Что такое социализация в психологии: определение и суть понятия

Социализацией именуют продолжительный процесс, согласно которому человек должен усвоить определённые знания, нормы поведения, опыт и заработать нравственные ценности, которым подчиняется целое общество.

Основная цель очень проста, каждый человек должен перейти на совершенно новый уровень, то есть приобрести статус социальной личности, которая обладает самопознанием.

Такая персона прекрасно  понимает, какое именно место в обществе она осознаёт и чем именно отличается от остальных людей, которые так на неё похожи. Необходимо рассматривать процесс социализации только когда происходит взаимодействие нескольких индивидов.

Со временем данный процесс выстраивается на уровне межличностного контраста отношений, и результатом вероятно послужит не только передача физиологического опыта, но и нравственного, учитывая ряд социальных норм и ценностей.

У вас не получится развить свою самооценку без присутствия других людей, ведь социальное развитие человека занимает очень важное место. Каждый из нас на протяжении своей жизни проходит ряд многочисленных стадий общения с такими же людьми, как и мы, чтобы достичь уровня самосознания определённого.

Можно поделить формально социализацию на два этапа, то есть периода:

  • ранний период ограничивается возрастной категорией от нуля и до восемнадцати лет;
  • поздний период, который включает в себя возраст от восемнадцати лет и до конца жизни человека.

Дело в том, что возрастные рамки в данном контексте носят всего лишь условный характер и всё потому, что каждому человеку присуща уникальная способность, воспринимать каждого окружающего человека и формировать общее восприятия социума в целом.

Невозможно установить какие-то конкретные границы социализации и поэтому, человек может уверенно продолжать дальше проводить обряд перенимания опыта, учиться контактировать и активно взаимодействовать с людьми на протяжении всей жизни своей.

Психологи говорят о том, что можно смело выделить несколько ключевых стадий, которые формируют развитие человека как отдельной личности. Их называют стадиями прогресса. Ведь всё начинается с дошкольного возраста, потом идёт школьный и взрослый.

Институты и агенты

Благодаря проведённому исследованию учёных-социологов удалось выявить две основные группы людей, которые оказывают особое влияние на становление личности и человека в процессе её социализации:

  • первичная группа, которую ещё по-другому называют неформальными агентами. То есть это знакомые люди, родные, близкие и соседи;
  • вторичная группа, то есть так называемые формальные институты. Это все остальные многочисленные люди, которые связаны с формальной точки зрения различными отношениями: в детском саду, в школе, на работе, в городе, в стране.

Дело в том, что каждая из вышеперечисленных групп играет свою особую роль, оказывая непосредственное влияние формирование личности. До трёх лет происходит обучение ребёнка, и принимают участие в этом процессе одновременно несколько агентов, родители и родственники. Благодаря их воспитанию происходит процесс формирования мотивации и отношение человека к социуму.

Что такое социализация в психологии: определение и суть понятия

После трёх лет ребёнок начинает активно взаимодействовать с другими агентами, воспитателями, врачами и т.д. Многие дети стремятся овладеть техниками мышления и познания, и это происходит благодаря влиянию неформальных агентов.

До пятнадцати лет на человека оказывают влияние не только родители, но и сверстники и взрослые люди, которые относятся к разным социальным группам. За последние несколько лет влияние СМИ и Всемирной Паутины обострилось в несколько раз.

  Подобное разнообразие в окружении не исключает также и отрицательное воздействие на человека. Личность окончательно сформировывается к 18 годам, об этом говорят психологи.

  В дальнейшем продолжают играть активную роль в жизни персоны социальные институты, которые используют ряд других средств влияния, которые позволяют человеку претерпевать различные психологические изменения.

Факторы, влияющие на социализацию человека

Благодаря воздействию различных внешних факторов происходит процесс формирования социальной и асоциальной личности человека и к таким отнести можно:

  • так называемые микрофакторы, то есть пол ребёнка , его физическое и психическое развитие, а также эмоциональное окружение;
  • мезофакторы, то есть регион проживания человека, а также наличие различных субкультур в нём;
  • макрофакторы, включающие в себя климатическую зону, природу, политическое и экономическое устройство;
  • мегафакторы, то есть Землю как планету, на которой живёт и осуществляет свою деятельность человек.

Вышеперечисленные условия оказывают прямое влияние на механизм личности человека, который также связан со взаимодействием между различных групп людей.

Можно сделать вывод о том, что цикличность жизни человека во многом связана с непосредственной периодичностью, а также сменно ролей, обретением новых статусов, а также ряда иного окружения, представленного в виде отказа от привычного образа жизни и старых привычек.

На протяжении всей жизни человек должен обязательно чему-то учиться, стараться контактировать с окружающими людьми и приходить с ними к взаимовыгодным соглашениям.

От этих контактов во многом будут меняться его социальные устои, а также взгляды. Поэтому так важно знать, что собой представляет понятие социализации и что оно под собой подразумевает.

Важно заниматься воспитанием ребёнка с раннего детства, объяснять ему что хорошо, а что плохо и как стоит вести себя с другими людьми.

В первую очередь информация должна быть полезна для родителей, которые будут внедрять полученные теоретические знания в жизнь, и руководствоваться прописанными принципами действий. Социализация очень важный в психологическом плане процесс, за которым следует очень тщательно и внимательно следить.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/sotsializatsiya/

Социализация личности

Социализация личности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Структура социализации

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека.

В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий.

При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Факторы социализации

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.

), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность.

Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.

Институты социализации

Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

Механизмы социализации

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Стадии (этапы) социализации

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:

  1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
    • ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
    • стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
  2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
  3. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/socializaciya-lichnosti/

Что такое социализация личности? — База ответов на любые вопросы

Формирование человеческой личности – сложный и долгий процесс, в котором принимает участие множество факторов.

От того, как проходит детство ребенка, кто занимается его воспитанием, прививает навыки, знания и умения, во многом зависит его адаптация в социуме и становление как полноценного члена общества.

Главным аспектом в формировании личности выступает социализация, посредством которой человек входит в общественную структуру и усваивает нормы поведения в той или иной социальной группе. Что это за понятие? И что оказывает влияние на процесс социализации?

Что означает слово «социализация»?
Что представляет собой социализация личности?
Что такое социализация детей?
Что такое социализация в педагогике?
Что влияет на процесс социализации?

Что означает слово «социализация»?

В русскую речь термин «социализация» попал из латинского языка. В Древнем Риме под словом socialis понимали «общественный». В социальной психологии термин стал употребляться в 1950–60-х годах в работах Альберта Бандуры, Джона Кольмана и других психологов.

Читайте также:  Личность и тест на определение ее психотипов

В различных научных школах слово имеет разные определения, поскольку как явление считается многоаспектным и позволяет акцентировать внимание на различных направлениях психологии.

Что представляет собой социализация личности?

В своем развитии личность проходит два этапа социализации. Первичный тянется от рождения ребенка до его формирования как взрослого человека. В этот период важнейшее значение имеет семья, с помощью которой дети получают представление о нормах и ценностях общественной жизни. Вторичный этап проходит в зрелые годы и сопровождается перестройкой личности в соответствии с существующими условиями.

Помимо социализации, в психологии известно такое понятие как ресоциализация, при которой устраняется ранее сложившаяся модель поведения и происходит приобретение новых навыков.

Что такое социализация детей?

Что такое социализация в педагогике?

В педагогике под социализацией понимают полную интеграцию личности в общество, во время которой происходит приспособление человека к социальной системе. Этот процесс рассматривается как вхождение в окружающую среду путем адаптации к культурным и психологическим нормам, ценностям, правилам поведения.

Среди механизмов, посредством которых человек получает социальный опыт, можно выделить убеждение, принуждение, внушение и ряд других. Важнейшим из них является механизм идентификации, при котором по мере развития ребенок начинает ощущать себя полноправным членом общества.

Что влияет на процесс социализации?

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/psihologiya/chto-takoe-socializaciya-lichnosti/

Сущность понятия социализации

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Может происходить и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях воспитания -целенаправленного формирования личности.

Явление социализации многоаспектно. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институциализированных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности — в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика.

В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подраста­ющего человека к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания.

На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общест-венное; в процессе вос­питания выделяются сначала обучение как систематическая передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; воспитание распространяется от элитных страт к низшим и охватывает всё большее количе­ство возрастных групп (от детей до взрослых); воспитание становится особой функцией общества и государства, превра­щается в социальный институт.

От стихийной и направляемой социализации воспитание отличается тем, что в его основе лежит социальное действие (направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнёров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие).

Социализация — процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимо-действует с социумом.

Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи плано-мерным, осуществляется в определённых организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Впервые упоминание о социализации встречается в XVII в. как переход земли из частной собственности в общественное достояние. К середине XX в. социализация (от лат.

socialis — общественный) превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования.

Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучается психологией, социальной психологией, педагогикой, социологией, историей и другими науками.

Автором термина «социализация», применительно к человеку, является американский социолог Гиддингс, он понимал социализацию как развитие социальной природы или характера индивида.

Данный термин был впервые им использован в 1887 году в книге «Теория социализации» [20].

В отечественной педагогике термин «социализация» ввел П. Ф. Каптерев. В своем труде «История русской педагогики» (1915г.) он писал о том, что общества по дошкольному воспитанию способствуют социализации детей, оказывая помощь семье. То есть термин «социализация» использовался автором в смысле «общественное воспитание» [20].

В последующих работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского «социализация» стала ассоциироваться с понятием как «воспитание в широком смысле слова» [20].

Есть разные понятия «социализация». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основателями такого подхода считают американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида [22].

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Социальная педагогика рассматривает социализацию как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация, по А. В. Мудрику, включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [17].

Отметим, что социализация — это развитие человека на протяжении всей

его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах (А. В. Мудрик).

В данном определении автор подчеркивает виды социализации и самостоятельную роль индивида в этом процессе [17].

Социализация — это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта (Л. В. Мардахаев). Ученый обращает внимание на усвоение и обогащение социального опыта в процессе социализации [20].

Можно предложить еще одно определение, где указывается собственно социально-педагогический аспект социализации, ее направленность, в том числе на раскрытие индивидуальных возможностей, а также указывается сфера самореализации человека — окружающая среда.

Социализация — это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде.

Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций.

Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Во втором — она осуществляется как преднамеренный и специально организованный относительно регулируемый процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появления человека на свет и формирования его сознания, а завершается с его смертью. В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность составляющих.

Составляющие социализации (по А. В. Мудрику):

— стихийная социализация (социализация осуществляется во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями);

— относительно направляемая социализация (когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организацион-ные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);

— относительно социально контролируемая социализация (социальное воспитание) — планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

— более или менее сознательное изменение человека в соответствии с объективными условиями жизни или вопреки им [20].

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человек) для естественного социального развития как личности. Как проявление это социальная реакций человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.

Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать от своих сверстников или опережать их.

В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

А. В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социали-зацию человека.

К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура [20].

Процесс социализации объективен и потому преимущественно стихиен, он воздействует на человека на генетическом, бессознательном, сознательном уровнях, и потому индивид его не замечает. По этой причине его влияние на формирование молодого человека исключительно велико.

  • Существенное значение для социализации имеет воспитание.
  • Рассматривая различные трактования понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальную направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных ролей.
  • Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.
Читайте также:  Что это такое - болезнь бас: синдромы и лечение болезни шарко

Социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения) и осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально соз­данных воспитательных организациях в процессе планомерного создания ус­ловий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Итак, социальное воспитание — это процесс закономерного преобра-зования личности в результате ее социализации. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время — способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые пре­пятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Всю совокупность условий, в которых протекает социализация человека на протяжении его жизни, можно объ­единить в четыре группы факторов: мегафакторы — космос, планета, мир; макрофакгоры — страна, этнос, общество, государство; мезосракторы — условия социализации больших групп, выделяе-мых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также различные общественные, частные и религиозные организации). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов социализации, т.е. лиц из ближайшего социального окружения.

Таким образом, все эти 2 понятия — «социализация» и «социальное воспитание» переплетаются друг с другом, воздействуют на личность индивида с целью – полной реализации себя в обществе. Социальное воспитание можно рассматривать как компонент социализации, который предполагает целенаправ-ленные действия по созданию условий для развития человека.

Именно в процессе социализации происходит социальное развитие, также можно сказать и о том что, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация.



Источник: https://infopedia.su/4×573.html

Социализация личности — Конспекты к экзамену – Социальная психология

Понятие социализации. Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».

По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова.

В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия.

В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д.

Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

процесса социализации. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е.

умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие

третья сфера социализации — развитие самосознания личности. становление в человеке образа его Я. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс.

Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

  • Стадии процесса социализации
  • особое значение для развития личности имеет период раннего детства.
  • Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия.
  • Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).

Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Берне, 1976. С. 53; 71—77).

Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы,как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах.

Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.

Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п.

Социализация — становление личности— процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Причины ипохондрии и кто подвержен ипохондрическому состоянию

В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

процесса социализации:

 1)Освоение новых видов человеческой деятельности (игровая, общение, труд, творчество). 2)Освоение новых форм и видов общения с людьми в группах и обществе, развитие своего коммуникативного потенциала. 3)Развитие самосознания личности. Становление образа Я, который выражается в самооценке, самоотношении, и уровне притязаний.

4)Развитие основных социальных потребностей человека и адекватных способов их удовлетворения.  5)Половая социализация — процесс освоение человеком своей половой роли и осознания себя принадлежным к мужской или женской группе (полоролевая идентификация).

Половая роль — система общественных предписаний в виде определенной модели поведения которой должен соответствовать человек, чтобы общество признало его мужчиной или женщиной. половых ролей кратко выражается в понятиях мускулинности и феминности.

половы ролей не является раз и навсегда данными хар-ми, а меняется от истории, культуры, экономических условий жизни. Ребенок усваивает свою половую роль на примере взрослых людей. В подростковом возрасте наслаивается опыт общения со сверстниками. Свою половою роль дети впервые осознают в 3 года, в 5-6 лет они понимают необратимость своего пола.

Половая идентичность — единство поведения и самосознания ч-ка причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующие половой роли.  6) Политическая социализация — самая поздняя по времени — осознание ч-ом себя в роли субъекиа политической д-ти. Стадии процесса социализации. 1. Дотрудовая (детство, отрочество, юность). 2.

Трудовая (Период зрелости до выхода на пенсию) 3. Послетрудовая. Институты социализации. (Первые три – основные) 1. Семья. 2. Первичные социальные группы (В детском саду, классы в школах). 3. Средства массовой коммуникации. 4. Религиозные конфессии с их программами для детей и молодежи. 5. Организации по досугу детей и молодежи. 6.  Юридическая система.

Профилактика правонарушений среди детей и молодежи. 7. Политические партии с молодежными парламентами и организациями. 8. Субкультура ровесников. Все эти институты воздействуют на развивающуюся личность как целенаправленно, так и стихийно.

Стихийность проявляется: а) в расхождении у взрослых между словом и делом; б) в определенном психологическом климате семьи; в) неконтролируемый личный пример; г) семейные традиции, праздники, ритуалы. Механизмы социализации. Это способы, с помощью которых происходит усвоение социального опыта на разных стадиях процесса социализации. 1)Подражание.

Бессознательное копирование поведения других людей. С возрастом этот механизм становится сознательным и целенаправленным. 2)Конформность. Используется в основном взрослыми людьми (усвоение чужого мнения) 3)Идентификация.

Применительно к социализации — идентификация это способ психологической связи человека с другими людьми, в результате которого все действия и идеи в человеке вызывают такие влияния, как если бы они протекали в нем самом. Благодаря идентификации, человек может идентифицировать с кем либо. Личностью или социальной группой (находит сходство сними — перенимает способы поведения). Механизмы идентификации наиболее актуальны в подростковом возрасте. Эффекты, результаты социализации. В идеале результат социализации — это зрелая, гармонично развитая личность, законопослушный гражданин. В реальности далеко не все люди проходят процесс социализации. Если человек жил в обществе — он уже частично социализован.

В отличие от целенаправленного образования, процесс социализации отчасти стихиен, то есть его результаты для различных людей различны. И не всегда поддаются контролю и коррекции.

Источник: https://students-library.com/library/read/59342-socializacia-licnosti

Социализация личности: определение понятия в психологии

Понятие социализации

Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта.

Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив. Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным.

Индивид, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬ

В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы:

  • социально-психологические;
  • культурные;
  • социально-культурные.

Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег.

Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15—20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми.

При контакте с формальными коллективами и организациями наступает вторичный тип.

Стадии процесса

Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:

  • адаптация;
  • идентификация;
  • интеграция;
  • трудовая;
  • послетрудовая.

Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:

  • младенчество;
  • ранее детство;
  • детство;
  • младший школьный возраст;
  • отрочество;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания.

Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным.

Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.

Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум

На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума.

В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности.

В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.

Зависимость от воспитания

Формируется социализированная личность под воздействием разных групп. В детстве это родители и ближайшие родственники, в подростковом возрасте — одноклассники и друзья, в зрелости — рабочий коллектив и соседи. А воспитание поможет создать у ребенка нравственную позицию, на основе действий окружающих он сможет развить в себе способность правильно оценивать собственные поступки. При этом задействуются эмоциональная и интеллектуальная сфера характера. В этом случае воспитание будет осуществляться двумя путями:

  • созданием определенных психологических условий;
  • сообщением норм и правил поведения.

Первый вариант простимулирует интересы ребенка и его инициативу, что позволит ему в будущем заниматься общественной деятельностью.

Желательно почаще бывать вместе и регулярно разговаривать, объяснять суть нравственных понятий, идеалов и правил поведения. Так детям проще найти свое место в жизни и отличить плохую компанию от хорошей.

Оба пути нужно использовать одновременно. Это даст максимальный результат.

07 Потребности и деятельность человека

Факторы влияния

Социальными показателями могут считаться макро-, микро- и мезофакторы, а также экологическое состояние окружающей среды, качество жизни людей, риск возникновения экстремальных ситуаций.

Макрофакторы — это природные и социальные особенности развития. Они включают такие показатели, как культура и государство.

От развитости страны зависит и степень социализации, так как она влияет на территориальные границы, психологический и экономический уровень жизни, историю и политику. Культурой называется система духовных ценностей.

Она охватывает все сферы человеческой жизни: от биологической (еда, отдых, интим) до производственной и моральной.

Мезофакторов больше:

  • тип поселения;
  • народ;
  • религия;
  • СМИ.

Под микрофакторами должны пониматься детерминанты, учитывающие обучение и воспитание в небольших группах — коллективах, классах, религиозных и учебных учреждениях.

Но самое большое влияние на социализацию оказывает развитие общества и страны.

В стабильное время человек направлен на групповые ценности, а в критические моменты — войны, экономические и политические проблемы — активируются разные личности.

В случае общественного кризиса условия жизни социума нарушаются, система ценностей становится другой, отношения между близкими людьми напрягаются. Воздействию подвергаются подростки, юные личности, пожилые люди. Те, у кого уже сформировался характер, не воспринимают навязанную точку зрения. У них есть свои ценности и устои, отличные от общественных.

Тема 3: Индивид.Индивидальность. Личность. Социализация

Основные формы

Разделяют социализацию и по формам: направленную и ненаправленную. Первый тип — это система методов воздействия, разработанная обществом для формирования личностей в соответствии с установленными ценностями и моралью. Один из способов — это воспитание в домашних условиях, первых учебных заведениях. Это организованный и целенаправленный процесс, направленный на формирование у человека ценностных ориентаций, социальных понятий для дальнейшей культурной деятельности.

Две формы в определенных обстоятельствах могут взаимодействовать или противостоять друг другу. Возникающие конфликтные ситуации вызывают проблемы в процессе формирования личности.

Ненаправленная социализация должна начинаться в микросреде — семье, она основывается на уже устаревших правилах и нормах поведения, традициях и обычаях.

Обычно она оказывает положительное влияние на человека, но иногда становится отрицательной — в случае социальной патологии. Поэтому ее обязательно дополняют факторами направленной группы.

Религиозные организации могут использовать формы социализации для подчинения воли слабохарактерных людей. Пропаганда неонацизма, фашизма, работа сект основывается именно на направленной группе. Поэтому ее применяют только в гуманных целях и согласно моральным устоям, свободе совести, правам человека и нравственным принципам демократической нации.

Характеристика этапов

Период социализации состоит из трех фаз: на первой кратко осваиваются нормы и ценности, условия соответствия обществу; во время второй личность стремится самореализоваться, учится воздействовать на других членов социума; внедрение человека в социальную группу, где он раскроет свой характер и способности, происходит на третьей. При правильном формировании переход из одной фазы в другую происходит постепенно, с соблюдением всех условий.

Есть три этапа социализации в коллективе:

  • дотрудовой;
  • трудовой;
  • послетрудовой.

Наиболее опасным возрастом считается 16 лет, так как в это время сменяется школа, где учеба длилась 9—11 лет, институтом. Соответственно, другим будет расписание жизни и коллектив. Подросток меняет не только круг общения и место жительства, происходят внутренние изменения, устанавливается иная система принципов и норм.

Первая работа появляется в возрасте 18—25 лет, появляется трудовой опыт, дружеские и любовные отношения. Если новая информация будет воспринята неправильно, то человек может замкнуться в себе и отстраниться от общества. В более поздние года все полученные ранее знания и опыт только укрепляются и передаются младшему поколению.

Процесс социализации должен происходить правильно, с учетом всех условий и плавных переходов. Родителям, учителям нужно обращать внимание на психологическое состояние детей и подростков, ведь именно до 18 лет личность активно развивается и выбирается подходящий коллектив.

Источник: https://sizozh.ru/socializaciya-lichnosti-opredelenie-ponyatiya-v-psihologii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector