Значение проприоцептивных ощущений в жизни человека

Ощущения являются простейшими психическими процессами, которые проявляются в отражении отдельного свойства предметов. Сюда можно отнести разнообразные явления окружающего мира и внутренние состояния организма человека во время непосредственного воздействия материальных раздражителей на рецепторы. Виды ощущений помогут определить наиболее распространенные раздражители человека.

Роль ощущений в жизни

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человекаРоль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, потому что они представляют собой уникальный источник всех знаний о мире. Люди ощущают окружающую действительность при помощи органов чувств, потому как они являются единственным каналам, по которому в человеческое сознание проникает внешний мир.

Разнообразные виды ощущений способны в той или иной степени отражать определенные свойства окружающей среды. Сюда можно отнести звуки, освещение, вкусовые качества и многие другие факторы, благодаря которым человек имеет возможность ориентироваться в окружающем мире.

Физиологическая основа ощущений – это нервные процессы, которые по своей природе появляются во время действия раздражителя на адекватный анализатор. Он, в свою очередь, состоит из рецепторов, нервных путей и центрального отдела.

Тут происходит обработка разнообразных сигналов, которые поступают непосредственно от рецепторов в кору головного мозга.

Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря поступлению в мозг импульсов и раздражителей, человек может быстро реагировать и воспринимать различные виды ощущений.

Как возникают ощущения?

Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.

В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.

Основная классификация ощущений

Главная роль ощущений в жизни человека заключается в своевременном доведении до центральной нервной системы всех необходимых сведений. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в которой представлены виды ощущений.

Разновидности ощущений:

  1. Экстероцептивные: а) контактные – температурные, тактильные и вкусовые; б) дистантные – зрительные, слуховые и обонятельные.

  2. Проприоцептивные: а) мышечно-двигательные.

  3. Интероцептивные – они свидетельствуют о текущем состоянии всех внутренних органов.

Определенные ощущения способны отражать свойства предметов, явлений внешнего мира, отражающие состояние организма, осязательные, болевые, а также ощущения разнообразного происхождения. Именно благодаря таким возможностям человек может различать цвета и свет.

Вкусовые ощущения

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человекаМожно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей – это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.

Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Значение свойств ощущений

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человекаОсновные свойства ощущений должны сводиться к адаптации или приспособлениям разнообразных раздражителей. Все это происходит до того момента, пока реакция человека не будет равна минимальным показателям. Сюда можно отнести сенсибилизацию, контраст, а также взаимодействие с разными раздражителями.

Разновидности и свойства ощущений могут проявляться в разной степени, то есть зависят они от индивидуальных физических и биологических характеристик определенного субъекта. Но стоит отметить, что все перечисленные свойства является значимыми в области психологической точки зрения. Стоит отметить, что сенсибилизация и адаптация сегодня широко используются в психотерапии с целью развития способности каждого человека более ярко и эмоционально воспринимать различные позитивные элементы.

Экстероцептивные и тактильные ощущения

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человекаВсе ощущения человека можно разделить на экстероцептивные и тактильные. Стоит отметить, что экстероцептивные ощущения дают для организма человека всю необходимую информацию, которая поступает исключительно из окружающей среды. В свою очередь, зрительный образ люди получают при помощи наличия достаточного количества клеток, которые носят названия “колобков” и “палочек”.

“Палочки” помогают обеспечить достаточно хорошее зрение в сумерках, а “колобки” отвечают за цветовое зрение. Ухо может реагировать на колебания давления в атмосфере, которые воспринимаются в качестве звука.

Луковицы вкуса, которые находятся на сосочках языка, способны воспринимать несколько главных вкусов – кислый, соленый, сладкий и горький. Тактильные ощущения человека появляются во время взаимодействия любого механического раздражителя и рецепторов. Они находятся на коже пальцев, ладоней, губ и многих других органах.

Проприоцептивные ощущения предоставляют важную информацию о текущем состоянии мышц. Они способны быстро реагировать на степень сокращений и расслабление мышц. Стоит отметить, что проприоцептивные ощущения информируют человека о состоянии внутренних органов, его химическом составе, наличии биологических, полезных или вредных веществ.

Особенности болевых ощущений

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человекаБоль представляет собой важное биологически активное защитное приспособление. Оно возникает при помощи воздействия разрушительной силы раздражения. Стоит отметить, что болевые ощущения могут служить в качестве сигнализации о возможной опасности для организма человека. Чувствительность боли распределяется по поверхности кожи, а также во внутренних органах. Процесс распределения происходит частично и неравномерно.

Есть участки, где расположено небольшое количество болевых рецепторов. Были проведены экспериментальные исследования, которые предоставили возможность считать распределение болевых точек динамическим и подвижным. Болевые ощущения являются результатом воздействий, превышающих положенный предел интенсивности и частоты импульсов. Также все зависит от длительности определенного раздражителя.

По теории Фрея, различная болевая чувствительность имеет самостоятельный, периферический и центральный нервный аппарат.

Прикосновения и давление

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человекаЧувства и ощущения человека проявляются также в прикосновениях. Классическая теория кожной чувствительности говорит о том, что есть признание особенных чувствительных точек, которые характерны для каждого вида ощущений. В таком случае нет предположения про особенные рецепторные точки, которые необходимы для давления и прикосновения. Давление ощущается человеком в качестве сильного прикосновения.

Представленные виды ощущений характеризуются при помощи особенностей прикосновений и давления. Поэтому можно точно определить их место локализации, которое вырабатывается в результате опыта во время участия зрения и мышечных суставов. Стоит отметить, что большое количество рецепторов характеризуется быстрой адаптацией. Именно поэтому человек ощущает не только силовое давление, но и изменение в интенсивности.

Общепринятые характеристики ощущений

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человекаСтоит отметить, что интенсивность – это главная характеристика ощущений человека, которая определяется количеством и силой действующего раздражителя. Определенные органы чувств имеют особенную чувствительность к отображаемым явлениям. Чувствительность можно охарактеризовать в качестве порога ощущения.

Длительность ощущения представляет собой временную характеристику, которая может быть определена периодическими воздействиями раздражителя на длительность и интенсивность. Но стоит отметить, что при этом нужно учитывать и многие другие особенности. Во время воздействия раздражителя на любой орган чувств определенное ощущение может возникать не сразу, а спустя некоторое время. Это явление можно охарактеризовать как скрытое или латентное время ощущения.

Обонятельные ощущения

Ощущение запаха – это разновидность химической чувствительности. Стоит отметить, что у животных обоняние и вкус являются единым целым, они через определенный промежуток времени просто дифференцируются.

Еще несколько лет назад было принято считать, что в жизни человека обоняние играет не особенно важную роль.

Если смотреть с точки зрения познания внешнего мира, то зрение, слух и осязание находятся на первом месте и являются более важными.

Но стоит отметить, что запах оказывает непосредственное влияние на разнообразные функции вегетативной нервной системы. Также при помощи этого чувства можно создать положительный или отрицательный эмоциональный фон, который способен окрасить общее самочувствие человека.

Осязание

Во время осязания каждый человек познает материальный мир, совершает процесс движения, который может переходить и в сознательное целенаправленное ощупывание. Именно таким образом человек на практике имеет возможность познать любые предметы.

Ощущения прикосновения и давления – это типичные традиционные психофизиологические явления. Они связаны с порогами кожной чувствительности, поэтому играют только подчиненную роль в сознании человека, а также его объективной действительности. Органы ощущения – кожа, глаза, уши – позволяют человеку познавать мир в полной мере.

Источник: https://www.syl.ru/article/166555/new_vidyi-oschuscheniy-harakteristika-oschuscheniy-oschuscheniya-cheloveka

Занятия для развития проприоцептивной системы

Проприоцепция – это основная Сашина проблема в сенсорных нарушениях . Не знаю насколько правильно я построила фразу, но надеюсь вы меня поняли). Это я заметила ещё когда Саше было полтора года.

Ему сложно на детских площадках и детских развивающих комплексах. Он боится детей. Вернее он боится когда они бегают вокруг. А ещё боится спускаться с горки (сейчас уже в меньшей степени). Высоко залезать.

Изучение литературы по сенсорным нарушениям дало мне понимание чего именно страшится и избегает мой ребёнок.

 И теперь я могу ему помочь. 

Я поняла что он не ощущает своё тело во времени и пространстве. Книга,которая является сейчас основным помощником – это “Разбалансированный ребёнок” Кэрол Сток Крановиц.

Вот, что я собрала необходимое для себя из этой книги: 

Проприоцепция сообщает нам о положении и о движениях собственного тела. Подобно внутреннему зрению проприоцепция информирует нас:

  • где находится наше тело или части тела в пространстве
  • как части тела соотносятся друг с другом
  • как сильно и как быстро напрягаются наши мышцы 
  • как быстро наше тело двигается в пространстве 
  • как мы ощущаем время 
  • сколько усилия надо вложить в движение мышц

Эта информация является фундаментальной для каждого движения, которое мы делаем. Наши рефлексы, автоматические реакции планируют наши действия от этой информации.

Проприоцепция бывает как бессознательной, когда мы автоматически удерживаем своё тело в прямом положении на стуле, так и осознаваемой, когда мы снимает ногу с ноги, прежде чем встать со стула. Иногда врачи- эрготерапевты используют термин “кинестезия”, чтобы описать последовательность осознанных движений-поз, используемых при обучении, что также называется проприоцепция. 

Проприоцепция- это “ощущение позиции” или мышечное чувство. Рецепторы в основном расположены в мышцах и коже, а также в связках, суставах, сухожилиях и соединительной ткани.

Стимулы, необходимые для этих рецепторов- это растяжение.

Когда мышцы или кожа растягиваются или сжимаются и части тела наклоняются или распрямляются, проходит послание в центральную нервную систему о том, где и как произошло движение. 

Мускульное чувство, которое проходит через систему проприоцепции, тесно связано с тактильной и вестибулярной системой. 

Тактильно-проприоцептивное (или сомато-сенсорное) различие относится к непосредственным ощущениям от прикосновения и положения тела. Этот навык необходим для таких простых задач, как определение веса стакана молока или удерживания карандаша для рисования. 

Вестибулярно-проприоцептивное различение относится к непосредственному ощущению позиции головы и тела, когда ребёнок активно движется.Оно необходимо для бросания и ловли мячика или подъёма по ступенькам. 

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ПРОПРИОЦЕПЦИЯ? 

  • Функции проприоцепции заключаются в том, чтобы увеличить ощущение тела и управлять двигательным контролем и двигательным планированием.
  • Проприоцепция способствует развитию визуального различения. Чем больше мы двигаемся, тем больше мы понимаем то, что мы видим.
  • Она способствует телесному самовыражению, способности выполнять цепочку действий, двигать частями тела эффективно и экономично. 
  • Она позволяет нам плавно ходить, быстро бегать, сидеть. стоять, потягиваться и лежать. 
  • Она позволяем нам чувствовать себя эмоционально защищёнными, поскольку мы можем доверять своему телу, настолько мы чувствуем себя защищеныим и безопасным. 
  • Другой очень важной функцией является модуляция нашего уровня возбуждения. Она помогает взбодриться, когда вы утомились и успокоиться, когда вы взвинчены. 

Более того, состояние спокойствия и организованности, которое обеспечивается работой проприоцепции, может продолжаться несколько часов и человек может обращаться к нему, чтобы помочь себе поддержать рабочее состояние.

Педагоги, родители и эрготерапевты, которые понимают это, знают, что лучший способ успокоить расшалившихся детей для чтения книжки или выполнения домашнего задания, сначала предоставить детям возможность хорошенько потянуться и подвигаться. 

  • Дополнительная функция проприоцепции заключается в различении движения во времени и пространстве. Примером может служить завязывание шнурков, что требует проприоцепции мышц и пальцев, скоординированных с хорошим визуальным и тактильным различием. Чтобы знать куда продеть конец шнурка и какой величины сделать петлю нам неоходим праксис, праксис, праксис. Большинство взрослых может это сделать в темноте. 
Читайте также:  Саморазвитие. с чего начать работу по самосовершенствованию?

РАЗБАЛАНСИРОВАННАЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА 

  Сверхчувствительность или “ой, нет!”:Ребёнок избегает растяжеия сжатия мышц. Кроме того сверхчувствительность может сделать ребёнка сверхчувствительным к еде.

Это происходит вследствие того, что определённые структуры и текстуры или консистенция может потребовать приложения определённой силы и координации при жевании, а рот ребёнка не получает необходимой для этого сенсорной информации. 

Недостаточная чувствительность : “Ну, нет!” В отличии от “сенсорного избегателя” ребёнок, не обращающий внимания на сенсорные стимулы, может не заметить, что он уже долгое время сидит в неудобной позе.

Ощущение иголочек и покалывания в затёкшем теле может его не беспокоить. У него недостаточное понимание своего тела и он чрезвычайно неуклюже играет с игрушками и материалами.

Он не способен сориентировать своё тело так, чтобы одеться, и он не понимает как двигаються руками и ногами в процессе одевания. 

Ищущий ощущений- это “разрушитель”.Он жаждет активного движения, любит толкаться и “жесткие” приземления, когда он буквально швыряет себя об землю.

Он также жаждет пассивного ввода информации для мышц и суставов , например сильных “медвежьих” объятий, любит чтобы его тискали или потузили во время потасовки.

Такой ребёнок постоянно ищет дополнительных проприоцептивных ощущений, поэтому кусает, бьёт и ведёт себя так, что это можно понять за агрессивную манеру поведения.

Некоторые дети, ищущие ощущений, увлекаются самостимуляцией, например, кусают себя сами, или бьются головой о стену и детскую кроватку. Этим детям хорошо помогает специальное сенсорно-интеграционное обучение (лечение) с предоставлением широких возможностей проприоцептивных ощущений, чтобы снизить их высокое возбуждение. 

ПРОПРИОЦЕПЦИЯ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ НАВЫКИ

Проприоцепция тесно связана с тактильной и вестибулярной системами, и иногда в некоторых функциях перекрывают друг друга. их функция включает: ощущение своего тела. Ребёнок с плохой проприоцепцией не понимает позиции своего тела и его частей. 

Моторный контроль Проприоцепция обеспечивает информацию, необходимую для координации основных движений крупной и мелкой моторики. У ребёнка с плохой проприоцепцией проблемы с контролем движений крупной моторики, например, с перемещением из одной позиции в другую, и с мелкой моторикой, например с хватанием предметов.

Градуирование движения Проприоцепция помогает все движения выстроить по ступенькам. Градуирование движений означает, что мы ощущаем, сколько давления нужно вложить, когда мы сгибаем или растягиваем наши мышцы. Мы понимаем, какое количество и качество мышечного движения должно быть произведено и с какой силой мы должны двигаться.

Постуральная стабильность.Проприоцепция даёт подсознательное понимание своего тела,  которое даёт нам возможность стабилизировать себя, когда мы сидим , стоим или двигаемся. У ребёнка с дисфункцией отсутствует стабилизация, необходимая для того, чтобы выполнить элементарное -позы для выполнения повседневных задач. 

Праксис (двигательное планирование) Праксис зависит от точной модуляции и различения проприоцептивных ощущений. Планирование и последовательность моторных действий-это целая проблема для людей с диспраксией, особенно если имеется недостаток чувствительности. 

Эмоциональная безопасность Проприоцепция способствует тому, что мы чувствуем эмоциональную безопасность, так как она ориентирует нас, где находятся различные части тела и что мы делаем со своим телом. У ребёнка с плохой проприоцепцией отсутсвует уверенность по отношению к его телу. Вследствии того, что у него отсутствуют ощущение тела, он эмоционально не защищен.

На страницах этой есть опросник  ( стр. 194-197), он позволит вам определить, имеется ли у вашего ребёнка проприоцептивная дисфункция. 

А теперь- что делать если проприоцептивные нарушения:

Разминка суставов: положите свою руку на предплечья ребёнка, а другую на его плечо.Медленно надавливайте у локтя вперёд и назад Разомните колено и плечо. Надавливайте на голову. Выправляйте и сгибайте пальцы рук, локти . колени, лодыжки и пальцы рук.

Эта техника растяжения и сгибания очень эффективна, особенно если ребёнок по долгу сидит неподвижно. Сжимание тела-сядьте на пол за спиной вашего ребёнка, широко расставьте ноги, затем обхватите его ногами, обхватите руками колени ребёнка, прижмите их к груди и крепко сожмите.

Держите ребёнка крепко, покачайте его туда-сюда.

Поднимать и тащить тяжёлый груз: дайте ребёнку носить бутылки с напитками на пикник, корзинки с бельём, пакеты с продуктами. заполненные небьющимися товарами в дом.Он может складировать стопки с книгами, носить кирпичи или упаковки с водой.

“Тяни-толкай“-давайте ребёнку толкать и тянуть тележку с продуктами. Пусть он возит коляску, таскает песок и грабли, толкает тяжёлые коробки, возит друзей на санках или тянет гружёные тележки. большие игрушечные машинки.Тяжёлая мышечная работа наполняет его мышцы энергией.

 Висеть на руках:повесьте перекладину в дверном проёме (турник) или берите ребёнка в парк, где есть детские перекладины и турники. когда руки ребёнка ощущают вес тела, его растянувшиеся мышцы осуществляют “массаж мозга”. Когда ребёнок перемещается по перекладинам на руках, он развивает силу рук и верхней части тела.

  • “Муравьинная тропа”-положите большой мешок с рисом или бобами на спину ребёнка и позвольте ему походить с тяжёлым панцирем на спине.
  • “Медвежьи объятия”– каждому необходимо двенадцать объятий в день.
  • “Переливайка” -дайте ребёнку пересыпать песок, бобы, переливать воду из одной ёмкости в другую.

Открывание двери-трудно? тогда вашему ребёнку необходима практика. не торопитесь, пусть он делает всё самостоятельно.

Спинка к спинке-два ребёнка сидят на полу, прижавшись спиной друг к другу . попросите их упереть ноги в пол и встать, опираясь на спину друг друга.

“Бульдозер”– один ребёнок садиться в большую картонную коробку или сложенный мат, а другой толкает его по полу при помощи рук, головы, плеч, спины или ног.

Армлеслинг -даже если вы сильнее своего ребёнка, пожалуйста, позвольте ему победить несколько раз.
Эти советы я взяла из книги “Разбалансированный ребёнок” К. С. Крановиц
От себя добавлю :

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человека
Кидаться и биться подушками. Очень весёлое и полезное занятие.
Значение проприоцептивных ощущений в жизни человека
А ещё -понравилась идея игры в бойцов сумо

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человека

Массаж травяными мешочками, как и сам массаж -это занятие не только для проприоцептивной системы , но и тактильной.
Тактильная система-это следующая глава, которую я буду изучать и конспектировать.

Занимайтесь со своим ребёнком и вы увидите насколькол комфортнее он будет себя ощущать в жизни, пространстве и времени..

 Квантум Сатис 

Источник: http://sensint.ru/articles/zanyatiya-dlya-razvitiya-proprioceptivnoy-sistemy

Значение ощущений в жизни человека

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств.

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.

Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Способность ощущения – это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств.

  • Виды ощущений
  • Существуют различные основания классификации ощущений. Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):
  • – обоняние,
  • – вкус,
  • – осязание,
  • – зрение
  • – слух.

Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа:

  1. – интероцептивные,
  2. – проприоцептивпые,
  3. – экстероцептивные.

Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Значение проприоцептивных ощущений в жизни человека

  • Интероцептивные ощущения
  • Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся:
  • – на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов,
  • – внутри мышц и других оранов.

Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

  1. Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.
  2. Проприоцептивпые ощущения
  3. Они передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют тем самым афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Проприоцептивные ощущения включают:
  4. – ощущение равновесия (статическое ощущение),
  5. – двигательное (кинестетическое) ощущение.

Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Эти рецепторы называются тельцами Паччини.

Роль проприоцепторов хорошо изучена в физиологии и психофизиологии. Их роль как афферентной основы движений у животных и человека была подробно изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.

  • Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
  • Экстероцептивные ощущения
  • В них доводится до сознания человека информация из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения делятся на:
  • – контактные (вкус и осязание),
  • – дистантные (слух, зрение и обоняние).

Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями. Формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но сам запах представляет из себя своеобразный объект (можно сказать, что это облако газа).

И тогда получается, что нос непосредственно контактирует с этим объектом. Можно также заметить, что сам объект уже прекратил своё существование, но запах от него остался (например, сгорело дерево, но дым от него остался).

Обоняние также играет огромную роль в восприятии качества продукта, употребляемого в пищу.

Интермодальные ощущения

Существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Л.Е.

Комендантов считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. Тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. В жизни глухих и слепоглухонемых вибрационная чувствительность играет огромную роль.

Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.



Источник: https://infopedia.su/14x910d.html

Проприоцептивные ощущения

К проприоцептивным ощущениям относятся ощущения движения и равновесия. Рецепторы ощущений равновесия находятся во внутреннем ухе. Внутреннее ухо состоит из трех частей: преддверия, полукружных каналов и улитки.

Рецепторы равновесия находятся в преддверии.

Перемещение жидкости раздражает нервные окончания, расположенные на внутренних стенках полукружных трубок внутреннего уха, что является источником ощущения равновесия.

Следует отметить, что ощущение равновесия в обычных условиях мы получаем не только от названных рецепторов.

Но в некоторых особых условиях, например при нырянии в воду, информацию о положении тела мы можем получать только с помощью ощущения равновесия.

Следует отметить, что не всегда сигналы, идущие от рецепторов равновесия, достигают нашего сознания. В большинстве случаев наш организм реагирует на изменение положения тела автоматически, т. е. на уровне бессознательной регуляции.

Рецепторы кинестетических (двигательных) ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Эти ощущения дают нам представления о величине и скорости нашего движения, а также о положении, в котором находится та или иная часть нашего тела. Двигательные ощущения играют очень важную роль в координации наших движений.

  • Атаксия,или расстройство движений – заболевание, при котором нарушены процессы формирования ощущений движения.
  • Осязание.
  • Осязание — процесс сочетания кожных и двигательных ощущений.
  • Осязанию мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость.
Читайте также:  Что это такое астеническая психопатия: признаки и симптомы

Следует обратить внимание на тот факт, что практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в целом мы получаем благодаря восприятию.

Тема 4.2. Восприятие.

Описание.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей.

Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е.

отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление.

Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы.

Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающегонас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения орга­нов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; проговаривание соответствующих звуков при воспри­ятии речи).

Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Вероятно, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление.

В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память.

Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются существенные признаки, тормозятся несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е.

насколько активно идет отражение этого объекта. С активным характером восприятия связан феномен перцептивной адаптации – изменение содержания перцептивного образа во времени в условиях неизменной стимуляции

Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую человек в этих случаях проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1394; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s8438t1.html

Роль и значение ощущений в жизни человека

Ощущение — это отражение определенных свойств окружающего реального мира, которое возникает путем воздействия на органы чувств и возбуждения в головном мозге нервных центров. Так же как и некоторые другие психические процессы, такие как воображение и внимание, восприятие и память, ощущение относится к их познавательному виду.

Роль ощущений

Это наиболее простой психический процесс, который  представляется в виде продукта переработки центральной нервной системой человека существенных раздражителей. Этот продукт бывает неосознаваемым и осознаваемым и влияет на поведение индивидуума.

Все живые существа, которые имеют нервную систему, владеют способностью ощущать. А представлять окружающий мир с помощью образов способен только человек, а также высшие животные.

Ощущения отражают различные свойства среды, которая нас окружает.

Их функциональная роль заключается в быстром и своевременном доведении сведений о состоянии внутренней и внешней среды до главного органа — центральной нервной системы человека, которая управляет его деятельностью.

Появление ощущения

Осуществляется этот психический процесс при помощи наших органов чувств, приспособленных с самого рождения к восприятию и переработке различных видов энергии, которые также выступают в форме раздражителей.

Между тем как произошло воздействие раздражителя и тем когда появилось ощущение проходит определенный период времени, иными словами латентный период, когда преобразуется энергия воздействующих стимулов в определенные нервные импульсы.

Результатом появления ощущения является чувство.

Какие бывают ощущения?

Ощущения классифицируются в зависимости от видов раздражителей:

  • проприоцептивные – психические процессы, которые дают информацию о состоянии мышечной системы индивидуума;
  • интероцептивные — представляющие сведения о его внутренних органах;
  • специфические — несущие информацию об ускорении, времени и вибрации.

А в соответствии с тем, какую энергию воспринимают стимулы-раздражители, бывают вкусовые, обонятельные, осязательные, зрительные и слуховые ощущения.

Значение

Психические процессы подробно описаны на http://psixologiya.org, но относительно описываемого в данной статье стоит заметить, что он очень широко распространен в повседневной жизни и является обычной формой психологической взаимосвязи организма человека с окружающей средой, а его роль в познавательных процессах и психологической деятельности человека неоценима.

При полном или частичном отсутствии у человека какого-то вида ощущения (например, слуха), существенно замедляется развитие индивидуума или приостанавливается полностью.

Ощущения человека во многом отличаются от таких психических процессов у животных.

У людей в процессе социального общения и труда довольно хорошо развился музыкальный и речевой слух, цветовое зрение, а также очень точное и тонкое осязание.

Источник: http://ethicscenter.ru/rol-i-znachenie-oshhushheniy-v-zhizni-cheloveka.html

Значение ощущений в жизни человека (стр. 2 из 5)

По месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.)

Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными – вибрационные ощущения.

Существуют своеобразные ощущения, лежащие в основе восприятия препятствий, не осознаваемые зрячими людьми, но свойственные слепым.

Незрячие на расстоянии могут ощущать препятствие, причем тем яснее, чем препятствие массивнее. Установлено, что это происходит с помощью кожи лица и, прежде всего, лба.

Предполагают, что это обостренные тепловые ощущения или ощущения локационные, которые отмечены у летучих мышей.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений, начав с дистантных и остановившись подробнее на зрительных ощущениях, играющих ведущую роль в познании человеком внешнего мира. (Установлено, что 80-90% информации от окружающего мира поступает через зрительный анализатор, около 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.)

·Зрительные ощущения.
Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические – все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки. Они функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета.

Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми.

Зрительный рецептор, или глаз, имеет сложное строение, характеризующееся наличием двух основных аппаратов: светопреломляющего и светочувствительного.

Светопреломляющий аппарат глаза состоит из хрусталика и стекловидной, прозрачной жидкости, заполняющей внутреннюю полость глазного яблока. Функция хрусталика заключается в обеспечении отчетливого изображения предметов на сетчатке глаза.

Лучи света, проходя через хрусталик, преломляются и отбрасываются на находящуюся сзади сетчатку.

Чтобы на сетчатке было всегда четкое изображение, как от близких, так и от далеких предметов, хрусталик становится то более выпуклым, то более упрощенным и в зависимости от этого сильнее или слабее преломляет проходящие через него световые лучи.

Светочувствительный аппарат представляет собой сетчатку, устилающую заднюю, внутреннюю поверхность глазной камеры и состоящую из концевых разветвлений зрительного нерва. В сетчатке глаза под действием физических световых раздражителей возникают специфические нервные возбуждения, которые затем по зрительным нервам передаются в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга.

С помощью зрительного анализатора человек может различать до 180 цветных тонов и более 10 000 оттенков между ними, несмотря на то, что в сетчатке глаза всего лишь три цветоощущающих элемента: один из них обладает чувствительностью к раздражениям, порождающим ощущения красного цвета, другой – зеленого, третий – фиолетового.

Когда на сетчатку действуют соответствующие этим элементам световые волны изолированно, получается ощущение чистых насыщенных тонов красного, зеленого и фиолетового цвета.

Но если в определенном участке сетчатки одновременно возбуждаются все три элемента, то в зависимости от того, в какой пропорции они возбуждены, возникают ощущения других цветов.

·Слуховые ощущения.
Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль.

Это осуществляется путем специального обучения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду.

Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания.

Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов.

Шумы
звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим.
Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой.

Читайте также:  Амбиции и амбициозный характер - что это значит

Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, по этому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

· Обонятельные ощущения –
это вид чувственности, порождающий специфическое ощущения запаха. Их тоже относят к дистантным ощущениям. Корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной области. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.

Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выпадающей части тела. Заметим, что путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее краток.

Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обоняние несет особо важное значение.

Слепоглухие, например, пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением: определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.

· Вибрационные ощущения.
К слуховым ощущениямпримыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено.

В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха.

На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее влияние, но длительные и интенсивные вибрации утомляют и способны вызвать болезненные явления.

·Вкусовые ощущения.
Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухой кусок сахара, положенный на сухой язык, никаких вкусовых ощущений не даст.

Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущение сладкого, кислого, соленого и горького.

Участки языка по разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – области корня языка. Корковая часть вкусового анализатора находится в височной области.

Разнообразие вкуса зависит от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных. Если совершенно исключить обоняние, то вкус самых различных кушаний делается в значительной мере одинаковым.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пересыщении – понижается.

На вкусовую потребность и аппетит влияет обстановка, в которой принимается пища, и сервировка стола.

· Кожные ощущения –
это наиболее широко представленный вид чувственности. В кожных покровах имеется несколько анализаторских систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая.


Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание –
специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошло столкновение: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое.

Источник: https://mirznanii.com/a/202634-2/znachenie-oshchushcheniy-v-zhizni-cheloveka-2

Значение ощущений в жизни человека

  • необходимости  отдалиться  от   раздражителя   и   имеют   ярко   выраженный
  • эмоциональный   тон.   В   болевых   ощущениях   отражаются    интенсивность
  • раздражителя,  его  качества  (колющая,   режущая,   жгучая   боль),   место
  • воздействия.  Третий вид кожной чувствительности –  температурные  ощущения,
  • связан с регулированием теплообмена между организмом  и  окружающей  средой.
  • Распределение  тепловых  и  холодовых  рецепторов  на   коже   неравномерно.
  • Наиболее  чувствительна  к  холоду  спина,  наименее  грудь.  При  овладении
  • многими профессиями и выполнении профессиональной деятельности  важную  роль
  • играют  проприоцептивные  (кинестетические)   ощущения,   которые   отражают
  • движение  и  положение  отдельных  частей  тела.  Рецепторы  кинестетических
  • ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение  в  этих  рецепторах
  • возникает  под  влиянием  растяжения  и  сокращения   мышц.   В   результате
  • кинестетических ощущений у человека складывается знание  о  силе,  скорости,
  • траектории движения частей тела. Большое количество двигательных  рецепторов
  • расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами  необходимо
  • осуществлять точные  и  тонкие  рабочие  и  речевые  движения.  Деятельность
  • двигательного анализатора позволяет человеку координировать  свои  движения.
  • Развитие  кинестетических  ощущений  является  одной  из   важнейших   задач
  • профессионального обучения.
  •     О положении тела в  пространстве  сигнализируют  статические  ощущения.
  • Статические  ощущения  (ощущения  равновесия)  –   это   ощущения,   которые
  • правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения,  возникают  в
  • результате деятельности вестибулярного  анализатора.  Рецепторы  статической
  • чувствительности  расположены  в  вестибулярном  аппарате  внутреннего  уха.
  • Резкие и частые изменения тела относительно плоскости земли могут  приводить
  • к головокружению. В результате исследований последних лет  установлено,  что
  • нормальная  работа  статического  анализатора   необходима   для   отражения
  • пространства другими анализаторами, в частности зрением.
  •     Особое место в жизни и деятельности человека  занимают  интероцептивные
  • (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов,  расположенных  во
  • внутренних  органах  и  сигнализируют  о  функционировании  последних.   Эти
  • ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.  Выделяют  и
  • отдельные  органические  ощущения,  такие,  например,  как  чувство  голода,
  • жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений  сопровождается
  • яркими  переживаниями  отрицательных  эмоций;  удовлетворение  потребностей,
  • связанных  с  этими  ощущениями,  например,  сопровождается   положительными
  • эмоциями. Органические ощущения оказывают  сильное  влияние  на  психические
  • состояние  человека,  его  работоспособность.  В  тоже  время  эти  ощущения
  • испытывают сильное влияние от волевых усилий человека, его мотивов.
  • 3. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы
  • в жизни людей.
  •     Деятельностью   является   специфический   вид   активности   человека,
  • направленный на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира,
  • включая самого себя и условия своего существования. В деятельности,  человек
  • создает  предметы  материальной  и  духовной  культуры,   преобразует   свои
  • способности, сохраняет и совершенствует природу,  строит  общество,  создает
  • то, что без его активности не существовало бы в природе.
  •     Творческий характер деятельности живого существа проявляется в том, что
  • благодаря  деятельности  он  выходит  за   пределы   своей   ограниченности,
  • превосходит  свои  же  генотипически   обусловленные   возможности.   Однако
  • огромное влияние на деятельность оказывают ощущения. Без них невозможна  или
  • была бы  очень затруднена, какая  либо  деятельность.  Если  же  у  человека
  • полностью или частично отсутствует один из познавательных  процессов  (слух,

зрение, обоняние, вкус и т. п.),  то  это  резко  снижает  рамки  выбираемой

  1. профессии. Рассмотрим подробнее аспект связи  ощущений  с  деятельностью  по
  2. каждому виду ощущений (ограничения выбора профессии).
  3.     Зрительные ощущения
  4.     При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо  различает  или
  5. совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание  носит  название
  6. «дальтонизм» (по имени английского  физика  Дальтона,  который  впервые  его
  7. описал). Дальтонизм является серьезным недостатком зрения, и его  необходимо
  8. учитывать как противопоказание при выборе профессий  водителя  и  оператора,
  9. которые связаны с цветовой индикацией.
  10.     Слуховые ощущения
  11.     Ослабление деятельности слухового аппарата оказывает влияние  на  выбор
  12. активных профессий, неотъемлемой частью которых являются слуховые  ощущения,
  13. например, преподаватель, телефонисты, продавцы, врачи, юристы,  переводчики,

радиоведущие и т.п.

  •     Обонятельные ощущения
  •     Данный вид ощущений оказывает влияние на выбор профессии, где  обоняние
  • является главным профессиональным инструментом.  Надо  отметить,  что  таких
  • профессий не так  много.  Наиболее  яркие  из  них  –  это  повар,  человек,

занимающийся тестированием парфюмерной продукции и т.д.

  1.     Вибрационные ощущения
  2.     Необходимость вибрационной  чувствительности  возрастает  в  тех  видах
  3. деятельности, где вибрация становится неисправностью в  работе  машины.  Это

всевозможные технические операторы, водители, механики и т.д.

  •     Вкусовые ощущения
  •     Ослабление деятельности вкусовых  ощущений  является  противопоказанием
  • при выборе профессии повара, для которого  ощущения  данного  вида  являются
  • профессиональным инструментом.
  •     Кожные ощущения
  •     В некоторых профессиях человеку  важно  знать  не  только  расположение
  • отдельных частей его тела,  но  и  всего  тела  и  уметь  выполнять  рабочие
  • движения  при  изменении   тела  в  пространстве   (водолазы,   парашютисты,

космонавты,  летчики,  моряки,  монтажники-высотники  и  т.   п.).   Поэтому

  1. ослабление  деятельности  соответствующих  ощущений  может  быть   серьезным
  2. ограничением данных видов деятельности.
  3.     Надо отметить, что ощущения также очень сильно  влияют  на  восприятие,
  4. внимание, память, воображение, мышление  и  речь,  при  отсутствии  ощущений
  5. будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы.
  6.      Восприятие не представляется без  ощущений,  так  как  оно  происходит
  7. через воздействие наших органов чувств на предметы  и  явления  объективного
  8. мира, вместе  с  процессами  ощущения  восприятие  обеспечивает  чувственную
  9. ориентировку  в  окружающем   мире.   Процесс   восприятия   протекает   под
  10. воздействием  практически  всех  ощущений.   Это,   например,   может   быть
  11. зрительное  восприятие,  под  воздействием  зрения   формируются    основные
  12. свойства  образа,  складывающиеся  в  процессе  и  результате  восприятия  –
  13. предметность (восприятие  в  форме  отделенных  друг  от  друга  предметов),
  14. целостность   (образ   достраивается   до   некоторой   целостной    формы),
  15. константность  (восприятие  предметов  относительно  постоянными  по  форме,
  16. цвету и величине, ряду других параметров независимо отменяющихся  физических
  17. условий  восприятия)  и  категориальность   (восприятие   носит   обобщенный
  18. характер).
  19.      Внимание также невозможно без органов чувств, так как  оно  организует
  20. многообразие  ощущений.   Внимание   –   это   процесс   сознательного   или
  21. бессознательного (полусознательного) отбора  одной  информации,  поступающей
  22. через органы чувств, и игнорирования другой.
  23.      Память –  это  процессы  воспроизведения,  запоминания,  сохранения  и
  24. переработки  человеком  разнообразной  информации.  А  информация,  в   свою
  25. очередь,  как  уже  было  сказано  выше,   поступает  через  органы  чувств.
  26. Подумаем  логически,  как  нам  представится  без  ощущений  возможность   к

запоминанию? На этот вопрос будет и соответствующий ответ.

  •     Воображение  – особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от
  • остальных психических процессов и  вместе  с  тем  занимающая  промежуточное
  • положение между восприятием,  мышлением  и  памятью.  Это  сложный  процесс,
  • который протекает  в  мышление  под  воздействием  той  информации,  которая
  • поступает в мозг из внешней  среды  через  органы  чувств  и  обрабатывается
  • через восприятие, а также под воздействием тех образов, которые находятся  в
  • памяти человека.
  •     Мышление –  является познавательным высшим процессом. Оно  представляет
  • собой порождение нового  знания,  активную  форму  творческого  отражения  и
  • преобразование человеком в действительности. Мышление можно  также  понимать
  • как   получение   новых   знаний   творческое    преобразование    имеющихся
  • представлений. На формирование и развитие  мышления оказывает влияние  новая
  • информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются  через
  • ощущения.
  •     Речь – это средство общения. Речь формируется под воздействием звуковых
  • сигналов (фонем, морфем, слов,  предложений,  фраз),  которыми  обмениваются
  • индивиды с помощью звуковых ощущений. Под воздействием  полученных  сигналов
  • формируются активный и пассивный словарные запасы и навыки произношения.
  • 4. Влияние ощущений на психологию личности
  •     Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия
  • нашего века.  С  мыслью  о  том,  что  личностью  человек  не  рождается,  а
  • становится,       согласны       сейчас       большинство        психологов.
  •     Личность – это человек как носитель сознания, взятый  в  системе  таких
  • его   психологических   характеристик,   которые   социально    обусловлены,
  • проявляются  в  общественных  по  природе  связях  и   отношениях   являются
  • устойчивыми,   определяют   нравственные    поступки    человека,    имеющие
  • существенное значение для него самого  и  окружающих.  Личность  включает  в
  • себя индивидуальность.
  •     Индивидуальность – это индивидуальные и личностные  свойства  человека,
  • такое их  сочетание,  которое  данного  человека  отличает  друг  от  друга.
  • Личность  –  это  прижизненно   формирующаяся   индивидуально   своеобразная
  • совокупность  психофизиологических  систем   –   черт   личности,   которыми
  • определяются  своеобразное  для  данного  человека  мышление  и   поведение.
  • Исследователи выделяют  важное  значение   ощущений  в  развитии   личности.
  • Трудно представить  себе  личность,  у  которой  они  отсутствуют  или  даже
  • невозможно.
  •     Рассмотрим структуру личности. В  нее  обычно  включаются  способности,
  • темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.
  •     Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам,  но
  • обеспечивает   их   быстрое   приобретение,   закрепление   и    эффективное

использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют  главную  роль.

Источник: http://referat911.ru/Psihologiya/znachenie-oshhushhenij-v-zhizni-cheloveka/220856-2428865-place3.html

Ссылка на основную публикацию