Словесно логическое или вербальное мышление — что это

Вербально-логическое мышление имеет свои особенности и более присуще людям с математическим складом ума. Данный вид мышления можно развить в себе самостоятельно при помощи специальных тренингов.

Вербальное мышление – грамотное использование слов, для выражения собственных чувств и эмоций. К сожалению, законам формальной логики в этом случае уделяется мало внимания. Формальные операции начинают совершаться человеком в возрасте одиннадцати лет.

В этом возрасте ребенок уже способен систематизировать полученные знания и определять последствия, зная причины определенного явления.

Некоторые исследователи данного явления пришли к выводу о том, что между уровнем развития интеллекта и школьной успеваемостью имеется определенная связь. Американский психолог Дэвид Векслер в своем докладе говорит о том, что сила взаимосвязи учебной успеваемости с вербальным интеллектом гораздо сильнее, чем с невербальным.

Словесно логическое или вербальное мышление - что этоВербальный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение

Что такое вербальный тип мышления

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации.

После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления.

Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни.

Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах.

При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения.

Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации.

В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление — это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.

Словесно логическое или вербальное мышление - что этоКаждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов. Здесь оперируют наглядные объекты.

Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления.

Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово.

Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой.

Таким образом, вербальные способности — это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения.

Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми.

Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Оба вида коммуникаций — единственный способ передачи информации от человека к человеку.

Словесно логическое или вербальное мышление - что этоВербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Методы диагностики развития мышления

На сегодняшний день существует несколько методик проверки вербального и невербального развития. Главные отличия этих методик заключаются в материале, используемом для тестов и самих заданиях.

Анализ уровня вербального развития проводится на основе сравнений, синтеза и анализа словесных материалов. Во время проведения диагностики, в обязательном порядке следует учитывать возраст человека, проходящего испытания.

Для проверки уровня вербального развития применяется специальный тест, разработанный Г.Айзенком.

Уровень развитости невербального мышления определяется с помощью тестов, основанных на наглядных предметах.

Во время прохождения подобных заданий, человек должен напрямую взаимодействовать с различными предметами, составляя из них сложные конструкции и проводя аналогии между отдельными элементами.

Данный метод диагностики включает себя применение таких предметов, как доска форм Сегена, «Куб Коса» и матрица Равена.

Существуют диагностические методики, которые позволяют дать оценку обеим формам мышления одним приемом. К таким методам диагностики относится тест на развитие, имени Векслера. Следует обратить внимание, что для прохождения этого теста, требуется длительный временной промежуток, равный двум часам.

Как связана успеваемость с вербальными способностями

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую.

Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира.

Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты.

Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов.

Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Разбирая вопрос о том, что такое вербальные способности, нужно обратить внимание на тот факт, что каждую секунду человек пребывает в потоке различных мыслей. Мысли, не дающие покоя, препятствуют достижению эффекта и получению результата.

Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня.

Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.

Словесно логическое или вербальное мышление - что этоВербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Заключение

Вербальный интеллект — это способность проявить на практике полученные знания. Следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что между невербальным мышлением и вербальным интеллектом существует явная взаимосвязь. Снижение уровня развития одного из этих качеств, автоматически отражается на втором типе мышления.

Недостаток развитости пространственного мышления, проблемы с определением формы и размеров окружающих предметов, приводят к проблемам с развитием речевого аппарата. Этот может выражаться в путанице слов и неправильном воспроизведении звуков. Недостаток вербального развития приводит к нарушению восприятия информации.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/chto-takoe-verbalnyj-intellekt-myshlenie.html

Логическое мышление, как его сформировать и развить

Человек ежедневно испытывает потребность использовать логику при разрешении проблем. Формирование и развитие логического мышления направлено на предотвращение ошибок, которые совершаются, несмотря на наличие жизненного опыта, здравого смысла.

Логика нужна людям практически ежедневно для решения самых разных задач. Она применяется в научных исследованиях, при организации служебной работы, распорядка, личной жизни. Все эти сферы основаны на ее элементах.

Развивая логическое мышление, люди могут быстрее и рациональнее справляться с психологическими и другими повседневными проблемами. К примеру, это способность выделить главное, отбросив второстепенное.

Как развить данные навыки, рассмотрим далее.

Словесно логическое или вербальное мышление - что это

Основные функции логического мышления

Мыслительная деятельность последовательно устанавливает имеющиеся связи между предметами и явлениями, а также отношения между ними. Познание переходит на более высокий уровень по сравнению с чувственным восприятием, которое дает лишь внешнее представление без осознания принципов.

Данному процессу принадлежит также регулирующая и коммуникативная роль. Люди часто осуществляют его в речевой форме при общении, совместной деятельности. Мысль оформляют словами в устной или письменной форме. Приобретение навыка начинается в детстве при контактах со взрослыми. Выделяют следующие разновидности мышления.

  1. Наглядное действенное.
  2.  Наглядное образное.
  3.  Словесно-логическое мышление.
  4.  Абстрактно-логическое.

Первые две разновидности опираются на восприятие предметов при взаимодействии с ними или на их образы. Словесно-логическое мышление включает оперирование понятиями, посредством чего познаются закономерности и взаимосвязи реальности.

С его развитием образные представления и практические действия упорядочиваются. Абстрактно-логическое мышление иначе называют отвлеченным. Оно основано на обнаружении значимых свойств, связей и отделении их от менее существенных.

Отражая действительность в ходе познавательной деятельности, мыслительный процесс наделен следующими функциями.

  1. Понимание, осознание роли понятий, сферы распространения. А также их классификация.
  2.  Решение проблем, касающихся жизнедеятельности.
  3. Осмысление реальности помогает индивидууму управлять своей деятельностью, планировать поведение, ставить цели, мотивировать их.
  4.  Рефлексия позволяет анализировать как деятельность, так и ее результат, осмысленно пользоваться знаниями.

Логика наделена следующим перечнем форм

  • Понятие — отображающая предметы и явления мысль.
  • Суждение выражает отношение и оценку к содержанию конкретной мысли.
  • Умозаключение связывает в последовательность причин, следствий различные мысли.

Выделяют следующие функции логики

  • Каталогизация правильных методов мышления, приводящих к истине.
  • Вырабатывание теорий по изучению способов реализации мыслительного процесса.
  • Формализация созданных теорий в виде символов, знаков.

Теперь легко понять, какие функции логика и мышление выполняют совместно.

Первая по своему смыслу формулируется, как «наука о правильном мыслительном процессе» или «искусство рассуждать». Современность определяет ее, как науку о законах и нормативах интеллектуальной деятельности. Та (в свою очередь) включает методики, изучает способы достижения правильных результатов в виде истины.

Одна из первостепенных задач: узнать, как возможно прийти к выводу из предпосылок. А также получить точное знание, затем разобраться в аспектах.

Составляющие логического мышления

Осознав задачи и формы логического мышления, можно четко сформулировать определение данному понятию. Это процесс со свойствами доказательности. Цель — получение вывода из предпосылок. Также следует подробно рассмотреть его виды.

Словесно логическое или вербальное мышление - что это

Образно-логическое мышление

Данная разновидность иначе называется наглядно-образным мышлением. Ситуация представляется визуально, над образами входящих в нее предметов проделываются операции. По сути это воображение, позволяющее давать многообразные яркие характеристики.

Такая умственная деятельность и логическое мышление начинают формироваться с возраста 1,5 лет еще в детстве. Проверить уровень развития можно посредством Теста Равена — вспомогательного вопросника.

Он позволяет вывести коэффициент интеллекта, что по сути — диагностика логического мышления с объективной оценкой.

Разработка от 1936 года Д. Равена и Р. Пенроуза вычисляет IQ без зависимости от образования, социальной принадлежности человека. Шкала прогрессивных матриц основана на изображениях фигур, не включает текста.

Дается 60 таблиц с рисунками, связанными некоторой зависимостью. Недостающая фигура расположена внизу изображения посреди 6 — 8 других. Человек должен установить закономерность, выбрать правильно элемент, которого не хватает.

Таблицы предлагаются по принципу увеличения сложности задачи.

Читайте также:  Что это такое нарколепсия: причины, симптомы и лечение

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид применяет несуществующие категории — абстракции, посредством которых мыслят. Взаимоотношения моделируются не только для реальных объектов, но и между созданными образными представлениями. Именно такое мышление включает формы: понятие, суждение, умозаключение.

Словесно-логическое мышление

Данный вид использует конструкции речи, средства языка. Вербально или словесно-логическое мышление предполагает способность грамотно говорить с умелым применением мыслительного процесса. Это выступления на публике, споры, иные ситуации, где словесно излагают мысли.

Особенности развития логического мышления

Любой человек имеет навык обработки информации. То есть, думают буквально все, считая это естественной функцией мозга.

Основные и второстепенные формы логического мышления дают возможность планировать, регулировать поведение. А также делать верные выводы из обстоятельств и организовывать принятие мер.

Делаем вывод о необходимости иметь способность логически мыслить, которую можно развить или натренировать.

Данная интеллектуальная характеристика включает целый ряд навыков:

  • теоретические основы;
  • способность выполнять операции: обобщать, сравнивать, конкретизировать;
  • правильное изложение мыслей;
  • способность избегать заблуждений;
  • выявление ошибок;
  • нахождение требуемых аргументов.

Как развить логическое мышление

Навык развивается несколькими методами, а изучив подобное искусство, человек будет правильнее анализировать информацию, быстрее разрешать возникающие проблемы. Также культура логического мышления помогает построить перспективу своих действий на долгий период. Тому способствует умение обрабатывать имеющиеся сведения.

Как развить логическое мышление, обеспечив себя комфортным реагированием на различные ситуации? Необходимо научиться просчитывать имеющиеся аспекты, исключая негодные решения, продвигаясь к нахождению правильного умозаключения — вывода. Люди с выдающимся умом постоянно отыскивают новые ответы на вопрос, как улучшить логическое и другие типы мышления. Политиками, бизнес-тренерами, психологами вырабатываются методики, помогающие людям совершенствоваться.

Как развить логическое мышление, переходя от теории к практике? Самыми действенными можно назвать:

  • головоломки, в которых необходимо проявлять сообразительность и логику;
  • интеллектуальные игры;
  • упражнения для развития логического мышления;
  • знакомство с литературой, прочтение книг;
  • иностранные языки.

Словесно логическое или вербальное мышление - что это

Рассмотрим подробно, как развить логическое мышление. Для этого предполагается использовать следующие способы.

Чтение

В книгах многие находят не только источник мудрости, но и возможность разносторонне развить себя. Если говорить про сугубо логическое мышление, следует использовать научную и художественную литературу. Там гораздо больше знаний, касающихся практических навыков, нежели в справочниках.

А также применены все основные формы реализации данных способностей. Как развить логическое мышление посредством книг? Нужно прочитывать не меньше 10 листов ежедневно. Каждая строчка и глава подлежит анализу, посредством чего полученная информация останется в голове, постепенно накапливаясь.

А также делаются прогнозы: каков конец, что станет с персонажами.

 Игры

Древний пример — шахматы развивают мышление. С детства многие знакомы с более простыми шашками. Соперники учатся предусматривать свои действия на несколько ходов, что приводит одного из них к победе.

Тренировка логического мышления потребует выделять данному занятию до 3 часов в день. Сейчас существует множество игр на компьютере и мобильных устройствах.

Своеобразный тренажер доступен в любое время дня и ночи.

Словесно логическое или вербальное мышление - что это

 Специальные упражнения

Образцом могут служить математические задачи программ школы и ВУЗа. Логические формы мышления в психологии предусматривают отдельные развивающие их виды. Так дети должны учиться объяснять умозаключения, приходить к правильным решениям.

 Знакомство с иностранными языками

Это дает новую информацию, активизирующую способности и деятельность мозга на весьма высоком уровне. Человек проводит ассоциации между фразами, словами, звуками из своей и иностранной речи.

Как можно улучшить логическое мышление подобным способом? В интернет имеются курсы, действующие онлайн. А также уроки, которые можно скачать.

Следует заниматься каждый день, рекомендуется записаться школу языков.

Секреты фитнеса мозга

О специфике и результатах развития мыслительных способностей можно узнать на специальных тренингах. Фитнес мозга включает программы и упражнения по аналогии с физическими тренировками.

Улучшаются параметры, работоспособность интеллекта: супер-память или скорочтение. Практически любые подобные курсы требуют логики и развивают ее.

Нужно лишь правильно выбрать свою сферу, будь то наука, бизнес, улучшение способностей ребенка или нечто иное.

Упражнения для развития логического мышления

В интернет можно обнаружить массу развивающих игр и загадок. Это кроссворды, ребусы, реверси, судоку, которые нравятся как взрослым, так и детям. К примеру, игра «Эрудит» помогает увеличить словарный запас, ускорить логику.

Следует скачать игровое приложение на компьютер, после чего пользоваться им в свободное время. Мозг можно будет тренировать дома, по пути на транспорте, в моменты ожидания, с пользой проводя время.

Для достижения максимума результата важна регулярность.

Психологи предлагают разнообразные упражнения. К примеру, по упорядочению слов на одну тему. Выстраивается цепочка из понятий от конкретного к общему: овчарка — название породы — собака — животное. Нужно стараться подобрать как можно больше слов, включенных в цепочку. Тренировку проводят дважды в день, затрачивая по четверти часа.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Примером книги про практическое применение логики является «Шерлок Холмс» А. Конан Дойля. Можно ознакомиться с «Учебником логики» Г. И. Челпанова. Существует подобная литература для школы, ВУЗа и специализированных учебных заведений. Дополнительно эффективными окажутся тренинги по развитию:

  • памяти и внимания;
  • творческого мышления, навыков писателя;
  • скорочтения, устного счета;
  • психологии.

Мышление — высшая функция сознания человека. Оно отражает мир, способно пополнять свой запас знаний, делать новые суждения. Развивать его логику необходимо с детского возраста. Тогда вовремя появится навык находить правильные решения.

Источник: https://myself-development.ru/kak-i-zachem-razvivayut-logicheskoe-myshlenie/

Вербальное мышление: что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Словесно логическое или вербальное мышление - что это

Вербальное мышление – это не что иное, как словесное мышление. У некоторых оно развито очень хорошо, у некоторых хуже. Часто люди задают себе вопросы при покупке одежды либо обуви в трудной ситуации. Но не всегда получают ответ и находят необходимые слова. Диалог может быть более благополучным, если начать улучшать своего скрытого собеседника.

Вербальное мышление: что это такое

Вербальное мышление – это мышление, главным распространителем которого выступает речь. Близким термином выступает классическая логика. В первом случае особое место уделяется вопросам грамотного и правильного использования речевых навыков.

Вербальные способности – это степень проявления у человека словесно-логического мышления, то есть умения применять язык и речевые навыки, как средство утверждения своих мыслей.

Важно! При диагностике вербальных умений выявляются способности индивида исключать лишнее и находить аналоги, находить общее. Дается оценка его осведомленности.

Развитие вербального мышления

Все свои мысли человек преобразовывает в слова, которые придают им форму. Слова – это очень мощный инструмент, при помощи которого люди могут самовыражаться, взаимодействовать и общаться. Именно поэтому крайне важно улучшать свое вербальное мышление. Существует несколько способов развития:

  1. Тренировка внутреннего голоса. Это отличный метод совершенствования возможности править своей речью. Необходимо взять одну фразу и попробовать произнести ее в уме с разным темпом, смысловыми ударениями, звонкостью и высотой звука. После вообразить, как она будет звучать в исполнении нескольких индивидов. Далее вообразить, как фраза будет звучать в груди, руке, пятке. Представить будто она проплывает перед лицом.
  2. Регулирование воображаемого монолога. Каждый день человек находится в мысленном монологе. Он не так безобиден, так как предупреждает эффективное мышление. По этой причине появляется чувство утомленности. После избавления от нее ум освежается. Необходимо мысленно посчитать до 10 в ритме дыхания. Как только снова появляется мысль, счет начать заново.
  3. Чтение. Оно бывает, как познавательным, так и развлекательным. Познавательное нуждается в доскональном сосредоточении внимания. Второе же нуждается в максимальном использовании фантазии. Те, кто читают медленно, делают глазами маленькие прыжки. Те, кто читает быстро, захватывают большие фрагменты странички. Беря в руки газету, необходимо охватывать взором больше слов. Это помогает развитию мышления.
  4. Кластеризация. Необходимо определиться с темой, к примеру, конфликт. Это слово необходимо написать на бумаге и обвести его в рамочку. Далее на этой же бумаге писать все чувства и ассоциации, которые связаны с этим словом. После записи каждого нового слова, их также следует обвести рамочкой. После стрелочками указать связь между ними. Благодаря этому можно организовать все свои мысли.
  5. Игра со словами «Аббревиатура». В такой игре должны принимать участие несколько людей. На карточке необходимо написать по 1 слову, а после случайным образом выбрать себе карточку. За определенный промежуток времени, например,1 минуту каждый должен составить хотя быть одну фразу из букв слова. Например, слово МОРЯК: Марина обнаружила рядом янтарный камень.
  6. Скороговорки. При наличии команды можно сделать соревнование, кому больше таковых известно. Сначала необходимо вспоминать наиболее примитивные и потом переходить к более сложным и запутанным.
  7. Инакомыслие. Необходимо внимательно осмотреть ту комнату, в котором присутствует человек. Каждый предмет, который запоминается, необходимо попробовать именовать иными словами. Необязательно эти слова должны быть существующими. То есть, дверь – открывалка, окно – смотрелка. В эту игру можно играть в команде. В этом случае проводить соревнование, кто больше сочинит слов для существующего предмета.
  8. Встреча с инопланетянином. Суть игры заключается в том, чтобы значение слова либо выражения разъяснить инопланетному существу, который вовсе не осведомлен.

  Как быстро запомнить цифры

Существует множество различных методик усовершенствования вербального типа мышления и каждый может самостоятельно подбирать максимально комфортный для него способ. Но делать это необходимо регулярно. Только благодаря постоянным тренировкам и занятиям возможно быть словесно грамотным человеком.

Слова – это внешнее оформление мыслей. Поэтому обязательно нужно развивать свой голос. Он должен быть более гибким и адекватно реагирующим.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/verbalnoe-myshlenie.html

Словесно-логическое мышление

Человек на протяжении всей своей жизни каждый день сталкивается с множеством задач, решение которых требует от него применения навыков логического мышления. Мы об этом вряд ли постоянно задумываемся, так как многие действия начинают быть уже привычными. Как, например, поворачивание ключа в замочной скважине в определенном направлении для открытия и закрытия двери. Но, тем не менее, логика требуется нам постоянно. Логическое мышление, по сути своей, — это мыслительный процесс, при котором человек использует логические конструкции и рассуждения, на основе которых в итоге строятся определенные выводы. Логическое мышление условно делится на три типа, среди которых присутствует и словесно-логическое мышление. Давайте же разберемся в том, что это такое и какую роль играет развитие словесно-логического мышления в общем процессе развития человека.

Изучение словесно-логического мышления

Словесно-логическое или, как его еще называют, вербально-логическое мышление – это вид логического мышления, который главным образом характеризуется использованием речевых конструкций. Этот вид логического мышления предполагает не только умение логически мыслить, но и грамотное владение своим языком, своей речью.

Именно это мышление задействовано у человека в моменты разговоров (особенно споров, так как именно логика помогает в поиске аргументов), во время публичных выступлений и так далее. В общем, словесно-логическое мышлений используется человеком во всех ситуациях, когда является необходимым выразить свои мысли посредством речи.

Неразвитость словесно-логического мышления приводит к тому, что человеку довольно сложно бывает формулировать свои мысли именно вслух, тогда как в голове они создают стройные и красивые ряды.

Также, если этот вид мышления не развит, у человека может быть страх выступления перед публикой, так как будет страх перед тем, что не получится грамотно донести свои мысли.

Поэтому развивать вербально-логический вид мышления необходимо начинать с самого маленького. Вообще, касательно того, в каком возрасте формируется словесно-логическое мышление, сложно сказать что-то точное. В полтора года у ребенка уже начинает формироваться образно-логическое мышление, то есть ребенок познает мир через наглядные образы. Как только ребенок начинает овладевать речью, можно начинать постепенно развивать в нем именно словесно-логическое мышление. Заниматься этим должны именно родители, так как в учебных заведениях этому либо вообще не уделяется время, либо его крайне мало.

Читайте также:  Что такое эти необычные слова "аскетизм" и "аскетичность"

Упражнений на развитие словесно-логического мышления можно найти множество. Это и задачки на логику, которые могут быть связаны как с математикой, так и с языком. Также можно просить ребенка пересказывать просмотренные мультики и прочитанные книжки. Отличный способ развития словесно-логического мышления – это сочинять вместе с ребенком сказки и разнообразные истории.

Как научится писать левой рукой, если ты правша? Эта статья расскажет о самых простых, но действенных способах научиться писать левой рукой правше, а также о том, что дает такое умение и какие качества оно развивает. Многие ошибочно полагают, что гениями рождаются. Однако, как сказал кто-то из великих, гений — это 99% пота и 1% таланта, поэтому наша статья расскажет о тех усилиях и о том труде, которые помогут стать гением.
Как поверить в себя и обрести уверенность? Вера в себя и свои силы способна разрушить все преграды на пути к поставленной цели, поэтому так важно понимать, как справиться с неуверенностью, если вдруг опустились руки и кажется, что задуманному уже никогда не сбыться. В этой статье речь пойдет об эриксоновском гипнозе, который часто применяется для лечения человека в психотерапии. Вы узнаете, кто создал этот метод гипноза, чем он хорош и какие правила необходимо соблюдать при применении этого метода гипноза.

Источник: http://kak-bog.ru/slovesno-logicheskoe-myshlenie

Вербально логическое мышление это

Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.

Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.

Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего, работа со смыслами.

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Виды логического мышления

В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.

  • Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами. Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
  • Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
  • Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.

В качестве примера можно привести пример с монеткой. При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится.

При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.

Словесно логическое мышление

Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.

Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт — и чувственный, и наглядный.

Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями.

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

Человек – это живое существо, способное говорить и мыслить. Выражение слов «про себя» называется вербальным мышлением. Как правило, человек не всегда может контролировать этот процесс. Вербальное мышление — это внутренний голос и мыслеформы, возникающие в головном мозге индивидуума.

Виды мышления

Мышление человека разделяется на несколько видов, и у каждой личности наиболее выражен лишь один из них.

Наглядно-действенное мышление, как правило, ярко выражено у детей до 3-х лет. Ребенок не знает еще слов, но уже выражает эмоции и выполняет некоторую последовательность действий.

К примеру, покажите малышу, как сложить кубики один на один, и он это с радостью повторит. Более того, постепенно он начнет придумывать новые способы постройки, а затем и разрушения пирамидки.

В этом процессе будет участвовать образное мышление.

Словесно-логическое (вербальное) мышление – это знания, которыми уже обладает человек, хотя их и сложно представить в виде конкретного предмета. Дети в возрасте 4-5 лет используют именно этот способ мышления — они очень много говорят и рассуждают.

Наглядное и вербальное мышление отличаются содержанием используемых средств. Если это наглядное мышление, то в головном мозге возникают четкие образы предметов и действий. Противоположное ему — вербальное мышление — это отвлеченные знаковые структуры.

Зачем необходимо вербальное мышление

В первую очередь оно очень важно при формировании психических функций еще в раннем возрасте. Если ребенок не может правильно выразить свою мысль на словах, значит, и сформировать вербальный образ у него не получается. В дальнейшем особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь.

Дети, которые в свое время не научились коммуникации, вырастают замкнутыми от внешнего мира. Как правило, люди, имеющие успехи в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Это объяснится их способностью мыслить образно.

Таким людям легко рассуждать и рассказывать о понятиях бытия, о философских учениях, об искусстве и поэзии.

Люди с развитым вербальным мышлением очень любят рассуждать вслух и про себя. Это очень открытые и коммуникабельные личности. При общении с посторонними людьми они всегда сначала думают, а потом говорят. У них очень хорошо развита логика, и они быстро справляются с различными сложными ситуациями.

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманитариев вербальное мышление – это необходимость, то возникает вопрос — нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет он практически не разговаривал и, соответственно, не обладал вербальным мышлением. Несмотря на все это, он был гением.

А что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны? Люди, которые видели, как маленький 6-летний мальчишка совсем не разговаривал, считали его просто глупым ребенком.

Коммуникационные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли сможет добиться успеха в профессиональной сфере.

Вербально-логическое мышление очень необходимо, ведь оно помогает находить решения в трудных жизненных ситуациях.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Существует огромное количество упражнений для развития разных типов мышления. Для развития вербального мышления рекомендуется использовать логические задачки.

К примеру, посмотрите на предметы вокруг вас и попробуйте дать им новые названия (у детей это получается лучше всего). К примеру чашка — выпивалка, ручка — писалка и т. п. Отличное упражнение на развитие вербального мышления – скороговорки.

Можно заучивать старые, а можно придумывать новые. Проговаривайте их как вслух, так и про себя.

Очень хорошо помогает в развитии вербального мышления игра в шахматы. Во-первых, в процессе игры, как правило, играющие общаются между собой, а во-вторых, игра заставляет человека думать и просчитывать шаги наперед.

Вербальное мышление — это словесное мышление, поэтому любые занятия на развитие его рекомендуется проводить в группе. Можно развивать такое мышление всей семьей. Особенности мышления человека связаны с его знаниями в разных областях.

Читайте также:  Что это такое лоботомия: описание операции и ее последствия

Дискуссии со знакомыми и друзьями помогают не только узнать много новой и полезной информации, но и развить вербальное мышление.

Человеческое мышление очень многогранно. Так и должно быть, ведь каждый из нас ежедневно решает множество самых разнообразных задач и вопросов. Их регулярно подбрасывает нам жизнь. Поэтому мозг находится в постоянной работе, обрабатывая несчётное количество информации.

Может показаться, что, сколько в мире человеческих голов, столько и типов мышления. Однако это не так. Кажущийся хаос поддаётся жёсткой классификации с учётом психических особенностей людей. Поэтому все индивидуальные типы мышления можно объединить в две основные группы. Выражаясь совсем просто – это логики и лирики.

Логикам присуще вербально-логическое мышление. Такие люди всегда концентрируют своё внимание на том, что они говорят, а не как говорят.

Они предрасположены к точности, их интересует суть информации, её смысловое ядро. Вновь полученные знания они сразу же сопоставляют с теми, которые уже имеются. В голове у логика всё «разложено по полочкам».

Мышление критичное, экономное и последовательное.

В то же время быстрая память не является сильной стороной логического мышления. Человеку нужно время, чтобы всё обдумать, взвесить и вспомнить. Ещё одна примечательная черта – консерватизм. Нужно также указать на слабую эмоциональность подобного типа людей.

Вербально-логическое мышление имеет сильные стороны. Это дотошность, склонность к систематизации, точность, критичность и последовательность. Есть и слабые стороны: медлительность, низкая переключаемость с одного вопроса на другой, повышенное недоверие ко всему новому и необычному.

Лирикам свойственно ассоциативно-образное мышление. Память у таких людей развита ничуть не хуже, чем у логиков. Но она имеет несколько иной характер. Вспоминая что-то одно, лирик тут же воспроизводит в голове и что-то другое. То есть он предрасположен к ассоциативному восприятию действительности.

Это можно ещё обозначить как образное мышление. Его обладатель в равной мере воспринимает и Библию, и учение Блаватской, и философию в целом. Для него имеют одинаковую ценность «Теория относительности», геометрия Эвклида и загадки Лох-Несского чудовища, что абсолютно неприемлемо для людей с логическим складом ума.

Ассоциативно-образное мышление имеет свои плюсы. Это богатое воображение, эмоциональность, гибкость и способность быстро переключаться с одного на другое.

Образы воспринимаются цельно, и они неразрывно связаны с окружающей действительностью. У таких людей утром может проснуться цветочная ваза и наполниться светом солнечного мая.

Белизна пальцев, печаль с огромными глазами, повергнутый в пыль надломленный тюльпан – это всё лирики.

Однако давайте поговорим об их недостатках. К ним можно отнести непоследовательность в поступках, чрезмерную идеализацию чего-то или кого-то, душевную возбудимость, повышенную ранимость и чрезмерную чувственность. Подобные факторы мешают объективно смотреть на мир, но в то же время делают его необычно интересным и волнующим.

Может создаться мнение, что разные типы мышления взаимоисключают общение их обладателей. Иными словами, лирики и логики не имеют общих точек соприкосновения, а поэтому не могут ужиться друг с другом. Однако практика опровергает подобное суждение. Абсолютно непохожие друг на друга люди живут бок о бок уже много тысяч лет.

Всё дело в том, что такой союз просто необходим для выживания человечества. Обладатели образного мышления делают нашу жизнь духовной и прекрасной. Искусство, живопись, поэзия. Всем этим цивилизация обязана именно лирикам. А вот технический прогресс, рационализм, практичность, наука – прерогатива людей с логическим складом ума.

Иными словами, мы наблюдаем в действии единство и борьбу противоположностей. Это основа всего живого на планете. Нарушение такой гармонии приведёт к гибели. А вот пока она существует, будет существовать и человечество.

Источник: https://live-leader.ru/verbal-no-logicheskoe-myshlenie-eto/

Вербальное мышление — это то, что так необходимо человеку в современном мире. Логическое мышление

– это способ познания и отражения действительности на абстрактном уровне. Эволюционными ступеньками, ведущими к нему, являются практически-действенный и наглядно-образный типы мыслительных процессов.

Так, появлению геометрии как теоретической науки предшествовала практика измерения земельных участков и возникновение в уме человека образов различных пространственных фигур.

Каждому взрослому человеку присущи все три способа мышления. Как правило, один из них является доминирующим, в зависимости от того, что превалирует в умственной активности – действие, образ или слово.

Словесно-логическое мышление и его специфика

Абстрактное мышление – это высшая ступень интеллектуальной деятельности. Оно формируется у человека примерно к 7 годам. Тогда он и отправляется в школу, чтобы овладевать теоретическими знаниями.

До 1,5 лет ребенок мыслит на основе опыта манипулирования различными предметами. От 1,5 до 7 лет он учится оперировать визуальными образами. В это время закладывается фундамент логического мышления – формируется речевой аппарат.

Человеческая речь – не что иное, как система кодов, способных выразить отвлеченные понятия. На их основе и развивается способность мыслить абстракциями, то есть категориями, отсутствующими в природе.

Задачи, которые решает отвлеченное словесно-логическое мышление:

  • всестороннее исследование объектов действительности;
  • обнаружение всеобщих связей;
  • создание научных концепций и теорий;
  • систематизация опыта, обеспечивающего преобразовательную человеческую деятельность.

Формируясь на практической платформе, такой способ мышления отличается определенной долей теоретической самостоятельности. Базируясь на предыдущих знаниях, он позволяет расширить интеллектуальный багаж как отдельного индивида, так и всего человечества.

Логические формы мышления

Словесным выражением абстрактных умственных моделей являются:

Понятия

Это мыслеформы, передающие отличительные характеристики объектов познания, связи между ними. Они материализуются в отдельные слова или словосочетания. В научном мире понятия образуют терминологию каждой отрасли знаний.

В зависимости от содержания, понятия бывают:

  • конкретными – передающими образ предмета как совокупность всех его признаков: «дом», «сад», «лес»;
  • абстрактными – отражающими отдельные признаки предметов, существующие в сознании в отрыве от конкретных объектов: «доблесть», «воля», «трусость».

В зависимости от объема, различают понятия:

  • единичные – являющиеся отражением объектов, находящихся в предметной среде в одном экземпляре: «Минск», «солнце»;
  • общие – объединяющие в себе несколько единичных понятий: «город», «звезда»;
  • сборные – отражающие совокупность индивидуальных объектов: «листва», «ансамбль».

Различные соотношения объема и содержания мыслеформ позволяют составить следующую классификацию понятий:

  • сопоставимые – имеющие сходство в отдельных признаках: «круг» и «овал» – плоские фигуры, очерченные гладкой замкнутой прямой;
  • несопоставимые – лишенные родового сходства: «шар» и «квадрат».
  • совместимые – предполагающие хотя бы частичное тождество;
  • несовместимые – подразумевающие несовпадение объемов.

Суждения

Эти логические формы мышления отражают межпредметные связи путем их отрицания либо утверждения. Истинные суждения, в отличие от ложных, отрицают признаки, не свойственные предметам, и утверждают присущие им качества.

  • Суждения, строящиеся на утверждении или отрицании независимо от всяких условий, считаются категорическими.
  • Умозаключения
  • Данные продукты мыслительного процесса являются выводами, сделанными на базе нескольких суждений. На этом верхнем ярусе логические формы мышления разделяются на:
  • индукцию
    – вывод, сделанный в результате хода мыслей от частного к общему;
  • дедукцию
    – вывод, к которому приводит мышление от общего к частному;
  • аналогию
    – вывод, получаемый при мышлении от частного к частному и нахождении при этом сходных элементов.

Как развить логическое мышление?

Занятия по формированию логических навыков следует проводить уже с дошкольного возраста. От их результативности зависит социальная адаптация ребенка, его успеваемость в учебе, а главное – психическое здоровье.

Как развивать логическое мышление у детей? Специалисты рекомендуют задействовать доступные малышам игровые формы:

  • возведение пирамидок;
  • создание моделей из конструкторов;
  • отгадывание загадок;
  • составление паззлов;
  • настольные и ролевые игры.

Как развивать логическое мышление у взрослых? , как и физические упражнения, лучше всего начать с элементарных и приятных приемов. Основные способы повышения IQ у взрослых:

  • решение игровых задач типа кроссвордов во всех их разновидностях: классических, скандинавских, американских, японских и прочих;
  • распутывание ребусов, математических головоломок;
  • овладение премудростями популярных настольных игр: шашек, нардов, шахмат;
  • занятия физикой, математикой, информатикой и другими точными науками;
  • просмотр, а лучше чтение детективов таких мастеров этого жанра, как А. Кристи, Ж. Сименона, С. Жапризо, Дж. Чейза.
  1. Постепенно, усвоив азы логики, можно переходить к практике: производить анализ бытовых проблем, пытаться решить их с позиций индукции и дедукции, докапываться до причин и следствий политических событий.
  2. Перейдя на «ты» с логикой, можно будет успешно справляться со многими житейскими и карьерными трудностями, своевременно устранять конфликты, находить общий язык с партнерами и защищать себя от влияния недоброжелателей.

Источник: https://ironpost.ru/thinking/verbal-thinking-is-what-the-human-being-needs-in-the-modern-world-logical-thinking.html

Словесно-логическое мышление

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами. 

Словесно-логическое (вербальное) мышление – одно  из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции.

Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления.  В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение — это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит  к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления.

Нарушение данного вида мышления  препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

Источник: http://logo-tech.ru/verbal-and-logical-thinking

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector