Психология по сигизмунду фрейду

« Назад

14.12.2015 08:03

Психология по Сигизмунду Фрейду

Психология – великая наука, которая позволяет узнать человека самым лучшим образом. Большое количество ученых пытались и пытаются узнать о внутреннем «богатом» мире человека, одним из таких ученых был Зигмунд Фрейд. Он посвятил большую часть жизни такому важному вопросу, как психология бессознательного.

Согласно многим представлениям великих ученых-психологов – бессознательное – это своего рода субъект сферы сознания, вытесненный определенными силами по определенным причинам из сферы осознания. А вот, кто вытесняет, как и к чему это приводит – мнения разнятся у многих ученых.

Например, великий австрийский ученый Зигмунд Фрейд утверждал, что вытеснение осуществляется только в одну сторону, а именно некое СВЕРХ-Я.

Оно представляет собой общество в сознании и представляется более сильным субъектом, который вытесняет слабое психологическое содержание, например, такое как – впечатления из детства, которые являются недопустимыми для Сверх-Я.

Итого, получается, что бессознательное по Зигмунд Фрейду – это первые впечатления из детства, живущие внутри нас, однако они не являются осознаваемыми, так как они социально не приемлемы или не согласуются с иными потребностями или факторами определенной личности.

Если говорить о других разновидностях бессознательного, то Зигмунд Фрейд не имел знаний, не предполагал или отрицал их. Не менее важно и то, что вытеснение по Фрейду – жесткое, получается, что найти бессознательное, а также возвратить в сознание человеку стандартными методами невозможно.

Психология бессознательного по Зигмунду Фрейду – это сфера психики, в которой осуществляются недоступные для Я вещи, однако они логичны и обладают определенной логикой. Как утверждал З.

Фрейд, бессознательное можно «узнать», иными словами расшифровать только при помощи работы специалиста, использующего специализированные методики, в качестве примера – гипноз или толкование.

Теория З.Фрейда

Психология по Сигизмунду Фрейду

Согласно «теории» Фрейда о психологии бессознательного – объем бессознательного значительно выше объёма сознания (в качестве примера для наибольшего понимания можно привести такое выражение: у айсберга – сознание выступает небольшой вершиной, а то, что находится под водой представляет собой бессознательное). Также бессознательное, согласно утверждениям великого австрийского ученого несет прямую ответственность за множество неврозов и других проявлений. Многие неприятности, связанные с нашей личностью, по мнению Фрейда, происходят из-за бессознательного.

Ведь Зигмунд Фрейд предложил модель психики, которая состоит из 3 компонентов – это собственно: ОНО, Я Сверх-Я, для которого как раз не желательны детские впечатления.

Согласно психологии бессознательного по Зигмунду Фрейду, многие действия, которые совершаются человеком «на автомате», обладают неосознаваемым характером.

Зигмунд Фрейд считал, в бессознательное вытесняются скрытые желания, фантазии, противоречащие общей морали или нормам поведения, которые заложены обществом. Ко всему прочему они слишком сильно вызывают тревогу, для того, чтобы быть осознанными. 

Зигмунд Фрейд на протяжении своей жизни рассмотрел то, как определенная мотивация может проявляться во снах, творчестве или отклонениях, вызванных невротизмом.

Согласно утвержденным данным, основной регулятор поведения человека – влечение или желания.

Когда он лечил своих пациентов, то заметил такой факт, что переживания, которые не осознаваемы пациентами, способны сильно «утяжелить» жизнь и порой даже ведут к развитию различного рода психологических заболеваний или отклонений. 

Чему способствовало открытие?

Благодаря такому открытию, он начал искать средства избавления «пациентов» от конфликтов, которые возникают относительно «говорящего» сознания и тайными побуждениями бессознательного. В результате этого появилась специальная методика Зигмунд Фрейда, которая «исцеляет» души. Иными словами – психоанализ Зигмунда Фрейда. 

Стоит отметить, что именно до открытия этого великого ученого, многие считали душу, как единым целым, именно то, что не делится. Согласно Фрейду, в бессознательном нет ничего, чтобы когда-то не имелось в сознательном. Далее эту «теорему» модернизировал Юнг, но мы не будем об этом.

Фрейд понимал бессознательное, практически как определения памяти.

Получается, что в нем содержится такая информация или представления, впечатления, которые уже однажды осознавались человеком, однако она промелькнула с определенной степенью интенсивности.

Можно предположить, что это былая какая-то определенная мысль, а может быть целый комплекс переживаний различного рода, которые неизвестно почему ушли из сознания, практически точно также, как «забылись».

По мнению Фрейда, в бессознательном появляются подобного рода психологические содержания, которые не могут подходить для главенствующей позиции сознания или являются нездоровыми.

В большинстве своем в бессознательном имеется то, что для обычного сознательное не является допустимым.

К ним относят различного рода желания, потребности или мысли, возникающие в сознательной части, однако которые якобы не «прошли».

Таким образом, Фрейд смог изучить психологию бессознательного, предоставив миру свое представление.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-bessoznatelnogo

Зигмунд Фрейд – Психология сексуальности

Здесь можно скачать бесплатно “Зигмунд Фрейд – Психология сексуальности” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Психология по Сигизмунду Фрейду

Описание и краткое содержание “Психология сексуальности” читать бесплатно онлайн.

«Психология сексуальности» — одно из самых знаменитых произведений выдающегося австрийского ученого, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, которое полностью перевернуло европейские представления о сексуальности, так как в нем автор впервые затрагивает вопросы детской сексуальности, рассматривает природу полового влечения и различных сексуальных отклонений.

Зигмунд Фрейд

Психология сексуальности

Предисловие автора к 3-му изданию

Наблюдая в течение десятилетия за тем, как была встречена эта книга и какое впечатление она произвела, я хотел бы предпослать третьему изданию несколько замечаний, направленных против неверного ее понимания и предъявляемых к ней неосуществимых притязаний.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что все изложенное в этой книге основано сплошь на ежедневном врачебном опыте, углубленном результатами психоаналитического исследования, научно обоснованном.

Три «Статьи по теории сексуальности» не могут содержать ничего другого, кроме положений, необходимо вытекающих из психоанализа или подтверждаемых им.

Поэтому совершенно исключается возможность расширить их когда бы то ни было до целой «сексуальной теории»; и вполне понятно, что они вообще не касаются некоторых важных проблем сексуальной жизни. Не следует поэтому думать, что эти пропущенные главы большой темы остались неизвестными автору или что он придает им второстепенное значение.

Зависимость этого труда от психоаналитического опыта, под влиянием которого он написан, сказывается не только в выборе, но и в порядке расположения материала.

Первостепенное значение придается моментам, зависящим от случая, а подчеркивающие предрасположение отодвигаются на задний план, и онтогенетическое развитие принимается во внимание прежде, чем филогенетическое.

В анализе случайные переживания играют главную роль, он побеждает их почти без остатка; предрасположение же проявляется за его спиной как нечто такое, что пробудилось благодаря переживанию, но значение которого выходит далеко за пределы области психоаналитической работы.

Такая же зависимость господствует в отношениях между онто- и филогенезисом. Онтогенезис можно рассматривать как повторение филогенезиса, поскольку филогенезис не изменяется благодаря свежему переживанию.

Филогенетическое предрасположение проявляется за спиной онтогенетического процесса.

Но по существу предрасположение представляет собой осадок прежнего переживания рода, к которому присоединяется более позднее переживание отдельного существа в виде суммы случайных моментов.

Наряду с полной зависимостью от психоаналитического исследования я должен подчеркнуть, что характерной чертой этой моей работы является преднамеренная независимость от биологического исследования.

Я тщательно избегал ввода научных предположений из общей сексуальной биологии или из сексуальной биологии отдельных видов животных в исследование, давшее нам возможность изучить сексуальную функцию человека при помощи техники психоанализа.

Мною руководила цель — узнать, что можно открыть средствами психологического исследования в области биологии человеческой сексуальной жизни; мне удалось указать на связи и совпадения, выявившиеся при этом исследовании, но мне не следовало скрывать от себя то обстоятельство, что в некоторых важных пунктах психоаналитическое исследование привело к выводам и взглядам, значительно отступающим от основанных только на биологических данных.

В этом третьем издании мною сделано много добавлений, но я не отмечал их, как в предыдущих изданиях, особыми знаками. В настоящее время научная работа в нашей области продвигается более медленными шагами; тем не менее, некоторые дополнения этого труда оказались необходимыми для того, чтобы он не отстал от новейшей психоаналитической литературы.

Бонн, октябрь 1914 года

Предисловие автора к 4-му изданию

После того, как стихли бушующие волны военного времени, можно с удовлетворением установить, что интерес к психоаналитическому исследованию во всем огромном мире не угас. Но не все части учения постигла одинаковая судьба.

Чисто психологические положения и открытия психоанализа о бессознательном, о конфликте, ведущем к болезни, о вытеснении, о выгоде от болезни, о механизмах образования симптома и др. пользуются все возрастающим признанием и принимаются во внимание даже принципиальными противниками.

Граничащая с биологией часть учения, основы которой изложены в этой маленькой работе, все еще вызывает такие же возражения и даже побудила некоторых, кто в свое время интенсивно занимался психоанализом, отойти от него и выработать новые взгляды, благодаря которым роль сексуального момента в нормальной и больной душевной жизни снова ограничивается.

И все же я не могу решиться допустить, что эта часть психоаналитического учения намного больше отличается от той действительности, которую нужно открыть, чем другая часть.

Воспоминания и все повторные исследования говорят мне, что и эта часть продиктована таким же тщательным и чуждым предвзятости наблюдением, и объяснение указанной диссоциации в общественном признании не представляет трудности.

Во-первых, описанные здесь начала человеческой сексуальной жизни могут подтвердить только такие исследователи, у которых имеется достаточно терпения и технической ловкости, чтобы довести анализ до первых детских лет пациента.

Часто нет возможности это сделать, так как врачебная деятельность требует более быстрого окончания лечения, а другим, не врачам, применяющим психоанализ, вообще закрыт доступ в эту область, у них нет возможности составить самостоятельное суждение, свободное от влияния их собственных антипатий и предубеждений. Если бы люди сумели чему-нибудь научиться из непосредственного наблюдения над детьми, то эти три статьи вообще могли бы остаться ненаписанными.

Необходимо, однако, далее припомнить, что многое из того, что составляет содержание этой книги, подчеркивание значения сексуальной жизни во всех проявлениях человеческой деятельности и сделанная здесь попытка расширить понятие сексуальности всегда были самыми могучими мотивами сопротивления против психоанализа.

Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о «пансексуализме» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет «все» сексуальностью. Можно было бы удивляться, если бы мы были еще только в состоянии сами забыть аффективные моменты, запутывающие и заставляющие все забывать.

Ведь философ Артур Шопенгауэр уже давно указал людям, насколько их действия и мысли предопределяются сексуальными стремлениями в обычном смысле слова; и целый мир читателей ведь должен был оказаться неспособным выкинуть из своей головы такое изумительное указание! Что же касается «расширения» понятия о сексуальности, ставшего необходимым благодаря анализу детей и так называемых перверсных, то да позволено будет напомнить всем тем, кто с высоты своей точки зрения с презрением смотрит на психоанализ, как близко расширенная сексуальность психоанализа совпадает с Эросом «божественного» Платона (С. Нахмансон. Теория либидо Фрейда в сравнении с учением об Эросе Платона // «Internationale Zeitschrift für ärztiche Psychoanalyse», 111,1915).

Вена, май 1920 года

I. Сексуальные отклонения

Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову «голод» обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо».

Читайте также:  Список наиболее распространенных страхов и фобий человека

Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения.

В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или, по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.

Но у нас имеется основание видеть в этих данных очень неправильное отражение действительности; если присмотреться к ним ближе, то они оказываются полными ошибок, неточностей и поверхностностей.

Введем два термина: назовем лицо, которое внушает половое влечение, сексуальным объектом, а действие, на которое влечение толкает, сексуальной целью ; в таком случае точный научный опыт показывает, что имеются многочисленные отклонения в отношении обоих, как сексуального объекта, так и сексуальной цели, и их отношение к сексуальной норме требует детального исследования.

1. Отступление в отношении сексуального объекта

Общепринятая теория полового влечения больше всего соответствует поэтической сказке о разделении человека на две половины — мужчину и женщину, — стремящихся вновь соединиться в любви, поэтому весьма неожиданно слышать, что встречаются мужчины, сексуальным объектом которых является не женщина, а мужчина, и женщины, для которых таким объектом является не мужчина, а женщина. Таких лиц называют извращенно-сексуальными или лучше инвертированными, а самый факт — инверсией. Число таких лиц очень значительно, хотя точно установить его затруднительно.

Источник: https://www.libfox.ru/422608-zigmund-freyd-psihologiya-seksualnosti.html

Что такое «оговорки по Фрейду»? И как вообще устроен психоанализ? — Meduza

6 мая — день рождения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд настолько известен, что даже те, кто не читал ни одной его статьи, знают про «оговорки по Фрейду» и любят его вспомнить, если видят банан или другой предмет подобной формы. «Медуза» попросила ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН и автора книги о психиатрии в российской культуре Ирину Сироткину ответить на базовые вопросы о Фрейде и его методе.

В чем заключались главные идеи Фрейда? Что в них было революционного? 

И до Фрейда люди понимали: человек не осознает всего, что происходит в его внутреннем мире. Не новой была и мысль о том, что неврозы и другие психические расстройства произрастают из сферы сексуальности — об этом говорили французские психологи и психиатры, начиная с Жана-Мартена Шарко. 

То, что принес Фрейд, касалось, во-первых, важности и могущества бессознательного: сознание — не более чем островок в океане иррациональных сил и влечений, которые могут полностью захватить человека. Чтобы проникнуть в этот океан и понять свою иррациональную часть, человеку не обойтись без помощи другого — психоаналитика. 

Во-вторых, Фрейд настаивал: природа этих сил насквозь сексуальна (он назвал ее «либидо»). 

В третьих, он считал, что либидо активно с самого начала человеческой жизни, с младенческого возраста.

Знаток и любитель античности, Фрейд назвал главное драматическое событие, в котором проявляется либидо ребенка, «Эдиповым комплексом». Мальчика тянет к матери, он бессознательно хочет занять около нее место отца.

Разрешается Эдипов комплекс, когда ребенок перестает страстно желать мать и идентифицируется с отцом — так якобы формируется мужской характер. 

А что такое психоанализ?

Образно говоря, главным инструментом в психоанализе служила кушетка. Все началось с устланного коврами турецкого дивана, куда Фрейд укладывал своих пациентов (и который до сих пор можно увидеть в его доме-музее в Лондоне).

Он просил пациента закрыть глаза, садился у изголовья и в течение часа выслушивал — иногда задавая вопросы, иногда безмолвно. Сначала Фрейд в основном расспрашивал о сновидениях, считая сны «царской дорогой к бессознательному».

По его мнению, заветные желания — часто сексуальные, о которых нельзя было говорить днем, — обнаруживали себя во сне, в виде символов и сюжетов сновидений.

Он также просил пациента говорить без раздумий первое, что приходит в голову, и это стало известно как метод свободных ассоциаций. А одна из первых пациенток Фрейда назвала психоанализ «лечением беседой», «talking cure».

Постепенно Фрейд пришел к тому, что главный метод психоаналитического лечения — не сновидения, а так называемый трансфер, или перенос на терапевта тех чувств, которые пациент испытывал в раннем детстве по отношению к отцу или матери.

На время сеанса психоаналитик становится для пациента отцом или матерью (пол или гендер терапевта здесь значения не имеет), что помогает пациенту вытащить из-под цензуры сознания и полностью пережить свои обиды, ненависть, агрессию, запретные любовные влечения.

Для того, чтобы трансфер совершился, сессии с психоаналитиком должны быть частыми и их должно быть много: иногда — по часу, шесть раз в неделю, годами. При успешном психоанализе пациент в итоге освобождается от комплексов, навязчивых идей и других невротических симптомов и может жить «нормальной» жизнью.

Сам Фрейд в работе «Недовольство культурой» выразился в том смысле, что психоанализ не обеспечивает человеку счастья — лишь помогает чувствовать себя менее несчастным. 

Психоанализ полностью изменил современную Фрейду психологию, которая была преимущественно экспериментальной и редукционистской, то есть сводила внутренний мир к фиксируемым в эксперименте «психическим процессам», а личностью, чувствами и мотивами человека почти не занималась. Психоанализ показал, как можно относительно объективно изучать субъективный внутренний мир человека. Кроме того, развернув ученых и медиков лицом к сексуальной сфере, психоанализ приблизил сексуальную революцию середины ХХ века. 

Правда ли, что в современном психоанализе идеи Фрейда считаются устаревшими? 

Любая теория — не окаменелость, она развивается. Фрейд и сам много способствовал развитию теории психоанализа, поощряя учеников вносить в нее свой вклад (долгое время он присуждал ежегодный приз за лучшую работу).

К примеру, берлинский психоаналитик Карл Абрахам развил идею Фрейда о психосексуальной эволюции, согласно которой ребенок проходит несколько стадий — оральную, анальную, генитальную, проследив, какие особенности характера могут сформироваться на каждой из них.

Так, находящийся на оральной стадии развития ребенок, которого принуждают к подчинению, тайно желает отомстить за свой ущемленный нарциссизм и становится завистливым, надменным, жадным, желающим обладать и получать, а не отдавать.

Абрахам одним из первых показал, что психоанализ может использоваться не только для терапии, но и для анализа характера и личности. 

Однако и случаев кардинального пересмотра психоанализа достаточно. Больше всего противники Фрейда и даже некоторые ученики критиковали две его идеи: либидозной природы бессознательного и детской сексуальности.

Карл Густав Юнг отказался от примата либидо и видел основу бессознательного в коллективной памяти человечества, Мелани Кляйн и Жак Лакан создали каждый свой собственный вид психоанализа.

В целом из-за прихода нацизма психоанализ в прежнем, фрейдовском, виде прекратил существование и возродился в Америке и Европе уже в новых формах, часто экзотических и далеких от первоисточника. Реальный Фрейд превратился в легенду, которая хоть как-то цементирует разрозненное сообщество психоаналитиков.

Считается, что видеть в банане мужской половой орган — это «по Фрейду». О чем это вообще? 

Если посмотреть вокруг без ханжества, считал Фрейд, то можно увидеть, что в повседневной жизни полно ассоциаций с сексом. Банан — не единственная из них (кстати, банан — это не просто пенис, а пенис эрегированный, то есть фаллос, символ власти).

Об отце психоанализа, правда, говорили, что он видел все через очки сексуальности, потому что сам был «сексуально озабочен».

Так или иначе, свой анализ сновидений, бессознательного и произведений искусства, — например, романов Достоевского, — он насыщал сексуальными символами.

Сексуальную жизнь современников Фрейда трудно назвать счастливой: в то время отношения между полами регламентировались гораздо жестче, чем сейчас, и на отношения мужчин и женщин налагалось множество запретов.

Еще более репрессивными были законы в отношении гомосексуальности и других так называемых «половых извращений». Фрейд и его сторонники, надо отдать им должное, много сделали, чтобы это изменить.

Пользуясь своим врачебным статусом, они открыто аргументировали свою либеральную позицию перед лицом моралистов и ханжей и достигли успеха. 

Фрейд и правда считал, что оговорки могут что-то сказать о человеке? 

Фрейд считал, что так человек проговаривается о своих скрытых желаниях. Например, открывая конференцию, которая ему почему-то неприятна, председатель неожиданно для себя и окружающих говорит: «Позвольте считать конференцию закрытой».

Оговорки, описки и случаи «забывания», когда человек силится и не может что-то вспомнить, все имеют свою причину — это подавленные, вытесненные в сферу бессознательного желания и страхи.

Пример, который приводит сам Фрейд в «Психопатологии обыденной жизни»: его собеседник никак не мог вспомнить вполне нейтральное латинское слово «aliquis», поскольку в его уме оно оказалось ассоциировано с жидкостью, кровью и календарем, — а его в тот момент беспокоила задержка месячных у его любовницы.

Почему Фрейд стал так популярен в массовой культуре? Почему о нем знают даже те, кто никогда не читал его книг? 

Психоанализ дал язык, на котором можно говорить о том, что людей остро интересует. Это не только секс, но и агрессивность, ненависть, ревность и другие чувства.

Фрейдовская интерпретация сексуальности (в частности, утверждение о том, что сексуальные желания есть и у маленького ребенка) — альтернативна христианским представлениям, что ребенок до 12 лет чист как ангел и что плотская любовь греховна, поскольку она — результат падения Адама и Евы, первородного греха.

Психоанализ дал возможность обсуждать многие проблемы (связанные не только с сексом, но и с психической травмой и деструктивными чувствами), которые, если их оставить как есть, могут привести человека к серьезной психической дисфункции.

Кроме того, в психоанализе подчеркивалась сложность, амбивалентность, неоднозначность человеческой психики: так, сыновья не только ненавидят, но и любят своего отца. В целом, Фрейд смог выразить на научном языке, что человек устроен намного сложнее и, вероятно, намного трагичнее, чем было принято думать.

Насколько идеи Фрейда отвечают современным западным представлениям о равенстве полов? Сейчас Фрейда сочли бы сексистом? 

Сексистом его можно назвать в том смысле, что базовой моделью для него является мальчик, которому Фрейд приписывает бессознательное желание избавиться от отца и заняться любовью с матерью. Поэтому, хотя к «комлексу Эдипа» Фрейд и добавил позднее «комплекс Электры», психоанализ все-таки был скроен по мужской мерке.

За то, что Фрейд диагностировал у женщин «зависть к пенису», его много критиковали не только феминисты, но и его собственные ученики, включая Карен Хорни. Одна из первых женщин-теоретиков психоанализа дала альтернативное объяснение тому, что Фрейд назвал «завистью к пенису».

Когда девочка — утверждала Хорни — понимает, что она не главная любовь ее отца, то пугается собственной сексуальности и, в качестве психологической защиты, хочет идентифицироваться с отцом и стать мальчиком. Хорни открыто заявила, что здание психоанализа держится на игнорировании женской психологии.

В целом же, привлекая внимание к психосексуальной сфере, психоанализ скорее способствовал эмансипации.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/05/06/chto-takoe-ogovorki-po-freydu-i-kak-voobsche-ustroen-psihoanaliz

Теория личности Зигмунда Фрейда (стр. 1 из 2)

  • Теория личности Зигмунда Фрейда
  • Введение
  • 1. Личность как триединство
  • 2. На грани внутреннего взрыва
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком.

От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта.

Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызывало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.

Фрейдом теория личности, представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического – в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям.

Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию.

Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Личность как триединство

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях.

предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности.

“Оно” – бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.

Читайте также:  Ксенофобия. определение понятия, кто является ксенофобом, как бороться

Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.

Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни.

Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — “Я” по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом.

Если содержание “Оно” расширяется, то содержание “Я”, наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с “океаническим чувством я”, включая в себя весь окружающий мир.

Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое “Я” до своего тела, сужая, таким образом, объем “Я”.

Третья структура личности — “Сверх-Я” не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка.

Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “Сверх-Я”.

В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе.

“Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”.

Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

Защитные механизмы – внутренний предохранитель.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая поинстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение “психопатологии обыденной жизни”, то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации.

Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “Сверх-Я” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид.

Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности.

Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия.

Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Заключение

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию личности, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась.

Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы развития личности, согласно теории Фрейда.

Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

Источник: https://mirznanii.com/a/199862/teoriya-lichnosti-zigmunda-freyda

Читать

Психология бессознательного

ЗИГМУНД ФРЕЙД — ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты.

Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение.

Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством лолга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно–психических заболеваний.

Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека.

Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии.

Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

На русском языке первые переводы книг этого ученого появились еще до революции. Они продолжали выходить и в первые послереволюционные годы, пользуясь успехом не только у специалистов–психологов, но также и у врачей, учителей, деятелей культуры. Это были годы, когда молодая советская психология только становилась на ноги.

Она стремилась впитать в себя учение Маркса. Под этим углом зрения оценивались зарубежные теории — в том числе фрейдизм.

И здесь обнаружилось несоответствие между очень многими представлениями Фрейда о душевной жизни человека, о движущих силах его поведения и тем, как объясняет эту жизнь, эти силы марксистская философия, ставшая компасом для советской науки. Попытки отдельных психологов объединить Фрейда и Маркса были отвергнуты.

Для этого имелись веские доводы, ибо методология этих учений, их объяснения механизмов психического развития принципиально различны. При этом, однако, все конкретное содержание исследований Фрейда также оказалось перечеркнутым. С тех пор, с середины 20–х годов, труды Фрейда больше не издавались.

В существо его теории и методов перестали вникать. Забвению подверглось требование марксизма: не смешивать честный, серьезный поиск истины, открытые ученым проблемы и факты, разработанные им методики, с одной стороны, и то, как это преломилось в его идеях, несовместимых с нашим мировоззрением, — с другой.

Сам Фрейд признавал, что есть проблемы, до которых «нельзя долететь, но надо дойти хромая, и в этих случаях не грех хромать». Немало таких проблем он впервые увидел, вызвав к ним обостренный интерес ученого мира.

Не случайно наш всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица в речи на одном из международных симпозиумов, касаясь высшей нервной деятельности человека, сказал, что «основателями этой базисной науки считаются И. П. Павлов и Зигмунд Фрейд. Они первые положили эксперимент в основу изучения процессов мышления.

Ими были найдены закономерности восприятия человеком внешней среды, возникновения условных рефлексов, влияния подсознания на деятельность человека» (Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. — М., 1977. — С. 329).

Советский читатель должен знать об учении Фрейда не понаслышке, а из первых рук, с тем чтобы выработать самостоятельное, а не извне навязанное представление о нем.

Знакомясь с работами Фрейда, с его представлениями о том, как устроена душевная жизнь, каковы ее сокровенные механизмы, мы тем самым расширяем границы сферы познания человека, его внутреннего мира.

Такие фрейдовские термины, как «либидо», «супер–эго», «идентификация», «сублимация» и другие, можно услышать в западных странах в речи не только психолога или врача–психотерапевта, но и любого образованного человека, и хорошо, что наш читатель теперь будет знакомиться с Фрейдом по первоисточникам.

О фрейдизме опубликованы сотни книг, сложилась огромная библиотека, которая продолжает расти. Издано множество материалов, освещающих деятельность Фрейда и его школы, включая протоколы психоаналитических сеансов. Созданы энциклопедии психоанализа. Прослеживаются биографии некоторых пациентов Фрейда и т. п.

Читайте также:  Определение перфекционизма и жизнь перфекциониста или перфекционистки

Вместе с тем очевидна сильная оппозиция этому учению со стороны многих научных и философских школ. Но какой бы острой критике и даже злобным нападкам оно ни подвергалось, учение Фрейда вновь и вновь становится предметом дискуссий, порождает новые направления, так как в нем отразилась реальность психической жизни.

Говоря об отражении, следует помнить, что его диалектико–материалистическое понимание предполагает различную степень приближения мысли к реальности. Ведь нередко эта реальность воссоздается неадекватно, в превращенных формах.

Со многими неадекватно установленными современной наукой данными читатель встретится и в произведениях Фрейда.

Мы увидим, как он, будучи мужественным исследователем, порой решительно расставался с прежде принятыми им положениями, тогда как ряд своих излюбленных идей продолжал фанатически культивировать, вопреки тому, что их безнадежную слабость показали не только противники психоанализа, но и его верные приверженцы.

Ежедневно по 8—10 часов на протяжении многих десятилетий Фрейд занимался врачебной практикой. На фактах, почерпнутых в клинической практике, он проследил сложность и многоплановость структуры личности, значение в ее истории внутренних конфликтов и кризисов, последствия неудовлетворенных желаний.

Фрейдом был введен в научный оборот ряд идей и проблем, показавших, что уровень сознания неотделим от других глубинных уровней психической активности, не изучив взаимодействие которых невозможно понять природу человека.

Фрейд разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах (психологической защите), фрустрации, идентификации, рационализации, вытеснении, фиксации, катарсисе, силе Я и др. (см. ниже).

Эти понятия обогатили также психотерапевтическую практику. Изучение Фрейдом роли сексуальных переживаний и сопряженных с ними душевных травм дало толчок развитию новых областей знания, в частности сексологии.

Фрейдом было показано, сколь важно, прослеживая становление характера человека — его строение и динамику, учитывать детские годы и испытанное ребенком в этом периоде, в особенности отношения в семье, от которых зависит формирование его характера, его мотивационной сферы.

Жизненность, практическая значимость поставленных Фрейдом проблем вытекает также из того, что в круг научного анализа им были вовлечены феномены, которые традиционная психология не привыкла принимать в расчет: чувства вины, неполноценности, тревожности, уход от реальной ситуации в область грез, возникновение внутренней тенденции к агрессивности.

Наша психология ищет свои ответы на сложные, интимные вопросы, поставленные Фрейдом. В науке же постановка вопроса — не менее трудная, не менее творческая задача, чем поиски ответов.

Не соглашаясь с предложенным Фрейдом толкованием собранных им фактов, его теоретическими обобщениями, советские исследователи освещают их с других научных позиций.

Вместе с тем, развивая свой подход к соотношению сознания и бессознательной психики, к противоречиям и конфликтам в развитии личности, они опираются на наследие прошлого. Чтобы критически переосмыслить это наследие, необходимо сперва им овладеть.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=138671&p=1

Зигмунд Фрейд – Очерки по психологии сексуальности

Зигмунд ФРЕЙД (Сигизмунд Шломо Фрейд) (1856 – 1939) — австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 в.

 В «Очерках по психологии сексуальности» Фрейд разрабатывает психологию сексуальности, формулируя революционные и вскоре ставшие классическими положения.

«Очерки» отражают представления Фрейда о природе сексуальных отклонений и извращений, о явлениях бисексуальности, фетишизма, нарциссизма, детской сексуальности и культурно-социального табу девственности.

Фрейд Зигмунд

Очерки по психологии сексуальности

перевод д-ра М. В. Вульфа

с предисловием проф. Ив. Дм. Ермакова

В настоящем томике «Очерков по психологии сексуальности» мы объединили целый ряд работ Фрейда как прежних так и новых. В основу положены знаменитые «Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie», вновь переведенные с последнего, значительно дополненного издания этой книги.

Беспрестанно работая и расширяя основные положения своей теории, Фрейд, однако, может быть больше, чем кто-либо, видит всю невозможность в настоящее время выступить с готовой, завершенной теорией.

Тем не менее по этому чрезвычайно важному и мало разработанному вопросу у психоанализа найдется немало очень ценного, что может послужить в дальнейшем фундаментом для будущей теории.

Каковы бы ни были наши отношения к психоанализу, как бы сильно ни задевали нас те или иные из его достижений, мы должны твердо помнить, что из всех попыток, сделанных в этом направлении, теория Фрейда дает нам наиболее цельное, последовательное и основательно построенное знание, тем более вызывающее интерес, что оно все базируется на таких исследованиях и возможности понять человека, которыми мы не располагали до сих пор.

Книга Фрейда написана совсем не так, как это принято в целом ряде исследований по психологии любви; она поражает своей сжатостью, строгостью изложения, возможной точностью формулировок и чрезвычайной скупостью на примеры. Всюду видна глубокая работа ума и меньше всего уделено место иллюстрациям.

Поэтому глубоко ошибается тот, кто, смотря на психоанализ как на научный соблазн, будет искать в этой книге легкое чтение: читать ее трудно, ее нужно изучать, продумывать главу за главой, параграф за параграфом.

— К вопросу о половой жизни следует отнестись со всей серьезностью и сдержанностью, какая приличествует такому большому вопросу.

Те, кто хотел бы получить от книги не описание соблазнительных примеров, действующих определенным образом на воображение, а последовательное и систематическое изложение развития и судеб полового влечения и того, что называется любовной жизнью, те, изучая настоящие работы Фрейда, найдут ответы на многие вопросы, которые ставит перед нами действительность.

Сжатость изложения «Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie» объясняется еще и тем, что в целом ряде других работ, часть которых будет напечатана в нашей библиотеке, читатель найдет более подробное изложение того, что в целом подвергалось систематизации и раскрытию в этой книге.

Сексуальность взрослого человека создается и обнаруживается не чудесным и непостижимым образом в один прекрасный день, нет, она подготавливается постепенно, проходит в своем развитии очень сложный путь, формируясь и дифференцируясь, обособляясь от целого ряда таких процессов, с которыми она связана сначала самыми тесными узами. Путь развития сексуальности взрослого можно проследить как непосредственным изучением ребенка и его проявлений, так и у тех взрослых, у которых, в силу тех или иных задержек в развитии, процесс остановился, не пошел дальше или при неблагоприятных условиях вернулся к таким стадиям, которые должны были быть уже пройденными в известном возрасте. Указание на этот сложный путь развития, обнаруженный Фрейдом, позволяет совершенно по-другому понимать и оценивать такие проявления в сексуальной жизни человека, которые при иных подходах трактуются как дегенеративные проявления.

Такое указание на дегенеративность того или другого проявления в уклонениях от нормального развития сексуальности мало помогало до сих пор разобраться в сложной картине этих уклонений. Нам не хватало картины эволюции развития сексуальности, нам не хватало знания того, что Фрейд выдвигает как так называемое психосексульное.

Когда мы задумаемся, из каких источников развивается сексуальность, какие особенности представляет собой половой инстинкт, какими сложными путями, получая подкрепление энергии то из тех, то из других источников так называемых эрогенных зон, проходит он, тогда только, отбросив все предрассудки, мешавшие нам видеть, мы начнем хотя бы несколько разбираться как в путях, так и в судьбах первоначальных проявлений сексуальности.

Автоэротизм и любовь к объекту — различные стадии полового развития, различные выражения его; в детстве половое влечение разлито, не сконцентрировано, точно так же, как разлито оно у тех, у кого не произошел, не завершился этот процесс, и кто пребывает в автоэротической стадии развития полового влечения. В начале развития организуются компоненты сексуальных влечений, сначала выдвигается на первый план оральная эротика (каннибальская фаза), в следующей прегенитальной организации преобладают садизм и анальная эротика и только на вершине развития дело доходит до примата генитальной зоны.

Следующие работы Фрейда, помещенные в этом томике, помогут ближе познакомиться с некоторыми вопросами, затронутыми им в первой части книги это статья о нарцизме, впервые появляющаяся в переводе на русский язык.

Две последующие работы — «об особом типе выбора объекта» у мужчин и «об унижении любовной жизни», так же как «табу девственности», дают много ценных указаний на такие проявления в любовной жизни, которые можно наблюдать не только у невротиков, но и в так называемом здоровом населении, укажу хотя бы на «снохачество», которое, после работ Фрейда, приобретает новый смысл и значение как, может быть, древний институт. «Табу девственности» позволяет понимать многое загадочное в брачных отношениях у современной женщины, и в ней намечается путь дальнейших исследований вопроса.

Проф. Ив. Ермаков

Предисловие автора к 3-му изданию

Наблюдая в течение десятилетия за тем, как была встречена эта книга и какое впечатление она произвела, я хотел бы предпослать третьему изданию несколько замечаний, направленных против неверного ее понимания и предъявляемых к ней неосуществимых притязаний.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что все изложенное в этой книге основано сплошь на ежедневном врачебном опыте, углубленном результатами психоаналитического исследования, научно обоснованном.

Три «Статьи по теории сексуальности» не могут содержать ничего другого, кроме положений, необходимо вытекающих из психоанализа или подтверждаемых им.

Поэтому совершенно исключается возможность расширить их когда бы то ни было до целой «сексуальной теории»; и вполне понятно, что они вообще не касаются некоторых важных проблем сексуальной жизни. Не следует поэтому думать, что эти пропущенные главы большой темы остались неизвестными автору или что он придает им второстепенное значение.

Зависимость этого труда от психоаналитического опыта, под влиянием которого он написан, сказывается не только в выборе, но и в порядке расположения материала.

Первостепенное значение придается моментам, зависящим от случая, а подчеркивающие предрасположение отодвигаются на задний план, и онтогенетическое развитие принимается во внимание прежде, чем филогенетическое.

В анализе случайные переживания играют главную роль, он побеждает их почти без остатка; предрасположение же проявляется за его спиной как нечто такое, что пробудилось благодаря переживанию, но значение которого выходит далеко за пределы области психоаналитической работы.

Такая же зависимость господствует в отношениях между онто— и филогенезисом. Онтогенезис можно рассматривать как повторение филогенезиса, поскольку филогенезис не изменяется благодаря свежему переживанию.

Филогенетическое предрасположение проявляется за спиной онтогенетического процесса.

Но по существу предрасположение представляет собой осадок прежнего переживания рода, к которому присоединяется более позднее переживание отдельного существа в виде суммы случайных моментов.

Наряду с полной зависимостью от психоаналитического исследования я должен подчеркнуть, что характерной чертой этой моей работы является преднамеренная независимость от биологического исследования.

Я тщательно избегал ввода научных предположений из общей сексуальной биологии или из сексуальной биологии отдельных видов животных в исследование, давшее нам возможность изучить сексуальную функцию человека при помощи техники психоанализа.

Мною руководила цель — узнать, что можно открыть средствами психологического исследования в области биологии человеческой сексуальной жизни; мне удалось указать на связи и совпадения, выявившиеся при этом исследовании, но мне не следовало скрывать от себя то обстоятельство, что в некоторых важных пунктах психоаналитическое исследование привело к выводам и взглядам, значительно отступающим от основанных только на биологических данных.

В этом третьем издании мною сделано много добавлений, но я не отмечал их, как в предыдущих изданиях, особыми знаками. В настоящее время научная работа в нашей области продвигается более медлеными шагами; тем не менее, некоторые дополнения этого труда оказались небходимыми для того, чтобы он не отстал от новейшей психоаналитической литературы.

Источник: https://nice-books.ru/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/psihologija/195106-zigmund-freid-ocherki-po-psihologii-seksualnosti.html

Ссылка на основную публикацию