Тест роршаха — происхождение, принципы тестирования, критика

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха — это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик. Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т.е. тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека. Данная проективная методика исследования личности была создана Германом Роршахом в 1921 г.Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. Тестируемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение.

Инструкция.

Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы.На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям.

Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ.

Стимульный материал к методике Роршаха:

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Ключ к тесту Роршаха.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества.

По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки.

С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы.

Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины. Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции.

По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа — картины.

Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов. Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию.

Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций. Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ.

Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия: а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть); б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет); в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы); г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение). Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.

Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).

Формальные характеристики: Ц (целостность) — так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц. Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей. Ф (форма) — четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).

Фн — нечетко воспринятая форма. Фцв (форма-цвет) — ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет. Цвф (цвет-форма) — ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.

  • Характеристики по содержанию:
  • Обработка результатов
  • Интерпретация теста Роршаха.

Ж — категория «животные».

Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира — млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых. Ч — категория «человеческие фигуры».

Упоминания о человеческих существах в любой форме — называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики). П — категория «предметы». Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения. Фан — категория «фантастические образы» — упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства). Дв — категория «движение». Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения. 1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже). 2. Производится подсчет количества ответов различных категорий. 3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов. 4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию. 5. Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы. 6. Составляется заключение о личности тестируемого.Диагностические показатели(по формальным оценкам — «значение клякс Роршаха»)Ц (целое) — большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться.Д (деталь) — а) большое количество деталей — показатель «дробности» внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого.Ф (форма) — большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности.Дв (движение) — ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов.Цв (цвет) — ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «суженного сознания», импульсивности и отсутствия контроля.

Здесь приведена короткая интерпретация ответов, «значений клякс» Роршаха. Детальную интерпретация теста можно найти в следующей литературе: Белый Б.И., Тест Роршаха. Практика и теория.

Примечание: Интерпретацию теста должен проводить специалист, иначе результаты могут быть недействительными.

Источник: https://psychojournal.ru/tests/68-test-rorshaha-metodika-chernilnye-pyatna.html

10 чернильных пятен: как работает тест Роршаха

Экология жизни. Психология: В личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия…

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. 

Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. 

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом.

Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода.

Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен.

Благодаря работе в психиатрической клинике  имел свободный доступ к ее пациентам.

Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей.

Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы.

По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности.

Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека.

Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества.

К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита.

Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Читайте также:  Флегматик - что это за человек, описание темперамента женщины

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?».

После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности.

Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ.

Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом.

Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

Карточка 1

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

На первой карточке мы видим пятно черных чернил. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания — следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность.

Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

Карточка 2

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

На этой карточке изображено пятно красно-черного цвета, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике.

В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека.

Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг.

Если он воспринимает пятно как нечто негативное — значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства.

Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела.

Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего.

Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь — значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

На третьей карточке изображено пятно из красных и черных чернил, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей — это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе.

Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника.

Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

Карточка 4

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Четвертую карточку специалисты называют «отцовской». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее — образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом.

Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом.

Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

Карточка 5

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

На этой карточке мы вновь видим черное пятно. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта — следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

Карточка 6

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Картинка на этой карточке тоже одноцветная, черная; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

Карточка 7

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Пятно на этой карточке тоже черное, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке — это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом.

Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции.

Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

Карточка 8

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

На этой карточке есть и серый, и розовый, и оранжевый, и голубой цвета. Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт — весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

Карточка 9

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Пятно на этой карточке включает зеленый, розовый и оранжевый цвета. Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

 

Карточка 10

В последней карточке теста Роршаха больше всего цветов: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой.

Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость.

Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого.

Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины.

Читайте также:  Как поверить в себя и обрести уверенность

Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным.

Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями.

Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.опубликовано econet.ru 

Также интересно: Хит-парад вопросов психологу  

Сценарии судеб и роли: варианты этого мира для каждого свои

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/136723-10-chernilnyh-pyaten-kak-rabotaet-test-rorshaha

Тест Роршаха и его эффективность в психологическом анализе личности

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаТест Роршаха является достаточно популярным методом определения диагностики личности. Многие люди знают о тесте, где результаты построены на ассоциациях, связанных с рисунками в виде чернильных пятен. Но мало кому известно, откуда появились эти знаменитые кляксы.

История возникновения теста Роршаха

Тест был создан в ХХ веке швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Ученый хотел найти связь между типом личности и творческими способностями.

Роршах создал метод чернильных пятен, который позволял выявить творческое мышление у испытуемых.

Сначала тест состоял из 40 картинок, но для того чтобы издательства согласились его опубликовать, тест пришлось сократить до 10 изображений.

Вскоре методика обрела популярность и стала использоваться для более обширных исследований. В процессе изучения другие психологи и психотерапевты стали применять и развивать тест, а также вносить в него свои дополнения. Работы Роршаха высоко ценились среди психологов 40-50-х годов прошлого века.

Тест даже вдохновил режиссера Зака Снайдера на создание фильма о супергерое Роршахе, который прячет свое лицо под маской. Но маска необычная: по ней движутся постоянно меняющиеся черные пятна. Герой утверждает, что эта маска является его настоящим лицом.

Принцип действия теста

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Такой же принцип использовал в своей работе Зигмунд Фрейд. При классическом психоанализе он предлагал пациенту лечь на кушетку, а сам садился вне зоны видимости. Пациент укладывался на спину. Подобная поза беззащитности способна вызвать все детские страхи и другие эмоции. Суть анализа заключалась в том, что пациент выливал все свои эмоциональные реакции на психолога. И поскольку между аналитиком и пациентом ранее не существовало никаких отношений, соответственно эти реакции были характерны для самой личности.

Таким образом, Фрейд помогал людям заметить и осознать страхи и расстройства, которые они прятали глубоко внутри. Эти эмоции всегда существовали в личности, но подсознание не давало им выйти наружу. По такому же механизму психологической проекции действует тест Роршаха. В нем есть неопределенность, которая помогает видеть людям образы, всегда существовавшие в подсознании.

Как работает психологическая проекция

Благодаря механизму проекции, люди видят внешний мир в соответствии с внутренними ощущениями. Именно поэтому иногда происходит приписывание собственных ощущений, настроений, побуждений на другого человека на бессознательном уровне.

Например, парню нравится много девушек, и он бессознательно считает, что тоже им нравится. Однако это лишь проекция собственных желаний на других. На самом деле он боится признаться себе в собственных чувствах и быть честным перед самим собой.

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Тест Роршаха предполагает включение бессознательного и проецирование его на чернильные пятна. На основе результатов, профессиональный психолог может сделать выводы о полученном жизненном опыте человека и его психологическом состоянии. Но это только начало изучения личности, которое входит в состав более сложного исследовательского процесса.

Проективные тесты

Помимо теста Роршаха, существует ряд тестов, которые позволяют раскрыть неконтролируемые области сознания. В таких тестах обычно используется принцип незавершенности, неопределенности.

Например, тематический апперцептивный тест состоит из 30 черно-белых рисунков, на которых изображены люди в разных ситуациях. Задача пациента после просмотра рисунков нарисовать на 31-ом пустом листе свою картину.

Это позволит раскрыть внутренние конфликты и мотивы личности.

В другом тесте пациенту предлагается нарисовать на одном листе дом, дерево и человека. Затем нужно рассказать, что изображено и описать рисунки. Детали рассказа помогут понять, что происходит в жизни человека. Эффективность этих методик подтверждена научно.

Третий способ изучения личности – знаменитый цветовой тест Люшера. Он представляет собой 8 таблиц, в каждой из которых нужно выбирать цвета в соответствии с предпочтениями. По его результатам можно сделать вывод об эмоциональном состоянии человека. Однако этот метод теоретически не обоснован.

Как определить значения теста Роршаха: общие черты

Герман Роршах при помощи своих исследований хотел найти связь между обращенностью к миру и обращенностью человека на самого себя. Некоторые люди рассказывали о пятнах, как о чем-то динамичном, движущемся. Это указывало на:

  • Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критикаживое воображение;
  • эмпатию ;
  • хорошо развитые умственные способности.

Если при описании пятен человек акцентировал внимание на цвете, то это говорило о его эмоциональности.

При помощи теста Роршаха можно распознать модель отношений и социальные установки. Тест может показать характерные черты человека:

  • замкнутость;
  • враждебность;
  • доброжелательность;
  • соперничество.

По результатам психодиагностики можно сделать только предварительные выводы, которые в дальнейшем будут проходить доскональную проверку для выявления более точных результатов. Поэтому научиться распознавать символы бессознательного, может только опытный психолог.

Источник: https://www.psyportal.net/134916/test-rorshaha-i-ego-effektivnost-v-psihologicheskom-analize-lichnosti/

Тест Роршаха и особенности интерпретации результатов

Тест Роршаха и особенности интерпретации результатов

Тест Роршаха - происхождение, принципы тестирования, критика

Если человек не хочет или не может говорить о своих самых затаенных страхах, надеждах и стремлениях, возможно ли узнать о них, если спросить его, что он видит на картинках? Проецируются ли недопустимые или даже запретные мечты и фантазии на истории или изображения? В популярной психологии распространено мнение, что выбор, который делает человек, его описание увиденного могут «многое сказать о личности». Эта идея стала основой знаменитого теста, разработанного более 80 лет назад швейцарским психологом Германом Роршахом. Принцип его описал в 1895 году Альфред Бине, который позже прославился первым тестом IQ.

Самая популярная версия теста состоит из десяти карточек с симметричными чернильными кляксами, половина клякс — цветные, половина — черно-белые. Пятна именно этих форм оказались самыми информативными. Испытуемому дают карточку и спрашивают, что он на ней видит. Затем вторую и так далее. Ответы, время, то, как человек держит карточку, — все это записывается.

Оценка результатов теста

Традиционный тест предусматривает четыре этапа. На первом — представлении — человек должен без подготовки рассказать, что он видит на каждой из карточек. Второй этап, опрашивание, более структурирован. Человеку задают пару общих вопросов, а затем просят рассказать про каждую карточку подробнее.

Расспрашивают о деталях изображения, о положении и т. д. Затем психолог проверяет, рассматривает ли человек картинку из пятен как целое, а если нет, то какие части привлекли его внимание.

Кроме того, человека расспрашивают, чем именно клякса показалась похожей на то, о чем он говорил, — формой, иллюзией движения, цветом, игрой теней. На треть ем этапе, который называется стадией аналогий, психолог исследует ответы и пытается проанализировать, что они означают и на что указывают.

В заключительной фазе «направляемого тестирования» психолог рассказывает о других «популярных» трактовках и спрашивает, может ли человек увидеть и их.

Следующий этап — интерпретация. Он на удивление сложный, в нем задействован ряд буквенных обозначений, которыми протоколисты отмечают разные явления. Так, буквой «М» обозначают влияние воображения и то, насколько трактовки «олицетворяются». «К» обозначает беспокойство, о нем судят по восприятию цвета и движения.

«D» характеризует роль здравого смысла в личности. «S» обозначает склонность к противопоставлению, она определяется по тому, как человек интерпретирует белые участки или самые мелкие детали. Оценки результатов по этой системе выглядят довольно причудливо, как нечто среднее между кулинарной книгой и книгой заклинаний.

Есть разные системы, разработанные экспертами для оценки результатов этого теста, и многие из них концентрируются на разных аспектах карточек. Суть в том, чтобы провести диагноз или охарактеризовать конкретного человека. Одни считают, что люди не могут или не хотят говорить непосредственно о своих реальных мотивах, ожиданиях и амбициях.

Не могут либо потому, что не осознают своих сильных, но лежащих в области бессознательного, мотивов, либо просто потому, что не могут выразить их словами. Или же люди не хотят говорить правду о своих сокровенных желаниях, надеждах и устремлениях.

Психологи говорят о двух формах сокрытия или обмана: управление впечатлением, когда о себе рассказывают только то, что может создать положительное впечатление; и самообман, когда люди действительно думают, будто говорят о себе правду, но на деле это не так.

Считается, что такие проективные методы исследования, как тест Роршаха, способны решить эти проблемы. Помимо теста Роршаха в психологии используются и другие проективные методы.

Их объединяет то, что в ходе исследования людям предъявляют стимул (обычно это картинка, но это может быть и звук или запах), чтобы они проецировали на этот стимул свои непосредственные, сокровенные и сильные чувства, желания и мысли. При помощи тестов изучают то, как люди реагируют на неоднозначные стимулы.

Чем многозначнее, непонятнее и неопределеннее стимул, тем сильнее люди проецируют себя на него. Проективная гипотеза долгое время активно использовалась в психологии отчасти потому, что психологам не так хорошо удавалось раскрывать мотивацию людей, — в частности, их мотивацию к успеху и достижению цели.

Так, Дэвид Макклелланд, подробно работавший со вторым по известности в психологии проективным тестом (тестом тематической апперцепции, где используются не кляксы, а рисунки), говорил, что этот тест раскрывает три самые важные и основные потребности. Это потребность в достижении, потребность во власти и потребность в принадлежности. Суть теста в том, что люди рассказывают истории по картинкам, и по этим рассказам можно получить точное представление о тех потребностях, о которых они не могут говорить вслух.

  • Пять категорий проективных тестов
  • Кляксы или абстрактные картинки
  • Можно просто капнуть чернил в центр листа, согнуть его вдвое и рассматривать, что получилось.
  • Звуки
  • Люди слушают звуки (песни, детский плач, звуки автомобильной аварии) или музыку и описывают свою реакцию.
  • Завершение предложений
  •  Испытуемых просят завершить фразы типа «Лучше бы я никогда не…», «Я — …», «Больше всего я боюсь…», «Пожалуй, я горжусь тем, что…»
  • Свободное рисование
  • Испытуемые рисуют конкретные предметы (дом, машину, родителей) и отвечают на вопросы о них.
  • Твердые предметы
  • Человеку предлагают поиграть с предметами, манипулировать ими или создавать из них конструкции (это могут быть куклы, кубики, песок), попутно описывая свои действия.
  • Критика тестов
Читайте также:  Прокрастинация – проблема, но лечение прокрастинатора возможно

Есть четыре возражения против использования этих тестов в научных целях, и некоторые считают, что эти возражения полностью опровергают их научность. Во-первых, тесты ненадежны, потому что разные эксперты и протоколисты дают совершенно разные интерпретации.

Если сами психологи не могут прийти к общему мнению по результатам теста, то смысла в них мало. Во-вторых, тесты нельзя считать обоснованными, потому что результаты ничего не предсказывают. Одним словом, они не описывают то, что берутся описывать. В-третьих, слишком многое зависит от контекста.

Настроение человека, личность тестирующего, условия теста — все это влияет на результаты, а значит, описываются скорее незначительные, чем важные, основополагающие факторы.

В-четвертых, сами тестирующие не соглашаются по поводу того, что именно характеризуют эти тесты, — жизненные установки, способности, защитные механизмы, мотивации, сокровенные желания. А если тесты описывают все, то есть риск, что на самом деле не описывают ничего.

Так почему же эти тесты все еще используются? Применяет ли эти дискредитированные тесты кто-нибудь, кроме нерадивых журналистов, психологов-шарлатанов и наивных менеджеров? Почему они не вышли из обращения?

  1. • С их помощью данные, зачастую уникальные и очень любопытные, получить проще, дешевле и быстрее, чем любыми другими методами.
  2. • Квалифицированные и опытные исследователи могут получить убедительные, надежные и глубокие результаты, которых они не добьются с помощью других тестов и собеседований.
  3. • По сравнению с обилием данных этих тестов результаты других часто кажутся сырыми, блеклыми и надуманными.

• Они могут дополнять и подтверждать другие идеи и выводы. Так что и сейчас, спустя более чем сто лет, многие психологи призывают на подмогу кляксы, чтобы попытаться понять личность, но те, кто предпочитает надежные и максимально достоверные методы, отказались от данного теста.

Источник: http://www.winstein.org/publ/1-1-0-243

Тест Роршаха — Энциклопедия заблуждений

Posted on | November 26, 2011 | 2 Comments

Тест Роршаха является психологическим проективным тестом личности, в котором анализируется интерпретация субъектом десяти стандартных абстрактных рисунков, классифицируя ответы как уровень эмоционального и интеллектуального функционирования. Тест был назван в честь Германа Роршаха (1884-1922), он разработал inkblots (чернильные кляксы), хотя в своей практике и не использовал их для анализа личности.

Тест считается «проективным», так как пациент интерпретирует свою реальную жизнь в чернильных кляксах. Бесструктурные и неоднозначные чернильные кляксы должны быть структурно описаны интерпретатором.

Те, кто верит в эффективность таких тестов, думают, что кляксы являются одним из способов проникновения в глубокие тайны души пациента, бессознательное.

Те же, кто использует подобные тесты, считают себя экспертами в интерпретации интерпретаций своих пациентов.

Какие существуют доказательства того, что интерпретация чернильных клякс (рисунков, картин или образцов почерка – также используемые средства в проективном тестировании) показывает истинные чувства, а не, скажем, творческое самовыражение? Можно ли предполагать, что любая интерпретация чернильных клякс  не стремление ввести в заблуждение других или попросту самообман? Интерпретация может выражать часть желания. Например, интерпретация может однозначно выражать желание секса с терапевтом, но это не означает, что  пациент имел сексуальные отношения с ним или если представится такая возможность, то пациент согласился бы заниматься сексом с психотерапевтом.

Роршах тестирование по своей сути проблемно. Чтобы быть действительно проективными, чернильные кляксы должны быть неясными, бесструктурными и для терапевта. Врач не должен сравнивать интерпретации этих клякс данные другими пациентами.

Таким образом, терапевт должен интерпретировать интерпретацию пациента без ссылок на то, что интерпретируется. Несмотря на это, в конечном счете, терапевт должен вынести решение относительно толкования, то есть интерпретировать интерпретации.

Но опять же, кто будет интерпретировать интерпретации терапевта? Другой терапевт? А кто будет его интерпретировать? и т.д.

Чтобы избежать этой логической проблемы, специалисты изобрели стандартизированные толкования интерпретаций. Их форма и содержание являются стандартизированными.

Например, пациент, который видит только малую часть кляксы, является “навязчивой личностью”, в то время как тот, кто видит цифры, которые наполовину человек, наполовину животное указывает на то, что он отчужден и возможно на грани шизофренического расстройства (Dawes, 148).

Какие эмпирические исследования были проведены для доказательства того, что любая интерпретация чернильных пятен свидетельствует о каком-либо  поведении в прошлом и рационализацией любого поведения в будущем?

Чтобы иметь надежду на научно обоснованное решение клякс-теста, необходимо чтобы он превратился в не проективный тест. Кляксы не могут считаться полностью бесформенным, должны быть предоставлены ??стандартные ответы, с которыми должны сравниваться интерпретации пациентов. Что и сделал Джон Э. Экснер.

Сейчас используются стандартизированные чернильные кляксы Экснера. На первый взгляд, концепция представляется абсурдной.

Представьте себе службу, которая допускает людей на обучение в медицинский институт на основе такого теста! Или отбирает кандидатов в полицейскую академию! (“Я не подошел, потому что не смог пройти клякс-тест.”)

Сторонники теста Роршаха должны признать, что интерпретации могут быть истинными, ложными, значимыми, бессмысленными. Нет доказательств того, что интерпретации происходят из глубокого бессознательного. Разум – лабиринт, и глупо думать, что тест Роршарха приведет терапевта к пониманию центрального подсознательного пациента.

Перейти на главную

Пожалуйста, пишите разумные и содержательные комментарии. Если вы не согласны с вышеизложенной информацией, просьба подкреплять свое несогласие ссылками на авторитетные источники. Бессодержательные комментарии в стиле «Статья бред», «Автор дурак», «Выпей йаду» и т.п. будут безжалостно удаляться.

Источник: http://skepdic.ru/test-rorshaxa/

Тест Роршаха

(Rorschach Test)

Проективная методика исследования личности. Создана в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ).

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (с

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором ассматривается изображение, а также любые особенности поведения.

Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.).

Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Роль и значение теста Роршаха

В отличие от всех существовавших прежде писихологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором.

В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей.

Такие методики получили в дальнейшем название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.

Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. д.) он при этом использует.

В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов восприятия.

Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и больные разными психическими заболеваниями.

Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых.

Он показал, чем отличаются ответы здоровых людей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза.

Роршах не смог предложить теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носили эмпирический характер и нередко строились по принципу аналогий и «здравого смысла».

Но ему удалось создать почти универсальный тест, способный давать большое количество оригинальной и новой информации практически о любой однородной группе испытуемых.

В создании этого необычайного и удивительно многостороннего аппарата исследования он сумел сделать так много, что за семь десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления.

Цветовой шок

Под этим феноменом Бом понимает любое отчетливое нарушение ровного течения ассоциаций при предъявлении цветовых таблиц.

Он может проявиться в отказе, замедлении времени реакции, жестах, мимике, негативных или позитивных восклицаниях, внезапном ухудшении четкости форм, снижении продуктивности, даче сексуального толкования в качестве первого ответа и других признаках.

Цветовой шок считается самым общим симптомом невроза. Ввиду того, что этот феномен весьма распространен и нередко встречается у здоровых людей, он не имеет патогномонического значения.

Описаны и другие виды шоков: на красное, на темное, на голубое, на белое, «кинестетический» шок, но симптоматическое значение, которое им приписывают, либо неясно, либо вызывает большие сомнения.

Клопфер и соавторы понятия цветового шока не используют. Мы в данной работе это понятие также не применяли.

  • Системы символов теста Роршаха
  • Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:
  • 1) локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

2) детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;

3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

4) содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);

5) оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Источник: https://www.khuka.com/vyipuski/2-vyipusk/idei-i-mneniya/test-rorshaxa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector