Что такое супервизия? её место в психологии

Самосовершенствование 25 октября 2017

В профессиональной деятельности прогресс также является важным компонентом к успеху и психологическому балансу.

Поэтому для многих специальностей и выработана программа по улучшению рабочих навыков. Для большинства профессий предусмотрено повышение классификации, курсы или стажировки.

Все они способствуют какому-то прогрессу в рабочей деятельности человека, подталкивая его к развитию.

Особенности обучения специалистов

Психология и терапия пошла в этом направлении дальше и предусмотрела для своих подопечных отрасль продуктивного профессионального роста — это супервизия в психологии.

Такой компонент способен помочь как в рабочей практике, так и в личных душевных переживаниях. Выполняет такую роль супервизор — специально обученный профессионал в сфере психотерапии.

Его главной задачей является оказание помощи и поддержка своему менее опытному коллеге.

В России и странах СНГ психологическая супервизия как отдельная профессия рассматривается довольно редко, так как индивидуально отведенных курсов или факультетов по этому направлению нет.

Но это не является препятствием для изучения такой специальности самостоятельно или в программе общей психологии. Многие высококвалифицированные супервизоры обучаются за пределами России или проходят практику за рубежом.

Поэтому и в нашей стране возможно найти профессионального специалиста в этой категории и получить его помощь и поддержку в собственном рабочем процессе.

Что такое супервизия? Её место в психологии

Итак, супервизия в психологии — это универсальная система профессиональной помощи специалистов, помогающая росту в дальнейшей карьере.

Также её могут называть котерапией, которая основывается на работе нескольких высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы. Это помогает при помощи супервизора объективно посмотреть на свои проблемы в работе.

Также это помогает разделить ответственность за их устранение с квалифицированным котерапевтом.

Преимущества помощи специалиста в затруднительных ситуациях

На данный момент можно выделить несколько точных аспектов поддержки супервизора:

  • создавать способы нахождения собственных потенциальных возможностей в психологии;
  • глубже разбираться в тонкостях и особенностях работы с клиентами, лучше понимать их проблемы и эмоциональное состояние;
  • разбираться в эффективности собственных методик лечения, анализировать их действие и правильность сопоставления с основами психологии и терапии;
  • осознавать собственное эмоциональное состояние при проблемах клиента и реакцию на них.

Объектом супервизии является квалифицированный специалист в сфере психологии или терапии, проходящий практику или стажировку по своему направлению. Практикующий профессионал может обратиться за помощью к такой системе для повышения квалификации или решения собственных проблем в личной жизни, которые отражаются на его деятельности.

Что такое супервизия? Её место в психологии

Помимо этого, специалист в области супервизии должен:

  • держать постоянный контакт со своим подопечным и следить за его эмоциональным фоном;
  • содействовать развитию терапевта, способствовать раскрытию возможностей в профессиональной деятельности;
  • сохранять собственную позицию и безэмоциональную оценку по отношению к специалисту;
  • оказывать поддержку по восстановлению целостности психотерапевта и его личности.

Процесс супервизии способен устранить эмоциональную заторможенность или регресс, избавить начинающих психотерапевтов от профессионального одиночества. Эта методика также способна повысить эффективность рабочего процесса и устранить последующие ошибки в нём.

Основные категории супервизии

Что такое супервизия? Её место в психологии

В практике такого метода помощи специалистам существует три формы:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Они распределяются на количество участников, их роль во всём процессе и временной промежуток, который необходим для устранения проблем.

Очная категория супервизии

Первая форма считается самой обширной и глубокой. Сеансы по её принципам могут проходить в групповом, семейном или индивидуальном формате. В котерапии такого характера супервизор проводит сеанс очно и наблюдает за специалистами и их клиентами. Такая форма должна согласовываться с пациентами и их психологом для предотвращения проблем с нарушением конфиденциальности.

Очную форму супервизии можно разделить на подвиды:

  • личностная (с присутствием клиента во время сеанса котерапии);
  • групповая (при взаимодействии пациента или семьи и психотерапевтов), чаще всего употребляется при проблемных пациентах;
  • пространственная;
  • временная.

Личностная котерапия проводится во взаимодействии специалиста и его супервизора. Также в процессе участвует пациент или семья. Главными задачами такой терапии являются совместное определение проблем у клиента и поиски их решения.

Групповая супервизия считается самой продуктивной из всех её форм. Принцип её действия заключается в занятиях с одним пациентом или семьей, где котерапевт распределяет индивидуальные задания между каждым специалистом.

Например, на приём к психотерапевту пришла семейная пара, одному участнику необходимо определить отношения между супругами, второму — определить стиль общения, третьему — главные проблемы, существующие между ними.

Таким образом можно достичь полного определения причин разлада в семье, их осознания всеми специалистами, найти методы их лечения. Также участники групповой супервизии получают новый опыт и навыки.

Пространственная котерапия применяется при обучении психотерапевта общению с пациентами. Во время сеанса супервизор может находиться как в комнате (подбадривая специалиста и подталкивая его в нужном направлении), так и вне её (не вмешиваясь в основной процесс).

Временная форма котерапии зависит от срочности проведения психоанализа со специалистом (отсроченная или немедленная).

Преимущества и недостатки очной терапии

Достоинства такой супервизии:

  1. Более эффективные сеансы.
  2. Меньшее количество приёмов.
  3. Минимальные материальные затраты из-за непродолжительности супервизии.
  4. Совокупность техник обучения психотерапии по отношению к специалисту.
  5. Более доверительные отношения контактируемых лиц.

Что такое супервизия? Её место в психологии

Каким бы ни был привлекательным и полезным такой способ психотерапии, у него есть и множество минусов:

  1. При работе неопытного специалиста с пациентом нарушается конфиденциальность процесса лечения, что в последующем может негативно отразиться на психическом состоянии клиента.
  2. Выработка зависимости в принятии решений у терапевта от своего более опытного коллеги.
  3. Излишнее внимание к рабочему процессу супервизора, которое мешает естественному течению событий.

В очной форме, как и во всех остальных, есть свои достоинства и недостатки. Но на сегодня такой метод котерапии считается самым обширным и правильным, когда у специалиста есть множество проблем как профессионального характера, так и личного.

Заочная форма супервизии

Принципы её работы заключаются в удаленном решении проблем, без тесного контакта с другим профессионалом. Заочная форма супервизии может проходить как в индивидуальном сеансе, так и в групповом. Специалист собирает материалы своей психотерапевтической работы и предоставляет их супервизору для проведения анализа его деятельности и выявления недочетов в работе.

Сам котерапевт не принимает участия в рабочей деятельности своего подопечного и не проводит исследования его пациентов. Это делает эту форму самой оптимальной для долгосрочного сотрудничества со специалистом.

Также анализ доклада психотерапевта может разбираться в присутствии других его коллег, что помогает получить больше опыта в работе, но не навредить эмоциональному состоянию пациента, исследуя его ситуацию дистанционно.

Совокупность этих форм

Очно-заочная разновидность пока что не имеет широкой распространенности в мире, но тем не менее и она считается действенной. Эта супервизия в психологии чаще всего применяется для семейных пар, у которых разобраться в проблемах неопытному специалисту бывает достаточно трудно.

Для такого сеанса котерапии необходима оборудованная комната с зеркальным стеклом, группа профессионалов в этой области, начинающий терапевт и семейная пара, дающая согласие на такой сеанс.

В ходе проведения супервизии, испытывая трудности в работе, специалист может обратиться к своим более опытным коллегам по телефону для проведения консультации.

Такая котерапия не только помогает психотерапевту самостоятельно выполнять свои профессиональные обязанности, но и при неудачах чувствовать себя лучше и получать поддержку от терапевтов. Она развивает в начинающем специалисте уверенность в своих силах и вырабатывает опыт.

Что такое супервизия? Её место в психологии

Чтобы психотерапевту правильно определиться с формой социальной супервизии, которая в дальнейшем будет способствовать самому эффективному решению проблем, необходимо обратить особое внимание на специфику, затрудняющую профессиональную деятельность, и самые подходящие методы её устранения.

Точную оценку степени тяжести случая сможет дать лишь опытный специалист-психотерапевт. Самостоятельно распознать все свои ошибки в профессиональной деятельности невозможно.

Для тяжелых случаев подойдут только индивидуальные занятия, которые способствуют быстрому решению проблем.

А вот в незначительных ошибках можно обойтись только заочной консультацией, благодаря которой котерапевт сможет направить специалиста в нужное русло.

Виды психологической супервизии

На начальном этапе введения такого метода терапии определяется способ, который будет более продуктивным для специалиста. Очная и заочная форма разделяется на несколько основных и самых глобальных категорий. В общем существует две разновидности котерапии:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Отличаются такие супервизии техниками применения по отношению к специалисту и проблемами, которые должен решить более квалифицированный коллега.

Индивидуальная форма

Эта супервизия в психологии заключается в повышении навыков специалиста с меньшим опытом работы. Основными задачами формы такого характера являются: развитие и поддержка профессиональных знаний, способы их применения на практике, разбор и решение проблем личного характера, которые могут повлиять на лечение пациента.

Что такое супервизия? Её место в психологии

Также индивидуальный подход к такой психотерапии дает повышение уверенности специалиста в своих силах, способность проводить сеансы лечения клиента самостоятельно в дальнейшей практике и возможность повышать свою компетентность в профессии. Супервизор и его подопечный постоянно взаимодействуют между собой во время индивидуальной работы и делят ответственность за лечение пациента между собой.

Сеансы психотерапии такого характера должны проводится раз в 1-2 месяца. В течение положенного времени супервизор должен составлять отчёты о проделанной работе со своим клиентом и следить за динамикой. Сеансы не заканчиваются до тех пор, пока сотрудник не приобретет все необходимые навыки по работе с клиентами и не научится контролировать свои эмоции в профессии.

При возникновении новых проблем в профессиональной деятельности терапевт опять может прибегнуть к помощи супервизора. Как отмечают многие психологи, такие сеансы всегда пойдут на пользу специалисту, проводить их следует регулярно.

Помощь супервизора может понадобиться даже в тех случаях, когда на первый взгляд никаких проблем у психотерапевта нет, а лечение пациентов всегда проходит успешно.

Опытный профессионал сможет анализировать методы, которые применяет в работе специалист, и его общее эмоциональное состояние, обобщить полученные наблюдения.

Благодаря индивидуальной супервизии:

  • сотруднику уделяется должное внимание;
  • все проблемы личного характера, которые психотерапевт не хочет или стесняется указывать при группе людей, будут разбираться конфиденциально;
  • специалист, находящийся на стадии адаптации, лучше поймёт все наставления и советы более опытного профессионала.

Групповая форма

Что такое супервизия? Её место в психологии

Способствует приобретению навыков по работе в команде. Сеансы супервизии в психотерапии, проведенные в коллективе, способны дать человеку больше знаний обо всех имеющихся проблемах клиента. Всё то, что не смог понять или недопонял один специалист, может распознать другой. Супервизор в ходе таких совещаний лишь раздаёт задания подопечным, следит за их выполнением и в последующем формулирует выводы о проделанной коллективом работе.

Любая форма помощи специалистам способна устранить проблемы и недочёты в профессиональной деятельности. Какой именно способ супервизии назначит психотерапевт, будет зависеть от особенностей рабочего процесса, личности человека и его эмоционального фона, который проявляется в профессии.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/255003/

Супервизия в психологии

Проводя консультации, психотерапевт иногда сталкивается с трудностями. Среди них – проблемы при общении с клиентом и недостаточная рефлексия своих установок и мотивов. В такой ситуации ему требуется помощь со стороны коллег. Этот механизм поддержки носит название «супервизия». Рассмотрим понятие и его отличительные черты подробнее.

Что такое супервизия? Её место в психологии

Что это – супервизия в психологии?

Психиатр Б. Д. Карвасарский определяет термин, как способ подготовки и повышения квалификации, а также как модель консультирования с более опытным коллегой, которая позволяет понимать и производить анализ собственного поведения и предпринимаемых действий.

Впервые его применил Зигмунд Фрейд. Он создал труд «Анализ случая пятилетнего мальчика». В русле психоанализа методика стала углубляться, совершенствоваться и распространяться.

Применение для переквалификации в психологии

Ранее рассматриваемая метода была одним из способов обучения и консультирования начинающих психологов. Они разбирали психологические особенности и аспекты клинических случаев совместно с опытным специалистом. Последний брал на себя роль наставника. Подобный разбор помогал осознать проблему клиента, собственные проблемные ситуации.

Сегодня методика применяется не только для начинающих, но и для практикующих психологов со стажем. Она позволяет совершенствоваться в профессии, получать ответы на вопросы касаемо своего места в психологической практике, находить собственный стиль взаимодействия с обратившимися и разделять ситуацию клиента и свои установки.

Что такое супервизия? Её место в психологии

Виды супервизии

Выделяют две основные разновидности психологической супервизии – индивидуальная и групповая.

Индивидуальная – обсуждение случая из практики, которое происходит между супервизором и психотерапевтом. Обучающемуся или проходящему переквалификацию предлагается случай и разбор действий психоаналитика. Предмет обсуждения – объяснение предпринимаемых действий с личной и профессиональной точки зрения, обоснование психологической стратегии и выявление ошибок.

Групповая требует участия супервизора и группы психологов. В процессе проведения разбираются ситуации каждого из присутствующих. Консультант излагает те же тезисы, что и во время индивидуальной программы, но более сжато. В групповом варианте применяется не только анализ, но и всеобщее обсуждение.

Функции и задачи супервизии

Выделяют три основные задачи такого способа обучения в психологии:

  • оттачивание навыка профессионального оценивания процессов и психологических состояний клиента;
  • его защита;
  • эмоциональная поддержка консультанта в трудных случаях.

Функций также три:

  • Образовательная – развитие и совершенствование навыков, способностей проводить психологический анализ.
  • Поддерживающая – предотвращение влияния со стороны пациента.
  • Направляющая – метода позволяет контролировать собственную личность, т.к. все имеющиеся проблемы, влияющие на ход консультации, разбираются во время обсуждения.

Этапы супервизии

Весь процесс можно разделить на несколько фаз работы:

  • Доклад супервизируемого и формулировка вопроса с последующим обсуждением. Рассказ длится порядка получаса, далее начинается групповое обсуждение – оно продолжается четверть часа. Оценивается ситуация и методика решения – последнее одобряется либо опровергается. На данной стадии возможны вопросы к докладчику.
  • Обмен мнениями. Участники высказывают соображения по поводу пациента. Фаза позволяет создать дружелюбную атмосферу в коллективе и обнаружить «слепые» пятна в работе. Длительность – 15 минут.
  • Концептуализация. Производится опрос каждого члена группы относительно его концепции. На этом этапе дискуссии отсутствуют. Концептуализация длится в течение 45 минут.
  • Обобщение супервизора. Психоаналитик производит анализ работы подопечного, в качестве одного из вариантов предлагает свое видение. На обобщение затрачивается четверть часа.
Читайте также:  Ксенофобия. определение понятия, кто является ксенофобом, как бороться

Цели супервизии

Метода преследует следующие цели:

  • помощь терапевту в достижении понимания клиента на уровне процесса и содержания;
  • повышение осознания психотерапевтом своих ответов и реакций;
  • более детальное понимание динамики взаимодействия;
  • достижение понимания вариантов и последовательности вмешательства психолога;
  • сравнение и рассмотрение различных теорий разрешения ситуации;
  • исследование новых способов профессиональной деятельности;
  • помощь психологу в «упрочении» собственных знаний и навыков.

Модели супервизии

Модель – методика, которую избирает провизор для обучения подопечного/подопечных. Она показывает, в каком направлении мыслит психотерапевт, какую концепцию и методологию он берет за основу.

Выделяют:

  • Эволюционные. В их основе – теория о том, что для всех нас свойственен рост – это касается умений, навыков, желаний и потребностей. Сочетание собственного опыта и наследственных склонностей дает понимание, какие сферы для роста следует затронуть и какие сильные стороны нужно развить. На основе исследований был сделан вывод о том, что рост супервизируемого оказывает влияние на его отношения с супервизором.
  • Интегративные. Они опираются на видении психотерапии как стратегии и тактики терапевтического контакта. При этом такая модель становится универсальной, концентрация происходит на коммуникации, структуре, соответствии целей и выбираемых средств.
  • Модели специфичной ориентации. В рамках этого варианта считается необходимым, чтобы консультацию проводил специалист, придерживающейся аналогичного с консультируемым вида терапии. Притом он должен активно практиковаться в данном направлении.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие и особенности супервизии. Этот способ является эффективным как для обучения «новичков», так и для переквалификации уже опытных психотерапевтов. Он помогает посмотреть на свою деятельность по-новому, позволяет ввести в процесс новые психологические методики и практики и устранить ошибки.

Источник: https://psihologia.biz/articles/superviziya-v-psihologii.html

Супервизия через личный опыт практикующего супервизора

Что такое супервизия? Её место в психологии

Что такое супервизия? Кому она нужна? Какие существуют формы супервизии?  Какая у нее цель? Кто такой супервизор? Какие стоят перед ним задачи? И т.д. Все вышеперечисленное и далее, по раскрытию вопросов, связанных с данной тематикой – я стану раскрывать через призму собственного взгляда, куда входит теоретическое обоснование данного материала, опыт старших супервизоров и свой собственный практический опыт, как в качестве супервизируемого, так и супервизора.

В процессе длительного обучения гештальт — методу, я пришла к выводу, что супервизия – это вид профессиональной деятельности в особом диалоговом режиме между супервизором и супервизируемым, направленный на профессиональное развитие и поддержку терапевта, дающий доступ к осознаванию себя, клиента, и то, что происходит между ними. «Супервизия была создана для того, во многом, чтобы разгрузить внутренний мир психотерапевта от проблем, которые в большей степени являются проблемами их клиентов. И дается по запросу терапевта и для терапевта в зоне его волнения и интереса». (1) Супервизия является профилактикой профессионального выгорания терапевта и направлена на обнаружение, как его ресурсов, так и ограничений, на возможность раскрытия стилистических (феноменологических) особенностей данного терапевта, для большей его эффективности и вариативности в выработке тактики и стратегии дальнейшей работы с клиентами.

И тогда хочется понять – кто такой супервизор, а кто — супервизируемый? В чем сходство и отличие одного от другого?  

Супервизор – это тот, кто дает супервизию, а супервизируемый — кто ее получает.

Общее – это два сертифицированных гештальт-терапевта (психотерапевта), с практическим опытом работы, который чаще всего старше и больше у супервизора, но в некоторых случаях не обязательно.

Имеет большое значение — кто перед супервизором: начинающий терапевт или со стажем и практическим опытом? Во втором случае, это могут быть два коллеги, имеющие высококвалифицированную подготовку и через собственную мотивацию один из них обращается к другому за супервизией, только чем меньше между ними будет пересечений и наложений контекстов, тем лучше.

Отличительной особенностью этих ролевых позиций является то, что супервизор не включен в клиент-терапевтические отношения, то есть, не включен эмоционально, и их взаимодействие строится на коллегиальной основе, с четким обозначением границ профессиональной жизни терапевта, и по запросу  супервизируемого на профессиональном языке (исключением является дидактическая супервизия, см. ниже).

Чтобы получить официальный статус супервизора, необходимо, после завершения третьей ступени МГИ, что соответствует нормам EAGT, представится на профсовете или конференции с рекомендациями нескольких ведущих тренеров или супервизоров МГИ, которые видели работу данного гештальт-терапевта в качестве супервизора и считают ее квалифицированной или профессиональной. Они могли видеть, как работает данный терапевт на супервизорских программах, интенсивах, воркшопах, обучающих программах II  и III ступенях и т.д., в качестве супервизора.

С чего начинается супервизия?Для начинающего супервизируемого терапевта необходимо простроить собственные границы безопасности, уметь распознавать собственные эмоции (чувства), в частности: страха предъявления, страха оценки и стыда, особенно если это на группе.

И станет замечательно, если терапевт будет встречаться с собственными эмоциональными переживаниями, чтобы пройти сквозь них «становясь тем, кто он есть, а не пытаться быть тем, кем не является» (Б).

Если терапевт эмоционально устойчив и может ориентироваться на свой запрос, то появляется возможность разговаривать с супервизором на профессиональные темы, получая обратную связь через диалог.

Если изначально, для терапевта, нет блокировки в том, что он может быть несовершенным в сессии и допускать «ошибки», то на самом деле, это является развивающей движущей силой и повышением мастерства в его профессиональной деятельности.

«Супервизия начинающих терапевтов – один из самых важных шагов для формирования терапевтической идентичности и выработки индивидуального стиля. И когда я не знаю, какой я терапевт, рядом только с клиентами я этого не пойму, пока не начну рассказывать супервизору, интересоваться, что-то обсуждать с коллегами». (2)

Со стороны супервизора, важное значение имеет: установление профессионального контакта, на основе доверия и организацию безопасной атмосферы, соблюдение баланса между поддержкой и фрустрацией, особенно для начинающего  терапевта – поддержать его профессиональную рефлексию, к устойчивости его терапевтической позиции. Позиция супервизора – это разговор на тему терапии. Если терапевт встретился с личностными трудностями в своей работе, то супервизор доводит лишь до осознавания, а прорабатываться терапевт идет на линую терапию. «Существуют два золотых правила супервизии: 1) трудный клиент – проблема терапевта, и 2) незавершенная  фигура отношений терапевт – клиент обязательно будет спроецирована в терапевтическое пространство супервизии и проявится в отношениях терапевт – супервизор». (1) Таким образом, выделяемые уровни супервизии центрированы на клиенте, на терапевте и на клиент-терапевтических отношениях.

  • Существуют различные формы супервизии       Очная ——————— Заочная       Включенная ————- Не включенная       Индивидуальная ——-  Групповая       Горизонтальная ——— Вертикальная       (Коллегиальная)           (Дидактическая)        Краткосрочная ——— Длительная
  •        (разовая)                      (динамическая)

Очная супервизия – это когда происходит сессия у клиента с терапевтом в присутствии супервизора.

Она может быть  включенной, если в этом есть потребность самого терапевта и клиент согласен, (чаще это происходит в учебных группах, где акцент делается на работу терапевта в продвижении его профессиональных навыков, а клиентом является другой участник данной группы); и не включенная, когда происходит взаимодействие супервизора и терапевта, после работы терапевта с клиентом.

  1. Заочная супервизия осуществляется без самого клиента, а воспринимается через рассказ терапевта, с опорой на профессиональные трудности, которые испытывал терапевт в работе с данным типом клиента, или ему пришлось столкнуться с личностными трудностями – на их осознавание и разрешение.
  2. Супервизия подразделяется на индивидуальную:  супервизор – терапевт и групповую, с разными модификациями, например, клиент – терапевт — супервизор и группа (очная супервизия),  терапевт со своим рассказом — супервизор и группа (заочная групповая), терапевт и группа, как единый супервизор (заочная коллегиальная групповая супервизия), и др.
  3. Горизонтальная супервизия относится к специалистам одинакового уровня профессионализма  и может реализовываться в интервизорских и балинтовских группах, как групповой ресурс, или, обращение одного коллеги к другому, в силу личностных особенностей, например, терапевт с хорошо функционирующей персонэлити обращается к  супервизору, у которого хорошо развита функция «ид».

Вертикальная (дидактическая) супервизия, в большинстве своем, полезна для начинающих супервизируемых, где им нужна не только профессиональная поддержка и принятие, а также, опыт, с которым делится более старший и опытный терапевт, выступающий в качестве супервизора, и передает те «знания, которые либо вообще отсутствуют у терапевта, либо недостаточно оформлены или актуализированы в конкретной работе». (3) К этому виду супервизии относится и краткосрочная супервизия, ее еще называют супервизионное консультирование, которое применяется с учетом конкретного запроса – разовое посещение, и (или), когда по поводу одного случая терапевт обращается к разным супервизорам, чтобы просветиться в данной теме более полно и широко.

Динамическая  супервизия подразумевает  длительное пролонгированное посещение супервизора или посещение супервизорской группы (не менее года, для меня), которая необходима, как обязательная форма обучения и (или), как собственная потребность в своей профессиональной идентичности терапевта.

Можно на протяжении нескольких лет ходить к одному супервизору по поводу одного клиента, чтобы увидеть динамику изменений, проблемных и ресурсных зон терапевта.

Можно после нескольких лет посещения одного супервизора – сменить на другого, например, в связи с разными стилистическими особенностями самого супервизора, и делается это для того, чтобы расширить терапевтические возможности и средства в работе с клиентами.

«Существует подход, который рассматривает супервизию как своеобразную терапию терапевта. Он очень полезен, так как отражает направленность супервизии на поиск ресурсов терапевта. Однако использующий его супервизор должен учитывать специфику супервизии.

Ведь существуют определенные рамки супервизии, связанные с тем, что она имеет ограниченный во времени, пространстве и т.п. характер». (4) «Терапевтическая супервизия – это все-таки про профессиональную жизнь данного человека, которая может быть сфокусирована в конкретном случае или распространена на всю его практику. Все-таки про жизнь человека в профессии».

(2) «Дело в фокусе запроса  терапевта. «Помогите мне разобраться с этим клиентом» — дидактическая супервизия. «Помогите мне разобраться со мной» — терапевтическая супервизия. «Помогите мне разобраться в том, что происходит у меня в терапии с этим клиентом» — в большей степени коллегиальная супервизия.

    Таким образом, супервизия начинается с того, чтобы обнаружить терапевта» (2), поддержать терапевта в его профессиональной позиции, и чтобы он ушел из супервизии  терапевтом.

Что не является супервизией?

— Процесс-анализ работы терапевта.

— Если терапевт говорит супервизору: — «Скажите что-нибудь» (передача ответственности) — «Поработайте с моими чувствами» (запрос на терапию) — «Как бы вы поступили в моей ситуации в работе с этим клиентом» (запрос амбивалентный, необходимо проверять, чтобы не было обесценивания терапевтической работы – с одной стороны, а другое, приглашение в неравную конкуренцию, при не выгодном положении терапевта). — «Я не знаю, что хочу от супервизора» и т.д.- Обмен любезностями, хорошим отношением, разговор о чем угодно, только не относящийся в профессиональной работе данного терапевта со своим клиентом.

— Когда, после сессии с клиентом, терапевт впадает в свою застарелую травму, и находится в своих личных переживаниях, т.е., впал в клиентскую роль.

В каких случаях следует обращаться к супервизору?— При эмоциональном выгорании СЭС (нет сил, депрессивное состояние, подавленность, собственная терапевтическая несостоятельность «А надо ли мне оставаться в этой профессии?», и т.д.);- неудовлетворенность своей работой и совместное исследование внутренних противоречий терапевта;- получение поддержки, признательности, осознание своей идентичности;

  • — когда есть растерянность, тревога, чувство неуверенности,  «что-то со мной не так»;
  • И этот список можно продолжать, так как, сам процесс терапевт-супервизорских отношений – это, прежде всего, творческий акт двух психотерапевтов, пусть с разным опытом и стажем, которые сообща находят подходящую (лучшую) форму в данном конкретном акте взаимодействия.
  • Каким я вижу супервизора?

— ситуации с трудными клиентами, в обретении новых смыслов, нового видения;                                                                           — многое удерживается (контенируется) в сессии терапевтом, и т.о., размещается в супервизии, для снятия лишнего напряжения;- доступ к блокированным переживаниям терапевта, и т.о., осознаванию их;- осознать переносные реакции клиента и свои контрпереносные, с помощью супервизора;- обнаружение «слепых пятен»;- совместный поиск ресурсов;- профессиональное обсуждение конкретного запроса:- терапевт просит понаблюдать за тем, куда и во что вовлекает его клиент;- вопросы, касающиеся непосредственно самого процесса в терапии, происходящие между терапевтом и клиентом;- понаблюдать за излюбленным механизмом прерывания терапевта, например, конфлюенцией, и если проявлялся данным механизм, то в каких местах?- терапевт просит включенную супервизию, вербально или не вербально (например, махом руки) в тех местах, где он не удерживается в одной фигуре сессии и ведется на рассказ клиента обо всем и сразу;- начинающий терапевт просит включенную супервизию, в те моменты, когда он теряется… (в учебных обучающихся программах);- запрос к супервизору понаблюдать за телесной жизнью во время сессии с клиентом, исходя из личных потребностей;- подменяет ли терапевт фигуру клиента своей собственной;- терапевт знает о собственных трудностях в предъявлении своих чувств клиенту, и просит посмотреть супервизора – конгруэнтно ли терапевт обращается со своими чувствами в контакте с клиентом; — запрос супервизору, понаблюдать за тем, не слишком ли жесткий терапевт в сессии, и как у него обстоят дела с оказанием поддержки клиенту;- понаблюдать за движением энергии в сессии: где она растет, а где падает;- оценка терапевтической работы (дается на сертификационных сессиях, а также, в длительной пролонгированной программе – о росте профессиональной идентичности терапевта в своей профессии), и т.д.

Читайте также:  Виды и симптомы расстройств психики

Спокойного (эмоционально устойчивого), включенного в процесс терапевт-супервизорских отношений; уважающего перед собой супервизируемого терапевта иучитывающего его характерологические особенности, способного не только слышать и понимать, а также, соотносить сказанное с невербальными проявлениями (феноменологией).

Не спешить с вопросом: «Что ты хочешь от меня, как от супервизора?», а наладить контакт и поддержать в профессиональной рефлексии терапевта. «Удержаться от немедленного внедрения собственных идей и дать терапевту сказать, что думает он сам» (2).

Если терапевту сложно самому начать разговор, то супервизор может сам начать диалог, через задавание следующих вопросов: «С какими переживаниями ты вышел из сессии?»,

«Что ты можешь выделить в своей работе, как состоявшейся?»,

«Что удалось сделать в сессии?», « А что хотелось, но почему-то не случилось (избегалось)?»,

«В чем сейчас твой интерес и (или) любопытство?»

И т.д.

  1. То есть, главным фактором профессионализма супервизора, на мой взгляд, является: установление рабочего альянса, соблюдения баланса между фрустрацией и поддержкой, идти за потребностью супервизируемого, чтобы, в конечном итоге, терапевт оставался в своей терапевтической позиции.
  2. Если у читающего данный текс, появиться желание ознакомится о супервизии более многогранно или точечно, то это отражено у авторов, указанных, ниже, в списке литературы.
  3. СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даниил Хломов, Е. Калитеевская «Философия Гештальт-подхода». Статья Е. Калитеевской «Супервизия». Москва, 2012г. Стр. 135-141.2. Ред. Совет: Сытник С., Моховиков А., Повереннова А, Калитеевская Е. «ГЕШТАЛЬТ-ОБЗОР». Сборник материалов №1. Периодическое издание украинского филиала программы МГИ. Одесса, 2012г. Стр.117.3. Н. Б. Долгополов.

«Функциональная модель супервизии в гештальт-терапии». Москва, 1994год. Стр. 22-43.4. Гл. ред. Даниил Н. Хломов; О.В. Немиринский, Н.Б. Кедрова, Е.Р. Калитеевская, Е.С. Мазур, Денис Н. Хломов.«ГЕШТАЛЬТ 2000». Статья Елены Бурцевой «Размышляя о супервизии». Сборник материалов МГИ за 1999год. Выпуск 1. Москва, 200г. Стр. 59-70.5. Перлз Л. Практика гештальт-терапии.

Москва, Институт Гуманитарных Исследований, 2001г.6. Ирина Булюбаш «Как быть полезным терапевту или алгоритм очной супервизии». 7. ПСАГС (Профессиональное Средне – Азиатское Гештальт – Сообщество). ГЕШТАЛЬТ В КАЗАХСТАНЕ. Выпуск 2. Статья  Зеленковой Валерии «Балинтовская группа как форма супервизии для гештальт-терапевтов». ТОО «Алейрон». г. Алматы, 2012г. Стр. 52-60.8.

Олег Немеринский «О супервидении». 9. Катерина Бай-Балаева «Супервизия». 10. С.А.Кулаков «Супервизия в психотерапии». Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. Санкт-Петербург, 2004г.11. С.А.Кулаков «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии».12. Рита Резник, Лив Эстрап «СУПЕРВИЗИЯ: СОВМЕСТНОЕ УСИЛИЕ. Перевод С.С.Харина.13. Соловейчик М. Я.

, Супервизия / Мастерство психологического консультирования. Под ред. Бадхена А. А., Родиной А. М. – СПб.: Европейский дом, 2002г.

14. Ховкинс П., Шохет Р., Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2002г.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/1774

Что такое супервизия?

Что такое супервизия?

Хесс (Hess, 1980, с. 25) определяет супервизию как «насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям».

Это определение сходно с другим, часто используемым определением Логанбилла (Loganbill, 1982): «Интенсивные отношения межличностной направленности, происходящие один на один, в которых один человек призван содействовать развитию профессиональной компетенции другого».

Британская Ассоциация консультирования выработала некоторые основные правила супервизии. В ее первом документе по супервизии (1987) говорится, что супервизия происходит не только с целью расширить осознание супервизируемого, но и для пользы клиента.

В этом документе утверждается, что «первичная цель супервизии — защитить интересы клиента».

Но это лишь начало, потому что в задачу супервизии входит не только развитие определенных навыков и расширение понимания и возможностей супервизируемого. Совмещение множества функций в супервизии — это сердцевина хорошей практической работы.

ФУНКЦИИ СУПЕРВИЗИИ

Кадушин (Kadushin, 1976), описывая супервизию в социальной работе, говорит о трех главных функциях, или ролях, которые он обозначает как образовательную, поддерживающую и направляющую.

Проктор (Proctor, 1988а) проводит такое же разграничение в описании основных процессов в супервизии консультирования, используя термины «формирующая», «тонизирующая» и «нормативная» для обозначения этих же функций.

Образовательная, или формирующая, функция, на которой делался акцент в цитатах, приведенных в предыдущей части, подразумевает развитие умений, понимания и способно-стей супервизируемых. Она осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого со своими клиентами.

В процессе такого исследования супервизор может помочь им: •    лучше понимать клиента; •    лучше осознавать собственные реакции на клиента; •    понимать динамику взаимодействия с клиентом; •    исследовать свои интервенции и их последовательность;

•    исследовать другие пути работы с этой и подобными ситуациями.

Поддерживающая, или тонизирующая, функция — это способ противостояния, когда любой работник, вовлекаясь в глубокую терапевтическую работу с клиентами, неизбежно подвергает себя воздействию дистресса, боли и потерянности, испытываемых клиентом, и работнику нужно научиться осознавать, как это влияет на него, и научиться справляться с любыми реакциями.

Это происходит само собой, если работник не переполнен эмоциями. Эмоции появляются из-за эмпатиро-вания клиенту, или стимулируются при взаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него.

Неприятие этих эмоций вскоре приводит к снижению эффективности работника, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента. Со временем это приводит к стрессу и выгоранию (см. главу 3).

Британские горнорабочие в 20-х годах боролись за то, что называлось «время горняцкой головы» (pit-head time) — право смыть въевшуюся грязь от работы до исхода рабочего дня, а не идти домой грязным. Супервизия — это нечто похожее для тех, кто работает в угольном забое человеческого страдания, болезни и дезинтегрированности (см. также главу 3).

Направляющий, или нормативный, аспект супервизии обеспечивает контрольную функцию в работе с людьми. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и наши неизбежные недостатки и слепые пятна, уязвимые места и предрассудки заставляют нас, работников, искать кого-то, кто наблюдал бы за нашей работой.

В ходе сессий супервизор может частично взять на себя ответственность за благо клиента и работу с ним супервизируемого. Супервизор может взять на себя ответственность убедиться в том, что проводимая работа удовлетворяет стандартам учреждения, в котором она проводится.

Почти все супервизоры, даже не занимающие руководящих постов, ответственны за удовлетворительность работы супервизируемых и ее соответствие определенным этическим требованиям.

Бриджид Проктор (Brigid Proctor, 1988а) приводит несколько интересных зарисовок, иллюстрирующих различные функции супервизии, показывая, как одна может перетекать в другую: Преподаватель в медицинском центре для молодежи собралась уходить после требуемых пяти лет работы. Она просит предоставить ей время для оценки приобретенных навыков.

Вскоре становится ясно, что прежде чем сделать это, ей необходимо поговорить о своем чувстве потери и дезориентации, возникающем по поводу ухода из близкой, знакомой, понятной обстановки. (Частично формирующая функция становится тонизирующей.) Работница женской консультации говорит о своих этических дилеммах в отношении 15-летней клиентки.

По истечении 20 минут, которые она просила ей дать, группа решает, что посвятит супервизорское занятие на следующей неделе вопросам конфиденциальности, возникающим в их работе. (Нормативная задача.) Работник кризисного центра начинает обсуждать случай мальчика, которого консультирует. В ходе социодрамы, инициированной супервизором, группа помогает ему увидеть сложность системы, в которой находятся они с ребенком, и разнообразие возлагаемых на них ожиданий… со стороны родителей, директора, социального работника и остальных. В итоге работник сообщает, что прояснил для себя свою роль и задачу. (Формирующая, нормативная и тонизирующая.)

В своей работе по обучению супервизоров мы глубже проработали функции супервизии по Кадушину, перечислив те моменты, на которых, по нашему мнению, в первую очередь фокусируется супервизия, и связав их с категориями Кадушина (см. таблицу 5.1).

Из таблицы ясно, что супервизия несет в себе образовательные, поддерживающие и направляю-щие компоненты, хотя в разных случаях одни аспекты выступают на первый план, а другие присутствуют менее явно, и различные аспекты не существуют отдельно, а в большинстве случаев сочетаются друг с другом. В другой книге (Hawkins, 1982) мы описали нашу собственную модель, иллюстрирующую, как эти три области могут быть и очень четко разграниченными, и частично перекрывающимися. Большой объем супервизии происходит в условиях смешения образовательных, поддерживающих и направ-ляющих соображений.

ТИПЫ СУПЕРВИЗИИ

В любых супервизорских отношениях важно сформировать ясный контракт, в котором будет обозначено, какие образовательные, поддерживающие и направляющие функции будут осуществляться в ходе супервизии.

Первый шаг при заключении контракта — определить, какие главные категории супервизии будут затребованы супервизируемым и предложены супервизором и насколько они соответствуют друг другу. Основные категории супервизии следующие.

В некоторых случаях супервизор может играть скорее роль наставника, почти полностью концентрируясь на образовательной функции, помогая ученику исследовать его или ее работу с клиентом, а кто-то другой в рабочем окружении супервизируемого осуществляет поддерживающую и направляющую функции.

Обучающая супервизия В этом случае в супервизии также делается ударение на образовательной функции, и супервизируемый оказывается в роли ученика.

Это может быть студент — социальный ра-ботник на практике, или обученный психотерапевт, ведущий тренинг с клиентами.

В отличие от наставнической супервизии, в этом случае супервизор несет частичную ответст-венность за работу супервизируемого с клиентами, и поэтому отчетливо заметна его направляющая, или нормативная, роль.

Направляющая супервизия В данном случае мы используем этот термин. Супервизор в то же самое время является начальником супервизируемого. Как и в обучающей супервизии, супервизор отвечает за работу с клиентами, но отношения субординации между супервизором и супервизируемым более выражены.

Консультирующая супервизия В этом варианте ответственность за выполняемую работу принадлежит супервизируемым, но они консультируются по некоторым вопросам со своим супервизором, который является либо их учителем, либо администратором. Такая форма супервизии подходит для опытных квалифицированных специалистов.

Итак, мы описали супервизию только по вертикали, подразумевая под этим, что более опытные супервизоры работают с менее опытными супервизируемыми. Возможно также заключение горизонтального супервизорского контракта между супервизируемыми, находящимися на одном уровне.

Этой темы мы коснемся в главе 9, посвященной групповой супервизии. Существует возможность заключения контракта один на один, касающегося эквивалента супервизии.

Скорее всего это будет форма консультирующей супервизии, но не исключено, что в ней будет присутствовать и элемент обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРАКТА

Все формы супервизорских отношений должны начинаться с четкого контракта, являющегося совместным произведением обеих сторон и отражающего ожидания связанных с ним организаций и профессиональные интересы. Пейдж и Уоскет (Page and Wosket, 1994, с.

44) предлагают следующие опорные точки для формирования контракта: •    основные правила; •    ответственность; •    ожидания; •    отношения. Кэрролл (Carroll, 1996, с.98) выделяет четыре принципиальные области, которые необходимо исследовать: •    формальные моменты; •    рабочий альянс; •    присутствие на супервизии; •    оценка.

Мы предлагаем при заключении контракта обратить внимание на пять ключевых областей: •    формальные моменты; •    границы; •    рабочий альянс; •    формат сессий;

•    организационный и профессиональный контекст.

Формальные моменты При формировании контракта необходимо оговорить формальные моменты супервизии, такие как продолжительность, частота, место, случаи, в которых сессия отменяется или переносится; также прояснить моменты, касающиеся оплаты, и пр.

Границы И супервизируемых, и начинающих супервизоров волнует вопрос границ между супервизией и консультированием или терапией. Очевидно, что глубокая работа в помогающей профессии может затрагивать личные чувства работника, боль, гнев и страдания.

Эти чувства необходимо раскрыть и исследовать, если работник желает успешно действовать и учиться в такие моменты. Вот случай из работы в подростковом клубе: Лидер подросткового клуба провел много времени с 14-летним мальчиком, отец которого недавно умер. Лидер пришел на супервизию очень злой оттого, что мальчик почти не получает помощи в школе.

Постепенно выяснилось, что его собственный отец ушел из дома, когда он был подростком, и ему пришлось эмоционально поддерживать мать в усло-виях очень незначительной помощи извне.

Основные границы определяются тем, что супервизорские сессии всегда должны начинаться с исследования рабочих вопросов и заканчиваться обзором того, что супервизируе-мый собирается делать дальше в рамках этих вопросов.

Личный материал прорабатывается в ходе сессии только в случае, когда он прямо влияет на обсуждаемый вопрос, или испытывает влияние с его стороны, либо когда он касается отношений в супервизии.

Таким образом, в описанном случае было бы важно исследовать, как личный материал лиде-ра клуба был затронут смертью отца мальчика и как это окрасило восприятие им потребностей ребенка.

Читайте также:  Психопатия: признаки у мужчин и женщин

Если такое исследование раскрывает больше материала, чем подобает проработать в супервизии, супервизор может предложить своему подопечному обратиться за консультацией или другой формой поддержки для исследования этих чувств. Пейдж и Уоскет (Page and Wosket, 1994, с.20) предлагают полезное резюме, касающееся различий между консультированием и супервизией.

В контракте на супервизию должны быть ясно отражены границы конфиденциальности. Пресловутое правило конфиденциальности вызывает вопросы у многих молодых супервизоров.

Многие супервизоры оказались в ловушке, говоря или подразумевая, что все, чем делятся супервизируемые, — конфиденциально, и попадая в неожиданные ситуации, когда появляется необходимость вынести материал супервизии за ее рамки. Это, конечно, наиболее вероятно в случае обучающей или направляющей супервизии, когда на супервизора возложены и административные обязанности.

Но даже в консультирующей супервизии бывают обстоятельства, когда материал сессий нужно вывести за границы супервизии. Консультирующему супервизору самому может понадобиться консультация по поводу своей работы в супервизии. Другая возможность, хотя менее вероятная, может возникнуть из-за грубого профессионального несоответствия, которое супер-визируемый отказывается исправлять. Тогда супервизор обязан информировать соответствующие инстанции. Таким образом, формируя контракт относительно границ в любой форме супервизии, будет одинаково неверным говорить о полной конфиденциальности всего, что происходит на сессиях, или о том, что нет ничего конфиденциального, как поступает один наш знакомый супервизор. Супервизору, скорее, нужно понимать, какая информация может быть вынесена за рамки супервизии, при каких обстоятельствах, как это будет происходить, кому будет предоставляться информация. Ясно, что нельзя предусмотреть все ситуации подобного рода, но, принимая такие общие правила, можно снизить вероятность внезапного предательства.

Мы также даем супервизируемый понять, что будем работать с заявленным материалом профессионально, а не просто беседовать об их ситуации.

Рабочий альянс

Формирование рабочего альянса начинается с обсуждения взаимных ожиданий. В каком стиле супервизируемому желательно получать супервизию, на каких возможных темах он хотел бы концентрироваться? Супервизор также должен ясно сообщить, какую манеру ведения супервизии он предпочитает и чего ждет от супервизируемого.

На этапе заключения контракта мы считаем полезным делиться не только сознательными ожиданиями, но также надеждами и страхами. Может быть полезно закончить предложения: «Успеш-ная супервизия для меня — это…» и «Я боюсь, что в ходе супервизии…».

Хороший рабочий альянс строится не на списке соглашений и правил, а на растущем доверии, уважении и доброй воле между обеими сторонами.

Контракт обрисовывает рамки, в которых могут развиваться отношения, и любые отклонения от контракта нужно рассматривать как возможность для анализа, обучения и дальнейшего построения отношений, а не как явление, которое необходимо осуждать и искоренять (см. Shohet and Wilmot, 1991, с. 95).

Формат сессии

Поделившись надеждами, страхами и ожиданиями, полезно начать обсуждение того, какой типичный формат сессии более предпочтителен.

Будет ли все время посвящаться од-ному случаю? Супервизируемый собирается пользоваться письменным отчетом о случае или будет давать вербальное описание? Ожидается ли, что все клиенты будут обсуждаться в течение определенного времени? Собирается ли супервизируемый всякий раз информировать супервизора о новом клиенте?

Организационный и профессиональный контекст

В большинстве супервизорских ситуаций помимо непосредственных участников контракта существуют другие заинтересованные стороны. Это организация или организации, в которых проводится работа. Организация может придерживаться собственной открытой политики супервизии, и тогда организационные ожидания уточняются (см. главу 13).

Когда нет открытой политики, неизбежно существуют имплицитные ожидания, которые нужно обсудить. Например, какова ответственность супервизора в проверке качества работы и какой отчет по супервизии от него требуется. Точно так же важно прояснить профессиональные и этические правила действий, в которых будут принимать участие обе стороны.

Во многих случаях супервизируемый и супервизор являются представителями одной профессии, но иногда супервизия может происходить между представителями разных профессий или направлений внутри профессии с ориентацией на другие правила.

Большинство профессиональных ассоциаций имеют кодекс поведения и этики, обусловливающий поведение между работником и клиентом или пациентом, а также обеспечивающий право протеста клиента против возможного несоответствующего поведения работника. В большинстве профессий нет такого же четкого свода норм для практики супер-визии.

Мы не хотим давать предписания относительно этических стандартов супервизии, так как они неизбежно варьируются от сессии к сессии. Однако мы считаем необходимым, чтобы все начинающие супервизоры проверили, существуют ли эти стандарты внутри их профессии и/или организации.

Если нет, то мы предлагаем рассмотреть этические стандарты для работы с клиентом и решить для себя, какие из них вы можете применять в контексте супервизии. Важно, чтобы супервизор имел четкое представление об этических границах супервизии и был способен объяснить их своим супервизируемым (см. разделы по этике в главах 4 и 8).

Многие авторы (Page and Wosket, 1994; Brown and Bourne, 1996; Carroll, 1996; Holloway and Carroll, 1999) включали в свои работы разделы по процессу заключения контракта.

Источник: https://www.psy-expert.ru/index/0-1371

СУПЕРВИЗИЯ

консультативная практика, обсуждение клинического случая или его фрагмента, способствующие профессиональному обучению аналитика.

   Наряду с теоретическим познанием и дидактическим, учебным анализом, супервизия является одной из составных частей психоаналитического образования.

Она может быть индивидуальной (супервизор и кандидат в аналитики) или коллективной, предполагающей изложение клинического случая или отдельной сессии одним из участников группы и обсуждение представленного материала другими его участниками под руководством опытного супервизора.

   Начало супервизорской деятельности было положено З.

Фрейдом, которому в процессе становления и развития психоанализа приходилось выступать не только в качестве врача, осуществляющего лечение нервнобольных, или мэтра, проводящего личный анализ своих учеников и коллег, но и в роли наставника, супервизора, оказывающего помощь в психотерапевтической и воспитательной деятельности других людей.

Наглядной иллюстрацией его супервизорской деятельности может служить работа «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), являющаяся, по сути дела, подробным описанием супервизии. В этой работе воспроизведены представленные З.

Фрейду записи бесед отца с сыном, его собственные предположения и разъяснения, связанные с возникновением фобии у ребенка, и дидактические рекомендации отцу-терапевту, пытавшемуся понять и устранить страхи, вызывающие страдания у его сына. Данная работа как раз и представляет собой первое описание психоаналитической супервизорской практики. Другое дело, что в ней в центре внимания оказался не аналитик, а находящийся на излечении маленький ребенок.

   По мере развития психоаналитической теории и практики, а также создания в 1920 году Берлинского института психоанализа, в котором проходили обучение кандидаты в аналитики, стала очевидной необходимость в осуществлении профессиональной супервизорской деятельности.

Это было связано прежде всего с тем, что в процессе учебного анализа, ставшего обязательным элементом психоаналитического образования, кандидаты в аналитики часто рассказывали о своих собственных пациентах и проводящему учебный анализ приходилось не только выслушивать эти рассказы, но и включаться в обсуждение клинических случаев, в результате чего аналитик стал выступать одновременно в роли анализирующего специалиста и наставника, от которого ждали советов и рекомендаций по разрешению трудностей и проблем, возникающих у анализируемых при их работе с пациентами. Тем самым возникла потребность в осуществлении специальной супервизорской деятельности, выходящей за рамки дидактического анализа.

   В 30-х годах среди психоаналитиков развернулись дискуссии по поводу того, может ли супервизорская деятельность входить в процесс учебного анализа и может ли аналитик быть одновременно супервизором для кандидата в аналитики или супервизорство должно стать самостоятельной практической работой. Так, немецкий психоаналитик М. Эйтингон (1881–1943) считал, что в процессе психоаналитического образования кандидат в аналитики должен проходить учебный анализ у одного аналитика, а супервизии – у другого, а еще лучше – у нескольких аналитиков. Иной точки зрения придерживался венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873–1933), который исходил из того, что совмещение аналитической и супервизорской деятельности в одном лице способствует лучшему пониманию реакций сопротивления, переноса, контрпереноса у кандидата в психоаналитики.

   В дальнейшем в основу психоаналитического образования во многих странах мира была положена модель Берлинского института психоанализа, основанного К. Абрахамом (1877–1925), Э. Зиммелем (1882–1947) и М. Эйтингоном. Тем не менее идеи Ш.

Ференци (венгерская школа психоанализа) находили и еще сегодня находят отклик среди части психоаналитиков, а дискуссии, связанные с уточнением методики и техники супервизорской деятельности, продолжаются до сих пор. В частности, в работах Дж. Флеминга и Т.

Бенедека «Психоаналитическая супервизия: метод клинического обучения» (1966), «Формирование психоаналитика: исследование психоаналитической супервизии» (под ред. Р. Валлерстайна, 1981), П.

Девальда «Процесс обучения психоаналитической супервизии» (1987) и ряда других ставятся и обсуждаются вопросы, непосредственно относящиеся к теории и практике супервизорства.

   В центре внимания современных дискуссий по актуальным проблемам супервизорства находятся вопросы, касающиеся: природы отношений, складывающихся между супервизирующим и супервизируемым; процесса идентификации с супервизором и трудностей обретения кандидатом в аналитики профессиональной идентичности; неадекватного, обусловленного различным способом мышления и видения, восприятия супервизирующим и супервизируемым клинического материала; выбора оптимального способа обсуждения личных чувств и эмоциональных реакций, возникающих в процессе психоаналитического супервизирования; выявления внутренних различий между супервизорскими и терапевтическими отношениями; способности установления психологической дистанцированности от клинического материала в процессе выявления и обсуждения межличностных конфликтов; необходимости, целесообразности, уместности, степени осуществления или недопустимости супервизорского вмешательства.

   Все эти и многие другие проблемы являются сегодня объектом повышенного исследовательского интереса со стороны психоаналитиков, акцентирующих внимание на теории и практике супервизорства.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/supervizija.html

Что такое Супервизия? Супервизия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

В буквальном смысле слова супервизия расшифровывается как «надзор». Но сегодня профессионалы понимают этот термин несколько по-другому: ныне супервизия стала синонимом наставничества. Супервизию не случайно называют «терапией терапии», ведь она является смысловым и ценностным ядром любой профессиональной психотерапевтической подготовки.

Зачем вообще нужна супервизия? Когда будущий терапевт заканчивает обучение и проходит обязательную терапевтическую практику, необходимо, чтобы кто-то наблюдал за тем, чтобы тот не навредил ни себе, ни своим клиентам. Супервизор берет своего протеже под опеку и полностью несет за него ответственность.

Посессионно анализируя его индивидуальные навыки работы, стиль, методы работы с клиентом, супервизор стремится к разрешению проблем, возникающих во время того или иного сеанса и, если требуется, направляет супервизирумого на индивидуальную терапию.

Так или иначе, супервизия всегда идет с терапией рука об руку: сегодня они по праву считаются двумя сторонами одной медали.

Прошлое и настоящее

Еще в середине прошлого столетия супервизия ограничивалась устным изучением избранных записей психоаналитических сессий.

Сегодня супервизия использует все современные технологии: звуковые записи сеансов, общение с супервизируемым по скайпу, видеосъемку… Супервизия XXI века не только опирается на индивидуальное внутреннее мировосприятие супервизора и его персональную философию, но и акцентирует внимание на чувствах и ощущениях, которые происходят «здесь и сейчас».

Будучи сотрудничеством двух профессионалов, более опытного и менее опытного, современная супервизия всегда является творческим процессом. Сегодня она не связывается с какими-то определенными психоаналитическими теориями.

Супервизия сегодняшнего дня ориентирована на интеграцию различных терапевтических моделей.

На текущий момент всё более и более популярной становится «эклектическая» супервизионная модель, где воедино соединяются техники самых разных школ и направлений.

Стадии супервизии

Так или иначе, супервизия символизирует собой эволюцию от самоидентификации к достижению автономии. Супервизия стадиальна: часто для иллюстрации ее стадий используется аналогия с игрой в шахматы.

Сперва обе стороны оценивают друг друга, обозначая взаимные слабые и сильные стороны. Это стадия предвкушения и ожидания, часто сопровождающаяся тревогой со стороны супервизируемого насчет собственной компетентности.

Затем, в миттельшпиле, происходит постепенное вовлечение супервизора в игру. Подопечный супервизора оказывается крайне зависим от его оценки. Первоначальное чувство всемогущества может смениться чувством вины за собственное несовершенство. Но, так или иначе, в итоге будущий психоаналитик или психотерапевт все увереннее и отчетливее формирует для себя ответ на вопрос «кто я такой».

И в конце наступает эндшпиль. Наступает фаза сепарации: супервизируемый постепенно отделяется от супервизора. Начинающий терапевт обретает возможность действовать самостоятельно, а не полагаться во всем на своего наставника. Главенствующим принципом становится принцип коллегиальности, когда и учитель, и ученик ставят во главу угла сотрудничество на равных.

Сегодня супервизия — это не только возможность оценить со стороны себя как специалиста, но и способ сформировать свою профессиональную идентичность. Так или иначе, не зря говорится, что лишь в глазах другого человека можно обнаружить свое собственное отражение.

Случай из практики (пол, возраст, факты о клиенте могут быть изменены произвольно, любые совпадения случайны).

Снится мне сон. Я плыву в лодке по реке, лодка небольшая, но крепкая. Течение не быстрое, и ощущение в целом, комфортное. И тут вижу женщину в воде. Она барахтается и зовёт на помощь. А плыву… Читать дальше

Формирование профессиональных психотерапевтических навыков — процесс сложный и неоднозначный. С одной стороны, психотерапия, как и медицина в целом, базируется на научно-обоснованных и доказательных принципах и подходах к лечению психических расстройств, с другой стороны — является искусством, сложно… Читать дальше

Многие думают, что психолог нужен только тем, кто страдает депрессией, мучается заниженной самооценкой, переживает кризис или испытывает трудности в личной жизни. Мы с коллегами правда всем этим занимаемся — помогаем наладить отношения с собой и окружающими. Но мы ещё кое-что умеем. И можем пригодиться… Читать дальше

Каждый психотерапевт одинок в своей профессии. То, что происходит на сессии между ним и клиентом, он вынужден анализировать, исследовать, проживать в одиночестве. Потому что друзья, близкие, даже собственный терапевт не способны глубоко понять как динамику происходящего процесса, так и то, что в сессии… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Супервизия»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/superviziya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector