Кто такие пуритане? нравы и идеология пуританства

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Всё очень строго

Пуритане (purus (лат). — чистый, истинный) — протестанты, считавшие себя настоящими церковными реформаторами, добивавшиеся очищения англиканской церкви от пороков католицизма.

В середине XVI века в Европе началось движение за реформу католической Церкви. Оно в целом называлось протестантизмом, а его приверженцы — протестантами. Английские протестанты создали так называемую англиканскую церковь, компромиссную между учением Лютера и Кальвина и католичеством. Однако в том же XVI веке англиканская церковь в распалась на три ветви.

  • Одной из них были пресвитериане, которые признавали право власти на определенное вмешательство в дела церкви.
  • Другой — конгрегационалисты, считавшие, что в каждой общине должна быть независимая от государства религиозная жизнь, но признававшие роль архиепископа, епископов и теологического подчинения руководству церкви.
  • Третьими были религиозные революционеры, сторонники полного очищения христианской практики от любых католических элементов, включая «руководящую и направляющую» роль церковной номенклатуры – в Англии их называли «сепаратистами», но в истории они более известны под именем «пуритане»

Идеология пуритан

  • Отрицание любого официального церковного и государственного вмешательства в частную и в общинную религиозную жизнь
  • Вера в Спасение личной верой
  • Условие абсолютной моральной чистоты — возможность Спасения в этой жизни
  • Смысл жизни человека — в обретении личного счастья
  • Семья — центр общинной и личной жизни
  • Для персонального общения с Богом, точнее с его Словом — всеобщая грамотность, в том числе — женщин и девочек
  • Относительное равенство в семье мужчины и женщины
  • Уважение ко всем формам религиозности

Важным была «не столько истинность религии, которую исповедуют граждане, сколько сам факт исповедания какой-либо религии»

Протестантов, а пуритан в особенности, отличала внешняя строгость в одежде, чопорность поведения, благочестие, подчеркнутое отрицательное отношение к проявлениям любой роскоши в быту и церкви, педантизм, абсолютная честность в делах, трудолюбие, упорство в достижении целей. Именно эти качества требовались в эпоху зарождения капиталистических отношений в обществе. Потому как раз страны, где протестантство победило католицизм (Германия, Нидерланды, Англия) до сих пор являются лидерами мирового сообщества

  1. Пуритане же составили основное население Новой Англии — штатов Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт, территории на северо-востоке нынешних США — колыбели Американской революции и государства.
  2. Французский политический деятель Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль, сравнивая пуритан и католиков, писал: «Протестантство [пуританство] направляет людей не к равенству, а к независимости»

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Роман Вальтера Скотта издавался у нас часто

Считаются первым великим историческим романом писателя. Действие разворачивается в Шотландии в конце ХVII века. Создал он их в 1816 году. Повествование ведется от имени школьного учителя Питера Петтиссона, пересказывающего услышанное от владельца гостиницы «Уоллес» в Гэндерклю. После смерти Петтисона другой вымышленный персонаж учитель и церковный псаломщик Джедадия Клейшботэм, будто бы издал сочинения покойного, чтобы покрыть издержки на его похороны. Свою же подпись Скотт под романом не поставил, что, впречем, никого не в ввело в сомнение, что автор именно он. Серия романов, в которую вошли кроме «Пуритан» «Уэверли», «Гай Мэннеринг» и «Антикварий» так и называется «Рассказы трактирщика».

Винченцо Беллини «Пуритане» (опера)

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Заключительная сцена оперы

Создана композитором в 1834 году. Состоит из трёх актов. Премьера состоялась, как указывает Википедия, 25 января 1835 года в Париже. Никакого отношения к роману Вальтера Скотта не имеет. В основе либретто — любовная история на фоне гражданского противостояния в Англии времен Оливера Кромвеля.
Всего Беллини написал одиннадцать опер. «Пуритане» стали последней. В том же 1835 году композитор умер.

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/puritane.html

История.ру

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

оксфордские ученые. Гравюра XVII в.

  • С зарождением в недрах феодального общества нового, капиталистического способа производства возникает и буржуазная идеология, вступающая в борьбу со средневековой идеологией.
  • Однако, будучи одной из первых буржуазных революций, Английская революция облекла эту новую идеологию в религиозную форму, которую она унаследовала от массовых социальных движений средневековья.

По выражению Ф.

Энгельса, в средние века «чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде». И действительно, идеологи английской буржуазии провозглашали лозунги своего класса под личиной новой, «истинной» религии, по существу освящающей и санкционирующей новый, буржуазный порядок.

Английская королевская реформация церкви, окончательно закрепленная при Елизавете в «39 статьях» англиканского вероисповедания, была реформацией половинчатой, незавершенной.

Реформированная англиканская церковь избавилась от верховенства папы, но подчинилась королю.

Были закрыты монастыри и произведена секуляризация монастырского имущества, но сохранилось в неприкосновенности землевладение епископов и церковных учреждений.

  1. style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
  2. data-ad-slot=»5810772814″>
  3. style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
  4. data-ad-slot=»5810772814″>
  5. Оставалась и средневековая, чрезвычайно обременительная для крестьянства церковная десятина, сохранялся епископат, дворянский по своему социальному составу и общественному положению.

Англиканская церковь превратилась в послушную служанку короны. Духовные лица, назначаемые королем или с его одобрения, становились фактически его чиновниками. С церковной кафедры оглашались королевские указы, с нее же обрушивались угрозы и проклятия на головы ослушников королевской воли.

Приходские священники осуществляли строгий надзор за каждым шагом верующего, епископские суды и прежде всего верховное церковное судилище—Высокая комиссия—жестоко расправлялись с людьми по малейшему подозрению в уклонении от официальных догматов государственной церкви. Епископы, сохранившие за собой власть в англиканской церкви, стали оплотом абсолютизма.

Результатом столь полного слияния церкви и государства явилось то, что ненависть народа к абсолютизму распространилась и на англиканскую церковь. Политическая оппозиция проявлялась в виде церковного раскола — диссентерстеа.

Еще в последние годы царствования Елизаветы буржуазная оппозиция абсолютизму внешне проявилась в религиозном течении, требовавшем завершения реформации английской церкви, т. е.

очищения ее от всего, что даже внешне напоминало католический культ, отсюда и название этого течения— пуританизм.

На первый взгляд требования пуритан были весьма далеки от политики, от того, чтобы угрожать непосредственно власти короля.

Но в том-то и заключается одна из важнейших особенностей Английской революции, что идеологическая подготовка ее, «просвещение» народных масс — армии будущей революции — велось не в форме рационально изложенных политических и морально-философских учений, а в форме противопоставления одной религиозной доктрины другой, одних церковных обрядов другим, новых организационных принципов церкви старым.

Характер этих доктрин, обрядов и принципов полностью определялся требованиями рождающегося общества.

Нельзя было сокрушить абсолютизм, не сокрушив его идеологическую опору— англиканскую церковь, не опорочив в глазах народных масс старую веру, освящавшую старый порядок, но в равной мере нельзя было поднять народ на борьбу за торжество буржуазных отношений, не обосновав их «святость» именем «истинной» веры.

Революционная идеология, чтобы стать идеологией народной, должна была быть выражена в традиционных образах и представлениях. Для выработки такой идеологии английская буржуазия воспользовалась религиозным учением женевского реформатора Жана Кальвина, которое проникло в Шотландию и Англию в середине XVI в. Английские пуритане являлись по существу кальвинистами.

Пуритане требовали удаления из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол; они были против органной музыки; вместо молитв по богослужебным книгам они требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций; в пении гимнов должны были участвовать все присутствующие на богослужении.

Пуритане настаивали на устранении обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католицизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.).

Не желая принимать участие в официальном «идолопоклонстве», т. е.

в культе государственной, англиканской церкви, многие ауритане стали отправлять богослужение в частных домах, в такой форме, которая, по их выражению, «наименее затемняла бы свет их совести».

Пуритане в Англии, как и остальные протестанты на континенте Европы, требовали прежде всего «упрощения» и, следовательно, удешевления церкви. Самый быт пуритан вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Стяжательство я скупость являлись их основными «добродетелями».

Накопление ради накопления стало их девизом.

Торгово-промышленную деятельность пуритане-кальвинисты рассматривали как божественное «призвание», а самое обогащение — как признак особой «избранности» и видимое проявление божьей милости.

Требуя преобразования церкви, пуритане в действительности домогались установления новых общественных порядков. Радикализм пуритан в делах церковных был лишь отражением их радикализма в делах политики.

Однако среди пуритан еще в конце XVI в. существовали разные течения. Наиболее умеренные из пуритан, так называемые пресвитериане, выдвигали требование очищения англиканской церкви от пережитков католицизма, но не порывали с ней организационно.

Пресвитериане требовали уничтожения епископата и замены епископов синодами (собраниями) пресвитеров, избранных самими верующими. Требуя известной демократизации церкви, они ограничивали рамки внутрицерковной демократии лишь состоятельной верхушкой верующих.

Пресвитер (от греческого)—старейшина. В раннехристианской церкви так назывались руководители местных христианских общин.

Левое крыло пуритан составляли сепаратисты, полностью осуждавшие англиканскую церковь. Впоследствии сторонники этого направления стали называться
кндепендентами. Их название происходит от требования полной независимости (independence) и самоуправления для каждой, даже самой маленькой, общины верующих.

Индепенденты отвергали не только епископов, но и власть пресвитерианских синодов, считая самих пресвитеров «новыми тиранами». Называя себя «святыми», «орудием неба», «стрелой в колчане бога», индспенденты не признавали над собой никакой власти в делах совести, кроме «власти бога», и не считали себя связанными какими-либо людскими предписаниями, если они противоречили «откровениям истины».

Свою церковь они строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих. Каждая община управлялась по воле большинства.

На почве пуританства возникли политические и конституционные теории, широко распространившиеся в оппозиционных кругах английской буржуазии и дворянства.

Важнейшим элементом этих теорий было учение об «общественном договоре». Его сторонники считали, что королевская власть установлена не богом, а людьми.

Ради своего блага народ учреждает в стране высшую власть, которую вручает королю.

Однако права короны не становятся при этом безусловными, наоборот, корона С самого начала ограничена договором, заключенным между народом и королем как носителем верховной власти.

Основное содержание этого договора заключается в управлении страной в согласии с требованием народного блага. Только до тех пор, пока король придерживается этого договора его власть нерушима.

Читайте также:  Категорический императив — что это такое, каким образом формулируется

Когда же он забывает, для какой цели учреждена его власть и, нарушая договор, начинает править во вред интересам народа «как тиран», подданные имеют право расторгнуть договор и отобрать у короля полномочия, ранее ему переданные. Некоторые наиболее радикальные последователи этого учения делали отсюда тот вывод, что подданные не только могут, но и обязаны выйти из повиновения королю, превратившемуся

в тирана. Более того, они заявляли, что подданные обязапы восстать против него, низложить и даже убить его ради восстановления своих попранных прав. Наиболее видными представителями этих тираноборческих теорий в Англии XVI в. были Джон Понет и Эдмунд Спенсер, в Шотландии — Джордж Бьюкенен.

Какую огромную роль играли в борьбе с существующим режимом идеи тираноборцев, видно из того, что «Краткий трактат о политической власти» Понета, впервые изданный в 1556 г., был переиздан накануне революции — в 1639 г. и в разгар ее — в 1642 г.

В 30 — 40-х годах XVII в. с рядом публицистических произведений пуританского характера по вопросам конституции выступал Генри Паркер, учение которого о происхождении власти путем общественного договора и вытекающих отсюда основных правах английского народа оказало впоследствии большое влияние на литературу революционного времени.

О мобилизующей роли пуританской публицистикп в предреволюционные и революционные годы писал впоследствии знаменитый индепендентский писатель и политический деятель Джон Мильтон: «Книги — это вовсе не мертвая вещь, ибо они содержат в себе потенции жизни, столь же активные, как и те люди, которые их создали… Они содержат в себе могучую притягательную силу и, подобно зубам дракона греческой мифологии, будучи посеяны, дают всходы в виде поднявшейся из земли толпы вооруженных людей».

Источник: http://www.istoriia.ru/seredina-xvii-xviii-v/puritanstvo.html

Пуритане

TR | UK | KK | BE | EN | пуритане в америке, пуритане википедия
Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды Церкви Реформации

  • Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство
  • Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннонитство · Методизм · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Унитарианство · Харизматическое движение
  • Евангельские христиане · Ривайвелизм
  • Протестантизм по странам

Постреформационные движения «Великое пробуждение» Протестантский фундаментализм

Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править

Пурита́не (англ. Puritans, от лат. puritas — чистота) — английские протестанты, последователи кальвинизма в Англии в XVI—XVII веках.

В период правления Марии I Кровавой (1553—1558) многие протестанты эмигрировали из Англии в континентальную Европу. Там они познакомились с учением Кальвина.

Вернувшись при Елизавете I на родину, они стали выступать за углубление Реформации, очищение англиканства от сохранявшихся католических элементов — требовали заменить епископат выборными старейшинами (пресвитерами), вместо мессы вести проповеди, обряды упростить, а некоторые даже уничтожить, лишить храмы украшений.

Пуритане подвергались репрессиям в годы правления Якова I и Карла I, и многие были вынуждены, как и при Марии I, покинуть Англию, переселиться в континентальную Европу. Часть из них отправилась в Северную Америку, и именно с их поселения в штате Массачусетс в 1620 году фактически началось английское заселение Северной Америки.

Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции 1640—1649. Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них трёх сил: умеренного (пресвитериане), радикального (индепенденты) течений, а также низов Англии (левеллеры).

Пуританство, пуританизм — образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей, расчётливость и бережливость, трудолюбие и целеустремлённость.

См. также

Примечания

  1. Ю. В. Емельянов «США — империя зла» М.: «Яуза-пресс», 2010, 18—20 с.

Литература

  • Пуритане // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

пуритане, пуритане в америке, пуритане википедия, пуритане это, пуританец

Пуритане Информацию О

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Пуритане

Пуритане

Пуритане Вы просматриваете субъект
Пуритане что, Пуритане кто, Пуритане описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: «что вы искали?»вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-2367.html

Что такое Пуританизм? Пуританизм — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Пуританизм (от английского purity — в переводе «чистота») — религиозное движение, относящееся к христианскому протестантизму, возникшее в Англии в 16 веке.

Основой пуританизма были идеи, почерпнутые из европейского протестантизма (в основном кальвинизма и анабаптизма). Чтобы понять роль пуританизма, нужно иметь ввиду религиозно-политическую обстановку, сложившуюся в Англии.

Ранее английский монарх своим решением ввёл новую протестантскую религию — англиканство, которая при поддержке официальных властей активно вытесняла католичество.

Но в первые годы правления королевы Елизаветы было заключено с англиканской церковью так называемое «Елизаветинское соглашение» (другое название — «Елизаветинский компромисс»).

Это соглашение соединяло вместе протестантскую доктрину и возобновление литургической части по образцу католической формы богослужения, и епископального управления церковью.

С точки зрения пуритан это было недопустимой остановкой развития реформации — они стремились к тому, чтобы окончательно очистить церковь Англии от всякого католического влияния — церемоний, обрядов и иерархической структуры епископата. На почве подобных расхождений в религиозных взглядах пуританизма и англиканства, начались гонения и притеснения пуритан, которые в Англии находились в меньшинстве.

Несмотря на то, что пуритане принимали участие в религиозной жизни протестантской Европы, в основном это течение являлось чисто английским явлением.

Ситуация изменилась тогда, когда под гнётом притеснений, пуритане стали массово переселяться в Новый Свет.

Именно в Америке пуританизм расцвёл и приобрёл статус ведущей религии, во многом заложив основы американской морали, этики, культурных традиций.

Вообще, пуританизм никогда не был однородным явлением, и в нём можно выделить два основных направления:

  • Пресвитерианство, которое, опираясь на идеи Священного Писания, заменило епископат на консистории и синоды, составленные из священников и мирян-старейшин (пресвитеров);
  • Конгрегационализм (индепендентство) — характеризовалось более радикальным реформаторским подходом, при котором каждая местная религиозная община объявлялась независимой от церкви и государства, при этом исключались иерархические отношения между мирянами и священниками.

Можно выделить следующий набор черт, которые отличают пуритан от адептов других христианских течений:

  • Большое внимание к нравственному сознанию — наиболее важный вопрос — что хорошо и что плохо, таким образом, жизнь воспринималась как постоянная борьба добра (Бога) и зла (дьявола), чёрное и белое — никаких контрастов и возможностей нейтралитета;
  • Направленность на реформирование, т.е. поиск во всех сторонах жизни возможностей для обновления и улучшения;
  • Центральная роль Библии — как наивысшего и непререкаемого авторитета (подобная позиция характерна для большинства протестантских течений);
  • Вера в то, что спасение человека может произойти только по Божьей милости, а поступки человека на это никак не могут повлиять;
  • Простота и строгость церковного убранства и богослужений (отсутствие живописи, не использование органной музыки).

В быту жизнь пуритан включала следующие ценности:

  • Семья, в которой культивировалось иерархическое подчинение;
  • Большая религиозность — семейное чтение Библии, обязательные молитвы;
  • Большое внимание к образованию детей;
  • Концентрация религиозной жизни в церковной общине — собрания среди недели, обязательное посещение церкви в воскресенье (в этот день запрещались всякие увеселения);
  • Вера в то, что тяжёлый труд — это добродетель.

Как сказано выше, пуританизм сыграл большую роль в становлении американской цивилизации — благодаря таким чертам как строгость нравов, бережливость, трудолюбие, целеустремлённость, аскетическое ограничение потребностей — стали возможными огромные темпы освоения переселенцами Северной Америки.

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства РЕВНОСТЬ ч.1. Психотерапевт Ольга Заводилина 

Многие родители с ужасом и тревогой ожидают подростковый возраст ребёнка или как его ещё называют переходный (совершается переход от детского возраста к взрослому). И часто родители переживают его не менее бурно, чем сами подростки. Мудрость родительская здесь заключается в одном: понимать, что чем… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Пуританизм»!

  • ВКонтакте

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/puritanizm/

Пуританство » История Англии

Революционной идеологией английской буржуазии стало пуританство — религиозное течение, требовавшее полного очищения церковной организации и символа веры от остатков католицизма, т.е. завершения Реформации.

В борьбе с католической реакцией даже весьма ограниченный протестантизм, введенный Генрихом VIII, способствовал распространению Библии, изданной на английском языке. Чтение Библии в семейном кругу вошло в обычай среди йоменов, сквайров, купцов.

Но если англиканские семьи, безоговорочно принявшие новую религию, видели в этом домашнем чтении лишь дополнение к церковным службам и «таинствам», то пуритане вообще не видели смысла в посещении церкви.

Библия была для них единственным источником вероучения, между собой и богом они не признавали никаких посредников, и, следовательно, англиканская церковь была, с их точки зрения, столь же ненужной и греховной, как и католическая.

Пуританское учение в принципе не отличалось от кальвинизма, который уже сыграл в Нидерландах роль революционной идеологии и был теперь основой официальной церкви в Голландии. Господствовал он, как отмечено выше, и в Шотландии. Его влияние на формирование английского пуританизма было очень велико.

Требуя отделения церкви от государства, выборности церковных служителей, введения свободной проповеди, не связанной каноническими текстами, пуритане тем самым выступали против абсолютистского государства, его официальной идеологии.

Они отвергали всяческую регламентацию (по крайней мере, в религии) и этим — но только этим — были близки культуре Возрождения.

В самом деле, во всем остальном — в религиозных доктринах, в осуждении искусства, особенно театра, развлечений, мирских наслаждений, в ханжеской проповеди аскетизма, стяжательства и скупости пуританская идеология в такой же мере противостояла официальной идеологии абсолютизма, как и культуре Возрождения.

Чем объясняется этот кажущийся парадокс? Почему революционная идеология передовой буржуазии приходит в конфликт с передовой культурой гуманизма? Ведь экономический базис, на котором покоится и гуманизм и пуританство, один и тот же — растущий капиталистический уклад.

Читайте также:  Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии

Английская буржуазия рвалась к власти, и свободная стихия Возрождения, расковывающая умы, подрывающая авторитеты, отстаивающая права человеческой личности, приходила в противоречие с интересами класса, который должен был вскоре стать господствующим.

Идеология пуританства была революционной, но она была буржуазно-ограниченной, в то время как титаны науки и искусства Возрождения были, по выражению Энгельса, чем угодно, только «не буржуазно-ограниченными».

Поэтому пуританство, сыграв свою историческую роль и оставив известный след в национальном характере англичан, не создало великих культурных ценностей, а творения Мора, Вэкона, Шекспира навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Острие пуританской идеологии было направлено против феодально-абсолютистского строя.

Из убеждения, что между человеком и богом нет посредников, следовал вывод, что вся общественная организация создана людьми, выполняющими волю бога. Королевская власть непосредственно учреждена не богом, т.е. имеет не божественное происхождение, а сформирована в результате договора между народом и королем.

Так в рамках пуританизма родилась чисто политическая теория «общественного договора», согласно которой народ имеет право и даже обязан свергнуть короля, если он нарушает договор, правит во вред обществу. Восстание против «тирана» становилось в представлении пуритан богоугодным делом, и их теория приобрела характер фанатичной веры в справедливость революционного действия.

Впрочем, умеренное крыло пуритан, состоявшее в основном из крупнейших финансистов и купцов, а также части нового дворянства, склонно было ограничиться мирным давлением на короля. Сторонники этого крыла хотели, очистив церковь от пережитков католицизма, ликвидировать епископат и передать власть пресвитерам — выборным старшинам из числа наиболее богатых прихожан.

Отсюда и название этого течения — пресвитерианство. Пресвитериане, в сущности, стремились создать буржуазно-дворянское управление церковью, т.е. повысить роль «средних классов» в государственном управлении и в идеологическом влиянии на массы.

В этом случае, полагали они, можно будет направить монархию целиком в русло буржуазной политики, превратить короля феодалов и придворной знати в короля буржуазии и нового дворянства.

Источник: http://www.breedscat.ru/page/puritanstvo

Пуританская идеология, этика и литература в среде переселенцев

В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане. Пуританин — тот, кто строго придерживается аскетического образа жизни, нетерпим к отступлениям от требований принятой морали. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный . Т.Ф. Ефремова. 2000

Они положили начало сексуальной культуре, названной пуританской и имеющей широкую сферу влияния. Победа пуритан под предводительством Кромвеля быстро усилила их влияние. Они выступали против всех удовольствий, в том числе и сексуальных.

Пуритане неохотно принимали участие в развлечениях, ибо последние отрывали от работы, которая стала для них своеобразным культом. В праздники и в воскресенья должны были совершаться богослужения.

Стремление силой навязать обществу ригористическое законодательство в делах морали привело к политическому упадку пуритан. Во времена Карла II пуританские обычаи были подвергнуты критике, сохранились они лишь частично в установках относительно труда.

Оппозиция по отношению к пуританству вызвала своеобразный сексуальный бум. Известен принцип, согласно которому чем больше ограничивают и подавляют секс, тем больше проявляется в этом крайностей.

Такое отношение к пуританской морали продолжалось до конца XVIII в. Постепенно она оживает в так называемом викторианстве, которое было реакцией на ослабление обычаев.

В период викторианства подчёркивалась особая роль семьи, брака. Основная задача женщины — хорошо вести домашние дела, получила распространение модель ангелоподобной, невинной женщины.

От сексуальной темы стали уклоняться в разговорах, воспитании, литературе.

Постепенно пуританская культура приобретала черты ханжества. Цензура кастрировала произведения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось все, что могло задевать мнимое моральное чувство.

Появился соблазн мастурбации, который надолго повлиял на установки относительно тела. Мастурбация трактовалась как грех, вредный для здоровья, она якобы вызывала психические отклонения, импотенцию, слепоту.

Викторианское влияние в XIX в. весьма быстро проникло из Англии в Европу. Оно охватило широкие социальные круги, главным образом мещанство.

Помимо экономических, политических и нравственных факторов, способствовавших распространению пуританской культуры, ее поддерживали и укрепляли врачи. Медицина оказала здесь негативное влияние на отношение к сексу, и это дает о себе знать и сегодня.

Многие врачи пугали смертями, и неизлечимыми болезнями, которые возникают в результате мастурбации, и из-за сексуального возбуждения.

Пуританская культура долго удерживалась на Западе, даже сейчас труд но говорить об ее упадке. Ее называют также буржуазным, мелкобуржуазным мышлением, ибо в этих слоях она имела и имеет больше всего последователей. Ее влияние было заметнее всего в Англии, Северной Америке, Голландии.

Не без причины она связывается с протестантизмом, ибо свободная и индивидуальная интерпретация Библии чаще всего встречается в протестантизме, в его установках относительно секса проявляется больший ригоризм, начиная со времен Реформации. Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура.

М.: Наука. 1990. С. 30.

В странах, где доминировала пуританская культура, существовали различные формы оппозиции. Развивался скрытый сексуализм, ведущий к двуличности в поведении.

Мужчины, в частности, находили свои способы реализации сексуальных потребностей: публичные дома, порнография, гомосексуализм, конкубинат. В Северной Америке широко прибегали к принуждению к сексуальному сожительству рабов и индейцев.

Двойная мораль мужчин не только была их личным делом, но она находила отражение в законодательстве.

Пуританская культура является крайним выражением христианства в вопросах тела и секса. Корни этой культуры восходят к истокам европейской культуры, ее расцвет приходится на период английской буржуазной революций, возникновения пуританского движения, а позже его реставрации в викторианской Англии.

Эта культура в наибольшей степени была принята мещанством, что совпало с его пониманием труда, оппозицией против аристократического Олимпа. Она подтверждала право собственности.

Пуританская культура надолго задержала развитие сексуальной культуры, исследования тиражировали многочисленные стереотипы и ошибочные представления, оказывавшие влияние на целые поколения. Психоанализ описал последствия, которые следовали из пуританства, их влияние на психическую жизнь.

Может быть, в этом и состоит его наибольшая заслуга. Взгляды пуританских врачей дают о себе знать и сегодня. Многие сексуальные неврозы вытекают из ложных представлений о сексе.

Пуританство отбросило сексуальную культуру Запада на много лет назад. В Польше оно имело меньшее влияние, ибо национальные традиции здесь были иными, а влияние католицизма более сильное. Однако можно найти многочисленные проявления этого влияния в мещанской среде. В истории Польши это ярко проявилось на переломе XIX и XX вв. Ныне круг его весьма ограничен.

На протяжении XVII в. английские колонии были довольно мало связаны друг с другом, и формирование их экономических и социальных основ имело региональный характер. Так, на Юге складывалось плантаторское хозяйство с использованием рабского труда.

В центральных колониях и Новой Англии (как стали называть северные колонии) развивались фермерское сельское хозяйство, ремесла, торговля.

Отличие Новой Англии усугублялось тем, что она была основана сторонниками религиозного протестантизма — пуританами, отвергавшими не только официальную англиканскую церковь, но и социальные порядки Великобритании. История зарубежной литературы XVIII века/Под редакцией Л. В. Сидорченко. М: Искусство.1997.С. 76.

Зарождение литературы США началось одновременно с основанием в начале XVII в. первых английских поселений на территории Северной Америки.

Первым произведением американской литературы считается книга Джона Смита «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии» (1608).

В ней описывается история первого английского поселения в Северной Америке.

Позднее Смит написал «Общую историю Виргинии» (1624), в которой уделил особое внимание индейцам, их быту и сложным отношениям первых колонистов с соседними индейскими племенами.

Примечательна судьба произведения другого раннего американского писателя, современника Смита — Уильяма Стрейчи «Истинное повествование о кораблекрушении на Бермудах» (1610), которое вдохновило Шекспира на некоторые сцены его «Бури».

Написанное в виде письма «к знатной даме» повествование Стрейчи долго ходило по рукам в рукописи. Его отказывались печатать, потому что оно содержало слишком много неприкрашенной правды об истинном положении вещей в первой английской колонии.

«Истинное повествование» Стрейчи появилось в печати лишь в 1625 г.

Первыми американскими поэтами принято считать писателей Новой Англии, однако необходимо отметить, что первые стихи, появившиеся в колониальной Америке, принадлежат перу южных поселенцев.

Первая группа переселенцев попала в Новую Англию не из Англии, а из Голландии. Она состояла из пуритан, которые переселились из Англии в Голландию в 1606 г. и только в 1620 г. решили основать собственную колонию в Новом Свете. Это и были так называемые «отцы-пилигримы». История США. М.: Наука, 1983. Т. 1. 562.

Пуритане решили построить в новой стране новое общество, основанное на принципах теократического пуританского идеала. Они расценивали свою миссию как крестовый поход, как пример всему христианству и объявили себя «избранным народом». Массачузетс вскоре превратился в олигархию, управляемую отцами церкви, в которой религия заняла господствующее положение.

Пострадавшие в свое время от религиозных преследований, американские пуритане вскоре превратились в самых непримиримых врагов других христианских сект, эмигрировавших в Новый Свет.

Религиозные ограничения распространялись и на литературную деятельность. Единственным достойным образцом литературного стиля признавалась Библия. На литературу смотрели как на что-то вроде дополнения к христианской мысли и жизни.

При трактовке «божественных» тем пуритане считали недопустимыми поэтический элемент, символ, воображение, и поэтому их произведения так бедны в художественном отношении. Взамен, приспособляя свое творчество к пониманию рядовых поселенцев, они выработали свою риторику, свой стиль, традицией которого стала простота и безыскусственность.

Истоки формирования американской национальной культуры XVII-XVIII века. Сб. ст. М.: Наука. 1983.С. 187.

Как и в Виргинии, литература Новой Англии изобилует историко-мемуарными произведениями. Истории пуритане придавали особое значение, считая ее более доходчивой и поучительной, чем отвлеченные теологические трактаты.

«Отцом американской истории» является Уильям Брэдфорд (ок. 1589—1657), один из организаторов знаменитого рейса корабля «Майский цветок», руководитель колонии в Плимуте. Его «История поселения в Плимуте», написанная около 1630—1650 гг., была напечатана только в 1856 г. В этой хронике, доведенной до 1646 г.

Читайте также:  Как поверить в себя и обрести уверенность

, Брэдфорд описывает тяжелые испытания, выпавшие на долю колонистов в холодную зиму 1620—1621 гг.

Он рассказывает о том, как индейцы спасли колонию от голодной смерти, о том, как повальные болезни унесли в эту первую зиму почти половину поселенцев, о постройке первых бревенчатых хижин и организации обороны во главе с капитаном Стендишем, образ которого вошел в американскую литературу благодаря Лонгфелло.

Большой популярностью пользовалась «История Новой Англии» первого губернатора колонии Массачусетс Джона Уинтропа (1588—1649). Она написана в форме дневника и охватывает события за 1630—1649 гг.

В ней отразились пуританские нравы Массачусетса, нетерпимость, лицемерие, жестокость, проникновение пуританизма во все сферы общественной и частной жизни.

Джон Уинтроп — один из главных представителей пуританской идеологии в Новой Англии и первый выразитель духа американского пуританизма.

Из позднейших историков Новой Англии необходимо отметить двух представителей из так называемой «династии Мезеров», которая в течение трех поколений поставляла Новой Англии писателей и проповедников мракобесия. Это Инкриз Мезер (1639—1723) и Коттон Мезер (1663—1728), принимавшие участие в организации «ведовского процесса» в 1691—1692 гг. в Салеме.

Демонология входила как составная часть в религиозную доктрину пуритан. В своих проповедях почтенные священнослужители Новой Англии уделяли значительное место подробному описанию «отметок» на теле и других признаков, по которым можно было безошибочно определить принадлежность человека к «слугам Сатаны».

По малейшему доносу «ведьм» раздевали донага, и судьи тщательно выискивали на их теле «колдовские знаки». Прежде всего под подозрение попадали все инакомыслящие, позволявшие себе отклоняться от установленных норм толкования Библии, не говоря уже о представителях других религиозных сект.

Особенно охотно судьи находили «колдовские знаки» у квакеров, самых безобидных и человечных сектантов Северной Америки. Казни «ведьм» в Новой Англии стали обычным явлением.

И только невиданный по размаху «ведовский процесс» в Салеме, во время которого было арестовало сто пятьдесят и казнено двадцать человек, всколыхнул общественное мнение.

Особое место в американской литературе XVII в. занимают многочисленные дневники. Большинство из них осталось в рукописи. Из опубликованных дневников пуритан самую большую художественную ценность представляет «Дневник» Самюэля Сьюола (1652—1730), главного судьи Массачусетса. В нем отражены события 1673—1729 гг.

Автор дал яркую картину повседневной жизни Новой Англии. Коммерсант и юрист, Сьюол не всегда склонен подчиняться строгим требованиям пуританского консерватизма, а в его записках порой обнаруживаются демократические тенденции.

Вовлеченный в дело салемских «ведьм», Сьюол нашел в себе мужество признать совершенное судебное преступление и публично сознаться в допущенной ошибке.

Не столько художественный, сколько психологический интерес представляет «Дневник» Коттона Мезера, долго остававшийся в рукописи. Он был опубликован лишь в 1911—1912 гг. «Дневник» Коттона Мезера отражает типичные черты фанатика-пуританина — склонность к напряженному самонаблюдению, мистицизм и благочестие.

Если мемуарно-историческая литература Новой Англии заслуживает внимания в силу своей документальной ценности, то богословские трактаты пуритан дают представление об идейных интересах последних.

Главными выразителями теократического пуританского идеала были Джон Коттон (1584—1652), прозванный «патриархом Новой Англии», и Джон Элиот (1604—1690), сформулировавший основы патриархально-теократической утопии в «Христианской республике» (1659).

Своеобразную сатирическую отповедь пуританам содержит ранний образец светской литературы Новой Англии, вольнодумная сатира Томаса Мортона (ок. 1575—1647) «Новоанглийский Ханнаан» (1637), изданная в Амстердаме. В ней автор высмеивает лицемерие и нетерпимость плимутских пуритан и описывает свои стычки с ними.

Веселый купец Томас Мортон выстроил на зло пуританам торговую факторию близ Бостона и устраивал там шумные празднества, объединившие белых с индейцами. Свою факторию он прозвал «Веселая гора». Имя Мортона увековечено в американском фольклоре и в литературе (рассказ Н. Готорна «Майское дерево на Веселой горе»).

Элементы бытовой реалистической сатиры характеризуют и другое раннее произведение в стихах и прозе, написанное в 1645—1647 гг. — «Простой сапожник из Аггавама».

Автор его, законовед-юрист Натаниел Уорд (1578—1652), был также составителем первого кодекса законов Новой Англии.

Памфлет «Простой сапожник из Аггавама», затрагивающий богословские, политические и бытовые темы, написан в стиле елизаветинской прозы, в вычурных выражениях, что не мешает ему быть одним из первых образцов сатирико-реалистической прозы в американской литературе.

Ранняя поэзия Новой Англии представлена творчеством трех поэтов: Анны Брэдстрит (1612—1672), Михаэля Вигглсуорса (1631—1705) и Эдвара Тейлора (1645—1729).

Пуритан принято считать богобоязненными и высоконравственными, но, возможно, это всего лишь один из американских мифов. Церковь и Библия действительно были в XVII-XVIII в.

краеугольными камнями пуританского общества Новой Англии, однако это не значит, что пуритане отличались особой любовью к ближнему, особенно если он исповедовал иную религию.

Они бежали из Англии, стремясь к свободе вероисповедания, однако в Америке быстро продемонстрировали нетерпимость к чужим www.kak-eto-bulo.ruвзглядам.

Так, в 1656 г. генеральный совет «Содружества Массачусетс» издал закон, но которому за первые два преступления квакеру должны были отрубать по уху, а за третье — «прокалывали язык раскаленной иглой».

Если преступницей была Весь XVII в. заполнен религиозной борьбой.

В Европе и американских колониях различные христианские конфессии и секты конкурировали за прихожан, что приводило подчас к кровавым конфликтам, а то и к многолетним войнам.

Самый известный пример борьбы пуритан за чистоту своих рядов — процесс над так называемыми « был лишь одним из многих мест «изгнания бесов». Охота на ведьм среди пуритан Новой Англии во многом связана с их странной. Напрашивается мысль, что сама их фанатичная религиозность — просто устоявшийся миф.

Хотя темы веры и морали, безусловно, доминировали в общественном сознании, исторические документы подтверждают, что в пуританских городах посещаемость церквей была скандально низкой.

Конечно, «отцы-основатели» были истовыми богомольцами, но со временем приходские церкви явно сдали свои позиции, и число прихожан начало неуклонно снижаться. Судя по налоговым архивам, членами определенных приходов в середине XVII в.

считается менее половины взрослых мужчин Бостона, а в мелких городках этот процент оказался еще ниже. Сами пуритане в конце XVII в. признавали, что религиозность людей слабеет. Поэтому для сохранения лояльной паствы следовало бы ослабить требования к посещению церкви.

Нельзя отрицать одного: пуритане, особенно в начале истории Новой Англии, установили высокую планку христианской морали и требовали от всех строгого соответствия этому стандарту. Огромное психологическое давление, действовавшее на всех членов общины, не оспаривает никто из современных историков.

Подавление эмоций и сексуальности, боязнь молвы, фанатичное соблюдение внешних приличий, отсутствие развлечений — все это наверняка вело к типичным для пуритан нетерпимости, насилию и тяге к мистике.

Охота на ведьм давала выход копившейся агрессивности, вера в магию была попыткой заглянуть за пределы библейской мудрости.

В любом случае жили пуритане сложно, а с точки зрения общехристианские морали, осуждающей лицемерие и жестокость, — зачастую не по-христиански.

культура североамериканский колония пуританский

Источник: https://studbooks.net/786514/kulturologiya/puritanskaya_ideologiya_etika_literatura_srede_pereselentsev

Кто такие пуритане?

Чтобы более глубоко понять, кто такие пуритане, необходимо вначале разобрать, что означает само слово «пуритан». В переводе с латинского языка его значение трактуется как «истинный», «чистый».

В средневековье слово «пуританин» носило более глубокое значение. Так, пуританами называли фанатичных церковных реформаторов, которые прилагали все свои усилия для очищения церкви от недостатков (по их мнению) католицизма.

Образ жизни пуритан

Для типичного пуританина характерные следующие черты характера: суровость нрава, аскетичность в бытовых условиях, трудолюбие, способность трезво мыслить. Что важно, во всех конфликтных вопросах такой человек обращается за решением к Библии.

Как можно было понять из описания выше, строгие понятия и библейские принципы навязывают пуританам довольно ограниченный образ жизни, а любое отступление от него считается греховным и аморальным. Нормы нравственности всегда ставились превыше всего.

Идеология пуритан

Что же значит быть моральным для пуританина, в чем это проявляется? Они были против любого вмешательства церкви и государства в религиозную жизнь общины или частного лица. Их поведение основывается на искренней вере в спасение своей души.

Единственный достойных смысл существование состоит в обретении личного счастья. Семья является центральным институтом личной жизни.

Пуритане уважают всеобщую грамотность, так как она помогает приобщаться к слову Божьему. В семье придерживаются равенства женского и мужского пола. Толерантно относятся к другим формам религии.

Влияние пуритан на политические убеждения

Что интересно, пуритане не были яростными приверженцами того, что все должны придерживаться одной религии. Для их было главнее сам факт исповеди, то есть, очищения человеком своей души и признания совершенных прегрешений.

Такое либеральное поведение получило свое влияние на факт развития независимости некоторых стран. Люди начали понимать, что необходимо уважать не только собственную свободу, но и убеждения других.

По утверждению де Токвиля протестантство тем и отличалось от католицизма, что призывало больше к независимости, а не просто равенству.

Обычно, так повелось, что радикалами называют тех людей, которые готовы применить самые крайние меры для достижения своих целей. Правильно ли мы употребляем это слово? Хорошо или плохо быть радикалом в своих взглядах? Какие биметаллические радиаторы лучше? Отопление — сложная и очень важная система, в которой все должно быть надежно, в том числе и радиаторы. В этой статье мы расскажем о том, какие биметаллические радиаторы лучше выбрать и чем они отличаются от металлического варианта.
Как выбрать зубную щетку? От здоровья зубов зависит здоровье пищеварительной системы, поэтому к уходу за полостью рта следует подходить как можно тщательнее. Эта статья расскажет о том, как правильно выбрать зубную щетку. В основном, банки занимаются двумя типами деятельности: аккумуляцией денег на депозитах и выдачей кредитов. По различным причинам должник не всегда желает возвратить в заранее оговоренные сроки кредитные средства, поэтому банки вынуждены принимать соответствующие меры.

Источник: http://kak-bog.ru/kto-takie-puritane

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector