Ключевые моменты периодизации развития личности эриксона

План

Введение

  1. Общие положения теории Э.Эриксона
  2. Особенности периодизации детского развития по Э.Эриксону
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение

Актуальность реферата обусловлена тем, что развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс.

Это — внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий.

Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.

Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э.

Каждому возрасту соответствуют свои особенности – при чем это и уже имеющиеся особенности и особенности приобретаемые. Детский возраст служит показателем развития ребенка, точнее, возраст в совокупности с другими данными, показывает и мамам и врачам как развивается ребенок: здоров ли он, какие имеет склонности и предпочтения как личность и так далее.

Проблемой периодизации занимались многие ученые-психологи с мировым именем и в настоящий момент существует множество схем-периодизаций детского возраста, которые опираются на основные научные интересы своих создателей.

Мы будем говорить о периодизации детского возраста по Эрику Эриксону, в каком-то смысле ученику великого Зигмунда Фрейда. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности (эпи от греч. — сверх, после, + генез — развитие).

Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Его периодизация включает следующие этапы:

  • Младенчество (от рождения до года)
  • Раннее детство (от года до трех)
  • Игровой возраст (3-6, 5 – 7 лет)
  • Школьный возраст (6 – 12 лет)
  • Юность (12-18 лет)
  • Молодость, или ранняя взрослость (18-20-35 лет)
  • Взрослость (35-60-65 лет)
  • Зрелость (60-65 лет).

Цель реферата – рассмотреть периодизацию детского развития.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие положения теории Э.Эриксона.
  2. Изучить особенности периодизации детского развития по Э.Эриксону.

1. Общие положения теории Э.Эриксона

Все начинается, в любой периодизации, разумеется, с рождения. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция — это концепция детства.

Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», — писал Э. Эриксон.

Нас будет интересовать возраст до 6 лет, то есть первые три периода.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается не только самим существованием человека, но и обществом.

Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э.

Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором эта личность живет.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

В книге «Детство и общество» (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического «плана личности» (2, с. 219).

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом.

Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии.

Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.

Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается.

В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.

В то же время, он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации» (2, с. 219).

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

  1. Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
  2. Таблица 1
  3. Восемь стадий психосоциального развития
  4. по Эрику Эриксону (2, с. 220)
Стадия Возраст Кризис Сильная сторона
1 Орально-сенсорная до 1года Базальное доверие — базальное недоверие Надежда
2 Мышечно-анальная 1-3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли
3 Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность — вина Цель
4 Латентная 6-12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность
5 Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
6 Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность — изоляция Любовь
7 Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность — застой Забота
8 Поздняя зрелость 65- смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии.

Он считает, что в каждой культуре существует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением.

Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

2. Особенности периодизации детского развития по Э.Эриксону

Ключевые моменты периодизации развития личности Эриксона

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни. 

  1. Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия. 
  2. Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах. 
  3. Инициатива или чувство вины. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. 
  4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими. 
  5. Идентичность или смешение ролей. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности. 
  6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. 
Читайте также:  Маниакально-депрессивное расстройство (психоз) личности

Заключение

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам.

Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности.

Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние. 

Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом.

Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии.

Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение.

Список источников

  1. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.
  3. Эрик Г. Эриксон. «Детство и общество». изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, 1996.- 592 с.

Источник: http://help-stud.ru/ref_razvitie_detey_erikson.php

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом.

Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека.

Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла.

На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни.

Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами.

На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру?
  • Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
  • Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
  • Доверие Недоверие
    Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением?
  • Разумная дозволенность, поддержка.
  • Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
  • АвтономияСомнение
    Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
  • Поощрение активности, наличие возможностей.
  • Отсутствие возможностей, неодобрение активности
  • Инициатива Вина
    Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
  • Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.
  • Плохое обучение, отсутствие руководства
  • Трудолюбие Чувство неполноценности
    Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
  • Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
  • Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
  • Идентичность Смешение ролей
    Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
  • Душевная теплота, понимание, доверие.
  • Одиночество, остракизм
  • Близость Изоляция
    Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям?
  • Целеустремленность, продуктивность.
  • Обеднение личной жизни, регрессия
  • Генеративность Стагнация
    Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью?
  • Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
  • Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
  • Целостность эго Отчаяние

    1. Доверие или недоверие.

    По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

    2.Автономия или стыд и сомнение.

    Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения.

    Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе.

    Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

    3.Инициатива или чувство вины.

    Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

    4. Трудолюбие или чувство неполноценности.

    В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

    Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками.

    В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

    5.Идентичность или смешение ролей.

    До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

    6.Близость или изоляция.

    В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость.

    Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

    7.

    Генеративность или стагнация.

    Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

    8. Целостность эго или отчаяние.

    На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов. Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

    Источник: http://www.eti-deti.ru/obchie/1.html

    Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

    Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается.

    Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа, на основе этого он разработал свою периодизацию.

    Читайте также:  Функционализм в психологии: что это такое?

    Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

    Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

    Периодизация:

    На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

    Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери.

    Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

    2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

    В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е.

    формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр.

    Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

    В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

    Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

    В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

    На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

    7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

    После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах.

    Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

    Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/33-psyvosr/281-periodlich

    Стадии развития личности по Э. Эриксону

    Эрик Хомбургер Эриксон, являясь последователем Зигмунда Фрейда, расширил психоаналитическую теорию, создав свою схему развития ребёнка. Он стал рассматривать развитие в широкой системе социальных отношений, выделил 8 стадий психологического развития (у Фрейда их 5).

    Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал.

    Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации.

    В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

    развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.

    Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала.

    Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

    Периодизация развития личности

    Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

    Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0 – 1 г

    На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов.

    Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта.

    В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

    Раннее детство (мышечно-анальная стадия) 1 – 3 года

    В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка.

    Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда.

    Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

    Детство (локомоторно-генитальная стадия) 3 – 6 лет

    Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива.

    Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к.

    это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

    Школьный возраст (латентная стадия) 6 – 12 лет

    Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности.

    Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

    Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

    Отрочество и юность (12 – 20 лет)

    Подростковым возраст и юность – период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе.

    Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности.

    Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

    Ранняя зрелость (20 – 25 лет)

    В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования.

    Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни.

    Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

    Средний возраст (25 – 65 лет)

    Это период зрелости, он самый длительный. Основное – это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению.

    Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

    Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

    Поздняя зрелость (после 65 лет)

    Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности.

    Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает.

    Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

    В заключение

    Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго.

    Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь.

    Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

    Источник: https://sherbakova.com/stadii-razvitiya-po-ehriksonu/

    Периодизация по эриксонуc

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ
    РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    ПО Э. ЭРИКСОНУ

    Эрик Эриксон
    — последователь 3.Фрейда, расширивший
    психоаналитическую теорию. Он смог
    выйти за ее рамки благодаря тому, что
    начал рассматривать развитие ребенка
    в более широкой системе социальных
    отношений.

    Особенности
    становления личности зависят от
    экономического и культурного уровня
    развития общества, в котором растет
    ребенок, от того, какой, исторический
    этап этого развития он застал. Ребенок,
    живущий в Нью-Йорке в середине XX в.,
    развивается не так, как маленький индеец
    из резервации, где во всей полноте
    сохранились старые культурные традиции
    и время как бы остановилось.

    Ценности и нормы
    общества передаются детям в процессе
    воспитания. Дети, принадлежащие к
    сообществам практически одинакового
    уровня социально-экономического
    развития, приобретают разные черты
    личности из-за разных культурных
    традиций, связанных с основным видом
    занятий, и принятых стилей воспитания.
    В разных индейских резервациях Э.

    Читайте также:  Фобии

    Эриксон
    наблюдал два племени — Сиу, бывших
    охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков
    и собирателей желудей. В племени Сиу
    детей не пеленают туго, долго кормят
    грудным молоком, не следят строго за
    опрятностью и вообще мало ограничивают
    свободу их действий.

    Дети ориентируются
    на исторически сложившийся идеал своего
    племени — сильного и отважного охотника
    в бескрайних прериях — и приобретают
    такие черты, как инициативность,
    решительность, смелость, щедрость в
    отношениях с соплеменниками и жестокость
    в отношении к врагам.

    В племени Юрок,
    наоборот, детей рано отучают от груди,
    туго пеленают, рано приучают к опрятности,
    сдержанны в общении с ними. Они вырастают
    молчаливыми, подозрительными, скупыми,
    склонными к накопительству.

    Развитие личности
    по своему содержанию определяется тем,
    что общество ожидает от человека, какие
    ценности и идеалы ему предлагает, какие
    задачи ставит перед ним на разных
    возрастных этапах.

    Но последовательность
    стадий развития ребенка зависит от
    биологического начала. Ребенок, созревая,
    с необходимостью проходит рад следующих
    друг за другом стадий.

    На каждой стадии
    он приобретает определенное качество
    (личностное новообразование), которое
    фиксируется в структуре личности и
    сохраняется в последующие периоды
    жизни.

    До 17—20 лет происходит
    медленное, постепенное становление
    главного ядерного образования —
    идентичности
    личности.
    Личность развивается благодаря включению
    в различные социальные общности (нацию,
    социальный класс, профессиональную
    группу и т.д.) и переживанию своей
    неразрывной связи с ними.

    Идентичность
    — психосоциальная тождественность —
    позволяет личности принимать себя во
    всем богатстве своих отношений с
    окружающим миром и определяет ее систему
    ценностей, идеалы, жизненные планы,
    потребности, социальные роли с
    соответствующими формами поведения.

    Идентичность — условие психического
    здоровья: если она не сложится, человек
    не находит себя, своего места в обществе,
    оказывается «потерянным».

    Идентичность
    формируется в юношеском возрасте, это
    характеристика достаточно зрелой
    личности.

    До этого времени ребенок
    должен пройти через ряд идентификаций
    — отождествления себя с родителями,
    мальчиками или девочками (половая
    идентификация) и т.д.

    Этот процесс
    определяется воспитанием ребенка,
    поскольку с самого его рождения родители,
    а затем и более широкое социальное
    окружение приобщают его к своей социальной
    общности, группе, передают ребенку
    свойственное ей мировосприятие.

    Еще один важный
    для развития личности момент —
    кризисность. Кризисы присущи всем
    возрастным стадиям, это «поворотные
    пункты», моменты выбора между прогрессом
    и регрессом.

    В каждом личностном качестве,
    которое проявляется в определенном
    возрасте, заключено глубинное отношение
    человека к миру и к самому себе. Это
    отношение может быть позитивным,
    связанным с прогрессивным развитием
    личности, и негативным, вызывающим
    отрицательные сдвиги в развитии, его
    регресс.

    Ребенку и затем взрослому
    человеку приходится выбирать одно из
    двух полярных отношений — доверие или
    недоверие к миру, инициативу или
    пассивность, компетентность или
    неполноценность и т.д.

    Когда выбор сделан
    и закреплено соответствующее качество
    личности, скажем положительное,
    противоположный полюс отношения
    продолжает открыто существовать и может
    проявиться значительно позже, когда
    взрослый человек столкнется с серьезной
    жизненной неудачей.

    Таблица 1.4

    Стадии развития
    личности по Э. Эриксону

    Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивного развития
    1. Младенчество (0—1) Мать или замещающее ее лицо Доверие к миру — недоверие к миру Энергия и жизненная радость
    2. Раннее детство (1-3) Родители Самостоятельность — стыд, сомнения Независимость
    3. Детство (3-6) Родители, братья и сестры Инициатива — пассивность, вина Целеустремленность
    4. Школьный возраст (6-12) Школа, соседи Компетентность — неполноценность Овладение знаниями и умениями
    5. Отрочество и юность (12-20) Группы сверстников Идентичность личности — непризнание Самоопределение, преданность и верность
    6. Ранняя зрелость (20—25) Друзья,любимые Близость — изоляция Сотрудничество, любовь
    7. Средний возраст (25-65) Профессия, родной дом Продуктивность — застой Творчество и заботы
    8. Поздняя зрелость (после 65) Человечество, ближние Целостность личности — отчаяние Мудрость

    На первой стадии
    развития (орально-сенсорной), соответствующей
    младенческому возрасту, возникает
    доверие или
    недоверие к миру.
    При прогрессивном развитии личности
    ребенок «выбирает» доверительное
    отношение. Оно проявляется в легком
    кормлении, глубоком сне, ненапряженности
    внутренних органов, нормальной работе
    кишечника.

    Ребенок, с доверием относящийся
    к миру, который его окружает, без особой
    тревоги и гнева переносит исчезновение
    из его поля зрения матери: он уверен,
    что она вернется, что все его потребности
    будут удовлетворены. Младенец получает
    от матери не только молоко и необходимый
    ему уход, с ней связано и «питание»
    миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

    Материнская любовь и нежность определяет
    «количество» веры и надежды,
    вынесенной из первого жизненного опыта
    ребенка.

    В это время ребенок
    как бы «вбирает» в себя образ матери
    (возникает механизм интроекции). Это
    первая ступень формирования идентичности
    развивающейся личности.

    Вторая стадия
    (мышечно-анальная) соответствует раннему
    возрасту. Резко возрастают возможности
    ребенка, он начинает ходить и отстаивать
    свою независимость.

    Но возрастающее
    чувство самостоятельности
    не должно подорвать сложившееся раньше
    доверие к миру.

    Родители помогают его
    сохранить, ограничивая появляющиеся у
    ребенка желания требовать, присваивать,
    разрушать, когда он проверяет свои силы.

    Требования и
    ограничения родителей в то же время
    создают основу для негативного чувства
    стыда и сомнений.
    Ребенок чувствует «глаза мира»,
    следящие за ним с осуждением, стремится
    заставить мир не смотреть на него или
    хочет сам стать невидимым. Но это
    невозможно, и у ребенка появляются
    «внутренние глаза мира» — стыд за
    свои ошибки, неловкость, испачканные
    руки и т.д.

    Если взрослые предъявляют
    слишком суровые требования, часто
    порицают и наказывают ребенка, у него
    возникают страх «потерять лицо»,
    постоянная настороженность, скованность,
    необщительность.

    Если стремление ребенка
    к независимости не подавляется,
    устанавливается соотношение между
    способностью сотрудничать с другими
    людьми и настаивать на своем, между
    свободой самовыражения и ее разумным
    ограничением.

    На третьей стадии
    (локомоторно-генитальной), совпадающей
    с дошкольным возрастом, ребенок активно
    познает окружающий мир, моделирует в
    игре отношения взрослых сложившиеся
    на производстве и в других сферах жизни,
    быстро и жадно учится всему, приобретая
    новые дела и обязанности. К самостоятельности
    добавляется инициатива.

    Когда поведение
    ребенка становится агрессивным-
    инициатива ограничивается, появляются
    чувства вины и тревожности; таким образом
    закладываются новые внутренние инстанции
    — совесть и моральная ответственность
    за свои действия, мысли и желания.

    Взрослые не должны перегружать совесть
    ребенка. Чрезмерное неодобрение,
    наказания за незначительные проступки
    и ошибки вызывают постоянное ощущение
    своей вины,
    страх перед наказанием за тайные мысли,
    мстительность.

    Тормозится инициатива,
    развивается пассивность.

    На этом возрастном
    этапе происходит половая
    идентификация
    и ребенок осваивает определенную форму
    поведения мужскую или женскую.

    Младший школьный
    возраст — предпубертатный, т.е.
    предшествующий половому созреванию
    ребенка. В это время развертывается
    четвертая стадия (латентная), связанная
    с воспитанием у детей трудолюбия,
    необходимостью овладения новыми знаниями
    и умениями. Школа становится для них
    «культурой в себе», со своими особыми
    целями, достижениями и разочарованиями.

    Постижение основ трудового и социального
    опыта дает возможность ребенку получить
    признание окружающих и приобрести
    чувство компетентности. Если же достижения
    невелики, он остро переживает свою
    неумелость, неспособность, невыгодное
    положение среди сверстников и чувствует
    себя обреченным быть посредственностью.

    Вместо чувства компетентности образуется
    чувство неполноценности.

    Период начального
    школьного обучения — это также начало
    профессиональной
    идентификации
    ощущения своей связи с представителями
    определенных профессий.

    Подростковый
    возраст и юность
    составляют пятую стадию развития
    личности, период самого глубокого
    кризиса. Детство подходит к концу, и
    этот большой этап жизненного пути,
    завершаясь, приводит к формированию
    иоентичности.

    В ней объединяются и преобразуются все
    предыдущие идентификации ребенка; к
    ним добавляются новые, поскольку
    повзрослевший, изменившийся внешне
    ребенок включается в новые социальные
    группы и приобретает другие представления
    о себе.

    Целостная идентичность личности,
    доверие к миру, самостоятельность,
    инициативность и компетентность
    позволяют юноше решить главную задачу,
    которую ставит перед ним общество, —
    задачу самоопределения выбора жизненного
    пути.

    Когда не удается
    осознать себя и свое место в мире,
    наблюдается диффузность
    идентичности.
    Она связана с инфантильным желанием
    как можно дольше не вступать во

    взрослую жизнь,
    со смутным, устойчивым состоянием
    тревоги, чувством изоляции и опустошенности.

    Диффузноеть идентичности может
    проявляться во враждебном неприятии
    социальных ролей, желательных для семьи
    и ближайшего окружения юноши (мужской
    или женской, национальной, профессиональной,
    классовой и т.д.

    ), в презрении ко всему
    отечественному и переоценке иностранного,
    в стремлении «стать ничем» (если
    это единственный оставшийся способ
    самоутверждения).

    В ранней зрелости,
    на шестой стадии, перед взрослым человеком
    встает проблема близости
    (интимности). Именно в это время проявляется
    истинная сексуальность. Но человек
    готов к близости с другим не только Б
    сексуальном, но и в социальном плане.

    После периода поисков и утверждения
    собственной идентичности он готов
    «слить» ее с идентичностью того,
    кого любит. Близкие отношения с другом
    или любимой женщиной требуют верности,
    самопожертвования и нравственной силы.

    Стремление к ним не должно заглушаться
    страхом потерять свое «Я».

    Третье десятилетие
    жизни — время создания семьи. Оно
    приносит любовь, понимаемую Э.Зриксоном
    в эротическом, романтическом и нравственном
    смысле. В браке любовь проявляется в
    заботе, уважении и ответственности за
    спутника жизни.

    Неспособность
    любить, устанавливать близкие доверительные
    отношения с другими людьми, предпочтение
    поверхностных контактов приводит к
    изоляции, чувству одиночества.

    Зрелость,
    или средний
    возраст, —
    седьмая стадия развития личности,
    необычайно длительная.

    Решающим здесь
    становится «отношение человека к
    продуктам своего труда и к своему
    потомству», забота о будущем
    человечества.

    Человек стремится к
    продуктивности
    и творчеству, к реализации своих
    возможностей передать что-то следующему
    поколению — собственный опыт, идеи,
    созданные произведения искусства и
    т.д.

    Желание внести
    свой вклад в жизнь будущих поколений
    является естественным, в этом возрасте
    оно реализуется, прежде всего, в отношениях
    с детьми. Э.Эриксон подчеркивает
    зависимость старшего поколения в семье
    от младшего.

    Зрелый человек
    нуждается в том, чтобы быть нужным.

    Если продуктивность
    не достигается, если нет потребности в
    заботе о других людях, делах или идеях,
    иоявляется безразличие, сосредоточенность
    на себе. Тот, кто балует себя как ребенка,
    приходит к застою, обеднению личной
    жизни.

    Последняя стадия,
    поздняя
    зрелость,
    становится интегративной: в это время
    «созревают плоды семи предшествовавших
    стадий». Человек принимает пройденный
    им жизненный путь как должный и обретает
    целостность
    личности.

    Только сейчас
    появляется мудрость. Взгляд в прошлое
    дает возможность сказать: «Я доволен».
    Дети и творческие достижения воспринимаются
    как продолжение себя, и страх смерти
    исчезает.

    Не ощущают
    целостность своего «Я» люди,
    недовольные прожитой жизнью, считающие
    ее цепью ошибок и нереализованных
    возможностей. Невозможность что-то
    изменить в прошлом, начать жить заново
    раздражает, собственные недостатки и
    неудачи кажутся следствием неблагоприятных
    обстоятельств, a приближение к последней
    границе жизни вызывает отчаяние.

    Источник: https://StudFiles.net/preview/3005565/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector