Что значит ментальность, определение и разные точки зрения

Менталитет и ментальность

Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

И.Гр.Яковенко: Ментальность задает некоторые интенции, познавательные и объяснительные модели, которые не сознаются человеком, но, тем не менее, оформляют его мысли, побуждения, чувства определенным образом. Когда мы говорим о цивилизационной специфике или о национальной ментальности, национальном характере, мы говорим об особой конфигурации, которая и задает эти характеристики.

По образному выражению И.В. Герасимова: “Мода не термин “менталитет” во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы”1. Однако данный термин прочно укрепился не только в научном обороте, но и в живой речи и, скорее всего, не столько по причине моды, сколько потому, что в русском языке нет понятия, полностью адекватного ему.

В данной статье термин “ментальность” используется как понятие, производное от другого ныне модного термина “менталитет”.

По мнению ряда исследователей, менталитет – то же, что и традиционное сознание, то есть – система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

Таким образом, ментальность – это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, – это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность – это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я.

Гуревичем, который определял “ментальность” как “психический инструментарий”, “духовную оснастку”, “специфическую структуру сознания”, “осознание людьми самих себя, природного и социального окружения”; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия. Существуют и другие удачные определения, которые автор в большой мере разделяет.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности.

Это особая “психологическая оснастка” (М.Блок), “символические парадигмы” (М.Элиаде), “господствующие метафоры” (П.Рикер), наконец, “архаические остатки” (З.Фрейд) или “архетипы” (К.Юнг), “… присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума”.

В отличие от Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за “порог сознания”, но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. “Коллективное бессознательное как наследие предков … является не индивидуальным, а общим для всех людей … и представляет собой истинную основу индивидуальной психики”.

В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии.

Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в “скрытый” слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности – образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века.

Социальная дифференциация ментальностей отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими им материальными интересами, образом жизни и т.п.

Например, крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ больший консерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние по времени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные, ибо их идеалы находились не в будущем (как у интеллигенции), а в прошлом.

Далее, крестьянской ментальности, формирующей и моделирующей поведение ее носителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольно жестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелыми условиями крестьянской жизни – бедностью, голодом, эпидемиями, высокой смертностью.

Но, в отличие от бытующих мнений о “крестьянской массе”, русскому крестьянину было присуще осознание своего особого “я”, напряженное восприятие соотношения вечности и временности бытия при общей ориентации на христианские ценности.

Воспроизводя шаг за шагом крестьянскую ментальность можно постепенно сконструировать и образ жизни крестьянина, его духовный и материальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мира интеллигенции. Текстологический анализ сочинений известных представителей российской интеллигенции, их языка, оговорок, манеры изложения, наконец, суггестивности текста, позволяет судить об их ментальности; об их идеологии говорят рационально оформленные системы, вырабатываемые концепции.

Обратим внимание на еще одно различие между ментальностью и идеологией – различие в темпоральном аспекте. Разные структуры сознания развиваются по-разному – некоторые из них становятся устойчивыми для многих поколений, другие – исчезают на протяжении жизни одного поколения людей. Ф.

Бродель выделяет три типа исторического времени – время большой протяженности, время средней протяженности и краткий срок.

Если развитию политики соответствует “краткий срок”, а экономики “время средней протяженности”, то ментальность существует во “времени большой протяженности” как наиболее устойчивая и малоподвижная структура сознания.

“Мы подходим здесь к вопросу об отношениях между краткой реальной историей, и долгой историей интеллектуальных феноменов. Их соотношение очень сложно. Тем не менее, ясно, что интеллектуальные феномены следует включить в историю “большой длительности” и большого пространства”. Ж.

Ле Гофф отмечал, что “инерция является исторической силой исключительного значения. Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история”. В этой связи интересным представляется высказывание К.Маркса о том, что “традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых”.

Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси.

В основе подобного движения и развития идеологии и ментальностей лежит определенный образ жизни.

Так, идеологические теории, вырабатывались преимущественно интеллигенцией, как правило, живущей в городах, ритм жизни которых был гораздо динамичнее в сравнении с патриархальной и отчасти застойной, цикличной (в зависимости от сельскохозяйственного календаря) жизнью в деревне.

С развитием же сельских школ, определенного уровня грамотности в деревне, с появлением предназначенной для крестьян литературы, в деревню проникают определенные элементы идеологии, способствующие социальной трансформации крестьянского образа жизни и ускорению темпов его развития.

Итак, ментальность – весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится т о л ь к о к отражению внешней реальности.

Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, “предрассудками” и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно.

Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

В отличие от ментальности, ограниченной определенными пространственно-временными (эпоха, период, регион, государство, этническая территория) и социокультурными (реально существующие общности и личности) рамками, архетип носит всеобщий характер, независимо от времени и места.

Он представляет собой биосоциальный процесс, цель которого – осуществление первоначально заложенной в эмбрионе личности во всех ее аспектах, со всеми ее психическими данностями. Если ментальность зависит от социокультурного контекста с присущими ему этическими представлениями, то архетип этически нейтрален.

“Архетип – структурообразующая единица, служащая основанием (каркасом), психическим вектором социокультурного развития. Архетип – корень, на поверхности которого история и культура производят все новые очертания и формы, расцвеченные всей гаммой красок душевного состояния человека.

Ментальность – формообразующая единица, придающая архетипическому содержанию качественную характеристику. …Архетип – абстрактная категория, ментальность – всегда конкретна, архетип – содержание, ментальность – форма, архетип – сущность, ментальность – явление”.

Ментальность выражает свое архетипическое содержание посредством культуры, то есть через определенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, является интеллигенция.

“МЕНТАЛИТЕТ” – КАК ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА.

С конца 80-х годов начинается бум интереса к комплексному подходу в осмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот таких понятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-историческая парадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый предмет социальной и культурной истории – ценностно-смысловой континуум общественного развития.(10).

Складывающееся в результате представление об истории как социокультурном процессе приводит к образованию особых многозначных понятий, которые оказываются применимыми равнозначно как к социально-историческому, так и к культурно-историческому процессу.

Но самым загадочным из вновь возникших слов стало слово “менталитет”, получившее широчайшее распространение.(11). Это абстрактное и емкое понятие пришло на помощь обществоведам, став панацеей, единственно правильным объяснением всех существующих проблем. И все это в ситуации, когда данная область знаний оставалась фактически неизученной.

Читайте также:  Прокрастинация, и как с ней бороться. разные виды прокрастинаций

Сложившаяся ситуация и заставила обществоведов наметить основные подходы в изучении ментального измерения истории.

Какое же содержание , на сегодняшний день, ученые вкладывают в понятие менталитет. Анализ литературы по проблемам ментальности, а она поистине огромна, убеждает, что целесообразно рассмотреть основные направления в определении данного термина.(12).

I. Определение “менталитета” с позиций исторической психологии звучит следующим образом. Менталитет – это обобщение всех характеристик отличающих ум, образ мышления.

Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская историческая школа “Анналов”. М. Блок и Л.

Февр, которые ввели в лексикон понятие “менталитет” обращали внимание своих коллег на тот пласт сознания, который в силу своей слабой отрефлектированности не получал прямого отражения в источниках, а потому и постоянно ускользает из поля зрения историков.(13).

По мнению последователей данного направления, в человеческом сознании, в той или иной форме, находят свое преломление самые разные проявления бытия, закрепляясь в системе образов, представлений, символов.

Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в сознании, рассматривается, или как возможность понять логику исторического процесса, как в целом, так и применительно к отдельным историческим феноменам.

Приверженцами этой точки зрения на менталитет, в нашей стране, стали представители культурологической школы А. Я. Гуревича.(14). Менталитет, по мнению Гуревича, представляет собой тот уровень общественного сознания. На котором мысль не отделена от эмоций, от ментальных привычек и приемов сознания, – люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, т.е. бессознательно.(15).

II.Социокультурный подход трактует менталитет – как совокупность представлений, воззрений, “чувствовании” общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и социокультурные процессы.

Другими словами, менталитет – это некая интегральная характеристика людей, живущих в отдельной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.(16).

На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к комплексным трактовкам понятия менталитет. Этот подход объединяет историко-психологическую и социокультурную трактовки данного термина. Эта точка зрения исходит из положения о человеке, как части культуры.

Представляющей собой совокупность практикуемых данным обществом основных способов производства и взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и других регуляторов современной жизни, а также включающая в себя верования, иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через поколения.(17).

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания.

Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин “менталитет”, а термин “ментальность”.

Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам.(18). Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не устоялось.

Есть исследователи, которые применяют их как равнозначные. Именно такой подход мы встречаем в материалах круглого стола , проведенного журналом Вопросы философии в 1993 году.(19).

Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2).Групповая ментальность.

3).Национальная ментальность.

4).Цивилизационная ментальность.

Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типами ментальностей (см. Схему 1).

Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте – это отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).

Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.

МЕНТАЛИТЕТ:

1) партикулярная культура

Источник: http://diplomba.ru/work/118378

Ментальность: языковая интерпретация мира

Менталитет — это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить спе­цифику их реагирования на него [1; 35].

Национальный характер, понимаемый как специфическое сочетание устойчивых личностных черт представителей конкретного этноса или как доминирующие в данном обществе ценности и установки, является, по существу, лишь частью менталитета как интегральной характеристики пси­хологических особенностей людей, принадлежащих к изучаемой культуре.

Опора при создании развернутой дефиниции менталитета на специальную, посвященную этому вопросу иностранную литературу вряд ли окажется эффективной, несмотря на западноевропейское происхождение слова (от позднелатинского mentalis).

Отражая несколько иную по сравнению с оха­рактеризованной выше психологическую реальность, понятие «mentality» определяется в англоязыч­ных психологических словарях [2; 20-29] как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов»; «обобщение всех характеристик, отличающих ум», «способность или сила разума», «установки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер раз­мышлений» и, наконец, как «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических». Следует особо отметить, что представленные определения отличаются исключи­тельной краткостью, а разнородный характер раскрывающих понятие феноменов свидетельствует о недостаточной научной проработке данного термина.

Указанный подход к пониманию менталитета также не способствует закреплению этого термина в научной лексике, поскольку здесь менталитет практически отождествляется с массовым сознанием, что, в свою очередь, делает новое понятие ненужным.

При анализе менталитета (коллективной мен-тальности) следует исходить из того, что данное понятие описывает именно специфику отражения внешнего мира, обусловливающую специфику способов реагирования достаточно большой общности людей [3; 15].

Итак, менталитет, будучи явлением умственного порядка, вовсе не идентичен общественному сознанию, а характеризует лишь специфику этого сознания относительно общественного сознания других групп людей, причем, как правило, речь идет о таких больших группах, как этнос, нация или, по крайней мере, социальный слой. Необходимо также отметить, что осознаваемые элементы мента­литета тесно связаны с областью бессознательного (а может быть, и базируются на ней), понимаемо­го применительно к указанным общностям как коллективное бессознательное.

  • В настоящее время обнаруживаются две основные тенденции в понимании сущности менталите­та: с одной стороны, менталитет настолько широко трактуется, что включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные заветы народа, самоиденти­фикацию человека в социальном мире, с другой стороны, под менталитетом понимается только само­идентификация этноса.

Источник: https://articlekz.com/article/6438

Менталитет. Виды менталитета

Происхождение слова менталитет принято вести от латинских: mentis – душа или ум и alis – другие.

Термин ввёл французский этнолог и антрополог Леви-Брюль, он применил его к мышлению первобытных племён, жизненный уклад которых изучал. Противопоставляя дологическое мышление первобытных людей и логическое мышление людей современных, ход мыслей представителей племён он назвал менталитетом.

Что такое менталитет?

Термин прижился сначала в исторической науке, им обозначали совокупность особенностей, ценностей и установок какого-либо народа. Далее распространился в психологии для характеристики индивидуальных особенностей личности, в социологии – как характеристика мировосприятия разных социальных групп.

Определение

Менталитет – ход мыслей, восприятие окружающего мира и себя в нём, духовный настрой и система ценностей, свойственные одной человеческой личности или группе людей. Их проявление постоянно и проходит незаметно. Увидеть яркий контраст между собственным и чужим менталитетом можно в иной культурной среде или среди представителей других народов.

Одним словом понятие менталитет выражается – умонастроение.

  • Менталитет личности
  • Когда и как формируется менталитет
  • Внешние факторы влияют на развитие сторон менталитета, основные из них:
  • Менталитет общества

Данное понятие применяют для того, чтобы подчеркнуть особые черты сознания определённого человека, его отличие от общественной среды или других индивидов. Строение менталитета личности многогранно, логично предположить, что человек не становится его обладателем в краткий промежуток времени. Формирование менталитета занимает примерно 12 лет. Оно начинается в трёхлетнем возрасте и завершается к 14-16 годам. менталитет родителей; книги и фильмы, прочитанные и просмотренные на этапе взросления; физическая сила и психическая стабильность; восприятие воздействия более сильных личностей: педагогов, кумиров, людей старшего возраста; СМИ; политика государства; школа. В сформированный менталитет входит система ценностей, проистекающие из неё цели и средства их достижения. Особенности ментального развития имеют яркие проявления при конфликтах целей и ценностей. Например, материального благополучия и жизни человека: можно ли убить другого ради своего обогащения? Для определения менталитета какого-либо общества можно воспользоваться универсальной формулой: Менталитет общества = общественное сознание – общечеловеческие ценности.

Так, любовь к родственникам и своим детям, горечь их потери, ненависть к тем, кто причинил им боль, свойственны всем людям. Но нравственная приемлемость кровной мести – черта национального менталитета восточных народов, одобряемая религией и народной традицией.

Общественный менталитет – принятые в обществе формы поведения, стереотипы жизненных решений и мнения, отличающие это сообщество от других. Менталитет общества, безусловно, очень влияет на менталитет личности. Степень его влияния зависит от активности или пассивности конкретного индивидуума в общественной жизни.

Менталитет и сознание человека

Относительно норм и правил, которыми человек овладел сознательно, менталитет — это неосознанные представления, впечатления и образы, на основании которых происходит восприятие и истолкование окружающей среды конкретным человеком. Менталитет не может быть отождествлён с сознанием полностью, не может совпадать с каждым действием, словом и мыслью человека. Но менталитет всегда служит их фоном, он определяет границы нравственно дозволенного и недопустимого для человека поведения.

Типология менталитета

Социологический и психологический анализ биографий и писем выдающихся личностей, истории и мемуарной литературы позволил выделить четыре типа менталитета:

Варварский – самый древний из известных типажей. Его отличают высокая выживаемость, выносливость, активность сексуального поведения. Свежесть чувств и восприятия, поиск новых переживаний, отсутствие страха перед риском и смертью.

В социальной жизни «варвар» соотносит себя с семьёй, друзьями, коллегами. Угрозу своей микрогруппе он воспринимает как направленную лично против него. Ради безопасности ближних готов уничтожить источник опасности от кого бы она ни исходила. Убеждения религиозного или философского толка «варвар» меняет легко, но не из-за непостоянства, а по причине несерьёзного восприятия абстрактных идей в принципе. Аристократический зародился с развитием феодального строя в Европе. Его характеризует независимость, граничащая с гордостью, утончённость в манерах и сексуальных предпочтениях. Желание производить впечатление внешним блеском, навык сознательно противостоять страху, прямота и искренность как производные отвращения ко лжи. Наиболее полно в социуме «аристократ» соединяет себя с семьёй, точнее – с детьми. Верность убеждениям и принципам – отличительная черта аристократического типа, проистекающая не только из высокой нравственности, но и из страха выглядеть слабым.

Читайте также:  Особенности и формы наглядно - действенного мышления

Интельский – менталитет начала эпохи Возрождения, сформировавшийся при более высоком уровне жизни и безопасности, чем два предыдущие, как следствие, жизнестойкость личности значительно снизилась.

Интельскому менталитету свойственна недемонстративное пренебрежение к удобствам и комфорту, высокая работоспособность, приоритетность общественных отношений перед личными, неразвитость эстетики сексуальных отношений, сильная боязнь смерти и боли. «Интель» стремится войти в крупную социальную группу: церковь, общество учёных, масонскую ложу. Он не предан их отдельным представителям, но верность ценностям он сохраняет до конца.

Буржуазный менталитет самый молодой, он оформился в 16-17 веке. Его отличительные черты – бережливость и экономичность, трудоголизм, душевная скупость и неискренность, акцент на функциональности и накопительстве. Экономические отношения имеют явное превосходство над личными.

«Буржуа» сливается со своим социальным слоем и экономической системой государства. Верность семье и друзьям – не его отличительные черты. Может защищать на словах религию и мораль, но это не означает, что он следует им на деле.

Итак, формирование менталитета человеческих общностей происходит на протяжении всей истории: он менялся, дополнялся новыми чертами, лишался своих нежизнеспособных сторон.

Типология индивидуального менталитета складывалась в ходе развития общественных отношений и сейчас выражается четырьмя типажами, которые крайне редко встречаются в чистом виде. Но образуют интересные сочетания черт в характерах людей и окрашивают ментальное сознание целых наций.

Источник: https://www.SunHome.ru/journal/146937

Правильное течение

Менталитет – это устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляется: национальный характер, господствующие ценности и общественная психология.

В приведенном определении присутствует явная отсылка к бессознательному. Но значит ли это, что менталитет тождественен понятию архетипа Карла Юнга? Каждая социальная общность, по мнению Юнга, обладает совокупностью унаследованных из прошлого идей и чувств, которые находят свое выражение в мифах, верованиях, сказках.

Архетип представляет собой своеобразную форму постижения мира. Это психический осадок культурного первоопыта, некие вневременные схемы, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства, он передается биологическим путем.

Архетипы не только определяют все психические процессы, но и оказывают влияние на образ мыслей человека и поэтому являются фактором, от которого зависит поведение людей.

Итак, общими для менталитета и архетипа являются следующие свойства:

  1. Групповые образы, представления людей о мире и о себе.
  2. Их содержание погружено в глубинные подсознательные, психические структуры человека, а поэтому не может быть им осознано.
  3. Оба явления можно рассматривать как специфическую память людей.
  4. Это относительно устойчивые формы отношения человека к миру, в значительной мере определяющие его поведение.
  5. Как архетип, так и менталитет находят отражение в художественном творчестве. Они являются основанием духовной жизни людей.

И все же в своих отдельных качественных особенностях менталитет и архетип противостоят друг другу. Это различие выражается в следующем:

  1. Менталитет консервативен, но он обусловлен средой жизнедеятельности людей и поэтому он меняется в соответствии с меняющимися условиями их жизни. А архетип был заложен в психику в период становления человеческого рода. Это некий изначальный, неизменный образ мира, унаследованный человеком от своих первобытных предков и наследуется он в неизменном виде от поколения к поколению биологическим путем.
  2. Если каждая социальная общность обладает своим менталитетом, соответствующим ее историко-культурной среде, то архетип как психическая система, как коллективный, универсальный и безличный по своей природе идентичен у всех индивидов и социальных групп человеческого рода.

Национальный менталитет. Национальным менталитетом мы называем глубинные структуры культуры, которые определяют на протяжении долгого времени ее этническое и историческое (эпохальное) своеобразие.

Как правило, черты, определяющие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных культурно-творческих факторов, отличаются стабильностью и не изменяются столетиями.

Более того, менталитет национальной культуры, даже изменяясь в ходе истории, в своей основе все-таки остается постоянным. Это позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути от зарождения до расцвета и, может быть, гибели.

Цивилизации также обладают менталитетом. Важную роль в формировании ментальных предпосылок цивилизации играют геополитические факторы, поэтому ментальные факторы цивилизации оказываются общими для ряда народов. Покажем это на примере России, где ментальные факторы носят надэтнический и межэтнический характер, т.е.

оказываются действующими, более того системообразующими для целого ряда генетически различных культур, связанных между собой общей исторической судьбой, единством территории, сходными геополитическими и природными условиями (ландшафт, климат, почвы, акватория, флора и фауна) и вследствие этого похожими принципами земледелия и скотоводства, чертами быта, а постепенно и особенностями государственного устройства. Так, обладая своеобразными культурами, многие народы, населяющие Россию: тюркские, закавказские, — оказались причастными единой, общей для них, российской, а затем советской цивилизации. Менталитет русской культуры является ценностно-смысловым фундаментом российской  культурной истории, но одновременно это и важнейший итог, результат социокультурной истории России.

Итак, характер менталитета определяется той средой, в которой существует конкретная общность – конкретный социум.

Причем, под средой, определяющей менталитет, понимаются не только природные, но и социальные условия жизни людей, которые включают в себя верования, обычаи, традиции, быт, систему экономических и политических отношений, господствующие формы общения и т.д.

Следовательно, смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов новыми. Это интуитивно понимали выдающиеся реформаторы всех эпох, например, перенося столицы государств, — будь это Аменхотен IV — Эхнатон, или Петр I.

В последнее время некоторые авторы стали производить разграничение между понятиями «менталитет» и «ментальность», полагая «менталитет» понятием более широким, нежели «ментальность», и соотнося их как общее и частное. Например, российский менталитет, но ментальность крестьянства, интеллигенции и т.д. Вместе с тем, большинство исследователей эти понятия не дифференцируют, используя их как тождественные.

Вопросы

  1. Что понимают под культурой в культурологии?
  2. Раскройте соотношение понятий культура и цивилизация.
  3. Чем определяется цивилизационный код общества?
  4. Как соотносятся понятия менталитета и архетипа?
  5. Какие факторы определяют национальный менталитет?

Источник: https://rlg42.ru/2260

Менталитет

отпозднелат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Источник: Словарь по педагогической психологии

совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания [51, c. 447].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями. М. свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) — совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности  

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

уровень сознания в единстве с бессознательным мыследействием. Совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям. Возникает под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания, то есть того что продолжает конкретное сознание, мыследеятельность.

Источник: Словарь социального педагога

лат. – образ мыслей) – это те духовно-нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств и мыслей, влекущих за собой определенные действия.

Это сложное духовно-интеллектуальное образование, складывающееся веками, тысячелетиями как историко-генетическая память человека и народа в целом. Только через менталитет можно понять, почему в сходных ситуациях разные народы (и люди) ведут себя по-разному.

Менталитет «по кирпичику» складывается под влиянием культуры, вероисповедания, традиций, среды проживания, а также системы воспитания и образования. В жизни отдельного человека он выполняет функцию призмы: через нее сознательно или бессознательно проходят все его слова, чувства, поступки. Менталитет – это духовная субстанция, по содержанию своему – нравственная категория.

Через нее правят миром властные структуры, разрушая или созидая что-то на этом свете. Без знания менталитета того или иного народа нельзя эффективно с ним взаимодействовать, нельзя им управлять, не вызывая конфликты и социальные катастрофы.

Менталитет по природе своей консервативен, он не позволяет быстро перестраиваться человеческому мышлению: всякие новации только тогда продолжительно и эффективно живут, когда они соответствуют менталитету. Так, трудно за короткий срок изменить менталитет, а значит и характер мыслей, чувств и поведение многих и многих советских людей как работников наемного труда.

История доказала, как устойчив менталитет русского народа, пережившего немало социальных катаклизмов. Менталитет и образование находятся в сложных отношениях: состояние и качество образования зависят от менталитета народа, в то же время, именно образование существенным образом воссоздает, преобразует, корректирует менталитет.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник: https://didacts.ru/termin/mentalitet.html

Ментальность – что это такое и как ее изменить?

Такие понятия, как ментальность и менталитет в современном мире очень взаимосвязаны. Многие исследователи на протяжении долгого времени пытаются их конкретизировать, но разница между ними не значительна, и ее трудно разграничить. Люди говоря, менталитет, подразумевают ментальность и наоборот, и это не является ошибкой.

Что такое ментальность?

Подобное понятие очень объемное и охватывает самые разные аспекты, в которые входят не только общепринятые нормы морали и поведения, но еще и религиозная принадлежность. Человек дает оценку самым разным жизненным моментам, используя ментальность.

Так размышлять может только определенная часть общества.

Ментальность – это целый комплекс особенностей, который объединяет общепринятые, индивидуальные, культурные, эмоциональные и психические понятия, характерные для определенного национального народа или народности, этнического группы.

Ментальность в философии

Проблема умозаключений и действий определенной категории людей широко обсуждается в обществе. Термин «ментальность» в философских словарях отсутствует.

Ментальность в философии способна только отразить определенный способ мышления, духовное настроение той или иной группы людей в ценностно-нормативных рамках.

Читайте также:  Термины

Тот момент, что образ мышления человека может быть групповым, лишний раз подтверждает актуальность формулировки «национальная ментальность».

Ментальность в психологии

Современный мир требует от человечества постоянного развития и культивирования. Цельная картина мира есть в голове у немногих. Такое понимание, как ментальность, носит стихийный характер.

Ментальность в психологии – это особенности, которые затрагивают культурологию различных групп социума.

Затрагивание таких проблем происходит с точки зрения мировосприятия психики человека и ее отражения, которое проявляется в его действиях и образе жизни.

Ментальность представлена социальным природным оружием, главная функция которого помогать воспринимать и осознавать этот мир. Это определенная оснастка психики, которая служит умственным инструментом. Что такое ментальность человека? Это исторический опыт его предшественников, который влияет своим миропониманием на потомков. Такой образ мышления можно передать через культурные ценности.

Ментальность и менталитет – отличия

Учёные социолингвистических направлений не сравнивают эти два термина, но большинство представителей гуманитариев подтверждают, что ментальность и менталитет используют, как одно понятие, а не раздельные:

  1. Ментальность человека понимается, как характеристика психологического опыта и исторической общности, которая отражается на его поведении. Слово «мышление» лучше всего отражает это понятие. К примеру, русская ментальность, ментальность дворянства.
  2. Менталитет включает в себя более обобщенное понятие и имеет он общечеловеческое важное значение. Например, менталитет средневековья.

Ментальность и ее виды

Люди, проживающие длительное время на одном месте, становятся участниками маленьких социальных групп, на которые начинают влиять одинаковые факторы, поэтому одинаково изменяется и их ментальность. Факт такого характера еще раз подтверждает, что менталитет общий для всех народностей. Виды ментальности:

  • по строению общества (античное, средневековое и другие);
  • по расам (европейская, азиатская и другие);
  • по половому и возрастному разделению (например, женский, детский);
  • по режиму (тоталитарный, революционный и так далее);
  • религиозная ментальность;
  • по интеллектуальному развитию (интеллигентский, крестьянский).

Говорить о том, что понятие менталитета явление постоянное – не правильно. В менталитет общества все незнакомое входит очень долго, но с годами он все же окрашивается новыми чертами. Ментальности для изменения нужны серьезные постоянные толчки снаружи, только так в определенной группе могут быть сформированы новые понятия, которые потом будут переданы следующим поколениям.

Ментальность и духовность

Ментальность включает в себя различные взгляды и оценки, в том числе и на религиозную, духовную деятельность.

Такое формирование ментальности происходит чуть ли не на генетическом уровне, когда полученные знания и традиции передается с рождения и играют ключевую роль в воспитании.

Ментальность родителей, система их духовных ценностей отражается на восприятии мира новым маленьким человеком. Проявления ментальности, которая были заложены в духовную систему ценностей в будущем отразятся и на потомстве.

Как изменить свою ментальность?

Желание перестать мыслить в рамках той или иной системы появляется периодически у любого человека, который хочет увидеть мир с разных сторон, составить свое впечатление. Развитие ментальности – это процесс складывающийся столетиями и избавиться от собственного менталитета не просто:

  1. Необходимо признать реальность. Увидеть и признать мир таким, какой он есть, без масок.
  2. Необходимо быть честным перед самим собой.
  3. Мир большой супермаркет и надо выбирать в нем только то, что хочется.
  4. Не привязывайтесь к стереотипам, живите и работайте в тех местах, в которых хочется.
  5. Следует определиться с желаниями и точно следовать им, впитывать все новое и ничего не бояться.
  6. Необходимо составить собственный план жизни и действовать.
  7. Не стоит ждать чудес – успех приходит в работе.
  8. Никого не следует слушать, чтобы не говорили люди – это лишь их мнение.
  9. Не стоит бояться ошибок, этого не избежать.
  10. Необходимо ставить высокие цели, ведь человек ограничен лишь собственным сознанием.

Ментальность – книги

Многие авторы в творчестве высказывают свое понимание менталитета. Они затрагивают принцип ментальности, его основы и влияние, как на жизнь людей в целом, так и конкретного человека.

  1. “Русская модель управления”, автор А. Прохоров. В своей книге он рассматривает знакомые проблемы, под непривычным углом.
  2. “Германия и немцы”, автор А. Томчин. Книга повествует о менталитете немцев.
  3. “Как иметь дело с русскими?” А. Павловская. Автор знакомит иностранцев с интересным русским миром.
  4. “Мост через Босфор”, А. Васильев. Книга о менталитете современной Турции.
  5. “Туманный Альбион”, Е. Ерофеев. Англия – ее люди и обычаи.
Естественный отбор и борьба за существование Естественный отбор – это не только борьба за существование и адаптация к неблагоприятным условиям среды, это еще и творчество природы, совершенные формы, многообразие видов и красок, прошедших долгий этап эволюции. Сензитивность – что это такое в психологии? Сензитивность – высокая чувствительность, свойственная людям с тонкой душевной организацией, может быть врожденным качеством людей с меланхолическим темпераментом или результатом авторитарного стиля воспитания в семье.
Что такое гетто во время Второй мировой войны и в современном мире? Что такое гетто? Это ещё один из отталкивающих шрамов, оставленных на теле человеческой истории этническими, расовыми и культурными различиями. Будучи пережитками Средневековья, они существуют и в наше время. Что такое урбанизация и каковы ее последствия? Что такое урбанизация? К каким последствиям привел стремительный рост мегаполисов? Явление вошло в современную жизнь как прочный, динамичный, многоплановый процесс, и вызвало ряд проблем, связанных с экологией, социальной сферой, здоровьем.

Источник: http://kak-bog.ru/mentalnost-chto-eto-takoe-i-kak-ee-izmenit

Что такое ментальность

Инструкция

Слово «менталитет» образовалось от латинских слов mens или mentis, что означает ум, и alis, что значит другие. Несмотря на то, что в классическом понимании менталитет свойственен группе людей, это слово может быть использовано для определения особенностей одного человека, так как буквально означает отличия в образе мышления о других людей.

Впервые использовать слово менталитет стали в исторических науках, но в настоящее время это слово применяется повсеместно также и в психологии и социологии.

Широкое распространение получило понятие «менталитет» и в народе, где оно используется преимущественно в одном значении, для описания национальной идентичности. Считается, что слово «менталитет» было введено этнологом Леви-Брюлем.

Он изучал первобытные племена и применил эти слово, чтобы описать характерный способ мышления представителей определенных племен.

Понятие менталитет пытались определить философы и писатели, социологи и психологи. Обычно говорят, что это нечто общее для группы людей. В это понятие входит похожесть мышления, единые привычки или общий дух для всех людей, входящих в группу.

Удивительная особенность россиян в том, что в русской культуре под менталитетом понимают исключительно национальные особенности, проявляющиеся в восприятии мира людьми конкретного народа, схожие реакции у представителей одного народа на определенные события. Никому не придет в голову говорить про менталитет рабочих или менталитет любителей игры в футбол.

В современном мире понятие менталитет немного стирается, его границы размываются. Глобализация коснулась не только товаров и международных сетей быстрого питания, появившихся во всем мире, но также и понятия менталитет.

Некоторые особенности поведения уходят в прошлое, заменяясь интернациональными привычками, но все же особенности менталитета, свойственные определенным народам, никуда не деваются.

Это становится ясно, если пообщаться с представителями некоторых народов поближе.

Основой для формирования менталитета служит несколько факторов, среди которых преобладают культурные, социальные, исторические и экономические. Когда человек находится среди представителей сходной среды, черты его менталитета незаметны, но стоит ему попасть в другую культурную среду, как особенности тут же начинают ярко проявляться.

Обратите внимание

Генетические исследования показали, что определенные черты менталитета передаются по наследству, но исключительно по мужской линии. Например, такие черты, как определенная реакция на некоторые раздражители, способна передаваться от отцов к потомству через сперму. Яйцеклетка не подвергается подобным изменениям, по материнской линии это не передается. Исследования велись на мышах.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-82271-chto-takoe-mentalnost

В чём отличие ментального от когнитивного? | философский штурм

Систематизация и связи

  • Философская антропология
  • Социальная философия
  • Философия культуры
  • Философское творчество

В понятии “ментальный” есть какая-то особенность , отличающая его от понятия “когнитивный”.

Чтобы осознать её пришлось оперативно походить по словарям и подумать. Результат выставляю здесь, поскольку хочу понять, нужно ли вообще публиковать (так или иначе) подобные “исследования”.

Тут всё такое простенькое и серенькое :)) никаких оригинальных идей, которые я обычно стараюсь ввернуть, чтобы было интересно. Тем не менее…

Ментальный, менталитет

В “Толковом словаре Ожегова” (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1949-1992) ментальный определяется примитивно, как “относящийся к уму, к умственной деятельности”. Здесь, очевидно, не схвачено нечто существенное, а именно то, что можно было бы назвать вариабельностью ума, его типологией, т.е. не затронута относительная (культурологическая, социальная) особенность данного ума.

Ментальность (менталитет), это не просто умственность вообще, а умственность, взятая с её вариативными особенностями. Образно можно сказать, что понятие “ментальное” проявляет пристальное внимание к возможным особенностям мышления, чем и отличается от понятия “когнитивное”.

В “Толковом словаре Ефремовой” (2000), а также в “Толковом словаре иноязычных слов” (Крысин Л.П., 2008), говорится об умственных способностях человека, и это, на мой взгляд, едва ли не самое главное в понятии “ментальный”.
Умственные способности человека определяются двумя факторами:
1) Материальной конституцией (фактически генами) индивида;

2) Культурой и вообще, социальностью, в которую погружен человек.

В результате мы можем говорить о менталитете данного человека, как о совокупности его личностных особенностей в аспекте мышления в широком смысле. Более того, в “Энциклопедическом словаре” 2009 говорится даже о “Ментальной характеристике нации”.

Кстати, в словаре Крысина приведён нетривиальный перевод латинских слов mens, mentis – ум, мышление; образ мыслей; душевный склад.
Вот именно! – образ мыслей и душевный склад, а не просто ум и мышление!

В “Толковом словаре психиатрических терминов” (В.М.Блейхер, И.В.Крук, 1995) ментальный определяется как “Относящийся к психике, интеллекту”.
Это тоже важно, поскольку душевный склад относится скорее к психике, нежели к мышлению.

Замечание
В теме ментальности не хватает слова, которое обозначало бы некое ментальное образование (феномен, ментальное нечто) – аналог того, что называют когницией или гносеологическим конструктом.

Позаботиться об этом непременно надо, чтобы расширить интелектуальные операционные возможности понятия “ментальность”, сделать его полноценным. Вообще говоря, есть слова ментал, менталис, менталия.

По-видимому, лучшим является последнее.

Источник: http://PhilosophyStorm.org/v-chem-otlichie-mentalnogo-ot-kognitivnogo

Ссылка на основную публикацию