Как рассматривается онтогенез в психологии: становление личности

Развитие человека всегда интересовало науку, поскольку в этом процессе заложены ответы на многие вопросы, которые человечество пытается понять уже многие годы.

Как рассматривается онтогенез в психологии: становление личности

Онтогенез в психологии – это развитие в психике человека базовых структур. Начинается этот процесс еще в детстве, когда индивид закладывает первые камни фундамента своей жизни.

  онтогенеза

Отечественная психология определяет проблему онтогенеза ключевой для исследования детской психики.

Традиционным является убеждение, что основным компонентом развития психики является предметная деятельность и общение. На ранних этапах существования ребенок знакомится с предметным миром, общается с взрослыми, примеряет на себя социальные роли.

Таким образом, происходит формирование сознания и личности еще маленького, но уже человека. Онтогенез в психологии – это также развитие психики под воздействием общества, в котором находится индивид.

Большинство психологов отмечают, что влияние социума, безусловно, влияет на формирование психических структур в сознании человека.

Как рассматривается онтогенез в психологии: становление личности

Поэтому следует учитывать то окружение, в котором находится личность.

Онтогенез личности и ее поступки

На последующие действия, решения и поступки, несомненно, влияет онтогенез.

Но это не простая причинно-следственная связь, поскольку роль играют и развитие общества, социальных групп, технологических инноваций и моральных уставов.

Как рассматривается онтогенез в психологии: становление личности

Но те психологические особенности, заложенные в детстве, выполняют ключевую роль в последующем поведении личности в социуме. Также следует помнить, что онтогенез в психологии – это не только количественные изменения социально-психологических структур, но и качественное развитие уже имеющихся.

Некоторые структуры могут разрушаться, а на их месте формироваться новые, более актуальные для человека.

 Этапы онтогенеза личности

Развитие психики – это не резкий рывок, а комбинация поочередных этапов, каждый их которых имеет определенное влияние последующие.

Общепринятым является подход, согласно которому онтогенез в психологии – это процесс из таких «ступенек»:

  • Младенчество (онтогенез происходит принудительно);
  • Детство (к принуждению добавляется некая спонтанность);

Как рассматривается онтогенез в психологии: становление личности

  • Подростковый этап (комбинация спонтанного и принудительного фактора);
  • Юность (целенаправленное развитие, в котором могут проявляться спонтанность и конфликтность, которые приводят к частичному кризису);
  • Взрослый этап (целенаправленное развитие с гармоничной устойчивостью);
  • Старчество (структуры психики либо разрушаются, либо сохраняются в жесткой форме).

Таким образом, онтогенез в психологии – это процесс, который длится всю жизнь, но имеет разную интенсивность на разных этапах. По мнению некоторых психологов, фундаментальным в развитии психики является младенчество и детство.

  • Последний период  также разделяют на несколько этапов с учетом основной деятельности ребенка (переддошкольный, дошкольный, ранний школьный).
  • Фазы жизненного пути человека сказываются на том, как развивается психика.
  • Именно поэтому онтогенез в психологии – это ключевой вопрос, важность которого доказана множеством открытий, которые раскрывают некоторые секреты и факторы, влияющие на дальнейшие поступки человека.
  • Жизненный опыт, влияние общества и подсознание являются составляющими онтогенеза, которые влияют на развитие психики и личности.

Источник: http://psiot.ru/ontogenez-v-psixologii-eto.html

Личность и её формирование в онтогенезе (стр. 1 из 2)

Чусовлянкин И.С., Мальцев А.Ф.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.

Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.

Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение.

При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в.

философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В двадцатом столетии изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность.

Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 г. немецким биологом Э.

Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу – процессу формирования некоторой систематической группы, например биологического вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т. е. онтогенез представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза.

Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения. Сформулированный Геккелем биогенетический закон был в конце 19 – нач. 20 вв. экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Термин онтогенез также был привнесен в психологию и педагогику, где им с конца 19 в.

стали обозначать процесс индивидуального развития психики. В этом значении онтогенез практически оказался ограничен начальным этапом становления личности, т. е. детством, и не включает зрелые годы, в которые личность не претерпевает столь существенных изменений. Изучение онтогенеза стало центр задачей дет психологии. В отечественной науке 20 в.

утвердилось представление, согласно которому оси содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослым).

В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Таким образом, центральным моментом онтогенеза человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации.

Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук.

В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой.

Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы – общества. При этом «общественное» нельзя понимать только как коллективное. Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средства любой человеческой деятельности.

То, какой именно тип личности будет сформирован, зависит не только и не столько от биологических особенностей индивида, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросреды, в которой происходит становление личности.

Признание детерминированности личностного развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нем сущностные силы.

Творчество человека заключается, во-первых, в том, что созданные им продукты материального или духовного производства сами начинают функционировать в обществе и могут приобрести со временем статус «общественного стандарта».

Во-вторых, человек способен в определенных пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряженной направленной деятельности .

В этике личность – это высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающий чувством долга и ответственности, совестью, достоинством, убеждениями. Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элемента системы общественных отношений.

В юриспруденции личностью считается дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки. В медицине главная характеристика личности – это степень ее психического здоровья, наличие патологий или акцентуаций.

Врачу важно знать, как влияют те или иные качества личности на течение соматических (телесных) заболеваний и как последние, в свою очередь, могут изменять свойства личности.

В отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как предмет проектирования и направленного формирования.

Последствия такого одностороннего технократического подхода еще не полностью преодолены в отечественной школе, но тенденции к пониманию учебно-воспитательного процесса как сотрудничества, взаимодействия личностей педагога и учащегося получают все большее распространение.

Термин «личность» используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду «… совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека…

Читайте также:  Что значит фригидность и как лечить человека

В этом широком смысле термин личность включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам» .

Приведем еще несколько определений: «Термин «личность» охватывает, таким образом, ансамбль психической организации человеческого индивида» ; личность – интегрированная организация всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других людей ; широко определение личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия .

В узком смысле под личностью понимают то, что в наибольшей степени определяет психологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемую по-разному в разных подходах. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами.

«Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции» . Взгляды на то, что выполняет роль цементирующего эту целостность начала, очень разнятся в разных подходах.

Выделим среди них четыре основных направления.

Источник: https://mirznanii.com/a/298885/lichnost-i-eye-formirovanie-v-ontogeneze

Понятия, характеризующие онтогенез человека (созревание, развитие, формирование, становление, обучения и воспитания) — Детская психология Библиотека русских учебников

Главная Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням життедиял льности, ее структурное и функциональное совершенствование. Онтогенез происходит в разных направлениях, а именное:

  • 1) как становление организма — морфофизиологические онтогенез;
  • 2) развитие человека как сознательного общественного существа — онтогенез психики;
  • 3) развитие личности — социальный онтогенез
  • Первое направление онтогенеза изучает биология. Второй и третий — исследуются в различных областях психологии (возрастной, детской, педагогической, социальной)

Онтогенез человека раскрывает ряд взаимосвязанных понятий, прежде всего, понятие»развития», которое принадлежит к основным в детской психологии.

Психическое развитие выступает как последовательный, закономерный процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют собой переход от низших к высшим х уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование.

Развитие психики ребенка хотя и обусловлен социальными условиями его жизни, но опирается на созревание организма. Последнее понятие отражает морфофизиологических линию онтогенеза

Во созреванием понимают, прежде всего, изменения индивида или отдельных его функций и процессов вследствие действия внутренних врожденных факторов. Так, можно говорить о созревании органических функций человека или всь ього ее организму.

. Созревание — проявление онтогенеза, определенный генотипом, заключающийся в последовательном становлении всех систем организма.

Созревание обеспечивает необходимые для психического развития ребенка свойства его организма (особенно ости нервной системы, прямохождение, органы речи), но не определяет содержания и состава психического развития, обусловленные усвоением человеческого опыта время, психическое развитие ребенка способствует ее доз реванияню.

Созревание составляет фундамент развития, но не входит в это понятие как его аспект или сторона, имея качественно отличную природу.

Так, мы можем говорить об обнаружении цвета глаз ребенка на первых месяц местах ее жизни как проявление созревания, а не развития, так как цвет глаз однозначно предопределен генотипом и не зависит от условий жизни — например, того, на что смотреть ребенку в течение первых х месяцев жизни.

По-другому детерминирована динамика черт характера человека, которые возникают вследствие развития, а не созревания, поскольку от рождения они заранее не определены и зависят от того, в каких условиях воспитывался ребенок, какие требования к ней выдвигали окружающейчі.

Развитие ребенка, как правило, происходит в условиях общества, неразрывно связан с нацеленными развивающими воздействиями на подрастающего личность окружающих людей. Понятие«формирование» психических качеств подрастающей личности акцентирует социальную обусловленность психического развития ребенка в условиях общества

В процессе формирования можно выделить стихийную компонента (т.е. изменения под влиянием неуправляемых, случайных факторов, например, неформальных подростковых объединений, рекламы, моды, музыки и т.д., характер и и последствия действия которых непредсказуемы) и целенаправленный процесс изменений личности или ее отдельных сторон и качеств результате специально организованных воздействии.

Понятие«становления» подчеркивает процесс приобретения новых признаков и форм психики в процессе развития ребенка. Можно говорить, например, о становлении характера ребенка, его мышление и т.д., то есть это понятие целесообразно применять когда речь идет о развитии отдельной стороны или качества личностиі.

Закономерности психического развития ребенка находят отражение в педагогических понятиях воспитания, обучения и т.д.

. Воспитание — процесс осуществления общественных воздействий, обусловливающих формирование личности, то есть индивида как члена общества, с теми качествами, которые позволяют ему отвечать на требования общества и дают основания и пользоваться правами члена обществ.

Одним из направлений воспитания является обучения которое организуется обществом в образовательных учреждениях с целью вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками. Психическое развитие личности и обучения тесно взаимосвязаны.

Обучение ведет за собой разви иток, от особенностей обучения зависят темпы перехода индивида от низших ступеней умственного развития к высшим (ЛСВиготський).

Развитие психики человека в условиях обучения достигает таких успехов, которые не возможны при других обстоятельствах частности, исследования показывают, что без специальной педагогической работы абстрактное мышление не возникает у ребенка, а соответственно организовано обучение ускоряет переход детей к абстрактное мышлениеслення.

. Основные линии психического развития детей в процессе обучения и воспитания:

o осложнения знаний.

В современном мире знания накапливаются очень быстрыми темпами — намного быстрее, чем изменения в учебных программах результате школа не способна обеспечить усвоение учащимися полного объема знаний.

Поэтому необходимо, чтобы учащиеся усваивали не только знания, а также способы их получения. обучения (виды и особенности знаний) определяет общий тип и структуру умственного развитияку;

o усвоения психологических механизмов применения способов и знаний — специальных умственных приемов и умений;

o развитие общих свойств личности: направленности, механизмов сознания, волевых качеств и т.д.

  1. Заключение о понятиях, характеризующих онтогенез человека: — развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом;
  2. — сущность онтогенеза человека в разных своих аспектах раскрывают понятие развития, созревания, формирования, становления, обучения и развития;
  3. — психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют переход от низших к высшим уровням жизненно тедияльности
  4. — созревание — проявление онтогенеза, определенный генотипом, обеспечивающий необходимые для психического развития ребенка свойства его организма;
  5. — социальную обусловленность онтогенеза человека в условиях современного общества отражают психологическое понятие формирования и педагогические понятия воспитания и обучения

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/ponyattya_harakterizuyut_ontogenez_lyudini.htm

Развитие личности в онтогенезе

  • Оглавление 
  •      Введение
    …………………………………………………………………3
  •      Глава 1. Теоретические 
    аспекты изучения личности в 
               современных и 
    зарубежных исследованиях
           1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6
           1.2.Развитие личности в онтогенезе……………………………..9
           1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15

     Выводы 
по 1 главе
………………………………………………………….19

     Глава 2. Особенности развития личности человека

           2.1. Этапы формирования личности……………………………20
           2.2. Методы изучения……………………………………………23
  1.      Выводы 
    по  главе 2
    ……………………………………………………31
  2.      Заключение …………………………………………………………….33
  3.      Список 
    литературы
    ……………………………………………………35
  4.      Приложение
    …………………………………………………………….37 
          
          
     
  5.      Введение 

     Актуальность 
исследования
. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях  не велись поиски, какое множество концепций  не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.

Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять.

А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

     Многие 
науки – предпринимали попытки 
понять всю сложность человеческого 
поведения и саму сущность человека. Актуальной эта проблема остается и на сегодняшний день.

      
Какие-то из этих путей оказались 
тупиковыми, в то же время другие 
направления находятся на пороге 
своего расцвета.

Сегодня проблема 
стоит остро как никогда, поскольку 
большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей.

Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.  

     Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Понимание поведения человека во всей его многоплановости — сложная задача. Развитие личности в онтогенезе изучалось многопланово отечественными и зарубежными учеными.

     Развитие 
человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение 
в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском 
возрасте.

Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего, к высшему.

Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

     Проблемами 
формирования личности занимались как 
зарубежные,  так  и  отечественные 
ученые.  Среди  зарубежных  исследователей  известны  работы  З.Фрейда, Э.Эриксона,  К.Роджерса, К.Юнга, А.Адлера.

В  отечественной 
психологии проблеме личности  уделяется большое внимание в работах А.П.Леонтьева, А.В.Петровского, Л.С.Выготского и т.д.

В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов  о формировании личности  в  различных  его   психологических аспектах.

  •      Разнообразие 
    теоретических подходов к самосознанию личности обусловливает необходимость 
    проведения анализа данной проблематики.
  •      Объект 
    исследования:
      процесс развития личности.
  •      Предмет исследования: условия формирования личности в онтогенезе
  •      Цель 
    работы
    : рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.
  •      Задачи 
    исследования
    :
  •      • Выявить теоретические основы понятия  личности в психологии;
  •      •Рассмотреть 
    периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;
  •      • Выделить механизмы формирования личности;
  •      • Определить методы изучения личности;
  •      • Рассмотреть особенности формирования  и становления личности в онтогенезе.
  •      Гипотеза:  процесс формирования личности проходит ряд этапов.
Читайте также:  Синкопальное состояние — причины появления, виды, лечение

     Методологической основой исследования 
явлются работы как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

  1.       
    Теоретическая значимость исследования
      состоит в том, что:
  2. в работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме.
  3.      Практическая 
    значимость работы
    определяется возможностью использования методик  исследования личности в практической деятельности педагогов.
  4.      Методы  исследования:
  5.       
    — теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);
  6.       
    — эмпирические (опрос, наблюдения, проективные). 

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,  выводов,  заключения, списка литературы. Общий   объём   работы   составляет 35 печатных листа. 
      

     Глава 1. Теоретические 
аспекты изучения личности в       современных и зарубежных исследованиях
 

1.1.Понятие   и структура личности в психологии 

      
В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

      
Личность может быть описана 
со стороны своих мотивов и 
стремлений, составляющих содержание 
ее «личного мира», т. е. уникальной 
системы личностных смыслов, индивидуально 
своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

     Личность 
описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых 
образований, регулирующих  выход 
ее поведения за пределы исходных планов.

      
Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического.

Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы.

Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность.

Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее.

Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Личность — это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия

[6; с. 56].

     Личность 
каждого человека представляет собой 
очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных 
черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

      
Личность есть единое целое 
всех ее различных черт. При 
этом каждая черта личности 
неразрывно связана с другими 
и поэтому она приобретает 
совершенно разное, порой прямо 
противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт [2;с. 44].

     Индивидуальность 
– совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

  •       
    Личность – это целостная индивидуальность 
    в ее социальном содержании, качестве.
  •       
    Направленность – важнейшее свойство 
    личности, в котором выражается 
    динамика развития человека как 
    общественного существа, главные тенденции его поведения.
  •       
    Потребность – испытываемая человеком 
    нужда в определенных условиях 
    жизни и развития.

      
Мотивы – связанные с удовлетворением 
определенных потребностей побуждения 
к деятельности, отвечающие на 
вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

  1.       
    Мотивация — относительно устойчивая 
    и индивидуально неповторимая 
    система мотивов.
  2.       
    Темперамент — характеристика индивида 
    со стороны нервно динамических 
    особенностей его психической 
    деятельности.
  3.       
    Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного 
    выполнения какой-либо одной или 
    нескольких деятельностей.
  4.       
    Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
  5.       
    Активность – мера взаимодействия 
    субъекта с окружающей действительностью; 
    интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

     Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности. Побуждения – мотивационный компонент характера.

      
Воля – потребность в преодолении 
препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

      
Призвание – качество личности, в структуру которого входят 
способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.

Источник: http://stud24.ru/psychology/razvitie-lichnosti-v-ontogeneze/251023-738925-page1.html

4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания

Личность-субъект
социокультурной жизни, имеющий
индивидуальность которая раскрывается
в контекстах социальных отношений.

Становление
личности в онтогенезе

 Начало
личности наступает намного позже, чем
начало индивида. Индивид «начинается»
задолго до рождения. С момента
рождения человек зависит
от соц-х условий существования, воспитания
и оздоровления. Формирование начальных
свойств личности связано с образованием
комплекса соц-х связей, регулируемых
нормами и правилами, освоением средств
общения с их знаковым аппаратом.

  • Самосознание
    – восприятие человеком многочисленных
    «образов» самого себя в различных
    ситуациях деятельности и общения.
  • Структура
    самосознания
    как
    устойчивая установка индивида по
    отношению к себе она включает в себя
    три взаимосвязанных компонента:
    -когнитивный,
    отражающий самопознание индивида;

    эмоциональный, выражающий его
    взаимоотношение (самооценку);

    поведенческий, отражающий саморегуляцию
    индивида.
  • Социальная
    психология

    личности исследует закономерности и
    причины поведения личности в контексте
    реальной группы, проблемы лидерства,
    эмоциональных связей между членами
    группы, занимается вопросами социализации
    – усвоения и воспроизводства индивидом
    норм, ценностей и обычаев своего общества
    итд

5 Билет.Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Понятие ведущей деятельности. Возрастная периодизация психического развития, построенная на смене ведущей деятельности

  1. Деятельность
    сознат-ое, целенапр-ое взаимодействие
    субъекта с внешним миром.
  2. В
    ней можно выделить
    :
    субъект деятельности, процесс деятельности,
    предмет деятельности , условия деятельности
    , продукт деятельности .

     

  3. 3осн-хвидачеловеческойдеятельности: игру,
    учение и труд.

Существенным
отличием деятельности человека от
поведения животных является то, что она
регулируется осознаваемой целью.
Поведение животных направлено ​​на
удовлетворение биологических потребностей
является генетически заданной.

Поведение
человека регулируется общественно
установленным нормам удовлетворения
потребностей.

Структурадеятельности. 

Потребностьэто
неосознаваемое состояние организма,
которое еще не имеет конкретно предметного
выражения.

Она возникает как своеобразный
сигнал о том, что для нормальной
жизнедеятельности чего-то не хватает,
человек испытывает опред-й дискомфорт.

Цель —
это идеальный образ объекта, который в
сознании человека может удовлетворить
возникшую потребность. Мотив —
это то, что побуждает к деятельности .
Мотивами могут быть потребности,
интересы, эмоции, убеждения и идеалы.

Предмет деятельности —
это объект или совокупность объектов,
превращая которые можно достичь
поставленной цели. Средства деятельности
 составляют
инструментальную сторону активности.
К ним относят необходимые для выполнения
деятельности орудия, а также соответствующие
знания, навыки и умения. Действие —
это моторная функция живого организма.

  • Ведущаядеятельность(ВД)(ввел
    Блонский)
     — это
    та деятельность ре­бенка в рамках
    социальной ситуации развития, вы­полнение
    которой определяет возникновение и
    фор­мирование у него основных
    психологических ново­образований на
    данной ступени развития.
  • игра
    – дошкольный период;
  • учение
    – младший школьный возраст, отрочество,
    юношество;
  • труд–
    зрелость и старость. 

Источник: https://StudFiles.net/preview/5766790/page:3/

Основные этапы развития и формирования личности в онтогенезе

Исследования проблемы развития личности: Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.

Целостный по своему содержанию и характеру, перспективно направленный процесс становления личности в онтогенезе, совершающийся по особым внутренним закономерностям, выступает как форма социального развития.

В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка— от самовосприятия, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, понимания своего места и назначения в нем.

  • Онтогенез подразделяется на различные ступени
  • 1.      «я в обществе» — на основе отделения  «я» от других людей
  • 2.      «я и общество»

Именно определение своего места в «мире людей», осуществляемое во взаимоотношениях, дает импульс к развитию ребенка, что реализуется через предметно-практическую деятельность.

Иными словами, развитие личности — это единый процесс социализации, когда ребенок осваивает социальный опыт, когда он выражает собственную позицию, противопоставляет себя другим, проявляет самостоятельность путем установления все более широких отношений, где он вырабатывая перспективу развития дальнейшей деятельности.

Б. Уайт замечает, что «малыша можно охарактеризовать как активное, общественно ориентированное существо, огромный интерес для которого представляют люди», отношение с которыми у ребенка, «начиная с пятого-шестого месяца жизни».

По мнению Т. Бауэра, младенцы обладают способностью и потребностью во взаимодействиях со взрослыми.

В конце первого года жизни происходит резкий переход от интимно-личностного общения, смысл которого состоит, по данным М. И. Лисиной, в обмене положительными эмоциями к предметно-манипулятивной деятельности. Ее развитие говорит о возникновении нового типа отношения ребенка к миру. Взрослый передает ребенку конкретные способы действия с предметом.

Общение со взрослыми обеспечивает присвоение их опыта, в том числе и овладение речью. При формировании речи ребенок вначале просто повторяет слова, звуки, обращенные к отдельным предметам, включенным в его предметную деятельность.

Затем, вслед за привыканием к звукам, слова начинают зрительно связывать ребенка с предметом. После этого возникает период внутренней речи, когда ребенок дает себе инструкции и затем выражает их. Таким путем, через опосредование предметного мира речью актуализируются предметы, которыми манипулируют взрослые.

Это подготавливает годовалого ребенка к овладению предметными действиями.

Формирование предметных действий у ребенка от года до 3 лет, овладение выработанными способами употребления доступных вещей обостряют стремление ребенка выйти за пределы непосредственных обиходных отношений.

Ребенок переходит к освоению определенных ролей, что готовит его переход на новую социальную позицию.

Показательно, например, что уже для детей полутора лет характерна социальная категоризация, разделение на группы «мы» (в ситуации парных игр) и «они», а внутри группы «мы» на «я» и «другой».

Что касается двухлетнего ребенка, то он более четко выделяет границы «я» и «другой». Это приводит к осознанию наличия своего «я», создавая новую позицию «я и общество».

К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с обществом, выделяя свое «я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта.

С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив (но еще не осознав) свое «я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми — взрослыми и сверстниками.

В период с 3 до 6 лет ребенок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая определяет развитие его социализации — индивидуализации.

Показательно, что к 6 годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Пиаже считает, что эта способность появляется у ребенка только после седьмого-восьмого года жизни.

У шестилетнего ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе, на первый план выходит позицию «я в обществе». Освоив в игровой деятельности отношение к вещам, делам, ребенок стремится реализовать свои новые возможности в предметно-практической деятельности. У шестилетних ребят появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек осознает свою принадлежность к детскому коллективу. То есть именно на рубеже между 5—6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.

Следующий период 6—9 лет становления личности связан с осознанием своего места в системе общественных отношений. К 9 годам развивается потребность ребенка в получении признания других людей. Он требует развертывания системы взаимоотношений. Он испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальному.

До 9 лет ребенок развертывает свои отношения в среде знакомых людей, теперь же он стремится вступить в широкий круг общественных отношений.

Главным критерием оценки ребенком себя и другого в это время становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими.

Именно на этом рубеже появляется своеобразный кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет.

От 6 до 10 лет, возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга: 8 лет—15,%, 9 лет — 26%, 10 лет — 34,2% и уменьшается число детей, которые хотят учиться, так как им это интересно, нравится: 8 лет — 25%, 9 лет—19,3%, 10 лет —5,3% (И. М. Вереникина, 1984).

Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе естественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, что обостряет потребность подростка в общественном признании. Поэтому в 15 лет и вычленяется очередной промежуточный рубеж социального движения — «я в обществе».

Так, если 14-тилетнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то у пятнадцатилетнего основное место (86%) занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития.

От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения — «я и общество».

Именно эта позиция «я» по отношению к обществу обеспечивает максимальные возможности социального созревания, определяя новые уровни развития личности, так как здесь происходит не только утверждение в «мире вещей», но подлинное утверждение социальной сущности в «мире людей».

Наиболее крупными ступенями социального развития личности в период от рождения до зрелости выступают два блока, которые можно обозначить, как фазы становления личности.

1.      На первой фазе (от 0 до 10 лет) — фазе собственно детства — происходит становление личности па уровне еще не развитого самосознания.

2.      На второй фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подросткового возраста — наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

  1. Рассмотрение процесса социального развития личности в разные периоды онтогенеза показывает, что внутри каждого периода оно проходит через три закономерно чередующиеся стадии.
  2. Первая стадия характеризуется появлением тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют новые возможности функционирования ребенка, создавая соответствующее поле для его развернутой деятельности.
  3. Вторая стадия отличается максимальной реализацией, развивается ведущий тип деятельности.
  4. Третья — насыщением ведущего типа деятельности, что ведет к актуализации другой стороны деятельности.

Весьма выпукло эта картина представлена, например, в подростковом возрасте, когда ребенок достигает периода «второго рождения». Ребенок осознает свои социальные возможности. Наиболее выпукло эта позиция проявляется при переходе ребенка с одной ступени онтогенеза на другую.

Полученные факты показывают, что достижение определенного уровня социальной зрелости на конкретной стадии каждого периода онтогенеза опережает интеллектуальное развитие ребенка.

Специфика разных периодов онтогенеза заключается в системе отношений, которые складывается в конкретном возрасте между ребенком и обществом.

С каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка, меняются также содержание и средства общения. Так, в подростковом возрасте адресатом становится общество в целом, овладевая позицией «я и общество».

Содержательно это означает, что на данном уровне подростком решается не просто задача занятия определенного «места» в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, т. е. решается задача личностного самоопределения.

Вычленение особых уровней в процессе онтогенеза заключает в себе высокие возможности воспитательного процесса, позволяя строить его адекватно психологическим закономерностям ребенка.

Источник: https://students-library.com/library/read/65636-osnovnye-etapy-razvitia-i-formirovania-licnosti-v-ontogeneze

Формирование личности в онтогенезе

Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе. В процессе общественного воспитания и образования, т.е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения, основы мировоззрения и готовность к труду.

Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется: взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного);
сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро и микрогруппах);

Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека.

Однако такое влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности.

Это объясняется тем, что начало личности наступает намного позже, чем начало индивида.

Индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития. Начало индивида имеет глубокие истоки в филогенезе и наследственности, передающиеся через родительскую пару.

Установлено, что с первых недель жизни ребенка весьма интенсивно, причем с нарастающей скоростью, образуется масса сенсомоторных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружающем мире и общения с людьми.

С момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления.

Он формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является, может быть, более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфическим человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции, моторной речи, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры).

Вскоре после рождения происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности — становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми.

Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей, потому что, даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме, оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом «целокупности» общественных отношений, которые и составляют сущность личности.

Однако, социальная обусловленность развития и наличие сложного, индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата ещё недостаточны для утверждения, что новорожденный или младенец личность, что начало личности — это моменты рождения, гуления, лепета, появления первых избирательных реакций на человека.

Нельзя считать более убедительным и тот факт, что типологические свойства нервной системы и темперамент, ровно как и задатки, считающиеся природной основой личности, проявляются в эти периоды достаточно явно.

Все эти генотипически обусловленные свойства человека как индивида первоначально существуют независимо от того, какая личность, с каким набором социальных характеристик будет им обладать.

Можно считать установленным, что на основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же тип характера, ровно как контрастные свойства характера могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются.

На первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направления образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства человека связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития.

  • Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом, предметной деятельности с её социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.
  • Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.
  • В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе.

Точки отсчета для начала онтогенеза и истории развития личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке. История личности, хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже.

Особенно ранними её вехами является поступление ребенка в детский сад, и что особенно важно, в школу, что обусловливает более широкий круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности.

Под влияние социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта деятельности.

Таким образом, личностью не рождаются, личностью становятся (А.Леонтьев, С.Рубинштейн). Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретается особое социальное качество — он становится личностью.

Источник: https://psyera.ru/formirovanie-lichnosti-v-ontogeneze-1710.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector