Роль психоанализа, какое место он занимает в философии?

Роль психоанализа, какое место он занимает в философии?В сегодняшней статье кратко рассмотрим историю возникновению психоанализа, основные принципы, представителей, после чего обозначим философское значение направления в психологии.

Психоанализ – теория в психологии, активно разрабатывающаяся в конце 19 – начале 20 века Зигмундом Фрейдом, после чего получила продолжение или переосмысление в работах К. Юнга, А. Адлера, неофрейдистов: Э. Фромм, Ж. Лаккан.

Основные взгляды психоанализа:

  • Поведение обусловлено воздействием бессознательного;
  • Подавление естественных процессов, влечений чревато появлению защитных механизмов: вытеснение, сублимация, замещение, компенсация, отрицание, проекция и т.д.;
  • На дальнейшую структуру личности влияют события в детстве;
  • Конфликты между сознательным и бессознательным приводят к психическим и эмоциональным нарушениям: депрессии, панике, неврозам и т.д.;

В философии психоанализ получил рассмотрение, благодаря вопросам становления личности, ее взаимодействия с социумом, влияние культуры на сознание человека (к примеру, Юнг и коллективное бессознательное).

По мнению Фрейда, человек не свободен в обществе – его естественные порывы ограничиваются, переходят в бессознательное. К примеру, подавляя свои сексуальные мотивы, мужчина/ женщина вытесняет их на задворки сознания, откуда они влияют на дальнейшее поведение и самочувствие человека.

Сознание говорит одно, но неведомая сила диктует другое. Если долго подавлять естественные порывы, желания, потуги, не осознавая последствия, не прорабатывая их, то это может привести к неврозам. Вся социально-культурная сфера, по мнению философа, построена на подавлении инстинктивных порывов.

Как известно, Фрейд выделял лишь несколько инстинктов: сексуальный или либидо, и смерти.

Общественная теория регулирует совместную жизнь людей – гораздо трагичнее было бы, если бы каждый из нас руководствовался своими инстинктивными порывами, но, тем самым, общество порождает страдания, больных индивидов.

Переосмысление, сознательное избавление – вот ключи от бессознательного влияния. Сам философ отдавал первое место роли разума и науки в общественной регулировке. Он считал, что развитие этих направлений избавит людей от подавляющей функции культуры.

Критика психоанализа в философии

Психоанализ критиковался, как псевдонаука. Многие психологи и философы считали его не до конца осмысленным, полным. Например, К. Ясперс рассматривает психоанализ по принципу герменевтики – индивидуальная трактовка того, с чем сталкиваешься. П.

Ганнушкин подмечал, что психоанализ лишь копается в грязном белье, где абсолютизируется патология сексуальной жизни, а психика именно поэтому и может травмироваться. Из вульгаризации природных инстинктов, к слову, Ницше почерпнул некоторые свои идеи, хотя и считал их порождением «мифических фантазий». М. Мид и Р.

Бенедикт собрали данные для опровержения всеобщности сексуального влияние, смерти на жизнь человека.

Несмотря на позитивные и негативные взгляды последователей и философов, не согласных с психоаналитической концепцией в философии, можно с уверенностью утверждать, что разработки в области психосоматики, фобий, личностных расстройств и поведенческая практика в социуме могут быть полезны.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

Источник: https://www.konspekty.net/stati/v-chem-osnovnoe-filosofskoe-znachenie-psihoanaliza.html

Философия психоанализа

Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру – искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всœем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд – врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи.

Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата в 1938 году Австрии фашистами он эмигрировал в Великобританию.

Большая часть жизни Фрейда была связана с Веной, где он окончил медицинский факультет университета͵ работал, здесь вышли в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу “Толкование сновидений” (1899), которую до сих пор считают своей библией всœе психоаналитики, и вообще подавляющее большинство его работ, как медицинского, так и философского характера, которые ввиду их чрезвычайной популярности сразу же переводились на разные языки, в т.ч. и на русский. Здесь же проходила его деятельность, направленная на создание международных организаций врачей-психоаналитиков, которые и сейчас работают практически во всœем мире.

Творчество Фрейда, в случае если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа.

Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века – до 1920 года), когда на базе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное.

В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Размещено на реф.

рфРеализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием.

Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинœено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача – обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.

Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всœей его жизни.

Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и всœе другие виды любви – себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству.

Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что данный импульс должна быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику.

Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на базе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы – Эроса и Танатоса (жизни и смерти).

Наиболее существенная выработка этого периода – динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, – кипящий котел инстинктов, рождающий всœе последующие противоречия и трудности человека.

Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всœей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения.

Каждый из “этажей” психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всœего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинœена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он включен.

Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета͵ и всœе главные табу касаются именно бессознательных импульсов, в связи с этим развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.

Сам Фрейд признавался, что на него оказала значительное влияние философия жизни Ф. Ницше. При этом, исследуя глубинные стороны сознания автора книги “Так говорил Заратустра”, Фрейд рассматривал ее не только с позиций философского анализа, но и как врач-психоаналитик.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа.

В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума.

Внесенные им в философию психоанализа новые положения во многом укрепили позиции психоаналитической философии и вместе с тем позволили создать новое, продуктивное направление в философии культуры, а также развить его собственную концепцию – аналитическую психологию.

Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным всœе психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида.

В своей работе “Метаморфозы и символы либидо” (1912) Юнг характеризует как либидо всœе проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания.

Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху. На этой базе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, исходя из специфики восточных и западных культур. Размещено на реф.

рфВосток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселœением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке.

Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всœех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта͵ отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.

Вслед за многими другими философами на рубеже XIX – XX веков Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее нужно лечить.

Он предлагает свой путь решения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.

Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета͵ успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово “менталитет” (от лат.

mens – образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определœенным образом.

Менталитет предполагает не только наличие определœенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определœенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в т.ч.

и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.

Юнг отмечал, что “Фрейд – великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого”, что он “подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников”.

Главная же проблема фрейдизма, по мнению Юнга, состоит по сути в том, что его создатель не был способен предложить действительную позитивную программу, потому что психоанализ разрушает только ложные ценности XIX века, но Фрейду остался недоступным тот глубоко лежащий пласт психики, который присущ всœем людям.

Концепция Юнга рассматривает бессознательное как определœенную совокупность некоторых фундаментальных образов – символов, важных для любой цивилизации (как, к примеру, символ Древа Жизни). Этот и подобные ему символы уже не бывают описаны лишь в сфере инстинктов.

Читайте также:  Что такое астения: как проявляется астенический синдром

Юнг полагал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения.

В последние годы жизни он, в противовес классической причинной связи, традиционно исследуемой европейской наукой, обращается к изучению акаузальных синхронных связей. С его точки зрения, множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов, происходит синхронно, но они не связаны причинно.

Этот подход заинтересовал не только гуманитариев – историков и литераторов, но также физиков, работающих над фундаментальными проблемами делœения атомов, таких, как В. Паули и Э. Шрёдингер.

Философия психоанализа – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Философия психоанализа” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/filosofiya/view/509479_filosofiya_psihoanaliza

Классический и современный психоанализ

  • 1.Введение
  • В системе чрезвычайно 
    разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла
  • многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и 
    существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека.

С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

В древнейшие времена философия 
существовала в Китае и в Индии. В VII-VI вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия.

XV-XVI века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики  к опытному исследованию.

Рост промышленности и торговли, географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося  на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.

2.Понятие психоанализа. Психическая реальность и бессознательное.

Основателем классического 
психоанализа является 3. Фрейд, выступивший 
в начале XX в. с новым нетрадиционным видением человека и культуры.

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский 
врач-психотерапевт, предложивший психоаналитический метод лечения нервнобольных 
и распространивший затем этот подход.

Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в 
разнообразные сферы знания, включая 
науку, религию, философию. По мере его 
выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь 
распространенным и широко используемым в медицинской, психологической 
и культурологической литературе XX столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

Первоначально данное понятие, введенное Фрейдом в 1896 г. означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. И наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

В работах самого Фрейда содержатся многочисленные определения 
психоанализа. Они не только дополняют 
друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой.

В различных работах Фрейда встречаются следующие определения 
психоанализа. Психоанализ является частью психологии как науки. Он представляет собой незаменимое средство научного исследования. Психоанализ – это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно.

Любое исследование, признающее факты трансфера (переноса) и сопротивления, как исходные положения работы, можно 
назвать психоанализом. Психоанализ – это искусство истолкования сновидений, симптомов заболеваний. И наконец, психоанализ – метод лечения нервнобольных.

Таким образом, диапазон трактовок 
психоанализа у самого Фрейда довольно обширный. Если за исходное определение 
взять какую-то одну трактовку, то из-за этого ускользает почва для адекватного 
понимания психоанализа. До сих пор среди различных исследователей ведутся дискуссии по поводу того, что представляет собой психоанализ.

Одни исследователи (сторонники классического психоанализа) считают, что психоанализ является естественной наукой. Другие заявляют о том, что психоанализ не отвечает требованиям науки (К.

Поппер) и представляет собой миф (Л. Витгенштейн), интеллектуальное заблуждение наделенного воображением человека, каким был Фрейд. Для некоторых философов (П. Рикёр, Ю.

Хабермас) психоанализ – это прежде всего герменевтика.

Вопрос об эффективности 
психоанализа как метода лечения 
психических расстройств также 
остается открытым. Его сторонники убеждены, что психоанализ является эффективным средством лечения 
там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное 
лечение. Его противники считают, что 
психоанализ – дорогостоящее удовольствие, не приносящее реального выздоровления.

Приходится считаться 
с реальным фактом многозначности определения 
психоанализа как его сторонниками и противниками, так и самим его основателем.

При определении, рассмотрении и оценке психоанализа как философского направления не следует упускать из вида рекомендации, данные Фрейдом. По его словам, психоанализ возник как терапия.

Однако Фрейд рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем 
разъяснений и связей. Тех разъяснений, которые психоанализ дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности.

Тех связей, которые он вскрывает в самых 
различных областях жизнедеятельности 
человека.

Согласно Фрейду, терапевтическая 
точка зрения, на которую имеет 
право психоанализ, не является ни единственной, ни самой важной.

По его собственному признанию, он тайно лелеял надежду 
окольным путем медицины достичь 
первоначальной цели – философии.

Неслучайно некоторые исследователи считают, что психоанализ может рассматриваться 
как философская система, заменяющая собой все предшествующие направления 
в философии (например, Р. Файн).

Классический психоанализ 
Фрейда противостоит двум крайним философским 
позициям: рационализму, выводящему эмпирическое существование человека из абсолютной идеи или мирового духа, и иррационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием. Первая отвергается им по причине того, что он признает материальность мира, существующего объективно, независимо от какого-либо духа, парящего над реальностью и творящего из самого себя как внешнюю природу, так и внутренний мир человека. Вторую позицию Фрейд не признает в силу того, что для него бессознательное не метафизическая конструкция или мистическое начало, а реальная сфера жизнедеятельности человека, наделенная смыслом и играющая важную роль в мышлении и поведении людей.

В противоположность философским 
учениям, авторы которых обращались главным образом к изучению внешнего мира, “великого” мироздания, Фрейд 
смещает акцент исследования на “малый” мир, на человека. Он не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько 
переносит ее в глубины человеческого 
существа.

Онтологию как учение о 
внешнем мире, развиваемое в рамках традиционной философии, он выносит 
за скобки психоаналитического исследования, которое стремится прорваться сквозь внешние природные и культурные напластования к внутренним, психическим 
структурам и процессам, возникающим 
в недрах человеческого бытия.

Большое значение Фрейд придает 
осмыслению внутреннего мира человека, выявлению тех движущих сил, которые 
изнутри задают направленность человеческого 
развития. Такими движущими силами в классическом психоанализе признаются влечения человека. На раскрытии их природы сосредоточены все усилия Фрейда.

Психоаналитическая философия 
ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а 
изнутри, с позиций выявления 
внутренних детерминант развертывания 
человеческой деятельности.

Вынесение 
внешнего мира за скобки психоаналитического 
исследования осуществляется не посредством 
принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической 
значимости для человека.

Специфика 
психоаналитической философии состоит 
в том, что во внимание принимается 
психологическое значение внешнего мира.

Следует отметить еще одну особенность психоаналитической философии. Основным объектом исследования для 
Фрейда становится специфическая форма 
реальности.

Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения. Это психическое является для 
Фрейда не меньшей реальностью, чем 
объективно существующий мир.

Изучение психически-реального, выявление закономерностей 
человеческой психики, раскрытие внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся 
в глубинах человеческого бытия, – все это становится крайне важным для психоаналитического исследования.

Обращаясь к рассмотрению психической реальности, Фрейд переосмысливает 
традиционные представления о тождестве 
человеческой психики и сознания. Клинический опыт, понимание психологии человеческой деятельности, идеи о 
бессознательном, высказанные рядом 
философов (И.

Кант, А. Шопенгауэр, Ф.

Ницше) и воспринятые Фрейдом, – подвели его к принятию гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого протекает особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.

В философских системах прошлого человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Фрейд же исходит из того, что 
допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жизненный 
опыт свидетельствует о существовании 
таких психических процессов, которые 
не могут быть названы сознательными.

Отождествление психики с сознанием 
нарушает психическую непрерывность 
и ввергает в неразрешимые трудности 
психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно 
исходить из допущения бессознательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться 
и которую следует изучать.

Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что 
собственно деятельными в психическом 
смысле признаются те психологические 
процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психический 
акт существует сначала в бессознательном 
и только затем может оказаться 
в сфере сознания. Переход в 
сознание – не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными.

Фрейд сравнивает сферу бессознательного с большой передней, а сознание – с примыкающей к ней узкой 
комнатой, салоном.

На пороге между 
передней и салоном стоит страж, который не только пристально разглядывает каждый психический акт, но и решает вопрос о том, пропустить ли его из одной комнаты в другую или 
нет.

Если какой-либо психический акт 
допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что 
он тем самым становится сознательным. Он становится сознательным только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона.

Стало быть, если передняя комната – это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья 
сознательного, где, находясь на задворках 
салона, сознание выступает в роли наблюдателя. Таково одно из фрейдовских 
пространственных или, как основатель психоанализа называет, топических представлений 
о бессознательном и сознании, изложенных в его первых работах.

Для Фрейда бессознательное 
характеризуется двойственностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как 
таковых, сколько при раскрытии 
динамики их функционирования в человеческой психике.

С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессознательное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в следующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических процессов 
свидетельствует о наличии в 
человеческой психике какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению 
бессознательных представлений 
в сознание.

Состояние, в котором 
данные представления находятся 
до их осознания, Фрейд называет вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений – сопротивлением.

Устранение сопротивления возможно лишь на основе психоаналитических процедур, с помощью которых соответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.

В классическом психоанализе бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических процессов.

Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй – вытесненное бессознательное.

Отсюда – идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.

В работах 20-х годов основатель психоанализа использует другие понятия 
для характеристики человеческой психики. Наряду с топическим представлением о бессознательном, он осуществляет структурное деление психики, которая 
теперь понимается как состоящая 
из трех слоев, или инстанций, – Оно, Я, Сверх-Я.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного 
человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся 
скрытые психические образования, напоминающие собой старых демонов 
и выражающие безотчетные влечения человека.

Сознательное Я – посредник 
между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для 
содействия во влиянии этого мира на бессознательную деятельность индивида.

Сверх-Я – инстанция, олицетворяющая собой 
как императивы долженствования, так 
и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического 
происхождения. В классическом психоанализе отношения между этими тремя 
инстанциями представляются сложными и многообразными.

Для понимания 
существа этих отношений Фрейд прибегает 
к образным сравнениям. Оно и Я – это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому, как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади.

В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я 
фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства 
над ним (Оно), или, как выражается Фрейд, Я является верным слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.

Источник: http://referat911.ru/Filosofiya/klassicheskij-i-sovremennyj-psihoanaliz/163277-2218489-place1.html

Билет 45. Философия психоанализа

Психоана́лиз — комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека.

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

Основные идеи психоанализа

· Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

· Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным.

Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает.

Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

· Эго («Я») – та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.

· Суперэго («Сверх-Я») – моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я.

· Ид («Оно»). Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

Адлер.

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности»

Читайте также:  Краткий взгляд в философии на сознание и мозг

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности.

Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Юнг.Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения».

И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа.

Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое иколлективное бессознательное

, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию.

Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию).

Приневрозе

Источник: https://cyberpedia.su/13x18b5d.html

Психоанализ. Философия жизни

Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; • реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде “случайных”, спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, “странностей”. Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие “цензуру” желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие “разрешенные” типы социальной деятельности и культурного творчества.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями – Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

Философия жизни — одно из ведущих течений европейской философии XIX — начала XX вв. Центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа». Ряд основных идей философии жизни уже имел место в работах немецкого философа А. Шопенгауэра (1788—1860).

Согласно его учению, в основе бытия лежит иррациональная, слепая и не имеющая никакого основания в чем-либо ином сила — «воля к жизни», а жизнь есть бесконечное множество ее объективаций. Постичь ее в состоянии только интуиция философского гения, хотя приблизиться к ее пониманию может и художественный гений.

Эти идеи получили развитие в творчестве Ф. Ницше (1844—1900)— крупнейшего представителя философии жизни. Еще один этап этого течения связан с именем французского философа А. Бергсона (1859—1941), у которого жизнь трактуется как космическая сила, «жизненный порыв», и суть его состоит в непрерывном воспроизведении себя и творении новых форм.

Историцистский вариант философии жизни получил развитие в работах немецких философов В. Дильтея (1833—1911), Г. Зиммеля (1858—1918), О. Шпенглера (1880—1936), испанского философа X. Ортега-и-Гассета (1883—1955) и др.

У них главным объектом исследования является человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм, которые понимаются как проявление исходной иррациональной силы.

Источник: https://filosofedu.ru/index.php/shpargalki-na-jekzamen-po-filosofii/616-psihoanaliz-filosofija-zhizni

Философия психоанализа: особенности и основные идеи

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

В узком смысле слова – психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов.

2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г.

Венское психоаналитическое общество.

Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому “классическому”, или “ортодоксальному” психоанализу – наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.

В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций “Я”.

Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего наименование “эго-психологии”.

В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам “ОНО”, в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам “Я”, направленным на адаптацию к социальной среде.

Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40-50-е гг.

бихевиористски ориентированная экспериментальная психология – основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки.

Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от

Фрейда учениками – А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

Возникший в 30-40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления.

Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на “жизнь его чувств” и поведение.

Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, “первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире”. В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией.

Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

В работе “Три очерка по теории сексуальности” Фрейд пишет, что энергия сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит “выход и применение в других областях”. Получается “значительное повышение психической работоспособности” , что оказывает влияние на все виды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идея развивается во многих работах Фрейда.

В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти.

Борьба этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности – производственной и политической, творчески созидательной и деструктивно-разрушительной.

В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры.

Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д.

Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, возможности наслаждения и счастья.

В своей работе “Неудовлетворенность культурой” Фрейд приходит к выводу, что “большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура”. По его мнению, люди были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации.

С вопросами биологического и социального, сущности и существования тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая важную сторону существования человека.

Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни.

Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе “cogito ergo sum” (“мыслю, следовательно, существую”). Человек в этом плане выступал как “человек разумный”.

Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Но определяющее влияние на разработку этой проблемы сделал З. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования.

Он представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

Самый нижний и самый мощный слой – “Оно” (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи.

Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного – это “Я” (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа – “Сверх-Я” (Super Ego) – это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.

По Фрейду, личность, человеческое “Я” вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой – неосознанными осуждаемыми “Оно” и нравственно-культурной цензурой “Сверх-Я”. Таким образом, оказывается, что собственное “Я” – сознание человека не является “хозяином в собственном доме”.

Именно сфера “Оно”, всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

Человек – это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в “инстинкте смерти”, противостоящем “инстинкту жизни”. Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, – это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Иррационалистические тенденции “философии жизни” продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ.

Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения.

Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Читайте также:  Бессонница: причины, как бороться с ней без лекарств

Основоположник психоанализа австрийский врач – психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: “По ту сторону принципа удовольствия” (1920 г.) , “Массовая психология и анализ человеческого “Я”” (1921 г.) , “”Я” и “Оно”” (1923 г.) и др.

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека.

Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, подсознательного и сознательного.

Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов.

“Оно” – глубинный слой подсознательного влечения – психическая самость, основа деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник между “Оно” и “внешним миром”, в том числе, природными и социальными институтами. “Сверх-Я” (super-ego) – внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта между ними.

“Сверх-Я” является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты власти родителей и авторитетов.

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, “первичных влечений”, с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения.

Позднее он заменяет их более общим понятием “либидо”, которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине.

В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые “инстинкт жизни” – эрос и “инстинкт смерти” – танатос.

Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в нем выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи “сверх-Я”. Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует “Другой”, с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Источник: https://lektsia.com/3xd8.html

Психоанализ и его место в философии ХХ века

  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Казанский Государственный 
    Университет Культуры и Искусств
  • Кафедра экономики и управления СКС
  • Реферат по дисциплине «Философия»
  • на тему «Психоанализ и 
    его место в философии ХХ века».
  • работу выполнила
  • студент 2 курса 
    факультета ЭМиТ 
  • группы 61145
  • Волкова Ксения.
  • Казань, 2012

Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий.

Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

С тех пор понятие психоанализа сперва стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Классический психоанализ 
Фрейда обозначает специфический тип 
терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Важнейшие направления психоанализа

1. Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

2. Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки.

Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Техники (и этапы анализа)

    • метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)
  • Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов
  • Анализ «сопротивления» и «переноса»
  • Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств 
изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топографическая модель психического аппарата:

  • Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
  • Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Структурная модель психики:

Позднее Фрейд предложил 
такую структуру психики:

  • Эго («Я»)
  • Суперэго («Сверх-Я»)
  • Ид («Оно»)

История.

История развития психоаналитического 
движения во многих странах мира не столь драматична, как история 
психоанализа в России, характеризующаяся 
периодами распространения психоаналитических идей в начале ХХ века, запрещением 
психоаналитической теории и практики в 30-е годы, идеологическим неприятием их на протяжении шестидесяти лет 
и возрождением психоанализа в 90-е 
годы. И тем не менее история становления и развития психоаналитического движения имеет свои перипетии, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с реформаторскими тенденциями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.

Первая фундаментальная, знаменовавшая 
собой открытие психоанализа работа З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) была напечатана небольшим тиражом 
— 600 экземпляров, для распродажи которых 
потребовалось восемь лет.

Осенью 1902 года он пригласил к себе домой 
для обсуждения своих идей четырех 
врачей — Макса Кахане, Рудольфа Рейтлера, Вильгельма Штекеля и Альфреда Адлера.

С этого времени начались регулярные дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название «Психологическое общество по средам». На протяжении последующих пяти лет в этот кружок вошли люди, ставшие позднее известными психоаналитиками.

Среди них были Пауль Федерн, Эдуард Хичман, Отто Ранк, Исидор Задгер. Первыми зарубежными гостями кружка стали Макс Эйтингон, Людвиг Бинсвангер, Карл Густав Юнг, Карл Абрахам, Эрнест Джонс, Абрахам Брилл, Шандор Ференци.

Весной 1908 года «Психологическое общество по средам» превратилось в «Венское психоаналитическое объединение», члены 
которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З.

Фрейд опубликовал такие свои работы, как «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И.

Иенсена» (1907), а также ряд статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам.

В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», впоследствии получившая название I Международного психоаналитического конгресса.

На этой встрече присутствовали 42 человека, было прочитано 9 докладов учеными и практикующими аналитиками из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, было принято решение об издании первого психоаналитического журнала — «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований».

В конце 1908 года президент Университета Кларка (США, штат Массачусетс), основатель экспериментальной психологии в 
США Стэнли Холл пригласил З. Фрейда прочесть курс лекций по психоанализу в честь празднования двадцатилетней годовщины со дня основания данного 
заведения. В сентябре 1909 г. З. Фрейд 
прочел в Университете Кларка пять лекций, которые в 1910 г.

были опубликованы под названием «О психоанализе». Ему была присуждена почетная степень 
доктора данного университета, он познакомился с известным американским философом Уильямом Джемсом, профессором 
невропатологии в Гарварде Джеймсом Патнемом и другими американскими учеными. Впервые З.

Фрейд получил международное признание, а психоаналитические идеи стали распространятся не только в Европе, но и на американском континенте.

В марте 1910 года в Нюрнберге состоялся II Международный психоаналитический конгресс, на котором было принято 
решение о создании международного объединения психоаналитиков с 
соответствующими отделениями в 
разных странах.

Целью ассоциации было признано «сохранение и развитие основанной Фрейдом психоаналитической науки» и «обоюдная поддержка 
в усилиях по приобретению и распространению 
психоаналитических знаний». По рекомендации З. Фрейда президентом Международной 
психоаналитической ассоциации был 
избран К. Г. Юнг.

Президентами отделений 
ассоциации стали в Берлине К. Абрахам, в Вене А. Адлер, в Цюрихе Л. Бинсвангер.

Психоанализ получил свое распространение 
в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные 
психоаналитические журналы.

Одновременно с распространением психоаналитических идей в различных 
странах мира происходило использование 
их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом.

Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках.

Вместе с тем в истории 
развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями 
и личными обидами, в конечном счете приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.

В начале 1911 года в Венском психоаналитическом обществе А. Адлер выступил с изложением своих идей, содержащих критику отдельных 
положений учения З. Фрейда о психической 
деятельности человека.

Откровенные 
дискуссии завершились образованием «Общества свободного психоанализа» 
и выходом А. Адлера, а также 
нескольких его сторонников, включая 
Ф. Грюнера, Г. Грюнера, П. Клемперера и других, из Венского психоаналитического общества. Позднее отошедшее от З.

Фрейда и возглавленное А. Адлером направление получило название индивидуальной психологии.

В период 1911–1912 годов обнаружились идейные разногласия между К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. После публикации работы К. Г.

Юнга «Либидо, его метаморфозы 
и символы» (1912), во второй части которой 
были изложены несовпадающие с концепциями 
основателя психоанализа представления 
о либидо и инцестуозных желаниях, идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года.

В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии.

В 1914 году была опубликована работа З. Фрейда «Об истории психоаналитического 
движения», в которой содержалась 
критика модификаций психоанализа, предпринятая А. Адлером и К. Г. Юнгом.

Основатель психоанализа не разделял опасения тех, кто полагал, что «измена» со стороны людей, сыгравших значительную роль в развитии психоаналитического 
движения, может оказаться роковой 
для этого движения. «Психоанализ, — подчеркивал З. Фрейд, — переживет 
эту потерю и завоюет новых 
сторонников.

Я могу лишь на прощание пожелать, чтобы судьба благосклонно вознесла на поверхность тех, кто 
стал тяготиться пребыванием в подземном 
мире психоанализа. Остальным же пусть будет позволено без помех завершить свои труды в глубинах» (З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992, с. 200).

Дальнейшее развитие психоаналитического 
движения показало, что число сторонников 
психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение 
человека, его бессознательных мотивов 
мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств 
заняло важное место в культуре ХХ столетия.

Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия 
породили волну новых модификаций 
психоанализа, в результате чего классические представления З.

Фрейда о психическом 
аппарате, комплексе Эдипа, нарциссизме, этиологии психических заболеваний, агрессивности, влечении к смерти, технике психоаналитической терапии и многие другие оказались в центре дискуссий.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_10/psihoanaliz-i-ego-mesto-v/82089.1506408.page1.html

Ссылка на основную публикацию