Счёт по крепелину — методика оценки работоспособности

Методика «Счет по Крепелину» очень известна, востребована и информативна для психологов-диагностов. О ее возникновении, процедуре исследования и результатах, которые она позволяет получить, будет рассказано далее.

Счёт по Крепелину — методика оценки работоспособности

Эмиль Крепелин: исследование внимания и умственной работоспособности

Известный немецкий психиатр, исследователь большей части психический заболеваний и практик в этом направлении Э. Крепелин предложил данную методику в 1895 году.

Изначально она предназначалась для исследования качества умственной деятельности: работоспособности, утомляемости и способности к тренировке.

Методика «Счет по Крепелину» тогда представляла ряд чисел, которые за определенный промежуток времени нужно было складывать в уме.

С тех пор тест подвергся модификациям и видоизменениям. В частности, этим занимались Г. Шульте и Н. Курочкин. Были добавлены серии в выполнении действий, а также операция вычитания, что дало возможность исследовать время переключаемости внимания между отдельными этапами тестирования и математическими действиями.

Патопсихологическое исследование с использованием теста позволило выявить некоторые отличия в выполнении заданий здоровым человеком и страдающими неврозами, органическими поражениями мозга и шизофренией. Сейчас методика используется в практике школьной психологии и других сфер работы со здоровыми людьми, а также в психиатрии.

Эмиль Крепелин — создатель нозологической концепции в психиатрии, крупнейший ученый своего времени, благодаря которому наука знает об отличительных чертах, причинах и механизмах возникновения большинства психических заболеваний.

Счёт по Крепелину — методика оценки работоспособности

Методика «Счет по Крепелину»: на что направлена

На сегодняшний день методика имеет достаточно широкий спектр применения. Ее используют не только для исследования воли в процессе выполнения умственных задач, но и для определения качества внимания — его переключаемости, устойчивости — а также темпа психической деятельности.

Методика «Счет по Крепелину» предназначена для работы с испытуемыми старше младшего подросткового возраста. В результате проведения психолог имеет возможность выстроить график устойчивости внимания и количества ошибок на каждом из этапов работы и сделать выводы о причинах возможных нарушений.

Стимульный материал и процесс исследования

Психодиагностический тест представляет собой попарно расположенные ряды чисел (8), которые нужно складывать или вычитать, в зависимости от этапа исследования. Числа несложные, доступные для умственных операций человека, достигшего подросткового возраста.

Работа начинается по команде исследователя. Человек старается как можно больше чисел добавить/отнять за отведенное время (30 секунд) и под каждой из пар записать результат.

По истечении времени выполнение заканчивается и на месте, где остановился испытуемый, ставится точка. После выполнения одного ряда операций сразу приступают к следующему.

В общей сложности проведение тестирования занимает до 5 мин.

Счёт по Крепелину — методика оценки работоспособности

Обработка и интерпретация

После исследования проводится качественная и количественная обработка результатов. Количественный показатель сравнивается со средними по группе и делаются выводы об отличии этого показателя. Этот результат — это скорость работы (число проведенных вычислений) и количество допущенных ошибок на каждом из этапов.

Визуально это демонстрируют при построении графика выполненной работы, где ось абсцисс — номер отрезка времени, ось ординат — число правильно выполненных операций. Также здесь условными знаками (заштрихованными столбцами) отмечают количество допущенных ошибок.

Качественная обработка результатов принимает во внимание именно этот график. Он бывает четырех типов, в зависимости от которых и делают выводы о причинах нарушений в работе:

1. Характеризуется незначительными изменениями на всех этапах. Он разделяется еще на подтипы:

  • высокие показатели по всем параметрам на всех отрезках времени — условная «норма»;
  • скорость выполнения большая, но много ошибок, что говорит о тревоге испытуемого и желании как можно быстрее выполнить задание в ущерб точности или слабой устойчивости внимания и развития самоконтроля;
  • обратный процесс — скорость выполнения низкая, но с минимальным количеством ошибок (желание выполнить правильно в ущерб скорости, тревожность, тип темперамента инертный);
  • низкие показатели по обоим параметрам (неблагоприятный результат, требует дополнительных обследований).

2. Тип графика с выраженным снижением скорости работы, увеличением количества ошибок или с обеими тенденциями. Это говорит об истощаемости внимания, утомляемости. Причины:

  • низкий уровень развития произвольности внимания;
  • общая астеничность человека (физическая и психическая);
  • органические нарушения в работе мозга и функциональности ЦНС.

3. График в виде зигзага: неравномерная продуктивность работы с разным количеством ошибок на всех этапах. Это говорит о нервозном состоянии испытуемого, выраженной лабильности нервной системы.

4. Увеличение показателей скорости и уменьшение количества ошибок на каждом следующем этапе тестирования. Такой график характерен для людей с замедленным, заторможенным вниманием, медленной включаемостью и произвольностью на начальных этапах работы. Связано также с типом темперамента.

Счёт по Крепелину — методика оценки работоспособности

Кроме того, существуют общие причины, которые могут давать неблагополучный результат. Это низкая заинтересованность испытуемого в самом процессе работы и ее результатах, недостаточное овладение операциями счета, состояние усталости.

Источник: https://autogear.ru/article/288/794/metodika-schet-po-krepelinu-opisanie-i-interpretatsiya-rezultatov-testa/

Тест "Счет по Крепелину"

Тест «Счет по Крепелину» был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелиным и предназначен для исследования утомляемости, упражняемости и волевых усилий человека (изначально методика была создана для оценки способностей больных, но впоследствии стала использоваться для любых людей). В наше время методкикой пользуются для определения колебаний внимания, переключамости и изучения психического темпа.

Суть методики состоит в том, что испытуемому требуется последовательно произвести сложение представленных в таблице в десяти рядах пары цифр, расположенных одна над другой, и внести результат сложения под этими цифрами, но с отбрасыванием десятка — если получившееся число окажется больше десяти. То есть, если при сложении у вас получилось 17, то результат следует внести только 7. Если при сложении получилось число равное десяти, то в результат следует внести 0(ноль). Приблизительное время выполнения до 4 минут. Проходить тест лучше всего на устройствах с большим разрешением экрана!

    Счет по Крепелину:

  • Счет по Крепелину — пройти тест (Для детей) На работу над каждой строчкой дается 30 секунд. Имейте в виду, что результаты теста вы увидите только по завершению работы со всеми 8-ю строками таблицы, все введённые вами данные сохраняются.
  • Счет по Крепелину — вариант Курочкина (Для детей) Особенность данного варианта в том, что в каждом четном ряду вам необходимо будет производить вычитание, а не сложение. На работу над каждой строчкой дается 30 секунд. Имейте в виду, что результаты теста вы увидите только по завершению работы со всеми 8-ю строками таблицы, все введённые вами данные сохраняются.
  • Счет по Крепелину — вариант Курочкина (Для взрослых) Также, здесь в каждом втором ряду необходимо делать вычитание нижнего числа из верхнего. На работу над каждой строчкой также дается 30 секунд. Всего необходимо решить 20 рядов задач (время выполнения теста 10 минут).
  • Счет по Крепелину — марафон На работу над каждой строчкой дается 1 минута. Вам нужно постараться решить как можно больше примеров за отведённое время. Всего необходимо решить 15 рядов задач (время выполнения теста 15 минут). Тест Крепелина-марафон направлен на выявление умственной утомляемости.

Далее представлена картинка, как выглядит тест на данном сайте. Под каждой парой цифр в ряду таблице из двух рядов цифр находится окошко ввода результата. Желательно, чтобы клавиатура была у вас на виду, что упростит ввод результата.

Счёт по Крепелину — методика оценки работоспособности

Результат определеяется визуально по количеству правильных ответов в начале и в конце таблицы, то есть, если количество правильных ответов уменьшается, это может гооврить о высоком уровне утомляемости. Об этом же может говорить и увеличение количества ошибок. Далее приведена таблица результатов, которую вы увидите после прохождения теста.

Счёт по Крепелину — методика оценки работоспособности

Желтым цветом в таблице отмечены правильные ответы, красным цветом — ошибки. Получается колонка желтого цвета определенной величины, состоящая из правильных ответов. Справа вы можете видеть количество ошибок и количество правильных ответов. Чем ответов меньше, тем, соответственно, меньше темп работы, чем ответов больше, тем темп работы больше.

© Олег Акванmetodorf.ru

Источник: https://metodorf.ru/tests/krepelin.php

Методика 5 Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину

Оборудование. Печатные бланки по образцу (см. ниже) и секундомер.

Инструкция испытуемому: «Когда я дам команду «начинайте», вы как можно быстрее, но без ошибок должны начать складывать пары чисел, напечатанные на бланке.

Если сумма больше 10, то, отбросив десятки, пишите только единицы. Понятно? (Ответить.

) Каждый раз, когда я буду говорить «черта», на том месте, где вас застанет этот сигнал, вы должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду: «Стоп! Переверните лист».»

Читайте также:  Оперантное научение. методы и результаты

Дать команду «Начинайте!». Каждые 15 с говорить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк при индивидуальном исследовании или поднята рука — при групповом.

  • При втором варианте вместо указания о «черте» говорится: «Каждый раз, когда я буду говорить: «С новой», оставляя строку незаконченной, начинайте работать с другой».
  • При третьем и четвертом вариантах работа проводится по первым двум инструкциям, но не ограничивается одним бланком, а продолжается более длительное, но одинаковое для всех время, например 10 мин,
  • Обработка результатов: При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости (особенно при третьем варианте) и необходимую степень волевого усилия.

Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых можно использовать трафарет.

Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить остепени утомляемости или упражняем.

ости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуем на скорость или на точность работы.

  1. Образец бланка.
  2. 8   3  6     9     1     5     7     2     3     8     5     2     9     5     6
  3. 5   2  8     9     7     4     4     2     8     6     1     7     4     7     5
  4. (Всего 9 подобных строк на одном бланке.)
  5. Методика 6 Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Кроме того, они трудоемки. Поэтому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов.

Именно такие экспресс-методы для определения силы нервной системы, а также подвижности и уравновешенности нервных процессов по психомоторным показателям разработаны Е. П. Ильиным. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.

Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с работы; в следующем, к 25-30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

  • стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
  • слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  • среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — среднеслабая нервная система;

среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных прямоугольника. Секундомер. Карандаш.

Мы предлагаем не 6 (как это обычно предлагается, например, для младшей группы подростков), а 8 полей для простановки точек, чтобы тенденция изменения работоспособности обнаруживалась более отчетливо. Порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям — взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.

Инструкция: «По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек.

Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе.

Теперь возьмите в правую (пли левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с работы в 8-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».

  1. Обработка результатов включает следующие процедуры:
  2. 1) подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;
  3. 2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени и на оси ординат — количество точек в каждом прямоугольнике;
  4. 3) на основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно критериям, приведенным в вводной части задания;
  5. 4) рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из восьми прямоугольников.
  6. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100 %:
  7. Счёт по Крепелину — методика оценки работоспособности

Источник: https://studopedia.net/8_28639_metodika—otsenka-umstvennoy-rabotosposobnosti-po-e-krepelinu.html

счет по крепелину

Расстройства внимания. Диагностика. Методика счет по Крепелину.

Методика была предложена Е. Kraepelin в1895 г. для исследования работоспособности — упражняемости и утомляемости. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

Мы пользуемся этой методикой в модификации R. Shulte — обследуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, R. Shulte предложил при получении в сумме двухзначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток. Например:

  • 3                 7                 5                 8                 4                 6
  • 2                 4                 2                 2                 3                 8
  • 5                 17                 0                 7                 4
  • Однако это затрудняет для некоторых больных выполнение задания и поэтому не обязательное условие.

Больному дается инструкция— производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки.

Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени.

В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

Проведение исследования с помощью этой методики не требует особой грамотности испытуемого, однако могут сказаться его профессиональные навыки.

Так, счетные работники при исследовании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать неплохие результаты, хотя в других методиках (например, в корректурной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А.

Докучаева (1967) указывает на роль некоторых личностных особенностей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособности. Это должно учитываться при проведении опыта. По первоначальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью обследуемого в дальнейшем.

Отсчитывание. Методика была предложена Е. Kraepelin. При исследовании ею обнаруживаются возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчитыванин от 100 или 200 все время одного и того же числа.

Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между числами исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать длительность пауз секундомером.

Запись опыта приобретает следующий вид:

(100—7) ..93…86…79…72…65…58.51 ..44..37.30.23.16.2.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок. Первый — ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток—свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

(100—7)..93… 85…. 78..71….64….58 и т. д.

Второй — ошибки в десятках — характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. Например:

Читайте также:  Тревожность: как это понятие трактуется в психологии

93…86…69..62.. 55…38ит.д.

При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (например, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется вопреки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17—20. Причем эти ошибки не всегда удается корригировать. При ошибочном выполнении задания можно либо указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала.

Обработка. Результаты опыта оценивают по скорости (А, знаков в с) выполнения задания  и по числу допущенных ошибок, как за исследуемые интервалы времени, так и за весь эксперимент. По результатам опыта строят графики.Коэффициент работоспособности (КR, усл. ед.) вычисляют по формуле:

КR=S2/S1, где

S1 — количество правильных сложений первых четырех строк, S2 — количество правильных сложений четырех последних строк.Сравнение скорости выполнения задания за второй и последний промежутки времени позволяет судить о степени утомляемости и упражняемости внимания.

Интерпретация. При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания.

Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.Указанные тенденции могут обнаруживать себя в процессе учебной деятельности.

Их моделирование в экспериментальной и естественной ситуациях позволит педагогу изменять динамику сенсомоторных процессов и интеллектуальной деятельности школьника с учетом обстоятельств и индивидуальной программы обучения.

Выполнение школьником данного задания поможет педагогу выяснить, какие операции более автоматизированы и выполняются быстрее, а какие — менее и с ошибками.Если значение показателя КR приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

Больные, имеющие различные психические заболевания, имеют свои особенности выполнения методики Крепелина.— При органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) наблюдается невысокая продуктивность внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.

— При неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный характер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточно высокой (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравномерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга.

— При шизофрении  больные показывают крайне низкую работоспособность (2–4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемости. При выполнении таблицы Э. Крепелина больные этой группы нуждаются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

  1. Анализ результатов может также проводиться по следующим двум направлениям:1) количественное сопоставление результатов испытуемого со среднегрупповыми результатами;
  2. 2) качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого.

1) Количественное сопоставление результатов испытуемого со среднегрупповыми результатамиПри количественном анализе принимается во внимание два показателя – скорость (производительность, А, зн/с) и точность (Т) работы.Скорость работы в большей степени связана с темпом умственной деятельности испытуемого. Точность работы в большей степени связана с устойчивостью внимания.

Необходимо сравнить индивидуальные показатели скорости и точности работы со среднегрупповыми.Если скорость работы испытуемого примерно равна среднегрупповой, то темп его умственной деятельности (или работоспособность) можно считать средним. Аналогично делается вывод о высоком и низком темпах деятельности.

Если число ошибок испытуемого среднее или ниже среднего по группе, это свидетельствует об устойчивом внимании. Большое число допущенных ошибок связано с неустойчивым вниманием.2) Качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого.При качественном анализе анализируют форму графика устойчивости (производительности, А, зн/с) внимания.

Выделяются следующие четыре типа графиков.1-й тип.Характеризуется незначительными колебаниями в скорости и точности внимания на протяжении всех этапов эксперимента. В рамках этого типа можно выделить четыре подтипа.Подтип 1а – показатели скорости и точности работы высокие или средние.

Это так называемый «нормальный тип» графика, который свидетельствует о хорошей устойчивости внимания испытуемого.Все нижеописываемые подтипы и типы графиков характеризуются той или иной степенью неблагополучия. При их анализе следует иметь в виду, что причины разных видов нарушений могут быть одинаковыми.

К таким «универсальным» причинам, которые могут проявиться в любом типе «неблагополучного» графика, можно отнести следующие:— слабая заинтересованность испытуемого в результатах эксперимента;— состояние усталости;— слабая сформированность счетных операций.

Наряду с общими причинами, каждый отдельный тип графика может быть связан с более частными, индивидуальными особенностями испытуемого.Подтип 1б – при стабильно высокой скорости выполнения задания испытуемый на протяжении всего эксперимента допускает много ошибок.

Возможные причины:— испытуемый понимает важность, значимость испытания, боится неуспеха (личная тревожность), вследствие этого избыточно ориентирован на скорость в ущерб точности;— слабость самоконтроля, самоорганизации, т.е. слабая сформированность произвольного внимания.Подтип 1в – испытуемый выполняет задание с высокой точностью, но с очень низкой скоростью.

Возможные причины:— испытуемый излишне ориентирован на точность выполнения в ущерб скорости (также может быть связан с высокой ситуативной или личностной тревожностью);— общая замедленность темпа деятельности, связанная с типом темперамента.Подтип 1г – показатели скорости и точности работы стабильно низкие. Самый неблагоприятный из всех типов.

Требует дополнительного обследования с помощью других методик.2-й тип.Характеризуется либо постепенным увеличением числа ошибок, либо постепенным снижением продуктивности, либо двумя тенденциями одновременно. Это «истощающийся тип» внимания.

Такой результат испытуемого может иметь разные причины:— слабая сформированность произвольного внимания, неумение в течение длительного времени выполнять неинтересную деятельность;— высокая астеничность испытуемого;— органические заболевания головного мозга, например, травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы (если тенденция к истощению выражена ярко уже на начальных этапах эксперимента).3-й тип.График имеет зигзагообразный характер. Продуктивность резко колеблется, неравномерна на разных этапах эксперимента. Это может быть связано с эмоциональной неуравновешенностью испытуемого, с невротическим состоянием (если неравномерность выполнения сочетается с тенденцией к истощению).4-й тип.

Характеризуется постепенным повышением продуктивности, снижением числа ошибок на протяжении эксперимента. Это «заторможенный тип» внимания. Свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого, трудностях на начальной стадии организации произвольного внимания. Данный тип может быть связан с типом темперамента.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-367692310

Исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблицы Крепелина

Вводные замечания В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, пред­ставляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифры, подлежащие сложению.

Методика предназначалась для исследования воле­вых усилий, упражняемости и утомляемости.

В настоящее время она приоб­рела более широкое применение: ее можно использовать для изучения вни­мания (устойчивость и переключаемость) умственной работоспособности и психического темпа.

Цель исследования –определение умственной работоспособности и выявле­ние утомляемости.

Используемые материалы. Бланк методики (таблица Крепелина), ка­рандаш и секундомер.

Процедура исследования. Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со сле­дующей инструкцией:«Складывайте пары однозначных цифр, напечатан­ных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения.

Работай­те быстро, старайтесь не допускать ошибок». Исследуемого предупреждают о том, что он должен производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экс­периментатор дает такой сигнал через каждые 20 с.

Протокол занятия вести не обязательно.

Обработка и анализ результатов. Отмечая, сколько правильных сложений выполнил исследуемый и сколько допустил ошибок за каждые 20 с, можно построить график работоспособности (по оси абсцисс – количество строк, по оси ординат – количество сложений в строке, на этом же графике по оси абсцисс можно столбиками показать количество ошибок..

Например, исследуемый за первые 20 с выполнил 17 сложений без ошибок, а завторые 20 с — 15 сложений и допустил две ошибки, далее 16, 12, 12, 11 сложений и одно из них ошибочное, затем 10 и 7. График выполнения методики в этом случае будет свидетельствовать о наличии истощаемости внимания и снижении работоспособности даже при столь небольшой нагрузке.

Методика позволяет получить коэффициент работоспособности (Краб) как отношение суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк (S2) к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк (S1), т. е. Краб = S2/S1 . Если отношение приближается к единице, тo это означает, что утомления практически не происходит.

Больные различными нервно-психическими заболеваниями имеют свои особенности выполнения таблицы Крепелина:

— при органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) — невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок;

— при неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный ха­рактер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточ­ной (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению.

Читайте также:  Как рассматривается онтогенез в психологии: становление личности

Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравно­мерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга;

— при шизофрении с апато-абулическим синдромом больные показывают крайне низкую работоспособность (2-4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемо­сти. При выполнении таблицы Крепелина больные этой группы нужда­ются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

  • Таблица Крепелнна
  • 3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4
  • 2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4
  • 3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7
  • 9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4
  • 9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3
  • 2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4
  • 9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4
  • 7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6
  • 8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2
  • 9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4
  • 5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 5 8 3
  • 3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8
  • 5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5
  • 3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7
  • 4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8
  • 8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4
  • Опыт 11
  • Тест «Корректурная проба»

Вводные замечания. Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда.

Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению.

Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае

наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы».

Корректурные пробы могут состоять из различного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т.д.

Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Первые эксперименты по изучению распределения внимания от­носятся к 1887 г„ когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одно­временно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел, и, по его словам, ни одна из операции при этом не замедлялась.

Естественно, выполнение одновременно двух деятельностей может приводить и нередко приводит к частичному, а иног­да и к полному нарушению одной из них. Так, если испытуемый выпол­няет простые «арифметические действия и одновременно слушает рас­сказ с тем, чтобы его воспроизвести, то продуктивность его работы снижается до 57-60%.

Обычно при исследовании распределения внима­ния испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. Необходимо подбирать задачи, допускающие численное выражение степени ус­пешности их выполнения.

В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.

Обычно используется корректурный тест, предложенный в 1895 г. французским психологом Б. Бурдоном. Результаты, получаемые с его помощью, легко поддаются количественной обработке. Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой.

В таблице восемь наименований букв: а, в, е, и, к, н, с, х.

В каждой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С» и «К», а букву «А» обводить кружком.

Для определения характеристик избирательности внимания также можно использовать буквенный вариант корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом без пропусков (на каждом бланке напечатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (например: радость, дом и т.п.)).

Для измерения устойчивости и концентрации внимания часто используется корректурная проба Бурдона – Анфимова, выполняемая на фоне помех. Эти бланки содержат стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке. Всего в бланке 40 строк по 30 букв в каждой.

На 2-й и 4-й минутах эксперимента, длительность которого 5 минут, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита.

Корректурная проба А.Г.Иванова-Смоленского позволяет оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибалльной системе. Просматривая в течение 4 минут буквенный вариант корректуры, исследуемый должен вычеркивать букву «А», а букву «К» — подчеркивать, следующие 4 минуты необходимо изменить способ: вычеркивать букву «К», а букву «А» — подчеркивать.

  1. Опыт 11.1
  2. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
  3. Цель исследования – изучение концентрации и объема внимания.
  4. Используемые материалы – бланки корректурной пробы с различными буквами, в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом, карандаш, секундомер.

Процедура исследования. Испытуемому предлагается в течение 5 минут с максимальной скоростью и точностью просмотреть в каждой строке все знаки, вычеркивая определенную букву, которая стоит первой.

Инструкция испытуемым: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева на право, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут. Приготовились! Начали!».



Источник: https://infopedia.su/3x58e5.html

Счет по Крепелину

Настоящая методика используется для изучения работоспособности, выявления истощаемости и устойчивости произвольного внимания.

Применение методики предполагает умение школьника производить математические операции сложения и вычитания в пределах 2-х десятков. Других ограничений на проведение методики нет.

Для проведения методики необходимо иметь спецбланк и секундомер.

Бланк представляет собой лист бумаги, на котором напечатаны строчками цифры, таким образом. что два ряда /строчки/ находятся друг к другу ближе, чем к двум следующим, т.е. строчки попарно объединены. Эти парные ряды предлагается испытуемому либо складывать, либо вычитать, либо чередовать через пару строк эти операции.

Замеряется время /можно отводить на выполнение задания от 1 до 5 мин/ выполнения задания и фиксируется количество ошибок, сделанных школьником за это время.

Инструкция: “Перед тобой находится листок, на котором имеются различные цифры. Видишь, строчки этих цифр объединяются в шары. Твоя задача складывать /вычитать/ цифры, находящиеся друг под другом и сообщать мне результат и так по порядку до тех пор пока я тебя не остановлю. “Начинай!”

  • Обработка: При обработке результатов оценивается: какое количество операций сложения /вычитания/ произвел ученик за отведенное ему время /для всех время должно быть одинаково/ и какое количество ошибок он при этом допустил.
  • Если попросить школьника первые две строчки складывать между собой, а две последующие вычитать /и так чередовать/, то вместе с изучением устойчивости, истощаемости и степени способности к автоматизации интеллектуального навыка, можно изучить переключаемость внимания и узнать какая из операций /сложение или вычитание/ у школьника более автоматизирована.
  • Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз между заданиями, говорит о явлениях неустойчивости активного /произвольного/ внимания, склонности к психической истощаемости.
  • Если количество производимых операций за единицу времени не уменьшается, то это говорит об отсутствии склонности к быстрой истощаемости внимания, об автоматизации интеллектуального навыка.

В варианте, когда ученику предлагается чередовать операции, можно выяснить какая из операций — сложение или вычитание — более автоматизирована, сравнив количество ошибок, особенно число случаев когда были “перепутаны” операции. Это еще может говорить о невысокой подвижности психических процессов, низкой переключаемости внимания.

К сожалению норм на данную методику нет. Поэтому учителю предлагается сравнить результаты по методике между собой /между школьниками/, учитывая возраст учеников.

выбрав самый низкий показатель и самый высокий для школьников одного года рождения, можно остальных школьников внутри этого интервала.

Сам интервал можно разбить на 3 /можно на 5/ равных частей, которые будут говорить о выраженности качества у каждого конкретного школьника этого возраста.

Аналогичную процедуру следует проделать и с результатами ребят других возрастов. Затем можно сопоставить эти ряды между собой.

Хочется особо отметить, что учитывать следует не класс, в котором учится ребенок, а его календарный возраст.

Как было уже отмечено выше, не следует на основании результатов какой-либо одной методики делать окончательные выводы. Желательно провести две, лучше три методики. Желательно с некоторым интервалом, от 3 до 5 дней.

  1. Данные полученные с помощью методик, направленных на изучение особенностей внимания и сенсомоторных реакций, можно использовать непосредственно при проведении уроков.
  2. Например, можно учитывать, что школьник с высокой подвижностью психических процессов и высокой переключаемостью внимания будет “непоседлив”, часто отвлекается.
  3. Ученику с повышенной истощаемостью активного внимания необходимо дать “отдохнуть”, восстановиться.

Источник: http://old.iro.yar.ru/resource/distant/psychology/sekret/psix25.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector