Социометрия и социометрические методики в психологии

Определение 1

Социометрия (социометрическая методика) выступает в роли одного из ключевых методов, который позволяет определить отношения внутри группы, а также между различными социальными группами и общностями.

Впервые данный метод был предложен социологом и психологом Джекобом Морено (1889-1974 гг.), являвшимся последователем и учеником Зигмунда Фрейда.

Согласно разработкам Дж. Морено, которые в дальнейшем вылились в отдельную теорию, все конфликтные ситуации, напряженность, несовпадение в социальных и иных интересах внутри группы связаны с тем, что не совпадает ее микро- и макроструктуры.

Замечание 1

По мнению исследователя, именно это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий не вмещается в заданную индивиду макроструктуру и выходит за ее рамки. К тому же, система симпатий и антипатий не просто существует как часть эмоционального состояния человека – она полностью отражает его отношение к другим людям, которые существуют с ним в одной группе.

Социометрия и социометрические методики в психологии

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Из-за того, что система симпатий и антипатий не вмещается в заданную макроструктуру, то человек сталкивается с противоречием: близким ему окружением могут стать именно те люди, которые имеют совершенно иные интересы и относятся к другому социальному порядку (классу), но волею судьбы оказавшиеся с ним в одной группе.

К тому же, они могут не совпадать друг с другом психологически, но все смещения, которые происходят в группе, не позволяют вовремя определить такое расхождение. Задача социометрии, в данном случае, заключается в том, чтобы привести в социально-психологическое соответствие обе структуры: и микроструктуру, и макроструктуру.

В буквальном смысле термин «социометрия» означает «социальное измерение». Методика предназначена для того, чтобы объективно оценивать межличностные отношения, складывающиеся на неформальной основе:

  1. Симпатии и антипатии к тем или иным членам группы;
  2. Выявления формального и неформального лидеров;
  3. Выявления более привлекательного и менее привлекательного человека на основе его личностных и внешних характеристик.

Замечание 2

Социометрия чаще всего организуется в виде не анонимного опроса, чем отличается от анкетного опроса, или от индивидуального интервью.

К тому же, еще одно значимое отличие заключается в том, что вопросы социометрического опроса касаются преимущественно эмоциональной сферы отношений людей: кто кому нравится, кто кому симпатичен, или наоборот – выявляются антипатии по тем или иным признакам, и все это происходит на глазах у каждого участника социометрического опроса.

Социометрия как наука об обществе

Автор теории социометрии Джейкоб Морено рассматривал ее одновременно с двух ракурсов:

  1. Как науку об обществе;
  2. Как один из экспериментальных методов.

Он отмечал, что особенность социометрии заключается в том, что благодаря ей ученые отрываются от своих привычных кабинетных исследований и работают в реальных условиях, с реальными коллективами, где затем выявляется действительно важные и актуальные проблемы, которые требуют своего решения. Общение с людьми в таких ситуациях должно мотивировать исследователя самому открывать свою душу и сердце, ведь социометрия строится на доверии, прежде всего к организатору, а также к коллегам.

Как наука, социометрия опирается на три ключевых аспекта: Socius-аспект – это все люди, которые сосуществуют в рамках одной группы, нуждающейся в исследовании; metrum-аспект – это измерение отношений людей в рамках одной группы (привлекательность членов группы, симпатии и антипатии).

Третий аспект – драма – непосредственно действия, которые происходят после того, как исследователь проводит подсчет по проведенной социометрии.

В результате перед нами открывается сразу три пути, по которым можно проводить исследование, чтобы оно вышло максимально полным, а его результаты и прогнозы эффективно отражали реальность:

  • Изучение групп;
  • Метрическое измерение групп в целом, и в частности участников группы;
  • Исследование действия – последствия, к которым приводят результаты социометрии и прогнозирование исследователя.

На основе социометрического подхода Морено также разработал две науки, которые тщательно отделил друг от друга. Первая наука – социономия.

Ее суть заключается в том, чтобы исследовать и объяснить законы, которым подчиняются различные социальные отношения и явления, которые возникают на их основе.

В рамках социономии принято использовать довольно традиционные понятия, например «мы», «масса», «общность», «группа», «класс».

Что касается второй науки – это непосредственно социометрия. Это отдельная теория и, в то же время, метод для измерения социальных отношений в отдельной группе или в рамках всего общества.

Социометрия направлена на то, чтобы проанализировать внутреннюю структуру общественных групп. В рамках нее используются такие понятия, как «теле», «эмоциональная притягательность», «социальный атом», «психосоциальная сеть». Как мы можем заметить, эти понятия более локальные, что отличает социометрию от социомонии.

Сообщества в рамках социометрии существуют на основе психоэмоциональной привязанности индивидов.

Причем, эта привязанность не всегда может носить положительный характер: индивиды могут недолюбливать друг друга, соперничать друг с другом, испытывать антипатии и даже ненависть, но при этом их взаимодействия все равно продолжатся, поскольку никто из них не говорит об этом открыто.

Поэтому социометрия и основана на не анонимном опросе: в его условиях каждый человек может высказать все, что думает об остальных, и при этом он будет лишь в рамках эксперимента, что позволит в дальнейшем не воспринимать все высказанные претензии как личные обиды.

Поэтому данный метод эффективен: если отбросить эмоциональную составляющую, то останется лишь ситуация, которая требует своего разрешения. Это может быть соперничество, несогласие с лидером, конфликт на почве несогласованности мотивов или нежелание взаимодействовать с конкретной группой по иным признакам (другая направленность деятельности, недостаток квалификации).

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/metodika_sociometrii/

Социометрическая методика

Назначение. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата.

Возраст. Социометрия предназначена для диагностики различных по возрастному составу групп. Ее классический вариант вполне применим к группам детей 7-8 лет и более старшим возрастным категориям.

Инструкция. При проведении социометрического опроса в рамках педагогической деятельности учащимся должна быть предложена следующая инструкция: ʼʼОтветьте, пожалуйста͵ на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листочке. Его предварительно крайне важно подписать.

… Кого из своих одноклассников ты бы взял в новый класс, в случае если бы ваш класс решили расформировать? Запиши их фамилии на листочке под номером 1 в порядке предпочтения.

… Кого из своих одноклассников ты, напротив – не взял бы с собой в новый класс? Запиши их под номером 2 в порядке отклоненияʼʼ.

Описание методики. Предлагаемые учащимся вопросы называются социометрическими критериями, а количество ответов, которые мы ожидаем получить, определяется тем, какой вид социометрической процедуры мы применяем: параметрическую социометрию или непараметрическую.

Непараметрическая социометрияпозволяет не ограничивать количество выборов при ответе испытуемых при заполнении социометрической карточки. Теоретически, количество выборов, которые в данном случае может совершить каждый испытуемый, составляет N-1 (где N – количество учеников в классе). Точно такой же формулой описывается и возможное количество выборов, которые он может получить.

Несомненным достоинством непараметрической социометрической процедуры является то, что она позволяет определить так называемую эмоциональную экспансивность членов группы – показатель, важнейший для характеристики ее социально-психологического климата в целом.

При этом, у нее есть и существенный недостаток. Эта процедура повышает вероятность случайного выбора, что снижает ее диагностическую ценность.

Ответы типа ʼʼвыбираю всœехʼʼ бывают вызваны совершенно разными причинами: от формального отношения к эксперименту, страха самораскрытия, до сверхблагополучия эмоциональной обстановки в классе.

Параметрическая социометрияограничивает испытуемого в количестве возможных выборов, снижая тем самым вероятность случайного выбора. Величины социометрического ограничения (ʼʼлимит выборовʼʼ) рассчитывается исходя из формулы:

Р (А) = d / N-1,

где Р (А) – вероятность случайного выбора, d – социометрическое ограничение. При расчете лимита выборов крайне важно , чтобы величина Р (А) находилась в пределах, предписанных Дж.Морено: от 0,20 до 0,30.

Помимо того, что параметрическая процедура позволяет снизить вероятность случайного выбора, ее преимуществом является также то, что полученные с ее помощью данные о разных классах можно сопоставлять друг с другом. В то же время, задаваемое ограничение делает социометрию менее информативной, поскольку в данном случае отражаются только наиболее субъективно значимые взаимоотношения.

Обработка полученных результатов начинается с составления социометрической матрицы.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии учеников в одном и том же порядке. В строках социометрической матрицы знаком ʼʼ+ʼʼ отмечаются положительные выборы соответствующего ученика, знаком ʼʼ-ʼʼ – отрицательные.

Соответствующие знаки проставляются в клетках пересечения строки данного испытуемого со столбцом, где указана фамилия или номер выбираемого им человека.

Поскольку по инструкции испытуемые при ответе на вопрос социометрического критерия не могут выбирать сами себя, соответствующие клетки социометрической матрицы, представляющие собой диагональ, исключаются из дальнейшей работы.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым учеником.

Подсчет количества ʼʼплюсовʼʼ в строке каждого ученика показывает, сколько положительных выборов он совершил (они записываются в первый правый столбец матрицы), количество ʼʼминусовʼʼ фиксирует число сделанных им отвержений (заносится во второй правый столбец матрицы).

Для того, чтобы определить, сколько выборов и отвержений получил каждый ученик, нужно посчитать количество ʼʼплюсовʼʼ и ʼʼминусовʼʼ в соответствующем столбце матрицы (эти данные фиксируются в нижних строках таблицы). В заключение в нижней строке и крайнем справа столбце устанавливается общая сумма выборов и отвержений, которая должна совпадать ʼʼпо вертикалиʼʼ и ʼʼпо горизонталиʼʼ.

  • Данные, представленные в социометрической матрице, можно интерпретировать и количественно, и качественно, но лучше всœего использовать оба способа.
  • Среди персональных социометрических показателœей, характеризующих индивидуальные социально-психологические свойства личности учеников, можно назвать, прежде всœего, индекс социометрического статуса и индекс эмоциональной экспансивности.
  • Социометрический статус характеризует положение каждого отдельного ученика в системе межличностных отношений внутри класса. Индекс социометрического статуса (Ci) высчитывается по формуле:
  • N
  • Ci = Σ (Ri+ + Ri-) / N-1,
  • i=1

где Ri+ – количество полученных положительных выборов, Ri- – количество отвержений, Σ – знак алгебраической суммы (ᴛ.ᴇ. с учетом знака), N – количество учеников в классе, участвовавших в социометрии. Социометрический индекс должна быть как положительным, так и отрицательным.

  1. Индекс эмоциональной экспансивности (Ej) характеризует потребность личности в общении. Его расчет целœесообразен только в случае непараметрической социометрии:
  2. N
  3. Ej = Σ (Rj+ + Rj-) / N-1,
  4. j=1

где Rj+ – количество сделанных положительных выборов, Rj- – количество сделанных отвержений, Σ – сумма по модулю (без учета знака). В отличие от социометрического индекса, индекс эмоциональной экспансивности всœегда положителœен.

Групповые социометрические показатели позволяют целостно охарактеризовать конфигурацию межличностных выборов, сделанных учениками. Среди них можно назвать индекс эмоциональной экспансивности группы, индекс психологической взаимности, индекс конфликтности.

  • Эмоциональная экспансивность группы – это, по сути, усредненная активность группы при решении задач социометрического теста. Индекс эмоциональной экспансивности (Ag) рассчитывается следующим образом:
  • N
  • Ag = Σ (Rj+ -) / N,
  • j =1

где Σ (Rj+ – ) – количество выборов (как положительных, так и отрицательных), сделанных всœеми участниками группы. В принципе, данный индекс скорее характеризует заинтересованность детей в исследовании, нежели что-нибудь другое.

  1. Индекс психологической взаимности (G) дает более содержательную с психологической точки зрения информацию. Он рассчитывается на базе количества взаимных положительных выборов, совершенных учащимися в ходе выполнения социометрического теста по формуле:
  2. N
  3. G = Σ (Rij+ ) / N2 – N,
  4. ij =1

где Σ (Rij+ ) – количество взаимных положительных выборов. Минимально возможное значение индекса психологической взаимности равно нулю и означает, что в классе не оказалось ни одного взаимного положительного выбора, то есть ни одной пары учеников, которые, не сговариваясь, выбрали бы друг друга.

Понятно, что чем больше показатель G, тем более сплоченный класс мы видим перед собой. При этом эта сплоченность весьма специфична. Вполне вероятно, что большое количество взаимный выборов совершено внутри подгрупп, которые активно конфликтуют между собой или вообще не общаются друг с другом.

По этой причине истинное понимание того, что же показывает полученная с помощью этой формулы цифра, возможно только на базе качественного анализа результатов социометрии.

  • Индекс конфликтности (Ik) характеризует конфликтный потенциал класса. Формула для его расчета выглядит так:
  • N N
  • Ik = Σ (Ri- ) / Σ (Rij+ )
  • i=1 ij =1
  • Показатели, находящиеся в диапазоне от 0 до 0,65 соответствуют низкому уровню конфликтности класса, значения индекса конфликтности от 0,66 до 1,33 относятся к средним показателям, в случае если же индекс конфликтности равен или выше 1,34, это свидетельствует о высокой конфликтности взаимоотношений в учебной группе.
  • Качественная обработка предполагает построение социограммы – схемы, отображающей картину межличностных отношений в классе.
Читайте также:  Что такое кортикальная миоклония? понятия миоклонуса и миоклонии

Социограммы можно разделить на индивидуальные и групповые. Последние, в свою очередь, бывают ʼʼсоциограммами-мишенямиʼʼ и ʼʼсоциограммами-группировкамиʼʼ.

Социограмма-мишень требует отобразить место каждого ученика в классе исходя из количества полученных им предпочтений, для графического выражения которого используется система концентрических окружностей, то есть, по сути, позволяет наглядно увидеть особенности социометрических статусов учащихся.

Социограмма-группировка отражает особенности межличностных отношений (прежде всœего, микрогруппы внутри класса и характер взаимоотношений между ними) без учета социометрического статуса каждого ребенка.

Индивидуальные социограммы строятся для отдельных учеников с целью уточнить их место в системе межличностных отношений. Как правило, это крайне важно , прежде всœего, в контексте помощи низкостатусным детям.

В заключение данного параграфа хочется отметить, что изучение межличностных отношений может серьезно эмоционально затронуть участников педагогического процесса, в связи с этим применение данных методов требует не только безупречного владения технологией их использования, но и неукоснительного соблюдения норм и правил этики психодиагностического обследования. Подобная диагностика работа никогда не должна проводиться ради констатации состояния учебной группы, но должна быть исходным пунктом работы по совершенствованию навыков внутригруппового взаимодействия детей и подростков (см. раздел 3.7).

Социометрическая методика – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Социометрическая методика” 2017, 2018.

  • – СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

    Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия Выделяют следующие методы: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива.Слово… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372014_sociometricheskaya_metodika

    Социометрические методы в психологии

    • Министерство образования 
      Российской Федерации
    • Южно-Уральский государственный 
      университет
    • Кафедра общей и возрастной психологии
    • Ю9.я7
    • М268

    И.М. Марковская

    Социометрические методы

    в психологии

    Учебное пособие

    1. Челябинск
    2. Издательство ЮУрГУ
    3. 1999

    ББК Ю9.я7 + Ю95.я7

    Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с

    Пособие содержит подробные сведения о социометрических методах, раскрываются способы и сферы их применения, излагается история возникновения социометрии, проводится анализ современного состояния методов.

    Обсуждение историко-методологических основ социометрии позволяет лучше понять сильные и слабые стороны  социометрического подхода при изучении малых групп.

    Наглядное изложение способов обработки социометрических данных дает возможность успешно реализовывать социометрические методы в психологической практике, в том числе в группах различного возраста.

    Пособие предназначено 
    психологам, социологам, аспирантам и 
    студентам. 

    Ил. 5, табл. 16,  список лит. – 14 назв.

    Одобрено учебно-методической комиссией 
    факультета психологии.

    Рецензенты: Зырянова В.М., Степанов В.А.

    © Издательство ЮУрГУ, 1999.

     
    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………….……4

    1. Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………….5
    2. Историко-методологические основания социометрии……………………9
    3. Процедура проведения социометрического исследования………………13
    4. Виды социометрического критерия………………………………………..17
    5. Способы обработки социометрических данных…………………………..22
    6. Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
    7. Применение социометрических методов

    в группах различного возраста……………………………………………..34

    Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42

    Приложения……………………………………………………………..………..43

    ВВЕДЕНИЕ

    Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений.

    Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов.

    Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.

    Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

    Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому 
    его освоению отводится особое место 
    в процессе обучения на психологическом 
    факультете. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога.

    Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса.

    Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия –метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

    Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования.

    Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада.

    В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

    Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные  и слабые  стороны.

    1. Социометрия  как  
    метод и  теория  Я.Л.Морено

    Понятие «социометрия»  ввел в психологическую 
    науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974). Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние  не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом.

    Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века. Я.Л.

    Морено обладал широкими интересами и знаниями в различных областях: в медицине, в психологии, в педагогике, в философии, в истории и даже в технике.

    Несомненно, такая разносторонность автора повлияла на процесс создания и понимание социометрии, для него это не просто метод изучения взаимоотношений в группе (а именно такое понимание мы вкладываем в современное употребление этого понятия).

    Социометрия для Морено – это 
    теория, которая позволяет изменять мир. Морено принадлежал к той плеяде людей, которым мало изучать и понимать мир, они ставят перед собой и другими задачи его преобразования. Подобно К.

    Марксу с его высказыванием о том, что философы только объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить, Морено утверждает, что невозможно обнаружить подлинную структуру общества, не попытавшись его модифицировать, он надеется улучшить статус индивидов в группе через улучшение взаимоотношений в группе, в свою очередь изменение взаимодействия в группе может повлечь за собой улучшение жизни во всем обществе. Конечно, философские воззрения Морено не лишены утопизма, и за это неоднократно подвергались критике в  отечественной психологической и социологической литературе.

    Ученица Я.Л.

    Морено, директор всемирно известного института психодрамы, социометрии 
    и групповой психотерапии, Грете Лейтц в своей книге пишет, что «социометрия обязана своим появлением мореновскому умению удивляться и характерному для его мышления высотному полету, породившему у него стремление постичь суть всех непонятных явлений в их всеобъемлющем значении»1.  Творческость и непостижимость личности Морено связана с неоднозначностью и даже таинственностью его судьбы. С самого раннего детства он чувствовал себя маргинальной личностью, из семьи эмигрантов, которая переселилась в Вену, когда Якобу было 5 лет. Тайной окутан сам факт его рождения, – он родился на корабле в черном море во время путешествия его матери из Босфора в Констанцию. У него никогда не было свидетельства о рождении, и в момент, когда разразилась первая Мировая война, было непонятно, чей он подданный – Румынии, Италии, Греции? Он считал себя гражданином мира. Будучи студентом Венского университета, он с группой единомышленников помогает эмигрантам, устраивая их судьбу. В центре Вены они приобретают дом, куда может прийти каждый нуждающийся в помощи – «Дом встречи». В этом доме зародились разговорные сессии, на которых обсуждались проблемы отдельного человека. Эти сессии (1908 – 1913 гг.) были прообразами современных «групп встреч», что с гордостью подчеркивал Морено в своей автобиографии2. 

    В конце первой мировой войны молодому врачу Якобу Морено Леви (именно так звучит первоначально его имя) было поручено оказывать медицинскую помощь больным в лагере беженцев неподалеку от Вены.

    Уже в лагере беженцев Миттендорфе ему стала очевидной действенность симпатий и антипатий как мощных сил в социальной сфере.

    Хотя изгнанные со своей родины южнотирольские крестьяне находились в одинаково неблагоприятных внешних условиях, тем не менее, у них по-разному была выражена психосоматическая симптоматика.

    Наиболее благополучные из них, как правило, жили в бараке со своими родными, старыми знакомыми  и новыми друзьями. Натянутые отношения в бараке, склоки и раздражение не способствовали излечению пациентов. Морено даже обращался к компетентным властям с предложением о перегруппировке беженцев в лагере, но его предложение так и не было услышано.

    Работа в лагере позволила Морено не только осознать важность человеческих отношений, но и сформировать представление 
    о «социальной вселенной», которая, как он полагал, должна подчиняться  таким же эмпирически исследуемым силам и законам, как и физическая и биологическая вселенные.

    Силы притяжения и отталкивания должны были, по его мнению, иметь для социальной структуры столь же большое значение, что и для структур созвездия или молекулы.

    Исследовать эти силы, поэкспериментировать с ними, постичь сущность социальной вселенной и описать ее, – все это стало целью его последующих размышлений.

    В 1925 г. Морено эмигрирует в США. Здесь 
    он продолжает развивать свои социометрические представления. Особенно важное и насыщенное социометрическое исследование проводится им в специализированной школе для девочек в Хадсоне, куда все ученицы поступали по приговору судов за мелкие правонарушения.

    Социометрическая теория в значительной степени была построена на этих наблюдениях, где изучалась структура отношений девочек как между коттеджами, так и внутри коттеджей. В общей сложности наблюдались 418 девочек из 16 коттеджей. Результаты этих исследований составляют основное содержание книги «Кто выживет?».

    Эта книга выходит в 1934 году и считается катехизисом учения Морено. В 1937 г. он начинает издание журнала «Социометрия», в 1942 г. – открывает Социометрический институт, а с 1942 г. и до самой своей смерти Я.Л. Морено путешествует по миру, распространяя свои идеи. Свое учение в целом Морено называет социономией.

    Социономия состоит из трех частей: социометрии, психодрамы и социодрамы.

    Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений 
    в группе. В книге Морено «Кто выживет?» мы можем найти три 
    смысла понятия «социометрия».

    Во-первых, социометрия понимается как часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций, во-вторых, это экспериментальная методика (социометрический тест) применения количественных методов, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии.

    Источник: http://stud24.ru/psychology/sociometricheskie-metody-v-psihologii/460970-1745744-page1.html

    Социометрические методы в психологии

    Социометрические методы в психологии – страница №1/3

    • Министерство образования Российской Федерации
    • Южно-Уральский государственный университет
    • Кафедра общей и возрастной психологии
    • Ю9.я7

    М268

    И.М. Марковская

    1. Челябинск
    2. Издательство ЮУрГУ
    3. 1999

    ББК Ю9.я7 + Ю95.я7

    Пособие содержит подробные сведения о социометрических методах, раскрываются способы и сферы их применения, излагается история возникновения социометрии, проводится анализ современного состояния методов.

    Обсуждение историко-методологических основ социометрии позволяет лучше понять сильные и слабые стороны социометрического подхода при изучении малых групп.

    Наглядное изложение способов обработки социометрических данных дает возможность успешно реализовывать социометрические методы в психологической практике, в том числе в группах различного возраста.

    Пособие предназначено психологам, социологам, аспирантам и студентам.

    Ил. 5, табл. 16, список лит. – 14 назв.

    Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

    Рецензенты: Зырянова В.М., Степанов В.А.

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………….……4

    1. Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………….5
    2. Историко-методологические основания социометрии……………………9
    3. Процедура проведения социометрического исследования………………13
    4. Виды социометрического критерия………………………………………..17
    5. Способы обработки социометрических данных…………………………..22
    6. Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
    7. Применение социометрических методов

    в группах различного возраста……………………………………………..34

    Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42

    Приложения……………………………………………………………..………..43

    ВВЕДЕНИЕ

    Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений.

    Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов.

    Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.

    Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях.

    Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

    Читайте также:  Что это такое лоботомия: описание операции и ее последствия

    Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место в процессе обучения на психологическом факультете. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия –метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

    Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования.

    Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада.

    В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

    Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные и слабые стороны.

    Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974). Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом.

    Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века. Я.Л.

    Морено обладал широкими интересами и знаниями в различных областях: в медицине, в психологии, в педагогике, в философии, в истории и даже в технике.

    Несомненно, такая разносторонность автора повлияла на процесс создания и понимание социометрии, для него это не просто метод изучения взаимоотношений в группе (а именно такое понимание мы вкладываем в современное употребление этого понятия).

    Социометрия для Морено – это теория, которая позволяет изменять мир. Морено принадлежал к той плеяде людей, которым мало изучать и понимать мир, они ставят перед собой и другими задачи его преобразования. Подобно К.

    Марксу с его высказыванием о том, что философы только объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить, Морено утверждает, что невозможно обнаружить подлинную структуру общества, не попытавшись его модифицировать, он надеется улучшить статус индивидов в группе через улучшение взаимоотношений в группе, в свою очередь изменение взаимодействия в группе может повлечь за собой улучшение жизни во всем обществе. Конечно, философские воззрения Морено не лишены утопизма, и за это неоднократно подвергались критике в отечественной психологической и социологической литературе.

    Ученица Я.Л.

    Морено, директор всемирно известного института психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, Грете Лейтц в своей книге пишет, что «социометрия обязана своим появлением мореновскому умению удивляться и характерному для его мышления высотному полету, породившему у него стремление постичь суть всех непонятных явлений в их всеобъемлющем значении»1. Творческость и непостижимость личности Морено связана с неоднозначностью и даже таинственностью его судьбы. С самого раннего детства он чувствовал себя маргинальной личностью, из семьи эмигрантов, которая переселилась в Вену, когда Якобу было 5 лет. Тайной окутан сам факт его рождения, – он родился на корабле в черном море во время путешествия его матери из Босфора в Констанцию. У него никогда не было свидетельства о рождении, и в момент, когда разразилась первая Мировая война, было непонятно, чей он подданный – Румынии, Италии, Греции? Он считал себя гражданином мира. Будучи студентом Венского университета, он с группой единомышленников помогает эмигрантам, устраивая их судьбу. В центре Вены они приобретают дом, куда может прийти каждый нуждающийся в помощи – «Дом встречи». В этом доме зародились разговорные сессии, на которых обсуждались проблемы отдельного человека. Эти сессии (1908 – 1913 гг.) были прообразами современных «групп встреч», что с гордостью подчеркивал Морено в своей автобиографии2.

    В конце первой мировой войны молодому врачу Якобу Морено Леви (именно так звучит первоначально его имя) было поручено оказывать медицинскую помощь больным в лагере беженцев неподалеку от Вены.

    Уже в лагере беженцев Миттендорфе ему стала очевидной действенность симпатий и антипатий как мощных сил в социальной сфере.

    Хотя изгнанные со своей родины южнотирольские крестьяне находились в одинаково неблагоприятных внешних условиях, тем не менее, у них по-разному была выражена психосоматическая симптоматика.

    Наиболее благополучные из них, как правило, жили в бараке со своими родными, старыми знакомыми и новыми друзьями. Натянутые отношения в бараке, склоки и раздражение не способствовали излечению пациентов. Морено даже обращался к компетентным властям с предложением о перегруппировке беженцев в лагере, но его предложение так и не было услышано.

    Работа в лагере позволила Морено не только осознать важность человеческих отношений, но и сформировать представление о «социальной вселенной», которая, как он полагал, должна подчиняться таким же эмпирически исследуемым силам и законам, как и физическая и биологическая вселенные.

    Силы притяжения и отталкивания должны были, по его мнению, иметь для социальной структуры столь же большое значение, что и для структур созвездия или молекулы.

    Исследовать эти силы, поэкспериментировать с ними, постичь сущность социальной вселенной и описать ее, – все это стало целью его последующих размышлений.

    В 1925 г. Морено эмигрирует в США. Здесь он продолжает развивать свои социометрические представления. Особенно важное и насыщенное социометрическое исследование проводится им в специализированной школе для девочек в Хадсоне, куда все ученицы поступали по приговору судов за мелкие правонарушения.

    Социометрическая теория в значительной степени была построена на этих наблюдениях, где изучалась структура отношений девочек как между коттеджами, так и внутри коттеджей. В общей сложности наблюдались 418 девочек из 16 коттеджей. Результаты этих исследований составляют основное содержание книги «Кто выживет?».

    Эта книга выходит в 1934 году и считается катехизисом учения Морено. В 1937 г. он начинает издание журнала «Социометрия», в 1942 г. – открывает Социометрический институт, а с 1942 г. и до самой своей смерти Я.Л. Морено путешествует по миру, распространяя свои идеи. Свое учение в целом Морено называет социономией.

    Социономия состоит из трех частей: социометрии, психодрамы и социодрамы.

    Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. В книге Морено «Кто выживет?» мы можем найти три смысла понятия «социометрия».

    Во-первых, социометрия понимается как часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций, во-вторых, это экспериментальная методика (социометрический тест) применения количественных методов, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии.

    Новый в методическом отношении социометрический тест был получен благодаря тому, что Я. Морено перевел понятия притяжения и отталкивания в понятия выбора и отвержения

    Источник: http://umotnas.ru/umot/sociometricheskie-metodi-v-psihologii/

    социометрии – Социометрические методы в психологии – Конспект лекций

     социометрии

    История использования в отечественной науке. История применения этого метода в нашей стране насчитывает более сорока лет. Однако, приемы, напоминающие современную социометрическую процедуру, использовал А.С. Макаренко, когда формировал отряды по принципу кто с кем хочет. Выбор товарищей для определенной деятельности входил и в разработанный А.С.

    Залужным «тест организованности» коллектива, где предлагалась такая инструкция: «Если бы вам пришлось принять участие в празднике древонасаждения, то вам пришлось бы распределиться по тройкам, чтобы выкопать ямы и посадить деревья.

    Если бы вы разбились, кто с кем работал бы? Разбейтесь на такие тройки, выделите секретаря, а он пусть напишет фамилии всех, кто входит в его тройку, и подчеркнет свою».

    Основные события, которые определили проникновение в нашу науку метода Морено были выделены Я.Л. Коломинским. Первый этап начинается в 1958 году и связан с публикацией на русском языке книги Д.Л. Морено «Социометрия».

    Выход книги сопровождался острой критикой «буржуазных социометристов», разоблачением антинаучных утопий, что с одной стороны соответствовало духу того времени, а с другой, было вызвано некоторой футуристичностью теории Морено.

    Наряду с этим встречались и указания на рациональное зерно мореновского метода.

    Второй этап обозначен границами двух съездов психологического общества нашей страны. На II съезде общества психологов СССР, который проходил в Ленинграде в 1963 г., прозвучали первые доклады об использовании  метода.

    За пять межсъездовских лет психологи предприняли значительное количество попыток с целью опробовать метод Морено на практике, и уже на III съезде  (Киев, 1968) общества психологов стало ясно, что вакуум, связанный с отсутствием какого-либо метода изучения внутригрупповых отношений был заполнен.

    На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященным малым группам и коллективам. Внедрение социометрии в процесс научного исследования связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова[5].

    Третий этап стал этапом теоретического осмысления результатов социометрических измерений. Большой вклад в этот процесс, кроме вышеперечисленных авторов, внесли Л.И. Уманский,  В.В. Шпалинский, Т.А. Репина, ТО ЕСТЬ Конникова и многие другие. Сошлемся на Л.И.

    Уманского, который в 1976 году писал: «можно сейчас уже сказать, что социометрия стала рабочим методом социальной психологии в нашей стране». Вместе с тем он отмечал, что «в отдельных случаях имеются некоторое  преувеличение возможностей этого метода»[6].

    Смысл столь существенного замечания станет нам более доступен, если мы обратимся к тем методологическим основаниям, без которых невозможно понять назначение социометрического метода.

    Основные понятия. Социометрия как метод предназначен для изучения социально-психологических отношений в группе. Эти отношения проявляются в сфере межличностного общения, но было бы серьезной ошибкой сводить общение к отношениям, ставя между ними знак равенства.

    Как  известно,  направление, получившее название «психология отношений» исторически сложилось в ленинградской психологической школе, и было основано А.Ф. Лазурским, который полагал, что анализ личности должен быть не только  психологическим и психофизиологическим, но и психосоциальным. Существенной стороной личности он считал ее отношение к среде в широком смысле слова.

    Эти отношения рассматривались им как  ведущие для классификации личностей и определения характера. В.Н. Мясищев разработал, развивая идеи Лазурского, психологическую концепцию отношений личности. Эти отношения  «в развернутом виде представляют  целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

    Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания»[7].

    Через категорию «отношение» В.Н. Мясищев проясняет природу субъективного в человеке, объясняет происхождение  характера  и  социопатий.  Он  различает  несколько  видов  отношений. Так, психические  отношения  выявляют  степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств.

    Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отражаемого объекта.

    Психологические отношения представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, то есть психологические отношения в отличие  от  психических  обладают  еще  и   свойством сознательности и они больше представляют индивидуальность человека в силу их большей произвольности. Психологические отношения являются целостной формой таких важных образований личности,  как  потребности,  чувства,  интересы,  убеждения,   оценка, а также воля, внимание, мотив. Потребностям в этой структуре отводится роль «основного отношения». Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев  поступков,  поведения  и  жизнедеятельности  людей.  Оценка – это  форма  проявления отношения, его сознательная объективация. В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения  других,  которые  трансформируются  во  взаимоотношения  авторитетности  или  авторитарности, руководства или подчинения, отзывчивости и невнимательности и так далее Как отмечают В.Н. Куницына и В.Н. Панферов, оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразования психологических отношений в социально-психологические[8].

    Необходимо развести понятия «общение» и «отношение». Социально-психологические отношения – это отношения, которые проявляются в контексте взаимодействия, общении. Суть их в том, что они – взаимоотношения.

    Читайте также:  Определение и лечение фиксационной амнезии

    Взаимоотношения – личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.

    Общение же есть тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется, это такое взаимодействие между людьми, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

    Социометрический опрос измеряет не процесс наблюдаемого общения, а отношения членов группы, их межличностные предпочтения.

    С одной стороны, в этом можно усмотреть существенное «ограничение» социометрии, с другой стороны, это «ограничение» создают люди, которые распространяют результаты социометрического опроса на более широкие сферы общения и взаимодействия, расширительно трактуя его данные. Комплексное изучение общения и отношений в группе может быть дополнено другими методами в зависимости от целей и задач исследователя – прямым наблюдением (включенным или невключенным), гомеостатическими методиками, экспериментальными методами, экспертными опросами и так далее

    При проведении социометрии исследователь создает ситуацию, в которой личность проявляет свои установки в общении с другими людьми. Можно согласиться с определением социометрического теста, предложенным В.Б.

    Ольшанским: «социометрический тест фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с другими индивидами в определенных ситуациях»[9]. Преобладающим содержанием этой установки является потребность субъекта в общении с объектом выбора.

    Четкое понимание того, что социометрия измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет существенное значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных.

    Становятся понятными и закономерными выявленные в ряде исследований факты несовпадения социометрической картины и реального процесса общения.

    Ясно, что к возможностям такого совпадения следует относиться так же, как относятся в теории социальных установок к соответствию вербально выраженных установок и наблюдаемого поведения. Как отмечает В.А. Ядов, «случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции другого уровня»[10].

    Детерминация социометрического выбора в опросе и выбора объекта для реального общения может быть связана с различными установками личности.

    Следовательно, давая качественную характеристику социометрических индексов, следует иметь в виду, что они описывают далеко не полную картину отношений в деловой и эмоциональной сферах.

    Например, нередко в теоретических и прикладных исследованиях социометрический статус личности трактуется как глобальный показатель ее положения в коллективе и на этом основании, даются определенные рекомендации.

    Также неправомерно отождествлять понятие «лидер» и понятие «звезда», так как на самом деле лидерство есть феномен структуры общения, а уровень социометрического статуса характеризует положение в подструктуре взаимоотношений. Конечно, эти характеристики могут совместиться в одной личности, но это происходит далеко не всегда.

    Следует отметить, что для правильной интерпретации социометрических данных необходимо понимать, что рассматриваемый нами метод, позволяет сделать некоторый «срез» отношений, и в этом смысле обладает свойством дискретности, задавая до определенной степени ограничение социометрии.

    Вместе с тем отношения, установки по сути своей явления динамические, постоянно изменяющиеся и об этом стоит помнить любому, кто берется трактовать результаты социометрического опроса. Именно поэтому важно правильно спроектировать процедуру опроса и выбрать сильный критерий (об этом см.

    ниже), чтобы измерить наиболее устойчивые отношения в группе.

    Структура малой группы. Следующим методологически важным моментом является структурная характеристика группы. Безусловно, проведение социометрического исследования требует знания структуры группы.

    Как правило, поуровневый анализ групповой структуры состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, обусловленных различными видами деятельности, реализацией различных функций и задач[11].

    Сложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает так называемую систему официальных отношений.

    Активно действующими элементами этой системы являются члены группы, чьи роли заданы отношениями власти и подчинения, предписанными на формальном уровне (начальник, заведующий, староста, капитан и так далее).

    Обычно отношения в этой системе диктуются структурой иерархии и связаны с обязанностями и правами участников социальной деятельности. Но одновременно в ходе развертывания этой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные.

    Таковы, например, роли, которые можно встретить в большинстве коллективов: критик, организатор, эрудит, генератор идей, саботажник и так далее Связи между реализующими эти роли индивидами образуют систему неофициальных деловых отношений. Позиция делового лидера является центральным элементом этой системы, при этом далеко не всегда руководство группой осуществляется лидером коллектива, а распределение ролей в группе происходит в зависимости от возможностей, потенциала, личностных и деловых особенностей каждого индивида.

    Наряду с упомянутыми системами официальных и неофициальных деловых отношений в группе существуют отношения эмоционального типа.

    Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желаний оказать кому-то поддержку или чинить препятствия и так далее Центральным элементом является эмоциональный лидер, человек, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе. Он наиболее предпочитаемый участник различного рода неформальных ситуаций жизнедеятельности группы. Среди ролей этой системы: весельчак, нытик, оптимист, зануда, завистник, угодник, шут и так далее

    Социометрический метод предназначен для изучения позиций индивидов в системе неофициальных деловых и эмоциональных отношений, он помогает описать неформальную статусную структуру группы.

    12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    Источник: http://bookwu.net/book_sociometricheskie-metody-v-psihologii_965/6_sociometrii

    Шпаргалка по социальной психологии

    Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

    Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    • Цели социометрической процедуры:
    • 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
    • 2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
    • 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.
    • Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.

    Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

    Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

    Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

    Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп.

    Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной.

    В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.

    Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

    Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.

    Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

    Формы социометрической процедуры:

    1) непараметрическая процедура – испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.

    Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре.

    Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.

    2) параметрическая процедура – испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

    Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl16.shtm

    Социометрия как метод в психологии

    Любое сообщество людей представляет собой сложную структуру межличностных отношений и микрогрупп. Социальная психология, изучая характер этих отношений, использует разнообразные методики, но самой известной и популярной считается социометрия. Переводится этот термин как «социальное измерение», а разработчиком метода является американский психолог Джекоб (Яков) Морено.

    Социометрическая теория Дж. Морено

    Свои исследования молодой врач Яков Морено Леви начал еще во время Первой мировой войны в лагере беженцев недалеко от Вены.

    Он обратил внимание, что результативность взаимодействия людей зависит от того, с кем они в данный момент контактируют.

    В одних случаях общение окрашено положительными эмоциями, и люди взаимодействуют с удовольствием, в других – возникает эффект отторжения, и у партнеров буквально все валится из рук.

    На основании наблюдений Морено пришел к выводу, что социум подчиняется тем же законам притяжения и отталкивания, что и физический мир.

    Поэтому в любом сообществе есть люди, которые тянутся друг к другу и стремятся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. Эти микрогруппы играют важную роль в функционировании всего сообщества.

    На его жизнь большое влияние также оказывают те личности, что обладают даром притяжения и которым симпатизируют другие члены группы.

    Эмигрировав в США, Дж. Морено продолжил свои исследования в специализированной школе для малолетних преступников, а потом даже открыл Социометрический институт. К середине 40-х годов учение Морено полностью оформилось, и сам автор выделял в нем три направления: социометрию, социодраму и психодраму.

    В чем суть социометрии

    Социометрия – это специальная экспериментальная методика, опирающаяся на математические методы. В настоящее время ее результаты используют социальные психологии для организации работы с любой группой: школьным классом, неформальной подростковой группой, трудовым коллективом и т. д.

    Процедура проведения методики

    Организация социометрических исследований довольно проста и не требует ни особой подготовки, ни специальных условий, ни оборудования. Участие в диагностировании не вызывает затруднения даже у школьников начальных классов.

    Для проведения социометрии используются специальные вопросы (обычно всего один), которые должны поставить членов группы в ситуацию выбора. Обычно испытуемым предлагают указать трех наиболее предпочитаемых одногруппников и трех отвергаемых.

    Сама формулировка вопроса во многом зависит от возраста и рода деятельности членов группы. Так, при исследованиях школьного класса могут быть следующие вопросы:

    • «Кого бы ты хотел/хотела пригласить на свой день рождения?» и «Кого бы ты никогда не пригласил к себе на день рождения?»
    • «С кем бы ты хотел/хотела пойти в поход?» и «С кем бы ты ни за что не хотел идти в поход?»
    • «С кем бы ты согласился оказаться на необитаемом острове?» и «Кого бы ты не хотел видеть рядом с собой на необитаемом острове?»

    Для взрослых людей, членов профессиональной группы можно сформулировать вопросы несколько по-другому.

    • «Если бы вам предложили работать над важным проектом, с кем бы из коллег вы хотели сотрудничать?» и «С кем бы не хотели?»
    • «Если бы вы поехали в командировку, кого бы из коллег вы хотели видеть рядом с собой?»

    Каждый участник исследования получает карточку, на которой он должен написать свою фамилию и вписать фамилии предпочитаемых членов группы и на оборотной стороне – отвергаемых. Кстати, часто психологи, диагностирующие группу, предлагают сделать только положительные выборы.

    И не столько потому, что обрабатывать результаты будет легче, сколько потому, что сама необходимость сделать отрицательный выбор может вызвать негативные эмоции. Мало кому нравится демонстрировать свою неприязнь к коллегам, постороннему человеку.

    Однако в ряде случаев без негативных оценок не обойтись, особенно, если в коллективе есть конфликты.

    Но следует помнить, что социометрия – это один из методов, промежуточные результаты которого психолог должен сохранять в тайне, чтобы не ухудшить социальную ситуацию в группе.

    Обработка полученных результатов

    Для того чтобы получить материалы, которые будут анализироваться и использоваться в работе с группой, психолог на основании полученных данных должен решить ряд задач:

    1. Определить количество положительных и отрицательных выборов, которые получил каждый член группы.

    Источник: https://psychologist.tips/2817-sotsiometriya-kak-metod-v-psihologii.html

    Ссылка на основную публикацию