Краткий взгляд в философии на сознание и мозг

Краткий взгляд в философии на сознание и мозг

В данной статье определены понятия сознание, подсознание и существо для любых биологических и небиологических объектов.

Рассмотрены вопросы применения этих понятий по отношению к компьютерным системам. Предложены варианты подходов к проведению объективных измерений сознаний различных объектов.

Предложен вариант определения момента метаморфозы сознательного объекта в существо или в сущность.

Ключевые слова и фразы: Сознание; Подсознание; Осознание; Сверхсознание; Осознанность; Человек; Люди; Человечество; Познание; Проявление; Систематизация; Носитель информации; Тело; Плоть; Организм; Существо; Сущность;  Эволюция; Деятельность; Жизненный цикл; Искусственный интеллект; Компьютер; Компьютерная программа; Операционная система; Программа; Алгоритм; Программное обеспечение; Данные; Информация; Семантика; Понимание естественного языка; Алфавит; Азбука; Слово; Предложение; Язык; Понятие;  Мысль; Мышление;

1. Введение

На протяжении всей истории «современного» человечества и до наших дней продолжаются споры и дискуссии о том, что же собой представляют такие понятия как сознание, подсознание, существо. Эти споры достигли своего апогея в наши дни.

Научными центрами интенсивно разрабатываются различные системы (устройства, роботы, механизмы…), которые обладают, как утверждают их создатели, искусственным интеллектом.

Поэтому сейчас, как никогда ранее, возникла необходимость принять единую терминологию и связанный с ней понятийный аппарат, применение которых в рамках различных направлений научных исследований (искусственный интеллект, робототехника, биокибернетика, компьютерные системы…) позволит современным исследователям получить «общий язык» для общения и, соответственно, будет способствовать развитию технологий, полезных для человечества.

С моей точки зрения, будущее современного человечества напрямую зависит от ответов на вопросы — «Что такое сознание и подсознание?», “Что такое существо?”

Эта работа и посвящена поиску ответов на эти вопросы.

2. Описание проблемы

«Существует концептуальный провал между наукой, требующей объективных измерений и соответствующих выводов, и сознанием, являющимся синонимом субъективного опыта.

Понятно, что мы не можем задать существу вопрос: «У тебя есть сознание?» Если же мы заглянем в его «голову» (биологическую или какую-то другую), нам нужно будет принять философское решение: что же именно мы там ищем? Таким образом, вопрос о наличии сознания у того или иного существа не является научным. По этой причине некоторые наблюдатели переходят к вопросу, есть ли вообще у сознания какое-либо реальное основание?» [1]

  • «Регулярно возникает идея связать сознание с каким-то измеряемым физическим параметром.» [1]
  • «Британский психолог и писатель Стюарт Сазерленд в «Международном словаре по психологии» пишет следующее: «Сознание — удивительный, но неуловимый феномен; невозможно сказать, что это такое, в чем его функция или почему оно появилось». [1]
  • Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

3.  Происхождение основных терминов

  1. «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.» [3]
  2. «Если вы что-то не можете объяснить 6-ти летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.

    » [3] Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

  3. У древних славян существовало слово , которое обозначало «Я знаю» [4]
  4. Это слово послужило корнем для многих иных слов, построенных на его основе, таких как:
  • ВЕДАТЬ — знать, иметь сведения о ком-либо, о чём-либо;
  • Alternative form: вѣ́дать (vě́datʹ) (archaic Russian).
  • Pronunciation (International Phonetic Alphabet): [ˈvʲedətʲ]
  • Etymology: from Proto-Slavic *věděti, from Proto-Indo-European *wóyde (“to know”), perfect of *weyd- (“to see, to know”).
  • ВЕДЕНИЕ знание [5]
  • ВЕДОМО – известно, знаемо;
  • ВЕДУН – осведомленный, знающий, хорошо-информированный;
  • ВЕДУНЬЯ – осведомленная, знающая, хорошо-информированная;
  • ВЕДОМОСТЬ – новая информация, новое сведение, новое знание;
  • ВЕДОМОСТИ– газета [5].

Соответственно, вся систематизированная познающим информация называлась СВЕДЕНИЯМИ (С-ВЕДЕНИЯМИ), т.е. информацией о чём-либо.

С течением времени слово ВЕДАТЬ было заменено в обиходной речи словом ЗНАТЬ, так как эти слова считали синонимами, и термин С-ВЕДЕНИЯ превратился в термин СО-ЗНАНИЕ.

4. Сознание

  1. Историческая подмена слова сведения словом сознание не изменила сути данного понятия:
  2. СОЗНАНИЕ – это не свойство объекта и не процесс, происходящий внутри объекта, это информация, которая систематизирована им.

  3. СОЗНАНИЕ (СО-ЗНАНИЕ, С-ВЕДЕНИЯ) — знание (сведения) о Мире (в наиболее широком смысле), систематизированное (обобщённое, осознанное) субъектом в результате осуществления им познавательного процесса. [10]
  4. Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil) указал, что «…мы склонны приравнивать сознание к событийной памяти.

    » [1]

  5. ПРОЯВЛЕНИЕ – часть познавательного процесса, при котором состояния любых участков пространства первоначально воспринимаются субъектом в виде его ощущений, а затем отображаются им в виде объектов, процессов и явлений.

  6. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – мыслительная деятельность субъекта, в процессе которой информация о познаваемых объектах, процессах и явлениях организуется им в определённую систему на основе выбранного принципа.

ПОЗНАНИЕ – процесс систематизации (обобщения) субъектом проявленной информации о Мире (в наиболее широком смысле) в приемлемой для него форме и формирование на этой основе своей субъективной модели Мира, т.е. своего сознания. [10]

Именно поэтому можно утверждать, что каждый субъект обладает своим уникальным сознанием.

Сознанием обладают и вирусы, и бактерии, и люди, и растения, и животные, и планеты, и солнечные системы, и галактики… Все они познают «свои» Миры при помощи своих «языков».

Конечно же, их сознания отличаются друг от друга по своему «объёму», который теоретически, можно измерить в конкретных единицах количества информации.

У меня нет сомнения, что человечество вынуждено будет разработать такие единицы измерения в ближайшем будущем.

«Моё собственное мнение, которое, возможно, совпадает с неким течением в рамках панпротопсихизма, заключается в том, что сознание — это свойство, возникающее на уровне сложных физических систем. С этой точки зрения собака тоже обладает сознанием, хотя и меньшим, чем человек.

И у муравья есть некий уровень сознания, но гораздо более низкий, чем у собаки. С другой стороны, можно считать, что колония муравьёв обладает более высоким уровнем сознания, чем один муравей: большая группа муравьёв, безусловно, более разумна, чем один муравей.

Так мы приходим к выводу, что компьютер, успешно моделирующий сложный человеческий разум, должен обладать таким же сознанием, что и сам человек.» [1]

Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

Многие объекты, как правило, созданные людьми, сознанием не обладают:

  • Деревянный стол, пластиковые стулья, бумажные обои на стене комнаты, деревянные двери и т.д. не познают Мир с нашей точки зрения и, соответственно, никаким сознанием не обладают;
  • Аппаратная часть только что собранного людьми компьютера или только что собранный робот-автомат, как правило, также никаким сознанием не обладают;

Однако, если вернуться к древнеславянскому «ведать», любые устройства, в которые компьютеры входят в качестве модулей обладают «сознанием», т.к.:

  • Компьютер (аппаратная часть с установленной на него операционной системой), выполняющий задачу, заданную ему его пользователем, уже обладает сознанием, так как в рамках выполнения данной задачи уже систематизирует информацию на основе заложенных в него его пользователем алгоритмов;

Источник: https://www.krasnostup.com/ru/2017/06/22/blog-ru/filosofiya-soznaniya/

Сознание и мозг

Дискутируя с зарубежными и отечественными философами, автор характеризуетсовременные позиции в философии сознания и формулирует собственную, принципиально антиредукционистскую концепцию, предлагающую теоретическое решениепроблемы «сознание и мозг».Книга предназначена студентам, аспирантам, преподавателям философии, всеминтересующимся философией сознания и проблематикой искусственного интеллекта.

Проблема «сознание и мозг» носит междисциплинарный характер.

Она включает существенные философские и методологические вопросы, хотя по своему основному содержанию остается научной проблемой, разработка которой опирается на результаты нейрофизиологии, психофизиологии, психофармакологии, психиатрии и ряда других естественнонаучных и медицинских дисциплин. В последние десятилетия ее важнейшие аспекты все чаще связываются с проблематикой искусственного интеллекта, с более основательным пониманием информационных процессов в биологических и социальных самоорганизующихся системах.

В ряде отношений следует различать проблему «сознание и мозг» и проблему «психика и мозг».

Это вызвано тем, что: 1) понятие о психике приложимо не только к человеку, но и к животным (последним, однако, вряд листоит приписывать сознание в точном смысле слова, несмотря на весьмасложную и во многом близкую к нашей психическую организацию высшихживотных; во всяком случае, здесь остаются вопросы, требующие дальнейшего обсуждения); 2) если мы ограничиваемся человеком, то и в этом случаепонятия сознания и психики не тождественны; последнее включает сознание,но помимо него охватывает ряд феноменов, которые не сводимы к сознанию,хотя и связаны с ним (например, бессознательное, арефлексивное, хранящееся в памяти, поведенческий акт и др.), а также включает такие психическиехарактеристики, которые, будучи диспозициональными, не имеют прямойлогической связи с понятием сознания (темперамент, характер и др.); здесьтоже остаются вопросы, нуждающиеся в теоретическом анализе и решении.Но вряд ли кто-либо станет возражать, что обе эти проблемы теснейшим образом взаимосвязаны, взаимообусловлены, что тут при более широком подходе – фактически единая проблема, центральным пунктом которой являетсяфеномен сознания как продукт биологической эволюции и антропогенеза.

Но если мы все же ограничиваемся проблемой «сознание и мозг»,то перед нами должны стоять сначала вопросы, касающиеся истолкования самого феномена сознания.

Для ее разработки нужно прежде всегодостаточно ясное описание того, что именуется сознанием. Иначе будетнепонятно, что же именно мы соотносим с мозгом.

И это описание недолжно игнорировать наши типичные определения сознания для самихсебя, производимые на естественном языке.

Дальнейшие же шаги связаны с главной трудностью. Она состоитв том, что научное описание сознания, каким оно является для каждого из нас, т.е. в качестве субъективной реальности, возможно лишьна языке, базовыми категориями которого выступает «интенциональность», «смысл», «ценность», «цель», «желание», «воля» и др.

Этикатегории логически независимы от категориальной структуры естественнонаучного языка («масса», «энергия», «физическое свойство», «пространственное отношение» и др.), на котором описываются физиологические процессы головного мозга.

Как теоретическикорректно связать эти разнородные типы описания, чтобы продвинутьсяв разработке проблемы «сознание и мозг»?

Такого рода трудность, кажущаяся многим непреодолимой, именуется представителями аналитической философии «провалом в объяснении».

Многие из них, начиная с середины прошлого века, считали,что единственный способ решения этой трудной проблемы состоитв редукции сознания к физическим процессам или к некоторым физически обусловленным функциональным отношениям, т.е.

в духе типичныхдля классического естествознания принципов объяснения наблюдаемыхили гипотетически полагаемых явлений.

Однако уже сейчас для большинства исследователей становится яснойнеудовлетворительность редукционистских объяснений сознания. Дело втом, что все известные нам концепции такого рода (нередко весьма изобретательные в своих теоретических построениях) уже в исходных пунктах оставляют за скобками самое трудное для объяснения специфическое качес

тво сознания – быть субъективной реальностью.

Фабрикуется некоторыйпрепарат, называемый «сознанием», который очищен от реальных и весьмасущественных свойств сознания самого автора такого препарата (от того,благодаря чему он признает у самого себя способность иметь сознание и вдругих случаях хорошо описывает его обычными словами).

Создается парадоксальная ситуация – когда то, что принимается автором в общем виде (относительно сознания), не прилагается к себе самому.

Такого рода концепциисознания, устраняющие его главное специфическое свойство, особенно те,которыесводятегок«когнитивномусодержанию»,остаютсявесьмараспространенными. Это поддерживается правдоподобными клише, которые освящены авторитетами, массивным тиражированием, клановой солидарностьюи, конечно, взаимной амнистией по части допускаемой неопределенности илогической непоследовательности.

Разумеется, классические редукционистские препараты сознания, применяемые в психологии, социологии и других науках, пригодны для решения некоторого класса задач, широко используются в прикладных целях (например, бихевиоральные и когнитивистскиемодели психической деятельности).

Однако дело в том, что авторыи сторонники такого образа мысли претендуют на теоретическое объяснение именно сознания. Среди них много философов, они стремятся непротиворечиво вписать сознание в научную картину мира, но при этом –подчеркну еще раз – с самого начала либо игнорируют специфическое качество сознания, либо пытаются его дискредитировать.

Поскольку оно не поддается физическому описанию, ему сразу же отказывают в статусе реальности.

Возникает замкнутый круг, создаваемый парадигмой физикализма,господствовавшей в естествознании индустриального общества.

Суть еев том, что единственной и всеобъемлющей реальностью признается физическая реальность и, соответственно, единственной фундаментальнойнаукой выступает физика.

Тем самым физическая реальность отождествляется с объективной реальностью, а отсюда как раз и проистекают онтологические неувязки и методологические тупики парадигмы физикализма, в том числе и прежде всего в истолковании проблемы сознания.

В постиндустриальном, информационном обществе ситуация меняется. Оно существенно расширяет наш теоретический горизонт,выдвигает новые проблемы (гносеологического, онтологического, аксиологического и праксеологического плана, т.е. во всем диапазоне философского знания).

67Наиболее значимый сдвиг в интересующем нас отношении связан с формированием парадигмы функционализма, противостоящейпарадигме физикализма. Она похоронила надежды на унификациюи, так сказать, централизацию научного знания на базе физики, атем самым и на универсальность физикалистской редукции как способа основательного научного объяснения.

Это обусловлено темфундаментальным обстоятельством, что функциональные описанияи объяснения логически независимы от физических и, следовательно, не могут быть редуцированы к ним. Парадигма функционализма тем самым существенно расширила и обогатила теоретическиевозможности научного описания и объяснения.

Примером этого является обоснование понятия информационной причинности. В силупринципа инвариантности информации по отношению к физическимсвойствам ее носителя цель и результат управления в самоорганизующейся системе определяются именно информацией, а не физическими свойствами ее носителя самими по себе.

Тем самым психическая причинность может вполне корректно рассматриваться как видинформационной причинности.

Создаваемый на основе парадигмы функционализма концептуальный аппарат открывает новые возможности в исследовании самоорганизующихся систем, информационных процессов, психикии сознания.

При этом объяснения функционалистского типа, касающиеся феноменов сознания, вовсе не обязательно должны следовать установкам редукционизма. Я стремился показать это, развиваяна протяжении многих лет информационный подход к проблеме «сознание и мозг».

Истолкование явления сознания в качестве информации позволяет логически корректно связать в единой концептуальной структуре интенционально смысловое описание с физическимописанием, т.е. содержание информации с ее кодовым воплощением,и таким образом преодолеть «провал в объяснении».

У меня до сихпор вызывает удивление, что такой простой, казалось бы очевидныйпуть преодоления «провала» не получил широкой поддержки (и этов условиях отсутствия каких-либо существенных контраргументов).

Разработка проблемы «сознание и мозг» предполагает преждевсего ответ на вопрос о том, как связано явление субъективной реальности с мозговыми процессами. С позиций информационного подхода эта связь представляет собой кодовую зависимость. Всякое яв

ление субъективной реальности (в качестве информации) воплощенов определенной мозговой нейродинамической системе, закодированов ней. Поэтому оно способно (как информация) выполнять каузальнуюфункцию.

К этому часто добавляют еще один вопрос, который в формулировке известного философа Д.

Чалмерса звучит так: «почему некоторые информационные процессы в головном мозгу не идутв темноте?», почему они сопровождаются явлениями субъективной реальности? Кратко на него можно ответить следующим образом: потому что возникновение субъективной реальности знаменует новый уровень организации информационных процессов,который обеспечивает производство информации об информации, создает качество виртуальности, способность пробных виртуальных действий, проектирования реальности и поведения, что резко расширяетдиапазон возможностей освоения внешнего мира. Всякое явлениесубъективной реальности есть информация о чем-либо, данная живойсистеме как бы в «чистом» виде (в том смысле, что ее мозговой нейродинамический носитель никак не ощущается, не отображается). Нонам дана не только способность иметь информацию в «чистом» виде,но и способность оперировать ею и использовать ее для управления собой, другими людьми, внешними объектами. Таковы кардинальные факты нашей сознательной деятельности. Однако ее кодовая организацияскрыта от нас, что и составляет суть проблемы.

Поэтому фундаментальная задача состоит в расшифровке мозговых нейродинамических кодов явлений субъективной реальности,в понимании «устройства» той исключительно сложной нейродинамической организации, которая способна производить информацию об информации, представлять самоорганизующейся системе информацию в«чистом» виде.

Задача такого рода настоятельно требует методологического осмысления специальных исследовательских процедур, связанныхс расшифровкой кодов, независимо от того, в какой области знанияи практической деятельности она возникает.

Теоретические вопросы расшифровки кодов приобрели сейчас высокую актуальность, нопока еще крайне слабо освещаются в нашей философской литературе.

Задача расшифровки кода не только занимает центральное местов современной генетике и в исследованиях психических явлений

89(взятых в их отношении к мозговым процессам), но имеет общенаучное значение. Расшифровка кода в широком смысле, как постижениеинформации, воплощенной в некоторой предметности или физическом процессе, представляет собой задачу герменевтического типа,решение которой означает акт понимания.

Это – важнейший аспектвсякой человеческой деятельности и всякой коммуникации. Проблематика расшифровки кодов исключительно важна для гуманитарныхи социальных наук, в особенности же для тех дисциплин, которые имеютсвоим предметом коммуникативные процессы.

Она имеет прямое отношение к теоретическим и практическим вопросам развития искусственного интеллекта.

Тема искусственного интеллекта обсуждается чаще всего в двух основных планах – естественнонаучном, техническом и социально-философском. Она имеет широкий междисциплинарный характер.

Успехифизики, химии, биологии, компьютерных и когнитивных наук ведут кбурному развитию информационных технологий, а последние невиданно быстрыми темпами преобразуют социальную жизнь, соответственноментальность массовых субъектов.

Эти масштабные изменения способствуют, если так можно выразиться, прояснению «природы человека» иее взаимосвязи с инвариантными для разных эпох социальными процессами, заставляя задуматься о степени «прочности» этой «природы» имере допустимых ее изменений, о судьбах земной цивилизации.

Идеи функционализма занимают центральное место не тольков компьютерных и когнитивных науках, они широко распространеныво всей системе культуры.

Нужно, однако, отметить, что функционалистский менталитет, ставший в условиях информационного обществахарактерным и для массового сознания, вместе с тем способствовал вопределенной степени усилению плюрализма и релятивизма, тех негативных тенденций, которые слишком громко именуют «кризисом рационализма».

На самом деле правильнее говорить о новых гносеологическихпроблемах, остро выдвигаемых развитием информационного общества ине находящих пока должного решения.

Эти негативные тенденции подпитываются быстрым нарастаниемасимметрии в познавательной и практической деятельности (колоссальным преобладанием активности, направленной во внешний мир посравнению с активностью самопознания и самопреобразования). Классическая гносеология имела своей главной целью познание внешнего

объекта, оставляя в тени познание субъективной реальности, из-за чегоее модели рационализма оказывались со временем все более уязвимыми. Разработка гносеологии субъективной реальности – непременноеусловие более основательного осмысления феномена сознания, а темсамым и всего спектра явлений социума и культуры.

Информационное общество создает новый тип массовой культуры,новую духовную атмосферу, включающую такие негативные тенденции,как «безразмерная», безответственная интеллектуальная свобода,крайний прагматизм, всевозможные иррационалистические тенденции.

Все это порождает важные философские задачи, среди которыхна первом плане – защита, обоснование, развитие в новых условияхрационализма как основания культуры и средства противодействиянигилизму, распаду и абсурду, деградации человеческого духа.

Такимобразом, проблематика искусственного интеллекта соединяет разнонаправленные исследования сознания, мозга и культуры.

Я попытался кратко очертить тот круг вопросов, который обсуждается в книге. Составляющие ее статьи разбиты (в некоторой степениусловно) на три раздела. В первом из них внимание сконцентрированона сознании, взятом в качестве субъективной реальности.

Во второмрассматриваются основные аспекты соотношения субъективной реальности с деятельностью мозга.

В третьем – вопросы, касающиесяискусственного интеллекта, информационного общества и вызываемыхим изменений в познавательной деятельности, в состояниях массовогосознания и в биосоциальной природе человека.

В ряде статей позитивное изложение сочетается с подробным критическим анализом концепций таких ведущих представителей аналитическойфилософии, как Т. Нагель, Д. Деннет, Дж. Серл, Д. Чалмерс. Это позволяет более выпукло представить собственную позицию.

Лично мне всегданедоставало серьезных оппонентов, что негативно сказывалось на развитиимоей концепции.

К сожалению, у нас пока не сложилось философское сообщество, нацеленное на разработку проблемы «сознание и мозг» (как этоимеет место в аналитической философии), и потому нет дискуссий, трудновстретить оперативную и вместе с тем квалифицированную критику.

Поскольку в большинстве статей излагаются те или иные аспекты моей концепции субъективной реальности и ее связи с деятельностью головного мозга, в них оказались неизбежными некоторые повторы, которые при подготовке книги к печати я не смог устранить, так как это нарушило бы логический строй и аргументацию в соответствующей статье. По той же причине во многих статьях повторяются ссылки на одни и те же мои публикации, что вызывает у меня чувство неловкости. Этого можно было избежать, если бы удалось вынести список используемой литературы в конец книги. Но редакторы убедили меня, что в сборнике статей сделать это технически сложно.

Я надеюсь не только на то, что читатели отнесутся снисходительно кэтим недостаткам, но и на то, что среди них будут те, кто даст себе трудвыступить серьезным оппонентом по существу моих работ.

Источник: https://novainfo.ru/article/668

Сознание и мозг. Физиологическое и психологическое. Мышление и язык | Учеба-Легко.РФ – крупнейший портал по учебе

Сознание как функция головного мозга

В противоположность иррационализму, материалистический подход к пониманию сознания характеризуется стремлением объяснить появление сознания из самой материи, отрицая при этом сверхприродное, вневременное и внематериальное его происхождение.

И хотя для обоснования таких взглядов всегда широко использовались научные и практические достижения, наиболее трудная задача, которую в различные времена приходилось решать этому направлению, состояла в том, как из косной материи возникает материя ощущающая, мыслящая, в чем отличие и характерные особенности этой последней?

Не претендуя на полное и окончательное понимание данной проблемы, можно, тем не менее, сказать, что современная наука дает серьезные основания утверждать: сознание является процессом работы человеческого мозга, выступает как его функция и не обнаруживает себя в отрыве от него.

Установлено, что в мозгу человека непрерывно работает свыше 100 млрд. нервных клеток, каждая из которых в свою очередь обменивается информацией и сигналами еще с 10 тыс. других клеток.

Мозг человека потребляет около 20% всей энергии, получаемой организмом из пищи, хотя масса его составляет всего 2—3% от массы тела.

Можно исследовать работу этого сложнейшего биологческого «компьютера», чем, собственно, и занимаются специальные науки, но философия, принимая во внимание такие исследования, ставит своей задачей в первую очередь ответить на вопрос о том, какова природа сознания, интересуясь условиями его возникновения и генезисом.

На то, что сознание является результатом эволюционного развития живого вещества, указывают многие факты, в частности, и тот, что у более высокоорганизованных организмов, имеющих головной мозг, параметры «серого вещества» более высокие.

Так, например, мозг человека по объему в два раза и по весу в четыре раза больше мозга обезьяны, и именно здесь многие ученые видят принципиальное отличие реальных и потенциальных возможностей человека и обезьяны.

Обоснование таких взглядов базируется на основных принципах эволюционной теории, идущей от Дарвина, которая в научном сообществе считается наиболее разработанной и обоснованной, а потому и не уступившей до сих пор своего лидирующего положения другим концепциям.

  • Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания.
  • Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания.
  • Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.
  • Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов.

Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества.

Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) го¬ворящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи.

«Кто ясно думает, тот ясно и говорит», — гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку.

Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе онанематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус.

Выражение «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает слова в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли.

И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

Источник: http://uclg.ru/education/filosofiya/problemyi_soznaniya/lecture_soznanie_i_mozg__fiziologicheskoe_i_psihologicheskoe__myishlenie_i_yazyik.html

6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.: Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее

Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы.

Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость.

С усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем – нервно-физиологическое отражение и далее – психика животных.

Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме – в виде человеческого мышления.

Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 14ОО см 53 0 ( у приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 1О-14 млрд. нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами. Если расположить клетки коры мозга в одну линию, то они вытянутся на : тысяч километров.

  • Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное “разделение труда” между его отделами.
  • Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы – спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой.
  • В самих больших полушариях видна своеобразная специализация подкорка управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры – получением и переработкой информации, напротив, передние доли выполняют функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной информации.

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с повреждением определенных участков мозга.

Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый – как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым – соотношение идеального и материального.

Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-разному.

  1. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы.
  2. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.
  3. Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым.

Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т. д. , но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга.

Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной.

Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь.

В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным колебаниям. Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.

Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения.

В конечном счете именно эта мысль проссматривается в хорошо известном высказывании К. Маркса: “. . . Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней”. (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 21. ).

В чем же смысл и суть этой “переработки” материального в идеальное?

В том, во-первых, что, идеальное, составляющее сознания – это не сами вещи и не их части или стороны, это всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Идеальный образ ста рублей и близко не стоит по своей покупательной способности к реальным 1ОО рублям.

Но дело не только в этом, а и в том, что образы сознания, идеальное не есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности субъективной, как субъективные образы объективного мира.

И еще: образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу.

Идеальность продуктов сознания просматривается, наконец, и в том, что в отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т. д.

Вот как описывает процесс “превращения” материального в идеальное один автор: “Энергия внешнего раздражения как процесс физический трансформируется не в нечто нереальное, а в нервный физиологический процесс, на основе которого возникает “факт сознания” как внутреннее субъективное состояние, которое человек испытывает при воздействии окружающего мира на органы чувств. Объективно в мозгу происходят определенные нервно-физиологические процессы, а субъективно в это время человек, например, видит сосновый бор, чувствует запах смолы, хвои, испытывает наслаждение от созерцания прекрасной картины природы, т. е. идеально отражает материальный мир”. (Мальков В. И. Еще раз о понимании психики //Философские науки. -1968. -N1. -С. 86-87).

Но проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Идеальное- это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный характер.

Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов. Идеальное-сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несет в себе идеальное – значение, смысл слов, языковых форм и т. д.

При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах фиксируется в конечном счете весь исторический опыт человечества, аккумулируемый в достижениях культуры.

Освоение идеального, воплощенного в различных материальных формах – от книг и произведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта, – условие не только духовного овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования.

Платоновский мир идей, который предшествует миру вещей, – это не такая уж глупость. В этом идеалистическом вымысле заложен немалый рациональный смысл. Ведь нашему появлению на свет действительно предшествует освоение мира многими поколениями людей, жившими до нас.

И, следовательно, ими уже выстроен “мир идей”, мир идеальных сущностей вещей, знаний о них, что позволяет нам в процессе освоения предметного мира главное внимание сосредоточить на усвоении этих знаний, а не на подъеме, так сказать, в одиночку целины.

С известным правом можно сказать, что и сам процесс познания возможно в согласии с Платоном назвать “воспоминанием”, но не в том смысле, как об этом говорится у него, а в ином – в извлечении знаний о мире из памяти человечества, овеществленных в ценностях культуры, где они накапливались веками, и мы, стоя на плечах наших предшественников, получаем возможность видеть дальше их и, по-видимому, проникать в действительность глубже.

Идеальное – это мощное средство освоения мира человеком, это те идеальные средства, которые могут в виде науки стать непосредственной производительной силой в виде социально-политических идей – мощной материальной силой переделки мира. Все, что побуждает че- ловека к деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внешнего мира запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, и в этом виде они становятся идеальными силами.

Итак, сознание и мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах основного вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного.

За этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим, что, во-первых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо.

А во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе и изменяют себя и свое бытие.

Ведь здоровый, нормальный мозг – лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения. Социальная детерминация сознания проявляется в многообразных формах, и об этом подробно речь пойдет в дальнейшем.

Мы рассмотрели два аспекта соотношения материи и сознания, показали, что сознание есть высшая форма отражения материи и что оно есть функция мозга.

Теперь необходимо обратиться к проблеме происхождения сознания, к обоснованию тезиса: сознание есть продукт эволюции, развития материи. Тем самым мы дополним логический подход к анализу сознания подходом генетическим, историческим.

Источник: https://knigi.news/uchebniki-filosof/soznanie-mozg-materialnoe-52698.html

14.3 Структура сознания. Сознание и мозг. Сознание и язык

Под
структурой сознания понимают совокупность
знаний о мире, различие субъекта и
объекта и субъект-объективное отношение,
а также возможность целеполагающей
деятельности.

Среди современных
философских концепций сознания наибольший
интерес представляют две: А.
Г. Спиркина «Сознание и самосознание»
и А. В.

Иванова «Сознание и мышление»,
разработанных в течение последних 20
лет XX столетия.

Сознание,
по Спиркину,
это
способность идеального (психического)
отражения действительности, превращения
объективного содержания предмета в
субъективное содержание душевной жизни
человека, а также специфические
социально-психологические
механизмы и формы такого отражения на
разных его уровнях.

Однако это не простое
психическое отражение, а высшая форма
психического отражения действительности
общественно развитым человеком.

Сознание
представляет собой такую функцию
человеческого мозга, которая состоит
в адекватном, целенаправленном отражении
внешнего мира с помощью речи, творческой
деятельности, с выделением себя из
окружающей среды и противопоставлением
себя как субъекта объективной
действительности. Сознание включает в
себя эмоциональную оценку всего
происходящего.

Оно обеспечивает
целеполагающую деятельность, т. е.
мысленное построение мотивированных
действий, предусмотрение их последствий,
полный отчет в том, что происходит в
окружающем мире и в собственном духовном
мире. Сознание — это идеальная
(психическая) форма деятельности,
ориентированная на отражение и
преобразование действительности.

Таким
образом, сознание
это
высшая, свойственная только человеку
и связанная с речью функция мозга,
заключающаяся в обобщенном, оценочном
и целенаправленном отражении и
конструктивно — творческом преобразовании
действительности, в предварительном
мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном
регулировании и самоконтролировании
поведения человека.

В.
А. Иванов представил сознание в виде
круга, разделенного на четыре сегмента:

– первый
представлен сферой телесно-перцептивных
способностей и получаемого на их основе
знания. К этим способностям относятся
ощущения, восприятия и представления,
с помощью которых человек получает
первичную информацию о внешнем мире, о
своем теле и его взаимоотношениях с
другими телами. Главной целью этой сферы
сознания является полезность и
целесообразность поведения человека;

– второй
сегмент является логико-понятийным
компонентом сознания.
Это сфера общих понятий, аналитических,
синтетических и логических мыслительных
операций. Главной целью этой сферы
является истина;

– третий
сегмент представляет эмоциональный
компонент сознания. К нему относятся
личностные переживания, воспоминания,
предчувствия, гнев, раздражение, страх,
восторг, любовь, ненависть и т. п. Главной
целью этой сферы является удовольствие;

– четвертый
сегмент является ценностно-мотивационным.
Здесь содержатся мотивы деятельности,
духовные идеалы личности, способности
к их формированию, творческое начало
виде фантазии, интуиции, продуктивного
воображения. Целью является правда,
красота и справедливость.

Первый
и второй сегменты (левая половина)
образуют внешне-познавательную
способность сознания, а третий и четвертый
(правая половина)
ценностно-эмоциональную
(гуманитарную) способность нашего
сознания, где в качестве предмета
познания выступают наши «я», другие
«я», а также продукты их творческой
самореализации в виде художественных,
религиозных, музыкальных произведений,
живописи, архитектуры и др.

Иванов
полагает, что наше «я»
это словесно-психический
способ фиксации восхождения нашей
подлинной духовно-космической
самости по вертикали сознания. Рождаясь
из тьмы и молчания бессознательного
(нижняя часть круга), наша духовная
самость, проходя через ряд ситуаций
эволюции, способна достигнуть уровня
космического сверхсознания.

Большое
значение для понимания структуры мозга
имеет открытие, сделанное американским
ученым Р. Сперри: функциональная
асимметрия правого и левого полушарий
головного мозга.

Выяснилось, что левое
полушарие (у правшей) управляет речью,
счетом, письмом, логическим рассуждениями,
т. е. вербально-понятийным мышлением.
Правое же полушарие отвечает за
музыкальный слух, зрительные образы,
эмоции, формирование целостного
представления об объекте.

Нормальное
функционирование
сознания требует взаимосогласованного
участия обоих полушарий.

Сознание
и мозг
.
Сознание неразрывно связано с мозгом.
В науке сложилось несколько подходов их взаимосвязи.

  1. Нейропсихологический — изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается функционирование мозга, в силу тех или иных заболеваний, то и в сознании тоже происходят изменения.

    Например, когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений, целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями.

    При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.

  2. Нейрохимический — изучает как определенное настроение, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, что оказывает непосредственное влияние на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.

3. Нейрокибернетический

рассматривает сознание и мозг как
информационные системы, сложные
запрограммированные машины, доказывает
тождественность устройства и
функционирования мозга и существующих
ЭВМ, показывает, что работа мозга
определяется определенными алгоритмами,
программами и т. д

Сознание
и язык.

Сознание формировалось в процессе
общественной жизни людей и их постоянного
взаимодействия в процессе общения.
Средством общения служит слово. Язык
связан с мышлением, но они не тождественны.

Мышление — это отражение реальности,
а язык — способ выражения мысли и
средство передачи мысли другим людям.
Язык служит условием для взаимного
понимания людей, а также осознания
человеком действительности и самого
себя.

Мышление возможно только тогда,
когда оно облекается в языковую форму,
т. е. в определенной системе средств
общения. Такими средствами являются
различные виды речи: устная, письменная,
внутренняя (думать про себя).

Язык
выступает не только средством воплощения
мысли, но и средством оформления мысли.
Если человек не говорит, все равно его
мысли облекаются в форму слов.

Основными функциями
языка являются: экспрессивная
(человек выражает мысли посредством
языка);когнитивная
( язык служит важнейшим средством
познания);коммуникативная
( язык является средством общения между
людьми);кумулятивная
(язык обеспечивает накопление и сохранение
знаний);
информативная (передача информации
осуществляется посредством языка);
прагматическая (при помощи языка
происходит управление поведением
людей).

Сознание и язык
образуют единство: в своем существовании
они предполагают друг друга. Язык есть
непосредственная деятельность мысли,
сознания. Сознание выявляется и
формируется с помощью языка.

Посредством
языка происходит переход от восприятий
и представлений к понятиям. Однако
единство сознания и языка не означает
их тождества.

Сознание отражает
действительность, а язык обозначает и
выражает ее в форме мысли.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5707436/page:66/

Сознание и мозг

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Сознание и мозг
Рубрика (тематическая категория) Философия
  • Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания.
  • Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания.
  • Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.
  • Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается ещё и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием ᴇᴦο мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга˸ нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Язык — это система содержательных, значимых форм˸ всякое слово светится лучами смыслов.

Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества.

Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов˸ выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи.

ʼʼКто ясно думает, тот ясно и говоритʼʼ, — гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, в случае если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку.

Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе онанематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств˸ её нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус.

Выражение ʼʼлюди обмениваются мыслями посредством речиʼʼ не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает слова в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли.

И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего.

Сознание и язык образуют единство˸ в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная основа или орудие.

Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

Сознание и мозг – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Сознание и мозг” 2015, 2017-2018.

Читайте также

  • – Сознание и мозг. Материальное и идеальное

    Анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы. Низшим формам… [читать подробнее].

  • – Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Сознание и мозг.

    На всем протяжении развития философии, начиная с античности, неоднократно ставилась проблема соотношения психических и физических (а затем физиологических) явлений и процессов. В греческой философии была распространена идея о влиянии души и духа на тело[16]. Особый… [читать подробнее].

  • – СОЗНАНИЕ И МОЗГ

    Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности — с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшийся характер этой… [читать подробнее].

  • – СОЗНАНИЕ И МОЗГ

    Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности — с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшийся характер этой… [читать подробнее].

  • – Сознание и мозг.

    Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности — с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, всё более усложнявшийся характер этой… [читать подробнее].

  • – СОЗНАНИЕ И МОЗГ

    Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности — с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшийся характер этой… [читать подробнее].

  • – СОЗНАНИЕ И МОЗГ

    Термин «сознание» используется в психологии и нейрофизиологии в самых разных смыслах. Все чаще этим термином пользуются в философии и квантовой механике. При этом такие слова, как «разум», «интеллект», «мышление», «сознание», часто используются как синонимы. Сейчас речь… [читать подробнее].

  • – Сознание и мозг. Материальное и идеальное

      Анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы. Низшим… [читать подробнее].

  • – Сознание и мозг

    У истоков современной трактовки психофизической проблемы стоял Р. Декарт, который дал ей истолкование, столь глубоко закрепившееся в философии и науке, что его и в наше время можно считать доминирующим. Декарт учил, что существуют два рода субстанций – мыслящая,… [читать подробнее].

  • – Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта

    С точки зрения современной науки сознание неразрывно связано с деятельностью мозга, однако, историческая реконструкция позволяет выявить различные варианты интерпретации этой связи. Достаточно широкий спектр мнений по вопросу о том,существует ли качественное отличие… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/332476_soznanie_i_mozg

    Краткий взгляд в философии на сознание и мозг

    Человеческий мозг – тонкое устройство, которое являет собой часть целого организма и одновременно автономно. Именно мозг и есть орган, рождающий сознание, утверждает философия.

    Изначально врачи, позже учёные заметили и подтвердили массой примеров и экспериментов, что все реакции у людей наблюдаются если есть нормальное функционирование мозга, основного органа центральной нервной системы. Именно здоровая мозговая материя даёт нормальную работу всей психики. Удовольствие, смех, слёзы, боль и много другое недоступны тем, у кого нарушены или поражены её части.

    Ранение лобной доли лишает возможности производить мыслительные действия. Нарушены мозговые структуры затылочной части, происходит потеря пространственной ориентации. Повреждены доли лобные, сложные поведенческие программы становятся недоступными. Подобных примеров множество.

    Сознание ребёнка проходит все стадии взросления вместе с развитием мозга. При этом мозг старца демонстрирует уже некоторые потери функциональности разума. Чем сложнее структура мозга живого существа, тем многообразнее и тоньше реакции. Тем оригинальнее отражается действительность.

    Сознание и язык

    Невозможно отделить даже временно мысль от материи, которая её мылит. Мозг – материальный субстрат сознания. Всю полученную информацию он обрабатывает логическими алгоритмами, переводя её в знаки, слова составляют речь. Язык есть основание для мышления.

    Средством общения между людьми является слово. Язык выступает способом сформулировать, выразить свою мысль и передать её другим в результате мыслительных операций и осознания происходящего. Мыслительная речь известна устная, письменная и внутренняя (думы о себе). Рождение её происходит всё там же, в мозгу.

    Только если присутствует вторая сигнальная система мы понимаем, что сознание у человека присутствует. Без сознания нет речи, без речи нет признаков сознания. В этом их единство и взаимное существование.

    Язык позволяет перейти от восприятия и представлений к формированию целых понятий. Однако говорить о тождественности этих двух явлений не приходится, даже в философии.

    Сознание отражает мир, а язык обозначает и выражает мысль.

      Психолог (детский, подростковый) в Брянске: адреса, контакты

    Сознание как философский феномен

    Самая сложная и противоречивая тема в философии та, что пытается ответить на вопрос «Что такое сознание?». Известно, что это высшая форма отражения действительности, присущая исключительно человеческим существам на планете.

    Сама проблема взаимоотношений мозга и разума обитает на границе философии и научных дисциплин. Философия её рассматривает через призму трёх граней: дуализм, идеализм и материализм.

    • Античные мыслители смотрели на сознание как на момент попадания различных сигналов от органов чувств и их дальнейший анализ, сравнение, обработка.
    • В Средние века это понятие было наделено философами надмировым началом (божественным), существовавшим до природы.
    • В философии Нового времени оно предстаёт как замкнутая в себе субъективность, особая идеальная материя.

    Материалисты добавили к идеальному представлению об этом явлении логику и разумные факты. По их мнению, это функция мозга, отражающая действительность.

    В одном из неклассических философских подходов сознание – это субъективность бытия, в котором важно бытие мышления, а не мышление о бытие.

    Формы

    Различают 4 формы рассматриваемого понятия: самосознание (осознание личности), рассудок (осознание, способное мыслить и постигать мир), разум (разум в самосознании) и дух (высшая форма осознания, объединяющая все другие).

    Философская наука старается найти решения на 2 основные проблемы сознания: в чем состоит его сущность и его взаимосвязь с физическим миром (особенно телом).

    Дуализм

    Это предположение о существовании 2 видов субстанций: сознание и физические субъекты. Прародитель этой ветви – Рене Декарт, утверждающий, что человек – это мыслящая субстанция, которая может сомневаться в существовании всего окружающего мира, за исключением своего сознательного Я, которое никак не связанно с физическим окружением.

    Двойственность духовного мира и телесной оболочки – теория, по которой сознание и материя понимаются, как: независимые, дополняющие и находящиеся на одном уровне по значимости субстанции.

    Эта точка зрения начала развиваться в трудах Платона и Декарта. По Платону тело является частью физического мира и поэтому умирает.

    А душа не привязана ни к временному, ни к пространственному течению, и поэтому ей доступна истинная сущность мира идей.

      Виды внутриличностных конфликтов

    Последователем дуализма нашего времени можно назвать Дэвида Чалмерса. Он считает свою точку зрения натуралистическим дуализмом, согласно которой сознательный опыт не имеет физической природы, хотя и находиться в зависимости от нее в соответствии с природными законами. Законы психофизики предполагаются Чалмерсом как дополнение к миру физических объектов.

    Логический бихевиоризм

    Логический бихевиоризм – концепция, предполагающая бытие в психическом положении, нахождение в бихевиоральном состоянии, то есть выражение некоей поведенческой позиции, или противоположное мнение к ней.

    Это направление перекликается с психологическим бихевиоризмом, но имеет существенное отличие: последний вариант предполагает рассмотрение бихевиоризма как способа изучения человека без попыток решения философских задач в области понятия сознания и его взаимосвязи с телесной оболочкой. Представителями этой философской ветви являются Гемпель и Райл.

    Эта теория пытается отрицать двойственность по Декарту, потому что она находится в противоречии с утверждением о единстве науки (физикализм).

    Идеализм

    Следуя теории идеализма, мир есть совокупность сознаний. Мир материального не существует без них. Джо Беркли считал, что бытие – это восприятие внешним миром.

    Индуизм

    В этом ответвлении, философы представляют Пурушу (молчаливую высшую силу), который обозревает деятельность Пракрити (материальных субъектов). Духовное сознание ошибочно сопоставляется с телом, которое охвачено и увлечено гуннами (природными качествами).

    Материализм

    Материализм – философская концепция о физической оболочке всего существующего. Сознание – это черта высокоорганизованной субстанции. Материалисты критикуют прочие направления, изучающие сознательную сущность, и утверждают, что поведение человека является его физическим источником внутри тела. Представителями этой теории считаются Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон.

    Функционализм

    В соответствии с этой теорией нахождение в психическом положении означает нахождение в функциональном сознании (выполняя конкретное действие).

    Функционалисты считают, что сознание находится в таком же соотношении с мозгом, как опция показывать время – с материальным объектом самих часов.

    Функционализм критикует точку зрения материалистов, потому что не принимает взаимосвязь сознания и мозга: сознание только функция различных материальных объектов. Функционалистами считаются Дэвид Льюис, Хилари Патнем, Дэниел Деннет.

      Женский пикап

    Двухаспектная теория

    Теория гласит, что психическая и физическая сущности – это два качества реальности, на которой основано все мироздание. Эта реальность не относится ни к психической, ни к физической. Теория двух аспектов отрицает остальные философские ветви, которые утверждают о существовании психического и физического. Таких вглядов придерживались: Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел, Питер Стросон.

    Основные свойства сознания личности

    Активность

    Одним из главных свойств сознания можно считать активность. У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств.

    Если цель желаемая, то личность часто готова прикладывать даже неимоверные усилия для ее осуществления. Сознание управляет поведением человека и старается таким образом все рассчитать, чтобы это было максимально выгодно самому человеку.

    Наша способность прогнозировать ситуацию, видеть собственные перспективы являются заслугой сознания. Такое свойство как активность позволяет сознанию оставаться в рабочем состоянии постоянно.

    При каких обстоятельствах человек готов совершать активные шаги? В том случае, когда он понимает необходимость в предпринимаемых действиях.

    Связь сознания и подсознания человека

    Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека.

    Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает.

    С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, гипноза, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.

    Источники

    • https://psiho.guru/filosofiya/kratkiy-vzglyad-v-filosofii-na-soznanie-i-mozg.html
    • https://mystroimmir.ru/filosofiya/soznanie.html
    • http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/svojstva-soznaniya.html
    • https://womanadvice.ru/chto-takoe-soznanie-v-psihologii-kakuyu-rol-igraet-soznanie-v-zhizni-cheloveka
    1. [свернуть]

    Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/kratkij-vzglyad-v-filosofii-na-soznanie-i-mozg.html

    Ссылка на основную публикацию