Синкретизм в философии: значение данного понятия

Человек живет в целостном мире, где происходят различные явления, возникают противоположные направления, появляются различные течения.

Человек совершает ошибку, когда начинает делить мир на «черное» и «белое», «нравится» и «не нравится», «плохое» и «хорошее», поскольку нет ничего в мире плохого, которое иногда не могло бы быть хорошим, как и хорошее порой может быть плохим.

Синкретизм в философии, психологии, религии и прочих сферах жизни обозначает объединение, слияние, смешение различных направлений в единое целое.

Синкретизм в философии: значение данного понятия

Самым примечательным разделением, которым занимается человек, является рассмотрение себя как тела и души. Еще выделяют разум, который тоже функционирует отдельно от организма и ментальной сферы жизни.

Синкретизм предлагает не делить человека на различные составляющие, а объединить все в единое целое. Человек не может жить организмом без души и разума, как и разум не может существовать без тела и души.

Все три составляющих человека являются важными компонентами, где ни один из них не может существовать отдельно от другого, при этом дополняют друг друга и взаимозаменяют.

Человек привык делить мир на две стороны – материальный и духовный. Это началось с тех времен, как философы начали рассматривать окружение в двояком смысле. С тех пор пошло раздвоение мира на две половинки: индивида с его чувствами и талантами рассматривают как некое изолированное «Я», не принимая его тесную связь с природой и окружающими людьми.

Подобная раздробленность проявляется в обществе, различных нациях, религиях, политических группах, медицине, что приводит к бесчисленным социальным, экологическим, политическим и экономическим кризисам, наращивая насилие и увеличивая разочарованность человека.

Сам человек в силу своей манеры мыслить придумал эту раздробленность, которая, как ему кажется, существует автономно и независимо от его воли и желания.

Раздробленность порождает привычку верить, будто содержание мыслей человека – это достоверное отражение мира таким, каков он есть. Однако реальность представляет собой некую целостность.

Человек получает на свои нецелостные вопросы нецелостные ответы, то есть часть от всего целого.

Например, как может существовать человек, если у него не будет тела? Если будет тело, но не будет души? Одно без другого существовать не может, точнее, может, но это будет уже не человек, а труп (если будет тело без души) или тонкая материя (душа при отсутствии тела).

Чтобы существовал человек, нужно наличие тела и души в одном целом. Если вы обращаетесь лишь к одной стороне своей личности, то лишаете себя возможности взаимодействовать с другой стороной.

Именно это приводит к разочарованиям, болезням и несчастьям – вы контактируете с чем-то одним, полностью не замечая другую сторону своей сущности.

То, что происходит в  реальности, зависит от того, как человек на эту реальность смотрит. Это не окружающий мир является плохим или хорошим, а то, каким вы его видите. Сам по себе мир целостный – ни хороший, ни плохой.

В нем есть то, что в нем происходит. Лишь вы даете оценку происходящему.

Несчастья и проблемы – это лишь ваше отрицательное отношение к происходящему, хотя для мира это – просто события, которые имеют свое начало и конец, в зависимости от того, что будет делать человек.

Синкретизм в философии: значение данного понятия

Вам решать, делить мир на две половинки или научиться воспринимать его в целом виде. С вами просто происходят некие события, вас всего лишь окружают некие предметы и сущности в целом виде. Все это так же привычно, типично, обычно, как и счастье, радость, веселье.

Что такое синкретизм?

Синкретизм является непривычным понятием для читателя интернет-журнала psytheater.com, однако он практически всегда и везде с ним сталкивается. Чтобы понять его смысл, следует рассмотреть, что он обозначает в каждой отдельной сфере:

  1. В искусстве под синкретизмом понимается слияние образов в некое новое явление. Эти направления зачастую являются несопоставимыми. Однако их объединение дает новое явление. Так, например, объединение двух музыкальных направлений – рэпа и симфонической музыки – дает новое звучание.
  2. В философии синкретизм применяется в отношении объединения различных теорий, мнений и убеждений, которые изначально могут противоречить друг другу. Так, создается новое учение, которое не отвергает различные идеи, а объединяет их.
  3. В религии под синкретизмом понимается слияние различных верований, учений и направлений в одно. Ведь по сути все религии мира говорят об одном и том же, давая лишь различные названия некоторым явлениям.
  4. В лингвистике синкретизм означает объединение языковых форм всех времен в единое целое. При этом используются все правила, которые не должны противоречить друг другу, а дополнять и усиливать.
  5. В психологии синкретизм преимущественно относят к раннему взрослению ребенка, рассматривая особый вид его мышления. Еще не понимая значения слов и понятий, ребенок уже делает определенные выводы, объединяет предметы, которые взрослому человеку никогда не пришло в голову объединить. Все это основывается на эмоциональной незрелости и недостаточности информации об окружающем мире.
  6. В культурологии синкретизм обозначает отсутствие различий между различными культурами.
  7. В изучении первобытной жизни и культуры синкретизм обозначает слияние материального, духовного, культурного и природного в единое целое.

В общем понимании слова синкретизм обозначает объединение предметов или явлений, которые сами по себе являются отдельными, функционирующими. Это можно рассмотреть на примере семьи, где мать, отец и дети являются объединенными и в то же время самостоятельными структурами.

Семья состоит из родителей (мужчины и женщины) и одного и более детей. Как известно, у этих родителей есть свои родители, братья и сестры, а у тех — свои родители, братья и сестры и т. д. В результате, получается некая действующая единая система, где каждый человек является ее частью.

И для того чтобы эта система функционировала, то есть обеспечивала людей всеми необходимым психоэмоциональным и душевным равновесием, в ней всегда должны присутствовать все необходимые элементы.

И здесь возникает уникальный и совершенно удивительный феномен, когда участники, которые более позже включились в эту систему (зачастую такими участниками являются дети и их будущие супруги), обладают теми качествами и характеристиками, которыми обладали самые ранние участники (прадедушки и прабабушки).

Яркими примерами, когда можно такое наблюдать, являются дети, которые начинают развивать в себе качества родителей, которых они никогда не видели и не знали.

Так, например, в семье мальчик может удивительным образом проявлять те качества и черты характера, которые были присущи его отцу, которого он не видел.

Матери удивляются подобному феномену, так как никогда не рассказывали своим детям о том, какими были их отцы. Однако дети проявляют то, что было утрачено в целостной системе семьи.

Как действует данный механизм? К сожалению, до конца не изучено, каким образом дети начинают проявлять в себе качества и способности, которые были присущи их родителям или дедушкам и бабушкам, которых они никогда не знали. Однако существует несколько версий того, как данный процесс происходит.

Выше уже было обозначено, что целостная система семьи может функционировать только тогда, когда все ее части живы и функционируют сами по себе. Таким образом, если какая-то часть умирает или уходит из конкретной семьи, тогда система требует восполнения пустоты.

Эта задача ложится на плечи тех участников, которые войдут в конкретную семью в более позднем периоде – это дети и их будущие супруги.

Все действующие части системы гласно или негласно начинают транслировать более молодому поколению, какие качества и способности они должны в себе развивать.

Гласными трансляторами могут быть такие фразы: «Не делай так! Ты похож на своего отца», «Твой дед тоже так говорил», «Твоя сестра была бы рада за тебя!» и т. д. Зачастую речь в данном случае идет о тех людях, которые ушли из семьи или уже мертвы.

Негласными трансляторами являются любые формы поощрения и наказания, когда дети успешно контактируют со своими родителями и другими родственниками.

Так как такой процесс происходит на подсознательном уровне, то люди даже не контролируют свое поведение, а действуют на автомате, тем самым демонстрируя детям, что от них ожидается и что поощряется (это относится даже к тем качествам и особенностям человека, которые в обществе считаются плохими и неправильными).

Система требует того, чтобы все ее части функционировали, поэтому она вынуждает каждого участника процесса выполнять свою роль. Здесь важен механизм, как именно люди выбирают себе партнеров для создания будущей семьи.

А действует он очень просто: человек выбирает себе подобного или прямо противоположного партнера. Похожесть или противоположность заключается в психологических и душевных качествах, а не в физиологических.

Вот почему, когда кто-то уходит из семьи, ребенок занимает ту роль, которую играл его ушедший родитель: второй родитель (зачастую мать) сама провоцирует своего ребенка на определенное поведение, так как только таким образом будет функционировать ее семья.

Если бы ребенок не стал похожим на своего родителя, то он бы не нашел общего языка со вторым родителем, который понимает только такое отношение к себе, какое проявлял к нему ушедший супруг.

Как видно, целостная система семьи настолько проста, насколько и уникальна.

Для своего поддержания она вынуждает каждого члена семьи вести себя так, чтобы притянуть к себе определенных людей или воспитать в детях конкретные качества и черты характера, которые дополнят недостающие звенья системы.

Так как это происходит на подсознательном уровне, то люди не всегда могут контролировать процесс, однако могут наблюдать результаты его действия.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания на работе: как бороться

перейти наверх

Синкретизм в философии

Синкретизм в философии вмещает несколько направлений и теорий различных учений, однако не осуществляет объединения данных верований.

Другими словами, для изучения мира используются различные учения, однако их не объединяют, не делают единым целым, чтобы они не создавали множество внутренних противоречий. Это отличается от эклектизма, который объединяет и создает единое целое.

Все учения продолжают существовать отдельно в синкретизме, при этом используются для объяснения какого-то явления.

Синкретизм в философии: значение данного понятия

Синкретизм позволяет выяснить, как человек относится к себе, миру и своей деятельности. Поскольку происходит разделение мира на «хорошее» и «плохое», «добро» и «зло», синкретизм рассматривает все эти отношения как общее отношение человека, предполагая, что любое хорошее может переходить в плохое, как и любое плохое может быть в какой-то момент хорошим.

Синкретизм позволяет устранить множественные противоречия, которые возникают у человека в результате разделения мира, неполноценного взгляда на него.

перейти наверх

Религиозный синкретизм

Поскольку каждый человек, который считает себя верующим, отстаивает свою религию, он противостоит мнению о том, что каждая религия берет свое начало из другой религии, при этом все религии практически говорят об одном и том же, только различными словами. Религиозный синкретизм виден человеку, который не желает противостоять различным течениям и верованиям, а воспринимает их все как способные существовать и даже не противоречить друг другу.

перейти наверх

Итог

Синкретизм – это объединение отдельных самостоятельных направлений, учений и предметов без их реального объединения, но способности посмотреть на мир, явление или ситуацию в целом. Это позволяет более широко ответить на любые вопросы, которые возникают, когда человек что-то принимает и отвергает, не желает видеть.

Источник: http://PsyTheater.com/sinkretizm.html

Что такое Синкретизм

Значение слова Синкретизм по Ефремовой:

Синкретизм — Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-л.

Сочетание разнородных, несовместимых воззрений как разновидность эклектизма (в философии).

Значение слова Синкретизм по Ожегову:

Синкретизм — Слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-нибудь

Синкретизм в Энциклопедическом словаре:

Синкретизм — (от греч. synkretismos — соединение) -1) нерасчлененность,характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусствана первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение,поэзия, танец не были отделены друг от друга.

нерасчлененность психическихфункций на ранних ступенях развития ребенка и т. п.).2) Смешение,неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов ирелигиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периодаэллинизма.

Значение слова Синкретизм по Психологическому словарю:

Синкретизм — Синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — особенность мышления — и восприятия — , характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.

 Выготского — , синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей.

При этом синкретические обобщения — выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения — слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.

Значение слова Синкретизм по Религиозному словарю:

Синкретизм — В религиозном аспекте — смешение, неорганическое слияние разнородных религиозных элементов, к примеру, различных культов и течений.

Синкретические образования, как правило, проповедуют следование догматике и основам вероучения исходных течений, однако на самом деле практически всегда искажают вероучение, догматику и культ, по-своему интерпретируют основные термины и понятия, выполняют самостоятельные переводы первоисточников. Синкретические религии и секты

Значение слова Синкретизм по словарю Ушакова:

СИНКРЕТИЗМ, синкретизма, мн. нет, м. (греч. sygkretismos — соединение). 1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-н.

явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (науч.). Синекретизм первобытного искусства. 2.

В истории философии и религий — разновидность эклектизма, отожествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия (филос.).

Значение слова Синкретизм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Синкретизм (συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму.

различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а С. соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. С.

с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с вост. учениями. То же замечается у гностиков. Термин С. введен, кажется, Георгием Каликстом, немецким богословом XVII в.

Определение слова «Синкретизм» по БСЭ:

Синкретизм — Синкретизм (от греч.

synkrлtismуs — соединение)1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга.

нерасчленённость психических функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.).2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный С. периода эллинизма. в философии — разновидность эклектики.

Синкретизм — в языкознании, слияние формально различавшихся прежде грамматических категорий (значений) в одной форме, которая в результате этого становится многозначной (полифункциональной). Например, в латинском языке С. в падежной системе привёл к объединению в аблативе функций инструментального (творительного) и местного падежей. С. может проявляться не только в морфологии, но и в синтаксисе. Понятие С. — парадигматическое (см. Парадигматика), отличающееся от нейтрализации оппозиций (см. Оппозиция лингвистическая), происходящей в синтагматической (см. Синтагматика) ряду. С. — необратимый системный сдвиг в процессе развития языка, тогда как нейтрализация — живой процесс, сопровождающий употребление языковых единиц в речи. Синкретизм в философии: значение данного понятияСинкретизм в философии: значение данного понятия

Источник: https://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/sinkretizm.html

Синкретизм: забег по словарям

Синкретизм в философии: значение данного понятия

В последнее время скромный извлекатель квинтэссенции (то есть я) получил массу напыщенных отсылок к синкретизму вообще и синкретическим культам в частности. Понять взрослого собеседника, когда он с многозначительным видом сообщает о своих регрессивных тенденциях непросто, а простить ещё тяжелее. Вдобавок выяснилось, что один недавно преставившийся итальянский профессор ещё 20 лет назад выступил с криком: “Сейчас я вам всё объясню!” — после чего запутал умы человеческие настолько, что понятийное мышление в них перестало работать. Некторые до сих пор верят в магическую силу синкретизма.

Поэтому мне показалось полезным пройтись и собрать основные значения и контексты этого словечка в один тугой, увесистый узелок, который сподручно иметь при себе на случай острой необходимости в психокоррекции.

Опыт подобных забегов подсказывает, что первым делом надо заглянуть в словарь Ушакова:

СИНКРЕТИЗМ
1. нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства
2.

система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий; разновидность эклектизма, отождествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия; это значение термина применяется к философским и религиозным учениям

  • Синкретизм (искусство) — сочетание или слияние “несопоставимых” образов мышления и взглядов.
  • Синкретизм (лингвистика) — постоянное объединение в одной форме нескольких значений или компонентов значения, разделённых между разными формами.
  • Религиозный синкретизм — соединение разнородных вероучительных и культовых положений. → Толковый словарь Ушакова (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/38951)

В принципе, если сесть и спокойно обдумать здесь каждое слово в отдельности, а потом осмыслить их сочетание, то окажется, что всё существенное уже сказано.

  • “Первоначальная слитность” — то есть явление, характерное для ранних “детских” форм процессов и явлений.
  • “Соединение противоречивого” — то есть базовый (в наше просвещённое время) механизм мышления не функционирует. Противоречия не приводят к отрицанию, к разделению соединённого.

Освоение противоречия, говорят, привело к рождению философии из мифа. Соответственно, до него обходились только ассоциативными связями и эмоциями. Рекомендую статьи уважаемого cultprosvet_mag по этой тематике.

Кто уже всё понял, могут остановиться здесь и подождать второй статьи про Умберто Эко и фашизм, а остальным я предлагаю двинуться дальше и нарастить экспозицию.

РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ
Синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

В религиоведении, религиозно-философский синкретизм — множество мистических, оккультных, а также спиритуалистических и других концепций, отличных от традиционных религиозных направлений. Для религиозно-философского синкретизма характерен синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания.

К синкретической религиозной философии относят теософию, включая теософию Блаватской, антропософию Рудольфа Штейнера, Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов.

По мнению православных богословов, синкретизм — общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера.

Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма — гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности.

Исторически синкретизм имел широкое распространение в Древнем Риме и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики.
Синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.

Синкретические религии:Вера Бахаи, Вудуб, Дин-и иллахи, Игуаньдао, Као Дай, Кёдан Абсолютной Свободы, Нуль-буддизм, Оомото-кё, Сантерия, Сэкай Кюсэй-кё, Сюгэндо, Телема, Умбанда, Цзайлицзяо
Новые религиозные движения синкретического типа
Аум Синрике, Нью-Эйдж, Фалуньгун → Википедия

Вроде нечто начинает вырисовываться, правда?

Лично мне здесь больше всего нравится замечание православных богословов о том, что для синкретизма в религии нужно либо спрятать основы (то есть происхождение и собственный смысл) соединяемых элементов …либо просто отказаться от их увязки друг с другом.

Читайте также:  Наркозависимость: основные причины наркомании, особенности лечения

Навскидку, первый метод характерен для синкретических новоделов. Вроде бы современного человека сложнее выбить из критического мышления, но достаточно легко обмануть, направив критицизм на всё вокруг кроме “своего контента”.

Как мне представляется, у древних не было необходимости в подобных ухищрениях, потому что то, что мы сейчас называем критическим мышлением, было доступно единицам. А для распространения культа нужны были яркие, эмоционально насыщенные образы, а соединять их можно было просто последовательностью (“рядоположением”). Флёр экзотического происхождения только подогревал интерес.

Идём дальше к философам:

СИНКРЕТИЗМ (философия)
1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчленённость психических. функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.).

2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности — религии синкретизма периода эллинизма; в философии — разновидность эклектики. → Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В.

Г. Панов. 1983.

Нерасчленённость связанная с недоразвитостью или просто эклектика. Есть на чём построить картину мира взрослому женатому человеку.

Примерно во второй половине XIX века психологи наконец отделились от философов (произошло расчленение предметов, методов и функций из прежнего, неразличённого состояния).

В 1875-м году немецкий философ Вильгельм Вундт (учитель Ивана Павлова) основал первую в мире лабораторию по экспериментальной психологии.

Примерно с тех времён психологов и философов приходится слушать отдельно друг от друга (ещё и отдельно от богословов).

Нам времени не жалко, нам нужно качественное представление:

СИНКРЕТИЗМ (психология)
Этимология: происходит от греч. syn – с, вместе + лат. cresco – расту, увеличиваюсь.
Категория: особенность мышления и восприятия.
Специфика: характеризуется тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.

Выготского, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.

→ Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

Хорошо, но мало.

Синкретизм — в психологии — особенность мышления и восприятия: нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления.

Ряд исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонент.
…Швейцарский психолог Ж.

Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно — часто в форме игры или манипулирования словами — переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.

Согласно Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соответственные действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова. → Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Как видим, без синкретизма не обходится никто, однако для того, чтобы стать дееспособным и ответственным взрослым человеком, его нужно избывать всеми силами. К примеру, освоить логику, понятийное мышление, разобраться в мире чувств, подучить законы и найти для своей жизни достаточно серьёзный смысл.

В XX-м веке вторичный синкретизм захлестнул человечество. В частности, предтеча синкретического движения “New Age”, швейцарский психолог Карл Юнг втащил в психологию то, что позже стало называться культурологией. Разлепить психологию и культурологию сложно, но на всякий случай, послушаем культурологов.

СИНКРЕТИЗМ (культурология)
В широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А.

Н.Веселовского С. — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова». — Литературная энциклопедия. → В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.
1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, напр.

искусства на первоначальной стадии развития культуры;
2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).

→ Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И.. 2003.

Как говориться, найдите десять отличий от философии…

Отличие, конечно, есть, оно сводится к уточнению про искусства и первобытную культуру.

А вот возникновение соответствующего раздражения здесь и сейчас – на мой взгляд – говорит о том, что представление о синкретизме в основном сформировалось. Если Вы ничего не почувствовали, перечитайте текст или пройдитесь по словарями самостоятельно.

Синкретизм в философии: значение данного понятия

Думаю, что теперь любезного читателя сложнее запутать рассуждениями о пользе синкретизма. И должен перестать удивлять мой тезис о регрессивном устремлении людей, которые ищут в нём ответов на свои вопросы.

Если развитие есть усложнение форм, оно подразумевает дифференциацию, разработку психических функций, в том числе когнитивных, интеллектуальных (и эмоциональных, но сейчас не об этом…). Попытка вернуться в неразличённое состояние есть регресс.

Попытка вернуть других в неразличение (например увлечь синкретическими культами) есть наведённый регресс, сброс людей в неразвитие. Во вторичное одичание.

С точки зрения морали (не важно, светской или религиозной), синкретизм есть, в первую очередь, аморальное состояние. Когда Добро и Зло не различаются.

Не теряем различения, граждане!

Источник: https://ru-ghost3d.livejournal.com/187423.html

Синкретизм первобытной культуры

Определение 1

Синкретизм является основным качеством культуры, которое характеризует процесс перехода от биологического животного бытия к социокультурным формам существования разумного человека.

Синкретизм так же представлялся совокупностью культурных практик, религиозного взгляда и систем общественно-социальных символов.

Данный термин появился в античной культуре, но изучать это явление начали лишь в $19$ веке. Это объясняет тот факт, что ученые до сих пор не пришли к компромиссу по поводу его значения и его характеристики. Но когда дело доходит до анализа исторической базы культуры, искусства, религиозных процессов и всей духовной жизни общества, то обращаются к синкретизму.

Замечание 1

Синкретизм выступает стержнем, на котором держится понимание, что вся деятельность первобытных людей, их общественная и культурная жизнь является чем-то единым для всех современных людей, объединяя их в нечто общее.

Синкретизм данного исторического состояния культуры считается естественным и закономерным, поскольку на первичном уровне системная целостность проявляет себя в нерасчленённом и аморфном виде.

Синкретизм в философии: значение данного понятия

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Синкретизм следует отличать от синтеза, так как синтез по своей сути является слиянием объектов, которые существуют сами по себе и имеют самостоятельность. Синкретизм же является состоянием, которое предшествует разделению целого на элементы.

Характерные черты синкретизма

Характерными чертами синкретизма являются:

  • Проявления слитности человека с природой, где первобытный человек сопоставляет себя с животными, растениями, явлениями природы.
    С этими отождествлениями взаимосвязан особый для древней культуры феномен тотемизма, который в переводе с индейского языка племени оджибве, означает – его род, является верой в предков, который являет себя в виде зверя, птицы, растения, дерева и т.д.
  • С синкретизмом связан и первобытный феномен анимизма, что в переводе с лат. означает – душа, является одушевлением природного мира и природных явлений, которые окружают первобытного человека. Вся деятельность человека полагается им в качестве порождения природы. Это устойчивое мировоззрения называют традиционалистским.
  • С развитием ремесел смогло вывести человека на новый уровень миропонимания, дало ему существенное осознание себя и природы, своеобразие своего бытия и бытия природы.

Синкретизм проявляет себя в неразделенности подсистем культуры:

  1. материальной,
  2. духовной,
  3. художественной.

Духовная (идеальная) подсистема первобытной культуры представлялась на 2х уровнях работы человеческого сознания: мифологический и реалистический уровень.

Мифологическая подсистема была бессознательно-художественной способностью работы сознания.

Реалистическая подсистема была стихийно-материальным сознанием. С помощью этого сознания первобытные люди могли различать свойства природных предметов и явлений. Это обыденный, практический тип мышления. Это состояние преднауки.

К проявлению первобытного синкретизма относится художественная деятельность. Она правомерно включалась в материальные и производственные процессы.

Художественная деятельность превращала охоту в поэтически возвышенное действие, а игру в охоту реализовывала в качестве кровожадного ритуала. Из этого вытекает практика жертвоприношения. От степени сложности и опасности охоты повышалась ценность жертвы.

Еда становилась коллективной трапезой и была образом победы, силы, неся в себе праздничный характер.
Морфологическая неразделенность так же относится к проявлению синкретизма. В это понятие входит нерасчленённость рода, вида, жанров искусства.

Замечание 2

Первобытное художественное творчество представляло из себя песню-сказ-действо-пляску, как говорил А.Н. Веселовский. Зарождалась основная единица художественного мышления – метафора, которая представляла слитность всего сущего.

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_pervobytnogo_obschestva/sinkretizm_pervobytnoy_kultury/

Синкретизм

Синкретизм – это очень широкое понятие, определение которого можно найти в разных областях науки. В общем понимании синкретизм значит слитность, смешение, эклектизм. Лучше дать определение этому понятию в соответствии с определенной сферой, в которой он применяется. В искусстве синкретизм проявляется в слиянии не сопоставляемых различных образов, первоначальных компонентов в какое-то явление.

В философии под синкретизмом понимается сочетание нескольких разнородных противоречивых теорий и начал в одну систему, но без их объединения, это разновидность эклектизма, который игнорирует различия в разнородных началах.

Читайте также:  Параноидная шизофрения: симптомы, признаки, лечение

В религии синкретизм это слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений.

Синкретизм в лингвистике обозначает объединение в единой форме нескольких обозначений, распределенных между разными формами в соотношении к более ранним этапам истории развития языка, эти формы многозначные, полифункциональные.

Также здесь существует понятие кумуляции грамматических значений, которое применяется в одном значении с понятием синкретизм в лингвистике и выражает нескольких граммем разных грамматических категорий за одним неразделимым показателем.

Синкретизм в психологии обозначает нерасчлененность психических процессов в ранний период развития ребенка. Проявляется тенденцией детского мышления соединять между собой различные явления, не имея для этого достаточных оснований.

Многие исследователи отмечали данное явление в психологии ребенка, в частности его восприятия в неразделимости чувственного образа какого-то объекта, без выделения и соотношения внутренних связей и элементов. Ребенок, принимающий связь впечатлений за связь предметов, неосознанно переносит значение слова на только внешне связанные вещи.

Отбирая в последующей практике синкретические связи, которые будут соответствовать действительности, ребенок восстанавливает для себя настоящее значения слов.

Синкретизм в культурологии значит отсутствие различий явлений культуры.

Синкретизм первобытной культуры характеризуется слитностью искусства, познавательной деятельности, магии. Также синкретизм в культурологии это внешнее смешение многообразности культурных компонентов, которому свойствен высокий уровень эклектичности и проявление в разных плоскостях культуры.

Синкретизм первобытной культуры определяется в трех направлениях. Во-первых, синкретизм, как единство человека и природы. Во-вторых, он проявляется, как нерасчлененность духовной, материальной и художественной систем культуры. В-третьих, проявление первобытного синкретизма культуры является художественной деятельностью, неотрывно вплетенной в материальные и производственные процессы.

Синкретизм в философии

В философии синкретизм является сущностной характеристикой, которая совмещает различные философские направления в одной системе, но без объединения их и этим отличается от эклектизма. Хоть понятие синкретизма и есть близким к нему, но эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает в единую совокупность.

Синкретизм в отличие от эклектизма связывает неоднородные начала, но истинное их объединение так и не случается, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве с противоречиями друг к другу.

Наиболее ярко синкретизм выразился в александрийской философии, в частности Филона Иудейского и у других философов не менее, которые занимались тем, что пытались связать греческую философию и восточные философские направления. Такая же тенденция присутствовала в сторонников гностицизма.

Религиозно-философский синкретизм совмещает в себе оккультные, мистические, спиритуалистические и другие направления, непохожие на традиционные религиозные направления. В таких концепциях объединяются компоненты, вытекающие из различных религий вместе с вненаучными и научными познаниями.

Такой религиозно-философский синкретизм можно наблюдать в таких направлениях, как гностицизм, александрийская философия, теософия, в частности теософия Блаватской, антропософия Агни-Йога Рерихов или Рудольфа Штейнера. Основываясь на синкретических религиозно-философских учениях, начали появляться религиозные движения.

Например, основываясь на Блаватской теософии, появилось больше ста эзотерических религиозных движений.

Синкретизм – это принцип, по какому определяется, как человек относится к окружающему миру, к себе самому, как он относится к воспроизводимой деятельности.

Он является сущностной характеристикой не расчлененности модальностей, в нем отсутствует понимание того, как мир различается, различные явления от логических дуально направленных оппозиций в одновременном полном беспорядке (то есть отсутствие логических запретов) в определении явлений, соотнесение их с каким-то из полюсов оппозиции основываясь на принципе все и во всем.

Такая идея с первого взгляда кажется весьма абсурдной. Потому что в самом деле, как может быть возможным произвольное разделение мира на категории добра и зла, например, и в то же время полагать, что такое различие свойственно реальному миру.

Но такая бессмыслица возможна при одном обстоятельстве: если по такой логике, каждое явления мира является оборотнем, то есть оно не есть тем, чем является, оно имеет способность превращаться во что-то совершенно другое, чем оно есть подлинно.

Такое явление происходит, когда человек мыслит по инверсионной логике. Например, в различных культурах есть такие толкования: камень может быть тотемом, медведь – братом, живой волк может оказаться убитым человеком, попугай – просто человеком, работник – вредителем и так можно продолжать до бесконечности.

Философское мышление позволяет людям так полагать, поскольку есть отличие в культуре, как накопленному опыту человечества, народа и опыта самой личности и видимости явлений.

Это позволяет каждому человеку каждый день интерпретировать каждое явление, которое есть для него значимым в представлениях культуры, при условии если такое явление поддается сопоставлению, соотнесению с определенным компонентом этой культуры, а его значение «проигрывается» каждым полюсом оппозиции.

Значение такого явления все время перекручивается в голове, в деятельности человека происходит стабильно постоянное осознание и переосмысление.

Если у человека не было бы такой способности, он бы ни был человеком с философским мышлением.

Синкретизм является сущностной характеристикой социальной, культурной, философски наполненной жизни, сформированной стремлением человека соединится с важнейшим для него природным и социальным ритмами.

Он не есть самостоятельным, отдельным от социального целого ответственности человека.

Для него свойственно анализировать каждое различие через серьезность опасности отлучения, обрезание связи с космосом, окружающим миром, с самим собой и своей душой.

Синкретизм выявляется, как причина дискомфортного ощущения состояния, стимул к большей активности, ориентированной на инициацию и партиципацию, присоединение к единому целому. Синкретизм не отличает всеобщее от единичного.

Существенное единичное явление является для человека сигналом, которыми вызываются в сознании отдельные нерасчленённые общие системы соображений и представлений.

Здесь также понимается тяготение к возвращению, к прошлому, в основном через страх перед отделением от целого, направленность на возвращение к тотему, вождю, социальному порядку.

Как раз это представляет основу синкретического человечества, которое если отошло от философии синкретизма то, по крайней мере, не пыталось, используя его основания, вернутся к такому государству, которое основывается на жречески-идеологической направленности.

Религиозный синкретизм

В религии данное явление означает смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии, например, синтоизм.

Синкретизм в религии является звеном соединения разнородных религиозных учений антропологического и космологического характера.

Понятие религиозного синкретизма с его границами применения в религиоведении является предметом дискуссии.

Имеется такая точка зрения, согласно которой все религии существуют, как синкретические, потому что в результате их развития обнаружились влияния из других религий.

Чтобы справиться как-то с предметом данной дискуссии, с целью решения осуществляется дифференциация внутри самого понятия по различным характеристикам, учитывая уровень синкретизма.

Также есть спорным вопрос о том, что являются ли термин «религиозный синкретизм» и понятие «двоеверие» (соединение основной веры и компонентов из других верований) синонимическими. В современном мире к этому понятию относятся как негативно, так и позитивно, зависимо от того, в каком направлении о нем говорится в религиозной или научной традиции.

  • Православные богословы считают религиозный синкретизм внешним, искусственным и неорганическим соединением не соединяемого, без ясной и четкой характеристики духовных оснований, считают его несогласованным относительно содержания привлекаемых фрагментов.
  • Публицисты термин «религиозный синкретизм» употребляют иногда в значении религиозной всеядности.
  • Также стоит обратить внимание на то, что необходимо делать отличия между понятием религиозного синкретизма и религиозного плюрализма, который подразумевает спокойное сосуществование или разделение областей влияния и воздействия между некоторыми отдельными конфессиями или несколькими религиями без их слияния.

На протяжении всей долгой истории религии было известное такое общекультурное явление, как религиозный синкретизм. От самой первобытной эпохи вплоть до современных новейших религиозных движений. Он выражается в соединении разнородных вероучительных научений и культовых положений из различных религиозных направлений, определяя основные положения вероучений.

Исторически сложилось так, что в эллинистических религиях синкретизм имел очень широкое распространение в государстве инков, в то время как инкорпорация богов на побежденных землях в собственное религиозное поклонение поддерживалась даже на уровне государственной политики.

В период раннего Средневековья обширное распространение приобрело направление манихейства, которые впоследствии проявившее влияние на распространенную средневековую синкретическую ересь.

В период Нового времени начала появляться масса различных синкретических религиозных направлений. Из тех, которые недавно возникли и получили широкое распространение религиозных направлений, для которых свойствен религиозный синкретизм.

Китайский религиозный синкретизм находит свои истоки из древней истории.

Тысячелетняя война между сторонниками конфуцианства, религиозного даосизма и буддизма демонстрирует, что никакое из этих учений неспособное стать одним единственным, чтобы вытеснить конкурентные направления из этой специфической сферы. И ни одно из этих течений в то же время не было монотеистические направленной религией, соответственно это предполагало возможность компромисса.

Таким образом, примерно в период примерно конца эпохи Тан сформировался китайский религиозный синкретизм.

Это уникальное направление, соединяющее все религиозные учения, и в котором для конфуцианства была предложена социология и политическая мораль, для даосизма – повседневные, волнующие людей житейские запросы для буддизма, впитавшего наследие и опыт от древней даосской философии, оставалось учение о смысле и вопросах жизни, кроме этого буддизм занимался утешением угнетенных и мирооправданием. Хоть и присяжные служители представленных трех философско-религиозных течений продолжали между собой ссориться, но в головах обычных верующих вполне свободно ладили все три со своими пантеонами. Такая же самая синкретическая система верований сложилась и в других странах с характерной китайской культурной сферой, только даосизм у них заменялся местными языческими верованиями, например, в Японии – это был синтоизм.

Источник: https://psihomed.com/sinkretizm/

Ссылка на основную публикацию