Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

  • Проникни в реальность и стремись к истине
  • Не обманывай самого себя
  • Не руководствуйся культурными трендами
  • Спрашивай совета

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

  • Не ожидай достоверности там, где ее не может быть
  • Преодолевай страх ошибиться
  • Не откладывай на потом исполнение решения

Благоразумие позволяет нам воспринимать ситуации во всей их сложности (или простоте) и принимать решения в соответствии с этим восприятием. Благоразумие состоит из двух главных моментов: обдумывания и принятия решения.

Благоразумие требует проницательности, т.е. способности проникать в глубь реальности. Благоразумие – не хитрость, а способность принимать верные решения, т.е. решения, соответствующие реальности человека (его природе и высокому достоинству) и реальности вещей (каково положение дел? что происходит на самом деле?).

Благоразумие требует нравственного чувства. Благоразумие – не рассудительность только, а благой разум. Оно устремлено к благу, как любой добро-детель. Благоразумие требует искренности (желания познать истину о людях и вещах, и жить в ней), трудолюбия (досконального исследования реальности) и смелости (умения преодолевать страх ошибиться).

Проницательность – плод жизненного опыта и интуиции. Можно компенсировать отсутствие проницательности трудолюбием (изучением фактов и ситуаций) и смирением (умением просить совета).

Если мы лишены благоразумия, мы будем либо вечно откладывать решения, либо принимать вечно неверные решения. Для нас путь к лидерству закрыт.

  • Проверь, что твои цели и средства благоразумны и справедливы
  • Научись рисковать

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

  • Будь настойчив перед лицом противостояний
  • Упражняйся в добродетелях верности и терпения
  • Героически переживай каждое мгновение

Мужество – это смелость и выносливость. Лидер умеет рисковать и держаться курса. Он предсказуем в своей выносливости (он держится курса), но непредсказуем в своей смелости (смелость порождает творчество).

Мужество требует сильной воли. Мужество – это проявление не всякой воли, а воли праведной; не всякой силы, а силы благой. Мы мужественны, если наши цели и средства благоразумны и справедливы, т.е. не противоречат достоинству человека. Террорист может быть сильным, но он не может быть мужественным. Мужество – добродетель, т.е. сила, несущая добро и устремленная к нему.

Мы возрастаем в мужестве посредством не грандиозных и шумных поступков, а постоянных и незаметных дел, совершенных в обычной жизни, в исполнении наших повседневных  обязанностей.

  Мы возрастаем в мужестве, когда героически переживаем  каждый момент дня:  встаем  пунктуально, не нежась в постели после звонка будильника; работаем добросовестно,  не  предаваясь  несбыточным  мечтам  и  не  убивая  время  зря; избегаем искушения сперва выполнить приятное задание и отложить  менее приятное на потом; делаем свою работу  как  можно лучше; тактично поправляем подчиненных, даже если это неприятно; подчиняемся  избранному  графику  размышления,  даже  если  у  нас  нет настроения;  сохраняем  дружелюбие  в  отношениях  с  людьми,  которые  нам  не  слишком симпатичны;  улыбаемся,  когда  этого  совсем  не  хочется  делать;  миримся  с  маленькими  и большими  неудачами;  занимается  с  детьми,  приходя  вечером  домой,  даже  если  мы  устали  до смерти;  едим  то,  что  нам  дают,  даже  если  нам  не  по  вкусу.

Если мы лишены мужества, мы не сможем держаться определенной линии поведения, не сможем рисковать и действовать. Люди, в прошлом нам доверившие (мы умели говорить красиво!), уже не будут нам доверять. Для нас путь к лидерству закрыт.

  • Гордыня, зависть
  • Жажда власти и денег, похоть
  • Неправедный гнев

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

  • Любовь
  • Благородные желания
  • Праведный гнев

Праведные эмоции порождают добрые поступки; неправедные эмоции порождают злые поступки. Самообладание оживляет праведные эмоции и направляет их к исполнению нашей миссии. Оно умерщвляет неправедные эмоции, порабощающие нас и делающие нас неэффективными.

Самообладание – это господство сердца, ума и воли, господство над эмоциями и страстями. Самообладание – не гигиена или профилактика. Это – нравственная добродетель.

Самообладание, как и мужество, требует сильной воли. Но оно требует, прежде всего, смирения: нужно сначала признаться в том, что в каждом из нас есть дурное начало, влекущее вниз.

Если мы верим, что любая эмоция, в нас возникающая, хороша и прекрасна, то зачем нам практиковать самообладание? На самом деле, не все эмоции, в нас возникающие, прекрасны. Гордыня, зависть и похоть (склонность к наслаждению, богатству и власти) – это далеко не положительные реальности.

Смиренный человек сознает истину о себе самом (человеческая природа повреждена) и принимает меры, чтобы защищать свое собственное достоинство от нападений злого начала, разрушающего его изнутри.

Самообладание создает в сердце человека место для величия и служения. Напротив, человек, помешанный на власти, деньгах или чувственных наслаждениях, теряет чувство миссии и солидарности. Для него жизнь – не задание, не общее дело, а совокупность ощущений. В его сердце нет места для других, нет места для лидерства.

  • Правдивость, искренность и простота
  • Эмпатия, дружба, радость, человеколюбие и милосердие

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

  • Трудолюбие
  • Семейственность
  • Гражданственность

Мы воздаем каждому свое, когда мы практикуем добродетели общения и стремимся к общему благу. Главная добродетель общения – правдивость. Ложь разобщает людей. Мы строим общее благо, когда исполняем наши профессиональные, семейные и общественные обязанности.

Справедливость – это личная добродетель, качество характера. Без справедливых людей не может быть справедливого общества.

Справедлив тот, кто воздает каждому свое, притом не время от времени, а всегда. Справедливость требует благоразумия, т.е. способности определить, чтó именно нужно воздать вот этому человеку, на что именно вот этот человек имеет сейчас право.

Чем выше наше понимание человека, тем вернее наше понимание справедливости. Если для нас человек – ничтожная ценность, воздать ему должное значит в лучшем случае использовать его, в худшем – манипулировать им, погубить его. Но если для нас человек – личность, т.е. существо свободное и трансцендентное, воздать ему должное значит любить его.

Справедливость требует мужества: нужна сильная воля, чтобы постоянно воздавать человеку свое, постоянно любить его.

  • Осознание собственного достоинства
  • Осознание своих сил и талантов
  • Мечта

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

  • Утверждение собственного достоинства
  • Утверждение своих сил и талантов
  • Превращение мечты в миссию

Великодушие – добродетель созерцательных душ, осознавших свое высшее достоинство – достоинство человеческой личности. Великодушие устремлено к действию. Великодушие – добродетель созерцания и действия. Великодушный не только осознает свое достоинство, он утверждает его делами.

Великодушие (греч. мегалопсихия, лат. magnanimitas) чаще всего означает щедрость души, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами для других. Но у этого термина есть и другое значение: великодушен тот, кто стремится к великому, потому что он осознает свое достоинство и величие как человек. В нравственном лидерстве мы употребляем термин «великодушие» только в этом последнем смысле.

Великодушие – это идеал, основанный на доверии к человеку, на убежденности в изначальном его величии. Великодушие в большей степени, чем любая другая добродетель, побуждает человека к действию и потому является высшей формой человеческой надежды.

Великодушие – не гордыня. Чем больше мы осознаем свое собственное величие, тем острее мы должны осознавать, что величие есть дар Божий. Наши способности, даже те, которые мы приобрели в результате собственных усилий, являются, в конечном итоге, Божьими дарами.

Величие лидера – в его мечтах и его миссии; в его способности бросать вызов самому себе и тем, кто рядом с ним. Великодушие – это всеобъемлющая добродетель: она преображает жизнь и придает ей высший смысл. Великодушие – первая специфичная добродетель лидера.

  • Осознание нашей тварности
  • Осознание нашей греховности
  • Осознание нашего достоинства
  • Осознание наших талантов

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

Источник: http://hvli.org/ru/the-virtues-of-character-ru/

КРАСОТА~ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

Доброта и добродетель. Такие похожие слова, и такие разные по значению.

Добро – наивысшие нравственные ценности, приближенные к идеалу.

Добродетель – положительные качества в характере человека, направленные на совершение добрых дел и поступков. Добродетель тесно связана с духовным развитием личности, ее совершенствованием.

Доброту и добродетель объединяет общее слово добро. Понятие добро уходит корнями в глубокую древность и принадлежит к категории наивысших морально-нравственных ценностей.

Во всех случаях добро выступает антиподом зла, олицетворяя чистоту и свет, стремление к преодолению препятствий и достижения идеала. Доброта и добродетель существенно различаются между собой.

Доброта – состояние души, побуждающее бескорыстно делать добро окружающим людям или совершать поступки, не ожидая за них платы.

  • Все добровольные поступки человека совершаются на основе альтруизма для своего блага и окружающих.
  • Понятие доброты включает:
  • • желание блага для всех окружающих;
  • • сопереживание больным и немощным, а также оказание им посильной помощи;
  • • положительное отношение к окружающим и отсутствие злой памяти на негативные поступки в отношении себя;
  • • притяжение к себе окружающих, как результат совершения добрых дел.

Доброта закладывается и воспитывается с раннего детства, проявляясь в добром отношении к родителям и домашним животным, заботе о престарелых родственниках, дружественных отношениях со сверстниками. С возрастом повседневное проявление доброты и душевное развитие перерастает в одну из главных положительных черт характера, дающую возможность человеку изменить мир к лучшему.

Добродетель – положительное морально-нравственное качество характера человека. Бескомпромиссное желание совершать ежедневно добрые и благородные поступки, не задумываясь о бонусах и привилегиях.

Искреннее и бескорыстное совершение добрых дел доступно личности, осознающей, что такое добро. Но добродетель относится к категории постоянных качеств характера, проявляющихся в течении всей жизни человека. Разовые добрые дела не подпадают под понятие добродетели.

  1. Добродетель включает большой перечень личностных качеств человека, обладая которыми, он может называться добродетельным.
  2. Наиболее развитые качества, присущие большинству добрых людей, независимо от возраста, пола и вероисповедания:
  3. • человечность;
    • одухотворенность;
    • справедливость;
    • мудрость;
    • умеренность;
    • смелость;
    • вера;
    • любовь;
    • самокритичность;
    • трудолюбие;
    • радушие;
    • патриотизм;
    • терпение;
    • почтительность;
    • великодушие;
  4. • порядочность.
  5. Воспитывая эти качества в себе, каждый человек может стать добрым и добропорядочным, направив свои поступки на улучшение окружающего его мира.

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

Источник: https://krasotaivsaimoponimanie.ru/dobrota-i-dobrodetel/

Человек-добродетель — чего этот человек хочет? какого конечного результата он хочет достичь?

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

Быть добродетелем в настоящее время стало по большей части оскорбительным, нежели чем-то хорошим. Это связано с тем, что все больше людей стараются не помочь другим людям, а навязать им свою помощь или мнение, при этом нередко прося что-то взамен.

Выходит, что «человек-добродетель» — это уже не делающий «добро», а несущий «зло» индивид, который полагает, что поступает правильно.

Нередко от подобных добродетелей можно услышать, что у них множество друзей, знакомых, любимых. Но вот разница между ними и их кругом людей в том, что добродетели не обращаются за помощью к своим друзьям, коллегам или любимым людям, о чем они открыто и гордо заявляют.

Они говорят: «Когда мне плохо, я не прошу чьей-либо помощи. Я стараюсь сам решать все свои проблемы, а перед людьми показываюсь с улыбкой на лице. Ведь зачем нагружать других своими трудностями. Но почему ко мне люди обращаются тогда, когда сталкиваются с какими-то жизненными проблемами?».

Первый парадокс: они на самом деле в тайне надеются на помощь других, когда претерпевают какие-то трудности. Они просто не говорят об этом, а лишь обижаются, когда все-таки приходится решать все вопросы самим.

И второй парадокс: на самом деле добродетели рады, что люди обращаются к ним за помощью, потому что таким образом они повышают собственную значимость в своих глазах.

Очередной монолог, который можно услышать от человека-добродетеля, зачастую включает в себя возмущения относительно того, что другие люди не благодарят его за то, что он делает для них, когда те не просят помощи. Он говорит: «Я знаю, как будет лучше…», «Я хочу показать…», «Я знаю, как правильно…», «Я делаю их счастливыми, а они…» и т.д.

То есть добродетель помогает другим людям даже тогда, когда они его об этом не просят, и задается вопросом: «Почему люди такие неблагодарные?». Любой рассудительный человек сразу поймет, что подобные действия сродни навязыванию своего мнения окружающим.

Другими словами, добродетель хочет, чтобы все жили или поступали так, как он считает нужным. А если его не благодарят или не слушаются, то он обижается. Не поэтому ли люди стараются оградиться от подобных «помощников»?

Очевидно, что творить добро очень сложно лишь по той причине, что зачастую человек-добродетель преследует свои цели, не учитывая мнение и желания тех, кому он помогает. Если вы совершаете добро или кому-то помогаете, сначала задайтесь вопросом: «А чего этот человек хочет? Может быть, ему помощь вообще не нужна? А если нужна, то какого конечного результата он хочет достичь?».

Читайте также:  Телесно ориентированная психотерапия — что это? упражнения

Добро творится лишь тогда, когда все помощники учитывают желания, мысли и цели того, кому они помогают. Но если человек руководствуется принципом «Я знаю, как лучше!», то он причиняет зло тому, кто впоследствии будет сторониться подобного самоотверженного спасителя.

В стремлении помогать людям и нести добро нет ничего плохого. Но если это делается не ради людей, а ради самого себя, то любые поступки превращаются в разрушительные действия, которые лишь вредят тем, кому человек помогает.

Источник: http://PsyTheater.com/chelovek-dobrodetel.html

Что такое добродетель?

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетельЧто такое добродетель?

Что такое добродетель и как развивать добродетель? Единственный истинный Источник нравственных норм и как им воспользоваться?

Зачем развивать добродетель?

Кунихито, японец средних лет, недавно переехал в Соединённые Штаты. Всего через несколько недель после его переезда с ним произошёл случай, от которого его карьера могла серьёзно пострадать.

Кунихито рассказывает: «Когда мой начальник спросил меня, смог бы я справиться с некоторыми обязанностями, я был вполне уверен, что это мне по плечу.

Но с детства мне внушали, что хорошо быть скромным, поэтому я ответил: „Не знаю, справлюсь ли, но сделаю всё, что в моих силах„. Мой новый начальник, американец, услышал в моих словах некомпетентность и неуверенность.

Когда я понял это, то решил, что мне нужно кое в чём измениться».

Мария из Нью-Йорка была отличницей и с удовольствием помогала сокурсникам. Хуан учился с Марией в одном колледже и иногда просил у неё помощи.

Мария ему нравилась, и он старался произвести на неё впечатление. Несмотря на своё желание сохранять моральную чистоту, Мария поддалась на его уговоры и вовлеклась в сексуальную безнравственность.

В сегодняшнем мире с его пёстрым калейдоскопом культур и упадком нравственности людям совсем нелегко сохранять добродетель. Но почему всё-таки нужно развивать добродетель? Дело в том, что добродетельность радует Бога, а ведь большинство из нас определённо желает его благосклонности.

Слово Бога, Библия, призывает развивать добродетель. Так, апостол Павел писал: «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8).

А апостол Пётр увещает: «Прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель» (2 Петра 1:5).

Но что такое добродетель? Достаточно ли только теоретических знаний о ней? Как можно её развивать?

Как развивать добродетель?

Современные словари определяют слово «добродетель» как «моральное достоинство, благость». Это также «правильное поведение и мышление, благость характера». Лексикограф Марвин Винсент говорит, что первоначальное основное значение греческого слова, переведённого как «добродетель», указывало на «совершенство любого рода».

Неудивительно, что такие качества, как предусмотрительность, мужество, самообладание, справедливость, сострадание, стойкость, честность, кротость и преданность, ценились во все времена. Добродетель была также определена как «соответствие нормам того, что правильно».

Чьи достоинства мы должны отражать, чьим нормам благости должны соответствовать и кто укажет нам, что правильно, а что нет? «Под влиянием преобладающего направления в этике,— отмечается в журнале «Ньюсуик»,— скептицизм, детище эпохи Просвещения, привёл к тому, что всякие понятия о добре и зле были сведены к вопросам личного вкуса, предпочтений и культуры».

Но можно ли основываться лишь на личных предпочтениях и вкусах, определяя, что добро, а что зло? Нет. Чтобы развивать добродетель, нам нужны надёжные нормы добра и зла — нормы, на основании которых можно оценить чьи-либо действия, взгляды и качества как правильные или неправильные, хорошие или плохие.  Читать

Единственный истинный Источник нравственных норм

  • Существует лишь один истинный Источник норм нравственности — Создатель человечества, Иегова Бог.  Читать
  • Вскоре после создания первого человека, Адама, Иегова Бог дал ему такую заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Бытие 2:16, 17).  Читать
  • Такое уникальное название дерева, созданного Иеговой, указывало на исключительное право Бога решать для своих созданий, что — добро, а что — зло.

Таким образом, Божьи нормы добра и зла стали основанием для оценки действий, взглядов человека и качеств его личности. Без этих норм невозможно правильно определить, что хорошо, а что плохо.

Заповедь относительно дерева познания добра и зла позволяла Адаму и Еве выбирать: слушаться Бога или нет. Для них добродетелью было подчинение той заповеди.  Читать

Со временем Иегова Бог открыл, что ему угодно, а что нет, и под действием его святого духа всё это было записано в Библии для нашего назидания.

Следовательно, для того чтобы развивать добродетель, нам нужно подчиняться нормам праведности, изложенным Иеговой Богом в Писании.  Здесь

Тщательно изучайте нормы Бога

  1. Если Иегова Бог определил нормы добра и зла и открыл нам их в Библии, разве не стоит их тщательно изучить? Апостол Павел писал:
  2. «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16, 17).

     Читать

  3. Вспомните, например, какое недоразумение произошло с Кунихито, о котором рассказывалось ранее, когда он старался проявить скромность, как это принято в его культуре.

Лучше познакомившись с библейскими нормами, он стал более уравновешенным во взглядах.

Библия, несомненно, призывает к скромности и осуждает гордость и самоуверенность (Притчи 11:2; Михей 6:8).

  • Хотя, говоря о требованиях для тех, кто берёт на себя руководство, апостол Павел побуждает их стремиться к особым обязанностям служения — к «доброму делу» (1 Тимофею 3:1).
  • Такое стремление не должно сопровождаться ни хвастовством, ни гордостью, ни излишним принижением своих достоинств.
  • Что говорится в Библии о нравственных нормах в деловых отношениях?

Сегодня в мире бизнеса принято использовать сомнительные методы или находить лазейки в государственных законах или налоговых обязательствах. Но как бы ни поступали другие, нормы Библии таковы, что мы во всём должны «вести себя честно» (Евреям 13:18).  Здесь

Таким образом, мы развиваем добродетель, если честны и беспристрастны в отношениях с работодателями, работниками, клиентами и светскими властями (Второзаконие 25:13—16; Римлянам 13:1; Титу 2:9, 10).

Честные люди располагают к себе, и другие охотно доверяют им. А письменное оформление договора часто предупреждает недоразумения и проблемы, которые могут возникнуть из-за «времени и случая» (Екклесиаст 9:11; Иакова 4:13, 14).

Вопрос одежды и прически — ещё одна область, в которой нужно развивать добродетель.

Культура страны часто влияет на выбор одежды, а давление окружающих может побуждать человека не отставать от новых стилей и направлений. Но стоит ли следовать всякому мимолетному веянию моды? Библия призывает нас «не сообразовываться с веком сим» (Римлянам 12:2).

Апостол Павел не устанавливал правил, но, побуждаемый духом Бога, он советовал: «Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием [«со скромностью и умеренностью», перевод епископа Кассиана], украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тимофею 2:9, 10).

Эти основополагающие нормы применимы как к мужчинам, так и к женщинам. Конечно, при этом остаётся огромный простор для фантазии и стилей, культурных традиций и личных предпочтений.

В Библии также упоминаются безнравственные действия, которые Бог однозначно осуждает.

В 1 Коринфянам 6:9, 10 мы читаем предупреждение: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Бога не наследуют».  Читать

Этот библейский отрывок помог Марии, упомянутой ранее, понять, что в согласии с высокими нравственными нормами Создателя связь с Хуаном была порочной и её следовало прекратить, чтобы иметь одобрение Бога.

Несомненно, если мы хотим развить в себе добродетель, нам следует тщательно познакомиться с нормами Иеговы Бога.

Впитывайте учение сердцем

Быть добродетельным не значит просто избегать зла. Это значит проявлять моральную силу. Добродетельный человек благ, или добр.

«Добродетели,— по словам одного профессора,— учатся и сердцем, и умом».

Поэтому, учась добродетели, нужно не только тщательно знакомиться со Словом Бога. Нужно также размышлять над прочитанным, чтобы сердце исполнялось благодарностью к Иегове Богу и чтобы мы были побуждены применять библейские принципы в жизни.  Читать

«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нём»,— восклицал псалмопевец (Псалом 118:97).

А царь Давид писал: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих [Божьих], рассуждаю о делах рук Твоих» (Псалом 142:5).  Здесь

Нам тоже всегда стоит размышлять, когда мы изучаем Библию и основанные на ней публикации.

Конечно, непросто найти время для усердного изучения Библии и размышления над прочитанным. Но желание развивать добродетель требует, чтобы мы высвобождали время за счёт других занятий (Ефесянам 5:15, 16).  Читать

Молодому человеку Аарону — 24 года. Каждый день он высвобождает время для чтения Библии, вставая утром на 30 минут раньше. Он рассказывает: «Сначала я все полчаса читал Библию. Только недавно я понял, как важно размышлять.

Теперь я посвящаю примерно половину этого времени тому, чтобы обдумать только что прочитанное. Я почувствовал, насколько это полезнее».

Размышлять можно и в другое время. Восхваляя Иегову Бога, Давид пел: «Размышляю о Тебе в ночные стражи» (Псалом 62:7). В Библии также говорится: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить» (Бытие 24:63).

Размышлять просто необходимо для того, чтобы развивать в себе добродетель, поскольку это помогает нам чувствовать то же, что чувствует Иегова Бог, и смотреть на всё так же, как смотрит он.

Мария, например, знала, что Бог запрещает блуд. Но чтобы «отвращаться зла, прилепляться к добру», ей было необходимо размышлять над основными библейскими текстами (Римлянам 12:9).

Она осознала необходимость изменений в своей жизни, прочитав Колоссянам 3:5, где христиане поощряются «умертвить земные члены… блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание». Марии пришлось спросить себя: «Какую страсть мне необходимо умертвить? Чего стоит избегать, чтобы не возникали нечистые желания? Нужно ли мне что-нибудь изменить в общении с противоположным полом?»

Размышлять стоит и над плодами наших поступков. Павел побуждал христиан воздерживаться от блуда и проявлять самообладание, чтобы «ни в чём не поступать с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» (1 Фессалоникийцам 4:3—7).

Полезно поразмышлять над такими вопросами: «Какой вред своим поступком я причиню себе, своей семье и другим людям? Как этот поступок отразится на мне духовно, эмоционально и физически? Что стало с теми, кто нарушил закон Бога в прошлом?» Такие размышления духовно укрепили сердце Марии, это может укрепить и нас.

Учитесь на примерах

Достаточно ли только теоретически знать, что такое добродетель?

Над решением этого вопроса мыслители бились тысячелетиями. Греческий философ Платон был склонен считать, что это возможно.

Аристотель же, утверждал, что добродетель познаётся на практике.

Один журналист обобщил результаты таких дебатов: «Говоря кратко, этику добродетели невозможно познать в отрыве от жизни. Чистая теория и учебники тут тоже не помогут. Добрый характер вырабатывается в обществе… в котором добродетель поощряется и вознаграждается».

Но где найти истинно добродетельных людей? В культуре большинства народов существуют примеры добродетели, которой обладают, например, мифологические и прочие вымышленные литературные персонажи, но Библия содержит множество жизненных примеров.

Самый выдающийся пример добродетели — Иегова Бог. Он всегда проявляет доброту и поступает добродетельно, праведно.

Мы можем развивать добродетель, «подражая Богу» (Ефесянам 5:1). Божий Сын, Иисус Христос, «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21).

Кроме того, в Библии описывается множество примеров верных служителей Бога, таких, как Авраам, Сарра, Иосиф, Руфь, Иов, Даниил и его три товарища-еврея. Не стоит забывать и о примерах добродетели современных служителей Иеговы Бога.

Победа возможна

Возможно ли научиться проявлять добродетель так, как этого требует Бог?

Поскольку мы унаследовали несовершенство, порой внутри нас происходит упорная борьба между разумом и плотью — между желанием поступать добродетельно и грешными склонностями (Римлянам 5:12; 7:13—23). Здесь

Но победу одержать возможно — с помощью Бога (Римлянам 7:24, 25). Иегова Бог предоставил нам своё Слово и основанные на Библии публикации.

Усердно изучая Писание и молитвенно размышляя над прочитанным, мы можем развить сердце чистое. А чистое сердце порождает добродетельные мысли, а также слова и дела, угодные Богу (Луки 6:45).

Следуя примеру Иеговы Бога и Иисуса Христа, мы можем развить в себе угодную Богу личность. И несомненно, многому можно научиться у тех, кто верно служит Богу сегодня.  Читать

Апостол Павел призывал постоянно помышлять о том, что добродетельно и достойно похвалы. И Бог обязательно благословит такие усилия (Филиппийцам 4:8, 9). С помощью Иеговы Бога мы сможем развить в себе добродетель. Читать

  1. Жизнь самый дивный дар
  2. Здесь Библия онлайн

Источник: https://anatoliylappo.ru/i-and-the-bible/chto-takoe-dobrodetel.html

Добродетельность Добродетель Добродетельный

— Что полезнее всего? — спросили Фалеса. — Добродетель, ибо при хорошем

  • употреблении её, она и всё прочее делает полезным.
  • Греческая притча
  •  Добродетельность как качество личности –  способность проявлять постоянный высоконравственный образ мыслей, слов и действий.

     Однажды некто пришёл к Соломону, когда тот украдкой наблюдал за игрой детей, и спросил: — Царь, помоги мне! Я живу в достатке, у нас большой дом и много рабов, но я вижу, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному.

Спросил тогда царь: — А что такое добродетель? Отвечал муж без раздумий: — Добродетель — способ прийти к высокому, минуя низкое, постичь главное, презрев ничтожное. Нахмурился царь: — И снова спрашиваю тебя, что такое добродетель? Отвечал проситель: — Добродетель есть путь, которым можно достичь неба.

Ещё больше нахмурился царь: — В третий раз ответь мне, что есть добродетель? Снова отвечал проситель: — Добродетель — то, что делает душу чище и светлее.

    Заговорил Соломон: — Три раза спросил я тебя, и всякий раз ты, который целыми днями думает о добродетели, не смог дать мне чёткого ответа.

Ты хочешь постичь высокое, минуя низкое, но как можно взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним? Ты хочешь достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что тебя там ждёт? Ты хочешь стать светлее, но что такое свет без тьмы? И сказал ещё Соломон: — Ночь сменяется днём, и не вечны ни тьма, ни свет.

Знали бы мы, что такое день, не ведая ночи? Так же самые чистые помыслы идут об руку с неправедными. На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным.

И ещё добавил царь: — Так пристало ли благородному мужу размышлять о добродетели ради лишь неё самой? Люби жён своих, рабов своих и соседей своих, будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса: что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее, и не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдёт не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным. Проситель поклонился и вышел, сожалея, что не прибег раньше к совету мудрого царя.

       Человек, стремящийся к добродетели, может считаться добродетельным, ибо вопрос времени, когда он таковым станет. Так говорит многовековая мудрость. Существует четыре категории добродетельных людей:

       К первой категории относятся люди, очищающие своё сердце при прохождении жизненных уроков. Дела человека кричат громче всяких слов о его добродетельности или порочности. Если человек, сдавая жизненные экзамены, становится лучше, к нему нужно относиться, как к добродетельной личности.

Может, до этого он был далеко не образцом поведения, но в процессе преодоления трудностей такой человек очищается, становится личностно красивее. И наоборот. Если человек пасует перед трудностями, если постыдно бежит от уроков судьбы, значит, он деградирует, падает в болото пороков.

 Такого человека следует опасаться, ибо, как писал Владимир Высоцкий, «рядом с тобой чужой, ты  его не брани — гони, вверх таких не берут и тут, про таких не поют!»

     Ко второй категории относятся люди, сильно нуждающиеся в деньгах и стремящиеся из-за этого к совершенству, вершинам мастерства, раскрытию своего личностного потенциала. Например, из четверки друзей один желает стать летчиком, другой  — поваром, третий – доктором, а четвертый жуликом. Допустим, что изначально они руководствовались меркантильными интересами, как в песне:

  1. Мама, я лётчика люблю, мама я за лётчика пойду.
  2. Он летает выше крыши, получает больше тыщи,
  3. Вот за это я его люблю.
  4.  Мама, я повара люблю, мама я за повара пойду,
  5. Повар делает котлеты и другие винегреты,
  6. Вот за это я его люблю.
  7.  Мама, я доктора люблю, мама я за доктора пойду,
  8. Доктор делает аборты, посылает на курорты,
  9. Вот за это я его люблю.
  10.  Мама, я жулика люблю, мама я за жулика пойду,
  11. Жулик будет воровать, а я буду продавать,
  12. Вот за это я его люблю.

    Проходит время, и доктор по-настоящему влюбляется в свою профессию, деньги для него уже не главный мотиватор, он продолжает профессионально расти и забывает про деньги. Доктор становится хорошим, добродетельным человеком, хотя старт его личностному росту дало желание заработать много денег.

То же самое может произойти и с летчиком,  и с поваром и даже с жуликом, который смог найти в себе силы встать на честную дорогу жизни.

Хитрость состоит в том, что одни люди, нуждаясь в деньгах, становятся спутниками порока – кто в подлости, кто в злобности и жадности, а другие, тоже испытывая денежную нужду, превращаются в добродетельных людей.

       К третьей категории относятся люди, ставшие добродетельными из-за любознательности. Например,  человек пришел на лекцию и думает, дай-ка послушаю, что там говорит лектор. Послушал и увлекся. Стало жутко интересно.

 Продолжил ходить на лекции и параллельно стал самостоятельно заниматься. А это уже очищение и саморазвитие. Это уже путь к добродетельности, ибо человеку, обладающему чистотой сознания,  всегда приятно слышать истину.

        К четвертой  категории относятся люди, достигшие глубоких знаний и вставших на путь добродетельности.  К примеру, академик Сахаров был одним из создателей первой советской водородной бомбы, а затем стал настоящим правозащитником. С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия.

Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и — шире — вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так: «Павлов [генерал госбезопасности] как-то сказал мне: — Сейчас в мире идёт борьба не на жизнь, а на смерть между силами империализма и коммунизма.

От исхода этой борьбы зависит будущее человечества, судьба, счастье десятков миллиардов людей на протяжении столетий. Чтобы победить в этой борьбе, мы должны быть сильными.

Если наша работа, наши испытания прибавляют силы в этой борьбе, а это в высшей степени так, то никакие жертвы испытаний, никакие жертвы вообще не могут иметь тут значения.

    Была ли это безумная демагогия или Павлов был искренен? Мне кажется, что был элемент и демагогии, и искренности. Важней другое. Я убеждён, что такая арифметика неправомерна принципиально.

Мы слишком мало знаем о законах истории, будущее непредсказуемо, а мы — не боги. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в „малом“, и в „большом“, должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории.

Нравственные же критерии категорически диктуют нам — не убий».

       Добродетельность может проявиться во всех сферах жизнедеятельности. Брат спросил старца: — Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним? Старец отвечал: — Бог знает, что — добро.

Я слышал, что некто из старцев спрашивал авву Нестероя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны?» Писание говорит: «Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним». Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце Твоё».

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/dobrodetelnost/

ДОБРОДЕТЕЛЬ

фундаментальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека.

Слово «Д.», появившееся, вероятно, как калька с греч. термина καλοποιΐα (Lexikon zur Byzantinischen Gräzität / Ed. E. Trapp. W., 1993. Fasc. 1. S. 751) или ἀϒαθοερϒία, ἀϒαθοποιΐα, ἀϒαθοποίησις (Lampe. Lexicon. P. 4), впосл. стало использоваться и для перевода др. греч.

слов со сходным значением, в первую очередь слова ἀρετή, к-рое этимологически, возможно, связано с глаголом αἱρέομαι (избирать) и восходит к выражению: διάθεσις αὐτὴ δι᾿ αὐτὴν οὖσα αἱρετή (расположение, которое избирается ради него самого — Suda. N 3830; Ioan. Damasc. De virtut. et vit.

// PG. 95. Col. 96).

Д. в ее нравственном и сотериологическом значении освящена авторитетом Свящ. Писания НЗ и церковного учения.

Она является одной из самых ярких граней, отражающих в человеческой личности совершенство ее изначального богоподобия. В этом качестве Д.

представляет собой видимое проявление нравственной сущности человека, характеризует способность и готовность личности к следованию принципам нравственного добра и выступает как моральная основа поведения.

Христианство не является единственным носителем императива нравственной Д. Учение о Д. представляет значимый аспект в этике различных мировоззренческих и религ. систем, в частности античной философии.

Понятие Д. в философских учениях

Характер и диапазон значений слова ἀρετή, впервые встречающегося в «Одиссее» Гомера, менялись на протяжении веков развития этической мысли. В античности «арете — собственный предикат знатности. Греки всегда воспринимали выдающиеся заслуги и силу как саму собой разумеющуюся предпосылку всякого господствующего положения.

Господство и арете неразрывно связаны друг с другом. Корень слова тот же, что у ἄριστος, превосходной степени «прекрасного» и «превосходного», которая во множественном числе устойчиво употребляется для обозначения знати» (Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. М., 2001. Т. 1. С. 32).

Хотя у Гомера при оценке человека этический смысл ἀρετή заслоняется такими характеристиками, как физическая красота, сила, ум, красноречие, благородство, понимаемое именно как благородство происхождения, благосклонность судьбы, дарующей счастье и славу (Hoffman M. Die ethische Terminologie bei Homer, Hesiod und den alten Elegikern und Jambographen. Tüb.

, 1914), именно в «Одиссее» понятие ἀρετή, впервые усвоив моральное содержание, прежде всего в смысле героической доблести, вошло в историю философской и богословской мысли. В нравственно-дидактической поэме «Труды и дни» Гесиода понятие ἀρετή в значении нравственной нормы включает такие Д., как справедливость, трудолюбие, верность и честность.

Пифагор трактовал ἀρετή как идеальную гармонию физического здоровья и созерцательного образа жизни.

Эсхил выделил 4 основные Д.- мудрость, мужество, умеренность и справедливость. У Демокрита Д. связывается с принципами нравственного достоинства, долга и совести. С эпохи софистов на протяжении всего эллинистического периода Д.

рассматривается в качестве главной задачи воспитания и образования и становится символом идеальной сформированности духа и тела. В философии Сократа Д. понимается как категория морального знания. Полагаясь на моральный авторитет Д.

, Сократ направил деятельность познающего разума на осуществление главного нравственного предназначения человека — его совершенствование. Сократом разбирался вопрос о единстве Д. и множестве ее проявлений (Plat. Prot. 329c-333d).

Платон, конструируя за пределами чувственного мира сферу идеальных сущностей, осуществил опыт метафизического обоснования Д. Любовь к идеальному знанию, ведущая к познанию сущности вещей, имеет, по Платону, своим результатом рождение «истинной добродетели» (Лосев А. Ф.

Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 453). В трактовке Платона 3 частям души соответствуют 3 основные Д.: мудрость, или разумность (φρόνησις),- Д. ума; мужество (ἀνδρεία) — Д. воли; умеренность, или воздержание (σωφροσύνη),- Д.

чувства, представляющая собой просветление страстей, или аффектов. Их синтезом является 4-я Д.- справедливость (δικαιοσύνη). Стремление души к воплощению Д. в реальной жизни заключает в себе переживание блага: «…счастливые счастливы потому, что обладают благом» (Plat. Symp. 205a).

Истинная Д. ведет человека к обладанию вечным благом и бессмертием.

Аристотель рассматривал Д. как приобретенные свойства души, он разделил их на дианоэтические (умственные, формируемые путем обучения) и этические (нравственные, практические, формируемые путем воспитания).

В интерпретации Аристотеля «добродетель — это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий…» (Arist. EN. 1104b28). Д. связывается в учении Аристотеля со стремлением и причастностью души к высшему благу. Счастье и блаженная жизнь сообразны с Д.

, к-рая провозглашается Аристотелем нравственным идеалом высшей доблести отрешенного от волнений и тревог созерцания истины. Аристотель расширил перечень Д.

, включив в него наряду с основными (мудрость, мужество, умеренность, справедливость) такие как кротость, щедрость, великолепие, честолюбие, величавость, правдивость, любезность и дружелюбие. Этика Аристотеля является высшей точкой в античном учении о Д.

Представители эпикурейства связывали обладание Д. с гарантией земного счастья. Стоицизм рассматривал мудрость как высшую Д.

, а мудреца — как идеал человека: мудрый человек должен быть апатичен и к наслаждению, и к страданию. Д.

интерпретируется в стоицизме как покорность судьбе (amor fati), смирение, терпение, отрешенность от чувственных страстей и погруженность во внутреннее созерцание — источник эвдемонии (счастья).

Плотин считал достижение Д. необходимым условием уподобления человека богу. У его ученика Порфирия все Д. разделялись на 4 типа: общественные, очистительные, умозрительные (созерцательные) и парадигматические, содержащие образцы религиозно-нравственной жизни. Согласно Порфирию, кроме бога, нет ничего великого; исключением является лишь добродетельная душа (Porphyr. Ad Marcel. 16).

Согласно Фоме Аквинскому, нравственная жизнь человека невозможна без достижения т. н. теологических Д.- веры, надежды и любви, за к-рыми следуют 4 основные, или кардинальные, Д.- благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Шефтсбери определял Д.

как наивысшее блаженство, движущим стимулом к достижению которого является «энтузиазм» человека. Ж. Ж. Руссо и О. Конт сводили Д. к спонтанному альтруистическому чувству, присущему человеческой природе. В воззрениях Б. Спинозы, Д. Юма, И. Бентама Д. сводилась к оценке ее полезности. В философии И.

Канта она трактовалась как самопринуждение человека, осуществляемое во имя уважения к требованиям нравственного закона. В XIX в. философский интерес к категории Д. стал угасать. В системах Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля понятия долга, свободы, ценности и блага вытеснили понятие Д. В XX в. в трудах М. Шелера, Х. Г.

Гадамера, Й. Риттера, А. Ч. Макинтайра наметилась тенденция к реабилитации понятия Д.

Философское понимание Д. определяется, т. о.

, границами интеллектуального и нравственного совершенства человека, погруженного в стихию индивидуальной замкнутости и самодостаточности, в ней нет места для любви, через к-рую осуществляется исконно присущая нравственной природе человека способность к обожению.

Самое большее, чего может достичь человек, следуя идеалу разработанных античной философией естественных, или основных, кардинальных, Д., сводится к естественной нравственной норме, устанавливаемой посредством разума и совести; ее реализация остается в границах земного человеческого существования.

Нравственно-богословское обоснование Д.

Христ. учение о Д. исходит из этико-богословского понимания бытия человека и раскрывает принципиально иной, нежели в философии, уровень в реализации нравственного смысла человеческого существования. С т. зр. христ. идеала нравственные Д.

составляют исключительную привилегию человека, созданного по образу и подобию Божию. Истинный человек не тот, кто предпринимает усилия, чтобы стать нравственно совершенным согласно собственным представлениям, а тот, кто ищет Бога и следует Его указаниям в исполнении Его св.

воли, облекаясь в богоподобное достоинство и восходя к святости. Достижение святости и вечной жизни возможно только стяжанием специфически христ. Д.- веры, надежды, любви — по примеру Христа.

В подвиге добродетельной жизни христианин исполняет завет Господа: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин 12. 26).

Преодолевая границы внутренней замкнутости, осознавая несамодостаточность земного бытия, ущербного, ограниченного и преходящего, освобождаясь от иллюзий обладания и наслаждения объектами материального мира, человек становится открытым к восприятию христ. Д.

Через аскезу, веру, смирение, упование, кротость, любовь он преодолевает свое «ветхое» естество, выходит из царства природного бытия и входит в Царство божественной благодати. Христ. Д.

открывают ценностно-значимые аспекты высшего и абсолютного Блага, так что «полнота богообщения и богопознания в то же время является и полнотой добродетелей» (Гурий (Степанов). 1974. С. 68).

Восхождение к обожению представляет уникальную способность человека преодолевать границы имманентности и побеждать стремление к эгоистическому самоутверждению. Т. о., принципиальным признаком христ. Д. в отличие от естественных является их соотнесенность со сверхъестественным бытием. Существенно важное свойство христ. Д.

— их абсолютно бескорыстный характер, поскольку праведная жизнь, ориентированная на достижение Д., является ответом на явление высшего Блага, предполагающего самоотдачу, отказ от интересов своего «я», способность следовать за Христом. В преодолении стихии эгоцентризма, в подвигах нравственного самоотречения человека и его следования за Христом выявляется сотериологическая значимость христ. Д.

Вместе с тем в миссии нравственного служения Церкви значимыми и этически оправданными были признаны и естественные Д. Творческий характер их рецепции был определен идеально возвышенными мировоззренческими и этическими принципами христианства.

Оскудение нравственного энтузиазма в стремлении к воплощению Д. в жизни совр.

мира с его тенденциями этического релятивизма, заменой «должного» «принятым», санкционированием гедонистического начала и преувеличением значимости человеческих потребностей привело к теоретической аберрации понятия Д., вслед. чего философия оказалась перед дилеммой: является ли понятие Д.

умозрительной конструкцией, или оно отражает реальный аспект нравственного совершенства человека.

«Современное переосмысление понятий добродетели и порока, когда первое вызывает насмешку, а второе приобретает смысл веселой забавы, очень угодно диаволу, который старается укоренить это искаженное представление» в умах людей (Sheedy. 1954. P. 50). В учении Церкви, история к-рой полна примеров Д. святых, реальность Д. как проявления достигаемого праведниками богоподобного достоинства никогда не ставилась под сомнение.

Священное Писание о Д.

I. Ветхий Завет. До встречи с эллинистическим миром язык Библии не знал философского понятия Д., отсутствие к-рого компенсировалось конкретным и глубоко содержательным понятием «хождение перед Богом» (Быт 5. 24; 6. 9; 17. 1; 48. 15; 3 Цар 2. 4; 3. 6; Пс 55. 14; 114. 9 и др.

), выражавшим верность человека завету, нравственную стойкость и постоянство в исполнении дел добра и правды. В синодальном переводе ВЗ слово «Д.» используется для перевода евр. слова  ,  (в соответствующих контекстах 2 Пар 32. 32; 35. 26 речь идет о славных, добродетельных деяниях царей Езекии и Иосии).

Несмотря на отсутствие специального термина, ВЗ изобилует яркими примерами проявления Д. в религ. и нравственной жизни Древнего мира. Прп. Ефрем Сирин, говоря о Д. прав. Ноя, указывал, что тот «пятьсот лет хранил… девство среди людей, о которых сказано: растли всяка плоть путь свой» (Ephraem Syr. In Gen. I 5).

Д. прав. Иова, к-рая заключалась в благодарной преданности Богу, соделавшей ничтожным все усилия сатаны, «проповедовал Сам Бог пред собранием небесных сил» (Филарет Московский, свт. Слово в день Благовещения Пресв. Богородицы // Слова и речи. М., 1874. Т. 2: 1821-1826. С. 70).

Веру и добрые дела праведников ВЗ — Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Давида, Самуила и др.

, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» — в качестве примеров Д. приводит ап. Павел (Евр 11. 33-34).

В Септуагинте понятие Д. передается словом ἀρετή, напр. в 2 Макк 10. 28; 15. 12, 17; Прем 4. 1; 5. 13. В Прем 8. 7 перечисляются 4 основные Д.: «Если кто любит праведность,- плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию (σωφροσύνη) и рассудительности (φρόνησις), справедливости (δικαιοσύνη) и мужеству (ἀνδρεία)…»

II. Новый Завет. Слово «Д.» употребляется в синодальном переводе НЗ в 2 Петр 1. 5 (дважды); Флп 4. 8 и 2 Кор 8. 7. В первых 3 случаях оно передает греч. слово ἀρετή, в 4-м — χάρις. Кроме того, в синодальном переводе используется прилагательное «добродетельный», соответствующее разным словам в греч. тексте: καλός (1 Петр 2. 12), δίκαιος (Деян 10. 22).

НЗ представляет широкую интерпретацию понятия Д. в христ. жизни и умозрении. Д. рассматривается в общем контексте новозаветной этики, являющейся качественно новым уровнем в сравнении с нравственным учением ВЗ. В учении о Д.

новозаветная этика представляет проекцию абсолютной божественной благости на мир человеческих нравственных ценностей, утверждая истинную человеческую нравственность. Д. не может быть познана внешне, теоретически, она постигается изнутри, через исполнение евангельских заповедей.

Евангельский призыв к достижению человеком богоподобного совершенства и воплощению в личной жизни нравственных Д. заключает в себе такой же необъятный в своей таинственной глубине метафизический смысл, как и призвание человека к обладанию даром бытия.

1. Религиозно-нравственное основание Д. в служении Христа. Утверждая Д. в качестве нравственной нормы в жизни верующего человека, Церковь указывает на Д. Господа Иисуса Христа, Который был, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр 4. 15). Воплотившись на земле как свет миру (Ин 8. 12), воскресение (Ин 11. 25), путь, истина и жизнь (Ин 14.

6), Сын Божий явил образ нравственного совершенства в его универсальной и абсолютной полноте; в Нем миру воссиял образ действительной божественной Д. Христос соединил в Себе благородство происхождения, достоинство деяний, величие могущества, сияние славы.

Будучи носителем совершенной божественной жизни, Он не только дал человечеству новые нравственные заповеди, но и освятил человеческую жизнь как путь становления, открыл перспективу восхождения человека к обожению.

Достижение состояния обожения «есть не простое усовершенствование в добродетелях, но дар Божий и таинственное изменение природы, совершаемое благодатью» (Василий (Кривошеин), мон. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // ЖМП. 1986. № 3. с. 69).

Божественные Д. Христа являются религ. основанием совершенства человека: заповедуя высший нравственный идеал кротости, смирения и любви, Христос в Самом Себе полагает основание для его достижения. Он Сам свидетельствует о Себе, что «показал» от Отца много добрых (καλὰ — красивых, благородных, славных, превосходных) дел (Ин 10. 32). Совершенство божественных Д.

Христа, Нового Адама, Его мудрость, мужество, смирение, терпение, кротость, милосердие, великодушие, прощение, воздержание, верность, упование, щедрость, любовь есть призыв к совершенству для находящегося во мраке заблуждений и в узах порока ветхого человека. В терпении Христос превзошел прав. Иова, в воздержании — прор. Моисея, в мужестве — прор. Давида.

Великодушие, кротость, долготерпение и человеколюбие Христа проявились в подвиге Его вольного кеносиса: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр 2. 22-23).

Кротость и смирение Христа ни в чем не были побеждены Его мучителями — «в этом и заключается Его победа над Его врагами, и в этом оказался побежден князь мира сего» (Булгаков С. Н., прот. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орел, 1998. С. 210). Победа Христа над смертью неизмеримо превосходит любое человеческое представление о Д. Однако не только Д.

мужества Христа («…мужайтесь: Я победил мир» — Ин 16. 33), но и принципиально любая Его Д. в качестве воплощенного в Нем абсолютного и высшего нравственного начала может быть интерпретирована как победа. Победа Д. состоит в том, что «уже через Первое пришествие человеческая история мыслится преодоленной («…Я победил мир»)…

принципиально вступившей в «последние времена»…» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 118).

Источник: http://www.pravenc.ru/text/178658.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector