Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Краткое содержание статьи:

Чисто теоретически, любой интеллигентный человек должен обладать богатым словарным запасом и знать достаточно «заумных» слов. На деле, пользы с этого практически никакой. Но можно попасть и в неловкие ситуации. Вот говорит сосед, что у него с кем-то конфронтация, значение слова вам непонятно и как относиться к ситуации тоже неясно. Но стоит ли ради таких редких случаев штудировать словари?

Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Своя точка зрения

Свою позицию всегда необходимо отстаивать:

  • Окружающие будут пытаться навязать свое мнение, им это выгодно;
  • Только наличие собственной точки зрения поможет как-то изменить окружающий мир;
  • Свой взгляд – часть индивидуальной личности, без него вы станете серой массой;
  • Конфликты естественны, они происходят и помимо вашего желания, их не следует бояться.

Теоретически, у каждого человека может быть свое мнение, которое он попытается навязать всем окружающим. Это только его видение окружающего мира и как бы активно на вас не давили, не следует менять собственную позицию на определенные вещи только из-за того, что кто-то думает иначе.

Можно выслушать аргументы, можно вступить в спор. Но принимать на веру все сказанное не стоит, не все используют только честные приемы и не подтасовывают факты.

  • Сдаваться «без боя» еще глупее – всегда есть какие-то возражения, собеседник не мог озвучить точку зрения, которая на 100% совпадает с реальным положением вещей или вашим восприятием.

Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Что такое конфронтация в конфликте?

Конфронтация представляет собой развертывание конфликта, противопоставление двух различных позиций:

  1. Происходит в споре или возникшей конфликтной ситуации;
  2. Может проходить как между двумя людьми, так и между целыми социальными группами;
  3. Подразумевает под собой столкновение двух противоположных мнений, защитники которых не собираются сдаваться;
  4. Проходит в культурной форме;
  5. Может быть как конструктивной, так и деструктивной.

Для понимания, все обычно происходит по примерно такой схеме:

  • Начальник приходит и говорит, что в субботу придется выйти на работу;
  • Под этим он подразумевает, что труд никаким образом не будет оплачен и все будет сделано «за спасибо»;
  • Сотрудник заявляет, что ничего такого он делать не собирается, он еще в здравом уме;
  • Руководитель пытается пригрозить выговорами, штрафами или даже увольнением;
  • Работник напоминает о Трудовом кодексе РФ и шлет нанимателя куда подальше;
  • Спор прекращается или переходит в другую стадию.

Вступление наемного работника в конфронтацию происходит в тот момент, когда он возражает против незаконного требования работодателя. В аргументированную плоскость диалог переходит в тот момент, когда сотрудник упоминает ТК.

Теоретически, если человек в этой ситуации сразу же согласится выйти на работу, никакой конфронтации и не будет. Но зачем такое нужно?

Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Что такое конструктивная конфронтация?

Любая конфликтная ситуация должна быть конструктивной и аргументированной. Для этого следует:

  1. Держать происходящее под контролем, «не давать воли» эмоциям;
  2. Заранее подготовиться, если это вообще возможно, изучив основы проблемы;
  3. Не переходить на личности;
  4. Использовать только факты во время спора;
  5. Аргументировать свою позицию;
  6. Донести до собеседника и заставить его прислушаться к сказанному.

Не стоит срываться на крик, оскорбления и банальную ложь. Это не поможет в разрешении проблемной ситуации и не поможет выйти победителем из сложившегося конфликта.

У любой проблемы есть свои предпосылки и для начала следует разобраться в них:

  • Что привело к возникновению проблемы;
  • Каким способом ее можно было бы избежать;
  • Кто спровоцировал возникновение инцидента;
  • Существуют ли пути выхода из сложившегося тупика.

Но для этого необходимо подумать, потратить время и «пошевелить мозгами». Возможно, придется даже признать свои ошибки или вину по отдельным пунктам.

Кричать и оскорблять всегда проще, поэтому спокойный вариант решения выбирают не все. Не тот темперамент.

Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Как разделять работу и личное?

Конфронтация по одному вопросу не означает, что с человеком вы стали врагами на всю жизнь:

  1. Необходимо уметь разделять проблемы;
  2. Личные и рабочие моменты не должны идти «рука об руку»;
  3. Можно спокойно общаться с тем, у кого другой взгляд на одну какую-то ситуацию;
  4. Не стоит ассоциировать конкретного человека с проблемой и переносить на него негативное восприятие ситуации.

В западной культуре это прослеживается лучше, особенно, что касается рабочих моментов. Два сотрудника одной компании могут высказывать диаметрально противоположные мнения и склонять руководство к разным направлениям развития. А в пятницу вечером они будут собираться в баре, гулять, рассказывать друг другу истории и смеяться. Как ни в чем не бывало.

У нас, если на работе происходит пусть даже мелкий конфликт, работники становятся врагами, на долгие месяцы или даже годы и эта вражда прослеживается во всем. Особенно заметно это в женских коллективах.

Частые конфликты могут свидетельствовать сразу о нескольких вещах:

  • В коллективе есть какие-то реальные проблемы;
  • Человек пытается всем навязать свое собственное мнение;
  • Окружающие слишком резко реагируют на любое проявление индивидуальности.

Определитесь, проблема в вас или всем остальном мире? А потом задумайтесь, готовы ли вы ему противостоять. После получения ответа на оба вопроса станет легче жить.

Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Споры и конфликтные ситуации

Конфронтация – противостояние, столкновение двух различных мировоззрений и их противоборство:

  1. Самый доступный и понятный синоним – конфликт;
  2. Предполагает отстаивание прав, собственных или чужих;
  3. Требует наличия силы воли и готовности «стоять на своем»;
  4. В идеале – держится в определенных «цивильных» рамках.

Вступать в конфронтацию не так уж сложно, для этого достаточно не согласиться с мнением или требованием, которое вам кажется неправильным. Дальше собеседник все сделает за вас, достаточно просто сидеть и слушать аргументы, наблюдая за покрасневшим лицом оппонента.

  1. Периодически стоит уведомлять, что вы все еще не изменили своей позиции и «вбрасывать» какие-то свои аргументы, чтоб подкинуть «дровишек».

Если перед вами импульсивный и эмоциональный человек, логичные аргументы на него не подействуют, скорее всего. Так что надо либо «дать ему остыть», либо самому вести себя эмоционально. Если вы не уверены в том, что сможете перекричать соперника или попросту этого не хотите – лучше и не начинать.

Если у вас уже произошла с кем-то конфронтация, значение слова можно и не знать, главное – отстаивать свою позицию и не выходить «за рамки». Во всяком случае, если оппонент этого не делает.

Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Видео о конфронтации

В этом видео лектор Андрей Данилов расскажет, что считается конфронтацией с церковью:

Источник: https://1-vopros.ru/853-konfrontaciya-znachenie-slova.html

Правила общения: уважение и конфронтация

Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Продолжаем цикл публикаций, посвященных общению. Мы уже рассмотрели два навыка общения: перефразирование и отражение чувств; дали краткую характеристику шести правилам общения, сформулированных в гуманистической психологии на основе работ Карла Роджерса, а также подробнее описали первую пару правил общения: эмпатию и подлинность.

Эти правила не менее важно соблюдать в общении, что позволит сочетать принятие партнера по общению с умением возразить ему в случае необходимости.

Правило общения 3: Уважение

Гуманистическое истолкование уважения заключается в том, что за каждым человеком признается право быть личностью, обладающей значимостью, ценностью и достоинством.

Никакой человек не может быть средством для достижения цели. Мы не пользуемся окружающими людьми, мы сотрудничаем с другим человеком на равных, общаемся, как равные. Смысл уважения не в том, чтобы упразднить всякую социальную иерархию, а в том, чтобы признать безусловную ценность каждого человека, каким бы он ни был и какое бы место в социуме ни занимал.

Если вы относитесь к партнеру с уважением, вам не придет в голову ставить свои установки, оценки, интерпретации, мысли или чувства выше его чувств, мыслей и т.п.. Вы с одинаковым вниманием и ценностью относитесь как к себе, так и к вашему партнеру.

Относитесь к своему партнеру по общению, как к уникальной, самобытной, самоценной личности, — и он это оценит.

Правило общения 4: Конфронтация

Конфронтация — это умение вступать в противоречие с другим человеком, но при этом сохраняя атмосферу доверия и принятия.

Читайте также:  Что такое пессимист - суждения философов, признаки поведения

Соблюдение правила конфронтации позволяет нам не скатиться в общении с другим человеком в банальные «поддакивания», в потакание, в попустительство: мол, я тебя уважаю, принимаю, люблю, ценю, — и делай, все, что хочешь, все это хорошо. Это не так.

Необходимо отделять ценность личность как таковой от ценности ее поступков. Первое неоспоримо, второе — предмет критического анализа.

Если вы боитесь вступать с вашим партнером по общению в конфронтацию по причине несогласия с какими-то его действиями, то вы теряете контакт с ним и подлинность в общении, обесцениваете свою личность, идете на поводу у партнера, позволяя ему нарушать ваши границы.

Важно помнить, что конфронтация — это положительное отношение к человеку.

  • С одной стороны, если вы не согласны с какими-то действиями или убеждениями вашего партнера по общению, вы не должны демонстрировать согласие с ним (в соответствии с правилом подлинности).
  • С другой стороны, вы и не должны немедленно пускаться в озвучивание своего мнения, не пытаясь выслушать и понять другого человека (в соответствии с правилом эмпатии).

Помните о том, что цель конфронтации — помочь вашему партнеру лучше понять самого себя, а не высказать ваше ценное мнение по поводу его личности, чувств, убеждений или поступков.

Если вы общаетесь с человеком, удерживая в голове эту цель, то ваши возражения будут восприняты более благосклонно, и ваш партнер будет избавлен от необходимости уходить в глухую защиту своей личности, игнорируя здравый смысл ваших возражений.

Уважение и конфронтацию необходимо практиковать в паре!

В эффективном общении уважение и конфронтация невозможны друг без друга так же, как невозможны друг без друга эмпатия и подлинность.

Уважение без конфронтации — это в лучшем случае, безразличие к судьбе другого человека, а в худшем — лизоблюдство и потакание.
Конфронтация без уважения — это нападение на другого, попытка его подавить и сделать таким, как хочется лично вам.

  • Если мы забываем о конфронтации в общении, то уважение может легко перейти в потакание капризам, неэффективным способам общения, невротическим симптомам, неадаптивным реакциям вашего партнера.
  • Конфронтация будет пагубна, если вы не уважаете своего партнера, если не цените и не принимаете его.
  • В общении важно соблюдать баланс между поддержкой, принятием и вызовом.
  • Не бойтесь бросать вызов вашему партнеру, но и не забывайте о том, что он такой же человек, как и вы, обладающий собственной ценностью и достоинством.

Источник: https://psy-resource.com/pravila-obshheniya-uvazhenie-i-konfrontaciya/

Социально-психологические феномены

Процесс каузальной атрибуции зависит не только от закономерностей в рамках собственно каузальной атрибуции и от свойств своих структурных компонентов, он так же связан с другими социально-психологическими феноменами.

Социально-психологические феномены можно условно разделить на межличностные и межгрупповые. Межгрупповые феномены распространяются на межгрупповой уровень общения, т.е. проявляются в общении с незнакомыми людьми.

В этом случае партнер по общению относится субъектом к определенной группе и рассматривается с точки зрения принадлежности к этой группе. Межличностные феномены социальной психологии распространяются на межличностный уровень общения и проявляются в рамках взаимодействия со знакомыми людьми.

При этом объект рассматривается с точки зрения индивидуальных свойств, уже известных субъекту.

К межгрупповым социально-психологическим феноменам, оказывающим влияние на каузальную атрибуцию, относятся следующие:

  1. Эффект первичности – феномен межгруппового уровня общения, связанный с устойчивостью первого впечатления о человеке: начальная информация о малознакомом человеке является более значимой, чем дальнейшая. «Если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления … может быть весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном общении» [4]. Эффект первичности базируется на тех же факторах, что и влияние свойств объекта каузальной атрибуции на процесс интерпретации причин поведения. Однако действие эффекта первичности распространяется на больший промежуток времени.
  2. Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов (устойчивых образов или устойчивых представлений о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственных представителям той или иной социальной группы). «Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии… Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью» [3]. Разные социальные группы вырабатывают устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Психологическая функция стереотипизации та же, что и функция каузальной атрибуции – сделать окружающий мир, в том числе социальный, более понятным и прогнозируемым, тем самым повышая уровень субъективной безопасности.
  3. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация – тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями других групп.
  4. «Иллюзорные корреляции» – произвольные представления о связи различных характеристик человека, возникающие у человека на основе прошлого опыта, семейных сценариев, профессиональных или иных стереотипов, возраста, пола и т.д. А.А. Бодалев иллюстрирует феномен «иллюзорных корреляций» следующим примером: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок – признак сильной воли, 17 – что большой лоб – признак ума, 3 отождествляют жесткие волосы с непокорным характером, 16 – полноту с добродушием, для двух толстые губы – символ сексуальности, для пяти малый рост – свидетельство властности, для одного человека близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а для пяти других красота – признак глупости [5].

На межличностном уровне общения в процессе каузальной атрибуции действуют другие социально-психологические феномены:

  1. Эффект новизны – феномен межличностного уровня общения: в отличие от эффекта первичности как феномена межгруппового уровня общения, действует в отношении хорошо знакомых людей (друзей, родственников и т.д.): наиболее значимой, наоборот, оказывается последняя полученная информация о данном человеке.
  2. Гало-эффект, или эффект ореола – заключается в том, что информация о человеке, полученная до знакомства с ним, определяет отношение к этому человеку, в том числе влияя на процесс каузальной атрибуции. «Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств [3].
  3. Идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя партнеру по общению. Идентификация является причиной эгоцентрической (проективной) ошибки каузальной атрибуции; она же запускает механизм влияния соотношения свойств субъекта и объекта каузальной атрибуции на ее процесс и результат.
  4. Аттракция – эмоциональное отношение к субъекту восприятия, в том числе к субъекту каузальной атрибуции. Если субъект каузальной атрибуции испытывает к объекту положительные эмоции, то он будет приписывать ему позитивные качества и причины поступков; если отрицательные эмоции – напротив, негативные качества и причины поступков. Степень влияния аттракции на каузальную атрибуцию прямо пропорциональна силе эмоции: чем сильнее отрицательные или положительные эмоции, вызываемые объектом каузальной атрибуции, тем выше степень соответственно негативности или позитивности приписываемых свойств и причин поведения.
  5. Барьеры общения – разнообразные факторы, препятствующие эффективному общению и вызывающие дискомфорт партнеров по общению, которые могут выступать субъектом и объектом каузальной атрибуции. Причиной подобного дискомфорта может стать неравномерность развития различных сторон интеллекта у субъекта и объекта каузальной атрибуции (интеллектуальные барьеры); политические, религиозные, профессиональные различия, вызывающие непонимание (социокультурные барьеры); свойства личности одного или более участников общения, формирующие негативную оценку другим участником и порождающие недоверие, враждебность и т.п. (моральные барьеры.
Читайте также:  Гностицизм — это обобщение тайных знаний в философии

Таким образом, каузальная атрибуция не ограничена особенностями своих структурных компонентов и подвержена влиянию разнообразных социальных факторов.

Можно предположить, что воздействие социально-психологических феноменов на каузальную атрибуцию является двусторонним: не только социально-психологические механизмы оказывают влияние на каузальную атрибуцию, но и каузальная атрибуция – на социально-психологические феномены. Следовательно, каузальная атрибуция является элементом социально-перцептивной системы.

Далее: Заключение

Источник: https://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/kauzalnaya-atribuciya/socialno-psihologicheskie-fenomeny/

Конфронтация психолога с клиентом и феномен социальных ожиданий

Арпентьева Марьям Равильевна, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

Цитировать:
Арпентьева М. Р. Конфронтация психолога с клиентом и феномен социальных ожиданий // Социальные явления. 2016 1(4). С.61-70.

Аннотация:

Статья посвящена проблемам конфронтации как универсальной техники фрустрации повседневных ожиданий клиента в психологическом консультировании, рассмотрению типичных трудностей и сложных ситуаций в профессиональной деятельности консультанта, путей преодоления и профилактики нарушений в работе с ожиданиями клиентов.

На основе теоретического анализа процессов и результатов консультирования рассматриваются проблемы и аспекты столкновения ожиданий клиентов и консультантов.

Как источник ожиданий выделяются основные потребности консультантов как профессионалов, а также потребности клиентов, варианты их адекватного и неадекватного удовлетворения в процессе консультирования.

Приводятся типологии конфронтаций с ожиданиями клиента и трудных ситуаций психологического консультирования, типы клиентов и консультантов, особенности их ожиданий друг к другу и консультированию, обусловливающие эффективность или неэффективность, продуктивность или деструктивность взаимодействия.

Ключевые слова: конфронтация, ожидания, перенос, контрперенос, трудные ситуации консультирования, трудные клиенты, принятие, эмпатия, конгруэнтность,конкретность, психологическое выгорание, потребности консультанта, потребности клиента, тип клиента, тип консультанта, супервизия.

Открыть на весь экран

Список литературы:

  1. Акимова М. К., Горбачева Е. И., Козлова В. Т. Концептуальные подходы К. М. Гуревича к разработке теоретических основ современной психологической диагностики//Психологическая диагностика. -2010. -№1. -С. 3-10.
  2. Арпентьева М. Р. Социально-психологическое консультирование как взаимопонимание. -Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. -700 с.
  3. Арпентьева М. Р. Стратегии понимания клиента в психологическом консультировании. -Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. -626 с.
  4. Базилевич Т. Ф. Антиципация в структуре действий различного смысла//Психологический журнал. -1988. -Т.9. -№3. -С. 121-131.
  5. Белорусов С. А. Целительное событие. Искусство практической транспсихотерапии. -Ростов-н/Д: Феникс, 2007. -384 с.
  6. Бермант-Полякова О. В. Психодиагностика и жизнь//Концепт. -2014. -Современные научные исследования. -Выпуск 2. -ART 54461. URL: http://e-koncept.ru/2014/54461.htm. -ISSN 2304-120X.
  7. Бермант-Полякова О. В. Мифы психотерапии и их маркетинг//Психотерапия. -2009. -№ 8(80). -С. 26-30.
  8. Бермант-Полякова О. В. Посттравма: диагностика и терапия. -СПб: Речь, 2006. -248 с.
  9. Бочкарева О. В. Формирование диалогической установки участников педагогического общения//Социальные явления. -2015. -№ 3. -С. 124-131.
  10. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. -Воронеж: МОДЕК, 1995. -С. 256.
  11. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации//Вопросы психологии. -1985. -№1. -С. 110-120.
  12. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии -три стратегии психологического воздействия//Вопросы психологии. -1987. -№ 3. -С. 41-49.
  13. Коновалова О. А Iндивiдуальнi способи категоризацiї експектацiй в процесi переговорiв//Сучасна психологiя в цiннiсному вимiрi: матер.Третiх Костюкiвських читань: в 2 т. -К.: Гнозис, 1994. -Т.2. -С. 54-55.
  14. Коновалова О. А. Проблема експектацiй та їх роль у спiлкуваннiсуб’єкта//Практична психологiя та соцiальна робота. -2000. -№8. -С. 18-24.
  15. Копьев А. Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного консультирования//Вопросы психологии. -1996. -№4. -С. 44-54.
  16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. -М.: Академический проект, 1999. -240 с.
  17. Купчина О. А. Глибинно-психологiчний аспектрозумiння феномена експектацiй//Вiсник Київського унiверситету. -2003. -Вип. 18. -С. 24-29.
  18. Ломов Б. Ф., Суpков Е. Н. Антиципация в стpуктуpе деятельности. -М.: Наука, 1980. -279 с.
  19. Макарова Е. Ю. Представления о психологическом консультировании у разных социальных групп: автореф. дис…. канд. психол. наук. -М.: РГСУ, 2009. -22 с.
  20. Меновщиков В. Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов//Вопросы психологии. -1999. -№1. -С.77-88.
  21. Меновщиков В. Ю. Русские мифы о дистантном консультировании//Журнал практического психолога. -2013. -№ 1. -С. 66-77.
  22. Мещерякова Э. И. Персональный миф в психологическом консультировании: дис…. д-ра психол. наук. -Томск: ТГУ, 2001 -318 с.
  23. Минигалиева М. Р. Понимание психологом клиента в психологическом консультировании. -Saarbrucken: Lambert Academic Publ., 2012. -С. 670.
  24. Минигалиева М. Р. Супервизия как процесс взаимопонимания. -Saarbrucken: Lambert Academic Publ, 2012. -531 с.
  25. Минигалиева М. Р. Психологическое консультирование: теория и практика: учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2008. -609 с.
  26. Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. -М.: PerSe, 2001. -144 с.
  27. Наянова М. В. Ожидания как элемент педагогического процесса//Социальные явления. -2015. -№ 3. -С. 3-9.
  28. Огинская М. М., Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции//Вопросы психологии. -1991. -№ 4. -С. 10-18.
  29. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Изд. гр. «Прогресс», «Универс», 1994. -480 с.
  30. Соболева Н. И. Социальные ожидания как предмет социологического анализа//Проблеми розвитку соцiологiчної теорiї: науковi доповiдi i повiдомлення першої Всеукраїнської соцiологiчної конференцiї. -К.: Соцiологiчна асоцiацiя України, IС НАН України, 2001. -С. 150-151.
  31. Ткаченко Н. Н. Оценочная зависимость как возможное последствие социальных ожиданий//Социальные явления. -2015. -№ 3. -С. 136-143.
  32. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. -Л.: Медицина, 1990. -189 с.
  33. Эренберг О., Эренберг М. Как получить хорошую психотерапию/пер. С. А. Белорусова. -М.: ИЦ СиД, 1998. -33 с.
  34. Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство. -СПб.: Б. С. К., 1997. -235 с.
  35. Яковлева С. В. Психологическое консультирование: теория и процесс. -Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1998. -176 с.
  36. Burakova-Lorgnier M. Trust, Reciprocity, and Other Relational Network Characteristics as Factors of Knowledge Sharing//Management et réseaux sociaux: ressource pour l’action ou outil de gestion ? (Collection finance, gestion, management)/Dans M. Lecoutre, & P. Lièvre (eds.). -Hermes & Lavoisier, Londres, 2008. -Р. 182-193.
  37. Dutta S., Fraser M. Throwing Sheep in the Boardroom: How Online Social Networking Will Change Your Life, Work and World. -John Wiley & Sons Ltd, 2008. -344 p.

Источник: http://journal.socialphenomena.org/ru/issues/4_2016/sp4_2016_arpentieva_61_70/

Понятие конфронтации и некоторые аспекты поведения в ситуации конфронтации

Проблема конфронтации в отечественной психологии практически не разрабатывалась. И если тема конфликта и конфликтологии уже заняла достойное место в перечне проблем, изучаемых социальной психологией, то понятие конфронтации хотя и является широко употребительным, как в обыденной жизни, так и в психологической литературе, не является, однако, точно научно определенным.

Понятие конфронтации

Слово «конфронтация» является «калькой» английского слова 'confrontation' и на русский язык по В.К.Мюллеру переводится как 1. Конфронтация, противоборство; 2. Очная ставка 3. Сличение, сопоставление, а 'confront' как 1. Стоять лицом к лицу, стоять против 2. Противостоять.

Наиболее разработано понятие «конфронтация» в психоаналитическом направлении. В понимании Cohen это и состояние, созданное психотерапевтом, и процесс предоставления информации пациенту, и прием работы (техника), ведущий к достижению цели, поставленной терапевтом.

Анализ представлений понятия «конфронтации» выборки испытуемых (68 человек) дал пеструю картину. Однако наблюдается тенденция представлять конфронтацию как противостояние, непримиримость, вражду, часто характеризующиеся наличием агрессивных действий. Нередко конфронтация представляется как острый конфликт.

Нами предлагается следующее рабочее определение. Конфронтация — взаимное противостояние каждого из партнеров в ситуации общения, которое характеризуется целенаправленностью, выраженным поведенческим компонентом, осознанностью занятой позиции.

Отличие понятия «конфронтация» от наиболее близких по содержанию к ней понятий заключаются в следующем.

В ситуации конфронтации в отличие от ситуации агрессии цель объективно не зависит от средств ее достижения, тогда как в ситуации агрессии без агрессивного действия нельзя добиться цели.

В отличие от конфликта в конфронтации может и не быть противоречия или противоположности, а также отсутствуют латентные отношения.

Поведение в ситуации конфронтации

Было проведено исследование поведения и чувств эмпатичных людей в ситуации вынужденной конфронтации (выборка 50 чел.).

В качестве методов психологического исследования были использованы опросник Мехрабяна с целью выявления личностных особенностей по шкалам эмпатии, аффилиации и сенситивности к отвержению, метод наблюдения в инсценированных ролевых играх и авторская анкета, направленная на выявление чувств, испытываемых в ситуации вынужденной конфронтации.

Читайте также:  Что такое эти необычные слова "аскетизм" и "аскетичность"

Сравнительный анализ групп, выделенных по критериям эмпатичности (Э) и сенситивности к отвержению (СО) дал следующие результаты: были выделены четыре стиля реагирования в ситуации вынужденной конфронтации: «боязливые эмпатичные» (высокая Э, высокая СО), «бесстрашные эмпатичные»(высокая Э, низкая СО), «индивидуалисты» (низкая Э, низкая СО) и «ханжи» (низкая Э, высокая СО). Несмотря на наличие общих чувств, испытываемых людьми из всех групп в ситуации вынужденной конфронтации, таких как раздражение, напряжение, неудобство и неловкость, существуют достоверные различие в стилях поведения и испытываемых чувствах в выделенных группах. Так чувство вины по-настоящему испытывают лишь «боязливые эмпатичные», при этом они чаще и в большей степени испытывают негативные чувства и желание избежать подобной ситуации. Для «индивидуалистов» чувство вины не характерно, они даже могут испытывать чувство азарта и удовольствия и не имеют желания избегать подобной ситуации.

Полученные данные позволяют выдвинуть более широкую гипотезу о наличие четко выраженных стилей поведения в ситуации конфронтации.

Исследование и описание наиболее эффективных стратегий поведения в ситуации конфронтации могут использоваться в тренинговых занятиях, направленных на обучение эффективному взаимодействию, а также лечь в основу специальной программы по обучению навыку конфронтации, который по мнению ряда психологов является одним из необходимых межличностных навыков (Egan G. «interpersonel living» 19,6).

Смирнова М.В

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2671

Конфронтация

Эссе. «Конфронтация»

Конфронтация болезненна в переживаниях.
И она, как правило, вызывает страх.

Стоять одному, такой, какой ты есть и с тем, что есть в тебе – против мира – бывает страшно.
Мира других людей, мира другого, отдельного от тебя, человека.

Стоять – на-против…

  • Конфронтация – это про твою отдельность, твои границы, твою обособленность в этом мире и твою уникальность.
  • Конфронтация – это тот бастион, за которым стоит твой опыт, твое видение, твое самоощущение и мировосприятие – твоя сущность.
  • Конфронтация говорит о том, что «я – есть!»
  • Впервые мы конфронтируем в этом мире с родителями, когда заявляем о своей отдельности, другости и отличности от них.

Это происходило, когда мы отпихивали соску или выплёвывали лишнюю (читай – токсичную) для нас ложку полезнейшей — с точки зрения родителей – каши.

  Когда отпихивали именно эти носки или эту шапку, которую на нас одевали взрослые тогда, когда сами считали нужным это сделать. Когда мы впервые говорили – «нет, не хочу!» и «я сам!».

  Когда совершали безумные, опасные или странные с точки зрения других людей поступки, которыми мы транслировали в мир – «у меня это – так»

  1. Мы заявляли о себе через несогласие, обозначение своих границ, контуров нашего «я», выраженных в наших желаниях и наших протестах против чего-то вокруг нас и по отношению к нам.
  2. В конфронтации мы росли, развивались: конфронтация нас формировала, как отдельных, отличных от других людей.
  3. Страх конфронтировать с другими – заявлять о себе, обозначать свою личность и её границы — страшно именно тем, что в нашей жизни опыт конфронтации с родителями и другими взрослыми людьми в нашем детстве был заранее, как правило, обречён на их сопротивление этому.
  4. В своей тревоге за нас, в своей человеческой слабости они нередко воспринимали наше желание проявить себя, отстоять свою отдельность, как угрозу их существованию, их отдельности и, поэтому, часто это заканчивалось силовым подавлением с их стороны наших порывов заявить о себе так, как мы умели это делать.
  5. И это столкновение приносило нам боль.
  6. Больно терять себя, отказываясь от своих потребностей, своих желаний, обозначения своих особенностей.

Больно терять доброе расположение значимых взрослых, которые и были целым миром для нас.
Больно ощущать на себе силу их злости за наше «непослушание».

И страшно.

Поэтому многие из нас – уходили от конфронтации, от противостояния с другим человеком, отказываясь от себя, от своих желаний и своих потребностей. Мы были очень малы, чтобы выдержать ту боль и тот страх, что приносила с собой конфронтация с другим человеком.

  • Мы отказывались стоять напротив.
  • Мы прятали себя и приглаживали свои «неудобные» черты, чтобы ослабить этот страх, чтобы сделать меньше эту боль.
  • Многие из нас выросли с убеждением, что «конфронтировать – больно», «конфронтировать – это лишаться любви», «конфронтировать – это быть плохим мальчиком» — или «плохой девочкой».
  • Мы вышли с этими конструктами в мир.
  • И потеряли, может быть, самую лучшую часть себя.
  • …Когда боль от собственной потерянности в этом мире становится маловыносимой, человек приходит к психологу на консультацию, терапию.

Он хочет найти себя, распознать среди других людей, с которыми он слился, соглашаясь бездумно с тем, что ему предлагают другие, не слыша себя, свою душу и сердце, свои чувства и свои потребности.
Он разрывается между потребностью быть собой и оставаться с другими людьми.

В терапии клиент может показывать две стратегии взаимодействия с терапевтом:

  • конфронтировать с терапевтом ради продолжения опыта конфронтации с родителями в своем детстве для того, чтобы получить — в лице терапевта — признание «родителями» его отличности, уникальности, особенности и, значит, ценности собственной личности (формируется, тем самым, негативный перенос на терапевта)
  • и отказываться от любой конфронтации с терапевтом, «проглатывая» от него, как в своём детстве, все предлагаемые терапевтом идеи, мысли, предложения – формируя, тем самым, позитивный перенос на терапевта и продолжая длить свой опыт подавления своей сущности, который и привёл его, в свою очередь, на терапию
  1. С этими процессами можно как-то обходиться в процессе терапии.
  2. Для терапевта в контексте обсуждаемой темы выходит на первый план проработка на личной терапии его собственных болевых точек, связанных с конфронтацией в его жизни.
  3. Потому что, не проработав эту тему, терапевт будет фрустрировать клиента (что само по себе может быть целительным: ограничивать, не давать то, чего он, клиент, хочет для себя привычным образом получить).
  4. Но фрустрируя клиента своей непроработанностью, оставаясь с этим неосознаваемым моментом терапии для самого терапевта (что именно он делает в отношении клиента и для чего конфронтирует с ним), терапевт не может дать клиенту опыта осознавания, понимания, что конфронтация может быть движением вперёд.
  5. Не может дать опыта осознавания, понимания, что конфронтация сейчас для него с терапевтом – та необходимая почва, база, на которой вырастает аутентичность клиента, проясняется его – клиента — уникальность.
  6. Не может дать опыт обратной связи «от мира» (в лице терапевта), что даже конфронтируя – клиент не перестаёт быть принимаемым, ценным, важным.
  7. Не может дать опыт осознавания, нового понимания, что конфронтируя, можно оставаться рядом с другим человеком.
  8. В этом случае терапевт в сессии проигрывает ту же самую бесконечно печальную историю непризнания его ценности его собственными родителями.
  9. Осознаваемая же конфронтация терапевта в клиент-терапевтических отношениях предполагает осведомлённость клиента о происходящем с ним, клиентом, в сессии и даёт шанс на дальнейшее присвоение нового для него вышеупомянутого опыта.
  10. И уже подобного рода фрустрация (осознанная и терапевтом и клиентом)  является той необходимой поддержкой клиенту, которую он когда-то в своём раннем опыте не получил.
  11. Опыт конфронтации, где нет «гибели для одного и жизни — для другого».

Опыт, когда конструкт «или ты или я» преобретает гибкость, другие формы, включает в себя новые возможности проявления себя, например, «есть ты – и это ценно, есть я – другой человек – и это тоже ценно. Мы можем говорить о наших различиях. Мы каждый можем рассказать другому – какие мы, и это новая возможность любить друг друга».

Вот, что я знаю о конфронтации, фрустрации и поддержке в терапии из своего клиентского и профессионального опыта.

Автор — Ольга Шубик

Источник: https://www.psychology.su/2009/04/22/konfrontaciya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector