Экстраверсия и интроверсия в науке психологии

Экстраверсия и интроверсия в науке психологииЭкстраверсия и интроверсия – это показатели основных поведенческих типов личности. Ввел в психологию эти понятия швейцарский психоаналитик К. Юнг. Экстравертами он называл людей, сфокусированных на внешних объектах. Интроверты, по определению ученого, сосредоточены на субъективной внутренней активности.

Экстраверсия и интроверсия могут одновременно присутствовать в одном человеке. Каждая личность настолько сложна и уникальна, что в одних обстоятельствах она может вести себя как интроверт, в других – как экстраверт. Вторичная функция субъекта, по утверждению Юнга, всегда будет противоположна первичной.

Британский исследователь Г. Айзенк к экстраверсии-интроверсии добавил еще такие свойства личности как нейротизм и психотизм. Первое означает повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность. Второе отражает склонность индивида к агрессивным реакциям, замкнутости, демонстративности.

Эти характеристики, определяющие модель личности по Айзенку, обусловлены генетически. Выраженность их зависит от следующих биологических факторов:

  • скорости развития и устойчивости условных рефлексов;
  • сбалансированности процессов торможения/возбуждения ЦНС;
  • степенью активности различных отделов головного мозга.

В статье The Biological Basis of Personality («Биологические основы индивидуальности») Айзенк дал собственные определения экстра- и интроверсии. Первую он определял как преобладание скорости, силы и устойчивости процессов торможения над возбуждением в ответ на внешние раздражители. Для второй характерно быстрое и сильное возбуждение и медленная выработка относительно слабого торможения.

Данные выводы помогли Айзенку многое объяснить в поведении экстравертов и интровертов, в частности хорошую обучаемость последних, связанную с быстрым образованием прочных условных рефлексов.

Нейротизм, по наблюдениям Айзенка, – это индикатор устойчивости нервной системы. Он выражается в эмоциональной неровности, тревожности, впечатлительности, склонности к депрессивным состояниям. Нейротическая личность не способна адекватно реагировать на раздражители, поэтому в стрессовых ситуациях может быть подвержена неврозам.

  Чужое мнение

Айзенк доказал важность личностных факторов – экстраверсии-интраверсии, нейротизма и психотизма – для ряда жизненных ориентаций:

  • профессионального выбора;
  • уровня спортивных достижений;
  • риска душевных недугов;
  • угрозы несчастных случаев;
  • особенностей сексуального поведения.

На основе исследований Айзенка был составлен его знаменитый тест, состоящий из 57 вопросов. Он до сих пор используется в современной психотерапии. Помогая определить привычное поведение человека, этот вопросник служит для выработки адекватного подхода к пациенту и выбору оптимального способа его психокоррекции.

Как следует из теста Айзенка, экстраверт – это человек коммуникабельный, жизнерадостный, беззаботный и оптимистично настроенный. Такие люди легко обзаводятся новыми знакомствами, их тянет к большим компаниям. Общение играет огромную роль в их жизни: через него они познают себя.

Экстраверсия избавляет от жесткого самоконтроля, провоцирует неусидчивость и непереносимость монотонной работы. Под ее влиянием люди действуют импульсивно и спонтанно принимают большинство решений.

Не свойственно им обдумывать и свои слова: они склонны выбалтывать свои и чужие секреты. Экстраверты обладают высоким болевым порогом, отсюда столь неуемное стремление к риску. Их отличает неусидчивость и непереносимость монотонной работы.

По уровню нейротизма экстраверты условно делятся на стабильных и нестабильных. Первым присущи такие качества, как открытость, остроумие, отзывчивость, харизматичность, стремление к лидерству. Вторым свойственны особая ранимость, тревожность, агрессивность, импульсивность.

Высокий уровень экстраверсии и нейротизма может привести к истерическому неврозу с характерными для него симптомами:

  • чрезмерной самовнушаемостью;
  • подверженностью чужому влиянию;
  • крайней эмоциональной неуравновешенностью;
  • жаждой внимания к собственной персоне;
  • склонностью к экстравагантности в поведении и одежде;
  • склонностью к фантазированию.

Интроверсия и нейротизм

Типичные интроверты стремятся ограничить свое личностное пространство. Шумному обществу они предпочитают уединение, яркой одежде – практичный, неброский и удобный костюм. Им свойственна погруженность в себя. Завязывание и поддерживание контактов с людьми для них всегда проблема. Поэтому у них мало знакомых, еще меньше друзей.

  Психологическая травма

В поступках интроверсия проявляется выверенностью каждого шага, обязательностью по отношению к окружающим и полным самоконтролем. Интроверты любят устанавливать порядок во всем. Они неукоснительно следуют режиму дня, должностным инструкциям, требованиям этикета.

Стабильный интровертированный тип личности – с присущим ему невысоким уровнем нейротизма – отличается спокойным и ровным поведением, рассудительностью, миролюбивостью, доброжелательностью, осмотрительностью. Нестабильный интроверт выявляет себя излишней тревожностью, пессимизмом, ригидностью, склонностью к философствованию, меланхолии, подчеркнутой сдержанностью и неконтактностью.

Высокий уровень интроверсии и нейротизма ведет к развитию невроза навязчивых состояний. Для этого расстройства характерны:

  • рассеянность внимания;
  • различные озабоченности и страхи;
  • резкие колебания настроений;
  • погружение в депрессию;
  • низкая стрессоустойчивость.

Так, в результате изучения Г. Айзенком и его последователями поведенческих реакций человеческого индивида, был положен первый камень в теорию развития неврозов. Это позволило разработать эффективные психотерапевтические методики и способы самокоррекции личности.

Источник: http://rostduha.ru/ekstraversiya-i-introversiya/

Интроверсия-экстраверсия

Интроверсия — экстраверсия — распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.

Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же, напротив, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами.

С течением времени Юнг существенно пересмотрел взгляды на экстраверсию-интроверсию. Во-первых, он выделил ряд самостоятельных факторов (психологических функций), которые он ранее включал в состав экстраверсии-интроверсии: мышление, чувство (переживание), ощущение, интуиция.

Во-вторых, начиная со своей программной работы «Психологические типы» (1920) он говорил не об экстравертах и интровертах, а об экстраверсии или интроверсии доминантной функции.

То есть он писал, что в психике индивида человека может доминировать одна из функций — экстравертированное или интровертированное мышление, чувство, ощущение, интуиция, при этом в психике находилось место и для других функций, которые играли вспомогательную роль или вытеснялись в бессознательное.

Айзенк, заимствуя у Юнга эти понятия, наполняет их несколько иным содержанием — для Айзенка эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса кореллирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически.

Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами.

Напротив, типичный интроверт спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая.

В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям.

Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Акофф и Эмери), и др.

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике, в психософии, в тесте NEO-PI-R и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

***

ИНТРОВЕРСИЯ —  личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К.Юнгом в 1910 и означающая дословно «обращенность внутрь». Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного объективной реальности. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике.

Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям. Юнг выдвинул гипотезу об интроверсии и экстраверсии как противоположных личностных качествах.

Критическое изучение этих понятий показало, что они являются слишком широкими и всеобъемлющими. Термины, однако, по-прежнему широко употребляются. Поскольку некоторые отличительные особенности интроверсии — необщительность, субъективизм, чувствительность — нередко связаны с определенными психическими расстройствами, термин зачастую вызывает негативные ассоциации.

Изначальное определение интроверсии, однако, не содержит оценочной характеристики.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — характеристика определенного типа личности. Термин был введен известным швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом.

Согласно Юнгу, человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность.

Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.

Интроверсия по Айзенку (от лат. intrо — внутри) — личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка — . Характеризуется рядом признаков. Среди них — настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться, холоден. Ориентирован на представления.

Экстраверсия по Айзенку — личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка. Характеризуется рядом признаков. Среди них — социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость.

Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и эмоции.

Теория И.П. Павлова:

«В начале ХX в. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая механизмы высшей нервной деятельности, обратили внимание на отличие в поведении собак в экспериментальной ситуации по выработке условных рефлексов. Для объяснения этих отличий И. П.

Павлов высказал допущение, что они обусловлены динамикой нервных процессов в коре головного мозга. Такими показателями с точки зрения И.П.Павлова являются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Основными процессами являются возбуждение и торможение в коре больших полушарий.»

Если приложить теорию Павлова к экстраверсии — интроверсии, то получится, что у экстравертов процессы возбуждения и торможения подвижные, соответственно, такие люди быстрее переключаются, им физиологически нужно меньше времени на переход из одного состояния в другое.

Интроверты обладают менее подвижными процессами, структурам мозга (не буду вдаваться каким именно), нужно больше времени, чтобы оттормозить процесс или придти в состояние возбуждения.

Таким образом, получается, что интровертам нужны паузы между событиями и состояниями, чтобы успешно с ними справляться.

«Рассматривая процессы возбуждения и торможения, их силу, уравновешенность и подвижность, Павлов считал, что количество вариантов типов ВНД может равняться 24-м. Это уже говорит о том, что великий физиолог предполагал возможность большей дифференциации отличий между представителями одного типа, иначе говоря, в границах типологической группы.»

Читайте также:  Деструктивное поведение, что это такое

Источник: http://www.gorod-psy.ru/content/view/191/72/

Экстраверсия и интроверсия

Экстравертированный тип или интровертированный, в соционике определяется по вертности первой (базовой) функции: вертность типа и вертность базовой функции будут совпадать.

В соционике принято интровертированные функции обозначать белым цветом в схеме социотипа, а экстравертированные – черным. Поэтому часто можно встретить такие словосочетания, как «белая логика», «черная сенсорика», «белая интуиция» и т.д..

Никакой эмоциональной, мистической, смысловой или иной окраски слова «белый» и «черный» в соционике не несут.

Их употребляют исключительно из удобства: «белый» или «черный» сказать быстрее и проще, чем «интровертированный» или «экстравертированный».

Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» широко распространены в психологии, есть разные трактовки этих терминов.

  • Экстравертированность ассоциируют с активностью, большим количеством контактов, желанием общаться и развлекаться, умением получать удовольствие от вечеринок и других шумных собраний, стремлением собрать вокруг себя побольше народа, с беспечностью, импульсивностью и тягой к новым впечатлениям.
  • Интровертированность, напротив, ассоциируют с затворничеством, с любовью к одиночеству, с впечатлительностью и чувствительностью, замкнутостью, скромностью, нежеланием общаться с людьми.

Однако описанное выше понимание экстра- и интраверсии имеет отношение к темпераменту, и автором его является Г. Айзенк. В то время как соционика понятие об экстра- и интроверсии позаимствовала в теории К.Г. Юнга.

Согласно Юнгу, экстраверсия и интроверсия – это установки личности, которые определяют ориентацию личность вовне (экстравертированная установка) и внутрь себя (интровертированная установка).

  • Так, белого сенсорика больше занимают его собственные телесные ощущения, в то время как черного сенсорика – положение вещей в окружающей его среде.
  • Черный логик заинтересован в объективных данных, факты как таковые имеют для него самостоятельную ценность, в то время как белый логик больше занят взаимосвязями между этими фактами, отношениями между ними.
  • Черный этик заинтересован в том, чтобы произвести впечатление на окружающих, в то время как белого этика больше занимает его собственное отношение к чему бы то ни было.
  • Белый интуит больше ориентирован на свои собственные состояния, внутренние процессы, образы и переживания, в то время как черный интуит ищет универсальные модели и больше интересуется объективно протекающими процессами.

При этом человек, являющийся интровертом по соционике, может иметь широкий круг знакомых и увлечений, быть душой компании, проявлять беспечность и импульсивность, но ориентирован при этом он будет на себя: на свое состояние, свои ощущения, свое отношение к происходящему, свою оценку событий.

В свою очередь, соционический экстраверт легко может оказаться затворником, нелюбителем шумных вечеринок, весьма впечатлительным и чувствительным человеком. Однако при этом ориентирован он будет вовне: для него важнее будут объективно протекающие процессы, четкая и недвусмысленая информация, окружающая его обстановка, впечатление, которое он производит на других.

Светлана Гурская «Психология и соционика» © Все права защищены

Источник: https://psy-resource.com/ekstraversiya-i-introversiya-v-socionike/

Экстраверсия — интроверсия

Понятия «экстраверсии» и «интроверсии» в форме соответствующих установок субъекта по отношению к объекту ввел в научный оборот К. Г. Юнг в книге «Психологические типы»:

В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным.

Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом…

Несмотря на различие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы… субъект является и остается центром всех интересов [1].

В психологии встречаются иные толкования терминов «экстраверсия» и «интроверсия» (например, подход Г. Ю. Айзенка). В соционике смысл этих понятий близок к юнговскому с тем уточнением, что

  • если в одном случае (К. Г. Юнг прав!): «движение интереса направлено на объект», т. е. исходным в субъект-объектном взаимодействии является понимание сущности объекта (намерений, целей, соображений, ценностей), а результатом — некое отношение («интерес» к объекту) — экстраверсия,
  • то в другом случае «центром всех интересов» (отношений!) может быть не только сам субъект, но и любой объект, на который субъект как бы переносит1 свой интерес — проявляет некоторое отношение, исходя из которого и строит субъект-объектные взаимодействия с сущностью собственной или объекта своего интереса — интроверсия.

Такое уточнение интровертной установки мог бы сделать и сам К. Г. Юнг — во всяком случае, через пятнадцать лет после выхода в свет «Психологических типов», в своих тевистокских лекциях и дискуссиях 1935 года он уже привёл достаточно информации для этого [2].

Таким образом, «две обширные группы психологических личностей» — экстраверты и интроверты во взаимодействии с окружающим миром различаются исходной и результирующей установками в блоке Эго:

  • экстраверт — понимание сущности ⇒ творение результата в отношениях;
  • интроверт — понимание отношений ⇒ творение результата в сущностях.

Во взаимодействии с окружающим миром, в общении реальные люди с экстравертной и интровертной установками отличаются друг от друга, в основном, вербально. Хотя у хорошо реализованного экстраверта (напомним — ориентированного, т. е.

действующего, творящего в отношениях) часто бывает внешность, про которую говорят «открытый человек» или «у него открытое лицо».

Это, конечно, не никак не значит, что интроверт — это внешне замкнутый, сосредоточенный человек, погружённый в свой внутренний мир (хотя в психологии, некритично восприняв К. Г. Юнга, интроверта, судя по литературе, часто изображают именно так).

Вербальные и невербальные признаки экстравертов и интровертов, конечно, можно использовать в процессе идентификации ТИМ психики для выбора гипотезы ТИМ психики конкретного человека, соблюдая известную осторожность во избежание ошибок.

Таким образом, оказывается, что и шкала «экстраверсия–интроверсия» в приложении к ТИМ психики является вторичной и так же, как шкала «рациональность–иррациональность», определяется расположением психических функций в модели и блоках.

Степень проявленности экстраверсии или интроверсии реального человека также определяется наполненностью соответствующих психических функций модели ТИМ психики реальной, жизненной информацией2.

При этом, совершенно очевидно, что экстраверт при любом наполнении психических функций никак не может стать интровертом — структура модели ТИМ психики остаётся неизменной.

Литература

  1. Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб.: «Ювента», М.: «Прогресс-Универс», 1995.
  2. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / Составл., предисл. и перевод с англ. В. Менжулина. — Киев: СИНТО, 1995.

Источник: http://socionicasys.org/teorija/po-ermaku/model-tima/extra-intro

Сложности характера при интроверсии. Экстраверсия и интроверсия в науке психологии

Современного человека уже не удивишь сложными терминами, в том числе и медицинскими. Но мало кто знает, что впервые понятие интроверсии, а также ее противоположности – экстраверсии, ввел известный специалист в области психологии Карл Юнг. Еще меньшему количеству читателей знакома точная характеристика этого понятия.

Школа швейцарского профессора Юнга, которая впоследствии получила название аналитической психологии, определяет интроверсию и экстраверсию как два способа организации взаимодействия человека с окружающей их действительностью. Это своеобразная шкала, на противоположных концах которой находятся рассматриваемые понятия.

Отличия психологических состояний

Чтобы лучше разобраться, чем отличается интроверсия от своей противоположности, приведем главные особенности упомянутых психических состояний. Для удобства изложения они сгруппированы в таблицу.

ИнтроверсияЭкстраверсия

Интроверт по определению не может делиться своей внутренней энергией с окружающими. Его шкала ценностей опирается не на внешние факторы, а на их внутреннее отражение. Внутренние психические процессы экстраверта в подавляющем большинстве случаев направлены вовне, они воздействуют на внешние процессы.
Интроверсия – постоянное размышление. Школа психологии Юнга не исключает периодического влияния внешних факторов на мировоззрение интровертов, но все они проходят через внутреннее «сито» человека, приобретая субъективные черты. Экстраверсия характеризуется неуемной потребностью получения дополнительных внешних сведений. Именно на их основе они строят дальнейшую деятельность.
Люди с такой особенностью психики, прежде чем предпринять то или иное действие, тщательно обдумывают все варианты, а сделав что-либо – сомневаются в правильности своих действий. Люди-экстраверты постоянно находятся в движении, работе. Они отличаются практичностью и очень энергичны.

Обратите внимание! Основные постулаты, о которых говорит школа психологии Карла Юнга, описывающая интроверсию и экстраверсию, перекликаются с принципами восточной философии – Инь и Ян. Оба этих начала присутствуют в человеке,  но преобладает либо то, либо другое.

Черты характера

Если вы уже знакомы с экстравертами, то для вас не секрет, что интроверсия – это состояние, противоположное первому. Человек-интроверт отличается такими чертами характера как необщительность, недоверчивость, неразговорчивость и отсутствие умения приспосабливаться. Нужно отметить, что такие особенности психики личности тяжелы не только для окружающих, но и для него самого.

В подавляющем большинстве случаев окружающим тяжело понять внутренний мир интроверта. Многим кажется, что такие люди высокомерны и чрезмерно холодны. Однако, школа аналитической психологии утверждает, что на самом деле эти личности обладают излишней уязвимостью и застенчивостью.

Иногда подобный конфликт приводит к серьезным внутренним проблемам. Тщательно скрываемые черты характера постепенно погружаются внутрь сознания, переходя в область бессознательного.

А уже там они обретают невиданное влияние на поведение человека.

Это состояние может перетечь в глубокую интроверсию – чрезмерное сосредоточение на внутренних проблемах, не предполагающее активной деятельности, направленной на тот или иной объект.

Плюсы и минусы

Интроверсия, как и любое другое естественное психологическое состояние личности, имеет как положительные, так и отрицательные качества.

К сильным сторонам личности интровертов справедливо можно отнести:

  • Способность медленно, но верно уловить суть любого проблемного вопроса;
  • Возможность сосредоточится на решении главной задачи, абстрагировавшись от несущественной и не несущей смысловой нагрузки информации;
  • Интроверт может найти нестандартный подход к решению нетривиальной проблемы;
  • Такие люди очень крепко привязываются к своим близким.

Но эти же черты характера вызывают и множеством проблем:

  • Интроверсия является препятствием для выражения приходящих на ум человеку мыслей, чувств и идей;
  • Эти люди, даже испытывая сильную привязанность, не могут ее адекватно выразить, что часто приводит к непониманию их даже близкими родственниками;
  • Так как интроверты часто действуют руководствуясь своими внутренними убеждениями, мотивы их поступков часто непонятны окружающим. Их шкала ценностей отличается от той, которой измеряют свои поступки и мысли экстраверты.
Читайте также:  Методика рене жиля для диагностики личности дошкольников

Школа психологии Карла Юнга, введя рассматриваемую здесь классификацию на экстравертов и интравертов, во время дальнейших исследований пришла к пониманию недостаточности такой терминологии и ввела дополнительно понятие психических функций. В зависимости от их преобладания в поведении человека, последний отдает предпочтение тем или иным видам занятий.

«Степени выраженности»

Движущей силой экстравертов, несомненно, являются внешние факторы. Поэтому, если вы узнаёте в вышеизложенных описаниях своего ребёнка, помните, что взывать к его разуму и говорить: «подумай сам» — абсолютная трата сил и времени.

Экстраверт считывает настроение толпы. И то, чем живёт его ближайшее окружение, тем будет жить и такой человек. Поэтому, либо вы сами должны стать для него «внешним фактором», который детерминирует его активность.

Либо приложите силы, чтобы это самое окружение было вам по душе.

Источник: https://alkomir.net/slozhnosti-haraktera-pri-introversii-ekstraversiya-i-introversiya-v-nauke-psihologii/

Экстраверсия интроверсия как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии

Особое место анализ экстраверсии и интроверсии черт личности занимает в зарубежной психологии. История развития психологии личности за рубежом неразрывно связана с творчеством двух выдающихся ученых К. Юнга — творца завершенных концептуальных взглядов на типологию людей, в основу которой положено деление на экстра и интровертов, и Г.

Айзенка — создателя методики по диагностике экстра и интровертности, а в более общем виде — методики по диагностике индивидуальности человека, которая длительное время использовалась во всем мире, как одна из основных при экспериментальном, психодиагностическом анализе личности. Главную роль в привлечении внимания психологов к этим понятиям сыграл Карл Юнг.

Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию в качестве фундаментальных измерений человеческого темперамента и полагал, что многие из значительных флуктуации и противоречий в зап. мысли могут быть поняты как результат столкновения между этими противоположными перспективами. Он также считал что зап. мышление в целом, в сравнении с восточным, носит экстравертированный характер.

Юнг определял экстраверсию как обращение либидо или психические энергии вовне. Это эквивалентно высказыванию, что экстраверсия означает направление интереса на объекты (др. людей или предметы), присутствующие в данном окружении, и функционирование в связи с этими объектами.

Находясь в экстравертированном состоянии, субъект воспринимает, мыслит, чувствует и действует, сообразуясь с данным объектом. Интроверсия была определена Юнгом как обращение либидо внутрь. Это означает перенаправление интереса от объекта к субъекту — к собственному сознательному опыту индивидуума.

В интровертированном состоянии восприятие, мышление, чувствование и действие определяются более непосредственно субъективными факторами, чем данным объектом. Экстраверт — человек, обычно находящийся в экстравертированном состоянии, — склонен немедленно и непосредственно реагировать на поступающие извне стимулы.

Находясь преимущественно в интровертированном состоянии, интроверт склонен воздерживаться от немедленных реакций и действовать на основе субъективных соображений, следующих за внешним стимулом. Измерение экстраверсии и интроверсии в психологии трактовалось по-разному.

Познакомившись с юнговской интерпретацией этих терминов, Зигмунд Фрейд заключил, что экстраверсия характеризует здоровое состояние, в то время как интроверсия создает предрасположенность к психопатологии. Между тем Юнг отнюдь не трактовал экстраверсия и интроверсия подобным образом и не считал одну предпочтительней другой.

Однако точки зрения Фрейда возобладала в общественном сознании (например, в США), отдающем предпочтение экстраверсии перед интроверсии. Среди американских психологов и педагогов существует выраженная тенденция рассматривать экстраверсию как более предпочтительную характеристику и истолковывать это измерение в рамках соц. поведения.

Так, экстраверсия часто понимается в аспекте коммуникабельности , тогда как интроверсия рассматривается как тенденция к уклонению от социальных контактов. Юнг рассматривал это измерение преимущественно с точки зрения различных форм опыта или сознания, и попытка определения его через поведение сама по себе отражает экстравертированный подход к психологии.

Лучшей иллюстрацией такого сдвига в ориентации является большинство разрабатываемых опросников, в которых содержание пунктов шкал экстраверсии, как правило, связано с коммуникабельностью, а содержание пунктов шкал интроверсии преимущественно связано с тревожностью или невротическими симптомами.

Строго говоря, такие шкалы не могут рассматриваться в качестве мер экстраверсии интроверсии в юнговском понимании. Мюррей утверждал, что юнговские понятия охватывают целый ряд отдельных частных переменных, которые могут измеряться и оцениваться независимо друг от друга. Он предложил новые названия для некоторых из них.

Одно из таких измерений получило название «экзокатексия-эндокатексия». Оно глубоко образует, отражает сравнительное значение, которое индивидуум придает внешнему миру (включает сюда практическую деятельность, социальные и политические события и мнения других людей) в противоположность внутреннему миру (своим собственным переживаниям, фантазиям, идеям, теориям, образам и т. д.). Др.

таким измерением является «экстрацепция-интроцепция» (extraception — introception). Оно связано с детерминантами восприятия, оценки и поведения. Экстрацепцией называется тенденция руководствоваться конкретными, отчетливо наблюдаемыми, физ.

обстоятельствами, тогда как интроцепция отражает тенденцию руководствоваться более субъективными факторами: чувствами, фантазиями, помыслами и стремлениями. Работы ряда крупных исследователей в области факторного анализа — включ. Раймонда Б. Кэттелла, Дж. П.

Гилфорда и Ганса Айзенка — также указывают указывают на возможность выделения некоторых частично независимых составляющих измерения «экстраверсии-интроверсии».

В то же время их данные скорее представляют согласованные свидетельства существования широкого общего измерения (по-видимому, представляющего собой фактор большего порядка), которое довольно хорошо корреспондирует с юнговскими понятиями и охватывает большое количество специфических индивидуальных различий, которые мы обнаруживаем в человеческой личности. Один из теоретиков факторно-аналитического подхода, Ганс Айзенк, уделил особое внимание этому измерению и при его интерпретации воспользовался рядом физиологических понятий, предложенных И.П. Павловым. Согласно Айзенку, интроверты характеризуются очень чувствительными процессами коркового возбуждения. Поэтому они склонны очень быстро перегружаться — интеллектуально и эмоционально — умеренной соц. и физ. стимуляцией и чаще испытывать чувства тревоги и отчаяния. Как следствие, они часто прибегают к самозащитному уходу из своего окружения, и могут ограничивать соц. взаимодействия посредством контроля или сдерживания поведения. В отличие от них, экстраверты характеризуются менее чувствительными корковыми процессами, или преобладанием процессов коркового торможения. Поэтому им необходимо больше стимуляции из соц. окружения, и они могут обращаться к ее активному поиску, чтобы преодолеть свою корковую инертность.

Именно эти исследователи положили начало бурным дискуссиям, оригинальным концептуальным изысканиям современных психологов, разработанность тем исследования.

В отечественной психологии проблема экстравертности и интровертности ставилась чаще как проблема внутренней и внешней деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. и др.). Хотя есть немало прекрасных экспериментальных исследований и в этой области, однако они проведен — в русле зарубежных изысканий.

Так М.М. Смирнова в статье «Психологическая характеристика выраженности экстернальности — интернальности в тексте» (Вопросы психологии. 1990. N1. С.140-147.

) отмечает, что изучение более генерализованных личностных образований, например направленности, самооценки или структуры самосознания, существенно меняет подход как к общей проблеме личности, так и к исследованию ее объективации в тексте. Первые шаги в этом направлении уже предприняты.

Так, имеются данные относительно связи экстраверсии-интроверсии с целым рядом текстовых параметров. Экстраверсия-интроверсия, конечно, не является фактором, определяющим личность в целом, однако представляет собой некоторую обобщенную характеристику совокупности единичных свойств субъекта.

Предпринятый в данном исследовании М. Смирнова сопоставительный анализ выраженности в тексте экстернальности — интернальности субъекта речевой деятельности позволил установить специфику воплощения в тексте локуса контроля как многомерного личностного образования.

Однако обращает на себя внимание то, что значения ряда параметров очень близки между собой, во-первых, при равно высоких экстернальности и интернальности говорящего: параметры подтверждения, адресованности и обстоятельности действия и некоторые другие; во-вторых, при равнонизких экстернальности и интернальности: параметры деятельностно-ориентированной оценочности, сослагательности, усилия, инструментальности действия и некоторые другие; в-третьих, в случае высокой интернальности и низкой экстернальности и наоборот: параметры размерности, подтверждения, уточнения, усиления, обстоятельности и инструментальности действия и другие. Таким образом, очевидна необходимость выделения тех параметров текста, которые наиболее отчетливо объективируют различные градации экстернальности и интернальности говорящего.

Представители соционики А.Аугустинавичуте, Е.Филатова, Гуленко В.В., Молодцов A.B., Медведев H.H. и др.

исследовали и высказали оригинальные мысли о взаимосвязи экстра-интровертности с другими личностными особенностями, о совместимости различных типов и подтипов экстра и интровертов. В начале ХX в. И.П.

Павлов и его сотрудники, изучая механизмы высшей нервной деятельности, обратили внимание на отличие в поведении собак в экспериментальной ситуации по выработке условных рефлексов. Для объяснения этих отличий И.П.

Павлов высказал допущение, что они обусловлены динамикой нервных процессов в коре головного мозга. Такими показателями с точки зрения И.П. Павлова являются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Основными процессами являются возбуждение и торможение в коре больших полушарий.

Если приложить теорию Павлова к экстраверсии — интроверсии, то получится, что у экстравертов процессы возбуждения и торможения подвижные, соответственно, такие люди быстрее переключаются, им физиологически нужно меньше времени на переход из одного состояния в другое. личностный экстраверт и интроверт психологический

Интроверты обладают менее подвижными процессами, структурам мозга (не буду вдаваться каким именно), нужно больше времени, чтобы отормозить процесс или прийти в состояние возбуждения. Таким образом, получается, что интровертам нужны паузы между событиями и состояниями, чтобы успешно с ними справляться.

«Рассматривая процессы возбуждения и торможения, их силу, уравновешенность и подвижность, Павлов считал, что количество вариантов типов ВНД может равняться 24-м. Это уже говорит о том, что великий физиолог предполагал возможность большей дифференциации отличий между представителями одного типа, иначе говоря, в границах типологической группы.»

Немало для разработки данной проблематики сделал Елисеев О.П. (Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков, 1994). При этом он при анализе данных типов личностей исходил из пространственно-ориентированного, энергетического и временного подхода.

Исследования подобного рода ведутся на кафедре психологии профессиональной деятельности кадров госслужбы при Президенте РФ, в других учебных и научно-исследовательских заведениях.

Источник: https://studwood.ru/1541206/psihologiya/ekstraversiya_introversiya_predmet_izucheniya_otechestvennoy_zarubezhnoy_psihologii

Интроверсия

Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.

Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Читайте также:  Что такое эмоциональная лабильность

Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике.

Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт.

Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.

Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».

Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.

Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное.

Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку.

Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.

Интроверсия экстраверсия

  • Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.
  • Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».

В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.

Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.

Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность.

У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют.

Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.

Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.

У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.

Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.

Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.

Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.

Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире.

Эти люди являются расточителями энергии.

Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.

Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.

Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.

Экстравертированные личности в состоянии одиночества или временного пребывания внутри себя, как будто угасают, им очень тяжело переносить подобное положение, это их угнетает.

И для восстановления жизненной силы им нужно не так много – возобновить общение с людьми, заняться деятельностью, привлечь к себе внимание.

Экстравертами часто являются люди общественных профессий – чиновники, различные управляющие, артисты, организаторы, конферансье, тамады и так далее.

В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.

Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции.

То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.

Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе.

Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я».

Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.

Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.

Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.

Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности.

Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.

Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.

В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей.

Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик.

К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.

Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.

Социальная интроверсия

Социально-психологическая неспособность личности развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.

Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.

Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.

Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами.

И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку.

Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.

Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь.

Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.

Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость.

Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы.

Со временем такой человек вполне может стать отшельником.

У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.

Источник: https://psihomed.com/introversiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector