Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

  • Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.
  • Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.
  • Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Виды и формы

  1. В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

  2. В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

  3. Виды слабоумия у детей и подростков:
Уровень IQ Степень умственной отсталости по МКБ-10 Классификация в классической психиатрии Умственный возраст, лет
50-69 Легкая Дебильность 9-12
35-49 Умеренная Имбецильность не резко выраженная 6-9
20-34 Тяжелая Имбецильность выраженная 3-6
До 20 Глубокая Идиотия До 3
  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

    Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Юноши и девушки (11-18 лет)

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

О симптомах умственной отсталости в этом видео:

Диагностика

При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

Психологическое тестирование

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомыДля выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

  1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
  4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

Лабораторное исследование

При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

Инструментальное обследование

    Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

  1. Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  2. Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  3. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
  • Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
  • Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.
  • Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

Нейролептики

Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

Противосудорожные препараты

При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

Биогенные стимуляторы

В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

Витамины группы В

Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

Психологическая помощь

Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

Виды психологической помощи при слабоумии:

Помощь слабоумным детям и подросткам Помощь родственникам слабоумных детей и подростков
  • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
  • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
  • решение повседневных проблем
  • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
  • регулярная смена обстановки;
  • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи
  1. Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.
  2. О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

Прогнозы, продолжительность и качество жизни

Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

  • Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.
  • Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомыНа второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.
  • При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.
  • Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).
  • Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.
  • Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/demenciya/u-detej-i-podrostkov.html

Слабоумие: симптомы у детей, признаки и лечение болезни

Под слабоумием, также называемом олигофренией, понимают нарушение интеллектуальной деятельности или заметное отставание от среднего для конкретного возраста умственного развития. Симптомы слабоумия у детей проявляются в разной степени в зависимости от уровня умственной отсталости.

Только высококвалифицированный специалист сможет определить степень тяжести заболевания, после чего назначит соответствующее лечение. Олигофрения не излечивается полностью, однако можно добиться превосходных результатов, проводя терапию и профилактику болезни.

Стоит более детально разобраться в том, что же такое слабоумие у детей, из-за чего оно возникает, и какие симптомы сопутствуют данному расстройству.

Читайте также:  Самовнушение: понятие в психологии

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомыСлабоумие у ребенка может развиваться с самого детства по разным причинам

Умственная отсталость

Слабоумие у детей – это целая группа состояний умственной отсталости, психического недоразвития с ярко выраженными признаками недостаточного интеллекта. Такие состояния могут быть врожденными или приобретенными в первые годы жизни крохи.

Это тяжелая семейная, и в то же время социальная проблема, над разрешением которой ученые задумываются и по сей день. Самым сложным моментом является осознание родителей реального положения дел и состояния своего дитя. Далеко не каждая мама готова принять то, что у ее малыша слабоумие, даже если признаки болезни выражены максимально четко.

Далеко не каждый отец готов психологически согласиться с тем, что его сын или дочь страдают от олигофрении.

Причины слабоумия

Одной главной причины возникновения олигофрении не существует, однако ученые выявили целый ряд факторов, ведущих к слабоумию:

  • Наследственный фактор.
  • Хромосомные аномалии и мутации генов.
  • Влияние факторов окружающей среды: пренатальные (предродовые), перинатальные (факторы, относящиеся к предродовому периоду, непосредственно родам и первому времени после них), постнатальные (послеродовые).
  • Инфекция.

Довольно часто можно встретить детей со слабоумием, родители которых также страдали этим заболеванием. Также бывают случаи, когда врачи не могут установить одну главную причину болезни, так как к ее возникновению могут привести различные факторы: кровоизлияние в мозг, внутриутробная инфекция, гипоксия плода и пр.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомыПричиной слабоумия может стать инфекция, мутация генов, наследственный фактор

Степени слабоумия и симптоматика

Чтобы досконально разобраться в симптомах слабоумия у детей, необходимо взглянуть на степени умственной отсталости и их классификацию:

  1. Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
  2. Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
  3. Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.

Стоит увидеть:  Причины тика верхнего века

Для определения степени заболевания необходимо обратиться за качественной медицинской помощью. В условиях стационара проводится обследование, больной некоторое время находится под наблюдением специалистов, после чего устанавливается диагноз.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомыДети с легкой отсталостью испытывают определенные трудности с запоминанием, сталкиваются с проблемами в отношениях со сверстниками, однако могут самостоятельно выполнять некоторые действия

Лечение слабоумия

Для правильного и наиболее эффективного лечения важно как можно раньше распознать симптомы умственного отставания и определить степень тяжести болезни, также следует выяснить причину ее возникновения.

Важно ежедневное наблюдение за поведением малыша, врачи-психологи проводят специальные тесты, применяются различные инновационные методы для определения степени психического расстройства. Только после этого назначается лечение, направленное на снижение проявлений заболевания, обучение маленького человечка определенным действиям, которые помогут ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь.

Принципы немедикаментозного лечения состоят в следующих моментах:

  • Психологическая поддержка больного ребенка, проведение с ним близкой беседы. Ни в коем случае нельзя изолировать его от общества и общения. Изоляция ведет к еще более серьезным негативным последствиям.
  • Помещение его в специальную школу, где он сможет обучаться самостоятельной жизни, приобретать какие-то знания и навыки. Обучение позволяет развивать фантазию, мышление и воображение, помогает начать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • Умение со стороны родителей слушать пожелания своего чада и выражать свои мысли так, чтобы тот понимал их.

В качестве медикаментозного лечения иногда применяются транквилизаторы, нейролептики и другие препараты, оказывающие успокаивающее действие на больного. Такие средства больше направлены не на лечение, а на устранение явных признаков психического расстройства.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомыДля таких детей важна психологическая помощь со стороны их родителей

Нередко люди со слабоумием находятся в психиатрических клиниках только из-за того, что родные испугались и отказались от них, когда те были еще совсем детьми. С одной стороны, таких родителей можно понять, но с другой – это их ребенок, и совсем не важно, от какой болезни он страдает, важно – помочь ему справиться с проблемой и адаптироваться к этому миру.

Мы рассмотрели основные признаки слабоумия у детей, а также способы лечения болезни. Это серьезное расстройство, которое может доставить массу неудобств как самим детям с таким диагнозом, так и их родителям, однако чем скорее будет диагностирована умственная отсталость, тем лучше будет протекать ее лечение.

Источник: http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/simptomyi-slaboumiya-u-detey.html

Деменция у детей и молодых людей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Деменция у детей представляет собой серьезную патологию, которая приводит к распаду интеллекта. Проблема обычно проявляется у детей, достигших двухлетнего возраста. До этого момента ребенок не отстает в росте и развитии от сверстников. Если возникли симптомы снижения когнитивных функций, нужна помощь врача.

Чем вызывается

Патологический процесс развивается в связи с воздействием различных факторов, которые нарушают работу головного мозга. Иногда ребенок уже рождается с проблемой, но проявления возникают по мере роста.

Возникновение болезни связано с:

  1. Генетическими заболеваниями, выявить которые можно только в течение нескольких лет после родов. Слабоумие сопровождает болезнь Лафора, Ньюмана-Пика, нейродегенерацию.
  2. Инфекционными процессами, которые распространяются на головной мозг. Деменция является осложнением менингита и энцефалита.
  3. Травмами головы.
  4. Серьезными сбоями в работе иммунной системы.
  5. Нарушением тока крови в сосудах.
  6. Отравлением медикаментами.

Благоприятные условия для формирования патологии могут создавать и другие заболевания.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Степени тяжести

Развитие патологического процесса происходит в несколько стадий:

  1. Легкая. Наблюдается сглаженность симптоматики. Поэтому проблему у детей дошкольного возраста часто не выявляют. Наблюдается сохранение бытовых навыков. Школьники не успевают в учебе, страдают низкой социальной активностью.
  2. Умеренная. Ребенку нужен уход и поддержка взрослых.
  3. Тяжелая. Происходит нарушение речи, потеря навыков самообслуживания.

Симптомы зависят от степени тяжести проблемы.

Проявления

Деменция может быть прогрессирующей и резидуальной. Для патологии характерно постепенное нарастание признаков болезни. Проблема в этом случае связана с генетическими заболеваниями. Развитие основной патологии способствует развитию деменции.

Последней стадией развития считают органическую форму, при которой наблюдаются стабильные отклонения умственной деятельности и ситуация больше не ухудшается. Эта проблема связана с травмами, отравлениями, менингитом.

В зависимости от возраста болезнь может иметь разные проявления:

  1. Если проблема возникает у маленького ребенка, то он теряет все навыки, которые приобрел за время своей короткой жизни, сужается словарный запас, возникают трудности с высказыванием мыслей. Он уже не нуждается в близких, не ощущает привязанности. Постепенно малыш перестает ходить.
  2. В младшем школьном периоде наблюдается снижение трудоспособности, и возникают трудности с запоминанием. Речевые навыки не ухудшаются, но часто можно заметить, что ребенок путает цвета, формы.
  3. У ребенка старшего возраста наблюдают проблему в виде постоянного повторения одних и тех же действий.
  4. Деменция у подростков сопровождается ухудшением концентрации внимания, нарушением памяти, трудностями с осмыслением информации и созданием умозаключений. Снижается работоспособность и речь становится нечеткой и смазанной.

В первые годы жизни проблема никак себя не выявляет, и ее обнаруживают только в подростковом возрасте.

Иногда патология приводит к ухудшению жизненно важных функций и дети не доживают до десятилетнего возраста. Это происходит при болезни Лафора.

Остановить развитие патологического процесса нельзя, как и обратить поражения. С помощью современных терапевтических методик можно только замедлить ее течение.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Как ставят диагноз

Деменция в молодом возрасте требует тщательного обследования для подтверждения диагноза. Подтверждают наличие проблемы с помощью лабораторных, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики заболевания состоит из:

  1. Консультации невролога. Врач опрашивает пациента, осматривает, проверяет ребенка на рефлексы и осуществляет сбор анамнеза. Чтобы подтвердить наличие повреждений и атрофических процессов прибегают к эхоэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии и другим инструментальным методикам. Исходя из результатов обследования, устанавливают диагноз и выявляют деменцию.
  2. Консультации психиатра. В ее ходе выявляют эмоционально-личностные и когнитивные нарушения. С ребенком беседует детский психиатр. Он делает выводы о том, каком состоянии умственные способности, оценивает поведение и эмоциональное реагирование. Чтобы уточнить глубину поражения прибегают к патопсихологическому исследованию.
  3. Беседы с патопсихологом. Он подбирает методики для обследования интеллектуальных особенностей, памяти, мышления.

Лечение

Клиническая деменция у детей определяется рядом диагностических методик, на основании которых подтверждают болезнь и подбирают подходящие варианты лечения.

Патология требует длительного системного лечения и организованности родителей. С помощью правильно подобранных терапевтических процедур можно скорректировать нарушения памяти, интеллекта, эмоционального состояния.

Прибегают к психолого-педагогической помощи, которая способствует развитию мышления, способности к запоминанию. Учебную нагрузку подбирают в зависимости от степени развития патологического процесса.

Для замедления развития патологического процесса прибегают к симптоматическим медикаментам.

Терапия деменции является непростой задачей. При этом заболевании полностью утрачиваются воспоминания, мыслительная деятельность, практические навыки, речь, воля, портится характер.

В зависимости от причины проблемы, симптомов и стадии развития дегенеративных нарушений, прибегают к использованию:

  • антиоксидантов;
  • средств, улучшающих память;
  • препаратов для восстановления нервной ткани;
  • лекарств улучшающих ток крови по сосудам головного мозга.

Симптомы деменции у молодых снижают с помощью средств народной медицины. Облегчения симптомов и замедления дегенеративных процессов добиваются с помощью отваров и настоев на основе лекарственных растений.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Без ведома врача прибегать к таким методам нельзя, так как только он может подобрать средства, гармонично сочетающиеся с препаратами и не вызывающие аллергических реакций. Хорошие результаты наблюдаются во время использования корня девясила, женьшеня, коры рябины, китайского лимонника, мяты перечной и других растений.

Читайте также:  Прокрастинация – проблема, но лечение прокрастинатора возможно

Важную роль в процессе лечения играет питание ребенка. От рождения и до года желательно, чтобы малыш получал грудное молоко. Мама должна правильно питаться, чтобы в молоке было много витаминов, белков, жиров и углеводов.

В более старшем возрасте важно обеспечить разнообразный рацион ребенку. Он должен употреблять мясо, крупяные каши, фрукты и овощи, молочные продукты. В подростковом возрасте следует сделать упор на молочные продукты, так как в этот период кости активно растут и нуждаются в большом количестве кальция.

Стоит отказаться от жирных и жареных блюд, копченостей, чрезмерного потребления сладостей.

Важную роль в процессе восстановления когнитивных функций играют физические упражнения. Гимнастика и массаж способствуют улучшению памяти, речевой активности, способности решать бытовые проблемы.

Полезно регулярно гулять пешком на свежем воздухе. Это позволит замедлить скорость развития деменции.

Людям молодого и взрослого возраста приостановить слабоумие помогает обучение новой профессии, решение головоломок и задач.

Осложнения и прогноз

Деменция у детей – это тяжелая патология, при которой необходимо продолжительное лечение и постоянное наблюдение у специалиста. Стойкого улучшения можно добиться не сразу и далеко не у всех получает дождаться облегчения.

Благодаря лекарствам, приводят в норму обмен веществ на клеточном уровне, ускоряют ток крови по сосудам головного мозга. Эти меры позволяют снизить скорость развития патологического процесса. При резидуально-органической деменции достаточно только психологической помощи и работы с педагогами.

В тяжелых случаях необходимо постоянно ухаживать за ребенком.

Так как в головном мозге развивается патологический процесс, то происходит ухудшение и психического развития. Формирование органа нервной системы продолжается, но с отклонениями от нормы. По этой причине организм теряет способность к нормальной адаптации к факторам внешней и внутренней среды. Развиваются психопатические приступы, эпилептические припадки и другие осложнения.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Например, во время полового созревания в негативную сторону меняется характер. Ребенок становится агрессивным, пренебрегает социальными нормами, возможны приступы эпилепсии.

При инфекционных процессах в организме проявляются неадекватные реакции.

Профилактические меры

Определить деменцию на ранних стадиях получается редко. Взрослые должны постоянно следить за состоянием и поведением ребенка.

В качестве профилактических мероприятий рекомендуют:

  • обращать внимание на состояние ребенка;
  • проводить своевременную терапию патологий;
  • избегать черепно-мозговых травм;
  • укреплять иммунитет, чтобы избежать инфекций;
  • обеспечить ребенку умеренные нагрузки;
  • оградить ребенка от стрессов;
  • составить правильный режим питания и отдыха;
  • регулярно проводить разнонаправленные занятия с ребенком.

Родители должны относиться к малышу со всем терпением, любовью и заботой.

Источник: https://GolovaUm.ru/chado/demenciya-detey.html

Органическая деменция у детей

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума».

Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно.

Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Органическая деменция у детей

Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата.

Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга.

Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями.

Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы.

При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом.

Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем.

Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность.

Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено.

Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии.

В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией.

В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания.

Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения.

Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм.

Читайте также:  Сенсорная депривация-деградация личности или путь к самопознанию?

Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/organic-dementia

Деменция у детей и взрослых: что это за болезнь, причины, симптомы и лечение

Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

Деменция у молодых людей и в среднем возрасте встречается не так уж редко. Приверженность вредным привычкам, курению и алкоголю приводит к атрофии нейронов. Драчливая молодежь теряет свой ум от черепно-мозговых травм.

Венерические инфекции: сифилис и хламидии, герпес способны разрушать клетки мозга. Ребенок, заболевший менингитом, тоже рискует проявить признаки слабоумия. Хотя статистика утверждает, что приобретенная деменция чаще встречается у взрослых и престарелых людей.

Деменция у детей и взрослых: что это за болезнь

Когда ухудшаются познавательные способности, становится затруднительным восприятие новой информации, развивается детская деменция. Снижение интеллекта наблюдается у взрослых пациентов чаще, чем у молодых. Высокое образование, развитый головной мозг, сложные и многообразные способности, определяют индивидуальность настоящим человеком.

Но разные болезни, травмы, стрессы и вредные привычки способны повредить нейроны головного мозга. Человек в этом случае может потерять определенную часть своих профессиональных навыков, знаний и практических наработок.

Причины

Причиной слабоумия у взрослых и подростков обычно становится повреждение тканей головного мозга. Бывают причины первичными и вторичными.

К первичным виновникам относят патологии, которые приводят непосредственно к гибели клеток коры и подкорковых слоев мозга.

К этому виду заболеваний относят:

  • болезнь Альцгеймера;
  • Паркинсона;
  • Пика;
  • хорею Гентингтона;
  • накопление телец Леви;
  • органическая деменция у детей – синдром Санфилиппо;
  • болезнь Ньюмана-Пика;
  • Лафора.

Виновники вторичного ряда:

  • травмы головы и мозга;
  • сердечно-сосудистые болезни;
  • интоксикации;
  • инсульты;
  • сердечные аритмии;
  • высокий сахар в крови;
  • атеросклероз;
  • порок сердца;
  • стойкое повышенное и пониженное давление;
  • опухоли мозга;
  • различные инфекции;
  • нарушенный процесс обмена веществ;
  • алкогольный токсикоз;
  • наркотики, зависимость от еды, медикаментов, интернета, шопинга;
  • игромания, фанатизм;
  • дефицит полезных питательных веществ и микроэлементов.

Факторы, повышающие риск возникновения вторичной деменции у подростков и пожилых:

  • лишний вес тела;
  • малая подвижность;
  • низкая интеллектуальная активность.

Олигофрения у детей проявляется от родовых травм, и перенесенных ранних заболеваний:

  • синдрома Дауна, микроцефалии, фенилкетонурии;
  • отравление ребенка лекарственными медикаментами;
  • перенесенная беременной матерью краснуха, гормональные нарушения, врожденные вирусные инфекции, сифилис, ВИЧ, токсоплазмоз;
  • родовая травма, иммунная несовместимость матери и плода по резус-фактору, инфекционные болезни раннего возраста, гидроцефалия.

Симптомы слабоумия в молодом возрасте (15 лет)

  • Олигофрения проявляется недоразвитым интеллектом и психикой в целом, определяет слабоумие у детей.
  • Деменция в детском возрасте, которую можно назвать олигофренией, имеет 3 степени: дебильность, имбецильность, идиотию.
  • Дебилы учатся в специализированных школах, успешно их заканчивают в 15 лет, приобретают профессиональные навыки, самостоятельно живут. Задержка психического развития сопровождается появлением плохих черт характера:
  • упрямство;
  • злопамятство;
  • злобность;
  • мстительность.

  Симптомы и лечение цифровой деменции

При этом у них бывает отличная память, частичная одаренность, умение решать непростые математические задачки.

Имбецильность – средняя тяжесть олигофрении, примитивно развитая психика и мышление. Имбецилы привязаны к родственникам, понимают похвалу и порицание. Они умеют говорить несложные предложения, понимают речь, способны пользоваться навыками самообслуживания, но неинициативны, в новой обстановке теряют ориентацию. Им в 15 нужен постоянный досмотр и уход.

Идиотия – тяжелая стадия олигофрении. Деменция может проявляться в полном отсутствии речи и мышления. Эмоциональная активность характеризуется только чувствами удовольствия и неудовольствия.

Одни пациенты вялые и апатичные, другие злобные и агрессивные. Все больные нуждаются в полном уходе. Они не могут сами есть, жевать, не отличают родных от посторонних, безразличны к окружающему быту и обстановке.

Симптомы деменции у взрослых

В молодом и среднем возрасте потеря умственных способностей случается от тяжелых черепно-мозговых травм, многолетних запоев. Выкуренных сорок сигарет за сутки повышают вероятность развития слабоумия в несколько раз.

Лишний вес способен провоцировать проявление деменции. Регулярные физические нагрузки существенно отражаются на двигательных способностях. Подвижные игры, прогулки, ежедневная зарядка помогают сохранять навыки для самостоятельных действий.

Организация питания тоже играет определенную роль в том, что появляются симптомы слабоумия у взрослых. Если в молодости вы часто ели фрукты и овощи, шанс приобрести признаки слабоумия минимальный.

Симптомы слабоумия людей среднего возраста:

  • явная забывчивость;
  • уровень развития интеллекта близок к детскому;
  • теряется способность к критичности;
  • пропадает абстрактное мышление;
  • начинается речевое расстройство;
  • двигательные дисфункции;
  • утрачиваются простейшие бытовые навыки, соблюдение гигиены, умение одеваться, причесываться;
  • рвутся социальные нормальные связи;
  • дезориентация в пространстве и времени.

Диагностика

Как только первые признаки деменции появятся у ребенка, подростка или взрослого, надо обращаться к врачу. Диагностика начинается с беседы врача, с пациентом и родственниками.

В процессе беседы врач выясняет:

  • как проявились отклонения – остро, неожиданно или постепенно, понемногу;
  • какие симптомы деменции были отмечены в начале, какие позднее;
  • что произошло до начала слабоумия (инфекция, острое отравление, стресс, травма, общий наркоз и хирургическое вмешательство и т.п.);
  • в какие годы жизни стали заметны первичные симптомы;
  • характерны ли пробелы в воспоминаниях, адекватные рассуждения, сравнения;
  • трудно ли выполнять домашние и профессиональные обязанности;
  • замечены ли изменения в общении;
  • жизненная позиция (негативная, позитивная).

  Рейтинг: ТОП-3 лучших пансионатов для пожилых в Пушкино

  1. Даже после беседы специалист отличит приобретенную патологию от врожденной, первичную от вторичной, алкогольную от сосудистой.
  2. Психиатры и неврологи проводят тесты на определение степени заболевания.
  3. Существует еще инструментальная диагностика, которая помогает уточнить диагноз:
  • биохимический и генеральный анализ крови;
  • процент содержания гормонов в щитовидной железе;
  • тест на ВИЧ-инфекцию и РВ;
  • электроэнцефалограмма;
  • УЗДГ основных сосудов головы и шеи;
  • КТ и МРТ мозга;
  • позитронно-эмиссионная томография, оценивающая обменные процессы;
  • однофотонная эмиссионная компьютерная томография, оценивающая кровоснабжение разных отделов мозга.

При необходимости, пациенту нужно показаться глазнику и кардиологу. В отдельных случаях потребуется спинномозговая пункция и весьма редко биопсия мозга.

Лечение деменции у детей и взрослых

Можно ли вылечить деменцию? Как вылечить деменцию врачи еще точно не знают. Новые работы израильских ученых дают надежду человечеству.

Но некоторые типы патологии можно победить:

  • токсическую и алкогольную;
  • инфекционную (от нейросифилиса, СПИДа, энцефалита);
  • метаболическую, появившуюся от недостаточного синтеза гормонов щитовидки, при печеночной и почечной недостаточности;
  • появившуюся от недостатка витаминов группы В;
  • опухолевую на первой стадии патологии;
  • когда патология могла возникнуть в следствии депрессии.

Лечение нейродегенеративной деменции, связанное с необратимой гибелью клеток мозга, имеет негативный прогноз.

Это виды слабоумия, возникающие на фоне развития:

  • болезни Альцгеймера;
  • развития телец Леви;
  • поражения лобной и височной зон мозга;
  • патологии Гентингтона;
  • Паркинсонизма.

Последние работы ученых дают надежду на то, что препараты от слабоумия будут получены.

Сегодня пациентам назначают симптоматические медикаменты, замедляющие негативный прогресс патологии.

Препараты

Как лечить деменцию? Спрашивают пациенты и члены их семьи. Это не простая задача. Потому, что речь идет о нескольких болезнях, причинах и механизмах развития.

Но у разных типов деменции есть общие характерные черты. Это прогрессирующее, приобретенное слабоумие, ведущее:

  • к полной утрате воспоминаний;
  • потере мыслительной деятельности;
  • практических навыков;
  • речи;
  • ориентации;
  • воли;
  • способности анализировать;
  • испорченному характеру.

Препараты от всех перечисленных проблем назначаются с учетом исходного заболевания, симптоматики и степени деградации.

Обязательно назначают:

  • антиоксиданты;
  • медикаменты для улучшения памяти;
  • восстанавливающую нервную ткань;
  • нормализующие кровообращение в тканях мозга.

Народные методы

Маразм у взрослых и детей, возникающий на фоне разных заболеваний, дополнительно лечат травяными отварами. Когнитивные функции восстанавливаются легче или не прогрессируют, когда параллельно с таблетками пациент пьет настои и отвары, изготовленные по рецептам наших бабушек.

Лечащий врач должен знать, что именно пьет больной, чтобы средства гармонично сочетались и не вызывали аллергической реакции.

  Рейтинг: ТОП-2 лучших пансионата для пожилых в Долгопрудном

Известны полезные растения, применяемые для лечения деменции:

  • черника;
  • элеутерококк;
  • корень девясила;
  • женьшень;
  • эфедра двуколосковая;
  • кора рябины;
  • китайский лимонник;
  • корневища заманихи;
  • мята перечная;
  • и другие.

Питание, диета

Ребенок до года должен питаться грудным молоком хорошего качества. Мама обязана организовать полноценное, разнообразное питание для того, чтобы ее молоко было не жидким, богатым витаминами, белками, жирами и углеводами.

Ребенка постарше следует кормить разнообразно, не забывать давать ему рыбий жир, крупяные каши, фрукты и овощи, соки, супы, мясо птицы, телятину. Подростков следует кормить и молочными продуктами, чтобы быстро растущие кости получали достаточное количество кальция.

Диета взрослого должна быть похожа на средиземноморскую. Следует исключить жирные, жареные, копченые блюда. Не увлекаться сладостями.

Упражнения

Подростков с детьми важно убедить в том, что им необходимы физические упражнения, массаж, моделирование ситуаций для восстановления когнитивных функций. Благодаря движениям, восстанавливается память, речевая активность, способность решения бытовых проблем.

Возможны простые прогулки на свежем воздухе, которые замедляют негативное развитие слабоумия. Изучение новой профессии, незнакомого языка, чтение стихов, решение легких задач по арифметике замедляет развитие деменции у людей молодого возраста и среднего.

Профилактика слабоумия в молодом и среднем возрасте

Профилактика деменции заключается в том, чтобы избежать проявления риска начала патологии. Если в семье были алкоголики, следует исключить горячительные напитки из рациона всей семьи. Чтобы никто никого не провоцировал. Общие катания на санках, лыжах, посещение бассейна, подвижные игры сплачивают семью и повышают здоровье всех, независимо от возраста.

Когда вы помогаете учить уроки подростку, тренируете свою память и облегчаете ему процесс понимания, анализирования, сравнения, ребенок, учится принимать решения и развивает свой мозг. Работающие нейроны устанавливают новые связи и цепочки. Таким образом мозг строит сам себя.

Учите стихи вместе с ребенком, это улучшит вашу память и его. Позитивный настрой в жизни, совместное посещение цирка, просмотр комедий, улучшит психологическое состояние каждого члена семьи.

Вы избавите свою семью от проблем со слабоумием, если будете жить интересной, насыщенной приятными событиями жизнью.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/narusheniya-pamyati/dementsiya/u-detej-i-vzroslyh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector