Корректурная проба бурдона — тест для диагностики внимания

Усидчивость и внимательность — важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование.

Задача учителей и родителей — помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации.

Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

Суть методики диагностики

Корректурная проба Бурдона — тест для диагностики внимания

Внимательность — основа успешной учёбы в начальных классах

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся.

Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком — 10 минут.

 За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

Корректурная проба Бурдона — тест для диагностики внимания

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

 Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными. 

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Для совсем маленьких ребят, не умеющих читать, тест может быть также представлен в виде расположенных в ряд домиков или листиков. Усложнить работу можно, сформулировав задание так: «Нарисуй в каждом домике окошко, а к листику добавь веточку».

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

Изначально тест имел только буквенное оформление Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами Листики и домики — самый понятный стимульный материал для младших школьников Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К — концентрация, С — просмотренные строки, О — ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

  • При определении устойчивости внимания используется формула:
  • А = S/t х 10 (S — общее число просмотренных элементов, t — период времени (60 секунд)).
  • Расшифровка показателей:
  • Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:
  • С = (So/S) х 100 (Sо — число строк с ошибками, S — общее количество отработанных строчек).

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках — чётных или нечётных.

Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

Корректурная проба Бурдона — тест для диагностики внимания

Обработка результатов (как и проведение самого теста) может проводиться с помощью специальной программы

Если корректурная проба показала, что у ребёнка качество внимания находится на среднем или очень высоком уровне, то эти достижения школьнику следует поддерживать (много читать, складывать пазлы, заучивать стихотворения наизусть).

А вот для тех, кто продемонстрировал очень низкий или низкий уровень, не обойтись без специальных заданий, которые должен индивидуально разработать психолог с учётом личностных особенностей конкретного малыша.

Чаще всего в таком случае предлагаются упражнения по восстановлению порядка счёта, сюжета картинок, заучиванию стихотворений наизусть.

По результатам корректурной пробы учителю или психологу легче выстроить стратегию работы с каждым учеником, а также определить оптимальный характер учебных заданий для развития всех аспектов внимания, чтобы дать малышу возможность эффективного усвоения знаний и полноценного личностного роста.

Если у вас возникли сложности или проблемы — вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/kak-pravilno-provesti-test-burdona-korrekturnuyu-probu-dlya-diagnostiki-vnimaniya-mladshih-shkolnikov.html

Корректурная проба: проверяем внимательность и концентрацию

Сотрудники постоянно отвлекаются от работы и плохо концентрируются на своих задачах? Им трудно сконцентрироваться и сделать все правильно с первого раза? Проверьте их внимательность с помощью методики корректурной пробы.

Скачайте документы по теме:

Руководители часто сталкиваются с невнимательностью сотрудников. Они получают конкретное задание, но выполняют его неверно. Складывается ощущение, что подчиненные просто не слышат руководителя. Постоянно переспрашивают, не читают инструкции, делают все не так.

Возможно, корень проблемы в том, что они плохо концентрируются на текущих задачах. Недостаток внимательности — проблема многих специалистов. Обладая превосходными профессиональными навыками, они поражают своей рассеянностью.

Если HR-специалист выявит эту проблему своевременно, у руководителя появится шанс наконец быть услышанным.

Тест на внимательность: методика корректурной пробы Бурдона

Тесты на внимательность не затрагивают профессиональные навыки работника.

Они помогают проверить, хорошо ли сотрудник усваивает новую информацию, как быстро находит ассоциации, может ли сосредоточится на чем-то важном.

Такие тестирования проводят при отборе делопроизводителей и секретарей. Их применяют для оценки специалистов, в чьи обязанности входит работа, требующая максимальной концентрации.

Корректурную пробу или тест Бурдона относят к таким методикам. С ее помощью оценивают  концентрацию и устойчивость внимания, выявляют скорость утомляемости. Способ оценки был предложен в 1895 году французским психологом Бенджамином Бурдоном и получил его имя.

Метод широко применяют в тестировании людей любого возраста: от школьников до взрослых. Изначально его относят к психологии труда, хотя со временем методика перешла в разряд отдельного психологического исследования.

Корректурная проба имеет ряд ограничений. Проводя исследование учитывают:

  • состояние зрения испытуемого;
  • уровень грамотности;
  • наличие заболеваний, снижающих возможность концентрации;

В основе методики корректурной пробы Бурдона лежит работа испытуемого со специальным бланком. Он получает инструкцию, согласно которой должен вычеркивает определенные символы из рядов случайно расположенных символов. Длительность исследование варьируют в зависимости от задачи.

Как проверить устойчивость внимания с помощью корректурного теста Бурдона?

Корректурная проба: бланк теста

Бланк для проведения теста Бурдона выглядит как страница, заполненная расположенными в случайном порядке знаками. В зависимости от задачи и возраста испытуемого используются буквы, цифры, миниатюрные рисунки, геометрические фигуры.

Например, для не знающих алфавит детей используют метод “Кольца Ландольта”. В нем в качестве символов использованы кольца, имеющие разрывы в разных направлениях. Стандартным считается бланк с двумя тысячами символов. Они представлены буквами русского алфавита и расположены в строках по пятьдесят букв.

Испытуемый работает с бланком, последовательно обрабатывая каждый символ.

Рисунок 1. Бланк для проведения корректурной пробы

Корректурная проба Бурдона — тест для диагностики внимания

Следуя инструкции, испытуемый вычеркивает определенные элементы, просматривая строчку за строчкой. Каждые 60 секунд дается команда «Черта!». В этот момент человек отмечает место, в котором остановился, вертикальной чертой. На проведение теста отводят от 3 до 10 минут.

Задача специалиста — провести максимально доступный инструктаж испытуемого. Основное условие объективности теста — последовательный просмотр символов с переключением внимания. Ниже приведем пример инструкции.

На бланке строчками расположены буквы русского алфавита. Просматривайте их последовательно слева направо и вычеркивайте все буквы «к» и «р». На тест отводится 5 минут. Выполняйте задание как можно быстрее, но не допускайте ошибок.

Не пропускайте буквы и не вычеркивайте лишние. Когда я скажу «Черта!», поставьте вертикальную черту после того символа, который проверяете в данный момент. Я буду подавать этот сигнал каждые 60 секунд. После этого продолжайте работу.

Все о внимании в электронном журнале «Директор по персоналу»:

Проверка результатов корректурного теста Бурдона

  • Обработка результатов теста проводится путем подсчета следующих показателей:
  • Таблица 1. Показатели для оценки результатов корректурной пробы
  • Корректурная проба Бурдона — тест для диагностики внимания

Отметим, что ошибкой считают пропуск символов, которые должны быть зачеркнуты, и неправильное зачеркивание. При обработке результатов корректурной пробы заполняют протокол и сравнивают показания испытуемого с ключом к тесту.

Интерпретация результатов корректурной пробы

S (скорость обработки информации) — характеризует функциональную подвижность нервной системы, скоростные параметры принятия решения.

  • < 4 баллов — низкая;                                                   
  • 4-7 баллов — средняя;
  • 8-9 баллов —  выше среднего;
  • 10 баллов — высокая;

Pt (средняя продуктивность) — количество информации, переработанной в единицу времени.  

  • < 150 — низкая;
  • 150-250 — средняя;
  • 250-330 — выше среднего;
  • > 330 — высокая;

Лица с высокой подвижностью нервной системы и высокой продуктивностью успешны в тех сферах, где необходимо быстрое принятие решений. Если показатель скорости обработки данных меньше четырех, это говорит об инертности нервной системы. Такие люди проявляют свои способности только в спокойной обстановке, работая в привычном темпе. 

Kp (коэффициент выносливости) — характеризует способность к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности без признаков утомления.

  • > 15% — низкий;
  • 0-15% — средний;
  • < 0% — высокий;

Работники с высоким уровнем выносливости более надежны в критических ситуациях. Лица c низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы.  

At (точность) — выявляет способность сотрудника к безошибочной работе.

  • ≤ 0,79 — низкая;                                                
  • 0,80-0,89 — средняя;
  • 0,90-0,94 — выше среднего;                
  • ≥ 0,95 — высокая;                                              

Лица с низкой точностью работы неэффективны в работе с повышенными требованиями к точности (бухгалтер, статистик, редактор, чертежник).                            

К (концентрация внимания) — 2Q/N. Это отношение общего числа обработанных символов (умноженное на два) к количеству ошибок. Высокие показатели говорят о том, что человек способен полностью сосредоточится на текущей задаче.

О внимании и мышлении читайте на портале «Директор по персоналу»:

Для того чтобы вычислить итоговый показатель устойчивости внимания, необходимо полученные результаты перевести в шкальные оценки. Это необходимо для оценки показателя с учетом возраста испытуемого. Для расчета потребуются показатели точности и продуктивности. Ниже приведем таблицы их перевода в шкальные оценки.

Продуктивность (B)

Таблица 2. Перевод показателя продуктивности в шкальную оценку

Балл Количество обработанных символов Балл Количество обработанных символов
1 14 3160-3320
2 15 3320-3480
3 4760
12 2840-3000 25
13 3000-3160

Точность (С)

Для оценки точности используют формулу (М/Н)*100%, где H — общее число символов, которые нужно было вычеркнуть в тесте, а M — количество правильно вычеркнутых в  ходе корректурной пробы. Точность переводим в шкальную оценку по таблице.

Таблица 3. Перевод показателя точности в шкальную оценку

Бал Точность, % Бал Точность, %
1 < 81,9 14
2 81,9-83,0 15 94,9-96,0
3 83,0-84,1 16
4 84,1-85,1 17 96,0-97,0
5 85,1-86,2 18
6 86,2-87,3 19 97,0-98,1
7 87,3-88,4 20
8 88,4-89,5 21 98,1-99,2
9 89,5-90,6 22
10 90,6-91,6 23 > 99,2
11 91,6-92,7 24
12 92,7-93,8 25
13 93,8-94,9 26

Складывая полученные результаты, получаем интегральный показатель устойчивости (A=B+C). Его также переводим в шкальную оценку и оцениваем итоговый результат теста Бурдона на внимание.

Таблица 4. Перевод показателя устойчивости в шкальную оценку                

Шкальная оценка Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая
4-7 Ниже среднего
8-11 Средняя
12-15 Выше среднего
16-19 Высокая

По результатам теста мы получаем возможность оценить, насколько устойчиво внимание испытуемого. Результаты теста помогут кадровому специалисту принять решение о дальнейшей судьбе данного сотрудника. 

Вывод

Методика корректурной пробы или тест Бурдона — одна из разновидностей теста на внимание. Кадровый специалист использует ее, если хочет понять, как быстро персонал усваивает новую информацию, умеет ли концентрироваться на задачах.

Результаты теста учитывают при распределении должностей, составлении программ обучения персонала. С недостатком внимательности можно бороться. Важно выяснить, в чем причина рассеянности сотрудников и своевременно решить эту проблему.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67150-korrekturnaya-proba-proveryaem-vnimatelnost-18-m6

Корректурная проба Бурдона

Одна из самых популярных методик для исследования внимания. Похожа на методику «Кольца Ландольта». Данная методика предназначена для исследования степени концентрации, распределения и устойчивости внимания. 

Читайте также:  Церебральный паралич: расшифровка дцп, признаки и лечение

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста. Проведение методики занимает 10 минут. Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Исследование нужно проводить индивидуально. Необходимо убедиться, что испытуемый готов к выполнению задания. Необходима спокойная обстановка, в которой человек не будет чувствовать себя как на экзамене. Естественно, что нежелательно присутствие отвлекающих моментов (лишних людей, телефонов, музыки и др.).

Материал и процедура тестирования

Для обследования вам понадобятся специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки (есть и детский вариант, в котором используются бланки с рисунками).

Возможны и другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать (при изучении распределения внимания).

Инструкция к пробе Бурдона

Инструкция №1: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 60 сек по команде «черта» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 5 мин.»

Инструкция №2: «На бланке мысленно отчеркните первый ряд. Ваша задача – просматривая ряды знаков слева направо, вычёркивать те знаки, которые стоят первыми в ряду. Старайтесь работать быстро и точно. Время работы 5 мин.»

Обработка результатов

Результаты первой пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важными показателями первой пробы являются характеристики качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал).

  • Формула для оценки концентрации внимания:
  • Корректурная проба Бурдона — тест для диагностики внимания
  • К = С*С/n или К = С^2 /n; C – число просмотренных строк,

n – количество ошибок (пропусков, ошибочных зачеркиваний). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Источник: https://impsi.ru/testy/korrekturnaya-proba-burdona/

Психологическая безопасность: учебное пособие

Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый элемент, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным.

С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.

Если мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Оно не имеет своего собственного содержания и является составной частью других психических процессов: ощущения и восприятия, представления памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств, проявления воли.

В практических, в частности, двигательных действиях людей, в их поведенческих актах (поступках) внимание обеспечивает ясность отражения действительности. А это одно из необходимых условий успешности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета.

Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др.

Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока.

Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе. Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным.

Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Все три вида внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное) – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания выступают особенности проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Его можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания – свойство, выражающееся в полной поглощенности предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Истинное отвлечение является следствием многих причин: невыработанной устойчивости внимания, снижения интереса к работе, утомления (особенно при монотонной деятельности) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому можно выполнять два или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизированно.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются различные свойства и виды внимания, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Методика «Корректурная проба»

Применяется для обследования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, внимательно просматривая ряд за рядом, все буквы «е». Через каждые 60 с по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков вы уже просмотрели (успели просмотреть). Время работы – 5 мин. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Интерпретация результатов. С помощью данной методики определяются такие качества внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость.

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков.

Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

  • где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
  • Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
  • Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
  • Результаты подсчитываются для каждых 60 с по формуле:
  1. где А – темп выполнения; S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t – время выполнения.
  2. По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
  3. Показатель переключаемости вычисляется по формуле:
  • где S0 – количество ошибочно проработанных строк; S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
  • При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
  • Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – 5 ошибок и менее.
  • Бланк для ответов

Источник: https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl16.shtm

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Корректурная проба Бурдона направлена на исследование способностей концентрации внимания и его устойчивости.

Инструкция. Необходимо зачеркнуть одну или две цифры в Таблице №1. При этом через каждые 30-60 сек, по указанию психолога, ставится отметка (вертикальная черта) на просматриваемой строке и продолжается работа до конца страницы. Регистрируется время, затраченное на выполнение задания, количество ошибок и темп выполнения задания.

Таблица №1

В норме таблица выполняется за 8-11 мин. Допускается до 10 ошибок. Распределение ошибок в первой и второй половине равномерно.

Методика выявляет колебания внимания тестируемых по отноше­нию к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Заимствована из психологии труда (проба Бурдона), но нашла широкое при­менение в клинике. Применялась для выявления утомляемости, упражняемости, колебаний внимания и т. д.

Для проведения опыта необходимы бланки и секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Для проведения опыта необходимо, чтобы в лаборато­рии было хорошее освещение и тишина.

При проведении опыта следует учитывать состояние зрения тестируемого; при недостаточном или некорригированном очками зрении результаты исследования нельзя сравнивать с данными исследования других больных. Нецелесообразно также проводить эту пробу с малограмот­ными больными.

Методика проведения. Тестируемому дают два хорошо отточенных простых мягких карандаша (один запасной) и бланк. Его предупреждают, что предстоит проверка его внимания. Ему говорят:

«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «К» и «Р». Вычерки­вать нужно вот так (экспериментатор показывает, вычеркивая буквы на первой строчке вертикальной черточкой).

Иногда я сам буду ставить на вашем листке черточки — это будет отмет­ка времени, на это вы не должны обращать внимания.

Старай­тесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без оши­бок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Понятно? Начнем со вто­рой строчки».

Экспериментатор включает секундомер и дает больному сиг­нал начать. По прошествии каждой минуты (точно по секундомеру) экспериментатор ставит такой знак в том месте, где боль­ной держит в это время карандаш, стараясь по возможности не мешать больному.

Общая длительность проведения опыта определяется в зави­симости от задачи исследования — 10, 5 или 3 минуты.

Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее изготовленному «ключу».

«Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обве­дены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке.

«Ключ» должен быть тщательно проверен и по традиции даже подписан двумя психологами. С помощью такого «ключа» производится проверка правильности работы больного следую­щим образом: «ключ» и бланк кладут рядом и, передвигая ли­нейку, сравнивают строчку за строчкой.

Поскольку результаты работы тестируемого остаются на бланке, особого отдельного протокола опыта можно не вести.

Обработка экспериментальных данных проводилась разными исследователями по-разному. Наибольшую трудность при оцен­ке результатов работы больного представляет сочетание показа­телей ее скорости и точности. За одну минуту больной (или вообще испытуемый) мог успеть просмотреть больше или мень­ше знаков — число просмотренных в минуту знаков и будет показателем скорости.

За ту же минуту исследуемый мог допус­тить то или иное количество ошибок, — это число ошибок и будет показателем точности. Попытки с помощью разных фор­мул (например, с помощью формулы Уиппла) сочетать показа­тели скорости и точности в одну величину в клинической прак­тике малоэффективны.

Гораздо более показательны простые гра­фики, где совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы).

Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость больных (снижение скорости и точности), врабатываемость (по­вышение скорости, точности), колебания того или иного пока­зателя. Возникает также возможность сравнивания качества ра­боты больного в разные дни и часы.

Читайте также:  Телесно ориентированная психотерапия — что это? упражнения

При рассмотрении результатов выполнения корректурной пробы также рассматриваются два показателя — скорость и точность.

Показатели скорости представляют интерес лишь в самых крайних отклонениях: чрезвычайно быстрый темп работы (со­провождающийся, конечно, неточностью) наблюдается при ма­ниакальных и паралитических синдромах, а чрезвычайно мед­ленный — при депрессии.

Промежуточные же показатели ско­рости работы не всегда имеют клиническое значение, так как могут зависеть от индивидуальных особенностей больного, т. е. от его привычных личностных установок. Большее значение име­ет показатель точности работы, хотя, как доказано Т.И.

Тепеницыной, и этот показатель меняется в зависимости от отно­шения больного к исследованию; заинтересованный в хорошей оценке при прохождении экспертизы больной может почти вдвое улучшить свои показатели. Тем не менее показатель точности в основном все же отражает состояние общей психической рабо­тоспособности больного, степень устойчивости и утомляемости его внимания.

Психически здоровые молодые люди при деся­тиминутной работе допускали от одной до 10—15 ошибок, а больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга за то же время допускали 40—60 ошибок. Следует обра­щать внимание на распределение ошибок по минутам.

При об­щем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления; при некото­рых же функциональных расстройствах психической деятель­ности наблюдается, по данным Т.И. Тепеницыной, неравно­мерное распределение ошибок: на фоне безошибочной работы возникают небольшие периоды скопления ошибок и даже про­пуски целых строк подряд.

Влияние упражняемости на выполнение корректурной пробы невелико. Ее можно сколько угодно раз применять повторно.

Больше того, она настолько чувствительна и так тонко отражает изменения психического состояния больных (и даже здоровых), что ею неоднократно пользовались для оценки изменений со­стояния людей под влиянием фармакологических воздействий, терапии, трудовой нагрузки, настроения и т. д.

Источник: http://psy-clinic.info/index.php/testy/79-korrekturnaya-proba-test-burdona

Методика "Корректурная проба" (Проба Бурдона, Кольца Ландольта)

Корректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б.

Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта.

Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.

С помощью методик «Корректурная проба», представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно.

Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования.

Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми.

Допустим, первая буква в ряду — «А», тогда вам следует зачеркнуть все буквы «А» в буквенном ряду. Длительность выполнения — 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами.

Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.

Начать тест — буквенный вариант

Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.

Начать тест — цифровой вариант (упрощенный)

Тест «Кольца Ландольта»

Вариант теста «Кольца ландольта» так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста «Кольца Ландольта» — 5 минут.

Начать тест — Кольца Ландольта (упрощенный)

Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат.

Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут.

Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития.

Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов.

Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв.

Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде.

То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.

    • Основные показатели:
    • Потрачено времени на работу t
    • Общее количество просмотренных символов до последнего выбранного символа N
    • Общее количество просмотренных строк C
    • Общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть n
    • Общее количество вычеркнутых символов. M
    • Верно выбранные символы S
    • Пропущенные символы. P
    • Ошибочно выбранные символы. O
    1. Расчет результата:
    2. Показатель скорости внимания (производительности внимания) A=N/t A знаков в секунду.
    3. Показатель точности работы (первый вариант) T1=M/n T1 условных единиц.
    4. Показатель точности работы (второй вариант) T2=S/n T2 условных единиц.
    5. Показатель точности работы (третий вариант, по Уиппу) T3=(M-O)/(M+P) T3 условных единиц.
    6. Коэффициент умственной продуктивности E=N*T2 E знаков.
    7. Умственная работоспособность Au=(N/t)*((M-(O+P))/n) Au знаков в секунду.
    8. Концентрация внимания (процент правильно выделенных символов от всех, что нужно было выделить) K=((M-O)*100)/n K процентов.
    9. Показатель устойчивости концентрации внимания Ku=C*(C/(P+O+(1))) (в случае, если ошибок и пропусков нет, добавляем к делителю единицу) Ku условных единиц.
    10. Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N* где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) V знаков.
    11. Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков.
    12. Уровень концентрации внимания K.
    Уровень развития концентрации внимания Значение, K%
    Очень хороший 81 — 100%
    Хороший 61 — 80%
    Средний 41 — 60%
    Плохой 21 — 40%
    Очень плохой 0 — 20%

    Устойчивость концентрации внимания — баллы и выраженность.

    Ku Балл Уровень
    5,3 — 20,4 1 I Низкий
    20,5 — 35,5 2
    35,6 — 50,6 3
    50,7 — 65,7 4 II Средний
    65,8 — 80,9 5
    81,0 — 96,0 6
    96,1 — 111,1 7 III Высокий
    111,2 — 126,2 8
    126,3 — 171,9 9
    172,0 — 219,7 10 IV Очень высокий
    219,8 — 326,4 11
    326,5 — 1101,5 12

    Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

    Возраст (лет) V, бит Q, бит
    7 — 8 260 0,74
    9 — 10 282 0,83
    11 — 12 340 1,02
    13 — 14 375 1,11

    Таблица скорости в баллах.

    Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Q, бит/с 1,36

    Норма для взрослых людей Q = 1,6 (+-) 0,16.

    • © Олег Акванmetodorf.ru

Источник: https://metodorf.ru/tests/korrekt_proba.php

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Шкалы: концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание теста

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Тестовый материал

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

  • С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
  • Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
  • Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
  • Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

  • А – темп выполнения,
  • S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
  • t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

  • So – количество ошибочно проработанных строк,
  • S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Источники

  • Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.

Источник: https://vsetesti.ru/323/

Корректурная проба (тест Бурдона): Исследование степени концентрации и устойчивости внимания

Корректурная проба (тест Бурдона)

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Тест проводится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайнном порядке букв (цифр, фигур), или газетный текст. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, вычёркивает указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция №1: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 60 сек по команде «черта» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 5 мин.»

Инструкция №2: «На бланке мысленно отчеркните первый ряд. Ваша задача – просматривая ряды знаков слева направо, вычёркивать те знаки, которые стоят первыми в ряду. Старайтесь работать быстро и точно. Время работы 5 мин.»

  • Обработка результатов: формула для оценки концентрации внимания: К = С*С/n или К = С /n; C – число просмотренных строк, n – количество ошибок (пропусков, ошибочных зачёркиваний). Формула для оценки устойчивости внимания:
  • А = S/t (подсчитывается каджые 60 сек); A – темп выполнения, S – количество просмотренных букв, t – время выполнения.
  • По результатам выполнения можно построить «график истощаемости» за каждый интервал, отражающий устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
  • Норма: объёма – 850 знаков и больше,
  • концентрации – 5 ошибок и менее.
  • С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е И С Н А И С Н К В И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С И Х Н В И Х К Х Е Н В И Н Е К Х Н С С Н Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Н Х Е К Х Н С И А Х Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С И В К Е В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И В И Х К Х Е Н В И Н Е К Х Н С А К А Е К Х Е В С К Х Е К Х Н А И С Н К В Е В Е С Н А Н С В К Х Е К Н А И С И И С Н Е И С Н В К Е Х К В Х Е И В Н А К И С Х А Е И В К Е В К И Х Е И С Н А И В Х С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е И С Н А Е Н В И Н В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И А И С Н К В Е В К Х А В И В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Х К Х И В К Е В К В В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х К Х А В И И Х Н В И Х К Х Е А И С Н К В Е В И Х Н В И Х К Х Е А И С Н К В Е В К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К К Х А В И И Х В И К Х Н Е Н А И К В И Е Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С К В Х К Х И В К Е В В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х В С Н А Е К К А И Х Н Н А С А В К К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Х Н В И Х К Х Е В И К В И Н К А С Е С Н А И С Н А С А В К К А С Е С Н А И С И Х Н К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Х Н В И Х К Х Е В И К В И Н И Х Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И В С Н А Е К К А Х А В И Х Х К Х И В К Е В К В В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х К Х А В И И Х Н В И Х К Х Е И Х Н К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Н А С А В К Х Н В И Х К Х И Х Н В К В Н А К К Х А В И Х С К В Х К Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К С Х Е Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К С Х Е К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Е В И К В И Н В С Н А Е К К А Н А С А В К К А С Е С Н А И С Е В И К В И Н К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х
Читайте также:  Симптомы дцп у детей до года, фото

Источник: https://infourok.ru/korrekturnaya-proba-test-burdona-issledovanie-stepeni-koncentracii-i-ustoychivosti-vnimaniya-2951546.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector