Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Есть люди волевые, которые даже не задумываются о том, чтобы развить самоконтроль, а есть те, для кого отсутствие этого качества становится реальной проблемой. Рассмотрим в статье, что это такое и как этого можно достичь и развить.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Определение и особенности

Самоконтроль — это проявление воли человека, черта характера и образ жизни. Не каждый от природы рождается с таким качеством. Как правило, оно формируется на протяжении всей жизни. Но зачастую развитие может не произойти вовсе, если человек не приложит к этому усилий.

Говоря простыми словами, психология самоконтроля — это умение контролировать себя, привыкать к распорядку дня, деятельности. Также это качество включает в себя борьбу с ленью. Но главным преимуществом является то, что человек может держать себя в руках, когда все идёт не по плану или другие люди чуть ли не выводят его.

Самоконтроль также помогает человеку как личности идти к поставленной цели и добиваться большего, чем расслабленным людям, которым трудно взять себя в руки. И ещё это очень сильно влияет на самооценку в лучшую сторону.

Примеры

Есть очень много в учебниках по обществознанию примеров самоконтроля. Школьники обычно изучают это общим курсом. Но стоит согласиться с тем, что можно начинать задумываться о приобретении этого качества ещё в подростковом возрасте.

Очень наглядные примеры:

  • Человек понимает, что нужно прочитать книгу/выполнить уроки/доделать работу, но все ещё не сделал этого. Самоконтроль — это когда он может отказать себе в прогулках с друзьями или бездумному просмотру телевизора, если не начаты более важные запланированные дела.
  • Один приятель кричит на другого, но второму хватает силы воли держать себя в руках, чтобы тоже не «взорваться». Это называется самоконтролем поведения.
  • Работник никогда не откладывает свою работу и идёт чётко по плану, ни при каких обстоятельствах не отходя от него. К примеру самоконтроля как внутреннего контроля личности также можно отнести возможность организовывать себя и отказываться от безделья, бездумного времяпрепровождения и многого другого.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

  • И ещё к этому можно отнести, например, то, когда человек начинает регулярно заниматься спортом (бегать по утрам, ходить в тренажерный зал и т. д.). Стоит согласиться, что это все же проявление воли, ведь если человек до этого ни разу не занимался этим из-за лени, но хотел и смог побороть себя, то он вышел из зоны комфорта и развил самоконтроль.

Примеры из литературы

Пожалуй, в литературных произведениях существует очень много ярких наглядных сюжетов, где герой развивал свою волю, самосовершенствовался или, наоборот, впадал в саморазрушение. Такие примеры наиболее часто встречаются в художественной литературе, в основе идеи которой лежит борьба с самим собой.

Например, очень заметно по произведению Ивана Гончарова «Обломов», что два главных героя являются противоположностями друг другу: Штольц полон самоконтроля, а вот его друг Обломов не смог найти в себе стержень и энергию.

Как развить самоконтроль?

Для каждого человека путь развития своей личности индивидуален. Но есть ряд пунктов и способов для формирования в себе самоконтроля.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Можно начать заниматься спортом и следить за здоровьем, если вы не делали такого раньше, но хотели бы. Это не только будет полезно для организма, но и поможет выработать в себе особый стержень и твёрдость духа.

Также не лишним будет формирование распорядка дня. Становиться совой или жаворонком, если вы таковым не являетесь, не стоит, но вот высыпаться просто необходимо. Поэтому даже если вы привыкли спать по 4–5 часов и чувствуете недосыпание, то стоит проявить самоконтроль и следить за режимом.

Ещё одним отличным упражнением считается обычный счёт до 10/50/100, когда настроение такое, что хочется поругаться с кем-либо, поссориться, покричать. Грубо говоря, контроль эмоций — тоже важное и полезное качество в жизни.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Но в целом очень хорошо развивает самоконтроль способность человека против своей воли делать то, что нужно.

Например, заставлять себя встать по утрам, сделать пробежку, сразу же выполнить важные дела, а только потом после всего оставить время на отдых.

Также очень поможет постановка более крупных целей и планов, в отличие от списка дел на день. Но нужно тоже прилагать усилия, чтобы планируемое не оставалось мечтой, а рано или поздно реализовалось.

Следующий метод подойдёт далеко не всем. Это медитация. Кто-то становится от неё более раздражительным и не видит смысла в занятии, которое разве что время отнимает, а пользы не приносит.

Но многие люди отмечают то, что такое единение с самим собой помогает сосредоточиться, собраться с мыслями и успокоиться. Таким образом, медитирование подходит людям, которые очень редко бывают одни и чувствуют, что у них избыток общения, а отдыха в одиночестве нет.

Ведь действительно же нет ничего плохого в том, чтобы побыть пару минуток в день дома в расслабленном состоянии.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Как родителям помочь детям развить самоконтроль?

Существует очень много споров о том, что же сильнее влияет на развитие воли человека: гены, воспитание или же сама личность будучи уже взрослой. На это никто никогда не сможет ответить, ведь у всех бывает по-разному, но родители тоже могут внести свой вклад.

Для более младшего поколения (для школьников) подойдёт следующий приём самоконтроля: при решении примеров по математике и выполнении прочих упражнений стараться не отлынивать, а все выполнять до конца.

Родителям важно проследить за этим, но ни в коем случае не принуждать, если чувствуете, что ваше чадо непоседливо и не очень любит делать уроки.

Можно попробовать начать мотивировать ребёнка или награждать, если ему удаётся взять себя в руки.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Это касается не только учёбы, но и режима дня, здорового образа жизни, планирования целей и многого другого.

Но вот давить с более дальними планами не стоит, так как порою дети ещё даже не задумываются о том, кем стопроцентно будут работать, какой путь в жизни они выбирают и т. д.

Также родителям важно следить, чтобы ребёнок не ввязался в плохую компанию и не приобрёл вредных привычек, не начал саморазрушаться.

Книги о развитии воли

Существует очень много пособий о саморазвитии. Значительная часть из них направлена именно на мотивацию, чтобы побороть лень, развить полезные качества и, главное, самоконтроль:

  • Келли Макгонигал, «Сила воли. Как развить и укрепить».
  • Брайан Трейси, «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».
  • Шэрон Мельник, «Стрессоустойчивость».
  • Дэн Дубравин, «Психология эмоций: чувства под контролем».
  • Уолтер Мишел, «Развитие силы воли».
  • Хайди Грант Хэлворсон, «Психология достижений».

Вместо заключения

В нашей жизни можно встретить очень много примеров самоконтроля. Для кого-то это так и остаётся непостижимо, но нужно помнить, что развить волю и побороть себя более чем реально при желании и упорстве. А вот насиловать себя не стоит никогда.

Источник: https://www.syl.ru/article/360790/samokontrol-primeryi-iz-jizni-metodyi-razvitiya-i-osobennosti

Самоконтроль человека: 8 упражнений для его развития

Здравствуйте, читатели блога. В этой статье я хочу рассказать, почему так важен самоконтроль, чем может грозить его отсутствие, а также поделюсь самыми действенными упражнениями по его развитию.

Прежде чем приступить к первым шагам, стоит помнить, что мгновенные результаты не наступят, а выработка любого нового личностного качества требует времени и постепенности. Самоконтроль является тем качеством, которое позволяет балансировать на границе желаний и необходимостей, при этом уметь пожертвовать минутным удовольствием или побуждением ради дальнейшего лучшего результата.

Дискомфорт при самоконтроле

Формирование жизненных стратегий и установок происходит каждый день и отражает привычки человека. Соответственно, в зависимости от ваших ежедневных действий будет развиваться или окончательно уничтожаться способность контролировать свою жизнь.

Чем меньше дисциплины в вашей жизни на момент начала изменений, тем с большим дискомфортом придется столкнуться. При том важно понимать, что присутствие негативных ощущений свидетельствует о правильно выбранном пути. Но если вы чувствуете легкость и простоту, то, скорее всего, где-то себя обманываете.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Трудности перехода к новому образу жизни объяснимы нежеланием психики покидать привычную зону комфорта. Это не значит, что вам там лучше, просто организму и мозгу так привычнее. А именно выход за привычные рамки позволяет изменить жизнь к лучшему.

Нужно продолжать действовать, преодолевая дискомфорт и не останавливаться, если кажется, что результаты отсутствуют или приносят вред. В первые дни тренировок в спортзале будут болеть мышцы, а отказ от вредной еды может временно вызвать физический дискомфорт и слабость. Но ведь это не является свидетельством вреда спорта и здорового питания.

Это же касается и интеллектуального труда, когда необходимо изучать новые понятия или несколько раз переписывать дипломы и статьи – все действия в итоге приведут к развитию и улучшению показателей, только если не прекращать движение вперед.

Выбор направления пути

Нет смысла развивать свою способность к самоконтролю, если цель развития не выбрана. Конечно, мы все восхищаемся людьми, которые способны что-то делать, проявляя волевое усилие, при отсутствии эмоциональной вовлеченности. Но если присмотреться внимательнее, то окажется, что за выполнением нежелаемых действий стоит решение важной задачи.

Чтобы самоконтроль появился в вашей жизни, придется поработать над важностью ее составляющих, проранжировать свои потребности и стремления. В противном случае можно бесконечно отвлекаться на просмотр пабликов и видео с котятами, если перед глазами не присутствует постоянный план важных моментов, которые на глубинном уровне в масштабе вашей жизни значительно важнее минутного комфорта.

Рекомендую пересмотреть свою жизнь и выявить, в какой области или областях не хватает развития, где вы не чувствуете счастья или прилива энергии. Наиболее значимые области:

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

  • физическое здоровье;
  • эмоциональное самочувствие;
  • семейные отношения;
  • дружеские связи;
  • духовное развитие;
  • карьера;
  • материальное обеспечение.

Каждый может добавить этот список своими личными потребностями, а также углубиться в конкретные детали выделенных областей. Например, если вы замечаете за собой быстро появляющуюся одышку, то выбрать поход на тренировку в следующий раз будет легче при условии поставленной и осознанной цели улучшить свое здоровье.

Расписание

Упражнения эффективны при постоянном графике, повторении установленных нормативов или задач. Соответственно, необходимо составить оптимальное расписание дня и выполнять его. Во-первых, это помогает систематизировать свою деятельность, распределять нагрузку и понимать, на что и какая часть вашего времени уходит. А во-вторых, сам режим дня дисциплинирует и помогает развивать силу воли.

  • Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы
  • Даже если на данный момент у вас нет особых целей и вершин, которые необходимо достичь, то соблюдение режима помогает не потерять форму и держать в порядке нервную систему.
  • График должен обязательно содержать такие пункты, как:
  • сон – время отхода ко сну и подъем должны быть установлены одинаково для всех дней, в том числе и выходных;
  • спорт или другая физическая нагрузка (прогулка, танцы, любое движение);
  • здоровое питание, обеспечивающее витаминами и микроэлементами.

Соблюдение режима помогает сохранять эмоциональный самоконтроль, улучшает способность противостоять стрессам, а также способствует выработке новых стратегий, требующих первоначального волевого акта.

4 приема, помогающие регулировать эмоциональное состояние

Контроль и движение в выбранном направлении начинаются с эмоциональной составляющей и внутреннего отношения человека, способности реагировать или сдерживаться.

Чтобы улучшить свое состояние, существуют специальные методы:

  1. Динамическая медитация – направлена на расслабление всех групп мышц, при этом происходит активная перестройка психических процессов. Эти занятия отлично подойдут людям, которые не всегда способны совладать со своими эмоциями, а также имеют высокий уровень активности. Динамическая медитация заключается в ритмичном выполнении определенной последовательности движений, обычно проводится в групповой форме под присмотром преподавателя.
  2. Самостоятельная медитация с использованием специальных приложений, аудио и видеозаписей, книг. Начинать можно с 5 минут в день, например, по утрам. Если правильно выполнять все предписания и инструкции, то со временем упорядочиваются мысли, появляется способность выбирать реакции и контролировать чувства.
  3. Анти-стрессовое дыхание, помогающее регулировать не только эмоциональный фон в непосредственной ситуации повышенных переживаний, но также стабилизирующее психику в течение всего времени. Для того чтобы остановить нежелательную эмоциональную реакцию, необходимо сделать несколько глубоких вдохов и резких полных выдохов. В случае, если вы чувствуете, что справиться с эмоциями очень тяжело, то в момент наиболее сильных переживаний рекомендуется дышать часто, но поверхностно.
  4. Радости жизни. Обеспечьте хотя бы минимальное присутствие приятных вещей в своем дне, дарящих радость именно вам. Пусть это будет хотя бы 5-минутное расслабление с чашкой любимого кофе или заказ необходимых товаров через интернет, чтобы сэкономить время. Обязательно планируйте для себя подобные маленькие островки удовольствия. Со временем наполняйте свою жизнь все большим количеством новых приятностей. Самоконтроль развивается не от того, что у человека получается решать только необходимые задачи, но также и от возможности получить удовольствие.
Читайте также:  Фобия: что это такое и как она проявляется

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Наладив свое расписание и занявшись эмоциональным состоянием, можно приступать к повышению эффективности своего контроля в деятельности.

4 приема, помогающие контролировать выполнение поставленных задач

Насколько человек продуктивен, всегда свидетельствуют его показатели, причем как в профессиональной деятельности, так и в личных аспектах. Для того чтобы заставить себя что-то делать, а не отвлекаться на пустые разговоры, чтобы достигать результатов, необходимо наличие способности контролировать себя и свою активность.

В начале пути могут помочь следующие приемы:

  1. Начинайте выполнять запланированное уже сегодня, пусть и понемногу. Откладывание начала чего-то до понедельника или нового года является бессмысленной тратой времени. Если в планах профессиональные занятия спортом, то можно каждый день выполнять пятиминутные упражнения, не требующие ни специальной одежды, ни затрат на абонемент. Если выбрано изучение языка, то можно самостоятельно учить по десятку слов в день. Главное в этом подходе — регулярность и постоянство, а со временем сформированную привычку можно углублять.
  2. Планируйте свой отдых – вы должны знать, когда и как вы будете отдыхать. Это помогает не отвлекаться в процессе работы, создает определенный ритм. Кроме того, спланированный отдых обычно получается более насыщенным эмоционально и может нести непосредственную пользу (если это путешествие в соседний город вместо вечера перед телевизором).
  3. Мыслите позитивно. Тут важно не только поставить конкретные цели. У каждой из них должны быть сроки, а после успешного выполнения — награда.
  4. Действуйте «от противного». Негативная мотивация также отлично помогает в усилении личностного контроля. Она подразумевает наказания за невыполнение расписания, плана или нарушение ограничений. Эту функцию можно даже поручить кому-то из близких друзей или родственников, если на первых этапах присутствует неуверенность в собственной исполнительности (многие стремятся договориться с собой).

Я привела лишь универсальные примеры упражнений. Существуют и другие методики повышения своей осознанности и, как следствие, самоконтроля. Чем больше вы будете узнавать о возможностях собственной психики, тем интереснее и эффективнее будет становиться ваша жизнь.

Заключение

  1. Этот блог будет держать вас в курсе наиболее действенных методов и возможностей, так что подписывайтесь и следите за обновлениями.

Источник: https://qvilon.ru/psihologiya/samokontrol.html

10 отличных методов, повышающих самоконтроль

Люди, которые умеют контролировать себя, как правило, являются наиболее успешными, состоятельными и интеллектуально развитыми — они являются реальной, а не мнимой элитой общества. Это происходит потому, что они легко побеждают свои привычки и страхи.

Их сложно сломить, и они редко когда опускают руки, если у них что-то не получается. Самоконтроль — это характерное качество любого победителя. И, к твоей радости, это качество не является врожденным — его можно легко «прокачать», как ты это делаешь с мышцами.

Правда, в отличие от мышц, все тренировки по самоконтролю основаны на психологических исследованиях, а не на традиции физической культуры.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Исследования показали, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Его применение имеет четкий физиологический эффект, такой, как понижение уровня глюкозы.

Другими словами, в любой момент времени у тебя может не остаться самоконтроля «в баке». Поэтому когда ты жестко контролируешь себя, то твои силы истощаются, а соблазн становится очень и очень велик.

Психологи называют этот процесс «истощением эго».

Как использовать это знание? Просто признай, что твой запас самоконтроля конечен, поэтому тебе придется найти способ избежать искушения в час Х. Первым шагом к усилению самоконтроля станет признание того, что ты слаб.

Этот метод был описан в одном из исследований 2002 года (Ариэли и Вертенброх), которое основывалось на эксперименте, что был проведен в средних школах.

Ученые выявили, что учащиеся, которые всего лишь устанавливали себе строгие сроки обучения, учились гораздо лучше, чем учащиеся, которые работали мозгами по факту наступления учебных проблем.

То есть если перенять выводы этого исследования на собственный опыт, то можно сказать следующее: если ты будешь ставить перед собой сложные цели, обещать себе их выполнение, то вероятность увеличения производительности значительно возрастает.

Вознаграждение может действительно работать. Когда ты получаешь награду (или сам себе ее даришь), то ты становишься более падким на краткосрочные жертвы ради долгосрочной выгоды, то есть ты вносишь в свой распорядок немного духа здравого капитализма. Награды могут быть не только денежными, но и символическими.

Если в предыдущем пункте мы говорили о прянике, то в этом говорим о кнуте. Мы должны не только обещать себе вознаграждение, но также наказывать себя за «плохое поведение». Для этого надо разработать собственную систему штрафов, которая поможет тебе справится со многими бедами, которые связаны с бесконтрольным поведением.

Часть наших проблем кроется в тех искушениях, которые вырастают из бессознательного поведения, — оно всегда готово подорвать наши лучшие намерения. Ученая группа под управлением Фишбаха (2003 год) обнаружила, что участники эксперимента легко поддавались искушению, когда это самое искушение находилось за пределами сознания.

Практический вывод прост. Попробуй держаться подальше от соблазнов не только физически, но и морально — переориентируй свой мозг таким образом, чтобы он стремился не к поеданию пончиков или выпиванию стеклоочистителя, а к тому, чтобы исполнить высшую цель.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Даже если результатов никаких нет, старайся быть оптимистичным, чтобы избежать очередного искушения.

Оптимизм отлично помогает достигать поставленных целей, а пессимизм быстро разрушает желание что-либо делать, когда возникает даже малейшая проблема. Однако тебе следует думать не о том, насколько легко будет достигнуть цели, а о том, насколько интересен сам путь, работа, действия. Ты должен видеть не фантазии, а реальность, но эта реальность не должна быть мрачной.

Чтобы привить правильный оптимизм в свою жизнь, тебе следует провести полную переоценку соблазнов и целей, а именно — цели должны стать желанными, а соблазны должны понизить свой курс по отношению к целям. Другими словами, соблазны должны стать дешевкой, что будет недалеко от истины в большинстве случаев.

Сердце зачастую значит больше, чем разум, особенно если ты молод и неопытен. Однако не стоит думать, что твоя эмоциональная часть личности не может помочь тебе в борьбе с соблазнами.

В одном из исследований 1975 года, которое было проведено в Германии, дети смогли удержаться от поедания зефира лишь потому, что они думали о зефирках как о белых облаках, которые есть, разумеется, никто не будет.

Ты можешь усилить или уменьшить тягу к определенным вещам точно таким же образом: путем охлаждения или нагревания эмоций, связанных с предметом или действием. Например, если дело касается достижения целей, то ты можешь вспомнить о положительных эмоциональных аспектах этого, например, о чувствах азарта и гордости.

Иногда осуществление самоконтроля заставляет избегать вредных привычек. Один из верных способов сделать это — с помощью самоутверждения. Это означает ориентировать свои действия на вещи, в которые ты веришь. Это могут быть семья, творчество, качество работы, политическая идеология, философская концепция, любое другое внутреннее убеждение.

Думая о своих базовых ценностях, ты можешь восстановить свой самоконтроль даже тогда, когда он полностью исчерпан. Именно с этих позиций и рождаются геройские поступки.

Абстрактное мышление, как оказалось, серьезно повышает самоконтроль. Оно позволяет думать о предмете, понимая его. К сожалению, в российских школах совершенно не развивают абстрактное мышление, предпочитая ему зубрежку, которая приводит к тому, что формулы люди знают, а зачем они нужны, и как их применить в жизни, не знают.

Суть абстрактного мышления заключается в том, что ты должен сосредотачиваться на вопросах «зачем я это делаю?», «почему я это делаю?», «что мне это принесет?», а не на самом действии. Если ты поймешь, зачем ты делаешь свою работу, зачем двигаешься к определенной цели или зачем хочешь избавиться от вредной привычки, то тебе будет легче контролировать себя и свои слабости.

Источник: https://BroDude.ru/10-otlichnyx-metodov-povyshayushhix-samokontrol/

Как легко успокоиться: упражнения по саморегуляции в стрессовых ситуациях

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Если бы люди не имели чувств, были равнодушными, то не знали бы ни волнений и тревог, ни радости и счастья. Человек, желающий получить ответ на вопрос о том, как успокоиться, хочет избавиться от негативных переживаний, наполнив жизнь позитивом и гармонией.

Шаги на пути к спокойствию

Человек больше всего нервничает в ситуации неопределенности. В любой волнующей ситуации нужно разобраться. Как быстро успокоиться, если не понятно, что происходит? Знания придают человеку уверенности в происходящем.

  1. Прояснить ситуацию – первый шаг к душевному спокойствию в конкретной обстановке.
  2. Второй шаг заключается в использовании методов саморегуляции с целью успокоиться настолько, чтобы быстро и трезво размышлять в сложной ситуации.
  3. Третий шаг – анализ происходящего и принятие решения о способе действия.

Если угроза, реально существующая или потенциально опасная, нужно уметь легко и быстро привести мысли и эмоции в порядок, чтобы принять меры по ликвидации опасности или уходу от нее.

К примеру, если человек заблудился в лесу, нужно не поддаваться панике и волнению, а сохранив трезвость ума, суметь быстро найти дорогу домой.

Если тревоги, волнения и опасения чрезмерные и необоснованные, нужны методы саморегуляции, позволяющие уравновесить психические процессы.

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансыБольшинство людей волнуются из-за пустяков. Для чрезмерно тревожных личностей волнения и негативные переживания – привычное занятие и образ жизни.

Например, люди волнуются и не могут себя успокоить на собеседовании при приеме на работу. Причина такого волнения – преувеличенная ценность события.

Собеседование не является опасной для жизни ситуацией, человек просто сомневается в себе и боится произвести негативное впечатление.

Волнение играет с ним злую шутку, не позволяет мыслить трезво, замедляет реакции, делает речь прерывистой и несвязной. В результате волнение и тревоги оправдывают себя.

Человеку нужно пользоваться методами саморегуляции в таких и других подобных ситуациях, когда значимость события преувеличена.

Методики и приемы саморегуляции

Как успокоиться и не нервничать, не прибегая к приему медикаментов? Нужно воспользоваться методами самостоятельной регуляции психического состояния.

Саморегуляция – управление психоэмоциональным состоянием путем воздействия на сознание словами, мысленными образами, правильным дыханием, приведением в тонус и расслаблением мышц.

Саморегуляция призвана быстро успокоить, устранить эмоциональное напряжение и нормализовать эмоциональный фон.

Как успокоиться, не зная специальных техник саморегуляции? Организм и сознание обычно сами подсказывают как это нужно сделать.

Естественные приемы саморегуляции:

  • улыбка, смех;
  • переключение внимания на приятный объект;
  • поддержка близкого человека;
  • физическая разминка;
  • наблюдение за природой;
  • свежий воздух, солнечный свет;
  • чистая вода (умыться, принять душ, выпить воду);
  • прослушивание музыки;
  • пение, крик;
  • чтение;
  • рисование и другие.
Читайте также:  Определение и лечение фиксационной амнезии

Методики, формирующие умение управлять психологическим состоянием:

  1. Правильное дыхание. Нужно сделать медленный и глубокий вдох, задержать дыхание и медленно, полностью выдохнуть, представляя как напряжение уходит.
  2. Аутотренинг. В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение. Человек осмысленно повторяет позитивные фразы много раз, пока не поверит в то, что говорит. Например: «Я сохраняю спокойствие, я спокоен».
  3. Релаксация. Специальные релаксационные упражнения, массаж, йога. Расслабляя мышцы, можно уравновесить психику. Эффект достигается через чередование напряжения и расслабления мышц.
  4. Визуализация. Методика предполагает воссоздание в воображении приятного воспоминания или картины, вызывающей позитивные эмоции. Такое состояние называется ресурсным. Окунувшись в него, человек ощущает позитивные чувства.

Упражнения для саморегуляции

Обрести спокойствие помогают специальные упражнения, направленные на регуляцию психического состояния в конкретной ситуации. Таких упражнений разработано множество, можно выбрать наиболее удобное в применении, быстрое и действенное.

Некоторые специальные упражнения и способы как быстро успокоиться:

  • Упражнение «Раскачивание»

В положении стоя или сидя нужно расслабить и откинуть голову назад так, чтобы было удобно, словно лежа на подушке. Закрыть глаза и начать слегка раскачиваться, с небольшой амплитудой из стороны в сторону, вперед-назад или по кругу. Нужно найти наиболее приятный ритм и темп.

В положении стоя нужно сделать несколько махов руками перед грудью в стороны, по кругу, вверх-вниз (классические упражнения для разминки). Прямые руки вытянуть вперед и расслабить, начать медленно разводить в стороны.

Если руки достаточно расслаблены, они станут расходиться, будто сами собой. Упражнение нужно повторять, пока не возникнет ощущение легкости. Разводя руки представлять, как расширяется восприятие жизни, раскрываются объятья навстречу позитиву.

  • Упражнение «Точка релаксации»

В положении стоя или сидя нужно расслабить плечи, руки свободно опустить. Начать медленное вращение головы по кругу. Когда найдется максимально удобное положение и захочется остановиться, нужно сделать это.

После отдыха в таком положении, продолжить вращательные движения. Вращая головой, представлять движение к гармонии, а в точке релаксации ощущать достижение этой цели.

Положительного эффекта можно добиться просто хорошо и быстро встряхнув кисти рук несколько раз, как будто стряхивая воду. Представить, что с кончиков пальцев слетает стресс и нервозность.

Чтобы снять напряжение и расслабить мышцы нужно попрыгать на месте, словно отряхиваясь от снега.

  • Упражнение «Солнечный зайчик»

Упражнение подходит и взрослым людям и детям. Оно приятное, игровое, веселое.

Занять удобное положение, сидя или полулежа, расслабить все мышцы. Закрыть глаза и представить себя на солнечной поляне, пляже, берегу реки или в другом приятном месте, где светит солнце. Представить, как ласковое солнышко согревает тело и вместе с солнечным светом организм насыщается спокойствием и счастьем.

Солнечный зайчик пробежал по губам и нарисовал улыбку, по лбу, расслабив брови и лоб, соскользнул на подбородок и расслабил челюсть. Солнечный луч бегает по телу и расслабляет все его части по очереди, дарит спокойствие, убирает волнение. Можно добавить звуки природы: плеск волн, пение птиц, шум листьев.

Продолжительность упражнений: от одной до пятнадцати минут. Выполнять их можно в комплексе, по несколько раз в день.

Простыми упражнениями можно вернуть ощущение радости жизни, уверенность в себе, успокоиться и прийти к душевому равновесию.

Переживания — неотъемлемая часть жизни

Можно ли все время избегать тревог и волнений или лучше научиться саморегуляции?

  • Суметь обрести спокойствие в сложной ситуации удается не каждому, но каждый может постараться это сделать.
  • Как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства, волнения нужны людям для того, чтобы выжить. Они всегда естественны. Некоторые из них врожденные, другие приобретенные.
  • Проблему и трудности представляют негативные эмоции, чувства, мысли, волнения и тревоги, которые являются чрезмерными, необоснованными, патологическими.
  • Современная жизнь воспринимается организмом как непрерывный поток угроз, опасностей, волнений и стрессовых ситуаций. Чтобы сохранить душевное равновесие и здоровье, необходимо знать ответ на вопрос о том, как быстро успокоиться.
  • Глубина переживаний определяется особенностями личности. Ребенок учится нервничать, глядя на других. У тревожных родителей, дети вырастают тревожными личностями.
  • Чрезмерные переживания бывают вызваны неуверенностью в себе, усталостью, негативным опытом прошлого, превышением значимости событий и другими причинами.

Развитие ассертивности (внутреннего равновесия)

Человек нервничает, когда ощущает угрозу существованию. Физиологические реакции при сильном волнении призваны активировать скрытые резервы организма для борьбы с неприятностями. Сердце начинает биться быстрее, чтобы мышцы пришли в тонус, а кровь лучше циркулировала, снабжая мозг кислородом.

Когда человек сильно волнуется и не знает как себя успокоить, он либо ведет себя пассивно, растерянно и испуганно, либо агрессивно и несдержанно.

Эти стратегии являются неэффективными. Наиболее выгодная стратегия выживания в социуме – умение поддерживать внутренний баланс, при котором человек имеет собственное мнение, независимый взгляд на ситуацию, спокойное восприятие действительности.

Способность человека самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него называют ассертивностью.

  • Человек в ассертивном состоянии смотрит на жизнь спокойно, анализирует и принимает взвешенные решения, не поддается на манипуляции, использует приемы саморегуляции. Внутренняя позиция человека устойчива, он уверен в себе, уравновешен, сложная ситуация воспринимается им как подконтрольная.
  • Ассертивность предполагает умение быстро отстраниться от проблемы, легкость восприятия и малую степень безразличия. Нужно стать сторонним наблюдателем происходящего события, заинтересованным, но не вовлеченным.
  • Такое поведение может быть воспринято окружающими как бездушное и безразличное, но оно позволяет человеку сохранить внутреннее спокойствие и гармонию. Советы смотреть на жизнь проще и не принимать все близко к сердцу подразумевают развитие ассертивности.
  • Методы саморегуляции имеют целью развитие ассертивности как умения быстро пресечь волнения, взглянуть на себя со стороны, дать объективную оценку происходящему и принять разумное решение.

Источник: https://HeadLife.ru/kak-uspokoitsya/

Самоконтроль — поведение, развитие контроля, упражнения

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное осознание индивидом своих собственных действий, а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, страхом.

Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же самоконтроль поведения, является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях.

В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе.

Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля.

Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

перейти наверх

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.

Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения.

Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.

Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

перейти наверх

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок.

Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки.

Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма.

Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

перейти наверх

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день.

В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку.

В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

• Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
• Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.

Читайте также:  Сенсуализм в философии. философы-сенсуалисты

• Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.

• Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.

• Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

перейти наверх

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога.

Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга.

Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки.

К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем.

В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

• Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.

• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

перейти наверх

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере.

К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений.

Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей.

Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и самооценка весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно.

Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки.

Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом.

Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда.

Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Источник: http://PsyTheater.com/samokontrol.html

Приемы и методы саморегуляции в экстремальных ситуациях

В своей деятельности сотрудники МЧС сталкиваются с экстремальными ситуациями, которые оказывают значительное влияние на людей и их деятельность. Экстремальная ситуация – это возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию [4]

Психологическая саморегуляция – целенаправленное изменение психического состояния, осуществляемое самим субъектом путем специально организованной психической активности [3].

Существуют естественные приемы и методы саморегуляции психического состояния, к которым относят сон, общение с животными, музыку, танцы. Однако эти способы нельзя использовать в работе.

Кроме естественных способов саморегуляции существуют и другие, применив которые можно за короткий промежуток времени активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество выполняемой деятельности.

Саморегуляция помогает более сдержано относиться к людям, терпимее воспринимать их недостатки.

Человек в некоторой мере является саморегулирующейся системой, благодаря психологическим и физиологическим механизмам человек может приспособляться к быстро изменяющимся условиям жизни, управлять собой в трудных ситуациях, а также мобилизуют свои силы.

Существуют механизмы, которые функционируют независимо от воли, желания и настроения человека, к ним относят реакцию организма человека на повышение или понижения температуры. Саморегуляция поведения может происходить с помощью неосознаваемого в определенной ситуации опыта, привычек и навыков.

Однако саморегуляция может быть сознательной, когда мы сознательно изменяем состояние своего организма с помощью определенных приемов и методов [1].

Приемы саморегуляции включают в себя две основные части: расслабляющую и мобилизующую. Саморегуляция как метод основан на взаимодействии сознания и подсознания, мышления и воображения, слова и чувства.

То, что мы говорим, воздействует на эмоциональную сферу и тем самым активизирует воображение, благодаря которому происходит психическое и физическое расслабление, возможно осуществление волевого акта, самоконтроля за дыханием.

Словесные формулы составляют основу метода саморегуляции, они должны быть простыми и короткими, не вызывающими сомнения и напряжения.

В результате саморегуляции могут возникать следующие основные эффекты:

  1. Эффект успокоения.
  2. Эффект восстановления.
  3. Эффект активизации.

Все методы саморегуляции можно разделить на две группы по времени их проведения [2]:

  1. Мобилизующие методы перед началом и в течение периода активности.
  2. Методы, способствующие полному восстановлению сил в период отдыха:
  • методы психической саморегуляции: арт-терапия, медитация, аутогенная тренировка;
  • методы психофизиологической регуляции: музыкотерапия, цветотерапия, физические упражнения;

Методы саморегуляции различают и в зависимости от той сферы, где происходит регуляция:

  • самоисповедь – это отчет самому себе о различных сложностях в жизни, ошибках, которые были в прошлом;
  • самоубеждение – сознательное воздействие на собственные установки;
  • самовнушение – мысленные внушения, помогающие разрешить трудную ситуацию.
  • непосредственные, то есть личность осознано пересматривает свою мотивационную систему, корректирует ее. К данным методам относятся аутогенную тренировку и прием логического мышления;
  • опосредованные методы, то есть воздействие на центральную нервную систему через косвенные факторы, примером служит медитация.
  • самоорганизация, то есть активное формирование себя как личности, стремление познать себя, ответственное отношение к труду, словам и окружающим людям;
  • самоутверждение – стремление к достижению определенного статуса и его поддержанию;
  • самодетерминация, то есть умение человека самостоятельно выбрать направление саморазвития;
  • самоактуализация – стремление к развитию своих личностных возможностей.

Для того чтобы научиться управлять своими эмоциями, настроением, снизить напряженность необходимо систематично проводить тренировки, используя приемы саморегуляции. Именно в этом случае можно достигнуть повышения психологической устойчивости.

Для снижения нервно-психической напряженности и улучшения настроения можно использовать следующие приемы [1, 2]:

  • использование приемов логики. Снять напряжение можно поговорив с самим собой, убедить себя в несерьезности переживаний;
  • использование образов. При выполнении трудной деятельности можно представить себя литературным героем или киногероем. Мысленно представить образ для подражания и тем самым регулировать свое состояние;
  • представление ситуации. Необходимо вспомнить ситуацию, в которой вам было комфортно и легко. Ситуаций может быть много, однако следует выбрать лишь одну наиболее значимую ситуацию, которая способна вызвать положительные эмоциональные переживания;
  •  использование способов переключение. Данный прием используется при физическом утомлении, отчаянии. В таком случае снять психическое напряжение можно при помощи различных средств отвлечения. Например, прочитать любимую книгу, посмотреть фильм, послушать музыку;
  • использование приемов отвлечения. Вырабатывается умение думать обо всем кроме эмоциогенного обстоятельства;
  • дыхательная техника в случае, когда необходимо успокоиться. Следует использовать прием дыхания на счет. На четыре счета делается вдох, затем на четыре счета выдох, с каждым разом вдох и выдох удлиняются на одну единицу. Упражнение проводится до тех пор, пока вдох и выдох удлиняться до 12 единиц счета;
  • дыхательная техника с задержкой дыхания. Следует сделать глубокий вдох, затем задержать дыхание на 20 секунд и сделать медленный выдох;
  • управление тонусом мышц. Необходимо удобно сесть и закрыть глаза, дышать медленно и глубоко, мысленно пройтись по всему телу, постараться напрячь места зажимов, почувствовать напряжение и сбросить его на выдохе;
  • рисование красками. Создайте рисунок, который отражает ваше внутреннее состояние, можно взять яркие краски и нарисовать абстракцию на листе бумаги;
  • аутотренинг. Методика самовнушения на основе максимального мышечного расслабления;
  • использование мышечного расслабления. Необходимо расслабить мышцы, например, при переживании негативных эмоций следует улыбнуться и активизировать чувство юмора;
  • воздействие на биологически активные точки.
  • Существует ряд факторов, которые влияют на снижение результативности и эффективности использования приемов психической саморегуляции среди них: негативное отношение сотрудника к выполнению упражнений; успех, на начальных этапах тренировки; неправильный выбор метода саморегуляции;
  • Таким образом, психическая саморегуляция создает благоприятные психологические предпосылки для успешного выполнения деятельности, а также облегчение перехода от работы к отдыху.
  • Список литературы:
  1. Агеенкова Е.К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний для профилактики и реабилитации соматических расстройств, кризисных состояний и утомления у военнослужащих. //Военно-психологический вестник. Информмационно- методическое пособие для офицеров социально-психологической структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь. /Под ред. А.Н. Гура. – Минск: Центр идеологической работы ГКДУ «ЦДО ВС РБ», 2008. — №1. – С. 13 — 59.
  2. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. – Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2000. – 141 с.
  3. Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: 2003. — 672 с.
  4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. — М.: Смысл, 2007. – 319 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/lvii/83012

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector