Функционализм в психологии: что это такое?

Функционализм в психологии: что это такое?

Сегодня мы все совершенно свободно используем такое выражение, как «поток сознания», во многих школах и детских садах оборудуют кабинеты БОС (биологической обратной связи), в моде релаксация и медитативные практики, управление собственными эмоциями и судьбой. И мало кто из нас задумывается, что начало целенаправленному изучению этих и многих других психологических феноменов дал один человек – основатель функционализма в Америке – Уильям Джеймс.

Уильям Джеймс, победитель депрессии

Уильям Джеймс (WilliamJames) в историю психологии вошел как ученый, сделавший блистательные умозаключения, длительное время изучая собственную депрессию. Его основной труд «Принципы психологии», в котором он сформулировал новую для своего времени теорию сознания, вышел за 5 лет до первых трудов Фрейда.

Уильям Джеймс родился в зажиточной американской семье в 1842 году. В детстве вместе с родителями жил в лучших городах Европы и США. Начав «взрослое» образование с годичного художественного курса, Джеймс переключился на изучение химии в Гарварде, затем анатомии и медицины.

Проучившись несколько лет, Джеймс решил окунуться в романтику путешествий и принять участие в экспедиции в бассейн Амазонки. Трудности походной жизни быстро охладили пыл будущего ученого. Джеймс возвращается в Гарвард, затем едет учиться в Германию и снова в Гарвард.

И, наконец, в возрасте 27 лет получает диплом врача. Но сразу после окончания учебы Джеймса разбивает жесточайшая депрессия – несколько раз он пытается покончить жизнь самоубийством. Однако живой ум и жажда жизни берут верх: волевым усилием Джеймс побуждает себя преодолеть уныние и апатию.

«Моим первым актом свободной воли будет решение верить в свободную волю. Весь остаток года я буду сознательно культивировать в себе чувство моральной свободы», — пишет Джеймс в своем дневнике. Моральная свобода в понимании Джеймса – это не своеволие или непостоянство, не нарушение запретов морали.

Действовать свободно означало для него самостоятельно управлять собственными поступками.

Джеймс получает место преподавателя в Гарварде, где в течение 12 лет пишет книгу «Принципы психологии», ставшую фактически первым учебником психологии. Живой и красочный язык трудов Джеймса делают психологию одной из самых популярных наук в Америке.

Лекции профессора Джеймса, изданные как сборники «Воля к вере и другие статьи», «Беседы с учителями про психологию» и «Разнообразие религиозного опыта», совершили переворот в науках о человеке и способствовали отделению психологии от философии и неврологии.

Последние десять лет жизни Джеймс разрабатывал и популяризировал прагматизм – собственную философскую систему, центральная идея которой заключалась в предложении оценивать значение любого явления, любой идеи по их реальной пользе. Прагматизм пришелся по вкусу американцам, всегда отдававшим предпочтение всему практичному и полезному.

До самой смерти в 1910 году Джеймс преподавал, писал научные труды и читал лекции.

Истоки возникновения функционализма

Функционализм в психологии возник как альтернатива господствовавшему в конце XIX начале XX века структурализму.

Структурализм проводил анализ сознания человека, отвечая на вопросы «как» и «почему» совершается та или иная умственная операция. Считалось, что сознание — это особые, сменяющие друг друга процессы: ощущения, восприятия, представления, и что с помощью эксперимента можно найти и выделить отдельные элементы сознания и связывающие их «нити» («кирпичи» и «цемент» сознания).

В основу функционализма легли идеи теории эволюции Ч.Дарвина, согласно которой сознание является инструментом адаптации к среде. Психика в функционализме начинает рассматриваться в связи с её полезной функцией в поведении.

В Европе у истоков функционализма стояли австрийский психолог Франц Брентано и немецкий психолог Карл Штумпф, но, благодаря трудам Уильяма Джеймса, наибольшее распространение функционализм получил в США.

Основные понятия функционализма

Джеймс с огромным удовольствием брался за рассмотрение всех проявлений человеческой психики – от функций отделов головного мозга до мистического экстаза, от простейшей ориентировки в пространстве до экстрасенсорного восприятия.

Джеймс не создал большой стройной теории, школы или течения, вместо этого, он погружался, по его выражению, в плюралистическое мышление, изучая различные интересовавшие его аспекты.

Он рассматривал структуру и процесс формирования личности, элементы сознания и механизмы его функционирования, эмоции, волю и многое другое.

Личность

Личность, согласно Джеймсу состоит из нескольких слоев «я»:

Биологическое «я» — физическое, телесное существование, все, что имеет отношение к биологическим функциям.

Реальное (материальное) «я» — «сумма всего того, что человек может назвать своим». Это и тело человека (биологическое «я»), и его дом или квартира, его собственность, друзья, семья.

Социальное «я» — это социальные роли, модели поведения, лежащие в основе наших отношений с окружающими, согласно определению Джеймса – «набор масок».

Духовное «я» — самая устойчивая и интимная часть «Я» — внутренняя сущность личности. Именно здесь сосредоточены наши жизненные усилия, внимание и воля.

Джеймс утверждал, что каждый человек стремится к повышению качества своей жизни, и сделать это можно путем контролируемого сознания.

Сознание

Любая мысль кем-то рождена, следовательно, не существует такого абстрактного индивидуального сознания, которое было бы как бестелесное существо: любое сознание можно назвать личностным сознанием. Также можно сказать, что не бывает двух совершенно одинаковых мыслей.

«Внутри каждого личностного сознания мысль постоянно изменяется» — писал Джеймс. Несмотря на то, что мысли постоянно изменяются, мы в тоже время ощущаем личностную непрерывность. Джеймс нашел решение этого парадокса, предложив для описания сознания такую метафору, как «река» или «поток».

Именно с легкой руки Джеймса, такое привычное для нас словосочетание, как «поток сознания» вошло в обиход. Могут быть перерывы в ощущениях и чувствах, перерывы в осознании себя и происходящего, но даже когда такие перерывы есть, чувства личностной прерывности не наблюдается.

Именно поэтому мы, просыпаясь утром, не задаемся вопросом: «Кто это проснулся?», мы убеждены, что проснулись с тем же самым сознанием, что было у нас с вечера.

Главной особенностью сознания является его непрекращающаяся способность делать отбор.

Что-то всегда находится в фокусе нашего внимания, к чему-то мы проявляем интерес, а что-то ускользает, остается незамеченным.

Изучение того, что и как выбирает человек и чем определяется этот выбор – есть суть психологии сознания. Согласно Джеймсу, сознание имеет ядро (определенную и туманные части) и «бахрому» (периферию).

Способом, которым что-либо попадает в сознание, является внимание. То, на что человек склонен обращать внимание, становится его опытом.

Другим фактором, влияющим на отбор содержимого сознания, являются привычки. Привычки – это автоматические действия и мысли. Привычки снижают осознанное внимание. Привычные действия выполняются человеком легче, но изменить привычное поведение гораздо сложнее. Поэтому плохие привычки – основное препятствие для личностного роста.

Чтобы сознание могло не только сделать выбор из имеющихся возможностей, но и следовать этому выбору достаточно долго, достигая цели, необходима воля. Таким образом, воля – это сочетание внимания (сосредоточенного сознания) и усилия (преодоление вялости, рассеянности или лени).

Волю, по мнению Джеймса, можно укреплять и тренировать, совершая мелкие бесполезные дела, например, ежедневно перекладывая спички по одной из одного коробка в другой. Но бывают ситуации, когда от проявления воли следует отказаться и позволить событиям совершаться так, как они совершаются.

Это так называемое пассивное воление – внимание без усилия.

Эмоции

Вы думаете, что улыбаетесь оттого, что испытываете радость, а убегает, когда боитесь? Вовсе нет. Согласно теории Джеймса – Ланге (датский психолог, выдвинувший схожую теорию одновременно с Джеймсом), все происходит с точностью наоборот.

Сначала тело привычным, усвоенным в процессе воспитания, образом воспринимает какую-то ситуацию, а потом, в ответ на физиологическую реакцию тела, возникает эмоция.

Если бы наше тело не реагировало учащением дыхания, сердцебиением, если бы не растягивались мимические мышцы, то и мы сами оставались бы холодными и рассудительными в любой ситуации. Какой бы странной не казалась эта теория, современная фармакология её частично подтверждает.

Так существует достаточное количество лекарств, сдерживающих те или иные физиологические реакции. Прием таких препаратов позволяет контролировать или даже полностью устранять эмоциональные трудности.

Убедиться в действенности этой теории, можно самостоятельно, проведя не хитрые эксперименты. Например, сожмите кулаки и зубы, подайте вперед челюсть и сами также чуть подайтесь вперед. Позвольте эмоции овладеть вами. Что вы почувствовали? Правильно – гнев, злость. А теперь расслабьтесь, несколько раз глубоко вздохните.

Прилягте на пол, сожмитесь калачиком: колени прижмите к телу, голову к груди. Руками, вы, скорее всего, начнете прикрывать голову, и спустя некоторое время готова эмоция одиночества. Испытали? В следующий раз, когда у вас будет не очень хорошее настроение, просто растяните губы в улыбке и сохраняйте её какое-то время.

Настроение гарантировано улучшится!

Таким образом, эмоции не являются показателями душевного состояния, они лишь отражение темперамента или физического состояния человека в данный момент времени.

Джеймс утверждал, что лучше всего сохранять баланс между активным выражением чувств и полной отрешенностью от эмоций.

При этом следует помнить, что невыраженные эмоции (положительные или отрицательные) могут привести к психическому или физическому срыву.

Неспособность выражать свои чувства и привычки, ограничивающие сознание, приводят к личной слепоте – самонадеянности, уверенности в том, что мы можем за других, решать, что для них хорошо, в чем они нуждаются, или чему их надо учить.

Для успеха нам необходима расслабленность, а не напряженность. При этом каждый человек имеет врожденную способность изменять свое отношение к происходящим в его жизни событиям, управлять своим поведение.

Нельзя не упомянуть еще об одном умозаключении Джеймса, так называемой формуле самоуважения, которая выглядит следующим образом:

Самоуважение = успех / восприятие

Согласно этой формуле существует два способа повысить самоуважение: либо добиться большего успеха, либо отказаться от части притязаний. Второе предпочтительнее, когда борьба за успех приводит к чрезмерному напряжению и подрывает силы организма.

Рассказывать о достижениях Уильяма Джеймса можно еще долго.

В структуре интеллекта, например, Джеймс выделял два уровня знания: знание, полученное с помощью непосредственного опыта (знание знакомства), и знание, полученное путем абстрактного рассуждения (непосредственное знание).

А также он считал, что человек принимает какую-либо рациональную идею или теорию, основываясь на особом чувстве – чувстве рациональности. Чувство рациональности – это эмоциональное удовлетворение, «сильное чувство покоя, тишины и отдыха».

Функционализм Джеймса охватывал все области человеческого существования от биологии до мистицизма. Джеймс изучал гипноз и медитации, измененные состояния сознания, вызванные приемом психоделических лекарств, и религиозные состояния. Он заложил основы исследований биологической обратной связи, которые продолжаются и в настоящее время.

Мысли Джеймса нашли свое продолжение в радикальном бихевиоризме, в гуманистической и трансперсональной психологии, оказали влияние на педагогику в Америке и на философию. Хотя его идеи то входили, то выходили из моды, в некоторых университетах США до сих пор учатся по его «Принципам психологии» и сборникам лекций, написанным 100 лет назад.

Источник: https://psydom.info/psy-schools/zarozhdenie-psihologii/funktsionalizm.html

Функционализм — что такое | Словарь психологических терминов

Функционализм [лат. functio — исполнение] — направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Ф.

возник в противовес структурализму, полагавшему, что сознание строится из элементов (преимущественно сенсорных) и их взаимосвязей (преимущественно ассоциативных).

Противопоставление одного из этих направлений другому возникло в период зарождения психологии в качестве самостоятельной науки и было наиболее отчетливо сформулировано в программах В. Вундта (лидера структурализма) и Ф. Брентано (лидера европейского Ф.).

В плане логики развития науки Ф. выразил потребность в разработке категории психического действия в качестве отличной от категории психического образа (ощущения, восприятия, представления).

Читайте также:  Кто такой аутсайдер и его позиция в социальной группе

Категория образа неадекватно преломилась в структурализме, истолковавшем ее как элемент непосредственного опыта субъекта. Это дало основание Э. Маху и Р.

Авенариусу представить сенсорный опыт в виде нейтрального материала, из которого мысль выкраивает предметное содержание как физики (внешний мир), так и психологии (внутренний мир). Тем самым психология лишалась собственного, только ей присущего предмета.

В противовес этому Брентано, К. Штумпф и другие приверженцы Ф. предложили считать уникальным предметом психологии не феномен сознания, например, какой-либо цвет или звук, а функцию (акт) видения этого цвета или слышания этого звука. Феноменами же должна заниматься не психология, а другая область исследований.

На позиции Ф. перешла и Вюрцбургская школа, обратившаяся к установке как акту сознания. Наряду с этим направлением Ф., оставшимся в пределах интроспекционизма, сложилось и другое, имевшее естественнонаучную ориентацию. В России его представляли Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский и др., во Франции — Т. Рибо, А. Бине и др., в Германии — Г. Мюнстерберг.

Для этого ответвления Ф. была характерна трактовка психических функций в контексте общей двигательной активности организма и стремление соединить субъективный метод с объективным. На такой подход оказала влияние новая эволюционная биология, в частности концепция Г.

Спенсера, согласно которой психика играет служебную роль в процессах адаптации организма к среде.

Еще один вариант Ф. сложился в США, где лидирующим психологом стал У. Джеймс — один из наиболее решительных критиков структурализма.

Его воззрения придали исследовательский импульс деятельности двух школ: Чикагской (Д. Дьюи и Д. Энджелл) и Колумбийской (Р. Вудворт).

Сознание трактовалось как система психических операций, которые обеспечивают приспособление организма к новым ситуациям с целью удовлетворения его потребностей.

Область, исследуемая психологией, тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и телесное поведение индивида, мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Умножались контакты психологии с неврологией, социологией, антропологией, педагогикой. Ф.

внес также существенный вклад в экспериментальное изучение мотивов и навыков. Хотя Ф. в своих теоретических посылках декларировал, что организм представляет собой психофизическое целое, в его исследовательской практике реальные отношения между функциями сознания и поведением организма в окружающей среде не прослеживались.

По существу эти функции оказывались самостоятельной причинной величиной.

Дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что Ф. утратил научное влияние. В США Ф. был оттеснен бихевиоризмом.

Для политической истории психологии советского периода характерны официальные требования отказа от Ф. При этом под Ф. понималось преимущественное внимание психологов к изучению отдельных психических функций, не приводящее к построению целостной картины сознания и личности человека.

Однако объективное изучение личности в 1940—60-е гг. оказывалось практически невозможным по причинам идеологического характера.

Это вело к фактическому отказу изучения реальной личности “советского человека” и стремлением изобразить ее не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть. Все это сделало “борьбу с Ф.” мнимой и бесплодной.

Извините, но по Вашему запросу статей не найдено. Попробуйте поискать по ключевому слову или напишите на e-mail: psychology@ourmind.ru и мы рассмотрим возможность добавления нужного Вам материала.

Источник: https://ourmind.ru/tag/funkcionalizm

Функционализм

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

направление в социологии, рассматривающее общество как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

functionalism). Теоретическое направление, основанное на представлении, что социальные события могут быть наилучшим образом объяснимы с точки зрения их функций, т. е. их влияния на общественные процессы.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

в философии) (functionalism), доктрина философии разума, сформулированная в ответ на безуспешные попытки бихевиоризма предложить интуитивно удовлетворительную его интерпретацию. Ф.

предполагает нашу способность дать полный отчет о состоянии сознания лишь в том случае, если принимаются в расчет все его предпосылки и проявления, а не только проявляющиеся в поведении. Т.о., Ф.

, в отличие от бихевиоризма, способен рассматривать состояния сознания в их причинной взаимосвязи и таким путем разрешать мн. затруднения, свойственные бихевиористскому подходу.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, которому соответствует функционалистская модель объяснения.

Функциональные объяснения часто относятся к “выживанию” и воспроизводству обществ, культур или социальных институтов.

Однако можно найти и другие примеры функциональных объяснений, относящиеся к процессам, которые происходят на микросоциальном и даже индивидуальном уровне.

Шкала (от лат. scala – лестница) — методическое средство для измерения и оценки тех или иных свойств объекта исследования. Всякая шкала имеет определенную меру и длину. Для удобства в пользовании она сопровождается инструкцией по своему применению. См. Шкала интервальная, Шкала наименований, Шкала порядковая.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

в социологии) (functionalism), теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений с т.зр. выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление, изучить его последствия для функционирования к.-л. др. социальной активности, учреждения либо об-ва в целом. Совр.

функционалисты рассматривают об-ва как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. В антропологии идея Ф. часто ассоциируется с Малиновским, к-рый стремился объяснять культурные феномены как реакцию на ограниченный набор индивидуальных биол. потребностей. Др. социальные антропологи, напротив, придерживались идеи социальной системы как интегрированного функц.

целого. Синтезирование идей Ф. было предпринято амер. социологом Парсонсом, и в сер. 20 в. Ф. приобрел особенно заметное влияние в социологии США, однако, изначально базировавшийся на критике теории социальной эволюции, он сам был подвергнут критике за игнорирование значения историч.

развития и абсолютизацию состояния неустойчивого равновесия об-в, препятствующего дальнейшей эволюции.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

functionalism) — теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений, прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций.

Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.

В 19-м столетии социальные мыслители расценивали общество сточки зрения органической аналогии. Герберт Спенсер писал: «Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ».

Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. Радклифф-Браун и Малиновский использовали понятие функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей.

В 1950-х — начале 1960-х гг. «структурный функционализм» стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход применялся в теории систем (см. также Структурный функционализм), сформулированной Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете.

Теория Парсонса пользовалась большим влиянием, хотя и критиковалась другими функционалистами (см Мертон) и нефункционалистами (см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате (см. Гоулднер).

Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, конфликту и изменению. Вопрос состоял в том, что функционалистская перспектива пренебрегает независимой «волей» индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со «сверхсоциализированной концепцией» человеческого субъекта (см.

Сверхсоциализированная концепция человека), например, расценивая людей как «культурных остолопов» (см. Этнометодология). Социальные роли скорее предписаны нормами и статическими ожиданиями поведения, а не «принимаются» активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими (ср. Символический интеракционизм).

Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность. Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором роде преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать «сферу компетенции действия» с системой и социальными функциями.

Несмотря на частое выделение условий «социального порядка» (включая функции социального конфликта) в историческом плане (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с моделью растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества (см. также Эволюционная социология; Эволюционные всеобщности). В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались (см. Модернизация; Теория зависимости), но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением, которое должен обсуждать функционализм. Невзирая на сильную критику, термин «функция» и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.

Источник: Большой толковый социологический словарь

FUNCTIONALISM) Подход в социологии, имеющий длительную историю и в настоящее время считающийся спорным. Для социологов XIX в. очень важным был вопрос о взаимозависимости различных элементов обществ. Такая взаимозависимость часто объяснялась ими с точки зрения эволюции теории или органической аналогии.

Утверждалось, что подобно тому, как сердце выполняет функцию кровообращения, так и социальные институты выполняют определенные функции в отношении общества в целом. Появлению в социологии идей функционализма способствовала также социальная антропология.

Согласно наиболее краткому определению, функционализм объясняет один вид социальной деятельности, обращаясь к ее последствиям в отношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института или общества в целом. Существует множество типов функционалистской аргументации, однако три наиболее важных сводятся к следующим положениям.

(1) Социальная деятельность или социальный институт может иметь латентные (скрытые) функции в отношении другой социальной деятельности.

Например, утверждается, что вне зависимости от намерений отдельных членов семьи переход от расширенной семьи к нуклеарной семье имел латентную функцию, способствуя процессу индустриализации: люди освобождались от семейных уз и становились географически более мобильными.

Это положение о латентной функциональности в отношении индустриализации является частью объяснения изменений в структуре семьи. (2) Социальная деятельность может способствовать поддержанию стабильности социальной системы. Например, Э.

Дюркгейм утверждал, что наилучшим способом понимания религии является понимание ее как определенных практик, способствующих интеграции и стабильности общества. Некоторые теоретики утверждали даже, что все социальные институты следует рассматривать с точки зрения осуществления этой функции.

(3) Социальная деятельность может способствовать удовлетворению основных социальных потребностей или функциональных предпосылок. Т. Парсонс утверждал, что общества имеют определенные потребности, удовлетворение которых необходимо для их выживания, а социальные институты следует рассматривать как то, что эти потребности удовлетворяет.

Функционалистский анализ был предметом оживленной полемики, большая часть которой не отличалась новизной, но с 1980-х гг. эти споры стали ослабевать. Против очерченных выше разновидностей функционализма выдвигались четыре важных аргумента.

(1) Функционализм не может объяснить социальный конфликт или другие формы нестабильности, поскольку он рассматривает все виды социальной деятельности как беспрепятственно взаимодействующие с целью стабилизации общества.

В ответ на это функционалисты утверждали, что социальный конфликт на самом деле может выполнять позитивные функции в отношении социального порядка, или с помощью понятия дисфункции признавали, что не все виды социальной деятельности имеют позитивные функции в отношении всех других видов. (2) Функционализм не может объяснить изменение, поскольку в нем отсутствует представление о механизме нарушения существующих функциональных отношений. Ответом функционалистов было использование таких понятий, как дифференциация. (3) Функционализм — это форма телеологии, поскольку он объясняет существование социальной деятельности ее последствиями или эффектами. (4) Функционализм пренебрегает теми смыслами, которыми индивиды наделяют свои действия, сосредоточиваясь лишь на последствиях этих действий. После смерти Т. Парсонса в 1979 г. на протяжении 1980-х гг. наблюдалось оживление интереса к его функционалистской теории, при этом предпринимались попытки ответить на многие традиционные критические замечания в адрес функционализма. Это движение получило название «неофункционализм». См. также: Взаимность; Латентная функция; Малиновский; Рэдклифф-Браун; Систем теория; Социальная структура; Стратификация; Функциональный императив; Холизм. Лит.: Cohen, P.S. (1968); Ryan (1970)

Читайте также:  Что такое рефлексия и рефлексивность - определение, виды и тренировка

Источник: Социологический словарь

Источник: https://voluntary.ru/termin/funkcionalizm.html

Что такое Функционализм

Значение слова Функционализм по Ефремовой:

Функционализм — Направление в архитектуре 20-30-х годов XX в., возникшее в Германии и Нидерландах, отличающееся рациональностью в строительстве и пренебрежением к художественной выразительности.

Функционализм в Энциклопедическом словаре:

Функционализм — направление в архитектуре 20 в., требующее строгогосоответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным ибытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа»Баухауз») и Нидерландах (Я. Й.

П. Ауд). во многом сходны исканияконструктивизма в СССР. Используя достижения строительной техники,функционализм дал обоснованные приемы и нормы планировки жилых комплексов(стандартные секции и кварталы, «строчная» застройка кварталов торцамизданий к улице).

Значение слова Функционализм по Психологическому словарю:

Функционализм — Функционализм (от лат. functio — исполнение) — методологическая позиция В. Джемса — .

Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей.

В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж. Дьюи — , Э. Клапаред — .

Значение слова Функционализм по словарю Ушакова:

ФУНКЦИОНАЛИЗМ, функционализма, мн. нет, м. (экон.). Функциональная теория денег — буржуазная, антимарксистская теория, признающая только функциональную ценность денег как средства обращения или платежа.

Определение слова «Функционализм» по БСЭ:

Функционализм — направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности функции (утилитарно-практические назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме.Во 2-й половине 19 в.

принцип целесообразной формы, соединённой с этическим принципом правдивости выражения назначения и конструкции здания, был противопоставлен Эклектизму, выявившему характерное для буржуазной культуры расщепление эстетического и утилитарного начал (на что указывали, в частности, английский критик Дж. Рескин и английский писатель, теоретик и дизайнер У. Моррис).

Идеи целесообразной архитектуры развивались под влиянием теорий естественных наук (прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина). Природа стала рассматриваться как источник образцов совершенного приспособления формы к её назначению (американский скульптор и теоретик искусства Х. Гриноу и др.).Систему идей американского «протофункционализма» конца 19 в.

завершил архитектор Л. Г. Салливен. В США эти идеи не получили непосредственные продолжения. лишь Ф. Л. Райт развивал на их основе теорию органической архитектуры.Выдвинутая Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 1920-х гг.

была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками Рационализма, полемически упростившими её содержание, сведя его к первичности утилитарного по отношению к эстетическому.

Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно — архитекторами, связанными с«Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.). Идеи целесообразного конструирования жизненной среды связывались с социальной утопией «жизнестроительства», создания материальных форм, которые могли бы способствовать«разумному преобразованию» капиталистического общества.

На структуру построек переносился принцип построения механизма. здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались.

Функции при этом анализировались на основе методов научной организации труда, в духе Тейлоризма.

Принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций (их определяли так: «жить, работать, отдыхать, передвигаться»)

был перенесён и в область градостроительства. Рассудочные методы архитектурного творчества были доведены до крайней механистичности немецкими архитекторами, работавшими в конце 1920-х гг. в области муниципального жилищного строительства (Э. Май, Б. Таут, М. Вагнер).Под влиянием Конструктивизма, представители которого решали задачи, во многом родственные поискам ведущих мастеров Ф., в творчестве западно-европейских архитекторов, связанных с Ф., во 2-й половине 1920-х гг. развивались демократические тенденции и элементы трезвого социального анализа. В условиях экономических трудностей конца 1920-х гг. идеи Ф. получили популярность у предпринимателей, их утопические идеи использовались социал-реформистскими политиками, но элементы социальной прогрессивности выхолащивались. Ф. утвердился во всех странах Западной Европы, а также в США и Японии. Однако наряду с распространением вширь он терял черты творческого метода, преобразуясь в некий«международный стиль», оперировавший внешними атрибутами целесообразной формы. Стремясь укрепить веру в трезвую целеустремлённость направления, приверженцы и стали называть его «Ф.» (швейцарский теоретик архитектуры З. Гидион внедрил этот термин как характеризующий всё «нетрадиционное» зодчество 1920-30-х гг.).Повсеместное, не зависящее от условий среды и климата насаждение форм и приёмов, возникших в конкретных условиях Германии и Франции, вело к противоречиям с самим принципом рационального подхода к архитектуре. Архитекторы Финляндии (А. Аалто и др.), Швеции (С. Маркелиус и др.) уже в 1930-е гг., опираясь на метод Ф., стали разрабатывать приёмы, отвечающие национальной специфике своих стран. Это положило начало развитию региональных архитектурных школ, развивавшихся в рамках Ф.,«международный стиль» стал распадаться. Разочаровавшись в иллюзиях «великой социальной миссии архитектуры», объединявших зачинателей Ф., его приверженцы стали отходить от анализа социальных проблем, что ещё более подрывало позиции Ф.После 2-й мировой войны 1939-45 влияние архитектуры Ф. возродилось при восстановлении разрушенных городов, однако единство «международного стиля» распалось окончательно. Против основной доктрины Ф. выступил один из прежних его лидеров Л. Мис ван дер Роэ, а также приверженцы Брутализма, возродившегося Неоклассицизма и возврата к историческим традициям.В современной сов. архитектурной теории преобладает тенденция к внимательному изучению творческого наследия мастеров Ф. (в особенности тех концепций, которые были связаны с проблематикой советского зодчества 1920-х гг.). вместе с тем подвергаются критике социально-утопические воззрения представителей Ф., многие из которых надеялись преобразовать капиталистическое общество с помощью архитектуры.Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, М., 1973. Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972. Гропиус В., Границы архитектуры (пер. с нем.), М., 1971. Sfaellos C. A., Le fonctionnalisme dans larchitecture contemporaine, P., 1952. Zurko E. R. de, Origins of functionalist theory, N. Y., 1957.А. В. Иконников.

Источник: https://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/funkcionalizm.html

Первые психологические школы: функционализм

Работы Вюрцбургской школы доказали невозможность свести содержание психики к набору отдельных элементов, составляющих основу сенсорной мозаики. Наглядно был продемонстрирован и тот факт, что психическая активность имеет определенную направленность, цель.

Таким образом, в психологии на первый план вышла проблема исследования содержания не структуры, но функций психики, которые бы раскрыли именно психологические особенности взаимосвязи живого организма со средой.

Отвергая взгляд на сознание как устройство «из кирпичей и цемента», ученые, разрабатывавшие новое направление в психологии — функционализм, приходили к выводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель.

У истоков это направления стоял австрийский психолог Франц Брентано. Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия.

Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических. Интенция — это не просто активность.

В ней совместно с актом сознания всегда существует какой-либо объект.

Утвердив принцип активности сознания, Брентано стал пионером европейского функционализма, разработка которого была продолжена в трудах К. Штумпфа. Под влиянием Брентано он также пришел к выводу, что предметом психологии должно стать исследование психологических функций или актов («воспринимания», понимания, хотения и др.).

Хотя многие европейские ученые использовали положения Брентано и функциональной психологии в своих исследованиях, настоящий расцвет этой школы связан с американской психологией, прежде всего с работами У. Джемса.

Джемс занимался многими проблемами — от изучения работы мозга и развития познавательных процессов и эмоций до психологии личности и психоделических исследований. Одним из основных направлений его исследований было изучение сознания.

Наши мысли представляют собой функцию познания, связанную со стремлением осознать окружающее, которое, в свою очередь, стремится стать осознанным. Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами.

При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно изменяется. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант — внимания и привычки.

Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы человека на успех в любой деятельности.

Большое значение имело и описание Джемсом чувств и эмоций, вызываемых разными структурами и частями личности, прежде всего описание самооценки. Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал одну из самых известных теорий эмоций.

Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями.

Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д. Дьюи, основателем Чикагской школы функционализма. Он говорил, что существуют разные стадии в развитии мышления, а также целевая направленность каждой из них. Отсюда и интерес ученого главным образом к процессу, в том числе и к процессу мышления, а не к результату исследования.

В статье «Понятие рефлекторного акта в психологии» (1896) Дьюи доказывал, что предметом психологического исследования является не структура сознания, а его функция.

Эта статья многими исследователями рассматривается как поворотный пункт в развитии американского функционализма, который заявил о своем несогласии со структурализмом и отстаивал свой подход к психологии.

Окончательно программа Чикагской школы функционализма была сформулирована последователем Дьюи Д. Энджеллом. В нем функционализм определялся как учение о психических операциях в противовес учению о психических элементах.

Главное назначение сознания, с его точки зрения, состоит в понимании тех изменений, которые происходят в новой, все более усложняющейся среде. Организм действует, используя свои функции — внимание, память, мышление — как единое психофизическое целое.

Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо использовать и наблюдение, и генетический метод.

Поэтому в работах Энджелла и его школы большое внимание уделялось исследованию мышечной адаптации и развитию потребностей.

К концу 20-х годов XX в. функционализм стал признанной школой, практически полностью оттеснив структурализм. Американские функционалисты рассматривали функцию как деятельность, охватывающую и сознание, и поведение.

Это отличало их позицию от позиции европейских психологов, анализирующих в первую очередь акты (функции) сознания. Но было и общее, что определяло подход к предмету психологического исследования в обеих школах.

Началом психической деятельности для них был субъект, операциями и актами которого определяется характер мира, где он функционирует.

В то же время вклад этого направления в развитие психологии очень важен, так как именно его представители объективно показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии.

Читайте также:  Кто такие маргинальные личности: значение маргинал и иных определений

Не менее важной была и идея целостности, рассмотрение не только сознания и поведения, но и той социальной среды, в которой развивается живое существо.

Именно эти положения, так же как методы изучения психической деятельности, разработанные в рамках функционализма, определили пути дальнейшего развития психологии.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/psihologia-i-pedagogika/06281891.html

Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии

Функционализм (конец ХIХ в — 20е годы ХХ века, на смену пришел бихевиоризм).

Джон Дьюи — психолог, философ, педагог. В 1896 г. статья «Понятие рефлекторной дуги в психологии»- ее считают началом функционализма. В рефлекс дуге выделяют начало, середину и конец; у каждой части своя особая функция.

По Дьюи, рефлекс – это единый целостный акт координации, направленный на адаптацию организма к среде. Начало направлено на выявление условий, в которых оказался организм; середина — на осмысление, анализ этих условий; реакция — приведение в соответствие организма с теми условиями, в которых он оказался в данный момент.

По аналогии с рефлексом психика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении.

Социальную почву функционализма составляет прагматизм, который пронизывал всю американскую идеологию, ее философию и науку. Практическая полезность идей считалась главным свойством идей. В этой обстановке анализ создания, лишенный практической значимости, как это было в структурализме Титченера, вызывал протест.

Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания в терминах составляющих его элементов; требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении.

Предметом изучения объявляется функция, т. е. операция.

Изучить функцию — значит, раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена.

Основные положения школы функционализма:1. психология должна изучать не Что, а Как (как работает сознание, а не из чего оно состоит). 2. Задача состоит в том, чтобы изучать полезность сознания в новых ситуациях, приспособление к новым условиям.3. В поведении действуют целостный организм- душа и тело, в неразрывном единстве.

Функционализм явился стимулом, побудителем крупного поворота в психологии: от теоретической к прикладным формам психологии: психология раскололась на 2 – теоретическую и прикладную.

Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для новых развивающихся отраслей психологической науки — педагогической, промышленной и др. Однако она не выдержала проверки временем и распалась.

Требование рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты (видения, слышания и т. п.

), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции, например, дыхание понимается как выполняющее функцию снабжения организма кислородом и др

Чикагская школа: Дьюи, Энджелл и Кэрр.

Дьюивыступил с критикой психологического молекуляризма, элементаризма и редукционизма теории рефлекторной дуги, в которой раздражитель и реакция рассматриваются как обособленные части.

Круг, а не дуга! Реакция изменяет восприятие, раздражитель и реакция должны рассматриваться как единое, а не как набор индивидуальных ощущений и реакций. Нельзя исследовать сознание, изучив лишь его отдельные элементы.

Предметом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Поведение как форма приспособления к окружающей среде.

Джеймс Роуленд Энджелл (1869-1949) превратил движение функционалистов в настоящую психологическую школу. Функция психики – совершенствовать адаптивные способности организма. Цель психологии – изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении в окружающей среде.

Функции психологии: — изучать психические операции, а не элементы. Задача – изучение процессов и условий, в которых они протекают.- изучение роли сознания и таких психических процессов как суждение и проявление воли.- изучение психофизических связей (разум/тело) в общем контексте взаимоотношений организма с окружающей средой.

  • Гарвей Карр – функционализм достиг своего пика в качестве формальной системы.
  • Предмет изучения психологии – психическая деятельность (такие процессы как восприятие, мышление, память, воображение, чувство, воля).
  • Функция психической деятельности – приобретение, фиксирование, сохранение, организация и оценка переживаний и их использование для руководства поведением.

Тип поведения, который отражает психическую активность, – приспособительное поведение. Акцент изучения перенесен с исключительно субъективной мысли на объективное, внешне проявляемое поведение.

Психология занимается изучением личности, мышления и «я» человека, но это только абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях – лишь в том, как они выражаются в реакциях человека.

Психофизические процессы – разнообразные мыслительные операции, входящие в приспособительные реакции организма.

Колумбийская школа: Вудвортс. Представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Основное положение: важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов). Предметом психологии является и сознание, и поведение.

На реакцию оказывает влияние не только характер раздражителя, но и сам организм с его разными уровнями энергии и всем предшествующим опытом. С помощью объективного наблюдения можно изучать воздействие внешнего раздражителя и ответную реакцию, но то, что происходит внутри организма, доступно только методу интроспекции.

«Динамическая психология» (1918)

Европейский функционализм: Рибо В России: Ланге В Швейцарии: Клапаред (утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, потребностей.).

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/28893.html

Функционализм | Мир Психологии

Функционализм (англ. functionalism) — методологическая ориентация (и научный подход) на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму.

Для Функционализма характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием.

В логическом смысле примат функции выражается в том, что знание функции признается необходимым (обязательным) предварительным условием для понимания и объяснения структуры и развития.

Прототипами высказываний в духе Функционализма могут служить след.: «Чтобы понять анатомию, надо понимать функцию — нельзя судить о назначении штопора на основании одних лишь его физических свойств» (Я. Сентаготаи, М. Арбиб); «структурные свойства языка объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах коммуникации» (Р.

Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой и развитием выражается в признании функционирования (и деятельности) ведущим фактором формирования и развития структуры (в онтогенезе, филогенезе, социогенезе). Конкретные примеры этой методологии легко обнаружить в отечественной психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности принцип.

В частности, исследователи речевого онтогенеза утверждают: «У развивающегося объекта вначале изменяется его функция, потом согласно ей перестраивается сам объект» (Е.И. Исенина); «главное внимание необходимо уделять функции речи ребенка — тому, зачем и для чего она возникает, т.к. именно назначение речи делает необходимым ее появление» (М.И. Лисина) и т.д.

Общий анализ методологии исследований Л.С. Выготского позволяет утверждать, что он не был ни функционалистом, ни структуралистом в каком-то узком смысле. Его методология наиболее адекватно м. б.

квалифицирована как настоящий (не конъюнктурный) системный подход, ориентированный на понимание целостности объекта, выявление многообразных связей между структурой, функцией и генезисом, сведение разных представлений объекта изучения в единую теоретическую картину.

Выготский был одним из первых психологов, кто оригинально, систематически и содержательно использовал понятия «функциональная система», «структура функций», «межфункциональные связи», «функциональное развитие» и т.п. (Б. М.)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Функционализм — направление в психологии. Восходит к У. Джемсу, который полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, как и почему она меняется, весьма важен вопрос о том, какую ценность для человека она составляет, чему служит.

С позиции сторонников функционализма, проблема — не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, но в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивида.

Они выдвинули гипотезу, согласно коей роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспосабливаться к различным ситуациям, постоянно возникающим перед ним, — или повторяя уже выработанные формы поведения, или изменяя их по требованию обстоятельств, или же осваивая новые действия.

Но, хотя функционализм делал упор на внешние стороны психики, а не на внутренние феномены, как ощущения или чувства (что характерно для структурализма), он все же отдавал предпочтение методу интроспекции.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Функционализм (лат. functio – исполнение)

  1. в психологии – точка зрения, согласно которой анализ мышления и поведения должен проводиться скорее в понятиях их функций или полезности, чем в понятиях их содержания;
  2. школа изучения мышления, парадигма которой разработана Энджелом в противовес доминировавшей в то время подходам структуралистской психологии. Функционалистское направление всё ещё проявляется в современном эмпиризме и напоминает о себе такими терминами, как цель, адаптация, полезность, функция, роль и др.;
  3. в философии – подход к изучению сознания, в котором психические состояния рассматриваются как функциональные состояния. Согласно ему, например, два идентичных психических состояния рассматриваются как функционально эквивалентные безотносительно к тому, являются или нет они физически одинаковыми.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

  • нет значения и толкования слова
  • Оксфордский толковый словарь по психологии
  • Функционализм

В психологии: 1. Общая и широко представленная точка зрения, которая подчеркивает, что анализ мышления и поведения должен проводиться скорее в понятиях их функций или полезности, чем в понятиях их содержания. 2. Школа мышления, формально основанная в Чикагском Университете под руководством Энджелла и Карра в 1910-е и 1920-е годы.

Хотя школа мышления в значении 2 отражала многие характеристики подхода в значении 1, важно их различать. Формальная школа (значение 2) представляла определенный программный подход к изучению сознания. Набор основных принципов был выдвинут Энджеллом и разработан как парадигма взамен доминировавшей тогда структуралистской школы (см.

структурализм (1)).

Функционализм в значении 1, представлял собой определенное направление, которое сформировалось из отдельных влияний, а именно из эволюционной теории Дарвина с его акцентированием на адаптации, из прагматизма Джемса и Пирса с непредубежденностью и либеральными ориентациями, сосредоточенностью на практической пользе действия, и из холизма Дьюи с его склонностью к исследованию целого, функционирующего организм, взаимодействующего со средой. Чикагская школа мышления прекратила свое существование; а функцио-налистское направление все еще проявляется в современном эмпиризме, и такие распространенные термины, как цель, адаптация, функция, полезность, роль и многие другие, являются его наследством.

В философии – подход к изучению сознания, в котором психические состояния рассматриваются как функциональные состояния.

Функционализм в этом смысле метафизически отличается от физикализма тем, что утверждает не то, что два идентичных психических состояния являются физически идентичными, а что они должны (могут) только рассматриваться как функционально эквивалентные.

Эта точка зрения представлена в работах в области искусственного интеллекта, где теория автоматизации может быть представлена скорее в понятиях функций, чем реальных внутренних (то есть физических) структур.

предметная область термина

ФУНКЦИОНАЛИЗМ (FUNCTIONALISM)

  1. философия предназначения, утверждающая, что форма должна быть адаптирована к функции.
  2. Доктрина или действия, придающие первостепенное значение практической применимости или функциональным связям.

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ — теория восприятия и, в более широком смысле, общая теория поведения, возникшая, прежде всего, благодаря Эгону Брунсвику.

В этой тории подчеркивается, что восприятие – процесс обнаружения того, какие из аспектов стимула предоставляют наиболее полезные или функциональные сигналы, то есть дают наибольшую вероятность успешного реагирования на среду. См. экологическая валидность.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/funkcionalizm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector