Психологические упражнения и тренинговые игры

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Психологические упражнения и тренинговые игрыЦель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание.

Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»

  • Психологические упражнения и тренинговые игрыЦель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.
  • Время: 25–35 минут
  • Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше.

После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя».

Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь.

Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

  1. Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

  2. Время: 25–35 минут
  3. Размер группы: Любой
  4. Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать.

Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться.

Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера.

Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести.

В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Психологические упражнения и тренинговые игры

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным».

После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться.

Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно.

Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С).

Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»

  • Психологические упражнения и тренинговые игрыЦель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.
  • Время: 15–20 минут
  • Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/psihologicheskie-uprazhneniya

Упражнения для тренингов по психологии

Психологические игры для влюблённых и семейных пар – отличный инструмент, способствующий обретению взаимопонимания. Благодаря лёгкой игровой форме, можно расслабиться, открыться и лучше понять друг друга.

Примеры игр для пары

«Зеркало»

Эта игра помогает построить правильные взаимоотношения, сосредоточиться друг на друге и научиться думать о партнёре.

Суть игры: супруги находятся лицом к лицу и поочерёдно «зеркалят», то есть повторяют жесты и мимику своего партнёра. Это и весело, и гармония сохраняется в паре.

Психологические упражнения и тренинговые игры

«Доверься мне»

Эта игра учит доверять друг другу и прислушиваться. Суть заключается в том, что необходимо спиной упасть на руки своей второй половинки. Другой вариант – одному участнику завязывают глаза, второй должен провести его через препятствия, направляя голосом. Затем партнёры меняются ролями. Главное, не перепутать лево и право

Источник: https://magictemple.ru/uprazhnenija-dlja-treningov-po-psihologii/

Ролевая игра в психологическом тренинге

Метод ролевой игры в тренинге является одним из базовых — наряду с методом групповой дискуссии. Редкий тренинг обходится без нее.

«Ролевая игра как метод основана на моделировании ситуации взаимодействия двух и более людей в определенном социальном контексте. При этом взаимодействие осуществляется в рамках ролей — моделей поведения, обусловленных положением человека в системе социальных и межличностных отношений.

Соответственно, принято выделять социальные роли (к ним относятся профессиональные, социально-демографические) и межличностные. Примеры социальной роли — учитель, продавец, руководитель, милиционер. В качестве примера межличностных ролей можно принести роли Зануды, Отверженного, Влюбленного, Ревнивца, Человека-навзводе и т. п.

Участвуя в игре, человек «примеряет» на себя роли — как свои, привычные, знакомые и хорошо «обжитые», так и чужие, незнакомые.

В ролевой игре всегда есть взаимодействие участников друг с другом. Этим она принципиально отличается от других методов тренинга, связанных с временным пребыванием в ролях, — например, от метода, называемого метафорической деловой игрой.

Исторически ролевая игра возникла в рамках психодрамы — одного из базовых направлений психотерапии, основанном на моделировании, исследовании и преобразовании жизненных ситуаций клиентов в виде сцен, поставленных с участием членов психотерапевтической группы.

Позже ролевая игра заимствуется другими направлениями психотерапии, а впоследствии используется в рамках социально-психологического тренинга развития компетентности в общении.

Функции ролевой игры

Ролевая игра — метод, широко применяемый в тренингах любого типа и один из самых распространенных методов тренинга вообще. Многие люди, раз или два посетившие какой-либо тренинг, в ответ на просьбу рассказать, «что же там было», вспоминают в первую очередь ролевую игру.

Удивительное свойство ее заключается в том, что ролевая игра позволяет на время отрешиться от себя, такого привычного и обыденного, отстроиться от ролей, которые играешь («исполняешь») чуть ли не на автомате.

Почувствовать себя как бы в другом измерении, в другом мире, на другой Планете… если ты учитель, в ролевой игре можешь запросто оказаться колючим вихрастым подростком, срывающим уроки и дерзящим педагогу, или непонятливой родительницей, никак не могущей взять в толк, чего же хочет от нее классная руководительница ненаглядного сына.

Если ты психолог, то имеешь возможность стать на время мужем, не понимающим «странных» реакций жены, разводящейся супругой, дедушкой проблемного малыша… Выпадение, выход из привычных ролей дает неожиданное ощущение притока сил и энергии, непонятно откуда появившейся свежести восприятия.

Игра не дает возможности застревать, зависать в привычных ролевых позициях, она создает животворящий «сквозняк» — о, сколько, сколько взрослых настолько привыкают жить в тех или иных ролях (Отца, Мужа, Менеджера, Учителя, Руководителя — список может показаться бесконечным), что рано или поздно начинаются личностные деформации — маску уже не отдерешь от лица.

Человек со временем теряет способность вести себя по-другому. Приходя домой, Начальник продолжает командовать домочадцами, как подчиненными. А Учительница, находясь на отдыхе у моря, поучает окружающих даже вечером за бокалом вина. Опыт проживания чужих ролей не позволяет коснеть, зашориваться привычными рамками восприятия мира, дает возможность сохранить свежесть взгляда на мир.

В этом замечательная терапевтическая функция ролевой игры. Однако она — не единственная. Ролевая игра в рамках социально-психологического тренинга выполняет ряд других функций — основных; терапевтическая же здесь является подчиненной, второстепенной.

Опыт участия в ролевой игре дает участникам тренинга очень и очень много. Так, например, он позволяет:

  1. расширить поведенческий репертуар участников, развить умения, связанные с общением и взаимодействием людей. Ролевая игра является важнейшим способом приобретения социально-психологических умений. Невозможно, например, научиться вести себя уверенно, противостоять манипуляции или грамотно общаться с ребенком только по книжкам: в этом случае знания не «переводятся» в умения и остаются лежать мертвым грузом. Ролевая игра предназначена для работы в первую очередь со сложными коммуникативными умениями, которые могут быть «разложены» на более простые, элементарные. При этом отработка и освоение элементарных умений осуществляются в тематических упражнениях, и лишь затем проводится ролевая игра;
  2. преодолеть эгоцентризм в общении и восприятии людей, сделать шаг к децентрации. Эгоцентризм — это восприятие социальных ситуаций только со своей позиции. Быть эгоцентричным вовсе не значит быть эгоистом, это скорее непонимание, трудности в восприятии позиции и потребностей других людей. Трудно общаться с нервным, обидчивым и подозрительным человеком, пока не понимаешь его состояния («И что же это за человек такой, а?»). Ролевая игра дает возможности сыграть самые разные роли и за счет этого научиться видеть социальные ситуации с разных сторон и с разных позиций;
  3. углубить понимание собственных потребностей и эмоциональных реакций во взаимодействии с людьми. Когда находишься в реальной ситуации, обычно этому мешают поглощенность происходящим, отсутствие времени на рефлексию. Однако ролевая игра позволяет лучше осознать свои реакции на различных партнеров и различные типы социальных ситуаций;
  4. повысить точности социальной перцепции, социального восприятия людей, осознать и преодолеть индивидуальные искажения социального восприятия, вызванные воздействием стереотипов, предубеждений, особенностями мотивации. Открытие, которое могут совершить для себя участники тренинга, заключается в том, что люди и их реакции далеко не всегда таковы, какими кажутся; наше восприятие людей всегда содержит в себе элемент домысла и искажений. Ролевая игра позволяет эти самые искажения осознать.
Читайте также:  Особенности и формы наглядно - действенного мышления

Ролевая игра проводится в тренинге в форме ограниченного по времени действия. При этом группа чаще всего в неодинаковой степени включена в происходящее. Она делится на игроков и наблюдателей. (Это относится лишь к наиболее типичным вариантам ролевой игры — существуют такие ее разновидности, где одновременно играет вся группа.)

Ролевые игры, предусматривающие деление группы на игроков и наблюдателей, могут подразумевать также разные варианты распределения функций между игроками. Здесь нужно ввести понятия активного и пассивного участника (игрока).

Активный игрок является аналогом протагониста (главного действующего лица) в психодраматическом действии. Это участник, реализующий функции, являющиеся предметом рассмотрения на тренинге. Пассивный — тот, кто подыгрывает ему в качестве партнера.

Психологические упражнения и тренинговые игры Например, тренинг обслуживания для официантов ресторана. Ролевая игра, в которой отрабатывается умение встретить и проводить к месту гостя. Активный игрок — тот, кто играет официанта, пассивный — гостя.

Тренинг противостояния манипуляции. Ролевая игра, в которой исследуется линия пассивного сопротивления манипуляции. Активный игрок — тот, кто по сценарию противостоит манипуляции. Пассивный игрок — манипулятор.

Тренинг взаимодействия с подростками (для родителей). Ролевая игра, в которой развивается умение вводить ограничения. Активный игрок — тот, кто играет родителя. Пассивный — тот, кто играет подростка.

Выражение «пассивный игрок» вовсе не означает, что он должен сидеть, как куль с картошкой, и помалкивать. Иногда внешне активность пассивного игрока далеко превосходит активность его партнера. Здесь имеется в виду не сама по себе степень активности, а особенности решаемых участником задач.

Сказанное выше также не означает, что во всех ролевых играх с разделением участников на игроков и наблюдателей есть только один активный и один пассивный игрок. Это не так.

Ролевая игра может предусматривать по сценарию наличие одного активного игрока и двух пассивных (учитель, беседующий с матерью и отцом одного из своих учеников), активного и группы пассивных (моделирование ситуации публичного выступления), нескольких активных и нескольких пассивных (моделирование некоторых ситуаций переговоров по возврату долга). Возможны также ролевые игры, где пассивных игроков нет вообще, а есть только активные (типичный пример — ролевые игры к тренингу переговоров) и наблюдатели. Бывают ролевые игры, в которых вся группа участвует в качестве активных игроков (ролевые игры социодраматического типа).

Итак, первый параметр, по которому различаются ролевые игры с точки зрения особенностей процедуры их планирования и проведения, — распределение игровых ролей (наличие-отсутствие пассивного игрока, число активных и пассивных игроков). Перейдем к рассмотрению различий по другим параметрам.

Большинство ролевых игр, которые используются в тренинге, предусматривают закрепленность роли за конкретными игроками на протяжении всего игрового действия. Например, если я в ролевой игре получаю роль подростка, то до конца игры я остаюсь в этой роли.

Однако существуют разновидности игры, в которых правила — другие.

Например, ролевая игра с двумя активными игроками может предусматривать переход активного игрока в другую роль в процессе игры (после небольшого перерыва).

Например, в ролевой игре по переговорам один участник может находиться последовательно то в роли 1, то в роли 2 (для смены роли делаются небольшие перерывы, которые могут сопровождаться разборами).

Кроме того, в игре, где есть активный и пассивный игроки, особенности процедуры могут предусматривать смену игроков. Например, активный игрок может переназначаться несколько раз.

В качестве примера можно привести большие ролевые игры для подготовки психологов-консультантов. Известно, что консультативный прием длится гораздо больше чем 10-15 минут. Часть его можно смоделировать в ролевой игре.

Клиента играет один и тот же член группы, а роль психолога-консультанта может передаваться от одного члена группы к другому, пока не окончится игра.

Во время работы каждого активного игрока все остальные члены группы (кроме пассивного игрока) выполняют функции наблюдателей. Каждый кусочек консультации, в котором работал отдельный активный игрок, обязательно разбирается, участнику предоставляется обратная связь.

Еще раз повторю: описанные в двух предыдущих абзацах варианты закрепления игровых ролей не являются типичными, хотя вполне оправданны и допустимы в определенных тренинговых ситуациях.

Итак, второй параметр, по которому различается процедура планирования и проведения ролевых игр, — характер закрепления игровых ролей за участниками.

Ролевая игра в тренинге обычно сопровождается обратной связью от наблюдателей и тренера. Обратная связь — это информация о том, как они воспринимали происходившее в игре, в частности — поведение активного игрока и реакции на него игрока пассивного.

При этом обратная связь может даваться в различных формах и посредством разных процедур (письменная или устная форма; содержательная структурированная обратная связь или шеринг).

Обратная связь создает для игроков (особенно для активного) нечто вроде объемного зеркала, в котором он может увидеть самого себя и свое поведение в процессе игры. Лишенная обратной связи, ролевая игра теряет более половины своего эффекта.

Процедура проведения ролевой игры может предусматривать различные варианты предоставления обратной связи игрокам. И хотя обычно в ее предоставлении участвуют и наблюдатели, и тренер, акценты могут быть расставлены по-разному.

Например, в тренингах профессиональных умений для новичков основной упор приходится на обратную связь от тренера (хотя наблюдатели опрашиваются тоже).

В других тренингах центр тяжести может приходиться на обратную связь от группы либо равномерно распределяться между обратной связью от наблюдателей и тренера.

Таким образом, третий параметр, по которому может различаться процедура проведения ролевой игры, — степень активности группы в предоставлении обратной связи.

Кстати говоря, предоставление обратной связи игрокам обеспечивает учебный эффект ролевой игры и для наблюдателей. На первый взгляд может показаться, что в ролевой игре учится только один человек — активный игрок.

Однако это не так: члены группы, будучи поставлены перед необходимостью давать игрокам обратную связь, просто вынуждены пристально н внимательно следить за происходящим перед их глазами, сопоставляя то, что они видят, с пройденным материалом.

Готовится ли сценарий ролевой игры всегда только заранее или он может быть создан непосредственно в процессе тренинга? На этот вопрос пет однозначного ответа. Действительно, обычно тренер заранее знает, что в тот или иной момент тренинга будет проведена ролевая игра, и заранее планирует ее сценарий.

Однако так бывает не всегда. Иногда тренинг идет совсем не так, как планировалось, и приходится оперативно менять сценарий — в том числе и сценарий ролевой игры. Кроме того, некоторые типы тренингов подразумевают как само собой разумеющееся создание сценария к ролевой игре на месте, непосредственно в ходе диалога с участниками.

Это может быть исследование трудных случаев из практики обучающихся или работа по индивидуальному запросу. Тщательное исследование запроса или описания трудного случая позволяет создать сценарий ролевой игры прямо «по горячим следам». Как правило, в таких играх на роль пассивного игрока садится человек — автор «запроса».

Огромный плюс таких ролевых игр заключается в том, что они самым прямым образом отмечают потребностям участников и вызывают у группы большое внимание и интерес. Минус — в том, что такая игра организуется на месте и может  быть неправильно спланирована.

Приходится вносить прямо по ходу дела коррективы, и это может затруднять усвоение опыта и последующий  разбор.

Таким образом, четвертый параметр, различающий процедуру планирования и проведения ролевой игры, — наличие или отсутствие заранее подготовленного сценария.

Существуют и другие параметры, на которых мы сейчас не будем детально останавливаться.

Я перечисляла различия в процедуре подготовки, проведения и разбора ролевых игр для того, чтобы продемонстрировать:  нет и не может быть одной, САМОЙ ПРАВИЛЬНОЙ процедуры ролевой игры.

Каждый вариант имеет свои относительные преимущества и уместен в тренинге того или иного типа, в той или иной ситуации и с точки зрения эффективности решения той или иной тренинговой задачи.

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/rolevaya-igra-v-psihologicheskom-treninge.html

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

  • Психологические упражнения для тренингов: деловые игры, упражнения (2)
  • Игры и упражнения данной публикации можно использовать в качестве элементов тренинга, семинара, педсовета… Упражнения будут полезны для тренеров, менеджеров, руководителей, психологов, педагогов.
  • В данной публикации представлены игры и упражнения «Завтрак с героем», «Паспорт проблемы», «Камень, песок, вода», «Полная банка», «День рождения».
  • Упражнение «Завтрак с героем (кумиром)»
  • Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.
  • Время проведения: 30 мин.
  • Материалы: ручки, листы бумаги.
  • Ход упражнения

Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком.

Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему остался именно этот герой?

  2. Легко было уступать и почему вы уступали?

  3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?

  4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались?

  5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

Игра «Паспорт проблемы»

Цели:

  • отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации;
  • провести упражнение на анализ конфликта;
  • проработать стратегию решения конфликта, разобраться в преимуществах и недостатках различных стратегий, проверить, какая из стратегий поведения в конфликте характерна для каждого из участников, оценить ее эффективность;
  • потренироваться в определении четких целей деятельности, в выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха.
  1. Размер группы: не важен.
  2. Ресурсы: бланки на всех участников, ручки.
  3. Время: около часа.
  4. Ход игры
  5. Тренеру стоит позаботиться о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга.
Читайте также:  Кто такой геронтофил и как не стать жертвой страдающего геронтофилией

– Мы просим членов группы сосредоточиться каждому на той актуальной конфликтной ситуации, которую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения.

Чтобы разобраться в межличностном конфликте (именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения.

Кроме того, ответы на поставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи утверждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат).

Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20–30 минут. В конце упражнения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием.

Бланк упражнения «Паспорт проблемы»

1. Сформулируйте и запишите, в чем, на ваш взгляд, состоит суть конфликта.________________

2. Разложите конфликт на составляющие:

  • что происходит (процесс, действие, поведение сторон) _______________
  • к чему это приводит (чьи и какие потребности нарушены)______________
  • чувства по этому поводу (ваша эмоциональная реакция на угрозу потребностям и на развитие конфликта)_________________

3. Определите, что для вас более важно:

  • защита собственных потребностей, принципов, ощущение личного комфорта или
  • сохранение хороших отношений со второй стороной.

4. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации вы предпочитаете?

  • уход
  • приспособление
  • принуждение
  • компромисс
  • сотрудничество
  • 5. Если, используя выбранный мною стиль поведения, проблема будет разрешена, конфликт снят, то:
  • Я ______________
  • Другая сторона ____________
  • (Сформулируйте, какие конкретные результаты ожидаются, какова будет эмоциональная доминанта в ощущениях обеих сторон по завершению конфликта, как прогнозируются отношения между сторонами.)
  • 6. Я смогу сказать, что проблема, конфликт разрешены, когда (если)_________________
  • Дополнительный материал для тренера

Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. «Маска, я тебя знаю!» – и заканчивается волшебство. «Паспорт проблемы» решает поэтому не только интеллектуальную часть вопроса, как разрешить проблему, но и помогает уменьшить эмоциональную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.

При решении проблемы полезно воспользоваться техникой рефрейминга – т.е. переназвать ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, «выдернем эмоциональное жало». Это поможет нам уделить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи.

Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опасных для детей.

Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: «Опасно для жизни!»

Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения. не могли являться предупреждением об опасности: они либо не могли читать, либо не воспринимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и запрещающего характера, либо иначе, чем авторы идеи, воспринимали эмоционально оттенки цвета.

Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами… колючей! Он на все 100% соотнесен не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки).

  1. Упражнение «Камень, песок, вода»
  2. Цель: продемонстрировать участникам, как важно расставлять приоритеты в планировании дел.
  3. Форма: демонстрация в группе.
  4. Время: до 5 минут.
  5. Материалы: Стеклянная банка (1 литр), 1 крупный предмет, который помещается в банку (например мячик), 3-4 предмета среднего размера (подойдут кубики, мячики, большие конфеты), горсть мелких предметов (ластики, крышки от пластиковых бутылок, фасоль, арахис), горсть очень мелких предметов (скрепки, горох)

Ведущий демонстрирует участникам пустую банку и выкладывает все предметы на стол. Вызывает одного-двух участников и просит их поместить все предметы в банку. Пока участники складывают предметы, ведущий и группа наблюдают.

После того, как банка наполнена, ведущий обращает внимание на то, поместились ли все предметы в банку (если предметы подобраны правильно, что-то в банку не помещается). Ведущий проводит аналогию с делами, которых так много, что на все дела не хватает времени (ассоциации: время = стеклянная банка, предметы = повседневные дела).

Ведущий обращается к группе – что можно сделать, чтобы все дела (предметы) поместились?

Группа делает предположения. Задача тренера, подвести группу к тому, что в первую очередь в банку следует класть самые крупные предметы, потом среднего размера – они заполняют пустоты, а потом мелкие, потом очень мелкие.

Ведущий демонстрирует заполнение банки. Такая демонстрация эффектно показывает необходимость выделять в планировании самые важные дела. Далее следует мини-лекция.

Вариант: Упражнение по притче «Полная банка». Также сопровождается демонстрацией.

  • Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. 
  • В конце спросил студентов, полна ли банка? 
  • Ответили: да, полна. 
  • Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. 

Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. 

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. 

Тогда из-под стола он ещё вытащил две баночки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. 

Студенты смеялись.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию за мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями.

Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. 

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво? 

Профессор улыбнулся. 

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

(Про пиво — каждый тренер решает сам).

Если притча «Банка» используется для мотивации к обучению, то добавляется ещё один ингредиент после пива/воды: «Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?» Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда профессор достал соль и посолил…

  1. Вывод: как бы вам не казалось, что вы всё знаете и умеете, всегда есть место для новой информации.
  2. Сюжетно-ролевая игра «День рождения»
  3. Цель: Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию своего поведения, а также по моделированию своего поведения.

Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут. Обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется. Сюжет дети достраивают сами в ходе игры.

Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовали на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостей.

Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы должны будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он будет длиться в течение 20 минут.

Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».

Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Бестактный, Грубиян и т.д. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей по типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые преследует ведущий. Можно для детей каждую роль определить более подробно.

Следует иметь ввиду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкции и неизвестности правил.

Задача ведущего – внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая особенности поведения каждого из участников и соответствием предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:

  • Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?
  • Трудно ли было играть предложенную роль?
  • Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?
  • Какие чувства вызывает у вас подобное ролевое поведение?

В ходе игры дети рассматривают приготовленные подарки и открытки и дарят друг другу.

Источник: https://multiurok.ru/files/psikhologicheskie-treningi-delovye-igry-i-uprazhne.html

Упражнения для тренинга — «ЗНАКОМСТВО»

Вариант Разминки для тренинга №2 «Наши имена»

Группа стоит в кругу. Каждый по очереди делает шаг вперед и произносит своё имя в той форме, которая ему самому нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает.

Вариант Разминки для тренинга № 3 «Имя — движение».

Участники по очереди произносят свои игровые имена + сопровождают характерным жестом. за-тем все хором повторяют имя и движение.

Вариант Разминки для тренинга № 4 «Взаимные презентации»

А) Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Предполагаемые вопросы:

  1. что я жду от работы в тренинге,
  2. что я ценю в самом себе,
  3. предмет моей гордости,
  4. что я умею делать лучше всего,
  5. что вас объединяет с вашим партнером

Б) один их членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив руки ему на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем партнера. В течение 1 минуты он говорит, играя роль сидящего своего партнера. После этого любой член группы может задать вопросы, на которые отвечать будет тоже стоящий. Например,

  1. какие качества ты наиболее ценишь в людях?
  2. что ты считаешь самым отвратительным?
  3. есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь,
  4. назови свое заветное желание,
  5. чего бы тебе хотелось достичь в жизни?
Читайте также:  Церебральный паралич: расшифровка дцп, признаки и лечение

Упражнение заканчивается обсуждением чувств и мыслей участников.

При этом важно уделить внимание 3 аспектам: способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Оценка успешности твоей презентации своего партнера. Что ты чувствовал, когда твой партнер говорил от твоего имени? Удалось ли верно изложить сведения о тебе? Получилось ли стать твоим двойником? Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Вариант Разминки для тренинга № 5.

Участник представляет себя от имени другого человека. Например, дедушка рассказывает о своем внуке. Иван Иванович глазами соседки.

Вариант Разминки для тренинга № 6.

Предмет рассказывает о хозяине. Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе.

Другие предметы могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

2 последних варианта, когда человек рассказывает о себе в третьем лице, идентифицируясь с другим человеком или даже неодушевленным предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным.

Вариант Разминки для тренинга № 7.

Имя, сестра (игра на знакомство) Игра очень хороша для новоиспеченных компаний, когда надо быстро наладить теплую дружескую атмосферу и личные контакты. Для игры потребуется покрывало. Весь коллектив разбивается на две команды, каждая из команд выделяет по одному представителю, назовем их ведущими (ведущими могут быть организаторы мероприятия).

Последние при помощи покрывала, разделяют пространство помещения на две части, каждую из которых занимают команды, присаживаются на корточки, чтобы не было видно лиц. Необходимо, чтобы участники каждой из команд не имели возможности наблюдать события, происходящие «по ту сторону занавеса».

От каждой из команд выделяется человек, который присаживается непосредственно напротив середины покрывала. На счет «три» ведущие опускают покрывало, и выигрывает та команда, чей представитель быстрее назовет имя противника (человека, который сидит напротив). Человек из проигравшей команды переходит в команду победитель.

Игра, понятно, продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь из команд не останется один человек. Ведущие быстрее запоминают имена участников, но у них и самая неприятная работа — поднимать с земли одеяло.

Вариант Разминки для тренинга № 8.

Каждый придумывает себе имя сказочного героя. Рисует себе большую настольную визитку с именем, символом (волшебная палочка феи, шляпа Незнайки, бант Мальвины), девизом и прописывает главное достоинство и самую большую проблему данного героя.

Игра «Величественное имя»

С самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный – как у Земли Луна – спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна, не-объяснима власть имени. В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени.

И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста.

Но в тоже время может быть и источником опасности, ибо в каждом звуке имени сокрыты также силы, которые при невнимательном отношении могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание позволяет приобрести особенную силу. Одного восточного принца звали Джумбер.

Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука – «Д» — и понял, что его ведут по жизни доброта, Дерзание и Долг. А требую особого внимания и внутренней работы Дерзость, Драчливость и Дурь. Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени.

Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить мелочность и мягкотелость. Игорь – Искренность и Ироничность, инертность и импульсивность. Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в пер-вой букве вашего имени. На это задание отводится 3 минуты, по истечении которых вы расскажете о своих находках. Спасибо вам за искренность.

Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте и образует нечто целое, неповторимое и ценное. Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Вот как это сделал в далекие времена уже знакомый нам принц Джумбер: Я – ДЖУМБЕР, носитель гордого и светлого имени. Его дали мне при рождении, наградив меня

Добротой,

Жизненной силой, Умом, Мужеством, Богатством, Естественностью, единством с природой, Радостью. Мое имя ведет меня по жизненному пути, позволяет

Достойно принимать

Жизненные уроки, Учить быть спокойным и Мудрым перед болезнями и войнами, Беречь свои силы для новых дел и начинаний, Ежедневно приумножать духовные богатства, Рисковать обдуманно и безмятежно! Воистину, я – обладатель величественного имени!

Вопросы для обсуждения: 1. какие чувства вы испытывали, играя со своим именем?

2. что нового узнали о себе и о других благодаря этим играм?

Классическое Знакомство

Классическое Знакомство проводится круговым опросом. На флипчарте пишем для участников (можно в устной форме):

«1. Зовут меня… 2. Работаю…» — любые варианты, отвечающие на вопрос «Кто Я?».

Допустимы краткие творческие дополнения. Например, «В свободное время я предпочитаю….» «Вы не поверите, что я…»

«Я думаю, что я… Другие думают, что я… На самом деле я…»

Открытки

Тренер предлагает участникам выбрать по 1 открытке. Открытку выбирают согласуясь с темой«Я в профессии», она может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером.

Участники по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе в профессии. «На открытке…. как и я…..»

Зашифрованное Имя

Тренер раздает чистые карточки-листки. Предлагает участникам написать в столбик свое имя (обычно короткий вариант) и дописать на каждую букву своего имени – прилагательное, характеризующее автора.

Например, Л — Легкая Е — Естественная Р — Рациональная

А — Активная.

Одним Словом

Тренер предлагает участникам написать на карточках творческое определение себя как профессионала, или ассоциацию. Тема «Я – одним словом».

Участники пишут слово-ассоциацию на стандартной модерационной карточке, крупными буквами, цветным маркером. Затем размещают карточку на флипчарт (тренер заранее пишет заглавие «Я – одним словом») и коротко объясняют почему так себя назвали.

Паровозик Имен

Участникам по кругу называют имена следующим образом: 1-ый участник называет свое имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например Лена — ласковая, Дима — добрый); 2-ой участник называет имя 1-го с его «характеристикой» и говорит свое; 3-й участник называет имена 1-го, 2-го с «характеристиками», затем говорит свое и т.д.

Моя вторая жизнь

Тренер предлагает участникам представить, что по окончании этой жизни можно прожить еще одну. Точно такую же прожить нельзя. Можно выбрать жизнь с другой профессией или даже жизнь как у конкретного человека.

«Свою вторую жизнь я бы прожил как…»

На карточке нужно написать одно или два слова, продолжив данное предложение. Слово пишется крупными печатными буквами, цветным маркером.

Затем тренер собирает карточки, смешивает их, и просит участников определить-отгадать где чья жизнь. Написавший рассказывает, почему именно эта жизнь.

Корпоративный Стандарт

Тренер предлагает участникам продолжить 2 предложения. «Многие знают, что я… Но мало кто знает, что я…».

Вариант: Тренер разбивает участников на пары или тройки. Участники рассказывают в группе о себе. Затем каждый представляет соседа уже для всех участников тренинга по принципу: «Многие знают, что он (она)….

Но мало, кто знает, что он (она)».

Презентации могут быть как краткими, так и развернутыми.

Визитка

Тренер предлагает создать проект «Личной Визитки». В визитке указаны ф.и.о. или прозвище. Хобби, характеристика, интересное замечание. Участники придумывают и рисуют личный логотип. Пишут девиз.

Также могут быть написаны — профессия, должность, адрес и телефон (можно вымышленный), адрес сайта (например http://showrooms.ru/).

Затем участник выходит и презентует проект свой «личной визитки».

Метафора

Тренер предлагает создать метафору, сравнительную аналогию на тему «Я в профессии» или «Я в своем деле». Например, «Я в своем деле, как царь горы». Метафоры должны быть позитивными.

Участники могут передать метафоры по кругу. «Я в своей профессии как рыба в воде» — «Игорь в своей профессии как рыба в воде, а я — как боксер на ринге» — «Игорь в своей профессии как рыба в воде, Лена — как боксер на ринге, а я — как компьютер на бирже» и т.д. По завершении круга участники делятся впечатлениями.

Закрытый Клуб

Тренер предлагает участникам представить себя кандидатами в Закрытый Частный Клуб. С традициями. Только для Избранных. Не всякого возьмут.

Участники делятся на группы по 2-3 человека и рассказывают о себе внутри группы. Затем составляют небольшую речь «Рекомендацию» на соседа для принятия его в Клуб.

Речь: «ФИО — (характеристика, особенности…)… В своей жизни…..

Настоятельно рекомендую принять его в Наш Клуб!»

За того парня

Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами. Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера и кладет последнему руки на плечи.

Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы». Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных.

Отвечающий должен ответить вне зависимости знает или нет он точный ответ.

По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой – какой был процент попаданий.

Через 15 лет

Тренер делит участников на пары. Предлагает придумать, что интересное, интересное или оригинальное, или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать его партнер.

Участники коротким рассказом продолжают фразу «Моя интуиция подсказывает мне, что через 15 лет, …(Имя) может….

Мне показалось так потому, что…»

Кто я?

  • Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лед» и быстро познакомить участников друг с другом.
  • Необходимое время: 30 минут.

Источник: http://EsliTrenera.net/blogs/sbornik-uprazhnenij-dlja-treninga/uprazhnenija-dlja-treninga-znakomstvo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector