психическая организация переживаний человека, способствующая формированию внутреннего образа других людей.
Представление о персонификации было важной частью межличностной теории Г.С. Салливана (1892–1949), в соответствии с которой формирование персонификаций имеет место в период раннего младенчества.
Он исходил из того, что формирующаяся у младенца персонификация хорошей матери является воспринятым им образом ее участия в периодически повторяющихся ситуациях кормления и интеграции других потребностей, разрешенных путем их удовлетворения.
Эта персонификация «символизирует интеграцию, поддержание и разрешение ситуаций, являющихся обязательным условием для осуществления младенцем эффективных и адекватных действий, направленных на удовлетворение потребностей».
Персонификация матери не тождественна самой матери как конкретного, живого человека. Она представляет собой психическую организацию испытываемого младенцем переживания.
При этом важно иметь в виду, что сформировавшаяся у младенца персонификация матери возникает и развивается из особенностей взаимоотношений младенца с матерью в рамках межличностных ситуаций, интеграция которых служит цели удовлетворения потребностей.
С точки зрения Г.С. Салливана, персонификация имеет место не только у младенца, но и у матери. Присущая матери персонификация младенца – это непрерывно развивающееся переживание, которое существует внутри матери и включает в себя различные факторы, имеющие отдаленное отношение к настоящему младенцу.
Эта персонификация состоит из переживаний, приобретенных и в ситуациях, когда ребенок испытывал тревогу, и тогда, когда он оставался спокоен. Материнская персонификация ее первого младенца имеет в своей основе значительно больший объем переживаний, чем в случае рождения второго или третьего ребенка.
Ребенок символизирует для матери признание социальных обязанностей по отношению к нему. Степень эффективности исполнения этих обязанностей может колебаться у одной и той же матери, взаимодействующей с разными детьми или с одним ребенком в разных ситуациях.
Осознание матерью своих социальных обязанностей, символом которых является персонифицированный младенец, нередко связано, как считал Г.С.
Салливан, с ситуациями, в которых младенец «схватывает» плохую мать, и «из переживания подобных ситуаций формирует персонификацию плохой матери».
По мнению Г.С. Салливана, на ранней стадии младенчества возникает двойная персонификация материнской фигуры – персонификации хорошей и плохой матери. В дальнейшем в период среднего младенчества наблюдается появление трех персонификаций Я: Я-хороший, Я-плохой и не-Я. Тройственность персонификаций неизбежна в любой культуре.
Я-хороший – это первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором удовлетворение усилено поощрениями и проявлением заботы со стороны материнской фигуры, довольной происходящим. Я-плохой – первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором повышение уровня тревоги связано с материнской фигурой, прибегающей к запретам.
Обе персонификации являются модифицированными элементами реальности, но в более поздний период развития ребенка они занимают определенное место в структуре его мышления. Что касается третьей первичной персонификации, не-Я, то она, как полагал Г.С.
Салливан, часто проявляется в сновидениях, но наибольшую выразительность приобретает у тех, кто страдает шизофреническими приступами. Эта персонификация всегда носит относительно примитивный характер, включает неясно воспринимаемые аспекты жизни и переживания, характерной особенностью которых является сверхъестественная эмоция.
Впоследствии проявления персонификации не-Я могут иметь место в виде ночных кошмаров, сопровождающихся переживанием крайне негативных эмоций.
По мере развития ребенка возникает то, что Г.С. Салливан назвал «персонификацией самости», представляющей собой то, о чем человек говорит, когда называет себя «Я».
Рассматривая все эти аспекты персонификации, он подчеркнул, что связь персонификации с персонифицируемым носит комплексный, а иногда и многосторонний характер.
Кроме того, «персонификация не полностью совпадает с описанием персонифицируемой фигуры».
Источник: https://vocabulary.ru/termin/personifikacija.html
Определение понятия «персонификация»
Изначально данный термин характеризовал отношение некоторых людей к неодушевленным предметам. Они наделяли вещи человеческими качествами, рассматривая их как нечто живое. Такая позиция не давала основания рассматривать этих индивидуумов как душевнобольных, ведь данное сравнение традиционно широко использовалось в сказках, мифологии и религии.
Что касается второго определения, то его можно отнести абсолютно ко всем людям. В новом значении персонификация связана с теми образами, с которыми человек отождествляет окружающих. В широком понимании данная точка зрения называется стереотипом.
Люди делают выводы о других, исходя из их поступков. Таким образом, предполагаемая личность может быть плохой или хорошей. То же самое одобрение или осуждение касается самого себя.
Кстати, еще один принцип персонификации соединяет в себе первую и вторую интерпретацию явления. Это происходит, когда человек создает себе воображаемого друга. Чаще всего подобная ситуация случается с теми, кто болен шизофренией.
Персонификация идола может иметь и немного другой смысл. Зачастую это идеализирование людей, но без их участия. То есть человек начинает приписывать какие-то черты характера кому-то из своего окружения, кто не обладает этими качествами.
Впоследствии подобное поведение приводит к непониманию, ссорам и обидам. К сожалению, такая особенность присуща очень многим из нас. Близкий не виноват, что сделал что-то неприятное для вас, ведь он не обязан оправдывать ваши выдуманные ожидания.
Теория Гарри Салливана
Именно Гарри Салливан первым дал определение этому понятию. Он изучил отношение к другим на примере маленького ребенка и его родителя.
К примеру, плохая мать будет давать ребенку соску, а не грудь. Причем с матерью будут ассоциироваться все близкие, дающие пустышку. Негативное отношение в любом случае будет доставаться женщине.
Что касается хорошей матери, то она является исполнителем желаний малыша. То есть она обязана кормить его грудью и делать это как можно чаше. К тому же родительница должна играть, ласкать и очень бережно относиться к своему чаду. Только в этом случае она получит положительную персонификацию от собственного ребенка.
Рекомендуем: Персонализация — это
Отголоски этого неосознанного отношения ребенок проявит в будущем. Он будет наказывать своим поведением или поступками того, кто не соответствовал его идеализации. В дальнейшем такая система будет распространяться на всех окружающих.
Кстати, данное олицетворение затрагивает не только окружающих, но и саму личность. Главный герой точно так же анализирует себя, и другие играют при этом ничуть не меньшую роль.
1. Младенчество (период до 1 года). В данный период чадо познает нежность и заботу матери, а также начинает понимать, что такое тревожность. Ребенок ощущает это не только сам, но и улавливает от других людей.
2. Детство (от 1 года до 5 лет). Ребенок начинает воспринимать отца как родителя, но главной все же остается мать. Также он замечает других людей и анализирует их отношение к нему.
3. Ювенильный период (от 6 до 8 лет). Личность начинает нуждаться в общении с другими людьми. Ребенок пытается заводить друзей, которые близки ему по возрасту. Он впервые получает опыт ссор, уступок и конфликтов, которые заставляют его принимать решения.
4. Подростковая пора (с 10 до 12 лет). Считается одним из самых важных периодов, который проводит черту между «до» и «после».
Если раньше неверные шаги можно было исправить, то позже их изменить будет непросто. В данном возрасте ребенку необходим лучший друг, который научит его каким-то принципам.
Если же личность не обретет близкого товарища, то в дальнейшем это повлияет на ее отношения с сексуальными партнерами.
6. Позднее юношество (от 18 до 23 лет). Личность начинает испытывать высокие чувства к другим. Повзрослевший человек уже отличает простое влечение от влюбленности, а отношения становятся одной из главных целей. Также в этот период человек начинает узнавать первые тяготы и проблемы мира взрослых.
7. Взрослая жизнь (от 24 лет). Индивид выбирает основное направление в жизни. Он становится финансово независимым, что влияет на его отношение к себе. В этот период большая часть людей заводит семью, а также начинает смотреть на мир реалистично, без «розовых очков».
Рекомендуем: Что значит: панпсихизм?
Таким образом, Гарри Салливан доказывает взаимосвязь персонификации и определенной возрастной фазы. Он говорит о том, что неправильное воспитание сильно влияет на отношение к другим людям. К сожалению, у таких лиц будут очень часто возникать ложные ассоциативные реакции на других.
Опасность персонификации
Небольшие проблемы с самооценкой есть у многих людей, поэтому персонификация высказывания – очень частое явление. Это не так опасно, но свои «подводные камни» здесь имеются.
Однако главная проблема заключается в новых технологиях, которые полностью поменяли мир. Речь идет о компьютерах и других машинах.
Очень часто можно увидеть особое отношение людей к своим телефонам, ноутбукам, автомобилям. Многие даже дают им имена, воспринимая эти предметы как что-то живое. Люди начали видеть «друзей» в неодушевленных вещах, что может привести к огромной проблеме человечества.
Персонификация компьютеров – это действительно серьезно. Не зря существует мнение, что скоро они поработят наш мир. С одной стороны, это глупо и смешно, а с другой – все реально ведет к этому.
Обратите внимание, что уже появляются роботы, которые разговаривают. В ближайшем будущем они появятся в каждом доме, что обязательно скажется на психике домочадцев. Все большее число людей начнет воспринимать компьютеры как нечто живое, усиливая тем самым проблему персонификации.
Рекомендуем: Что такое антропоморфизм?
К сожалению, такой прогресс грозит людям не только отсутствием работы, но и утратой человеческих отношений. А ведь они жизненно необходимы каждому. Особенно остро этот вопрос касается подрастающего поколения, у которого будут неправильно формироваться ценности.
Кстати, уже и сейчас все дети подвержены искаженному восприятию мира. У большинства подростков реальные друзья превращаются в виртуальных. Загвоздка в том, что люди начинают идеализировать не только друг друга, но и себя.
В сети, где никто тебя не знает, ты можешь стать кем угодно. Это та же самая персонификация идола. Таким образом, личность сама выбирает себе оценку: «хороший» или «плохой».
Еще один вид
Существует такое понятие, как «карнавальная персонификация», которое отражает именно виртуальный мир. Она делится на две группы:
- Виртуальный «я».
- Виртуальные друзья.
В Интернете также существуют карнавальные атрибуты персонификации:
- Визуальные (аватары, никнеймы).
- Графические (смайлы, шрифты, стикеры).
- Звуковые (изменение голоса).
Обратная сторона касается тех людей, которые выставляют это все напоказ. Самое интересное, что они значительно приукрашивают все события, чтобы вызвать восхищение других. Таким образом, они придумывают собственный идол, которым они не являются.
Рекомендуем: Явление подражания в психологии
Персонифицировавшийся образ превращается в навязчивую идею, которая отравляет жизнь. Особенно ярко это воспринимают дети, получая неправильное представление о мире.
Решение проблемы
Данную проблему необходимо предотвращать еще в детстве. Формирование правильной личности зависит от родителей, которые подают главный пример ребенку.
Нужно перестать персонифицировать себя и окружающих, хотя сделать это непросто. Взрослым поможет отказ от социальных сетей, а детям – правильное воспитание и забота. Интернет можно легко заменить прогулками, походами и простым общением. Такие элементарные решения не только устранят проблему, но и избавят от вечного стресса и повышенной тревожности. Елена Мелисса
Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/personifikaciya.html
Персонификация. Что такое "Персонификация"? Понятие и определение термина "Персонификация" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies
Персонификация (лат.
persona – лицо, и facere – делать) – термин, первоначально использовавшийся для обозначения свойства сознания наделять неодушевленные предметы, природные явления и силы человеческими свойствами.
Явление персонификации (иными словами, олицетворение) часто встречается в мифологии, сказках, религии, магии… Понятие получило распространение также в социологии, философии и психологии.
Определение термина в психологическом контексте связывают с именем американского исследователя Гарри Салливана. Согласно его теории, персонификация – это те образы, которые рождаются в сознании человека в процессе взаимодействия с окружающим миром, начиная с младенчества.
Особенность персонификаций состоит в том, что они иногда не соответствуют действительности – рождаясь как реакция на определенное событие или эмоцию, они закрепляются в сознании в качестве стереотипов и проецируются на других людей, не всегда подходящих под этот шаблон.
Салливан, как и Зигмунд Фрейд, отмечал важную роль матери в процессе формировании личности, однако, в отличие от австрийского психолога, он считал, что личность продолжает свое развитие и во взрослом возрасте. Три вида персонификации по теории Салливана – касательно матери, своего «Я» и идола.
Первый этап персонификации происходит в младенческом возрасте и представляет собой два компонента – «мать-плохая» (первоочередный) и «мать-хорошая». «Мать-плохая» появляется в сознании ребенка из-за предмета, который не приносит ему пищи – например, пустышка.
Этот образ не идентифицирован, поскольку пустышку он может получить от кого угодно. «Мать-хорошая» рождает образ матери, проявляющей заботу о своем ребенке.
Эти два элемента, проецируемые на одного человека, рождают в сознании два противоположных образа матери, гармонично сосуществующих вместе.
После того как образ матери сформирован и ребенок вступает в фазу межличностного общения, начинает проявляться «персонификация я».
Персонификация «я-плохой» связана с теми переживаниями, который ребенок испытывает, когда чувствует неодобрение со стороны другого человека (наказание матерью за плохое поведение).
«Я-хороший», напротив, проецирует положительные эмоции. «Не-я» – это следствие сильных эмоций, переживаемых ребенком.
Следующий этап – это персонификация идола: вследствие недостатка общения или внимания, ребенок придумывает себе воображаемого друга, который зачастую не менее дорог ему, чем реальные люди.
Персонификация идола проявляется и у взрослых людей, когда они наделяют окружающих чертами характера, которыми те не обладают.
Результатом такой деятельности могут быть конфликты в межличностном общении.
Источник: http://www.psychologies.ru/glossary/15/personifikatsiya/
Гордеева А. В. Психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей
Переход в информационный век потребовал психологического осмысления проблемы «человек и компьютер», проведения широкого спектра исследовательских работ в этой области.
Особенности процессов общения в условиях использования информационных технологий, в том числе и Интернет, с одной стороны, рассматриваются как общение между людьми, опосредствованное компьютером, с другой – как непосредственный «диалог» с компьютером в роли партнера. Причем последний вид общения ведет к известным феноменам персонификации этого сложного технического средства.
Феномен персонификации, означающий наделение неживых предметов человеческими свойствами, имеет глубокие корни в человеческой психики.
Возможность вести с компьютером диалог, восприятие машины в роли партнера, способного принимать решения, понимать и реагировать на действия человека, способствуют проявлению персонификации.
Персонификация не является чем-то странным и уникальным, а, напротив, эксплицирует одну из фундаментальных особенностей мира.
Исследования особенностей персонификации компьютера проводились с помощью авторской компьютерной методики исследования образа компьютера (МИОК), прошедшей процедуру стандартизации.
Методика позволяет получать данные о структуре образа компьютера, выраженной в категориях: «субъектность», «объектность», «коммуникативность», «реципиентность», «лидер компьютер», «лидер человек», «активность компьютера», «эмоции положительные», «эмоций отрицательные».
В качестве независимых переменных, по предположению, влияющих на степень персонификации компьютера, были рассмотрены следующие: пол, профессия, образование, возраст, опыт работы с компьютером, наличие компьютера дома. Всего в тестировании приняло участие 569 человек.
По профессиональной принадлежности выборка разбилась на следующие группы: школьники – 41 чел. (7,2%), студенты психологического факультета – 117 чел.
(20,6%), руководящие работники народного образования – 247 чел.
(43,4%), слушатели факультета, получающие второе высшее образование психолога, – 131(23%), инженеры-программисты – 33 чел. (5,8%).
Результаты дисперсионного анализа показали, что профессиональная принадлежность больше всего оказывает влияние на вариативность оценок категорий образа, непосредственно связанных с субъектным восприятием компьютера.
Это такие категории, как «субъектность», «коммуникативность», «лидерство» и «активность ПК» (p=0,01).
Различия средних по категориям «объектность» и «эмоции положительные» не достигают уровня значимости, различия категории «эмоции отрицательные» значимы (p=0,05).
Таким образом, подтвердилась значимость различий средних в профессиональных группах по всем категориям структуры образа компьютера, кроме категорий «объектность» и «эмоции положительные».
Степень персонификации зависит от профессиональной принадлежности пользователей ПК.
Положительные эмоции являются основным и очень высоким фоном восприятия для всех категорий испытуемых, однако у программистов этот фон ниже (но не на статистически значимом уровне).
Для сравнение категорий образа компьютера в выборках, сгруппированных по возрасту, были выделены пять возрастных групп: 1-я группа – 14–17 лет (64 человека), 2-я – 18–25 лет (108 человек), 3-я – 26–40 лет (222 человека), 4-я – 41–60 лет (164 человека), 5-я группа – больше 60 лет (11 человек).
Исследования особенностей персонификации в возрастных группах и проведенный дисперсионный анализ позволили сделать следующие выводы.
Для всех возрастных групп в той или иной степени характерна персонификация компьютера.
Получены значимые различия в восприятии компьютера в возрастных группах для всех категорий образа компьютера, кроме категории «положительные эмоции.
Испытуемым молодого и пенсионного возраста менее свойственна персонификация ПК, чем людям основного трудоспособного возраста.
Выше уровень отрицательных эмоций в диалоге с компьютером у людей 26–40-летнего возраста.
14–17-летние меньше всех воспринимают компьютер как коммуникатор, они же больше воспринимают его как реципиента, что может быть обусловлено их возрастными особенностями, реализацией потребности в общении.
Прослеживается возрастная тенденция снижения реципиентных качеств компьютера и усиление лидерства ПК.
Это можно объяснить неудовлетворительным знанием компьютерных информационных технологий людьми старшего возраста.
В будущем, когда знания и умения работать на компьютере станут привычными и необходимыми для людей любого поколения, эта тенденция может измениться.
Предполагая, что образование оказывает влияние на степень персонификации компьютера, мы исследовали оценки категорий образа ПК в группах, сформированных по образовательному признаку.
Самая значительная часть выборки – это специалисты с высшим образованием – 384 чел. (67%), 89 чел. (16%) с неполным высшим образованием, 43 чел. (8%) – со среднем специальным, 12 чел. (2%) – со среднем и 41 чел.
(7%) – с неполным среднем (это ученики 8-х классов).
Анализ результатов исследования показал, что существуют различия в восприятии компьютера в качестве субъекта общения в группах испытуемых с различным образованием. Однако эти различия не так сильно выражены и значимы, как в случаях, где в качестве независимых переменных выступали профессия и возраст.
Есть значимые различия в категориях «субъектность», «объектность», «коммуникативность» и «лидер-ПК». Можно предположить, что достаточно большая группа испытуемых с высшим образованием, составляющая 67% всей выборки, достаточно неоднородна по своему составу.
Здесь есть специалисты с гуманитарным образованием, техническим, есть программисты и пр. Различия в степени персонификации внутри группы оказались более сильными, чем между группами, что показал дисперсионный анализ.
Однако, общая тенденция высокой степени персонификации для этих испытуемых не вызывает сомнения.
Можно предположить, что степень персонификации обусловлена еще и тем, что в составе испытуемых с высшим образованием большая часть имеет очень незначительный опыт работы с компьютером.
По статусу общения с ПК выборка была разбита на четыре группы: «новичок», «любитель», «пользователь», «профессионал».
Большинство испытуемых вошли в группу новичков, это 358 человек (63%), менее многочисленны три другие группы: «любитель» — 97 человек (17%), «пользователь» — 87 человек (15%), «профессионал» — 27 человек (5%).
Анализ показал, что статус работы с компьютером оказывает влияние на степень персонификации компьютера.
В группе «профессионалов» персонификация компьютера выражена слабее, чем у других категорий пользователей.
Достаточно высока степень персонификации у группы «пользователей» компьютера, то есть той категории, которая активно использует компьютер в своей работе, не связанной с программированием и администрированием системы.
Для большинства из них лидером в диалоге является компьютер, но это преимущество выражено не так сильно, как у новичков и любителей. Диалог с компьютером для пользователей сопровождается большими положительными эмоциями, чем для всех других групп.
Предположения о том, что степень персонификации новичков будет выше, чем у более опытных пользователей, не подтвердилось. Субъектность в восприятии ПК есть, но уровень объектного восприятия выше. В диалоге новички отдают лидерство компьютеру, этот показатель у них самый высокий, как и степень активности ПК.
Сравнительный анализ особенностей персонификации ПК у мужчин (24% выборки) и женщин (76%) показал, что существуют значимые различия восприятия компьютера.
И тем, и другим присуща персонификация ПК, но у женщин она выражена ярче, они наделяют компьютер коммуникативностью, лидерством, активностью, больше получают положительных и меньше отрицательных эмоций при общении с ним.
В выборке доля людей, имеющих компьютер дома, составила 17%. Анализ показал, что нет значимых различий в степени персонификации компьютера между теми, кто имеет его дома, и теми, кто не имеет. Мы не можем говорить, что наличие компьютера дома усиливает или, наоборот, уменьшает персонификацию машины.
Однако, прослеживается тенденция, что люди, имеющие компьютер дома, меньше видят в нем коммуникатора, больше отмечают реципиентные качества, и степень лидерства человека в диалоге с компьютером у них выше.
Что касается эмоционального восприятия компьютера, то здесь значимых различий не наблюдается.
Таким образом, проведенное исследование позволило выделить основные психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей.
Степень персонификации зависит от пола, возраста, образования, профессии и статуса общения с компьютером.
Не подтвердилось предположение о том, что наличие компьютера дома будет способствовать усилению персонификации ПК.
Очевидно, что проявление этого феномена будет зависеть от личностных особенностей пользователя компьютера. Такие исследования нами проведены и полученные результаты будут представлены в другой статье.
Источник: Психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей // Вісник Харківського університету. Сер. психологія. – Харків, 2002. – №550. – Ч.1. – С.58–60.
Об авторе
Гордеева Алла Валериановна — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и социальной работы Донецкого института последипломного образования инженерно-педагогических работников АПН Украины. Член правления РАПД.
Сфера научных интересов: психология компьютеризации (психология Интернета, психология компьютерных игр, взаимодействие человека с ПК, компьютерная психодиагностика), психология управления, организационная психология.
Практическая работа: разработка компьютерных психодиагностических методик.
Источник: http://cyberpsy.ru/articles/computer_personification/
Теория личности: персонификация
Если патологизация составляет неотъемлемое свойство души, с которым нельзя бороться с помощью сильного эго, и если психотерапия заключается в оказании поддержки силам, противодействующим эго, — персонифицированным, чуждым эго фигурам, — тогда теория психопатологии и психотерапии принимает не-эгоцентричную теорию личности.
Первая аксиома этой теории опирается на последние результаты юнговской теории комплексов, согласно которым каждая личность существенно множественна. Множественная личность — это сколок общечеловеческого в его естественном состоянии.
В ряде других культур эти множественные личности имеют имена, местонахождение, энергии, функции, голоса, ангельские и животные формы и даже теоретические формулировки как различные виды души.
Психиатрический страх перед множественной личностью свидетельствует об идентификации личности с парциальной способностью, а именно, с «эго», которое в свою очередь разыгрывает на психологическом уровне двухтысячелетнюю монотеистическую традицию, превозносящую единство в ущерб множественности.
С точки зрения архетипической психологии сознание дано вместе с различными личностями.
Вместо представления парциальных личностей в виде фрагментов «Я», нам представляется более целесообразным соотнести их с индивидуальными моделями предшествующих направлений психологии, в которых комплексы можно было бы назвать душами, дэймонами (daimones), ангелами, гениями и другими имагинально-мифическими фигурами.
О существовании сознания, априорно постулируемого вместе с этими фигурами или персонификациями, свидетельствует их вмешательство в сферу контроля эго: психопатология обыденной жизни (Фрейд), расстройства внимания в ассоциативных экспериментах (Юнг), своеволие и лукавство фигур в сновидениях, навязчивые состояния и компульсивные мысли, способные вторгаться при понижении ментального уровня (Жане). В отличие от большинства психологии, подвергающих анафеме подобные личности как дезинтегративные, архетипическая психология способствует повышению уровня самоосознания фигурами, отличными от эго (non-ego) и рассматривает напряжение с ними, релятивизирующее у эго ощущение единственности и монополизма, как основной момент в процессе созидания души.
Таким образом, здоровая, развитая или идеальная личность должна принимать во внимание свою, драматическую, замаскированную, неоднозначную ситуацию. Ирония, юмор и сострадание служат признаками такой личности, поскольку они свидетельствуют о понимании множественности значений, судеб и намерений, реализуемых любым субъектом в любой момент.
«Здоровая личность» рассматривается на фоне артистической личности, для которой процесс воображения составляет стиль жизни. Реакции такой личности имеют рефлексивный, живой, непосредственный характер. Разумеется, принятую модель не следует понимать только в этом, узкобуквальном смысле.
Она служит для выделения тех ценностных аспектов личности, которым архетипическая психология придает существенное значение: утонченность, сложность и бесстрастная глубина; непосредственное слияние с потоком жизни без учета представлений о воле, выборе и принятии решений; мораль как посвящение совершенству души; восприимчивость к традиционным сценариям; значимость патологизации и жизни на «стыке границ»; эстетическая восприимчивость.
Архетипическая психология не является теоретической системой, которая возникла в результате размышлений одного лица (в честь которого она была бы названа) и/или была бы идентифицирована с небольшой группой, стала школой и затем появилась в мире аналогично фрейдовской и юнгианской психологии.
Она не обязана своим появлением какой-то конкретной клинике, лаборатории или городу, в честь которого она получила свое название. Напротив, архетипическая психология представляет собой политеистическую структуру постмодернистского сознания.
Это стиль мышления, форма сознательной психики, ревизионистская борьба на многих фронтах: психотерапия, образование, литературная критика, медицина, философия и материальный мир.
Архетипическая психология систематизирует свои термины и подходы и предоставляет их в распоряжение современной мысли для решения различных интеллектуальных задач.
7.
БАЗОВАЯ МЕТАФОРА РАБОТЫ МТ И АТ – МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Для мифологического восприятия, опирающегося на метафору Имажинера, все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство Души. Соответственно, дальнейшие зарисовки будут излагаться от имени души.
Земля – одушевленное живое существо, пребывающее в постоянной динамике. Допустим, что некое существо готовится воплотиться (происходит процесс зачатия, например, человека). Образовавшееся пространство можно увидеть, в данной метафоре образно, как «выемку» – недостаток сразу множества качеств в определенной пропорции.
Встретившись у этой «выемки», боги, даймоны, гении, музы, существа верхних и нижних миров, природные духи, родовые силы, которым важно передать в новые поколения те или иные задачи, образуют пространство Совокупного Заказчика, который соединяется с духом и человека, находящегося у врат воплощения.
«Заключается» многосторонний «договор» с учетом интересов Совокупного Заказчика и духа, согласно которому дух воплощается в определенных обстоятельствах (страна, семья с ее многочисленными особенностями – психологическими, «медицинскими», социальными, энергетическими, генетическими, родовыми и т.п.).
Вместо духа и «Совокупного заказчика» мы могли бы воспользоваться научным термином – «геном» — т.е.
метафорически выражаясь «желудь» в котором содержатся потенциально все индивидуальные качества данного дуба, так и геном содержит все потенциальные возможности (от строения и особенностей физического тела до наиболее ярких качеств, возможностей и основных вех судьбы, которые проявятся при БЛАГОПРИЯТНОМ развитии генома, которое таковым (благоприятным) почти никогда не бывает в силу множества причин, прежде всего воспитательных и социальных). Нам же, для понимания технологических деталей, удобнее будет воспользоваться терминами дух и «Совокупный заказчик».
ПРЕДОСТЕРЕЖНИЕ ОТ БУКВАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ МЕТАФОРЫ: Не стоит воспринимать эту метафору буквально, будто некие «крылатые или иные фантастические существа» летают сами по себе где-то в просторах «космоса», а потом буквально летят к человеку – это лишь поэтический образ.
До тех пор, пока человек не вписался в культуру, т.е.
не освоил язык, эти образы являются частью коллективного бессознательного и находятся КАК БЫ вне человеческого существования, но по мере освоения языка, архетипические образы совокупного заказчика становятся проявлениями внутреннего мира человека!!!
Дух человека нацелен на выполнение «договора» с Совокупным Заказчиком и именно он является той силой, которая неуклонно влечет человека к исполнению условий «договора» (как бы они не воспринимались эго человека – радостными или жестокими).
Можно сказать, что этот «договор» — предназначение, но это будет упрощенный взгляд, ибо существует не только монистически ориентированный дух, но и политеистически настроенная душа, что дает, в зависимости от развития души, разнообразие и многовариантность развилок в первоначально однозначном движении духа.
Душа же представляет собой пространство живых каналов, связывающих посредством чувств и образов эго и дух человека с каждым из «заказчиков» входящих в состав Совокупного Заказчика, а также с душами других людей и (при развитой душе) с их «заказчиками».
Активизация тех или иных каналов, осознание их, дает возможность вносить поправки в первоначальный «договор» (иногда не только свой, но и другого человека, что имеет место в психотерапии или магии).
Компасом, указывающим на то, является ли то или иное действие души адекватным планетарному Целому, является тело, которое реагирует напряжением (ситуативным или хроническим, переходящим в соматическое заболевание) на неадекватные шаги.
Обнаруженные неадекватности можно разрядить (если научиться их замечать и «слушать») путем активизации тех или иных каналов души (проявлении осознанных чувств или созданием образов).
С точки зрения мифологического сознания задачу человека можно увидеть в создании и активизации (осознании) каналов души, связывающих ее в пределе со всеми существами планеты. Т.е. это означает одушевление мира и сознательное соединение своей души с Мировой Душой, попутно исцеляя и ее.
Это и является эволюцией сознания человека. А вовсе не возвращение в изначально простейшее состояние, в котором отсутствуют (растворяются) какие бы то ни было каналы связей, да и сама душа.
И именно на этом пути происходит познание себя и мира. Именно на этом пути собственное эго перестает быть центром мироздания, хотя и остается как одна из фигур жизни.
На этом пути и сам ты и все, что тебя окружает и тебе встречается, становится живым, оживает, живет.
Один из механизмов, по которому разворачивается судьба многих (практически – большинства) людей с точки зрения Мифологического Сознания можно описать следующим образом:
Отделяющееся от бессознательного первоначально пространства Души, Эго начинает претендовать на то, чтобы контролировать реальность. Это в принципе невозможно, но в каком-то частном контексте выполнимо (манипуляция людьми, например). Часто, например, в детстве, Эго сталкивается с ситуацией тупика и не может его разрешить самостоятельно.
Тогда Эго бессознательно «обращается» к различным Силам как Нижнего, так и Верхнего миров (богам), в зависимости от ситуации, и просит у них силы (происходит это, как правило, в результате сильно окрашенных аффектом мечтаний и фантазий – например, о мести кому-то или при сильном желании любой ценой избавиться от телесной или душевной боли, и т.п.).
Сила дается просящему — тем или иным богом («заключается контракт»), и человек выходит из тупика и приобретает определенную сиддху, например, возможность влиять определенным образом на окружающих. Но данный «договор» имеет и обратную сторону, так как, будучи неосознанным, он замещает часть Эго комплексом приобретенной силы.
Далее, это может переживаться как невроз с соответствующими механизмами защиты. Часть себя замещается интроецированной силой. Во взрослом возрасте это приводит ко множеству проблем (учитывая, что и ситуаций подобных в детстве было немало и «договоров» с разными богами тоже, часто составляющих причудливый узор в судьбе человека).
Осознание таких договоров и попытки их расторгнуть и отдать чужую силу, а точнее – переварить интроект и возвратить себе свою интегрированную часть, может стать началом процесса индивидуации.
Таким образом МТ и АТ представляет собой основную технологию обратной связи с коллективным бессознательным.
МТ и АТ в любом своем виде (оговаривается ли это вИдение или нет), представляет собой «общение» с Совокупным Заказчиком на разных уровнях и возможность «передогоговора», в результате которого задействуются не только личностные психические и энергетические структуры но и родовые и прочие составные «части» Совокупного Заказчика вплоть до резонанса в планетарном масштабе.
По сути, МТ и АТ это один из сознательных механизмов саморегуляции планетарного Логоса на основе Мифоса.
Существуют несознательные механизмы (на которые человек не влияет своим сознанием, но влияет бессознательно) – катастрофы, стихии, эпидемии, динамика климата, динамика коллективного бессознательного, приводящая к экономическим политическим а так же семейным и внутриличностным изменениям. В случае МТ и АТ саморегуляция — осознанная.
Это всякий раз попытка Логоса и Мифоса взаимодействовать, осознавая самих себя через разные уровни воплощённости посредством людей и человекоразмерных систем с их проблемами и задачами, которые и приводят их к МТ и АТ. Естественно, МТ и АТ — далеко не единственные механизмы саморегуляции Мифоса и Логоса.
В ходе МТ и АТ консультанту (или временному творческому коллективу консультантов) приходится прибегать к техническому приему, который выработался у основателя этих методов Владислава Лебедько за более чем 20 лет работы со вниманием, и, в сочетании с методами актерского мастерства Михаила Чехова (работа с образами и создание атмосфер) представляет из себя способность – фокусировка – или вывод в доминанту осознания того или иного архетипического образа. Это происходит благодаря тонкой настройке внимания консультанта на суперпозицию СИМВОЛОВ, которыми данный архетип представлен в разных культурах. Такой «сгущенный» СИМВОЛ ощущается как мощные энергетические переживания в теле и перенастройку информационных фильтров в сознании. После фокусировки архетипа, с ним можно «вступать в контакт» – спрашивать про условия, при которых возможна отдача «долгов», снятие блокировок и использование ресурсов данного архетипа. Далее следует работа Души по принятию этих условий (обычно они представляют важный ценностный выбор, для осуществления которого консультант помогает клиенту найти адекватную метафору, в ряде случаев – это ювелирная работа по увеличению масштаба восприятия себя в мире во множестве взаимосвязей) и осуществлять это действие, в результате чего блокировки снимаются, а ресурс обретается – система выходит на новый уровень развития, взросления и эффективности. Данная способность фокусировки архетипа передается будущим специалистам в ходе обучения.
Ризома души
Еще одно важное концептуальное замечание. Если Дух может быть описан языком классической философии с ее иерархической «древовидной» структурой, то Душа выходит за рамки такой модели.
Для описания Души (а соответственно, и для работы) нам потребуется модели постклассической философии.
Мы обратимся к понятию РИЗОМЫ, которое было введено в постмодернистскую философию одним из основателей постструктурализма – Жилем Делезом[2]:
«Вместо понятия «картины мира», в основе которой лежат принципы системности, соподчиненности, прогресса, появляется образ лабиринта, как символа полноты и Идеи мира. В нем разветвленные коридоры.
Но в отличие от лабиринта классического, на пороге которого в твою руку сразу ложится нить Ариадны, ведущая к единственному выходу (это своеобразная метафора пути познания в традиционной мысли), — здесь его нет. Как нет центра, периферии. Дорожки подобны сетке – это ризома.
Она устроена так, что каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Пространство культуры, духовных форм деятельности (искусство, философия, религия, наука) – это пространство ризомы. Потенциально такая структура безгранична, хотя на самом деле она не достроена до конца.
Наше освоение мира — «лабиринта» подобно путешествию по равнозначным возможностям дорожек ризомы. Так идея единства мира завершает себя в плюрализме форм, методов, принципов, направлений его освоения, который теперь не нуждается в трансцедентализме абсолютных истин».
Подобный же лабиринт – ризому – представляет собой пространство Души, где каждый архетип и каждый отображающий его образ может непредсказуемым образом пересечься с другими, наложиться один на другой, взаимопревращаться и преображаться по совершенно непредсказуемым, нелинейным траекториям. Здесь все потенциально связано со всем, здесь нет центра и периферии, здесь нам предстает вечно текучий, постоянно перестраивающийся лабиринт.
МТ и АТ ведут нас по этому нелинейному текучему лабиринту.
Понять это очень важно, потому что все попытки толкования образов Души, начиная от глубокой древности и заканчивая Юнгом и его последователями, лежали в русле классических – структурных моделей.
Я же предлагаю принципиально иное. Интуитивно очень близко к этому же подошел и ученик и реформатор Юнга, создатель Архетипической Психологии Джеймс Хиллман
[2] Умберто Эко «Записки на полях «Имени розы»»
[3] Джеймс Хиллман «Архетипическая психология» М. «Когито-центр» 2005.
Источник: https://infopedia.su/14x100d5.html
Персонификация
Персонификация — ϶ᴛᴏ индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта͵ связанного с удовлетворением потребностей или тревогой.
К примеру, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое межличностное отношение, связанное с удовлетворением, имеет тенденцию формировать благоприятный образ приносящего удовлетворения агента.
Персонификация же плохой матери возникает вследствие переживаний, связанных с тем, что она побуждает тревогу. Тревожная мать персонифицируется как плохая.
В конце концов эти две персонификации матери совместно с другими персонификациями – такими, как соблазнительная мать или сверхопекающая мать, – смешиваются и образуют комплексную персонификацию.
Эти возникшие в нас образы редко соответствуют в точности тем людям, которых представляют. Первоначально они формируются для построения отношений в совершенно изолированной межличностной ситуации, но, однажды сформированные, обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям.
Так, человек персонифицировавший отца как неприятного человека с диктаторскими наклонностями, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста͵ к примеру, учителœей, полицейских, работодателœей. Следовательно, нечто, на ранних возрастных стадиях служившее редукции тревоги, может вмешиваться в возникающие позже межличностные отношения.
Эти исполненные тревоги образы являют искаженные представления о значимых в данных момент людях. Самоперсонификации – такие, как Я – хороший и Я – плохой – следуют тем же принципам, что и песонификации других. Персонификация «Я – хороший» возникает из «вознаграждающих» по характеру межличностных отношений, «Я – плохой» – из ситуаций, повышающих тревогу.
Подобно персонификациям других, самоперсонификации препятствуют объективной оценке.
Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существует единодушие, то есть идеи, получившие широкое распространение в обществе и передаваемые из поколения в поколение. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов – рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.
Персонификация — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Персонификация» 2017, 2018.
Персонификация– определение правомочий лица, индивидуализирующих его как участника гражданских правоотношений. Способы персонификации: 1) присвоение имени; 2) гражданское состояние; 3) место жительства; 4) идентификация налогоплательщиков и лиц пенсионного страхования;… [читать подробнее].
Самым важным фактом, повлекшим за собой значительные последствия для истории иудаизма, было его столкновение с эллинизмом. Уже начиная с позднего бронзового века, греки имели постоянные контакты с Палестиной. В течение первого тысячелетия их наплыв непрерывно… [читать подробнее].
Конструкции с формальным подлежащим Основное отличие синтетических языков от аналитических в рассматриваемом вопросе состоит в том, что, поскольку в аналитических языках существует постоянный порядок слов в предложении и обязательно наличие подлежащего… [читать подробнее].
1) наименование ю.лица (ст. 54, 1473-1476 ГК). У ю.лица с момента регистрации фирменного наименования в ЕГРЮЛ возникает исключительное право на его использование любым не противоречащим закону способом (ст. 1474). Ю.лицу разрешено использование фирменного наименования сходного до… [читать подробнее].
Боги славянства представляют собой не столько персоны, сколько персонификации, когда личностная компонента образа отходит на второй план по сравнению с компонентой воплощения той или иной стихии: Мара – моря, смерти, Жива – земли, жизни, Перун – грозы, войны и т.п. А также… [читать подробнее].
Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/394294_personifikaciya
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
от лат. persona — личность и facere — делать) — понимание и изображение абстрактных понятий или неодушевленных вещей (таких, напр., как справедливость, небо, источник) в качестве живых существ, наделенных, подобно личности, определенным характером; отсюда персонифицированный — наделенный свойствами личности.
Источник: Философский энциклопедический словарь
восприятия виртуальной реальности связана с эффектом психологической достоверности аудиовизуального общения, непосредственного контакта пользователя с автором и другими пользователями в режиме реального времени.
Способствуя превращению зрителя в активного участника художественного процесса, интерактивное телевидение (сетевой экран) рассчитано на новую эстетику телекоммуникационного действа, чьи арт-формы только начинают разрабатываться. Н. М.
Источник: Художественно-эстетическая культура XX века
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат. persona — маска, личина, лицо и facere — делать) — мыслительный процесс и результат переноса на объект восприятия личностных качеств. В акте П. объект восприятия наделяется личностным статусом, именем и образом. В архаической культуре акты П.
свидетельствуют о процессе выделения индивидуальности из общинного коллективизма и демонстрируют разложение «первобытного синкретизма». П. — одна из наиболее фундаментальных операций мифологического и религиозного сознания. В мифологическом мышлении П. проецирует на окружающий мир свойства человека. Посредством П.
в мифологическом мышлении четче обособляется субъект мифического действия, что является важным условием конкретизации мифологического образа. В религиозном сознании П. оформляет акт отделения личного божества от первичной обожествленной субстанции (так, у индоевропейских народов на основе культа священного огня постепенно в процессе П.
выделились личные божества; например, у индоариев — Агни, у римлян — Веста). П. непременно сопутствует становлению пантеона и появлению в пандемониуме личных духов. С развитием религиозной философии П.
зачастую становится препятствием абстрагированию и трансцендированию представлений о божественном Абсолюте, что порождает противоположную тенденцию к деперсонификации. В процессе деперсонификации формируются имперсональные священные образы религиозного сознания (например, Брахман в Кенаупанишаде 1. 5 — 9, Брихадараньяка-упанишаде И.3.6).
В художественном сознании П. обеспечивает формирование особой образности, построенной на переносе на явления природы, культурные феномены психических данностей и других черт человеческой личности. Особенное развитие П. получает в поэтических метафорах и аллегориях. Акты П.
свойственны символическому мышлению, репрезентирующему в символических образах персон особые смыслы. В научном мышлении П. часто используется как средство образного (условного) обозначения феноменов, невыразим ы х в строгих терминах. Так, К. Г. Юнг использовал метод П. для описания архетипов коллективного бессознательного (Старец, Дитя, Герой и др.). См. также Антропоморфизм. А.П. Забияко
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
форма фетишизма, стремление интерпретировать, объяснять любое социальное явление, изменение как проявление личной воли конкретного лица или группы: явной, например, бюрократии, или скрытой, участников тайного сговора. П. идет от древних форм антропологизма, рассматривающего весь мир как некоторое скопище реальных субъектов.
Реальные процессы протекают не как результат чистой воли, потребностей субъекта и не как результат слепых обстоятельств, но как диалектический переход их друг в друга, который подлежит познанию, объяснению, пониманию.
Человеческие действия могут быть вовсе не результатом каприза или рационально продуманной цели, но сложной системой действий, окутанных мифологическими и идеологическими мотивациями.
Всегда существует конкретно-исторический уровень способности личности овладевать и управлять стихийными процессами. П. создает основу для переоценки возможности административного давления на личность с целью заставить ее совершить те или иные действия, например, лучше работать. П.
лежит в основе сведения проблемы преступности к личности преступника, упадка хозяйства — к личности экономистов, «культа личности» — к личности Сталина и т. д. П. противоположна и одновременно дополняется фетишистским отношением к среде как фактору, определяющему поведение личности.
Мировой исторический процесс носит стихийный характер, хотя люди и пытаются постоянно эту стихийность преодолеть и не всегда безуспешно. Тем не менее абсолютизация этих успехов искажает реальную сложность жизни общества.
Чем более значимый характер носят социально-исторические явления, тем большее количество людей оно должно охватывать.
П. является важнейшим приемом идеологии, позволяющим иллюзорно рассматривать любое массовое движение как результат козней «кучки экстремистов». При этом игнорируется, что суть проблемы заключается в том, почему массовое движение идет именно за этой группой или лидером, игнорируя других агитаторов и лидеров, если эта группа действительно существует. П.
позволяет иллюзорно возложить ответственность на отсутствие прогресса, например в экономической реформе, на первое лицо. При этом игнорируется главное, т.е., что миллионы людей не рассматривают реформу как свое личное дело.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
Источник: https://terme.ru/termin/personifikacija.html