Определение сентенции и применение в жизни

23 ДЕКАБРЯ 2016Обновлено 5 июля 2019

  • /
  • /

Ценностное предложение (Value Proposition) — это ясное и простое изложение преимуществ, которые потребители получат при покупке продукта или услуги.

Наличие такого предложения определяет ценность вашей компании на рынке, что дает ей конкурентное преимущество — ваше отличие от других брендов.

Для разработки ценностных предложений используется специальный шаблон Остервальдера, по английски — Value Proposition Canvas Template («Вэлью Пропозишен Канва Темплэйт»), ее также также называют «канва Остервальдера».

Это перевод статьи Value Proposition Canvas Template Питера Томпсона. Если вы в теме и хотите сразу читать о шаблоне, перейдите к следующему параграфу. В завершение мы расскажем о том как разработать ценностное предложение, какими они бывают и как их используют в маркетинге.

Питер Томпсон

Автор статьи и создатель шаблона

Digital-стратег, специализируется на маркетинге и разработке новых продуктов. Более 10 лет преобразовывает бизнес-стратегии в стратегии брендов, создавая убедительные сообщения для целевых аудиторий. Создает инновационные digital-стратегии для финансовых услуг, технологических компаний и B2B брендов. Среди клиентов — Barclays, Panasonic, Philips, Toshiba и HTC.

О ценностном предложении можно говорить, когда продукт компании соответствует желаниям клиента и происходит волшебное совпадение между тем, что вы делаете и что люди хотят купить. Это переломная точка, в которой стратегия бизнеса превращается в стратегию бренда.

Определение сентенции и применение в жизни

Когда вы начинаете новый проект или бизнес, вам нужны простые инструменты стратегического планирования, чтобы сосредоточиться на главном и осуществить задуманное наилучшим способом. Шаблон ценностного предложения — простой инструмент, который поможет быстро прояснить суть бизнеса или проекта и начать действовать.

Определение сентенции и применение в жизни

Шаблон ценностного предложения включает элементы поведенческой психологии и дизайн-мышления.

Ценностное предложение — ключевой элемент бизнес-модели, а та, в свою очередь, одна из важнейших частей бизнес-стратегии. Инструменты стратегического планирования традиционно были областью изучения MBA, но сейчас «пошли в народ» — в упрощённом виде их используют предприниматели, дизайнеры и технические группы.Шаблон бизнес-модели был создан в 2009 году на основе цепочки ценности Майкла Портера и теории фирм Питера Друкера. Это любимый инструмент стартаперов для быстрой проверки бизнес-идей. Он содержит чёткие вопросы в каждой ячейке, и на одной странице вмещает годы практики бизнес-школ и управленческого консалтинга.
Определение сентенции и применение в жизни

На одной странице — основные составляющие бизнеса, которые нужно проработать, чтобы достичь успеха.

Любой инструмент стратегического планирования полезен настолько, насколько умело им пользуются. В каждом есть скрытые ограничения и погрешности, поэтому важно выбрать для себя подходящий. В любом случае такие инструменты — отличный способ упорядочить переговоры и помочь людям, не стратегам по роду занятий, подумать о том, делают ли они правильные вещи в нужное время и в нужном порядке. Проводя семинары, Питер столкнулся с тем, что шаблон бизнес-модели недостаточно заточен на то, чтобы стартапер поставил себя на место клиента и ответственно подошёл к общению с целевой аудиторией. Если вкратце, шаблон не уделяет должного внимания ценностному предложению компании.

Шаблон ценностного предложения — это схема, которая отображает ключевые преимущества товара и показывает, почему люди его покупают. Существует много разных вариантов этого инструмента.

Некоторые из них запатентованы, другие находятся в открытом доступе, третьи опубликованы под публичными лицензиями (Creative Commons).

Из них хорошим можно назвать любой шаблон, который помогает понять клиента, ваше предложение и то, насколько они подходят друг другу.

Определение сентенции и применение в жизни

Схема хороша, но не идеальна.

Команда авторов «Построения бизнес-модели» переименовала проектировщик ценностного предложения образца 2012 года в шаблон ценностного предложения и в 2014 выпустила на эту тему отличную книгу под названием «Разработка ценностных предложений».

Замечания Питера к остервальдовскому шаблону бизнес-модели:

  • Продуктовое предложение недостаточно опирается на маркетинг, копирайтинг и техники убеждения. Шаблон не заставляет пользователя мыслить творчески и честно оценивать себя.
  • Анализ отношений с клиентами недостаточно опирается на поведенческую психологию и наблюдения за покупательским поведением. Шаблон не ведёт к глубокому пониманию клиентов и рождению прорывных, свежих идей.

Я, как и многие другие специалисты, занимающиеся рекламой и стратегией бренда, часто ловлю себя на том, что неподвижно стою посреди супермаркета и смотрю на то, как люди делают покупки. Я могу буквально часами наблюдать за переживаниями и чувствами, которые влияют на обычные, повседневные решения. Даже на самые незначительные покупки людей подталкивает тьма разных соображений. Если вы когда-нибудь съедали пончик, будучи на диете, вы знаете, что не все человеческие решения разумны. Покупательское поведение зачастую иррационально, но это предсказуемая иррациональность. Вот почему я переделал шаблон ценностного предложения, опираясь на поведенческую экономику и психологию выбора. Моделирование человеческого поведения и принятия решений — богатая и разноплановая область для исследований. Более подробную информацию о том, как люди принимают решения, можно найти в книгах «Толчок локтём» (Nudge), «Предсказуемо иррациональное» (Predictably Irrational) и «Влияние» (Influence). Лично я позаимствовал модели из когнитивной психологии и поведенческой экономики.
Определение сентенции и применение в жизни

Новый шаблон побуждает стартаперов исследовать клиента как живого человека. Схема содержит вопросы, ставящие бизнесмена на место покупателя, помогающие проникнуть в мысли и чувства клиента.

Определение сентенции и применение в жизни

Каждый сегмент улучшенного шаблона содержит вопросы, на которые нужно ответить.

В обновлённом сегменте продукта Питер использовал общепринятую маркетинговую связку характеристик и выгод и добавил к ней впечатления (из дизайн-мышления и UX).

Характеристики (отличительные свойства)

Фактическое описание того, как продукт работает и какую пользу приносит. Они служат так называемым «основанием для доверия» ('reasons to believe').

Многие маркетологи, продвигающие товары широкого потребления (FMCG), насмехаются над попытками описать «уникальные» свойства давно известных массовых продуктов. В маркетинге ширпотреба такой подход не работает.

А вот для технологичных устройств и инновационных сервисов ключевые характеристики могут быть важным преимуществом.

ВыгодыТо, чем полезен продукт, как при помощи своих отличительных свойств он облегчает жизнь клиента, доставляя удовольствие или решая проблему.

Выгоды товара — ядро вашего ценностного предложения. Чтобы сформулировать выгоды наилучшим образом, отчётливо представьте себе, как продукт улучшит жизнь клиента.

Впечатления

Отражают чувства, которые вызывает обладание товаром. Этот пункт отличается от свойств и выгод тем, что относится, скорее, к эмоциональным причинам покупки товара. Впечатления — это центральный элемент, который поможет определить позиционирование на рынке и сущность бренда, вытекающую из ценностного предложения.

Сектора, посвящённые покупателю, опираются на нейро-лингвистическое программирование и психологические исследования мотивации. Этот раздел в меньшей степени сфокусирован на «боли» и «выигрыше» клиента, потому что люди так или иначе могут быть мотивированы и тем, и другим.

ЖеланияЭто эмоциональная движущая сила принятия решений, то, кем мы хотим быть, что хотим делать или иметь. Наши желания — обычно здравые (но вдохновляющие) мысли о том, как нам хотелось бы улучшить свою жизнь. Иногда они похожи на грёзы, но от этого не меньше их влияние на реальные поступки. Желания выражают, чего хочет сердце, к чему стремятся чувства.

Допустим, мне нужен автомобиль, чтобы ездить из пункта, А в пункт Б. Но я не хочу «просто ездить», я хочу именно BMW.

  • Потребности
  • Страхи
  • Заменители

Это разумные нужды клиента, которые ему надо удовлетворить. Интересно, что люди не всегда осознают свои нужды. У человека может быть потребность, о которой он ещё не знает.

Дизайнеры называют такие потребности латентными. Например, никто их нас не знал, что нам необходим портативный музыкальный плеер, пока мы впервые не увидели iPod (и, кстати, мы внезапно захотели именно iPod, а не какой-нибудь другой плеер, прекрасный во всех отношениях). Потребности идут, скорее, от головы и говорят больше о рациональных мотивах. Тёмная сторона принятия решений.

Люди боятся сделать ошибку, что-то упустить или потерять — подобным страхам нет числа. Они могут быть мощной движущей силой покупательского поведения и скрытым источником желаний и потребностей. Именно страхи часто становятся неявной причиной того, что никто не покупает вашу штуковину.

Смена любого привычного продукта на новый всегда сопряжена с так называемой «болью переключения». Даже если ваш товар лучше, чем у конкурентов, этих преимуществ может оказаться недостаточно для того, чтобы преодолеть инерцию статуса-кво. Речь идёт не об очевидных, прямых конкурентах: придётся присмотреться к тому, как люди в принципе решают свои проблемы.

Питер включил этот сектор в схему, потому для многих становится открытием, что клиенты — реальные люди, которые живут день за днём и как-то обходятся без нашего продукта всю жизнь. Неважно, насколько товар превосходит предложение конкурентов. Если он не решает проблему лучше, чем другие существующие способы, тогда у вас нет ценностного предложения для реального мира.

Зачастую ключевая находка во время формулирования ценностного предложения звучит как «у нас недостаточно данных, чтобы ответить на вопрос». Это идеальный момент для того, чтобы применить метод экономного эксперимента (lean startup), выйти из офиса и спросить самих покупателей, нынешних и потенциальных, об их желаниях, потребностях и страхах.

Работа над ценностным предложением — отличное коллективное упражнение для кроссфункциональной управленческой команды. Оно позволяет вытащить маркетинговые идеи из людей, которые в обычной жизни маркетингом не занимаются. При этом совершенно необязательно называть такую работу собственно «маркетингом» (люди некоторых профессий с предубеждением относятся к этому термину).

«Склад инноваций» (Innovation Warehouse) — бизнес-ангельский синдикат с коворкингом для членов-инвесторов и стартапов их портфеля. Работа с шаблоном ценностного предложения выявила, что ключевая потребность стартапа — это спокойное и продуктивное пространство.

Определение сентенции и применение в жизни

Пример Value Proposition.

В новом ценностном предложении «Склада инноваций» заметное место заняла продуктивность.В коворкинге как раз сложилась такая продуктивная среда, но её совсем не продвигали в рекламных материалах. Всего-то и нужно было, что начать рассказывать клиентам, как «Склад инноваций» удовлетворит их ключевую потребность.
«Эверноут» перенёс своё ценностное предложение прямиком в маркетинговые материалы. На посадочных страницах описаны отличительные свойства, выгоды продукта и впечатления от его использования. Предложение компании и нужды клиента находятся в полной гармонии.
Определение сентенции и применение в жизни

В основе ценностного предложения «Эверноута» — простота и скорость.

Описание характеристик, выгод и впечатлений от использования продукта отвечает желаниям, соответствует потребностям целевой аудитории и развеивает её страхи. «Эверноут» запустил несколько посадочных страниц для разных продуктов и групп клиентов.

Определение сентенции и применение в жизни

Все составляющие ценностного предложения «Эверноута»отражены на одной посадочной странице.

Текст «Эверноута» можно улучшить, добавив к нему ещё несколько распространённых страхов, таких как потеря данных, необходимость резервного копирования и возможность переноса информации.

Шаблон ценностного предложения можно использовать для тестирования и развития стартапа и проектирования нового продукта.

Инструмент дает возможность:

Помочь людям из разных команд работать вместе.

Проверить предположения о клиентах и приоритетах маркетинга.

Быстро определить копирайтинговый и брендовый посыл (message) для кампаний.

Ценностное предложение не замена брендовой стратегии и копирайтингу. Но если использовать шаблон с умом, вы очень быстро получите готовые к употреблению убедительные сообщения. С помощью шаблона ценностного предложения вы не построите всеобъемлющую стратегию бренда. Схема не содержит элементов долгосрочного сторителлинга, без которых не создать добротный бренд на века. Зато с помощью него можно проанализировать любые ценностные предложения — хоть чужие, хоть свои, как нынешние, так и будущие — для новых товаров или услуг, которые вы ещё только собираетесь вывести на рынок.
Определение сентенции и применение в жизни

Шаблон поможет в кратчайший срок проверить, нужен ли продукт рынку.

Оригинальная статья: Value Proposition Canvas Template, Peter Thompson
Ценностное предложение можно составить по формуле:

Ценностное предложение = Проблема + Решение/Продукт

Если проблема существует и ваш продукт ее решает — значит, у вас есть ценностное предложение. Чтобы составить ценностное предложение бренда, вам нужно ответить на несколько вопросов:

  • Кто ваш потребитель? Составьте сегментированный портрет целевой аудитории.
  • Какую проблему вы решаете? «Боли» клиента, которые вы можете решить.
  • Что вы предлагаете? В чем суть вашего продукта или услуги.
  • Какие выгоды вы предоставляете, в отличие от конкурентов? Ваше уникальное конкурентное преимущество.
  • Как вы подтвердите свои заявления? Приведите факты.

Ответы на вопросы позволят вам сформировать собственное ценностное предложение — вам также пригодится шаблон и пример, описанные выше.

Использование вопросов в шаблоне ценностного предложения

Создание ценностного предложения выглядит следующим образом:

  • Определение выгод и решений проблем потребителя.
  • Формирование ценностного предложения — это должно быть буквально 1 предложение.
  • Проверьте гипотезу на небольшой фокус-группе — 5−10 человек.
  • Доработайте ваше предложение.

Понятно и информативно о ценностном предложении рассказано в лекции наших партнеров, Фонда Развития Интернет-инициатив:

Мы рассмотрели комплексное ценностное предложение, но есть еще отдельные его разновидности. Например — Ценностное предложение работодателя, EVP (Employment Value Proposition) — набор выгод, которые получат сотрудники, работая в вашей компании. Структура такого предложения включает в себя: образ компании, команду, суть работы, размер вознаграждения, условия труда и возможности для карьеры и роста. Также ценностное предложение используется в маркетинге — для формирования маркетингового предложения, уникального торгового предложения или разработки предложения для клиента. Все они — конкретные рекламные сообщения, которые заявляют потребителю какие-либо выгоды, которые он получит при приобретении продукта. А они, как известно, уже сформулированы в ценностном предложении — остается только их использовать.

Источник: https://www.uplab.ru/blog/value-proposition-template/

Значение литературы в жизни человека

Определение сентенции и применение в жизниЛитература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

  • Какова роль, значение литературы в жизни человека?
  • Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.
  • Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение.

Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор.

Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде.

Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов.

Читайте также:  Как перестать быть замкнутым и стеснительным, неуверенным в себе

Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

  1. В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.
  2. Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.
  3. В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/znachenie_literatury/

Проблемы ограничения реституции

Определение сентенции и применение в жизни

В статье анализируется добросовестность приобретателя в качестве условия ограничения реституции. Показано, что последствием недействительного отчуждения, совершенного неуполномоченным лицом, является не только виндикация собственника, но и возможность реституции к приобретателю со стороны контрагента с учетом положений ст. 302 ГК РФ.

Предлагается использовать в российской цивилистике опыт германского гражданского права (абсолютный и относительный запрет на отчуждение имущества) в целях определения природы недействительной сделки. Кроме того, доказывается необходимость учитывать добросовестность приобретателя при любом пороке субъекта.

Изъяны и недоработки в гражданском законодательстве способствуют коллизии таких разнородных юридических явлений, как виндикация и реституция.

Практически неограниченная реституция наряду с ограниченной виндикацией является отчасти следствием непоследовательности законодателя в политике защиты фактического владения.

Негативную роль играет в этом и наличие теоретической и практической возможности у любого заинтересованного лица предъявить иск о применении последствий недействительности в отношении ничтожной сделки.

При ограничениях виндикации иск собственника не будет удовлетворен по основаниям ст. 302 ГК РФ.

До недавнего времени многие юристы высказывали мнение о необходимости сделать возможной выдачу спорной вещи собственнику в порядке реституции (ст. 167 ГК РФ). Так, по мнению В.В.

Ровного, конкуренция между реституцией и виндикацией ограничивается кругом ничтожных сделок, поскольку реституцию по таким сделкам может заявить любое заинтересованное лицо, в том числе и собственник.

В оспоримых сделках конкуренция между реституцией и виндикацией невозможна: виндикация здесь неприменима, так как лицо, утратившее владение своей вещью, утрачивает и право собственности на нее, а вместе с этим и право на виндикацию, в то время как право на реституцию признается лишь для строго определенного круга истцов.

В целях недопущения нарушения принципа ограничения виндикации Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 25 Постановления от 25.02.

1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил: «Если по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество.

Если в такой ситуации собственником заявлен иск о признании недействительной сделки купли-продажи и возврате имущества, переданного покупателю, и при разрешении данного спора будет установлено, что покупатель отвечает требованиям, предъявляемым к добросовестному приобретателю (статья 302 ГК РФ), в удовлетворении исковых требований о возврате имущества должно быть отказано». А.И. Авласевич считает, что подобная формулировка не вполне удачна.

По его мнению, Пленум не разграничил эти два иска и области их применения, а смешал их, санкционировав тем самым применение в этом случае любого из данных исков по выбору собственника, а для ликвидации негативных последствий игнорирования ограничений виндикации при реституции указал, что в случае применения реституции необходимо решать вопрос о добросовестности приобретателя, что, в общем-то, не соответствует закону (ст. 167 ГК РФ).

О.Ю. Скворцов также отмечает некорректность механического переноса правил, относящихся к виндикации, на недействительные сделки. Здесь возникает необходимость выработки соответствующих материально-процессуальных конструкций в рамках правил, посвященных недействительности сделок.

Конституционный Суд РФ принял Постановление от 21.04.2003 N 6-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева».

Коллизия была разрешена в пользу обеспечения стабильности гражданского оборота, прав и законных интересов всех его участников, и прежде всего добросовестных приобретателей.

КС РФ установил следующее: «Поскольку добросовестное приобретение в смысле статьи 302 ГК Российской Федерации возможно только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество, последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация)».

Если следовать от обратного, то, по логике высших судебных инстанций, при установлении судом недобросовестности приобретателя по недействительной сделке становится возможным применять последствия недействительности ничтожной сделки в форме возврата переданного покупателю имущества.

В этой связи возникает необходимость проверки юридической природы притязания, которое собственник вправе заявить третьему лицу — приобретателю по недействительной сделке. Любое заинтересованное лицо, о котором идет речь в п. 2 ст.

166 ГК РФ, не равнозначно любому лицу вообще.

Собственник имущества не является лицом, заинтересованным в применении последствий недействительности сделки, стороной которой он не является, поскольку собственник заинтересован не в реституции между участниками сделки, а в возвращении принадлежащего ему имущества.

К такому же выводу пришел научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа, указывая, что «в качестве заинтересованных лиц, которые в соответствии с п. 2 ст. 166 ГК РФ могут заявлять иски о применении последствий недействительности ничтожной сделки, должны рассматриваться лица, которые непосредственно участвовали в совершении сделки».

Следовательно, поскольку и при реституции, и при виндикации в настоящее время требуется установление условий, предусмотренных ст.

302 ГК РФ, на наш взгляд, более корректно предписать собственнику заявлять в таких ситуациях исключительно виндикацию, а право на реституцию сохранить за сторонами.

При этом виндикационное требование собственника будет соответствовать природе отношений, так как применения последствий недействительности сделки должны просить те третьи лица, которые непосредственно заинтересованы именно в самой реституции.

Собственник, заявляя виндикацию, ничего не потеряет, поскольку в случае удовлетворения виндикационного притязания имущество будет ему возвращено, а если виндикация будет невозможна, то в целях защиты прав добросовестного приобретателя невозможна и реституция.

Иными словами, по справедливому утверждению А.А. Грось, «когда невозможна виндикация, невозможна и реституция; когда виндикация возможна, в реституции нет нужды».

Для любого третьего лица, являющегося титульным владельцем, последствием недействительности сделки должна быть не реституция, а виндикация, на что еще в 1955 году указывал Ю.К. Толстой.

По французскому Гражданскому кодексу продажа чужой вещи неуправомоченным отчуждателем ничтожна (ст. 1599). Учитывая те тяжелые последствия, которые применение данной нормы влечет для покупателя, суды дали ей следующее толкование: «Ничтожность продажи чужой вещи — это относительная ничтожность на пользу покупателя, который только и может ее потребовать».

В отечественной цивилистике, как в дореволюционной, так и в современной, существует такая позиция: поскольку юридическим последствием сделки, совершенной неуправомоченным отчуждателем, будет виндикация, а не реституция, участники такой сделки не вправе заявлять друг другу требования о возврате полученного по сделке.

По нашему мнению, нет смысла устанавливать абсолютный запрет на реституцию между сторонами, поскольку в суде может быть установлена недобросовестность приобретателя либо иные условия виндикации.

Действия, например, отчуждателя, который инициирует реституцию, необходимо расценивать прежде всего как восстановление положения, существовавшего до нарушения.

Правопорядок должен пресекать противоправное имущественное состояние.

Однако в целях защиты прав добросовестного приобретателя, в случае заявления реституции отчуждателем или третьим лицом, непосредственно заинтересованным в реституции, необходимо проверять наличие условий, обозначенных в ст. 302 ГК РФ. Во избежание разночтений будет не лишним предусмотреть подобные правила в законе.

В Германском гражданском уложении существует относительный запрет на отчуждение, который действует лишь на отношения отчуждателя с третьим лицом, а не с приобретателем вещи (например, недействительным будет распоряжение предварительного наследника земельными участками, ссудами и подарками — п. 3 § 2113 ГГУ);

а также абсолютный запрет на отчуждение, когда распоряжение в отношении каждого лица недействительно (например, ничтожным будет распоряжение родителей от имени ребенка без разрешения опекунского суда — § 1643 ГГУ).

Подобный подход можно, по нашему мнению, использовать и в российском гражданском праве, т.е.

необходимо предусмотреть в законодательстве относительный запрет на отчуждение, когда отчуждательную сделку совершает собственник, но его действия при этом нарушают права третьих лиц.

Например, залогодатель без согласия залогодержателя отчуждает предмет залога. Подобные сделки, на наш взгляд, должны признаваться оспоримыми.

Также необходимо установить абсолютный запрет на отчуждение — в отношении ничтожных сделок, совершенных несобственниками, если такие действия прямо запрещены правовым актом. При этом запрет совершать отчуждение несобственнику можно обусловливать основаниями оспоримости сделки, т.е.

оспоримая по своим признакам сделка в сочетании с неуполномоченностью отчуждателя должна трансформироваться в ничтожную, чтобы приобретатель по таким сделкам не ограничивался доказыванием своей добросовестности (статьи 173, 174 ГК РФ), а подтверждал наличие всех условий ст.

302 ГК РФ, поскольку традентом (отчуждателем) является неуполномоченное лицо.

Кроме того, по своей природе такие сделки не могут быть оспоримыми, так как оспоримая сделка действительна до тех пор, пока суд не признает ее недействительной, а значит, до судебного решения право собственности (по логике вещей) считается перешедшим, но оно не может перейти, поскольку неуправомоченный отчуждатель не способен его передать, следовательно, все оспоримые отчуждательные сделки (статьи 173 — 179 ГК РФ) должны совершаться уполномоченными традентами.

Если лица (несовершеннолетние от 14 до 18 лет; субъекты, ограниченные в дееспособности; органы юридического лица с превышением полномочий или юридические лица без лицензий; лица, заключающие сделку в результате совершения насилия, обмана и т.д.) отчуждают чужую вещь без согласия собственника, такие сделки должны квалифицироваться в качестве ничтожных.

Иными словами, когда, например, акционерное общество, превышая полномочия, без согласия общего собрания акционеров отчуждает чужое имущество без согласия собственника этого имущества, то сделка должна быть признана ничтожной в силу двойного нарушения (не получено разрешение на отчуждение ни от общего собрания акционеров, ни от собственника имущества), а потому для пресечения реституции, заявленной, в частности, общим собранием акционеров, приобретателю придется доказывать не только свою добросовестность, как это требуется по ст. 174 ГК РФ, но и другие условия, обозначенные в ст. 302 ГК РФ (возмездное приобретение вещи, выбывшей из владения собственника по его воле).

Безусловно, в этой связи необходимо внести дополнения в статьи 169 и 179 ГК РФ: в случае если виновной стороной сделки окажется несобственник, то именно его имущество должно быть обращено в доход государства, а не те вещи, которые от него получила другая сторона, поскольку они принадлежат третьему лицу.

Читайте также:  Как самостоятельно выбраться из депрессии

В противном случае, во-первых, взыскание будет обращено на чужую собственность, что недопустимо, а во-вторых, в результате передачи в доход государства имущества, не принадлежащего нарушителю, не будет достигнут такой эффект гражданско-правовой ответственности, как дополнительные имущественные лишения.

Справедливости ради обратим внимание на весьма сомнительную избирательность законодателя относительно условий ограничения реституции.

Почему, если орган юридического лица совершает сделку с превышением полномочий, законодатель ставит реституцию в зависимость от наличия недобросовестности другой стороны в сделке, а если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершает без согласия родителей сделку, которая также по своей природе оспорима, то закон позволяет родителям истребовать имущество обратно в любом случае?

Разве приобретатель от несовершеннолетнего лица не может заблуждаться относительно возраста традента, разве не возможно добросовестное приобретение имущества в такой ситуации?

По нашему мнению, во всех подобных случаях необходимо дополнить нормы о недействительных сделках таким препятствием реституции, как добросовестность приобретателя, причем такое извинительное заблуждение должно быть именно ограничением самой реституции, а не только влиять на невозможность привлечения приобретателя к возмещению реального ущерба (абзац третий п. 1 ст. 171 ГК РФ).

При этом оспоримость сделки не должна иметь здесь решающее значение, поскольку лицо в свои 13 лет может ничем не отличаться от 14-летнего молодого человека и эти молодые люди в силу акселерации (внешние физические данные) и по манере поведения, рассуждения (умственное развитие) могут создать впечатление у приобретателя, что они являются совершеннолетними, и если акципиент предпринял все разумные меры по оценке правомерности совершения сделки, то, на наш взгляд, несправедливо и необоснованно приводить стороны в первоначальное имущественное положение.

То же самое может произойти, если сделку совершал недееспособный традент, а приобретатель добросовестно заблуждался относительно дееспособности своего контрагента. Таким образом, все нормы о недействительности сделки, связанные с пороком полномочий субъекта (статьи 171 — 177 ГК РФ), необходимо дополнить правилом о том, что реституция возможна только при недобросовестности контрагента.

Ко всему сказанному следует добавить, что раз реституция по общему правилу носит двусторонний характер, то необходимо ограничить принцип такой взаимности в случае, когда имущество было изъято у добросовестного приобретателя третьим лицом и приобретатель после этого заявляет реституцию о возврате денежной суммы от отчуждателя.

В противном случае при сохранении в такой ситуации синаллагматичности реституции приобретателю придется и вещь передать третьему лицу в результате эвикции, и в соответствии с п. 2 ст.

167 ГК РФ возместить отчуждателю стоимость имущества, которое невозможно возвратить в натуре, что повлечет неосновательную выгоду для неуполномоченного отчуждателя и необоснованные потери для добросовестного приобретателя.

Исходя из выводов, сделанных относительно дискуссионных моментов последствий недействительности сделок, полагаем, что добросовестность приобретателя должна полноценно учитываться не только при виндикации имущества, но и в случае применения реституции, что требует соответствующих дополнений в российское гражданское законодательство.

Д.В. ЛОРЕНЦ

Источник: http://www.blog.servitutis.ru/?p=970

В.П. Иванов. Определение предложения: ранняя миманса и вьякарана

История философии. Вып. 11

  •  – 76 –
  • Определение предложения: ранняя миманса и вьякарана
  • Поводом для написания этой статьи послужила карика из второй книги «Вакьяпадии» Бхартрихари (II.З), в которой автор говорит об отсутствии тождественности подходов к определению предложения-вакьи (vākya) в грамматической школе вьякарана и школе индийской экзегезы миманса:

То, что формулируется в [данной] науке[1] [относительно] исчезновения удатты[2] и т.д.[3], не во всем совпадает с [положениями школы, считающей предложение] членимым [на слова], нуждающиеся друг в друге[4].

При всей близости мимансы и школ грамматики[5], каждая их них по-разному определяет предложение. Почему? Для каких целей вообще понадобилось этим школам выделять предложение-вакью в отдельную единицу? Исходя из каких предпосылок, это делала каждая из школ?

В нашей статье мы обращаемся, прежде всего, к материалу двух основополагающих работ по философии мимансы и индийской грамматике, а именно: «Миманса-сутрам» (МС) Джаймини с комментариями Шабары и «Махабхашье» Патанджали (Мбх) (с инкорпорированными в нее пояснениями-варттиками Катьяяны на сутры Панини). Привлекаются и другие источники.

Понятие предложения в западной языковедческой традиции и термин вакья индийской лингвистики (особенно как его трактует знаменитый индийский грамматист Бхартрихари) полностью не совпадают.

Западное понятие предложения тяготеет к синтаксической или семантической его интерпретации в контексте письменной или устной речи, т.е. оно трактуется как «…

любое – от развернутого синтаксического построения (в письменном тексте от точки до точки) до отдельного слова или словоформы – высказывание (фраза), являющееся сообщением о чем-либо и

– 77 –

рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие»[6].

Из трех семиотических сфер – семантики, синтактики и прагматики западное понятие предложения охватывает в общем случае только первые две, индийское же понятие вакья подчас включает в себя все три сферы, а в контексте лингвофилософских идей Бхартрихари и авторов-грамматистов после него явно выходит и за их рамки и отождествляется универсальной «словосущностью Брахмана», лежащей в основе вещей. Таким образом, предложение относится к сфере лингвофилософской онтологии[7].

Следует сделать оговорку и в отношении перевода понятия лакшана (lakṣaṇa) термином «определение» («definition» – западных переводчиков).

Под индийской лакшаной не следует понимать указание на родо-видовую принадлежность, как это часто имеет место в случае с западным понятием определения, но лишь указание на отличительную черту, в случае с предложением – существенную характеристику его природы (это тоже относится к западной практике определения)[8].

Дать определение такой реалии как вакья в той или иной степени стремились все основные школы индийской философии. Каждая из них вырабатывала свой подход в зависимости от круга стоящих перед ней задач. Наряду с детально разработанными дефинициями, в индийской традиции существовали и достаточно общие, очевидные и, возможно, ранние, определения природы предложения-вакьи.

Так, самым ранним[9] из дошедших до нас определений предложения можно считать взгляд на природу предложения/вакьи как «собрание, соединение» значимых словоформ, отраженный в «Брихаддевата» (II.117) (Bṛhaddevatā)[10], авторство которой приписывается Шаунаке[11].

В этом сочинении вакья характеризуется следующим образом: «предложение – то, что рождается из соединения словоформ»[12].

Из разработок же в области собственно технических определений предложения, самыми ранними, по-видимому, следует считать подходы школ, по сфере своих исследований, оказавшихся наиболее близкими лингвистической проблематике – мимансы и вьякараны. Эти школы, собственно, и возникли из необходимости структурировать и анализировать языковой/речевой материал текста Вед, с одной стороны, и повседневной разговорной практики, с другой. При этом миманса, занималась, прежде

– 78 –

всего, толкованием ритуальных предписаний Вед, осмыслением и структурированием достаточного запутанных процедур древнего ведийского ритуала.

Усилия же грамматической школы были сфокусированы на вопросах сохранения, в первую очередь, формальной стороны священного знания – языка Вед при его передаче в традиции и, в том числе, на выработке общих принципов описания и порождения правильной, нормативной разговорной речи[13].

Миманса

В традиции школы мимансы попытка определить предложение впервые встречается в «Миманса-сутрах», приписываемых Джаймини[14].

Задача, стоявшая перед автором (авторами) МС, по удачному выражению Г.Девастхали, заключалась в том, чтобы «представить в форме системы концепцию Дхармы («религиозно-социального правильного действия». – В.И.), раскрывающуюся через океан Священных текстов, когда их должным образом интерпретируют»[15].

Действительно, основной мотив философии мимансы четко обозначен в первой, вводной сутре МС: «Итак, далее [идет] – исследование Дхармы»[16].

Упомянутый «океан Священных текстов» в контексте мимансы – это комплекс ведийских жертвенных формул (мантр), представляющих собой единый поток слитных текстов – saṃhitā[17] и объяснений к ним, передававшихся изустно в среде различных брахманских фамилий, бывших хранителями шакх – буквально – «ветвей», рецензий Веды.

Эти мантры, часть из которых первоначально, возможно, напрямую и не была связана с ритуалом, хотя и использовалась в нем в модифицированном виде, входили в сложные ритуальные процедуры, где звук, действие и смысл сливались в нерасторжимом единстве и вели к обретению как конкретного результата (того или иного ритуала), так и высшего плода ритуального действия – небес (сварги).

Во второй книге МС (II. 1.35–45) комплекс ведийских мантр делится на три группы: ричи (гимны «Ригведы», выделявшиеся из потока остальных мантр стихотворным размером и цезурой между строфами), саманы (гимны, основной характеристикой которых была мелодия) и яджусы[18] – жертвенные формулы, произносимые без какой-либо паузы и практически беззвучно (методом

– 79 –

упамша) во время того или иного ритуального акта и являющиеся своеобразным сопровождающим комментарием к нему.

Именно в связи с необходимостью определять границы яджусов в рамках слитного произнесения потока этих формул[19] и этим – фрагментировать непрерывный поток ритуальных актов, Джаймини и вводит определение законченного речения/предложения – вакьи, так сказать, «единицы измерения» одного ритуального акта (прежде всего, в его смысловом объеме):

«[Слова, объединенные] единым предметом/смыслом-целью, [образуют] единое предложение-речение, [части которого] требуют друг друга, [когда оно] находится в разделенном состоянии» (МС 2.1.46.)[20]

Главным фактором, объединяющим смыслы отдельных слов, полагалось единство смысла-цели (артхи) – на которую был направлен «вектор» отдельного ритуального действия. Поэтому предложение строится вокруг центральной оси – слова, передающего действие[21].

По словам комментатора МС Шабары[22]: «Назначение мантры — это то, что заставляет помнить о действии или реализации. Без памятования [этого] да не протекает действие»[23](Шабара на МС IV.3.18).

Бхартрихари интерпретирует определение мимансы следующим образом:

[Этой школой] предложение считается [имеющим] единую цель-смысл, [в нем] основное – действие, [указаны] характеристики [последнего]; когда слова [предложения] обособлены, [они] нуждаются друг в друге, [когда же они находятся в соединении], иных [слов] не нужно. («Вакьяпадия» II.4)[24].

Шабара отдельно указывает, что единство смысла-цели – главное условие в предложении – реализуется именно благодаря единству его смысла-назначения (ekaprayojanatvād). В противном случае каждая отдельная словоформа, обладающая своим значением-смыслом, могла бы считаться обособленным высказыванием-предложением – вакьей.

Это единство цели-назначения, относящееся к комплексу слов (к которому в мимансе сводится предложение)[25] и заставляет ощущать взаимную смысловую неполноту отдельных слов как элементов единого предложения.

Поэтому, в определении Джаймини, наряду с условием единства артхи, упомянуто второе важное условие – аканкша (ākāṅkṣa) – буквально «ожидание», взаимная семантическая неполнота слов предложения.

– 80 –

В определении МС отсутствует третья важная компонента определения предложения, о которой говорит Шабара, – саннидхи (saṃnidhi) – следование слов в предложении друг за другом без значительных перерывов в произношении[26]. Объяснение отсутствия данного условия в определении Джаймини в явном виде – очевидно.

Определение предложения у Джаймини, как было показано, носит, прежде всего, утилитарный характер – дать характеристику ритуальным формулам-яджусам с целью отделения в ритуале одного яджуса от другого. Слова в яджусах по самой природе этих формул следуют одно за другим без перерыва.

Поэтому, отдельное упоминание этого условия было излишним[27].

Вьякарана

В традиции грамматики Панини – первый и главный из «триады мудрецов» (мунитрая)[28]

Источник: https://iphras.ru/page51978317.htm

Фразы-шаблоны для исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве.

Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.

Я заинтересовалась … после того, как однажды …

  • Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
  • Актуальность
  • … стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
    Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
    В современном мире … имеет большое значение, так как …
    В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
    Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
    Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
    Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
    Тема является предметом оживленных дискуссий …
    Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
    Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
    В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
    Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем … … всегда вызывало у людей множество вопросов …
    На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
  • Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
  • Новизна
Читайте также:  Рисуночный тест «моя семья». методика интерпретации рисунка

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

  1. Цель работы
  2. Цель работы — выяснить, почему …
    Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
  3. Задачи
  4. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
    Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
    Задачи работы:
    К задачам работы относятся:
    Изучить литературу по теме
    Выяснить значение терминов …
    Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
    Провести опрос / эксперимент / наблюдение
    Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
  5. Сделать выводы о …
  6. ГЛАВЫ
  7. Первая глава (теоретическая)Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это …. … называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А.

в книге «…» дает следующее определение … … — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …

  • При этом необходимо подчеркнуть, что …
  • Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …

  1. Диаграмма показывает …
  2. ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. Выводы по главам
  4. На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
    Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
    Таким образом, мы видим …
    Следовательно …
    Очевидно, что …
    Как видно из всего, сказанного выше …
    Из вышесказанного следует, что …
    Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
    Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
    Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
    В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
    В заключении необходимо отметить …
    Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
    Главный вывод, который я сделал: …
    В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
    Таким образом, мы убедились …
    Все вышесказанное доказывает, что …
    На основании вышесказанного логично предположить, что …
    Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
    Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
  5. Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
  6. ЗаключениеПерспективы дальнейшего исследования
  7. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
    В перспективе было бы интересно …
    На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
    Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

  • Назначение работы
  • Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
    Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
    Работа может представлять интерес для …
    Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
    Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
    Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
  • Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
  • Что дала работа самому исследователю
  • В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
    Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
    В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
    Результаты исследования заставили меня задуматься …
    Больше всего сложностей вызвало у меня …
  • Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Источник: http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlya-issledovatelskoj-raboty/

25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

  • А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
  • Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
  • Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы
Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето! Кто, если не мы? Слушай, страна!
Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

  1. Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
  2. Прочитайте следующий отрывок:
  3. «Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

  • Швед, русский – колет, рубит, режет.
  • Бой барабанный, клики, скрежет,
  • Гром пушек, топот, ржанье, стон,
  • И смерть и ад со всех сторон.
  • А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector