Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?

Ранее мы выяснили, что существует два различных вида реальности: объективный мир и субъективный мир. Объективный мир — это то, что существует реально, и что никогда не может быть полностью познано человеческим умом. Субъективный мир — это то, как в человеческом сознании отражается объективная реальность.

Слово “отражение” в данном контексте очень хорошо описывает этот процесс. Точно так же, как зеркало отражает предметы перед ним, наше сознание является как бы зеркалом для объективного мира. Однако это не простое зеркало. Сознание — это “зеркало”, в котором отражается объективный мир в виде субъективного мира каждого конкретного человека.

Кроме того, это “зеркало” сознания является еще и кривым и замутненным. Поэтому объективный мир в нем предстает в искаженном виде. А иначе и быть не может.

То, что мы видим, не может быть точной копией того, что есть, потому, что субъективная реальность является результатом работы наших несовершенных органов восприятия, нашего мозга и нашего ума.

То, как они формируют наш субъективный мир, мы рассмотрим в этом разделе.

Здесь мы рассмотрим, как отражается объективный мир в субъективный мир конкретного человека. Рассмотрим уровни этого отражения, и благодаря чему эти уровни существуют и работают.

В итоге мы получим многоуровневую модель субъективной реальности людей, в которой вы без труда сможете увидеть ваш субъективный мир и то, как он устроен. Эта модель была впервые исследована польским ученым Альфредом Коржибски.

Он первый ее описал и представил как модель человеческого опыта.

Рассматривать модель построения субъективной реальности мы будем с двух ракурсов: как это представлено в субъективном опыте, и как это обусловлено объективными процессами.

Уровень объективной реальности

Начнем с базового уровня, который, собственно говоря, не относится к субъективному миру. Это уровень объективной реальности. Объективную реальность мы подробно уже рассматривали в предыдущих главах, поэтому останавливаться на ней мы не будем.

Просто еще раз упомяну, что объективная реальность — это то, что существует на самом деле, и что не доступно для непосредственного восприятия.

Этот уровень существует сам по себе, такой, как он есть, и все, что мы знаем о нем, это лишь его отражение в нашем сознании, а не он сам.

Объективный уровень пытаются как-то изучить ученые. И на данный момент развития науки объективный мир предстает перед нами в виде физического вакуума, в котором постоянно появляются и исчезают элементарные частицы. Элементарные частицы собираются в атомы. Атомы собираются в молекулы. Из атомов и молекул состоят вещества во вселенной.

  • Свет, который мы воспринимаем, есть поток фотонов (фотон — один из видов элементарных частиц) или волна в электромагнитном поле.
  • Звук представлен волнами в воздухе, когда какой-то предмет вибрирует.
  • Вкус и запах создаются молекулами тех или иных веществ.
  • Ощущения осязания производятся физическим прикосновением к коже человека каких-нибудь предметов, а также температурным воздействием внешней среды.

Этот уровень никак не представлен в субъективном мире человека, однако он важен для нашего анализа субъективного мира, т.к. создает воздействия на организм человека, которые впоследствии уже осознаются человеком в его субъективном мире.

Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?

Уровень сенсорной информации

Как происходит воздействие явлений в объективном мире на человеческий организм? Для конкретики мы будем рассматривать два канала информации в качестве примера такого воздействия: визуальный и аудиальный. Мы берем эти два канала потому, что они несут основную массу информации о внешнем мире.

Начнем с визуального канала, т.е. зрения. В предыдущих главах уже был описан данный процесс. Кратко его повторим. Свет в виде потока электромагнитных волн от разных участков поля зрения человека попадает на сетчатку глаза человека.

Там он с помощью палочек и колбочек на сетчатке преобразовывается в нервный импульс, который по нейронным путям идет в головной мозг человека, а конкретно в зрительную зону коры головного мозга, которая находится в затылочной части мозга.

По мнению ученых в зрительной зоне коры и происходит обработка зрительной информации.

Это то, что касается объективной стороны дела. Что же происходит на субъективном уровне? С точки зрения субъективного мира происходит осознание визуального канала, т.е. человек начинает что-то видеть.

Но в том, что на этом уровне (сенсорной информации) видится, нет каких-то выделенных объектов. Есть просто визуальный шум, визуальная каша, из которой впоследствии ум будет выделять конкретные объекты.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу аналогию. Если взять текущую картинку на экране вашего компьютера, то, если присмотреться, можно заметить, что она состоит из множества цветных точек. Цвета этих точек так распределены по экрану, что создается общая картинка.

Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?

Т.е., по сути, экран монитора — это просто набор цветных точек. Примерно так же происходит отражение визуальной информации на сенсорном уровне: просто какой-то набор цветных пятен. А если точнее, то даже пятен нет. Есть просто что-то, что видится.

На этом уровне, предположительно, воспринимают визуально мир младенцы. У младенцев нет еще знаний о внешнем мире, о цветах, о том, что мир состоит из предметов.

Младенец появляется на свет, и его зрение просто получает визуальное впечатление, пока что не разбитое на предметы, цвета и другие явления в визуальном канале.

Можно попытаться посмотреть на мир с такого ракурса. Представьте, что то, что вы сейчас видите — это просто набор цветных точек или пятен. Попытайтесь не выделять предметы, а просто смотрите на ваше поле зрения, как на цветовой шум.

Вот вам пример визуального канала без объектов.

Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?

На этой картинке нет объектов. Есть просто какие-то цветные пятна. Если бы это все еще и двигалось, изменялось, как это обычно происходит в визуальном канале, то получилось бы примерно то, как видит мир младенец.

Однако, стоит еще раз отметить, что на этой картинке мы автоматически выделяем цвета и выделяем пятна, отделяя их друг от друга. Эта операция (выделение цветов и пятен) уже является процессом на следующем уровне восприятия.

Кратко рассмотрим аудиальный канал, т.е. слух. Концепция представления аудиальной информации на уровне сенсорной информации такая же, как и для визуальной информации. Т.е. это все то, что слышится, без разделения на какие-то звуковые объекты.

Источник: http://youressence.info/who_are_you/rabota_uma/

О первичных и вторичных качествах в чувственном отражении

Что в чувственной картине мира принадлежит объективной действительности, а что в нее вносится субъектом? Именно попытка расчленить эти два составляющих феномена в чувственном отражении, для того чтобы представить, какова объективная действительность сама по себе, исторически выразилось в концепции о первичных и вторичных качествах.

Предистория феномена – Демокрит, который утверждал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы – неделимые частицы материи неизменны и вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга формой, положением и порядком. Такие же свойства, как звук, цвет, вкус и т.д.

атомам не присущи, они существуют во мнении субъекта, а «не по природе самих вещей». При этом он подчеркивал, что чувственная качественность возникает не во мнении (психике) одного индивида, а в общем мнении.

Демокрит считал, что эта качественность (модальность) является общечеловеческой, а не индивидуально-субъективной.

Галилей о качествах. Тела всегда имеют величину, форму, объем, движение. Телам приписывались только эти свойства в условиях отсутствия свойств физических и физико-химических. Галилей, однако,  не ввел в природу лишние сущности – «объективные» цвета, запахи, вкусы, звуки и пр. как это делалось в рамках наивного реализма.

Декарт также развивал и обосновывал учение о первичных и вторичных качествах. К первичным свойствам он относил величину, фигуру, делимость, механическое движение, так как этими свойствами обладают все тела. Что касается цвета, запаха, вкуса, звука, то Декарт их относит к субъекту.

И. Ньютон понимал вторичные качества как субъективные по содержанию, но объективные по внешней причине. Он для того времени сформулировал положение о том, что модальности цвета есть не что иное, как знаки воздействия на органы чувств лучей определенного вида, не обладающих никакими объективными цветами.

Дж. Локк придал учению о первичных и вторичных качествах определенную гносеологическую направленность. К первичным свойствам он относил плотность, фигуру, форму, протяженность, покой, существующие объективно, т.е. существующих вне и независимо от сознания.

Они присущи вещам и тогда, когда не воспринимаются индивидом. Величина, форма, подвижность предметов при воздействии последних на органы чувств вызывают идеи, которые Локк считал образами указанных свойств.

Вторичными Локк называл качества, которые кажутся принадлежащими самим вещам, но в действительности они им не принадлежат. В самих вещах считал Локк, имеется только способность производить эти ощущения.

Однако при всем различии между первичными и вторичными качествами в них, по мнению Локка, есть и нечто общее: «идеи» тех и других возникают через «толчок», т.е. через внешнее воздействие. Другими словами, вторичные качества объективны по вызывающей их внешней причине и субъективны по содержанию.

Согласно Локку, ощущения величины, фигуры, протяженности, подвижности – это образы вещей, а качества ощущений не более как условные знаки. Однако истинные причины возникновения вторичных качеств Локком раскрыты не были.

  • Учение о первичных и вторичных качествах и догадки о знаковости формы чувственного отражения стимулировали к выяснению истинных материальных причин различных видов ощущений.
  • Несмотря на свою многовековую историю, проблема первичности и вторичности качеств и в наше время остается предметом дискуссий.
  • Так сегодня по поводу этой проблемы существует три точки зрения:
  • Первая точка зрения.

Никаких вторичных, т.е. субъективных по существованию и по содержанию, хотя и объективных по причине, свойств не существует. В частности, ощущения цвета представляют собой самостоятельные, субъективные лишь по существованию, т.е. идеальные, психические образы «объективных цветов» материальных предметов. Цвет объективен не только по причине, но и по содержанию.

Вторая точка зрения.

Вторичных свойств не существует в следующем смысле. Они проявляют себя лишь в процессе ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ предметов с субъектами. В частности, цвета являются специфическим результатом взаимодействия между зрительным анализатором человека и электромагнитными волнами. Предметы, взятые как таковые, вне их связи с познающими субъектами, цвета не имеют.

Третья точка зрения.

Вторичные свойства существуют в особом смысле слова. Они субъективны по характеру своего существования и по своему содержанию, но объективны по своей внешней причине.

Например, тона цветов представляют собой именно такие вторичные свойства.

Объективно же цвета как таковые не существуют ни в веществах, ни в фотонах, ни в месте взаимодействия квантов электромагнитных излучений с рецепторами глаза.

Считается, что в первой точке зрения не учтены данные естествознания, в частности закон специфических свойств анализаторов, и по существу отрицается наличие субъективных моментов в чувственном познании.

Как правило, сторонники первой точки зрения отождествляют вторичные качества, т.е. цвет, запах, вкус и пр. с объективными причинами возникновения последних (свет – с электромагнитными волнами, звук – с механическими колебаниями).

В результате этого они отвергают субъективность перечисленных чувственных модальностей.

Вторая точка зрения является компромиссной между фактами естествознания и первой точкой зрения.

Третья точка зрения наиболее продуктивна для разрешения проблемы первичных и вторичных качеств. Эта точка зрения к первичным качествам относят все свойства, которые объективны по своему существованию, т.е существуют вне и независимо от психики субъекта. Первичны как субстратные (атрибутивные, инвариантные), так и функциональные свойства.

А это значит, что одинаково первичны и качества, присущие вещи как таковой, и свойства, возникающие во ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ее с другими вещами и характеризующие вещь «для» других вещей. Если, например, «другая вещь» является субъект познания, то первичные свойства могут раскрываться, если они субстратные (структурные), или возникать, если они функциональные.

Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?

Под вторичными свойствами в этом случае понимаются все свойства субъективными и по виду своего существования (по форме), и по содержанию. Эти же свойства возникают только при условии ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с анализаторами субъекта и существуют как акты его психики.

При этом вследствие неосознаваемого проецирования всего содержания ВОСПРИЯТИЙ на воспринимаемые предметы переживаются субъектом как будто бы присущие в своей модальности внешним предметам.

Вторичные свойства, естественно, обусловлены первичными качествами внешних предметов, и поэтому они, не смотря на свою субъективность по содержанию, остаются объективными по причине.

Именно это обстоятельство о позволяет вести речь о ЧУВСТВЕННОМ ОТРАЖЕНИИ как Образном (внутренним) по содержанию и Знаковом (категориальном) по форме, о которых мы и будим дальше вести речь уже в деятельностном контексте (взаимодействии «всего со всем»).

Источник: http://ovseytsev.trinitas.pro/2011/07/24/o-pervichnyih-i-vtorichnyih-kachestvah-v-chuvstvennom-otrazhenii/

Чувственное и рациональное познание

Поиск Лекций

Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философы выделили две основные формы, в которых сознание человека фиксирует результаты познавательной деятельности: чувственнонаглядные образы и абстрактные идеи. В чувственно-наглядном образе отражаются внешние, чувственно-воспринимаемые свойства предметов (размер, форма, цвет и пр.). Абстрактная идея выражает общие свойства, свойственные всем предметам этого класса (такие понятия, как «растение», «животное», «человек» и т.п. – это абстракции).

  • Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:
  • чувственное познание – процесс возникновения чувственно-наглядных образов и оперирование ими;
  • рациональное познание – процесс формирования абстрактных идей, понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.
Читайте также:  Что такое гедонизм: понятие и суть гедонистического образа жизни

Чувственное познание— это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятиеи представление.

Ощущениеэто отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств. Ощущения – это простейшая форма психического отражения, которой обладает не только человек.

Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире.

В среднем человек почти 80% информации о мире получает через зрительные ощущения, около 15% — через слуховые, остальные источники информации (обоняние, осязание и вкусовые ощущения) в познавательной деятельности человека играют вторичную роль.

Роль зрительных и слуховых ощущений в познании и, следовательно, в формировании сознания человека доказывается феноменом рождения слепоглухонемых детей, у которых без помощи специалистов-психологов не формируется сознание. В прошлом их называли «дети-растения» в силу отсутствия у них какой-либо активной реакции на внешний мир.

Ощущения – субъективны, поскольку не существуют в отрыве от субъекта (человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, от профессии человека (например, есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета).

Проблема субъективности ощущений особенно активно обсуждалась в конце XIX века, когда немецкие естествоиспытатели Г.Гельмгольц (1821-1894) и Ф.Мюллер (1821-1897), работавшие в области физиологии слуха и зрения, сформулировали «закон специфической энергии органов чувств».

Согласно этому закону, ощущения – это чисто субъективное переживание организмом состояния своих нервов, поскольку, например, любое воздействие на глаз или зрительный нерв вызывает ощущение света, а воздействие на ухо или слуховой нерв – звука.

Из этого факта Гельмгольц, склоняясь к агностицизму кантианского типа, сделал вывод о том, что ощущения не дают нам объективной информации о мире.

В современной науке и философии принято трактовать ощущения как субъективный образ объективного мира, подчеркивая то обстоятельство, что субъективность – не препятствие для познания, а лишь форма, в которой отражается реальность в сознании человека.

Субъективность ощущений не является непреодолимым препятствием для изучения процессов и явлений действительности, тем более что с помощью приборов человек может расширять свои природные познавательные возможности и корректировать получаемую через органы чувств информацию.

  1. На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления.
  2. Восприятие – это целостное чувственно-образное отражение объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств.
  3. Специфика восприятия в отличие от ощущения состоит в следующих его особенностях:
  4. — восприятие представляет собой целостный образ предмета, а не просто сумму его отдельных свойств;
  5. — восприятие носит избирательный характер:сила, глубина восприятия какого-либо явления определяется его значением в жизни человека, в его практической деятельности; сосредоточившись на главном, человек как бы перестает воспринимать все второстепенное;

— восприятие имеет осмысленный характер:воспринимая какой-то объект, человек замечает его сходство (отличие) с другими объектами, относит его к определенному классу (виду) объектов.

Как и ощущения, восприятия субъективны: на их содержании сказываются интересы, чувства, настроения познающего субъекта, его жизненный опыт и пр.

Как и ощущения, восприятия жестко связаны с объектом и возникают только при его воздействии на органы чувств человека.

Вместе с тем, восприятия являются основой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения действительности, для формирования представлений.

  • Представление – это наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств человека.Специфика представлений, отличающая их от восприятий, состоит в следующем:
  • представления формируются на основе прошлых восприятий, в их формировании участвуют не только механизм воспоминания, но и воображение; — представления отличается от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливостипри воспроизведении объекта, поскольку воспроизводят лишь основные его черты и свойства, а не все, как при восприятии;
  • — представления, следовательно, имеют обобщенный характер;в их формировании возрастает роль знаний, жизненного опыта, мотивации и осмысления содержания того, что человек пытается представить;
  • — представления играют в познавательном процессе особую роль: они создают предпосылки для оперирования мысленными образами, не вступая в контакт с предметами; подключая механизмы воображения и фантазии, комбинируя элементы разных представлений, человек может создавать мысленные образы несуществующих в реальности явлений (кентавры, русалки и пр.);
  • — тем самым представления становятся основой для возникновения высшего типа познавательной деятельности человека – рационального познания (или абстрактного мышления).

Рациональное познание— более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления (которое называют также абстрактным или рациональным мышлением).

Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определенность, обоснованность.

С его помощью человек может выйти за пределы своего чувственного опыта и познать то, что в чувственном познании непосредственно не дано (например, сущностьпроцессов и явлений).

  1. Особенности рационального познания:
  2. — это опосредованное отражение, поскольку разум связан с внешним миром не непосредственно, а через органы чувств; ощущения, восприятия и представления — исходный материал для логического мышления;
  3. — это обобщенное отражение действительности: сравнивая и анализируя данные чувственного познания, мышление выделяет общие признаки и свойства у различных предметов;
  4. — это абстрактное отражение, поскольку процесс обобщения сопровождается процессом отвлечения, абстрагирования (лат. abstrahere – отвлекать) от всего несущественного для данного класса предметов;
  5. — это глубокое отражение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений.
  6. Основными формами рационального познания являютсяпонятия, суждения и умозаключения.

Понятие– это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки.

Термин «понятие» в русском языке связан с глаголом «понимать», то есть в понятиях отражается понимание сущности предметов и явлений, достигнутое на определенном уровне их познания.

Развитие науки и общественно-исторической практики человечества всегда сопровождается возникновением новых понятий.

В зависимости от количества предметов, охваченным тем или иным понятием, они отличаются по объему и разделяются на единичные и общие. Единичные понятия включают в себя только один предмет (Россия, Европа, Солнце и т.п.). Объем общих понятий может включать в себя множество предметов (страна, часть света, звезда и т.п.).

Понятия, включающие в свой объем значительное количество предметов и явлений, называют предельно общими (или предельно широкими), абстрактными понятиями – категориями. Таковы почти все философские понятия (категории) – «бытие», «материя», «познание» и т.д.

, а также общенаучные понятия (категории) «сущность», «явление», «причина» и т.д.

Понятие можно рассматривать как «элементарную частицу» абстрактного мышления. Взаимосвязанные между собой понятия образуют суждения (в языке понятию соответствует слово, а суждению – предложение).

Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте. Суждения выражают не только мысли, но и чувства, эмоции, намерения; особую роль в жизни человека играют оценочные суждения. С помощью суждений строятся научные определения.

Суждения делятся на единичные («Петров – студент»), суждения особенности («некоторые студенты пропускают занятия») и всеобщие («все студенты должны сдать экзамен по философии»). Кроме того, к суждениям можно применять истинностную оценку, поэтому они бывают истинными или ложными.

Многие суждения являются результатом жизненного опыта («снег белый», «зимой бывает холодно»), однако значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний путем умозаключений.

Умозаключение –это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на основе двух или более суждений по законам логики выводится другое суждение.

Умозаключение, в котором из единичных суждений выводится общее суждение, называется индуктивным. Противоположный ход мысли, когда вывод частного характера делается на основе общих суждений, называется дедуктивным. Если же вывод делается той же степени общности, то умозаключение называется традуктивным (напр., если, а = б, б = с, то а = с).

С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся научные теории.

Выделение в процессе познания двух процессов – чувственного и рационального – носит относительный характер, ибо в реальной практически-познавательной деятельности эти процессы находятся в единстве и постоянно взаимодействуют.

Непонимание диалектической взаимосвязи чувственного и рационального привело мыслителей Нового времени к абсолютизации одного из них и к возникновению сенсуализма и рационализма (см.: 1.5.2; 2.5.3 – 2.5.4).

При характеристике рационального познания в современной науке принято различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллектрассматривается как способность к мышлению (умственная способность).

Подмышлением(умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта.

Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.

Чувственное и логическое познание – основные формы познавательной деятельности человека. Однако существенное значение для постижения истины играют такие познавательные способности человека, как вера и интуиция.

Вера– это состояние субъекта познания, при котором отдельные элементы знания принимаются личностью без размышлений и доказательств. Веру обычно делят на религиозную и нерелигиозную.

Религиозная вера составляет основу бездоказательных представлений о сверхъестественном и считается в современном религиоведении основным признаком религии. Нерелигиозная вера встречается в научно-теоретическом познании, она связана с наличием в теориях общих утверждений, принимаемых без доказательства.

В философии они называются философскими основаниями, а в науках – аксиомами и постулатами, из которых затем дедуктивным путем выводят следствия, проверяемые на практике.

Интуиция — это непосредственное, без логического обоснования, постижение истины, основанное на предшествующем опыте и знаниях субъекта.

В иррационалистических концепциях интуиции придается мистический смысл, отрицается ее связь с предшествующим жизненным опытом человека, с предыдущими мыслительными процессами.

Философское течение, признающее превосходство интуиции над всеми другими познавательными способностями, называется интуитивизмом.

Современные исследователи, объясняя интуитивные «озарения», ссылаются на работу подсознания, которая продолжается даже тогда, когда сознание не занимается решением какой-то проблемы.

Признаками интуиции называют внезапность мысли, неполную осознанность процесса ее появления, непосредственный характер возникновения знания.

У человека возникает абсолютная уверенность в правильности интуитивного решения, но убедить в этом окружающих он не может, так как в его сознании отсутствует ход логического умозаключения, приведшего к данному результату.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления, поскольку интуиция совершает свою работу над проблемой в тот же период, когда над ней размышляет человек.

Поэтому интуитивное решение возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных сознательных размышлений. Классический пример работы интуитивного мышления имел место у Д.И.

Менделеева, который, незадолго до своего открытия писал: “В голове все сложилось, а на бумаге таблица никак не получается”.

С понятием интуиции тесно связано понятие творчества. Это процесс человеческой деятельности, создающий нестандартным, в том числе, нерациональным путем качественно новые материальные и духовные ценности.

В истории философии существовали разные объяснения истоков творчества и определения его сущности. Платон называл творчество божественной одержимостью, родственной особому виду безумия.

В религиозной философии творчество – это проявление божественного начала в человеке. У Канта творчество в науке – это проявление таланта, а в искусстве – гения.

Согласно Фрейду, творчество – это проявление инстинктов и т.п.

  • Проблема стимулирования творческого процесса стала весьма актуальной в наше время. В науке она рассматривается в двух основных аспектах:
  • — как развитие врожденных задатков, их раннего распознавания и стимулирования роста исходного творческого потенциала;
  • — как оптимизация творческой деятельности специалистов.

Однако попытки поставить творчество «на поток» сталкиваются с реальной практикой того, что научные открытия, зачастую, продолжают делаться стихийно.

Творческий процесс осуществляется в мозгу отдельного талантливого субъекта, и в силу этого он уникален, поэтому «технология» творческого процесса умирает, как правило, вместе с его носителем. Характеризуя эту ситуацию, А.

Шопенгауэр отмечал, что «талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит».

Таким образом, анализ познавательных способностей человека позволяет сделать вывод, что познание — это сложный, противоречивый процесс, включающий в себя различные стадии и многообразные формы познавательной деятельности человека.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s26215t3.html

Чувственные и логические формы отражения реальности и их соотношение

 Благодаря органам чувств осуществляется непосредственный контакт человека с окружающим миром. Простейшей формой чувственного отражения реальности является ощущение.

В результате воздействия внешнего объекта на один из органов чувств, субъект получает информацию о каком-то одном свойстве объекта. Более сложной формой чувственного отражения является восприятие,  представляющее собой целостный образ объекта при непосредственном контакте с последним.

Еще более сложной формой является представление — чувственный образ возникающий в сознании субъекта, но без непосредственного контакта с объектом. При формировании представления задействованы механизмы памяти и воображения.

Представление в отличие от восприятия, носит менее яркий и красочный характер, зато оно имеет более обобщенный характер, что дает основание рассматривать представление как переходную ступень к логическим формам отражения.

Читайте также:  Что такое рациональность и рациональное мышление

Логические формы отражения (или логическая ступень познания в целом) связаны с абстрагирующей работой мышления. В процессе абстрагирования происходит выделение существенных признаков объектов, отвлечение от несущественных признакам.

В результате множество объектов «свертывается» в одной мыслительной форме, которая называется понятием.

Дискретная совокупность существенных признаков, называется содержанием понятия, а класс объектов, охватываемых понятием — объемом понятия.

Отличие представления от понятия состоит в том, что представление есть чувственно-наглядный образ объекта, целостный, диффузно нерасчлененный, а понятие — форма мысли, в которой объект (вернее множество объектов) представлены в виде дискретной совокупности признаков.

Образное мышление оперирует обобщенными образами — представлениями как диффузно-целостными образованиями, зафиксированными в языке. Таково, например, мышление 3-4-х летнего ребенка. Понятийное мышления оперирует не целостными образами (с их языковой фиксацией в предложениях, на что вполне способен 4-х летний малыш), а дискретно — структурированными понятийными образами.

Когда ребенок (10-11 лет) научается выделять признаки объектов и оперировать с ними как с самостоятельными объектами, он осваивает понятийное мышление.

Понятие выступает как элементарная форма логического отражения. Более сложной формой является суждение, которое представляет связку понятий, т.е. предложение, в котором утверждается или отрицается что-либо.

Еще более сложная форма — умозаключение, в котором структурными элементами выступает суждения. Хрестоматийный пример умозаключения «Все металлы электропроводны». Медь — металл». Вывод: «Медь — электропроводна».

В процессе развития ребенка у него сначала формируется ощущение, затем восприятие и представление. И значительно позднее он осваивает понятийное мышление. Однако у взрослого, сформировавшегося человека не наблюдается такой жесткой последовательности (ощущение — восприятие — представление — понятие) при познании конкретных объектов.

Здесь имеет место сложное взаимопроникновение чувственных и логических форм. Например, при восприятии окружающих предметов это восприятие будет осмысленно, т.е. нагружено логическими, эмоциональным, ценностным содержанием.

То, что человек видит в каком-то объекте (и замечает) зависит от того, что он о нем знает и как к нему относится (активность, избирательность, информационно-эмоционально-ценностная нагруженность восприятия)

Соотношение чувственных и логических форм отражения характеризуется двумя моментами. С одной стороны, они органически взаимосвязаны, а, с другой, — качественно различными.  Абсолютизация органической взаимосвязи чувственного и логического порождает такую крайность, как эмпиризм.

Абсолютизируя взаимосвязь чувственного и логического, эмпирики не замечают их качественного различия. Дж.Локк утверждал, что нет ничего в интеллекте, чего бы раньше не было в чувствах. Интеллект здесь трактуется как особое интегративное чувство, не привносящее ничего специфически нового, а лишь проясняющее синтезирующее обычные  чувственные впечатления.

Утверждение  Локка аналогично утверждению, что нет ничего в доме, чего бы не было в фундаменте, т.е. дом — разросшийся фундамент, что, конечно же, не верно. В доме есть много такого, чего нет в фундаменте, хотя дом и стоит на фундаменте. Интеллект основывается на чувствах, но выходит далеко за их пределы.

Из верного сенсуалистического тезиса, что ощущения — источник наших знаний, эмпиризм, совершая абсолютизацию, делает неверный вывод, что все содержание нашего знания определяется чувствами.

Другая крайность  — рационализм (Декарт, Лейбниц и др.).

Абсолютизируя качественное различие логического и чувственного, полагая, что чувства смутны и обманчивы, рационалисты разрывают взаимосвязь чувственного и логического, заявляя, что интеллект вообще не связан с чувствами, и в  них не нуждается и может, минуя их, постигать истину. Тогда как реальное соотношение чувственного и логического характеризуется как их органической взаимосвязью, так и качественным различием, без абсолютизации одного из моментов этого соотношения.

Источник: https://filosofedu.ru/index.php/otvety-na-voprosy-po-filosofii/460-chuvstvennye-i-logicheskie-formy-otrazhenija

Чувственное отражение и воображение

Чувственное отражение и воображение

Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственнорефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами.

Ощущения перв и чные образы определенных свойств действительности прямо или косвенно вк л ючаются в формирование всех (в том числе и обобщен ных) мы с ленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на о рганы чувств и по своей сути репродуц и руют действитель н ость.

Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физичес к ом у вза и модействию, но несет в себе мощный заряд об разности.

Зависимость ощущений от «внесенсорных факторов » (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.

Воображение, создавая наглядные образы, вбир а ет в себя ощущения. Но п ри этом воображение оп и рается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств.

Кроме того, воо б ражение з ависит от ра з вития той или иной формы чув с твительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения бла г одаря тому, что они сп о собствуют накопл е нию и н формации об объекте, то е сть обеспечивают субъекта материалом, ком б инаторные преобразования которого о б разуют содержание воображаемых образов.

Однако воображение не является продуктом деятельности органов чув с тв. Воображение про д укт преобразования прежде всего функциональ н ых характеристик отображения.

Такое преобразование на уров н е ощущений происход и т, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность друг и х, перестра и вает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимовлияния, а вся целостная организация жизнедеятельности челов е ка.

Субъект как бы ставит под к о нтроль работу органов воспр и ятия, что позволяет актуали з ировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.

В отличие от ощущений восприятие воспроизводит ц елостность объекта: его пространственные и вре м енные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприятие образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность обра за и его адекватность.

В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта.

При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем «достраивания » представленного в ощущениях содержания.

Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия.

Если в рамках ощуще н ий активность их смысловой стороны обн а ру живает себя главным образом в констатации или отсутствии констатации факта ощущения, то в воспр и ятии эта акт и вность реализуется как способность «достраивать » образ, видеть в части цело е, актуал изи ровать содержание образа без пр я мого стимульного в оздействия.

Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития.

С выработкой жизненно необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные и з ображения.

Н о это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активно с ти восприятия.

Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально «достраивать » образы непосредств е нно или опосре д ованно данных объектов явственно обнаруживается способность человека раскрывать для себя функциональную значимость (практическую, эстетическую, нравств е нную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом осо б ого рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функциональнодеятельнос т ных смыслов в процессах формирования образо в ста н ов и тся достоян ие м сознания и особого рода деятельности человека. » Отстраняясь » от конструируемого образа, субъект вооб р ажения сам сознательно «достраива е т » или «строит » из чувственной материи то, что требу е тся «по смыслу » с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить с е бе основание данного фрагмента своей собст в ен н ой д е ятельно с ти и «стать выше » имеющихся оснований.

Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам » достраивать » недостающие стороны объекта, » в ид е ть » целое при р е альной доступности лишь его частей, с видетельствует о развитии предметнодеятельностных х арактеристик чувственных образов.

Усложненность таких образов, включенность в н и х опыта индив и дуальной и коллективной деятельности есть про я вление во з никающего воображения, поскольку ос мысленное обращение к опыту прошлой деятельност и и учет его вл и яния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулирован н ыми з адач а м и деятельности. Но сущность воображения, заро ж дающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части восприним а емого явле н ия или формировать образ отсутствую щего предмета, а в том, что обра з ы воображения сознат ел ьн о п родуцируются человек о м. Это значит, что воображени е разверты в ается в плане сознания. Это значит также, что воо б ражение есть деятельность, в которую в то й или иной форме созн а тельно » в к л ю че н » сам воображающий человек, в которой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения. С у бъект в процессе воображения делает свои собст в ен н ые установки, мотивы, желания предметом своей акт и вности.

Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.

источник неизвестен

Источник: https://hr-portal.ru/article/chuvstvennoe-otrazhenie-i-voobrazhenie

Психические явления как отражение действительности

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека.

Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, — писал В. И. Ленин.

— Наши восприятия и представления — образы их».

Образы вещей — это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

Начальным моментом отражения действительности являются ощущения.

Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.).

В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).

Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно.

В этих случаях знания достигаются опосредствованно — путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях.

Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.

Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык — это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

Ощущение и мышление — неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

Ощущения, восприятия, представления, мысли — все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности.

Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности.

Читайте также:  Нейроциркуляторная дистония (нцд) по гипотоническому типу

В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия.

Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.

Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами.

Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей: человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами.

Практика, деятельность людей — источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он — активный деятель в окружающем мире.

В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей.

В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять СВОЮ ВОЛЮ».

Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным.

Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.

Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт, и это играет важную роль в отражении им объективной реальности.

Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.

Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности.

В процессе деятельности не только делаются все более' тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются' способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.

Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального' мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности, направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.

Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного. Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями.

Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека.

Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду.

Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека.

«Даже за еду и питье, — говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»

Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=psihicheskie-yavleniya-otrajenie-deistvitelnosti

Субъективность отражения

Активность как субъективное отражениеРассмотрение соотношения индивида и среды с позиций ТФС уже давно привело к заключению о том, что поведенческий континуум целиком занят процессами организации и реализации функциональных систем (см. рис. 14.

1), причем специального временного интервала для процессов обработки сенсорной информации не обнаруживается [Швырков, Александров, 1973]. Представление о том, что индивид не реагирует на стимулы, кодируя и декодируя информацию об их свойствах, а реализует активность, которая направлена в будущее, т.е.

опережающее отражение, связанное с формированием внутренней субъективной модели будущего события, – результата, с необходимостью требует признания отражения субъективным.

На начальных этапах формирования системной психофизиологии казалось обоснованным представление о том, что коротколатентные активации некоторых нейронов могут быть сопоставлены с кодированием физических параметров стимула для последующего сличения с имеющейся в памяти моделью [Александров, 1971 ].

Однако скоро стало ясно, что даже самые ранние активации нейронов в поведенческом акте – не кодирование, а уже результат сличения с субъективными моделями, сформированными в рамках предыдущего акта континуума [Швырков, Александров, 1973; Швырков, 1978].

Сказанное находится в соответствии с положением о «пристрастности» отражения среды, о зависимости последнего от целей поведения и имеющегося у индивида опыта.

Это свойство психического отражения обозначается как субъективность и предполагает несводимость описания отражения к языку сенсорных модальностей, выражающих в «сенсорном коде» физические параметры объектов [Леонтьев, 1975; Ломов, 1984, и др.].В четкой форме опережающий характер отражения представлен в когнитивной психологии концепцией У.

Найссера [1981], который считает, что образы не «картинки в голове», появляющиеся после действия сенсорных стимулов, а «предвосхищения будущего». Автор подчеркивает, что предвосхищение не обязательно является реалистическим.

Действительно, мы можем рассмотреть наш опыт как состоящий из актов-гипотез, включающих параметры планируемых результатов, отношения между ними, пути их достижения и т.д. Гипотезы тестируются во внутреннем и внешнем планах.

И хотя можно полагать, что отбор из ряда «пробных» актов «удачного», попадающего в видовую память [Швырков, 1995], определяется соответствием гипотезы реальным свойствам и закономерностям среды, тем не менее возможность достижения конкретным индивидом в том или ином поведенческом акте требуемого соотношения организма и среды, т.е. результата, не означает, что данная удачная гипотеза целиком базируется на упомянутых свойствах и закономерностях.

В экологической психологии убедительные аргументы против того, что среда состоит из стимулов и отображается как «картинка», рассматриваемая гомункулюсом, приведены Дж. Гибсоном [1988]. Им разработана стройная теория, которая, как справедливо замечает А.Д. Логвиненко (см. в [Гибсон, 1988, с. 17]), в руководствах либо игнорируется, либо искажается до неузнаваемости в связи с невозможностью ее ассимилировать, оставаясь в рамках традиционной парадигмы. И это не удивительно, так как принципиальными положениями этой теории является отрицание не только схемы «стимул-реакция», но и самого понятия «стимул». Автор отвергает также идею о необходимости обработки и передачи сенсорной информации – ее некому принимать. Далее мы еще вернемся к теории Дж. Гибсона.

Физические характеристики среды и целенаправленное поведение

Более 30 лет назад Дж. Леттвин и др. [1963], изучив связь активности нейронов сетчатки лягушки с ее поведением, сформулировали в очень яркой форме свое представление о том, что выделяет организм в среде: «Лягушки интересуются жуками и мухами, в то время как границы и углы интересуют только ученых».

Еще раньше в гештальтпсихологии были обоснованы положения о том, что среда должна определяться не физически, а психобиологически [Левин, 1980] и что целостное восприятие не составляется из отдельных элементарных «кусков» [Вертгеймер, 1980]. «Куски», т.е.

физические характеристики, в соответствии с которыми ранжируются стимулы и связь с которыми устанавливается при анализе активности нейронов или отчетов испытуемых, появляются в результате специального поведения, направленного на выделение этих характеристик: классификация и сравнение объектов (например, в науке, искусстве и т.п.). Следует согласиться с Дж.

Гибсоном [1988] в том, что объект не складывается из качеств, но мы можем выделить их, если это необходимо для целей эксперимента.

На что же мы дробим среду, что выделяем в ней, если не упомянутые физические характеристики?С позиций парадигмы активности с давних пор представлялось очевидным, что из среды активно «отбирается» индивидом то, что может быть использовано для достижения цели [Dewey, 1969], причем количество объектов, которые может различить индивид, равно количеству функций, которые он может реализовать [Uexkull, 1957]. Анализ среды как обеспечивающей активность индивида в ней дан в теории «affordance» [Гибсон, 1988]. Неологизм «affordance» (эффорданс) – существительное, образованное Дж. Гибсоном от глагола afford – предоставлять, разрешать. Эффордансы – это то, что окружающий мир предоставляет индивиду, чем он его обеспечивает для совершения того или иного поведения. Эффордансы нельзя предъявить индивиду, так как они не являются стимулами, можно лишь обеспечить их наличие. Автор считает, что индивид соотносится не с миром, описываемым в физических терминах, а с экологическим миром. Он понимает экологическую нишу вида как набор эффордансов. Понятие «эффорданс» подразумевает взаимодополняемость мира и индивида. Дж. Гибсон отмечает, что понимает под ним «нечто, относящееся одновременно и к окружающему миру, и к животному таким образом, который не передается ни одним из существующих терминов» [Гибсон, 1988, с.188].

 «Дробление» среды индивидом определяется историей их соотношения

Как мы уже знаем, основным понятием в ТФС является результат, под которым понимается соотношение организма и среды и который, следовательно, так же как эффорданс, относится одновременно к окружающему миру и к индивиду. Однако, в отличие от эффорданса, результат, как и валентность у К.

Левина [1980], включает субъективный компонент, от которого отказывается Дж. Гибсон, постулируя независимость эффордансов от потребностей и опыта наблюдателя.

Именно поэтому для ответа на вопрос о том, как дробит среду индивид и как она представлена в его субъективном мире, мы должны дополнить экологический мир субъективным компонентом, т.е. подчеркнуть аспект использования эффордансов индивидом.

При этом оказывается, что среда дробится тем или иным образом в соответствии с опытом совершения индивидом тех или иных поведенческих актов на протяжении его индивидуального развития. Индивид отражает не внешний мир как таковой, а историю своих соотношений с миром.

Описание среды индивидом основано на оценках его соотношения с объектами-целями поведенческих актов, т.е. на оценках результатов. Образно говоря, можно рассматривать жизнь индивида как «ассимиляцию» экологического мира, превращающую для индивида экологический мир в мир результатов. Продолжая данную логику, можно заключить, что среда представлена для индивида результатами реализованных актов.

В этой части излагаемая здесь система представлений довольно близко примыкает к концепции У.Матурана [1996], который считает, что мнение об организме, имеющем входы и выходы, и о нервной системе, которая кодирует информацию об окружающей среде, не выдерживает критики.

Автор справедливо утверждает, что состояния активности репрезентируют отношения (между организмом и средой), а не являются описанием окружающей среды.

Это описание может быть дано исключительно в терминах, содержащихся в «когнитивной области наблюдателя», – в терминах поведения организма.

Источник: https://www.psy-expert.ru/index/0-1248

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector