Что же такое филогенез — психология или игра?

Определение

Филогенезом психология называет процесс изменения психики человечества в ходе его эволюции. Материальная, духовная культура человечества являются объективной формой воплощения достижений психического развития человека.

Развитие психики в филогенезе имеет свои тенденции и особенности. Основными тенденциями её развития являются следующие:

  • Усложнение форм поведения – формы двигательной активности;
  • Способность к индивидуальному научению и их совершенствование;
  • Как следствие и как фактор предыдущих тенденций – усложнение форм психического отражения.

К особенностям развития психики относятся:

  • На каждой новой ступени развития идет усложнение деятельности,
    связывающей животное с окружающим миром. Новая форма возникает сразу за усложнением и открывает дорогу для дальнейшего развития. Если на первой ступени зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета, то на следующей ступени возникали уже отношения между предметами;
  • Существует несовпадение биологической и психологической линий
    развития животных. Это значит, что более высокая ступень развития животного совсем не говорит о высоком уровне развития его психики.

Отечественная психология рассматривает развитие психики в филогенезе на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.

Главной отличительной особенностью психики человека является наличие сознания, а это единство высших психических функций, те самые качества, которые отличают человека от животного. Сознание и личность возникают на определенной стадии культурной эволюции человека.

Физиологический уровень развития психики

На этом уровне развития психики выделяется несколько этапов:

  • Первый этап рассматривает начало зарождающейся на Земле жизни, когда уже наметились две основные формы изменчивости прообразов нервных клеток с окружающей средой. Одноклеточные организмы разделились на две самостоятельные ветви, реализуемые у растений и животных. На данном этапе простейшему организму присуща такая форма физиологического отражения окружающей среды, как раздражимость. Она лежит в основе разделения на ветви. Раздражимость представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием тепловых, световых, химических раздражителей;
  • На следующем этапе раздражимость вызывает процессы приспособления,
    которые уравновешивают состояние организма со средой. Мир растений остановился на физиологической форме отражения, а мир животных продолжил процессы усовершенствования, в результате чего сформировался новый тип раздражимости – чувствительность. Она выступает как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. С появлением чувствительности начинается эволюция психического отражения окружающего мира;
  • В пределах третьего этапа развития психики возникают ощущения,
    проявляющиеся в отражении нервной клеткой конкретных температур, световых, химических характеристик предметов и явлений, воздействующих на неё;
  • На последнем этапе возникает качественно новый вид физиологического отражения объективной действительности, в основе которой лежит объединение нервных ощущений в систему. В результате возникает восприятие. Продолжающееся объединение нервных клеток приводит к образованию нового совершенного органа – мозговой трубки, а затем спинного и головного мозга. Таким образом, наряду с физиологическим отражением появляется психическое отражение мира.

Элементарный психический уровень филогенеза

В рамках нескольких самостоятельных этапов рассматривается формирование элементарного психического уровня развития психики в филогенезе:

  • На первом этапе возникают простейшие психические реакции организма животных,
    они получили название рефлексов, т.е. ответных реакций организма на действие раздражителя. Все акты сознательной и бессознательной жизни, как экспериментально доказал И.М. Сеченов, по способу своего происхождения являются рефлексами. Они имеют свое развитие – чувственное возбуждение, продолжающийся психический акт и мышечное движение;
  • Формирование однообразных рефлексивных действий на внешние и внутренние раздражители происходит на втором этапе элементарного филогенеза. Еще И.П. Павлов установил, что рефлекс, лежащий в основе нервной деятельности живого организма, представляет собой не только физиологическое, но и психическое явление одновременно. Причем, он выделил условный рефлекс, т.е. временный и безусловный рефлекс – постоянный;
  • Закрепление в организме и передача по наследству безусловных рефлексов происходит уже на третьем этапе эволюции. Это приводит к образованию инстинктов – совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных. Они проявляются в поведении и обеспечивают и обеспечивают их существование. На первых порах формирование инстинктов было обусловлено такими биологическими потребностями, как забота о питании, продолжении рода и др. В дальнейшем происходило их совершенствование, в результате чего появлялось новое содержание – ориентировочное, защитное, поисковое. Так как безусловных связей в изменчивой среде недостаточно, то важно учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты взаимодействие организма обеспечивают только со стабильной средой. В работе нервной системы более сложным процессом является образование условных рефлексов, которые стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде. Условные рефлексы могут вырабатываться на сигналы безусловных раздражителей, но только через второй, третий, четвертый раздражители;
  • На четвертом этапе дальнейшее развитие нервной системы дает возможность в рефлексивном поведении опираться на сочетание различных реакций одновременно действующих раздражителей. Организм совершенствуется, а вместе с этим изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые, более совершенные;
  • И, наконец, на четвертом этапе появляется новый вид психической деятельности – навык. Образование навыка было обусловлено способностью легко менять формы поведения.

Различие психики человека и животного

Главное отличие заключается в условиях её развития – животное развивается по законам биологической эволюции, а человек покоряется общественно-историческим законам развития. Анализ этих различий более понятно и наглядно будет выглядеть в виде таблицы, которая предложена ниже.

Таблица

Разногласия психики человека и животного

Что же такое филогенез - психология или игра?

По теории Ч. Дарвина, главным фактором превратившим обезьяну в человека, а стадо в общество, являлась трудовая деятельность, осуществляемая людьми при общем изготовлении и использовании орудий.

Что же такое филогенез - психология или игра?

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/razvitie_psihiki_v_filogeneze/

Концепция рекапитуляции Стенли Холла. Биогенетический закон в психологи. Метод анкет. Проблема связи исторического и индивидуального развития. Л.С.Выготский о биогенетическом принципе в психологии

Концепция рекапитуляции относится к числу ранних психологических теорий. Э. Геккель в 1874 г. Сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза.

Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.

Например, то, что ребенок часто просыпается ночью в страхе Холл объяснял атавизмом: ребенок попадает в прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь опасности, и часто пробуждался.

Детскую игру Холл считал необходимым упражнением для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций. А развитие детского рисунка, по мнению Холла, отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Положения Холла критиковали многие психологи, однако именно под влиянием его работ изучение детской психологии приняло широкие масштабы.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.

Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но именно теоретическая концепция.

В концепции Холла впервые сделана попытка показать наличие связи между историческим и индивидуальным развитием, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Биогенетический закон – онтогенез есть повторение филогенеза.

Л.С. Выготский «Биогенетический закон в психологии и педагогике»

В своей статье ЛСВ говорит о 4 основных направлениях толкования биогенетического закона:

1) Теория рекапитуляции Ст. Холла. Развитие ребенка рассматривается здесь как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и человечеством лежит бездна, исчезающая только с годами.

2) Теория отбора (Торндайк) объясняет наличие аналогий между развитием индивида и рода действием одинаковых причин, определяющих тот и другой процесс. Два основных фактора – случайная вариация и отбор полезного действуют и в филогенезе, и в онтогенезе.

  • 3) Теория соответствия (Клапаред, Коффка, Блонский) объясняет параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов , в основе которых лежит, в сущности, один и тот же процесс онтогенетического развития: в обоих рядах поэтому мы заранее можем ожидать обнаружения сходных черт, общих обоим и присущих всякому процессу развития.
  • 4) Теория социогенеза (Залкинд, Корнилов, Пинкевич) исходит из социальной обусловленности человеческой биологии, видит в этом основной, определяющий фактор развития ребенка, отрицает его автоматическую связь с прошлым человечества, следовательно, и применимость биогенетического закона к психологии.
  • По мнению Выготского, из всех этих научных направлений наиболее состоятельными являются теории 3 и 4.

Также Выготский говорит о том, что вопрос о приложимости биогенетического закона к психологии имеет актуальное значение для теории и практики воспитания. Первая теория строит все воспитание на принципе согласования его с биогенетическим законом, т.е.

воспитание должно провести ребенка через все стадии развития, давно оставленные человечеством позади; вторая теория освобождает воспитание от прямого подчинения требованиям биогенетического закона и ограничивает его применение; третья теория у ряда авторов решительно порывает с выводами реакционной педагогики; а теория социогенеза отрицает за биогенетическим законом всякое практическое значение для решения основных вопросов воспитания. Научно наиболее состоятельной и здесь является формула, объединяющая выводы из 3 и 4 теорий, — меряющая путь, который должен пройти в процессе своего развития ребенок, всем протяжением эволюционного и исторического пути развития человечества, но выражающая все принципиальное своеобразие детского развития и управляющих им законов.

Биогенетический принцип в психологии

Биологами Э.Геккелем и Ф.Мюллером сформулирован биогенетический закон, который основан на принципе рекапитуляции (повторяемости).

Эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза.

Принцип рекапитуляции оказал влияние на Ст.Холла (США, психолог), который создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Историческое развитие отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития рода предков данного вида (филогенеза).

Он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей – подростков. Его интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям.

Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи.

Игры детей – это атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5-12 лет напоминают охотничьи инстинкты первобытных людей.

Игры подростков – воспроизведение образа жизни индейских племён, стадия обмена.

С.Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребёнка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и др.).

Теория рекапитуляции С.Холла

Основной предмет исследования Поиск закономерностей психического развития ребёнка
Методы исследования Анкетирование (массовое обследование), сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов
Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология
Основные идеи Психическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности
Факторы развития Биологический фактор, созревание инстинктов
Направления критики Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения
Ценное Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека – первая ставшая известной теория психического развития в детстве

Источник: https://agespsyh.ru/otvety-na-bilety-po-psikhologii-razvitiya/237-koncepcija-rekapituljacii-stenli-holla.html

Закономерности развития психики в филогенезе, эволюция форм поведения (инстинктивное, заученное и интеллектуальное поведение). Филогенез соз-я

  • План ответа:
  • 1-Понятие о психике.
  • 2-Критерии периодизации эволюции психики.
Читайте также:  Представление и определение теологии

3-Точка зрения А.Н.Леонтьева на периодизацию развития психики.

4-Инстинктивное, заученное и интеллектуальное поведение.

5-Филогенез психики (элементарная сенсорная и перцептивная психика).

Ученые, которые занимались данной проблемой: К.Э.Фабри, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский.

Психика – функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мышления, чувств, воли и т.п. (Психологический словарь).

Психика – св-во мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность П и Д ч-ка.

4 группы критериев – оснований периодизации эволюции психики:

1. По уровню развития Н.С. как физиологического «органа» психики

(нейропсихизм, этология, физиология ВНД и т.д.).

2.По соотношению «инстинкт – научение – интеллект животных – разум человека» (история психологии).

3.По развитию отдельных психических процессов, функций психики или психических образований: восприятия, памяти, интеллекта, развитие образа Я и т.д.

Сформулированные в отечественной школе психологии развития представления о ведущей деятельности и логике появления новообразований, характерных для данной стадии развития, в недрах которых формируется содержание, становящееся источником новообразований на следующей стадии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

4.Использование системного критерия, характеризующего изменение внутри и межсистемных связей, которые обусловливают переход всей системы на новый уровень развития (Ж.Пиаже, Х.Вернер) А.Н.Леонтьев определял такие критерии выделения уровней развития психики:

— содержание отражения;

— структура деятельности (деятельность – единица анализа развития психики).

А.Н.Леонтьев выделил 4 стадии развития психики:

  1. 1- элементарная сенсорная;
  2. 2- перцептивная;
  3. 3- интеллектуальная;
  4. 4- стадия сознания.

Психическое развитие есть всегда возникновение чего–то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно носит перерывы постепенности. Развитие психики в животном мире тесно связано с развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Этапы развития психики:

1-ый этап:

Возникновение сложных белковых молекул, отвечающих на воздействие полезных веществ или вредных воздействий. Это называется раздражимостью и проявляется при переходе от неорганической материи к органической.

Чувствительность вызывает изменения в формах жизни: существо начинает ориентироваться в окружающей среде, вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира.

Переход к многоклеточным приводит к усложнению строения тела, образованию элементарной нервной системы. 2-2ой этап:

Возникновение у высших позвоночных ганглиозной нервной системы приводит к образованию ЦНС.Ганглиозная нервная система позволяет вырабатывать новые формы поведения, сохранять выработанные навыки, т.е появляется память.

Далее появляются сложнодифференцированные аппараты рецепции, способствующие формированию сложнейших программ поведения, отличающегося от инстинктивного. 3-3ий этап:

Переход животных к наземному существованию создает необходимость для появления нового индивидуально-изменчивого поведения. Образуются новые нервные аппараты, которые еще и анализируют поступающую извне информацию. Образуется головной мозг. У высших позвоночных образуется кора больших полушарий. Это приводит к возникновению интеллектуального поведения. 4-ый этап:

Интеллектуальное поведение животных представляет собой границу, за которой начинает развиваться психика, свойственная только человеку — человеческое сознание.

Возникает элементарная сенсорная психика — способность отражения отдельных свойств среды. С развитием коры головного мозга возникает психическое отражение целостных вещей — перцептивная психика.

Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к окружающей среде.

3 типа отражения реальности и регуляции поведения.

1. Инстинктивное поведение – видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.

Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом.

Инстинкт – форма генетически обусловленного поведения, которое не меняется в течение жизни (сложный акт поведения, направленный на удовлетворение биологических потребностей и основанный на безусловных рефлексах).

  • Черты инстинктивного поведения:
  • а) врожденность – пусковые стимулы и программа поведения заданы генетически и заранее встроены в психику животного и определяются наследственностью;
  • б) целесообразность – результат такого поведения полезен и соответствует потребности, приспособительный результат;
  • в) стереотипность/шаблонность – воспринимается одним и тем же видом животных и одним и тем же образом;
  • г) автоматизм – бездумность выполнения;
  • д) постоянство – не изменяется в течение жизни;
  • е) безличность – тождественно для всех особей вида.

2. Заученное поведение — новая стадия развития психики.

Перемены в поведении животных объясняются развитием н.с. и головного мозга. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга – условных рефлексов.

Важный закон и принцип – принцип замыкания условных (временных) нервных связей = если при достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, безусловный рефлекс в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым.

В результате многократного повторения нейтральный раздражитель становится условным, а вызванный им рефлекс – условным рефлексом (Иван Петрович Павлов).

3.Стадия интеллектуального поведения (интеллекта) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно – действенные задачи.

  1. Особенности животных, находящихся на данной стадии:
  2. 1- сначала период полного неуспеха – множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.
  3. 2- если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то, что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко.
  4. 3- животное легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые.
  5. 4- животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций, из которых первая подготавливает осуществление второй.

4. Сознание – высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно-трудовой деятельностью.

Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.

Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики.

Развитие психики человека подчиняется законам общественно-исторического развития. Человеку свойственно сознательное отражение предметной действительности, а не психическое отражение свойственное животным.

Отличие сознательной деятельности человека от животных:

1. Сознательная деятельность человека необязательна связана с биологическими мотивами, бывает, что она вступает в конфликт с ними. ( героизм )

2. В отличие от поведения животных она не обязательно определяется наглядными впечатлениями от окружающей среды.

3. Подавляющее большинство знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, передающегося в обучении.

В отличие от животных человек не только употребляет, но и изготавливает орудия труда. Эта работа наряду со знанием о выполняемой операции требует и знания о будущем применении орудия. Изготовление орудий труда-первое проявление сознания, первая форма сознательной деятельности.

Сознание – это способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности. Развитию сознанию способствуют социальные и биологические предпосылки.

  • Биологические предпосылки возникновения сознания:
  • -способность к прямохождению
  • -строение руки
  • -строение коры больших полушарий
  • -человек способен к речи
  • -иное строение артикуляционного аппарата (гортань шире и короче)
  • Социальные предпосылки:
  • —групповые способы поведения

-условия стадной жизни – формируется жесткая структура внутристадных отношений – совместные способы охоты – разделение функций внутри группы – возникновение коммуникации – возникновение речи – сначала предмет и звук шли параллельно, потом названия отрывались от предмета. Этот отрыв ведет к возникновению мышления (оперирование во внутреннем плане).

Первоначально существовали допсихические формы приспособительной активности(раздражимость – способность реагировать на внешнюю среду комплексом изменений: тропизмы, таксисы. Чувствительность – способность живых организмов воспринимать и отвечать на раздраж-ть среды), далее появляется психика.

Культурно-историческая концепция развития психики (Л.С. Выготский).

Он считал, что высшие психически функции (сознание) имеют социальную природу (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и т.д.). Части концепции:

  1. 1) Человек и природа (условное название)
  2. А) при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой: человек действует на природу и видоизменяет ее;
  3. Б) механизм изменения природы со стороны человека в создании орудий труда, в развитии материального производства.
  4. 2) Человек и его собственная психика
  5. А) овладение природой не прошло бесследно для человека – он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности.
  6. Б) человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических (знаков).
  7. 3) Генетические аспекты

В процессе совместного труда происходило общение между участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому участнику трудового процесса. Первыми словами были, скорее всего, слова-приказы, которые, по сути, были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию.

Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением.

Следовательно, ВПФ человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

  • Психика развивалась в процессе эволюции живой материи на основе физиологической формы отражения,
  • свойственной и беспозвоночным, и растениям.
  • Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b23041.html

Развитие психологии в филогенезе

Предлагаемая книга 
известного русского педагога Петра 
Францевича Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» необычайно актуальна сегодня.

Знакомство с ней поможет родителям в воспитании детей от самого рождения до их зрелости, поможет изучить возрастные и индивидуальные особенности ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать.

«Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. «..». 

Эта книга может 
быть также использована и в современной 
практике воспитания детей и подростков в школе. Семейное и школьное воспитание здесь органически взаимосвязаны.

Основные принципы, утверждаемые автором,— это уважение личности ребенка, развитие самодеятельности и творчества детей.

Следование этим принципам поможет учителю относиться к ребенку серьезнее, мягче и добрее, с большим вниманием и любовью, чем это наблюдается сейчас в семье и школе. 

Мы надеемся, что 
«Семейное воспитание ребенка…» 
по праву станет настольной книгой для родителей, учителей и студентов 
педагогических учебных заведений. 

Выдающийся представитель 
русской педагогики конца XIX— начала XX в. Петр Францевич Лесгафт в истории развития педагогической мысли России занимает особое место.

Им создана теория семейного воспитания, построенная на самых гуманных принципах и надолго определившая круг основных проблем в отечественной и мировой педагогике. П. Ф. Лесгафт внес огромный вклад в создание системы физического воспитания и образования.

Для этого ученый сумел привлечь достижения целого ряда наук, связанных с педагогикой: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Значителен его вклад в развитие женского медицинского и педагогического образования. 

П. Ф. Лесгафт родился 
в Петербурге 21 сентября 1837 г., в семье 
ювелира. После трех классов гимназии отец отдал его на выучку к аптекарю. Возможно, в какой-то мере это обстоятельство определило интерес мальчика к лечению 
людей и повлияло на выбор профессии 
врача.

Читайте также:  Что значит когнитивный диссонанс или резонанс

Закончив гимназию с серебряной медалью в 1856 г., Лесгафт поступает в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Здесь он занимается химией, анатомией, медициной, увлекается педагогикой. Под влиянием демократического движения 60-х гг.

уже в студенческие годы молодой Лесгафт формируется как общественный деятель и ученый-новатор. 

По окончании академии П. Ф. Лесгафт много времени уделяет 
исследовательской работе: в 1865 г.

защищает диссертацию на степень доктора 
медицины, а спустя три года заканчивает 
вторую диссертацию и становится доктором хирургии. Осенью 1868 г. П. Ф.

Лесгафта избирают экстраординарным профессором в Казанском университете. Заведуя здесь кафедрой физиологической анатомии, он ведет активную педагогическую деятельность 

: блестяще читает 
лекции, организует практические 
занятия со студентами. 

Педагогическая деятельность Лесгафта в Казанском университете проходила в условиях постоянной борьбы с официальной администрацией. Отношения между реакционной 
частью преподавателей и прогрессивно настроенными профессорами с каждым годом обострялись.

Решительное 
письмо Лесгафта «Что творится в Казанском 
университете?», опубликованное 14 сентября 1871 г., явилось отражением существовавшей гнетущей атмосферы в университете.

За это выступление Лесгафт был 
уволен из университета без права 
заниматься педагогической деятельностью. 

Идея всестороннего 
изучения человеческой личности все 
больше увлекала П. Ф. Лесгафта.

Он приступил к сбору материалов для новой обширной работы «Задачи антропологии и методы ее изучения», в которой подчеркивал, что «познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение и отправления его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». 

Работая врачом с 1872 г. в частном гимнастическом учреждении доктора А. Берглинда, он занимается вопросами физического воспитания.

Опираясь на данные анатомии и физиологии, он ставит перед собой цель: глубоко и всесторонне разработать проблему физического воспитания, обращая внимание в равной степени на его оздоровительные и образовательные задачи. Он приходит к выводу, что «школа не может существовать без 

физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении 
с умственными знаниями, потому что 
всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает 
в нем всякую самостоятельность».

В дальнейшем, в период работы в 
военном ведомстве (1874—1886) Лесгафт 
создает программы по улучшению 
физического воспитания, продолжая 
утверждать, что всестороннее развитие «деятельности человеческого организма» должно составлять общую цель воспитания и образования. 

По словам Лесгафта, вся его жизнь была отдана студенческой молодежи. «Запретить мне преподавать, лишить меня общения с молодежью 
— значит лишить меня самого дорогого, что у меня есть»,— писал он. 

Поэтому, когда осенью 1886 г. ему предложили читать лекции по анатомии в Петербургском университете, он с радостью согласился.

Эта работа вновь дала ему возможность общаться с молодежью, направить все свои силы на изучение «живого человека». Недаром впоследствии один из его 
учеников писал, что «…

анатомия Лесгафта превращалась в познание человека во всех сложных его взаимоотношениях с окружающей жизнью». 

Научная деятельность педагога была тесно связана с 
его общественной работой. В 90-е гг. XIX в. П. Ф. Лесгафт много внимания уделяет разработке и популяризации 
своей системы физического образования.

Через созданные им и его учениками 
Общества содействия физическому развитию устраивает детские площадки для 
игр, катки для детей и взрослых в Петербурге и других городах 
России. На средства, собранные учениками, при поддержке передовой русской 
общественности Лесгафт основывает ряд научных и учебных заведений. Так, в 1896 г.

Лесгафтом были организованы курсы воспитательниц и руководительниц 
физического образования, которые 
представляли собой частное высшее учебное заведение. Это было первое в России и в мире высшее женское 
учебное заведение, готовившее специалистов по физическому воспитанию.

Здесь 
преподавались естественные, математические, а позднее и гуманитарные науки. Эти курсы неоднократно закрывались 
царскими властями, но вновь возрождались и существовали до последних лет 
жизни П. Ф. Лесгафта. 

Скончался П. Ф. Лесгафт II декабря 1909 г. в Египте, где находился 
на лечении. Похоронен на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. 

Одно из центральных 
мест в педагогических трудах П. Ф. Лесгафта занимает его учение об «идеально 
нормальной личности», которую должна формировать вся система воспитания и образования. Наиболее яркое выражение 
оно находит в книге «Семейное 
воспитание ребенка и его значение».

Долгие годы работая над этой Книгой, Лесгафт стремился ответить на волнующие человека вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие? Почему так много в жизни отклонений от идеального образа красивого, органично развитого человеческого организма? Он старался определить причины, мешающие каждому человеку достичь духовного совершенствования. Так он приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия? 

Первое. Атмосфера 
любви. Человек должен быть зачат 
в любви, выношен и рожден в 
любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного 
уважения людей.

Лишенный этого чувства 
человек не способен уважать своих 
близких, сограждан, Родину, делать людям 
добро.

При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская 
любовь, «забивая ребенка хуже, чем 
розги», делает человека безнравственным 
потребителем или честолюбивым карьеристом. 

Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка 
размышлять, быть правдивым, соблюдать 
единство слова и дела.

Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей.

(Современные психологи 
установили, что именно с таким 
количеством детей воспитатель 
может одновременно поддерживать эмоциональный 
контакт). 

Третье. Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно 
наблюдая за работой взрослых, ребенок 
начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в 
процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель. 

Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей 
из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр.

У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия 
на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к 
целенаправленной деятельности.

А это 
означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться. 

Пятое. Гармоническое 
развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой.

Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание.

И «медвежью услугу» оказывают своему ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь. 

Шестое. Принцип постепенности 
и последовательности. Воспитатель 
должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для 
него посильны. Иначе он потеряет интерес 
к занятиям, появится лень. По мере роста 
и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.

Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения 
знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести 
все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил.

Только в конце периода 
семейного воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные 
«нравственные основания» и может 
оценивать поведение и поступки окружающих людей.

Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить 
ему примером безнравственного поведения. 

Поступление в школу 
— чрезвычайно сложный и ответственный 
перелом в жизни растущего 
человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности.

По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математическими методами, развить его трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей.

В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда

Источник: http://stud24.ru/psychology/razvitie-psihologii-v-filogeneze/112895-332161-page1.html

Филогенез

Филогенез — историческое формирование организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных; 2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины. Основные проблемы при изучении филогенеза таковы:

  • 1) выделение главных этапов эволюции психики животных — в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект;
  • 2) выявление общих факторов эволюции — условий перехода от этапа к этапу;
  • 3) выделение главных этапов эволюции форм сознания — в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; психика онтогенез филогенез инстинкт
  • 4) установление соотношения основных этапов филогенеза — в частности, человеческой психики, и онтогенеза.

В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии:

1. Стадия элементарной сенсорной психики (сенсорика — это ощущения) — у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Имеет два уровня: низший и высший.

Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Сначала, на этапе низшего уровня у животного есть только раздражимость как способность реагировать на воздействия среды изменением направления и скорости движения.

Двигательная активность носит хаотичный характер, не целенаправленный.

Затем, на этапе высшего уровня развития сенсорной психики, у животного появляется чувствительность как способность реагировать на свойства среды и позволяющая иметь ощущение. Двигательная активность приобретает целенаправленный характер, поисковый (пищи, безопасности).

По А. А. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

Благодаря чувствительности появляется способность образовывать условные рефлексы. На этой стадии приобретаются и передаются инстинкты — врождённые программы поведения. Элементарная сенсорная психика характерна для простейших, живущих, в основном, в водной среде.

2. Стадия перцептивной психики (перцепция — это восприятие). Имеет 3 уровня: низкий, высший, наивысший. Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом.

Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы. Низкая стадия характерна для рыб, моллюсков (улиток), насекомых. Двигательные способности разнообразны; активно ищут положительных раздражителей и избегают отрицательных.

Наряду с инстинктами появляются и сложные двигательные навыки.

На втором, высшем уровне перцептивной психики, наряду с инстинктивными формами поведения, появляются способности к научению благодаря появлению элементарного мышления. Это высшие позвоночные — птицы и некоторые млекопитающие.

3. Стадия интеллекта. Так называется наивысший уровень перцептивной психики. На наивысшем уровне в практической деятельности появляется способность к ориентировочно-исследовательской деятельности и её подготовке.

Животные способны находить решение задач, запоминать эти методы и применять их в аналогичных ситуациях. Могут создавать примитивные орудия, усматривать причинно-следственные связи. Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны.

Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами.

Эта стадия характерна для высших позвоночных животных — кроме обезьян, ещё и для птиц, собак, дельфинов, и др.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т. д.

Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов, не осознаются ими, не обобщаются и не передаются через речь, письмо и т. п. Передаются только через подражание действию, а не понимание результата.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врождённые и приобретённые в процессе жизни формы поведения животных.

Инстинкты — врождённые, т. е. наследственно закреплённые формы поведения. Например, комар откладывает личинки на любую блестящую поверхность, а не только на воду. Т. е. он не понимает значения воды для выживания личинок.

Паук бросается не только на попавшую в паутину муху, но и на вибрирующий камертон. Лягушка набрасывается лишь на летящую мошку. В окружении неподвижно сидящих насекомых она умрёт с голоду.

Птица высиживает «яйцо» из мела или камня, не отличая его от настоящего.

Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целесообразность.

Так, пчела будет продолжать откладывать мед в соты, даже если их дно срезано. Детёныши бобров, искусственно вскормленные и выросшие в помещении, начинают воздвигать плотину, если им дать строительный материал, хотя никакой надобности в этом уже нет.

Таблица 1 — Классификация инстинктов (по П. В. Симонову)

Приобретённые и закреплённые в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Читайте также:  Самосознание - это такое определение в философии

Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян не доказано.

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.

Всё развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор).

Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях её жизни.

Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека.

Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на неё раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может.

Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку посреди помещения.

Обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д., но смысла своих действий не понимает.

Источник: https://studwood.ru/1542092/psihologiya/filogenez

Филогенез | Мир Психологии

Филогенез (от греч. phyle — род, племя + genesis — рождение, происхождение) — термин был введен Э. Геккелем (1866). Понятие «Филогенез» обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. В психологии под филогенез или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции.

В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А.Н. Леонтьевым.

Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л.С.

Выготского, показал специфику общественно-исторически обусловленного развития психики человека (переход к сознанию). См. Зоопсихология, Сравнительная психология.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Филогенез (греч. phylo — род, племя, вид genesis — происхождение) — историческое формирование группы организмов.

В психологии Филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины.

Основными проблемами при изучении Ф. считаются: выделение главных этапов эволюции психики животных (в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и т.д.; одной из наиболее известных остается схема К.

Бюлера: инстинкт — навык — интеллект); выявление условий перехода от этапа к этапу, общих факторов эволюции; выделение главных этапов эволюции форм сознания (в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и т.д.

); установление соотношения основных этапов Ф. (в частности, человеческой психики) и онтогенеза. Л.А. Радзиховский.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид) — историческое развитие организмов, эволюция вида (видов). Противопоставляется онтогенезу, индивидуальному развитию организма.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Филогенез — происхождение и, в более широком смысле, эволюция видов или другой формы животных или растений; их эволюционная история. Противопоставляется онтогенезу, который относится к происхождению и развитию отдельного организма.

предметная область термина

ФИЛОГЕНЕЗ (PHYLOGENY) — эволюционное развитие видов.

ОНТОГЕНЕЗИ ФИЛОГЕНЕЗ (ontogeny AND PHYLOGENY) — первое относится к развитию индивида, второе — к развитию рода или вида. В биологии формулировка «онтогенез повторяет филогенез» означает, что общая модель эмбрионального развития индивида объяснима лишь в терминах эволюции видов.

Идея о том, что эта формула может также быть применима к психологическому развитию человека, послужила причиной неоднократного обращения Фрейда к антропологии, а также проведения им параллелей между инфантильными ФАНТАЗИЯМИ и способами мышления младенца, и теми же феноменами у примитивного человека.

Как отметил Jones (1930), «…когда психоаналитические методы применяются к данным, полученным от диких племен, а также из мифологии и археологии, трудно не признать тот факт, что имеется чрезвычайно большое сходство между фантазиями и психическими особенностями наших детей раннего возраста с тем, что, как можно предположить, было характерно для человечества в первобытные времена; идеи каннибализма, инцеста и отцеубийства являются наиболее значимыми из тех, на которые я ссылаюсь. Сам Фрейд рассматривает эти выводы — быть может, весьма некритично — в духе ламаркизма». Ссылка на ЛАМАРКИЗМ обусловлена убеждением Фрейда, что приобретенные признаки могли наследоваться, и что тем самым невротическое чувство ВИНЫ современного человека можно объяснить преступлениями, совершенными нашими предками в доисторические времени. 

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЛОГЕНЕЗ (Развитие психики в филогенезе) — качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой.

Могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. С позиций материализма, сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их системы нервной.

В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной — к перцептивной — и далее к интеллектуальной стадии — и к формированию сознания.

сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования коего обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/filogenez

Понятие психики. Филогенез психики

Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить познавательные психические процессы, позволяющие человеку познать окружающее (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение); психические состояния, включающие мотивацию, эмоциональные переживания; психические свойства— индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками (темперамент, характер, способности). Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека. Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • · оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
  • · совершается в процессе активной деятельности;
  • · углубляется и совершенствуется;
  • · преломляется через индивидуальность;
  • · носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности[5].

Филогенез психики (от греч. Phyle- племя + Genos — рождение) — историческое развитие психики; эволюция психического отражения действительности различными организмами. Гипотезу о стадиях и уровнях развития психики у животных, начиная от простейших и заканчивая человекообразными обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев. Далее она была уточнена и доработана К.Э.

Фабри на основе новейших зоопсихологических данных. Фабри также добавил к описанию психического отражения, сделанного А.Н. Леонтьевым, характеристику эволюции поведения и органов манипулирования у животных, находящихся на разных стадиях и уровнях психического развития.

Согласно гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри, развитие психики животных прошло несколько стадий и уровней (табл. 1).

Таблица 1

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри)[6]

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет говорить о биологических предпосылках возникновения сознания.

Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, он мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это характерно и для современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек – продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада — в общество, была трудовая деятельность, т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий. Развитие сознания человека начиная с древнейших людей – Homohabilis -«Человека умелого».

На данном этапе руки становятся органом труда – преобразования предметов по сознательно намеченному плану; появляется способность к мышлению; потребность к общению с другими людьми; появление речи содействовало развитию абстрактного мышле­ния; появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.

Развитие самосознания человека начиная с современного человека — Homosapiens – «Человека разумного». Развивается познание себя путем познания других в процессе анализа собственной деятельности и поведе­ния. Благодаря этому появляется возможность самоконтроля и самовоспитания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/65596.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector