аскетизм, самодисциплина, обуздание своих страстей – необходимы. Но как определить меру аскетизма? Или это определяется сугубо индивидуально?

    Федор, я полагаю, что меру аскетизма нужно определять самому, ориентируясь на свои индивидуальные склонности к тем или иным вещам или явлениям… Только вот главная сложность, наверно, это уметь адекватно оценивать свои склонности и адекватно ставить границы для себя же.

  20. Федор Ф (02.08.2013), Цхултрим Тращи (02.08.2013)
  21. 02.08.2013, 14:50 #12

    Сообщение от Топпер

    Для монахов например есть разрешенные четыре необходимости: еда, лекарства, одежда, жилища. Т.е. то, без чего человек жить не сможет. Можно ориентироваться на эти критерии.

    Да, спасибо. Согласен. Только то, без чего нельзя жить. И не только в отношении внешних вещей, я думаю. Но и в отношении мыслей, например. Имеет смысл обуздать свои мысли, прежде всего. Не только по отношению к чувственным желаниям, но и по отношению к воображению, например. Это тоже лишнее. Может даже ментальная аскеза важнее внешней, материальной. Верно?

  22. Eugeny (02.08.2013), Zom (02.08.2013), Мира Смирнова (02.08.2013), Ритл (02.08.2013), Степан Т (02.08.2013), Энн Тэ (04.08.2013)
  23. 02.08.2013, 14:52 #13

    Сообщение от Аурум

    Дмитрон, вам же пояснили, что вопрос про личную практику, про меру определения степени аскетизма. А вы начали о том как там живут в других странах и поучать как нужно жить вообще…

    Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах), ограничение и подавление чувственных влечений, желаний (“умерщвление плоти”) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях. Значит. развития А. достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древнеиудейские секты-терапевты, ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация А. в различных религиозно-философских учениях различна. Так, А. киников определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как “темницу души”, А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё (особенно в манихействе). В сущности же, в антагонистическом обществе религиозный А. имеет классовый смысл. Возведение церковью А. в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет в их глазах значение собственности, которой обладают господствующие классы в эксплуататорском обществе.

    http://slovari.yandex.ru/%D0%B0%D1%8…8%D0%B7%D0%BC/

    Слово аскетизм я понимаю буквально. “Степень аскетизма”, о которой здесь говориться, понимаю как “степень ограничений” от мирской жизни.

  24. 02.08.2013, 14:53 #14

    Сообщение от Аурум

    Только вот главная сложность, наверно, это уметь адекватно оценивать свои склонности и адекватно ставить границы для себя же.

    Да, сложно. Тут главное, не давать себе поблажек

  25. 02.08.2013, 15:13 #15

    Все-таки некоторые усилия всегда необходимы. Опять же, смущает то, что всякие усилия загоняют желания, неблагие тенденции вглубь сознания. Это еще хуже. Со скрытыми тенденциями сложнее бороться. Просто усилия тоже разные бывают. Если это усилия по подавлению – то никакого толка не будет. А если это усилия по отречению и распылению неблагих качеств, по их недопущению – то толк будет. Например, есть желание, и можно направлять усилие на то, чтобы ему не последовать, а можно направить усилие на его подавление, маскировку – будто у тебя этого желания, типа, нет. Или же начать “ненавидеть” это желание, что, по сути, то же самое подавление. Вот это последнее – неумелый подход.

  26. Богдан Б (02.08.2013), Дхармананда (02.08.2013), Лери (03.08.2013), Ритл (02.08.2013), Степан Т (02.08.2013), Топпер- (02.08.2013), Федор Ф (02.08.2013), Цхултрим Тращи (02.08.2013), Юрий Бочкарев (03.08.2013)
  27. 02.08.2013, 15:20 #16

    Сообщение от Федор Ф

    Но и в отношении мыслей, например. Имеет смысл обуздать свои мысли, прежде всего. Не только по отношению к чувственным желаниям, но и по отношению к воображению, например. Это тоже лишнее. Может даже ментальная аскеза важнее внешней, материальной. Верно?

    Интересная мысль. Игры ума весьма захватывающи: мы очень любим рассуждать, решать, оценивать, фаназировать. Оказ от ментальной жвачки, наверное, большой шаг вперед.

  28. Алик (02.08.2013), Лери (03.08.2013), Ритл (02.08.2013), Степан Т (02.08.2013), Топпер- (02.08.2013), Федор Ф (02.08.2013), Энн Тэ (04.08.2013)
  29. 02.08.2013, 15:24 #17

    Сообщение от Zom

    можно направлять усилие на то, чтобы ему не последовать

    Т.е. игнорировать его?
    а можно направить усилие на его подавление Да, подавление к добру не приведет.
    Только это непросто различить (подавление и не следование). Тонкий весьма момент.

  30. 02.08.2013, 15:25 #18

    Сообщение от Федор Ф Вообще-то это далеко не просто Разумеется, предмет обсуждения не выходит за рамки БВП. Не просто даже “панчашилу” соблюдать.)
    А быть аскетом совсем совсем непросто.

  31. 02.08.2013, 15:36 #19

    Сообщение от Zom

    А порицает только ту, которая из-за этого не приносит плодов

    А вот еще хотелось бы прояснить один момент – какие конкретно плоды приносит аскеза?
    Мне думается, что это, прежде всего, очищение от всякого хлама ментального и материального.

  32. 02.08.2013, 15:50 #20

    Ну вот как бывает – появляется к чему-либо жажда. Ты её замечаешь, что она существует в данный момент в уме, и замечаешь, что жажда склоняет ум к тому, чтобы тот начал действовать так, чтобы получить объект, требуемый жаждой. И вот тогда ты направляешь усилия на то, чтобы ум НЕ стал следовать, не стал действовать так, чтобы получить этот объект. Это не игнорирование. Это тяжёлый труд – не потакать желанию. Усилие по “вытягиванию” ума из привычного русла, колеи, которыми он устремлён к желаемому.

    Насколько я понимаю, именно в этом болезненность аскезы и состоит. Настолько часто и в отношении каких именно вещей ты направляешь усилия по этому вытягиванию.

    Чрезмерное старание в этом поле способно породить немало дуккхи .

    ) Но, если это делать более-менее равномерно, без чрезмерных усилий, не допуская при этом “падений”, то тогда будет, с одной стороны, естественный прогресс, с другой стороны, отсутствие дуккхи.

  33. Алик (02.08.2013), Богдан Б (05.08.2013), Дхармананда (02.08.2013), Лери (03.08.2013), Ритл (02.08.2013), Федор Ф (02.08.2013)

Источник: https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=22412

Что такое аскетизм? – На пути к Кришне

Дхарма, на самом деле, основана на аскетизме. Что называется аскетизмом представлено в «Бхагавад-гите» в 17-й главе.

Тех, кто совершает суровую аскезу, не рекомендованную в священных писаниях, делая это из гордости или эгоизма, тех, кем движет вожделение и привязанность, кто по глупости истязает свое материальное тело и находящуюся в нем Сверхдушу, называют демонами. (Бхагавад-Гита 17.5-6)

Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, простота, целомудрие и ненасилие. (Бхагавад-Гита 17.14)

Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания. (Бхагавад-Гита 17.15)

Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума. (Бхагавад-Гита 17.16)

Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости. (Бхагавад-Гита 17.17)

Aскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.(Бхагавад-Гита 17.18)

Aскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества. (Бхагавад-Гита 17.19)

Когда мы говорим слово «аскеза», нам почему-то всё время кажется, что аскеза – это когда человек занимается самоистязанием. Но на самом деле, аскеза – это очень конкретный вид деятельности, который описан в «Бхагавад-гите». И для того, чтобы мы считались аскетичными, мы должны придерживаться именно этих правил.

Итак, в соответствии с «Бхагавад-гитой» существует 3 типа аскетичности. Причем, эти 3 типа аскетичности касаются 3-х уровней активности нашего материального тела, т.е. это аскетизм тела, это аскетизм речи и аскетизм ума.

И вот сейчас мы с вами посмотрим, что называется аскетизмом в этих 3-х проявлениях. Аскетизм тела состоит из поклонения Всевышнему Господу, брахману, духовному учителю и старшим, способным дать поучения, а также в чистоте, простоте, целомудрии и неприменении насилия.

Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, а также в регулярном чтении ведических гимнов. А удовлетворенность, простота, серьезность, владение своими чувствами и очищение своего существования – есть аскетизм ума.

Аскетизм тела

На самом деле, самый главный признак аскетизма тела – это вот эта простая способность просто предложить поклоны всем, кто старше нас. Вот это называется аскезой тела. Т.е. когда я встречаю старшего, я не пренебрегаю им, я не унижаю, или еще хуже, не пытаюсь его оскорблять, это уже называется распущенностью. Аскетизмом является вот этот момент, что я предлагаю свои почтительные поклоны всему тому, что выше меня. Вот это аскетизм тела.

Вторая часть аскетизма тела – это чистота. Это означает, человек должен омываться, носить чистую одежду. Это называется аскетизмом.

Следующая черта аскетизма – это простота. Что означает простота? Это не нищета. Простота означает – не брать от этого мира больше, чем тебе нужно для того, чтобы ты мог спокойно в этом материальном мире жить.

Следующее – это целомудрие. Целомудрие означает просто соблюдение принципов нравственности. Это и есть аскетизм. Не надо убиваться, мучить себя. Мы уже говорили с вами, что варнашрама дхарма – это как раз система, где человек ставит своё вожделение под управление принципов нравственности, данных религией.

Например, если мужчина уже осквернил какую-нибудь женщину или испытывал вожделение по отношению к ней, то, как мы сказали, нравственность мужчины, выражается в его готовности дать заботу, защиту женщине и ребенку до конца жизни. Мужчина, который бросает женщину на произвол судьбы только потому что у него неуправляемое вожделение, – нецеломудренный.

Целомудрие указывает вот на этот момент – способность человека, во-первых, не вовлекать в излишнее количество чувственного наслаждения других живых существ, т.е. в конкретном случае женщина мужчину, мужчина женщину, и входить в эти взаимоотношения только при строгой необходимости. Это всё взаимосвязанная система.

Когда человек соблюдает режим еды и сна, тогда его потребность в половой активности резко снижается. И тогда мы оказываемся в состоянии или в силе соблюдать целомудрие.

Следующий симптом аскетичности тела – это неприменение насилия. То есть, когда у меня бывают какие-то всплески гнева от неисполненных желаний, я не обращаюсь к насилию, чтобы эти свои желания реализовать.

Итак, значит мы получили весь букет, который касается аскетизма тела – уважение к старшим, чистота своего тела, простота образа жизни (т.е.

не брать больше, чем это необходимо), целомудрие (это означает соблюдение принципов нравственности в отношения с противоположным полом) и неприменения насилия. Как мы видим, аскетизмом считается наша готовность не причинять беспокойства другим живым существам.

Нас самих в смысле аскетизма касались только два момента – это чистота и простота. Всё остальное имело отношение к другим. Итак, аскетизм – это не причинять беспокойства другим живым существам.

Аскетизм речи

Теперь, второй момент – это аскетизм речи. В чем состоит аскетизм речи? Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, и это самое главное. Аскетизм речи состоит в том, чтобы не лгать. Например, человек, на самом деле, лжет из нескольких причин.

Первая причина заключается в том, что мы хотим чувственное наслаждение, и для того, чтобы получить его, мы понимаем, что другие живые существа, которые нас окружают, должны думать, что мы – хорошие объекты для такого наслаждения.

Для этого мы должны представлять себя в самом лучшем свете. Даже если мы и не являемся таковыми.

Современная цивилизация – прими омовение, хорошо оденься, улыбайся всё время, и вот с этой улыбкой твори гадости, зато все люди будут думать, что ты – хороший.

И когда вы замечаете вот эти симптомы, что человек особым образом гладится, особым образом какие-то признаки власти на себе несет духовные или еще что-то, это очень особый симптом духовного карьериста.

Потому что, на самом деле, честный духовный человек – тоже чистый, тоже выглаженный, но у него нет вот этой особой… Вы знаете, когда на таких людей смотришь, даже видно, что он стоит перед зеркалом и тренируется, как это будет у него висеть, как он смотрится, когда он делает это движение, то движение, он движет головой… это всё просто оттренировано, потому что он, на самом деле, духовный карьерист.

Поэтому правдивость очень важна. И первое – это не вводить в заблуждение другие живые существа из меркантильных соображений. Т.е.

человек подходит, видит внешне что-то одно, и обманувшись вот этим внешним образом, он проникается доверием к тебе, а на самом деле, у тебя змеиные намерения. Вот это является лживостью.

А правдивость – это когда твоё внутреннее содержание прямо отражается в твоём внешнем поведении, поэтому всегда все люди знают, что можно от тебя ожидать. Это первая правдивость.

Вторая правдивость касается святых писаний. Это отношение человека к святым писаниям. Не искажать святые писания, не подстраивать их под свои корыстные материальные цели и есть правдивость религиозного человека. Т.е.

когда человек не пытается оттуда, отсюда, еще где-то найти в святых писаниях какие-то утверждения, которые оправдывали бы его ошибки, оправдывали бы его материальные цели или прикрывали бы их, не пытается эксплуатировать святые писания и не пытается переписывать их, что-то изменять – это означает правдивость. Т.е. человек принимает святые писания такими, какие они есть.

Следующий симптом аскетичности речи – это то, что речь должна быть приятной. Приятной – это означает просто изящная речь. Но на самом деле, когда речь идет о приятности, речь идет не о внешней вот этой формулировке, речь идет о цели. Слова приятны, если они нацелены на то, чтобы решать какие-то проблемы, прийти на помощь. Т.е.

знание передается такое, которое помогает мне потом жить. Слова приятны, если они решают какую-то проблему, если он помогают в каких-то ситуациях и если они содержат в себе истину, т.е. являются источником просветленности.

При этом сама буква была сказана немножко так, немножко сяк, это может для каких-то живых существ оказаться важным фактором, но для тех, кто открыт именно для того, чтобы получать пользу, вот эти формальные слова оказываются не такими важными, им важна суть.

Вот эта суть речи бывает приятна, когда она нацелена на то, чтобы дать нам добро. Поэтому мы всегда должны оценивать речь человека именно с этой точки зрения – на что его речь направлена.

Следующий симптом – это благотворность. Если речь человека уже правдива, она обязательно приятна, потому что правдивость всегда заключается в том, чтобы помочь другим живым существам. Она всегда приятна, и как результат, она благотворна, т.е. она решает какие-то проблемы. И, значит, речь должна не беспокоить других живых существ.

В 3-й главе «Бхагавад-гиты» Господь Шри Кришна сказал, что мудрые не беспокоят тех, кто в невежестве, кто не имеют определенного уровня, а они просто делают так, чтобы независимо от них как-то вовлечь их в процессы самореализации, получить пользу.Вот это и есть не беспокоить других. Это является аскетичностью речи.

И допустим мы проповедуем или еще что-то – общий принцип такой, что мы должны строить свою речь так, чтобы те, кто готовы взаимодействовать, сотрудничать, прогрессировать, могли бы пользоваться проповедью или приходили бы в общение, а все те, кто не хотят этого, они не были бы обеспокоены, жили бы спокойно в своей иллюзии, пока созреют.

Это не наша проблема. Какие там будут процессы Господь Шри Кришна распорядится Сам.

Итак, значит, аскетизм речи – это правдивая, приятная речь, и потому благотворная. Но приятная не по форме, а по сути. По форме придираются, когда сущность не интересует. Посмотрите, например, я могу сказать вам, открыть какую-то такую истину, которую если вы окажетесь в состоянии принять, вы получили самореализацию вплоть до реализации своей расы.

Я предполагаю сейчас, фантазирую. Но при этом получается всегда что? Что если я уже смогла это сделать, вы получаете реализацию, и автоматически приходит другой момент – вы должны признать, вы оказываетесь в состоянии, когда вы должны признать, что эту реализацию вы получили от меня. И теперь, если вам не хочется признавать вот это, тогда вы поступите так.

Вы реализацию получите, а потом будете приставать к той форме, к тем словам, которые я сказала или кто-то другой, вы будете приставать к форме, чтобы найти какие-нибудь недостатки, обвинить, чтобы не быть вынужденным быть благодарным. Так поступают завистливые.

И поэтому мы можем понимать, что когда речь идет о приятности, то речь идет о содержании, а не форме, к форме пристают из зависти.

Теперь, благотворность. Благотворность означает – я должен говорить только тогда, когда могу принести пользу. Когда я уже чувствую, что моя речь не может приносить пользу, она приносит только беспокойства, тогда человек умолкает. Вот это и есть аскетизм. Аскетизм речи тоже настроен на то, чтобы не причинять беспокойства.

Если я уже чувствую, что благотворной моя речь не может быть, то лучше, чтобы ее не было, и тогда это аскетизм. Т.е. у меня цель не своё эго возвеличивать, показать, что я умнее. Нет. Если это не благотворно, то сразу отходишь – это аскетизм.

Если есть кто-то, кому моя речь благотворна, то начинаешь говорить в рамках правдивости.

Аскетичность ума

Аскетичность ума – это удовлетворенность, простота, серьезность, владение своими чувствами и очищение своего существования. Вот все эти качества – это работа тонкого тела. И мы можем видеть, что здесь одно качество исходит из другого.

Т.е. очищение своего существования происходит за счет процесса слушания. Процесс слушания приводит к практике, которая называется владение своими чувствами – это регулирующие принципы в духовной практике. Они выражаются так, что ум тогда контролирует чувства. Когда это происходит, то появляется серьезность в духовной жизни. Эта серьезность приводит к простоте.

Потому что если у меня серьезные намерения в духовной жизни – это означает мне жалко тратить любую секунду вообще на какие-то материальные дела, и у меня тело для того, чтобы оно существовало, чтоб я его могла использовать в духовной жизни, нуждается в пище, сне, там я не знаю, в отдыхе и еще чем-то.

И мы можем понимать, что вот эта серьезность приводит к простоте, а простота порождает удовлетворенность.

И, значит посмотрите: если человек достаточно серьезно слушает, слушает так, что это слушание приводит его к очищению, вот тогда вот эта цепочка имеет место. Очищение приводит к практике, практика приводит к серьезности, серьезность к простоте, простота к удовлетворенности.

И тогда мы можем понимать, что вот эта аскетичность ума фактически заключается в том, что мы предоставляем наш ум, т.е. наши чувства для того, чтобы всё время контактировать с духовными объектами. Когда мы контактируем с духовными объектами, наш ум начинает вырабатывать духовные желания, т.

е желания, которые касаются духовной практики. Вот это и есть аскеза. Харе Кришна!

(Из лекций матаджи Арчи)

Источник: http://archiamrita.online/chto-takoe-asketizm/

АСКЕТИЗМ

от греч. askesis – упражнение, подвиг) – учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения. Как правило, А.

не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. б. и при минимальном уровне потребления (“мало, но вкусно”). Исторические типы А.: восточный (индийский), античный (напр. у пифагорейцев), христианский. Православие рассматривает религиозный А.

как высший подвиг, а аскетов именует “подвижниками”. Аскетическим образцом объявляется земная жизнь Иисуса Христа. Религиозный А. выражается в отшельничестве, монашестве, самоистязаниях (напр. ношении вериг), постничестве, молчальничестве и т. п. А. обязателен для монашествующих. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост.

Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Стиль жизни, основанный на добровольном воздержании от чувственных, физических удовольствий и превознесении простоты и самодисциплины. Аскет обычно проповедует сосредоточение на высшей морально-религиозной системе ценностей.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

от греч. asketes – упражняющийся в чем-либо; отшельник, монах) – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы во имя социальных целей). Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе. Значительного развития А. достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древне-иудейские секты). А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от нее. Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. Для А. характерна низкая внутриличностная конфликтность человека.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

от греч. asketes упражняющийся в чем-либо), присущие практике некоторых философских школ (напр., киников), религий (монашество и т.п.), социальных движений отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение “сверхъестественных способностей” (йога), в христианстве – соучастие в “страданиях” Христа. Нередкий мотив аскетизма – отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

от греч. askein «упражняться») – сознательное воздержание от жизненных благ, ведение строгой, воздержной жизни.

И отшельники, и монахи жили в воздержании, вкушали пищу лишь после захода солнца… Все они соблюдали целомудрие…после долгих бдений спали на голой земле (А. Франс, Таис).

Я предпочитаю быть безумным, чем предаваться наслаждениям (Антисфен).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – 1. крайняя, нередко патологическая степень воздержания, отказа от жизненных благ, склонность к самопожертвованию ради неких идеалов и считающихся возвышенными или спасительными ценностей, встречается иногда у шизоидов, параноиков, религиозных фанатиков. Последние становятся иногда объектом пародий, как, например, у М.Твена; 2. система мер нравственного усовершенствования в религиозно-этических учениях.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/asketizm.html

Ссылка на основную публикацию