Дуализм в философии как закон жизни

Дуализм – это широкое понятие, которое используется для обозначения наличия и взаимодействия между собой двух кардинально противоположных начал в таких сферах человеческой жизни, как:

  • религия;
  • философия;
  • физика.

Уже исходя из названия, говорящего о двойственности чего-то, можно сделать вывод, что один элемент в понятии людей (или же согласно физическим законам) не может существовать без второго, и неважно, враждуют они между собой или гармонично сочетаются. Наглядными примерами в этом случае являются добро и зло, которые, хотя оба они самодостаточны, не в состоянии быть разделены.

Дуализм в философии как закон жизни

История возникновения термина

Предпосылки дуализма можно найти еще в античные времена, когда известный всем Платон выделял два мира: идей (чувственных вещей) и действительности, но поскольку наука тогда только зарождалась, четкого представления о нем не сформировалось. Уже в Новое время французский ученый Рене Декарт разграничивал дух и материю. По его мнению, дух способен мыслить, а материя – только растягиваться во времени.

Дуализм в философии как закон жизни

Понятие «дуализм» первоначально в богословии употреблялось в отношении к религиозным представлениям о борьбе между хорошим Богом и плохим Сатаной – этот термин был введен в 1700 году Томасом Хайдом.

Спустя чуть больше тридцати лет в связи с бурным развитием философии немецким ученым Ф. Вольфом данный термин был использован для обозначения двух противоположных по своей сути субстанций: духовной и материальной.

Значительно позже понятие начали употреблять в физической науке, например, при характеристике частиц и античастиц и многое другое.

Принцип двойственности

Как уже говорилось, основополагающим в этом учении является парность, или, по-другому, двойственность, которая прекрасно развита в теории и практике современной математики, но и не менее хорошо позиционируется в философии и других науках.

Кроме добра и зла во многих сферах человеческого бытия присутствуют понятия активного и пассивного, идеального и материального (в философии), женского и мужского начала, порядка и хаоса (в разного рода религиях), инь и ян (в китайском понимании вселенной).

Этот перечень можно растянуть до бесконечности.

Дуализм в религии, философии и физике

Поскольку впервые данный термин появился именно в отношении к религии, и сейчас многие верующие, даже сами того не осознавая, используют закон дуализма о двух началах.

Если брать такую древнейшую религию, как зороастризм, то увидим, что одним из его основополагающих учений есть борьба добра и зла. Мудрый Господь и Злой Дух как нельзя лучше демонстрируют дуализм.

Это и древнекитайское учение про инь и ян, и положения древнегреческого орфизма, и иудаизм с его верой в демонов, и некоторые христианские ереси (гностицизм, манихейство, богомильство).

Дуализм в философии как закон жизни

В философии противопоставляются дух и материя, душевное и телесное в человеке, и в то же время предпринимается попытка решить проблему взаимодействия физической и психической субстанций. Начиная с Канта, дуализм становится не просто набором хаотичных идей и предположений, а философией разума со своей структурой.

В современной физике этот термин применяется к обозначению противоположных свойств у какого-либо объекта, в качестве описания явлений, обладающих кардинально отличающимися свойствами, и в случае наличия взаимоисключающих условий в формулировке физического закона.

Дуализм: «за» и «против»

Существует много поборников и не менее противников этой довольно-таки интересной теории. Чтобы перед читателями сложилась полная картина, считаем нужным привести некоторые положения в ее защиту, а также те, которые опровергают ее.

Что подтверждает правильность дуализма?

Дуализм в философии как закон жизниПервым аргументом в защиту дуализма являются религиозные представления. Каждая из основных религий предполагает веру в жизнь после смерти, вечную душу, которая переживет все на свете. Ум, согласно большинству вероисповеданий, может быть заменен на бессмертную душу. На самом деле эти два понятия почти взаимозаменяемы. Этот аргумент является, прежде всего, основой для веры множества людей в дуализм вещества.

Второй аргумент за дуализм – это несводимость. Она предполагает разнообразие психических явлений, которые не могут быть подвержены нефизическому объяснению. Ярким примером этого может быть качество и смысловое содержание человеческих мыслей и убеждений. Эти вещи не могут быть сведены к чисто физическим терминам, следовательно, их нельзя свести.

Последний аргумент – это парапсихологические феномены. Психические силы, такие, как телепатия, предвидение, телекинез, ясновидение практически невозможно объяснить в пределах физики и психологии. Эти явления отражают нефизический и сверхъестественный характер ума, который дает ему дуализм.

Опровержение теории

Дуализм в философии как закон жизниПервым крупным аргументом против дуализма является простота. Материалисты утверждают, что их взгляд на вещи проще (они верят только в одну, физическую сторону вопроса). Материалистическую точку зрения также легче доказать, потому как нет никаких сомнений в том, что физическая материя существует, в то время как идея дуализма о нефизической – лишь гипотеза.

Второй основной аргумент, компрометирующий дуализм, – это отсутствие объяснения. Противники теории могут доказать свои взгляды через научные исследования, в то время как дуалисты не способны объяснить ничего, потому что ни одна теория никогда не была сформулирована.

Третий аргумент – это нервная зависимость: умственные способности зависят от нервной деятельности мозга. Материалисты уверены, что ум меняется тогда, когда мозг изменяется от наркотиков или травмы, например.

Заключительный аргумент против дуализма – эволюционная история. Материалисты утверждают: человеческие особи постепенно сложились из более простых физических существ, что принципы дуализма не допускают.

Несмотря на наличие веских аргументов против дуализма, нельзя не обратить внимания, что он получил широкое распространение во многих религиозных и философских течениях, констатирован в физике и является постоянным предметом научных обсуждений.

Источник: https://www.syl.ru/article/192893/new_dualizm—eto-ponyatie-i-printsipyi-dualizma

Дуализм в философии: основные черты

Дуализм-это учение, которое содержит в себе понимание о существовании двух самостоятельных начал. Их двойственность выражается в духовном и материальном воплощениях.

Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность.

Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке.

Дуализм в философии основные черты

Дуализм в философии как закон жизни

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты.

В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения.

Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости.

В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей.

Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела.

В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Десакрализация

Стоит отметить, что философия дуализма утверждает, будто материальный и духовный миры не связаны между собой. Каждый из них существует параллельно друг от друга, и один не зависит от действий другого.

Благодаря этому человек выделяется из окружающего мира и становится более приближенный к творцу мира. Дуализм придерживается также христианского понятия, что бог создал первого человека по своему образу.

Но в тоже время нельзя упустить тот факт, что дуализм в современной философии играет роль особой методы десакрализации общих знаний в философии. Это избавление от избытка религиозных взглядов и католического учения. Изначально само определение дуализма было придумано философом и мистиком из германии Христианом Вольфом, а теоретические идеи создали Б. Спиноз и Р. Декарте.

Геометрия бытия

Как считал Декарт, мир представляет из себя разделение на параллельные миры. Это были существующие вещи и вещи разума. Их нельзя свести вместе, поскольку они существуют в разных системах координат.

От первого зависит протяженность и телесность, что образует общую геометрию всего мира. Второй мир отвечает за воплощение души и её руководство индивидуальным сознанием.

В своих поздних сочинениях Декарт описывал мир существующих вещей ничто иное, как проекцию духа бога, который живет в каждом человеке.

Дуализм в философии как закон жизни

Основные направления

Дуализм в философии принято разделять на три направления:

  • Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыта, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.
  • Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.
  • Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Ментальное состояние можно охарактеризовать двумя основными свойствами, которыми является субъективность и интенциональность.

В этом плане физические объекты со своими свойствами могут быть доступны наблюдениям, а иногда они игнорируются, но в тоже время каждый объект, имеющий физическую форму, доступен для каждого человека.

Ментальное состояние – это объединение духа, разума и эго человека, которое отправляет к богу на служение. Крайним ментальным состоянием называют обычное состояние человека, когда он воспринимает свою телесную и разумную активность и изучает любую активность своей души.

В учении дуализма указано, что ментальная субстанция не является физической и нематериальна.

Но разве это возможно? В философии все склоняется к тому, что сознания человека основывается на ментальной субстанции, которая не имеет физической формы.

Но в тоже время человеку необходима научная теория, которая опишет и объяснит все, что из себя представляет ментальное нечто, какие у него поведение и где его можно найти.

Дуализм в религии

Религиозное учение проводит четкую границу между существованием дух начал, равных по силе. Так бог противостоит злобный дух, и у каждого из них равные права. Дуализм в религии можно найти и в древних сочинениях и народных легендах.

  • китайское учение про Инь и Янь;
  • Древняя Персия-скопление религий свободного выбора;
  • еретические течения;
  • христианства, где представлена борьба между богом и дьяволом;
  • ислам, где о мире говорится, как о “божественном доме” и “доме войны”;
  • иудаизм, где царит вера в демонов.
Читайте также:  Пессимист и оптимист: определение и различия

В религии дуализм представлен, как соперничество двух божественных созданий. И при этом один из них обязательно должен быть злым и создает хаос, а другой добрый и наводит порядок в мире.

Дуализм в философии как закон жизни

В восточной мистике дуализм представлен, как взаимодействие между двумя полярностями, которые отвечают за сотворенную вселенную (свет и тьма, добро и зло).

Это отражено во многих символов, и самыми распространенными из них являются инь-ян. Их суть всегда была одна: тьма (инь) и свет (ян) постоянно возвращаются и следуют друг за другом.

Этим они порождают сотворенный мир или, как называют китайцы, “Десять тысяч вещей”.

Дуализм также можно найти и в метафизике, где его используют в качестве примера двойственной природы частиц таких, как корпускулярно-волновые элементы.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/dualizm.html

Дуализм — что это в психологии, философии и религии?

Дуализм в философии как закон жизни

В истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений. Его используют в различных областях жизни: психологии, философии, религии и т.д. В общем значении, это такое учение, которое признает две противоположных, нетождественных друг другу начала, полярности.

Что такое дуализм?

В широком смысле дуализм – это сосуществование двух различных принципов, мировоззрения, устремлений и прочих областей жизни.

Термин произошел от латинского слова dualis – «двойственный», впервые был употреблен в 16 веке и относился к религиозному противопоставлению добра и зла. Сатана и Господь при дуалистических взглядах на мир объявлялись равносильными и вечными.

Главный принцип дуализма применим не только к религии, он состоит в том, чтобы допускать существование двух фундаментальных противоположностей. Они обладают следующими особенностями:

  • вытекают из одной области;
  • пересекаются;
  • влияют друг на друга,
  • не меняют структуру.

Дуализм в философии

Дуализм в философии – это основополагающее явление, основанное на представлении о двойственности всех элементов. В понимании людей или согласно физическим законам все в мире имеет противоположность.

Философия стала первой наукой, которая усматривала «двойственность» в различных областях. Предпосылками появления данной теории можно считать определение Платоном двух миров – действительности и идей.

Последователи античного мыслителя называли свои «противоположности»:

  1. Р. Декарт являлся одним из самых известных последователей дуалистической позиции. Бытие он делил на мыслящую и протяженную материи.
  2. Немецкий ученый Х. Вольф описывал дуалистов, как людей, допускающих существование двух субстанций: материальной и духовной.
  3. Его последователь М. Мендельсон называл телесную сущность и духовную.

Дуализм в религии

Религия четко определяет существования двух равных начал, пронизывающих все сущее. Злой дух постоянно соперничает с Богом, и они равноправны. Религиозный дуализм прослеживается и в древнейших религиях, и в традиционных верованиях:

  • зороастризме Древней Персии – религии свободного нравственного выбора;
  • китайском учении про Инь и Янь;
  • христианстве (противостояние Дьявола и Господа);
  • некоторых еретических течениях;
  • иудаизме с его верой в демонические сущности;
  • исламском представлении о мир, как о «доме бога» и «доме войны» и т.д.

Дуализм в философии как закон жизни

Дуализм — психология

На протяжении веков наука психология рассматривает вопрос взаимодействия психики человека и его тела. Споры не утихают и сегодня. Поэтому дуализм – это в психологии понятие постоянное.

Учение строится на противопоставлении сознания и мозга, существующих независимо, и противопоставляется монизму – представлению о единстве души и тела.

Теория Декарта о двух равноправных субстанциях дала начало теории психофизического параллелизма и развитию психологии, как самостоятельно науки.

В ХХ веке швейцарский психиатр Карл Юнг ввел в психологию понятие «психических функций». Это характеристики индивидуальных процессов, которые в зависимости от типа личности преобладают в человеке.

Дуализм Юнга в том, что всякая индивидуальность, особенно творческая, являет собой двойственность – синтез парадоксальных свойств, но в зависимости от характера превалируют следующие черты-функции:

  • мышление;
  • чувство;
  • ощущение;
  • интуиция.

В учениях психиатра принципы «дуальности» интерпретируются интересным образом, и вытекающая из них концепция типов личности носит название соционика.

Научное течение рассматривает понятие «дуальных отношений», при которых оба партнера являются носителями дополняющих друг друга типов личности. Это могут быть брачные, дружеские и прочие связи.

Один дуал психологически совместим с другим, их отношения идеальны.

Дуализм — «за» и «против»

Как и всякое учение, дуализм имеет своих последователей и противников, не приемлющих и опровергающих данную теорию, особенно с точки зрения человеческой природы.

В защиту приводятся представления о душе, которая после гибели тела переживает все на свете.

Также аргументами в пользу теории может стать несводимость некоторых элементов и феномены, которые возможно объяснить лишь сверхъестественным характером человеческого ума. Критика дуализма оправдана следующим:

  1. Простота поставленного вопроса и суждений о духе и теле. Материалисты верят лишь в то, что видят.
  2. Отсутствие объяснений и доказательств.
  3. Нервная зависимость умственных способностей от работы мозга.

Для понимания мира нормально существование нескольких различных позиций, даже диаметрально противоположных. Но признание двойственности некоторых вещей во Вселенной – это разумно. Две половины одной природы – добро и зло, мужчина и женщина, разум и материя, свет и тьма – являются частью целого. Они не противоборствуют, а уравновешивают друг друга и взаимодополняют.

Источник: https://womanadvice.ru/dualizm-chto-eto-v-psihologii-filosofii-i-religii

Закон дуализма

0:00, 22 июня 2013 93   0   4210

Дуализм в философии как закон жизниПонять устройство Вселенной не возможно без знания Закона Дуализма. Он говорит о том, что все многообразие и богатство окружающего нас мира проявляется через дуализм всего существующего в нем.

Под дуализмом понимается наличие двух сторон одного и того же предмета или явления. Путем перехода из одного состояния в другое и происходит вечное развития Вселенной. Так, мы можем наблюдать день наряду с ночью, испытывать радость, сменяемую грустью. Мир имеет две стороны, положительную и отрицательную.

Каждый из нас в своей жизни испытывал влияние закона Дуализма. Так, нам приходилось различать общее и частное, или согласно религиозным верованиям, выделять дух и материю. Дуально противоположные составляющие представляют собой единое целое, а также обеспечивают процесс развития, поскольку переходят одно в другое.

Давайте рассмотрим основные постулаты Закона Дуализма:

  1. Каждому явлению в нашей жизни, а также каждой системе присуща двойственность.  То есть всегда существует определенная пара полярных начал, которые содержат в себе «+» и «-».
  1. В свою очередь, дуальность присуща, также, и каждому полярному началу. В нем есть характеристики его начала – антипода. Так, например, в мужском всегда есть женское и наоборот. Т.е в каждом из противоположных начал содержится потенциал другого. Подобное взаимодействие замечательно отражается в китайском символизме, где изображается перетекание энергии Инь и Ян, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом.
  1. Противоположности существуют в постоянной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Только взаимодействуя, они образуют единую систему, способную развиваться. Еще Платон говорил в своих трудах о единстве и борьбе противоположностей. Понимать это можно таким образом, что только в борьбе противоположностей создается гармония и единство.
  1. Движущей силой любого развития является постоянный конфликт, существующей между противоположными началами. Получающаяся в результате энергия служит движущей силой, позволяющей всему развиваться и не стоять на месте.

Таким образом, в нашей Вселенной постоянно происходит борьба между разнополярными началами, которая приводит к тому, что процесс развития Вселенной не останавливается никогда. Подобная неустойчивость и перетекание из состояния со знаком «+» в состояние под знаком «-» обеспечивает стабильное развитие каждой системы в отдельности и всей Вселенной в целом.

Зная особенности закона Дуализма, можно в значительной степени изменить собственное мировоззрение и улучшить свое понимание устройства нашей Вселенной. Вы спросите, каким образом знание Закона Дуализма может изменить нашу жизнь? Все очень просто. Чтобы понять и принять его воспользуйтесь нашими простыми рекомендациями:

  1.  Сталкиваясь с теми или иными событиями в своей жизни, помните, что каждое из них имеет свою вторую половину. Помните, что было написано на кольце царя Соломона? «И это пройдет». Негативные события всегда сменят позитивные и наоборот. Относитесь к происходящему философски и принимайте его спокойно.
  1. Помните, что каждая смена противоположностей имеет своей целью развитие. И наше развитие в том числе, поскольку мы являемся частью Вселенной.
  1. Ищите положительное в негативной ситуации и знайте, что в каждой положительной ситуации также присутствует зерно негатива. Старайтесь не забывать, что у каждой медали есть две стороны.

Мы уверены, что если Вы серьезно отнесетесь к Закону Дуализма, Вам станет легче понимать и принимать происходящее с Вами в Вашей жизни.

А можете ли Вы привести примеры проявления Закона Дуализма? Как Вы его понимаете? Нам интересно узнать Ваше мнение. 

Источник: https://your-happy-life.com/zakon-dualizma/

Дуализм в философии и религии – кратко — Русская историческая библиотека

Дуализм (от лат. duo, два) – в противоположность монизму, такой способ объяснения отдельной части действительности или целого мира, при котором допускается существование двух противоположных друг другу начал.

Так, в некоторых системах религиозно-нравственного миросозерцания, например, в учении Зороастра, вводится доброе существо, как причина всего доброго, и злое, как причина всего злого (у Зороастра – Ахурамазда и Ахриман).

Такая же форма дуализма встречается в нравственном учении Платона и состоит в различении чувственной (безнравственной, склонной ко всему злому) и духовной (нравственной) природы человека; отсюда выводится необходимость аскетической морали.

В Средние века дуалистические секты манихеев и катаров, исходя из резкой вселенской противоположности добра и зла, призывали к жестокому истреблению «грешников», т. е. всех, кто не являлся приверженцами их собственных идей.

Отголоски того же мировоззрения замечаются и в большинстве социалистических и коммунистических учений, склонных делить мир на «царство добра» и подлежащее уничтожению «царство зла» («буржуазию», «капитализм»).

Подобно этическому, антропологический дуализм различает в человеке тело и душу.

В философии Нового времени Декарт обратил этот последний дуализм в метафизический, согласно которому в мире существуют две различные по всем своим качествам сущности: сущность протяженная в пространстве, или тела, и сущность мыслящая, или дух: поэтому та и другая сущность не может естественным путем оказывать влияние одна на другую – и отсюда следует необходимость окказионализма.

Также и в естествознании дуалистическая противоположность начал, как материя и сила, играет большую роль.

Так как представление о двойственности основных начал противоречит нашему всюду ищущему единства мышлению и так как в действительности нигде нет резких и непреодолимых противоположностей, а скорее все явления состоят в связи, допускающей переход одного состояния в другое, то дуализм с трудом выдерживает критику, и дуалистический способ объяснения ни в одной из областей знания не может быть признан окончательным и наиболее глубоким; стоит, например. вспомнить о теории предустановленной гармонии, которая была необходима, чтобы хотя до некоторой степени объяснить, с дуалистической точки зрения, фактическую связь духовной и телесной жизни.

Дуалистический способ понимания представляется на известной ступени знания неизбежным и полезным. Мы не можем сразу охватить в понятии все стороны и отношения вещей, но должны, чтоб составить себе ясные представления, первоначально соединить воедино все, имеющее между собою связь, и установить противоположное ему там, где существуют постоянные переходы.

Читайте также:  Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

Впервые при противоположении чувственному, материальному миру становится ясной сущность нравственного, идеального начала; и если б новейшее знание не руководилось стремлением объяснять явления телесного мира, прежде всего и невзирая на духовную жизнь, из причин чисто физических, и наоборот, последнюю исключительно по внутреннему опыту, то не могли бы возникнуть ни здравая физика, ни здравая психология.

Дуалист – приверженец дуализма; дуалистический – основанный на дуализме.

Источник: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/4664-dualizm-v-filosofii-i-religii-kratko

Проблема бытия в философии. Монизм, дуализм, плюрализм

Философия, круг её проблем. Структура философии.

Ф-любовь у мудрости. Ф-это научный тип мировоззрения, особая форма общест-го познания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека.

Ф — общая теория мира и человека в нем. Ф, как истор-ий тип мир-я, возник в 7-6 веке до н.э. в Др.Греции и Др.Востоке. Вводит термин Пифагор. Ф явл. теоретическим ядром мир-я. Вопрос о том, что есть мир — основной вопрос Ф. Ф-ии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания.

Проблемы философии:

1) пр окр. мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?»

2) пр познания чел-ка и смысла его существования.

3) пр отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

4) пр связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь Ф стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества, проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения.

Классификация по проблемам является основной: онтология (учение о бытии); гносеология(учение о познании); антропология (учение о человеке); аксиология (учение о ценностях). Также социальная философия; этика (учение о морали и нравственности); эстетика (учение о красоте); логику; философию техники и т.д.

Ф – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме

Место философии в культуре. Специфика и функции философии.

Культура — совокупность результатов чел-ой деят-ти. Понятие «культура» фиксирует различие между деятельностью человека и функционированием животных, выделяет сферу в небиологических программ чел-ой деят-ти. К области культуры относятся: религия, искусство, мифология, мораль, политика, право и т.д.

Роль ф-ии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры.

Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается Ф. В отличие от науки, Ф ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть.

И в центре рассмотрения философии нах-ся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия.

Однако лишь фил-ие теории отвечают критерию рациональности. Взгляд ф-ии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения.

Особенности ф-ии:

— Ф входит в состав именно научного знания, являясь, как это видно из определения ее предмета, одной из существующих в настоящее время наук (их общее число превышает две тысячи и продолжает расти).

— Ф занимается изучением таких законов, которые в отличие от законов, изучаемых любыми другими науками, действуют везде и всюду, как в природе, космосе, так и в общественной жизни и даже в самом мышлении человека. Иными словами, законы философии являются наиболее широкими, точнее – предельно широкими по сфере своего действия.

Функции ф-ии:

1. Мировоззренческая функция.

В ней проявляется способность ф-ии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений.

2. Методологическая функция заключается в том, что Ф выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества

4. Критическая функция. Её принцип «подвергай все сомнению»

5. Аксиологическая функция. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить их старых ценностей.

6. Соц-ая функция.

Через целостное единство функций проявляется специфика и сущность фил-го знания.

Проблема бытия в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения.

Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю.

Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения.

С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие.

Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

МОНИ́ЗМ (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души.

ПЛЮРАЛИ́ЗМ (от лат. pluralius — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s9424t7.html

Дуализм бытия и сущего как общая предпосылка философского мышления

[182]

Учитывая всю важность традиционного для истории философии онтологического вопроса о дуализме бытия и сущего, я перелагаю рассмотреть эту тему, может быть с не совсем традиционной точки зрения.

А именно, попробуем выяснить роль этого вопроса для самого феномена философского мышления, или же, иными словами, рассмотреть функционирование философской мысли через ситуацию бытия и сущего. В таком случае мы имеем как бы три составляющих нашей темы: Бытие, Сущее, Мышление. Проблематика взаимоотношений этих элементов и является предметом нашего рассмотрения.

К уяснению роли первых двух для третьего, т. е. бытия и сущего для мышления, я надеюсь прийти к концу этого рассмотрения. Теперь же попробуем уяснить себе значение этих понятий по отдельности.

Итак, начнем с того, что попытаемся выделить в истории философской мысли в целом определенный предмет ее стремлений, предмет его поисков.

В общем-то, здесь мы не встретим особых трудностей в ответе на этот вопрос, так как по сути любое стремление нашего разума к какой бы то ни было онтологической дефиниции предполагает выделение из исследуемого явления некоторой неизменной и вневременной сущности.

Поэтому, я думаю, мы не ошибемся, если в качестве такого предмета стремлений философской мысли в целом назовем некоторую пребывающую субстанциональность и неизменность, отыскиваемую, отвлекаясь от обыденных присутствующих явлений.

Собственно, мы пришли еще к выводу Мамардашвилли, который говорил нам, что особенностью философского мышления, в том виде, каком мы его наблюдаем с эпохи античности, является некий особенный взгляд на присутствующие вещи и явления (философский вывих, поворот глаз души), и особенность взгляда в том, что он отыскивает из наличных явлений единую субстанциальную основу, интеллигибельный принцип», и вот здесь то нам и нужно уловить разграничение бытия и сущего, значимость их для того рода мышления, о котором мы говорим.

Итак, мы пришли к разговору бытии и сущем. Потому что выделение единой субстанциональной основы явления есть уже переход сознания в другую область, поскольку мы как бы поднимаемся над всем преходящим и изменчивым, и переходим в сферу неизменного и вечного. Вот здесь и началось разграничение.

Имманентное нашей действительности измерение представляется нам виде бесконечного потока состояний. Наше измерение существующего, наш мир данностей в каждый момент времени не является таким, каким она бы л в предыдущий, а это значит, что здесь невозможно созерцание какой-либо объектной действительности в пространстве.

Мало того, здесь нет и самой этой действительности, тождественной себе.

Следовательно, оставаясь в рамках существующего, мы не можем извлечь никакой субстанциональной константы [183] ни из какого явления, так как это восхождение от явления к смыслу уже знаменует собой отвлеченный от бесконечного потока обыденной действительности и переход в область вневременного Единого, в область того, что называется в философии словом бытие.

Для наглядности хочу привести в качестве примера знаменитые апории Зенона. Держа в голове все вышесказанное, мы увидим в зеноновских задачах иллюстрацию тупиковости попыток в области сущего найти какую-либо субстанциональную основу или принцип. У нас есть две метафизические сферы: сфера данного, т. е.

повседневная действительность, в которой мы имеем дело с явлениями, ил символами, и сфера искомая, т. е. Бытие, в которой мы имеем дело со смыслами, или интеллигибельными принципами. Возьмем, как бы говорит нам Зенон, такое повседневное явление, как движение.

ЧТО мы знаем о нем? В свете окружающей нас повседневности понятие движения предстает перед нами, как самоочевидная данность. ТО есть никому не надо объяснять, что такое движение — это очевидное и всем понятное явление. Именно так обстоит дело со всем понятиями повседневности в повседневном мышлении. Поэтому и наука, как рефлексия, имеющая дело с различного рода данностями (т.

Читайте также:  Примеры психологических тестов по неосознанным рисункам

е. с повседневной реальностью, с существующим) апеллирует к понятиям как самоочевидностям. И Зенон решается показать путь к той области, где лежит реальное содержание эмпирических явлений. Это он делает как бы апофатическим путем — он наглядно показывает невозможность поисков субстанциальной основы в повседневной реальности.

Для этого он берет самоочевидное понятие движения и, оставаясь при этом в рамках повседневной реальной, пытается воспринять его не как самоочевидность. И оказывается в тупике. Оказывается, что в рамках сферы эмпирической данности, понятия и явления не могут существовать как самоочевидности.

И попытка иного восприятия, попытка поиска в них чего-то неизменного лишь заведет в тупик. Потому, что ели мы хотим найти что-то, на что можно опереться и что не исчезнет не измениться в следующий момент времени, то мы должны воспарить над нашей реальностью существующего и «повернуть глаза души» в сторону Единого и непреходящего Бытия.

Другой пример позаимствован мною у М. Мамардашвили и касается отношений философии с наукой. По своей структуре он схож с апориями Зенона. А именно, речь у Мамардашвили идет о таких научных явлениях, как свет и звук. Наука определяет свет и звук, как колебания волн определенной частоты. То есть и то и другое суть не что иное, как волны.

А значит, говорит Мамардашвили, возможно существование такого организма, который воспринимал бы свет как звук, а звук как свет. В таком случае, с точки зрения философии, мы е можем ничего сказать ни о том, ни о другом явлении, поскольку они попросту не обладаю реальностью.

В повседневности мы смотрим на них как на эмпирические данности, [184] а в другом разрезе оказывается, что данности не тождественны сами себе. То есть о них, как таковых, мы ничего не можем утверждать. Причина этого в том, от чего и предостерегал Зенон.

Мы, рассматриваем эти понятия в свете эмпирического, срываем с них покров самоочевидности и, не найдя никакой субстанциональной основы (или же приняв за нее преходящее явление, например, колебания волн) заходим в тупик.

А чтобы сказать что-то действительно достоверное, мы должны переключить наше сознание в ту область, где скажем, звук не является колебанием волн, а является реальным содержанием (смыслом) того, чей символ в измерении существующего называется словом «звук» и представляет собой колебания волн определенной частоты, То есть туда, где мы имеем дело не с существованием звука, а с бытием звука. В таком случае, в эмпирии мы имеем дело с существующим, а в философии с бытием существующего

В общем-то теперь примеров апорий, подобных зеноновским или примеру Мамардашвили можно привести множество, поскольку мы раскрыли их алгоритм.

Достаточно просто начать с области сущего то, что находиться в области бытия, чтобы зайти в тупик, в какой мы зашли с понятиями звука, света, движения. Философское мышление здесь, таким образом, априорно обречено на провал.. Оно как бы умирает, не родившись.

И вот тут мы уже можем начинать ответ на вопрос: «А как же тогда возможно философское мышление и где оно может функционировать?»

Теперь ответить на этот вопрос не представляется трудным. Если философское мышление не может функционировать в области существующего, то единственно где может работать — это в области бытия существующего.

То есть раскрыв символ явления имманентной действительности, уловив то, что Мамардашвили назвал интеллигибельным принципом явления, мы тем самым переключаемся в область бытия с включается философская мысль, поскольку мы имеем дело не с символами явлений, а с их субстанциональностью.

Поэтому философское мышление возможно только в одном виде — в виде интенции к бытию.

Для наглядности — последний пример: Кант, «критика чистого разума», классический философский текст. Собственно, можно взять и любой другой философский текст, начиная с Фалеса и кончая Сартром, и он будет иллюстрировать нам то же самое — интенцию к бытию и нахождение в нем. Итак, Кант.

Систему трансцендентальной философии Канта можно рассматривать как пример интенции к бытию и нахождения в нем — поэтому мы называем «Критику чистого разума» классическим философским наследием.

Как это не странно, но начало построения кантовской системы находиться в повседневном понятии человека, «человек» есть исходная точка исследования Канта. Человек есть явление эмпирическое, присутствующее, то есть, согласно вышесказанному, явление «человек» является символом.

За этим существующим символом должен стоять бытийственный принцип человека.

Что можно выделить в понятии человека в качестве [185] его субстанциональной основы, в качестве независимого интеллигибельного принципа? Известно, что таким принципом является трансцендентальное сознание, оно есть та непреходящая человеческая субстанциональность, чей символ в сфере сущего зовется словом «человек».

Кант его и исследует. А значит, кант уже совершил восхождение от существующего к бытию существующего, он «залез» в область вечного и его мышление функционировал в области неизменного интеллигибельного принципа человека, которым является трансцендентальное сознание. Поэтому построение системы трансцендентальной философии стало возможным — ее предметом является не сущее, а бытие. Пожалуй, этот пример с наибольшей наглядностью демонстрирует структуру функционирования философской мысли. Попробуем зафиксировать эту структуру.

Мы имеем две области: 1. С одной стороны — это область эмпирической действительности, поток неконтролируемых смен состояний, где вещи не тождественны сами себе. В каждый момент времени мир является иным по сравнению с предыдущим. В этом мире живет и ведет свою деятельность культурный человек; 2.

С другой стороны — область бытия. Здесь нет смены состояний. Здесь вещи не являются символами или самоочевидностями, напротив, здесь мы созерцаем то неизменное и вечное, что невозможно найти в эмпирической действительности, Здесь находятся точки отсчета реальности, или же интеллигибельные принципы.

С ними можно иметь дело и безбоязненно оперировать философскому мышлению. Поэтому возможно извлечение каких-то смыслов, какого-то опыта. Усилия эмпирического человека направляются из области сущего в область бытия.

Человек задействует своеобразное напряжение мысли, он прикладывает все усилия для того, чтобы заглянуть в область Единого. Потому что только там возможно получить полную реальность и тождественность созерцаемого. Но это усилие, конечно, не может быть постоянным — невозможно все время быть в напряжении мысли.

Усилия идут волнами, и там, где волны касаются Бытия, там рождается философское мышление и полнота реальности.

Это напряжение и есть не что иное, как интенция бытия, которая и рождает философскую мысль. Она начинается, когда совершается попытка вырваться за пределы условной действительности и достичь истинного бытия и функционирует философское мышление только в этой области бытия, оперируя и опираясь только на неизменные сущности Ю которые «глаза души» могут созерцать.

Философское мышление предстает тем связующим звеном, которое относиться и к области существующего и к области бытия существующего, причем своим существованием именно как мышление философское, оно обязано как раз этой роли.

На гребне волны мыслительного усилия бытие перестает быть трансцендентальным сущему и позволяет человеческому сознанию коснуться себя, впитать себя и сделаться ему имманентным — здесь рождается философия.

Источник: http://anthropology.ru/ru/text/parnev-av/dualizm-bytiya-i-sushchego-kak-obshchaya-predposylka-filosofskogo-myshleniya

3. Дуализм

Материализм
и идеализм − это противоположные друг
другу философские воззрения. Все, что
утверждает материализм, отрицается
идеализмом и наоборот.

Неудивительно,
что в философии часто звучал вопрос —
возможно ли как-то примирить эти две
крайности, найти какое-то среднее,
компромиссное решение проблемы. Вспомним,
материализм объявляет первопричиной
мира материю, а идеализм — Сознание.

А
нельзя ли утверждать, что и материя и
Сознание являются одновременно двумя
равноценными первоначалами, что
мироздание имеет как бы двойственную
природу — одна его часть материальна, а
другая идеальна?

Такое
воззрение называется дуализмом
(от греческого слова дуо — два) и говорит
о том, что и материя, и Сознание существуют
вечно и параллельно друг другу, то есть
— ни одно из них не может быть причиной
или следствием другого. Каждое представляет
собой полноценное мировое начало.
Остается только выяснить, как они
взаимодействуют.

Чаще всего, дуализм
представлял себе это взаимодействие в
качестве контакта идеального с
материальным, в результате которого
появляются все видимые нами предметы
мира. Материя — это грандиозное строительное
вещество, лишенное каких-либо очертаний,
качеств или свойств, а идеальное из
этого бесформенного материала создает
конкретные вещи со всеми их свойствами.

По учению греческого философа Аристотеля, идеальные сущности, которые он называет
формами, являются как бы образцами или
эталонами и попадая в какой-нибудь
бесформенный кусок материи, превращают
его в некую определенную вещь.

Любой
предмет мира, говорит Аристотель, — это
единство материи и формы, это часть
материи, приведенная с помощью идеальной
формы в нормальное состояние.

Например,
цветок, — это кусок материи преобразованный
в нормальную видимую нами вещь идеальной
сущностью — формой или образцом цветка,
а лошадь — это часть материи, ставшая
реальным животным благодаря вселившейся
в нее форме лошади.

В учении Аристотеля
материю можно уподобить пластилину, из
которого по различным образам или
представлениям нашего сознания (которые
не материальны, а идеальны) мы способны
вылепить (создать) какие угодно предметы.
Весь вопрос заключается в том, кто
занимается этой мировой лепкой, кто или
что разумно преобразует материю в
многообразие конкретных вещей.

Это
делает, говорит Аристотель, мировой
божественный Ум. Получается, что без
него идеальные сущности — формы никогда
не совместились бы со строительным
материалом — материей, и нынешнего
гармоничного, упорядоченного мироздания
не было бы. Следовательно, в учении
Аристотеля Ум занимает все же более
высокое место и играет более важную
роль, чем материя и формы. Но ведь он
является абсолютно идеальным объектом:
формой всех форм называет его Аристотель,
а это значит, что аристотелевский дуализм
очень близок к идеалистическому
воззрению.

В философии был и другой вариант дуализма,
предложенный французским философом
XVII
века Декартом, который утверждал, что
одновременно существуют два равноценных
мировых начала — духовное и материальное.
Основным свойством первого является
мышление, а второго — протяженность.

В
мире есть и то, и другое, причем существуют
эти два начала вечно, и ни одно из них
не возвышается над другим. Однако на
вопрос о том, откуда взялись эти две
субстанции, Декарт отвечает, что они
созданы Богом, а это значит, что его
дуализм отчасти также приближается к
идеализму.

Как
видим, основной проблемой дуализма,
утверждающего равноценность и
параллельность противоположных мировых
начал — материального и идеального, был
и остается вопрос об их происхождении.
Если этих начал два, значит они порождены
или созданы неким третьим.

Что оно собой
представляет? Если — нечто материальное,
тогда дуализм превратится в материализм,
а если — нечто идеальное, тогда он станет
идеализмом, а если же — не то и не другое,
тогда — что? Не отвечать на этот вопрос
нельзя, а ответить на него довольно
сложно, потому что не вполне понятно,
что еще может быть кроме материального
и идеального. Таким образом, дуализм,
существующий как одно из философских
объяснений мира, не лишен противоречий
и возражений. Также не лишены серьезных
вопросов и проблем материализм и
идеализм, о чем пойдет речь в следующем
параграфе.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2847452/page:8/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector