Методика рене жиля для диагностики личности дошкольников

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Методика Рене Жиля была разработана в конце 50-х прошлого века и позволяет тестировать детей от 4 до 12 лет по самым разным показателям. Это прекрасная возможность исследовать и социальную направленность ребенка, и его отношение к семье, и даже охарактеризовать его поведение. Кроме этого, проективная методика Рене Жиля позволяет получить столь глубокие сведения, использование которых позволит влиять на отношения ребенка к чему-либо.

Методика Рене Жиля — описание

Всего в методике 42 задания, среди которых более половины – с картинками. Ребенок должен ответить на вопросы, выбрать себе место на картинке или определиться со своим поведением в той или иной ситуации. По ходу теста можно дополнительно задавать ребенку вопросы, чтобы прояснить его точку зрения.

В результате теста будет выявлено отношение ребенка к родителям, братьям, сестрам, другим родственникам, воспитателю, а также различные черты – общительность, любознательность, стремление к доминированию и стремление к доминированию.

Методика Рене Жиля — тест

Произносите задания медленно, не торопясь. Если ребенок уже читает, можно предложить ему читать вопросы самостоятельно.

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  2. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
  4. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  5. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
  6. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  7. Размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
  8. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  9. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
  10. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  11. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
  12. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  13. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
  14. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  15. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
  16. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  17. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
  18. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
  19. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
  20. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
  21. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
  22. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
  23. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  24. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
  25. Где ты на этот раз?
  26. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
  27. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
  28. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
  29. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
  30. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
  31. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
  32. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
  33. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
  34. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
  35. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
  36. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
  37. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
  38. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
  39. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
  40. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
  41. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
  42. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  43. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  44. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
  45. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
  46. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  47. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  48. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  49. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
  50. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  51. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Методика Рене Жиля — обработка результатов

Для интерпретации методики Рене Жиля стоит обратиться к таблице. Там отмечено 13 переменных, каждая из которых – отдельная шкала. Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице отмечены все шкалы, а также представлены номера заданий, которые характеризует ту или иную сферу жизни ребенка.

Обработка методики Рене Жиля довольно проста.

Если ребенок указывает, что садится возле матери за столом, нужно поставить галочку на шкалу отношения к матери, если же он выбирает кого-то из остальных родственников, то галочка соответственно ставится напротив него.

Что касается его друзей и круг интересов, то здесь интерпретация аналогична. В итоге нужно сопоставить количество вопросов и количество галочек в бланке ответа и, исходя из этого, оценивать то или иное свойство ребенка.

Источник: https://womanadvice.ru/metodika-rene-zhilya

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р.

Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:
— отношение к матери,
— отношение к отцу,
— отношение к матери и отцу как семейной чете,
— отношение к братьям и сестрам,
— отношение к бабушке и дедушке,
— отношение к другу,
— отношение к учителю,
— любознательность,
— стремление к доминированию,
— общительность,
— отгороженность,

— адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам.

В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.
Проведите тестирование, а затем обратитесь к ключу для оценки полученных результатов.

Читайте также:  Психологические упражнения и тренинговые игры

Ключ

№шкалы Значение шкал Номера заданий Общееколичествозаданий
1 Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
2 Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
3 Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19 10
4 Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 20
5 Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 15
6 Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 20
7 Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 15
8 Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32 10
9 Лидерство 20-22, 39 4
10 Общительность 16, 22-24 4
11 Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 15
12 Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38 10

Стимульный материал к методике

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  2. Обозначь крестиком, где ты сядешь. Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  5. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты?

    Кто этот человек?

    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

  6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
  7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
    папа и мама
    дедушка и бабушка
  8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
  9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали?
    Кому?
    А может быть тебе все равно?

    Напиши ниже

  10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

    Напиши ниже.

  11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

    Напиши ниже.

  12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один?
    Или с кем-нибудь?

    Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

  13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?

    Напиши ниже

  14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  16. Где ты на этот раз?
    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.
    Подпиши, что это за люди
    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
    Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно?

    Напиши.

  19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего?

    Напиши ниже.

  20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
    Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников
  21. С кем ты любишь играть:
    с товарищами твоего возраста?
    младше тебя?
    старше тебя?

    Подчеркни один из возможных ответов.

  22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
  23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
  24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
  25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
    будешь плакать?
    пожалуешься учителю?
    ударишь его?
    сделаешь ему замечание?
    не скажешь ничего?

    Подчеркни один из ответов.

  26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
  27. Ты много помогаешь маме?
    Мало?
    Редко?

    Подчеркни один из ответов.

  28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
  29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
  30. Во время прогулки все расположились на траве.
    Обозначь, где находишься ты.

  31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
  32. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
  33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:
    Будешь плакать?
    Пожмешь плечами?
    Сам будешь смеяться над ним?
    Будешь обзывать его, бить?

    Подчеркни один из этих ответов.

  34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
    Будешь плакать?
    Пожмешь плечами?
    Сам будешь смеяться над ним?
    Будешь обзывать его, бить?

    Подчеркни один из этих ответов.

  35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
    Плакать?
    Жаловаться?
    Кричать?
    Попытаешься отобрать?
    Начнешь его бить?

    Подчеркни один из этих ответов.

  36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать:
    Плакать?
    Продолжать играть дальше?
    Ничего не скажешь?
    Начнешь злиться?

    Подчеркни один из этих ответов

  37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
    Ничего не ответишь?
    Надуешься?
    Начнешь плакать?
    Запротестуешь?
    Попробуешь пойти вопреки запрещению?

    Подчеркни один из этих ответов.

  38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
    Ничего не ответишь?
    Надуешься?
    Начнешь плакать?
    Запротестуешь?
    Попробуешь пойти вопреки запрещению?

    Подчеркни один из этих ответов.

  39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
  41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Источник:

  1. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М. : Эксмо, 2006. — 608 с. (c. 500-514)

Источник: http://testoteka.narod.ru/pm/1/05.html

Методика Рене Жиля для школы: описание, примеры

Методика Рене Жиля предназначена для анализа социальной приспособленности детей. Она также позволяет анализировать взаимоотношения между ребенком и окружающими людьми. Методика Рене Жиля позволяет изучать черты личности, некоторые поведенческие характеристики.

Особенности теста

Фильм-тест способствует получению информации, которая существенно дополняет представление о внутреннем мире младшего школьника.

Методика Рене Жиля — отличный материал для выявления конфликтных моментов в системе межличностных отношений школьников. Она позволяет педагогу воздействовать на подобные отношения, оказывать влияние на последующее развитие личности ребенка.

Специфика материала

Методика Рене Жиля для младших школьников является визуально-вербальной. Тест включает в себя 42 картинки, на которых изображены взрослые и дети.

Также методика межличностных отношений Рене Жиля предполагает 17 тестовых заданий, на выполнение которых ребенку дается не более тридцати минут. Данный материал предназначен для обследования детей в возрасте от 4 до 12 лет.

Инструкция

Как проводится методика межличностные отношения ребенка Рене Жиля? До начала процедуры обследования ребенку говорится о том, что он должен будет давать ответы на вопросы по тем картинкам, которые ему будет демонстрировать педагог-психолог. Малыш внимательно рассматривает рисунки, читает или слушает вопросы, потом на них отвечает.

Условия теста для младших школьников

Методика Рене Жиля является вариантов изучения учеников 2-3 классов. Так как они владеют навыками чтения, не предполагается предварительного ознакомления с инструкцией, ребята самостоятельно выполняют задания, ознакомившись с требованиями теста.

Методика Рене жиля для младших школьников предполагает серьезную подготовку со стороны педагога. Изначально психолог готовит большое количество листов с тестовыми заданиями, затем тратит достаточное количество времени на перенос результатов в специальный бланк регистрации результатов.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Проведение исследований у малышей

Методика Рене Жиля для дошкольников предполагает чтение вслух педагогом вопросов теста. Предполагается и дополнительное вербальное пояснение тех действий, которые должны будут предпринимать малыши. Ответ ребенка в таком случае может быть вербальным либо в виде указания, то есть, не предполагается расходования к методике тестовой тетрадки.

Методика Рене Жиля предполагает выбор ребенком своего места среди людей, изображенных на картинке. Также среди заданий – идентификация себя с определенным персонажем, который занимает в предлагаемой на изображении группе какое-то место.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Важные аспекты

Методика Рене Жиля — стимульный материал для определения уровня развитости межличностных отношений в детском коллективе (группе).

Ребенку в тестовых заданиях нужно выбрать привычную для него форму поведения. Часть заданий выстраивается по типу социометрических вопросов.

Итак, методика Рене Жиля для школьников дает возможность получать информацию об отношении конкретного ребенка к различным людям, окружающим его: родителям, друзьям, окружающим явлениям.

Психологи считают рациональным проведение только индивидуальной формы подобного тестирования. Результат методики Рене Жиля – получение четкого понимания комфортного пребывания малыша в обществе.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Это нужно знать

Для получения реальных результатов важно проводить тест без присутствия посторонних лиц, включая и родителей малыша.

Нежелательно до завершения опроса углубляться в родственные и иные отношения ребенка с теми людьми, которых он упоминает при ответах на вопросы психолога, чтобы не акцентировать внимание на них. Лучше после завершения тестовой части поинтересоваться, кем они приходятся малышу, почему именно о них он вспомнил, рассматривая изображения.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Дополнительный материал

Предлагаем некоторые материалы Рене Жиля, разработанные специально для детей начальной школы с целью анализа х отношений между школьниками. В наши дни есть множество ее вариаций. Предлагаемая интерпретация методики Рене Жиля рассчитана для детей детского сада и начальной школы.

  1. На картинке стол, за которым находится несколько людей. Обозначь крестиком то место, где находишься ты.
  2. Теперь размести вокруг себя и стола других людей. Кто они для тебя? Мама, отец, бабуля, дедуля, братик,сестричка, подруга, товарищ.
  3. На рисунке стол, в его центре находится человек, что тебе хорошо знаком. Куда бы сел ты?
  4. Кто этот человек для тебя?
  5. Представь, что каникулы вместе с семьей ты проводишь у людей, владеющих большим домом. Твоя семья разместилась в нескольких комнатах. Подбери помещение для себя, брата, мамы, сестры, папы.
  6. Обозначь крестиком ту комнату, что ты выбрал для себя.
  7. А теперь обозначь те помещения, где бы ты хотел разместить своих родных: маму, брата, сестру, папу.
  8. Ты снова в гостях. Крестиком покажи комнаты близких людей и свою комнату.
  9. Принято решение о преподнесении одному человеку оригинального сюрприза. Ты бы хотел, чтобы это сделали? Кому именно? Или тебе все равно?
  10. У тебя есть возможность уехать отдыхать на несколько дней. Есть одно условие – ты можешь пригласить с собой только одного человека, который тебе очень дорог. Кого ты возьмешь?
  11. Расскажи о том человеке, которого бы ты пригласил с собой в это увлекательное путешествие.
  12. Представь себе, что ты потерял то, что тебе очень дорого. Кому в первую очередь ты постараешься рассказать о такой неприятности?
  13. У тебя заболел зуб, и предстоит визит к стоматологу, чтобы удалить больной зуб. Ты отправишься к врачу один?
  14. Если ты решил идти не один, кого ты возьмешь с собой?
  15. Ты отлично справился с контрольной работой. Кому ты расскажешь о своем результате первым?
  16. Представь себе, что ты на загородной прогулке. Поставь крестик в том месте, где ты находишься.
  17. Ты отправился на новую прогулку. Обозначь, где теперь находишься ты.
  18. А теперь попробуй на рисунке изобразить не только себя, но и разместить несколько других людей. Подпиши (расскажи) о тех людях, которые прогуливаются вместе с тобой.
  19. Представь себе, что тебе и нескольким другим людям вручили подарки. У кого-то подарок оказался гораздо лучше, чем у тебя. Кого бы ты хотел на этом месте видеть? Или тебе абсолютно все равно, кто это будет?
  20. Тебе предстоит дальняя дорога, придется уехать далеко от своих любимым и родным людей. По кому из них ты будешь тосковать больше всего? Расскажи (напиши ниже).
  21. Представь себе, что твои друзья пошли на прогулку. Поставь крестик там, где сейчас находишься ты.
  22. С кем тебе нравится играть? С ребятами, которые младше тебя, старше, или со своими ровесниками? Выбери один из трех вариантов ответа.
  23. На картинке ты видишь площадку для игр. Крестиком обозначь то место, где ты будешь играть.
  24. А вот твои товарищи, которые из-за правил игры поссорились. Покажи крестиком то место, где ты.
  25. Кто-то из ребят специально тебя толкнул, и ты упал. Что предпримешь ты? Начнешь плакать от обиды? Пожалуешься своему воспитателю? Не скажешь ни слова? Или сделаешь товарищу замечание?
  26. На рисунке человек, которого ты отлично знаешь. Он что-то рассказывает тем людям, что сидят на стульям. Кто он?
  27. Ты тоже находишься среди них. Крестиком обозначь то место, где сидишь ты.
  28. Насколько часто ты помогаешь своей маме? Редко? Постоянно? Выбери один из вариантов ответов.
  29. Вокруг стола ты видишь несколько людей. Один из них пытается что-то объяснять остальным собеседникам. Среди них есть и ты, обозначь себя крестиком.
  30. Ты вместе с товарищами на прогулке, а какая-то женщина пытается что-то вам объяснить. Поставь крестик там, где находишься ты.
  31. Все на прогулке расположились на траве. А где на картинке ты? Поставь крестик в том месте, где ты.
  32. На рисунке люди, наблюдающие за интересным представлением на сцене. Покажи крестиком, где ты.
  33. Кто-то из товарищей над тобой смеется. Ты заплачешь от обиды? Будешь смеяться над ним? Пожмешь плечами? Или начнешь обзывать и бить его? Выбери один и вариантов.
  34. Что ты будешь делать, если начнут смеяться над твоим другом? Будешь бить обидчика? Посмеешься над ним? Будешь плакать? Останешься равнодушным? Выбери тот вариант, который тебе подходит.
  35. Другой ребенок без разрешения взял твою ручку. Что ты будешь делать? Заплачешь? Посмеешься над ним? Будешь его бить и обзывать? Останешься равнодушным? Выбери один ответ.
  36. Ты играешь в шашки и проигрываешь. Что станешь делать? Начнешь плакать? Продолжишь игру? Будешь нервничать? Подчеркни один из вариантов.
  37. Папа не разрешает тебе идти на прогулку. Ты заплачешь? Обидишься? Запротестуешь? Пойдешь гулять без разрешения? Какой ответ ближе тебе?
  38. Маме не пускает тебя гулять с друзьями. Как будешь действовать ты? Запротестуешь? Заплачешь? Обидишься? Пойдешь на прогулку без маминого разрешения? Выбери тот вариант, который ближе тебе.
  39. Учитель поручил тебе следить за классом на время его отсутствия. Справишься ли ты с такой ответственностью?
  40. Ты вместе с семьей отправился в кинотеатр, где находится много свободных мест. Куда бы сел ты?
  41. А какие места отведешь для остальных членов своей семьи?
  42. Кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

Регистрационный лист

Методика Р. Жиля позволяет анализировать отношение ребенка к друзьям, родственникам. Ее результат позволяют выявлять поведенческие характеристики.

  • Отношение к маме психолог оценивает по тем ответам, которые были даны ребенком на 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 вопросы.
  • Взаимоотношения с отцом выявляются по 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 вопросам.
  • Отношение ребенка к родителям (маме и папе в совместной родительской чете) выявляется в ответах на 1,3, 4, 6-8, 13-14, 17, а также 40-42 вопросы.
  • Взаимоотношения с сестрой (братом) выявляются во 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 вопросах, а к бабушке (дедушке) – во 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 заданиях.
  • Любознательность школьника демонстрируется по ответам, данным в 5, 26, 28, 29, 31, 32 вопросах.

Коммуникативные характеристики ребенка определяется в 4,8, 17, 20, 22-24, 40 вопросах. Лидерские качества видны по 20-24, 39 заданиям, а конфликтность и агрессивность выявляются в 22-25, 33-35, 37, 38 вопросах.

Тревожным сигналом являются положительные ответы на вопросы 7-10, 14-19, 22, 24, 30, 40-42.

Проективная психодиагностика

Вопросник Рене Жиля является некой формой, которая представляет собой переходное состояние между проектными тестами и обычной анкетой. Именно в этом ее основные преимущества.

Подобную методику можно применять в качестве инструмента для серьезного изучения личности ребенка дошкольного либо школьного возраста, а также для проведения исследований, связанных со статистической обработкой результатов.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Принципы методики

«Фильм-тест» Р. Жиля базируется на принципе «проекции» — личностные взаимоотношения, которые выступают в качестве прямых или косвенных установок, поведенческих проявлений, которые переводятся в тестовую ситуацию, не вызывают у ребенка защитных реакций.

Также в методике применяется принцип «символьной линейности» — эмоционального барьера между разными людьми через линейные расстояния в предлагаемой ситуации.

Поскольку испытуемому необходимо выбирать место для себя, своих друзей и родных, формируется эмоциональное отношение к окружающим людям.

Обследование ребенка не предполагает подробного рассказа, методика ограничивается только выбором его места на предлагаемых изображениях, определении расстояния между людьми.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Подводим итоги

Для психологов, учителей, родителей важна информация о межличностных отношениях в детском (классном) коллективе, а также о взаимопонимании между ребенком и его родителями, сестрами, братьями, бабушками, дедушками. Для получения полной картины подобных отношений подходит анкета Р. Жиля.

Тестовые задания, предлагаемые в вопроснике, связаны с «познавательной инициативностью», «пытливостью», «познавательной направленностью».

Заключение

Именно в 4-8-летнем возрасте для ребенка важны взаимоотношения со сверстниками. От того, насколько успешно сложатся такие отношения, зависит развитие коммуникативных качеств ребенка.

рассмотренная методика является отличным способом определения межличностных отношений в коллективе, в семье, помогает педагогам и психологам своевременно определять проблемы, возникающие у ребенка, находить способ их устранения.

Несмотря на то многообразие психологических тестов, которое существует в настоящее время в педагогике, французская методика считается одной из самых простых, удобных, понятных вариантов выявления межличностных отношений, а потому используется во многих дошкольных и школьных учебных заведениях. Ключ к вопросам понятный, удобный, поэтому результаты диагностики легко поддаются расшифровке.

Источник: https://autogear.ru/article/84581/metodika-rene-jilya-tseli-i-osobennosti-provedeniya/

В чём заключается методика рене жиля и как использовать ее в среде младших школьников

Воспитание детей — это сложный процесс, который нуждается в постоянном наблюдении и коррекции со стороны взрослых.

Существует несколько диагностик, позволяющих на основе тестирования сделать вывод об отношениях с близкими людьми и уровне развития тех или иных качеств ребёнка.

Наиболее эффективными являются проективные методики, которые предлагают испытуемому оценить своё место в той или иной предложенной ситуации. К одному из таких приёмов относится тест Рене Жиля для младших школьников.

Суть методики Рене Жиля и предназначение

В конце 50-х годов ХХ века французский психолог Рене Жиль, озабоченный вопросами воспитания подрастающего поколения в условиях политической и экономической нестабильности во Франции в тот период, занимался поиском методики исследования уровня развития личностных качеств ребёнка.

 В результате наблюдения за значимыми сторонами жизни дошкольников и учащихся начальных классов учёный пришёл к выводу, что существует 7 особенностей, характеризующих конкретно-личностные взаимоотношения ребёнка, и 6 переменных, определяющих чувства самого малыша.

Эти показатели и стали основополагающими при составлении теста, который получил название «Методика Рене Жиля».

Проектная визуально-вербальная методика Рене Жиля представляет собой 42 вопроса, 25 из которых — картинки с изображёнными на них детьми или взрослыми и заданием, поясняющим рисунок. Остальные 17 пунктов носят исключительно текстовый характер.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Такие простые картинки предлагаются ребёнку во время тестирования

Целью теста является определение:

  • социальной приспособленности младшего школьника к существующим условиям жизни;
  • особенностей отношений ребёнка с другими людьми;
  • восприятия связей, образованных внутри семьи;
  • поведенческих моделей и чувств малыша.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Дети с угнетёнными чувствами — это, как правило, дети с угнетённым интеллектом, обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, немыслим духовный порыв, переживание идеи».

Таким образом, приём Рене Жиля даёт возможность выявить зоны конфликта в отношениях ребёнка с социумом и самим собой, и тем самым повлиять на дальнейшее развитие подрастающей личности и скорректировать его.

Проведение тестирования среди младших школьников

Методика Рене Жиля предполагает, что, выполняя задания теста, ребёнок ставит себя на определённое место на картинке или выбирает один из предложенных ему вариантов поведения. В процессе беседы взрослый задаёт наводящие вопросы, позволяющие узнать информацию:

  • о составе семьи;
  • о значимых людях в окружении малыша (например, в задании №1 ребёнок может дорисовать персонажей, при этом важно выяснить, кто они и в каком порядке были добавлены);
  • о роли каждого человека в жизни младшего школьника.

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

Если ребёнок слишком зажат, то на тестировании может присутствовать близкий ему человек

Инструкция по выполнению теста для ребёнка:

  1. Посмотри на картинки.
  2. Внимательно прочитай (или прослушай) вопрос.
  3. Подумай пару минут и ответь, выбрав подходящее для себя место среди нарисованных людей. Или, определив для себя один из предложенных вариантов, отметь наиболее подходящий.

Диагностика проводится индивидуально с младшими школьниками до 12 лет (если у ребёнка задержка психического развития или выраженный инфантилизм, то и в более старшем возрасте) и сопровождается пояснениями испытуемого.

Вопросы и задания теста Рене Жиля для младших школьников

Интерпретация и оценка результатов

методики, как уже говорилось, условно делится на исследование 7 переменных отношений конкретно-личностного характера и 6 характеристик собственных особенностей ребёнка. Для интерпретации результатов теста необходимо определить, какие вопросы характеризуют ту или иную категорию.

В этом поможет следующая таблица:

Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника.

Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем.

По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.

Психологи рекомендуют вместе с диагностикой Рене Жиля проводить тест «Рисунок семьи», в котором расположение на картинке родственников испытуемого, близость/удалённость от фигуры самого ребёнка и другие нюансы позволят подтвердить или опровергнуть выводы об отношениях школьника с родными.

Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-testirovaniya-rene-zhilya-i-eyo.html

Методика Рене Жиля: Для дошкольников, тест рене жиля

Представленная методика представляет собой исследование социальной приспособленности ребенка, круга его личностных отношений, особенностей его взаимоотношений с окружающими и дает характеристику поведению ребенка.

Методика Рене Жиля дает возможность узнать о наличии конфликтных областей сферы общения ребенка и воздействовать на проблемные ситуации. Этим осуществляется влияние на развитие ребенка как полноценной личности.

Методика Рене Жиля. Особенности

По содержанию тест Жиля является опросом с использованием визуальных образов. Она заключается в том, что ребенок проектирует себя на место того, кто изображен на конкретной картинке. Тест Рене Жиля образован из 42 заданий.

Первые 25 заданий представляют собой схематичные изображения, на которых представлены дети и взрослые в разных жизненных ситуациях. К этим изображениям имеются краткие рассказы, повествующими о том, что здесь происходит. И все картинки сопровождаются вопросом к ребенку, на который он должен честно ответить.

Последние 17 заданий — это тестовые вопросы. Они также подразумевают открытый ответ испытуемого.

Целью этого исследования является выявление особенностей поведения испытуемого в разных ситуациях, в которых он оказывается ежедневно. Эти жизненные ситуации играют важную роль в развитии ребенка и касаются его взаимоотношений с другими людьми.

Во время проведения теста ребенку предлагается рассмотреть картинки. Потом в зависимости от возраста он слушает или читает самостоятельно рассказ к картинке и вопрос.

Экспериментатор фиксирует все ответы испытуемого. При необходимости рекомендуется вести беседу с ребенком, задавая конкретизирующие вопросы, чтобы получить важные пояснения.

А возможно и получить подробности выбора именно такого ответа.

Картинки содержат изображения нескольких людей. И испытуемый должен указать свое место среди них. Иногда от него требуется обозначить и других персонажей. Некоторые задания требуют его идентифицировать себя с конкретным персонажем. Присутствуют и задания, предлагающие выбрать тип поведения, который ребенку больше свойственен.

В результате исследования экспериментатор получает сведения об отношениях ребенка с людьми из его ближайшего окружения и процессам, которые вокруг него происходят.

Эту конкретную методику отличают простота и образность, что отличает ее от других тестов на проекцию. Эта особенность делает ее простой для ребенка и дает возможность получить достоверные результаты с большей формализацией.

Используется методика Рене Жиля для дошкольников и детей в возрасте до 12 лет. В случае наличия выраженной задержки в психическом развитии, она может быть использована для исследования у детей более старшего возраста.

Что исследуется в методике Рене Жиля

Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

В первую группу входят те ситуации, которые характеризуют личностные отношения ребенка с окружающими его в разных ситуациях людьми:

  • мамой;
  • папой;
  • родителями вместе, как с семейной парой;
  • братьями и сестрами;
  • бабушками и дедушками;
  • друзьями и подругами;
  • учителями и воспитателями.

Вторая группа явлений характеризует исследуемого ребенка:

  • его любознательность;
  • степень общительности;
  • стремление ребенка к лидерству;
  • стремление быть в большой компании или предпочтение уединению;
  • насколько испытуемый конфликтен и агрессивен.

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/metodika-rene-zhilya.html

проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля

  • Отношение ребенка к окружающим. Методика Рене Жиля
  • Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению
  • Тип теста: Вербальный, Невербальный, Проективный
  • Вопросов: 42
  • Назначение теста
  • Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
  • Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
  • Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

  1. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития — и более старшего возраста.
  2. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
  3. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
  1. отношение к матери;

  2. отношение к отцу;

  3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

  4. отношение к братьям и сестрам;

  5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

  6. отношение к другу (подруге);

  7. отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  1. любознательность;

  2. стремление к общению в больших группах детей;

  3. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

  4. конфликтность, агрессивность;

  5. реакция на фрустрацию;

  6. стремление к уединению

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Тестовый материал

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/proektivnaya_vizualno-verbalnaya_metodika_rene_zhilya-20327.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector